Картина «венера урбинская» — тициан вечеллио

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по МХК на тему: «”Венера Урбинская” Тициана Вечеллио»

Картина

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Картина Описание слайда:

Тициан Вечеллио «Венера Урбинская» Анализ произведения искусства Работа по МХК ученицы 10 класса «А» гимназии № 405 Екатерины Бахваловой Учитель: Н.В. Дудкина Санкт-Петербург, 2013

2 слайд Картина Описание слайда:

Тициан (1488(90) – 1576) Итальянский живописец эпохи Возрождения. По месту рождения (Пьеве–ди-Кадоре в провинции Беллуно, Венецианская республика) его иногда называют да Кадоре; известен также как Тициан Божественный.

Имя Тициана стоит в одном ряду с такими художниками Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья.

Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.

3 слайд Картина Описание слайда:

Одно из известнейших произведений Тициана – «Венера Урбинская» (1538)

4 слайд Картина
5 слайд Картина Описание слайда:

Личные впечатления от произведения Тициана «Венера Урбинская» Эта картина вызывает только положительные эмоции, так как она не содержит многофигурных сцен, резких движений, изображённых на ней, большого количества людей и т.п. Это произведение наполнено спокойствием, умиротворением.

Ведь все, изображённые на ней, находятся в достаточно спокойных позах, если можно так сказать, Венера лежит, собака спит, свернувшись клубочком. Задний план также спокоен, две служанки занимаются нарядами. Художник не использовал ярких красок, все цвета приглушённые.

Он выделил Венеру, она лежит на белом покрывале, сама имеет светлый цвет кожи, и, слегка прикрываясь, создаёт впечатление юной невинности.

6 слайд Картина Описание слайда:

История создания картины Картина была написана Тицианом по заказу герцога Урбинского Гвидобальдо II делла Ровере. Возможно, прототипом Венеры Урбинской послужила юная невеста Гвидобальдо Джулия Варано.

По другой версии, моделью для картины послужила возлюбленная Тициана, которую он изобразил по меньшей мере на трёх полотнах.

Высказывалось также предположение, что на картине могла быть изображена мать Гвидобальдо, Элеонора Гонзага, которое основывается на определённом сходстве между портретом Элеоноры работы Тициана и «обнаженной женщиной», а кроме того на обоих полотнах изображена одна и та же свернувшаяся клубочком собачка.

7 слайд Картина Описание слайда:

«Венера Урбинская» Тициана в поэзии Картина Тициана – «Урбинская Венера»! Прекрасная богиня Здесь изображена, Раскинулась нагая В роскошном интерьере, Но красота Венеры В холсте приземлена. Лежит непринуждённо Красавица на ложе. В руке у героини Увидим мы цветы.

Она русоволоса, С янтарной, тёплой кожей, И кажется – спустилась С небесной высоты. Видны на заднем плане Две женщины-служанки, Которые хлопочут С огромным сундуком… Почти что пять столетий Лежит венецианка, У ног её собачка Свернулась колобком…

Иван Есаулков

8 слайд Картина Описание слайда:

Тициан Венера Урбинская, 1538. Venere di Urbino Холст, масло. 119 × 165 см Уффици, Флоренция Джорджоне Спящая Венера, 1508 – 1510. Картинная галерея. Дрезден

9 слайд Картина Описание слайда:

Художественные особенности картины Тициан представляет молодую венецианку, красавицу с живым взглядом, нежным телом и золотыми волосами. Ее поза напоминает о классическом типе «Венера пудика», то есть «стыдливая», но эта девушка, если чуть и смущается, то вполне сознает свою красоту.

Картина перекликается со «Спящей Венерой» Джорджоне, хранящейся в Дрезденской картинной галерее, но у Тициана в облике богини больше чувственности. Однако эта чувственность обманчива.

Местом действия художник выбрал комнату, где все дышит уютом крепкого дома: на заднем плане служанка ищет что-то в сундуке, а другая смотрит на нее в ожидании.

На окне стоит мирт – символ брачной жизни, на кровати постланы белые простыни и брошены белые подушки, говорящие о чистоте лежащей на них женщины, у ног которой свернулась собачка, символизирующая преданность. Таким образом, скрытый смысл картины надо понимать как супружескую любовь.

10 слайд
11 слайд Описание слайда:

Художественные особенности картины У Тициана женщина держит в руке розы, считавшиеся символом Венеры. Кто бы ни была женщина: Венера или donna nuda, её тело отражает идеал красоты и является эротическим символом эпохи высокого Возрождения.

Высокий лоб, считавшийся символом красоты в средние века, ради которого женщины выщипывали волосы на лбу, перестал быть идеалом. Теперь волосы обрамляют лицо, смягчая его черты.

Излюбленным цветом волос стал не тёмный, как у большинства итальянок от природы, а светлый.

12 слайд Описание слайда:

Художественные особенности картины Почти у всех мифологических фигур, изображённых художниками итальянского Ренессанса, были светлые волосы. Грудь считалась красивой, если она была маленькая, круглая и упругая. Живот женщины Тициан изобразил слегка округленным.

На готических полотнах животы у женщин изображали как правило более выпуклыми. В эпоху Ренессанса живописцы отказались от подобной практики и искали более натуральные формы. Тем не менее живот все равно считался центром женского тела, символом плодородия и продолжения рода.

Уют, покой и умиротворение придает всему полотну спящая у нежных ног Венеры собачка.

13 слайд
14 слайд Описание слайда:

Источники информации https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%A3%D1%80%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F http://www.stihi.ru/2015/01/15/2497 http://art-line.co.ua/creativity/56-tvorchestvo-ticiana.html

Краткое описание документа:

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/rabota-po-mhk-na-temu-venera-urbinskaya-ticiana-vechellio-1154966.html

Тициан картины

Картина Тициан Вечеллио да Кадоре — великий живописец эпохи Возрождения. Тициана ставят наряду с такими живописцами, как Микеланджело и Леонардо да Винчи. Биография этого художника была очень богатой — ещё при своей жизни он удостоился звания Короля живописцев и живописца королей. Кроме того, что Тициан был неповторимым художником, к его заслугам относят открытие некоторых приёмов живописи, которыми пользуются до сих пор художники всего мира – это цветовая лепка формы, различные нюансы краски и пр.

Его картины копировались множество раз, но никому так и не удалось повторить богатство и колорит его красок. Среди почитателей творчества этого итальянского художника Сальвадор Дали, Рембрандт, Веласкес и многие другие именитые художники.  Тициан считался лучшим портретистом своего времени, считалось даже, что быть запечатлённым на полотне Тициана, значит обрести вечное бессмертие.

Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. Умер в Венеции 27 августа 1576 года. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Родился в родовитой семье и первые шаги в искусстве сделал в мастерской мозаичиста Себастьяно Дзукатто.

После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Его клиентами были Карл V, испанский король Филипп II, папа Павел III, правители Мантуи, Феррари, Урбино и другие не менее известные личности.

За свою жизнь Тициан написал  около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. В основном великий художник писал на темы мифологические, аллегорические, портреты, пейзажные мотивы. Если расставить всю его живопись в порядке появления, то можно проследить весь путь осознания художником этого мира.

Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др.

Все эти работы показывают насколько осмысленной стала работа живописца, какое место он отдавал в ней собственному пониманию мира, своим религиозным переживаниям.

Новинки фильмов, музыка, игры и многое другое можно скачать с торрент. Отличный сервис СКОРО поможет вам отыскать и скачать на свой компьютер любой файл.

Тициан прожил долгую жизнь, почти 100 лет и до конца своих дней не выпускал кисть из рук. Даже в последний свой день, в день, когда душа оставила его тело, он рисовал и закончил свою последнюю картину – “Пьета – Оплакивание Христа”.

Картину он подписал – “Тициан сделал” и завещал поместить её в часовне над своим надгробием. По дошедшим сведениям, по завершению этой работы Тициан пожелал накрыть большой стол на множество персон и сидел за ним один. Таким образом он отдавал дань своим друзьям, которые ушли из жизни раньше него.

К последнему ужину Тициан Вечеллио да Кадоре приступить так и не успел…

Живопись Тициана (картины, фрески, гравюры):

Картина

Аллегория времени

Картина

Бахус и Ариадна

Картина

Даная

Картина

Диана и Актеон

Картина

Флора

Картина

Вранческо делла Ровере

Картина

Кающаяся Мария Магдалина

Картина

Любовь земная и небесная

Картина

Мадонна семейства Пезаро

Оплакивание Христа. Пьета (последняя картина Вечеллио Тициана)

Папа Павел III с внуками Фарнезе

Положение во гроб

Портрет Петро Аретино

Портрет Карла V

Портрет молодой женщины

Сизиф

Светская любовь

Святой Себастьян

Тарквиний и Лукреция

Вакханалия

Венера и Адонис

Венера с зеркалом

Венера Урбинская

Виоланта — красавица Гатта

Воспитание Амура

Вознесение Марии

Введение во храм

Юноша с разорванной перчаткой

Любители театрального искусства теперь могут онлайн смотреть всю информацию по спектаклям. Театры Москвы — все премьеры, спектакли, заметки и рецензии, а также актёры и режиссёры. Теперь вся информация доступна по одному клику.

???? Блинцов | 2011-08-9, 07:19 | ???? 1 589

Источник: https://art-assorty.ru/129-zhivopis-ticiana.html

О «венере урбинской»

Картина Относительно недавно, в конце 2000 года в Москве экспонировалась знаменитая картина Тициана «Венера Урбинская», привезенная из флорентийской галереи Уффици. Отдельный зал, предоставленный музеем изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, подчеркивал особый статус этого произведения – к нам приехал не просто очередной раритет, но один из тех немногих шедевров (в ряду которых – «Мона Лиза» Леонардо, «Охотники на снегу» Брейгеля, «Менины» Веласкеса, автопортреты Сезанна), которые сформировали облик европейской живописи Нового времени

Читайте также:  Описание картины эдгара дега "голубые танцовщицы"

Картина

Изображение «Венеры Урбинской» хрестоматийно и хорошо знакомо по репродукциям, но в действительности поражает своей новизной и захватывает нарастающим потоком впечатлений. Воспринимать такую картину можно по-разному. Если рассматривать ее с сюжетной точки зрения, то в качестве важных и, вероятно, главных обстоятельств можно будет отметить, что перед нами – «красавица-венецианка, современница художника, и он изображает ее не на лоне природы[1], а в обычном окружении – в комнате патрицианского дома – на пышном ложе. Ряд деталей – собачка у ног хозяйки, служанки у ларя с одеждой, цветок в проеме окна – создает атмосферу интимности и теплоты.»[2] Символический подтекст образа уточнит тот факт, что прототипом Венеры послужила Элеонора Гонзага, любящая жена герцога Урбинского, по заказу которого в честь 30-летия их свадьбы Тициан написал это полотно. В итоге такого описания будет очерчена тема некоего аллегорического портрета известной аристократки – «домашней богини», олицетворяющей венецианскую роскошь и чувственность. Но это будет тема иллюстративно понятой внешности картины, внешности, которую мы в состоянии скорее узнавать, сообразуясь со своими привычными взглядами на вещи, нежели открывать для себя впервые, ибо, говоря словами Пруста, «реальность, которую нужно отобразить, … заключается не во всем очевидном сюжете, но в той глубине, где эта самая очевидность не имеет значения».[3] Двигаясь с поверхности сюжета по направлению к этой глубине, взгляд становится более внимательным к изобразительной композиции и, отвлекаясь от предметной ситуации, открывает нам иные оттенки образа: «Венера как бы отделена от пространства комнаты, благодаря чему она существует в своем особом мире, где граница идеального и реального оказывается зыбкой…».[4] Здесь подмечен только один из тех основных контрастов, которыми Тициан выстраивал изображение, — контраст двух пространств (условного и конкретного). Но уже их сопоставления достаточно, чтобы увидеть в картине высокую, значительную тематическую линию – взаимоотношения идеального и реального. Вообще же в «Венере Урбинской» мы встречаемся и с затаенными, и с более открытыми, подчеркнутыми контрастами темных и ярко-светлых тонов, теплых и холодных цветов, жестких и мягких контуров, длительных и укороченных ритмов, больших и малых масс, утонченных и простых форм и т.д. Но даже интенсивные контрасты, а также сочетание почти иллюзорной предметности с очевидной условностью не вызывают общего ощущения дробности или искусственности композиции. Контрасты впечатляют, порой кажутся вызывающими, но не раздражают, а скорее активизирует зрение. Они требуют постоянных сопоставлений форм, и эти сопоставления выявляют в изображении какую-то устойчивую внутреннюю логику, которая одновременно и убеждает, и требует осмысления, и как-то незаметно перестраивает глаз на отвлеченный, собственно живописный язык восприятия. Произведения Тициана позволяют, кажется, бесконечно углубляться в природу изобразительного искусства. При этом «Венера Урбинская» одновременно демонстрирует и широту, универсальность его возможностей. К примеру, эффекты объемности здесь не разрушают, но обогащают декоративное единство плоскости холста, а микромир валёрной живописи органично соседствует с макромиром беспредметных знаков.[5] Так тончайшими сочетаниями теплых и холодных оттенков в теле Венеры Тициан создает ощущение постоянных переливов цвета и света, и этот мотив пульсирующего движения не просто моделирует формы тела, но открывает в нем средоточие, дыхание жизни. В то же время над Венерой поднимается черный абстрактный цвет стены, из глухого неподвижного сумрака перерастая в чистый звук напряженной, восходящей из ниоткуда в никуда вертикали. Рядом с этой черной фигурой, подобной силуэту арфы, внешне[6] предметная глубина окна преображается в глубину беспредметную, а проявившаяся отвлеченная композиция черного и голубого открывает сознанию то, что поначалу было доступно лишь ощущению: образ трансцендентного, духовного пространства. Возможно, что подобный вывод не стоило бы формулировать с той степенью определенности, с какой мы можем анализировать композицию классической иконы, образные решения которой каноничны и оттого в значительной мере однозначны[7] в своем толковании. Но, с другой стороны, художественный язык зрелого Тициана был уже настолько точным и продуманным, что «прочтение» его картины может быть не менее ясным, чем «прочтение» строгого текста иконы. Проблема здесь скорее в том, насколько мы подготовлены воспринять то культурное и духовное состояние, в котором пребывал 50-летний Тициан и которое сформировало его художественный язык, а также воспринять ярко выраженное индивидуальное своеобразие этого языка (с одной стороны, оставшееся неповторимым авторским почерком, а с другой, — открывшее новые пути развития европейской живописи). Впрочем, не стоит преувеличивать дистанцию между зрителем и произведением, т.к. все приемы живописи основаны на законах человеческого зрения. Мы можем не осознавать или неверно понимать значение пятен цвета или света, их конфигурацию и контраст, но мы не можем их не ощущать (если только у нас не испорчены глаза). Стереотипы зрительского опыта и, прежде всего, устойчивая привычка узнавать в изображениях предметные подобия искажают и программируют наше восприятие.[8] Но достаточно лишь отвлечься от предметной внешности (а на самом деле – от условности) изображения, чтобы увидеть некую собственно живописную картину и начать воспринимать и анализировать ее черты, на первый взгляд, абстрактные, а по сути – совершенно конкретные. Такое восприятие будет, возможно, субъективным, но более реальным и адекватным. Но вернемся к «Венере Урбинской».

Картина

Поначалу небольшое окно на заднем плане может восприниматься в зрительском сознании скорее как декоративный эпизод, сравнимый с узорами гобелена в углу или с малозаметной, но изящной перекличкой нескольких оттенков серого цвета в плоскостях, выстраивающих пространство интерьера (с той замедленной, оцепенелой перекличкой, которую взгляд противополагает бурному течению, струению форм холодных серых теней в складках белого покрывала и подушек на переднем плане). Но, как мы уже поняли, окно не является одним из периферических эпизодов в композиции «Венеры Урбинской». Изображение окна – это, как правило, особая символическая вставка, «картина в картине». Поэтому, когда Тициан помещает в эту «картину»[9] столь разноплановые предметы (цветок, колонна, далекие деревья), чьи откровенно условные формы напоминают аллегорические атрибуты, мотив окна в сочетании с вышеописанной композицией черного, голубого и вертикали приобретает образ некой метафизической[10] реальности, «где граница идеального и реального становится зыбкой».[11] Так неожиданно, но художественно закономерно условный образ окна становится для нас зримой метафорой того (растворенного в телесной роскоши предметной иллюзии) «особого мира», в котором пребывает Венера. И ее голубые глаза, подобные голубому небу в окне, – не случайное тому подтверждение.

Картина

При этом между предметно видимым пространством изображения и пространством лишь мыслимым, идеальным (но выстроенным в наших впечатлениях искусством художника) возникает такая поэтическая взаимосвязь, которая отличается необычайной легкостью и свободой перехода от восприятия конкретного к созерцанию абстрактного и наоборот. Такую же прозрачность классического стиля можно вспомнить у Пушкина, чьи простота формы, богатство звуков и ясность взгляда не иллюстрировали читателю некие идеи, а возвышали его от обыденности к реальности, из быта в Бытие.

Мы разобрали лишь несколько композиционных и образных черт «Венеры Урбинской». Ее более-менее полное описание потребовало бы целой книги и стало бы настоящим путешествием в мир большого искусства, настолько программным является это произведение. Крайне интересным, с точки зрения познания законов живописи, стало бы сравнение «Венеры Урбинской» с « Венерой» Джорджоне. Ведь Тициан не случайно пошел на прямой повтор существенных черт композиции своего учителя, рискуя впасть в подражание, которое он не мог себе позволить, как творческая личность (даже если таковым было бы желание заказчика). Речь не могла идти и о каком-либо споре или соревновании с рано умершим Джорджоне. Это мог быть только диалог, развитие темы в новой плоскости, актуальной для зрелого Тициана.

Картина

Более широкое исследование поставило бы вопрос и о месте «Венеры Урбинской» в процессе развития живописного метода Тициана, возможно, обозначив это место как некий этап равновесия в движении от более линейных композиций с преобладанием локального цвета («Любовь Небесная и Земная», «Положение во гроб») к произведениям, в которых линия уступает первенство пятну, а цветовая структура становится главным средством выражения («Даная», «Св.Себастьян»).

И все эти исследования не воспроизведут, но лишь осветят своими лучами реальное лицо этой картины.

М.Ю.Тавьев

[1] — Подразумевается сравнение с «Венерой» Джорджоне

[2] — Персианова О.М. «Тициан» (в сборнике «50 биографий мастеров западноевропейского искусства». Л.1968, с.58)

[3] — Пруст М. «Обретенное время», С.-П.2000, с.201

[4] — Маркова В. (из выставочной экспликации в ГМИИ им.А.С.Пушкина)

[5] — Что касается последнего, то он был не столько открыт, сколько подвергнут тотальной демонстрации в начале 20 века. В этом было что-то конкистадорское, насильственное по отношению к другим традициям станковой живописи, которым искусство Сезанна открывало новые пути развития.

Читайте также:  Зеленые любовники, марк шагал - описание картины

[6] — На самом деле предметная глубина здесь скорее иллюзорна: окно расположено значительно выше уровня горизонта, что не дает взгляду следовать вглубь оптического пространства, т.е. в даль. Таким образом, небо не развертывается, а встает перед нами.

[7] — т.е. недвусмысленны, четко сформулированы.

[8] — Естественно, что в каждую эпоху образуется свой круг подобных стереотипов.

[9] — Интересно, что формат (отношение сторон) окна пропорционален общему формату картины, но развернут по вертикали.

[10] — На память приходят образы де Кирико.

Источник: https://history-of-art.livejournal.com/308798.html

Тициан, «Венера Урбинская». Тициан украл Венеру?

В 1538 году Тициан написал для Гвидобальдо II делла Ровере (герцога Урбинского) картину, которой дали имя по титулу заказчика.

Эту был подарок герцога молодой жене, которую звали Джулия Варано. Исторические факты на этом заканчиваются, дальше в различных источниках можно прочитать такое, что иначе как больным воображением это не назовёшь. Искусствоведы усматривают в ней (в картине) и мотив супружеской верности, и намёк на то, что жена должна удовлетворять мужа в постели, и что она должна рожать ему детей.

Что мы видим на картине? Поза красавицы несколько необычна: её голова как бы парит в воздухе, она не лежит на подушке. Вероятно, она только что проснулась и пытается поднять голову.

Пухленькое тельце с едва развитой грудью, слегка увеличенный животик, рука, прикрывающая «милые тайны»… Воплощение соблазна! Очень может быть, что герцог хотел всегда видеть свою жену если не точно такой, то подобной.

Это для неё должно было быть как мастер-модель. И тогда понятно, почему был сделан такой подарок.

Картина производит неизгладимое впечатление. Тёмный, почти чёрный, фон подчёркивает мастерство художника в изображении тела. Тёмно-коричневая занавеска делит поле зрения точно пополам и заканчивается там, где лежит левая рука.

Правее контраст несколько ослабевает: окно с закатным небом, тёмные шпалеры, коричневатый мозаичный пол. На втором дальнем плане белыми пятнами светят одежды служанок: одна стоит на коленях и роется в сундуке, вторая держит наготове платье.

Сейчас богиня встанет и начнёт одеваться — её ждёт вечерний приём гостей (или поездка в гости). Платье уже наготове, но ещё какую-то деталь туалета предстоит достать из сундука.

Из живых существ на полотне есть ещё собачка. Как она «пришла» в картину? Может быть, по привычке. Тициан не один раз её рисовал — и каждый раз в схожих позах.

Вот что новое — так это сундуки и платья. Вряд ли у Тициана была мысль их нарисовать, скорее всего — это прихоть заказчика. Как это истолковать? Как подсказку молодой жене, что надо быть бережливой, что всегда в запасе должно быть приличное одеяние?

(Из этой детали — сундуков — следует вывод: в те времена ещё не было вертикальных платяных шкафов, не было вешалок-плечиков, поэтому всё лежало стопкой, из которой на картине служанка достает подходящий наряд.)

Искусствоведы пишут, что «Венера Урбинская» сходна со «Спящей Венерой» Джорджоне. Весьма вероятно, что заказчик видел картину Джорджоне и указал на неё как на прототип.

Сходство настолько велико, что Тициан вполне мог назвать своё произведение «Венера проснувшаяся» (не исключено, что Тициан не писал голое тело с натуры, а просто переписал, так сказать, телесную часть с картины Джорджоне и заменил только голову и правую руку).

Очередной вопрос, на который искусствоведы пытались дать ответ — с кого была написана Венера? Упоминают знатных дам — от самой жены герцога Джулии Варано до его матери. Есть предположение, что художник заменил голову спящей Венеры на голову своей дочери Лавинии. Сравнение лиц не дает стопроцентной уверенности в этом, но сходство однозначно улавливается.

Для зрителя в картине только один смысл: богиня любви просыпается…

P. S. Есть в этом полотне деталь, не освещённая исследователями, — служанка на коленях.

Если принять во внимание, что всё в картинах несёт явный или тайный смысл, то естественно задать вопрос: зачем в произведении, изображающем богиню любви, надо было нарисовать такую совершенно неромантическую позу, которая достаточно сильно понижает градус «венеричности», сводит картину к жанровой живописи?

Какой-то секрет есть и в том, что платье — белое, оно притягивает взгляд. Линия, проходящая по белым рукавам стоящей женщины и по коленопреклоненной фигуре, приводит к месту, на котором лежит левая рука Венеры. Другая линия, не столь чётко выраженная, проходит от правого плеча до большого пальца левой ноги. Эти линии перекрещиваются в пальцах левой руки!

Что этим хотел сказать Тициан? Может быть, то, что сказал в своё время Александр Сергеевич Пушкин:

Я люблю в Венере грудь, Губки, ножку особливо, Но любовное огниво, Цель желанья моего… Что такое?.. Ничего!..

Ничего, иль очень мало…

Пожалуй, такая композиция подчёркивает само существо Венеры — плотская любовь, плотское желание, плодородие.

Картина Картина Картина

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/74902/

Картины Тициана в вашем доме. Кающаяся Мария Магдалина, Венера Урбинская

«Тициан Вечеллио, согласно «Википедии», итальянский живописец эпохи Возрождения.  

Сегодня мы снова будем говорить о шедеврах, копии которых могут украсить интерьер «ренессанс». Настало время уделить внимание творениям еще одного великого Мастера эпохи Возрождения. Речь пойдет о работах Тициана.

 Имя Тициана стоит в одном ряду с такими художниками Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции».

Если спросить у любителей живописи, какая картина Тициана является наиболее известной, то, как нам кажется, подавляющее большинство ответит: «Кающаяся Мария Магдалина«. И в первую очередь, копию именно этого шедевра захотят увидеть в своем загородном доме его хозяева, делая интерьер в стиле «ренессанс» еще более привлекательным.

Если говорить об описании картины, то хочется отметить, что она написана (согласно порталу «Художественно-исторический музей», smallbay.ru) на сюжет, «весьма характерный для эпохи контрреформации… Взволнованно, почти жадно передает нам художник пышущую красотой и здоровьем фигуру Магдалины, ее прекрасные густые волосы, ее бурно дышащую нежную грудь.

Страстный взгляд полон земной, человеческой скорби. Тициан прибегает к мазку, передающему безукоризненно точно реальные цветовые и световые соотношения. Беспокойные, напряженные цветовые аккорды, драматическое мерцание света и тени, динамическая фактура, отсутствие изолирующих объем жестких контуров при пластической определенности формы в целом создают образ, полный внутреннего движения.

Волосы не лежат, а спадают, грудь дышит, рука дана в движении, складки платья взволнованно колышутся. Свет мягко мерцает в пышных волосах, отражается в подернутых влагой глазах, преломляется в стекле фиала, борется с густыми тенями, уверенно и сочно лепит форму тела, всю пространственную среду картины.

Точное изображение действительности сочетается с передачей ее вечного движения, с ее яркой образно-эмоциональной характеристикой».

Если копия этой картины будет украшать интерьер загородного дома, то наверняка кто-то из гостей поинтересуется, кем была эта женщина, и почему Тициан прославил ее в веках? И здесь у хозяев дома есть шанс блеснуть своими знаниями.

На этот вопрос они могут ответить (и будут совершенно правы), что Мария Магдалина (от названия города Магдала) — личность не выдуманная. Во всяком случае, к такому заключению пришли многие специалисты.

В Предании сказано, что Мария не возвращалась к своей прежней грешной жизни после того, как Господь изгнал из нее грехи. В Евангелии же говорится о том, что после изгнания грехов, Мария стала ученицей Господа и всюду следовала за ним.

Она была на Голгофе и видела, как распяли Христа. Мария — единственная женщина, кто вместе с Богородицей и апостолом Иоанном не убежал после распятия и остался у Креста.

Хотелось бы уделить внимание еще одному творению Тициана, прославившему его в веках. Речь пойдет о картине Мастера «Венера Урбинская«. Копия этого шедевра станет прекрасным дополнением к интерьеру в стиле «ренессанс». Картина Любопытно, что картина, входящая в число бесценных произведений, первоначально (согласно «Википедии) «предназначалась для украшения традиционного в Италии кассоне — большого сундука для хранения свадебного приданого». Вот как источник описывает эту картину: «На переднем плане… в роскошных интерьерах дворца изображена лежащая молодая нагая женщина, которую отождествляют с богиней Венерой. На ней только нескольких украшений — кольцо, браслет и серёжки. Открытый взгляд женщины направлен прямо на зрителя. В правой руке Венера держит цветы, её левая рука прикрывает лоно, образуя центр композиции картины. У ног Венеры спит маленькая собачка. На заднем плане картины справа изображены две служанки, занятые сундуком с нарядами».

Читайте также:  «святое собеседование», себастьяно дель пьомбо — описание картины

Что же касается техники, то об этом источник говорит следующее: «В «Венере Урбинской» нашли своё полное отражение все характерные черты живописи Тициана.

В частности волосы, кожа, меха, цветы, ткани и драгоценные камни переданы художником с натуральностью, близкой к оптическому обману. Картина Этим эстетическим средством, а также сфумато, окружающем тело женщины, Тициан демонстрирует зрителю свой высокий уровень художественного мастерства».

Рассказав все это гостям, изучающим копию картины, хозяева дома могут блеснуть знаниями, сообщив, что «Урбинская» — это не фамилия Венеры, и что свое название полотно получило по названию небольшого города в Италии — Урбино. Именно там жил герцог Гонзаго — заказчик картины,  жена которого позировала Тициану.

Картина

Возможно, кто-то, глядя на картину, скажет, что формы Венеры не соответствуют современным стандартам 90х60х90. Таким людям хочется ответить, что далеко не всё в этом мире определяется стандартами. Тем более, если речь идет о произведении искусства, не имеющем цены.

Сколько наших современников (особенно, современниц) восхищаются  женскими портретами, написанными Борисом Кустодиевым (просим прощения, что сделали переход от художников эпохи Возрождения к живописцу, творившему в первой половине ХХ века), и в то же время соблюдают диету, не желая походить на изображенных Кустодиевым женщин.

Искусство находится в иной плоскости, и сопоставление изображений на полотнах с реальностью выглядит подчас комично.

В следующий раз мы познакомимся с работами еще одного великого художника ренессанса. Разговор пойдет о работах Дюрера, копии которых так же, как и копии картин и скульптур других гениев Возрождения, станут украшением интерьера «ренессанс».

Алексей Каверау

В статье использованы фотографии сайтов: art-in-exile, philaru, artrussia, krilov, fotki.yandex, andreytukanov

Источник: http://www.dkd.ru/design/book/789/

Тициан. Венера Урбинская

Тициан. «Венера Урбинская» . (1538)

Знакомство Тициана Вечеллио (именно таково полное имя художника) с живописью началось рано. Уже в 10 лет он начал проходить обучение в мастерской Джованни Беллини, где и познакомился с Джорджоне, в дальнейшем существенно повлиявшем на его стиль. Живописная манера художников на первых порах была так похожа, что их картины, бывало, даже путали.

Когда Джорджоне умер, Тициан завершил его картину «Спящая Венера».

Джорджоне. «Спящая Венера» (1510)

По сути, он полностью переписал портрет, оставив нетронутыми лишь выражение лица героини и её позу, однако поставить своё авторство на нем отказался. 

Впрочем, образ спящей богини настолько впечатлил Тициана, что позднее он вернулся к нему в картине «Венера Урбинская».

В отличие от Венеры с полотна Джорджоне, Венера Тициана не спит. Она возлежит на ложе, игриво склонив набок златокудрую голову и взирает на нас задумчивым и томным взглядом. 

Советский искусствовед М. В. Алпатов, сравнивая две картины, писал:

«…пышная нагота к Тициана также закономерно сменяет девственно-целомудренную наготу Джорджоне, как цветущее лето сменяет робкую весну…»

До сих пор идут споры, кого всё-таки изобразил художник на картине.

Это могла быть его любовница, черты которой явственно заметны в ряде других портретов («Девушка в меховой накидке», «Портрет молодой женщины в шляпе с пером»).

Тициан. «Девушка в меховой накидке» – один из возможных прототипов Венеры Урбинской. (1535)

Однако также вполне вероятно, что на картине представлена молодая невеста Гвидобальдо II делла Ровере, заказавшего картину. 

В этом случае она является аллегорией брака и супружеской любви. Раскованная, но в то же время целомудренная поза девушки напоминает о выполнении супружеского долга в браке, в то время как изображенные на заднем плане служанки достают из сундука ее приданое.

Существует также мнение, что на портрете изображена мать Гвидобальдо II Элеонора Гонзага, однако возраст и знатное положение последней, скорее всего, исключают такую возможность.

Тициан. «Портрет Элеоноры Гонзага» (1536-1537)

Картина «Венера Урбинская» несёт в себе двойной смысл.

С одной стороны, она предельно эротична. Женщина на ложе держит в руке цветы шиповника (дикой розы), которые издавна выступали символом женской красоты.

  • В Древнем Риме роза почиталась цветком Венеры.
  • В Средние века цветок розы представлял собой аллегорию земной, чувственной любви.

С другой стороны, маленькая собачка, спящая в ногах красавицы, олицетворяет супружескую верность. Символом благочестия является так же и дерево мирта, стоящее у раскрытого окна…

Эротизм и целомудрие, слитые на картине в облике юной Венеры, отражают господствовавшие в то время взгляды. Наибольшее восхищение вызывала та, что обладала превосходным телом, однако оставалась преданной и верной женой своему супругу.

Впрочем, кем бы ни была изображённая Тицианом красавица и что бы не олицетворяла собой, облик её считался идеальным в эпоху итальянского Возрождения: округлое лицо, обрамленное прядями золотых волос, безупречное тело, маленькая упругая грудь…

Именно такую женщину считали привлекательной, именно такой мечтали обладать…

Впрочем, мнения о «Венере…» были разными. В конце XIX века Марк Твен говорил, что такая картина «где угодно покажется чересчур забористой, и уместна она разве только в общедоступной публичной галерее».

Пожелания писателя сбылись. В настоящее время картина Тициана хранится в галерее Уффици – одном из старейших музеев Европы.

  • Поставьте ????, если статья показалась Вам интересной.
  • Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)
  • Сандро Боттичелли. Рождение Венеры
  • Диего Веласкес. Весть о супружеской измене

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d31524131878200ad1dc4a3/5d628279f73d9d00adeb9eff

Венера Урбинская: любопытные и спорные факты о впечатляющем шедевре Тициана

Венера Урбинская. Тициан, 1538 год. | arts-dnevnik.ru.

Итальянский живописец эпохи Возрождения Тициан начал писать картины с 10 лет и делал это вплоть до самой смерти в возрасте 99 лет. Все это время основной идеей большинства его работ являлось воспевание женской красоты. Одним из шедевров художника является картина «Венера Урбинская». Это полотно вызвало немало споров о том, кто же позировал мастеру, и не украл ли он сюжет у своего друга.

Портрет девушки (Лавиния). Тициан, 1545 год. | rushist.com.

Эту картину Тициан писал по заказу Гвидобальдо II делла Ровере, герцога Урбинского. Полотно должно было стать подарком его молодой супруге. Прекрасная Венера лежит в богатых покоях, ожидая, пока служанки выберут для нее платье.

Искусствоведы спорят, кто же позировал для Тициана. Некоторые усматривают в облике Венеры черты лица дочери Тициана Лавинии. Однако сомнительно, чтобы художник предложил дочери позировать обнаженной, уж слишком он оберегал ее честь. Отец целых шесть лет выбирал супруга для Лавинии.

Элеонора Гонзага. Тициан, 1538 год. | ru.wikipedia.org.

Другие находят сходство с матерью герцога Урбинского Элеонорой Гонзагой. На портрете с ее изображением и картине с Венерой можно увидеть одинаковую собачку. Но и эта версия весьма сомнительна, т. к. аристократка не согласилась бы обнажиться перед художником.

Еще одной претенденткой на роль Венеры называют особу, которая часто наведывалась к Тициану в период, когда он писал картину. Более того, ее облик можно рассмотреть еще на нескольких полотнах живописца. Мастер хотел изобразить идеальную божественную красоту, поэтому, скорее всего, Венера Урбинская – это собирательный образ.

Заимствованный сюжет?

Венера спящая. Джорджоне, 1510 году. | arts-dnevnik.ru.

За 28 лет до написания «Венеры Урбинской» художником Джорджоне была создана подобная картина «Спящая Венера». Но живописец не успел ее завершить т. к. скончался от чумы. Тициан завершил картину, а спустя время написал свою.

Некоторые обвиняют художника в том, что он украл сюжет у своего друга, однако изображение женщин в такой позе во времена Тициана было распространенной практикой. Обе Венеры схожи только позами и не более.

Советский искусствовед Михаил Алпатов оценивал эти две картины так: «Пышная нагота у Тициана так же закономерно сменяет девственно-целомудренную наготу Джорджоне, как цветущее лето сменяет робкую весну».

Венера Урбинская как вдохновение для Эдуарда Мане и Франсиско Гойи

Изображение нагого тела в эпоху Возрождения позволялось, только если на картине была богиня. После Тициана это негласное правило соблюдали художники еще много десятилетий. Традицию нарушил Франсиско Гойя. Он написал обнаженной испанскую горожанку. Картина создавалась тайно, по заказу высокопоставленного министра, т. к. изображение наготы запрещалось церковью.

Олимпия. Эдуард Мане, 1863 год. | nevsepic.com.ua.

Эдуард Мане тоже вдохновился шедевром Тициана и написал свою Олимпию. Но публика не приняла ее. Ведь на картине изображалась вовсе не богиня, а девица легкого поведения. Более того, там же изображена темнокожая служанка с цветами от клиента.

Тициановская красота

Любовь небесная и Любовь земная. Тициан, ок. 1514 г. | kulturologia.ru.

Если обратить внимание на итальянские шедевры эпохи Возрождения, то красавицы на них сплошь блондинки, хотя жительницы Апеннинского полуострова от природы темноволосые. Чтобы приобрести светлый оттенок, модницы шли на хитрость: они втирали в волосы специальную мазь с лимоном и отправлялись под палящие лучи солнца. Темная копна выгорала и становилась гораздо светлее.

На картинах Тициана женщины изображены со светлыми волосами. Даже сегодня существует оттенок, который называют «тициановским».Автопортрет. Тициан. 1562 год. |Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/020917/35838/

Источник: https://wowavostok.livejournal.com/7083362.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector