Картина «прогулка», марк шагал — описание

В мире искусства картины Марка Шагала легко узнаваемы, спутать его почерк невозможно. Виной всему – способность художника в самых простых вещах видеть уникальные явления и говорить со зрителем оригинальным, но понятным языком. Среди широко известных работ Шагала – знаменитая «Прогулка».

Центром картины являются двое. Мужчина и женщина. Кроме них, держащихся за руку, в этот момент в мире нет ничего более важного. Эти двое – не отвлеченные персонажи, а вполне реальные – сам Марк Шагал и его горячо любимая жена Белла. Белле суждено было стать главной женщиной в судьбе Шагала. Даже после ее смерти, вступая в отношения с другими, Марк всегда рисовал только ее и для нее.

Любовь – сила, делающая картины художника шедеврами. Именно любовь сделала эту пару такой счастливой и превратила простую прогулку в нечто сказочное, позволившее подняться над землей, домами и суетой жизненных проблем.

Он стоит на земле. Она – парит в небесах. И при этом они вместе, невзирая на расстояния, держатся за руки, за свою любовь, друг за друга, соединяя земной мир с миром грез. Окрыляющая, возвышенная, преодолевающая все законы физика любовь – самое прекрасное из того, что может случиться с человеком.

Влюбленные настолько сильны в своих романтических чувствах, что полет их не кажется чем-то неестественным. Напротив, как и повторяющаяся изо дня в день будничная жизнь, он становится для них обычным состоянием, ежедневной потребностью.

Свободные, влюбленные и счастливые, они доказывают, что с любимым человеком невозможное возможно. 

Картина

Холст, масло. 1918 г. 169,6 x 163,4 см. Государственный Русский музей

Марк Шагал. Картины

Картина Картина Картина Картина
Картина Картина Картина Картина
Картина

Пред. стр.: Художник Марк Захарович Шагал. Биография. Картины След. стр.: Александр Шевченко. Биография и картины.

Источник: http://www.avangardism.ru/mark-shagal-progulka.html

История одного шедевра: «Над городом» Шагала

О любви немало песен сложено, да и картин написано предостаточно. Казалось бы, еще одну — полотно «Над городом» — нам представляет Марк Шагал, художник с тонкой душевной организацией, преданностью первой жене и нежным взглядом на мир. Но не тут-то было.

Картина «Над городом» Марка Шагала, 1918 год. (wikipedia.com)

Сюжет

Марк и Белла летят над Витебском. Конечно, первое, что приходит в голову при взгляде на полотно, — полет есть метафора любви, которая окрыляет героев и возносит их над повседневностью (представленной в виде городского пейзажа с козой и мужиком со спущенными штанами).

Но полет — это и течение времени, где герои, подхваченные воздушными потоками, бессильны перед историческими обстоятельствами. Это и воспоминания, мечты, в которые погружены Макс и Белла. Это и состояние: созерцание, не участие, отстраненность.

Витебск здесь — такой же полноправный участник сюжета, как и Марк с Беллой, как и коза с мужиком. В зависимости от трактовки полета, образ города также приобретает разные грани. Это и город как таковой, с его суетой и повседневными заботами.

Это и метафора жизни, происходящих событий. Это и некий фон, на котором ярче выступают тезисы о том, что самые главные вещи — не вещи.

Это и ларец воспоминаний о детстве, юности и взрослых годах (ведь Витебск — родной Шагалу город, куда он неоднократно возвращался).

Картина Витебск в первой четверти XX века. (wikipedia.com)

О персонажах на полотне, по-честному, нельзя говорить «двое». То, как их изобразил художник, напоминает историю о половинках, которые ищут друг друга и, если повезет, находят. Поэтому у них по одной руке, мужской корпус как бы перетекает в женский, ноги переплетены практически до состояния единения. Опять же, трактовать это можно и на физическом, и на метафизическом уровнях.

Контекст

Марк Шагал был художником-однолюбом. Да, женат он был не единожды. Но практически на всех полотнах женские образы вдохновлены одной прекрасной дамой — Бертой (Беллой) Розенфельд.

Картина Шагал пишет Беллу. (m-chagall.ru)

Познакомились они в 1909 году. Для него это был практически солнечный удар, если бы определение придумывал Бунин. «С ней должен быть я — вдруг озаряет меня! Она молчит, я тоже. Она смотрит — о, её глаза! — я тоже.

Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза.

Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа», — пишет Шагал в книге «Моя жизнь». К моменту завершения «Над городом» они уже были супругами и родителями.

Картина «Над городом» писалась в годы революции, которая, по словам самого Шагала, взволновала его «зрелищем динамического порыва, пронизывавшего ее до глубины». Этот порыв помог взлететь героям не только этой картины художника, но и других, например, «Прогулка».

Картина «Прогулка», Марк Шагал, 1918 год. (wikipedia.com)

Судьба художника

Марк Шагал прожил почти 100 лет. Своим творчеством он смог добиться такого признания и авторитета, что в конце 1970-х в Лувре была устроена выставка работ художника, приуроченная к его 90-летию. Чтобы вы понимали всю торжественность момента, Лувр никогда до этого не выставлял работы при жизни автора.

А начинался путь Шагала с 27 рублей, которые отец бросил ему под стол и сказал, что больше на образование дать не может.

Для молодого амбициозного Марка и этого было достаточно, чтобы очертя голову броситься в круговерть петербургской богемной жизни.

Надо сказать, что где бы он не жил, никогда не терял времени даром: учился, знакомился с тусовкой, одним словом — нетворкинг. Даже со своей первой женой он познакомился на одной из таких вечеринок «для своих».

На стиль Шагала повлияли, конечно, годы, которые он провел в Париже до Первой мировой войны. Там его окружали, в основном, поэты-символисты. Прогремел художник уже после возвращения на родину. Имя Шагала становится известным после выставки «1915 год» в Москве, где он показал 25 произведений из «Витебской серии».

Уже в это время проявился почерк Шагала, который в последующих работах и обеспечил ему известность и узнаваемость. Образы и объекты на холсте не детализированы. Алогичность, иррациональность, искажение законов физики и логики — вот основные принципы творчества художника.

Он изображает не людей, а их души, не предметы, а их суть.

Ученики Шагала вспоминали, как он рассказывал им необыкновенные истории о взаимоотношениях предметов в композиции, об их любви и вражде. Нравилось художнику наделять неодушевленный предмет свойственными человеку чувствами и мыслями.

Картина «Еврейская свадьба», Марк Шагал, 1910 год. (wikipedia.com)

В начале 1920-х он окончательно простился с Россией. После эмиграции Шагал был крайне успешен. Так называемый отрыв от почвы не помешал ему не только найти новые жанры для выражения идейных замыслов, но и заработать приличное состояние, а также сменить несколько жен после смерти незабвенной Беллы.

Считается, что Франция и Россия оспаривают, чей Шагал художник — русский или французский. Если пойти грубо математически, то в пользу Франции говорит тот факт, что Шагал был ее гражданином 62 года (из 97-ми прожитых).

Если метафизически, то вопрос гражданства в истории художника — дело десятое. Шагал не тот и не другой. Его больше беспокоили еврейские корни, культура.

Сюжет большинства его картин — переведенный на язык живописи еврейский фольклор.

В одном из эссе он говорит: «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником».

Источник: https://diletant.media/articles/29060436/

Шагал М. «Прогулка»

Главная — Рассказы Рѕ шедеврах — 100 картин

Картина

Есть С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєРё — наблюдатели Рё интерпретаторы. РћРЅРё смотрят РЅР° Р¶РёР·РЅСЊ РёР· некоторого отдаления Рё СЃСѓРґСЏС‚ Рѕ ней как Р±С‹ СЃРѕ стороны.

А есть мастера, которые любой сюжет трактуют как неотъемлемую часть собственной биографии, видят себя прямыми участниками изображаемого, пусть даже это возможно лишь при помощи мечтательных допущений или фантасмагорий.

Самого себя Марк Шагал изображал в тысячах вариантов, по любому поводу, придавая свои черты и лирическим героям, и персонажам самых различных сюжетов, и кентаврам, и даже просто животным. � это вовсе не какая-то маниакальность, а просто использование своих собственных средств, как символико-схематической формулы.

Судьба одарила М. Шагала долгой жизнью, его почти столетняя биография представляется даже своего рода избранничеством, особой благодатью.

А вместе с тем земной путь этого мастера отмечен многими бедами и катастрофами, даже в часы рождения будущего художника в Витебске бушевал пожар.

Вспыхнув в летний полдень, он свирепствовал с безграничным размахом, все ближе подступая к витебской окраине, и юную роженицу на кровати перетаскивали из дома в дом.

Огонь не оставлял никакой надежды на пощаду, и только неимоверной силы ливень спас молодую мать с младенцем.

РЎ тех РїРѕСЂ РІ биографии Марка Шагала РІСЃРµ было РѕРіСЂРѕРјРЅРѕ, масштабно, грандиозно. Слава Рё успех, награды Рё премии, звания Рё почести, выставки… Перечень посвященных С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєСѓ статей Рё работ поистине необозрим.

До сих пор точно никто не знает числа созданных им произведений, которые разбросаны по многим странам и континентам. Лишь самые приблизительные подсчеты говорят о том, что речь идет о нескольких тысячах.

Оригинальность шагаловского творчества была настолько оглушительной, что Г.

Аполлинеру (патрону всех новых художественных СЃРёР») пришлось даже изобрести специальный термин — сюрнатурализм, РІ котором СѓР¶Рµ предощущался сюрреализм.

Сюрреалисты с их культом интуитивных откровений, действительно, впоследствии считали М. Шагала своим предшественником. Русского парижанина М.

Шагала считали СЃРІРѕРёРј предтечей Рё экспрессионисты — детище обожженных РІРѕР№РЅРѕР№ немецких С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєРѕРІ-фронтовиков.

Как все вундеркинды, М. Шагал был странным ребенком и потому вызывал своим поведением удивление окружающих.

�з Витебска, из мелочной лавки отца, он отправился в почти столетнюю прогулку по миру большого искусства.

РќРµ определяя для себя РЅРё целей, РЅРё границ, РЅРё стиля; РЅРµ прибиваясь Рє школам, течениям Рё направлениям Рё РЅРµ пытаясь создать собственные…

Рњ. Шагал всегда Рё РІРѕ всем хотел дойти РґРѕ РєРѕСЂРЅСЏ вещей, увидеть РёС… сущность. Его РјРёСЂРѕРј, его РєРѕСЃРјРѕСЃРѕРј, землей Рё царством небесным была краска. Как пишет Р‘. Зингерман, «Р°РЅР°Р»РёР·РёСЂРѕРІР°С‚СЊ творчество Рњ.

Шагала очень трудно, его можно полюбить или не полюбить, но почти невозможно объяснить.

Его Р¶РёРІРѕРїРёСЃСЊ полна поэтических иносказаний, символов Рё метафор, РїСЂРё желании РёС… РјРѕР¶РЅРѕ было Р±С‹ как-то пересказать, РЅРѕ разве есть РІ этом какой-РЅРёР±СѓРґСЊ смысл? РќРµ РіРѕРІРѕСЂСЏ СѓР¶Рµ Рѕ том, что РІСЃСЏ Р¶РёРІРѕРїРёСЃСЊ Рњ. Шагала — это РѕРґРЅР° целостная Рё сложная метафора его собственной Р¶РёР·РЅРё Рё духовных исканий нашего века».

РћС‚ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ РёРєРѕРЅС‹ Рњ. Шагал РІРѕСЃРїСЂРёРЅСЏР» кардинальную идею единого Р¶РёРІРѕРїРёСЃРЅРѕРіРѕ пространства, включающего РІ себя земной «РЅРёР·» Рё небесный «РІРµСЂС…». Эта идея определила пространственную композицию РјРёСЂР° Марка Шагала.

Разделение РЅР° «РІРµСЂС…» Рё «РЅРёР·» всегда предполагает РІ себе возможность, Рё даже необходимость полета.

Глубокий СЃРёРЅРёР№ цвет, заливающий пустое пространство его картин, — это цвет неба, мечтательного неба романтиков Рё влюбленных.

� Марк Шагал ускользнул в это небо из родного витебского дома, пристроился на облаке и стал писать.

Летающие евреи — РЅРµ оригинальничанье С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєР°, РЅРµ желание поразить воображение зрителя необычностью композиции. Марк Шагал — самый реалистичный РёР· всех реалистов, только его реализм ведет Рє феерии, Рє полному слиянию РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ Рё физического начал, Рє изображению чувств как физических действий.

Читайте также:  Картина шишкина "перед грозой", 1884

Взлетая, лирические герои Марка Шагала вырываются из объятий предметного мира.

Чтобы взлететь, утверждает художник, мало одной мечтательности; нужны еще темперамент, теснящий душу восторг и поднимающая в небо страсть. Даже парные полеты М.

Шагала и его жены Беллы не сразу обрели то ликующее, безграничное чувство свободы, которое сделало их символами победившей романтической любви.

Р’ 1915 РіРѕРґСѓ, РєРѕРіРґР° состоялось бракосочетание Рњ. Шагала Рё Беллы, С…СѓРґРѕР¶РЅРёРє Рё его возлюбленная летают РїРѕ комнате РІ счастливом забытьи («Р”ень рождения»).

Это еще как бы и не сам полет, а сладостное предчувствие полета, томительное и наивное.

Наконец в 1917 году художник и Белла взлетели в небо, и мир пришел в состояние гармонии: кончилось время судорожного напряжения, неясных и странных чудачеств, томительных предчувствий.

Герои Рњ. Шагала, события, РІ которых РѕРЅРё участвуют, окружающие РёС… вещи — РІСЃРµ это может существовать только неразрывно Рё только РїСЂРё определенных условиях, РїСЂРё совершенно особенном сюжете.

Действие в картинах М. Шагала почти никогда не развивается в едином времени, оно разламывается, единое пространство тоже почти всегда отсутствует.

Различные эпизоды и отдельные сцены сопоставляются друг с другом по внутреннему смыслу или по их символическому значению.

Целостный образ рождается из ассоциаций, и зрители стараются вникнуть в смысл таких образов и распознать их.

Так Рё РІ «РџСЂРѕРіСѓР»РєРµ» сцена фантастического полета Беллы, вознесенной РІ широкое, словно раскрытое для полета небо, РЅРѕ связанной СЃ землей СЂСѓРєРѕР№ Рё фигурой С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєР°, удивительным образом «СѓР»РѕР¶РёР»Р°СЃСЊ» РЅР° поверхности большого, почти квадратного холста. Основные композиционные линии этой картины Рё ее цветовые пятна вошли РІ соответствие РґСЂСѓРі СЃ РґСЂСѓРіРѕРј, Рё образовалось равновесие диагональных движений.

Р’ картине «РџСЂРѕРіСѓР»РєР°» полет лирических героев — это ликование свершения, РєРѕРіРґР° шагаловская картина РјРёСЂР° РІ РіРѕРґС‹ революции вытягивается вверх, разделяя землю Рё небо РЅРёР·РєРѕР№ горизонтальной чертой. До этого была комната РІ Витебске, ритуальный быт, странно-страстные люди, едва РЅРµ одичавшие РІ тесноте четырех стен Рё неосуществленных стремлений. РќРѕ РІРѕС‚ РѕРЅРё замечтались, засмотрелись РЅР° небо, вылезли через РѕРєРЅРѕ РЅР° крышу Рё… подробный Рё пустынный РјРёСЂ распахнулся, Р° над РЅРёРјРё раскинулось бескрайнее небо. Герои взлетели над Витебском, поверх Витебска Рё наконец взлетели РЅР° небеса.

Полет РІ «РџСЂРѕРіСѓР»РєРµ», которая является частью триптиха (РІ него РІС…РѕРґСЏС‚ еще картины «Р”РІРѕР№РЅРѕР№ портрет» Рё «РќР°Рґ РіРѕСЂРѕРґРѕРј») так радостен Рё безмятежен еще Рё потому, что молодой чете есть РєСѓРґР° потом приземлиться. РћРЅРё взмывают РІ небо, чтобы, полетав, РІРЅРѕРІСЊ опуститься РЅР° крыши своего РіРѕСЂРѕРґР°. Р’ этой картине обалдевший РѕС‚ счастья С…СѓРґРѕР¶РЅРёРє СЃ улыбкой РІРѕ весь СЂРѕС‚, попирая крышу РґРѕРјР°, держит РІ СЂСѓРєРµ нарядную жену, которая, как знамя, трепещет Рё парит РІ РІРѕР·РґСѓС…Рµ. (Правда, РґСЂСѓРіРёРµ исследователи (например, Рђ. Каменский) считают, что С…СѓРґРѕР¶РЅРёРє держит Р·Р° СЂСѓРєСѓ СЃРІРѕСЋ взвившуюся РІ РІРѕР·РґСѓС… СЋРЅСѓСЋ жену, Р° сам шагает РїРѕ земле. РќРѕ хотя РѕРЅ Рё стоит РЅР° земле, однако как-то непрочно, словно Рё РѕРЅ собирается взлететь РІ РІРѕР·РґСѓС…, ведь Сѓ РЅРёС… РѕР±РѕРёС… сейчас окрыленное настроение Рё РѕРЅРё готовы вершить чудеса.)

В другой руке художник держит птицу, таким образом, М. Шагалу (вопреки поговорке) удается удержать и небесного журавля, и земную синицу.

Фигуры этой картины выстроены почти диагонально РїРѕ всей поверхности холста, настроение РІ «РџСЂРѕРіСѓР»РєРµ» полно эксцентрического веселья, Рё есть РІ ней что-то театрально-цирковое.

Образной основой всех картин триптиха стал мотив победы над земным тяготением, свободного полета людей в мировом пространстве. Такой мотив встречался у М.

Шагала Рё раньше, РЅРѕ РІ начале Рё середине 1910-С… РіРѕРґРѕРІ РѕРЅ использовал его преимущественно для РѕРґРЅРѕР№ цели — вызвать ощущение странности, резкого смещения привычного.

Р’ «РџСЂРѕРіСѓР»РєРµ» образная цель С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєР° кардинально меняется: Рњ. Шагал стремится сделать полет над землей метафорой достигнутой СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё обретенного счастья.

Во всех картинах триптиха герои взлетают и летят сами собой с такой естественностью, что у зрителя и мысли не возникает о какой-либо неестественности их полета.

Р’ «РџСЂРѕРіСѓР»РєРµ» Рњ. Шагал Рё Белла образуют РіРёР±РєСѓСЋ вертикаль, которая соединяет небо Рё землю, РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёРµ крыши Рё купола СЃ ангельскими сферами.

Р’ этой картине С…СѓРґРѕР¶РЅРёРє как Р±С‹ перевоплотил Рё переосмыслил известную метафору писателя Шолом-Алейхема «Р§РµР»РѕРІРµРє РІРѕР·РґСѓС…Р°».

Если Сѓ Шолом-Алейхема «С‡РµР»РѕРІРµРє РІРѕР·РґСѓС…Р°» — это незадачливый мечтательный герой, маленький человек РёР· черты оседлости СЃРѕ СЃРІРѕРёРјРё непрочными заработками Рё скромными жизненными планами (РґР° Рё те зачастую лопаются, как мыльные пузыри), то Сѓ Рњ. Шагала «С‡РµР»РѕРІРµРє РІРѕР·РґСѓС…Р°», «Р»СЋРґРё РІРѕР·РґСѓС…Р°» появляются потому, что РѕРЅРё высоко воспарили РІ СЃРІРѕРёС… романтических чувствах. Полет для РЅРёС… становится таким Р¶Рµ обычным состоянием, как Рё будничная Р¶РёР·РЅСЊ РІ окружении привычных кадушек Рё РєРѕР·. РћРЅРё испытывают страстную потребность взлететь Рё летают, легко пересекая запретную границу между небом Рё землей.

РїРѕ материалам «РЎС‚Рѕ великих картин» Рќ.A.Р�oРЅРёРЅР°, издательство «Р’ече», 2002Рі

Рассказы о шедеврах

Источник: https://nearyou.ru/100kartin/100karrt_88.html

"Прогулка" М. Шагал

Есть художники – наблюдатели и интерпретаторы. Они смотрят на жизнь из некоторого отдаления и судят о ней как бы со стороны. А есть мастера, которые любой сюжет трактуют как неотъемлемую часть собственной биографии, видят себя прямыми участниками изображаемого, пусть даже это возможно лишь при помощи мечтательных допущений или фантасмагорий.

Картина

Самого себя Марк Шагал изображал в тысячах вариантов, по любому поводу, придавая свои черты и лирическим героям, и персонажам самых различных сюжетов, и кентаврам, и даже просто животным. И это вовсе не какая-то маниакальность, а просто использование своих собственных средств, как символико-схематической формулы.

Судьба одарила М. Шагала долгой жизнью, его почти столетняя биография представляется даже своего рода избранничеством, особой благодатью.

А вместе с тем земной путь этого мастера отмечен многими бедами и катастрофами, даже в часы рождения будущего художника в Витебске бушевал пожар.

Вспыхнув в летний полдень, он свирепствовал с безграничным размахом, все ближе подступая к витебской окраине, и юную роженицу на кровати перетаскивали из дома в дом. Огонь не оставлял никакой надежды на пощаду, и только неимоверной силы ливень спас молодую мать с младенцем.

С тех пор в биографии Марка Шагала все было огромно, масштабно, грандиозно. Слава и успех, награды и премии, звания и почести, выставки… Перечень посвященных художнику статей и работ поистине необозрим.

До сих пор точно никто не знает числа созданных им произведений, которые разбросаны по многим странам и континентам. Лишь самые приблизительные подсчеты говорят о том, что речь идет о нескольких тысячах.

Оригинальность шагаловского творчества была настолько оглушительной, что Г. Аполлинеру (патрону всех новых художественных сил) пришлось даже изобрести специальный термин – сюрнатурализм, в котором уже предощущался сюрреализм.

Сюрреалисты с их культом интуитивных откровений, действительно, впоследствии считали М. Шагала своим предшественником. Русского парижанина М.

Шагала считали своим предтечей и экспрессионисты – детище обожженных войной немецких художников-фронтовиков.

Как все вундеркинды, М. Шагал был странным ребенком и потому вызывал своим поведением удивление окружающих. Из Витебска, из мелочной лавки отца, он отправился в почти столетнюю прогулку по миру большого искусства. Не определяя для себя ни целей, ни границ, ни стиля; не прибиваясь к школам, течениям и направлениям и не пытаясь создать собственные…

М. Шагал всегда и во всем хотел дойти до корня вещей, увидеть их сущность. Его миром, его космосом, землей и царством небесным была краска. Как пишет Б. Зингерман, “анализировать творчество М. Шагала очень трудно, его можно полюбить или не полюбить, но почти невозможно объяснить.

Его живопись полна поэтических иносказаний, символов и метафор, при желании их можно было бы как-то пересказать, но разве есть в этом какой-нибудь смысл? Не говоря уже о том, что вся живопись М.

Шагала – это одна целостная и сложная метафора его собственной жизни и духовных исканий нашего века”.

От русской иконы М. Шагал воспринял кардинальную идею единого живописного пространства, включающего в себя земной “низ” и небесный “верх”. Эта идея определила пространственную композицию мира Марка Шагала.

Разделение на “верх” и “низ” всегда предполагает в себе возможность, и даже необходимость полета. Глубокий синий цвет, заливающий пустое пространство его картин, – это цвет неба, мечтательного неба романтиков и влюбленных.

И Марк Шагал ускользнул в это небо из родного витебского дома, пристроился на облаке и стал писать. Летающие евреи – не оригинальничанье художника, не желание поразить воображение зрителя необычностью композиции.

Марк Шагал – самый реалистичный из всех реалистов, только его реализм ведет к феерии, к полному слиянию духовного и физического начал, к изображению чувств как физических действий.

Взлетая, лирические герои Марка Шагала вырываются из объятий предметного мира. Чтобы взлететь, утверждает художник, мало одной мечтательности; нужны еще темперамент, теснящий душу восторг и поднимающая в небо страсть. Даже парные полеты М. Шагала и его жены Беллы не сразу обрели то ликующее, безграничное чувство свободы, которое сделало их символами победившей романтической любви.

В 1915 году, когда состоялось бракосочетание М. Шагала и Беллы, художник и его возлюбленная летают по комнате в счастливом забытьи (“День рождения”).

Это еще как бы и не сам полет, а сладостное предчувствие полета, томительное и наивное.

Наконец в 1917 году художник и Белла взлетели в небо, и мир пришел в состояние гармонии: кончилось время судорожного напряжения, неясных и странных чудачеств, томительных предчувствий.

Герои М. Шагала, события, в которых они участвуют, окружающие их вещи – все это может существовать только неразрывно и только при определенных условиях, при совершенно особенном сюжете. Действие в картинах М.

Шагала почти никогда не развивается в едином времени, оно разламывается, единое пространство тоже почти всегда отсутствует. Различные эпизоды и отдельные сцены сопоставляются друг с другом по внутреннему смыслу или по их символическому значению.

Целостный образ рождается из ассоциаций, и зрители стараются вникнуть в смысл таких образов и распознать их.

Читайте также:  «мышиная нора», бен николсон — описание картины

Так и в “Прогулке” сцена фантастического полета Беллы, вознесенной в широкое, словно раскрытое для полета небо, но связанной с землей рукой и фигурой художника, удивительным образом “уложилась” на поверхности большого, почти квадратного холста. Основные композиционные линии этой картины и ее цветовые пятна вошли в соответствие друг с другом, и образовалось равновесие диагональных движений.

В картине “Прогулка” полет лирических героев – это ликование свершения, когда шагаловская картина мира в годы революции вытягивается вверх, разделяя землю и небо низкой горизонтальной чертой.

До этого была комната в Витебске, ритуальный быт, странно-страстные люди, едва не одичавшие в тесноте четырех стен и неосуществленных стремлений.

Но вот они замечтались, засмотрелись на небо, вылезли через окно на крышу и… подробный и пустынный мир распахнулся, а над ними раскинулось бескрайнее небо. Герои взлетели над Витебском, поверх Витебска и наконец взлетели на небеса.

Полет в “Прогулке”, которая является частью триптиха (в него входят еще картины “Двойной портрет” и “Над городом”) так радостен и безмятежен еще и потому, что молодой чете есть куда потом приземлиться. Они взмывают в небо, чтобы, полетав, вновь опуститься на крыши своего города.

В этой картине обалдевший от счастья художник с улыбкой во весь рот, попирая крышу дома, держит в руке нарядную жену, которая, как знамя, трепещет и парит в воздухе. (Правда, другие исследователи (например, А. Каменский) считают, что художник держит за руку свою взвившуюся в воздух юную жену, а сам шагает по земле.

Но хотя он и стоит на земле, однако как-то непрочно, словно и он собирается взлететь в воздух, ведь у них обоих сейчас окрыленное настроение и они готовы вершить чудеса.)

В другой руке художник держит птицу, таким образом, М. Шагалу (вопреки поговорке) удается удержать и небесного журавля, и земную синицу. Фигуры этой картины выстроены почти диагонально по всей поверхности холста, настроение в “Прогулке” полно эксцентрического веселья, и есть в ней что-то театрально-цирковое.

Образной основой всех картин триптиха стал мотив победы над земным тяготением, свободного полета людей в мировом пространстве. Такой мотив встречался у М. Шагала и раньше, но в начале и середине 1910-х годов он использовал его преимущественно для одной цели – вызвать ощущение странности, резкого смещения привычного.

В “Прогулке” образная цель художника кардинально меняется: М. Шагал стремится сделать полет над землей метафорой достигнутой свободы и обретенного счастья. Во всех картинах триптиха герои взлетают и летят сами собой с такой естественностью, что у зрителя и мысли не возникает о какой-либо неестественности их полета.

В “Прогулке” М. Шагал и Белла образуют гибкую вертикаль, которая соединяет небо и землю, городские крыши и купола с ангельскими сферами. В этой картине художник как бы перевоплотил и переосмыслил известную метафору писателя Шолом-Алейхема “Человек воздуха”.

Если у Шолом-Алейхема “человек воздуха” – это незадачливый мечтательный герой, маленький человек из черты оседлости со своими непрочными заработками и скромными жизненными планами (да и те зачастую лопаются, как мыльные пузыри), то у М.

Шагала “человек воздуха”, “люди воздуха” появляются потому, что они высоко воспарили в своих романтических чувствах. Полет для них становится таким же обычным состоянием, как и будничная жизнь в окружении привычных кадушек и коз.

Они испытывают страстную потребность взлететь и летают, легко пересекая запретную границу между небом и землей.

Источник: http://art.batato.ru/progulka/

Стилевой анализ произведения Марка Шагала «Прогулка»

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Другие методич. материалы›Стилевой анализ произведения Марка Шагала «Прогулка»

  • Стилевой анализ произведения
  • Марка Шагала
  • «Прогулка»

Картина

Марк Шагал. Прогулка. 1918 г.

1917-18 гг.Белоруссь , Витебск . На рубеже 19 и 20 веков во Франции существовало несколько художественных течений, которые объединяет название АВАНГАРДИЗМ!

По атмосфере работы чувствуется эпоха революции, цвета присуще этой эпохи, а пейзаж, в дали виднеется церковь, характерен постройкам революционной эпохи, часто узнаваемый любимый и родной город художника Витебск.

  • Вид искусства : станковая живопись.
  • Материал: холст, масло.
  • Тема произведения . Жанровая.
  • Композиция. Ассиметричная, уравновешенная, открытая. Композиция не стандартная, её особенность в ощущения полета героини
  • Способ отображение пространстваи объёма
  1. Декоративно-плоскостное, с жестким контуром, -манера Марка Шагала. Уравновешенная, с помощью правильно расставленных пятен контраста.

  2. Открытая, главные герои картины смотрят прямо на зрителя. Герои картины делятся с нами своей радостью и счастьем.

  3. Динамичная, показана с помощью резких диагоналей, из-за опушенном горизонта присутствует ощущение полета.

  • Характер изображения человека . Изображены настоящие люди, а именно автопортрет художника и его жены –Беллы. Выполненные в манере письма автора. (в какой именно)
  • Характер изображения среды. Роль и способ передачи освещения. Пейзаж соответствует годам революции и Белорусским просторам родного города М.Шагала – Витебску. Пейзаж достаточно условный. Разделяя землю и небо низкой горизонтальной чертой, масштабы неподдающиеся воздушной перспективе, создают впечатления полета, легкости, романтичности. По яркому небу, можно понять, что действие происходит утром, в малооблачную погоду.
  • Роль рисунка и цвета . Рисунок в этом произведении играет главную роль. На чётких линиях, так называемой конструкции композиции, создается ощущения полета. Цвет, локальный праздничный, как добавочный элемент, который усиливает эмоциональное состояние героев. Прозрачное небо, как бы обволакивает Беллу, и уносит её в беспространственную иллюзию внутреннего состояния героев. Низкая горизонтальная черта, усиливает состояния полета, как- будто «земля уходит из под ног».
  • Время в произведении . Судя по зелёным просторам, в картине изображен летний период жизни влюбленных. Серое небо, слегка заоблачное, говорит о дневном состоянии.
  • Взаимодействие со зрителем .Главные герои картины смотрят прямо на нас. Их душа открыта к диалогу. Своими эмоциями Марк и Белла делятся со зрителем, погружая его в то состояние эйфории, безграничного счастья и любви.

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/stilevoy-analiz-proizvedeniya-marka-shagala-progulka-688678.html

История одной картины. Выпуск №3 Марк Шагал, "Пролетая над городом"

Необычно

Доброго времени суток всем! Сегодня суббота, а это значит настало время поговорить об истории ещё одного шедевра, о том о какой картине рассказать вам, я думала, думала и остановилась на картине, как вы уже догадались, это Марк Шагал, «Пролетая над городом», почему я выбрала именно эту картину совершенно не являясь поклонницей его таланта, вся эта абстракция от меня далека, но именно эта картина мне нравится, да и вообще кто я такая, чтобы рассуждать над картинами гениев, а Марк Шагал гений, это бесспорно, да и картина сама очень необычная, завораживающая я бы сказала, когда я слышу Марк Шагал, я сразу вспоминаю стихи Роберта Рождественского, как раз посвящённого этому человеку.

Он стар и похож на своё одиночество.Ему рассуждать о погоде не хочется.Он сразу с вопроса:— «А Вы не из Витебска?..» —Пиджак старомодный на лацканах вытерся…— «Нет, я не из Витебска…» —Долгая пауза.А после — слова́         монотонно и пасмурно:— «Тружусь и хвораю…В Венеции выставка…Так Вы не из Витебска?..»

— «Нет, не из Витебска…»

Он в сторону смотрит.Не слышит, не слышит.

Какой-то нездешней далёкостью дышит,Пытаясь до детства дотронуться бережно…И нету ни Канн,        ни Лазурного берега,Ни нынешней славы…Светло и растерянноОн тянется к Витебску, словно растение…Тот Витебск его —             пропылённый и жаркий —Приколот к земле каланчою пожарной.Там свадьбы и смерти, моленья и ярмарки.Там зреют особенно крупные яблоки,

И сонный извозчик по площади катит…

— «А Вы не из Витебска?..».Он замолкает.И вдруг произносит,         как самое-самое,Названия улиц:Смоленская,Замковая.Как Волгою, хвастает Видьбой-рекоюИ машетПо-детски прозрачной рукою…— «Так Вы не из Витебска…»Надо прощаться.Прощаться.Скорее домой возвращаться…Деревья стоят вдоль дороги навытяжку.

Темнеет…

И жалко, что я не из Витебска.

Красивый старый город

Гениально, как всегда у Роберта Ивановича. Эти стихи я прочитала очень давно, даже ни помню когда, но как только слышу Марк Шагал, то сразу их вспоминаю, поэтому выбор картины напросился сам собой. Что мы знаем об истории сего шедевра? Давайте вместе и узнаем, это очень интересно.

«Над городом» — одна из самых знаменитых картин Марка Шагала. На ней художник изобразил всё, что у него было важного в жизни на тот момент: самого себя, любимую жену Беллу и Витебск.

Отбросив земное притяжение, счастливые влюбленные летят над городом, обнявшись.

Под ними расчерченный и опоясанный бесконечными заборами Витебск – в этом же году Шагал в недолгий период очарования новой властью устроит на этих заборах уникальное граффити, разрисовав их к годовщине Октябрьской революции.

Конечно, первое, что приходит в голову при взгляде на полотно, — полет есть метафора любви, которая окрыляет героев и возносит их над повседневностью (представленной в виде городского пейзажа с козой и мужиком со спущенными штанами).

Но полет — это и течение времени, где герои, подхваченные воздушными потоками, бессильны перед историческими обстоятельствами. Это и воспоминания, мечты, в которые погружены Макс и Белла. Это и состояние: созерцание, не участие, отстраненность.

Все женские образы Шагала списаны с первой жены.

Люди часто летают на картинах Шагала. Особенно ему нравилось отправлять в полет влюбленных. В таких случаях мы видим буквальное воплощение метафоры «летать от счастья».

В книге воспоминаний Беллы Шагал «Горящие огни» есть описание того, как Марк Шагал отправляет их двоих в полет: «Ты бросаешься к полотну, дрожащему под твоей рукой. Обмакиваешь кисти. Хлещет красный, синий, белый, черный. Втягиваешь меня в водоворот красок. И внезапно ты отрываешься от земли и тянешь меня за собой».

Однако летают у Шагала не только от счастья. Полет на его картинах – это даже не преодоление земного притяжения, а простое и естественное состояние человека.

Идет ли речь о счастливых влюбленных, цирковых акробатах, обнаженной женщине или еврее, пролетающем над Витебском.

Такова особенность картин Шагала – в них безудержен полет фантазии, но при этом фантастическое абсолютно реально и достоверно.

Особый эффект картины «Над городом» создается трогательным сочетанием бытовых моментов и выхода за пределы быта. Пикантная деталь – присмотритесь к нижнему левому углу. Что происходит под витебским забором? Совершенно верно, кто-то, стянув штаны, справляет нужду.

Читайте также:  Портрет молодого человека с черепом (ванитас), франс хальс — описание

Вот так сюрприз, одна из самых романтичных картин Шагала! В том и романтизм его, в том и прелесть, что всё – едино. И полет, и голый зад, и изящный наряд Беллы, которая ведь тоже представлена отнюдь не как абстрактная идея прекрасной возвышенной дамы.

Если фигура самого художника кубизирована, то Белла написала мягкими округлыми линиями.

Она более чем реальна – кружевные оборки на платье, в подробностях тщательно прорисованные туфельки… Впоследствии искусствоведы не раз удивятся тому, как можно было создать бесконечную симфонию любви, посвятив ее реальной женщине, с которой живешь рядом многие годы. Вероятно, для этого нужен тот особый взгляд, позволяющий видеть в любимой одновременно и в деталях кружевную оборку платья и полет ее души.

Витебск здесь — такой же полноправный участник сюжета, как и Марк с Беллой, как и коза с мужиком. В зависимости от трактовки полета, образ города также приобретает разные грани. Это и город как таковой, с его суетой и повседневными заботами.

Это и метафора жизни, происходящих событий. Это и некий фон, на котором ярче выступают тезисы о том, что самые главные вещи — не вещи.

Это и ларец воспоминаний о детстве, юности и взрослых годах (ведь Витебск — родной Шагалу город, куда он неоднократно возвращался).

Современный Витебск

О персонажах на полотне, по-честному, нельзя говорить «двое». То, как их изобразил художник, напоминает историю о половинках, которые ищут друг друга и, если повезет, находят. Поэтому у них по одной руке, мужской корпус как бы перетекает в женский, ноги переплетены практически до состояния единения. Опять же, трактовать это можно и на физическом, и на метафизическом уровнях.

Марк Шагал был художником-однолюбом. Да, женат он был не единожды. Но практически на всех полотнах женские образы вдохновлены одной прекрасной дамой — Бертой (Беллой) Розенфельд.

Белла РозенфельдХорошая пара

Познакомились они в 1909 году. Для него это был практически солнечный удар, если бы определение придумывал Бунин. «С ней должен быть я — вдруг озаряет меня! Она молчит, я тоже. Она смотрит — о, её глаза! — я тоже.

Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза.

Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа», — пишет Шагал в книге «Моя жизнь». К моменту завершения «Над городом» они уже были супругами и родителями.

Ну как было ни влюбиться в такую женщину, красавица.

Картина «Над городом» писалась в годы революции, которая, по словам самого Шагала, взволновала его «зрелищем динамического порыва, пронизывавшего ее до глубины». Этот порыв помог взлететь героям не только этой картины художника, но и других, например, «Прогулка»

Марк Шагал. Прогулка (1918) Холст, масло. 169,6 х 163,4 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, РоссияМарк Шагал. Прогулка (1918) Холст, масло. 169,6 х 163,4 см.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Марк Шагал прожил почти 100 лет. Своим творчеством он смог обиться такого признания и авторитета, что в конце 1970-х в Лувре была устроена выставка работ художника, приуроченная к его 90-летию. Чтобы вы понимали всю торжественность момента, Лувр никогда до этого не выставлял работы при жизни автора.

Лувр, нарушая традиции, устроил выставку Шагала при жизни художника.

В начале 1920-х он окончательно простился с Россией. После эмиграции Шагал был крайне успешен. Так называемый отрыв от почвы не помешал ему не только найти новые жанры для выражения идейных замыслов, но и заработать приличное состояние, а также сменить несколько жен после смерти незабвенной Беллы.

На стиль Шагала повлияли, конечно, годы, которые он провел в Париже до Первой мировой войны. Там его окружали, в основном, поэты-символисты. Прогремел художник уже после возвращения на родину. Имя Шагала становится известным после выставки «1915 год» в Москве, где он показал 25 произведений из «Витебской серии».

Уже в это время проявился почерк Шагала, который в последующих работах и обеспечил ему известность и узнаваемость. Образы и объекты на холсте не детализированы. Алогичность, иррациональность, искажение законов физики и логики — вот основные принципы творчества художника.

Он изображает не людей, а их души, не предметы, а их суть.

Вот такая она, история этой замечательной картины, романтичная, трогательная и ранимая. Спасибо Алёне Эсауловой, за её чуткое отношение к этому великому художнику и его работам.

Спасибо, что дочитали до конца, всем мира, добра, любви, света, берегите себя и своих родных и дорогих людей, не спешите жить, но спешите делать ДОБРО, бросайте его в воду! А сегодня вас ещё ждут интересные публикации, юмористически, ироническая страничка и в поисках клада с очень хорошим парнем Игорем. А в следующую пятницу или субботу как получится, я расскажу вам ещё о каком-нибудь шедевре.

Как всегда оставляю вам ссылочки, где вы можете прочитать ещё больше подробностей об этой удивительной картине:

https://vakin.livejournal.com/1507853.html

https://artchive.ru/marcchagall/works/366251~Nad_gorodom

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bcf96a6ba083000aa051e16/5c53cb2290ab7c00aed72cbf

Описание картины Марка Шагала «Прогулка» (Влюбленные)

Описание картины Марка Шагала «Прогулка» (Влюбленные)

Марк Шагал является одним из основоположников сюрреализма и авангарда в мире искусства картины двадцатого века. Этот человек просто незаурядная личность, который обладал способностью видеть простые вещи и преподносить их публике так, чтобы одновременно и быть участников своих произведений, и заставиться задумать даже простого обывателя галерей. Но особое внимание привлекла картина под названием «Прогулка», ведь как считают многие профессионалы, в ней он смог изобразить себя и свою жену.

Главный вопрос, который иногда задают те, кто сталкивался с таким видом искусства впервые, звучит таким образом: а почему главные персонажи парят в воздухе, а не могут спокойно ходить как все остальные люди по земле? Ответ сразу же не заставит себя ждать. Ведь главной темой в картинах Шагала была любовь, а, следовательно, она их в какой-то степени даже и окрыляла.

Два персонажа, изображенных на картине, мужчина и женщина, очень рады тому, что встретились и гуляют по улице вместе. Ведь любовь для двоих это и есть самое высшее счастье на всей земле. Поэтому, даже простая прогулка может превратиться в незабываемый полет над домами и постройками. Ведь это как бы метафора, словно любовь дарит крылья.

Если приглядеться и тщательно изучить весь «состав» картины, то можно заметить, что художник изобразил две силы. С одной стороны – это земля, расположенная под ногами самого изображенного Шагала, а с другой стороны – небо, в котором парит его жена.

Таким образом, влюбленные с помощью крыльев любви способны парить в самых разных уголках своего необъятного края.

От этого они становятся выше всех жизненных и бытовых проблем, и способны ничего не замечать вокруг.

Если посмотреть на лица, то заметно, что их выражение выдает счастье и полную безмятежность, радость и веру в прекрасное. Ведь они смогли преодолеть земную гравитацию с помощью крыльев и земной невесомости.

(10 votes, average: 4.10

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-marka-shagala-progulka/

Картина "Прогулка", Марк Шагал

Прогулка — Марк Захарович Шагал. 1917-1918. Холст, масло 169,6×163,4 см    Необычный взгляд на, казалось бы, обычные вещи, своя трактовка мира, романтика и философия, в основу которой легла национальность, стремление к авангарду и личная судьба – вот, что отличает стилистку работ Марка Шагала.

Картина «Прогулка», вне всяких сомнений, — самая узнаваемая работа мастера.    Роль Беллы Розенфельд в жизни и творчестве Шагала невозможно переоценить, так как все любовные настроения, встречающиеся в работах живописца, неизменно связаны с её образом. «Прогулка» была написана когда молодые люди уже сочетались законным браком, и в семье родилась дочь Ида.

Художник был необычайно счастлив, что не преминул отметить в своих картинах.    Главная героиня полотна, Белла, летит, оторвавшись от земли, и это является выражением наивысшей точки счастья. Молодые влюблённые люди наслаждаются обществом друг друга, поднявшись над всем земным, незначительным. Любовь – вот основное условие победы над земным тяготением.

   Также в картине интересно представлены два контрастных начала: небо и земля. Зелёные квадраты земли с неровными рядами низких домиков уравновешиваются ясным перламутровым небом, почти безоблачным. На земле стоит Марк, держа за руку Беллу, которая находится в небесной выси, и это ещё раз подчёркивает, что любви не страшны никакие расстояния.

   Картина «Прогулка» стала частью триптиха, в который помимо неё входят работы «Двойной портрет» и «Над городом». Если в первой работе Белла только сидит на плечах у возлюбленного, как бы готовясь оторваться от земли, а в «Прогулке» она уже взмывает в небо, то третье полотно демонстрирует нам уже двух летающих влюблённых.

Сегодня триптих разлучён, а сама «Прогулка» путешествует по свету, занимая почётные места в музеях разных стран, ведь Шагала считают «своим» многие – и французы, и россияне, и израильтяне, и белорусы.

   В 1973 году Шагал, уже пожилой человек и состоявшийся всемирно известный живописец, прибыл с визитом в Советский Союз. Почти 30 лет не было в живых Беллы, а сам Шагал был женат вторым браком, но он снова пришёл к этой картине в Третьяковскую галерею, где та экспонировалась, долго стоял подле своего шедевра и долго о чём-то думал.

   Глядя на гармоничную композицию, сквозь призму лиризма и романтики, которую сумел передать Шагал, у зрителя даже вопросов не возникает о неестественности, фантастичности полёта и такой вот прогулки. А может это ещё и потому, что каждый чувствовал что-то подобное искренне и сильно полюбив…

Источник: https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/2046-kartina-progulka-mark-shagal.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector