Имя австралийского скандального художника-модерниста знает каждый, кто хоть немного близок к искусству. От его ярких картин просто невозможно оторвать глаз. Хотя, некоторые из них до сегодняшнего дня подлежат обсуждению и спорам. Одним из таких произведений является картина «Древо жизни» (Дерево жизни).
Панно для столовой дворца Стокле: Ожидание — Древо жизни — Упоение. 1905-1909 Австрийский музей прикладного искусства, Вена
История картины «Древо жизни»
![]() |
Дворец Стокле. Брюссель |
Величайшую картину мир не смог бы увидеть без Адольфа Стокве. В 1904 г. он захотел построить огромный особняк в Брюсселе. Декорировать дом велели художникам. Одним из них оказался Густав.
Так как супруги имели огромную коллекцию предметов японского стиля, Климт старался приблизить стилизацию своих картин к общему интерьеру и декору. В результате у него получилась очень красивая и сложная композиция. Она состояла из 9 элементов.
Центром изображения выступает триптих (три картины, объединенные по смыслу или сюжету) «Ожидание — Дерево жизни — Упоение». Рассматривать центральные картины без общей задумки картины невозможно.
«Дерево жизни» символ на полотне
Название картины будит в сознании людей различные ассоциации. Здесь встречаются и библейское Древо познаний, которое включает мировую мудрость и генеалогическое, будто иллюстрирующего происхождение единого человека. Просматривается множество спирально завитых веточек, обозначающих вечность и бесконечность.
![]() |
Австрийский музей прикладного искусства, Вена |
Присмотревшись к картине, можно обнаружить многие другие элементы: треугольники, круги, квадраты. Некоторые критики видят в них олицетворение женского и мужского начала.
Они сопоставляют изображение с работами Зигмунда Фрейда, именно он оказал большое влияние на творчество и жизнь Густава Климта. Считается, что эти линии и завитки представляют собой длинную дорогу каждого из нас – то есть жизненный путь.
Практически на каждом шагу тут встречаются камни, олицетворяющие проблемы. Ведь истинный путь к цели не может быть прямым и легким.
Самым интересным и важным элементом картины выступает черный ворон, сидящий на одной из веток справа. Он символизирует опасность, а иногда, даже смерть. Зрители замирают, глядя на птицу, подыскивая свое личное объяснение Свету и Тьме.
«Дерево жизни» (Древо жизни) стало завершающим монументальным фризом модерниста. Над этим произведением он работал долгих 6 лет с 1904 по 1910 гг. Картина относится к золотому периоду творчества художника. Техника, в которой был написан шедевр, одобрена лучшими критиками. Ее корни можно поискать у отца художника, который был гравировщиком по золоту и, по всей видимости, обучил этому сына.
![]() |
Популярные товары | ![]() |
Картина из янтаря Густава Климта
Оригинальные украшения картин были и остаются востребованными до сегодняшних дней. Инкрустированная янтарем репродукция картины имеет богатую палитру красок. Самоцветы естественно передают золотые оттенки иллюстрации, добавляют краскам загадочной глубины и вдыхают в нее что-то новое и красивое.
Картина из янтаря «Дерево жизни» будет отличным подарком для любого человека, как члена семьи, друга, так и партнера по работе. Панно из янтаря принесет в помещение яркие оттенки света, оригинальность, станет центром внимания в любой комнате.
Источник: https://ukrburshtyn.com/blog/kartina-iz-yantarya—derevo-zhizni—hudozhnik-gustav-klimt.html
Центр современного искусства "Облака"
Австрийский художник Густав Климт – признанный при жизни гений. Современники увлеченно следили за творчеством мастера: для женщин было честью выступить в качестве модели, а богатые мужчины считали необходимым приобретать картины художника, чтобы впоследствии украсить ими интерьер своей квартиры.
Это считалось показателем состоятельности и причастности к высокому, духовному, художественному. «Поцелуй», «Юдифь», «Золотая Адель» сегодня растиражированы в самых разных обликах: продаются как репродукции (в плакатных вариантах и на холсте), так и предметы домашнего обихода, на которых изображены фрагменты работ австрийского мастера.
По мотивам его картин создаются скульптуры, вышиваются полотна из бисера и мулине.
Рассмотрим наиболее известные работы «Золотого периода», прославившего Климта. Все, что создавал художник в это время, получалось сакральным – использование позолоты наполняло его творения особым смыслом, придавало композиции глубокое звучание. Золото становилось не просто роскошью материальной, но и символом высокого духовного предназначения картины.
Поцелуй
Это произведение художник писал в 1907-1908 годы. Рожденный на грани декоративного искусства и живописи, «Поцелуй» стал яркой карточкой «Золотого периода».
«Поцелуй» был написан, как и многие работы Климта, по заказу одного состоятельного человека. Молодой граф собирался подарить его своей возлюбленной. Образ девушки художник писал с медальона, который мужчина предоставил ему для работы. Заказчик хотел, чтобы на картине был изображен страстный поцелуй большой любви.
На готовой работе он нашел лишь нежное прикосновение губами, и был удивлен вольности Климта, позволившего себе иначе интерпретировать первоначальную задумку. Но картина уже была готова, и мужчина подарил ее своей девушке именно такой, какой знаем ее мы – теплые объятия влюбленных на краю скалы.
Мужчина и женщина на этом полотне словно сливаются в единый неразделимый образ, и в этой композиции больше страсти и силы, чем в изначальном варианте. «Поцелуй» стал символом нерушимости любовных клятв, повиновения и неугасаемых чувств.
Девушка графа была настолько поражена таким шикарным подарком, что без раздумий согласилась стать его женой.
В некоторых источниках объясняется причина, по которой Климт сделал «Поцелуй» именно таким. Якобы художник, работая над полотном, сам влюбился в девушку с медальона. И, руководствуясь ревностью, изобразил не сам поцелуй, а его ожидание.
В противовес рассказанной выше истории, некоторые исследователи творчества Климта предполагают, что на этой картине изображен сам художник и его возлюбленная Эмилия Флёге. Однако, сравнивая лица героини картины и Флёге, понимаешь, что под этой догадкой нет основания.
- Как бы там ни было, поклонники и критики творчества Климта, увидев «Поцелуй» единогласно признали картину лучшим творением «Золотого периода».
- В настоящий момент «Поцелуй» находится в Австрийской галерее.
- Золотая Адель
История этой картины удивительна, как и она сама. Произведение было написано по заказу венского промышленника Фердинанда Блоха. На нем изображена его супруга — Адель Блох-Бауэр.
Блох был уверен, что между Климтом и его женой есть любовная связь. Чтобы свести их чувства на нет, он предложил художнику огромную сумму денег за написание ста портретов Адель.
Промышленник надеялся, что после долгих совместных трудов Климт охладеет к женщине. Он также попросил художника освободить картину от присущего другим его работам эротизма.
Полотно было готово в 1907 году и впоследствии размесилось в доме Фердинанда и Адель. Но на этом его история не заканчивается.
Согласно завещанию Адель, все картины Климта, которые находились в ее собственности, необходимо было передать Австрийской галерее. Однако по требованию национал-социалистов все имущество было конфисковано, а работы переданы в Галерею Бельведера.
Много лет спустя наследница семьи Блохов Мария Альтман, которой в военные годы удалось уехать на постоянное проживание в США, узнала, что по завещанииюее дяди – мужа Адель Фердинанда Блоха – все имущество семьи должно остаться в руках потомков.
На тот момент в живых осталась только Мария. После долгих разбирательств по решению Высшего Суда США Австрия была обязана вернуть пять картин Густава Климта, в том числе и «Портрет Адели Блох-Бауэр», законной наследнице — Марии Альтман.
Она не собиралась забирать картины, но потребовала выплатить ей их рыночную стоимость – около 300 миллионов долларов.
Дальше судьба занесла «Золотую Адель» в «Музей австрийского и немецкого искусства». Именно ее владельцу Рональду Лаудэру Мария продала шедевр за 135 миллионов долларов.
Древо жизни
Появление этой картины связано с жизнью венского промышленника Адольфа Стокве. В 1904 году он занялся строительством большого особняка для своей семьи. Густав Климт, творчеству которого покланялся Адольф, был приглашен в качестве декоратора.
На момент строительства дома супруги Стокве уже имели большую коллекцию предметов искусства. Климт постарался максимально вписать свои работы в существующий контекст.
Совместные раздумья с архитектором особняка и эстетическое чутье Климта позволили органично дополнить интерьер фризом из девяти композиций, куда попали «Ожидание», «Древо жизни» и «Упоение».
Центральное место композиции занимает «Древо жизни» — завораживающее произведение, переполненное символами и метафорами, над которым Климт работал шесть лет (1905 – 1911 годы).
Эти картины по сей день находятся во Дворце Стокле в Брюсселе. Особняк, благодаря его владельцам, превратился в музей, в эпицентр скопления художественных произведений.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
В 1880-е годы братья Густав и Эрнст Климт, а также их друг Фран Мач активно сотрудничали с архитектурным бюро Фелнера и Хелмера. Они получали многочисленные заказы на оформление интерьеров различных объектов, в том числе, театральных.
Их произведения украшают театры во многих городах: Райхенберге (сейчас Ли-берец, Чехия), Карлсбаде (сейчас Карловы Вары, Чехия), Фиу-ме (сейчас Риека, Хорватия) и Бухаресте.
В 1885 году по мотивам пьесы Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь» они расписали виллу «Гермес», где любила проводить свободное время императрица Елизавета.
В 1984 году Густава Климта попросили создать три картины для оформления потолка в здании Венского университета. Представление художника не совпало с ожиданиями администрации учебного заведения. Его «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция» не имели ничего общего с классическим представлением о торжестве наук.
Художник сделал акцент на эротический подтекст, тем самым принижая учение как таковое. Восемьдесят семь профессоров университета написали письмо в Министерство образования, в котором обвинили Климта в том, что он «выражает неясные идеи с помощью неопределенных форм». Они потребовали отказаться от заказа, что впоследствии и произошло.
После художник продал работы частным коллекционерам.
Юный Адольф Гитлер, увлекавшийся живописью, однажды принес на суд уважаемого им Густава Климта свои работы. Художник дал им положительную оценку, чем будущий фюрер очень гордился. Именно эта история в годы войны спасла «Золотую Адель» от уничтожения.
Дарья Малина
Источник: http://artoblaka.ru/blog/shedevryi-v-interere-gustav-klimt/
"Ожидание. Древо жизни. Упоение": золотой шедевр Густава Климта
Танец девушки представляетЛевая часть фриза «Ожидание»И нисколько не напоминает
«Женщин роковых», что были ранее.
Можно встретить множество деталей,Символов и представлений ВечностиВ виде круто завитЫх спиралей,Что уводят взгляды к Бесконечности…«Древо жизни» нам напоминаетО библейском Дереве Познания.Ветви древа олицетворяютНевозможность истинного знания –Как пути, возникли перед нами,Разными камнями нашпигованы,А среди них преогромный камень –Ворон, как опасность, нарисованный!..Справа символом земного раяПредстаёт пред нами «Упоение»,Где, любовь в объятиях вбирая,
Пара ощущает наслаждение!
- Иван Есаулков
- История этого шедевра связана с именем Адольфа Стокве, который в 1904 году принял решение о постройке своего особняка в Брюсселе.
- В то время была мода рисовать картины на зданиях и внутри них, поэтому венский промышленник пригласил нескольких художников в числе которых был Густав Климт, предложив им контракт.
Адольф Стокве увлекался японским искусством, поэтому Климт решил нарисовать соответствующую картину, которая бы дополняла общий дизайн особняка. В результате и появилось знаменитое «Древо жизни», состоящее из трех элементов: «Ожидание», «Древо жизни» и «Упоение».
Название несет в себе символический смысл и заставляет нас задуматься о многом.Танцующая девушка под Древом познания, по замыслу автора, олицетворяет Ожидание.
Это состояние характеризовала женские образы художника, сменившие роковых женщин. Возможно, Густав Климт пытался изобразить библейское древо разума или генеалогическое древо всего человечества.
Ветви древа можно отнести к символу бесконечности, так как они встречаются и переплетаются друг с другом, создавая лабиринт из листьев и необычных узоров. Большое количество треугольников, квадратов и овалов кому-то покажутся лишь геометрическими фигурами.
Но это не так. У японцев эти символы считаются мужским и женским началом.
А по мнению европейцев, может быть, великий Фрейд вдохновил художника на создание такой необычной картины.Древо представляет собой дорогу, состоящую из своеобразных тропинок, сплошь и рядом усыпанных камнями, ведь путь ведущий к истинной цели, не может быть легким и прямым. Здесь мне хочется вспомнить высказывание великого Омара Хайяма:
Дорогу истинной любвиМостят из плоти и крови.И если ты по ней пошел,То должен приподнять подол.
Вечность, в паре с Бесконечностью символический представлены завитыми спиралями Древа. Но, пожалуй, самый важный элемент картины — это черный нахохленный ворон, сидящий на одной из ветвей. Он напоминает всем нам, что Жизнь без Смерти невозможна, как и Смерть без Жизни.
И именно такое единство делает гармоничным их существованиеГустав Климт бросает вызов черному ворону, делая акцент на золотом дереве и его символическом предназначение, оно покровительствует любви и жизни.
Таков лейтмотив «Упоения», изображающего земной рай, дающий людям возможность через это прекрасное чувство ощутить неземное блаженство. Многие считают, что этот сюжет предвосхищает знаменитый «Поцелуй», или что застывшая в объятиях пара перешла сюда из «Бетховенского фриза».
Густав Климт провел долгие годы в своей мастерской, работая над золотым деревом — центральным символом картины. Художник не зря обратился к золотому цвету, символу жизни. Это основной цвет картины, остальные исполняют роль дополнительных оттенков к золотому дереву.
Создание фриза пришлось на золотой период, наступивший у Густава Климта после поездки в Италию, и его можно назвать «золотым» во многих отношениях: картины приобрели художественную ценность благородного металла, так как мастер не жалел золота для своих шедевров. В творческой карьере Густава Климта это был последний крупный заказ.
У каждого из нас свой Густав Климт, и каждый видит его по-своему. Продолжайте любить и восхищаться творениями этого поистине «золотого» мастера.
источник сайт Ярмарка мастеров
Источник: https://subscribe.ru/group/eruditsiya-i-tvorchestvo/13278052/
Золотое
Этот наполненный солнцем триптих художника Густава Климта несет в себе не только светлую радость, но и мысль о том, что Жизнь без Смерти невозможна. Подробнее об этой великолепной работе и ее авторе — ниже.
Имя скандального австрийского модерниста Густава Климта (1862-1918) известно каждому, кто хоть немного интересуется искусством. Мимо его ярких (в прямом и переносном смысле) картин невозможно пройти. Но есть среди них работы, которые до сих пор становятся причиной споров и обсуждений. Одна из них – «Древо жизни».
Это дерево познания, о котором говорится в Апокалипсисе, символ Золотого века, бросает вызов черной птице — символу смерти: так понимали круговорот жизни и Климт и Фрейд.
Скорее всего, мир не увидел бы этой работы без Адольфа Стокле. В 1904 году этот богатый венский промышленник решил построить в Брюсселе большой особняк и заказал нескольким художникам, в том числе, Густаву Климту, его декорирование.
Результатом стал знаменитый фриз Стокле – сложная композиция из девяти элементов, в центре которой мозаичный триптих: «Ожидание», «Древо жизни», «Упоение». И рассматривать центральный элемент без общей картины невозможно. Над этим фризом Густав #Климт работал долгие шесть лет, с 1905 по 1911 год. Это было его последнее монументальное произведение.
Основное тон – золотой, что характерно для его творчества. Остальные цвета только подчеркивают чистое и яркое золото.
Само название картины – «Древо жизни» – будит в сознании любого человека массу ассоциаций.
Это и библейское Древо познания, включающее в себя всю мудрость мира, и более приземленное генеалогическое древо, иллюстрирующее происхождение отдельного человека.
Именно этот элемент и занимает центральную часть фриза, простираясь и на соседние элементы. Его ветви завиты спиралями – ещё одним древним символом, знаком вечности и бесконечности.
Но, пожалуй, самый важный элемент картины – это черный нахохленный ворон, сидящий на одной из ветвей. Он как бы напоминает, что Жизнь без Смерти невозможна, как и #Смерть без Жизни. И именно такое диалектическое единство делает гармоничным их существование.
Картины по-прежнему хранятся во дворце Стокле в Брюсселе, который стал одним большим произведением искусства, своеобразным водоразделом между периодами модерна и модернизма. В этом качестве он находится в списке Всемирного наследия #ЮНЕСКО.
Источник: https://musei-smerti.ru/zolotoe-drevo-zhizni-gustava-klimta/
Густав Климт «Ожидание — Древо жизни — Свершение». Описание
Работа над фризом, заказанным Климту для обеденного зала дворца Стокле в Брюсселе, потребовала от художника применения всех своих творческих возможностей, предоставив шанс на практике защитить идеи Сецессиона, для которого разделение искусства на «чистое» и «функциональное», считалось неприемлемым.
Мозаика для обеденного зала в стиле модерн, была бы отличным дополнением к архитектуре дворца, задуманной в соответствии с этим направлением, поэтому заказчики – промышленник Стокле и его супруга, обратились к нескольким художникам, в том числе и к Климту – мастеру, «знающему толк» в современном декорировании. Достижение гармонии между архитектурой здания и помещений, а также фризом для зала, представляло задание не из легких, но было несколько упрощено благодаря тому, что строительство дворца велось параллельно с созданием картин, украсивших зал.
Византийская мозаика, заворожившая в свое время Климта, пригодилась ему очень кстати, и теперь, «вспомнив» о ней, а также о занятиях в Художественно-промышленной школе, художник достойно справился с заданием, причем модернизм и здесь заявил о себе применением экзотических, и дорогих материалов.
Композиция состоит из девяти элементов, с мозаичным триптихом по центру: «Ожидание», «Древо жизни», «Упоение».
В «Ожидании», танцующая девушка уже не имеет ничего общего с роковыми моделями Климта, «дышавшими» ранее превосходством над мужским началом. «Японские» черты этого образа вызваны вкусами и пожеланиями семьи Стокле, во владении которой было много предметов восточного искусства, поэтому для гармонизации помещений такая стилистика картина была выбрана не случайно.
Знаменитое «Древо жизни» – картина, одно название которой порождает массу эмоций, несмотря на любую интерпретацию сюжета: от библейского Древа познания, символизирующего наивысшую мудрость – до «мирского» генеалогического дерева, с которым, уж точно, сталкивался каждый.
«Зная» Климта, вернее предположить, что этот центральный элемент фриза следует связать с одним из орнаментально украшенных мифов, взятых из апокалипсического раздела Библии. Дерево представляет собой дорогу, состоящую из своеобразных тропинок, сплошь и рядом «нашпигованных» камнями, ведь путь, ведущий к истинной Цели, не может быть легким и прямым.
Вечность, в паре с Бесконечностью, символически представлены завитыми спиралями Дерева.
Поклонники «чистого искусства», увидевшие в сюжете круги, треугольники, квадраты, возмутились, разглядев в этих символах всего лишь геометрические фигуры, и даже не желали слышать, что Фрейд олицетворял эти знаки с мужским и женским началом.
Несмотря на то, что сюжет, казалось бы, понятен, и черная птица, восседающая на одной из веток-тропинок символизирует опасность, а то и смерть, зритель не может оторвать от нее взгляд, подыскивая свой вариант ответа на извечный вопрос противостояния Света и Тьмы, и не только во вселенских масштабах, а в первую очередь, в собственной душе. Кроме этого, постоянно повторяющийся мотив климтовских произведений о неразрывности Жизни и Смерти, напоминает об их диалектическом единстве, как условии существования настоящей гармонии.
Акцентируя внимание на Золотом Дереве и его символическом предназначении, художник подчеркивает, что бросив вызов черному ворону, оно покровительствует и Любви.
Таков лейтмотив «Упоения», изображающего земной рай, дающий людям возможность через это прекрасное чувство ощутить неземное наслаждение.
Разделившиеся мнения о том, что этот сюжет предвосхищает знаменитый «Поцелуй», или то, что застывшая в объятиях пара, перешла сюда из «Бетховенского фриза», вряд ли противоречат друг другу.
- Создание фриза пришлось на золотой период, наступивший у Климта после поездки в Италию, и его можно назвать «золотым» во многих отношениях: произведения обрели художественную ценность благородного металла, а мастер не жалел золота для своих шедевров.
- В творческой карьере Климта это был последний крупный заказ.
- «Ожидание — Древо жизни — Свершение» 1909 г.
Венский музей прикладного искусства, Вена, Австрия
Источник: http://gklimt.ru/gustav-klimt-ozhidanie-drevo-zhizni-svershenie/
Густав Климт – Дерево Жизни
Имя скандального австрийского модерниста Густава Климта известно каждому, кто хоть немного интересуется искусством. Мимо его ярких (в прямом и переносном смысле) картин невозможно пройти. Но есть среди них работы, которые до сих пор становятся причиной споров и обсуждений. Одна из них – «Древо жизни».
Густав Климт – Дерево Жизни
Немного истории
Перед тем, как подходить к описанию этой картины, необходимо понять историю её появления. Скорее всего, мир не увидел бы этой работы без Адольфа Стокве и его супруги Сюзанны. В 1904 году этот богатый венский промышленник решил построить в Брюсселе большой особняк и заказал нескольким художникам, в том числе, Густаву Климту, его декорирование.
Необходимо отметить, что у супругов была большая коллекция предметов японского искусства, поэтому художник старался приблизить стилистику картины к общему декору помещений. Ещё более сложной задачей было выдержать гармонию между архитектурой помещений и живописью. К счастью, работа велась с самого начала строительства, что значительно облегчало эту задачу.
Результатом стал знаменитый Фриз Стокле – сложная композиция из девяти элементов, в центре которой мозаичный триптих: «Ожидание», «Древо жизни», «Упоение». И рассматривать центральный элемент без общей картины невозможно.
Картины по-прежнему хранятся во Дворце Стокле, который стал одним большим произведением искусства, своеобразным водоразделом между периодами модерна и модернизма. В этом качестве он находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Символизм картины
Само название картины – «Древо жизни» — будит в сознании любого человека массу ассоциаций. Это и библейское Древо познания, включающее в себя всю мудрость мира, и более приземленное генеалогическое древо, иллюстрирующее происхождение отдельного человека, и многое другое…
Именно этот элемент занимает центральную часть фриза, простираясь и на соседние элементы. Его ветви завиты спиралями – ещё одним древним символом, знаком вечности и бесконечности.
Если присмотреться, то на картине можно обнаружить массу других элементов, в первую очередь круги, треугольники и квадраты. Критики называют их олицетворениями мужского и женского начала, отсылая к работам Зигмунда Фрейда, которые имел достаточно сильное влияние на творчество Климта.
Но, пожалуй, самый важный элемент картины – это черный нахохленный ворон, сидящий на одной из ветвей. Он как бы напоминает, что Жизнь без Смерти невозможна, как и Смерть без Жизни. И именно такое диалектическое единство делает гармоничным их существование.
Золотое дерево
Над этим фризом Густав Климт работал долгие шесть лет, с 1905 по 1911 год. Это было его последнее монументальное произведение. Основное тон – золотой, что характерно для его творчества. Остальные цвета только подчеркивают чистое и яркое золото.
Этот фриз относится к Золотому периоду, также как и многие другие знаменитые полотна («Золотая Адель», «Поцелуй»). Именно эта техника была лучше всего воспринята критикой. По всей видимости, её корни нужно искать в детстве художника, ведь его отец был гравировщиком по золоту и обучил сына работе с этим материалом.
Можно долго рассказывать о символизме картины, её технике, идейности и других, не менее важных вещах, но они не помогут ответить на вопрос, почему же это Золотое Дерево Жизни и сидящий на нем Черный Ворон заставляют пристально вглядываться в полотно, ища скрытый смысл? Но на него каждый должен ответить сам для себя.
Популярные художники
В нашей галерее представлено более 4000 картин известных художников. Вы можете заказать репродукцию, портрет, шарж, стилизацию под живопись, оформление в багет любой понравившейся картины (даже если ее нет в нашей галерее). Если Вы не нашли нужного Вам изображения, свяжитесь с нами по телефонам в рабочее время или в любое время отправьте онлайн заявку и менеджер обязательно перезвонит вам, мы сделаем все возможное, чтобы найти нужное изображение. Вы можете заказать картину, полностью соответствующую Вашим желания и стилю. Если Вы затрудняетесь с выбором произведения-основы — посоветуйтесь с нами, выбор огромен, мы всегда рады вам помочь, чтобы облегчить выбор — ниже представлены 10 художников чьи картины пользуються неизменным успехом у наших заказчиков. Ждем ваших звонков и заявок.
Источник: http://www.ArtAriya.ru/gustav-klimt-derevo-zhizni/
Густав Климт. «Поцелуй»
Густав Климт. Поцелуй
1907-1908 гг. Холст, масло. 180 х 180 см
- Австрийская галерея Бельведер, Вена
- И дольше века длится день,
- И не кончается объятье.
- Борис Пастернак
В Вене «Поцелуй» сопровождает нас повсюду. Фрагменты картины стократно умножаются в витринах сувенирных магазинов и художественных салонов: они украшают часы и броши, сумочки и портмоне, чашки и тарелки, вазы, шкатулки, записные книжки, шали… «Поцелуй» — не только лучшая картина Климта, но и одно из самых известных живописных полотен, созданных в 20-м веке.
Когда сорокашестилетний Климт написал «Поцелуй», он был уже зрелым, сложившимся, и (хотя его работы часто эпатировали чопорную публику) очень успешным мастером.
Как один из основателей и лидер художественного объединения «Сецессион» в Вене, отвергавшего традиции академического искусства, Климт был известен всей Европе.
Стиль венского «Сецессиона» (аналог югендстиля в Германии, ар нуво во Франции) ассоциировался прежде всего с именем Климта.
«Поцелуй» — очень узнаваемая и характерная для Климта работа. Мы, пожалуй, не найдем в ней мотивов, не встречавшихся в предшествующих произведениях художника.
Луга, усеянные мелкими цветами, знакомы нам по его пейзажам; сложные орнаменты и позолоту мы видим во многих крупных композициях Климта («Бетховенский фриз» Сецессиона, 1902, «Портрет Адели Блох-Бауэр»,1907).
Почти такая же, как в «Поцелуе», склоненная женская головка с закрытыми глазами изображена на картине «Три возраста женщины» (1905). Прелесть «Поцелуя» не в новизне, а в гармоничном согласовании всех мотивов, доведенных до пластического и смыслового совершенства, до высшей степени законченности и ясности.
Густав Климт. Три возраста женщины.1905 г. Фрагмент
Первое, что поражает зрителя – сияние золота. Золотые капли фона, ниспадающие золотые ткани, золото стеблей и листьев — все это занимает чуть ли ни две трети полотна.
Сын ювелира и гравера, получивший первые уроки в отцовской мастерской, Климт всегда высоко ценил выразительные возможности золота. Путешествуя по Италии в 1903 г.
, художник был потрясен византийскими мозаиками Равенныв церкви Сан Витале и мозаиками собора Сан Марко в Венеции, выложенными из многоцветной смальты на сплошном золотом фоне, и в его творчестве начался настоящий «золотой период».
«Чужестранец из Византии», как его называли современники, Климт щедро использовал в своих картинах позолоту и рельеф, с ювелирной тонкостью и тщательностью прорабатывал каждый сантиметр поверхности полотна, уподобляя его сверкающей мозаике.
Императрица Феодора. Мозаика в церквиСан-Витале в Равенне. 6 в. н. э.
Столь любимые художником цветущие луга в картинах «золотого периода» почти неуловимо меняются, уподобляясь пестрым коврам или камешкам смальты, при этом каждый цветок остается узнаваемым (так в «Поцелуе» по лугу рассыпаны весенние крокусы и примулы). Причудливые орнаменты просторных одежд довершают ощущение византийской пышности, узорчатости.
Одновременно художник парадоксальным образом достигает в «Поцелуе» далеко не всегда свойственного ему лаконизма: пустота золотого фона, цветущий луг, мужчина и женщина, спеленатые узорными тканями, и ничего больше… Природа этой выразительности близка японской гравюре укиё-э, которой, как многие европейские художники того времени, увлекался Климт.
Судзуки Хуранобу. Гравюра укиё-э. Середина 18 в.
«Der goldene Kuss – die Ikone des Jugendstil» («Золотой поцелуй – икона югендстиля»), — читаем мы в проспекте галереи Бельведер.
Сопоставление обязывающее, но верное: эта картина медитативна, торжественна и возвышенна, как молитвенный образ.
Где находятся влюбленные? Золотистые капли фона подобны звездам, а круто обрывающийся у ног женщины луг кажется то ли закруглением самой планеты, то ли краем звездной бездны. Они остались вдвоем во Вселенной, на земле, во всем мире.
Коленопреклоненная женщина с нарочито крупными ступнями и похожими на древесные корни пальцами ног словно вырастает из цветочной вязи. В ее одеянии повторяются мотивы волнистой линии, круга и овала, венчики цветов складываются в округлые «букеты».
В одежде мужчины главенствует более строгая и энергичная геометрия – черные и белые вытянутые прямоугольники.
Золотой рельефный покров, обволакивающий обнявшуюся пару, испещрен любимыми орнаментальными фигурами Климта – так называемыми «микенскими спиралями», характерными для вазописи античных Микен, искусством которых восхищался художник.
Густав Климт. Древо жизни. 1905 — 1911 гг.
Присмотревшись, мы замечаем, что золотые «островки» спиралей есть и на плаще мужчины, внутрь прямоугольников помещены «женственные» струящиеся линии, а в одеянии женщины присутствуют светлые квадраты.
Если мы вспомним, что круг и узкий прямоугольник – древнейшие символы женской и мужской сексуальности, то смысл этой игры орнаментов станет ясен: орнаментальные мотивы взаимопроникают, как мужское и женское начала, а знаком их единения становится спираль — древнейший символ жизни.
(Такая же спираль — основной мотив панно «Древо жизни», написанного Климтом в 1905 — 1911 гг. для виллы Стокле в Брюсселе).
Интерес художника к архаической символике связан с влиянием на него взглядов властителя умов тогдашней Вены Зигмунда Фрейда, который открыл современникам, что бессознательное говорит с человеком на языке символов.
К счастью, Климт не просто отдал дань фрейдизму, но сумел с завораживающей пластической убедительностью воплотить в прихотливых орнаментах «Поцелуя» идею соединения строгой мужественности с нежной женственностью.
Перекличка взаимопроникающих орнаментов, увитый спиралями покров, объединяющий фигуры и словно заключающий их в овальную капсулу, в золотое яйцо — все это и без фрейдистских аналогий убеждает зрителя: происходящее на картине — начало творения, таинство, делающее человека равным божеству.
Густав Климт. Поцелуй.
Фрагмент
Мы недаром так много говорим об одеяниях влюбленных. «Поцелуй», наверное, самое целомудренное произведение Климта.
Художник, многие полотна и рисунки которого заполняют обнаженные женские фигуры, изображенные в весьма смелых позах, и который не раз шокировал современников пряной чувственностью своих работ, написал любовную сцену, не только не обнажив, но старательно задрапировав героев.
Свой излюбленный прием – объемную моделировку открытых частей тела на плоском орнаментальном фоне – он доводит в «Поцелуе» до крайности: две головы, кисти мужских и женских рук, ступни женщины – вот все, что нам открыто и, несмотря на яркое богатство орнаментики, неустанно приковывает наш взгляд.
В своих композициях (исключая, конечно, портреты) Климт редко сосредоточивается на лице: для него важнее поза, жест.
Так и в «Поцелуе»: стоящая на коленях женщина с самозабвенно откинутой к плечу головой и закрытыми глазами – олицетворение покорности и вместе с тем отрешенности, почти религиозного экстаза.
Мы не видим лица мужчины, но в решительном наклоне его головы, в трепете чутких пальцев, касающихся лица подруги, ощущается вся сила нарастающей страсти.
Густав Климт. Портрет Эмилии Флёге. 1902 г. Фрагмент
Картина считается автобиографичной: большинство исследователей улавливает в лице женщины сходство с возлюбленной Климта Эмилией Флёге.
Роман живописца с Эмилией Флёге, известной художницей-модельером, продолжался 27 лет и, несмотря на многочисленные увлечения любвеобильного Климта, стал главным в его жизни.
Конечно, было бы слишком прямолинейным отождествлять мужскую фигуру с автором картины, но, несомненно, глубоко личное переживание художника питает эту работу.
Женское начало представлено в «Поцелуе» мягким и жертвенным, что для Климта необычно. Образы сильных женщин-властительниц («Афина Паллада»,1898, «Нагая истина»,1899) и роковых красавиц, подавляющих и губящих мужчину («Юдифь I»,1901, «Саломея» или «Юдифь II»,1909), гораздо чаще встречаются в его произведениях. В «Поцелуе» мужское и женское начала не воюют, но примиряются, сливаясь воедино.
Густав Климт. Юдифь 1. 1901 г.
«Поцелуй» можно назвать «формулой любви»: многие веками хранящиеся в памяти человечества метафоры нашли в этой картине простое и точное пластическое выражение: золотое сияние счастья, цветущая земля, ставшая для влюбленных раем, Вселенная, в которой нет никого и ничего, кроме этих двоих, мгновенье длинною в вечность…
Своим целомудрием и искренностью картина сразу же завоевала сердца взыскательной венской публики. Ею были покорены и те, кто прежде упрекал Климта в «болезненном эротизме» и «манерности».
Судьба «Поцелуя» сложилась счастливо: на выставке 1908 года картину ждал триумф.
Экспозиция еще не закрылась, а она уже была куплена Современной галереей (впоследствии Австрийская галерея Бельведер), и с тех пор мы не перестаем восхищаться этим длящимся уже больше столетия объятием.
Марина Аграновская
Источник: www.maranat.de
Источник: https://marinagra.livejournal.com/5523.html
Древо жизни (по мотивам картины Густава Климта)
Доброе время суток! Хочу представить на обзор мой первый барельеф Древо Жизни, по мотивам картины, австрийского художника Густава Климта. Материал-штукатурка акриловая и акриловые перламутровые краски. Время выполнения — две недели, по 3-4 часа в день. Выполнен барельеф для украшения стены в прихожей. Размер барельефа 110х160.
Разметка и грунтовка основания
С трафаретом пришлось повозиться, Выбрала фрагмент картины, распечатала на обычном принтере, склеила и вырезала.
Приклеила строительным скотчем на стену
Накладываем штукатурку на трафарет
Попутно убираем трафарет для проявления рисунка
Вот что получилось
Зачищеам (шкурим)
Расписываем
Забыла совсем, перед нанесением трафарета, сделала основу — фон рисунка, на сырую штукатурку наклеивала кружева и прокатывала валиком для отпечатывания рисунка, а потом уже работала с трафаретом.
Плохо конечно видно, но кружевная текстура уже есть.
Продолжу, это просушка и грунтовка барельефа под покраску.
Роспись, художником себя почувствовала!
Белый акрил между завитушками по кружевам.
Патинирование — светло бежевым оттенком
Источник: https://stranamasterov.ru/node/1074229
Мозаики Густава Климта: Древо жизни
- Византийское искусство мозаики стало источником вдохновения для многих художников Нового времени.
- Среди них — Густав Климт (1962–1918).
- В 1903 году Климт дважды посещает Равенну — город, знаменитый своими раннехристианскими памятниками и их мозаиками.
Равенна. Мозаика базилики Сан-Витале
Именно этому факту исследователи приписывают появление в живописных работах художника сложного вибрирующего на свету золотого фона и конструирования форм из квадратных и треугольных частичек, что характерно для портрета Адели Блох-Бауэр и «Поцелуя» — и в целом — «золотого периода» Климта.
Климт. Поцелуй. Холст, масло.
Самую знаменитую свою работу — фриз Дворца Стокле — Климт создаст именно в технике мозаики.
«Дворец Стокле» — частный особняк в Брюсселе, построенный в 1905–11 годах архитектором Джозефом Хоффманом для банкира и коллекционера предметов искусства Адольфа Стокле и его супруги Сюзанны. Считается одним из самых изысканных и роскошных частных домов XX века. До сих пор является собственностью и жилым домом семьи Стокле и закрыт для посещений.
- Интерьер дома создавался с учетом коллекции произведений искусства, собранных Стокле, включавшей разнообразные артефакты со всего мира: от египетской скульптуры, китайской керамики, византийских икон и ювелирных украшений, персидских и армянских миниатюр — до произведений западноевропейской живописи.
- Фриз, созданный по эскизам Климта, также вобрал в себя черты этих культур.
- Он состоит из трех частей и является частью декоративного убранства столовой:
Столовая дома Стокле: общий вид
Две большие панели отчасти симметричны: в центре обеих — знаменитое «древо жизни» с сидящими на нем черными птицами:
Древо жизни. Мозаика. Центральная часть
Их отличие — в двух фигурах: танцующей девушки («Ожидание») —
которая открывает композицию:
Левая часть мозаики фриза Стокле: общий вид
На средней стене помещения между двумя панелями — абстрактная композиция («Золотой рыцарь»):
Центральная часть фриза Стокле. Эскизный картон Климта
На следующей стене почти симметричная первой панель —
Правая часть мозаики фриза Стокле: общий вид
где девушка уже в паре («Упоение») —
Мозаика собрана из цветных камней, стекла, керамики, золотой смальты и эмалей на фоне кремового с прожилками мрамора в мозаичной мастерской Леопольда Форстнера в Вене.
«Главный мотив фриза — Древо жизни. Для Климта это символ, в котором объединены все важные для него мотивы: от цветка до женщины, от умирания всех растений до возрождения времен года. Деревья и женщины смешиваются в раю, в волшебном мире, где люди танцуют и любят друг друга, где женщины становятся деревьями (подобно женщинам Матисса, превратившимся в платаны). Древо жизни и древо познания воплощают собой Эдем. Девушка, танцующая под одним из древ, олицетворяет Ожидание. Пара, обнимающаяся под другим — Упоение. Смерть, конечно, тоже присутствует (как это и следовало ожидать от представления Климта или Фрейда о нормальном жизненном цикле): в виде хищной птицы она сидит на дереве и наблюдает за происходящим внизу. Обнимающиеся любовники, еще враждебные друг другу в Бетховенском фризе, перенесены на фриз Стокле как символ спокойствия и счастья, упоения и радости жизни.» Жиль Нере. Густав Климт. Мир в женских образах
__________________________________________________________________________________________
Если вам понравился материал — подписывайтесь на наш канал.
Заходите на наш сайт www.gudmosaic.ru, где вы сможете увидеть больше работ нашей мастерской.
Все вопросы можно задать по телефону +7 920 251-33-83 и эл. почте info@gudmosaic.ru
__________________________________________________________________________________________
Также рекомендуем:
Смальта
Мозаика из витражного стекла. Тиффани
Золотая мозаика в интерьере
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c18caa24dc8fc00aaeae1f7/5c41a918ce6adf00ad94ce20
Описание картины Густава Климта «Древо Жизни»
Описание картины Густава Климта «Древо Жизни»
Создание этого полотна связано с именем магната Адольфа Стокве, который в 1904 году принял решение о постройке огромного семейного. В то время была мода рисовать картины на зданиях и внутри них, поэтому венский промышленник пригласил нескольких художников (в числе которых был Густав Климт), предложив им контракт.
Промышленник увлекался японским искусством, поэтому Климт решил нарисовать соответствующую картину, которая бы дополнила общий дизайн. В результате и появилось знаменитое «Дерево Жизни», состоящее из трёх элементов – ожидания, упоения и самого древа жизни.
Название несёт в себе символический смысл и побуждает зрителя к размышлению: возможно, художник пытался изобразить библейское древо разума или проиллюстрировать генеалогическое дерево всего человечества. Ветки дерева можно отнести к символу бесконечности – ветви встречаются и переплетаются друг с другом, создавая настоящий лабиринт из листьев и необычных декораций.
Более внимательные зрители могут обнаружить большое количество треугольников, квадратов и овалов. Специалисты утверждают, что эти символы у японцев считаются мужским и женским началом. У европейцев эти символы ассоциируются с работами Зигмунда Фрейда (стоит отметить, что Климт читал его работы). Кто знает, может, это великий Фрейд вдохновил художника на создание такой необычной картины.
Климт провёл более 6 лет в своей мастерской, работая над золотым деревом – центральным символом картины. Художник не зря обратился к золотому цвету, символизирующего жизнь.
Это основной цвет картины, остальные исполняют роль придатков к золотому дереву. Вообще, о символизме картины можно написать не отдельную статью, а целую книгу, поэтому мы ограничились центральными символами.
Да и единственно правильного объяснения к картине нет, каждый её понимает по-своему.
(4 votes, average: 4.00
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-gustava-klimta-drevo-zhizni/