Картина «даная», тициан вечеллио, 1553

© предоставлено пресс-службой ГМИИ

«Мадонна с младенцем» (1507 год)

Картина

  • © предоставлено пресс-службой ГМИИ
  • Тициан «Мадонна с младенцем», 1507
  • «Крещение Христа» (1512 год)

Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). В начале своего пути стиль Тициана был близок стилю другого мастера итальянского Возрождения – Джорджоне, причем настолько, что какое-то время атрибуция этой картины была под вопросом. Вазари в своем известном труде «Жизнеописания знаменитых живописце, ваятелей и зодчих» писал о Тициане как о продолжателе традиций Джорджоне. Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет).
«Мадонна с младенцем» также имеет второе название – «Мадонна Лохиса» — по имени известного европейского коллекционера XIX века графа Гульельмо Лохиса (Guglielmo Lochis), жемчужиной собрания которого она была.  Сейчас эта работа хранится в Академии Каррара в Бергамо.

Картина

© public domain

Тициан. Крещение Христа. 1512 год.

Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет. На картине три персонажа – сам Христос, облаченный в белое и стоящий по колено в реке Иордан, Иоанн Креститель, а по диагонали от него – мужчина в черном, наблюдающий за таинством крещения. По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины. Если на выставке будет возможность подойти к картине поближе, то можно рассмотреть два обручальных кольца на руке мужчины в черном, считается что они символизируют земной брак Рама и его мистический брак с Богом – идея так называемого «мистического брака между Богом и человеком» была общим местом в теологии времен Возрождения.
Эту картину относят к периоду, когда Тициан выработал собственный стиль и его работы стали все менее походить на произведения Беллино и Джорджоне. Кроме того, в этой работе ему удалость достигнуть эффекта сфумато, знаменитого приема, изобретенного Леонардо да Винчи, позволяющего передать на картине воздух, окутывающий ее героев.
До конца XVI века эта картина находилась в собственности семейства Рам, затем была продана и спустя время, в 1750-м году, попала в коллекцию капитолийской Пинакотеки.

«Флора» (1515 год)

Картина

  1. © предоставлено пресс-службой ГМИИ
  2. Тициан «Флора», 1515 год.
  3. «Портрет Томмазо или Винченцо Мости» (1520-1526 годы)

Несмотря на то, что этот портрет был написан Тицианом в возрасте приблизительно 25 лет и относится к раннему периоду его творчества, он является  квинтэссенцией того, что принято называть «тициановской красотой», чувственной и полнокровной. Кто изображен на картине – загадка. Предполагают, что это могла быть Виоланте, дочь художника Якопо Пальмы Старшего, но никаких документальных свидетельств, которые могли бы подтвердить или опровергнуть сей факт, нет. Также до сих пор исследователи гадают, кто предстает перед зрителями – непорочная дева, или же искусная куртизанка. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – «Женщина перед зеркалом» (Лувр) и «Саломея» (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса. Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция.

Картина

© public domain

Тициан. Портрет Томаззо или Винченцо Мосит. 1520-1526 годы

Портрет-загадка, существуют разные предположения относительного того, кто запечатлен на картине — согласно надписи на обороте на ней изображен Томмазо Мости. Однако, поскольку он был духовным лицом, а портретируемый одет в светскую одежду, было сделано предположение, что на самом деле это его брат Винченцо, фаворит герцога Феррары, Модены и Реджио Альфонсо д'Эсте. Сейчас находится в собрании Галереи Палатина Палаццо Питти во Флоренции.

La Bella/»Красавица» (1536 год)

Картина

© public domain

Тициан. Красавица (La Bella). 1536 год

На выставке в Москве можно увидеть еще один из самых прекрасных женских образов в истории мирового искусства – на этой картине изображена другая незнакомка в богатом одеянии из синего бархата, но также, как и Флора, с пышными золотистыми волосами, собранными в косу вокруг головы.  Происходит потрет из урбинского собрания, поступил в коллекцию флорентийских герцогов Медичи в 1631 году с наследством  супруги Фердинандо II Медичи Виттории делла Ровере. Возможно, именно этот портрет упоминается в письме урбинского герцога Франческо Мария делла Ровере своему послу в Венеции Леонарди  как «Дама в синем». Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция.

«Портрет Джулио Романо» (1536 год)

© public domain

Тициан. Портрет Джулио Романо. 1536 год.

На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Портрет Тициан писал в Мантуе, у живописцев были совместные дела, и оставил его в подарок другу. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви.
После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном. Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго. Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – «Форнарина» или «Дама за туалетом» как еще называют эту работу (зал №7 Искусство Италии VIII-XVIII веков).

«Портрет Антонио Порчия» (1535-1540 годы)

Картина

© предоставлено пресс-службой ГМИИ

Тициан. Портрет графа Антонио Порциа, 1535 — 1537 годы.

Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Эта картина — типичная для того времени работа на заказ, официальный портрет благородного мужа. Если рассматривать эту работу в контексте творчества Тициана, то исследователи сходятся во мнении, что это одна из лучших работ зрелого периода художника. И к тому же один из самых больших его портретов. Герой картины показан величественным, например, в глаза бросается массивная золотая цепь, напоминающая орден Золотого руна. В то же время портрет не выглядит тяжелым, не давит на зрителя, «воздуха» картине добавляет пейзаж за окном.
Картина долгие годы хранилась у потомков господина Порчия, а потом вместе с семьей переехала в Милан, где была унаследована Евгенией Висконти Литта Аресе, которая в 1891 году в свою очередь подарила ее городскому музею — Пинакотеке Брера, где картина хранится и по сей день.

«Даная» (1544-46 годы)

Картина

© предоставлено пресс-службой ГМИИ

Тициан. Даная. 1544 — 1545 годы.

Даная – героиня картин многих художников. В древнегреческой мифологии дочь Акрисия, царя Аргосского и Евридики, мать Персея, имя которой упоминается в «Илиаде». Тициан также изображает «кульминационный момент» истории Данаи – Зевс проникает в ее темницу в виде золотого дождя.
Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий). Первая версия, которую и покажут на выставке в ГМИИ, была написана в период с 1544 по 1546 годы по заказу испанского короля Филиппа II, а сейчас принадлежит Национальному музею Каподимонте в Неаполе. Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин. Еще одна из них находится в музее Прадо, вторая в Эрмитаже, третья в Венском художественно-историческом музее. Более всего похожи между собой «Данаи» из Прадо и Эрмитажа, отличаются главным образом служанки, которые ловят золотые монеты подолом платья, а на картине из венского музея служанка ловит монеты золотым подносом.
В свое время картина принадлежала коллекции знаменитой итальянской династии Фарнезе, до того как попала в коллекцию музея. Во времена Второй мировой войны эта работа Тициана была в числе похищенных нацистами произведений искусства, которые были найдены в шахте в Зальцбурге, и вернулась в Неаполь после окончания войны в 1947.

«Распятие» (1558 год)

© public domain

Тициан. Распятие. 1558 год.

«Распятие» было завершено Тицианом в 1558 году и сейчас принадлежит алтарю церкви Сан-Доменико в Анконе. Эта работа была заказом венецианского купца Петро делла Корнови, переехавшим с семьей из Венеции в Анкону.
Композиция картины почти плоская, слева у подножия креста – Дева Мария в темно-синих одеждах, ее лица почти не видно, Святой Доминик обнимает крест, а Святой Иоанн стоит, раскинув руки, не в силах поверить в случившееся.
На тот момент написания этой картины Тициан занимался живописью уже более пятидесяти лет, и в этот период своего творчества обратился к исследованию трагедии и человеческих страданий, передать которые в своих работах он пытался в первую очередь с помощью цвета. Вазари описывал этот стиль «позднего Тициана», как «сделанный из пятен» краски. Здесь преобладают темные тона, доминируют синий и черный, а белый, которого совсем немного, выглядит как вспышки света. Для достижения необходимого ему эффекта в некоторых местах Тициан наносил краску не кистью, а пальцем.

«Благовещение» (1564 год)

© public domain

Тициан. Благовещение. 1564 год.

Это часть алтарного образа (Тициан кроме «Благовещения» работал также над еще одним образом в этой же церкви — «Преображением Господним»), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор.  Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. Хотя современники критиковали эту «Благовещение» за «грязные цвета», сейчас она воспринимается как одна из наиболее смелых его работ. На картине Мария изображена напуганной, а не смиренно принимающей известие, как ее изображали ранее, а визуальный акцент смещен на архангела Гавриила и Святой дух в центре композиции.

Читайте также:  Описание картины «взятие снежного городка», суриков, 1891

«Венера, завязывающая глаза Амуру» (1565 год)

© public domain

Тициан. Венера, завязывающая глаза Амуру. 1565 год.

Эту картину уже можно было видеть в Москве шесть лет назад, она стала настоящей сенсацией выставки  «Россия-Европа-Россия». С  «Флорой» «Венеру» разделяют полвека, и, безусловно, меняется манера письма мастера. Живопись здесь, вдохновившая позже Тернера и импрессионистов,  похожа на крупные светоносные цветные пятна, которыми обозначены царственные фигуры богини и нимф. Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. В то же время другой прижимается к ней, как дитя к матери, что сообщает полотну спокойствие и игривую атмосферу одновременно. Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе.
Тициан скончался почти через десять лет, в августе 1576 года во время эпидемии чумы. По легенде, его нашли на полу мертвым с кистью в руке.

Подготовили Наталья Попова и Светлана Янкина

РИА Новости http://ria.ru/weekend_art/20130627/829304551.html#ixzz2xAEmwNQD

Источник: http://worldartdalia.blogspot.com/2014/03/11_27.html

Картины -двойники…Тициан "Даная".Какой из них вы бы отдали предпочтение? | Волшебная сила искусства

Темой для создания картин о Данае послужила красивая легенда.

   Даная-дочь аргосского царя Акрисия и Эвридики. Акрисий, которому была предсказана смерть от руки внука, заключил Данаю в медную башню, куда не было доступа смертному. От Зевса, проникшего к Данае в виде золотого дождя, она родила Персея.

Тогда разгневанный Акрисий поместил дочь и внука в ящик и приказал крепко заколотить его, а потом бросить в море.

Много дней носился по волнам ящик, пока его не прибило к острову Сериф, где его нашел рыбак Диктис, открыл и обнаружил Данаю и Персея живыми и невредимыми.

      Брат Диктиса Полидект, правитель острова, влюбился в Данаю и пытался силой ею овладеть. Чтобы возмужавший Персей не помешал его планам, Полидект отправил его за головой горгоны Медузы. Персей, вернувшись обратно, обнаружил Данаю у алтаря храма, где она искала убежища от притязаний Полидекта.

Показав Полидекту голову Медузы, Персей превратил правителя в камень. А править стал Диктис. Обрадованная тем, что все горести позади, Даная решила навестить отца, но Акрисий не впустил в дом ни ее, ни Персея. Прошло еще много лет, и однажды на играх Персей случайно бросил диск туда, где стояли зрители. Среди них был и Акрисий.

Диск попал именно в него и убил насмерть.

Картина

Тициан. Даная 1544-45 г.г. Национальный музей Каподи-монте, Неаполь, Италия

       Представитель венецианской школы, величайший итальянский живописец эпохи Возрождения, Тициан (1476/1477-1576) стоит в одном ряду с такими художниками, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Мастер писал картины на библейские и мифологические сюжеты, был выдающимся портретистом.     В эпоху Возрождения миф о Данае выступал в искусстве как форма художественного обобщения. Тициан неоднократно обращался к этому образу, написал несколько вариантов «Данаи», один по заказу короля Испании.  Это произведение имело такой успех, что художнику пришлось повторять ее несколько раз для различных заказчиков. И сейчас в разных музеях мира имеются картины, в которых с некоторыми изменениями трактуется один и тот же мифологический сюжет.

        Наиболее популярны две «Данаи» — одна создана в 1544 году (Неаполь, музей Каподи-монте), вторая – в 1553-1554 гг. (Мадрид, Прадо). По существу, «Даная» 1553 – 54 гг. есть вариант картины, выполненной десятью годами раньше.

 Первая картина была выполнена для могущественного семейства Фарнезе. К этому семейству принадлежал сам папа Павел III, и начиная с 1539 года Тициану удается завязать отношения с этой семьей.

Можно предположить, что первое полотно «Даная» служит как бы материальным символом этого сближения, чрезвычайно важного для Тициана и его карьеры. 

        Первая «Даная», работу над которой художник начал уже в Венеции и которая предназначалась в подарок кардиналу Алессандро Фарнезе, несет на себе отпечаток его чувственного натурализма и сочной колористики: она столь соблазнительна, что  по сравнению с «Венерой Урбино»,кажется ханжой — замечает монсеньор Джованни Делла Каза.

После создания этого полотна художник по приглашению кардинала Алессандро Фарнезе, пообещавшего папский бенефиций для сына Тициана, художник решился отправиться в Рим, что позволило ему увидеть произведения Рафаэля и Микеланджело.Картина

Тициан Даная 1553-54 г.г. Музей Прадо, Мадрид, Испания

        Вторая же картина была выполнена для еще более значительного высокопоставленного заказчика, а именно для Габсбургов, то есть для мадридского двора, Карла V и принца Филиппа.

Следует помнить, что в том числе и благодаря «Данае» Тициан становится любимым художником монарха, установив с ним прекрасные  отношения, которые он поддерживал впоследствии и с сыном Карла Филиппом и всем испанским двором на протяжении сорока лет.

От императора исходили многочисленные заказы и высокие почести: в 1533 году Тициан был удостоен рыцарского звания и титула графа и Кавалера золотой шпоры, достигнув славы и общественного положения, недоступного другим художникам.

Вместо амура на полотне появляется – что более соответствует тексту Овидия о Данае – фигура старой кормилицы, собирающей в фартук золотые монеты, в которые превратился Юпитер, чтобы овладеть молодой девушкой. Появляется собачка, «разделяющая ложе» с Данаей .

     И первую, и вторую Данаю можно было бы назвать «мифологической поэзией» с очевидным эротическим смыслом. Встреча Данаи с Юпитером происходит на фоне теплого света заката, когда мягкие красочные тона как бы растворяются друг в друге.

Фигура обнаженной женщины несомненно вдохновлена скульптурами Микеланджело – человека, похвалившего первую «Данаю» и вдохновившего художника на вторую – Авророй и Ночью из капеллы Медичи.

Но истинно тициановским остается колорит картины, где краски словно мерцают от пронизывающего ее света, подчеркивая накал чувств. 

Третий вариант «Данаи» находится в нашем Эрмитаже, а еще одна копия находится  в Вене. 

Картина

Тициан Даная 1553 г. Музей Эрмитаж, Санкт-Петербург

Каков след Данаи в творчестве художника?

   Даная явилась для Тициана возможностью создать женский образ, не только залитый светом, но как бы состоящий из него. Сотканная из света фигура во времена Тициана была подлинным новшеством в живописи. И в этом смысле она олицетворяет другую жизнь и другое искусство. Тонкий и плавный переход от светописи женского тела к тени, отказ от разделяющих линий есть начало чего-то нового и доселе неизведанного, куда погружался Тициан в 50-е годы XVI века… «Даная» явилась той вешкой, которая как бы помечает собой превращение Тициана из талантливого и искусного живописца – в великого и неповторимого гения своей эпохи, вставшего в один ряд с Леонардо да Винчи, Рафаэлем, Микеланджело. 
Картина

Тициан Даная 1564 г. Историко-художественный музей, Вена, Австрия

         Миф очень обаятельный и привлекал многих художников.  Начиная с эпохи Возрождения, сам миф в искусстве выступает как форма художественной типизации жизненного материала. Образ Данаи в этом смысле – собирательный образ, и ее ситуация – решающая ситуация человеческой жизни, отобранная в процессе смены многих поколений и пропущенная через их духовный и художественный опыт.

 «Даная» превратила Тициана из талантливого живописца в гения своей эпохи«Даная» превратила Тициана из талантливого живописца в гения своей эпохи.

Источник: https://maxpark.com/community/2962/content/1753872

Тициан Даная

  • Доклад по дисциплине «культурология»
  • Картина
  • Выполнила
  • студентка группы 1/5
  • Экономического факультета ИвГУ

Денисенко А.И.

Проверила

Красина Г.П.

  1. Иваново 2009 год
  2. Тициан (Тициано Вечеллио)
  3. (Titian (Tiziano Vecellio))
    (около
    1480-1576 гг
    .)

«В Тициане венецианская живопись переживает её великое время. Слава и влияние его произведений выходят за границы Венеции, они заполняют Италию и всю творящую и любящую искусство Европу.

Вместе с Микеланджело и Рафаэлем он относится к тем великим идеалам, которые итальянское Высокое Возрождение оставило в наследство будущим поколениям.

Но идеалом Тициан был не благодаря теории и систематике, а более, чем кто другой, из-за силы отдельного произведения.»

Теодор Хетцер

Биография

Картина

Итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения (Ренессанс). Глава венецианской школы.

Учился в мастерской Джованни Беллини, но более глубокое влияние на него оказал Джорджоне (Тициан работал вместе с ним и завершил некоторые картины, оставшиеся незаконченными после преждевременной смерти Джорджоне). Когда Беллини умер (1516г.

), стал официальным художником Венецианской республики, где и оставался общепризнанным первым живописцем до самой смерти. В Венеции создал великолепные монументальные алтарные образы («Вознесении Марии», около 1516-1518 гг., церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари).

В 1533 г. император «Священной Римской империи» Карл V назначил его своим официальным художником. В 1548 и 1550 гг.

Тициан посетил императорский двор в Аугсбурге, и во время второго визита познакомился с сыном Карла, будущим королём Испании Филиппом II, который стал его покровителем.

Тициан продолжал активно работать до конца жизни, и pieta, которую он написал для собственной гробницы и которая осталась незаконченной, представляет собой одно из замечательнейших завещаний, когда-либо оставленных художником миру.

Тициан в равной степени известен своими портретами и картинами на религиозные сюжеты, например «Оплакивание Христа» (около 1573-1577 гг.). Он поднял до новых высот традиционное для венецианских живописцев искусство колорита.

Тициан в совершенстве владел масляной живописью и был первым мастером, наиболее полно использовавшим её художественные возможности; последние работы Тициана отличает поразительно свободная манера письма.

О его личной жизни известно мало, говорят, что он был скуп и специально увеличивал свой возраст, чтобы добиться у покровителей сочувствия (а следовательно, и денег).

В своем творчестве достиг вершин живописного мастерства, величайших глубин в истолковании библейских и мифологических сюжетов. Выработал новую живописную технику, оказавшую исключительное влияние на дальнейшее, вплоть до XX в., развитие мирового изобразительного искусства.

«Даная» Тициана

Жизнерадостность, присущая таланту Тициана, ярко проявилась в его картинах на мифологические темы. Несколько раз обращался художник к греческому мифу о Данае, создав картины, близкие по содержанию и композиции.

Миф повествует о том, что аргосскому царю Акрисию оракул предсказал смерть от руки внука. Тогда царь заключил свою единственную дочь Данаю в башню и обрек ее на одиночество. Но избежать своей участи он все же не смог. Зевс, прельщенный красотой Данаи, явился к ней в виде золотого дождя, и у Данаи родился сын Персей.

Акрисий впоследствии действительно погибает из-за своего внука. Характерно, что Тициана привлекает в рассказе о Данае момент, который позволяет ему прославить силу любви, разрушающей все преграды, воспеть красоту человеческого тела.

Читайте также:  Исторический музей имени д. и. яворницкого, днепропетровск, украина

В его картине все возвышенно, но одновременно конкретно: и лицо Зевса, появившегося из-за облаков, и золотой дождь в виде потока монет, и старуха-служанка, и Даная, напоминающая скорее красавицу-венецианку, возлежащую на пышном ложе. Одна из самых сложных задач в искусстве — изображение обнаженного человеческого тела — решается Тицианом виртуозно.

Художник воплощает здесь свое представление о красоте. Он создает чувственный и в то же время целомудренный образ женщины, страстно утверждая ее право на любовь и счастье.

В “Данае” Тициана использована так называемая полярная симметрия
: в правой и левой частях картины красочные пятна распределены более или менее симметрично, но контрастно в смысле тональном — темную фигуру справа уравновешивает светлая слева.

«Даная» (ок. 1544 г.) была заказана кардиналом Алессандро. Сейчас она находится в Мадриде (музей Прадо).

Это произведение имело такой успех, что художнику пришлось повторять ее несколько раз для различных заказчиков. И сейчас в разных музеях мира имеются картины, в которых с некоторыми изменениями трактуется один и тот же мифологический сюжет.

Эрмитажое полотно (годы создания: между 1546 и 1553)- один из вариантов, созданных на сюжет античной легенды о Данае, к которому Тициан обращался неоднократно, начиная с 30-х годов XVI века.

В картине Тициана лицо Зевса появляется в просвете облаков, с небес сыплются золотые монеты, изумленная служанка торопится поймать их в подставленный фартук. Но Даная спокойна.

Она прекрасна как олимпийская богиня, и как богиня без удивления, без суеты, без подобострастия принимает как должное знак небесной любви. Ее лицо запрокинуто и наполовину погружено в прозрачную полутень. Об охватившем ее сладком томлении «говорит» не лицо, а тело.

Тициан наделил героиню античного мифа земной красотой, подчеркнув привлекательность молодой женщины живописным сопоставлением с обликом старухи служанки. Обнаженное тело Данаи написано живо и пластично.

Прозрачными, «вплавленными» друг в друга мазками Тициан передает его нежную упругость, тепло золотистой кожи, розовеющие колени и ступни.

Тускло-красные, ржавые, сиреневатые, песочные тона в изображении пейзажа и занавеса, многообразные оттенки зеленовато-коричневого в одежде служанки рождают ту неповторимую колористическую гармонию, которую поэт и художник М. Волошин называл «осенней и медной». Тонко продуманные цветовые соотношения позволяют непревзойденному мастеру колорита передать атмосферу интимной теплоты, чувственности, радости земного бытия.

Картина

«Даная»
Тициана
,
Государственный Эрмитаж
,
Санкт-Петербург

Источник: https://mirznanii.com/a/133158/titsian-danaya

Тициан Вечеллио

(1476 или 1480-е — 1576)

Картина

В картине «Любовь земная и небесная» (ок. 1515 – 1516, Галерея Боргезе, Рим), на которой изображены две красавицы, античная и современная, раскрывается свойственный Тициану дар наделять героев полнотой бытия, яркостью чувств.

Мажорный колорит картины построен на созвучии красок, объединенных золотистым тоном и словно обладающих лучистой энергией, они покоряют глаз зрителя, захватывают его воображение.

Новизной композиционных приемов, нередко с использованием перспективных ракурсов, возвышенной трактовкой образов отмечены такие разные по своему духу и настроению произведения, как «Ассунта», «Мадонна семьи Пезаро», «Вакх и Ариадна». Тициан смело сочетает интенсивные красные и синие краски, уверенно лепит кистью объемы.

В картинах на мифологические и религиозные темы художник усиливает жизненную трактовку образов, вводит отдельные бытовые детали, шире характеризует место действия. Так, в картине «Венера Урбинская» (1538, Галерея Уффици, Флоренция) античная богиня представлена в обстановке богатого патрицианского дома.

В сложный период нарастающих противоречий в искусстве Возрождения Тициан создает полные драматизма величественные и значительные образы, хотя временами и овеянные чувством беззащитности героя. Особенно это ощущается в его поздних картинах («Оплакивание Христа», 1573 – 1576).

В 1540-е гг. много внимания Тициан уделяет портрету. В «Портрете Ипполито Риминальди» (ок. 1548) тонкий анализ характера человека показывает и одиночество модели, и ее душевную стойкость.

С беспощадной правдивостью Тициан трактует свои модели в портретах Пьетро Аретино, папы Павла III с племянниками, императора Карла V. Зато портрет его дочери Лавинии («Портрет Лавинии», ок. 1555) – это торжество жизни и красоты.

Женскую красоту воспевает Тициан и в картинах «Даная» и «Венера перед зеркалом», которые создавались в те же годы, что и трагические по своему звучанию полотна мастера.

Необычен колорит позднего Тициана: сильные цветовые аккорды сочетаются с тончайшими переливами оттенков красок, манера живописи становится более темпераментной. Одним из первых в истории европейской живописи художник пишет свободным мазком, как бы формируя красочную фактуру прямо на полотне.

В живописи Тициана воплотились лучшие черты венецианской школы эпохи Возрождения: тонкое видение красочности мира, жизненность образов, умение изобразить характер человека в его отношении со средой, с другими людьми.

Источник: http://art.liim.ru/hz/hz06.html

Тициан

Картина

Тициан (Тициано Вечеллио; Tizianо Vecellio), 1476/77 или ок. 1487–1576 гг. · венецианский живописец эпохи Возрождения. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато.

Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески.

От Джорджоне Тициан воспринял тонкое чувство колорита, проникся поэтической атмосферой его произведений и после смерти Джорджоне в 1510 завершил работы учителя. В 1513 Тициан уже приобрел известность и стал получать не только частные, но и государственные заказы.

Картина “Вознесение Богоматери” (“Ассунта”), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свидетельствует о творческой зрелости мастера.

Тициану покровительствовали многие влиятельные лица: начиная с 1516 – династия д’Эсте в Ферраре; несколькими годами позже – семейство Гонзага в Мантуе; в 1530-х годах – семья Ровере в Урбино.

В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. Последние годы жизни Тициан провел в Венеции, исполняя в числе прочих многочисленные заказы Филипа II Испанского.

Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. Архитектор и скульптор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино и Тициан составили блестящий триумвират, царивший на венецианской культурной сцене в течение нескольких десятилетий.

Хотя в последние годы жизни силы Тициана стали угасать, он продолжал работать с изумительной творческой изобретательностью до самой смерти 27 августа 1576.

Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. Трудно дифференцировать произведения Беллини, Джорджоне и Тициана первых лет XVI в. К 1510 Тициан усвоил живописную манеру Джорджоне.

Он завершил пейзаж в картине Джорджоне “Венера” (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе “Сельский концерт” (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло.

Картина “Флора” (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине “Любовь земная и небесная” (Рим, галерея Боргезе).

В 1516–1518 Тициан исполнил алтарный образ “Вознесение Богоматери” (“Ассунта”) для церкви Санта Мария деи Фрари. Богоматерь возносится в небо, окруженная ангельским хором; ее фигура акцентирована простым сопоставлением трех основных цветов.

Бурное движение характеризует три картины на мифологические темы, которые Тициан написал в 1518–1523 для герцога Альфонсо д’Эсте: “Праздник Венеры”, “Вакханалия” (обе в Прадо), “Вакх и Ариадна” (Лондон, Национальная галерея).

С 1519 по 1526 Тициан работал над “Алтарем семейства Пезаро” для церкви Санта Мария деи Фрари.

В этой композиции изображение Мадонны на троне смещено относительно центра так, что в картине возникает нарастающее диагональное движение слева направо.

Портреты Тициана, исполненные в течение 1520-х годов, выглядят более камерными. Обычно, как в “Мужском портрете” (Лондон, Национальная галерея), в них акцентируются черты личности модели.

В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Картина “Введение Марии во храм” (1534–1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений.

Это произведение вызывает в памяти городские виды и изображения венецианских праздников у Карпаччо и Джентиле Беллини и предвещает сцены пиров Веронезе.

Картину Тициана “Венера Урбинская” (1538, Уффици) можно сопоставить с “Венерой” Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате.

Прекрасная женщина представлена величавой, исполненной чувства собственного достоинства, но ее изображение уже не вызывает ощущения тайны, как в картине Джорджоне. В “Портрете Франциска I” (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю, изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт.

В 1540-е годы Тициана вновь охватил дух экспериментаторства, стремление расширить технические возможности живописи и достичь более глубокого психологического проникновения в образы своих героев.

В парижской версии картины “Коронование терновым венцом” (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа.

На неоконченном “Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе” (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники.

Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545–1546 дает о себе знать в картине “Даная” (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). “Конный портрет Карла V” (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца.

К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название “позднего стиля Тициана”. Для него характерны работа более жидкими красками и звучные, как бы тлеющие изнутри цвета, подчиняющиеся игре света.

Читайте также:  Венера, завязывающая глаза амуру, тициан вечеллио

Метод наложения плотных слоев краски резкими, прерывистыми мазками, смешение которых обретает определенные формы только при взгляде с достаточного расстояния, обусловил интерес многих художников XIX-XX вв. к творчеству мастера.

Воплощением этого позднего стиля является картина “Похищение Европы” (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж.

“Положение во гроб” (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты.

Индивидуальные роли отдельных героев теперь, однако, не так сильно выделены; фигуры почти сливаются в единую массу под воздействием объединяющего света и посредством текучей живописной фактуры. Мюнхенская версия картины “Коронование терновым венцом” (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре; в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету.

Последняя картина Тициана – “Оплакивание Христа” (Венеция, галерея Академии) была сделана им для своего собственного надгробия между 1573 и 1576.

По материалам энциклопедии “Кругосвет”

Источник: https://greekroman.ru/gallery/art_titian.htm

Описание картины Даная – Тициан Вечеллио

Картина художника Тициано Вечеллио “Даная” из цикла картин на поэтические темы для испанского короля. Размер картины 119 x 187 см, холст, масло. Заказчик – Филипп II Испанский, 1553-1562.

В образах, посвященных, казалось бы, утверждению чувственных радостей жизни, явно слышится новая трагическая нота. Уже его “Даная” несет в себе новые черты по сравнению с предшествующим периодом. Действительно, “Даная”, в отличие от “Венеры Урбинской” поражает нас своеобразным драматизмом, который пронизывает всю картину.

Конечно, художник влюблен в реальную красоту земной жизни, и Даная прекрасна, притом откровенно чувственной красотой. Но характерно, что Тициан вводит теперь мотив драматического переживания, мотив развития страсти. Изменяется сам художественный язык мастера.

Тициан смело берет цветовые и тональные соотношения, сочетая их с как бы светящимися тенями.

Благодаря этому он передает подвижное единство формы и цвета, четкого контура и мягкой моделировки объема, которые помогают воспроизвести натуру, полную движения и сложных изменчивых соотношений.

В “Данае” мастер еще утверждает красоту счастья человека, но образ уже лишен былой устойчивости и спокойствия. Счастье – уже не постоянное состояние человека, оно обретается лишь в минуты яркого порыва чувств.

Недаром ясной величавости “Любви земной и небесной” и спокойной неге “Венеры Урбинской” здесь противостоит ощущение взволнованного порыва сильных чувств.

Исключительно выразительно сопоставление Данаи с грубой старой служанкой, которая жадно ловит в протянутый фартук монеты золотого дождя, алчно следя за его потоком.

Циничная корысть грубо вторгается в картину: в произведении драматически сплетаются прекрасное и уродливое, возвышенное и низменное.

Красоте человечески яркого и свободного чувства Данаи противопоставляются цинизм и грубое корыстолюбие.

Это столкновение характеров подчеркивается контрастом грубой, узловатой руки старухи и нежного колена Данаи, почти соприкасающихся друг с другом.

В какой-то мере при всем различии образов Тициан здесь находит решение, напоминающее композицию его картины “Динарий кесаря”. Но там сопоставление полного моральной красоты образа Христа с темным уродливым лицом фарисея, воплощающим грубую хитрость и низменные человеческие страсти, приводит к утверждению абсолютного превосходства и победы гуманного начала над низменным и жестоким.

В “Данае”, хотя Тициан и утверждает победу счастья, силы уродства и злобы уже приобрели известную самостоятельность. Старуха не только оттеняет по контрасту красоту Данаи, но и противопоставляется ей. Вместе с тем именно в эти годы Тициан создает новую серию своих поистине прекрасных картин, посвященных воспеванию чувственного очарования женской красоты.

(No Ratings Yet) Loading…

Еще картины:

  1. Венера с зеркалом – Тициан Вечеллио Картина художника Тициано Вечеллио “Венера с зеркалом”. Размер картины 124 x 105 см, холст, масло. Венера, в римской мифологии богиня……
  2. Юпитер и Даная – Иоахим Эйтевал Картина “Юпитер и Даная” создана голландским художником Иоахимом Эйтевалом по мотивам известной мифологической истории. Размер картины 205 х 155 см,……
  3. Портрет дочери Тициана Лавинии – Тициан Вечеллио Величайший венецианский живописец Тициан Вечеллио, не получивший, по выражению Вазари, “от неба ничего… кроме счастья и благополучия”, прожил почти девяностолетнюю……
  4. Портрет дамы в белом платье – Тициан Вечеллио Тициан написал множество портретов венценосных особ. Невозможно представить Филиппа II, Франциска I или Папу Римского Павла III иными, чем их……
  5. Чудо с говорящим новорожденным, снимающим со своей матери обвинение в прелюбодеянии – Тициан Вечеллио Фреска изображает чудо с новорожденным младенцем, заговорившим, дабы оправдать свою мать, обвиненную в прелюбодеянии. Она является одной из трех композиций……
  6. Осмеяние (Поругание) Христа – Тициан Вечеллио В свои ранние годы Тициан нарисовал серию картин, посвященных Страданиям Христовым. Они включают: Увенчание терновым венцом, Мюнхен), Поругание Христа, Се……
  7. Вeнepa с органистом и купидоном – Тициан Вечеллио “Beнepa с органистом и купидоном” была создана Тицианом в его второй приезд в Аугсбург. В этой картине художник обратился к……
  8. Даная – Густав Климт Эротичная картина “Даная” принадлежит кисти Густава Климта – представителя направления модерн в мировой живописи. Помимо живописной и исторической ценности полотно……
  9. Любовь земная и небесная – Тициан Вечеллио Картина художника Тициано Вечеллио “Любовь земная и небесная”. Размер картины 118 x 279 см, холст, масло. В своем творчестве художник……
  10. Мадонна и ребенок со святой Доротеей и Георгием – Тициан Вечеллио В расслабленной и уверенной живописи Тициан приносит очарование семейного очага к испытанной формуле Святого писания. Снисходительная улыбка Св. Доротеи –……
  11. Ужин в Эммаусе – Тициан Вечеллио Первыми владельцами картины была семья Маффей из Вероны, где Тициан нарисовал запрестольный образ для Собора. Действительно, Тициан, возможно, одолжил яркий……
  12. Религия, которой помогает Испания – Тициан Вечеллио В начале 1570ых, Филипп II заказывает Тициану две большие картины-аллегории: “Религия, которой помогает Испания” и “Подношение Филиппа II”. Обе работы……
  13. Святой Себастьян – Тициан Вечеллио “Святой Себастьян” – один из шедевров позднего периода творчества Тициана. Во время работы над картиной художнику было уже около 85……
  14. Скорбящая мать – Тициан Вечеллио Картины изображающие горюющую Богородицу были популярными религиозными изображениями. Эта Скорбящая Мать с протянутыми руками была нарисована в 1553-54 гг., как……
  15. Оплакивание Христа (Пьета) – Тициан Вечеллио Картина художника Тициано Вечеллио “Оплакивание Христа” . Размер картины 352 x 349 см, холст, масло. Одним из самых глубоких по……
  16. Святой Иероним – Тициан Вечеллио Округленная часть панели – более позднее дополнение, как показано копиями такой как в Аккадемии ди Сан Луке, Рим. Ридолфи упоминает……
  17. Венера, завязывающая Амуру глаза – Тициан Вечеллио В поздний период творчества Тициан был захвачен созданием наполненных драматизмом картин на христианские сюжеты, но и античность по-прежнему привлекала его…….
  18. Введение Марии во храм – Тициан Вечеллио Картина художника Тициано Вечеллио “Введение во храм” . Размер картины 345 x 775 см, холст, масло. Композиция “Введение во храм”……
  19. Даная – Якопо Тинторетто Картина Якопо Тинторетто “Даная”. Размер картины 142 x 182 см, холст, масло. Художником изображена классическая композиция по мотивам древней легенды……
  20. Смерть Эвридики. Д – Тициан Вечеллио “Смерть Эвридики” входит в группу небольших мифологических композиций горизонтального формата, видимо, предназначенных для украшения свадебных сундуков – кассоне. Эти композиции,……

Описание картины Даная – Тициан Вечеллио.

Источник: https://art.goldsoch.info/danaya-tician-vechellio/

Даная. Описание картины Тициана

Древнегреческий миф о Данае – прекрасной девушке, заточенной отцом в подземелье – будоражил воображение многих живописцев.

Возможно, это было благодаря тому, что Даная была матерью одного из самых известных и почитаемых героев Древней Греции – отважного Персея, срубившего голову смертоносной Медузе, или тому, что Зевс тайно проник в девичьи покои затворницы чудесным и необычным образом, превратившись в золотой дождь, или благодаря переосмыслению антропоцентричной античной культуры в эпоху Возрождения.

Отец Данаи, царь Акризий, узнал от оракула об ужасном пророчестве – ему предстоит умереть от руки собственного внука, рожденного его единственной дочерью Данаей.

Стремясь избежать страшной судьбы, царь решает никогда не выдавать ее замуж и сделать затворницей, чтобы ни один мужчина не проник в ее тайные покои.

К девушке было приставлена старуха, единственная ниточка дочки царя с окружающим миром. Зевс, узнав о красоте Данаи, решил во что бы то ни стало проникнуть в покои. Согласно легенде, он превратился в золотой дождь, просочившись сквозь отверстие в крыше, хотя возможно, что он просто подкупил старуху золотом.

Значимой эта тема была и для Тициана Вечеллио, который возвращался к этой картине пять раз, создав несколько схожих картин. Художник, творчество которого пришлось сразу же на два художественных периода – Возрождение и барокко, несколько раз менял сюжет картины, пополняя разными деталями.

На первой его картине изображен крылатый бог любви Амур, а на последующих художник менял образ старухи-надсмотрщицы, стерегущей покой Данаи. Менялась также и палитра цветов и лишь сама фигура прекрасной обнаженной девушки, ее поза и выражение лица оставались неизменными. Рассмотрим вариант картины, находящейся в Мадриде, в музее Прадо.

На переднем плане на усыпальном ложе с белоснежным бельем возлежит обнаженная Даная и смотрит на чудесный дождь, сыплющийся сверху. В дымке золотого облака левее пурпурного полога постели едва различимы черты лица олимпийского бога с седой бородой.

Старуха смотрит на дождь с алчным интересом. Подставляя подол своего грязно-серого передника, страшная пожилая женщина с нескрываемой жадностью надеется, что дождь долго не остановится и она сможет заполучить огромное количество монет.

Нежная женственная красота золотокудрой Данаи противопоставляется старости и уродливости старухи. Колено правой ноги девушки визуально соприкасается с узловатой натруженной рукой пожилой женщины, подчеркивая этот контраст.

В духовном аспекте эти два персонажа также противопоставлены. Даная живет чувствами, страстями и любовью, а старуха готова все продать за золотые монетки и богатство – ее главный приоритет в жизни.

Автор сочинения: Ирина Шастова

Источник: http://design-kmv.ru/opisanie-kartin/danaya-opisanie-kartiny-ticiana.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector