Картина меняла с женой, квентин массейс

Картина Меняла с женой, Квентин Массейс

Этот пейзаж, отраженный в зеркале показывает идеал образа жизни, к которому всей душой стремится жена менялы, но от него ее о постоянно отрывают повседневные заботы. Композиционно картина Квентина Массейса Меняла с женой (1514) является почти точным римейком картиныЮвелираЗлатокузнеца (ака Св. Самой известной жанровой картиной художника является полотно «Меняла с женой».

Квентин Массейс «Меняла сженой» 18. Представляю вашему вниманию картины «Сборщик податей» и «Меняла с женой» работы Квентина Массейна и Маринуса ван Реймерсвале.

Картина Меняла с женой, Квентин Массейс

Последние исследования показали, что ряд картин, приписываемых Патиниру или Массейсу, на самом деле являлись их совместными работами. Возможно, он писался с конкретного человека имя которого не сохранилось. Новые тенденции возникали на картинах художника естественно, не противореча старым. Неизвестно, кто был его учителем.

Исследователи творчества Массейса относят портреты к его лучшим произведениям. Но в двадцать лет, по сведениям ван Мандера, он «впал в тяжкую и продолжительную болезнь, вследствие чего едва мог поддерживать свое собственное существование и помогать матери». В портрете ученого есть что-то общее со святым Иеронимом (картина «Размышления святого Иеронима»).

С этого момента повела свое начало Реформация. Некоторые работы даже не нуждаются в словесных пояснениях. 71 х68 Рассказ о жизни городских обывателей представлен на картине фламандского живописца Квентина Массейса «Меняла с женой». С Массейсом Патинир сотрудничал особенно часто.

Картина Меняла с женой, Квентин Массейс

Квентин Массейс — Меняла с женой

На пике своей карьеры Квентин Массейс (Мат-сейс) был ведущим художником Антверпена. Существует предположение, что данная картина художника являлась частью своеобразной «галереи типов». Они подчеркнуты диагональю перил крыльца, колоритом картины в целом и выражением лиц персонажей. Осознав новое призвание, Квинтенначал быстро делать успехи.

Он был дважды женат и двое из его сыновей в дальнейшем, также стали художниками. Петра (Church of Saint-Pieter) в Левене. Массейс стал первым художником, проиллюстрировавшим концепцию «благочестия в миру». Весы являются символом зодиакального созвездия Весы.

Квинтен Массейс (Квентин Метсейс) прожил долгую творческую жизнь. Ремесло свое он менять не собирался.

Умер художник в Антверпене в 1575 году. Эмоционально, работу отличает лиричность. Так, картина художника «Брачный контракт» говорит о продажной любви: молодая девушка, которую отдают замуж за старика, обнимая его одной рукой, другой – берет мешок с золотом.

По композиционному и эмоциональному строю, картина «Се Человек»представляет собой противоположность «Алтарю святой Анны». Анны» (Saint Anne Altarpiece «The Holy Kinship», 1507-1509) и «Положение во гроб Господа» (St.

Для этого достаточно взглянуть на такие работы, как «Меняла с женой» (The Money Changer and His Wife, 1514-1515), «Се Человек» (Ecce Homo, 1526), «Дева Мария» (The Virgin Mary, 1529).

В ранних работах Квентина Массейса заметно влияние Ганса Мемлинга (Hans Memling), а в более поздних – итальянских живописцев, в частности, Леонардо да Винчи. Известно, что в Антверпене, Квентин Массейс работал вместе с Иоахимом Патиниром (Joachim Patinir).

Картина Меняла с женой, Квентин Массейс

Секреты из зазеркалья: Какие тайны зашифровывали художники с помощью зеркал изображенных на известных картинах

По свидетельству биографа Карела ван Мандера (1548 — 1606), он родился в семье кузнеца в старинном брабантском городе Лувен (Левен). Работа, выполнявшаяся вместе с парным к ней «Портретом Петра Эгидия» была заказана английским гуманистом Томасом Мором.

Меняла внимательно смотрит на весы, взвешивая золотые монеты. Первоначальное художественное образование Ян Массейс (сын художника) получил в мастерской отца и, возможно, помогал ему в создании некоторых поздних работ. Изображенный фрагмент интерьера оживляют книги.

Картина «Мадонна с Младенцем», не свободна от умеренных итальянских влияний. Картина художника «Мадонна с Младенцем и тремя ангелами» выполнена в традиционной манере. Однако, поскольку до 1494 г.

записи в Левенской гильдии живописцев не велись, доказательств того, что Массейс получила статус мастера еще в Лейдене нет. Документально подтверждено, что в гильдию живописцев он был принят в Антверпене, где поселился в 1491 г.

Талант живописца проявился уже в двух ранних работах художника: «Мадонна и младенец» (The Virgin and Child, 1495) и «Мадонна с Младенцем на престоле и четырьмя ангелами» (The Virgin and Child Enthroned with Four Angels, 1495).

Широкая известность и признание пришли в живописцу после создания двух больших триптихов «Святая родня» или «Алтарь Св. А когда ему исполнилось пятнадцать, по всей вероятности, начал работать у наковальни. А вот картина великого Рембрандта 1627 года на сюжет притчи о безумном богаче.

Но даже в более поздних жанровых работах Массейс не поднимался на ту высоту, которую он смог достичь в «Меняле с женой». В конце XV – начале XVI веков в странах Северной Европы шел процесс переосмысления приоритета «плоти и духа», сопровождавшийся возникновением новых «моральных концепций».

Уникальность творчества Массейса состояла в умении сочетать несочетаемое.

«Меняла с женой» — первое полностью жанровое произведение в нидерландском искусстве. Рембрандт не отличался скрупулезной деталировкой своих полотен, концентрируясь на передаче среды и атмосферы, но можно догадаться, что на столе у менялы самые распространенные серебряные и золотые голландские монеты того времени.

В новейшем искусствоведении вторая дата встречается чаще. Он создал алтарь для церкви святого Петра. Атмосфера в доме Массейса была, насколько можно судить, вольнодумной, о чем говорят, например, близкие отношения с Эразмом Роттердамским, часто посещавшим в начале 1500-х годов в Нидерланды.

К этому времени Патинир обладал сложившимся художественным мировоззрением и собственной манерой письма.

Массейс квентин меняла и его жена

Перед ним на краю стола лежит горсть жемчужин. В четырнадцать лет Эразм, лишившись отца и матери, постригся в монахи. Также любопытен «Портрет нотариуса». Он сообщает также, что «Оплакивание Христа» желал приобрести испанский король Филипп II, однако, все его предложения были отклонены столярами «с пристойной вежливостью».

Вероятно, единственный итальянец, оказавший на него серьезное влияние — Леонардо да Винчи. В год написания портрета (1517) Мартин Лютер выступил с девяноста пятью тезисами, критикующими католическую церковь. Карел ван Мандер говорит о нем как о «абсолютно исключительном по искусной живописи творении».

Покинув Лувен, Квинтен Массейс не порвал с ним связи, о чем свидетельствует триптих «Алтарь святой Анны».

Художника считают «первым нидерландским маньеристом», к которому он, вероятно, приобщился, будучи в Италии. К одному из шедевров Массейса относится «Портрет Эразма Роттердамского».

В ней важна каждая деталь, неспроста изображенная художником. В этой связи, менялось отношение и к процессу заработка.

Это порождало некоторую «дробность» нидерландских картин. Самая ранняя жанровая работа мастера – Меняла с женой (1514, Париж, Лувр) иллюстрирует надпись, сделанную на оригинальной раме картины: «Пусть весы будут верными, а вес точным».

Кроме того, в 1524 году Массейс был назначен опекуном малолетних детей скончавшегося незадолго до этого известного пейзажиста Иоахима Патинира (Массейс часто писал фигуры в пейзажах последнего). Художник Иоахим Патинир был моложе Массейса.

Связь формы и содержания в творчестве Массейса всегда была очень тесной.

Картина Меняла с женой, Квентин Массейс

Картина Меняла с женой Квентин Массейс (1464/65-1530)

Целеустремленность ученого поражала современников: даже в конце жизни, страдая от тяжелой болезни, он продолжал трудиться так, как не всякому здоровому человеку под силу.

Изображение центральной панели триптиха, отчасти, напоминает так называемые «святые собеседования», однако для того чтобы полностью соответствовать их иконографии, оно слишком симметрично. Он прибыл в Антверпен лишь в 1515 году, 35-ти или 40 лет от роду (точная дата его рождения не установлена).

В XVII веке на раме этого холста 1514 года была надпись: «Да будут у вас весы верные, гири верные» (Книга Левит, 19:36). К примеру, картину «Менялу с женой» художник снабдил надписью: «Пусть весы будут точными, а вес правильным».

На боковых панелях алтаря (как с внутренней, так и с внешней стороны) изображены четыре истории из жизни Иоакима и Анны, праведных родителей Девы Марии. Картины этого жанра близки по духу нравоучительным сатирам Эразма Роттердамского.

Яна Массейса изгнали из города и пятнадцать лет он прожил в Италии и Франции.

В 1511 году в Париже вышла в свет книга Эразма Роттердамского «Похвала Глупости» и по сей день остающаяся самым известным литературным произведением ученого и писателя.

Кисти Массейса относят и «Портрет Парацельса» (1493-1541), ученого и врача, создателя учения об «архее» — высшем духовном принципе, регулирующем жизнедеятельность человека. Эразм представлен на картине за работой, погруженным в свои мысли. Точно такие же можно видеть и на предыдущей картине.

Квентин Массейс (1465/1466-1530) родился во фламандском г.

Левен в семье Катарины Ван Кинкем (Katharina van Kinckem) и кузнеца Йоста Массейса (Joost Massys), который был смотрителем церкви «Святого Элигия» (St Eligius), покровителя кузнецов и чеканщиков и часто выполнял заказы городских властей. О жизни Квентина Массейса почти ничего неизвестно.

Вообще-то, акцент на индивидуальные особенности и внимание к деталям можно считать «фирменным стилем» живописца. Центральная панель отдана «вневременной» композиции, где святая Анна показана рядом с Богоматерью и Младенцем Христом.

(Как, например, находящаяся в Музее Прадо, картина «Искушение Св. Антония» (The Temptation of St. «Менялы» – еще одно жанровое полотно, приписываемоекисти Массейса. Им мог быть, например, Дирк Боутс Младший, сын знаменитого Дирка Боутса.

Картина Меняла с женой, Квентин Массейс

Массейс Старший Квентин1465 (1466)-1530

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕМЫ: МОНЕТЫ: Изображение денег – купюр и монет – связывали с алчностью, взяточничеством, коррупцией ибо в Библии написано: «Ибо корень всех зол есть сребролюбие» 1.

Кроме пейзажей, художник ничего писать не любил, а поскольку пейзажа как жанр в то время еще не существовал, Патиниру для «оживления ландшафтов людскими фигурами» приходилось приглашать к сотрудничеству других живописцев.

Для своего времени эта картина была таким же откровением, как «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка для первой половины XV столетия. В подтверждение своей правоты, ее сторонники указывают на «Портрет ученого». Считалось, что святой Михаил взвешивает на весах людские души во время Страшного суда.

Однажды, когда будущий апостол закончил свое дежурство и собирался передать дела своему брату, к нему подошел Христос и словами: «Следуй за Мною» призвал Матфея отказаться от своего привычного занятия и выбрать путь не мытаря, а праведника. С детских лет Массейс помогал отцу в кузнице.

Они родились уже в Антверпене (наиболее известный из них, Ян Массейс – в 1509 году, а Корнелис Массейс — четырьмя годами позже).

Такая позиция обеспечила ему двойственное положение: сторонники Реформации считали его отступником, в то время как в католической среде обвиняли в «высиживании того яйца из которого вылупился Лютер». Массейс, без сомнения, видел эти произведения и многое почерпнул из них.

Некоторые историки искусства полагают, что Массейс стал членом гильдии живописцев после завершения обучения у нидерландского живописца Дирка Баутса (Dirk Bouts), который с 1468 г. был городским художником Левена.

John Altarpiece «The Entombment of the Lord», 1508-1511) для церкви Св. Одна из их совместных работ – картина «Искушение святого Антония». Дерево, масло.

Источник: http://aquareller.com/wdr/201806/menyala-s-zhenoy/

Нидерландская живопись в эпоху ренессансаII — Начало возрождения

Том 3История живописи

Читайте также:  Святой иоанн креститель, леонардо да винчи - описание картины

Партнёрские ссылки:

Картина Меняла с женой, Квентин Массейс

Квентин Массейс. Положение во гроб. Антверпенский музей

Историю нидерландского возрождения начинают   обыкновенно   с   Квентина Массейса4, родившегося в Лувене, но работавшего преимущественно в Антверпене. Роль вождя ренессансного движения можно и оставить за этим художником, но лишь окружив такую характеристику большими оговорками.

Определенно ренессансных форм мы еще не найдем у него, и можно лишь говорить о том, что в зрелый период творчества, в двух его знаменитых шедеврах: в «Алтаре св. Анны» 1509 г. (Брюссельский музей) и в «Погребении Христовом» 1511 г.

(Антверпенский музей) чувствуется иной дух, нежели тот, что царит в картинах предполагаемого учителя Массейса, младшего Боутса, и в картинах, приписываемых раннему периоду деятельности самого мастера. Архитектура в «Алтаре св.

Анны» (особенно в портике, под которым восседает Святая Родня) в своих составных частях еще средневековая, но остроту и мелочность поздней готики заменили здесь более закругленные и более «просторные» формы. 

Картина Меняла с женой, Квентин Массейс

Кв. Массейс. «Святая Родня». Брюссельский музей

Поражает также крупный формат этих картин, необычайная величина фигур на них и несомненное желание придать движениям плавность, а типам — мягкость. Складки одежд еще довольно остры, но исчезла все же их прежняя резкость и деревянность. Сам пейзаж на «Погребении» — в характере романтических горных пейзажей «стиля Патенира» — достойным образом предвещает пейзажи Питера и Яна Брейгелей, Пауля Бриля, Руланта Саверея и Иодокуса Момпера, обладая притом известным оттенком итальянизма; мягкость форм и красок в этой части картины наводит на мысль, что Массейс мог видеть картины Беллини и Винчи.

Наиболее существенная разница между картинами Массейса и его предшественников сказывается в подборе красок. Даже у элегичного Мемлинга мы видим ясные цельные кодеры, сопоставленные в наиболее сильных контрастах, при этом наблюдается почти полное отсутствие сознательной заботы об «общем тоне». 

Картина Меняла с женой, Квентин Массейс

Я. Госсарт Мабюзе. Поклонение волхвов. Национальная галерея в Лондоне

Рядом с Мемлингом картины Массейса могут показаться несколько приторными5, но именно эта черта делала их в свое время особенно пленительными, а получалась она, несомненно, от желания связать краски в один приятный, светлый аккорд при явном старании выказать себя особенно изощренным, «прециозным».

Много еще ребяческого и наивного и у Массейса, но, во всяком случае, в нем чувствуется, что он хочет освободиться от этой черты, обнаружить большую зрелость вкуса, нежели та, которую он сам приобрел, следуя заветам родной школы.

В этом и кроется причина, почему, несмотря на высокие технические достоинства картин Массейса, они доставляют нам меньше радости, чем произведения его предшественников. В них проглядывает разлад, борьба двух начал.

Разглядывая картины Массейса, мы наслаждаемся, пока видим в них «примитив», и нас раздражает все то, что обнаруживает не вполне удачное стремление мастера казаться более передовым.

Такое же отношение у нас и к другим начинателям нидерландского возрождения — как к группе фламандских, так и к группе голландских мастеров, сливающихся до поры до времени в одну сплоченную однородностью идеалов семью. К фламандцам принадлежат: Жан Провост6, Дирк Велерт7, Беллегамб8, Амброзиус Бенсон9,

Картина Меняла с женой, Квентин Массейс

Госсарт Мабюзе. Святой Лука рисует Мадонну. Вена.

Примечания

4 Quinte, Quentin, или Quentyn Metsys, или Masseis, сын художника-кузнеца Иоссе, родился в Лувене около 1466 г. (в 1494 г. ему 28 лет); первое время и Квентин был кузнецом, но, согласно легенде, требование любимой девушки заставило художника переменить профессию. Возможно, что учителем М.

был сын Дирка Боутса, Альберт. В 1491 г. М. поселяется в Антверпене. Наиболее ранними произведениями мастера считаются «Мадонны» в Брюссельском музее и «Св. Христофор» в Антверпенском музее; возможно, что «Pieta» (1505 г.) в Брюссельском музее также принадлежит кисти Массейса.

Первое, вполне достоверное произведение М. «Ретабль св. Анны» в Брюссельском музее относится к 1509 г.; в 1511 г. написано большое «Погребение Христа» в Антверпенском музее, происходящее из кафедрали; к 1513 г. — портрет в собрании Андре в Париже; к 1514 г. — луврские «Меняла». Умер М. в конце лета 1530 г.

Его сыновья, Ян и Корнель, числятся среди видных представителей нидерландской живописи середины века. Вурцбах выставляет неприемлемую гипотезу, что М. был учеником Шонгауера и сопровождал последнего в его путешествии в Париж, около 1490 г.

Он же продолжает считать эрмитажную «Deipara Virgo» произведением Массейса, тогда как слишком много данных в пользу того, что это произведение Провоста.

5 Эта приторная нота, вызванная сопоставлением розовых, светло-голубых и лиловых красок, особенно поражает в ретабле Брюссельского музея и подчеркивается соседством с «крепкими» густыми красками Ультремонтского алтаря.

В соответствии с этой изысканностью красок находится изысканная, доходящая до «театрального» пафоса экспрессивность некоторых фигур и тонкая разработка пейзажа.

Так, например, сизо-зеленоватый фон, состоящий из скал и замков на них, позади фигуры молящегося в экстазе Иоахима, достоин Яна Брейгеля (в то же время он напоминает своеобразный фон на триптихе испано-нидерландского мастера в собрании графини Е. В. Шуваловой).

6 Jean Provost и in Prеvost родился в 1462 г. в Монсе, кто был его учителем — неизвестно; мастер в Антверпене в 1493 г., но уже в 1494 г. — гражданин Брюгге; в 1498 г. Провост в Валансьене. Художник был женат на вдове Симона Мармиона. В 1520 г. П.

руководит убранством улиц Брюгге по случаю въезда Карла V; в 1521 г. он в Антверпене общается с Дюрером. Умер Провост в январе 1528 г. Достоверные картины: «Страшный суд» в музее Брюгге (1524 г.); диптих «Несение Креста» в Hospice civil там же, 1522 г.

: «Deipara Virgo» в Эрмитаже.

7 Dirk Jacobsz Velaert, или Dirk v. Staren — мастер антверпенской гильдии с 1511 г.; в 1515-1531 гг. им изготовлены расписные стекла для Kings College в Кэмбридже; 1517 г.

помечена картина «Торжество времени» в собрании г-жи Гольдшмидт в Брюсселе. В 1520 г. Д. находится в общении с Дюрером. В 1540 г. изготовляет картоны для кафедрали.

Гравюры на меди Велерта принадлежат, вместе с гравюрами Лукаса Лейденского, к лучшему, что создал XVI век в этой сфере.

8 Jean Bellegambe работал в Дуэ. Родился между 1467 и 1480 гг.; умер в 1520 г. В 1520 г. он оканчивает большой алтарь для Anchin (ныне в соборе в Дуэ): в 1521-1526 гг. пишет «Алтарь Непорочного зачатия» (створки в музее Дуэ); в 1528 г. — два алтаря для аббатства St. Vaast в Аррасе.

Современники чрезвычайно ценили мастера, и он был занят не только чисто живописными работами, но и заказами картонов для витражей, рисунков для церковного шитья и т. д. Техника Б. несколько резкая, краски наивно — цветистые; замечается склонность к удлиненным фигурам.

Принадлежность мастера к ренессансу выражается больше всего в типах. Архитектура — почти исключительно готическая.

9 Ambrosius Benson поступил в гильдию Антверпена в 1519 г., умер в 1550 г. Ему приписывают: «Deipara Virgo» в Антверпенском музее, миниатюру с тем же сюжетом в Мюнхене и алтарь с тем же сюжетом в церкви St. Jacques. Буквами «А. В.» помечены картины «Поклонение волхвов» в собрании графа Валенции в Мадриде и «Мадонна» в Германском музее (Нюрнберг).

Источник: http://www.benua-history.ru/541.html

ЛитЛайф

  • Всеобщая история искусств
  • От редакционной коллегии.
  • Введение
  • Искусство Италии
  • Введение
  • Искусство Проторенессанса и 14 века
  • Искусство 15 века
  • Архитектура
  • Изобразительное искусство
  • Искусство 16 века
  • Введение
  • Архитектура
  • Изобразительное искусство Средней Италии в период Высокого Возрождения
  • Искусство маньеризма
  • Изобразительное искусство Венеции и прилегающих областей
  • Прикладное искусство
  • Искусство Нидерландов
  • Архитектура
  • Изобразительное искусство 15 века
  • Изобразительное искусство 16 века
  • Искусство Германии
  • Искусство 15 века
  • Искусство 16 века
  • Искусство Франции.
  • Искусство 15 века
  • Искусство 16 века
  • Искусство Испании
  • Искусство Португалии
  • Искусство Англии
  • Искусство Далмации
  • Искусство Венгрии
  • Искусство Польши
  • Библиография
  • Общие работы
  • Искусство Италии
  • Общие работы
  • Искусство проторенессанса и 14 века.
  • Искусство 15 века.
  • Искусство 16 века.
  • Искусство Срелней Италии.
  • Искусство маньеризма.
  • Искусство Северной Италии.
  • Искусство Нидерландов.
  • Искусство Германии
  • Искусство Франции.
  • Искусство Испании
  • Искусство Англии
  • Искусство Далмации.
  • Искусство Венгрии.
  • Искусство Чехословакии.
  • Искусство Польши.

Картина Меняла с женой, Квентин Массейс

  1. Всеобщая история искусств
  2. Том третий
  3. От редакционной коллегии.
  4. Третий том «Всеобщей истории искусств» целиком посвящен искусству эпохи Возрождения.
  5. Авторами глав третьего тома являются:

Введение — Ю. Д. Колпинский.

Искусство Италии

Введение — Е. И. Ротенберг.

Искусство Проторенессанса и 14 века — Н. А. Белоусова.

Искусство 15 века Архитектура — В. Е. Быков. Изобразительное искусство — Н. А. Белоусова.

Искусство 16 века Введение — Е. И. Ротенберг. Архитектура — В. Ф. Маркузон. Изобразительное искусство Средней Италии в период Высокого Возрождения — Е. И. Ротенберг.

Искусство маньеризма — И.А.Смирнова.

Изобразительное искусство Венеции и прилегающих областей — Ю. Д. Колпинский.

Прикладное искусство—Н. С. Степанян.

Искусство Нидерландов

Архитектура—Е. И. Ротенберг.

Изобразительное искусство — Р. Б. Климов.

Искусство Германии — Н. М. Чегодаева.

Искусство Франции

Архитектура — А. И. Венедиктов.

Изобразительное искусство — М. Т. Кузьмина.

Искусство Испании — Т. П. Каптерева.

Искусство Португалии — Т. П. Каптерева.

Искусство Англии

Архитектура—А. И. Венедиктов.

Изобразительное искусство — М. А. Орлова.

Искусство Далмации — Л. С. Алешина.

Искусство Венгрии — А. Н. Тихомиров.

Искусство Чехословакии — Л. С. Алешина.

Искусство Польши — М. Т. Кузьмина

В отдельных разделах тома использованы авторские материалы В. Ф. Маркузона (по архитектуре Италии 15 в.), Е. И. Ротенберга (по изобразительному искусству Италии 15 в.), В. М. Полевого (но искусству Польши — раздел о Вите Ствоше).

В редактировании отдельных глав принимали участие А. Д. Чегодаев и Н. В. Яворская. В подготовке текстов к печати участвовала Л. С. Алешина.

Подбор иллюстративного материала выполнен Е. И. Ротенбергом, Т. П. Каптеревой и Л. С. Алешиной. Макет альбома иллюстраций составлен Р. Б. Климовым при участии редакторов тома, список иллюстраций — Т. П. Каптеревой. В подготовке карт принимала участие Л. С. Алешина. Указатель составлен М. Б. Аптекарь; материалы для библиографии представлены авторами глав.

Рисунки в тексте и карты выполнены художником В. А. Лапиным; подготовка иллюстративного материала для репродуцирования осуществлена фотографами Е. А. Никитиным и Н. А. Крацкиным.

За помощь в работе при подготовке настоящей книги—-консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д.—редколлегия приносит благодарность: Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С.

Пушкина, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А.

Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага).

За помощь в работе над третьим томом редколлегия приносит благодарность профессору А. Г.

Читайте также:  Три возраста женщины, густава климта, 1905

Габричевскому, директору Академии художеств в Венеции профессору Джузеппе Делогу, профессору Стефану Козакевичу (Польша), ректору Академии художеств Чехословакии Иржи Коталику, члену-корреспонденту Академии наук СССР В. Н. Лазареву, кандидату искусствоведения К. М. Малицкой, кандидату искусствоведения А. Н. Немилову.

Введение

Ю. Колпинский

Возрождение полагает начало новому этапу в истории мировой культуры. Этап этот, как отмечал Ф. Энгельс, был величайшим прогрессивным переворотом из всех пережитых до того времени человечеством ( См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр.346) .

По значению, которое имело Возрождение для развития культуры и искусства, с ним может быть сопоставлена в прошлом только эпоха расцвета античной цивилизации. В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание.

Достаточно напомнить о гениальных научных догадках Леонардо да Винчи, об основании Фрэнсисом БЭКОНОМ опытного метода исследования, об астрономических теориях Коперника, о первых успехах математики, о географических открытиях Колумба и Магеллана.

Особое значение имело Возрождение для развития искусства, утверждения принципов реализма и гуманизма в литературе, театре и изобразительном искусстве.

Художественная культура Возрождения представляет для человечества неповторимую и непреходящую ценность. На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени. Более того, реалистическое искусство Возрождения открывает собой, по существу, первый этап в истории искусства нового времени.

Основные принципы реализма, сама система реалистического языка изобразительного искусства нового времени сложилась в искусстве Возрождения, в особенности в его живописи. Огромное значение имело искусство Возрождения для всего дальнейшего развития зодчества и ваяния.

То же относится и в значительной мере к театру и литературе.

Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение. Однако это вовсе не значит, что культура всех народов мира при переходе от феодализма к буржуазному обществу проходила через период Возрождения как через обязательный этап своего развития.

Для того чтобы в недрах позднего феодального общества впервые возникла и победила последовательно антифеодальная, реалистическая и гуманистическая художественная культура ренессансного типа, сложилось передовое светское мировоззрение, возникло представление о свободе и достоинстве человеческой личности, необходимо было сочетание определенных исторических условий, которые оказались возможными в определенной части земного шара, а именно в Западной и отчасти Центральной Европе.

Экономика и культура средневековой Европы на первых этапах развития феодализма отставала от рано расцветших могучих культур Востока (Арабский Восток, Китай, Индия, Средняя Азия).

В дальнейшем, однако, именно в Европе впервые созрели предпосылки к переходу от феодализма к капитализму, то есть к новой, более высокой общественно-исторической формации.

Эти новые общественные отношения сложились еще в недрах европейского феодального общества в торго-во-ремесленных городах — городских коммунах.

Именно тот факт, что в некоторых экономически наиболее развитых областях средневековой Европы города приобрели политическую самостоятельность, облегчил зарождение в них раннекапиталистических отношений.

На этой основе и возникла открыто враждебная старой феодальной культуре новая культура, названная культурой Возрождения (Ринашименто — на итальянском, Ренессанс — на французском языке).

Таким образом, первая антифеодальная в истории человечества культура возникла в ставших на путь капиталистического развития независимых городах-государствах, спорадически вкрапленных в массив Европейского континента, который находился в целом еще на стадии феодализма.

Источник: https://litlife.club/br/?b=203093&p=130

Искусство. Национальные школы живописи. — квентин массейс

КВЕНТИН МАССЕЙС (1465-1530) QUENTIN MASSYS

Картина Меняла с женой, Квентин Массейс

Квентин Массейс (Квинтен Метсейс нидерл. Quentin Massys, Quinten Matsys/Metsys; 10 сентября 1465/1466, Лёвен, Южный Брабант — 13 июля/16 сентября 1530, Антверпен) — фламандский живописец. Стремился к синтезу принципов нидерландского и итальянского Возрождения. Сын лувенского медника, он, по словам К.ван Мандера, до 20 лет занимался делом отца.

Впервые Массейс упоминается в 1491 по случаю его зачисления в гильдию живописцев Антверпена. Вероятно, живописи он учился в Лувене у сыновей Дирка Боутса, но начало его творческой деятельности определить достаточно трудно из-за того, что многие его произведения были датированы позже, уже в 1509.Одной из самых ранних его работ является, возможно, «Мадонна с младенцем»(Брюссель, Кор.

музей изящных искусств). Изображение Мадонны на троне, решенном в роскошных готических формах, знаменует собой архаизирующую тенденцию в творчестве художника, а сентиментальная поза младенца, читающего книгу в объятиях своей матери, вписывается в традицию Герарда Давида. Колорит построен на полутонах — художник порывает с яркими тонами живописи XV в.

Композиция «Оплакивания Христа» (частное собрание) вдохновлена картиной Петруса Кристуса и предшествует большим произведениям мастера. В 1509 он завершает большой «Алтарь св.Анны» для ц. св. Петра в Лувене, заказанный художнику в 1507 (в закрытом виде — 2,25 х 2,20 м). В центре изображена Мадонна с младенцем и св.

Анной, на внутренней стороне створок — «Явление ангела Иоакиму» и «Смерть св. Анны»; на внешней — «Иоаким, раздающий свое имущество бедным» и «Отказ от даров Иоакима». Персонажи на створках расположены во фризовой композиции, не имеющей большой глубины; импозантные силуэты фигур выделяются, как на гобелене.

В великолепном колорите триптиха преобладает характерная для художника гамма полупрозрачных полутонов. Обширный пейзаж на заднем плане не нарушает единства групп. Хотя вкус к роскоши, тяжелые драпировки и типажи еще восходят к традиции XV в., трактовка формы, а также струящаяся атмосфера свидетельствуют о влиянии на Массейса искусства итальянского Возрождения.

В 1508, когда «Алтарь св. Анны» еще не был завершен, Массейс получил заказ на алтарь плотников для антверпенского собора (Антверпен, Кор. музей изящных искусств). 26 августа 1511 художник заканчивает этот второй триптих, более крупный, чем первый (в закрытом виде — 2,60 х 2,70 м), и посвященный «Оплакиванию Христа», изображенному в центре. «Мученичество двух св.

Иоаннов» изображено на внутренней стороне створок, те же святые в гризайле представлены на внешней стороне. По своей композиции центральная часть близка «Алтарю св. Анны». Персонажи вырисовываются на фоне пейзажа Голгофы; тонкость моделировки сопровождается чистым выражением горя.

Боковые створки резко контрастируют с центральной частью алтаря: лица персонажей, участвующих в этих запутанных, полных движения композициях, искажены страстными, почти карикатурными гримасами. В те же годы художник создает и третий алтарь, предназначенный для монастыря Мадри ди Деуш в Лиссабоне. Его сюжет -«Семь скорбей Марии». Центральная часть (Лиссабон, Нац.

музей старинного искусства) — это одно из первых изображений Страдающей Богоматери с сердцем, пронзенным шпагами. Сохранилось и шесть других створок, в частности «Бегство в Египет» (Вустер, музей). В этом алтаре проявляется стремление художника вывести персонажи на первый план и одновременно поместить их в атмосферу, смягчающую силуэты.

Возможно, помощником Массейса в работе над алтарем был его ученик Эдуарде Португальский, поступивший в его мастерскую в 1504 и в 1508 получивший звание мастера. Картина «Меняла с женой» (1514, Париж, Лувр) свидетельствует об архаизирующих тенденциях в творчестве Массейса. В его интересе к «обманкам» и драгоценности живописной манеры можно видеть возвращение к искусству ван Эйка.

Художник переписывает «Св.Элоизия» Кристуса (Нью-Йорк, музей Метрополитен), а также создает работы, для которых, напротив, характерно все возрастающее влечение к итальянской живописи. Портреты Эразма Роттердамского (Рим, Нац. гал., гал. Барберини) и Петра Эгидия (Лонгфорд-Касл, Англия) показывают персонажей в естественных позах, как в «Меняле», но в более хрупкой атмосфере.

Влияние Леонардо заметно в «Мадонне со св. Анной», а также в «Мадонне Ратье» (1529, Париж, Лувр) и «Магдалине» (Антверпен, Кор. музей изящных искусств).

К Леонардо восходит, вероятно, и карикатурная тенденция («Старик», 1514, Париж, музей Жакмар-Андре: «Некрасивая женщина», Лондон, частное собрание), проявившаяся и в жанровых сценах, вдохновивших Маринуса ван Реймерсвале («Старый кавалер», Вашингтон, Нац. гал.; «Ростовщик», Рим, гал Дориа Памфили).

Но художник обращался и к более традиционным темам в их драматической интерпретации (заимствованное в кругу ван Эйка «Распятие», Вадуц, собрание Лихтенштейна; основанное на композиции Рогира ван дер Вейдена «Снятие с Креста», Париж,Лувр; восходящее к Герарду Давиду «Поклонение волхвов», 1526, Нью-Йорк, музей Метрополитен). Важная роль, отведенная в этих картинах пейзажу, поставила перед исследователями проблему сотрудничества Массейса с Патиниром, что особенно заметно в композиции «Искушение св. Антония» (Мадрид, Прадо), которую поочередно приписывают то одному, то другому художнику. Искусство Массейса, представляющее собой некий компромисс между традицией XV в. и итальянскими влияниями, во все времена пользовалось огромной популярностью.

  • галерея маурицхёйс
  • квентин массейс
  • музей изящных искусств брюссель
  • квентин массейс
  • музей антверпен
  • квентин массейс
  • государственный музей. амстердам
  • квентин массейс
  • берлинская картинная галерея
  • квентин массейс
  • прадо мадрид
  • квентин массейс
  • музей истории искусства вена
  • квентин массейс
  • штеделевский художественный институт
  • квентин массейс
  • старая пинакотека мюнхен
  • квентин массейс
  • национальная галерея шотландии
  • квентин массейс
  • национальная галерея.лондон
  • квентин массейс
  • нац. галерея вашингтон
  • квентин массейс
  • метрополитен-музей
  • квентин массейс
  • чикагский институт искусств
  • квентин массейс

VIII(53)

Источник: http://eguarwr.ru/index/quentin_massys/0-3097

Квентин массейс

КВЕНТИН МАССЕЙС (Massys, Metsys, Quentin) (1466–1530), или Метсейс, нидерландский художник, один из крупнейших представителей Антверпенской школы живописи. Его живопись знаменует в нидерландском искусстве переход от поздней готики к Возрождению.

Д. Росси, Портрет Квентина Массейса, 1752-64, Италия

А. Блок 05.10.1914 г.Антверпен…А ты — во мглу веков глядисьВ спокойном городском музее:Там царствует Квентин Массис;Там в складки платья Саломеи

Цветы из золота вплелись…

Массейс родился в Лувене в 1466, по легенде в семье кузнеца. Учился, вероятно, у Альберта Боутса. В 1491 вступил в антверпенскую гильдию художников и открыл собственную мастерскую. Работал в Антверпене до самой смерти в 1530.Известный биограф художников XVI века Карел ван Мандер рассказывает следующую в историю.

По старому антверпенскому обычаю, перед великим постом монахи торжественно обходили всех больных города. Впереди процессии обычно несли огромную свечу в резной или росписной оправе. Всем больным раздавали вырезанные из дерева и раскрашенные изображения святых. На этот случай их было заготовлено огромное количество.

В числе больных был и Массейс, который тогда занимался кузнечным делом. Он тоже получил такие фигурки. Случайно кто-то из навестивших его друзей посоветовал ему заняться раскрашиванием, чтобы этим святым делом заслужить выздоровление.

«Этот совсем ничтожный опыт сразу обнаружил его врожденные способности, — пишет ван Мандер, — и с тех пор он, полный любви и прилежания, весь отдался живописи, в которой, благодаря упражнениям, в самое короткое время сделал большие успехи и которой остался верен всю свою долгую жизнь».

О ранних годах жизни этого выдающегося мастера известно мало. Ранние произведения Квентина Массейса несут отчетливый отпечаток старых традиций. Первая значительная его работа — триптих, посвященный св. Анне (1507 — 1509; Брюссель, Музей).

В картине преобладают женские и детские фигуры, что усиливает лиризм произведения, отличающегося гармонической уравновешенностью композиции и колорита; с особой задушевностью, мягким юмором изображены дети, ведущие себя очень живо и непосредственно. Сцены на внешних сторонах боковых створок отличаются сдержанным драматизмом.

Мало разработанные в психологическом отношении образы величественны, фигуры укрупнены и тесно составлены, пространство кажется уплотненным. В раскрытом виде алтарь более гармоничен — свободнее расположение действующих лиц, выявлена спокойная размеренность ритма и композиции.

Читайте также:  Мужской портрет, антонелло да мессина, 1475

В основе концепции Массейса лежит стремление косвенно, чаще всего при помощи художественно-формальных средств, возвысить образ человека.

Алтарь Св. Анны, 1507-08, Королевский музей изящных искусств, Брюссель

Стиль Массейса сформировался в русле нидерландской традиции; позднее он испытал влияние таких художников, как Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер. Его заказчиками были нидерландские гильдии и религиозные братства, датский король и гуманист Эразм Роттердамский, португальские монастыри.

Творчество Массейса вобрало в себя великие традиции нидерландского искусства и новые влияния итальянского Ренессанса, воплотившиеся в многообразии жанров и тем, и колоритности человеческих характеров. В своих первых датированных работах — триптих «Алтарь св.

Анны» (1507-09) и алтарная композиция «Оплакивание Христа» (1508-11) Массейс выступает продолжателем традиций Я. Ван Эйка в гармоничной уравновешенности и лиричности образов.

Guild Altarpiece in Antwerp Cathedral — Lamentation_central_panel, Оплакивание, 1508-11, Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Уже наиболее ранние из дошедших до нас произведений Массейса обнаруживают черты зрелого стиля мастера.

К ним близки две версии Мадонны с Младенцем (Лондон, Национальная галерея; Брюссель, Королевский музей изящных искусств).

Влияние Леонардо да Винчи проявилось в гибких позах и гротескно-преувеличенной мимике персонажей поздних произведений художника, таких, как Гротескный женский портрет (ок. 1513, Лондон, Национальная галерея).

Virgin and Child, Брюссель, Королевский музей изящных искусств

Quentin_Massys, Уродливая герцогиня, 1523-25, Лондон, Национальная галерея искусств

Массейс работал также вместе с Патиниром, он написал несколько мелких деталей в его пейзажах, входящих в алтарную композицию Искушение св. Антония (1515–1524, Мадрид, Прадо).

Портретный диптих Массейса с изображением Эразма Роттердамского (Рим, галерея Корсини) и Петра Гиллиса (Эгидия) (Раднор, собрание Солсбери), созданный для Томаса Мора в 1517, обнаруживает не только его мастерство как портретиста, но и духовную близость к гуманистам.

Художник создал новый живописный сюжет в портретном жанре: перед нами предстает образ ученого за работой в обстановке кабинета, где каждый предмет имеет духовную значимость.

Portrait of Erasmus of Rotterdam, 1517, Galleria Nazionale d'Arte,Rome

Одну из важных частей творчества Массейса составляют жанровые сцены и портреты. Самая известная жанровая картина мастера «Меняла с женой» (1514) чрезвычайно выразительно и точно, с иронией, рисует бытовую сцену, где властвует стяжательство и сребролюбие. Она иллюстрирует надпись, сделанную на оригинальной раме картины: «Пусть весы будут верными, а вес точным».

Quentin_Massys_Меняла с женой, ок.1514, Лувр

«Меняла с женой» — новое в европейском искусстве произведение на тему повседневности. Меняла погружен в свое обычное занятие: внимательно наблюдает за чашечкой весов. Его жена, углубленная в чтение молитвенника, на мгновение отвлеклась, обратившись к занятию мужа, ее взгляд исполнен смятения, печали, хотя и зорко следит за правильностью весов.

Отвлеченная от благочестивого дела, она словно со стороны увидела мир, в котором проходит ее жизнь и который не очень соответствует стремлениям ее души. Повернутое к зрителю зеркало отобразило набожного читателя, сидящего у окна, за которым открывается пейзаж с взволнованным небом, невольно уводящим взгляд зрителя от занятий менялы.

В этой картине отразились искания нарождавшихся буржуа в области создания для себя добропорядочного образа, оправдания своих занятий. Здесь воплотился образ идеальной семьи с благочестивыми устремлениями и в то же время весьма прозаическими занятиями, приводящими их к внутреннему смятению и печали.

В следующей своей работе — «Оплакивании» (1509—1511; Антверпен, Музей) он ужо не ограничивается общей экспозицией образов; он пытается ввести в композицию действие, конкретнее раскрыть переживания героев. Не видя, однако, в чем кроется истинное величие человека, он не может органично разрешить эту задачу и совместить ее решение с достоинствами алтаря св. Анны.

Художник приходит к решениям нервным и сбивчивым, что обычно объясняется готическими пережитками. Правильнее, однако, видеть здесь результат слияния двух еще недостаточно отстоявшихся тенденций: стремления возвеличить образ человека и другой тенденции, связанной с попытками представить ситуацию в ее жизненной естественности.

Во всяком случае, этот же алтарь представляет обе эти тенденции и порознь; образы обобщенные соседствуют с гротескно характерными.Тяготение к жизненно-реальному началу привело Массейса к созданию одной из первых в искусстве нового времени жанровых, бытовых картин. Мы имеем в виду «Менялу с женой» (1514; Париж, Лувр).

Вместе с тем постоянно сохранявшийся у художника интерес к обобщенной трактовке действительности побудил его (быть может, первого в Нидерландах) обратиться к искусству Леонардо да Винчи («Мария с младенцем»; Познань, Музей), хотя здесь можно говорить скорее о заимствованиях или о подражании.

В творчестве Массейса обе названные тенденции выступают совместно или преобладая одна над другой. В тех же случаях, когда стремление к конкретности господствует безраздельно, можно заметить, что в реальности его привлекают явления исключительные или единичные. Это — крайние проявления или уродства, или характерности (портрет старика; Париж, Музей Жакмар-Андрэ).

В тех же случаях, когда обе тенденции синтезируются, они или служат выражению жизненной энергии людей (что имело место уже в «Оплакивании»), или используются для передачи душевной сферы человека («Св. Магдалина»; Антверпен, Музей).

Центральная панель риптиха «Оплакивание» была приведена в начале, а вот триптих на эту тему

Такой синтез особенно часто достигался Массейсом в области портрета.

Портреты Эразма Роттердамского (Рим, дворец Корсини) и его друга Петра Эгидия (Солсбери, собрание Раднор), портрет Этьена Гардинера из галлереи Лихтенштейн в Вадуце и другой — глубокий, со сложным внутренним состоянием — из Штеделевского института во Франкфурте принадлежат к числу лучших образцов Этого жанра. В портрете, как и в ряде других работ, Массейс достигает особенных успехов при передаче общей, не расчлененной на отдельные чувства и качества, одухотворенности образа.

Портрет каноника Гардинера, Первая треть 16 века, Вадуц, Картинная галерея княжества Лихтенштейн

Источник: https://alex-kopein.livejournal.com/276679.html

Квинтен Массейс. Меняла с женой

  • Квинтен Массейс
  • «Меняла с женой»
  • 1514 год
  • Музей Лувр, Париж

По мнению Ван Мандера «Искусство пришло в Антверпен следом за богатством».

В самом деле, Антверпен, начиная с XVI века, оттеснят Бруген и, наконец, становится европейским торговым центром, где процветает и рынок произведений.

Сюда на постоянное жительство приезжают многие художники, как, например, Квинтен Массейс.

Голландский художник Квинтен Массейс является одним из известнейших представителей Антверпенской школы живописи. Родился Массейс в 1466 году.

Живопись художника знаменует в голландском искусстве начало перехода от поздней готики к Возрождению.

Свой стиль живописец сформировал в жанре нидерландских традиций; позже живопись Массейса попала под влияния Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера

Самой известной жанровой картиной художника является полотно «Меняла с женой». На нем очень выразительно и точно, с долей иронии, Массейс пишет бытовую сцену, где господствует стяжательство и златолюбие. Оригинальная рама полотна имеет надпись: «Пусть весы будут верными, а вес — точным».

Подобно фламандским живописцам предыдущего столетия, Квинтен Массейс применяет в работе аналитический метод, возводя искусство обманчивого изображения к его совершенству: отблески света на графине и на жемчуге, точность скрупулезно выписанных деталей, пейзаж, отраженный в зеркале великолепно переданы на картине.

Этот пейзаж, отраженный в зеркале показывает идеал образа жизни, к которому всей душой стремится жена менялы, но от него ее о постоянно отрывают повседневные заботы. Выбор каждого из предметов не случаен.

Зеркало на столе между персонажами так же, как и потухшая свеча на полке, напоминают о быстротечности жизни и о тщетности материальных благ, на которые здесь указывают золотые монеты и жемчуг; весы намекают на Страшный суд, когда души усопших взвешиваются, что бы определить тяжесть его грехов; богомольная книга в руках женщины открыта на странице с изображением Мадонны — ведь именно она сможет облегчить судьбу грешника на Страшном суде.

В глазах женщины можно прочесть сожаление о том, что ее жизнь не соответствует христианским ценностям, представление о которых у нее сложилось из книги и посещения церковных служб. Заботам об увеличении прибыли и доходов менялы противопоставляется духовная созерцательность его супруги.

В этом полотне отразились искания нарождающихся буржуа в попытке создать для себя добропорядочный образ, оправдать свои занятия. В картине воплощен образ идеального семейства с набожными устремлениями и в то же время с весьма грешными занятиями, приводящими их к внутренним противоречиям и грусти.

Автор сочинения: Елена Рыженко

Источник: http://design-kmv.ru/opisanie-kartin/kvinten-massejs-menyala-s-zhenoj.html

Массейс квентин

Массейс квентин — ни­дерландский жи­во­пи­сец.

Сын мед­ни­ка. Один из главных пред­ста­ви­те­лей Се­вер­но­го Воз­ро­ж­де­ния. В 1491 году всту­пил в гиль­дию жи­во­пис­цев Ан­твер­пе­на и от­крыл собств. мас­тер­скую. Сре­ди его за­каз­чи­ков бы­ли ни­дерландские гиль­дии и ре­лигиозные брат­ст­ва, пор­тугальские мо­на­сты­ри, дат­ский ко­роль, учё­ные-гу­ма­ни­сты, со мно­ги­ми из ко­то­рых Массейс был зна­ком лич­но.

Наи­бо­лее ран­ние из до­шед­ших до нас про­из­ве­де­ний Массейса — «Ал­тарь святой Ан­ны» для церкви Синт-Пи­тер­скерк в Лё­ве­не (1507-1509 годы, Ко­ро­лев­ский му­зей изящ­ных ис­кусств, Брюс­сель), «Ал­тарь святого Ио­ан­на» для ан­твер­пен­ско­го со­бо­ра (1508-1511 годы, Ко­ро­лев­ский му­зей изящ­ных ис­кусств, Ан­твер­пен) и ал­тарь «Семь скор­бей Ма­рии» для монастыря Мад­ри-ди-Де­уш в Лис­са­бо­не (центральная часть — Национальный му­зей ста­рин­но­го искусства, Лис­са­бон) — об­на­ру­жи­ва­ют глу­бо­кие свя­зи с ни­дерландской жи­во­пи­сью XV века, про­пор­ция­ми фи­гур, скульп­тур­ной жё­ст­ко­стью форм и ин­тен­сив­но­стью ко­ло­ри­та на­по­ми­ная Ро­ги­ра ван дер Вей­де­на и Д. Ба­ут­са. Со­хра­няя на про­тя­же­нии всей жиз­ни вер­ность приё­мам и прин­ципам ни­дерландского искусства XV века, Массейс позд­нее ис­пы­тал влия­ние Ле­о­нар­до да Вин­чи и А. Дю­ре­ра (пре­ж­де все­го в порт­ре­тах). Воз­дей­ствие итальянского искусства ощу­ти­мо в трак­тов­ке ар­хитектурных мо­ти­вов (центральная груп­па «Ал­та­ря святой Ан­ны» изо­бра­же­на в ре­нес­санс­ном ку­поль­ном за­ле, а ком­по­зи­ция в це­лом яв­ля­ет­ся северным ва­ри­ан­том итальянской те­мы «Свя­то­го со­бе­се­до­ва­ния»).

Вы­даю­щий­ся порт­ре­тист, Массейс соз­дал но­вую для северной жи­во­пи­си кон­цеп­цию порт­рет­но­го об­раза, не­отъ­ем­ле­мы­ми чер­та­ми ко­то­рой ста­но­вят­ся свет­ский дух и ат­мо­сфе­ра гу­ма­ни­стической учё­но­сти: порт­рет­ный дип­тих (1517 год) Эраз­ма Рот­тер­дам­ско­го (Хэмп­тон-корт, Лон­дон) и Пет­ра Гил­ли­са (Пет­ра Эги­дия; Лонг­форд-Касл, граф­ст­во Уилт­шир, Анг­лия). В ду­хе гу­ма­ни­стической мо­ра­ли­зи­рую­щей литературы на­пи­са­на кар­ти­на «Без­образ­ная гер­цо­гиня» (около 1513 года, Национальная га­ле­рея, Лон­дон), ос­но­вой для ко­то­рой по­слу­жил ри­су­нок-ка­ри­ка­ту­ра Ле­о­нар­до да Вин­чи. Это про­из­ве­де­ние, ве­ро­ят­но, ил­лю­ст­ри­ру­ет эпи­зод «По­хва­лы глу­по­сти» Эраз­ма Рот­тер­дам­ско­го, где опи­са­на да­ма, до глу­бо­кой ста­рос­ти ко­кет­ни­чаю­щая пе­ред зер­ка­лом.

Массейс был од­ним из ро­до­на­чаль­ни­ков бы­то­во­го жан­ра в ни­дерландской жи­во­пи­си XVI века. Его кар­ти­на «Ме­ня­ла с же­ной» (1514 год, Лувр, Па­риж) — од­на из са­мых ран­них жан­ро­вых сцен в ев­ропейском искусстве.

Ху­дож­ник по­ме­ща­ет ге­ро­ев сре­ди при­выч­ных для них ве­щей, ко­то­рые пе­ре­да­ны с ося­за­тель­ной дос­то­вер­но­стью, на­по­ми­наю­щей мас­те­ров XV века; вме­сте с тем кар­ти­на не ли­ше­на мо­ра­ли­зи­рую­ще­го под­тек­ста, как буд­то ил­лю­ст­ри­руя над­пись на ра­ме: «Пусть ве­сы бу­дут вер­ны­ми, а вес точ­ным».

Твор­че­ст­во Массейса де­мон­ст­ри­ру­ет не­кий ком­про­мисс ме­ж­ду тра­диционным сти­лем ни­дерландских мас­те­ров XV века и но­вы­ми ре­нес­санс­ны­ми фор­ма­ми, оно оз­на­ме­но­ва­ло со­бой пе­ре­ход от позд­не­го­тического искусства т. н. арс но­ва к Воз­ро­ж­де­нию в Ни­дер­лан­дах, ока­зало су­щественное влия­ние на ни­дерландских и немецких ху­дож­ни­ков XVI века. 

Литература

  • Friedländer M. Early Netherlandish pain­ting: Q. Massys. Leyden, 1971
  • Silver L. The paintings of Q. Massys, with catalogue rai­sonn ́e. Oxf., 1984

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/massieis_kvientin

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector