Картина «капустница», николай иванович фешин — описание

«Капустница» — выпускная конкурсная работа Николая Фешина, после написания которой в 1909 году он официально получил звание художника.

Сюжетом полотна стала будничная сценка из жизни крестьян – ежегодная засолка капусты на зиму на Воздвиженье. Написанию картины предшествовала длительная подготовительная работа в деревне Пушкарка под Арзамасом, где художник изучал деревенские типажи.

Свежая капуста. Большой грудой лежит она посреди двора. Рядом с ней сидит полная женщина, готовящаяся приступить к работе. Слева – еще одна женщина, с овощем и ножом в руках. Напротив – мальчик, старательно срезающий последние листы с кочана.

Чуть дальше, за его спиной, можно разглядеть, как несколько женщин сообща заготавливают капусту в большом корыте. Тут же, среди толпы, разносит людям горячительное дородная раскрасневшаяся девушка.

Тепло одетые в этот холодное утро, объединенные общим трудом, крестьяне радуются и веселятся, передавая праздничное настроение зрителям картины.

Несмотря на то, что все изображенные на холсте персонажи заняты одним делом, каждый из них индивидуален. Это прослеживается в выражениях лиц, позах, движениях, особенностях склада фигуры. Каждый из образов одинаково значим для художника, главного человеческого персонажа здесь нет. Центром и смыслообразующим звеном полотна является груда поспевших и готовых к засолке кочанов.

Картина отличается холодным колоритом, и только сочные, ярко-зеленые пятна листьев капусты резко выделяются на темном фоне одежды и свежей земли.

Показать повседневность с ее простыми радостями и печалями, открыть красоту мира в привычных вещах и моментах жизни – в этом видел Н. Фешин главную задачу жанровой живописи. И работа «Капустница» служит прекрасным образцом решения художником этой задачи.

Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание

Картины Николая Фешина: 

Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание
Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание
Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание

Пред. стр.: Художник Николай Иванович Фешин. Биография и картины След. стр.: Художник Павел Филонов. Картины и биография.

Источник: http://www.avangardism.ru/nikolaj-feshin-kapustnitsa.html

Художник Фешин Николай Иванович

  • Отсюда: НаталинаЯ
  • Фешин Николай Иванович (1881-1955)

Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание

«Поразительной силой чувства, столь типичной для настоящего русского», были восхищены американские зрители в 1910 г., когда впервые увидели портреты, созданные Н. И. Фешиным.

Его отец, резчик иконостасов, стал рано привлекать мальчика к своим работам. В четырнадцать лет Фешин поступил в Казанскую художественную школу, а в 1901 г. по ее рекомендации был принят в Высшее художественное училище при АХ, где вскоре перешел в мастерскую И. Е. Репина.

Восприняв от учителя его позднюю манеру широкого свободного мазка, основанную на подлинном владении рисунком, Фешин обнаружил самобытный дар колориста, сознательно ограничившего краски своей палитры.

Последние академические годы отмечены признанием фешинского таланта: «Портрет неизвестной» (1908) был приобретен музеем АХ и в следующем году удостоен золотой медали на международной выставке в Мюнхене; конкурсная программа «Капустница» (1909) принесла ему звание художника и право на пенсионерскую поездку, которую Фешин ограничил несколькими летними месяцами 1910 г.; к осени он вернулся к преподавательской работе в Казанской художественной школе.

Начиная с 1909 г., Фешин — постоянный участник международных выставок в Европе и США (Питтсбург); в 1916 г. он стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи.

В эти годы им были созданы наиболее значительные произведения: «Портрет Вари Адоратской» (1914)-один из лучших детских образов в искусстве рубежа веков, «Портрет Н. М. Сапожниковой» (1916), «Портрет отца» (1918).

После революции Фешин завершил начатую еще в 1912 г. мрачную по сюжету и колористической выразительности картину «Бойня» (1919).

Эмигрировав в 1923 г. в США, художник много работал над заказными портретами, исполняя их в своей блистательной технике. Здесь же в своеобразной манере, напоминающей графику Г. Гольбейна, создал обширную серию рисунков местного этноса.

Николай Фешин. Портрет мадемуазель Подбельской. 1912 год.

Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описаниеКартина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание

  1. Фешин Николай

«Портрет дочери Ии» «Ранняя весна» «Ярмарка»

Источник: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/4447383/

Николай Фешин картины

Николай Фешин родился в Казани 26 ноября 1881 года (по новому стилю) в семье резчика иконостасов. В четырнадцать лет он поступил в Казанскую художественную школу, где проучился до 1900 года, в 1901 году по рекомендации школы был принят в Академию художеств в Петербурге, в мастерскую Репина, которую окончил в 1909 году.

Его картина «Портрет неизвестной» (1908) в 1909 году была удостоена золотой медали на международной выставке в Мюнхене и приобретена музеем Академии Художеств, а конкурсная программная работа «Капустница» принесла Николаю Фешину звание художника и право на пенсионерскую поездку за границу. Художник ограничился заграничной поездкой летом 1910 года.

В 1909 году Фешин вернулся в Казань и стал преподавателем в местной художественной школе. В картинах Николая Фешина 1900-х годов доминировал импрессионизм. Эти картины были динамичны, красочны и реалистичны.

Примером таких работ могут служить «Черемисская свадьба» (1908), «Обливание» (1911), находящиеся в Музее изобразительных искусств Татарстана в Казани. С 1910 года Николай Фешин регулярно участвовал в международных выставках в Европе и США. В 1916 году Николай Фешин стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи.

Наиболее значительные произведения художника были написаны в период с 1910 по 1920 годы. Особенно он знаменит своими портретами, к которым относятся «Портрет Вари Адоратской» (1914), «Портрет Н. М. Сапожниковой» (1916) и «Портрет отца» (1918). В 1923 году Николай Фешин получил предложение преподавать в Нью-Йорке и уехал в США.

Сначала художник жил в Нью-Йорке. Там у него развился туберкулёз, и врачи посоветовали ему переехать в местность с более сухим климатом. С 1927 года Николай Фешин поселился в Таосе (штат Нью-Мексико), где построил дом-студию с «неофольклорной» резьбой собственного исполнения.

В конце 1930-х стал путешествовать по Мексике, Японии и Индонезии, снимал студию в Пасадене, затем в 1947 году окончательно переселился в Санта-Монику. Умер Николай Фешин в Санта-Монике (ныне в составе Лос-Анджелеса) 5 октября 1955 года.

Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание
Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание
Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание
Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание

Скачать архив работ Николая Фешина (14.6 MB) можно здесь

Биография Фешина

Казанская художественная школа в 1910-х годах была одним из самых интересных провинциальных учебных заведений. Многие ныне известные советские художники вышли из ее стен, навсегда сохранив благодарные воспоминания о Николае Ивановиче Фешине, учившем их живописи.

Фешин сам окончил Казанскую художественную школу, а затем Высшее художественное училище при Академии художеств в Петербурге. Он был учеником И. Е. Репина, который впоследствии внимательно следил за развитием своего одаренного ученика и высоко ценил его живопись. Дипломная работа Фешина — «Капустница» — имела большой успех.

Но широкая известность пришла к художнику вслед за появлением на выставках созданного им в 1908 году портрета «Дама в лиловом» (золотая медаль на международной выставке в Мюнхене). Щедрый дар живописца проявился в картине Фешина «Свадьба у черемисов», за которую ему была присуждена премия им. Куинджи.

Влекомый поначалу этнографическим интересом к своеобразному обычаю увоза невесты, художник был захвачен красочным зрелищем праздника, но народные костюмы не заслонили от него разнообразия человеческих характеров.

Среди картин художника можно отметить «Бойню», «Обливание», но при всех живописных достоинствах этих полотен предпочтение хочется отдать его портретным работам. Они отличались большим сходством с моделями, умением показать человека в привычной для него среде и обстановке, характеризованы очень подробно и обстоятельно.

Большие по размеру полотна содержали в себе многогранный рассказ об изображенном человеке, воссоздавали его личность в той мере образной полноты, которая позволяет относить эти произведения Фешина к жанру портрета-картины. Таковы портреты Вари Адоратской (1914), С. Н. Адоратской (1911), художника П. А. Радимова (1911), Н. М. Сапожниковой, художника В. Г.

Тихого, Е. Н. Кануриной (все 1916), портрет дочери Ии (1917), портрет отца (1918). Живописные достоинства этих полотен Фешина отмечались повсеместно. Многие портреты участвовали не только в экспозиции отечественных выставок, но и за рубежом. В частности, портрет Сапожниковой очень понравился американским зрителям, увидевшим его в 1910 году среди произведений других европейских художников.

В творчестве Фешина можно отметить и социально заостренные гражданские мотивы.

В эпоху первой русской революции 1905 года в одном ряду с другими молодыми художниками, прошедшими репинскую мастерскую в Академии художеств, Фешин обращается к журнальной графике.

Рисунок Фешина «Перед господином стражником», напечатанный в журнале «Леший», представляет собой взволнованный протест против страданий народа.

Великую Октябрьскую социалистическую революцию Фешин встретил в Казани. Принимая участие в строительстве молодой советской культуры, художник исполнил большой портрет Карла Маркса (1918). Маркс изображен во весь рост в обстановке своего рабочего кабинета. Ныне этот портрет включен в экспозицию Музея Маркса и Энгельса в Москве.

Художник подошел к своей задаче с сознанием большой ответственности, портрет Маркса отличается обычным для произведений Фешина высоким живописным мастерством и тонким психологизмом.В 1920 году художник приехал в Москву, чтобы писать портрет В. И. Ленина с натуры, но тяжелое заболевание надолго выбило его из строя. Позже Фешин написал ленинский портрет по фотографии.

В 1920-х годах Фешин исполнил по заказу двадцать портретов композиторов для музыкального училища в Казани. В этот же период он создал несколько автопортретов. Это большие композиционные вещи, очень красивые по живописи. В 1922 году Фешин, тяжелобольной туберкулезом, уезжает по приглашению поклонников его искусства лечиться в Америку. Обратно в Россию художник не вернулся.

Однако он навсегда сохранил любовь к своей Родине. Известны следующие горькие строки размышлений художника о своей судьбе: «…я часто думаю о прожитом и прихожу к заключению, что люди искусства не должны покидать своей страны. …Весь духовный фундамент человека закладывается с самого детства и растет вместе с окружающим до самого конца.

Читайте также:  Портрет дамы, рогир ван дер вейден, около 1460

В чужой стране он только существует физически, находясь в постоянном одиночестве…» Заказные портреты, которые Фешин писал, живя в Америке, по силе образов не поднимаются до уровня созданных в родной художнику среде. Пожалуй, только портрет Д. Бурлюка американского периода, блистательный по характеристике, может быть отнесен к числу лучших произведений художника.

Николай Иванович Фешин умер от туберкулеза в Лос-Анжелосе (Калифорния).

Источник: «Художественный календарь 100 памятных дат», М., 1971 г.

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/278-2011-06-17-22-28-47.html

Биография художника Фешин Николай Иванович

Живописец, график.

  • Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание

Родился в семье резчика иконостасов; его отец рано привлек сына к работе и привил вкус к живописи. В 14 лет мальчик поступил в Казанскую художественную школу, где учил до 1900. В 1901 по рекомендации школы Фешин был принят в петербургскую Академию художеств, в мастерскую И. Е. Репина, которую окончил в 1909.

С 1909 Фешин жил в Казани и преподавал там в местной художественной школе. Картина «Портрет неизвестной» (1908) в 1909 удостоена золотой медали на международной выставке в Мюнхене, а конкурсная программная работа «Капустница» принесла Фешину звание художника и право на пенсионерскую поездку за границу.

Его картины 1900-х импрессионистичны, динамичны по живописной лепке, красочны и реалистичны. Например, работы, посвященные быту народов Поволжья: «Черемисская свадьба» (1908), «Обливание» (1911, Музей изобразительных искусств Татарстана в Казани).

К осени 1910 Фешин вернулся к преподаванию. С этого же времени художник постоянно участвовал в международных выставках в Европе и США (Питтсбург).

В 1916 он стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи.

От Репина и от передвижников вообще он воспринял манеру широкого свободного мазка, но обнаружил и самобытный дар колориста. Раздельный мазок в его полотнах укрупнялся, соединялся с ритмом модерна, а иногда и с элементами протоэкспрессионизма.

В 1910-е — 1920-е были написаны наиболее значительные произведения художника: «Портрет Вари Адоратской» (1914) — один из лучших детских образов в искусстве рубежа XIX — XX веков; «Портрет Н. М. Сапожниковой» (1916), «Портрет отца» (1918) соединяли в себе острую экспрессию с живописностью.

Получив предложение преподавать в Нью-Йорке, в 1923 Фешин уехал в США. Жил в Нью-Йорке, а с 1927 — в Таосе (штат Нью-Мексико), где по своему же проекту выстроил дом-студию с «неофольклорной» резьбой собственного исполнения. В конце 1930-х путешествовал по Мексике и Японии. В поздний период переселился в район Лос-Анджелеса.

Фешин плодотворно работал в разных жанрах. Он выполнил большой цикл ярких этнографических зарисовок, нередко переводил их в литографию. Успешно занимался светскими портретами — элегантными, но не слишком реалистичными. Они скорее представляли собой цветастые наборы салонных комплиментов, чем вписывались в большое искусство.

Совсем в иной манере — серьезной и драматичной — написаны в 1923–1924 портреты художника Д. Д. Бурлюка и его жены (сейчас хранятся в США, Лонг-Айленд, Хэмптон-Бейс, в собрании наследников семьи Бурлюков). Кроме этого, в своеобразной манере, напоминающей графику Г. Гольбейна, художник создал обширную серию рисунков местного этноса.

В 1981, к столетию со дня рождения Фешина, в его доме в Таосе восхищенные «поразительной силой чувства, столь типичной для настоящего русского», американцы основали Институт его имени — с музеем и образовательным центром.

Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание

Источник: https://artinvestment.ru/auctions/1902/biography.html

Николай Фешин рисовал на бумаге из булочной

Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова в студии в Лондоне. 1919 г. Courtesy of Picasso Museum Paris

Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание

До реставрации. Николай Фешин. «Портрет Н. Бельковича». Середина 1910-х. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание

После реставрации. Николай Фешин. «Портрет Н. Бельковича». Середина 1910-х. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Реставратор А.В.Проскурнина

В выставочном зале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря открывается выставка произведений Николая Фешина его русского периода, 1900-х — начала 1920-х годов.

Объединяет работы не только то, что все они написаны до эмиграции художника в США (покидать любимую Россию он не хотел, но в то же время больше не мог работать в стране, где «искусство использовалось лишь в целях пропаганды»). В течение последних трех лет представленные произведения реставрировались в ВХНРЦ.

Девятнадцать произведений — 3 картины и 16 рисунков — собрались из пяти региональных музеев и одной частной московской коллекции.

Среди них — гуашевые эскизы Фешина к дипломному полотну «Капустница», написанному в 1909 году перед выпуском из мастерской Ильи Репина в петербургской Академии художеств, по которым можно проследить, как художник работал над композицией. Или «Женский портрет (Сидорченко)» — одно из немногих ранних графических произведений, чудом уцелевших после пожара в казанской художественной школе.

Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание

До реставрации. Николай Фешин. «Женский портрет (Сидорченко)». 1915. Самарский областной художественный музей

Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание

После реставрации. Николай Фешин. «Женский портрет (Сидорченко)». 1915. Самарский областной художественный музей. Реставратор Е.Мымрина

Угольные и карандашные рисунки, эскизы, созданные масляными красками на картоне, листы, выполненные Фешиным в смешанной технике, — оптимальный способ реставрации подбирали для каждой работы отдельно, исследовав пигменты и бумагу.

С последним специалистам пришлось особенно нелегко: почти для всех произведений, созданных в первые послереволюционные годы, Фешин использовал серую низкокачественную бумагу — тонкую, ломкую, трудно поддающуюся восстановлению. В такую в булочных заворачивали хлеб, другой просто не было.

Художник приспособился использовать серый цвет этой бумаги и ее неровную поверхность в художественных целях, а позже, уже в Америке, покупал дорогую фактурную китайскую бумагу, чтобы найденный эффект сохранить.

Нарушили сохранность работ и бытовые факторы. Загибы по периметру листа, многочисленные монтировочные наклейки и следы клеев разного состава стали причиной серьезных повреждений, от которых реставраторам тем не менее удалось избавиться.

Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание

До реставрации. Николай Фешин. Эскиз к картине «Капустница». 1907–1909

Картина «Капустница», Николай Иванович Фешин — описание

После реставрации. Николай Фешин. Эскиз к картине «Капустница». 1907–1909. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Реставратор М.О.Куприянова

Узнать подробности о том, как велись реставрационные работы, можно благодаря мультимедийному сопровождению выставки: каждый этап восстановления задокументирован, материалы будут демонстрироваться в зале экспозиции. Организаторы также подготовили образовательную программу — цикл лекций о реставрации графики и экскурсии в реставрационные мастерские.

Выставка открыта с 16 по 30 марта.

Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/4094/

Фешин Николай Иванович (1881-1955), художник :

Талантливый русский живописец, портретист. Занимал значительное место в русской портретной живописи 1910-х гг. Решал интересные художественные задачи в жанре портрета, вводя мотивы натюрморта, используя пленер. Работал в традиции русского психологического портрета. Работы хранятся в АХ, ГТГ, ГРМ, в частных собраниях США, Москвы, Петербурга

Николай Иванович Фешин, русский художник, родился 1881 год, 9 декабря (26 ноября по нынешнему стилю) в Казани, крещен в Евдокининской церкви. Отец художника – Иван Александрович Фешин родом из Арзамаса, владелец позолотно-столярной иконостасной мастерской.

Мать – Прасковья Викторовна, урожденная Чистова, дочь строительного подрядчика из Костромы. 1885 – переносит менингит. Для спасения сына родители просят свершить обряд с принесением к лежащему в коме Николаю чудотворной иконы Тихвинской Божьей матери.

1893-1895 – летние поездки с артелью отца по Поволжью. 1895 – оканчивает публичную школу. Получает первые комиссионные за чертеж иконостаса для одной из казанских церквей. Поступает в Казанскую художественную школу. 1900 – получает первые отзывы в прессе на работы, экспонированные на отчетной ученической выставке КХШ.

1901 – оканчивает живописное отделение Казанской художественной школы в качестве вольнослушателя с рекомендацией для поступления в Высшее художественное училище при Академии художеств. 1901 – 1909 – учится в Высшем художественном училище при Академии художеств.

1902-1907 – учится в мастерской И.Е. Репина. 1902 – получает «Похвалу Совета» за этюд. Посещает рисовальные вечера Е.С. Зарудной-Кавос.

1903 – получает 2-ю премию в 75 рублей за этюд, «Похвалу Совета» за этюд, 1-ю премию в 100 рублей за эскиз, «Похвалу Совета» за этюд.

1904-1907 – сотрудничает с журналами «Шут» (1904), «Леший» (1906), «Вольница» (1907), «Скоморох» (1907). В 1905 вместе с И. Бродским и А. Депальдо участвует в редактировании и издании сатирического журнала «Пламя». 1904 – поездка в Сибирь (Южный Енисей) в составе экспедиции инженера Н.Л. Ижицкого.

Отмечен 1-й премией за эскиз. Летом работает вместе с Н.К. Евлампиевым и К.И. Мазиным в слободе Мстера Владимирской губернии. 1906 – цензура не допускает на Весеннюю выставку в залах Академии художеств несколько работ на революционную тему – «Похороны» И. Бродского, «Обыск» И. Штуглейта, а также «Из окна» Фешина. 23 марта отказано в ходатайстве о разрешении представить работу на конкурс.

Получает приглашение руководить рисовальными классами при императорских фарфоровом и стекольном заводах, от которого отказывается. Летом работает в деревнях Кушни и Морки Царево-Кокшайского уезда Казанской губернии.

1907 – И.Е. Репин уходит из Академии художеств. В числе 50 учеников репинской мастерской подписывает письмо к Репину с просьбой не оставлять Академию. 10 мая оканчивает научные классы. Летом работает в деревне Пушкарке под Арзамасом, собирает натурный материал для конкурсной картины «Капустница».

1908 – принимает приглашение заведующего Казанской художественной школой Г.А. Медведева занять должность преподавателя живописи и рисунка Казанской художественной школы по вольному найму.

5 ноября утверждено постановление об оставлении Фешина на 1 год в Высшем художественном училище для работы над конкурсной картиной. Экспонированной на Весенней Академической выставке «Черемисской свадьбе» присуждается 1 премия им.Куинджи.

«Портрет неизвестной» (Дама в лиловом)» приобретен музеем Академии художеств.

Создает портреты Н.М. Сапожниковой (в шали), К. М. Лепилова и др. 1909-30 октября получает звание художника за картину «Капустница» с правом пенсионерской поездки за границу. В ноябре получает диплом об окончании Высшего художественного училища. Получает золотую медаль за картину «Дама в лиловом» на международной выставке в Мюнхене.

Читайте также:  Пожар в квартале сан-маркуола, франческо гварди, 1789

1909-1923 – участвует в выставках в Казани, Петербурге, Москве, экспонируется на выставках «Товарищества передвижных художественных выставок» (ТПХВ), «Товарищества независимых» 1909-1915 – участвует в выставках за рубежом: Мюнхенской международной выставке (1909, 1910, 1913), ежегодных выставках Института Карнеги, Питсбург (1910, 1911, 1912, 1913, 1914), выставке Национальной академии дизайна в Нью-Йорке (1911), Интернациональной выставке в Риме (1911), Международной выставке Панама – Пацифик в Сан-Франциско (1915).

1910 – пенсионерская поездка по Австрии (Вена), Германии (Берлин, Мюнхен), Италии (Верона, Венеция, Милан, Падуя, Флоренция, Рим, Неаполь), Франции (Париж). В поездке его сопровождает Н.М. Сапожникова.

24 сентября Педагогический совет Казанской художественной школы постановил ходатайствовать перед Императорской Академией художеств об утверждении Фешина штатным преподавателем по классу живописи и рисунка с 1 ноября 1909 года.

1911 – начало работы над полотном «Обливание» в селе Надеждино Лаишеского уезда Казанской губернии, имении Н.Н. Бельковича. Участвует в работе Всероссийского съезда художников в Петербурге, экспонирует графику на выставке «Искусство в книге и плакате», организованной при съезде.

1912 – создает портреты отца, «Lady in Pink», «Весна в степи», портрет архитектора П.Абрамычева идр.

1913 – женился на Александре Белькович. 31 октября Попечительский комитет Казанской художественной школы постановляет ходатайствовать перед Академией художеств о награждении Фешина орденом Св. Станислава III степени. 1914 – рождается единственный ребенок – дочь Ия.

Фешин состоит членом художественной комиссии губернского земского кустарно-промышленного музея, принимает участие в выработке устава художественно-ремесленных учебных мастерских Казанского губернского земства – Рыбнослободской, Пестречинской, Чебаксинской.

Жертвует эскиз Российскому обществу Красного Креста в пользу раненых и больных воинов. Создает портрет Вари Адоратской.

1916 – утвержден собранием Императорской Академии художеств на заседании 24 октября в звании академика живописи. Избирается в действительные члены ТПХВ. Состоит членом организационного комитета выставки «Художественные сокровища Казани». Летом работет в Васильсурске в доме Полуэктовых в местечке «Швейцария». Создает портреты Н.М. Сапожниковой, портреты отца, В.Г. Тихова, Л.Л. Фофанова.

1918 – участвует в работе реорганизованной комиссии Казанской художественной школы. Заведует художественной частью литературного, общественного, научно-популярного и художественного журнала «К свету» — органа Казанского губернского Союза увечных воинов. Пишет портреты отца.

1919 – первое приобретение работ Фешина Центральным музеем Татарии. В августе выступает на заседании комиссии по выборке структуры Казанских государственных свободных художественных мастерских с докладной запиской по их организации.

1920 – исполняет обязанности заведующего учебной частью Казанских государственных свободных художественных мастерских. Избирается председателем художественного совета мастерских.

Исполняет эскизы типовых декораций к постановкам рабочее-крестьянского театра по заказу Казанского народного образования. По заказу Г.М. Залкинда, зав.

музеем Кустпромсоюза, исполняет серию портретных миниатюр для музея.

1921 – опубликована первая монография П.М. Дульского о Н. И. Фешине.

1922, октябрь – прекращает преподавать в Казанской художественной школе.

1923 – благодаря хлопотам американского коллекционера Уильяма С. Стиммела и художника Дж. Хантера, с которым Фешин поддерживал связь через Д.У. Уоррена – краевого уполномоченного А.Р.А. (Американской Администрации Спасения), были получены необходимые визы на въезд в США. В получении бумаг на выезд из страны, видимо, оказали содействие бывший ученик Фешина А.В. Григорьев, и П.А. Радимов.

1 августа семья Фешиных прибывает в Нью-Йорк. Первая живописная работа в США – «Негритянка с апельсином». Начинает преподавать в художественных классах Grand Central Galleries of New York и ведет класс для профессионалов, организованный художником Дином Корнуэлом. Общается с семьей Бурлюков, пишет портрет Д. Бурлюка.

Выставляет 18 живописных работ в Бруклинском музее на выставке современного русского искусства, среди участников которой были Б.Анисфельд, В. Чернов, А. Яковлев, А. Архипенко, Д. Бурлюк, Б. Григорьев, С. Судейкин, С. Сорин, Л. Бакст, В. Кандинский.

1924 – пишет «Ия с дыней», «Мать и дочь», портрет Д.Д. Бурлюка, несколько портретов В.П. Фокиной, Н.Н. Евреинова и др. Во время отдыха в Старсбурге в Пенсильвании создает «Лето», «Таппи с кошкой» и «Гравер (У.Д. Уотттс)». Первая персональная выставка в США в Arden Galleries в Нью-Йорке.

Получает приз Томаса Р. Проктора в разряде портретной живописи на выставке в Национальной Академии дизайна за портрет «Гравер (У.Д. Уоттс)». 1925 – пишет портреты писательницы Уиллы Кэйсер, голливудской звезды Лилиан Гиш, основателя Гранд Централь Галлериз У. Л. Кларка и др. Персональная выставка в Институте искусств Чикаго.

Проводит лето в Южной Калифорнии по приглашению покровителя Джона Бёрнема.

1926 – на Международной выставке в Фиадельфии получает большую серебряную медаль за парный портрет жены и дочери «Лето» (золотую медаль получил Б. Анисфельд). Летом приезжает в первый раз в Таос, Нью-Мексико, с другом – художником Джоном Янг-Хантером. Пишет портреты «Д-р Берд», «Таосский знахарь» и др.

1927 – переезжает в Таос и первоначально останавливается в домике для гостей у Мэйбл Додж Люхан, покровительницы Таосской художественной колонии. Семья Фешиных покупает 7 акров земли. По своему проекту Фешин строит дом со студией. Пишет портреты художницы Дороти Бретт, Д.Х. Лоуренс, жены известного писателя, и Мэйбл Додж Люхан. В это время написаны большинство его портретов индейцев.

1931 – получает американское грждвнство.

1933 – Александра Николаевна Фешина требует развода. Н.И. Фешин с дочерью Ией зиму проводят в Нью-Йорке, а затем переезжают в Лос-Анжелес. Участвует в выставках Stendahl Galleries в Лос-Анжелесе.

1935 – получает первый приз Азадемии Западных художников.

1936 – путишествует по Мексике со своей ученицей Кэтрин Бенепи Шакелфорд и художниками Уильямом Бэйли Блэком и братьями Барроуз. В Оахаке Фешин встречался с Диего Риверой. 1938 – вместе с другом Миланом Рупертом путишествует по Японии, островам Ява и Бали.

1946 – выходит первый альбом рисунков углем, изданный в Калифорнии в издательстве Норсридж. 1948 – покупает студию в Санта-Монике (Калифорния). Выигрывает Приз Адели Хайд Моррисон на выставке в Окланд Арт Галлери. Изучает керамику с Гленом Лукенсом.

1955 – одновременно состоялись персональные выставки в Центре искусств Ла Холла и Художественном музее Сан-Диего. 5 октября умирает во сне за месяц да своего 75-летия. 1976 – прах художника перезахоронен в Казани.

Источник: http://www.zdravrussia.ru/painting/xixvekvtorajapolovina/?nnew=711

Николай Иванович Фешин — художник и учитель

Фешин родился 26 ноября 1881 года в Казани в семье резчика иконостасов.В 1895 году Николай Фешин окончил начальное училище и декабре поступает в открытую в Казани Художественную школу. В сентябре 1901г. был принят в Петербурге в Высшее художественное училище при Академии художеств.

Вскоре Николая Фешина как талантливого студента перевели в мастерскую И.Е. Репина. Здесь, в академии, сложился его талант мастера композиции и колориста, со своим, не похожим на других живописным мышлением, индивидуальной техникой письма. «Фешин становится Фешиным» с создания в 1908 году картины «Черемисская свадьба».

В качестве сюжета художник выбрал момент увоза молодой из родительского дома, происходящий на глазах всей деревни. Программной для Фешина оказалась картина «Дама в лиловом». Конкурсной работой Фешина стала «Капустница».

Художником вновь был избран сюжет из деревенской жизни — засол капусты на зиму. В 1908 г. Фешина пригласил преподавателем в КХШ. По воспоминаниям, Фешин-педагог предпочитал метод наглядного показа, работая в мастерской вместе со своими студентами.

Он придерживался репинской системы: объяснял кратко, а если ученик не понимал, то бралуголь, карандаш или кисть и сам всё показывал. Он никогда не правил студенческих работ, уважая индивидуальность.

Своеобразным ярким пятном творчества Фешина казанского периода стал портрет Вари Адоратской.

Фешин использовал необычный композиционный приём, поместив девочку в область натюрморта, изображённого на переднем плане. В 1911 году Фешин приступил к созданию большого полотна «Обливание».

Сюжет был взят из народной традиции. С 1918 года Фешин вынужден был писать портреты политических деятелей.

В начале 20х годов Фешин принимает решение покинуть Россию.

1923 году семья Фешиных прибыла в США. Уже через несколько месяцев после приезда 18 его работ включили в ежегодную Зимнюю выставку. Портрет занимал доминирующее положение в американском творчестве Фешина.

Среди самых знаменитых его работ — портрет Лиллиан Гиш в образе Ромолы, Портрет Давида Бурлюка и др. Главными героями работ Фешина становятся индейцы и мексиканцы. Так же Фешин занимается керамикой, резьбой. Расширяется тематика деревянной скульптуры.

Мастер много занимался станковым рисунком. В 1953 или 1954 году он написал на русском языке свою автобиографию.

Николай Иванович Фешин умер 5 октября 1955 года. В 1976 году при первой же создавшейся возможности Ия Фешина перезахоронила прах отца в Казани. Она активно занималась популяризацией творчества отца в СССР, а позже в России.

Не смотря на время творчество мастера все также неувядающе привлекательно. Его работы притягивают взгляды, завораживают своей самобытностью. В БГХМ имени М. В. Нестерова выставлено 2 портрета кисти мастера. Они относятся к раннему периоду творчества Фешина. Живые, лица смотрят на нас с полотен.

Н. И. Фешин оставил не только богатое творческое наследие, но работая в КХШ, воспитал талантливых учеников и педагогов — Александра Родченко, Варвару Степанову, Надежду Сапожникову, Петра Котова, Александра Тюлькина.

Александр Эрастович Тюлькин наш земляк, уфимец, широко известен как пейзажист, мастер натюрморта. Получив мудрые уроки своего учителя, Тюлькин и сам стал наставником для юных художников.

Читайте также:  Плоть на камнях сальвадора дали, 1926

Благодаря его плодотворной работе в Башкирии сложилась самобытная школа живописи.

Художники Александр Пантелеев, Борис Домашников, Галия Имашева, Ахмат Лутфуллин, Михаил Назаров, Федор Кащеев и другие — все они из гнезда, свитого при участии и пристальном внимании своего учителя А. Э. Тюлькина.

Источник: https://infourok.ru/nikolay-ivanovich-feshin-hudozhnik-i-uchitel-1761519.html

Художник Николай Иванович Фешин

Фешин Николай Иванович (1881-1955) Николай Фешин родился в Казани в семье, причастной к художественному мастерству. Его отец, резчик иконостасов, стал рано привлекать мальчика к своим работам.

В четырнадцать лет Фешин поступил в Казанскую художественную школу, а в 1901 г. по ее рекомендации был принят в Высшее художественное училище при АХ, где вскоре перешел в мастерскую И. Е. Репина.

В Казань он вернулся преподавателем. Здесь, в Казани, он создал свои самые выдающиеся произведения российского периода жизни. Здесь он стал действительным членом Академии художеств. Но Казань, город, хотя и являвшийся в то время культурным и административным центром Поволжья, все же не был городом столичным.

Вот что пишет сам Фешин в своей автобиографии: «В Казани мы, студенты, варились все время в собственном соку, никогда не видя ни последних выставок, ни картин, которые заслуживали того, чтобы их посмотреть.

Нетрудно представить, каким чудодейственным городом представлялся мне Петербург с его первоклассными музеями, театрами и другими ценностями».

Но странно то, что, учась в Петербургской Академии художеств, он не выполнил ни одной работы, связанной с этим прекрасным и величественным городом.

Будучи посланным Академией художеств за границу, он не был очарован ни Парижем, ни Германией, ни Италией. Дочь художника Ия вспоминала: «Не было ничего такого особенного, чем бы отец был восхищен. Ему не нравился Париж. Там не было ничего, что впечатлило бы его. Он был в Италии, и только в Неаполе рыбный базар заинтересовал его».

Фешин во время учебы в Академии почти в каждом году его пребывания в ней брал отпуск для поездок по России «с целью художественных работ с натуры». За исключением 1903 года, когда он побывал в Сибири, основные места его поездок – все то же, родное ему, среднее Поволжье и Нижегородский край.

Также и в Америке: наиболее продуктивным периодом его творчества был Таосский период, где им выполнены самые великолепные произведения — портреты местных жителей.

Черты зрелого стиля Фешина ясно проявились уже в произведениях 1908 года, в бытность его еще студентом Академии: «Дама в лиловом» (ГРМ), «Портрет Н. М. Сапожниковой» (Художественный музей, Сан-Диего), «Черемисская свадьба» (Национальный музей, Оклахома).

В 1909 году была написана конкурсная «Капустница» (Научно-исследовательский музей Академии художеств), давшая ему право пенсионерской поездки за границу.

В этих картинах определился не только язык, но и главная тема творчества Фешина — человек в его разных ипостасях: создание природы и творение культуры.

Фешин — художник во многом парадоксальный. Он индивидуален и неповторим, и одновременно его художественный язык соединяет в себе многочисленные стилевые направления.

Ясно читается и академическая основа, и реалистические традиции передвижников, и импрессионистические элементы, и экспрессионистические тенденции. Все трансформировано в единую систему, где основным является соединение натурных впечатлений с условной режиссурой.

Процесс важнее результата, поэтому работы часто не закончены, либо «как бы» не закончены; создание произведения не останавливается во времени и свершается на наших глазах.

С 1908 года Фешин подписывает контракт на работу преподавателем в Казанской художественной школе и после Европы возвращается в родной город. Активная педагогическая практика не обрывает творческой жизни.

В это время созданы два больших жанра: «Обливание» и «Бойня» (обе работы из коллекции ГМИИ Республики Татарстан), великолепные работы 1910—1918 годов: «Портрет архитектора П. Абрамычева» (частная коллекция, США), портреты Вари Адоратской, отца (ГМИИ РТ). В женских портретах 1917 года (Т.

Поповой, ГМИИ РТ; M-lle Жирмонд, частная коллекция, Таос) предельно интенсифицируются эстетические переживания.

Революция повлияла на смену тем. Фешин пишет серию исторических портретов по заказам советских учреждений: деятели революции и великие музыканты. Мысль об эмиграции возникает не столько по причине разрухи и голода, сколько из-за невозможности сохранить себя как творческую личность.

Следующий период творчества Фешина связан с США. Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Йорке (1923 — 1926), были крайне важным этапом. Успех пришел быстро: его сразу признали и публика, и профессионалы — Фешин даже вел специальный мастер-класс.

Он участвовал во всех выставках русского искусства и устраивал персональные показы в крупнейших галереях. Работы покупали чуть ли не с мольберта. Его моделями хотели быть кинозвезда Лилиан Гиш, популярная романистка Уилла Катер и многие другие.

Среди безусловных шедевров, созданных в Нью-Йорке, — портрет Давида Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), «Мать и дочь» (собрание Х. Уильямс, США).

Но все же главным местом в Америке для художника стал Таос. Он возник в жизни Фешина из-за болезни: открывшийся туберкулез требовал другого климата. Семья Фешиных объездила половину Америки в поисках подходящего варианта, но все было не то. Друг-художник Янг-Хантер попросил Мэйбл Додж Люхан — богатую даму, покровительницу искусств, пригласить Фешиных в Нью-Мексико, в Таос.

Они приехали на лето 1926 года и поняли, что уезжать не хотят. Это происходит почти со всеми, кто оказывается в Таосе, небольшом поселении, окруженном горной цепью Сангри де Кристо, от которой начинается пустыня, пересекаемая Рио-Гранде. Мощь природы, индейская культура, испанские поселения — все смешалось в особый коктейль.

Таос привлек к себе внимание художников еще в конце XIX века. Решая проблему идентификации американского искусства, они начали здесь селиться, чтобы писать природу, индейцев, ковбоев, испанскую архитектуру. К моменту приезда Фешиных это была цветущая художественная колония, которая, благодаря Мэйбл Додж, превратилась в международную и стала одним из центров американского модернизма.

Шесть лет в Таосе были самыми яркими и плодотворными в американской жизни Фешина. Его рисунки индейцев Таоса — одни из самых романтических, возвышенных образов «людей земли».

Самые нежные чувства открывались в портретах жены и дочери. Интенсивнее работать просто невозможно.

Источник: http://virtualrm.spb.ru/ru/virtual/museums/kazan/feshin

Шедевры Николая Фешина | Русская интерьерная скульптура

Фешин Николай Иванович

(1881-1955)

«Поразительной силой чувства, столь  типичной для настоящего русского», были восхищены американские зрители в 1910 г., когда впервые увидели портреты, созданные Н. И. Фешиным.

Его отец, резчик иконостасов, стал рано привлекать мальчика к своим работам. В четырнадцать лет Фешин поступил в Казанскую художественную школу, а в 1901 г. по ее рекомендации был принят в Высшее художественное училище при АХ, где вскоре перешел в мастерскую И. Е. Репина.

Восприняв от учителя его позднюю манеру широкого свободного мазка, основанную на подлинном владении рисунком, Фешин обнаружил самобытный дар колориста, сознательно ограничившего краски своей палитры.

Последние академические годы отмечены признанием фешинского таланта: «Портрет неизвестной» (1908) был приобретен музеем АХ и в следующем году удостоен золотой медали на международной выставке в Мюнхене; конкурсная программа «Капустница» (1909) принесла ему звание художника и право на пенсионерскую поездку, которую Фешин ограничил несколькими летними месяцами 1910 г.; к осени он вернулся к преподавательской работе в Казанской художественной школе.

Начиная с 1909 г. Фешин — постоянный участник международных выставок в Европе и США (Питтсбург); в 1916 г. он стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи.

В эти годы им были созданы наиболее значительные произведения: «Портрет Вари Адоратской» (1914)-один из лучших детских образов в искусстве рубежа веков, «Портрет Н. М. Сапожниковой» (1916), «Портрет отца» (1918).

После революции Фешин завершил начатую еще в 1912 г. мрачную по сюжету и колористической выразительности картину «Бойня» (1919).

Эмигрировав в 1923 г. в США, художник много работал над заказными портретами, исполняя их в своей блистательной технике. Здесь же в своеобразной манере, напоминающей графику Г. Гольбейна, создал обширную серию рисунков местного этноса.

Умер Фешин в Санта-Монике (ныне в составе Лос-Анджелеса) 5 октября 1955. В 1981 в его доме в Таосе был основан Институт Фешина — с музеем и образовательным центром.

Николай Фешин – художник двух континентов. Он прожил долгую жизнь, разделенную почти поровну на две половины – русскую и американскую.

В России он известен, но только в среде художников; в Америке его картины ценятся очень высоко, и известен он там как “старый“ мастер и как “художник художников“.

Мастер живописи, рисунка, скульптуры, резки по дереву и керамики, архитектурной работе, — то, что видел он, и чего касались его руки, он превращал в произведение искусства.

Фешин – художник во многом парадоксальный. Он индивидуален и неповторим, и одновременно его художественный язык соединяет в себе многочисленные стилевые направления.

Ясно читаются и академическая основа, и реалистические традиции передвижников, и импрессионистические элементы, и экспрессионистические тенденции, но все трансформировано в единую систему, где основным является открытое соединение натурных впечатлений с условной режиссурой.

Это стиль модерн, переходный стиль переходного времени. В XIX веке художники стремились к отображению реальности, весь XX век будет стремиться к ее преображению и созданию новой реальности ради постижения сути вещей. Переходность модерна и выражает дуалистичность художественного языка.

Для художников модерна необходима натура, но также необходимо ее преобразование ради выявления главного, а главное – это Красота.

Источник: http://www.Kowal.ru/blog/288

Ссылка на основную публикацию