Картина «меншиков в берёзове», василий иванович суриков — описание

         Мы уже смотрели с вами эту картину,но захотелось поставить эту статью,чтобы вы смогли более ярче представить  умение художника писать   разноплановые картины,умение раскрыть внутренний характер своих героев и сравнить все три полотна.

Картина «Меншиков в Берёзове», Василий Иванович Суриков — описание

    Я помню с раннего детства картину Сурикова «Меншиков в Берёзове».Мне всегда было очень жаль эту маленькую девочку,что прислонилась к отцу.Сколько тоски и безысходности в этих детских глазах.

        Картина была написана в 1883 году . Она безусловно одна из самых лучших картин русского изобразительного искусства по глубине раскрытия исторической темы, психологической выразительности, силе драматизма, совершенству композиционного, живописного решения. В отличие от других произведения Сурикова, изображающих массовые сцены, на картине «Меншиков в Берёзове» только четыре фигуры.

Картина «Меншиков в Берёзове», Василий Иванович Суриков — описание

                  Полутемная бревенчатая изба, за небольшим столом сидит ссыльный светлейший князь Александр Данилович Меньшиков, около него трое детей.

                Фигура Меншикова резко выделена и является композиционным центром картины. Его позе придана резкая угловатость, которая составляет сильный контраст с плавными, непринужденными позами других персонажей.

Размер этой фигуры немного даже увеличен по отношению ко всему находящемуся в избе (если представить Меншикова стоящим, то он не уместится в избе).

Монументальность фигуры Меншикова ещё подчёркивается тёмным пятном бархатной шубки Марии.

                Пряди жестких седеющих волос упали на высокий лоб, прорезанный морщинами. Острый взгляд тёмно-карих глаз под нахмуренными бровями отражает то, что происходит в душе светлейшего князя. Это ненависть и гнев к тем, кто обрек его на жалкое и постыдное существование.

                  Меншиков не смирился, в нём растёт ожесточение, но он чувствует свое бессилие.

Как убедительно говорит об этом рука, тяжело лежащая на коленях! Кажется, она сжимается и разжимается в злобе и ярости.

Но нет уже в герое прежней силы, и фигура его вселяет предчувствие его гибели, на которую обречён этот гордый, волевой человек, привыкший к кипучей деятельности, к власти, к богатству, к славе. 

 Картина «Меншиков в Берёзове», Василий Иванович Суриков — описание

       Рядом с ним две дочери и сын-подросток, разделившие судьбу отца. Прижавшись к его коленям, сидит на низкой скамеечке старшая дочь, шестнадцатилетняя Мария. Девочка кутается в чёрную бархатную курточку, отороченную тёмным соболем.

        Бледное прекрасное лицо ее полно неизбывной, затаённой печали. Это полное обаяние и драматизма лицо Суриков писал со своей жены во время ее длительной тяжёлой болезни.

Картина «Меншиков в Берёзове», Василий Иванович Суриков — описание

      В глубине, в центре — сын Александр. Лицо этого тринадцатилетнего подростка недетски серьёзно и печально. Слегка склоненная голова его опирается на правую руку.

Другой он механически снимает с подсвечника воск. В этой позе и жесте чувствуются уныние и беспомощность, ещё больше подчеркивающие скрытую силу в фигуре самого Меншикова.Картина «Меншиков в Берёзове», Василий Иванович Суриков — описание

       Младшая дочь, Александра, читает книгу и, видимо, поглощена ее содержанием. На округлом, почти детском лице играет румянец. Чувствуется, что девушка как бы забыла на время об окружающей ее убогой обстановке.

Картина «Меншиков в Берёзове», Василий Иванович Суриков — описание

      Одета Александра наряднее всех: голубая парчовая юбка с бледно-розовыми цветами и тёмно-коричневая телогрейка, опушенная белым мехом. Золотистые волосы причудливо причесаны. Есть что-то трогательно-наивное в этом стремлении девушки сохранить воспоминание о былом блеске и нарядах.

        С художественной убедительностью изобразил Суриков и окружающую обстановку. Убого, мрачно, холодно в избе с земляным полом, на котором постелена медвежья шкура. Маленькое слюдяное оконце, покрытое слоем льда и закутанное тряпкой, едва пропускает тусклый свет зимнего дня.

     Комната погружена в полумрак. Чувствуется сибирская стужа, проникающая в это бедное жилище. Оранжево-красноватые отсветы слабого огонька лампады слегка золотят оклады икон. От этого ещё темнее, мрачнее в избе и усиливается впечатление оторванности ссыльных от всего мира.

  • История героев картины.
  • Картина «Меншиков в Берёзове», Василий Иванович Суриков — описание
  •    После смерти Петра Первого вследствие борьбы за власть, закулисных интриг в среде высших государственных чиновников и придворных, сторона Меншикова проиграла.
  •          Александр Данилович был арестован, без суда, но по результатам работы следственной комиссии Верховного Тайного совета, указом 13-летнего мальчика-императора Петра II был отправлен в ссылку, был лишён по обвинению в злоупотреблениях и казнокрадстве всех занимаемых должностей, наград, имущества, титулов и сослан со своей семьёй в сибирский городок Берёзов Тобольской губернии.
  • Картина «Меншиков в Берёзове», Василий Иванович Суриков — описание

 Дарья Михайловна Меншикова. Неизвестный художник. 1720г

 Жена Меншикова, любимица Петра I, княгиня Дарья Михайловна, скончалась в пути (в 1728 году в 12 верстах от Казани). В Берёзове Меншиков сам построил себе деревенский дом (вместе с 8 верными слугами) и церквушку. Известно его высказывание того периода: «С простой жизни начинал, простой жизнью и закончу».

Картина «Меншиков в Берёзове», Василий Иванович Суриков — описание

Церковь,построенная Меншиковым в Берёзове.(При Меншикове церковь была деревянная.Эту построили позже.)

     В ноябре 1729 года на пятьдесят шестом году жизни Меншиков скончался от апоплексического удара (по другим сведениям, умер от лихорадки). Похоронили его в церкви, им же построенной.

Картина «Меншиков в Берёзове», Василий Иванович Суриков — описание

Памятник А. Д. Меншикову в Березово. Слева видна оградка могилы дочери Меншикова — Марии.

 Мария Меншикова.                                    Художник И. Г. Таннауэр (?), 1727-172

     26 декабря умерла княжна Мария – как раз в день своего рождения. Ей исполнялось восемнадцать лет. Умерла «не столько от оспы, сколько от печали».

За десять дней до ее смерти Петр II распорядился освободить из ссылки Меншиковых-детей. Сына предполагалось записать в полк, а дочерей поселить в деревне, дав им «на кормленье» сто крестьянских дворов.

Но милость императора опоздала: Марию похоронили возле отца.

Очень интересная деталь в судьбе Марии.

     Есть предположение, что в Березов вслед за Меншиковыми приехал под чужим именем князь Федор Долгорукий, давно влюбленный в Марию. Здесь они тайно обвенчались.

Когда в 1825 году искали могилу Меншикова, нашли два маленьких гробика с костями младенцев.

Гробики стояли на большом гробу из кедра, в котором лежала женщина, покрытая зеленым атласным покрывалом. Это была Мария.

   После смерти Федора Долгорукого в березовскую церковь прислали, по его завещанию, золотой медальон с прядью светло-русых волос. Прядь принадлежала, по всей видимости, Марии Меншиковой.

Портрет Александры Меньшиковой. И. Г. Таннауэр (?). 1722-1723 гг.

      Другие дети Меншикова были возвращены из ссылки в 1730 г. и получили часть имений отца. Их было двое: князь Александр Александрович и княжна Александра Александровна.

    После ссылки Александру Александровну выдали замуж за гвардии майора Густава Бирона, младшего брата фаворита Эрнста Иоганна Бирона. Возможно, этот брак был заключён с целью получить доступ к иностранным вкладам Меншикова, наследниками которых были его дети .

      Но супружество княжны Меншиковой было недолгим. 13 сентября 1736 года в возрасте 23-х лет она скончалась при родах вместе с новорожденным ребёнком. Жена английского посланника леди Рондо оставила подробное описание церемонии похорон Александры Бирон.

Особое впечатление на неё произвело поведение брата, который казалось «вытащит её из гроба», и супруга, который «приблизился к гробу и упал в обморок». Похоронена Александра Александровна в некрополе Александро-Невской Лавры рядом с Александром Суворовым..

     До ссылки князь Александр был обер-камергером и кавалером ордена св. Андрея и единственный из мужчин имел орден св. Екатерины; позднее он дослужился до чина генерал -аншефа и имел орден св. Александра Невского.Светлейший князь Александр Александрович был женат на княжне Елизавете Петровне (1721—1764), дочери князя Петра Алексеевича Голицына.

  1. Елизавета Петровна, жена
  2. Сын Сергей Александрович Меншиков.
  3. Александр Сергеевич Меншиков.

      Из потомков Александра Даниловича наиболее известен его правнук, адмирал князь А. С. Меншиков, военно-морской деятель, главнокомандующий сухопутными и морскими силами в Крымской войне 1853—1856 годов. Он же в 1863 году построил часовню над могилой своей прабабки в селе Верхний Услон. 

Деревянная церковь над ее могилой сгорела и в 1863 г., князь А.С.Меншиков – потомок “светлейшего” – поставил над древним могильным камнем часовню. На старинной плите была надпись “Здесь погребено тело рабы Божией Дарии – Sic transit gloria mundu”. Латинское поророчество сбылось – нет теперь и следа этого памятника – все уничтожено в 60-х годах…

 Дорогие Друзья.

      История написания этой картины очень интересная,но статья и так получилась очень обширной.Большая просьба дополнить в х всё ,что вам покажется значительным в судьбе картины и жизни семьи Меншиковых.

Использованы материалы сайтов.

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://smallbay.ru/artrussia/surikov_menshikov.htm

http://www.liveinternet.ru/users/hatshepsoot/post244759634

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://www.diary.ru/~Adelina3/p183737817.htm?oam

и другие.

Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/3557315

Описание картины "Меншиков в Берёзове" Василия Сурикова

Картина «Меншиков в Берёзове», Василий Иванович Суриков — описание Художник Василий Иванович Суриков. «Меншиков в Берёзове» 1883 г. Холст, масло. 169 х 204 см Государственная Третьяковская галерея, Москва Это одна из самых известных и популярных картин мастера многофигурных, сложных композиций. Она отражает судьбу фаворита Петра I, который после смерти своего великого покровителя не справился со стремлением вмешиваться в государственные дела и с собственной алчностью. В результате придворных интриг блестящий царедворец, выходец из низов общества, сумевший подняться к самой вершине, был с нее низвергнут, и оказался в ссылке вместе со своей семьей на русском Севере. На картине изображен обычный день семьи, еще вчера бывшей популярной, модной и невероятно богатой. По дороге в ссылку умерла жена Меншикова, поэтому он мрачен и погружен в свои непростые и нелегкие мысли. Кажется, он пытается осознать, как так произошло, что он, известный придворный интриган, сам оказался оговоренным, запутавшимся в тенетах хитрой и коварной придворной политики. Рядом с отцом его трое детей. Судьба также немилостива к ним. Старшая дочь Мария — бледная, растерянная, закутанная во все черное — бывшая невеста императора Петра II, разом потерявшая все — богатство, высокое положение и свое блестящее будущее русской императрицы. Черный цвет одеяния Марии — словно пророчество о ее печальной судьбе. Не пройдет и полугода, как она умрет от оспы, не дожив до восемнадцатилетия. Меньше чем через месяц после нее уйдет из жизни и сам Меншиков. На дальнем плане погружен в себя и созерцание свечи перед собой сын придворного — Александр. Ему повезет намного больше, он выживет в ссылке и станет генерал-аншефом, но и его жизнь не будет слишком продолжительной — он скончается в возрасте 50 лет. Яркое цветное пятно, лучик света в этой мрачной и убогой избе — это младшая дочь Меншикова, Александра. Она переживет смерть матери, сестры и отца, останется жива в ссылке и даже вернется ко двору. Там она сделает такую блестящую карьеру, которая только была доступна женщине в те времена. Александра волей императрицы Анны Иоанновны станет супругой Густава Бирона, родного брата того самого Бирона, который фактически правил Россией при Анне Иоанновне. Но и на ней словно лежало проклятие — Александра умирает в 23 года при родах вместе с новорожденным. Но пока что все эти события еще впереди и о них известно только богу. Александра, юная и красивая, в скромном по придворным меркам, но богатом для ссылки платье и теплой душегрейке, читает книгу при тусклом северном свете, едва пробивающемся сквозь мутное и маленькое оконце избы. Она одна кажется светлым пятном в этой мрачной сцене смирения и мрачного отчаяния. Быт Меншиковых в изгнании трудно назвать нищенским — на полу лежит теплая шкура, на столе — богатая скатерть, есть иконы и свечи, они тепло одеты и обуты. Но эти люди вырваны из своей естественной среды обитания. Этим юным созданиям самое место на придворных балах, где они еще совсем недавно блистали, а не в убогой деревенской избе, без занятия, а главное — без надежды на будущее. Наиболее выразительно изображено лицо самого Александра Даниловича. Безусловно талантливый человек, изобретательный и умный, он не справился со своими чрезмерными амбициями и честолюбием, обзаведясь множеством открытых врагов и тайных недоброжелателей. На картине его явно тяготят думы о том, как он, любящий муж и отец, своими руками невольно погубил собственную семью. Для отца нет ничего хуже осознания своей роковой роли в судьбе детей. Картина заставляет задуматься не только об исторических российских реалиях, но и о судьбе отдельного человека, попавшего в жесткие колеса истории. По отзывам многочисленных современников Сурикова, а также критика Стасова, это полотно — одно из лучших из вышедших из-под его кисти.Источник Картина «Меншиков в Берёзове», Василий Иванович Суриков — описание Василий Иванович Суриков Автопортрет. 1879 год. (12 (24) января 1848, Красноярск — 6 (19) марта 1916, Москва)

Русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.

  • Важнейшие картины
  • «Утро стрелецкой казни»
  • «Меншиков в Берёзове»
  • «Боярыня Морозова»
  • «Взятие снежного городка»
  • «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»
  • «Переход Суворова через Альпы»
  • «Степан Разин»

В 1878 году Суриков начал работать над картиной «Утро стрелецкой казни». Картина была завершена в 1881 году. В 1881 году Суриков становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. П. М. Третьяков в 1883 году приобрёл картину Сурикова «Меншиков в Берёзове». У художника появились деньги для зарубежной поездки. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Австрии, ознакомился с коллекцией Дрезденской галереи, собранием Лувра. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. 8 апреля 1888 года скончалась жена Сурикова. В начале лета 1889 года художник вместе с дочерьми уехал в Красноярск, где прожил до осени 1890 года. В Красноярске было написано полотно «Взятие снежного городка» (завершено в 1891 году, хранится в Русском музее). Во время посещения Сибири Суриков изучал жизнь и быт местных народов: вогулов, остяков, хакасов и др. В 1891 году началась работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Этюды для картины Суриков писал на реке Обь, а закончил в 1895 году. С 1893 года Суриков — действительный член петербургской Академии художеств. В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Первым прототипом для Суворова стал красноярский отставной казачий офицер Фёдор Фёдорович Спиридонов. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году — в 100-летие итальянского похода Суворова. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве, и была приобретена императором. Идея картины «Степан Разин» появилась у Сурикова ещё в 1887 году, но работа над картиной началась в 1900 году. Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону. Прототипом Степана Разина стал красноярский учёный Иван Тимофеевич Савенков, или его сын — Тимофей Иванович. Возможно, что ранние этюды делались с Ивана Тимофеевича, а поздние с его сына.Источник Картина «Меншиков в Берёзове», Василий Иванович Суриков — описание Картина «Меншиков в Берёзове», Василий Иванович Суриков — описание

Читайте также:  Василий максимович максимов, биография и картины

Спасибо за ваши комментарии!

С днем рождения, Ким: как Канье Уэст поздравил свою супругу Реклама (статьи на 123ru.net):

Таблоид новостей СМИ2 — доход для сайтов

Всё, что пишут о , в , для Вашего города и для всех тех, кому это просто интересно, — в наших лентах новостей от первого лица, без какой бы то ни было цензуры, без приоритетов редакторов, без зависимости от политической конъюнктуры, настроений, течений и обстоятельств. Наш читатель вправе знать всю правду и, поэтому: наш читатель — всегда прав! Агрегатор новостей 24СМИ

На 123ru.net все новости (в том числе и ваши) доступны в переводе на практически любой из популярных языков мира. Для перевода достаточно выбрать из списка языков, размещённого в шапке сайта, интересующий Вас.

Перевод выбранной страницы мы осуществим мгновенно в автоматическом режиме и с индексацией через поисковые системы. Читайте новости на языках мира у нас в режиме онлайн. 123ru.

net — Ваш мир без границ и языковых барьеров! А с недавнего времени мы добавили и новости по разделам, категориям, интересам и блогам, что позволяет получить пользователю сервиса не только оперативную, но и альтернативную информацию по интересующей теме со всего мира, от совершенно разных независимых популярных и не очень источников на одной странице. Сервис также позволяет просмотреть всю ленту новостей по каждому источнику информации отдельно в формате календаря за любую выбранную дату и период.

(что и где купить сегодня в регионе)

Недавно просматривали в рекламных предложениях:

Топ-10 новостей за сегодня на этот час:

123ru.net — поисковый источник актуальной информации не только о повседневной жизни Вашего города и городов Вашего региона, новостях, событиях и происшествиях, но и партнёрская интернет-витрина актуальных товарных предложений с доставкой в Вашем городе.

Ежедневно на нашем сайте появляется, обновляется и дополняется самая свежая информация о товарах и услугах, акциях и скидках на самые разные темы от недвижимости и автомобилей до различных ежедневных услуг, мобильных приложений и самых свежих предложений местных интернет-магазинов и предприятий фактически по всем городам и регионам России, Украины, Белоруссии и Абхазии. Всегда — живая информация, всегда — актуальные цены. 123ru.net — только свежие интернет-предложения в регионах (ежеминутное обновление в режиме онлайн). Кто не успел — тот опоздал, кто опоздал — тот отстал! Будь в курсе нового — цени время! Промедлишь ты, другой успеет! 123ru.net — новый формат подачи информации, новый формат нового времени! В каждом слове — значение, в каждом баннере — смысл! Вся интернет-витрина — здесь.

m.123ru.net — Ваши новости у Вас в кармане. Безграничные возможности публикации частных материалов и общественно-значимой информации в реальном времени с прямыми ссылками на Ваши источники.

Совершенно бесплатно, с мобильного телефона или планшета, оперативно, просто, с точной географической привязкой к происходящим событиям, происшествиям и объявлениям.

В любой момент, ежеминутно мы предоставляем Вам возможность публикации актуальной информации (заметки, статьи, репортажи с ми, фото и видео, частные объявления и т.д.) по любому из городов России, Украины, Белоруссии и Абхазии — совершенно бесплатно.

А теперь Вам доступны новости и на других языках всех континентов.

Калейдоскоп обсуждаемых сегодня новостей

Последние новости на сегодня по Вашему городу, частные объявления, самые полные ленты новостей от наших постоянных авторов в мобильном формате, календарный архив событий в России, Украине и мире, популярные разделы: Происшествия, Спорт, Авто, Гламур, Блоги и другие с прямыми переходами на первоисточники — просто, доступно, удобно уже сегодня и сейчас на платформе 123ru.net. Ни один ваш отзыв, комментарий не останется незамеченным. Мы восприимчивы к любым критическим замечаниям и предложениям с вашей стороны 24 часа в сутки и все 7 дней в неделю без выходных и перерывов на обед. Мобильный вариант проекта — здесь.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама Сегодня в блогах Вся лента происшествий на сегодня

Топ-10 новостей за сегодня на этот час:

123ru.net — быстрее, чем Я…, самые свежие и актуальные новости Вашего города — каждый день, каждый час с ежеминутным обновлением! Мгновенная публикация на языке оригинала, без модерации и без купюр в разделе Пользователи сайта 123ru.net.

Как добавить свои новости в наши трансляции? Очень просто. Достаточно отправить заявку на наш электронный адрес mail@29ru.net с указанием адреса Вашей ленты новостей в формате RSS или подать заявку на включение Вашего сайта в наш каталог через форму.

После модерации заявки в течении 24 часов Ваша лента новостей начнёт транслироваться в разделе Вашего города. Все новости в нашей ленте новостей отсортированы поминутно по времени публикации, которое указано напротив каждой новости справа также как и прямая ссылка на источник информации.

Если у Вас есть интересные фото Вашего города или других населённых пунктов Вашего региона мы также готовы опубликовать их в разделе Вашего города в нашем каталоге региональных сайтов, который на сегодняшний день является самым большим региональным ресурсом, охватывающим все города не только России и Украины, но ещё и Белоруссии и Абхазии. Прислать фото можно здесь. Оперативно разместить свою новость в можно самостоятельно через форму.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

  1. Топ-4 анонсов новостей от партнёров:

Разные новости (Oblivki): Все новости 123ru.net сегодня

123ru.net — ежедневник главных новостей Вашего города и Вашего региона. 123ru.

net — новости в деталях, свежий, незамыленный образ событий дня, аналитика минувших событий, прогнозы на будущее и непредвзятый взгляд на настоящее, как всегда, оперативно, честно, без купюр и цензуры каждый час, семь дней в неделю, 24 часа в сутки. Ещё больше местных городских новостей Вашего города — на порталах News-Life.

ru и News24.pro. Полная лента региональных новостей на этот час — здесь. Самые свежие и популярные публикации событий в России и в мире сегодня — в ТОП-100. С 2017 года проект 123ru.net стал мультиязычным и расширил свою аудиторию в мировом пространстве.

Теперь нас читает не только русскоязычная аудитория и жители бывшего СССР, но и весь современный мир. 123ru.net — мир новостей без границ и цензуры в режиме реального времени. Каждую минуту — 123 самые горячие новости из городов и регионов. С нами Вы никогда не пропустите главное.

А самым главным во все века остаётся «время» — наше и Ваше (у каждого — оно своё). Время — бесценно! Берегите и цените время. Здесь и сейчас — знакомства на 123ru.net. Отели в Москве — здесь. Разместить свою новость локально в любом городе (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно (совершенно бесплатно) с мгновенной публикацией (без цензуры и модерации) самостоятельно — здесь.

. О сайте

Бесплатное размещение статьи на 123ru.net Мобильная версия сайта

Источник: https://123ru.net/blogs/118812976/

История одного шедевра: «Меншиков в Березове» Сурикова

Сюжет

В тесной бедной избе закутанный в шубу сидит, погруженный в свои думы, человек, который еще недавно фактически правил Россией. Александр Меншиков, правая рука Петра I, заслуживший любовь и уважение императора своими делами на благо Отечества.

Император так ценил Меншикова, что даже закрывал глаза на его мздоимство. После смерти Петра Алексеевича Меншиков стал главным советчиком Екатерины I в государственных делах.

Но вскоре после ее кончины на витке очередных дворцовых переворотов Александр Данилович упустил инициативу и оказался в опале.

Через браки своих детей — женитьбу сына на принцессе Елизавете или великой княжне Наталье Алексеевне и замужество одной из дочерей за Петром II — Меншиков планировал породниться с монаршим родом. И сидя в Березове, глядя на детей, он видел их поломанные судьбы и свои разрушенные мечты.

Картина «Меншиков в Берёзове», Василий Иванович Суриков — описание «Меншиков в Березове». (wikipedia.org)

Из петербургского дома Меншиковы выехали с обозом в Ораниенбург. Однако затем было получено новое распоряжение Петра II: лишить всех богатств, оставив только необходимое. По пути в Березов (находится на территории современного Ханты-Мансийского округа) умерла жена Александра Даниловича.

Через полгода скончалась старшая дочь Мария, а через полгода и сам Меншиков. Сквозь крошечное окно в дом проникает тусклый свет. Стекло лопнуло от мороза. Там, за окном — прошлая жизнь, от которой остались лишь воспоминания. Крестьянскую избу деятельный Александр Меншиков построил себе сам.

Диагональ стола делит персонажей на тех, кто вскоре умрет в Березове — Меншиков с Марией, — и тех, кто вернется ко двору: Анна Иоанновна, придя к власти, помилует их и позволит приехать в Петербург. Младшая дочь Меншикова станет фрейлиной, скончается в 24 года. Сын Александр дослужится до генерал-аншефа при Екатерине II и умрет в 1764 году.

Контекст

Идея сюжета родилась душным жарким летом, когда сам живописец с женой и детьми был зажат в тесном дачном доме. Из-за непрекращавшихся дождей семья часто собиралась за столом — совсем как Меншиковы. В один из таким моментов Суриков и вспомнил историю из 18 века и взялся за работу.

Картина «Меншиков в Берёзове», Василий Иванович Суриков — описание «Боярыня Морозова» 1884−1887. (wikipedia.org)

Художник много времени проводил, изучая источники. Гуляя же по улицам, он всматривался в людей в поисках своих героев. За образами Суриков буквально гонялся.

Так, однажды он увидел в Москве мужчину, чьи лицо и фигура выглядели в точности, как художник представлял себе Меншикова: «А потом еще нашел учителя — старика Невенгловского; он мне позировал. Раз по Пречистенскому бульвару идет, вижу, Меншиков. Я за ним: квартиру запомнить. Учителем был математики Первой гимназии. В отставке.

В Первый раз и не пустил меня совсем. А во второй раз пустил. Позволил рисовать. На антресолях у него писал. В халате, перстень у него на руке, небритый — совсем Меншиков.

«Кого вы с меня писать будете?» — спрашивает.

Думаю: еще обидится — говорю: «Суворова с вас рисовать буду».

Представленная в 1883 году на выставке передвижников, картина вызвала противоречивые отзывы. Поклонники художника восторгались лаконичностью композиции и сдержанной колористикой. Приверженцы академизма и официальные критики отреагировали диаметрально.

Так, Крамской при встрече сказал Сурикову: «Вашего «Меншикова» видел, картина мне непонятна — или она гениальна, или я с ней еще недостаточно освоился.

Она меня и восхищает и… оскорбляет своей безграмотностью… Ведь если ваш Меншиков встанет, то он пробьет головой потолок».

Судьба художника

Василий Суриков родился и вырос в Красноярске. Не исключено, что его предки — казаки — пришли в Сибирь вместе с Ермаком. Увлекаемый взрослыми забавами — охотой, кулачным боем, — Василий запоминал увиденное очень точно, а затем рисовал. Однажды он так правдоподобно изобразил муху, что заметивший ее педагог попытался смахнуть насекомое с листа.

Денег на обучение в Москве или Петербурге не было — помог местный меценат-золотопромышленник. Благодаря ему Суриков уехал учиться живописи в столицу. Правда, в Петербурге ему не понравилось, и при первой возможности начинающий живописец уехал в Москву. Здесь он нашел больше общего с родным Красноярском, а потому чувствовал себя комфортно и находил вдохновение на городских улицах.

Картина «Меншиков в Берёзове», Василий Иванович Суриков — описание «Утро стрелецкой казни» 1881. (wikipedia.org)

Сурикова называли «композитором» за его отношение к композиции полотна. Для художника это была основа. Гуляя по городу, он мог долгое время наблюдать за уличными сценками, а дома зарисовывал увиденное. Суриков был убежден, что лучший мастер композиции — сама жизнь.

У него никогда не было ни учеников, ни последователей, ни даже мастерской. Свои монументальные полотна Суриков писал там, где жил он сам и его семья. Его творчество всегда вызывало дискуссии в профессиональной в среде.

По мнению Александра Бенуа, Сурикова нельзя было рассматривать ни как приверженца академизма (хотя он учился в Академии и очень успешно), ни как передвижника (хотя он участвовал в их выставках).

Художник Константин Маковский, в свою очередь, говорил, что Суриков — «большой, уродливый, вдохновенный», выделяя при этом его специфическую манеру письма.

Переломным стал для живописца 1888 год, когда умерла его жена. Вместе с ней, словно, и в душе самого Сурикова что-то умерло. Сам художник скончался в Москве в 1916 году со словами «я исчезаю».

Русские земли находились в зависимости от Монгольской империи два с половиной века. Ордынское иго оказало существенное влияние на экономическое развитие страны.

Нашли ошибку или опечатку ? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter Open modal

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62623 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.07.2015 При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Дилетант» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Дилетант» — diletant.media. Разработанно в notamedia

Главный редактор: Снежана Петрова

Источник: https://diletant.media/articles/40536755/

Василий Суриков. Меньшиков в Березове. Описание картины. Шедевры русской живописи

Танаис Галерея

Картина «Меншиков в Берёзове», Василий Иванович Суриков — описание

Читайте также:  Музей молчащей музыки в барселоне


Василий Суриков. Меньшиков в Березове.
 
1883. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

    Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах «Меншиков в Березове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887; обе — Третьяковская галерея). Обе композиции — об опале и сибирской ссылке самого могущественного из «птенцов гнезда Петрова», об увозе в острог старообрядческой подвижницы во время церковного раскола — тоже «читаются» как визуальные романы.

Тесный, как тюремная камера, интерьер избы в первой картине, ее пластическая статика, и, напротив, широкий пространственный размах второй, где доминирует мотив движения, но движения в неволю, в равной мере знаменуют неодолимость исторических судеб, которые могут быть поняты и понимаются художником лишь в их диалоге или конфликте, но в любом случае в их актуальной, — суровой и красочной — разноречивости. Для художника Россия всегда многолика, в его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове…» воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца).«Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества.

    В картине «Меншиков в Березове» Суриков сконцентрировал внимание на одном сильном характере, в личной драме которого был отзвук трагедии России. Каким бы чисто бытовым эпизодом ни был подсказан Сурикову «узел» действия его будущей картины, созданный в ней образ приобретает историческую значимость…

Низкая изба, освещенная неярким светом свечи, крохотное слюдяное оконце покрыто причудливыми морозными узорами. Огромной фигуре Меншикова тесно под этими низкими потолками, в этой избенке. Этому сильному и властному человеку привычны иные масштабы жизни. С Меншиковым трое его детей.

Все они должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца. Должны были… Ситуация драматична. И талант Сурикова помог уловить в ней красоту и тонкость проявления человеческих чувств, передать их в облике героев картины и колористическом строе.

«»Меншиков» из всех суриковских драм — наиболее «шекспировская» по вечным, неизъяснимым судьбам человеческим», — писал М.В. Нестеров.


В погоне за натурой Суриков стремился неотступно, как охотник за дичью, и ничего не останавливало его на пути. Если натура подходила для его картины, он считал ее чуть ли не своей собственностью.


Когда писал он «Меньшикова в ссылке», то долго не мог найти женского типа для дочери Меньшикова. Вдруг видит на улице девушку, и именно такую, какая требовалась в его представлении для картины. Он идет за ней, пробует заговорить, но та пугается и почти бежит от него.

Суриков не отстает и доходит до ее дома. Девушка взбегает в свою квартиру – Суриков стучится в дверь. Перепуганная девушка, видимо, рассказала о своем приключении домашним: на стук выходит мужчина с явным намерением, как подобает в этих случаях, спустить преследователя с лестницы.

Но не таков Василий Иванович, чтобы испугаться и отступиться от своей цели. — Что вам надо? – спрашивает открывший дверь. — Мне нужна та девушка, что вошла сейчас в дом. — Для чего? Как вы смеете? — А вот чтобы ее написать, это необходимо. Хозяин теряется.

— Но кто вы? Для чего? — Я Суриков, художник, девушка необходима для картины, и ее другая заменить не может.


Хозяин начинает что-то соображать, просит даже Василия Ивановича войти. А кончается все чаепитием, и в конце концов образ прекрасной девушки появляется на картине.


Я. Д. Минченков. «Воспоминания о передвижниках»

Из воспоминаний Василия Ивановича Сурикова.

Я жил под Москвой на даче,1 в избе крестьянской. Лето дождливое было. Изба тесная, потолок низкий. Дождь идет, и работать нельзя. Скушно. И стал я вспоминать: кто же это вот точно так же в избе сидел. И вдруг…

Меншиков… сразу все пришло — всю композицию целиком увидел. Только не знал еще, как княжну посажу.
В восемьдесят первом поехал я жить в деревню — в Перерву. В избушке нищенской. И жена с детьми. В избушке тесно было. И выйти нельзя — дожди.

Здесь вот все мне и думалось: кто же это так вот в низкой избе сидел? И поехал я это раз в Москву за холстами. Иду по Красной площади. И вдруг… — Меншиков! Сразу всю картину увидал. Весь узел композиции. Я и о покупках забыл. Сейчас кинулся назад в Перерву.

Потом ездил в имение Меншикова в Клинском уезде. Нашел бюст его. Мне маску сняли. Я с нее писал.

А потом нашел еще учителя-старика — Невенгловского;2 он мне позировал. Раз по Пречистенскому бульвару идет, вижу, Меншиков. Я за ним: квартиру запомнить. Учителем был математики Первой гимназии. В отставке. В первый раз и не пустил меня совсем. А во второй раз пустил. Позволил рисовать. На антресолях у него писал.

В халате, перстень у него на руке, небритый — совсем Меншиков. „Кого Вы с меня писать будете?» — спрашивает. Думаю: еще обидится — говорю: „Суворова с Вас рисовать буду». Писатель Михеев потом из этого целый роман сделал.3 А Меншикову я с жены покойной писал.4 А другую дочь — с барышни одной.

Сына писал в Москве с одного молодого человека — Шмаровина сына.5

1 …я жил под Москвой на даче… — Летом 1881 г. Суриков с семьей жил в деревне Перерва близ станции Люблино.

2 …учителя-старика — Невенгловского…

— Фамилия лица, позировавшего Сурикову при создании образа Меншикова, в различных источниках называется по-разному; мнения сходятся лишь в том, что натурой для Меншикова послужил учитель одной из московских гимназий. См. комментарий С. Н. Гольдштейн в кн.: Василий Иванович Суриков: Письма. Воспоминания о художнике, с. 327-328.

3 Писатель Михеев ~ роман сделал. — Имеется в виду рассказ прозаика Василия Михайловича Михеева (1859-1908), друга Сурикова, «Миних», опубликованный в журнале «Артист» (1891, № 17) и в сборнике «Художники» (М., 1894).

4 …Меншикову я с жены покойной писал. — С Е. А.

Суриковой был написан акварельный этюд для фигуры старшей дочери Меншикова, Марии.

5 …Шмаровина сына. — Для фигуры сына Меншикова Сурикову позировал Николай Егорович Шмаровин, младший брат Владимира Егоровича Шмаровина (1850-1924), организатора московского художественного кружка «Среды».


Максимилиан Волошин. «Суриков — материалы для биографии»

russianplanet.ru

Источник: http://www.tanais.info/art/surikov2more.html

Картина В.И. Сурикова «Меншиков в Березове» :: Артпоиск — русские художники

«Меншиков в Березове» был написан Суриковым в 1883 году, в перерыве между «Утром стрелецкой казни» и «Боярыней Морозовой». В творческом сознании живописца уже возник образ пламенной раскольницы, вокруг нее ширилась и начинала оживать народная толпа, и вдруг, как будто совсем нежданно, нахлынул замысел «Меншикова».

Есть два сходных высказывания самого художника, записанных его биографами Волошиным и Тепиным, которые позволяют более или менее точно установить, что послужило непосредственным стимулом при возникновении второй суриковской картины.

Лето 1881 года Суриков проводил в Перерве, под Москвой, и жил там в бедной крестьянской избе. Лили холодные дожди, окно замутилось от капель, выйти было невозможно и вся его семья теснилась за одним столом.

В углу стояла раскольничья божница.

«Здесь вот мне все и думалось: кто же это так вот в низкой избе сидел? И поехал я это раз в Москву за холстами. Иду по Красной площади. И вдруг… Меншиков сразу всю картину увидал».

Но, конечно, это впечатление послужило всего лишь толчком на пути создания картины. Трагическая судьба Меншикова, вне сомнения, и раньше занимала воображение Сурикова.

Художник, серьезно изучавший время деятельности Петра I, знакомый с историческими источниками, хорошо знал меншиковскую биографию; он представлял себе роль и значение этой колоритной фигуры, одного из первых и верных помощников: царя-преобразователя.

Петровская эпоха привлекала Сурикова крупными переломными событиями В) жизни России; она захватывала его. своими глубокими социальными противоречиями.

Суриков как художник ясно понимал, что в условиях абсолютизма эти противоречия принимали нередко трагический характер, причем страдающей стороной оказывался народ.

Борьба Петра с «варварской Русью» в конечном итоге служила интересам помещиков и торгового класса; укрепление государства и его новых форм «происходило за счет крепостного крестьянства, с которого драли три шкуры» (Сталин. Беседа с немецким писателем Эмилем Людвигом).

Не надо забывать и того, что обилие иностранцев, особенно немцев, и введение чужеземных порядков на смену родным обычаем и нравам оскорбляли национальное самосознание народа и еще более усиливала социальные противоречия эпохи.

В первой картине, «Утро стрелецкой казни», Суриков изображает начало петровской эпохи. Борьба с варварством и закоснелостью старой Руси требовала суровой воли и непреклонности. Петр изображен Суриковым «мощным властелином судьбы», гневным, но полным величавости и сознания правоты своего исторического дела.

Меншиков принимал энергичное участие в «делах Петровых» с первых лет царствования нового императора.

«Алексашка», как звал своего любимца Петр, всюду с царем — под Азовом, Воронежем, Полтавой; он и на приемах послов, и среди преображенцев, и на ассамблеях в Немецкой слободе.

Корб в «Дневнике путешествия в Московию» отметил присутствие Меншикова рядом с Петром при казни стрельцов на Красной площади:

«Его царское величество прибыл туда в двуколке с неким Александром Меншиковьм.— М.С.

), общество которого доставляет ему наиболее удовольствие, и, проехав злополучную площадь, вступил на находящееся рядом место, где тридцать осужденных искупили смертью преступление своего нечестивого умысла…

В этот же вечер часто упоминаемый мною Александр ездил в двуколке по всем перекресткам города и почти беспрерывно показывал всюду обнаженный меч, давая этим понять, как ждет он трагедии завтрашнего дня».

Зная, как неуклонно следовал Суриков исторической правде, можно предполагать присутствие Меншикова и в первой картине художника.

В фигуре вельможи, стоящего спиной к зрителю, слева от кареты и от задумавшегося иностранца, вероятно, изображен Меншиков; жест последнего, с протянутой, приглашающей рукой и наклоненной головой, как бы говорит, что Давилыч все приготовил для казни, о чем церемониально и докладывает царю.

Задумав после «Утра стрелецкой казни» «Боярыню Морозову», Суриков вполне естественно мог вернуться к петровской эпохе,— в «Стрельцах» художником была воссоздана лишь первая ее часть.

Ссылка Меншикова в Березов и трагический конец императорского сподвижника напоминали об эпилоге эпохи Петра I и позволяла обобщить смысл его исторических деяний, положительные и отрицательные моменты его государственных мероприятий.

Период, наступивший после смерти Петра, обнажил резкое расхождение между государственными деятелями, министрами Петра и народом. Многие из них вошли в касту чиновников-казнокрадов и дворцовых фаворитов.

Засилие иностранцев при дворе, заполнение ими государственных департаментов и торговых предприятий принимало формы оголтелого издевательства над национальным достоинством народа.

Меншиков работал много и упорно, но и он не избег печальной участи чиновного правителя и казнокрада, забывшего о глубоких и ответственных задачах по укреплению заветов преобразователя России. Характерно, что народ радовался известию о падении Меншикова.

«Меншиков в Березове», таким обрезом, продолжал и заключал первый исторический сюжет Сурикова и являлся естественным, закономерным в творческом движении художника.

«Перервинское сидение» Сурикова послужило толчком к выявлению замысла мастера. «Меншиков» был подготовлен к творческому воплощению раньше, чем «Боярыня Морозова», и отодвинул сроки ее осуществления.

История жизни и государственной деятельности Александра Даниловича Меншикова, «счастья баловня безродного», человека недюжинного ума и поразительной трудоспособности, его неограниченная власть при дворе, падение и горестный конец могли дать множество ярких сюжетов. Но Суриков избрал заключительный момент меншиковского бытия-, преисполненный мрачных переживаний. Он сосредоточил свое внимание на внутренней трагедии временщика, силою исторических обстоятельств попавшего в сибирскую ссылку.

Пребывание в Березове, обнажившее человеческую сущность Меншикова, сорвавшее с него весь налет внешних, условных наслоений жизни, раскрывало мир страшной человеческой трагедии.

Личная судьба сподвижника Петра I, подчеркнутая обреченностью неповинной семьи, приобретала широкое историческое значение.

И Суриков, естественно, был взволнован представившейся возможностью вскрыть сокровенные психологические глубины трагедии Меншикова и понять ее смысл.

Из всех суриковских картин «Меншиков в Березове» — самая гармоническая в художественном отношении и самая сильная по своему выражению.

Большие страсти, трепет душевного волнения пронизывают образы «Утра стрелецкой казни» и «Боярыни Морозовой», — их никогда не забыть тому, кто хотя бы однажды увидел создания великого живописца.

Но в обеих картинах драматизм движения народной массы превалирует над индивидуальными характеристиками. «Душа народной толпы» поглощает отдельные человеческие образы.

В «Меншикове» Суриков выражал правду человеческой души, не окружая героя толпой. Три фигуры членов семьи, словно застывшие вместе с отцом, окружающие его плотным кольцом, помогают уразумению душевного мира Меншикова. Сюжет позволял художнику, говоря словами Белинского, «в нескольких минутах сосредоточить целую жизнь».

Суриков с предельной ясностью ощутил и выразил скрытый в глубине души своего героя исторический смысл его трагедии. Силой изобразительной убедительности запечатлев всего лишь мгновение его жизни, он рассказал целую жизнь, а через эту жизнь открыл завесу над историей.

Подобным огнем жизни умел зажигать свои образы Рембрандт, и оттого его портреты живут и сейчас, по прошествии трех веков.

Трогательным вниманием к правде человеческой души, умением заставить говорить о жизни человека складки его платья, руки, морщины, пластику и силуэт фигуры обладали и русские художники-реалисты.

Читайте также:  Игроки в карты, лукас хейгенс ван лейден (лука лейденский)

«Неутешное горе» Крамского и «Не ждали» Репина — прекрасные образцы социально-психологического реализма в живописи.

В березовскую ссылку Меншиков попал всего лишь за год с небольшим до своей смерти. Он был привезен туда осенью 1728 года, а 22 октября 1729 года его уже не стало.

Катастрофа обрушилась на некоронованного владыку России почти внезапно; разрасталась она с поразительной быстротой.

Еще всего год назад было обнародовано завещание умершей Екатерины I, в котором значился специальный пункт о заслугах Меншикова:

«За отличные услуги, оказанные покойному супругу нашему и нам самим князем Меншиковым, мы не можем явить большего доказательства нашей к нему милости, как возводя на престол российский одну из его дочерей, а потому приказываем как дочерям нашим, так и главнейшим нашим вельможам содействовать к обручению императора с одной из дочерей князя Меншикова и, коль скоро достигнут они совершеннолетия, к сочетанию их браком».

Меншиков становится опекуном малолетнего царя и владыкой государства. В свои роскошные чертоги он перевез Петра II, и в них отныне находился двор и происходили приемы сановников. Указы по государству объявлялись самовластно одним Меншиковым.

Буквально через несколько дней после погребения Екатерины неограниченный в своей воле правитель поспешил с обручением своей старшей дочери Марии с императором.

Оно было совершено с помпой, при громе пушек и сопровождалось иллюминацией столицы и необыкновенным пиршеством.

С этого момента ослепленный своей гордыней Меншиков делает шаг за шагом ряд непростительных ошибок.

Без меры увлекшись властью, перегруженный делами в чаду почестей, он забыл о своих противниках при дворе, которых сам же множил и поблуждал к противодействию ущемлением их прав и самолюбия, запугиванием, арестами и ссылками.

Государственной казной он пользовался как собственной, и в тщеславии своем дошел до того, что повелел внести в календарь на 1728 год дни своего рождения и всей семьи в одну роспись с днями императорских особ.

Враги воспользовались тем, что Меншиков увлекся опасной игрой, и скоро их притворное раболепие превратилось в злобную непокорность.

Быстро, одна за другой, посыпались кары со стороны юного Петра II, проявившего твердую волю к полному ниспровержению своего опекуна. Меншиков был низложен, выслан из столицы, лишен всех чинов.

Из всевластного вельможи он превратился в государственного преступника. Над ним учредили суд.

И вот 2 июля 1728 года по Оке, а потом по Волге Меншикова с семьей повезли к месту ссылки. На них были серые зипуны, бедные, убогие платья. Жена не выдержала испытания и, выплакав глаза, умерла дорогой.

Жутью веет от описания Березова, куда был сослан свергнутый царедворец. Деятельный, мыслящий человек тут сразу мог почувствовать себя заживо погребенным и лишенным всяких надежд на возврат к деятельной жизни.

«Из обширных областей сибирских выбрал такую, где жизнь была цепью лишений и страданий, — Березов, остяцкое селение, заброшенное в глубину тундр, близ устья Оби, на реке Сосве, в тысяче верстах к северу за Тобольском…

Местом ссылки Меншикова была пустыня, где земля оттаивает летом только на четверть аршина и морозы зимой доходят до 40 градусов, весны нет, лето продолжается месяц, а ночь в течение семи месяцев тянется до девятнадцати часов, заменяя солнце северным сиянием» (Н.

Полевой. Падение и кончина Меншикова).

Здесь, в небольшой избе, срубленной топором самим Меншиковым и его спутниками, и началась последняя глава его биографии. В этой тесной избе с слюдяным окном, куда свет почти не,проникал, и предстояло живописцу разгадать душевный мир поверженного сподвижника Петра I и понять и оценить всю его бурную жизнь.

Неожиданное падение, и несчастия произвели резкий перелом в душевной жизни Меншикова. Непомерно гордый, тщеславный, вспыльчивый и крутой нравом, он резко изменился. Получив вынужденный досуг на размышления, недавний владыка России словно впервые взглянул в глаза совести. Он решился мужественно испить чашу горьких испытаний.

В березовской ссылке Меншиков понял причины своего падения и недовольства народа последними годами его правления. Один из узников Тобольска, сосланный им, увидев низложенного временщика, бросил грязью в его детей.

Меншиков спокойно ответил ссыльному: «В меня бросай,, я мог быть перед тобою виноват, а не они!» Теперь яснее представилось ему и лицо врагов его, ненавидевшей его родовитой знати; он острее познал злонравие их происков и преступные замыслы. В поверженном правителе не утихла жажда государственной деятельности.

Меншиков в ссылке мог ясно представить себе, какие тяжелые испытания принесут России сменившие его люди. Приближалась эпоха Бирона, дворцовых переворотов, полного засилья иностранцев.

В таком душевном состоянии и глядит на нас Меншиков с картины Сурикова.

Какой клубок сильных человеческих переживаний! Здесь все: и сломленная гордость, и сила души, великой в бедствии, и скорбь за детей, и воспоминания о прошлом, и жажда (большого государственного труда.

Это «окончательный» портрет Меншикова, ибо в нем выразил Суриков всю его жизнь и тем самым определил его историческое значение. После суриковского трудно поверить в любой другой портрет Меншикова.

Трагические испытания, пережитые Меншиковым, подняли величие его духа, и они осветили весь путь государственной деятельности замечательного помощника Петра I. Большое, полезное в его труде на благо преобразованной России превысило человеческие слабости.

Ведь он же — гордость Петра, его товарищ по Саардаму, полководец под Полтавой, Калишем и Товингемом! Ведь это он, выходец из народа, бывший мальчишка-пирожник, выполнял волю Петра в борьбе за новые формы государства и был одним из одареннейших и энергичных его министров. И Суриков делает меншиковский образ величественным.

Он выражает дух петровской эпохи и ее славных исторических событий.

Перед нами еще крепкий, властный Меншиков, хотя трагическая судьба уже осиливает его. Перед картиной вспоминаются страдания Лира, Макбета, Эдипа, скованного Прометея. Он мог бы сказать о себе словами этого «бога в оковах»:

А теперь я, игрушка бродячих ветров, В муках корчусь, врагам на веселье!

На Меншикове простой серый халат, зимние сапоги, волосы его всклокочены, лицо небритое, но какая осанка, какое мужество во всей фигуре! Гордый профиль, плотно сжатые губы, орлиный нос — все говорит о твердом характере. И только не до конца сжатая на коленях большая, тяжелая рука с драгоценным перстнем на указательном пальце свидетельствует о покидающей его силе.

Источник: http://ArtPoisk.info/article/kartina_v_i_surikova_menshikov_v_berezove/

«Меншиков в Березове» Сурикова: история знаменитого полотна

17.09.2013 | 11:08

Василия Сурикова называют «честным свидетелем жизни ушедших веков». Настолько живо и точно он отображал образы прежних эпох.

Первая большая серьезная картина художника, с которой он выступил на выставке передвижников в 1881 году, – «Утро Стрелецкой казни». Это полотно положило начало трилогии исторических работ Сурикова, посвященных переломному периоду в истории России.

Второе – «Меншиков в Березове» — написано ровно 130 лет назад. Об истории знаменитого полотна —  «Новости культуры». 

В отличие от других знаменитых исторических полотен Василия Сурикова – «Утро Стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы» – на этой картине нет толпы, народы, массы. А они часто служили важным живым фоном в работах художника.

Но перед нами не просто семейная драма. Да, здесь нет прямого столкновения народа и власти. Напряжение, невеселые думы, скорбь – на лицах Александра Меншикова и его детей. Переломы в истории страны здесь показаны через поломанные судьбы этих героев. О былом могуществе бывшего генералиссимуса напоминает лишь перстень на его руке.

«В начале правления Петра II Меншиков был в зените своей славы, он фактически сумел подчинить своей воле и влиянию малолетнего императора, но потом, когда летом 1727 года он тяжело заболел, противники Меншикова, его конкуренты, сумели перехватить, сумели подчинить уже малолетнего императора Петра II своему влиянию», — рассказывает декан факультета истории, политологии и права Московского Государственного Областного Университета Виктор Захаров.

«Важны не буква истории, её дух, угадывание», – считал Василий Суриков. Характеры и внешность своих героев он вычислял, листая документы эпохи и разглядывая прижизненные гравюры, бюсты XVIII века. Но оживлял эти образы, находя прототипы рядом – среди знакомых или случайно увиденных людей.

«Он однажды шел по Пречистенскому бульвару и вдруг увидел впереди себя сутулую мужскую фигуру, высокую, плотную, немолодую. Он пошел к нему домой.

На вопрос: «Что вам от меня нужно?», — ответил: «Я хотел с вас написать портрет». На вопрос: «А кого ты с меня будешь писать будешь?» — Суриков ответил: «Суворова».

Понял, что говорить, что он будет писать Меншикова, нельзя», — рассказывает сотрудник Государственной Третьяковской Галереи Галина Чурак.

Но с бывшего профессора математики он написал именно несломленного и волевого Меншикова. А моделью для несчастной и хрупкой старшей дочери Марии послужила уже болевшая жена художника. В глазах – безропотное повиновение горькой судьбе.

Мария Александровна была помолвлена с молодым императором, но намеченную свадьбу отменили. Она умрет спустя несколько месяцев после смерти отца – через два года после приезда семьи в это село рядом с полярным кругом. Суровость этого края Суриков подчеркивает. Герои кутаются в шубы.

От морозов лопнуло обледенелое стекло. А земляной пол устелен шкурой медведя.

«Совсем вверху стоит ряд икон, и там стоит лампада. И, посмотрите, как загораются оклады этих икон. Как важно для художника это звучание такого горячего и горящего света, и как он соединяется с холодным светом зимнего. Этот свет льётся, едва проникая из этого оконца», — говорит специалист по творчеству Сурикова, сотрудник Государственной Третьяковской Галереи Галина Чурак.

Крестьянскую избу деятельный Александр Меншиков построил себе сам. «С простой жизни начал, простой жизнью и закончу», — сказал как-то в ссылке ближайший соратник Петра I. Об этой картине «Меншиков в Берёзове» художник Михаил Нестеров говорил: «Это самая шекспировская из всех драм Сурикова».

Новости культуры 

изобразительное искусство, изо, Василий Суриков

Источник: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/99463/

Меншиков в Берёзове — это… Что такое Меншиков в Берёзове?

Меншиков в Берёзове — картина русского художника Василия Сурикова. Художник Михаил Нестеров называл эту картину своей «самой любимой картиной Сурикова»[1].

История создания

Картина была написана в 1883 году. На ней изображён Александр Меншиков, фаворит Петра I, который за государственные интриги по приказу Петра II был отправлен в ссылку в Берёзово (в настоящее время в составе Ханты-Мансийского автономного округа).

В этой картине проявился дар Сурикова как живописца-историка[2].

Музыкальный и художественный критик Владимир Васильевич Стасов назвал картины «Меншиков в Берёзове», «Утро стрелецкой казни» (1881) и «Боярыня Морозова» (1887) «хоровыми» (то есть многофигурными сценами)[2].

Замысел картины возник у Сурикова во время тяжёлых дум о прошлом России и переломных периодах её истории[1]. А моментом образной конкретизации послужил один случай в жизни художника, описанный одним из его биографов:

«Лето этого года Суриков с семьёй проводил под Москвой в Перерве. Стояли дождливые дни. Художник сидел в крестьянской избе перед раскольничьей божницей и перелистывал какую-то историческую книгу. Семья собралась у стола в грустном выжидании хорошей погоды. Замутилось окно от дождевых капель, стало холодно, и почему-то вспомнилась Сибирь, снег, когда нет охоты выйти за дверь. Сибирь, детство и необычайная собственная судьба представились Сурикову как бы в одном штрихе; в этой обстановке ему вдруг мелькнуло что-то давно знакомое, как будто он когда-то, очень давно, все пережил и видел и дождь, и окно, и божницу, и живописную группу у стола. „Когда же это было, где?“ — спрашивал себя Суриков, и вдруг точно молния блеснула в голове: „Меншиков! Меншиков в Берёзове! Он сразу представился мне живым во всех деталях, таким, как в картину вписать“»[1].

Картина впервые была показана в 1883 году на XI выставке Товарищества передвижников и вызвала восторженный приём у всех поклонников Сурикова[1].

Описание

Портрет Меншикова (1716—1720)

На картине Меншиков изображён с детьми, которые символизируют смену поколений[3]. Все герои картины погружены в думы о прошлом, Меншиков живёт памятью. Историческая достоверность картины определяется образами людей, изображённых на ней, а также их одеждой и обстановкой избы, полностью соответствующей той эпохе. В образе Меншикова Суриков раскрывает эпоху Петра I[1].

Меншиков изображён на картине как яркая историческая личность, выходец из народа и баловень судьбы, трагическое напоминание об эпохе самовластия и переворотов. Мастерски написаны дети Меншикова — старшая дочь Мария, прижавшаяся к отцу и глубоко задумавшаяся о чём-то далёком, сын, машинально снимающий воск с подсвечника, и младшая дочь, вводящая в композицию жизнеутверждающее начало[1].

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1561405

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector