Ханс титце и эрика титце-конрат, оскар кокошка

1 марта 1886 года родился Оскар Кокошка (Oskar Kokoschka), выдающийся австрийский художник чешского происхождения, крупнейший представитель австрийского экспрессионизма. Прожив до[…]

1 марта 1886 года родился Оскар Кокошка (Oskar Kokoschka), выдающийся австрийский художник чешского происхождения, крупнейший представитель австрийского экспрессионизма. Прожив до 1980 года, Кокошка с 60-х годов признавался дуайеном мирового экспрессионизма и был влиятельной фигурой в мире культуры и искусства и одним из столпов европейского общества.

По отцу Кокошка принадлежал к известному роду пражских ювелиров. Имея возможность выбрать свой путь, он поехал в Вену и в 1903-1909 годах учился в Венской школе искусств и ремесел, а среди его преподавателей был Густав Климт.

Довольно скоро молодой художник и начинающий драматург Кокошка оказался в бурном водовороте венской жизни со всеми ее атрибутами. В 1907-м постановка написанной им драмы «Убийца, надежда женщин» вызывает скандал и сразу делает автора известным в венских кругах.

Кокошка знакомится практически со всеми знаменитостями австрийской столицы и пишет портреты многих из них. Он успевает пожить и в Берлине, где знакомится с Кандинским. В Вене постоянно общается с художниками Климтом и Шиле, с лучшими музыкантами и известными учеными.

Два года длится его роман с Альмой Малер – вдовой знаменитого композитора и дирижера Густава Малера, и за этим романом наблюдает Вена.

После разрыва с любимой Кокошка безутешен, и в 1919-м он закажет женскую куклу в натуральную величину, и тоже не станет этого скрывать, а, наоборот, опишет эту куклу и свои переживания в скандальной книге «Фетиш» (1925).

Кокошка воевал на Галицийском фронте, в 1915 был ранен, попал в плен, и после этого медкомиссия признала его психически нестабильным.

Как художник Кокошка экспериментировал со многими стилями и жанрами, и на выставке его работ портреты, чем-то напоминающие работы Шиле, соседствуют с пейзажами, сравнимыми с картинами Куинджи.

Но все полотна Кокошки переполнены личными страстями и впечатлениями, причем художник во всем, что изображает, – от ночной дороги в горах до конкретного человека, – видит драматический разрыв между прекрасным и ужасным.

Его эстетика тесно связана с тем художественным восприятием мира, которое пробило себе дорогу в европейском модерне между двумя мировыми войнами.

Будоражившие душу зрителя и заставлявшие ощутить диссонанс мира накануне новой войны, работы Кокошки бесили идеологов нацизма. Неудивительно, что в 1937-м они стали экспонатами пропагандистской выставки «Дегенеративное искусство». Кто-то из художников, против которых была направлена эта выставка, счел за благо смолчать, кто-то возмущался в прессе.

Кокошка ответил так, как мог ответить художник.

Он написал «Автопортрет для выставки «Дегенератинвые художники», на котором изобразил самого себя, но с широкими плечами и объемными мышцами, а лицу придал стилизованные черты лиц «истинных арийцев» с нацистских пропагандистских плакатов, причем именно эти черты и придали интеллигентному лицу художника дегенеративности.

Понятно, что судьба Кокошки в Рейхе была предрешена. В 1938-м художник бежал в Англию, где открыто выступал против нацизма и войны, и, конечно, писал антивоенные картины. В 1946-м он получил Британский паспорт, а с 1947-го жил в Швейцарии.

В 1945 году картины Кокошки были выставлены в Вене вместе с полотнами Климта и Шиле, а самого художника, которому было уже почти 60, признали живым классиком, олицетворявшим богатейшие творческие традиции Вены 1910-х.

И в этом качестве в течение еще 35 лет Кокошка оставался властителем дум и несомненным художественным авторитетом.

Сегодня его картины представлены в ведущих художественных музеях, а основные работы экспонируются в Вене в Музее Леопольда, где только что завершилась большая выставка, посвященная творчеству Кокошки.

В год смерти художника, в 1980-м, Федеральное правительство Австрии учредило Премию Оскара Кокошки (Oskar-Kokoschka-Preis), которая является одной из наиболее значимых наград в области современного искусства и присуждается каждые два года. В 2002 году лауреатом этой премии стал советский и американский художник Илья Кабаков, а в 2012-м Премия Оскара Кокошки была присуждена Йоко Оно.

Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат, Оскар КокошкаОскар Кокошка. Робинзон. До 1909 г.
Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат, Оскар КокошкаОскар Кокошка. Портрет Ханса Титце и Эрики Титце-Конрат. 1909.
Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат, Оскар КокошкаОскар Кокошка. Ребенок на родительских руках. 1909.
Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат, Оскар КокошкаОскар Кокошка. Граф Верона. 1910.
Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат, Оскар КокошкаОскар Кокошка. Благовещение. 1912.
Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат, Оскар КокошкаОскар Кокошка. Распятие (Голгофа). 1912.
Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат, Оскар КокошкаОскар Кокошка. Портрет Альмы Малер. 1912.
Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат, Оскар КокошкаОскар Кокошка. Автопортрет. 1913.
Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат, Оскар КокошкаОскар Кокошка. Портрет девушки. 1913.
Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат, Оскар КокошкаОскар Кокошка. Невеста ветра. 1914.
Оскар Кокошка. Портрет Эмиля Ловенбаха. 1914.
Оскар Кокошка. Портрет писателя и поэта Альберта Эренштейна. 1914.
Оскар Кокошка. Портрет композитора Антона фон Веберна. 1914.
Оскар Кокошка. Странствующий рыцарь (Автопортрет). 1915.
Оскар Кокошка. Автопортрет с рукой у лица. 1919.
Оскар Кокошка. Дрезден Нойштадт. 1919.
Оскар Кокошка. Автопортрет после возвращения из армии. 1923.
Оскар Кокошка. Амстердам. 1925.
Оскар Кокошка. Лион. 1927.
Оскар Кокошка. Вид Константинополя. 1929.
Оскар Кокошка. Арабские женщины и ребенок. 1929.
Оскар Кокошка. Вид Парижа. 1934.
Оскар Кокошка. Карлов мост. 1934.
Оскар Кокошка. Бухта Стокгольма.
Оскар Кокошка. Автопортрет для выставки «Дегенеративные художники». 1937.
Оскар Кокошка. Красное яйцо. 1940-1941.
Оскар Кокошка. Аншлюс: Алиса в Стране чудес. 1942.
Оскар Кокошка. Ночная дорога (Доломитовый пейзаж).
Оскар Кокошка. Сила музыки.
Оскар Кокошка. Пьета. Плакат.

Источник: http://eaculture.ru/dates/2147

Презентация "Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма"

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация «Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма»

Читайте также:  Дети-сироты на кладбище, перов, 1864

Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат, Оскар Кокошка

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат, Оскар Кокошка Описание слайда:

Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма

2 слайд Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат, Оскар Кокошка Описание слайда:

Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение») течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии.

3 слайд Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат, Оскар Кокошка Описание слайда:

Эдвард Мунк (1863-1944) Норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Один из первых представителей экспрессионизма. Его творчество повлияло на современное искусство. Творчество Мунка охвачено мотивами смерти, одиночества, но при этом и жаждой жизни.

4 слайд Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат, Оскар Кокошка Описание слайда:

Больной ребенок (1886)

5 слайд Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат, Оскар Кокошка Описание слайда:

Крик (1893) «Солнце ушло прямо вниз – небеса стали красными, будто кровь. Я ощутил, как все вокруг меня исходит криком, пронизывающим природу…»

6 слайд Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат, Оскар Кокошка Описание слайда:

Первое крупное объединение художников-экспрессионистов – «Мост» сложилось в 1905 г. В Дрездене. В него вошли такие мастера, как Эрнст Людвиг Кирхнер, Эмиль Нольде, Эрих Хеккель, Карл Шмидт-Ротлуфф и другие. Эрнст Людвиг Кирхнер. Художники группы «Мост»

7 слайд Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат, Оскар Кокошка Описание слайда:

Позднее, в 1910 г., русский художник Василий Кандинский со своими немецкими единомышленниками основал альманах «Синий всадник», а в следующем году – выставку с тем же названием, что стало поводом для рождения второго, мюнхенского, объединения экспрессионистов.

8 слайд Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат, Оскар Кокошка Описание слайда:

Эрнст Людвиг Кирхнер (1800-1938) Немецкий художник, график и скульптор, представитель экспрессионизма Отражение жизни через деформацию формы – так обозначил художник главную цель своих творческих поисков.

9 слайд Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат, Оскар Кокошка Описание слайда:

Портрет сестры «Фрэнци в резном кресле» 1910 Герои Кирхнера отталкивают своей уродливостью, их лица искажены гримасой отчаяния, раскрашены в самые невероятные кричащие тона.

10 слайд Описание слайда:

«Автопортрет в солдатской форме» (1915) На полотне – инвалид; он тянет ввысь обрубок правой руки – символ загубленной творческой энергии живописца.

11 слайд Описание слайда:

Эмиль Нольде (1867-1956) Один из ведущих немецких художников-экспрессионистов, получил известность благодаря своим выразительным цветовым решениям

12 слайд Описание слайда:

«Пляска вокруг золотого тельца» (1910)

13 слайд Описание слайда:

Оскар Кокошка (1886-1980) Австрийский художник и писатель чешского происхождения, крупнейшая фигура австрийского экспрессионизма

14 слайд Описание слайда:

«Портрет молодой девушки» (1913)

15 слайд Описание слайда:

«Портрет Адольфа Лооса» (1909)

16 слайд Описание слайда:

«Женевское озеро» (1957)

17 слайд Описание слайда:

Двойной портрет «Ганс Титце и Эрика Титце-Конрат» (1909

18 слайд Описание слайда:

Отто Дикс (1819-1969) Немецкий художник-экспрессионист и график, автор эмоционально напряженных, способных шокировать картин Главный и самый печальный жизненный опыт художник приобрел во время Первой мировой войны, в окопах которой провел несколько лет. Война стала главной темой его творчества.

19 слайд Описание слайда:

«Полевые окопы» (1923)

20 слайд Описание слайда:

«Война. Триптих» (1932)

21 слайд Описание слайда:

«Большой город. Триптих» (1927-1928)

22 слайд Описание слайда:

«Семь смертных грехов» (1933)

23 слайд Описание слайда:

В литературе экспрессионизм зародился позднее, чем в живописи, и выразился прежде всего в поэзии

24 слайд Описание слайда:

Георг Тракль (1887-1914) Выдающийся австрийский поэт За свою недолгую жизнь Тракль написал две небольшие книжки стихов – «Стихотворения» (1913) и «Сны Себастьяна» (1914), проникнутые трагическими мотивами.

25 слайд Описание слайда:

Георг Гейм (1887-1912) Немецкий поэт, писатель, драматург, ключевая фигура раннего экспрессионизма Пророческим кажется стихотворение Гейма «Россия» – отклик на промелькнувшее в немецкой печати сообщение о судьбе русских политкаторжан, сосланных в Сибирь

26 слайд Описание слайда:

Георг Кайзер (1878-1945) Немецкий драматург, поэт, прозаик. Один из крупнейших представителей немецкой литературы ХХ века. Ярчайший представитель драматургии экспрессионизма

27 слайд Описание слайда:

В одной из пьес («С утра до полуночи») скромный чиновник-кассир под влиянием минутной слабости похищает крупную сумму денег. Он обретает возможность распоряжаться чужими судьбами, но открывает для себя порочную алчность людей, прикрытую лозунгами о всеобщем братстве.

28 слайд Описание слайда:

Бунт против абсурдности мира, иррациональные состояния души, пораженной страхом и отчаянием, – все это ярко и глубоко воплотило музыкальное искусство экспрессионизма

29 слайд Описание слайда:

Арнольд Шёнберг (1874-1908) Австрийский и американский композитор, педагог, музыковед, дирижёр, публицист Крупнейший представитель музыкального экспрессионизма

30 слайд
31 слайд Описание слайда:

Альбан Берг (1885-1935) Австрийский композитор. Один из виднейших представителей музыкального экспрессионизма и Нововенской композиторской школы. Представитель музыкального экспрессионизма

32 слайд Описание слайда:

Ему принадлежат всего 13 опусов сочинений, но среди них немало музыки, вошедшей в золотой фонд мировой художественной культуры: опера «Воццек», Концерт для скрипки с оркестром, Камерный концерт для скрипки, фортепиано и 13 духовых инструментов. Опус – термин, обозначающий сочинения композитора при их порядковой нумерации, в одном опусе может быть несколько пьес.

33 слайд

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-ekspressionizm-deystvitelnost-skvoz-prizmu-straha-i-pessimizma-690614.html

Оскар Кокошка

(Oskar Kokoschka) (1 марта 1886, Пехларн, Австро-Венгрия – 22 февраля 1980, Вильнев, Швейцария) австрийский художник и писатель, один из лидеров австрийского экспрессионизма.
Отец происходил из известной семьи чешских ювелиров. Мать – уроженка Штирии.

Кокошка хотел изучать химию, но преподаватель рисования порекомендовал его для обучения в Венской школе прикладного искусства. Поступил в эту школу вопреки воле отца.
Учился в этой школе в 1904-09. Преподавание находилось под большим влиянием Венского Сецессиона. На формирование его оригинального стиля большое влияние оказал профессор Карл Отто Чешка.

Начал писать маслом в 1905 году. Примерно тогда же написал первую книгу. Постановка пьесы «Убийца, надежда женщин» (1907) в Вене вызвала скандал.
Первыми проданными работами были открытки и рисунки детей.
В 1908 году его работы попали на выставку художников-модернистов группы Климта. Был отчислен из школы из-за обилия насилия и эротики в картинах.

Читайте также:  «натюрморт с поставцом», антонио переда — описание картины

В 1906 году изобразил обнаженную Мату Хари.
Сначала рисовал портреты венских знаменитостей в оригинальном, «нервном» стиле.
В 1909 его работы выставлялись на крупной выставке. В 1910 году Кокошка сблизился с берлинской группой «Штурм», познакомился с Кандинским. Он написал ряд обложек для берлинского журнала «Буря».

В 1911 году в Вене состоялась персональная выставка, которую посетил эрцгерцог Франц-Фердинанд.
В 1911 году у Кокошки начался страстный роман с вдовой великого композитора Густава Малера (1860-1911) Альмой Малер, изящной красавицей, которая была значительно старше художника. Через несколько лет Альма прервала связь, заявив, что не хочет быть поглощенной ею.

По мотивам этой любви сотворена одна из лучших работ художника «Невеста ветра» (1914, Музей искусств, Базель). Позже он изготовил куклу Альму в полный рост.
В 1912 году Кокошка, не нашел ничего лучше, как оставить преподавательскую деятельность, и выставиться в Кельне, который в то время был центром всего германоязычного авангарда, а затем в Мюнхене..

Во время Первой мировой войны был зачислен лейтенантом в драгунский полк. В 1915 году был тяжело ранен в Галиции. Кокошка вернулся на фронт, и был контужен. После этого лечился в Швеции и Германии.
В 1919 году стал профессором Дрезденской академии. В 1922 году был приглашен на Венецианское биеннале. В 1924 году оставил пост и уехал путешествовать.

Побывал в разных странах Европы, Северной Африке, Палестине.
В 1930-е годы у него были проблемы – издания Германии и Италии нападали на его творчество, около 400 работ Кокошки были удалены из немецких музеев. Художник переехал в Вену, а затем в Прагу. Его творчество фашисты причислили к дегенеративному искусству.

Отнесся к этому с юмором, написав «Автопортрет дегенеративного художника» (1937).
В 1938 году вместе с Ольгой Павловской переехал в Лондон. Во время войны в летние месяцы жил в сельской местности в Шотландии. В 1946 году получил британское гражданство (в 1978 восстановил гражданство Австрии).
После второй мировой войны его выставки проходят в Вене, Берне.

В 1952-63 годах преподавал в Зальцбургской академии художеств. В 1962 году ретроспектива его работ прошла в Галерее Тэйта.
В 1971 году опубликовал автобиографию «Мой любимый».
Был также оформителем оперных спектаклей, среди которых наиболее известна «Волшебная флейта» (1965, Женева).

В год смерти художника правительство Австрии учредило премию имени Кокошки, которая вручается раз в два года.

Некоторые работы:
«Портрет Лотты Франчоз» (1909, коллекция Филиппса, Вашингтон),
«Ганс Титце и Эрика Титце-Конрат» (1909, Музей современного искусства, Нью-Йорк),
«Доктор Эмма Вероника Сандерс» (1909, Музей современного искусства, Нью-Йорк),
«Ребенок и родительские руки» (1909),
«Вероника с запеленаным ребенком» (1909, Музей изобразительных искусств, Будапешт),
«Играющие дети» (1909, Музей Вильгельма Лембрюка, Дуйсбург),
«Натюрморт с бараниной и гиацинтом» (1910),
«Казначей» (1910),
«Осмотр» (1912),
«Альма Малер» (1912, Музей современного искусства, Токио),
«Автопортрет с Альмой Малер» (1912-3, музей, Эссен),
«Портрет девочки» (1913, Музей современного искусства, Зальцбург),
«Любовники» (1913, Музей изящных искусств, Бостон),
«Автопортрет» (1913, Музей современного искусства, Нью-Йорк),
«Художник Карл Молл» (1913),
«Автопортрет» (1915),
«Любовники с котом» (1917),
«Орфей и Эвридика» (1917),
«Романа Кокошка, мать художника» (1919),
«Автопортрет с рукой у лица» (1919),
«Женщина в синем» (1919, Государственная картинная галерея, Штутгарт),
«Девочка с куклой» (1921-22, Институт искусств, Детройт),
«Автопортрет с куклой» (1922, Национальная галерея, Берлин),
«Обнявшиеся мать и дочь» (1922),
«Дрезден. Мост августа» (1923),
«Тигр» (1926, австрийская национальная галерея, Вена),
«Иерусалим» (1929, Институт искусств, Детройт),
«Нимфа» (1936, Национальная галерея, Прага),
«Аншлюс. Алиса в стране чудес» (1942),
«Магическое представление доктора Басса» (1951),
«Венская государственная опера» (1956),
«Пароход на озере Леман» (1957),

«Геродот» (1963),

Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат, Оскар Кокошка1. Австрия, 9 июня 1967. Марка, посвященная 700-летию Пехларна. Номинал 2 шиллинга. Гобелен Оскара Кококшки «Лебедь». Скотт 793 (А272) Иверт 1074. Мишель 1240

Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат, Оскар Кокошка2. Австрия, 28 февраля 1986. Автопортрет Оскара Кокошки. Номинал 4 шиллинга. Скотт 1339 (А729) Мишель 1841  Иверт 1670

Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат, Оскар Кокошка3. Австрия, 2008. Серия марок, посвященная венскому музею Альбертина. На одной из марок работа Оскара Кокошки.

Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат, Оскар Кокошка4. Дагомея (Бенин), 1967. Портрет Конрада Аденауэра работы Кокошки.  Номинал 70 франков. Мишель 318. Иверт А62

Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат, Оскар Кокошка3. Германия, 13 февраля 1986. Автопортрет Оскара Кокошки.  Номинал 80 пфенингов. Скотт 1455 (А583) Иверт 1104  Мишель 1272

6. Мозамбик, 2011. Серия «Экспрессионисты». Одна из марок посвящена Оскару Кокошке.

Источник: https://alexstamps.wordpress.com/2012/11/30/oskar-kokoschka/

Кокошка оскар

Кокошка оскар — австрийский жи­во­пи­сец, гра­фик, пи­са­тель.

Учил­ся в вен­ской Шко­ле при­клад­но­го искусства (1904-1909 годы), од­но­вре­мен­но ра­бо­тал в «Вен­ских мас­тер­ских» (как гра­фик). Ран­ние ра­бо­ты Кокошки сво­ей ли­не­ар­но­стью сви­де­тель­ст­ву­ют о влия­нии австрийского юген­д­сти­ля и Г.

Клим­та [став­шая де­бю­том Кокошки-пи­са­те­ля кни­га «Спя­щие маль­чи­ки» («Die tr ̈aumenden Kna­ben») — сти­хи и цвет­ные ли­то­гра­фии, 1908 год]. Ар­хитек­тор А. Лоз убе­дил Кокошку за­нять­ся жи­во­пи­сью, ввёл его в круг вен­ских ин­тел­лек­туа­лов.

Жи­во­пис­ные порт­ре­ты конца 1900-х годов от­ли­ча­ет ост­рый пси­хо­ло­гизм, эмо­цио­наль­но на­сы­щен­ную ат­мо­сфе­ру соз­да­ют ко­лы­ха­ние тон­ких кра­соч­ных сло­ёв, мер­ца­ние бли­ков, нерв­ная дрожь кон­ту­ров (А. Ло­з, Национальная га­ле­рея, Бер­лин; Х. Тит­це и Э. Тит­це-Кон­рат, Му­зей современного искусства, Нью-Йорк; по­эт П.

Читайте также:  Игроки в карты, лукас хейгенс ван лейден (лука лейденский)

Аль­тен­берг, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Нью-Йорк; все — 1909 год). В 1910 году Кокошка жил в Бер­ли­не, со­труд­ни­чал с журналом «Der Sturm», в ко­то­ром пуб­ли­ко­ва­лись его гра­фические ра­бо­ты.

Вер­нув­шись в 1911 году в Ве­ну, ху­дож­ник об­ра­тил­ся к еван­гель­ской те­ма­ти­ке («Бег­ст­во в Еги­пет», 1911-1912 годы, ча­ст­ное со­б­ра­ние; «Бла­го­ве­ще­ние», 1911 год, Му­зей «Ам-Ост­валль», Дор­тмунд).

В этих ком­по­зи­ци­ях тра­диционная ико­но­гра­фия транс­фор­ми­ру­ет­ся, на­сы­ща­ет­ся современными реа­лия­ми и осо­бой сим­во­ли­кой, вы­ра­жаю­щей лич­ное ми­ро­ощу­ще­ние ав­то­ра.

Жи­во­пис­ная ткань ут­ра­чи­ва­ет бы­лую про­зрач­ность, плот­ные кра­соч­ные маз­ки пе­ре­да­ют бур­ле­ние не­ук­ро­ти­мых сти­хий («Ав­то­порт­рет с Аль­мой Ма­лер», 1912-1913 годы, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Гам­бург; «Не­вес­та вет­ра», 1913 год, Ху­дожественный му­зей, Ба­зель).

В 1914 году Кокошка от­пра­вил­ся доб­ро­воль­цем на фронт, где по­лу­чил тя­жё­лое ра­не­ние (1915 год). В 1916 году пе­ре­се­лил­ся в Дрез­ден, где стал профессором АХ (1919-1924 годы).

Пе­ре­жи­тые по­тря­се­ния, де­прес­сия от­ра­зи­лись в тра­гической ат­мо­сфе­ре ра­бот Кокошки это­го вре­ме­ни, в их су­мрач­ном ко­ло­ри­те и осо­бом фак­тур­ном строе: по­лот­на, по­кры­тые змея­щи­ми­ся, скру­чи­ваю­щи­ми­ся в жгу­ты маз­ка­ми, соз­да­ют ощу­ще­ние бе­зыс­ход­но­го кру­же­ния в замк­ну­том про­стран­ст­ве («Эмиг­ран­ты», 1916-1917 годы, Но­вая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен; Ав­то­порт­рет, 1917 год, Городской му­зей, Вуп­пер­таль; «Си­ла му­зы­ки», 1918-1919 годы, Городской му­зей Ван Аб­бе, Эйн­дхо­вен). Ра­бо­ты, соз­дан­ные в «дрез­ден­ский пе­ри­од», по­зво­ля­ют счи­тать Кокошку од­ним из вид­ней­ших пред­ста­ви­те­лей ав­ст­ро-немецкого экс­прес­сио­низ­ма.

В 1924-1933 годах Кокошка стран­ст­во­вал по Ев­ро­пе, Северной Аф­ри­ке и Ближ­не­му Вос­то­ку. В твор­че­ст­ве это­го пе­рио­да пре­об­ла­да­ют пей­за­жи — па­но­рам­ные ви­ды го­ро­дов, пор­тов, на­пи­сан­ные с эпической ши­ро­той и им­прес­сио­ни­стической тре­пет­но­стью («Ве­не­ция.

Лод­ки на та­мож­не», 1924 год, Государственная га­ле­рея современного искусства, Мюн­хен; «Мар­сель», 1925 год, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Ба­зель; «Кар­лов мост в Пра­ге», 1934 год, Национальная га­ле­рея, Пра­га, и др.). В начале 1934 года Кокошка вер­нул­ся в Ве­ну, а в сле­дую­щем го­ду пе­ре­ехал в Пра­гу.

В от­вет на кон­фи­ска­цию на­ци­ст­ски­ми вла­стя­ми его ра­бот из немецких му­зе­ев (смотри в статье «Де­ге­не­ра­тив­ное ис­кус­ст­во») Кокошка соз­да­ёт ра­бо­ту, вы­зы­ваю­ще на­зван­ную «Ав­то­порт­рет «ху­дож­ни­ка-вы­ро­ж­ден­ца»» (1937 год, Шотландская национальная га­ле­рея современного искусства, Эдин­бург); в ря­де про­из­ве­де­ний от­кли­ка­ет­ся на со­бы­тия гражданской вой­ны в Ис­па­нии. В 1938 году Кокошка эмиг­ри­ро­вал в Лон­дон, где вы­сту­пал со стра­ст­ной кри­ти­кой то­та­ли­тар­ных ре­жи­мов и ми­ли­та­риз­ма.

По­сле вой­ны Кокошка вновь мно­го пу­те­ше­ст­во­вал по Ев­ро­пе. В позд­них пей­за­жах мас­тер­ски пе­ре­да­ны ме­няю­щее­ся ос­ве­ще­ние, иг­ра сол­неч­ных лу­чей, про­би­ваю­щих­ся сквозь об­ла­ка («Пей­заж в Мон­та­не», 1947 год, Кун­ст­ха­ус, Цю­рих; «Вид Зальц­бур­га», 1950 год, Но­вая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен). Про­дол­жал пи­сать пси­хо­ло­гические порт­ре­ты (Т.

Хейс, 1950 год, Му­зей Люд­ви­га, Кёльн). Два позд­них мо­ну­мен­таль­ных трип­ти­ха Кокошки на ан­тич­ную те­му от­ме­че­ны де­ко­ра­тив­но­стью в ду­хе австрийского ба­рок­ко — «Са­га о Про­ме­тее» (1950 год, Институт Кур­то, Лон­дон) и «Фер­мо­пи­лы» (1954 год, Гам­бург­ский университет).

В 1973 году Кокошка ис­пол­нил мо­ну­мен­таль­ную мо­заи­ку в со­бо­ре Святого Ни­ко­лая в Гам­бур­ге.

Ра­бо­тал как сце­но­граф — для те­ат­ра М. Рейн­хард­та (1919 год), вен­ско­го «Бур­г­теа­тер» (1960-1962 годы); оформ­лял опер­ные по­ста­нов­ки (в том числе «Вол­шеб­ную флей­ту» В.А. Мо­цар­та, 1955 год, Зальц­бург­ский фес­ти­валь).

Ог­ром­ное гра­фическое на­сле­дие Кокошки (свыше 5 тысяч ра­бот) вклю­ча­ет ри­сун­ки, ак­ва­ре­ли, ли­то­гра­фии (се­рии «Ко­роль Лир», 1963 год; «Одис­сея», 1963-1965 годы; «Тро­ян­цы», 1971-1972 годы, и др.), ил­лю­ст­ра­ции к сво­им про­из­ве­де­ни­ям (смотри иллюстрации к статье Ил­лю­ст­ра­ция).

Пре­по­да­вал в лет­ней АХ в Зальц­бур­ге (1953-1963 годы), где вёл по собственному ме­то­ду «Шко­лу ви­де­ния». С 1953 года жил в Виль­нё­ве, на Же­нев­ском озе­ре.

Дра­ма­тур­гия Кокошки, од­но­го из за­чи­на­те­лей экс­прес­сио­ни­ст­ско­го те­ат­ра, сло­жилась под влия­ни­ем О. Вей­нин­ге­ра, А. Стринд­бер­га, Ф. Ве­де­кин­да. Экс­та­тическая и сно­вид­че­ская сти­ли­сти­ка дра­мы «Убий­ца — на­де­ж­да жен­щин» («Mörder, Hoffnung der Frauen», 1909 год; по­ло­же­на на му­зы­ку П.

Хин­де­ми­том, 1921 год), пре­ду­смот­рен­ное ав­то­ром со­че­та­ние вер­баль­но­го и ви­зу­аль­но­го ря­дов, све­то­вых и зву­ко­вых эф­фек­тов соз­да­ют осо­бое про­стран­ст­во «син­те­ти­че­ско­го те­ат­ра», центральная те­ма ко­то­ро­го — смер­тель­ная схват­ка Муж­чи­ны и Жен­щи­ны, свя­занных от­но­ше­ния­ми люб­ви-не­на­вис­ти.

Пье­са Кокошки «Сфинкс и со­ло­мен­ное чу­че­ло» («Sphinx und Strohmann», 1909 год; пе­ре­ра­бо­та­на в дра­му «Иов» — «Hiob», 1917 год) пред­вос­хи­ти­ла аб­сур­да те­атр.

Мис­те­рия «Не­опа­ли­мая ку­пи­на» («Der bren­nen­de Dornbusch», 1911 год) и дра­ма «Ор­фей и Эв­ри­ди­ка» («Orpheus und Eury­di­ke», 1919 год; по­ло­же­на на му­зы­ку Э.

Кше­не­ком, 1926 год) об­ра­ще­ны к биб­лей­ским и ми­фо­ло­гическим об­раз­ам; ан­ти­фа­ши­ст­ская те­ма раз­ра­бо­та­на в дра­ме «Ко­ме­ни­ус» («Co­me­nius», 1929 год, опубликована в 1974 году). Ав­то­био­гра­фическая про­за [«Моя жизнь» («Mein Leben», 1971 год)] со­че­та­ет реа­ли­стическую ма­не­ру опи­са­ния с ви­зио­нер­ски­ми пас­са­жа­ми.

Сочинения:

Das schriftliche Werk. Hamb., 1973–1976. Bd 1–4;

Briefe. Düsseldorf, 1984–1988. Bd 1–4;

Letters 1905–1976. L., 1992.

Иллюстрации:

О. Ко­кош­ка. «Вид Пра­ги». 1936. Ав­стрий­ская га­ле­рея, Верх­ний Бель­ве­дер (Ве­на). Архив БРЭ.

О. Ко­кош­ка. «О, Веч­ность, гро­мо­вое сло­во». Лист из се­рии ли­то­гра­фий на тек­сты кан­тат И.С. Ба­ха. 1914. Архив БРЭ.

Литература

  • Hoffmann E. Kokoschka: life and work. L., 1947
  • Goldschneider L. O. Kokoschka. Köln, 1963
  • Hodin J.P. O. Kokoschka: the artist and his time. N.Y.; L., 1966
  • Tomeš J. Kokoschka: the artist in Prague. L., 1967
  • Wingler H.M., Welz F. O. Kokoschka: Das drückgraphische Werk. Salzburg, 1975–1981. Bd 1–2
  • Schvey H.I. O. Kokoschka: the painter as playwright. Detroit, 1982
  • Schweiger W. Der junge Kokoschka: Leben und Werk, 1904–1914. W., 1983
  • O. Kokoschka. Symposium. W.; Salz­burg, 1986
  • Whitford F. O. Kokoschka: a life. L., 1986
  • O. Kokoschka: Die Gemälde / Hrsg. J. Wink­ler, K. Erling. Salzburg, 1995
  • O. Ko­koschka und der frühe Expressionismus / Hrsg. G. Frodl, G. T. Natter. W., 1997
  • O. Ko­ko­sch­ka: Das Mo­derne Bildnis, 1909–1914 / Hrsg. G. T. Natter. Köln, 2002
  • O. Kokoschka: Kunst und Politik, 1937–1950 / Hrsg. G. Sultano, P. Werkner. W., 2003
  • Гор­ба­тен­ко М.Б. О. Ко­кош­ка: те­атр ху­дож­ни­ка // Мо­дерн и ев­ро­пей­ская ху­до­жест­вен­ная ин­те­гра­ция. М., 2003

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/kokoshka_oskar

Ссылка на основную публикацию