- Теодор Жерико
- Музей: Лувр
- Год: 1818-1819
⇐ Нажмите на изображение для увеличения
Описание картины:
Плот «Медузы» — Жан-Луи-Теодор Жерико. 1818-1819. Холст, масло. 491×716 «Плот «Медузы» — известное полотно Теодора Жерико (1791-1824), с которого началась история французского романтизма.
Сюжет не выдуман художником; картина повествует о кораблекрушении, случившемся с судном «Медуза». Многочисленные пассажиры и экипаж спасались на плоту, который почти две недели носило по морю. Люди, обессиленные без еды и питья, умирали.
Несколько раз они видели вдали суда, в надежде кричали им, размахивая сохранившимся тряпьем, но суда проходили мимо, не заметив их. Умирала надежда на спасение, таяли силы. Наконец, несчастных обнаружили и подняли на спасительный борт. В живых осталось 15 человек из 140, плывших на «Медузе».
Полотно взбудоражило французскую столицу. Так реально смерть еще никто не изображал. Картина поступила в Лувр в 1824.
Картина стала ответом на гневную реакцию общества, возмущенного малодушием руководителей морской экспедиции, которое привело к гибели более сотни матросов и пассажиров с семьями. Мастеру удалось изобразить весь трагизм ситуации. Автор не дает никакой надежды на удачный исход ситуации. Бушующее море, мрачное небо, безысходность и ощущение надвигающейся катастрофы — эти составляющие сюжета складываются в тяжелую атмосферу. Известно, что художник, ради достоверности всех деталей своей работы, многие часы проводил в моргах, а также беседовал с врачами, чтобы выяснить какие изменения происходят в организме человека, вынужденного голодать и долгое время обходиться без воды.
Работа стала визитной карточкой творчества мастера. Долгое время вызывая восторги критики и нескрываемый интерес публики.
Другие картины Теодора Жерико
Этюд натурщика
Офицер конных егерей во время атаки
Раненый кирасир
Скачки в Эпсоме
Портрет сумасшедшей
Укрощение быков
Портрет клептомана
Портрет женщины, одержимой карточной игрой
Портрет умалишённого Бег свободных лошадей в Риме Героический пейзаж с рыбаками
Источник: https://muzei-mira.com/kartini_francii/355-plot-meduzy-zhan-lui-teodor-zheriko.html
Теодор Жерико. Плот "Медузы"
Теодор Жерико. Плот Медузы. 1818 — 1819 гг. Холст, масло. 491см х 716 см. Париж, Лувр«Ни поэзия, ни живопись никогда не смогут выразитьужас и муки, пережитые людьми на плоту»
Теодор Жерико
Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи «Денон» перед картиной «Плот «Медузы»» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно. Публику, впервые увидевшую картину на выставке парижского Салона в августе 1819 года, она поражала не меньше, чем наших современников. Газеты писали, что толпы посетителей останавливались «перед этой пугающей картиной, которая притягивает каждый глаз». Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой живописец Теодор Жерико (1791 -1824). Хотя картина называлась «Сцена кораблекрушения», все безошибочно узнавали плот «Медузы», история которого была в то время известна каждому французу.
Картины Теодора Жерико «Раненый кирасир» (1814) и «Плот «Медузы»» в Лувре, галерея Денон.17 июня 1816 года в Сенегал направилась французская морская экспедиция, состоявшая из фрегата «Медуза» и еще трех судов. На борту фрегата было около 400 человек — новый губернатор колонии, чиновники, их семьи, солдаты так называемого Африканского батальона. Начальник экспедиции, капитан «Медузы» де Шомарэ, был назначен на эту должность по протекции, и его некомпетентность проявилась самым роковым образом. «Медуза» потеряла из виду сопровождающие суда, а в ночь на 2 июля села на мель между островами Зелёного Мыса и побережьем Западной Африки. В корпусе судна открылась течь, и его решено было покинуть, но шлюпок на всех не хватило. В итоге капитан, губернатор со свитой и старшие офицеры разместились в шлюпках, а 150 матросов и солдат пересели на плот, сооруженный под руководством инженера Александра Корреара. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу, однако при первых признаках непогоды канаты, связывающие шлюпки с плотом, лопнули (или были намеренно обрублены), и шлюпки уплыли.
Реконструкция плота «Медузы»Уже в первую ночь люди, оставшиеся на переполненном плоту почти без еды и питья (поскольку берег был недалеко, плот решили не перегружать припасами), вступили в кровавую схватку, отвоевывая друг у друга воду и более безопасные места возле мачты. Смертоубийство, безумие, каннибализм были их уделом, пока через 12 дней после кораблекрушения «Аргус» — один из кораблей, сопровождавших «Медузу», — не снял с плота 15 человек, оставшихся в живых. Пятеро из них вскоре скончались.
Шлюпка отплывает от плота. Эскиз Теодора Жерико к картине «Плот «Медузы»». История кораблекрушения «Медузы» не сходила с газетных страниц, спасшиеся пассажиры плота инженер Александр Корреар и хирург Анри Савиньи в ноябре 1817 года выпустили книгу «Гибель фрегата „Медуза“», в которой откровенно, не скрывая жутких подробностей, рассказали о пережитом. Но темой изобразительного искусства история «Медузы» не стала до тех пор, пока ею не заинтересовался Теодор Жерико, вскоре после выхода книги возвратившийся из долгого путешествия по Италии. Этот уроженец Руана получил хорошее художественное образование и уже обратил на себя внимание несколькими работами — портретами наполеоновских офицеров на поле боя, причем лошади, которых Жерико любил с детства, занимали художника не меньше, чем воины.
Теодор Жерико. Автопортрет. Жерико был материально независим и мог себе позволить писать свой «Плот «Медузы»» сколь угодно долго. Художник погружался в события, моделировал их, «ставил», как театральную пьесу, проходил по всем кругам этого ада, за что позднее его назвали в одной из газет «Данте в живописи». Он наизусть знал книгу Корреара и Савиньи, познакомился со всеми документами, в том числе с материалами суда над капитаном, подолгу разговаривал с пережившими плавание на плоту, писал их портреты.
Теодор Жерико. Офицер конных егерей во время атаки. 1812Он снял огромную мастерскую, в которой с помощью участников рокового плавания была выстроена модель плота. На ней художник размещал восковые фигуры, уточняя композицию будущей картины. Он побывал на морском побережье Нормандии, чтобы пережить шторм и сделать наброски. Он беседовал с врачами, чтобы представить себе, как крайние лишения – голод, жажда, страх — воздействуют на тело и ум человека. Жерико делал эскизы в больницах и моргах, зарисовывал в лечебницах лица безумцев. Он приносил из морга разлагающиеся останки и не только рисовал их, но сидел, окруженный фрагментами тел, чтобы представить себе, каково было находиться там, на плоту. Мало кто мог выдержать атмосферу его мастерской даже несколько минут, он же работал в ней с утра до ночи.
Битва на плоту. Эскиз Теодора Жерико к картине «Плот «Медузы»».Более ста набросков – пером, гуашью, маслом — сделал Жерико в поисках сюжета картины. Схватки, отвратительные сцены каннибализма, отчаяние и безумие, момент спасения… всем сюжетам художник, в конце концов, предпочел тот миг, когда на горизонте появляется едва различимый парус и еще не ясно, заметят ли плот с корабля.
Битва на плоту. Эскиз Теодора Жерико к картине «Плот «Медузы»»..В ноябре 1818 года Жерико уединился в мастерской, обрил голову, чтобы не было соблазна выходить в свет, и на восемь месяцев остался один на один с холстом площадью 35 кв. метров. В мастерскую были вхожи лишь близкие друзья, в том числе молодой Эжен Делакруа, который позировал для одной из фигур. Делакруа был среди первых зрителей: увидев картину, он был так потрясен, что «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».
..
Фрагменты тел из анатомического театра. Эскизы Теодора Жерико к картине «Плот «Медузы»». Картина действительно потрясает, но отнюдь не натурализмом, как можно было был ожидать: художественный образ оказался сильнее документалистики. Где изможденные высохшие тела, безумные лица, полуразложившиеся трупы? Перед нами атлеты, прекрасные даже в смерти, а о сценах насилия напоминает лишь окровавленный топор в правом нижнем углу полотна. Свой опыт реконструкции событий на плоту Жерико аккумулировал в совершенную, глубоко продуманную композицию картины, в которой выверены каждый жест и каждая деталь. Художник выбрал точку зрения сверху, максимально выдвинув поднявшийся на волне плот к переднему краю полотна – он словно выплывает из плоскости картины, вовлекая зрителя в действие. Четыре мертвых тела на переднем плане образуют дугу, тянущую плот в морскую глубь, к гибели. Руки, ноги, головы обращены вниз, в этой части плота царит неподвижность мертвых и оцепенение живых – отца, застывшего над телом погибшего сына, и сидящего рядом с ним безумца с пустым взглядом.Эскизы Теодора Жерико к картине «Плот «Медузы»» Тяжёлый парус, который вторит своим изгибом надвигающейся на плот волне, мачта, крепящие ее канаты и группа сомневающихся, еще не верящих в спасение людей, образуют композиционную » большую пирамиду», вершина которой клонится навстречу волне, в направлении, противоположном кораблю. Справа устремляется вверх «пирамида надежды» с фундаментом из обессиленных тел и вершиной, на которой сгруппировались люди, пытающиеся привлечь внимание корабля. Мы снова видим вторящие друг другу движения рук, тянущихся вперед, к едва заметной точке на горизонте. Низкое облако дублирует очертания волны, поглощающей «большую пирамиду», но сквозь тучи прорывается луч, на фоне которого вырисовывается «пирамида надежды».Композиционные «пирамиды»В картине Жерико чувствуется глубокое и почтительное знание классики.Контрастное освещение с выхваченными из тьмы лицами и фигурами заставляет говорить о влиянии Караваджо, в исполненном драматизма сплетении живых и мёртвых тел видится нечто рубенсовское. Но более всего на художника повлиял любимый Микеланджело, о встрече с произведениями которого Жерико писал: «Я дрожал, я усомнился в себе самом и долго не мог оправиться от этого переживания». Сильная рельефная моделировка, придающая фигурам скульптурность, высокая патетика образов, резкие ракурсы, — все это отсылает нас к образам «Сикстинской капеллы».Микеланджело Буонарроти. Фрагмент фрески «Страшный суд» в Сикстинской капелле Ватикана. 1537-1541.Современников произведение Жерико поразило отнюдь не классическим совершенством, а неслыханной дерзостью: история недавнего кораблекрушения годилась для газетных полос, но никак не для крупномасштабной многофигурной картины. На огромном полотне в натуральную величину были изображены не герои античной истории или мифологии, как это было принято по канонам неоклассицизма, а современники, к тому же простолюдины. В сюжете картины не было ничего нравоучительного или возвышенного, все нормы и понятия академического искусства были попраны. Мало кто увидел, что Жерико возвысил конкретную историю кораблекрушения до символа, сумел придать ей универсальность, представил как вечное противоборство человека со стихией, привнес в упорядоченный, строгий, статичный мир неоклассицизма свежее дыхание романтизма — порыв, движение, живое чувство.Эжен Делакруа.»Ладья Данте». 1822В картине ощущается влияние творечства Теодора Жерико Но эстетическим неприятием картины дело не ограничилось. «Плот «Медузы»», неожиданно для автора, вплыл в море политических страстей. В картине современники увидели аллегорию Франции эпохи Реставрации, погрязшей в коррупции и взяточничестве (которое и стало причиной трагического исхода плавания под началом неумелого, но назначенного по протекции капитана). Правительственные круги и официальная пресса сочли живописца опасным бунтарем, сам король Луи XVIII язвительно поинтересовался: «Это, месье Жерико, — не то ли кораблекрушение, в котором утонет создавший его художник?» Напротив, противники режима увидели в картине обличительный документ. Как писал один из критиков, Жерико «показал на тридцати квадратных метрах картины весь позор французского флота». Историк и публицист Жюль Мишле подытожил скандал вокруг картины меткой фразой: «Это сама Франция, это наше общество погружено на плот “Медузы”».
..
Портрет сумасшедшей. 1824Жерико был ошарашен таким приемом: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием ко всему, что исходит от газет и журналов». Одиозная картина не была куплена государством, и разочарованный автор отправился со своим полотном в турне по Англии, где показывал «Плот» на платных выставках и нашел гораздо более благожелательный прием, чем на родине.Теодор Жерико. Скачки в Эпсоме. 1821Казалось, что «Плот «Медузы»» — первое крупное произведение многообещающего молодого художника, что, судя по его следующим работам, – серии портретов душевнобольных и написанной в Англии картине «Скачки в Эпсоме» — Жерико ждет блестящее будущее. Задуманное историческое полотно «Отступление французов из России в 1812 году», возможно, затмило бы «Плот «Медузы»», но ранний шедевр Теодора Жерико оказался его последней крупной работой. В январе 1824 года художник умер после мучительной болезни, так и не оправившись после неудачного падения с лошади. (По иронии судьбы, капитан де Шомерэ, погубивший «Медузу», прожил долгую, но омраченную позором жизнь).Теодор Жерико. Голова белой лошадиПосле смерти Теодора Жерико «Плот «Медузы»» был выставлен на аукционе и приобретен его близким другом, художником Пьером-Жозефом Дедрё-Дорси, за 6000 франков, тогда как Лувр не готов был заплатить за полотно больше 5000 франков. Дедрё-Дорси отклонил предложение продать работу за большую сумму в США и в итоге уступил её Лувру за те же 6000 франков с условием, что она будет размещена в основной экспозиции музея.Nicolas Maillot. «Плот «Медузы»» в Лувре. 1831
Иллюстрации с с сайта Викимедиа
Источник: https://marinagra.livejournal.com/127382.html
15 малоизвестных фактов о скандальной картине Теодора Жерико «Плот Медузы»
«Плот Медузы». Теодора Жерико. 1818 — 1819 гг. Холст, масло.(кликабельно)
Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи «Денон» перед картиной «Плот «Медузы»» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно. Публику, впервые увидевшую картину на выставке парижского Салона в августе 1819 года, она поражала не меньше, чем наших современников.
Газеты писали, что толпы посетителей останавливались «перед этой пугающей картиной, которая притягивает каждый глаз». Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой живописец Теодор Жерико (1791 -1824).
Хотя картина называлась «Сцена кораблекрушения», все безошибочно узнавали плот «Медузы», история которого была в то время известна каждому французу.
1. В основу картины легла реальная история
40-орудийный морской фрегат.
«Медуза» — французский 40-орудийный морской фрегат, который участвовал в сражениях во время наполеоновских войн начала 19-го века.
Примечательно, что судно ничуть не пострадало во время этих морских сражений, а потерпело крушение, сев на мель в 1816 году во время экспедиции по колонизации Сенегала. Из-за нехватки шлюпок на борту матросы построили плот.
Но лишь 10 человек из 147, которые перешли на плот, в конечном итоге выжили. Вскоре после этого Жерико и создал свою картину, почерпнув вдохновение из рассказов двух выживших.
2. История картины: расследование
Художник Теодоо Жерико.
Пребывая под впечатлением от трагической истории, Жерико не только взял интервью у выживших членов экипажа «Медузы», но и прочел все, что мог найти, об этой катастрофе. Жерико нарисовал десятки эскизов, экспериментировал с восковыми фигурами, воссоздавая ситуацию, изучал утонувших трупы в морге. В итоге, он тщательно спланировал буквально каждый элемент на своем шедевре.
3. Картина больше, чем кажется
Размеры картины впечатляют.
Размеры картины — 4,91 × 7,16 метров. Т.е., «Плот Медузы» размером с настоящий 7-метровый плот, который был построен моряками.
- 4. Жерико пришлось даже реконструировать плот
Реконструкция плота *Медузы*
- Жерико построил реплику плота с «Медузы» в своей мастерской и использовал ее в качестве наглядной модели.
- 5. На картине «Плот Медузы» изображена последняя часть 13-дневного путешествия
Картина о трагическом путешествии.
На плоту было около 150 моряков с потерпевшего крушения корабля и большинство из них погибло жуткой смертью. В первую ночь случилось 20 смертей от самоубийства, драк, а также от того, что некоторых людей смывало за борт.
Через 4 дня осталось всего 67 человек. Из-за голода многие из них начали практиковать каннибализм. На 8 день за борт выбросили наиболее слабых и раненых людей. К 17 июля 1816 года осталось в живых только 15 мужчин, когда на плот наткнулось судно «Аргус».
Из них вскоре умерло еще 5 человек.
- 6. Знак надежды
Надежда умирает последней…
- Мужчина на правой стороне плота с надеждой всматривается в горизонт в поисках спасения.
- 7. Картину считают историческим документом
Шлюпка отплывает от плота. Эскиз Теодора Жерико к картине «Плот Медузы».
- Масштабность полотна, мелкие детали и подлинность истории заставляют многих искусствоведов считать, что «Плот Медузы» нужно классифицировать как исторический документ.
- 8. Жерико черпал вдохновение в творчестве Караваджо
Микеланджело да Караваджо, Жертвоприношение Авраама.
Искусствоведы считают, что техника передачи света и тени на картине «Плот Медузы» очень похожа на религиозные полотна итальянского художника 16 века. Еще одной отсылкой к Караваджо являются героические позы моряков на картине.
- 9. «Плот медузы» — важная веха в жанре французского романтизма
Потрясающее сочетание реальности и трагического романтизма.
- Тщательное расследование, проведенное Жерико, а также приемы, используемые Караваджо, дали художнику возможность очень реалистично передать эмоции, а также сделать потрясающее сочетание реальности и трагического романтизма.
- 10. Ракурс «Плота Медузы» выбран, чтобы вызвать максимальное сопереживание
Благодаря эскизам, которые изначально делал Жерико, искусствоведы смогли отследить всю историю создания картины.
Одним из основных изменений окончательного холста, по сравнению с первоначальными эскизами, является то, что был изменен ракурс. Изначально Жерико планировал нарисовать плот сверху.
Но затем он посчитал, что ракурс сбоку (как будто в шаге от плота) вызовет большее сопереживание у зрителей.
11. Мнение критиков
Изображение мёртвых тел взбудоражило критиков.
Жерико дебютировал со своей картиной в Парижском салоне в 1819 году. Мнения критиков относительно полотна разошлись. Одни заявляли, что «картина поражает и от нее невозможно оторвать взгляд». Другие высказали свое негодование горами трупов: «Месье Жерико ошибся. Картина должна привлекать душу и взор, а не отталкивать».
12. Жерико переживал, что «Плот Медузы» будет провальным
Битва на плоту. Эскиз Теодора Жерико к картине «Плот Медузы»..
Потратив очень много времени и усилий на картину, 27-летний художник почувствовал, что французский мир искусства не единогласно одобрил полотно после его дебюта. После первого дня выставки Жерико хотел даже снять картину и отдать ее другу.
13. Французские историки оценили картину по достоинству
Nicolas Maillot. «Плот Медузы» в Лувре. 1831
После кораблекрушения, французское общество возмутилось некомпетентностью капитана судна и явной недостаточностью попыток спасения жертв крушения. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот.
Когда стало очевидно, что тяжелый плот буксировать практически невозможно, капитан отдал приказ обрезать веревки. 147 людей оказались обречены на смерть. После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке.
Историк и публицист Жюль Мишле подытожил скандал вокруг картины меткой фразой: «Это сама Франция, это наше общество погружено на плот “Медузы”».
14. Название картины
Композиционные пирамиды.
Хотя полотно сегодня известно, как «Плот Медузы», изначально оно носило гораздо менее провокационное название: «Сцена кораблекрушения». Но это никого не ввело в заблуждение, поскольку трагедия была у всех на устах. Художник в итоге принял решение переименовать картину.
15. Жерико не дожил до того дня, когда его картина стала знаменитой
После выставке в Лувре «Плот Медузы» выиграл конкурс, проведенный музеем. Тем не менее, Жерико был расстроен, поскольку музей не захотел добавить полотно в свою национальную галерею. К сожалению, Жерико умер в 32 года и не дожил до того момента, когда куратор Лувра внес картину в коллекцию музея. С тех пор «Плот Медузы» считается шедевром в течение почти 200 лет.
Источник: https://govza.ru/2019/06/05/15-maloizvestnyx-faktov-o-skandalnoj-kartine-teodora-zheriko-plot-meduzy/
Теодор Жерико, «Плот "Медузы"»: история, описание, анализ :
Среди французских живописцев и деятелей изобразительного искусства есть очень много талантливых и даже гениальных художников, которые считаются общепризнанными. Теодор Жерико по праву считается одним из наиболее известных и значимых живописцев Франции.
Особенно высоко ценится картина Жерико «Плот «Медузы»», написанная им в 1819 году. Она известна не только как одно из лучших произведений самого художника, но и считается наиважнейшим полотном эпохи романтизма в живописи. Фактически это одно из первых произведений в этом стиле, сыгравшее очень важную роль в становлении всего направления.
Краткая биография художника
Прежде чем поговорить о картине Теодора Жерико «Плот «Медузы»», нужно немного познакомиться с биографией художника и его творчеством в целом. Жерико родился в 1791 году в городе Руан.
Его семья была довольно состоятельной, отец владел табачными плантациями, урожай которых продавал. В 1796 году вся семья будущего художника переезжает во французскую столицу.
Именно в Париже у мальчика стали проявляться первые проблески таланта и интерес к живописи.
Будучи подростком, Теодор стал учеником известного рисовальщика и художника Карла Верне. С 1810 г. юный художник перешел на обучение к Пьеру Герену.
Именно из мастерской этого художника вышли наиболее выдающиеся художники-романисты, к которым относился и сам Жерико. «Плот «Медузы»» — картина, которая прославила его. Она была написана уже после окончания обучения у Герена.
Он часто посещал бывшего наставника. После учебы Жерико сумел построить успешную карьеру в живописи.
Картины
В списке картин Т. Жерико «»Плот Медузы»», безусловно, занимает одно из важнейших мест, но на его счету есть много и других не менее значимых живописных произведений. К примеру, его полотно «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», которое написано автором в 1812 году. Тогда он вдохновлялся победами Наполеона.
Еще одно произведение, достойное внимания обывателя, — «Раненый кирасир, покидающий поле боя», созданное в 1814 году. Хотя на обеих картинах изображены военнослужащие, но баталистом автор никогда не был. Эти полотна относятся к тому периоду творчества художника, когда он еще пробовал себя как портретист.
Картина «Потоп», нарисованная художником приблизительно в 1814 году, имеет библейский мотив. Она написана в мрачноватых тонах, чувствуется, что над людьми, изображенными на ней, нависла страшная угроза и гнев Божий. Конечно, это далеко не все сильные полотна художника. Но в рамках этой статьи будет рассмотрена именно картина «Плот «Медузы»» (Жерико).
Сюжет полотна
Как ни странно, но для произведения в стиле романтизма основа была взята из реально произошедшего события. В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение, из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели. Чтобы спасти команду, планировалось использовать шлюпки, но их вместимость не позволяла вывезти всю команду, поэтому было решено создать плот.
Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля. Когда стало ясно, что лодка не может вытянуть плот, поскольку он слишком тяжелый, было решено обрезать трос и оставить команду на произвол судьбы.
Все, кто был на лодках, спаслись, а оставшиеся на плоту разделились на два противоборствующих лагеря: офицеры объединились с пассажирами, а моряки — с солдатами.
В первые же дни было убито около 20 человек. Затем количество жертв только росло. В итоге спаслись немногие. Общественность была в шоке от случившегося. В этой катастрофе было обвинено правительство, которое всячески стремилось снизить резонанс и не допустить дальнейшего конфликта.
Процесс создания полотна
Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота «Медузы»» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником.
Чтобы максимально правдоподобно изобразить это трагическое событие, художник изучил все доступные ему документальные свидетельства, а также лично встречался с очевидцами. Чтобы изображения умерших были реалистичнее, живописец посещал местные морги, делая там зарисовки.
Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза».
Описание картины Жерико «Плот «Медузы»» и ее анализ позволяет полностью прочувствовать то, что хотел донести до созерцающего творец. Работа над полотном была очень напряженная, но он был поглощен ею полностью. Позировал Жерико его хороший друг — художник Эжен Делакруа, который не только наблюдал за процессом создания картины, но и оказывал некоторую помощь и поддержку своему товарищу.
«Плот «Медузы»» (Теодор Жерико): описание
Вся композиция картины разделена на несколько частей. Живописец отказался от использования классических параллелей.
Изображенные на переднем плане обнаженные тела умерших отсылают зрителей к традиционным мотивам о триумфе и превосходстве смерти над жизнью, свойственных европейскому искусству того времени.
Океан на полотне практически не виден, но художнику в полной мере удалось передать ощущение нависшей над людьми угрозы и бессилия человека над безжалостной стихией.
Когда в 1819 году произведение было завершено и показано в Салоне, автор решил его немного подкорректировать. Работа Жерико над «Плотом «Медузы»», точнее над его поправкой, шла прямо во время ее демонстрации на выставке. Он решил добавить в левый нижний угол фигуры еще двух человек, чтобы окончательно придать композиции пирамидальную форму.
Т. Жерико «Плот «Медузы»»: анализ картины
Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле. В дальнейшем оно оказало немалое значение в становлении этого направления в европейской живописи XIX века. Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности.
Глядя на нее, у созерцателя возникают очень сильные эмоции и переживания, которые еще долго пронизывают все тело и разум. Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. В техническом плане произведение выполнено превосходно. Краски подобраны великолепно, композиция как нельзя лучше подходит для демонстрации сюжета.
Образы людей, страх, смерть и гнев на их лицах изображены очень правдоподобно и атмосферно.
Критика
Для Теодора Жерико «Плот «Медузы»» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства.
Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу. Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию.
Картина, изображающая кораблекрушение, которое произошло совсем недавно и имело большой резонанс, была явно провокационной, обличающей несостоятельность государственной власти.
Сам Людовик XVIII отозвался об этой картине, но его слова были восприняты двусмысленно, поэтому каждый интерпретировал их на свой лад. Общее мнение было в том, что картина пришлась по душе королю.
Обличение и опорочивание действующей во Франции власти, явные политические мотивы, скрывающиеся в сюжете произведения, были восприняты публикой по-разному.
Оппозиционеры восхваляли картину, а сторонники власти относились к картине с неприязнью.
Вклад в культуру
Значение этого полотна для искусства и культуры того времени сложно переоценить, ведь благодаря нему появилось целое направление — романтизм в живописи XIX века. Разумеется, не только это полотно повлияло на формирование стиля, но оно, безусловно, является одним из самых выдающихся в нем.
Недаром именно оно ассоциируется с художником и приходит первым на ум, когда речь заходит о Жерико. Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы. Сегодня эта картина хранится в Лувре и по праву считается достоянием нации и всего человечества.
Миллионы посетителей музея и туристов приходят сюда, чтобы воочию увидеть это культовое произведение искусства.
Заключение
Полотно Жерико «Плот «Медузы»» является одним из важнейших творений художника, с которого началось его всеобщее признание. Картина считается важнейшим его произведением.
Творчество Теодора Жерико оказало огромное влияние на становление французского романтизма в живописи и на все дальнейшее развитие изобразительного искусства на Западе. Сегодня его творения ценятся очень высоко, его картины хранятся в самых крупных музеях и галереях либо в частных коллекциях. На аукционах произведения Жерико продаются за баснословные суммы.
Источник: https://www.syl.ru/article/351823/teodor-jeriko-plot-meduzyi-istoriya-opisanie-analiz
Теодор Жерико «Плот «Медузы»
Что такое творческие муки, наверняка знает известный художник Жан Луи Андре Теодор Жерико (Jean Louis André Théodore Géricault). Мастер долгие годы находился в поиске единственной темы, которая позволила бы ему создать главный шедевр своей творческой коллекции. И в один трагический день судьба «подарила» художнику шанс исполнить желаемое.
В июне 1816 года от берегов Франции в Сенегал отплыл фрегат «Медуза». В ту же ночь во время бури судно село на мель. Было принято решение, что капитан и представители высоких чинов займут шлюпки, а для 149 остальных пассажиров будет построен плот.
Вышло так, что они не заметили обрубленные тросы у самодельного судна, и люди оказались выброшенными в открытом океане без продовольственных запасов и воды. Ночью между голодными людьми начиналась резня за пищу, а днем выжившие изнывали от зноя и жажды.
Только через 11 суток обезумевшие от ужаса пассажиры увидели на горизонте спасательный бриг «Аргус». Из 149 человек на его борт были подняты только 15 еле живых людей, пять из них вскоре скончались.
Среди чудом выживших оказались хирург Савиньи и инженер Корреар, которые через год после трагедии издали книгу, где рассказали о пережитом. Франция была шокирована жестокой историей о подлости бездарного капитана, по вине которого судно потерпело крушение.
Теодор Жерико ярко представлял себе адские муки людей, которым судьба подписала смертный приговор. И у него появилась идея для главной картины своей жизни. Теодор выбрал самый драматичный момент истории, когда пассажиры «Медузы» увидели «Аргус» и гадали, спасет их судно или нет. Жерико нашел мастерскую недалеко от госпиталя.
С ней связана жутковатая история: сюда студенты-медики приносили художнику трупы или отдельные части человеческих тел. Все это безумный живописец сохранял до полного разложения. Кроме того, мастер совершенно искренне был счастлив, когда его друг Лебрен заболел желтухой, и его лицо приняло нездоровый цвет.
Жерико не был психически болен, но он был одержим живописью и таким необычным способом пытался найти оттенок цвета, наиболее характерный лицам умирающих.
Видимо, найдя то, что искал, уже весной 1818 года Жерико приступил к созданию эскизов для масштабной картины. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, от которых узнал неопубликованные в книге ужасающие детали. Вскоре Теодор нашел плотника «Медузы» и заказал ее макет.
Оттуда мастер опять отправился госпиталь и рисовал там трупы, а потом поехал в Гавр, чтобы писать бушующее море с натуры. В ноябре того же года Жерико уединился в мастерской и обрил голову, чтобы не было соблазна выходить на светские вечера и развлечения, а полностью посвятить себя работе над огромным полотном.
Восемь месяцев художник компоновал огромное количество эскизов в одну картину.
Законченная картина Плот «Медузы» была выставлена в Салоне в 1819 году и сразу породила многочисленные противоречивые мнения. Одни восхищались талантом художника, а другие твердили, что он перешел все морально-этические границы.
Но одно известно точно: Теодору Жерико удалось написать желанное монументальное произведение. Историк Мишле через годы скажет о нем: «Это сама Франция. Это наше общество погружено на плот “Медузы”.
Жерико в тот момент был Францией»
Источник: https://michel-art.com/gericault/
Описание картины «Плот Медузы»
Содержание статьи:
- 1. История создания
- 2. Стиль написания
- 3. Сюжет
Плот «Медузы» — картина, написанная в 1819 году художником Теодором Жерико.
Работа отражала актуальный ответ на недавнее событие, которое вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Люди до конца не могли понять, что именно произошло в тот момент времени.
Так что, решив выделиться из толпы, автор за шесть месяцев создает свое полотно. Чтобы после показать его миру.
История создания
Картина писалась только для того, чтобы изобразить основную идею, взятую за основу в творческом плане. Контекст был не так важен, как сама финальная подача. Такой подход был нужен для выноса за скобки личности молодого художника, и отделения его имени от предоставленной на обозрение работы. Нужно было сдвинуть рамки, чтобы зрители увидели именно заложенный в картину смысл.
После представления работы на парижском салоне, она перешла в руки частного коллекционера. Мужчина с радостью приобрел данный шедевр изобразительного искусство, вручив художнику его первый серьезный гонорар. После этого, все дальнейшие попытки вернуть автора в лоно академии были проиграны. Теодор Жерико начал самостоятельно путь, стараясь быть голосом времени.
Именно данная картина стала первым шагом на данном пути. Юноша понял, что люди готовы видеть трагичную, но существующую правду. И не стоит вылизывать свою работы, чтобы они в той или иной мере понравились публике. Нужно быть голосом поколения, который может возразить ему, в случае ошибочности суждений.
Стиль написания
Картина писалась всего в два этапа, но важно понимать, каких именно. Изначально требовалось написать фигуры на плоту, а их тут не так мало. И так как повышенная детализация тел была необходима для изображения, реализации конечной концепции, остается только наблюдать за тем, как именно страдает картина от данного решения.
Первым этапом стала большая центральная фигура, которая занимает почти все место на холсте. На плоту в разных позах представлены выжившие, что стараются не погибнуть от морских волн.
При этом, все тела находятся в праведной агонии, которая выглядит как продуманное построение тел. В этой композиции все находится на своих местах, и по этой причине критики и не могли поверить в реальность происходящего.
Но сделав скидку на то, что искусство не должно с точностью до нуля показывать произошедшие события, работа была тепло встречена.
Интересно смотреть именно на форму тел, и то, как они вписаны в существующие размеры выбранного холста. Картина изображает, как и абсолютную наготу, так и едва прикрытые части тела.
Некоторые люди смотрят вдаль, некоторые просто страдают от морской болезни. Решение изобразить их без одежды связано с явным желанием придать картине вид библейского мифа.
Тема бога и его влияние на общество была редким гостем в работах Теодора Жерико.
Вторым этапом стало ощущение того, как именно может существовать природа вокруг этого плота. Видно, лишь море, и маленький кусок неба над ним. И передний план, и задний, полностью заняты именно плотом.
Только он находится в центре картины, и остальные объекты нужны для банального заполнения места. Уже после, перерисовав работу для личной коллекции, художник уменьшил размер плота.
Но эта копия оригинала не дошла до наших дней, так как была утеряна.
Сюжет
На картине изображены выжившие пассажиры судна «Медуза», что по ошибке капитана погибло во время шторма. Но обломках корабля люди стараются пережить хаос, постепенно принимая участь. Если их не спасут в ближайшее время, морские волны заберут их тела на дно. Все они умрут в жестокой неизвестности.
Источник: https://wpainting.ru/teodor-zheriko/opisanie-kartiny-plot-meduzy.html
Плот «Медузы». О чем эта картина?
Теодор Жерико, «Плот «Медузы»
История вышла некрасивая. История, которую французские власти постарались замять. О ней практически сразу «забыли» — до выставки в Парижском Салоне 1819 года, где автор, Теодор Жерико, продемонстрировал свою картину публике.
Конечно, здесь речь идет нес столько о каннибализме, сколько о вневременных ценностях и общечеловеческих сложностях.
С которыми мы – не в таком страшном и диком виде – но сталкиваемся постоянно.
факты о Плоте фрегата «Медуза»
- Военный фрегат «Медуза», окутанный героическим флером после наполеоновских войн, вышел в спокойный торгово-круизный рейс. И, не доплыв до Африки, потерпел крушение.
- Капитан приказал построить плот и перенести на него груз, чтобы освободить корабль.
- Плот построили, но судно дало трещину.
Люди запаниковали; капитан спустил шлюпки на воду: часть людей поместилась в них (в том числе и капитан).
- Большинство было размещено на плоту, который буксировали шлюпки.
- Ночью, осознав, что шлюпки не в силах тянуть тяжелый плот (со 150 людьми), капитан приказал…
- …обрубить канаты.
- Шлюпки ушли, а плот остался в море.
- Шлюпки достали берегов и люди (в том числе капитан и губернатор), бывшие на них, спаслись.
- Представьте ужас и панику оставшихся на плоту, когда утром они обнаружили, вернее – не обнаружили лодок.
- На плоту произошло разделение на классы – пассажиры и офицеры с одной стороны, солдаты и моряки – с другой.
- В первую ночь было убито (и покончили жизнь самоубийством) 20 человек.
- На четвертый день в живых осталось 67 человек.
- На 5 день начался каннибализм.
- Взрезали вены самым слабым и пили их кровь.
- Плавание длилось тринадцать дней. К моменту, когда выживших подобрал корабль, их осталось 15.
- Из спасенных умерло уже на корабле 5.
- Итого из 150 человек, 13 дней назад попавших на плот, выжило 10 человек.
О самой картине «Плот «Медузы»
Теодор Жерико написал момент, когда на горизонте измученные и обезумевшие от горя люди увидели корабль.
На первом плане – старик, безучастный и опустошенный. Все, что он может, – удерживать сползающее в воду тело своего сына, которое он сумел защитить от голодных попутчиков.
Композицией из четырех групп персонажей художник сформировал энергичную диагональ: от мертвых тел взгляд скользит к центру плота (где пробуждается надежда) до группы людей, призывающих к спасению. В них чувствуется сила, они энергично машут тряпками, они практически спасены!
Цена этого спасения – с ними; на всю жизнь…
На картине нет основного героя, каждый главный и каждый второстепенен. У каждого – свои эмоции, свои силы. Кто-то гибнет прямо перед спасением, его покидает жизнь на глазах у зрителя. Кто, наоборот, пробуждается; кто-то не проснется никогда.
Картина была облита волнами критики.
Источник: https://www.artola.com.ua/plot_meduzi_analiz/
Теодор Жерико. Плот "Медузы"
?
likbez_a_m
April 29 2018, 11:37
Теодор Жерико (1791-1824)
Плот «Медузы». 1819
Le Radeau de La Méduse
Холст, масло. 491 × 716 см
Лувр, Париж
Картина «Плот Медузы» молодого художника Жерико, выставленная в Салоне 1819 года, по своей выразительности, жизненной правде выделялась на фоне холодных театральных, далеких от жизни композиций. Ни один зритель не мог пройти мимо этого волнующего произведения.
Поводом для картины Жерико послужила гибель фрегата «Медузы» летом 1816 года, наскочившего на риф у берегов Африки по вине неопытного капитана, назначенного правительством по протекции. Но картина Жерико не является только иллюстрацией этого события, она говорит о страданиях человека, о его героической борьбе со стихией. Перед нами плот, несущийся по разбушевавшемуся морю.
В сильном порывистом движении изображена и группа людей, находящихся на плоту.
Здесь все дано в движении, даже мертвые тела, кажется, сейчас соскользнут с плота и их поглотит море. Порывистые движения создают ощущение беспокойства. Художник передал не только чисто внешнее движение — он и внутренне его осмыслил.
Теодор Жерико (1791-1824)
Плот «Медузы». 1819
Фрагмент
Теодор Жерико (1791-1824)
Плот «Медузы». 1819
Фрагмент
Представлена целая гамма человеческих переживаний: от полной апатии и безнадежности старика, поддерживающего сына, до полного надежды и, может быть, даже ликующего жеста юноши, стоящего на краю плота и увидевшего спасательное судно.
Это дает оптимистическое, героическое звучание композиции. Жерико не пошел вслед за рассказами очевидцев и не изобразил это событие во всей его натуралистической обнаженности. Он не стал показывать, как изголодавшиеся люди, охваченные отчаянием, вооружились друг против друга.
Наоборот, веря в человека, в его лучшие чувства, он внёс героику в этот эпизод. И передав со всей правдой страдание в лицах и жестах, он не представил изможденных тел. Прекрасна в своем пластическом совершенстве фигура юноши на первом плане, упавшего ниц.
Это, несомненно, условность, но условность, которая придает величие этой сцене.
Условный темный колорит картины усиливает драматизм общего впечатления.
Яворская Н.В. 'Западноевропейское искусство XIX века' — Москва: Издательство Академии Художеств СССР, 1962
Источник: https://likbez-a-m.livejournal.com/9473.html