Картина «сныть-трава. парголово», шишкин, 1885

Картина Трудно представить, что великий русский художник-пейзажист Иван Иванович Шишкин (1832-1898 гг.) писал цветы.

Все мы знаем Шишкина как создателя великих полотен о русском лесе. Шишкин писал корабельные сосны, могучие дубы, непроходимые лесные чащи. Но вглядитесь повнимательнее в картины Ивана Шишкина. Влюбленный в лес, в русскую природу, художник не мог не писать того, что находится под ногами — лесные и полевые цветы, неприметная травка.

Конечно, Шишкин не писал ярких красивых садовых цветов. Он любил лес, а не сад. На своих полотнах он изображал дикорастущие полевые, луговые и лесные цветы. И они не менее ценны и красивы. Почему-то вспомнились строки Анны Андреевны Ахматовой:

  • «Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора,
  • Как лопухи и лебеда».

Для истинного живописца не бывает больших и малых сюжетов. Все имеет значение в гармоничном мире природы. Любая травинка, сорняк, маленький лесной цветок достойны того, чтобы их тоже запечатлели на холсте. Известный русский критик В.В. Стасов называл Шишкина «царем леса». Он писал о художнике: «Шишкин — художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русско дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он — единственный». Я думаю, что никто из художников не писал лучше Ивана Шишкина дикорастущие лесные, полевые и луговые цветы.

Картина И. Н. Крамской. Портрет художника И. И. Шишкина, 1873, Третьяковская галерея, Москва.

Иван Иванович Шишкин был плодовитым художником. Его творческое наследие огромно. Он оставил нам не только законченные картины, но и десятки тысяч рисунков, этюды. Порой этюды Шишкина пользуются большей любовью и популярностью, чем законченные картины. Даже Павел Михайлович Третьяков покупал у Шишкина этюды для своей галереи. Иван Шишкин родился в городе Елабуге Вятской губернии (в настоящее время это территория республики Татарстан). В Елабуге сохранился дом, в котором жила семья Шишкина. Сейчас в нем находится Дом-музей И.И. Шишкина, это персональный музей художника, в его экспозиции находится несколько полотен Ивана Шишкина. На протяжении своей жизни художник неоднократно приезжал на малую родину, и многие его пейзажи написаны в окрестностях Елабуги. Картины Шишкина «разбросаны» по всему миру. Они выставлены в художественных музеях Москвы, Санкт-Петербурга, городов России, стран СНГ, многие попали в частные собрания, в том числе и в Европе, США. Больше всего полотен Ивана Шишкина находится в Русском музее Санкт-Петербурга.

Картина Рожь, 1878. Третьяковская галерея, Москва.

Шишкин нашел сюжет для этой картины на родине, под Елабугой. Обратите внимание на проселок на переднем плане, заросший полевыми цветами. Над землей летят ласточки, в воздухе слышно гудение шмелей, опыляющих цветы. Картина буквально «звучит» и «пахнет».

Картина На опушке соснового леса. 1882 г. Художественная галерея, Львов.

Картина Женщина под зонтиком на цветущем лугу. 1881 г.

Картина Дорога во ржи. 1866 г. Этюд.

Картина На опушке. 1885 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

  1. Картина В еловом лесу.

Картина Лесная чаща. 1874 год.

Картина Лесная чаща. 1894 год.

Дети в лесу.

Цветы на опушке леса 1893 г. Частное собрание.

Лесная поляна. Конец 1980-х — начало 1890-х годов.

Папоротники в лесу. Сиверская. 1883 г. Дом-музей И.И. Шишкина, Елабуга.

Уголок заросшего сада. Сныть-трава. 1884 г. Частное собрание.

Цветы в лесу, 1877 г.

Бумага, итальянский карандаш. Третьяковская галерея, Москва. Дар автора в 1893 году.

Цветы у забора. Середина 1880-х гг. Частное собрание.

Сныть-трава. Парголово. 1884-1885 гг. Частное собрание.

Сныть-трава. Этюд. Частное собрание.

Травки. Этюд. 1892 г. Частное собрание.

Лопухи. Конец 1880-х гг. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

Мать-и- мачеха. Этюд. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Полевые цветы у воды. Этюд 1889-1890 гг. Дом-музей И.И. Шишкина, Елабуга.

У калитки. Сиверская. 1874-1883 гг. Частное собрание.

В Сиверской. 1896 г.

Сжатое поле. Полесский пейзаж 1884 г. Дом-музей И.И. Шишкина, Елабуга.

Интересное по теме:

Источник: http://floribunda.ru/?a=200

Шишкин Иван Иванович (1832-1898)

Картина Шишкин Иван Иванович (1832–1898) Крамской И.Н. Портрет И.И. Шишкина. 1873 [Электронный ресурс] / И.Н. Крамской. – Режим доступа :http://www.esacademic.com/pictures/eswiki/73/Iwan_Nikolajewitsch_Kramskoj_004.jpg
Картина Березовая роща. 1896 Шишкин И.И. Березовая роща [Изоматериал] / И.И. Шишкин // Иван Шишкин / [отв. ред. : Н. Надольская; авт. текста : В. Манин]. — М., 2000. – С. 18.
Картина В лесу графини Мордвиновой. 1891 Шишкин И.И. В лесу графини Мордвиновой [Изоматериал] / И.И. Шишкин // Иван Шишкин / [отв. ред. : Н. Надольская; авт. текста : В. Манин]. — М., 2000. – С. 32–33.
Картина Деревья. 1890 Шишкин И.И. Деревья [Изоматериал] / И.И. Шишкин // Иван Шишкин / [отв. ред. : Н. Надольская; авт. текста : В. Манин]. — М., 2000. – С.46–47.
Картина Дождь в дубовом лесу. 1891 Шишкин И.И. Дождь в дубовом лесу [Изоматериал] / И.И. Шишкин // Иван Шишкин / [отв. ред. : Н. Надольская; авт. текста : В. Манин]. — М., 2000. – С. 60–61.
Картина Дубовая роща. 1887 Шишкин И.И. Дубовая роща [Изоматериал] / И.И. Шишкин // Иван Шишкин / [отв. ред. : Н. Надольская; авт. текста : В. Манин]. — М., 2000. – С. 37.
Картина Дубовый лесок в серый день. 1873 Шишкин И.И. Дубовый лесок в серый день [Изоматериал] / И.И. Шишкин // Иван Шишкин / [отв. ред. : Н. Надольская; авт. текста : В. Манин]. — М., 2000. – С. 42.
Картина Дубы Петра Великого в Сестрорецке. 1886 Шишкин И.И. Дубы Петра Великого в Сестрорецке [Изоматериал] / И. И. Шишкин // Иван Шишкин / [отв. ред. : Н. Надольская; авт. текста : В. Манин]. — М., 2000. – С. 36.
Картина Дубы. Вечер. Этюд для картины Дубовая роща. 1887 Шишкин И.И. Дубы. Вечер. Этюд для картины Дубовая роща [Изоматериал] / И.И. Шишкин // Иван Шишкин / [отв. ред. : Н. Надольская; авт. текста : В. Манин]. — М., 2000. – С. 38–39.
Картина Еловый лес. 1892 Шишкин И.И. Еловый лес [Изоматериал] / И.И. Шишкин // Иван Шишкин / [отв. ред. : Н. Надольская; авт. текста : В. Манин]. — М., 2000. – С. 31.
За грибами. 1870 Шишкин И.И. За грибами [Электронный ресурс] / И.И. Шишкин. – Режим доступа :http://www.territa.ru/_ph/947/265277198.jpg
Заросший пруд у опушки леса. Сиверская. 1883 Шишкин И.И. Заросший пруд у опушуи леса [Изоматериал] / И.И. Шишкин // Иван Шишкин / [отв. ред. : Н. Надольская; авт. текста : В. Манин]. — М., 2000. – С. 25.
Корабельная роща. 1898 Шишкин И.И. Корабельная роща [Изоматериал] / И.И. Шишкин // Иван Шишкин / [отв. ред. : Н. Надольская; авт. текста : В. Манин]. — М., 2000. – С. 62–63.
Лес в инее. 1890 Шишкин И.И. Лес в инее [Изоматериал] / И.И. Шишкин // Иван Шишкин / [отв. ред. : Н. Надольская; авт. текста : В. Манин]. — М., 2000. – С. 49.
Лесная глушь. 1886 Шишкин И.И. Лесная глушь [Изоматериал] / И.И. Шишкин // Иван Шишкин / [отв. ред. : Н. Надольская; авт. текста : В. Манин]. — М., 2000. – С. 24.
Лесные дали. 1884 Шишкин И.И. Лесные дали [Изоматериал] / И.И. Шишкин // Иван Шишкин / [отв. ред. : Н. Надольская; авт. текста : В. Манин]. — М., 2000. – С. 54–55.
Папоротники в лесу. Сиверская. Этюд. 1883 Шишкин И.И. Папоротники в лесу. Сиверская. Этюд [Изоматериал] / И.И. Шишкин // Иван Шишкин / [отв. ред. : Н. Надольская; авт. текста : В. Манин]. — М., 2000. – С. 40.
Прогулка в лесу. 1869 Шишкин И.И. Прогулка в лесу [Изоматериал] / И.И. Шишкин // Иван Шишкин / [отв. ред. : Н. Надольская; авт. текста : В. Манин]. — М., 2000. – С. 21.
Рубка леса. 1867 Шишкин И.И. Рубка леса [Изоматериал] / И.И. Шишкин // Иван Шишкин / [отв. ред. : Н. Надольская; авт. текста : В. Манин]. — М., 2000. – С. 19.
Сныть-трава.Парголово. Этюд 1884–1885 Шишкин И.И. Сныть-трава. Парголово. Этюд [Изоматериал] / И.И. Шишкин // Иван Шишкин / [отв. ред. : Н. Надольская; авт. текста : В. Манин]. — М., 2000. – С. 56.
Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии. 1872 Шишкин И.И. Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии [Изоматериал] / И. И. Шишкин // Иван Шишкин / [отв. ред. : Н. Надольская; авт. текста : В. Манин]. — М., 2000. – С. 28–29.
Утро в сосновом лесу. 1889 Шишкин И.И. Утро в сосновом лесу [Изоматериал] / И.И. Шишкин // Иван Шишкин / [отв. ред. : Н. Надольская; авт. текста : В. Манин]. — М., 2000. – С. 58–59.
Читайте также:  Описание картин саврасова, биография художника

Источник: https://www.booksite.ru/rusles/42_67.html

Читать

Annotation

Иван Иванович Шишкин (1832—1898) — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы.

  • Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894—1895) Академии художеств.
  • Оглавление
  • Введение
  • Учеба
  • Идея земного блага
  • Величественная панорама России
  • Ширь лесов
  • Лирика
  • Вершины
  • Человек-школа
  • Завершение

Хроника жизни И. И. Шишкина

Полдень. В окрестностях Москвы. 1869

Рожь. 1878

Лесные дали, 1884

Сныть-трава. Парголово. ЭТЮД. 1884-1885

  1. Утро в сосновом лесу. 1889
  2. Дождь В дубовом лесу. 1891
  3. Корабельная роща. 1896

Указатель произведений И. И. Шишкина

  • notes
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • Оглавление
  1. Виталий Манин
  2. Шишкин
  3. Введение

Шишкин на фоне пейзажа — так изобразил художника Иван Крамской на портрете, написанном в 1873 году. Художник — вполне реальное лицо, некий путешественник в поисках нельстивых природных мотивов, а пейзаж весьма условен.

Едва намеченный и наверняка не шишкинский, он служит лишь фоном, вовсе не характеризующим замечательного живописца.

Мы попробуем увидеть фигуру Шишкина не на фоне реального ландшафта, а в связи с русским пейзажем второй половины XIX века.

Иван Крамской Портрет художника Ивана Ивановича Шишкина. 1873 Государственная Третьяковская галерея, Москва

Поэтично ли творчество Шишкина? Безусловно. Художник обладал мужественной поэзией, что выразилось в изображении мощной и суровой русской природы, сумрачных и диких лесов. Шишкинская поэзия специфична, ни на что не похожа, и, видимо, поэтому ее своеобразие затрудняло разгадку и оценку творчества художника.

При таком повороте речи, естественно, встает вопрос о характере поэтичности. Почему в ней отказывали Шишкину? Был ли он имитатором или ему дано было природой нечто, что сделало его художником? Обо всем этом ниже. А сейчас вспомним, что произведения Шишкина не были обделены вниманием и при его жизни, и долго после нее.

Читайте также:  Картина "больная", поленов - описание

Его популярность устойчива и широка. Она же, видимо, сыграла с Шишкиным злую шутку: благодаря необычайной восприимчивости публикой его искусства, оно стало восприниматься как банальность.

В 1930–1950 годы ни один вокзальный ресторан или провинциальный дом культуры не обходился без примитивных и бездарных копий его картины Утро в сосновом лесу. Выпускались конфеты, на обертке которых воспроизводилась та же картина. Между тем хорошие репродукции произведений Шишкина не издавались.

Таким образом, опошлялось творчество, достойное трезвого и беспристрастного суждения. Искаженное представление об искусстве мастера вошло в сознание наших современников: стало почти хорошим тоном криво улыбаться при упоминании имени Шишкина.

Дубки. Фрагмент. 1886 Государственная Третьяковская галерея, Москва

Учеба

Иван Иванович Шишкин родился 13 января 1832 года в Елабуге — глухой российской провинции. Его отец был купцом, человеком достаточно культурным.

В 1844 году Шишкина определили в мужскую гимназию Казани, об учебе в которой можно было бы и не упоминать, ибо из четвертого класса он ушел, если бы не произошедшее там знакомство с другим учеником — Александром Гине, ставшим впоследствии, как и Шишкин, известным пейзажистом.

Свое влечение к искусству молодой Шишкин удовлетворил, поступив в августе 1852 года в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где до января 1856 года обучался под руководством Аполлона Мокрицкого.

Об этом художнике следует сказать особо. Мокрицкий не был пейзажистом. Областью его творчества был портрет.

Однако отношения заботливого учителя и послушного ученика сохранялись и в период обучения Шишкина в петербургской Академии художеств.

Будучи академиком, Мокрицкий придерживался строгих правил рисунка и построения формы, то есть того, что молодой его выученик прочно усвоил на всю жизнь. Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового.

В одном из своих писем Мокрицкий наставлял Шишкина — уже ученика Академии художеств — казалось бы, о противоположном: «Трудитесь и думайте более о предмете, нежели о „способе“»[1]. Это поучение прочно вошло в творчество Шишкина.

Мокрицкий обращал внимание на то, «что» изображать, Крамской в дальнейшем считал это недостаточным и предлагал задуматься над тем, «как» изображать.

Предостерегая ученика от использования чужой манеры, Мокрицкий рассматривал ее не в качестве индивидуального свойства художника, а как клишированную особенность изображения натуры. При таком понимании манера утрачивала свой смысл, и Шишкин в дальнейшем отказался от нее в пользу разнообразного и вечно меняющегося натурного видения.

  • Вид в окрестностях Петербурга. 1865 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Скалы на острове Валаам. Кукко. 1859 Государственная Третьяковская галерея, Москва

Четыре года Шишкин прожил в Петербурге, обучаясь в Академии художеств у Сократа Воробьева, слабого художника, сына талантливого пейзажиста Максима Воробьева.

На этюды студенты выезжали на Лисий Нос, в Дубки, на легендарный остров Валаам; по сути дела, этюдная практика окончательно сформировала Шишкина-рисовальщика. В 1857 году он получил малую серебряную медаль за четыре рисунка, в которых показал себя виртуозом.

В том же году был награжден второй малой медалью, а в 1858 году получил большую серебряную медаль за три рисунка и восемь этюдов, исполненных на Валааме. Малая золотая медаль была присуждена за картину Вид на острове Валааме (1858).

В следующем, выпускном, 1860 году Шишкин получил большую золотую медаль за картину Вид на острове Валааме. Местность Кукко и тем самым заработал право на заграничную командировку.

Уже в этот студенческий период Шишкин внес много нового в пейзажный жанр, существенно повлияв на его дальнейшую эволюцию. Это направление возникло из штудий на природе, из этюдного подхода к предмету изображения.

Не только Шишкин, но и другие пейзажисты склонялись к подобному частному, близкому к натуре, освоению природы. Этот принцип заметен и в раннем творчестве Алексея Саврасова (Вид в окрестностях Ораниенбаума, 1854; Дубы, 1855; Летний день.

Деревья на берегу реки, 1856). Кажущаяся бесстрастность натуры коснулась Шишкина в его академическом творчестве (Камни в лесу. Валаам, 1859 или 1860; Вид на острове Валааме, 1858; Вид на острове Валааме. Кукко, 1859–1860).

Множество рисунков и гравюр второй половины 1850-х годов сделаны на основе такого же метода.

Вид на острове Валааме. Этюд. 1858 Киевский музей русского искусства

Читайте также:  Скульптуры в праге

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=560719&p=10

Описание картины Сныть-трава. Парголово – Иван Шишкин

Этюд “Сныть-трава. Парголово” одно из многочисленных “упражнений” великого мастера пейзажа. Перед нами запущенный уголок дачного сада, заросший сныть-травой.

Само название “сныть-трава” может рассказать о многом.

Ведь слово “сныть” не что иное, как видоизмененное русское слово “снедь” . Это растение и правда в давние времена служило пищей для наших предков… Солнечный свет, живописные заросли травы, дачный забор – вот и все нехитрое содержание картины.

Почему же трудно оторвать взгляд от этой работы Шишкина? Ответ прост: оставленный вниманием человека, этот небольшой уголок прекрасен своей простотой и естественностью. Там, за забором, иной мир, измененный человеком в угоду своим потребностям, а здесь природе случайно даровано право быть самой собой…

В этом магия работы, ее гениальная простота.

(No Ratings Yet) Loading…

Еще картины:

  1. Лесные дали – Иван Шишкин В этой картине художник изливает свою любовь к родному краю. Она – яркое свидетельство того, почему Шишкина называют “царем леса”…….
  2. Лесная поляна (Полянка) – Иван Шишкин В обширной коллекцией шишкинских работ казанского музея “Полянка” представляет собой произведение, характеризующее создателя эпического пейзажа, певца русского леса с новой……
  3. Сосновый лес – Иван Шишкин На картине мы видим залитый летним солнцем уголок соснового леса. Выбеленные солнечным светом песчаные дорожки указывают на то, что неподалеку,……
  4. Полдень. В окрестностях Москвы – Иван Шишкин В истории русского искусства эта картина обойдена вниманием исследователей, а между тем она стала вехой в истории русского пейзажа. Надо……
  5. Прогулка в лесу – Иван Шишкин Картина “Прогулка по лесу”, написанная Иваном Шишкиным в 1869 году очень красочна, она полна летнего солнечного тепла и позитива. В……
  6. Зима – Иван Шишкин Картина Ивана Шишкина “Зима” относится к позднему периоду творчества художника-пейзажиста, который давно мечтал изобразить зимний лес с замерзшими деревьями и……
  7. На покосе в дубовой роще – Иван Шишкин Коллекция казанского музея произведений Ивана Ивановича Шишкина дает яркое представление о художественном наследии выдающегося пейзажиста, особенностях образного строя его работ……
  8. Молодые сосенки у песчаного обрыва. Мери-Хореи по финляндской железной дороге – Иван Шишкин “Финские” – в данном случае название условное. Северная природа – это огромная тема в творчестве Шишкина. Это и Валаам, и……
  9. Березовая роща – Иван Шишкин Трудно представить себе русскую живопись без картин Ивана Шишкина, утверждающих величие родной земли нашей. Часами можно стоять у этого полотна,……
  10. Из окрестностей Гурзуфа – Иван Шишкин Солнечный Крым всегда влек к себе художников – они ехали туда за новыми художественными ощущениями, за новыми красками. В Крыму……
  11. Осень – Иван Шишкин В работе “Осень” Шишкин использовал закрытый тип композиции, для которого характерно удерживать внимание зрителя в пределах заданного ограниченного пространства. Формат……
  12. Лесная глушь – Иван Шишкин В 1872 году активно развивается талант И. И. Шишкина. Как раз в это время формируются его взгляды на искусство. В……
  13. Вырубленный лес – Иван Шишкин Шишкин, считая рисунок главным источником и средством познания натуры, был неутомимым рисовальщиком. Он оставил нам десятки тысяч рисунков. Еще во……
  14. Сосны, освещенные солнцем – Иван Шишкин Шишкин Иван Иванович один из известных русских художников, живописцев, пейзажистов много работал с этюдами. Так, он пытался решить разнообразные задачи……
  15. Сестрорецкий бор – Иван Шишкин Иван Иванович Шишкин, как никто из пейзажистов, сумел запечатлеть в своих полотнах и характер русского народа и облик национальной природы…….
  16. Дождь в дубовом лесу – Иван Шишкин Иван Иванович Шишкин не просто выдающийся художник, но, прежде всего, великий мастер пейзажной живописи. Больше всего художник любил создавать лесные……
  17. Осенний пейзаж – Иван Шишкин Насколько многогранна русская природа! Каждое время года неповторимо, красиво по-своему. Смена сезонов всегда приносила неизменное вдохновение и поэтам, и художникам…….
  18. Перед грозой – Иван Шишкин Шишкин признан одним из известных русских художников 19 века, который получил мировую славу благодаря пейзажам. Самой известной картиной этого художника……
  19. Ручей в березовом лесу – Иван Шишкин Замечательная работа И. И. Шишкина “Ручей в березовом лесу” написана пейзажистом в 1883 году. В настоящее время картина находится в……
  20. Утро в сосновом лесу (Три медведя) – Иван Шишкин На отечественных просторах вы не найдете второго такого “хитового” полотна, сюжет которого присутствует на раритетном бабушкином покрывале, вышитой думочке, скатерти,……

Описание картины Сныть-трава. Парголово – Иван Шишкин.

Источник: https://art.goldsoch.info/snyt-trava-pargolovo-ivan-shishkin/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector