1 марта 1886 года родился Оскар Кокошка (Oskar Kokoschka), выдающийся австрийский художник чешского происхождения, крупнейший представитель австрийского экспрессионизма. Прожив до[…]
1 марта 1886 года родился Оскар Кокошка (Oskar Kokoschka), выдающийся австрийский художник чешского происхождения, крупнейший представитель австрийского экспрессионизма. Прожив до 1980 года, Кокошка с 60-х годов признавался дуайеном мирового экспрессионизма и был влиятельной фигурой в мире культуры и искусства и одним из столпов европейского общества.
По отцу Кокошка принадлежал к известному роду пражских ювелиров. Имея возможность выбрать свой путь, он поехал в Вену и в 1903-1909 годах учился в Венской школе искусств и ремесел, а среди его преподавателей был Густав Климт.
Довольно скоро молодой художник и начинающий драматург Кокошка оказался в бурном водовороте венской жизни со всеми ее атрибутами. В 1907-м постановка написанной им драмы «Убийца, надежда женщин» вызывает скандал и сразу делает автора известным в венских кругах.
Кокошка знакомится практически со всеми знаменитостями австрийской столицы и пишет портреты многих из них. Он успевает пожить и в Берлине, где знакомится с Кандинским. В Вене постоянно общается с художниками Климтом и Шиле, с лучшими музыкантами и известными учеными.
Два года длится его роман с Альмой Малер – вдовой знаменитого композитора и дирижера Густава Малера, и за этим романом наблюдает Вена.
После разрыва с любимой Кокошка безутешен, и в 1919-м он закажет женскую куклу в натуральную величину, и тоже не станет этого скрывать, а, наоборот, опишет эту куклу и свои переживания в скандальной книге «Фетиш» (1925).
Кокошка воевал на Галицийском фронте, в 1915 был ранен, попал в плен, и после этого медкомиссия признала его психически нестабильным.
Как художник Кокошка экспериментировал со многими стилями и жанрами, и на выставке его работ портреты, чем-то напоминающие работы Шиле, соседствуют с пейзажами, сравнимыми с картинами Куинджи.
Но все полотна Кокошки переполнены личными страстями и впечатлениями, причем художник во всем, что изображает, – от ночной дороги в горах до конкретного человека, – видит драматический разрыв между прекрасным и ужасным.
Его эстетика тесно связана с тем художественным восприятием мира, которое пробило себе дорогу в европейском модерне между двумя мировыми войнами.
Будоражившие душу зрителя и заставлявшие ощутить диссонанс мира накануне новой войны, работы Кокошки бесили идеологов нацизма. Неудивительно, что в 1937-м они стали экспонатами пропагандистской выставки «Дегенеративное искусство». Кто-то из художников, против которых была направлена эта выставка, счел за благо смолчать, кто-то возмущался в прессе.
Кокошка ответил так, как мог ответить художник.
Он написал «Автопортрет для выставки «Дегенератинвые художники», на котором изобразил самого себя, но с широкими плечами и объемными мышцами, а лицу придал стилизованные черты лиц «истинных арийцев» с нацистских пропагандистских плакатов, причем именно эти черты и придали интеллигентному лицу художника дегенеративности.
Понятно, что судьба Кокошки в Рейхе была предрешена. В 1938-м художник бежал в Англию, где открыто выступал против нацизма и войны, и, конечно, писал антивоенные картины. В 1946-м он получил Британский паспорт, а с 1947-го жил в Швейцарии.
В 1945 году картины Кокошки были выставлены в Вене вместе с полотнами Климта и Шиле, а самого художника, которому было уже почти 60, признали живым классиком, олицетворявшим богатейшие творческие традиции Вены 1910-х.
И в этом качестве в течение еще 35 лет Кокошка оставался властителем дум и несомненным художественным авторитетом.
Сегодня его картины представлены в ведущих художественных музеях, а основные работы экспонируются в Вене в Музее Леопольда, где только что завершилась большая выставка, посвященная творчеству Кокошки.
В год смерти художника, в 1980-м, Федеральное правительство Австрии учредило Премию Оскара Кокошки (Oskar-Kokoschka-Preis), которая является одной из наиболее значимых наград в области современного искусства и присуждается каждые два года. В 2002 году лауреатом этой премии стал советский и американский художник Илья Кабаков, а в 2012-м Премия Оскара Кокошки была присуждена Йоко Оно.
Оскар Кокошка. Робинзон. До 1909 г.
Оскар Кокошка. Портрет Ханса Титце и Эрики Титце-Конрат. 1909.
Оскар Кокошка. Ребенок на родительских руках. 1909.
Оскар Кокошка. Граф Верона. 1910.
Оскар Кокошка. Благовещение. 1912.
Оскар Кокошка. Распятие (Голгофа). 1912.
Оскар Кокошка. Портрет Альмы Малер. 1912.
Оскар Кокошка. Автопортрет. 1913.
Оскар Кокошка. Портрет девушки. 1913.
Оскар Кокошка. Невеста ветра. 1914.
Оскар Кокошка. Портрет Эмиля Ловенбаха. 1914.
Оскар Кокошка. Портрет писателя и поэта Альберта Эренштейна. 1914.
Оскар Кокошка. Портрет композитора Антона фон Веберна. 1914.
Оскар Кокошка. Странствующий рыцарь (Автопортрет). 1915.
Оскар Кокошка. Автопортрет с рукой у лица. 1919.
Оскар Кокошка. Дрезден Нойштадт. 1919.
Оскар Кокошка. Автопортрет после возвращения из армии. 1923.
Оскар Кокошка. Амстердам. 1925.
Оскар Кокошка. Лион. 1927.
Оскар Кокошка. Вид Константинополя. 1929.
Оскар Кокошка. Арабские женщины и ребенок. 1929.
Оскар Кокошка. Вид Парижа. 1934.
Оскар Кокошка. Карлов мост. 1934.
Оскар Кокошка. Бухта Стокгольма.
Оскар Кокошка. Автопортрет для выставки «Дегенеративные художники». 1937.
Оскар Кокошка. Красное яйцо. 1940-1941.
Оскар Кокошка. Аншлюс: Алиса в Стране чудес. 1942.
Оскар Кокошка. Ночная дорога (Доломитовый пейзаж).
Оскар Кокошка. Сила музыки.
Оскар Кокошка. Пьета. Плакат.
Источник: http://eaculture.ru/dates/2147
Презентация "Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма"
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация «Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма
2 слайд Описание слайда:
Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение») течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии.
3 слайд Описание слайда:
Эдвард Мунк (1863-1944) Норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Один из первых представителей экспрессионизма. Его творчество повлияло на современное искусство. Творчество Мунка охвачено мотивами смерти, одиночества, но при этом и жаждой жизни.
4 слайд Описание слайда:
Больной ребенок (1886)
5 слайд Описание слайда:
Крик (1893) «Солнце ушло прямо вниз – небеса стали красными, будто кровь. Я ощутил, как все вокруг меня исходит криком, пронизывающим природу…»
6 слайд Описание слайда:
Первое крупное объединение художников-экспрессионистов – «Мост» сложилось в 1905 г. В Дрездене. В него вошли такие мастера, как Эрнст Людвиг Кирхнер, Эмиль Нольде, Эрих Хеккель, Карл Шмидт-Ротлуфф и другие. Эрнст Людвиг Кирхнер. Художники группы «Мост»
7 слайд Описание слайда:
Позднее, в 1910 г., русский художник Василий Кандинский со своими немецкими единомышленниками основал альманах «Синий всадник», а в следующем году – выставку с тем же названием, что стало поводом для рождения второго, мюнхенского, объединения экспрессионистов.
8 слайд Описание слайда:
Эрнст Людвиг Кирхнер (1800-1938) Немецкий художник, график и скульптор, представитель экспрессионизма Отражение жизни через деформацию формы – так обозначил художник главную цель своих творческих поисков.
9 слайд Описание слайда:
Портрет сестры «Фрэнци в резном кресле» 1910 Герои Кирхнера отталкивают своей уродливостью, их лица искажены гримасой отчаяния, раскрашены в самые невероятные кричащие тона.
10 слайд Описание слайда:
«Автопортрет в солдатской форме» (1915) На полотне – инвалид; он тянет ввысь обрубок правой руки – символ загубленной творческой энергии живописца.
11 слайд Описание слайда:
Эмиль Нольде (1867-1956) Один из ведущих немецких художников-экспрессионистов, получил известность благодаря своим выразительным цветовым решениям
12 слайд Описание слайда:
«Пляска вокруг золотого тельца» (1910)
13 слайд Описание слайда:
Оскар Кокошка (1886-1980) Австрийский художник и писатель чешского происхождения, крупнейшая фигура австрийского экспрессионизма
14 слайд Описание слайда:
«Портрет молодой девушки» (1913)
15 слайд Описание слайда:
«Портрет Адольфа Лооса» (1909)
16 слайд Описание слайда:
«Женевское озеро» (1957)
17 слайд Описание слайда:
Двойной портрет «Ганс Титце и Эрика Титце-Конрат» (1909
18 слайд Описание слайда:
Отто Дикс (1819-1969) Немецкий художник-экспрессионист и график, автор эмоционально напряженных, способных шокировать картин Главный и самый печальный жизненный опыт художник приобрел во время Первой мировой войны, в окопах которой провел несколько лет. Война стала главной темой его творчества.
19 слайд Описание слайда:
«Полевые окопы» (1923)
20 слайд Описание слайда:
«Война. Триптих» (1932)
21 слайд Описание слайда:
«Большой город. Триптих» (1927-1928)
22 слайд Описание слайда:
«Семь смертных грехов» (1933)
23 слайд Описание слайда:
В литературе экспрессионизм зародился позднее, чем в живописи, и выразился прежде всего в поэзии
24 слайд Описание слайда:
Георг Тракль (1887-1914) Выдающийся австрийский поэт За свою недолгую жизнь Тракль написал две небольшие книжки стихов – «Стихотворения» (1913) и «Сны Себастьяна» (1914), проникнутые трагическими мотивами.
25 слайд Описание слайда:
Георг Гейм (1887-1912) Немецкий поэт, писатель, драматург, ключевая фигура раннего экспрессионизма Пророческим кажется стихотворение Гейма «Россия» – отклик на промелькнувшее в немецкой печати сообщение о судьбе русских политкаторжан, сосланных в Сибирь
26 слайд Описание слайда:
Георг Кайзер (1878-1945) Немецкий драматург, поэт, прозаик. Один из крупнейших представителей немецкой литературы ХХ века. Ярчайший представитель драматургии экспрессионизма
27 слайд Описание слайда:
В одной из пьес («С утра до полуночи») скромный чиновник-кассир под влиянием минутной слабости похищает крупную сумму денег. Он обретает возможность распоряжаться чужими судьбами, но открывает для себя порочную алчность людей, прикрытую лозунгами о всеобщем братстве.
28 слайд Описание слайда:
Бунт против абсурдности мира, иррациональные состояния души, пораженной страхом и отчаянием, – все это ярко и глубоко воплотило музыкальное искусство экспрессионизма
29 слайд Описание слайда:
Арнольд Шёнберг (1874-1908) Австрийский и американский композитор, педагог, музыковед, дирижёр, публицист Крупнейший представитель музыкального экспрессионизма
30 слайд
31 слайд Описание слайда:
Альбан Берг (1885-1935) Австрийский композитор. Один из виднейших представителей музыкального экспрессионизма и Нововенской композиторской школы. Представитель музыкального экспрессионизма
32 слайд Описание слайда:
Ему принадлежат всего 13 опусов сочинений, но среди них немало музыки, вошедшей в золотой фонд мировой художественной культуры: опера «Воццек», Концерт для скрипки с оркестром, Камерный концерт для скрипки, фортепиано и 13 духовых инструментов. Опус – термин, обозначающий сочинения композитора при их порядковой нумерации, в одном опусе может быть несколько пьес.
33 слайд
Общая информация
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-ekspressionizm-deystvitelnost-skvoz-prizmu-straha-i-pessimizma-690614.html
Оскар Кокошка
(Oskar Kokoschka) (1 марта 1886, Пехларн, Австро-Венгрия – 22 февраля 1980, Вильнев, Швейцария) австрийский художник и писатель, один из лидеров австрийского экспрессионизма.
Отец происходил из известной семьи чешских ювелиров. Мать – уроженка Штирии.
Кокошка хотел изучать химию, но преподаватель рисования порекомендовал его для обучения в Венской школе прикладного искусства. Поступил в эту школу вопреки воле отца.
Учился в этой школе в 1904-09. Преподавание находилось под большим влиянием Венского Сецессиона. На формирование его оригинального стиля большое влияние оказал профессор Карл Отто Чешка.
Начал писать маслом в 1905 году. Примерно тогда же написал первую книгу. Постановка пьесы «Убийца, надежда женщин» (1907) в Вене вызвала скандал.
Первыми проданными работами были открытки и рисунки детей.
В 1908 году его работы попали на выставку художников-модернистов группы Климта. Был отчислен из школы из-за обилия насилия и эротики в картинах.
В 1906 году изобразил обнаженную Мату Хари.
Сначала рисовал портреты венских знаменитостей в оригинальном, «нервном» стиле.
В 1909 его работы выставлялись на крупной выставке. В 1910 году Кокошка сблизился с берлинской группой «Штурм», познакомился с Кандинским. Он написал ряд обложек для берлинского журнала «Буря».
В 1911 году в Вене состоялась персональная выставка, которую посетил эрцгерцог Франц-Фердинанд.
В 1911 году у Кокошки начался страстный роман с вдовой великого композитора Густава Малера (1860-1911) Альмой Малер, изящной красавицей, которая была значительно старше художника. Через несколько лет Альма прервала связь, заявив, что не хочет быть поглощенной ею.
По мотивам этой любви сотворена одна из лучших работ художника «Невеста ветра» (1914, Музей искусств, Базель). Позже он изготовил куклу Альму в полный рост.
В 1912 году Кокошка, не нашел ничего лучше, как оставить преподавательскую деятельность, и выставиться в Кельне, который в то время был центром всего германоязычного авангарда, а затем в Мюнхене..
Во время Первой мировой войны был зачислен лейтенантом в драгунский полк. В 1915 году был тяжело ранен в Галиции. Кокошка вернулся на фронт, и был контужен. После этого лечился в Швеции и Германии.
В 1919 году стал профессором Дрезденской академии. В 1922 году был приглашен на Венецианское биеннале. В 1924 году оставил пост и уехал путешествовать.
Побывал в разных странах Европы, Северной Африке, Палестине.
В 1930-е годы у него были проблемы – издания Германии и Италии нападали на его творчество, около 400 работ Кокошки были удалены из немецких музеев. Художник переехал в Вену, а затем в Прагу. Его творчество фашисты причислили к дегенеративному искусству.
Отнесся к этому с юмором, написав «Автопортрет дегенеративного художника» (1937).
В 1938 году вместе с Ольгой Павловской переехал в Лондон. Во время войны в летние месяцы жил в сельской местности в Шотландии. В 1946 году получил британское гражданство (в 1978 восстановил гражданство Австрии).
После второй мировой войны его выставки проходят в Вене, Берне.
В 1952-63 годах преподавал в Зальцбургской академии художеств. В 1962 году ретроспектива его работ прошла в Галерее Тэйта.
В 1971 году опубликовал автобиографию «Мой любимый».
Был также оформителем оперных спектаклей, среди которых наиболее известна «Волшебная флейта» (1965, Женева).
В год смерти художника правительство Австрии учредило премию имени Кокошки, которая вручается раз в два года.
Некоторые работы:
«Портрет Лотты Франчоз» (1909, коллекция Филиппса, Вашингтон),
«Ганс Титце и Эрика Титце-Конрат» (1909, Музей современного искусства, Нью-Йорк),
«Доктор Эмма Вероника Сандерс» (1909, Музей современного искусства, Нью-Йорк),
«Ребенок и родительские руки» (1909),
«Вероника с запеленаным ребенком» (1909, Музей изобразительных искусств, Будапешт),
«Играющие дети» (1909, Музей Вильгельма Лембрюка, Дуйсбург),
«Натюрморт с бараниной и гиацинтом» (1910),
«Казначей» (1910),
«Осмотр» (1912),
«Альма Малер» (1912, Музей современного искусства, Токио),
«Автопортрет с Альмой Малер» (1912-3, музей, Эссен),
«Портрет девочки» (1913, Музей современного искусства, Зальцбург),
«Любовники» (1913, Музей изящных искусств, Бостон),
«Автопортрет» (1913, Музей современного искусства, Нью-Йорк),
«Художник Карл Молл» (1913),
«Автопортрет» (1915),
«Любовники с котом» (1917),
«Орфей и Эвридика» (1917),
«Романа Кокошка, мать художника» (1919),
«Автопортрет с рукой у лица» (1919),
«Женщина в синем» (1919, Государственная картинная галерея, Штутгарт),
«Девочка с куклой» (1921-22, Институт искусств, Детройт),
«Автопортрет с куклой» (1922, Национальная галерея, Берлин),
«Обнявшиеся мать и дочь» (1922),
«Дрезден. Мост августа» (1923),
«Тигр» (1926, австрийская национальная галерея, Вена),
«Иерусалим» (1929, Институт искусств, Детройт),
«Нимфа» (1936, Национальная галерея, Прага),
«Аншлюс. Алиса в стране чудес» (1942),
«Магическое представление доктора Басса» (1951),
«Венская государственная опера» (1956),
«Пароход на озере Леман» (1957),
«Геродот» (1963),
1. Австрия, 9 июня 1967. Марка, посвященная 700-летию Пехларна. Номинал 2 шиллинга. Гобелен Оскара Кококшки «Лебедь». Скотт 793 (А272) Иверт 1074. Мишель 1240
2. Австрия, 28 февраля 1986. Автопортрет Оскара Кокошки. Номинал 4 шиллинга. Скотт 1339 (А729) Мишель 1841 Иверт 1670
3. Австрия, 2008. Серия марок, посвященная венскому музею Альбертина. На одной из марок работа Оскара Кокошки.
4. Дагомея (Бенин), 1967. Портрет Конрада Аденауэра работы Кокошки. Номинал 70 франков. Мишель 318. Иверт А62
3. Германия, 13 февраля 1986. Автопортрет Оскара Кокошки. Номинал 80 пфенингов. Скотт 1455 (А583) Иверт 1104 Мишель 1272
6. Мозамбик, 2011. Серия «Экспрессионисты». Одна из марок посвящена Оскару Кокошке.
Источник: https://alexstamps.wordpress.com/2012/11/30/oskar-kokoschka/
Кокошка оскар
Кокошка оскар — австрийский живописец, график, писатель.
Учился в венской Школе прикладного искусства (1904-1909 годы), одновременно работал в «Венских мастерских» (как график). Ранние работы Кокошки своей линеарностью свидетельствуют о влиянии австрийского югендстиля и Г.
Климта [ставшая дебютом Кокошки-писателя книга «Спящие мальчики» («Die tr ̈aumenden Knaben») — стихи и цветные литографии, 1908 год]. Архитектор А. Лоз убедил Кокошку заняться живописью, ввёл его в круг венских интеллектуалов.
Живописные портреты конца 1900-х годов отличает острый психологизм, эмоционально насыщенную атмосферу создают колыхание тонких красочных слоёв, мерцание бликов, нервная дрожь контуров (А. Лоз, Национальная галерея, Берлин; Х. Титце и Э. Титце-Конрат, Музей современного искусства, Нью-Йорк; поэт П.
Альтенберг, частное собрание, Нью-Йорк; все — 1909 год). В 1910 году Кокошка жил в Берлине, сотрудничал с журналом «Der Sturm», в котором публиковались его графические работы.
Вернувшись в 1911 году в Вену, художник обратился к евангельской тематике («Бегство в Египет», 1911-1912 годы, частное собрание; «Благовещение», 1911 год, Музей «Ам-Оствалль», Дортмунд).
В этих композициях традиционная иконография трансформируется, насыщается современными реалиями и особой символикой, выражающей личное мироощущение автора.
Живописная ткань утрачивает былую прозрачность, плотные красочные мазки передают бурление неукротимых стихий («Автопортрет с Альмой Малер», 1912-1913 годы, частное собрание, Гамбург; «Невеста ветра», 1913 год, Художественный музей, Базель).
В 1914 году Кокошка отправился добровольцем на фронт, где получил тяжёлое ранение (1915 год). В 1916 году переселился в Дрезден, где стал профессором АХ (1919-1924 годы).
Пережитые потрясения, депрессия отразились в трагической атмосфере работ Кокошки этого времени, в их сумрачном колорите и особом фактурном строе: полотна, покрытые змеящимися, скручивающимися в жгуты мазками, создают ощущение безысходного кружения в замкнутом пространстве («Эмигранты», 1916-1917 годы, Новая пинакотека, Мюнхен; Автопортрет, 1917 год, Городской музей, Вупперталь; «Сила музыки», 1918-1919 годы, Городской музей Ван Аббе, Эйндховен). Работы, созданные в «дрезденский период», позволяют считать Кокошку одним из виднейших представителей австро-немецкого экспрессионизма.
В 1924-1933 годах Кокошка странствовал по Европе, Северной Африке и Ближнему Востоку. В творчестве этого периода преобладают пейзажи — панорамные виды городов, портов, написанные с эпической широтой и импрессионистической трепетностью («Венеция.
Лодки на таможне», 1924 год, Государственная галерея современного искусства, Мюнхен; «Марсель», 1925 год, частное собрание, Базель; «Карлов мост в Праге», 1934 год, Национальная галерея, Прага, и др.). В начале 1934 года Кокошка вернулся в Вену, а в следующем году переехал в Прагу.
В ответ на конфискацию нацистскими властями его работ из немецких музеев (смотри в статье «Дегенеративное искусство») Кокошка создаёт работу, вызывающе названную «Автопортрет «художника-вырожденца»» (1937 год, Шотландская национальная галерея современного искусства, Эдинбург); в ряде произведений откликается на события гражданской войны в Испании. В 1938 году Кокошка эмигрировал в Лондон, где выступал со страстной критикой тоталитарных режимов и милитаризма.
После войны Кокошка вновь много путешествовал по Европе. В поздних пейзажах мастерски переданы меняющееся освещение, игра солнечных лучей, пробивающихся сквозь облака («Пейзаж в Монтане», 1947 год, Кунстхаус, Цюрих; «Вид Зальцбурга», 1950 год, Новая пинакотека, Мюнхен). Продолжал писать психологические портреты (Т.
Хейс, 1950 год, Музей Людвига, Кёльн). Два поздних монументальных триптиха Кокошки на античную тему отмечены декоративностью в духе австрийского барокко — «Сага о Прометее» (1950 год, Институт Курто, Лондон) и «Фермопилы» (1954 год, Гамбургский университет).
В 1973 году Кокошка исполнил монументальную мозаику в соборе Святого Николая в Гамбурге.
Работал как сценограф — для театра М. Рейнхардта (1919 год), венского «Бургтеатер» (1960-1962 годы); оформлял оперные постановки (в том числе «Волшебную флейту» В.А. Моцарта, 1955 год, Зальцбургский фестиваль).
Огромное графическое наследие Кокошки (свыше 5 тысяч работ) включает рисунки, акварели, литографии (серии «Король Лир», 1963 год; «Одиссея», 1963-1965 годы; «Троянцы», 1971-1972 годы, и др.), иллюстрации к своим произведениям (смотри иллюстрации к статье Иллюстрация).
Преподавал в летней АХ в Зальцбурге (1953-1963 годы), где вёл по собственному методу «Школу видения». С 1953 года жил в Вильнёве, на Женевском озере.
Драматургия Кокошки, одного из зачинателей экспрессионистского театра, сложилась под влиянием О. Вейнингера, А. Стриндберга, Ф. Ведекинда. Экстатическая и сновидческая стилистика драмы «Убийца — надежда женщин» («Mörder, Hoffnung der Frauen», 1909 год; положена на музыку П.
Хиндемитом, 1921 год), предусмотренное автором сочетание вербального и визуального рядов, световых и звуковых эффектов создают особое пространство «синтетического театра», центральная тема которого — смертельная схватка Мужчины и Женщины, связанных отношениями любви-ненависти.
Пьеса Кокошки «Сфинкс и соломенное чучело» («Sphinx und Strohmann», 1909 год; переработана в драму «Иов» — «Hiob», 1917 год) предвосхитила абсурда театр.
Мистерия «Неопалимая купина» («Der brennende Dornbusch», 1911 год) и драма «Орфей и Эвридика» («Orpheus und Eurydike», 1919 год; положена на музыку Э.
Кшенеком, 1926 год) обращены к библейским и мифологическим образам; антифашистская тема разработана в драме «Комениус» («Comenius», 1929 год, опубликована в 1974 году). Автобиографическая проза [«Моя жизнь» («Mein Leben», 1971 год)] сочетает реалистическую манеру описания с визионерскими пассажами.
Сочинения:
Das schriftliche Werk. Hamb., 1973–1976. Bd 1–4;
Briefe. Düsseldorf, 1984–1988. Bd 1–4;
Letters 1905–1976. L., 1992.
Иллюстрации:
О. Кокошка. «Вид Праги». 1936. Австрийская галерея, Верхний Бельведер (Вена). Архив БРЭ.
О. Кокошка. «О, Вечность, громовое слово». Лист из серии литографий на тексты кантат И.С. Баха. 1914. Архив БРЭ.
Литература
- Hoffmann E. Kokoschka: life and work. L., 1947
- Goldschneider L. O. Kokoschka. Köln, 1963
- Hodin J.P. O. Kokoschka: the artist and his time. N.Y.; L., 1966
- Tomeš J. Kokoschka: the artist in Prague. L., 1967
- Wingler H.M., Welz F. O. Kokoschka: Das drückgraphische Werk. Salzburg, 1975–1981. Bd 1–2
- Schvey H.I. O. Kokoschka: the painter as playwright. Detroit, 1982
- Schweiger W. Der junge Kokoschka: Leben und Werk, 1904–1914. W., 1983
- O. Kokoschka. Symposium. W.; Salzburg, 1986
- Whitford F. O. Kokoschka: a life. L., 1986
- O. Kokoschka: Die Gemälde / Hrsg. J. Winkler, K. Erling. Salzburg, 1995
- O. Kokoschka und der frühe Expressionismus / Hrsg. G. Frodl, G. T. Natter. W., 1997
- O. Kokoschka: Das Moderne Bildnis, 1909–1914 / Hrsg. G. T. Natter. Köln, 2002
- O. Kokoschka: Kunst und Politik, 1937–1950 / Hrsg. G. Sultano, P. Werkner. W., 2003
- Горбатенко М.Б. О. Кокошка: театр художника // Модерн и европейская художественная интеграция. М., 2003
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/kokoshka_oskar