Антонио Каналь родился 18 октября 1697 года в Венеции. Учился живописи у своего отца Бернардо Каналя, театрального художника, помогал ему оформлять спектакли в театрах Венеции. Он прожил 70 лет и умер в своем родном доме в Венеции 20 апреля 1768 года.
Выставка так и называется «Каналетто 1697 – 1768» и посвящена 250 юбилею смерти этого художника.
Я уже давно заметила, что в Риме устраивают выставки по поводу круглой даты смерти того или иного художника, а не рождения. Звучит как-то странно, но это уже сложившаяся традиция.
На выставке представлено 67 картин и рисунков. Это не очень много, нет ощущения скученности и нагромождения одной работы на другую. Но в то же самое время, переходя из одного зала в другой, можно проследить все этапы творчества Каналетто, изменения его техники и отношения к реальности.
Долгое время я думала, что Джованни Антонио Каналя прозвали «Каналетто» за многочисленные изображения на своих картинах Большого Канала Венеции. А недавно я услышала другую версию происхождения этого прозвища. Он был невысокого роста, со скверным характером, из-за которого часто ругался со своими заказчиками, за что за ним и закрепилась эта кличка с несколько пренебрежительным оттенком.
К этому художнику относятся по-разному. Некоторые критикуют его за банальность, повторение одной и той же темы. Но надо понимать, что многое зависело от заказчиков. Если клиенты хотели картины с изображением Большого Канала Венеции, то художнику ничего не оставалось, как продолжать писать виды этого канала.
Также встречается критика в отношении техники исполнения картин. Не секрет, что Каналетто использовал камеру – обскура. Но это совсем не значит, что он не был талантливым художником. Его работы были выполнены с применением разных техник, в том числе, с использованием предварительных рисунков и этюдов.
Давайте пройдем по залам выставки и посмотрим картины и рисунки, которые позволяют проследить все этапы его творчества.
На этой картине легко узнать Венецию:
На колонне красуется крылатый лев – символ Марка Евангелиста, являющегося покровителем лагунного города.
Картина была написана в 1722 году, это самое начало творческого пути Джованни Антонио Каналя, который в течение жизни напишет много видов своего родного города и прославится в истории живописи именно как художник – ведутист.
Ведута – это жанр европейской живописи, особенно популярной в Венеции XVIII века и представляющий собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа.
На его выбор именно этого жанра живописи повлияла поездка в Рим, совершенная Каналетто в 1719 году:
Эта картина написана в жанре архитектурного каприччио, итальянское слово “capriccio” на русский язык переводится каприз или фантазия. Несмотря на то, что мы узнаем Капитолийский холм с двумя лестницами, мы понимаем, что это не реальное изображение Рима, а вымысел художника.
Пологая лестница на картине сильно отличается от Кордонаты Микеланджело, справа выделяются античные руины, которых на самом деле не существует. Обратите внимание на мужчину в правом нижнем углу, который писает в античный фонтан.
Он олицетворяет собой самые низшие слои общества, скорее всего, это какой-то работяга, который закончил свой рабочий день и захотел сходить в туалет, он даже не задумывается о ценности этих руин, справляя свою нужду.
Кто хорошо знаком с Римом, сразу узнает Пирамиду Цестия и врата Святого Павла:
Обратите внимание на эти две картины:
Они также написаны в жанре архитектурного каприччио. Напоминают открытку — коллаж, на которой изображены разные достопримечательности Рима. Такое ощущение, что заказчик попросил нарисовать все, что ему больше всего запомнилось в Риме: Триумфальную арку, древний храм, церковь и людей.
В одном из залов можно увидеть наряды XVIII века:
- На выставке играет музыка той эпохи, все это способствует проникнуться духом и атмосферой века Просвещения.
- А теперь давайте посмотрим ведуты Венеции, с которыми, прежде всего, ассоциируется имя Каналетто.
- Большой Канал, 1724 – 1725:
- Мост Риальто, 1724:
- Большой Канал с церковью Святой Марии, 1726:
- Большой Канал, 1729:
- На этой картине можно распознать колокольню Святого Марка и дворец дожей, а на первом плане прогуливается дама под ручку с кавалером, олицетворяя собой все светское общество и могущество Венеции:
- Сейчас я вам покажу картины Каналетто, написанные в тридцатые годы:
Обратите внимание, как изменилась манера письма, сколько света на этих картинах. Фотография не может передать этот эффект, но когда смотришь на оригиналы, то создается ощущение, что они излучают солнечный свет!
Особенно мне запомнилась картина «Возвращение Бучинторо к молу в день Вознесения»:
Кстати, ее привезли на выставку из Пушкинского музея. Бучинторо – это большая сверкающая золотом галера, корабль дожа. На картине запечатлена набережная с дворцом дожей в день Вознесения – главного праздника Венецианской республики.
Бучинторо возвращается к молу с острова Лидо, где проходила торжественная церемония бросания золотого кольца, закреплявшая союз Венеции с морем.
Обряд обручения был древним символом морской мощи республики и праздновался ежегодно в день Вознесения.
- А теперь посмотрите на эти две картины:
- На обеих изображена площадь Святого Марка, только первая работа была написана Джовании Антонио Каналем, а вторая – его племянником Бернардо Беллотто, который на свою беду оказался очень талантливым:
- Когда дядя увидел в нем серьезного конкурента, то ему не поздоровилось.
- Бернардо, гонимый дядей, уезжает из Венеции. В Торино он пишет замечательную работу «Античный мост через реку По»:
- Кстати, Бернардо тоже прозвали Каналетто, не думаю, что его сварливому дяде это бы понравилось.
- Отдельный зал выставки посвящен картинам Джованни Антонио Каналетто с видами Рима.
- Арка Септимия Севера, 1743:
- Базилика Максенция, церковь Святой Франчески Римской и Колизей, 1753 – 1754:
- Еще одна вариация Базилики Максенция, 1755:
- Колизей, 1755:
- Ведута на Капитолийскую площадь и Кордонату, 1755:
Все эти ведуты Рима были написаны в 40-ые и 50-ые годы. Каналетто был в Риме только один раз в 1719 – 1720 годах, но в тот приезд он сделал много рисунков античных руин Вечного города, которые всегда возил с собой и ночью прятал под подушку, чтобы их не украли. Благодаря этим рисункам он мог писать картины с видами Рима и удовлетворять заказы своих клиентов.
- Более поздние его работы характеризуются странными ракурсами и формами зданий, свидетельствующих о творческом кризисе:
- Подводило зрение, на пятки наступал талантливый племянник.
- На этом рисунке изображено коронование дожа:
- Некоторые искусствоведы полагают, что это последняя работа Каналетто.
В последние годы жизни он практически не мог работать из-за тяжелой болезни, от которой скончался в 1768 году. Несмотря на то, что в течение жизни он хорошо зарабатывал, был признан, у него были богатые заказчики, какую-то часть денег он инвестировал в торговлю, тем не менее, умер Джованни Антонио Каналь достаточно бедным.
- На выставке есть документ от 14 мая 1768 года из государственного архива, в котором перечислено все имущество художника на момент его смерти:
- В этом инвентаре числится несколько старых простыней, столовые приборы и другие вещи, не имеющие большой ценности.
Даже как-то грустно стало. Но хотелось бы завершить мой рассказ на мажорной ноте. В целом выставка мне понравилась, картины хорошо расположены с удачной подсветкой. В залах играет музыка XVIII века, которая создает хорошее настроение и способствует лучшему восприятию картин.
Где проходит выставка картин Джованни Антонио Каналя в Риме:
Palazzo Braschi по адресу: Piazza Navona, 2. Если стоять на площади Навона и смотреть на церковь Святой Агнессы на Агоне, то дворец Браски, в котором проходит выставка, будет с левой стороны, за фонтаном Мавра.
Часы работы: вторник — воскресенье с 10:00 до 19:00, кассы закрываются в 18:00.
Стоимость входного билета: 9 евро для детей, 11 евро для взрослого, также предусмотрен семейный билет для 2 взрослых и детей младше 18 лет стоимостью 22 евро. Если вы хотите посетить не только выставку, но и сам дворец Браски, то интегрированный билет стоит 13 евро для детей и 17 евро для взрослого.
А вам нравится такой жанр живописи? Как вы относитесь к творчеству Каналетто? А, может быть, вы уже побывали на выставке его работ в Риме?! Делитесь вашими впечатлениями и задавайте вопросы в х.
С наилучшими пожеланиями! До связи. Марина в Риме
Источник: http://marinavrime.com/blog/kanaletto-v-rime/
Каналетто
Художник и гравер Джованни Антонио Каналь, прозванный Каналетто (Венеция, 1697—1768), был сыном театрального художника и до 1719 г. работал вместе с отцом. Затем он уехал в Рим, где познакомился с работами римских художников-пейзажистов и северян, из числа тех, кто составлял обширную иностранную колонию в Риме.
Этот фундаментальный опыт он соединил со своим полученным в театре знанием перспективы, подкрепив поиском атмосферных эффектов, увиденных с натуры. Вернувшись в Венецию, до 1725 г.
Каналетто работал для английских торговцев, которые продавали его работы британским аристократам, и это принесло ему большую славу за границей. В 1745 г.
художник отправился в Англию, где был встречен с огромным почетом и где оставался до 1755 г.
Стиль Каналетто развивался через минимальные изменения структуры картины ввиду обращения к точному документированию реальной среды, к бесконечным нюансам света на небе и водной поверхности, к полному и совершенному обозначению всего, что мог уловить человеческий глаз. Его произведения всегда неизменно высокого качества.
Вид на Колизей и арку Константина, 1743
Вид на Лондон, 1746
Каприччо с руинами и воротами Портелло в Падуе, 1760 г
Палаццо Гримани, 1756 г.
Праздник обручения венецианского дожа с Адриатическим морем, около 1763-64
Приём французского посла в Венеции, 1745 г.
Источник: https://evivid.ru/kanaletto.html
Великолепные руины
Опубликовано пользователем сайта
Круто! aniase 10 8 апреля 2015, 10:36
Каприччио (итал. capriccio, буквально «каприз») — жанр пейзажной живописи, популярный в XVII—XVIII веках. На картинах этого жанра изображались архитектурные фантазии, в основном руины вымышленных античных сооружений.
Робер Юбер, французский живописец (1733—1808). Известен живописными фантазиями, чей основной мотив — парки и реальные величественные руины, множество набросков к которым он сделал во время пребывания в Италии. Картины Робера высоко ценились современниками.
Его картины представлены в Лувре, музее Карнавале, петербургском Эрмитаже и других дворцах и усадьбах России, во многих крупных музеях Европы, США, Канады, Австралии.
То, что изобразил живописец на своих полотнах вызывает множество вопросов, но историки заморачиваться не стали, резюмировав, что сие лишь «воображение» автора и посчитала тему закрытой.
«Каприччио с пирамидами»
«Архитектурный ландшафт с каналом»
Художник много путешествовал по Европе и оставил нам очень интересные картины, по которым мы можем составить некоторое представление о прошлом.
«Развалины дорического храма»
«Руины террасы в парке Марли»
Это дворцово-парковый комплекс Сан-Суси в Потсдаме, возведённый в 1745—1747 годах по проекту самого короля Фридриха Великого. Сооружение, выходит, совсем новое на тот момент, но отчего-то художника тянет рисовать его воображаемые руины.
«Античные развалины, служащие общественной купальней»
«Вилла Мадама под Римом»
Из википедии: » Позднее название недостроенной в XVI веке загородной виллы кардинала Джулио де Медичи, будущего папы римского Климента VII. Построена на склоне Монте-Марио на западном берегу реки Тибр к северу от Ватикана». Но по-моему это руины сооружения которое значительно древнее.
«Прачки среди руин»
На его картинах хорошо видно, что изображённые на них люди живут среди руин былых цивилизаций и совершенно не могут хотя бы привести их в приличный вид, не говоря уже о каком-то восстановлении.
«Забытая статуя»
- «Конюшня в развалинах виллы Джулия»
- Изображённые люди своим внешним видом совершенно не соответствуют грандиозным сооружениям и выглядят среди этих руин былого величия словно копошащиеся мыши.
- «Отшельник молится среди руин древнего храма»
- «Лестница с колоннами»
- «Старый мост»
- «Портик загородного особняка»
- «Гробница Цецилии Метеллы в Риме»
- «Интерьер храма Дианы в Ниме»
- «Пон-дю-Гар»
- «Вид на порт Рипетта в Риме»
- «Колизей»
- «Пезаж у обелиска»
- «Пейзаж с аркой и куполом собора св. Петра в Риме»
- «Руины»
- «Итальянский парк»
Гварди Франческо Лаццаро (1712-1793)— итальянский живописец, представитель венецианской школы живописи. Тоже большой фантазёр, а иначе как объяснить такие совершенно фантастические виды Венеции?
- «Каприччио с пирамидой»
- «Аркада перед городом с башнями»
- «Каприччио»
- «Каприччио»
- «Каприччио с мостом, руинами и лагуной»
- «Венеция»
Джованни Паоло Панини (1691 — 1765) — один из родоначальников архитектурного руинного пейзажа.
Свои архитектурные виды и интерьеры художник населял маленькими человеческими фигурками, обыгрывая излюбленную тему 18-го столетия — сопоставление величия древнего прошлого и тривиальности настоящего.
Как художник, Панини больше всего известен своими картинами достопримечательностей Рима, в которых большое внимание он уделял его античности.
Рим лежал в развалинах, жил среди грандиозных остатков своей истории. Руинами были Колизей, храмы, термы, которые были частью быта, их обживали.
Пристраивая к каменным стенам хибарки, забивая досками дворцовые окна, прикрепляя деревянные лесенки к мрамору, покрывая соломой древние своды.
И среди тех руин копошились художники и архитекторы со своими альбомами и рулетками, снова и снова пытаясь извлечь из них секреты вечной красоты…
- «Архитектурное каприччио»
- «Пантеон»
- «Интерьер Санта Мария Маджоре в Риме»
- «Каприччио классических руин»
- «Внутренний вид собора св. Петра в Риме»
Джованни Антонио Каналетто ( 1697 — 1768) итальянский художник, глава венецианской школы ведутистов, мастер городских пейзажей в стиле академизма также писал полотна в стиле архитектурного романтизма. Большое влияние на его творчество оказал Джованни Паоло Панини.
- «Архитектурное каприччио»
- «Арка Константина в Риме»
- «Пьяцца Навона в Риме»
- «Каприччио с руинами и воротами Портелло в Падуе»
Алессандро Маньяско (1667-1749). Итальянский живописец, представитель романтического направления в искусстве барокко. Родился в Генуе. Алессандро Маньяско писал отмеченные “демоническим” сарказмом жанровые сцены из жизни цыган, солдат, монахов, во многих из которых фигурки людей теряются среди грандиозных античных развалин.
- «Вакханалия»
- «Привал бандитов»
- «Архитектурное каприччио с музыкантом и крестянами у небольшого алтаря святого Антония Падуанского»
Николас Питерс Берхем (1620—1683) — голландский живописец, график и гравёр. Этот мастер много путешествовал по Италии и также написал достаточно много пейзажей, на которых главными персонажами, несомненно, являются живописные руины, а также крестьяне со своим скотом на их фоне.
- «Пейзаж с руинами акведука»
- «Пастухи со стадом среди руин»
- «Итальянский пейзаж с руинами»
- «Итальянский пейзаж»
- «Крестьяне с домашним скотом у древнеримского источника»
- «Возвращение с охоты»
- «Пейзаж с водопадом и храмом Сивиллы в Тиволи»
Оставьте свой голос:
Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/kruto/106412_velikolepnye-ruiny
Каналетто: жизнь и творчество художника
Каналетто — (настоящее имя Джованни Антонио Каналь, 7 октября 1697, Венеция — 20 апреля 1768, Венеция) — итальянский художник, глава венецианской школы ведутистов, мастер городских пейзажей в стиле академизма.
Содержание
- Биография Каналетто
- Творчество Каналетто
- Работы художника
- Картины Каналетто
- Библиография
Антонио Каналь родился 7 октября 1697 года в Венеции. Учился живописи у своего отца Бернардо Каналя, театрального художника, помогал ему оформлять спектакли в театрах Венеции.
В 1719 году посетил Рим, где познакомился с творчеством знаменитого ведутиста Джованни Паоло Панини. После этого начал писать свои знаменитые виды Венеции.
Творчество Каналетто
Первой известной исследователям работой Каналя с авторской подписью является «Архитектурное каприччо» (1723). В отличие от большинства художников того времени Каналетто на раннем этапе своего творчества писал свои виды (ведуты) сразу с натуры, не делая предварительных набросков и эскизов. Впоследствии стал писать в студии, пользуясь камерой-обскурой.
Пейзажи того периода отличаются детально точным представлением городского вида.
Большое число работ Каналетто были с успехом проданы англичанам, приезжавшим в Венецию для обучения.
Многие существующие и воображаемые ведуты Каналетто создает по заказу английских коллекционеров, например серию городских видов для лорда Бедфорда в 1730—1731 годах.
В 1740 году этот источник дохода исчез: началась война за австрийское наследство, и британцы стали реже приезжать на континент.
В 1746 году Каналетто едет в Лондон, чтобы быть ближе к каналам сбыта своих картин. В течение девяти лет он живет в Англии, пишет виды местных дворцов и домов. В этот период в его творчестве появляется вторичность, техника перестает нравиться заказчикам.
- В 1755 году художник возвращается в Венецию.
- В 1763 году его избирают в Венецианскую академию художеств.
- Каналетто умер 19 апреля 1768 года в родной Венеции.
Работы художника
- «Каприччо с руинами», 1720-21, Фонд Дж. Чини, Венеция;
- «Приём французского посла в Венеции», 1724 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург;
- «Вид Лондона», 1746 г., частное собрание, Лондон;
- «Автопортрет», 1746 г., частное собрание, Англия;
- «Палаццо Гримани», 1756 г., Лондонская Национальная галерея;
- «Праздник обручения венецианского дожа с Адриатическим морем», около 1763-64, ГМИИ, Москва;
Праздник обручения венецианского дожа с Адриатическим морем
Вид Венеции
Лондон
- «Вид на Кампо Санта Маргерита», 1697—1768 (72х98 холст-масло);
- «Вид Венеции». Национальный музей искусств Азербайджана;
- «Вид на Колизей и арку Константина», 1743 Виндзорский замок.
Библиография
- Энциклопедия Мировое Искусство. М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Каналетто: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Каналетто: жизнь и творчество художника
Проголосуйте
Источник: https://allpainters.ru/kanaletto.html
Картина Колизей
Почему ранее не изображали на картинах Колизей. Ещё один одноимённый эскиз картины «Христианские мученики в Колизее» (бумага на холсте, масло, 43 61см, начало 1860-х) находится в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике1920. «христианские мученики в Колизее»— крупноформатная картина русского художника Константина Флавицкого (1830—1866), оконченная в 1862 году. Картина с Колизеем, представленным в оригинальном виде, художественной гравюрой на золотом фоне, способна не только украсить стену, но и передать ощущение прикосновения к великой истории человечества.
Только здесь, на AliExpress вы сможете найти колизей картина самых лучших брендов, включая WEEN, JUUKEA, Bianche Wall, BLINGIRD, Afflatus, AtFipan, qunexc, BANMU, PENGDA, HOME BEAUTY и множество других, о которых вы, возможно, даже не подозревали. Картина Каналетто Колизей: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
найти 188 товаров по поисковому запросу колизей картина в категориях Дом и сад, Обустройство дома
Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось — 187, 77 м, малая ось — 155, 64 м, длина арены — 85, 75 м, её ширина 53, 62 м высота его стен — от 48 до 50 метров.
В 2006–2008 годах в московском издательстве «Актеон» вышло в свет полное факсимильное издание знаменитого русского средневекового источника, Лицевого Летописного Свода. См.
В то же время она отмечала, что «зависимость от системы школьных навыков и, быть может, ещё более того, — преклонение перед авторитетом Брюллова, влияние которого Флавицкий испытал еще будучи учеником Академии, не позволили художнику найти новое самостоятельное решение»7.
Остальные были созданы (в их нынешнем виде) лишь в XVIII веке.
Художник Николай Ге, который подружился с Флавицким в Италии, впоследствии вспоминал: «Флавицкий, вернувшийся в Россию годом раньше меня, жаловался мне, что ему, привезшему картину Христианские мученики в Колизее, после, кажется, 20-летнего отсутствия значительных работ пенсионеров, не только не дали звания академика, как это всем давали просто за возвращение ему дали звание почётного вольного общника и никто не заикнулся о приобретении картины»1415. И там и там сюжет связан с трагическими событиями истории, у Брюллова обусловленными стихийным бедствием (извержением вулкана), а у Флавицкого— фанатизмом и жестокостью людей. В 1862 году Флавицкий возвратился в Россию, поселившись в Санкт-Петербурге13.
Римский Колизей был построен позже— в 72—80 годах. Постановление Совета Академии гласило: «благодарить пенсионера Флавицкого за представленную им картину Последние минуты христиан перед казнью в Колизее, которая исполнена с особой любовью к искусству и признать его почётным вольным общником Академии»6.
Лицевой Свод изготовлен в XVII веке, уже при Романовых.
Газета «Репубблика» в 1991 году ссылалась на запланированную инвестицию в 40 миллиардов лир и называет это соглашение «самым большим союзом между общественным и частным секторами, который когда-либо заключался в Италии для сохранения произведений искусства».
Отметим, что мы не первые высказываем эту мысль. Дыры, видимые сегодня в различных местах стен -это гнезда упомянутых связей исчезнувших в Средние века — эпоху, в которую сталь очень ценилась и повсюду разыскивалось. Основная идея работы Флавицкого— прославление героизма во имя веры.
Модульная картина «Вид на Колизей от холма Палатин»
Тент этот прикреплялся, с помощью канатов, к мачтам, расставленным по верхнему краю стены», статья «Колизей».
Событие знаменательное, поскольку Лицевой Свод пролежал в закрытых хранилищах почти триста (. ) лет и все это время был недоступен для широкого круга исследователей.
И только затем наступал черед гладиаторов и зверей (которых для пущего эффекта катапультировали на арену из подвальных помещений).
Во многих местах памятнику архитектуры требуется укрепление. Путешествуя по Италии, Марк Твен назвал древнеримский амфитеатр Колизей царем всех европейских развалин эпохи античности.
«Над этим (третьим — Авт. ) ярусом находился портик, опоясывавший всю окружность здания и примыкавший одной своей стороной к его внешней стене.
Наблюдаются также аналогии в расположении и выразительности пластики фигур.
Модульная картина на стену Колизей
У самой арены, на подиуме с просторной террасой была императорская ложа. Этот крест и алтари были удалены из Колизея лишь в 1874 году. Иногда появлялись и женщины — состязались в стрельбе из лука. Западная стена Колизея была разрушена в XIV столетии в результате землетрясения.
Критик Владимир Стасов писал в своей статье «Академическая выставка 1863 года»: «Кому угодно действовать в старобрюлловском роде (все-таки ещё у нас не сошедшем окончательно со сцены), поди и учись перед огневой разудалой картиной г. Флавицкого: Христианские мученики в Колизее.
«Я первый раз узнал, что быть похожим на Брюллова нехорошо», — писал Ге, но кто именно так думал, он так и не выяснил14.
Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным. Стены Колизея воздвигнуты из крупных кусков или блоков из травертинового камня или травертинового мрамора, который добывали в близлежащем городе Тиволи. Амфитеатр Флавиев был построен на бетонном фундаменте толщиной в 13 метров.
При таких размерах он мог вместить в себя до 87000 зрителей. С внешней стороны здание представляло три яруса арок.
В настоящее время картина «Христианские мученики в Колизее» выставлена в зале 21 Михайловского дворца, где, кроме неё, находятся «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» Семирадского и «Смерть Нерона» Смирнова18.
После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с уже упомянутой картиной Брюллова «Последний день Помпеи». Вот таким образом Лицевой Свод крайне интересен.
Вот таким образом центральный персонаж картины— мужчина, ведущий мальчика на арену, — по её мнению, мог нести в себе не положительно-героический смысл «проповедника с крестом в руках», а наоборот, отрицательный смысл грубого и безжалостного пособника палачей, который «торопит несчастных людей и, выхватив чей-то крест, размахивая им, вытаскивает приговорённых к смерти на арену»10.
Рядом— две дочери, прижавшиеся к своей матери. Художник изобразил подземелье у арены Колизея, в котором ожидают неминуемой смерти христиане, среди которых есть старики, женщины и дети.
Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагренное кровью многих христианских мучеников и приказал водрузить посреди его арены громадный крест, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя.
Сам амфитеатр был поделен на сектора и имел порядковый номер. Отмечалась связь композиции картины и ряда её деталей с полотном Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Игры в честь его открытия (в 80 году н. э.
) продолжались безостановочно 100 дней за это время друг друга растерзали и перерезали 2 000 гладиаторов и 5 000 диких зверей. К трибунам вели широкие коридоры.
По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге, «Осада Пскова» Брюллова и ещё две-три картины Айвазовского1617.
Римский колизей и его фотографии
В правой части картины изображён слепой старик, покорно идущий в сторону света исходящего от открытой двери. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона сообщает о Колизее следующее.
Позднее, в своём исследовании «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованном в 1882—1883 годах, Стасов отмечал, что в 1850-х, 1860-х и 1870-х годах «выходили от времени до времени на сцену художники прежнего направления» из которых «самый значительный, Флавицкий, в своей картине Христианские мученики в Колизее наиболее близко подошёл к Брюллову и его Помпее»22.
Правда, память об императоре-поджигателе оказалось не так просто вытравить: официально новая арена именовалась амфитеатром Флавиев, однако в истории она осталась как Колизей — название, судя по всему, отсылающее не к ее собственным габаритам, а к колоссальной (35 м в высоту) статуе Нерона в виде бога Солнца. А среди больших летописей, вероятно — САМАЯ РАННЯЯ.
Искусствовед Софья Гольдштейн, обсуждая полотно Флавицкого «Христианские мученики в Колизее», писала, что «идея борьбы во имя убеждений, положенная в основу сюжета этого произведения интерес к выражению сильных эмоций, к передаче драматической коллизии говорили о задатках нового понимания исторической картины».
Такая датировка уже предлагалась ранее некоторыми исследователями.
Модульная картина для интерьера Колизей в Риме
В том же году за неё он получил звание почётного вольного общника Академии художеств13. В 1897 году картина была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12.
Лицевой Свод — обширная многотомная летопись, охватывающая не только русскую, но и библейскую, троянскую, римскую, византийскую историю.
Несмотря на все невзгоды испытанные Колизеем в течение веков, его развалины, лишенные былой внешней и внутренней отделки, до сей поры производят сильное впечатление своей суровой величественностью и дают достаточно ясное понятие о том, каковы были его расположение и архитектура.
Из камня, «добытого» в Колизее, построены собор Святого Петра, Венецианский дворец, ряд мостов. Его картина «Христианские мученики в Колизее» экспонировалась на Академической выставке 1863 года5.
Зато ни солнечный зной, ни дождь не становились помехой для увеселений.
Искусствовед Татьяна Горина исследовавшая творчество Флавицкого, пишет об определённой двойственности картины, которая, с одной стороны имеет «традиционный академический сюжет», а с другой— озвучивает «романтическую тему борьбы за свободу убеждений и чувств»12.
Обычно Лицевой Свод датируется XVI веком, временами Ивана Грозного. Древний театр называют Гербом Рима вполне заслужено — несмотря на длительные разрушения и вандализм, которому подвергся исторический памятник, он по-прежнему производит неизгладимое впечатление на тех, кто впервые имеет счастье лицезреть Колизей.
Отметим, что по мнению историков, полог над Колизеем действительно натягивался. В письме к Н. А. Александрову, датированном августом 1877 года, он писал, что «Христианские мученики Флавицкого— картина трескучая и театральная, лишённая всякого самостоятельного отношения к действительности».
Теперь он, наконец, опубликован. За ним— в испуге прильнувшие друг к другу молодые супруги. Называя Флавицкого «талантливым подражателем Брюллова и страстным его поклонником», Крамской отмечал, что «найти новую дорогу помешало ему отчасти время, в которое он воспитывался и яркость славы Брюллова»23.
На его крыше, во время представлений, помещались матросы императорского флота, командированные для НАТЯГИВАНИЯ НАД АМФИТЕАТРОМ ОГРОМНОГО ТЕНТА (velarium), в защиту зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды.
После этого, древний амфитеатр на несколько столетий превратился в «месторождение» для постройки других построек Рима.
- Картина Колизей, Антонио Каналь (Каналетто), 1745
- Колизей через художественную призму времен
- 15 интересных фактов о римском Колизее
- Колизей (С) — амфитеатр Древнего Рима
- Подписаться на обновления сайта
По некоторым источникам, такие казни происходили в Колизее во время правления императора Траяна (98—117 годы), начиная с казни Игнатия Антиохийского в 107 году8.
Источник: http://aquareller.com/wdr/201803/kartina-kolizey/
Читать онлайн "Галерея Боргезе" автора Кравченко И. — RuLit — Страница 19
Геррит ван Хонтхорст (1590–1656) Концерт. Около 1626–1630. Холст, масло. 168×202
Голландский художник Геррит ван Хонтхорст учился живописи в Риме в первой половине 1610-х, когда там была в зените слава недавно умершего Караваджо.
Поэтому его полотна отмечены влиянием, которое оказало на него искусство мастера.
Проявилось оно и в выборе темы (в молодые годы Караваджо любил изображать музыкантов), и в живописном решении сцены, что было характерным для его уже зрелого творчества.
На данной картине в комнате, освещенной падающим откуда-то из верхнего окна лучом света, изображена собравшаяся вокруг стола компания: нарядно и даже вычурно одетый музыкант играет на виоле да гамба, а юноша и девушка поют, держа в руках ноты.
Художник наделил участников импровизированного концерта разнообразными эмоциями: музицирующий задорно смотрит на поющих, юноша весь погружен в пение, девушка сосредоточенно глядит в ноты, на ее лице — печать вдохновения, а старуха, виднеющаяся позади, наверное, хочет вставить свое слово.
Но Ван Хонтхорст не был бы голландцем, если бы не внес в полотно комический оттенок: девушка, трогательно выводящая песню, одновременно тянется рукой к уху юноши, пытаясь снять с него сережку, старуха, вероятно, советует ей, как сделать это незаметнее, и даже приготовила кошель. А музыкант оттого так «хлопочет лицом», что и концерт веселая компания устроила только затем, чтобы обворовать богатого бедолагу. Второй смысл, скрытый в обычной жанровой сценке, превращает картину в небольшой рассказ.
Искусство XVIII–XIX Веков
Антонио Канова. Паолина Боргезе. 1805–1808. Фрагмент
Каналетто (Антонио Каналь) (1697–1768) Колизей 1745. Холст, масло
Венецианский мастер пейзажной живописи, основоположник такого жанра, как ведута (изображение городских видов), Каналетто чаще всего писал свой город. Тем ценнее время от времени возникавшие в его творчестве виды других мест и их памятников, в том числе Рима.
На этой картине с тщательностью, соответствовавшей требованиям эпохи Просвещения, художник запечатлел Колизей — древнеримский амфитеатр, построенный в I веке, в эпоху Флавиев. Огромное полуразрушенное здание занимает большую часть произведения, являясь в нем главным действующим лицом.
Данная ведута — типичный классицистический пейзаж, в котором превозносится величие древней архитектуры. Своими картинами Каналетто вызывает гордость за деяние человеческих рук. Такой рациональный подход к живописи был характерен для XVIII столетия, когда превыше всего ставился разум.
Итальянский историк искусства Джулио Карло Арган писал, что на полотнах этого художника запечатлено «пространство, увиденное глазами рассудка».
Но в этом полотне присутствуют столь редкие у мастера черты романтизма, недаром произведение создавалось в то время, когда античные руины воспринимались многими художниками как нечто живое, что видно, например, в офортах современника и земляка Каналетто Джованни-Баттисты Пиранези.
Взгляд на историю давних веков как на что-то очень близкое также был в духе сложной эпохи Просвещения. На изображенном здесь Колизее время оставило свой таинственный отпечаток, и все вокруг, даже воздух, напитано этой тайной.
Антонио Канова (1757–1822) Паолина Боргезе 1805–1808. Мрамор. 160×200
Скульптор, которого, вспоминая легендарного ваятеля древности, называли «новым Фидием», представитель неоклассицизма, Канова возродил в своем творчестве дух и формы античности.
Но, поскольку на дворе стоял уже XIX век, это было совершенное вплоть до некоторой холодности искусство.
И оно идеально подходило для создания портретов знатных людей, которым всегда хотелось чувствовать себя выше остальных.
Мраморный портрет Паолины Боргезе, любимой сестры Наполеона Бонапарта и жены принца Камилло Боргезе, заказчика произведения, был выполнен в непривычной манере. Канова изобразил Паолину лежащей на триклинии (так у древних римлян называлось ложе, которое ставилось в зале для пиров) обнаженной.
Этому решению было свое объяснение: скульптор представил женщину в образе Венеры, богини любви. Она держит в руке яблоко, напоминая о суде Париса, который дал плод самой красивой из богинь. Отсюда и более точное название скульптуры: «Паолина Боргезе в образе Венеры-победительницы».
Ходили слухи, что на вопрос, действительно ли она позировала в таком легкомысленном наряде, красавица принцесса ответила, что в мастерской стояла печка, которая не давала ей замерзнуть.
Но если голова скульптуры выполнена с Паолины и лицо Венеры — это ее лицо, то тело мраморной богини идеализировано, что соответствовало канонам ваяния в эпоху неоклассицизма.
Источник: https://www.rulit.me/books/galereya-borgeze-read-434154-19.html