Картина «больная», поленов — описание

Лирик пейзажист, писал библейские сюжеты, новатор. Поленов В.Д. научил художников по-новому обращаться с красками.

Отец Василия Поленова историк, археолог, библиограф. Дмитрий Васильевич участвовал в подготовке реформы, освободившей крестьян. Мать Мария Александровна Ваейкова, внучка архитектора Н.

Львова, писала портреты под руководством академика живописи К. Молдавского (ученика К. Брюлова), была автором детских книг.

Сестра Поленова также стала известной художницей и участвовала в утверждении нового искусства на рубеже XIX-XX веков.

С 1859 года студент Академии художеств П. Чистяков обучал будущего художника азам живописи. П. Чистяковым воспитаны едва ли не все знаменитые русские художники второй половины XIX века. Он предвещал Поленову известность: «Они колорист, — говорил он, — так составляют тона, что и мне не составить».

Поленов, преданный природе, её обожатель и служитель. Первое знакомство с природой состоялось в десятилетнем возрасте, когда родители привезли его в имение Имоченцы в Олонецкой губернии.

В 1861 году Поленов едет учиться в Петрозоводск, а в 1863 году в Петербург, где поступает на физико-математический факультет Петербургского университета.

В это же время Поленов посещал занятия в Академии художеств, когда в Академии был переломный момент (И. Крамской с единомышленниками покинули Академию в знак протеста против академизма).

В то самое время, когда зародилась реалистическая живопись.

В 1871 году русский художник, продолжая посещать натурный класс (в качестве штатного студента), окончил университет, только уже на юридическом факультете, защитил диссертацию «О значении искусства в его применении к ремёслам».

Так Поленов получил степень кандидата прав. Тогда же он получил и Большую золотую медаль в Академии художеств, представив на конкурс картину «Воскресение дочери Иаира», — такой же медалью в том же году наградили и выпускника Академии И. Репина.

Большая золотая медаль давала право на заграничную стажировку.

В 1872-76 годах Поленов обучается за границей – в Германии, Италии и Франции. За это время русский художник выбрал направление в живописи, его любимым художником был Паоло Веронезе (Венеция), в Париже и Вёле писал картины, здесь же он близко сошёлся с И. Репиным.

В Риме Поленов познакомился с меценатом С. Мамонтовым, позднее он стал активным участником абрамцевского кружка. В Абрамцеве Поленов написал многие свои картины, оформлял любительские спектакли, а в мамонтовской Частной опере – профессиональные. Русский художник сам писал оперы, в качестве архитектора предложил свой проект церкви Спаса Нерукотворного.

В 1882 году в Абрамцеве Поленов встретил свою вторую половину – Н.В. Якунчикова, двоюродная сестра Е.Г. Мамонтовой. Жена Поленова увлекалась живописью, посещала Училище живописи, ваяния и зодчества, всегда разделяла художественные интересы мужа. Из её переписки с сестрой известно много фактов о работе русского художника.

В 1876 году, вернувшись в Россию, русский художник отправляется на сербско-черногорско-турецкую войну, затем – на русско-турецкую. На последней он состоял художником-корреспондентом при главной квартире наследника-цесаревича (в будущем – императора Александра III).

В 1877 году Поленов переезжает в Москву. В 1878 году становится членом Товарищества передвижных выставок. На VI передвижной выставке увидела свет картина художника – «Московский дворик» — она принесла художнику славу и стала открытием нового жанра «интимного» пейзажа.

В 1881-82 годах, для того чтобы написать картину «Христос и грешница», Поленов едет на Восток, где делает множество эскизов картин, они отличаются свободой исполнения и искрящимися красками.

В 1882 году Поленов – руководитель пейзажного и натюрмортного классов в Московском училище живописи, ваяния и зодчество. 12 лет Поленов обучал молодые дарования, среди них были и знаменитости – К. Коровин, И. Левитан, М.

Нестеров, А Головин, И. Остроухов, А. Архипов, С. Малюгин. Ученики души не чаяли в своём учителе. «Его картины, — вспоминал А. Головин, — восхищали нас своей красочностью, обилием в них солнца и воздуха.

Это было настоящее откровение».

В 1899 году Поленов снова едет на Восток. Там он собирает материалы для создания цикла картин «Из жизни Христа». А в 1909 году представил эту серию зрителю, выставка стала крупнейшим художественным событием предреволюционных лет.

В 1892 году Поленов переезжает в усадьбу «Борок» на берегу Оки, её построили по проекту художника, там он прожил 40 лет.

Художник мечтал о том, что она станет «гнездом художников» и первым провинциальным музеем. В соседнем Бехове построил для крестьян церковь, основал народный театр.

В 1913 году он работал в качестве председателя секции народных театров при московском Обществе народных университетов.

В 1926 году Поленов получает звание народного художника РСФСР, через год он умирает в собственной усадьбе.

Известные произведения Поленова Василия Дмитриевича

Картина «Московский дворик» датируется 1878-м годом и находится в настоящее время в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. С этой картиной происходит творческий перелом в жизни русского художника, в это же время в 1877 году он переезжает в Москву, открывшую в нём самобытного живописца.

Картина предстала перед зрителем на VI передвижнической выставке в 1878 году. Автор картины считал, что картина не несёт в себе «идеологической» выдержки, о чём он сообщил в письме И.

Крамскому: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи – мне хотелось бы ступить на передвижную с чем-нибудь порядочным…» В это время художник занимался поиском квартиры, создав картину между делом, запечатлев вид из окна.

«Московский дворик» — городской пейзаж с элементами жанровой живописи – наполнен теплотой будничной жизни. Если говорить о стиле написания картины, то можно отметить, что фон и передний план картины глубоко контрастируют.

Фон является торжественной частью картины, на нём изображены храмы, колокольни, особняки. На переднем плане в ином цветовом решении раскрывается «частная» жизнь. Академизм картины заключается в противопоставлении переднего и заднего планов картины.

Плавный переход от неба к зелени достигнут приёмом колориста – светло-голубые крыши с зелёным оттенком. Глядя на эту картину, кажется, будто ты сам выглядываешь из окна, где возникает сцена брошенного другими детьми, плачущего ребёнка.

Композиционное решение картины в расположении участников картины – лошади, куры, люди – ведут взгляд от одной «вехи» к другой.

В 1879 году Поленов пишет другое известное произведение – «Заросший пруд» — шедевр мастера-колориста. Картина «Заросший пруд» — повествовательный пейзаж – заключает в себе несколько впечатлений художника. Эту картину Поленов начал писать до отъезда на русско-турецкую войну. В деревне Петрушки под Киевом он сделал этюд к картине (лето 1877 год).

Осенью 1878 художник переезжает с Арбата на московскую окраину, в Хомовники. Здесь он переносит в свой этюд всю прелесть старого сада. Так в 1879 году картина увидела свет на VII передвижнической выставке. Тема картины имела продолжение. Ученик Поленова И. Левитан написал свой «Заросший пруд». Работа Поленова оказалась успешной и плодотворной.

Моделью фигуры женщины была сестра художника В.Д. Хрущёва. В картине присутствуют ностальгические нотки, которые подчёркнуты старыми мостиками с вытоптанной тропинкой.

  Тут также прослеживается академическое звучание картины в композиции, построении заднего и переднего плана. Передний план выписан с особой тщательностью – яркие кувшинки и другие детали.

В применении художником в разной градации одного и того же зелёного цвета заключается мастерство Поленова-колориста.

Одна из знаменитых работ русского художника, написанная в 1886 году – «Больная». Второе название картины «Элегия». Эта картина имеет 13-и летнюю предысторию. Первый эскиз был сделан художником в 1873 году. В пенсионерской поездке от Академии художник познакомился с русской студенткой Е. Богуславской, безнадёжно больной девушкой. Живописца потряс образ угасающей юности.

Им был сделан эскиз, к которому он вернулся в 1881 году, потрясённый смертью сестры В.Д. Хрущёвой. В это же время умирает душа абрамцевского кружка Маруся Оболенская, в которую Поленов был влюблён. В 1886 году умер первенец художника. Так в 1886 году было закончено полотно и отправлено на передвижническую выставку.

Эта была последняя картина написанная Поленовым на жанровый сюжет.

Всепоглощающая тьма окружает и затягивает девушку, символизирует  смерть, почти навязчива. Чтобы подчеркнуть безнадёжное состояние девушки – художник помещает её в глубь пространства, скрыв лицо в тени и уточнив его печальное выражение. Цветовым центром колористической композиции выступают предметы на столике, как образ жизни.

Знаменитая картина Василия Поленова «Христос и грешница» (1886-87). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Поленов написал целый цикл произведений «Из жизни Христа». Название каждой картины соответствует цитате из Евангелия. Полотно «Христос и грешница» открыло серию картин библейских сюжетов.

Первоначальное название картины – «Кто без греха?». Цензор XV передвижнической выставки заменил название на – «Христос и блудная жена». Удивительно, что цензура вообще пропустила эту картину на выставку. Дело решил царь Александр III, купивший эту картину. Эта картина «взламывала» существовавшую традицию изображения Христа.

Поленов очеловечил Его. Христос у него – не Бог, а странник, мудрец, гуманист. Образ был продиктован тогдашним этическим исканиям, под влиянием книг Э. Ренана и религиозным реформаторством Л. Толстого. В.

Версаев после выставки писал: «Картина даёт такого Христа, — каким мы Его теперь только и можем мыслить, — не Бога, а человека с огромной душой».

Христос Поленова предельно приземлён, сидит в усталой позе, одет в простые одежды, какие русский художник видел на Востоке.

Задний план картины с одной стороны соответствует колоритным восточным пейзажам, а с другой, соответствует академической стилистике, напоминая театральную декорацию.

Симон Киринеянин, едущий на осле, олицетворяет – вкупе с учениками Христа, помещёнными слева, — момент ожидания. Для их написания были использованы эскизы, привезённые с Востока.

Читайте также:  Картина "заросший пруд", василий дмитриевич поленов - описание

Шедевр Поленова В.Д. – картина «Бабушкин сад»

Данное произведение написано в 1878 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Шедевр Поленова «Бабушкин сад» вышел из трилогии Поленова, созданной в 1878-79 годах. Её составляют картины: «Заросший пруд», «Московский дворик».

Поленов пишет старое дворянское здание (только с разных сторон) на картинах «Московский дворик» и «Бабушкин сад». Это дом Брумгартен, угол Трубниковского и Дурновского переулков на Арбате.

Картина была выставлена на VII передвижнической выставке в 1879 году и принесла огромный успех Поленову. Эта картина соединяет в себе пейзаж и жанровую картину. 1861 год знаменовался окончанием дворянского быта, чему послужила проводимая тогда Крестьянская реформа.

Тема разрушающихся «дворянских гнёзд», символизирующих конец целой исторической эпохи, прочно вошла в русскую живопись второй половины XIX века.

На картине изображён дворянский особняк, какими Москва была застроена после страшного пожара 1812 года. Особняки в то время строились в основном деревянные, а сверху наносилась штукатурка под камень. Поленовский особняк изображён с облупившейся краской, обнажившей деревянные брёвна.

Облупившаяся лестница, ржавый карниз – всё это знаки безжалостного времени. Запущенный сад, разросшийся и «отпущенный на волю» живо участвует в картине. В картине ярко отражена антитеза старости и молодости. И это не только шествующие бабушка с внучкой, но и сама их одежда, буйная молодая зелень и старые деревья.

Картина поражает своей колористической гаммой. Здесь нет ничего лишнего.

Картина Картина Картина Картина Картина Картина Картина Картина

  • Константинополь. Золотой рог

Картина

  • Олива в Гефсиманском саду

Картина

  • Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия
  • Переправа через реку Оять
  • Сказитель былин Никита Богданов
  • Старые ворота. Вель. Нормандия.

Источник: http://rus-artist.ru/2013-06-04-15-02-38.html

Василий Дмитриевич Поленов — Художники

Картина

Дмитриевича Поленова, особенно в той его части, где художник является создателем лирического, «интимного» пейзажа, оказало сильнейшее влияние на все последующее развитие русского искусства.

У Поленова учились такие крупные мастера живописи, как И. Левитан, К. Коровин, И. Остроухов, А. Головин, С. Иванов, А. Архипов, и много других русских художников.

В. Д. Поленов родился 1 июня 1844 года. В 1863 году, по окончании гимназии, Поленов поступил в Академию художеств, сначала вольноприходящим, а затем, с 1866 года, был зачислен уже в качестве студента в мастерскую одного из лучших академических профессоров, Чистякова.

Занимаясь в академии, Поленов одновременно учился на юридическом факультете Петербургского университета. В 1871 году он окончил университет, а в 1872 году академию, получив высшие награды и заграничную командировку за картины «Иов и его друзья» и «Воскрешение дочери Иаира».

За границей он посетил Мюнхен, Венецию, Флоренцию, Неаполь, Рим и Париж.

 Картина

В Париже, куда Поленов приехал из Италии, он прожил до 1876 года. Одновременно с ним там жили другие пенсионерыАкадемии художеств: И. Репин, К. Савицкий, П. Ковалевский, составлявшие все вместе дружную семью.

Здесь под влиянием мюнхенских исторических живописцев и отчасти таких французских художников, как Деларош и Реньо, Поленовым были написаны его первые картины на исторические сюжеты, взятые из европейской истории.

Картина

Картина

Это были картины «Право господина» (1874) и «Арест гугенотки» (1875); за последнюю он получил звание академика. Оба эти произведения написаны в духе тогдашних образцов исторической ядавописи.

Под изящной декорацией и театральной бутафорией не чувствуется ни подлинной драмы, ни подлинного проникновения в исторический дух изображаемой эпохи.

Работы эти еще настолько академичны, что без всяких оговорок были одобрены и приняты тогдашней академией.

Но в то же время у Поленова пробуждалось стремление к красочности, яркости и чистоте тонов. Из художников особенно сильно влиял на Поленова испанец Фортуни. В письме к И. Н.

Крамскому Поленов пишет: «Но меня лично охватил и поглотил один художник [Фортуни], произведения которого составляют, по моему пониманию, самую высокую точку развития нашего искусства; он, как мне кажется, есть последнее слово художественности в живописи в настоящее время… Он соединяет с строжайшим, но не условно мертвым академическим, а жизненным рисунком, с неуловимо тонким реальным, хотя и личным чувством цвета (его картины, если можно так выразиться, серебристо-перламутровые) самое правдивое сопоставление предметов, как оно в живой действительности только бывает, и поэтому до поразительности новое и своеобразное…»

Но содержанием картин Фортуни Поленов не был удовлетворен: «Фортуни… мелок, он холоден и отчасти даже ограничен, но поэтому он и не ищет внутренней глубины в искусстве, ему внешняя далась, как никому, он в ней остается и делает чудеса. Он не увлекается в жизни и жизнью, а увлекается работой, за ней он торжествует, она для него праздник».

Картина

Влияние Фортуни несомненно можно проследить в колорите Поленова, но не исключительно к нему присматривался в это время наш художник. По его нормандским этюдам, например «Рыбацкая лодка в Этрета» (1874), по колориту эскиза «Блудный сын» .

(1874) совершенно определенно можно судить о его знакомстве с импрессионистами, хотя в его высказываниях нигде нет упоминания ни о них, ни о барбизонцах, с которыми он также знакомился.

Нормандские этюды Поленова говорят о его увлечении пейзажами, о стремлении насытить их цветом, о колористических поисках серебристо-перламутрового тона.

С таким двойственным багажом — реалистического живописного ощущения природы и исполненных театральности исторических картин — возвращается Поленов в Россию.

Вернувшись в Россию в 1876 году, Поленов и здесь думал продолжать работу над историческими картинами, но в это время его отношение к задачам искусства сильно изменяется.

В письме к Крамскому он пишет: «Начал работать в деревне, сфотографировал [так называет Поленов работу с натуры] мужичка и кое-что другое; Репин одобрил, говорил, что другой человек писал, что парижские вещи в сравнении с этими фотографиями — без натуры писаны».

Судя по этому письму, можно заключить о пробуждении в художнике интереса к окружающей жизни, а следовательно, удалении от театрального историзма, об интересе к национальным мотивам и, наконец, о реалистическом подходе к действительности.

В это время Поленов задумывает серию картин из русской истории. Он переселяется из Петербурга в Москву и, ставя задачей реальную трактовку исторического сюжета, пишет серию блестящих по краскам этюдов кремлевских теремов. Но на этом работа обрывается.

Началась сербско-турецкая война, а потом и русско-турецкая, и Поленов отправляется на фронт в качестве художника.

Только после возвращения с фронта, в 1879 году, художник вступает в Товарищество передвижных выставок, с главными членами которого — Репиным, Крамским, Савицким—он был еще задолго до этого в самых близких отношениях. Поленов, в сущности, никогда не принадлежал к основному ядру «передвижников».

Он медленно, с величайшей осторожностью подходил к вопросу о вступлении в члены товарищества. Вместе с тем он не очень охотно порывал и с академией.

В одном из писем к Крамскому он пишет: «Окончательно разорвать с ней не приходится — пользы от этого выйдет мало, а себе навредишь; положение, как видите, не очень приятное. Конечно, можно было бы идти напролом, ну да на это, чувствую, сил не хватает; что делать — слаб, сам в том сознаюсь». Поленов точно чувствовал, что впереди в его творчестве скажутся еще академические влияния, что должен появиться его академический «Христос и грешница». 

Картина

Но не в этой картине и не в других из цикла, посвященного христианским легендам, сила и значение поленовского творчества.

Да передвижной выставке 1879 года он был представлен картинами «Бабушкин сад», «Московский дворик» и «Лето», составившими целую эру в развитии русского пейзажа и знаменовавшими поворот в его собственной художественной деятельности, Этими картинами Поленов создал новый вид пейзажа — пейзажа интимного и лирического.

В этих своих пейзажах художник порывает с условностью, он выходит на солнце, тени приобретают богатство оттенков и мягкость отношений, воздух пронизывает пространство картины. Эти поленовские пейзажи, конечно, еще далеки от живописного понимания пленэра импрессионистами, но в то время они были так новы, что явились откровением для многих художников.

Картина

Световые отношения вообще увлекали Поленова. Об этом свидетельствует и созданная в 1886 году картина «Больная», где удачно разрешена задача передачи раннего, еще совсем синего утреннего света с искусственным освещением — желтым светом лампы под зеленым абажуром.

Картина

В начале 80-х годов Поленов задумывает серию картин на сюжеты библейских и евангельских легенд. Подобно тому как он начал с изучения обстановки для неосуществленных картин 1из русской истории, так и теперь он начал с изучения природы и обстановки, среди которой протекало действие.

Для осуществления этой задачи с ноября 1881 года по апрель 1882 года Поленов путешествует по Востоку (Палестине, Сирии), Греции и Египту и привозит оттуда множество этюдов пейзажного и этнографического характера. Эти этюды произвели в художественной среде того времени потрясающее впечатление.

Никогда еще до них не было такого вторжения солнца и воздуха, игры света в освещенных красочных тенях, такой тонкости отношений, богатства бесчисленных оттенков разных тонов.

Этюды разрешали задачу воздушной перспективы, то есть передачу впечатления большей или меньшей удаленности предметов при помощи этих оттенков.

В восточных этюдах Поленова чувствуется дальнейшее движение художника на пути к овладению пленэром, к обогащению живописи оттенками цвета. И вполне понятно, что только под руководством Поленова мог сложиться блестящий художник, первый русский импрессионист К. А. Коровин.

Читайте также:  «красный закат», архип иванович куинджи — описание картины

Картина

Результатом путешествия на Восток явилась большая картина «Христос и грешница» (1887). Несмотря на ее реализм, выразившийся в изучении типов и местности, в композиции картины, стремящейся передать правдоподобие всей сцены, она все же сохраняет много связи с традиционным академическим стилем.

Тем новым, что содержится в ней по сравнению с академическими картинами, является пейзаж. Пейзаж у Поленова не только дополнительный фон, на котором разыгрывается сцена,—пейзаж играет здесь самостоятельную роль.

Если в «Грешнице» это сказывается еще не столь ясно, хотя и здесь мы видим справа группу кипарисов и уходящие вдаль холмы, то в других картинах из цикла библейских легенд пейзаж играет еще более значительную роль, а зачастую преобладает над основным действием картины — психологическая драма отступает на второй план. В этом цикле картин Поленов ставит своей задачей показать человека среди природы, его слияние с ней.

По завершении в 1909 году цикла библейских картин Поленов окончательно обратился к пейзажу. Из неоднократных поездок за границу (1887—1896) и в Крым он вывозил много этюдов, в которых преследовал все те же задачи. Большого внимания заслуживают его окские пейзажи, писанные им в своем имении Бехово на Оке, близ Тарусы, где им после революции был создан музей и где он умер.

Если значительна роль Поленова как новатора, обогатившего русскую живопись новыми световыми и цветовыми отношениями, то не менее значительны его общественные заслуги как пропагандиста театрального искусства в толще рабочей массы еще задолго до революции.

Исконная любовь Поленова к красочной живописной стихии еще в молодости привлекла художника к театру. Его деятельность как театрального декоратора началась в Абрамцеве, в кружке молодых художников (Репин, братья Васнецовы, Серов, К. Коровин, Нестеров, Врубель и др.), (группировавшихся вокруг семейства мецената С, И. Мамонтова.

В Абрамцеве Поленовым был написан ряд пейзажей и театральных декораций как для абрамцевского театра, так и для мамонтовского театра в Москве. Впоследствии из этого театра выросло большое оперное предприятие Мамонтова, имевшее в те годы Заслуженную известность.

Поленов был приглашен декоратором в мамоитовскую оперу и внес много нового и интересногопо замыслам и краскам в область театрально-декоративного творчества.    |

Любовь к театру привела его к пропаганде театрального искусства в широких трудовых массах старой России. В 1912 году при Союзе сценических деятелей была организована секция народного театра. После распада союза, как организации демократической, секция народного театра нашла себе приют в Русском техническом обществе, откуда перешла в Московское общество народных университетов.

К этому времени председателем ее был избран В. Д. Поленов, сохранивший этот пост до 1920 года—времени своей болезни и окончательного переселения в Бехово. На собственные средства Поленовым был выстроен дом, в котором должна была работать секция. Впоследствии (1927—1928) отсюда выросла другая, уже гораздо более широкая организация — Центральный дом народного творчества им. Крупской.

За художественные и общественные заслуги Поленову в 1926 году было присвоено звание народного художника Республики.

Как мы уже говорили, значение Поленова как создателя лирического пейзажа, как предшественника и учителя Левитана, К. Коровина и многих других русских художников огромно.

Во всех его произведениях, будь это чистый пейзаж или жанр па тему библейской легенды, всегда выступает на первый план одно главное действующее лицо — солнце, солнечный свет со всеми его бесконечно многообразными оттенками.

Картины Поленова проникнуты бодростью и жизнерадостностью, они зовут к любованию природой и миром, являя нам образцы свежего реализма, и потому их значение велико.

Источник: https://xn—-8sbzdfdkkigfrhec4km.xn--p1ai/razdely/khudozhniki/vasilij-dmitrievich-polenov

Читать онлайн Поленов страница 83. Большая и бесплатная библиотека

Повествование о жизни Поленова — один из вариантов вечной этой темы… Мать Поленова, видимо, с молодых лет была в стане старших, богатых поздним умом отцов.

Отец, пожалуй, моложе ее душою, зато их дочь Вера — явно в мать. Твердо к лагерю «детей» относятся лишь будущие художники — Вася и Лиля.

К сожалению, нам мало известно о других братьях Поленова, но есть основания считать, что Алеша сочувствовал «детям». Впрочем, это не так уж и важно.

Важно то, как, войдя в возраст «отцов», Поленов воспринял ушедших вперед «детей». Об этом мы знаем уже.

Так что в проблеме «отцы и дети» важен не возраст.

«Победителю ученику от побежденного учителя», — написал Жуковский на своем портрете, подаренном Пушкину. Жуковский всегда покровительствовал Пушкину в «жизненных» ситуациях, но никогда не позволял себе вмешиваться в святая святых — творчество гениального ученика.

Поленов тоже по — отечески опекал и помогал всячески и Коровину, и Левитану, и Серову, и Остроухову, и Бакшееву, и Бялыницкому-Бируле, и Татевосяну. Но, давая им все, что он мог, никогда не навязывал своего видения мира и своего мировосприятия, своих принципов живописи. Больше того, он даже учился у них.

И в вопросах чисто житейских он принимал все разумные новшества: «…освобождение брака из-под ига попов… уничтожение ехидного ять… даже перенесение числа на западный календарь есть хорошая перемена».

Так встретил он реформы, против которых ополчились многие из числа высокой интеллигенции (Александр Блок, например, говорил, что «лес», написанный не через ять, уже не тот лес…).

Что же касается главного в жизни Поленова — искусства и его отношения в этой сфере с молодежью, то он понимал: молодежь права, a priopi права, потому что она — молодежь, что как ни кинь, а будущее принадлежит ей.

Может быть, в ее порыве к новому во что бы то ни стало есть издержки; но издержки — вещь преходящая, и если уж закон природы таков, что обновление неизбежно, то в искусстве, где это грозит не смерти близких кому-то людей, а смерти чьих — то самолюбий и апломба, — так тому и быть.

Так он думал, так жил, так работал, так учил, так он и умер, глядя на молодой пейзаж Коровина.

Таким он остался в памяти людей — навеки.

Основные даты жизни и творчества В. Д. Поленова

1844, 20 мая (1 июня) — родился в Петербурге, в семье потомственных дворян Дмитрия Васильевича и Марии Алексеевны (в девичестве Воейкова) Поленовых.

1855 — с этого года семья Поленовых проводит летние месяцы в своем имении Имоченцы Олонецкой губернии, где впоследствии художник написал многие свои картины и этюды.

1858 — в Петербурге на выставке в Академии художеств впервые увидел картину А. А. Иванова «Явление Христа народу», которая на всю жизнь осталась для него одним из самых сильных художественных впечатлений.

1859 — начинает брать уроки рисования и живописи у П. П. Чистякова. Посещает классы Ф. И. Иордана в Академии художеств.

1861–1863 — переезжает с родителями в Петрозаводск, учится в гимназии.

1863 — поступает на юридический факультет Петербургского университета и в Академию художеств вольноприходящим учеником. Знакомство с И. Е. Репиным.

1869 — получает в Академии художеств Малую золотую медаль за программную картину «Иов и его друзья».

1871 — оканчивает университет и Академию художеств.

1872, июнь — в качестве пенсионера Академии художеств уезжает в Италию, по дороге посещает Вену и Мюнхен; в Италии знакомится с С. И. Мамонтовым. Первое серьезное чувство к Марусе Оболенской, ее скоропостижная смерть.

  • 1873, май — скончалась Вера Николаевна Воейкова — бабаша.
  • Июнь — Поленов прерывает командировку и возвращается в Имоченцы.
  • Сентябрь — возобновляет пенсионерскую командировку и отправляется во Францию.

1874 — в Париже знакомится с И. С. Тургеневым.

1876 — возвращается в Россию. Удостаивается звания академика.

Сентябрь — в составе русской добровольческой армии отправляется добровольцем на сербско-турецкий фронт.

1877, март — переезжает в Москву. Пишет этюды кремлевских соборов и теремов. Исполняет этюд «Московский дворик».

  1. 31 августа — знакомство с Марией Николаевной Климентовой, которой художник увлекся.
  2. 16 ноября — скончался Федор Васильевич Чижов.
  3. 1877 — весна 1878 — в качестве фронтового художника участвует в Русско-турецкой войне.

1878 — окончательно поселяется в Москве. Пишет картины «Московский дворик», «Бабушкин сад». Избран членом Товарищества передвижников. Принимает участие в деятельности Абрамцевского кружка.

  • 7 мая — на VI выставке передвижников, проходящей в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, выставляет картину «Московский дворик».
  • Октябрь — скончался Дмитрий Васильевич Поленов — отец художника.
  • 1879 — пишет картину «Заросший пруд».
  • 1881, 7 марта — скончалась Вера Дмитриевна Поленова — сестра художника.
  • 1881–1882 — первое путешествие на Восток в связи с работой над картиной «Христос и грешница».

1882 — венчается в абрамцевской церкви с Натальей Васильевной Якунчиковой. Начинает преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

1883, октябрь — 1884, май — работает в Италии над эскизами и этюдами для картины «Христос и грешница».

1884 — рождение первенца — сына Федора.

1885 — экспонирует на выставке Товарищества передвижных художественных выставок этюды, сделанные во время путешествия на Восток. Первый сезон Частной оперы Мамонтова.

1886 — заканчивает картину «Больная». Смерть сына Федора и рождение сына Мити.

  1. 1887 — на XV выставке передвижников экспонирует картину «Христос и грешница».
  2. 1888 — написана картина «На Тивериадском (Генисаретском) озере».
  3. 1889, октябрь — по инициативе Поленова состоялась первая этюдная выставка.
  4. 1890 — покупает землю в Бёхове на Оке.

1891, 16 августа — заложен усадебный дом, задуманный как народный музей. Пишет картину «Ранний снег».

Читайте также:  Китайский национальный музей, пекин - описание

1892, 2 октября — семья художника переселилась в новый дом. (Эта дата считается днем основания Музея В. Д. Поленова.)

1892–1893 — пишет картины «Стынет. Осень на Оке близ Тарусы», «Золотая осень».

1894 — закончена картина «На горе. Отдых».

1895 — в Риме работает над картиной «Среди учителей» (закончена в 1896 году). Скончалась Мария Алексеевна Поленова — мать художника.

1897–1898 — исполняет эскизы декораций к опере К. Глюка «Орфей» в Русской частной опере.

  • 1898, 7 (20) ноября — скончалась Елена Дмитриевна Поленова — сестра художника.
  • 1899, весна — второе путешествие на Восток; исполняет этюды к циклу картин «Из жизни Христа».
  • Сентябрь — арест Саввы Ивановича Мамонтова.
  • 1890–1900 — работает над картинами цикла «Из жизни Христа».

1900, июль — состоялся суд над С. И. Мамонтовым, на котором он был полностью оправдан.

  1. 1902 — разрабатывает программу стенных росписей для музея изящных искусств в Москве.
  2. Декабрь — скончалась Мария Якунчикова.
  3. 1903 — исполняет проект церкви для села Бёхова (построена в 1906 году).
  4. Февраль — организован Союз русских художников.
  5. 1904 — в Борке по своему проекту строит мастерскую — Аббатство.
  6. 1906 — в Большом зале Московской консерватории исполнена опера Поленова «Призраки Эллады».
  7. 1907 — путешествие по Германии и Италии.
  8. 1909–1910 — в Петербурге, Москве, Твери и в других городах России, а также в Праге состоялись выставки картин цикла «Из жизни Христа».
  9. 1910, июль — 1911, осень — путешествие по Европе.
  10. 1911 — на средства Поленова строится школа в селе Страхове, расположенном рядом с Бёховом.
  11. 1912, 31 мая — открытие Музея изящных искусств.
  12. 1914 — в Москве устраивается выставка картин цикла «Из жизни Христа» в пользу раненных в Первой мировой войне.

1915 — по проекту Поленова в Москве на Пресне строится дом для Секции содействия фабричным и деревенским театрам; с 1921 года — Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова.

1918–1919 — живет в Борке, пишет этюды и картину «Разлив на Оке».

Источник: https://dom-knig.com/read_179916-83

Любовь в жизни Поленова: несчастная и счастливая

Автор — Ada_Peters. Это цитата этого сообщенияЛюбовь в жизни Поленова: несчастная и счастливая Любовь в жизни Поленова: несчастная и счастливая А вот в любви Поленов оказался, действительно, аристократом.

Его прозвали «рыцарем красоты», знакомые дамы уверяли, что Поленов, не замеченный ни в каких случайных связях, даже апельсин чистит элегантно, как принц. Когда он впервые серьёзно полюбил, ему было уже около 30-ти. Это случилось в Риме.

Поленов часто бывал в художественных кругах, собиравшихся у Адриана и Эмилии Праховых, Саввы и Елизаветы Морозовых. Там он и увидел впервые 18-летнюю Марусю Оболенскую, русскую девушку, учившуюся в Италии оперному пению. Вспыхнувшее чувство Поленова было таким сильным, что лишило его слов. Его называли «влюблённым аскетом».

Он так и не решился объясниться с Марусей. А потом случилось непоправимое: она умерла в результате медицинской ошибки. Ослабленной болезнью Оболенской была ошибочно сделана прививка от оспы, оказавшаяся смертельной.

Василий Дмитриевич Поленов Портрет Веры Дмитриевны Хрущевой, сестры художника

1874, 48×39 см • Масло, Холст

Позже смерть сестры-близнеца Веры приведёт к созданию мрачной картины Василия Поленова «Больная»: в ней будут угадывать черты и любимой девушки художника, и его любимой сестры. Василий Дмитриевич Поленов Больная

1886, 135×187 см • Масло, Холст

Вторая любовь настигла Поленова еще более внезапно: в купе поезда ему встретилась очаровательная женщина. Оказалось, её тоже зовут Мария — Мария Климентова, и — о чудо! — она оперная певица, какой могла бы стать и Маруся Оболенская. Поразившись совпадению, Поленов влюбился горячо и страстно. Климентова не отвечала взаимностью, но и не отвергала явно, то приближая художника к себе, то отталкивая. Позднее похожую интрижку, основанную не на любви, а на пустом женском тщеславии, эта оперная дива заведёт с писателем Чеховым. Поленов же, вернувшись из очередной зарубежной поездки, с горечью узнал, что Мария Климентова скоропостижно — нет, не умерла, как Маруся Оболенская, а выскочила замуж за какого-то адвоката, от неудовлетворённости начала выпивать, приобщилась к карточной игре. Утешения художник искал, как всегда, у друга Саввы Мамонтова, в его усадьбе Абрамцево. Только там он отдыхал душой, отдаваясь творчеству.

На абрамцевских пленэрах написаны многие известные картины Поленова, там он создавал декорации для спектаклей, писал для них музыку, вместе с Васнецовым и Репиным разработал проект и оформление знаменитой абрамцевской церкви — «сказочного» Храма Спаса Нерукотворного.

Василий Дмитриевич Поленов Портрет Натальи Васильевны Якунчиковой, жены Поленова

1879, 30×25 см • Итальянский карандаш, Бумага

Поленов не сразу понял, а потом еще долго не мог поверить, что по нему вздыхает родственница Мамонтовых, Наташа Якунчикова. Она была на 14 лет моложе художника, вышивала по его эскизам церковные хоругви и любила Поленова горячо и молча. Когда взлелеянное детище всех обитателей Абрамцево — церковь — была достроена, первыми в ней повенчались Наталья Якунчикова и Василий Поленов. Наталья Васильевна станет одной из самых преданных жён русских художников: творчество и картины Василия Поленова будут составлять смысл её жизни. В семье Поленовых родится шестеро детей. Поленовы обзаведутся усадьбой Борок близ Тарусы (там написаны известные картины Поленова с видами Оки), построят школы и церковь, будут лично оплачивать труд учителей в соседних сёлах Бёхово и Стахово, создадут замечательный народный театр и «диораму» из картин художника Поленова (своего рода «кругосветное путешествие» для крестьян, не выезжавших дальше родного села) — в общем, станут всячески содействовать тому, чтобы тяжелая и временами беспросветная русская жизнь стала хотя бы отчасти такой же лучезарной, светлой и красочной, как лучшие картины Василия Поленова. Анна Вчерашняя Василий Дмитриевич Поленов Зима. Имоченцы 1880, 62×107 см • Масло, Холст

Василий Дмитриевич Поленов На лодке. Абрамцево 1880, 58×106.5 см • Масло, Холст Василий Дмитриевич Поленов Осень в Абрамцеве 1890, 77×126 см • Масло, Холст Василий Дмитриевич Поленов Переправа через реку Оять. С мельницы 1872, 51×84 см • Масло, Холст Василий Дмитриевич Поленов Ока близ Тарусы 1910 • Масло, Холст Анна Вчерашняя Серия сообщений «Василий Поленов»:

Часть 1 — Два художника — Репин Илья Ефимович — Василий Дмитриевич Поленов

Часть 2 — Христос и грешница (Кто из вас без греха?)…

Часть 20 — Василий Поленов — русский художник-передвижник, мастер пейзажной и жанровой живописи

Часть 21 — Говорит и показывает: цитаты Василия Поленова о либерализме, холопстве и о том, почему искусство лучше водкиЧасть 22 — Любовь в жизни Поленова: несчастная и счастливая

Часть 23 — «Молодой человек из хорошей семьи»

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://3d-shka.livejournal.com/4207514.html

Описание картины Василия Поленова «Больная»

Василий Дмитриевич Поленов происходил из дворянской многодетной семьи. Его мать была детским писателем и хорошо рисовала – именно она дала сыну первые уроки живописи. Самые яркие впечатления детства художника связаны с поездками на север и в имение бабушки. Позднее некоторые ранние воспоминания он отразил в своих картинах. Именно бабушка, Вера Воейкова, сформировала вкус мальчика. Она рассказывала детям сказки, читала стихи наизусть, разбиралась в русской мифологии, народных былинах и преданиях. Талант Поленова оказался многогранным – будучи студентом Академии, он посещал не только уроки рисования, но и уроки пения и музыки, лекции по анатомии, истории, геометрии, изучал архитектуру и строительное дело. Став старше, художник много путешествовал. Особенно его привлекали места, так или иначе связанные с историей христианства.

Картина «Больная» имеет в своей основе реальную историю. Находясь в Риме, Василий Дмитриевич познакомился со студенткой из России Елизаветой Богуславской. Позднее Лиза простыла и заболела. Невинное заболевание быстро перешло в туберкулез, и вскоре девушка умерла. Елизавета позировала художнику еще при жизни, лежа в постели. Ее смерть глубоко потрясла Поленова.

Буквально вслед за этим умирает еще один близкий художнику человек – Маруся Оболенская, в которую он был влюблен. Под влиянием двух смерть художник написал мрачное, почти черное, невероятно трагичное полотно, в процессе создания которого потерял сестру-близнеца и новорождённого сына.

Глядя на него, зритель физически ощущает чувства автора – сгущающийся мрак потери, жуткое бессилие перед смертью, неотвратимость происходящего.

Трагическое приближение печального исхода чувствуется в каждом мазке маслом. Сизая тьма, обволакивающая тонкую фигурку девочки, как будто дымом, осунувшееся и испуганное лицо больной, огромные блестящие глаза. Если присмотреться, в глубине картины в сонме теней можно увидеть скорбно склоненную фигуру женщины – возможно, это мать девочки, а, возможно, и сама Смерть.

Девочка смотрит на зажженную лампу, как будто не желая, чтобы свет жизни покидал ее. Покрытая зеленым абажуром, лампа отбрасывает теплые тени на постель и на столик. Натюрморт, освещенный желтым светом, постепенно притягивает к себе внимание зрителя.

Потрепанные зачитанные книжки, которые, вероятно, героиня листала во время болезни; мутный графин и стакан с водой; кроваво-багровая, как будто рваная скатерть. Работа выполнена широкими, неровными мазками; может показаться, что она незаконченна.

На самом деле, полотно писалось долгих тринадцать лет – Поленов возвращался к нему в минуты глубочайшей скорби, выплескивая на холст боль своих потерь. Поистине, это самое мрачное и печальное произведение в творчестве художника.

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-vasiliya-polenova-bolnaya/

Ссылка на основную публикацию