Картина «олимпия», эдуард мане — описание

Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание

Создавая в 1863 году «Олимпию», Э.

Мане уже откровенно пренебрегал позицией официального искусства, и написал работу, которая хоть и впитала в себя опыт старых мастеров, но была новым явлением в художественной среде.

Подобный сюжет встречался в работах многих художников, изображавших обнаженное женское тело, но здесь уже видны признаки импрессионизма, стиля, в котором Мане считается одним из зачинателей.

В «Олимпии», третье измерение и светотени роли не играют, но появляется энергия, заметно обобщение форм, возрастает интенсивность света. Правда, современник Э. Мане, художник-реалист Густав Кюрбе считал, что это не картина, а «игральные карты».

Но, несмотря на кажущуюся видимость плоской манеры письма, темный невыразительный интерьер без пространственной глубины, и даже мазки, нанесенные почти небрежно, в «Олимпии» присутствует ощущение законченности. Однозначно, что эта работа претендует на одну из наиболее значимых работ художника.

Примечательно, что скандал, вызванный ее показом на Парижском салоне в 1865 году, разгорелся нешуточный.

Существует мнение, что при работе над образом обнаженной женщины, Мане не пригласил свою постоянную натурщицу Викторину Мёран, а воспользовался услугами Маргариты Белланже, актрисы, куртизанки, и любовницы Наполеона III.

Работа демонстрируется в парижском музее Орсе, и является государственной собственностью Франции.

1863 г. Масло, холст. 130,5 x 190 см. Музей Орсе, Париж, Франция

Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание

Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание

Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание

Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание

Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание

Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание

Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание

Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание

Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание

Источник: http://www.hudojnik-impressionist.ru/pic_mane03.htm

Картина ,которая стала причиной одного из самых больших скандалов в истории искусства.Олимпия Э.Мане | Волшебная сила искусства

 Как много интересного и необычного можно узнать из  истории только одной картины.История «Олимпии» Эдуарда Мане как небольшой приключенческий роман,но с хорошим концом.  

  Олимпия» — это одна из лучших картин французского импрессиониста Эдуарда Мане, которая была создана 1863 году. полотно является шедевром современной живописи. 

Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание

Эдуард Мане 1832-1883гг- французский живописец, гравёр, один из родоначальников импрессионизма.

              Во все века Венера почиталась как идеал женской красоты, в Лувре и других музеях мира есть много картин с обнаженными женскими фигурами. Но Мане призывал искать красоту не только в далеком прошлом, но и в современной жизни, вот с этим-то никак и не хотели примириться просвещенные мещане.

РАССМОТРИМ КАРТИНУ:

Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание

Олимпия.Эдуард Мане.

      На картине изображена полулежащая обнажённая женщина. Правой рукой она опирается на пышные белые подушки, верхняя часть тела слегка приподнята. Её левая рука покоится на бедре, прикрывая лоно. Лицо и тело модели обращены к зрителю.

                На её белоснежное ложе наброшено кремовое покрывало, богато украшенное по кромке цветочным узором. Кончик покрывала девушка придерживает рукой. Зрителю видна и тёмно-красная обивка кровати.

             Девушка полностью обнажена, на ней лишь несколько украшений: её убранные назад рыжие волосы украшает крупная розовая орхидея, на шее у нее завязанная бантиком чёрная бархотка с жемчужиной. В пандан к жемчужине подобраны серьги, а на правой руке модели — широкий золотой браслет с подвеской. Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты.

          Второй персонаж на полотне Мане — темнокожая служанка. В руках она держит роскошный букет в белой бумаге. Негритянка одета в розовое платье, ярко контрастирующее с её кожей, а её голова почти теряется среди чёрных тонов фона. В изножье кровати устроился чёрный котёнок, служа важной композиционной точкой в правой части картины.

             Пространственная глубина интерьера на картине практически отсутствует. Художник оперирует всего лишь двумя планами: светлыми человеческими фигурами — на первом плане и тёмным интерьером — на заднем плане.

Сохранилось два эскиза и два офорта с картины Олимпия.

Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание

Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание

ПРЕДШЕСТВЕННИЦЫ ОЛИМПИИ:

           Олимпия» явилась одной из самых знаменитых ню XIX в.

Однако у Олимпии есть много предшествовавших ей известных образцов: изображение лежащей обнажённой женщины имеет в истории искусства давние традиции.

     Прямыми предшественницами «Олимпии» Мане являются «Спящая Венера» Джорджоне1510 г. и «Венера Урбинская» Тициана 1538 г. Обнажённые женщины написаны на них практически в одинаковой позе.

  • Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание
  • «Спящая Венера» Джорджоне1510 г
  • Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание
  • «Венера Урбинская» Тициана 1538 г.

        Прямой и открытый взгляд обнажённой Олимпии уже известен по «Махе обнажённой» Гойи, а контраст между бледной и тёмной кожей уже обыгрывался в картине «Эстер» или «Одалиска» Леона Бенувиля 1844 года, хотя на этой картине белокожая женщина одета. К 1850 году в Париже также получили широкое распространение фотографии ню лежащих женщин.

Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание

Гойа .Обнажённая маха.1800г

Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание

Леон Бенувиль:Одалиска.1844г.

СКАНДАЛ ВОКРУГ КАРТИНЫ:

        Одной из причин скандальности полотна послужило и его название: художник не последовал традиции оправдывать наготу женщины на картине легендарным сюжетом и не назвал свою ню «мифологическим» названием типа «Венера» или «Даная».

            Необычно и само имя, которое дал девушке Мане. За полтора десятка лет до этого, в 1848 г.

 Александра Дюма публикует свой прославленный роман «Дама с камелиями», в котором имя Олимпия носит главная антагонистка и коллега героини романа.

Мало того, это имя было нарицательным: так часто называли дам полусвета. Для современников художника это имя ассоциировалось не с далёкой горой Олимп, а с проституткой.

СИМВОЛЫ НА КАРТИНЕ:

  • На тициановской картине «Венера Урбинская» женщины на заднем плане заняты подготовкой приданого, что вместе со спящей собачкой у ног Венеры должно означать домашний уют и верность. А у Мане чернокожая служанка несёт букет цветов от поклонника — цветы традиционно считаются символом дара, пожертвования. Орхидея в волосах Олимпии — афродизиак.
  • Жемчужные украшения носила богиня любви Венера, украшение на шее Олимпии выглядит как лента, завязанная на упакованном подарке.
  • Прогнувшийся котёнок с поднятым хвостом является классическим атрибутом в изображении ведьм, знаком плохого предзнаменования и эротических излишеств.
  • Кроме того буржуа были особенно возмущены тем, что модель (голая женщина) вопреки всем нормам общественной морали не лежала, скромно потупив глазки. Олимпия предстаёт перед зрителем не дремлющей, как джорджоновская Венера, она смотрит ему прямо в глаза. Прямо в глаза проститутке обычно смотрит её клиент, в этой роли, благодаря Мане, оказывается каждый, кто смотрит на его «Олимпию».

Лишь успеет Олимпия ото сна пробудиться,Чёрный вестник с охапкой весны перед ней;То посланец раба, что не может забыться,Ночь любви обращая цветением дней:Величавая дева, в ком пламя страстей.(Захари Астрюк)

ПРОДОЛЖЕНИЕ СКАНДАЛА.

            Из-за «Олимпии» Мане разразился один из самых крупных скандалов в искусстве XIX в. Скандальным оказался как сюжет картины, так и живописная манера художника.

Мане, увлекавшийся японским искусством, отказался от тщательной проработки нюансов светлого и тёмного, к которой стремились другие художники.

Из-за этого современники не смогли увидеть объёмности изображённой фигуры и считали композицию картины грубой и плоской.

      Гюстав Курбе сравнил Олимпию с дамой пик из колоды карт, только что вышедшей из ванны. Мане обвинили в аморальности и вульгарности. Антонин Пруст позднее вспоминал, что картина уцелела лишь благодаря мерам предосторожности, принятым администрацией выставки.

             «Никогда и никому ещё не приходилось видеть что-либо более циничное, чем эта «Олимпия», — писал современный критик.

— Это — самка гориллы, сделанная из каучука и изображённая совершенно голой, на кровати. Её руку как будто сводит непристойная судорога…

Серьёзно говоря, молодым женщинам в ожидании ребенка, а также девушкам я бы советовал избегать подобных впечатлений».

              Полотно, выставленное на Салоне, вызвало ажиотаж и подверглось дикому глумлению со стороны толпы, взбудораженной обрушившейся из газет критикой. Испуганная администрация поставила у картины двух охранников, но и этого было недостаточно. Толпа, хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами, не пугалась и военного караула.

             Несколько раз солдатам приходилось обнажать оружие. Картина собирала сотни людей, пришедших на выставку лишь для того, чтобы обругать картину и плюнуть на неё. В итоге картину перевесили в самый дальний зал Салона на такую высоту, что её было почти не видно.

  1. Художник Дега сказал:
  2.     «Известность, которую Мане завоевал своей Олимпией, и мужество, которое он проявил, можно сравнить только с известностью и мужеством Гарибальди.»
  3. КТО ПОСЛУЖИЛ МОДЕЛЬЮ ДЛЯ КАРТИНЫ?

        Моделью Олимпии послужила излюбленная натурщица Мане — Викторина Мёран. Однако, есть предположение, что Мане использовал в картине образ известной куртизанки, любовницы императора Наполеона Бонапарта Маргариты Белланже.

Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание

Портрет Викторины Мёран работы Эдуара Мане, 1862,

      Амбруаз Воллар описывал её как своенравное существо, разговаривавшее как парижские уличные женщины. С декабря1861 по январь 1863 она работала моделью в мастерской художника Тома Кутюра.

Мане познакомился с ней в 1862, когда ей было 18 лет. До 1875 Викторина позировала ему для многочисленных полотен, в том числе таких его шедевров, как «Уличная певица», «Завтрак на траве», «Олимпия» и «Железная дорога».

Она была также моделью Эдгара Дега.

          Позднее она стала питать слабость к алкоголю и завела любовные отношения с моделью Мари Пеллегри, о чём поведал в своем автобиографическом романе Воспоминания о моей умершей жизни (1906) друг Мане Джордж Мур. Поначалу  (липучка) попрошайничала в кафе и барах, а потом завела себе обезьянку , одетая в лохмотья, играла на улице на гитаре и просила подаяние.

  • Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание
  • Маргарита Беланже.
  • Выступала наездницей в провинциальном цирке, жила как содержанка в Анже и Нанте.

      В начале 1860-х стала любовницей императора Наполеона III (в 1865 их связь была разорвана: Маргарита утверждала, что родившийся у неё в 1864 сын — не от императора, мнения биографов на этот счёт расходятся). О Маргарите Белланже упоминается в    Дневнике братьев Гонкур (1863).

       После 1870 она переехала в Англию, вышла замуж за богатого лорда, впоследствии бросила его. Стала героиней многих карикатур эпохи, нередко непристойных. Издала книгу воспоминаний (1882).

        КАРТИНА В ЗАТОЧЕНИИ:

           После закрытия Салона «Олимпия» была обречена почти на 25-летнее заточение в художественной мастерской Мане, где ее могли видеть лишь близкие друзья художника. Ни один музей, ни одна галерея, ни один частный коллекционер не захотели ее приобрести. При жизни Мане так и не дождался признания «Олимпии».

СЧАСТЛИВЫЙ КОНЕЦ:

    Более ста лет назад Эмиль Золя писал в газете «Эвенмен» «Судьба уготовила в Лувре место для «Олимпии» и «Завтрака на траве», но понадобилось много лет, чтобы его пророческие слова сбылись.В 1889 году готовилась грандиозная выставка, посвященная 100-летию Великой французской революции, и «Олимпия» была персонально приглашена занять почетное место среди лучших картин.

     Там она и пленила одного богатого американца, который пожелал приобрести картину за любые деньги. Вот тогда-то и возникла серьезная угроза, что Франция навсегда потеряет гениальный шедевр Мане.

Однако тревогу по этому поводу забили только друзья покойного к этому времени Мане. Клод Моне предложил выкупить «Олимпию» у вдовы и подарить ее государству, раз уж оно само не может заплатить.

Была открыта подписка, и собрали нужную сумму — 20 000 франков.

       Оставался «сущий пустяк» — уговорить государство, чтобы оно приняло дар. По французским законам, произведение, подаренное государству и принятое им, обязательно должно быть выставлено.

На это и рассчитывали друзья художника.

Но по неписаному «табелю о рангах» на Лувр Мане пока не «тянул», и пришлось удовольствоваться Люксембургским дворцом, где «Олимпия» пробыла 16 лет — одна, в сумрачном и холодном зале.

        Только в январе 1907 года, под покровом ночи, тихо и незаметно, ее перенесли в Лувр.А в 1947 году, когда в Париже был открыт Музей импрессионизма, «Олимпия» заняла в нем то место, на которое имела право со дня своего рождения. Теперь зрители стоят перед этим полотном благоговейно и почтительно.

А ВЫ?Как бы отнеслись к этой картине?

Источники.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D1%8F_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0​​%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B5)

http://subscribe.ru/group/chelovek-priroda-vselennaya/976383/

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B6%D0%B5,_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0​​%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0

http://blog.i.ua/community/1952/709573/

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%9C%D1%91%D1%​​80%D0%B0%D0%BD

Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/2205568

«Олимпия» Эдуарда Мане

Сам Курбе, увидав в Салоне 1865 года выставленную там «Олимпию», воскликнул: «Но это плоско, здесь нет никакой моделировки! Это какая-то Пиковая дама из колоды карт, отдыхающая после ванны!»

На что Мане – всегда готовый дать сдачи – ответил: «Курбе надоел нам, в конце концов, со своими моделировками! Послушать его, так идеал – это биллиардный шар»[1].

Гюстав Курбе был не одинок в непонимании произведений Эдуарда Мане. Интересно, как примет современная публика «Олимпию»: будет ли так же неистово возмущаться и указывать на картину зонтиками, из-за чего персоналу музея придётся повесить картину выше, чтобы посетители не испортили её? Скорее всего, нет. ГМИИ им.

Пушкина представляет выставку легендарной «Олимпии» в окружении ещё нескольких образов женской красоты[2]. В этом материале предлагается проследить судьбу основного произведения Эдуарда Мане, вошедшего в историю как «страстный полемист против буржуазной пошлости, мещанского тупоумия, обывательской лености мысли и чувства»[3].

Читайте также:  «юрист», джузеппе арчимбольдо — описание картины

Эдуард Мане зачастую известен каждому как импрессионист, но он начал писать революционные картины ещё до популяризации импрессионизма в живописи XIX века. Художник не только хотел сказать правду о своём времени, но и изменить систему салонного искусства изнутри с помощью сюжетов.

К слову, его манера отличается от других импрессионистов тем, что он работает с портретами, а не с природой в разное время суток, в его манере можно проследить более крупные мазки, а цветовая гамма не избавляется полностью от тёмных тонов, как, например, у Пьера Огюста Ренуара, Клода Моне или Эдгара Дега.

Как было сказано ранее, критики и художники не жаловали стремление художника изменить салонное искусство.

Тогда, в засилии мифологических сюжетов, Мане осмелился писать картины о жизни, которая его окружает: он писал своих современников, которые могли быть ничем непримечательными и не иметь высокого статуса в обществе, но быть интересными для зарисовок и картин.

Самое главное – это правда, за которую в салонном искусстве его и отвергали. Конечно, у Мане были и защитники, в числе которых был Эмиль Золя и Шарль Бодлер, а Эжен Делакруа поддерживал его картины для салонов.

Эмиль Золя по этому случаю заметил: «Посмотрите на живых особ, прогуливающихся по залу; взгляните на тени, бросаемые этими телами на паркет и на стены! Затем посмотрите на картины Мане, и вы убедитесь, что они дышат правдою и мощью. А теперь посмотрите на другие полотна, глупо улыбающиеся вам со стен: вы не можете прийти в себя от хохота, не правда ли?»[4].

Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описаниеКартина «Олимпия», Эдуард Мане — описание

Эдуард Мане обучался у Кутюра, салонного художника, но понял, что наигранные позы натурщиков на квазиисторические или мифологические сюжеты – «занятие праздное и бесполезное»[5].

Его вдохновляло несколько основных тем: живопись итальянского Возрождения (Филиппино Липпи, Рафаэль, Джорджоне – «художники чистой и светлой гармонии»[6]), творчество Веласкеса зрелого периода.

Также на него оказала влияние французская живопись XVIII века (Ватто, Шарден[7]). Он копировал «Венеру Урбинскую» Тициана, что стало отправной точкой для возникновения «Олимпии».

Эдуард Мане хотел написать Венеру своего времени, то есть в какой-то мере это было ироническое переосмысление мифологии и попытка поднять современность до высоких классических образов.

Но критика не жаловала такой подход на Парижском салоне 1865 года, само название отсылало к героине романа (1848) и одноимённой драмы (1852) Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Там Олимпия представлена как антагонистка главной героини, к тому же являющаяся публичной женщиной (её имя стало нарицательным для всех дам её профессии).

На самом же деле, художник писал Викторину Меран, которая позировала ему в разных ипостасях: она была и девочкой с «Железной дороги» и мальчиком в костюме эспада.

Возвращаясь к Олимпии, надо сказать, что Эдуард Мане работал цветами, передающими оттенки тела без жёстких перепадов света и тени, без моделировки, как подметил Гюстав Курбе.

Изображённая женщина сохнет после купания, что и было первым названием картины, но с течением времени за ней, как известно, закрепилось другое название.

Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание

Женские образы, которые окружают Олимпию в ГМИИ им. Пушкина – это скульптура (слепок) Афродиты древнегреческого скульптора Праксителя, «Дама за туалетом, или Форнарина» Джулио Романо, «Королева (жена короля)» Поля Гогена, который, как известно, брал в путешествие свою репродукцию «Олимпии» и создавал под её влиянием чарующие картины.

скульптура (слепок) Афродиты древнегреческого скульптора Праксителя

Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание

«Дама за туалетом, или Форнарина» Джулио Романо

Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание

  • «Королева (жена короля)» Поля Гогена
  • Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание 
  • Наталья Белова

[1] Эдуард Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников. Л.: Искусство, 1965. С. 82.

[2] «Олимпия» Эдуарда Мане из собрания Музея д’Орсэ (Париж) http://www.arts-museum.ru/events/archive/2016/olympia/

[3] Эдуард Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников. Л.: Искусство, 1965. С. 3.

[4] Указ. соч. С. 94.

[5] Указ. соч. С. 7.

[6] Указ. соч. С. 8.

[7] Там же.

Источник: https://thewallmagazine.ru/olimpia-mane/

Сексуальные тайны "Олимпии": гид по самой скандальной картине Эдуарда Мане

Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание

Эдуард Мане, «Олимпия» (1863)

Столичные поклонники искусства ликуют: 19 апреля в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С.

Пушкина представили один из шедевров мировой живописи – картину французского импрессиониста Эдуарда Мане «Олимпия».

Воочию увидеть полотно, ставшее сенсацией в мире живописи, можно будет по 17 июня, однако уже сейчас легко предсказать: очередь в музей выстроится большая и, возможно, по своей длине побьет легендарную «серовскую».

Для тех, кто не сумеет оказаться в музее в эти дни, или же для тех, кто хочет познакомиться с культурной жемчужиной заранее, редакция m24.ru создала гид по «Олимпии». С его помощью вы узнаете, на какие детали стоит обратить особое внимание, и поймете, что же так оскорбило современников художника.

1865 год, первое мая, три часа дня, Парижский салон – самая известная художественная выставка Франции, основанная Людовиком XIV. Именно здесь собирался бомонд и шли обсуждения новаторского искусства, чаще всего неспешные и сдержанные. Однако в 1865-м сценарий кардинально изменился.

Публика неистовствовала и требовала немедленно убрать с глаз картину Эдуарда Мане «Олимпия». «Порнография!» – ужасались дамы.

«Брюнетка отвратительно некрасива, кожа, как у трупа», «самка гориллы, сделанная из каучука», «батиньольская прачка», «вывеска для балагана, в котором показывают бородатую женщину», «желтопузая одалиска», – вторили им с газетных страниц критики.

Автора обвиняли в безнравственности, распущенности, аморальности: на его полотне абсолютно нагая женщина на диване, в развязной позе, рука – на пикантном месте. Будто призывает и манит, причем дерзко, даже нагло. Толпа рычала, призывая уничтожить «срам».

Самые отважные даже бросались на картину в надежде разорвать «стыдобищу»: охранникам пришлось достать оружие, чтобы присмирить оголтелых моралистов.

Позже картину перевесили на потолок, и тогда изобретательные враги Мане попытались проткнуть ее острыми зонтиками, но, к счастью, не сумели.

Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание

Настроения лютующих критиков мгновенно подхватили и те, кто вообще не разбирался в искусстве, не знал имени мастера и вряд ли хоть раз в жизни бывал на выставках. Художник был унижен и раздавлен.

Самое страшное, что гений никак не ожидал подобной реакции, она вышибла его из колеи, он на время забросил живопись, уехал в Испанию. Между ним и эстетствующим бомондом выросла стена: Мане будто не видели, его произведения отвергались лишь потому, что автором был он.

Однако громкий скандал во многом же и помог мастеру прославиться. Его имя узнали и запомнили люди, а среди коллег-художников он стал авторитетом благодаря не только таланту, но и мужеству.

Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание

Тициан, «Венера Урбинская» (1538)

Сюжет Олимпии, смутивший французов-ханжей, Эдуард Мане во многом позаимствовал у Тициана, только перенес его «Венеру Урбинскую» в свою реальность.

Это и стало главной претензией критиков, ведь прежде обнаженная женщина могла появляться лишь в полотнах на мифологические темы. Мэтр любил свободу, а любые творческие оковы презирал.

Он с невиданной для тех времен дерзостью нарисовал горожанку и раздел ее.

Критиков возмутило выражение лица героини Мане. Если у тициановской Венеры оно смущенное, то здесь, напротив, Олимпия смотрит прямо, не пряча взгляд, что тоже стало вызовом общепринятым стандартам.

Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание

Сейчас мы вряд ли по аксессуарам отдыхающей дамы сможем определить ее принадлежность к определенной среде, а тогда, лишь взглянув на картину, зрители понимали: художник изобразил проститутку. Еще одна пощечина чопорному обществу.

Цветок в волосах, массивный браслет, черный шнурок с белой жемчужиной на шее, определенного фасона туфли-тапочки, платок с кистями – все это атрибуты не добропорядочной жительницы Парижа, а куртизанки. Раньше живописцы никогда не ставили антигероев в центр произведений.

Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание

Мане намеренно изобразил Олимпию плоской, нарочито высветленной, необъемной, в пику существующим художественным традициям. По сути, Олимпия – белое пятно на темном фоне, контрастирующее с остальными фигурами. Более того: она худая! А тогдашняя мода ассоциировала женскую красоту исключительно с округлыми формами.

Приковывает внимание и правый край картины, где изображен черный кот со вздыбленным хвостом. Это своеобразный привет поэту Шарлю Бодлеру, другу Мане. Бодлер считал котов посланцами иных реальностей, таинственными существами, хранителями колдовской магии. Также, несомненно, есть перекличка с тициановской белой собачкой: там – добродетель, а здесь – порок.

Очевидны и сексуальные подтексты: задранный хвост – символ мужской плоти. Когда-то критики приписали зверю еще одно отрицательное качество: по их мнению, кот мог испачкать чистую кровать своими лапами, а это уже антисанитария!

Если изучать колористику картины, она виртуозна. Чего только стоит букет в руках негритянки, стоящей за спиной героини. Если выделить его из контекста картины, он становится самостоятельным шедевром.

Позже о Мане скажут, что он произвел «революцию красочного пятна». Также нельзя не обратить внимание на множество оттенков черного, изящные переходы и светотени. Темнота фона, темнокожая служанка как бы выталкивают Олимпию на передний план, создают необходимый контраст.

Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание

Художник не ставил перед собой цели разрушить до снования столпы классической живописи. Он лишь хотел, чтоб его соотечественники поняли: искусство – вовсе не историческое понятие.

Оно живет рядом с нами, его участниками могут стать как герои, так и те, кто не дотягивает до громкого звания. Каждый человек – создание природы, и данный факт априори подтверждает, что любой из нас является объектом искусства.

Главное – талант и умение видеть прекрасное.

Первым художником, создавшим свое произведение по мотивам полотна Мане, был Поль Сезан. Его картина «Современная Олимпия», как и шедевр Мане, выставлена в Музее Орсэ в Париже, откуда его и привезут в столицу.

Место: ГМИИ имени Пушкина, Волхонка, 12

Время: с 19 апреля по 17 июня

Источник: https://www.m24.ru/articles/vystavki/20042016/102425

«Олимпия» картина Мане

«Олимпия» — шедевр мировой живописи XIX века. Картина была написана великим французским художником Эдуардом Мане (1832-1883) в 1863 году. Холст, масло, 130,5 × 190 см. В настоящее время картина находится в музее Орсе в Париже.

Работа известного импрессиониста вызвала большой скандал в кругах искусствоведов и зрителей после того, как была выставлена в Парижском салоне в 1865 году. Многим не понравился как сам сюжет, так и манера письма Мане, в которой он отказался от прорисовки и проработки цветов и деталей, а также от глубины композиции.

Мане обвинили в аморальности. Больше того, во время проведения выставки на неё не раз покушались. Толпы людей приходили только для того, чтобы посмеяться на картиной.

Администрация в целях сохранить полотно, поставила у картины двух охранников, которые с трудом смогли отстоять «Олимпию», в противном случае её бы просто разорвали на куски и растоптали.

На картине изображена обнажённая женщина.

Моделью для Олимпии стала любимая натурщица Мане — Викторина Мёран (1844-1927), которая также позировала для таких картин Эдуарда Мане, как: «Уличная певица», «Мадемуазель Викторина в костюме матадора», «Завтрак на траве», «Женщина с попугаем» и «Железная дорога». Помимо Олимпии, на картине присутствует темнокожая служанка с букетом и чёрный котёнок.

В своей картине Мане не уделяет большого внимание пространственному плану и объёму. Из-за этого работа кажется немного плоской, состоящей из переднего плана с фигурами и плоским интерьером на заднем плане.

Жёлтая вертикальная полоса на стене делит картину на две части, в одной из которых находится Олимпия с коричневым фоном стены, а в другом — служанка и котёнок с зелёными шторами в качестве фона.

Плоская композиция, отсутствие многослойности, а также нарочитая небрежность написания являются предвестником зарождения нового стиля — импрессионизма.

Искусствоведы отмечают, что картина Эдуарда Мане схожа с некоторыми другими картинами разных авторов прошлого, в которых присутствует лежащая обнажённая женщина, например: «Спящая Венера» Джорджоне, «Венера Урбинская» Тициана, «Маха обнажённая» Франсиско Гойя и других. Позы лежащих женщин на этих картинах практически одинаковы. Особое сходство находят с картиной Тициана «Венера Урбинская».

И Венера и Олимпия находятся в очень похожих позах, включая положение рук и ног. Больше того, на картине Тициана также присутствует чёткое разделение на две чести при помощи вертикальной линии, которая отделяет главный объект на картине от второстепенного сюжета. Больше того, у обеих женщин на правой руке имеется браслет, а в ногах лежит домашнее животное (на картине Тициана — собачка).

Такое копирование картины вовсе не является «кражей» идеи Тициана.

На примере этой картины, а также на примере картины «Завтрак на траве», основа которой также была взята из работы художника эпохи Ренессанса (Маркантонио Раймонди), мы можем увидеть переосмысление художником-новатором идеалов красоты живописи прошлого на новый лад.

Читайте также:  Британский музей - экспонаты, лондон

Шедевры эпохи Возрождения Эдуард Мане переносит в реалии современной жизни, тем самым делая мотив картины более понятным и более близким для современного человека. Несмотря на сюжет, который похож на мифологический, зритель сразу может заметить, что перед ним обычная современная девушка.

Имя главной героини картины «Олимпия» во времена Мане ассоциировалось с девушкой лёгкого поведения из-за романа Александра Дюма «Дама с камелиями».

Об этом говорят и различные символы на картине: чернокожая служанка, которая принесла букет цветов от поклонника; афродизиак в виде цветка орхидеи в волосах; украшение из жемчуга, которое носила богиня любви Венера; чёрный котёнок — символ ведьмы и порока.

Картина произвела такое большое впечатление на других художников, что по мотивам картины Мане написали своих «Олимпий» Поль Сезанн, Поль Гоген, Эдгар Дега, Пабло Пикассо, Рене Магритт, Герхард Рихртер, Ларри Риверс и многие другие.

Картина «Олимпия» Эдуард Мане

Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание

Картина «Венера Урбинская» Тициан

Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание

Изделия из камня смогут сделать ваш дом красивым и комфортным. Акриловые столешницы от http://neolit.kiev.ua/izdeliya/kuhonnye-stoleshnitsy/akrilovye-stoleshnitsy- — отличное решение для того, чтобы придать дизайну интерьера стильный и современный вид. Большой ассортимент столешниц из камня высокого качества.

Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание

Источник: https://art-assorty.ru/9415-olimpiya-kartina-mane.html

Описание картины Олимпия – Эдуард Мане

Полотно связывают с началом зарождения импрессионизма. Впервые оно было представлено общественности в Парижском салоне в 1865 году и вызвало крупный скандал. Дело в том, что название картины вовсе не было связано с пресловутой горой Олимп, это имя у современников Мане ассоциировалось с женщинами легкого поведения.

К сожалению, о создании картины известно мало. Скорее всего, художник вдохновился работой Александра Кабанеля “Рождение Венеры”, выставленной в том же месте двумя годами ранее и имевшей сенсационный успех. Очевидно, Мане привлекла данная тема, и, желая добиться признания, он написал свою версию.

Натурщицей для главной героини выступила излюбленная модель художника Викторина Меран.

Некоторые искусствоведы связывают образ картины с именем актрисы Маргариты Белланже, более известной как любовница французского императора Наполеона Бонапарта.

Так это или нет, но персонаж был уже хорошо знаком Мане – находясь в Италии в 1850-х годах, он работал над копией “Венеры Урбинской” великого Тициана.

На полотне прослеживается многократное повторение формы треугольника: подушка, драпировка и даже негритянка с букетом в руках – все вписывается в эту фигуру. Изображение кажется плоским, в некоторых местах краска выходит за пределы контура. Букет написан символически, пятнами.

Цветовая гамма очень ограниченна: за основу художник взял белые, черные и синие тона и лишь немного разбавил их теплыми коричнево-золотистыми и красными. Для передачи женского тела и ложа использованы светлые кремовые оттенки. Они прекрасно контрастируют с темно-зеленой драпировкой, выбранной в качестве фона.

Такой резкий переход цвета визуально делит полотно на две части по горизонтали.

Черный котенок у изножья кровати едва различим, однако играет на полотне роль важной композиционной точки.

(No Ratings Yet) Loading…

Еще картины:

  1. Испанский гитарист – Эдуард Мане Картина Э. Мане “Испанский гитарист” или “Гитарреро”, а также портрет родителей – две работы созданные художником в 1860 году; относятся……
  2. Старый музыкант – Эдуард Мане Мане – художник, любимый современными ему художниками – многочисленными последователями, которые увидели в нем образец свободы и современности: от Моне……
  3. Марс, разоруженный Венерой – Питер Рубенс Рубенс и Брюгель успешно сотрудничали и написали вместе около 25 картин. Эта картина показывает талант каждого Mастера: Брюгель, мастер натюмортов,……
  4. Лето – Берта Моризо Французская художница, представительница импрессионизма Берта Моризо была внучкой знаменитого Ж. О. Фрагонара и, быть может, от деда унаследовала поразительную легкость……
  5. Две гладильщицы – Эдгар Дега В творчестве Дега не существовало понятия превосходства каких либо социальных групп или слоев над другими, или проведения любой параллели, сравнивавшей……
  6. Безымянный Молодая жена выходит из своего дома с сыном Францем Она спускается по лестнице к карете с двумя лошадьми. Елена в……
  7. Застолье на природе – Никола Ланкре Картина французского живописца Никола Ланкре “Застолье на природе”. Размер картины 54 x 46 см, холст, масло. Застолья и пиры древних……
  8. На покосе в дубовой роще – Иван Шишкин Коллекция казанского музея произведений Ивана Ивановича Шишкина дает яркое представление о художественном наследии выдающегося пейзажиста, особенностях образного строя его работ……
  9. За шитьем – Берта Моризо Летом 1881 года Эжен и Берта Мане жили в Буживале. Это селение неподалеку от Версаля, когда-то бывшее неприметной деревушкой, к……
  10. Рожь – Иван Шишкин Пейзаж-картина под названием “Рожь” была написана художником в 1878 году, для ее создания была использована яркая манера живописи. Картина вызывает……
  11. Смерть Эвридики. Д – Тициан Вечеллио “Смерть Эвридики” входит в группу небольших мифологических композиций горизонтального формата, видимо, предназначенных для украшения свадебных сундуков – кассоне. Эти композиции,……
  12. Христос, передающий св. Петру ключи от рая – Жан Огюст Доминик Энгр Это большое полотно, заказанное для римской церкви Святой Троицы еще в 1817 году, Энгр закончил, только летом 1820 года. На……
  13. Неопределенность поэта – Джорджо де Кирико В работах периода начала 19 века у де Кирико довольно часто встречаются изображения бананов. Выбор этих образов имеет сексуальную подоплеку,……
  14. Маха одетая – Франсиско де Гойя Картины были написаны, видимо, специально для кабинета во дворце премьер – министра Испании Мануэля Годоя, который украшали изображения обнаженной натуры…….
  15. Изабелла – Джон Эверетт Миллес Первая картина, написанная Миллесом после вступления в “Братство прерафаэлитов” , – “Изабелла”. Здесь инициалы “Братства” – РКВ – Миллес “вырезал”……
  16. Лесная глушь – Иван Шишкин В 1872 году активно развивается талант И. И. Шишкина. Как раз в это время формируются его взгляды на искусство. В……
  17. Карточный домик – Зинаида Серебрякова Счастье хрупкое, оно зависит от вклада каждого из членов семьи во всеобщее благополучие. Именно символ этого и изображен на полотне……
  18. Юдифь и голова Олоферна – Густав Климт Юдифь – женщина, которая спасла род евреев от врагов. Ее родина была захвачена ассирийцами. Для спасения ей пришлось рисковать своей……
  19. Портрет старика в красном – Рембрандт Харменс Ван Рейн В своих поздних работах он раскрывает образ человека через призму всей прожитой им жизни. Синтезируя, художник отметает случайное не только……
  20. Младенчество Ромула и Рема – Себастьяно Риччи Картина итальянского художника Себастьяно Риччи “Младенчество Ромула и Рема”. Размер картины 185 x 170 см, холст, масло. В музей Эрмитаж……

Описание картины Олимпия – Эдуард Мане.

Источник: https://art.goldsoch.info/olimpiya-eduard-mane/

"Олимпию" Мане впервые привезли в Россию

18.04.2016 | 20:20

Полотно Эдуарда Мане на три месяца стало украшением Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. «Олимпия» – едва ли не самый знаменитый шедевр одного из основателей импрессионизма.

Написанная в 1863-м, картина, спустя два года, оказалась в центре беспрецедентного скандала на Парижском салоне. Её называли неприличной, а автора обвиняли в нарушении норм общественной нравственности.

Прошло время, и как это нередко бывает в истории искусства, буря возмущения, разыгравшаяся полтора столетия назад, у современной публики вызывает искреннее недоумение.

С момента создания в 1863 году «Олимпия» Эдуарда Мане покидала Францию всего однажды – в 2013 году. Тогда картину выставляли в Венеции во дворце Дожей. Нынешняя выставка в Пушкинском музее – второй такой беспрецедентный случай. Французы настолько гордятся этим полотном, что решение о его отправке за пределы страны в обоих случаях принималось на самом высоком уровне.

«Поскольку после Венеции у меня был налажен контакт с президентом Французской Республики, я обратился к нему с вопросом, можем ли мы привезти «Олимпию» в Россию. Он сказал, что не против, чтобы эта картина была предоставлена на выставке», – признался президент Музея д'Орсэ Ги Кожеваль.

«Спасибо огромное Музею д'Орсэ, спасибо правительству Франции, мы запомним ваше особое отношение и тоже привезём вам что-нибудь хорошее, уже в этом году», – ответил министр культуры России Владимир Мединский.

Президент Пушкинского музея Ирина Антонова сравнила появление полотна Эдуарда Мане в Пушкинском музее с чудом. По ее словам, это этапное произведение. Картина стала рубежом между всей предшествующей мировой живописью и искусством нового времени.

Поводом для создания полотна стало желание Мане вступить в диалог с «Венерой Урбинской» Тициана, созданной на три столетия раньше.

Примечательно, что модель, которая позировала Мане, не была куртизанкой, она лишь играет эту роль на картине, что было в новинку для XIX века.

«»Олимпия» – очень французская картина. Ее тема становится весьма важной для XIX столетия. И мы находим образы, созвучные «Олимпии», только в другом ракурсе, и в Сонечке Мармеладовой у Достоевского, и в Катюше Масловой у Толстого», – рассказала президент ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова.

В свое время «Олимпия» Эдуарда Мане вызвала резкое неприятие и критики, и зрителей. «Это самка гориллы, сделанная из каучука», – вот лишь один из отзывов того времени. На Парижском салоне 1865 года картину пришлось поместить в самый дальний зал и повесить высоко от пола – чтобы до нее не долетали плевки возмущенных зрителей.

«Трудно даже представить, чем она так раздражила зрителей, что заставило говорить, что это ничтожество даже невозможно оценивать. Но так всегда происходит. Энергия неприятия – она чудовищная. Зато потом энергия восприятия – аналогичная», – отметила директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

В Пушкинском музее «Олимпия» пробудет три месяца. Чтобы ей не было скучно, выставку аранжировали тремя произведениями на схожую тему из собрания ГМИИ – слепком скульптуры Праксителя «Афродита Книдская», картиной Джулио Романо «Дама за туалетом» и «Королевой» Поля Гогена, который в своей картине по-своему переосмыслил «Олимпию» Мане. 

  • Новости культуры
  • Картину «Олимпия» Мане из собрания Музея д’Орсэ представят в ГМИИ им. Пушкина

Источник: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/150888/

Картины, описание картин — Олимпия — Музей Арт-Рисунок

В 1874 году Эдуард Мане категорически отказался участвовать в Первой выставке импрессионистов . Некоторые искусствоведы видят в этом нежелание художника осложнять отношения с официальным парижским Салоном и навлекать на себя новые нападки критиков. Однако другие исследователи творчества Мане считают, что была и другая, не менее существенная причина.

Среди выставленных работ находилась картина П. Сезанна «Новая Олимпия», на которой тоже была изображена обнаженная женщина: черная служанка сняла с нее последние одежды, чтобы представить ее респектабельном у гостю. Эдуард Мане воспринял картину Сезанна как пасквиль на свою «Олимпию».

Он, конечно, помнил о тех вульгарных насмешках, намеках и прямых обвинениях в безнравственнос ти, которые сыпались на него в середине 1860-х годов. Тогда, в 1864 году, жюри парижского художественного Салона отвергло почти три четверти представленных художниками произведений.

И Наполеон III милостиво разрешил показать их публике на «Дополнительной выставке экспонентов, признанных слишком слабыми для участия в конкурсе награжденных». Эта выставка сразу же получила название «Салон отверженных», так как на ней были представлены картины, непохожие на то, что привыкли видеть французские обыватели.

Особенно потешалась публика над картиной Эдуарда Мане «Завтрак на траве», которую Наполеон III счел неприличной. А неприличие заключалось в том, что на картине рядом с одетыми мужчинами была изображена обнаженная женщина. Добропорядочных буржуа это шокировало.

«Завтрак на траве» сразу сделал Мане известным, о нем заговорил весь Париж, перед картиной всегда стояла толпа, единодушная в своем гневе. Вскоре художник написал «Олимпию», которая тоже стала предметом самых яростных нападок. Перед картиной толпились возмущенные зрители, назвавшие «Олимпию» «батиньольской прачкой» (мастерская Мане располагалась в парижском квартале Батиньоль), а газеты называли ее нелепой пародией на тициановскую «Венеру Урбинскую».Во все века Венера почиталась как идеал женской красоты. Но Мане призывал искать красоту не только в далеком прошлом, но и в современной жизни, вот с этим-то никак и не хотели примириться просвещенные мещане. «Олимпия», лежащая на белых покрывалах обнаженная натурщица, — это не Венера прошлых веков. Это современная девушка, которую, по выражению Эмиля Золя, художник «бросил на полотно во всей ее юной красоте».Античную красавицу Мане заменил независимой, гордой и прекрасной парижской натурщицей, изобразив ее в современном интерьере. «Олимпия» казалась даже простолюдинкой, вторгшейся в великосветское общество, она была сегодняшней, настоящей, — может быть, одной из тех, кто рассматривал ее, стоя в выставочном зале.Лежащую в основе «Олимпии» тициановскую Вену Урбинскую Мане упрощает. Вместо интерьера за спиной женщины — почти задвинутый занавес, в просвет которого виднеются кусочек неба и спинка стула. Вместо служанок, стоящих у свадебного сундука, у Мане появляется негритянка с букетом цветов. Ее большая, массивная фигура еще больше оттеняет хрупкость обнаженной Олимпии.

Ни одна картина не вызывала такой ненависти и насмешек, официальная критика называла ее «безнравственны м вторжением в жизнь». От Мане отворачивались знакомые, на него ополчились газеты…

«Никогда и никому еще не приходилось видеть чего-либо более циничного, чем эта «Олимпия», «Это самка гориллы, сделанная из каучука», «Искусство, павшее столь низко, не достойно даже осуждения», — писала парижская пресса.

Читайте также:  Музей костей - костехранилище, чехия, седлец

Спустя сто лет один французский критик засвидетельство вал, что «история искусства не помнит такого концерта проклятий, который привелось услышать бедной «Олимпии».

Действительно, невозможно вообразить, каких только издевательств и оскорблений не претерпели эта девушка, эта негритянка и эта кошка. А ведь художник написал свою «Олимпию» очень деликатно, нежно и целомудренно, но взбудораженная критикой толпа подвергла ее циничному и дикому глумлению.

Испуганная администрация Салона поставила у картины двух стражей, однако и этого оказалось недостаточно. Толпа, «хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами этой новоявленной красоте», не расходилась и перед военным караулом.

В какой-то момент он даже отказался гарантировать безопасность «Олимпии», так как несколько раз солдатам приходилось обнажать оружие, чтобы защитить наготу этого худенького, прелестного тела. Сотни людей с самого утра собирались перед «Олимпией», вытягивали шеи и разглядывали ее только для того, чтобы выкрикнуть потом площадные ругательства и плюнуть на нее.

«Потаскуха, возомнившая себя королевой», — так изо дня в день обзывала французская печать одно из самых нежных и целомудренных произведений живописи.И тогда картину повесили над дверью последнего зала в Салоне, на такой высоте, что она почти исчезла из глаз.

Французский критик Жюль Кларети восторженно сообщал: «Бесстыжей девке, вышедшей из-под кисти Мане, определили наконец-то место, где до нее не побывала даже самая низкопробная мазня».Разгневанную толпу возмущало еще и то, что Мане не сдался. Даже из друзей немногие отважились выступить и публично защитить великого художника.

Одними из этих немногих были писатель Эмиль Золя и поэт Шарль Бодлер, а художник Эдгар Дега (тоже из «Салона отверженных») сказал тогда: «Известность, которую Мане завоевал своей «Олимпией», и мужество, которое он проявил, можно сравнить только с известностью и мужеством Гарибальди».

Первоначальный замысел «Олимпии» имел отношение к метафоре Ш.

Бодлера «женщина-кошка» , которая проходит через ряд его поэм, посвященных Жанне Дюваль. Связь с поэтическими вариациями особенно заметна в первоначальных рисунках Мане к «Олимпии», но в окончательном варианте этот мотив осложняется. У ног обнаженной «Олимпии» появляется кот с тем же горящим взглядом округленных глаз. Но он уже не ласкается к женщине, а ощетинившись смотрит в пространство картины, как бы охраняя мир своей госпожи от постороннего вторжения.

После закрытия Салона «Олимпия» была обречена почти на 25-летнее заточение в художественной мастерской Мане, где ее могли видеть лишь близкие друзья художника. Ни один музей, ни одна галерея, ни один частный коллекционер не захотели ее приобрести. При жизни Мане так и не дождался признания «Олимпии».

Более ста лет назад Эмиль Золя писал в газете «Эвенмен»: «Судьба уготовила в Лувре место для «Олимпии» и «Завтрака на траве», но понадобилось много лет, чтобы его пророческие слова сбылись.

В 1889 году готовилась грандиозная выставка, посвященная 100-летию Великой французской революции, и «Олимпия» была персонально приглашена занять почетное место среди лучших картин. Там она и пленила одного богатого американца, который пожелал приобрести картину за любые деньги.

Вот тогда-то и возникла серьезная угроза, что Франция навсегда потеряет гениальный шедевр Мане.Однако тревогу по этому поводу забили только друзья покойного к этому времени Мане. Клод Моне предложил выкупить «Олимпию» у вдовы и подарить ее государству, раз уж оно само не может заплатить. Была открыта подписка, и собрали нужную сумму — 20000 франков.

Оставался «сущий пустяк»: уговорить государство, чтобы оно приняло дар. По французским законам, произведение, подаренное государству и принятое им, обязательно должно быть выставлено. На это и рассчитывали друзья художника.

Но по неписаному «табелю о рангах» на Лувр Мане пока не «тянул», и пришлось удовольствовать ся Люксембургским дворцом, где «Олимпия» пробыла 16 лет — одна, в сумрачном и холодном зале. Только в январе 1907 года, под покровом ночи, тихо и незаметно, ее перенесли в Лувр. А в 1947 году, когда в Париже был открыт Музей импрессионизма, «Олимпия» заняла в нем то место, на которое имела право со дня своего рождения. Теперь зрители стоят перед этим полотном благоговейно и почтительно.

Источник: http://www.art-drawing.ru/gallery/1430-manet-edouard/detail/12031-olympia

Эдуар Мане Олимпия: Описание произведения

Ее называли самкой гориллы, а ее руку, лежащую на бедре, окрестили отвратительной жабой. Гюстав Курбе сравнивал фигуру Олимпии с дамой пик из колоды карт в морге, а критики искренне не советовали беременным женщинам и юным девушкам смотреть на эту картину.

Если бы нескольких крепких охранников не выставили перед полотном, разъяренная публика его бы точно уничтожила. Через несколько дней от греха подальше повесили эту непристойность повыше, чтоб никто не достал, да и разглядеть было сложно. Так случился одни из самых яростных скандалов, положивший начало современному искусству.

Мане в ужасе, он подавлен и уничтожен. Не зря его терзали сомнения, не зря он испугался своей «Олимпии» и спрятал ее на несколько лет в дальний угол мастерской, опасаясь показывать и без того оскорбленным критикам свою новую картину.

Он как всегда не собирался никого шокировать и устраивать революций – в истории живописи 19 века вряд ли найдется художник, настолько же провально стремившийся получить официальное признание. И на этот раз у него опять не получилось.

Хлесткое слово «непристойность», прилипшее к Эдуару Мане еще со времен Салона двухгодичной давности, когда он представил «Завтрак на траве», теперь станет его постоянным спутником. И все же что так потрясло и оскорбило взгляды респектабельных французов? Не обнаженное тело, конечно. Его хватает в мировой живописи.

Эдуар Мане недоумевает: «Я писал только то, что видел». Но зритель наотрез отказывался видеть то, что увидел Мане: уверенную, свободную, притягательную и чувственную богиню-куртизанку, чью наготу художник даже не потрудился прикрыть мифологическим сюжетом. Назови он картину «Венерой», градус возмущения, возможно, и поубавился бы.

Но всю эту литературщину с выбором названий и сюжетов Мане не воспринимал всерьез – гораздо больше его интересовали живописные возможности задуманной картины. И название «Олимпия» пришло от кого-то из друзей. Ну, Олимпия, так Олимпия.Но это имя вызывало совершенно определенные «непристойные» ассоциации. Такие экзотические и выспренные имена любили выбирать себе дорогие проститутки.

К тому же Олимпией звали одну из самых знаменитых куртизанок в истории – любовницу папы Иннокентия Х, которая фактически 10 лет управляла католической церковью. И, наконец, прошло чуть меньше 20 лет с тех пор, как во Франции был опубликован роман Александра Дюма-младшего. Одну из героинь-куртизанок в нем тоже звали Олимпией.

Сомнений в роде занятий героини не остается.

Даже если не вдаваться в толкование символов, вроде мюлей на ногах Олимпии или орхидеи в ее волосах. Даже если забыть о том, что собаку, символ семейного счастья и верности, лежащую у ног прототипа Олимпии, Венеры Урбинской Тициана, Мане заменил на своенравную кошку.

За этого шипящего котенка Мане досталось не меньше чем за смелый, вызывающий взгляд Олимпии, слишком независимый и откровенный.

Когда после смерти Мане художники под руководством Клода Моне собрали 20 тыс. франков, не допустили эмиграции Олимпии за океан, выкупили ее и подарили Лувру, чиновники от искусства приняли такой дар без энтузиазма. «Олимпию» опять упрятали еще на 17 лет – теперь в запасники Люксембургского музея. Она была написана лет на 50 раньше времени.

Анна Сидельникова

Источник: https://artchive.ru/edouardmanet/works/6133~Olimpija

Картина Эдуарда Мане «Олимпия» вызвала скандал и глумление толпы

Эдуард Мане. «Олимпия» 1863

Прекрасный мир искусства нередко содрогается от скандалов. И если задуматься, какой скандал был самым громким за всю историю, в первую очередь вспоминается выставка в 1865 г. в Париже. На суд зрителей была выставлена картина Эдуарда Мане «Олимпия», и общество оказалось не готово к адекватному восприятию шедевра. Сейчас полотно занимает почетное место в парижском музее Орсе среди лучших работ импрессионистов. Но ждать признания ему пришлось без малого 100 лет.

«Олимпия» Мане в музее Орсе

До создания «Олимпии» Мане уже подвергался гневным нападкам публики. Это произошло в 1863 г., когда в «Салоне отверженных» был выставлен его «Завтрак на траве». На полотне изображены хорошо одетые и увлеченные беседой мужчины, а рядом — обнаженная женщина, смотрящая на зрителя без намека на смущение. Общественность сочла картину провокационной, и Наполеон III назвал ее непристойной.

Эдуард Мане. «Завтрак на траве» 1863

«Олимпия» была закончена в том же году, но автор не решился сразу выставить ее, не желая еще больше эпатировать публику. Спустя 2 года друзья все же уговорили его отправить работу на выставку.

Кто мог ожидать, насколько крупный скандал вызовет это решение? Ежедневно сотни человек приходили взглянуть на картину, но только чтобы поглумиться над ней. Для изображения придумывали самые уродливые сравнения: героиню называли потаскухой и «самкой гориллы».

В ее руке, расположенной на бедре, находили сходство с жабой.

Негодующие зрители пытались даже испортить полотно: проткнуть его зонтиком или хотя бы плюнуть.

Руководству выставки пришлось приставить к картине двух вооруженных охранников, но и этот шаг не заставил отступить воинствующих защитников морали.

Раздавались требования убрать циничную работу с глаз молодых девушек и беременных женщин. В конце-концов, ее повесили в самом последнем зале высоко под потолком.

Мане тяжело страдал от травли. На него ополчились газеты, и многие друзья отвернулись от художника. Он был подавлен и уехал в провинцию, а позже в Испанию. Но нашлись и те, кто защищал автора. Коллега Эдгар Дега за проявленное мужество сравнивал его с Гарибальди, а Эмиль Золя предрекал, что однажды картина будет висеть в Лувре.

Эдуард Мане. «Олимпия» в технике акварель. 1863

Причина скандала не в том, что зрители увидели обнаженную натуру. Прекрасные Венеры, Данаи, Сусанны и одалиски выставлялись постоянно и не вызывали возмущения. Сам Мане в работе отталкивается от классической Венеры Урбинской кисти Тициана. На его картине мы также видим служанку и маленького зверька в ногах обнаженной красавицы, да и поза очень похожа.

Тициан. «Венера Урбинская» 1538

Однако Эдуард Мане не отдалил свою «Олимпию» от зрителя, сделав ее героиней мифа или одалиской с востока. Напротив, публика сразу разглядела современницу. Украшения и обувь четкое указывают на это.

Орхидея-афродизиак в волосах, кошка с поднятым хвостом и букет цветов от поклонника говорят о роде занятий героини. Это куртизанка, и имя подтверждает этот факт. Мало того, девушка не отводит взгляд со смущением и не дремлет, как было принято.

Она смотрит на зрителя прямо и откровенно, будто на очередного клиента.

Александр Кабанель. «Рождение Венеры» 1863. Так рисовали обнаженных современники Мане

И все же Мане создал эту картину не для вызова общественности. Он пытался поднять современное искусство до античных высот и найти прекрасное не в призраках прошлого, а в окружающей действительности. Лишь через десятилетия общество сможет оценить нежность образа, продуманную композицию и тонкую работу с цветом, проявленную в этой работе.

После выставки «Олимпия» вернулась в мастерскую художника и провела там 25 лет. Лишь близкие друзья Мане могли увидеть ее. В 1889 г., после смерти автора, она снова выставляется и привлекает внимание коллекционера из США.

Чтобы картина не покинула родину, художники во главе с Клодом Моне собирают деньги по подписке и выкупают полотно. Они дарят его государству, но музеи пока не в восторге от подарка.

Еще много лет шедевр проведет в запасниках Люксембургского дворца, потом попадет в Лувр, и в 1947 г. займет постоянное место в музее Орсе.

В 19 и 20 веках картина оказывала серьезное влияние на культуру и творчество художников. Например, Поль Сезанн в 1873 г. написал «Современную Олимпию». В 1970 получила известность темнокожая Олимпия Ларри Риверса.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cbdb3d48bcaaa00b3d724d2/5d1c820a5a15c200c0fb0889

Ссылка на основную публикацию