Картина «притча о слепых» или «слепые», питер брейгель старший — описание

Картина «Притча о слепых» или «Слепые», Питер Брейгель Старший — описание

Слепые (Притча о слепых). Питер Брейгель Старший, 1568 год. | artist-gallery.ru.

«Слепые» — одна из самых знаковых картин Питера Брейгеля Старшего. Считается, что она основана на одной из библейских притч, которая гласит: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Как и практически во всех остальных полотнах художника, в этой тоже скрыта аллегория, а какая именно – разберем далее в статье.

Картина «Притча о слепых» или «Слепые», Питер Брейгель Старший — описание

Портрет Брейгеля. Доминик Лампсоний, 1572 год. | bersoantik.com.

Картина «Слепые» была написана в 1568 году. На ней изображена вереница слепых людей, которые уверенно шагают по дороге прямиком в яму. Первые уже упали, и остальных ждет та же участь. В основе сюжета заложена библейская притча, в которой говорится: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Смысл притчи, как всегда, читается между строк. Слепые – это не те, у кого отсутствует зрение, а те, кто следует за кем-то, слепо ему веруя.

Картина «Притча о слепых» или «Слепые», Питер Брейгель Старший — описание

Слепые (Притча о слепых). Фрагмент. | ru.artsdot.com.

Стоит отметить, что идея написания картины пришла в голову художнику неспроста. В те времена его родная страна Нидерланды попала в зависимость от испанцев во главе с герцогом Альба. Под предлогом борьбы с еретиками было уничтожено бесчисленное количество простых людей. Несогласных с новым режимом быстро ликвидировали, а остальные стали слепо подчиняться новым властям.

Картина «Притча о слепых» или «Слепые», Питер Брейгель Старший — описание

Слепые (Притча о слепых). Фрагмент. | wmuseum.ru.

Если обратить внимание на лица слепых на картине, то все они намеренно искажены. И это не потому, что автор предвзято относился к увечным. Каждый из действующих лиц олицетворяет собой пороки человечества – жадность, злобу, жестокость, лживость, лицемерие, похоть. Именно они застилают глаза человеку и направляют его в «ямы» духовной безнравственности.

Картина «Притча о слепых» или «Слепые», Питер Брейгель Старший — описание

Слепые (Притча о слепых). Фрагмент. | img0.liveinternet.ru.

Источник: http://worldartdalia.blogspot.com/2017/10/blog-post_442.html

Притча о слепых. Точный диагноз Питера Брейгеля Старшего

Французский доктор Антуан Торрильон свидетельствует: «У одного… роговица затянута белой плёнкой, что могло явиться следствием лейкомы; у другого, задравшего голову к небу, – явные признаки атрофии глазного яблока, что происходит, когда при запущенной глаукоме повреждается глазной нерв».  

Брейгель для человека, далекого от искусства, один-единственный: тот, что жил в Нидерландах накануне первой в Европе буржуазной революции, который «Охотники на снегу», мастер пейзажа и жанровых сцен.

Но человеку, часто бывающему в музеях, в этих «брейгелях» запутаться легко: это была целая художественная династия, поэтому искусствоведы, помимо определений «старший» и «младший», оперируют звучными прозвищами.

Например, двух братьев, Питера и Яна, называли «Адским» и «Бархатным», а их отец, тот самый Питер Брейгель, который нас интересует, был «Мужицким». Он одним из первых обратился к народной теме и раскрыл ее наиболее ярко для своего времени.

Наблюдая происходящее словно с высоты птичьего полета и деля композицию на отдельные эпизоды, он показывал безумие мира, его броуновское движение.

Одной из самых странных его работ, созданных с использованием этого приема, является полотно «Нидерландские пословицы». Около ста сцен лихо высмеивают лицемерие, жадность, тщеславие и прочие пороки.

Иногда миниатюры сложно расшифровать, так как некоторые сценки многозначны, а какие-то выражения просто исчезли из языка. Но большинство пословиц, конечно, используется до сих пор.

Эта картина сравнительно небольшая, 117х164 см, но ее внимательное изучение может занять много времени, что напоминает современные книги-«гляделки», «виммельбухи», которые очень нравятся детям.

Картина «Притча о слепых» или «Слепые», Питер Брейгель Старший — описание

Ниделандские пословицы. Питер Брейгель Старший

Есть на полотне и совсем маленькие фигурки, как, например, троица с длинными палками, бредущая берегом моря на заднем плане. Пословица, давшая жизнь этой сценке, взята из Евангелия от Матфея (15.12-14).

Говоря о фарисеях, которые считали, что человек бессилен перед лицом рока, Иисус Христос сказал: «…всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

Эту притчу часто включали в собрания назидательных историй, столь популярных в эпоху Брейгеля, и рожденная ею пословица обличала глупость и незнание, приводящие к плачевным результатам.

Видимо, в связи с популярностью и узнаваемостью сюжета, поскольку и глупость человеческая неискоренима, и слепые и калеки часто просили милостыню по деревням, спустя 9 лет на ту же тему было создано полноценное полотно, ставшее одним из самых известных и значительных высказываний Брейгеля, — «Притча о слепых» (или «Слепые»). К сожалению, работа сохранилась не лучшим образом, но существует ряд более поздних копий, позволяющих рассуждать о первоначальном замысле художника.

На картине мы видим шесть слепых, которые, опираясь на посохи и держась друг за друга, гуськом спускаются вниз.

Они движутся слева направо, по нисходящей, и это направление движения становится важным ключом к пониманию замысла художника (особенно если учесть, что на заднем плане по центру располагается церковь, устремленная в небо и противопоставленная слепцам).

Первый из слепых оступился и упал в воду: изображенный в нелепой позе он выглядит довольно беспомощно. Второй слепой, запнувшись, летит вниз следом за ним, увлекая за собой третьего, который уже наклонен вперед, и хотя все остальные, идущие за поводырем, пока не подозревают о случившемся, они также обречены.

Картина «Притча о слепых» или «Слепые», Питер Брейгель Старший — описание

Притча о слепых. Питер Брейгель Старший

Люди на заднем плане (их хорошо видно на находящейся в Лувре копии, созданной сыном художника, Питером Брейгелем Младшим, хотя известный искусствовед Макс Дворжак отмечает: «…нигде не видно ни одного человека, — только корова спокойно пасется на берегу пруда, в который падают слепые») равнодушны к происходящему, и это выводит идею слепоты на качественно иной уровень. Действительно, с помощью «низкого» бытового жанра Брейгель умел затрагивать важные нравственные вопросы, показывая трагическое противостояние человека и мира, что так чуждо было жизнелюбивому итальянскому Возрождению. Жестокое отношение к слепым в Нидерландах в то время можно легко охарактеризовать существовавшей потехой, когда слепым выдавали крепкие палки, с помощью которых они должны были до смерти забить поросенка.  Часто они ошибались, осыпая ударами своих товарищей по несчастью, что вызывало у публики гомерический хохот.

Драматическая выразительность подчеркивается достоверностью деталей: например, игрой на лютне (ее нес упавший поводырь) попрошайки зарабатывали себе на жизнь. Но и сами изображении слепых реалистичны: в искусствоведческих исследованиях приводятся слова экспертов-офтальмологов.

Например, французский доктор Антуан Торрильон свидетельствует: «У одного… роговица затянута белой плёнкой, что могло явиться следствием лейкомы; у другого, задравшего голову к небу, – явные признаки атрофии глазного яблока, что происходит, когда при запущенной глаукоме повреждается глазной нерв».

Далее он очень ехидно рассказывает, как воспринимали ухудшение зрения нидерландские медики в 16 веке: считалось, что человек начинал хуже видеть из-за «ядовитых паров, подымавшихся из желудка больного и оседавших в мозгу», поэтому рекомендовалось, «освежив дыхание гвоздикой или сладким укропом, подуть в глаз страждущему». А вот слепец, «смотрящий» на зрителя, скорее всего, когда-то был зряч, потеряв зрение в потасовке или в качестве наказания за проступок (так, за воровство могли не только отрубить кисть руки, но и выколоть глаза). Как бы то ни было, запечатленное на картине падение представляет собой не только пример глупости, но и общую слепоту мира.

Картина «Притча о слепых» или «Слепые», Питер Брейгель Старший — описание

Притча о слепых. Копия. Питер Брейгель Младший

Эту зловещую атмосферу подчеркивает пейзаж, наполненный мрачными символами.

К примеру, водяной ирис, расположенный над головами первых двух слепцов, — олицетворяет чистоту и недостижимую добродетель, болиголов в центре композиции является символом бренности бытия, но особенно выразителен левый нижний угол с ярким пятном обрыва и сухим кустарником.

Интересно, что на упомянутой уже копии этот участок оживлен листьями папоротника и цветущей ежевикой, как будто копиист пытается снизить градус зловещего и фатального.

Но это не должно обмануть зрителя: вырастающая на заднем плане церковь придает картине религиозно-морализаторское значение, а Христос в разговоре с учениками предрекает гибель тем, кто следует ошибочным путем. Неудивительно, что в литературе можно встретить сравнение этой работы с пляской смерти, макабром, — пожалуй, самым страшным образом, показывающим бренность и хрупкость человеческой жизни. 

Источник: https://ihospital.ru/ru/media/104/

История одного шедевра: «Притча о слепых» Брейгеля-старшего – статьи

Сюжет

Шесть слепых цепочкой движутся по наклонной. Поводырь оступился, и вслед за ним летит в яму еще один слепой. Остальных ждет то же, если они не «прозреют».

Сюжет основан на библейской притче (Матф. 15:14): «Оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Брейгель, использовав первоисточник, постарался воплотить идею о «слепом» обществе, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной.

На контрасте показана природа. Ее идиллический вид словно бы подсказывает героям выход из тупика. Однако они слепы и им предстоит пережить падение.

  • Картина «Притча о слепых» или «Слепые», Питер Брейгель Старший — описание Охотники на снегу (1565)
  • Контекст
  • Картина относится к позднему периоду творчества Брейгеля, когда художник погружался в пессимистические раздумья о человеческой природе.

В целом же, стиль Брейгеля — это умение собрать мозаику из описания нравов, фиксации происходящего и морали.

Пороки — скупость, эгоизм, чревоугодие, прелюбодеяние — воплощаются в образах живых людей, их поступках. При этом грешники, как правило, не выделены либо обозначены слегка в общей массе персонажей.

Художник не морализирует, а предлагает зрителю самому подумать и принять решение, что есть грех и как его избежать.

Картина «Притча о слепых» или «Слепые», Питер Брейгель Старший — описание Свадебный танец, 1566

Вдохновение художник черпал в фольклоре и религиозных сюжетах — на его полотнах народные образы соединены с христианской догмой. Таким образом Брейгель показывал единство человека и природы. Героем его картин была не отдельная личность, а коллектив.

Брейгель не писал заказных портретов и обнаженных фигур. Нагими у него могли быть только демоны. Люди же закутаны настолько, что подчас не различить их фигур.

Судьба художника

Почти не сохранилось сведений о Питере Брейгеле-старшем. Он не писал статей и трактатов, не оставил ни переписки, ни мемуаров, ни портретов жены, детей и друзей. Исследователям известно только 3 документа, относящихся непосредственно к Брейгелю: справка о принятии в Гильдию живописцев в Антверпене (1551 г.), регистрация его брака (1563 г.) и сведения о его смерти и погребении (1569 г.).

Известно также, что начинал он как график в Антверпене. На его творчество повлияли итальянские мастера, работы которых он увидел во время путешествия на Апеннинский полуостров.

Картина «Притча о слепых» или «Слепые», Питер Брейгель Старший — описание Фламандские пословицы, 1599

Большая часть его картин посвящена жизни крестьян. Причем последние показаны не тупыми обжорами и пьяницами, а обычными людьми, которым свойственны разные чувства, в том числе и благородные порывы. Для публики того времени, привыкшей, что крестьяне были героями сатирических стихотворений, рассказов и масленичных пьес, было непонятно, как можно относиться к картинам Брейгеля серьезно.

Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель, где жил художник. Последние годы жизни художника прошли в атмосфере религиозного террора и в цветах крови.

Источник: https://diletant.media/articles/36775811/

«Слепые» картина Питера Брейгеля Старшего

Питер Брейгель Старший (1525-1569) — южнонидерландский художник, который также известен под прозвищем «Мужицкий».  Представитель целой семьи знаменитых художников.

Картины живописца находятся в самых крупных музеях мира, включая Музей истории искусств в Вене, Музей Прадо в Мадриде, музей Метрополитен в Нью-Йорке, Лувр в Париже и другие.

Здесь хотелось бы остановиться на одной из самых примечательных картин нидерландского художника, которая называется «Слепые» или «Притча о слепых».

Картина «Слепые» была написана в 1568 году. В настоящее время находится в Национальной галерее Неаполя.  Сюжет полотна описывает одну из притч, которая гласит: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Притча носит не прямой характер, а скорее — аллегорический.

Слепцы не по физическому недостатку, а по своей недальновидности, объединяясь и надеясь друг на друга, которых не ведёт «видящий», неминуемо упадут в «яму». Картина описывает притчу прямо и без всяких полунамёков.

Читайте также:  «встреча марии и елизаветы (посещение марии)», себастьяно дель пьомбо — описание картины

Группа слепых, которые держатся один за другого, идут вперёд, ведомые своей ничем необоснованной уверенностью. Первый человек падает в яму, за ним следует второй, и третий уже начинает спотыкаться, чтобы последовать за впереди идущими.

Те, кто находятся дальше, ещё не подозревают, что ждёт их впереди, но они также упадут в овраг с водой.

Питер Брейгель Старший в своей картине попытался избежать трагического исхода. По всей видимости, группе людей ничто не угрожает, так как яма заполнена водой и неглубока. Главным в характере картины он хотел подчеркнуть другое. Если посмотреть на лица «слепых», то можно увидеть, что они изображены нарочито уродливыми и страшными.

Такими он изобразил их вовсе не потому, что как-то хотел оскорбить людей, лишённых зрения, так как о слепых людях, как таковых, здесь вообще не идёт речи. В гримасах людей отображены все пороки человечества — лживость, лицемерие, похоть, жадность, коварство, злоба, жестокость.

Именно эти пороки, которые заставляют людей быть слепыми к истинным ценностям жизни, ведут человека к ямам, каждая из которых становится всё глубже и глубже…

Шедевр мировой живописи «Слепые» стал последней картиной художника. Питер Брейгель будто выразил своё отношение к людям перед своим уходом. Известно, что перед смертью он работал над ещё одной картиной, которая называлась «Торжество правды», но до наших дней она не сохранилась.

Картина «Притча о слепых» или «Слепые», Питер Брейгель Старший — описание

Питер Брейгель Старший — Слепые (Притча о слепых)

Мечтаете о том, чтобы в вашем доме стало красиво, уютно и комфортно? Заходите в интернет магазин мебели «Мебелюка», где вы сможете найти всё, что вам необходимо. Диваны, кресла, столы, шкафы, комоды и другая мебель отличного качества.

Картина «Притча о слепых» или «Слепые», Питер Брейгель Старший — описание

???? Блинцов | 2014-05-26, 09:09 | ???? 712

Источник: https://art-assorty.ru/6007-slepye-piter-breygel-starshiy.html

«Притча о слепых» Брейгеля-старшего: история создания картины

Картина «Притча о слепых» или «Слепые», Питер Брейгель Старший — описание

Дилетант

Известные религиозные сюжеты, вплетенные в прозаическую канву, приобретают новые смыслы, которые не теряют актуальности от века к веку.

Сюжет

Шесть слепых цепочкой движутся по наклонной. Поводырь оступился, и вслед за ним летит в яму еще один слепой. Остальных ждет то же, если они не «прозреют».

Сюжет основан на библейской притче (Матф. 15:14): «Оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Брейгель, использовав первоисточник, постарался воплотить идею о «слепом» обществе, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной.

На контрасте показана природа. Ее идиллический вид словно бы подсказывает героям выход из тупика. Однако они слепы и им предстоит пережить падение.

Картина «Притча о слепых» или «Слепые», Питер Брейгель Старший — описание

Контекст

Картина относится к позднему периоду творчества Брейгеля, когда художник погружался в пессимистические раздумья о человеческой природе.

В целом же, стиль Брейгеля — это умение собрать мозаику из описания нравов, фиксации происходящего и морали.

Пороки — скупость, эгоизм, чревоугодие, прелюбодеяние — воплощаются в образах живых людей, их поступках. При этом грешники, как правило, не выделены либо обозначены слегка в общей массе персонажей.

Художник не морализирует, а предлагает зрителю самому подумать и принять решение, что есть грех и как его избежать.

Вдохновение художник черпал в фольклоре и религиозных сюжетах — на его полотнах народные образы соединены с христианской догмой. Таким образом Брейгель показывал единство человека и природы. Героем его картин была не отдельная личность, а коллектив.

Брейгель не писал заказных портретов и обнаженных фигур. Нагими у него могли быть только демоны. Люди же закутаны настолько, что подчас не различить их фигур.

Судьба художника

Почти не сохранилось сведений о Питере Брейгеле-старшем. Он не писал статей и трактатов, не оставил ни переписки, ни мемуаров, ни портретов жены, детей и друзей. Исследователям известно только 3 документа, относящихся непосредственно к Брейгелю: справка о принятии в Гильдию живописцев в Антверпене (1551 г.), регистрация его брака (1563 г.) и сведения о его смерти и погребении (1569 г.).

Известно также, что начинал он как график в Антверпене. На его творчество повлияли итальянские мастера, работы которых он увидел во время путешествия на Апеннинский полуостров.

Большая часть его картин посвящена жизни крестьян. Причем последние показаны не тупыми обжорами и пьяницами, а обычными людьми, которым свойственны разные чувства, в том числе и благородные порывы. Для публики того времени, привыкшей, что крестьяне были героями сатирических стихотворений, рассказов и масленичных пьес, было непонятно, как можно относиться к картинам Брейгеля серьезно.

Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель, где жил художник. Последние годы жизни художника прошли в атмосфере религиозного террора и в цветах крови.

Читать ещё •••

Древние города, которые уничтожило Черное море

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/38912870-pritcha-o-slepyh-breygelya-starshego-istoriya-sozdaniya-kartiny/

Притча о слепых

Искусство Нидерландов 16-го века Картина «Притча о слепых». Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в картине Питера Брейгеля «Притча о слепых».

В разных стадиях падения фигур слепых, следующих за слепым же и споткнувшимся поводырем, в неумолимой логике этого падения, в лицах-масках с пустыми глазницами, смотрящих на ясный дневной свет, воплотился образ человечества, спотыкающегося во тьме.

Это ясное и трагическое осознание неизбежности судьбы и времени, чувство грандиозности мироздания и понимание истинного места человека в нем, делают Брейгеля одним из величайших художников-мудрецов в искусстве Северного Ренессанса.

«Притча о слепых» – картина, имеющая другие названия – «Слепые», «Парабола слепых», «Слепой ведёт незрячего». Источник сюжета – Евангелие от Матфея (15, 12–19).

На картине Брейгель изобразил шестеро слепых, которые цепочкой двигаются вперёд, держась друг за друга. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму. Следующий за ним слепой, падает на него. Третий, связанный со вторым посоха, тоже последует за своими предшественниками.

Пятый и шестой ещё ни о чем не догадываются, но им неминуемо быть в яме следом за их спутниками. Считается, что сюжет картины основан на библейской притчи о слепых: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Лица наискось пересекающих полотно нищих-слепцов нечеловечески уродливы и при этом реальны.

Взгляд зрителя, словно обгоняя их, перескакивая с одной фигуры на другую, улавливает их последовательное изменение – от тупости и животной плотоядности через алчность, хитрость и злобу к стремительно нарастающей осмысленности, а вместе с ней и отвратительному духовному уродству обезображенных лиц.

И чем дальше, тем очевиднее духовная слепота берет верх над физической и духовные язвы обретают все более общий, уже всечеловеческий характер.

Картина «Притча о слепых» или «Слепые», Питер Брейгель Старший — описание

По существу, Брейгель берет реальный факт. Но художник доводит его до такой образной концентрации, что тот, обретая всеобщность, возрастает до трагедии невиданной силы. Только один, падающий слепец обращает к нам лицо – оскал рта и злобный взгляд пустых влажных глазниц.

Этот взгляд завершает путь слепцов– жизненный путь людей. Но тем более чист – безлюден и чист – пейзаж, перед которым спотыкается один слепец и которого уже не заслоняет другой. Деревенская церковь, пологие холмы, нежная зелень деревьев у Брейгеля полны тишины и свежести.

Лишь сухой безжизненный ствол вторит своим изгибом движению падающего. Мир спокоен и вечен. Человечна природа, а не люди. И Брейгель создает не философский образ мира, а трагедию человечества.

И хотя он старается придать своей картине строй ясный и холодный, ее цвет – стальной, но с нежным сиреневым дрожащим отливом– выдает ее трагическую и напряженную безысходность.

В картине Питера Брейгеля «Притча о слепых» чувствуется философское неприятие религиозного и политического фанатизма. Христос сказал, имея в виду фарисеев: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

Эта притча о человеческой глупости неоднократно встречается в писаниях гуманистов, и мы знаем по меньшей мере еще об одном более раннем обращении к этому сюжету, но трагическая глубина и убедительность образа, созданного Брейгелем, придает этой теме особую силу воздействия. Слепые не ведают, куда идут сами и куда ведут других.

Картина Брейгеля является вечным предостережением людям, дабы они одумались, открыли глаза, не поддавались слепому фанатизму, способному обречь народ на гибель.

Картина «Притча о слепых» или «Слепые», Питер Брейгель Старший — описание

Возможно, Брейгель находил в библейском содержании притчи также нечто созвучное своему времени. Когда фарисеи спросили, почему ученики Христа, нарушая религиозные традиции, не умывают рук своих, когда едят, Он ответил им: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека».

После того, как фарисеи обиделись на эти слова, Христос назвал их слепыми, ведущими слепых, объяснив, что «все, входящее в уста, проходит через чрево и извергается вон». «А исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства… хуления».

Вероятно, Брейгель соотносил этот сюжет картины с теми спорами, которые кипели тогда вокруг деталей религиозного обряда.

После картины «Притча о слепых» Брейгель исполнил только одну картину – «Сороку на виселице» (1568; Дармштадт, Музей), где сплелись и последние разочарования художника, и стремление возвратиться к былой гармонии, и сознание невозможности такого возвращения.

Источник: http://smallbay.ru/article/bruegel5.html

"Притча о слепых" — диагноз Брейгеля духовному состоянию общества

Картина «Притча о слепых» или «Слепые», Питер Брейгель Старший — описание

ru.wikipedia.org

Многие, хотя бы краем уха, слышали, что был такой голландский художник Брейгель. Но на самом деле была целая художественная династия. Её основателя Питера Брейгеля именуют Мужицким, а продолжателей — его детей — Питера и Яна — называют Адским и Бархатным.

Отец одним из первых в мире обратился к народной теме и раскрыл ее наиболее ярко. Наблюдая происходящее будто с высоты птичьего полета и разделяя композицию на отдельные эпизоды, он показал безумие мира. Его полотна напоминают прямо-таки броуновское движение.

В числе самых странных работ, созданных с использованием такого приема, является картина «Нидерландские пословицы». На ней — почти 100 сцен, лихо высмеивающих лицемерие, жадность, тщеславие и многие другие пороки.

Всё полотно довольно небольшое — всего 117х164 сантиметров, но чтобы рассмотреть всё понадобится много времени. Тем более, что там ещё есть и броские подписи. Это напоминает современные книги-гляделки, комиксы и виммельбухи, которые очень нравятся не только детям.

Порой миниатюры сложно расшифровать, некоторые сценки многозначны, какие-то выражения просто исчезли из языка… Хотя несомненно, что его современникам всё там было предельно ясно и, говоря нынешним языком, по приколу.

Большинство же составляющих понятно и нам сейчас. Эти пословицы используются до сих пор почти по всему миру. Ведь пороки, увы, остаются и даже часто усиливаются…

Есть на полотне совсем маленькие фигурки, например, трое людей с длинными палками, бредущих у берега моря на заднем плане. Пословица, изображенная на этой сценке, взята из Евангелия от Матфея.

Фарисеи считали, что человек бессилен перед лицом рока. Иисус Христос сказал про них: «…всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их, они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

Известную притчу часто включали в различные собрания назидательных историй, популярных в ту эпоху. Произошедшая он неё пословица обличала глупость и незнание, которые приводят к плачевным результатам.

  • К сожалению, глупость человеческая неискоренима и вечна, а слепые и калеки тогда постоянно ходили по дорогам, просили милостыню по всем городам, деревням и прочим весям.
  • В связи с популярностью и узнаваемостью сюжета через девять лет Питер Брейгель Старший создал на ту же тему было полноценное полотно, ставшее, пожалуй, самым наиболее известным и значительным его творений — «Притча о слепых» или просто — «Слепые».
  • К сожалению, оригинал дошел до нас далеко не лучшем виде, но зато существует сразу несколько более поздних копий, позволяющих понять первоначальный замысел художника.
Читайте также:  Стог сена в живерни, клод моне, 1886 - описание картины

На картине — шесть слепых, опираясь на посохи и держась друг за друга, гуськом спускаются вниз. Движутся они слева направо по нисходящей. Именно это направление движения становится важным ключом к пониманию смысла.

Обращает на себя внимание также находящаяся по центру невдалеке устремленная в небо церковь. Она противопоставляется слепцам. «Притча о слепых» — диагноз Брейгеля Старшего духовному состоянию общества.

Первый из слепых оступился и уже упал в воду — в нелепой позе он выглядит совершенно беспомощно. Второй, запнувшись, тоже летит вниз следом за ним, увлекая за собой третьего, который все больше наклоняется вперед.

Все остальные, идущие цепочкой за поводырем, пока даже совершенно ничего не подозревают о случившемся, но они уже также неизбежно обречены. Это — просто дело нескольких секунд… В данном случае.

При следовании же за уже давно павшими духовными слепцами, душевное падение последователей может растянуться на годы и даже на всю жизнь, но оно также неизбежно.

Жестокое отношение к слепым в Нидерландах в то время характеризуется потехой, когда слепым выдавали крепкие палки, с помощью которых они должны были до смерти забить поросенка. Часто они ошибались, осыпая ударами друг друга, что вызывало у публики неимоверное веселье.

Драматизм подчеркивается достоверностью деталей: игрой на лютне, которую нес упавший поводырь, они зарабатывали себе на жизнь. Изображения слепых также очень реалистичны. Об этом свидетельствуют авторитетные офтальмологи.

Например, французский доктор Антуан Торрильон пишет: «У одного… роговица затянута белой плёнкой, что могло явиться следствием лейкомы; у другого, задравшего голову к небу, — явные признаки атрофии глазного яблока, что происходит, когда при запущенной глаукоме повреждается глазной нерв».

Он ехидно рассказывает, как воспринимали ухудшение зрения нидерландские медики XVI века: считалось, что человек хуже видел из-за «ядовитых паров, подымавшихся из желудка и оседавших в мозгу», поэтому надо было, «освежив дыхание гвоздикой или сладким укропом, подуть в глаз страждущему…»

Человек, невидящие глаза которого обращены на зрителя, скорее всего, ранее был зряч, но потом потерял зрение в драке или был наказан за преступление (за воровство могли отрубить кисть руки и/ или выколоть глаза).

В целом же, запечатленное на картине растянутое падение слепых, представляет собой не только наглядный пример глупости, но и общую душевно-духовную слепоту мира. Эту работу сравнивают с пляской смерти. Ведь на полотне — бренность и хрупкость человеческой жизни.

Источник: http://www.glavtema.ru/articles/2018-02-13/1229/

«Притча о слепых» — картина Питера Брейгеля Старшего — 20 Марта 2016 — Фото и Жизнь

Картина «Притча о слепых» или «Слепые», Питер Брейгель Старший — описание

«Притча о слепых» (нидерл. De parabel der blinden) — картина Питера Брейгеля Старшего. Другие названия — «Слепые», «Слепой ведёт незрячего».

На картине изображено шестеро слепых, которые цепочкой движутся вперёд, держась друг за друга. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму. Следующий за ним слепой падает на него. Третий, связанный со вторым посохом, последует за своими предшественниками.

Пятый и шестой ещё ни о чём не догадываются, но им неминуемо быть в яме следом за их спутниками. В шести фигурах представлено шесть различных фаз падения.

Искусствоведы также обращают внимание на то, что двое (второй и четвёртый) в цепочке не просто слепые — они были ослеплены насильственно

Считается, что сюжет картины основан на библейской притче о слепых: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму».

Вот как описал впечатление от этого произведения австрийский историк искусства Макс Дворжак в книге «История искусства как история духа»:

С возвышения, которое подчеркнуто острыми крышами двух крестьянских домов в верхнем левом углу картины, спускаются по плотине слепые. Последние из них движутся еще в привычном темпе, вертикально, медленно, шаг за шагом, как автоматы. Они еще не знают, что случилось впереди.

Плотина делает поворот, вожак этого не замечает и падает через откос в углубление, которое в правом нижнем углу образует контрапост подымающимся крышам домов в левом углу. Между этими двумя полюсами и развертывается теперь трагическая судьба.

Слепые, связанные друг с другом руками, положенными на плечи, и шестами, образуют цепь, которая внезапно, благодаря тому, что вожак оступился, натягивается с большою силою. Следствием является жуткое, быстрое нарастание падающего движения.

Обе средние фигуры уже готовы упасть, и механическое шагание вперед превращается у них в неуверенное спотыкание; слепой сзади вожака падает, а там, дальше, пропасть поглощает уже и вожака.

В соответствии с этим наблюдается превращение фигурного мотива от прочного, как глыба, стояния к податливому сдаванию и, наконец, к массе, статически и органически не контролируемой; начиная с управляемого или полууправляемого тела вплоть до катящегося камня, или, в духовном выражении, «в этих жутко индивидуализированных удивительных головах, — как говорит Ромдаль, — видно ступенчатое нарастание страха», и все это делается еще более страшным и захватывающим в связи с тупой безвыразительностью, свойственной слепым. Так строится на подвижном контрапостном действии барочной пространственной диагонали грандиозная по трагизму тема. Подобно тому, как композиционная диагональ резко и словно безжалостно противопоставлена красивому течению линий и гармоническому распределению масс в пейзаже, так, с другой стороны, безмятежность и неподвижный покой этого пейзажа резко контрастируют с разыгрывающейся на его фоне катастрофой. Кроме охваченных ею, нигде не видно ни одного человека, — только корова спокойно пасется на берегу пруда, в который падают слепые. Природа безучастна и даже покажись она теснее связанной с индивидуальной человеческой судьбой, то это слияние лишь однократно; судьба человека — ничто в сравнении с всеобщностью природы и её непреложными законами. Гибель слепых — чередование моментов вторжения природы в индивидуальную судьбу, моментов, следующих друг за другом так быстро, что художник мог изобразить их как одно страшное мгновение, однако природа непреходяща и она пребывает по ту сторону от человеческих масштабов, с которыми связано жалкое человеческое существование.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%87%D0%B0_%D0%BE_%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D1%8B%D1%85_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0)

Источник: http://well88photo.ucoz.ru/news/pritcha_o_slepykh_kartina_pitera_brejgelja_starshego/2016-03-20-137

Описание картины Притча о слепых – Питер Брейгель

Сюжет картины “Притча о слепых” или “Слепые” связан с евангельской притчей о неразумном слепце, который взялся быть поводырем у своих собратьев по несчастью. “Может ли слепой водить слепого?”, говорится в Евангелии от Матфея. “Оставьте их! Они слепые вожди слепых, а если слепой ведет слепого, то они оба упадут в яму”. Несколько веков эта притча служила назидательным примерном неразумного поведения людей, находящихся под властью духовного ослепления.

Христианские мотивы у Брейгеля причудливо переплетаются с реалистической символикой. Шестеро несчастных бредут по неровной, словно вздыбившейся земле, держать друг за друга, но вот происходит беда – слепой поводырь не смог нащупать своим посохом того места, где кончается пригорок. Вместе со своим скарбом он падает в реку и тянет за собой идущих сзади.

Брейгель-старший последовательно, как при замедленной съемке, изобразил все фазы падения, которое по цепочке передается от первого слепца к тем, кто идет следом и неминуемо окажется в реке.

Любопытно, что художник показал различные болезни слепоты с такой точностью, что современные окулисты смогли поставить диагнозы персонажам картины. Так, третий слепец страдает от лейкомы роговицы, а у второго выбиты глаза.

Брейгель использовал необычную технику живописи под названием “квацо”, вероятно он заимствовал ее у своей тещи – художницы-миниатюристки Макин Верхольц. Сильное разбавление темпера при нанесении на холст имитирует дорогие изображения на коврах.

Безжалостное любопытство художника к уродливым искалеченным людям было в духе того времени.

Уродство считалось комичным и неизменно смешило публику. У самого живописца нет ни капли жалости к своим персонажам. Через физическое уродство Брейгель передает духовную слепоту людей-марионеток, который движутся на встречу неведомой, но неизбежной и страшной гибели.

Питеру Брейгелю и его современникам досталась нелегкая судьба. Религиозная нетерпимость, виселицы и костры инквизиции были обычным явлением. В 1567 году, за год до написания картины “Притча о слепых”, испанские завоеватели установили в Нидерландах жесточайший террор. Было казнено более 8 тысяч человек.

Но в ответ на героическое сопротивление народа высшее общество, подобно незрячему поводырю, предпочло примкнуть к завоевателям. Некоторые исследователи предполагают, что именно разочарование в жизни и в людях подвигло Питера на создание картины “Слепые”.

Уродство и злоба персонажей соседствуют с величественной красотой природы. Художник изобразил тихий и безлюдный пейзаж. холмистая равнина, островерхие деревенские домики и маленький уютный храм. Эта небольшая сельская церквушка и поныне стоит в окрестностях Брюсселя. Спокойствие и свежесть Брейгелевского пейзажа говорят о вечности мира.

Прекрасно выглядит даже речка, где суждено захлебнуться всем шестерым. На фоне тихой красоты мира фигуры слепцов кажутся еще более отталкивающими и страшными. Показывая контраст между безмятежным пейзажем и уродством глупых озлобленных людей, художник видит духовную красоту лишь в природе.

Мотив евангельской притчи о слепых Питер уже использовал в композиции своей картины “Фламандские пословицы” с философской аннотацией.

Во время общественных потрясений, царивших в Нидерландах в 16 веке, полотна моралиста Питера Брейгеля имели не меньший вес, чем гуманистические литературные произведения.

Великий художник положил начало технике пейзажа, которая используется и в наши дни, а его картина “Притча о слепых”, написанная за год до смерти, предостерегает человечества от вступления на ложный путь – дорогу во мраке духовных сомнений.

(No Ratings Yet) Loading…

Еще картины:

  1. Притча о сеятеле – Питер Брейгель Перед нами открывается просторный вид с холма. По холму можно спуститься в деревню. Дорога ведет к деревенской церкви, острый шпиль……
  2. Слепые – Питер Брейгель Картину “Слепые” Брейгель написал незадолго до смерти. Слепые идут за слепым поводырем; страшны их пустые глазницы на бледных запрокинутых лицах,……
  3. Времена года – Питер Брейгель Над циклом картин “Времена года” Брейгель упорно и напряженно работал на протяжении всего 1565 года. Этот цикл на протяжении многих……
  4. Триумф Смерти – Питер Брейгель Брейгель не придумывает этот сюжет. Еще готическое средневековье разработало довольно тщательно дифференцированную иконографию плясок смерти, триумфов смерти, искусства умирать. Это……
  5. Калеки – Питер Брейгель Самым крупным нидерландским мастером середины XVI века считается Питер Брейгель Старший, прозванный “мужицким”. Происходил он из крестьянской семьи, а о……
  6. Ловушка для птиц – Питер Брейгель Сложное и глубокое искусство Питера Брейгеля Старшего было своего рода духовным комментарием эпохи. Картины и рисунки Брейгеля могли бы успешно……
  7. Изгнание падших ангелов – Питер Брейгель 1562 год. Брейгель использует этот библейский сюжет как предлог для изображения демонов и чертей, которых его современники считали вполне реальными……
  8. Битва Масленицы и Поста – Питер Брейгель Тема картины называется “Перевернутый мир”. Перед нами – площадь средневекового города с церковью, трактиром, домами с островерхими крышами. На первом……
  9. Детские игры – Питер Брейгель В этой картине действие также происходит в городе. Перед нами городские дома и уходящая вдаль длинная прямая улица. Но город……
  10. Нидерландские пословицы – Питер Брейгель Обращаясь к национальной традиции, к фольклору и народным пословицам, Брейгель философски переосмысляет их и – подобно Эразму Роттердамскому – создает……
  11. Крестьянский танец – Питер Брейгель Картина “Крестьянский танец”. В 1567-1569 годах Питер Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни. По всей видимости, Брейгелю удалось……
  12. Военно-морское cражение в заливе Неаполя – Питер Брейгель Работая над рисунками для мастерской Кока, Брейгель не забывал и о живописи. Хотя в картинах, созданных Брейгелем на родине, мало……
  13. Жатва Лето – Питер Брейгель Известно пять картин Брейгеля, посвященных временам года, и одна из них – находящаяся в музее Метрополитен “Жатва”. Она, как и……
  14. Сумрачный день. Цикл Времена года – Питер Брейгель Картина “Сумрачный день” из серии “Времена года”. Работе над этой серией пейзажей, изображающей полный годовой цикл изменений природы, Брейгель посвятил……
  15. Шествие на Голгофу – Питер Брейгель У картин Брейгеля есть одна примета, роднящая их с иконами: совмещение временных и пространственных пластов. В работах, подобных представленной, библейские……
  16. Возвращение стада – Питер Брейгель В этой картине художник показал переходный период от осени к зиме. Летом стадо паслось на холмах, и теперь группа людей……
  17. Карнавал и пост – Питер Брейгель Картина Питера Брейгеля “Карнавал и пост” имеет непосредственное отношение к театральному жанру фарса. Суть сюжета картины – противоборство Масленицы и……
  18. Малая Вавилонская башня – Питер Брейгель Картина “Малая Вавилонская башня” предположительно датируется 1564 годом. Размер картины 60 x 74,5 см, дерево, масло. У историков искусства и……
  19. На пути в Египет – Питер Брейгель Картина “На пути в Египет” или “Пейзаж с бегством в Египет”. Жизнь, дыхание человеческих жилищ, деятельность людей преодолевают мысли о……
  20. Перепись в Вифлееме – Питер Брейгель Созданная следом за “Временами года”, в 1566 году, картина “Перепись в Вифлееме” на известный библейский сюжет, означала рождение искусства, главной……
Читайте также:  Картина "колизей", антонио каналь (каналетто), 1745

Описание картины Притча о слепых – Питер Брейгель.

Источник: https://art.goldsoch.info/pritcha-o-slepyx-piter-brejgel/

Питер Брейгель Старший. Притча о слепых. 1568

Знаменитая картина «Слепые» написана Брейгелем в 1568-ом году, за год до смерти, и ныне находится в Национальном музее Каподимонте в Неаполе. За год до написания картины испанская армия во главе с герцогом Альбой оккупировала Нидерланды и установила режим самого жестокого террора. Сразу было казнено более восьми тысяч человек. Народные массы ответили героическим сопротивлением. Революция вызвала ответное движение в высших слоях общества: они готовы были примкнуть к испанцам, лишь бы подавить народное восстание. Как было Брейгелю не испытывать разочарование, когда на его глазах предавались передовые освободительные идеалы? Мрачные раздумья переполняли сознание художника. Убеждение в слепоте не ведающего своей судьбы человечества он выразил в этой картине.

Как прекрасен мир, словно говорит нам художник, показывая безмятежный сельский пейзаж. Под деревом, в глубине справа, пасется корова, вокруг колокольни, касающейся своим шпилем рамы картины, весело кружит стая стрижей. Но люди не ведают красоты мира. Они бредут своим жизненным путем, как слепые.

Слева направо проходят перед зрителем, цепляясь друг за друга, пятеро слепых за слепым же поводырем.

Страшны их пустые глазницы на бледных, запрокинутых лицах, их ощупывающие руки и неверные, спотыкающиеся шаги под гору, прямиком в реку, куда уже, опрокинувшись навзничь, ногами к нам, вниз головой свалился поводырь, и, обратив к нам обезображенное лицо, падает идущий за ним вслед.

А остальные идут покорно, ничего еще не зная, напрягая внимание и слух, судорожно хватаясь друг за друга и за свои палки-трости. Но им всем быть там же, и это неизбежно, это через мгновение произойдет: то, чего они сами не видят, со стороны видно с жестокой ясностью.

Конвульсивны и лихорадочны жесты слепцов. В оцепенелых лицах резко проступает печать разрушающих пороков, превращающих их в страшные маски. Эти маски-лица, пересекающие наискось картину из ее верхнего левого в нижний правый угол, нечеловечески уродливы и при этом реальны.

Наш взгляд, словно обгоняя их, перескакивая с одной фигуры на другую, улавливает их последовательные изменения: от тупости и животной плотоядности через алчность, хитрость и злобу к стремительно нарастающей осмысленности, а вместе с ней и к отвратительному духовному уродству.

И чем дальше, тем очевиднее духовная слепота берет верх над физической, и духовные язвы обретают все более общий, уже всечеловеческий характер.

По существу, Брейгель берет реальный факт. Но он доводит его до такой образной концентрации, что тот, обретая всеобщность, возрастает до трагедии невиданной силы. Только один, падающий вслед за поводырем, слепец обращает к нам лицо — оскал рта и злобный взгляд пустых влажных глазниц. Этот взгляд, по Брейгелю, завершает путь слепцов, жизненный путь всех людей.

Но тем более чист — безлюден и чист — пейзаж, перед которым спотыкается один слепец, и которого уже не заслоняет другой. Деревенская церковка с колокольней, пологие холмы, нежная зелень деревьев полны тишины и свежести. Уютно выглядит даже речка, где суждено захлебнуться всем шестерым. Мир спокоен и вечен.

Человечна природа, а не люди. И Брейгель создает не философский образ мира, а трагедию человечества.

Горькая аллегория! Любя свою многострадальную родину, изнемогающую под свирепым игом испанских захватчиков, Брейгель одного не мог простить своим соотечественникам: пассивности, глухоты, слепоты, погруженности в муравьиную суету сегодняшнего дня и неспособности подняться на те горные вершины, которые дают прозрение целого, единого, общего. Горе слепым! Но не подобны ли героям этой картины все остальные люди, не ведающие красоты и смысла мира, марионетки, движущиеся навстречу неведомой им, но неизбежной гибели?

Анатолий Вержбицкий. Творчество Рембрандта.

* * *

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ (1525-1569)

Источник: http://aria-art.ru/0/B/Brejgel%27%20Starshij%20P.%20Pritcha%20o%20slepyh.%201568/1.html

Брейгель Питер Старший. "Страна лентяев".и "Притча о слепых"

Откликом на народное восстание, названное иконоборчеством, стала картина «Крестьянский танец», написанная около 1567 года. В основе иконоборчества лежали идеи кальвинизма.

Крестьянский танец 1568—69

«Веселитесь, отдыхайте, вы заслужили это трудом и борьбой с врагами, но не забывайте о церкви » — будто говорит художник.Скорее всего, это день памяти какого-то святого. Но никаким религиозным «пыланием» он не сопровождается.Про церковь, виднеющуюся на заднем плане, никто и не вспоминает, увлекшись безудержным танцем0дин из танцующих беззаботно попирает ногой крест, образованный двумя соломинамиУ этого же персонажа на головной убор прицеплена ложка — символ обжорства

Ключ и кошелек, дополняющие платья женщин, — символ корыстолюбия. На земле отчетливо прописана ореховая скорлупа, отсылающая нас к нидерландской пословице о человеке, «променявшем спасение на лесной орех».У сидящего рядом с волынщиком молодого человека голову венчает шапочка с фазаньим пером, являющимся символом гордыни.Разгоряченные вином гуляки готовы начать драку (символ грех гнева)Образ Богородицы прикреплен к стволу дерева. Но сама Богородица забыта крестьянами; религиозный праздник для них — лишь еще один повод выпить и повеселитьсяБрейгель, Питер СтаршийПритча о слепых 1568г

Еще в начале 1560-х годов нидерландцам в полной мере пришлось изведать несчастия, которые обрушили на них испанские власти.С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок.В это время и создается картина «Слепые», в которой отчаяние Брейгеля-человека и величие Брейгеля-художника достигли своего наивысшего предела.

Картина посвящена словам Христа в библейской притче о неразумном слепце, который взялся быть поводырем у своих собратьев по несчастью:»Может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму?».

Жуткая вереница бесприютных калек, лишенных не только зрения, но и поводыря, бредет из глубины картины на зрителя медлено и осторожно они идут друг за другом, не подозревая, что их путь ведет в заполненный водой овраг.Внезапно вожак оступается и падает, и вслед за ним падет идущий следомСледующий судорожно ищет внезапно исчезнувшую опору опору, уже качаясь и теряя равновесиеПоследние пока идут спокойно, ибо еще не ведают о грозящей беде. Их лица полны смирения, едва прикрывающего тупость и затаенную злобу.Брейгель старается избежать нарочитого драматизма : его персонажам, скорее всего, не угрожает гибель — овраг неглубок. Весь ужас происходящего сконцентрирован не в сюжете, а именно в образах: в неторопливом, след в след, движении к краю ямы, в череде ужасных лиц, подвижных и разнохарактерных, но лишенных какой-либо тени мысли и жизниОсуждая человечество за суету и порочность, художник противопоставляет ему чистоту и гармонию природы.Эта картина — последняя из известных ныне сохранившихся работ Брейгеля. Брейгель, умерший в Брюсселе 5 сентября 1569 г. (в возрасте примерно сорока лет), до конца своих дней работал еще над одной картиной, которая , «была самым лучшим из созданных им произведений». Ни сама картина, ни ее описание не дошли до нас, известно только название: «Торжество правды»«Страна лентяев» — сказочная страна, широко распространена во многих сказках стран Европы. В немецких сказках — Schlaraffenland,при дословном переводе ,буквально страна ленивых обезьян, от sluraff — лентяй, affen — обезьяны и land — земля.Идея впервые появилась как пародия на рай в сатирической поэме Себастьяна Бранта «Корабль дураков», созданной в 1494 г., однако ещё в V в. до н. э. подобные идеи присутствовали у поэтов Телеклеида и Ферекрата.

Брейгель, Питер Старший Страна лентяев 1567гСтарая пинакотека, Мюнхен

Стихотворное изложение сказки о вымышленной стране бездельников было дано Гансом Саксом и появилось в 1536 г. в Нюрнберге. Возможно, именно оно послужило основой для прозаической интерпретации этой сказки, изданной в Антверпене в 1546 г.

и имеющей много общего с сюжетной канвой картины Питера Брейгеля.В левом углу внизу можно прочесть(на увеличенной копии) подпись художника и дату — 1567 год.

Как и многие другие работы Брейгеля, эта картина тоже имеет в своей основе нидерландскую пословицу — (дословный перевод) «нет ничего более глупого, чем ленивый сластёна».

Чтобы попасть в страну лентяев, нужно было проесть проход в горе из каши, изображенной на картине в правом верхнем углу. Попавший в неё сразу замечает жареного поросёнка, бегающего с ножом в спине, покрытую пирогами крышу шалаша и множество других лакомств.

В центре картины лежат распластавшись вокруг дерева, словно спицы колеса, три человека, достигшие предела своих желаний. По одежде и предметам, им принадлежешим, в них можно распознать представителей разных сословий.

Крестьянин, солдат и ученый или школяр лежат с полными животами под деревом, вокруг ствола которого была установлена столешница.На пороге шалаша сидит человек в шлеме рыцаря только что попавший в страну.

Открыв рот, он ожидает, что ему в рот влетит что-то вкусноеО сказочной сытости, которую Питер Брейгель изобразил на своей картине, в то время не могло быть и речи.

Герцог Альба вошёл во главе испанских войск в Нидерланды. На картине изображена не более чем утопия благополучной жизни.

Замечательная по своей простоте композиция в центре картины, символизирующяя колесо фортуны, только усиливает это впечатление. Одновременно чувствуется и некая ирония от происходящего, ведь обжорство и леность считались пороками во все времена.

http://nezhnaya4you.livejournal.com/88196.html

Источник: https://alindomik.livejournal.com/5621327.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector