(Lucas van Leyden) (настоящее имя Лукас Хюйгенс или Лукас Якобс) (1494, Лейден – 1533, там же) голландский художник и гравер эпохи Возрождения. Счмитается одним из лучших граверов своего времени.
Живописи учился у своего отца Хуго Якобса и у Корнелиса Энгельбрехтса. На его творчество оказал сильное влияние Маркантонио Раймонди, чьи картины часто использовал для своих гравюр.
Первая известная работа «Мохаммед и убитый монах» датирована 1508 (данные из Британики) (хотя из приведенных в Википедии многие датируются 1506).
Считается, что сохранились 17 картин художника. Еще 27 известны по описаниям и копиям кисти Яна де Бишопа.
Влияние Иеронима Босха чувствуется в работах «Лот и его дочери» (Лувр), «Моисей, бьющий по скале» (1527, Бостон, Музей изящных искусств).
Триптих «День Страшного суда» (1526, музей де Лакенхал, Лейден) показывает сильное итальянское влияние. В «Карточных игроках» (Национальная галерея, Вашингтон) и «Шахматистах» (Государственный музей, Берлин) критики усматривают влиянием Квентина Массейса (Мабюзе), с которым Ван Лейден познакомился в 1520-е годы.
Высоко ценятся его ранние гравюры «Давид играющий для Саула» (1508) и «История Иосифа» (1510).
Его самый плодотворный период творчества завершился в середине 1520-х.
Его лучшие гравюры отражают влияние немецкой школы, идей Эразма Роттердамского и Северного Возрождения.
На гравюрах отражены сцены из жизни («Бродяги», «Деревенский врач»), библейские мотивы («Сюзанна и старики», «Купание Бат-Шевы (Вирсавии)»).
В поздний период творчества писал многофигурные композиции, часто на фоне лесных пейзажей.
В 1521 его портрет написал Альбрехт Дюрер.
1. Острова Кука, 13 марта 1986. Серия «Живопись, посвященная прохождению кометы Галлея». На марке номиналом 65 центов картина Лукаса Ван Лейдена «Лот с дочерьми». Скотт 898 (А133)
2. Чехия, 9 ноября 1994. Серия «Живопись и графика». На одной из марок гравюра Лукаса Ван Лейдена «Старик и его жена». Скотт 2936 (А565)
3. Габон, 15 сентября 1978. Серия, посвященная 450-летию со дня смерти Альбрехта Дюрера. На одной из марок портрет Лукаса Ван Лейдена рботы Дюрера. Скотт С214 (АР93) Михель 680
4. КНДР, 18 сентября 1988. Серия «Живопись», посвященная выставке «Филацепт 88», которая проходила в Гааге. На одной из марок картина Лукаса Ван Лейдена «Шахматисты». Скотт 2778 (А1300)
5. Мозамбик, 2011. Серия «Голландская живопись». Одна из марок посвящена Лукасу Ван Лейдену.
6. Нидерланды, 14 апреля 2000. Серия «Сокровища королевского музея». На одной из марок фрагмент гравюры Лукаса Ван Лейдена «Голова царя Саула». Скотт 1047h (А400)
7. Парагвай, 23 января 1978. Серия «Шахматы в живописи», посвященная Шахматной олимпиаде в Буэнос-Айресе. На марке номиналом 2 гуарани фрагмент картины Лукаса Ван Лейдена «Игроки в шахматы», Скотт 1791 b (А313)
8. Королевство Йемен, 1968. Серия «Европейское и американское искусство». На одной из марок картина Лукаса ван Лейдена.
Источник: https://alexstamps.wordpress.com/2014/07/05/lucas-van-leyden/
Гравюры ван Лейдена : Мир искусства
March 6, 2013
Живописец и гравер Лукас ван Лейден (Лука Лейденский, 1489 или 1494–1533) был одним из самых значительных художников первой половины XVI столетия в Нидерландах. Представление о раннем периоде творчества мастера можно составить по его гравюрам, хранящимся в Эрмитаже.
Графическое наследие Лукаса ван Лейдена обширно, оно создало ему славу одного из крупнейших мастеров прошлого. Большинство его произведений составляют резцовые гравюры. При их изготовлении рисунок наносился стальным резцом (штихелем) на медные пластины.
В образованные резцом бороздки тампоном втиралась краска, а затем рисунок с медной пластины отпечатывался под прессом на бумагу. Этот способ позволял сделать большее количество оттисков.
Тематика гравюр Лукаса ван Лейдена широка и многообразна. В творческом наследии мастера гравюры на религиозные темы, восточные легенды, сцены из повседневной жизни и сюжеты из античной мифологии.
Например, гравюра «Коровница» (1510) является жанровым произведением в полном смысле этого слова. Просто, без прикрас показаны уголок двора около деревенского дома, три коровы, парень-пастух и коровница.
Крестьяне одеты в обычную для них одежду, на их неуклюжих фигурах лежит отпечаток тяжелого физического труда. Наблюдательность Лукаса ван Лейдена проявилась во всем. Он заметил такие мелочи, как дыры и бахрому на штанах пастуха, обрывок веревки на рогах коровы, не забыл передать характерные позы животных.
Но гораздо важнее не мелочи. Композиция гравюры в целом отличается ясной упорядоченностью, строгим чередованием планов, обобщенностью крупных форм.
Фигуры людей и животных обретают строгую, величавую монументальность, и в этом смысле гравюра выглядит произведением, родственным великим творениям мастеров итальянского Ренессанса. Однако итальянские художники создавали идеальные, обобщенные образы, Лукас ван Лейден обращался к конкретным явлениям.
Несомненно, возрастание самосознания нидерландского народа нашло свое выражение в его искусстве. Лукас был первым, кто отразил его. Позже многие художники пошли по этому пути: Питер Брейгель Старший в XVI веке, голландские жанристы – в XVII.
Среди гравюр Лукаса ван Лейдена должен быть упомянут знаменитый лист «Танец Магдалины» (1519), который иногда называют «Мирские радости Магдалины».
Мария Магдалина, согласно легенде, была красавицей и вела в молодости жизнь, полную удовольствий и наслаждений. Познакомившись с учением Христа, она раскаялась в грехах, стала праведницей и после смерти была вознесена на небо.
По сути дела гравюра «Танец Магдалины» представляет собою ряд искусно скомпонованных в единое целое жанровых сцен.
Танец Магдалины
В центре – Мария Магдалина, молодая элегантная голландка в модном платье, медленно движется в танце, ведомая кавалером. Флейтист и барабанщик, стоящие под деревом, играют на своих инструментах.
В стороне несколько кавалеров и дам гуляют парами или сидят, обнявшись. В нижнем левом углу мы видим даму, заботливо поддерживающую голову уснувшего спутника. Эти фигуры должны олицетворять Музыку, Пение, земную Любовь и т. д.
Но они воспринимаются совсем не как условные аллегории, они очень конкретны и естественны.
На втором плане изображены замечательные по живости сцены охоты на оленя. Трубят рога, верхом на коне Магдалина преследует затравленное собаками животное.
Крохотная фигурка Магдалины, возносимая на небо четырьмя ангелами, которых с трудом можно разглядеть около вершины далекой горы, выглядит в окружении реального пейзажа несколько курьезно. По-видимому, художник относился к религиозной стороне сюжета чисто формально, мало заботясь о том, чтобы подчеркнуть ее.
По мастерству композиционного построения, легкости рисунка и совершенству графической техники этот лист принадлежит к самым замечательным произведениям Лукаса ван Лейдена.
Гравюра «Зубодер» (1523), или, как часто ее называют, «Шарлатан», посвящена распространенной в нидерландском искусстве теме осмеяния неумелых врачей-шарлатанов и глупых людей, доверяющих им.
В то время как лекарь тянет зуб у скорчившегося от боли парня, сообщница вытаскивает из кошелька пациента деньги.
Остро, смешно, почти гротескно решенные образы сближают эту гравюру с образцами народного искусства.
Зубодер
Творчество Лукаса ван Лейдена позднего периода развивалось под воздействием итальянского искусства. Художник не был в Италии, не смог познакомиться с произведениями мастеров Возрождения в оригинале. Только через нидерландских романистов – Яна Госсарта, Бернара ван Орлея и других доходили до него итальянские влияния.
Был, однако, еще один путь для знакомства художника с интересующим его предметом: гравюры итальянца Маркантонио Раймонди – популяризатора искусства Рафаэля и скульптурных памятников Рима. Но это новое увлечение имело для Лукаса ван Лейдена самые пагубные последствия.
Для его таланта не было ничего более чуждого, чем условные, отвлеченные работы Маркантонио Раймонди, под влиянием которых он безжалостно отбросил все то, что составляло прелесть его ранних гравюр, и совершенно изменил свою технику. Рисунок его стал сухим, линеарным, жестким. Гравюры лишились одухотворенности, изменилась их тематика.
Вместо занимательных, насыщенных жизнью сценок, Лукас обращается теперь к образам античной мифологии и ренессансным аллегориям, изображая холодные, манерные обнаженные человеческие фигуры («Марс и Венера», 1530).
Марс и Венера»
На общем безотрадном фоне поздней графики Лукаса ван Лейдена выделяются лишь совершенные по исполнению орнаментальные гравюры («Орнамент со сфинксом», «Орнамент с грифонами», «Орнамент с сиренами»).
Казалось бы, в творчестве мастера наступил безнадежный упадок, усугубленный физическими страданиями (он заболел в эти годы какой-то тяжелой, изнурительной болезнью).
1530-м годом датирована его последняя графическая работа.
Орнамент с грифонами
http://www.mapapama.ru осложненные роды понятие: сложные роды.
Различные типы гусель отличались друг от друга по форме и по количеству струн, а следовательно, и по своим художественным возможностям. Крыловидные гусли имели небольшое число струн, чаще всего четыре или пять,
Три Руси и культура
В XIV веке появляются названия «Великая Русь», «Малая Русь» и «Белая Русь», относившиеся к трем восточнославянским народам, выделяющимся из единой древнерусской народности,— русскому, украинскому, белорусскому. Несмотря на родственную близость
Лукреций
Лукреций соединяет в себе и мыслителя, изучающего природу, и поэта, страстно ее любящего, и его поэма не простое переложение эпикуровской прозы в стихи: даже в самых абстрактных своих частях она согрета сильным вдохновением
Новоаттическая комедия
Комедия времен Аристофана называется древней. Греческие грамматики сообщают нам глухо и о так называемой «средней» комедии, но по коротеньким отрывкам из многочисленных
Ливий Андроник
О комедиях Ливия мы почти ничего не знаем; известно, впрочем, что он написал «Хвастливого воина». Трагедии его, о которых мы знаем тоже чрезвычайно мало, в значительной степени относились к троянскому циклу
Источник: http://ourarts.ru/?p=1378
«Игроки в карты», Лука Лейденский
Лука Лейденский был, можно сказать, вундеркиндом — первую свою картину он смог продать в двенадцатилетнем возрасте, получив за неё «…столько золотых гульденов, сколько ему было лет»; ван Мандер даже пишет, что первые свои гравюры художник выпустил в продажу в возрасте десяти лет.
Кроме того, он был универсальным художником: он гравировал, писал водяными красками и маслом, занимался росписью по стеклу. Современники считали его равным Дюреру, а некоторые были даже убеждены, что Лука Лейденский превосходит его.
Впрочем, сам Лука Лейденский относился к Дюреру с большой приязнью и уважением, а великий нюрнбержец отвечал ему тем же.
«Игроки в карты» написаны Лукой ван Лейденом в 1521 году, когда художнику было 27 лет. Сложно сказать, в какую игру они играют. Наверное, поэтому зрители картины начали доискиваться в ней символических смыслов.
Самая популярная интерпретация — любовно-романтическая: мол, картина изображает любовный треугольник из (слева на право) молодого ловеласа, скучающей жены и старого мужа.
Приз, разумеется, женщина (сексизм, знаете ли); и разодетый по наилучшей моде молодой человек вот-вот перебьет пиковым королем (или, скорее, королем желудей — игра, похоже ведется немецкой колодой) даму дамы и, конечно же, выиграет эту любовную игру — куда старику с его восьмеркой. Да и дама поглядывает на него, похоже, неравнодушно.
Карты в те времена существовали в трех вариантах: итальянском, французском и немецком. Итальянская колода включала туза, короля, даму, валета, очковые карты от 2 до 10, двадцать одну карту таро и дурака — прообраз джокера; всего 78 карт. Масти назывались чаши (червы), динарии (бубны), мечи (пики) и палицы (трефы).
Жадные итальянские печатники на этом не останавливались — они выпускали и огромные колоды под сотню карт: к знакомым нам добавлялись грации, музы, планеты, знаки зодиака… Французская колода — это всем нам знакомый современный набор карт.
Кстати, на фигурах изображались совершенно определенные персонажи: король пик — это библейский Давид, король треф — Александр Македонский, король бубен — Юлий Цезарь, король червей — Карл Великий, дама пик — Афина Паллада, дама треф — Гвиневра (супруга короля Артура и возлюбленная Ланцелота), дама бубен — библейская Рашель, дама червей — библейская же Юдифь, валет пик — Ожье, валет треф — Ланцелот, валет бубен — Гектор и валет червей — Лагир (французский командир времен Столетней войны, соратник Жанны д’Арк). Немецкая колода отличалась от французской только названиями мастей (пики — желуди, трефы — листья плюща, червы — сердца и бубны — бубенчики) и тем, что вместо дам были оберы, а вместо валетов — унтеры.
Нельзя не вспомнить и ещё об одной интерпретации сюжета (тем более, что она прекрасно иллюстрирует, на что способны скучающие искусствоведы) — политической.
Некий джентльмен обратил внимание, что изображенные на картине персонажи напоминают (слева направо): императора Карла V, регентшу Нидерландов Маргариту Австрийскую и канцлера английского короля Генриха VIII, кардинала Томаса Уолси, встречавшихся в 1521 году (году написания картины) в Брюгге.
Учтите, кстати, что Лука Лейденский не очень любил писать пейзажи — по возможности он предпочитал размещать героев своих картин в помещениях; игроки в карты — одно из немногих исключений. Но зато очень любил рисовать лица и одежду. Особенно складки на одежде. Тяжелое наследие готики, не иначе.
Источник: https://tempora.club/igroki-v-karty-luka-lejdenskij/
Лукас ван Лейден
Лейден, Лукас ван (Лука Лейденский, Лукас Хюйгенс, Лукас Якобс) (Lucas van Leyden, Lucas Hugensz(oon) , Lucas Jacobsz(oon)) (1489/1494, Лейден – 8.08.1533, там же) — нидерландский живописец и гравёр эпохи Северного Возрождения.
Родился в Лейдене, где провёл большую часть жизни. Первым учил Лукаса живописи его отец, Хюйге Якобс, также художник; до нас, правда, не дошла ни одна из его работ. Позднее Лукас обучался в мастерской лейденского мастера Корнелиса Энгельбрехтса (Энгебрехтса).
Однако оба учителя были преимущественно живописцами, и мы не знаем, у кого Лукас выучился гравюре, а в этом виде изобразительного искусства он достиг поразительных успехов в очень юном возрасте.
Самая ранняя из его известных гравюр («Мухаммед и убитый монах», 1508) производит впечатление работы зрелого мастера.
Из ранних живописных опытов Лукаса заслуживает внимание его автопортрет (ок. 1508), написанный в свободной манере, нехарактерной для живописи той эпохи. В 1514 г. Лукас стал членом лейденской гильдии художников. К этому времени относится создание картины маслом «Св. Губерт», вызвавшей всеобщее восхищение.
Ван Лейден был разносторонним художником. Он занимался как живописью маслом, так и клеевой и белковой живописью; писал на полотне, дереве и стекле; работал по меди и гравировал царской водкой. В наши дни он ценится в первую очередь как гравёр. Он – пионер нидерландского жанрового офорта и гравюры («Игроки в шахматы», «Картёжники»).
В жанровых сценах ван Лейден сделал смелый шаг к остро реалистическому изображению действительности. С другой стороны, знаменитый триптих «Страшный суд» (1526) демонстрирует, до каких высот он поднимался в живописи. Он прекрасно владел законами светотени, соотнося тон и расстояние на картине.
Также Лукас одним из первых применил в гравюре воздушную перспективу.
К 1521 г. относится поездка ван Лейдена в Антверпен. В то же время там находился Альбрехт Дюрер. Рассказывают, что Дюрер специально приехал из Нюрнберга, чтобы познакомиться с коллегой. Художники подружились и в знак взаимного уважения написали портреты друг друга на одном полотне.
Дюрер как никто оказал на Лукаса влияние, которое прослеживается, например, в серии гравюр «Страсти Христовы», созданной в том же году. В двух своих шедеврах – гравюрах «Молочница» и «Ecce Homo» (последняя приводила в восхищение Рембрандта) – художник также многим обязан Дюреру.
Но ван Лейден менее рассудочен, а в своих жанровых сценах акцентирует внимание в первую очередь на комических моментах.
После 1525 г. в творчестве Лукаса проявляются признаки влияния искусства итальянского Возрождения. С работами итальянских мастеров ван Лейден мог познакомиться через гравюры Маркантонио Раймонди и произведения Яна Госсарта. В новом стиле создана гравюра «Вергилий, подвешенный в корзине».
В целом считается, что «итальянские» работы художника уступают другим его произведениям. В 1527 г. ван Лейден совершает поездку в Миддельбург, где знакомится с Яном Мабузе. Лукас ван Лейден пользовался большой славой при жизни, которая, к сожалению, была очень короткой.
Полагают, что во время поездки Луки в Флессинген завистливые художники отравили его медленно действующим ядом; по крайней мере после этого путешествия его уже никто не видел улыбающимся. Вскоре он скончался.
Полагают также, что он умер, изнурённый непрерывной работой, и это более вероятно, потому что он оставил огромное количество произведений, среди которых, кроме вышеупомянутых, можно назвать «Портрет Максимилиана I», «Обращение св. Иоанна», «Обрезание», «Св. семейство», «Иродиада с головой Иоанна Крестителя», «Мучение св.
Себастьяна», «Распятие», «Вознесение», «Бегство в Египет», «Иисус Христос, окружённый ангелами», «Человек, держащий стрелы», «Св. Дева, кормящая грудью Младенца», «Св. Иаков и св. Екатерина», «Обращение св. Павла». У ван Лейдена не было учеников или непосредственных преемников в искусстве, но его произведения дали мощный толчок творчеству другого гениального лейденца – Рембрандта.
Источник: http://nl-ru.blogspot.com/2011/03/lukas-van-lejden.html
Лукас ван Лейден, Изображений: 46
Лукас ван Лейден (настоящее имя Лукас Хейгенс, Lucas Huyghensz или Huyghenszoon) – художник северного ренессанса и один из величайших гравёров своего времени.
Лукас начала обучаться в раннем возрасте у своего отца, Гуйга Якобсуна. Позже он поступил в мастерскую Корнелиса Энгельбрехца, художника из Лейдена. Его картины, так же как и его отпечатки, раскрывают его уникальный подход к предмету и стилю, хотя сегодя Лукас более высоко ценится как гравёр, чем как художник.
Даже такие ранние гравюры, как «Мухаммед и Преподобный Сергий» (1508), композиционно понятны и показывают мастерское техническое исполнение.
Такие гравюры, как «Сусанна и старейшины» (1508), «Георгий, освобождающий принцессу» (около 1508-09) и его знаменитая серия «Страсть» (1510) отличаются точным отображением пространства и тонко сложенными пейзажами.
В 1510 году под влиянием Альбрехта Дюрера, Лукас выпустил два шедевра: гравюры «Молочница» и «Эссе-хомо», которыми очень восхищался Рембрандт. Их плотность линий и моделирование дополняют прочные, простые композиции и ставят их среди самых сильных гравюр своего времени. Но гравюры, такие как «Поклонение волхвов» (ок.
1512), загромождённые неловкими цифрами и заполняющим архитектурным фоном, указывают на снижение концептуальной силы, что продолжалось примерно до 1519 года, когда он выгравировал «Танец Магдалины». Эта работа также имеет большое количество цифр, но они спокойны и чётко составлены в небольших группах.
В 1521 году Лукас встретил Дюрера в Антверпене и снова попал под его влияние, как видно из серии «Страстей» того же года. Лукас, возможно, обучался у Дюрера технике офорта, поскольку он произвёл несколько гравюр после их встречи.
Но сам Лукас, как полагают, разработал технологию травления на меди, а не на железе. Мягкость меди позволила объединить травление и гравировку тонких линий в одной и той же печати.
Его известный портрет императора Максимилиана (1521) является одним из самых ранних примеров использования этой техники.
Лукас также был одним из первых, кто использовал в гравюрах высокую перспективу.
Впечатлённый итальянским стилем Яна Госсарта, Лукас изготовил гравюры, такие как «Поэт Вергилий, подвешенный в корзине» (1521 г. ), характеризующиеся надуманной монументальностью.
Такие поздние отпечатки, часто показывающие влияние итальянского гравёра Маркантонио Раймонди, обычно считаются его наименее успешными.
Количество картин, приписываемых Лукасу ван Лейдену, значительно уменьшилось с конца 19 века. Число работ исчислялось, когда-то, в сотнях, но теперь считается, что их менее 25. Такие ранние работы, как «Шахматные игроки» (1508 г.
), показывают склонность к сюжетной живописи, в которой он часто использовал композиционное объединение.
Это было в значительной степени преодолено в его картине «Моисей, высекающий скалу» (1527), «Поклонение золотому телёнку» и, прежде всего, в его шедевре «Страшный суд» (был готов в 1526), в котором состав объединён чётким доминирующим ритмом фигур и логически созданным пространством.
Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1276166887/
Лукас ван Лейден — нидерландский живописец и гравер
?
kolybanov (kolybanov) wrote, 2017-03-28 01:43:00 kolybanov kolybanov 2017-03-28 01:43:00 Category: Автор — Raechka_rk. Это цитата этого сообщенияЛукас ван Лейден — нидерландский живописец и гравер
В первые десятилетия 16 века в искусстве гравирования доминировали три художественных личности: Альбрехт Дюрер, Маркантонио Раймонди и Лукас ван Лейден. Твореская жизнь ван Лейдена была самой короткой, но очень уважаемой его современниками.
Портрет Лукаса ван Лейдена. Дюрер (1521)
Лукас ван Лейден (еще называют Hugensz или Jacobsz) родился в Лейдене в 1494 (или 1489). Обучение начал у своего отца Г. Якобса, продолжил у другого местного художника К. Энгельбрехтса (1509). В 1514 поступает в Лейденскую гильдию художников.
Согласно старым источникам, был истинным вундеркиндом, уже в детском возрасте получая заказы на картины.
Начиная с ранних лет, художник чрезвычайно плодотворно работал как гравер, главным образом в технике резцовой гравюры на меди (около 170 листов), создав такие выдающиеся произведения, как Мухаммед и монах (1508), Коровница, Се Человек(1510), Возврещение блудного сына (1510), которое более века спустя произведет большое впечатление на Рембранта .
Нет никаких сомнений, что уже в 1508, а ему тогда было всего 14, он был мастером своего дела. Современники утверждали, что у Дюрера появился конкурент. Но конкуренция была дружеской. Художники были знакомы лично.
Большинство гравюр ван Лейдена были на религиозные темы, но изображал также и жанровые сцены. Возможно, в последних проявилось влияние Квентина Массейса — фламандского живописца, который писал жанровые сцены морализирующего содержания.
Живопись Луки Лейденского весьма разнообразна по жанрам (религиозные композиции, портреты, сцены современной жизни). В его творчестве сказался кризис художественной культуры Нидерландов первой трети XVI в., связанный с распадом прежнего космически-всеобъемлющего религиозного мироощущения, свойственного мастерам XV в.
Однако черты кризиса, сказавшиеся на искусстве художника, выявили новые стилистические и духовные возможности образного языка: мир в его картинах зачастую предстает противоречивым, непредсказуемым, странным, на грани гротеска. В картинах Игра в шахматы (ок. 1508—1510, Берлин, Гос. музеи) и Игра в карты (ок.
1514, Уилтон-Хауз, собрание Пемброк) художник показывает бытовую сцену не в ее обыденности, а как нечто гораздо более значительное и таинственное; он пользуется мотивом игры, чтобы проникнуть в характеры людей, передать разнообразие их психологических типов. В более поздней картине на тот же сюжет (Игра в карты, ок.
1521, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса) сцена приобретает, как полагают, аллегорический смысл с политическим подтекстом, символизируя превратности истории как вотчины всевластной Фортуны.
Пристальный интерес к живой динамике, человеческому характеру проявляется и в портретах Луки Лейденского. В отличие от свойственного портретистам его времени показа модели в интерьере или пейзаже, он обращается к более старым традициям.
В его погрудных портретах фон — это нейтральная плоскость, что, однако, не означает пассивной архаизации; тем больше внимания уделяется лицу портретируемого, которое дышит энергией, являя средоточие земного, лишенного всякой идеализации бытия (Автопортрет, ок.
1514, Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха; Портрет тридцативосьмилетнего мужчины, ок. 1521, Лондон, Нац. галерея).
В поздние годы художник сблизился с искусством романизма, что нагляднее всего проявилось в религиозных композициях (триптих Страшный Суд, 1526, Лейден, Гор. музей; Исцеление иерихонского слепца, 1531, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж).
Преобладание бытовых эпизодов в последней картине снижает пафос чудесного события; изображая суетливое разнообразие реакций толпы на совершающееся чудо, художник теряет то представление о значительности человеческой личности, которым было проникнуто его творчество 1510-х; однако здесь намечается путь к монументальным гротескам Брейгеля Старшего.
Магомед и монах Сергий (1508)
Давид перед Саулом (1509)
Се человек (1510)
Молочница(1510)
Зубной врач (1523)
- Хирург(1524)
- Портрет мужчины(1521)
- Проповедь
- Карл V, Кардинал Уолслей, Маргарита Австрийская
- Игра в карты(1520)
- Портрет (1520)
- Автопортрет (1509)
Источник: http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/nord/lucas_leyden/index.html
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник: https://kolybanov.livejournal.com/16671928.html
Лука лейденский
0 комментариев
/ Ориг.: Lucas van Leyden
ЛУКА ЛЕЙДЕНСКИЙ, Лукас ван Лейден (Lucas van Leyden) — нидерландский живописец и гравёр.
Учился у своего отца, лейденского живописца Хуго Якобса (около 1460 — между 1534 и 1538 годами) и у К. Энгелбректса. Работал преимущественно в Лейдене; во время пребывания в Антверпене (1521-1522) познакомился с А. Дюрером (они обменялись рисованными портретами).
В 1527 году путешествовал (в сопровождении Я. Госсарта) по Зеландии, Фландрии и Брабанту. Основная часть творческого наследия Луки Лейданского составляет печатная графика.
С ранних лет он успешно работал в технике резцовой гравюры («Магомет с убитым монахом», 1508; «Давид и Саул», 1509; «Коровница», 1510; «Танец Магдалины», 1519; «Вергилий в корзине», 1525, и др., всего 168 листов), позднее использовал офорт и ксилографию.
Один из главных мастеров Северного Возрождения, Лука Лейданский был первым нидерландским художником, при жизни получившим международную известность в качестве гравёра.
Графика Луки Лейданского впитала в себя стилистические влияния А. Дюрера, а с конца 1520-х годов — мастеров итальянского Возрождения (М. Раймонди). Проблемы композиции и техники интересовали Луку Лейданского больше, нежели верность традиции или эмоциональная наполненность религиозных сцен.
Его произведения отличаются иконографической свободой и жанровой наблюдательностью, наполнены скрытыми аллегориями. Он был одним из первых графиков, продемонстрировавших понимание законов световоздушной перспективы.
Число приписываемых Луке Лейданскому живописных произведений относительно невелико; главные среди них — 4 картины, описанные К.
ван Мандером: «Богоматерь с Младенцем, святой Марией-Магдалиной и донатором» (1522, Старая пинакотека, Мюнхен), триптих «Страшный Суд» (1526, Городской музей Лакенхал, Лейден), триптих «Поклонение золотому тельцу» (около1530, Рейксмюсеум, Амстердам), триптих «Исцеление иерихонского слепца» (1531, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В них преобладают интерес к бытовым подробностям и маньеристическая стилизация. В небольших по формату произведениях бытового жанра («Игра в шахматы», около 1508-1510, Государственный музеи, Берлин) мастер создаёт острые драматические ситуации, демонстрируя разнообразие человеческих характеров; такие сцены приобретают аллегорический и морализирующий характер. В портретах («Автопортрет», около 1514 года, Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг; «Мужской портрет», около 1521, Национальная галерея, Лондон) Лука Лейданский использует старонидерландскую схему погрудного изображения на нейтральном фоне, однако уделяет повышенное внимание энергичной лепке лица и психологич. интерпретации модели. К творческому наследию Луки Лейданскогообращались как нидерландские (П. Брейгель Старший, Х. Гольциус, Рембрандт), так и итальянские (Андреа дель Сарто, Я. Понтормо) мастера.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Литература
- Никулин Н.Н. Лука Лейденский. Л.; М., 1961
- Friedländer M.J. Lucas van Leyden. B., 1963
- Климов Р.Б. Творчество Луки Лейденского и Высокое Возрождение в Нидерландах // От эпохи Возрождения к двадцатому веку. М., 1963
- Lucas van Leyden: Grafiek / Hrsg. J. P. Filedt Kok. Amst., 1978
- Smith E.L. The paintings of Lucas van Leyden: a new appraisal, with catalogue raisonné. Columbia, 1992
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/luka_lieidienskii_lukas_van_lieidien_lucas_van_leyden