Гадалка, михаил врубель, 1895

Публикуем историю гениального Михаила Врубеля, который до конца жизни был верен творчеству.

Гадалка, Михаил Врубель, 1895

1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. Пара готовилась к этому событию очень весело, им казалось, что рождение ребенка не помешает их элегантной и светской жизни, они фантазировали, как уже с ребенком поедут за границу выставлять «Демона».

Гадалка, Михаил Врубель, 1895

Супругов ждало страшное огорчение — мальчик родился с раздвоенной верхней губой, это глубоко поразило Михаила Врубеля. С того самого момента его близкие и знакомые стали замечать, что с художником происходит что-то неладное.

Гадалка, Михаил Врубель, 1895

Врубель пишет портрет сына, которого назвали Саввой, причем придает его облику то выражение крайней тревоги, которую, вероятно, переживает он сам.

Гадалка, Михаил Врубель, 1895

В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге.

Вот что о той выставке вспоминает сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге: «Михаил Александрович, несмотря на то что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее, и я с ужасом видела каждый день перемену.

Были дни, что „Демон“ был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота… Вообще, несмотря на болезнь, способность к творчеству не покидала Врубеля, даже как будто росла, но жить с ним уже делалось невыносимо».

Гадалка, Михаил Врубель, 1895

В марте 1902 года художник впервые был помещен в частную психиатрическую лечебницу. В картине болезни преобладали идеи собственного величия, наступил период столь сильного возбуждения, что на полгода прервались свидания даже с самыми близкими людьми — женой и сестрой.

Гадалка, Михаил Врубель, 1895

В сентябре того же года Врубеля перевезли в клинику психиатра Сербского, в одном пальто и шляпе, даже без белья, так как говорили, что он уничтожил все свои вещи.

Гадалка, Михаил Врубель, 1895

В этой больнице дело пошло гораздо лучше, он писал совершенно логичные письма родным, а по совету доктора стал вновь заниматься живописью.

Гадалка, Михаил Врубель, 1895

18 февраля 1903 года Михаил Врубель вышел из клиники, но был очень грустным, а к апрелю совсем «расклеился»: часто плакал, тосковал, говорил, что никуда не годен, работать вовсе не мог, хотя ему предлагали разные заказы.

3 мая 1903 года случилось несчастье — умер Саввочка, единственный ребенок Врубелей.

Перед лицом этого горя Михаил Александрович вел себя очень мужественно, лично занялся организацией похорон, старался поддержать жену, которая была в отчаянии.

Гадалка, Михаил Врубель, 1895

После похорон сына Врубели уехали в свое имение под Киевом, там художник стал сильно нервничать, требовал, чтобы его скорее везли в лечебницу. Кто-то посоветовал определить Врубеля в одну из психиатрических клиник Риги.

Гадалка, Михаил Врубель, 1895

На этот раз болезнь была совершенно другого характера: от мании величия не осталось и следа, напротив, ее сменило полное угнетение. Врубель был уныл и грустен, считал себя ничтожеством и хотел лишиться жизни.

«Автопортрет с раковиной», 1905 (во время болезни)

Осенью сестра художника перевезла его из Риги в Москву. В московской клинике он стал рисовать очень удачные портреты больных, но мысли его путались, Врубелю казалось, что и жена, и сестра тоже являются пациентами психиатрической больницы.

  • «Кувшинки», 1890 (до болезни)
  • Рисунки, сделанные в клинике, были представлены на выставке московских художников, в них не было видно и тени болезни.
  • «Гамлет и Офелия», 1884 (до болезни)
  • В этот период Врубель написал картину «Шестикрылый Серафим», изображающую ангела с горящей лампадой, очень красивую вещь, выполненную жгучими и яркими красками.
  • «Шестикрылый Серафим (Азраил)», 1904 (во время болезни)

К весне 1904 года художнику было так плохо, что врачи и родственники думали, что он не доживет до лета, хотели везти его за границу, но потом оставили эти планы.

На лето московские клиники закрывались, поэтому психиатр Сербский посоветовал поместить Врубеля в недавно открытую в окрестностях Москвы лечебницу психиатра Усольцева.

Больные в этой лечебнице жили вместе с семьей доктора и пользовались большой свободой.

«Портрет доктора Ф. А. Усольцева», 1904 (во время болезни)

  1. Переезд в клинику Усольцева принес удивительную пользу: Врубель стал есть (до этого он отказывал себе в пище, считая себя недостойным еды), мысли его прояснились, он рисовал, писал письма родным и друзьям, а через два месяца настолько поправился, что вернулся домой.
  2. Ограда психиатрической больницы, на этом месте находилась клиника Усольцева.
  3. После выписки художника из лечебницы Врубели переехали в Петербург, где Михаил Александрович вел жизнь абсолютно здорового человека: он снял квартиру, провел в ней электричество и очень много работал.
  4. «Утро», 1897 (до болезни)
  5. В этот период Врубель начал писать свою удивительную «Жемчужину», которая сейчас находится в коллекции московской Третьяковской галереи.
  6. «Жемчужина», 1904 (во время болезни)

К началу 1905 года жена стала замечать у Врубеля сильное возбуждение, он стал несговорчивым, раздражительным, непомерно тратил деньги на совершенно ненужные вещи. Жене художника пришлось «выписать» из Москвы психиатра Усольцева, который увез Врубеля в свою московскую лечебницу.

«После концерта» (Портрет жены художника), 1905 (во время болезни)

Усольцев действовал на больного успокаивающе. Оказавшись в клинике, Врубель начал спать, а бессонница всегда была одним из опасных симптомов его болезни.

Родственники надеялись, что на этот раз болезнь не будет продолжительной, увы, но они ошиблись — возбуждение в очередной раз сменилось угнетением.

Несмотря на болезнь, Врубель не прекращал работать: он нарисовал портрет всей семьи Усольцевых, многих больных и поэта Брюсова, который навещал художника.

«Портрет поэта В. Я. Брюсова», 1906 (во время болезни)

Брюсов оставил очень интересные воспоминания о своей первой встрече с Михаилом Врубелем, состоявшейся в клинике Усольцева: «Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке.

У него было красноватое лицо; глаза как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший! После обычных приветствий он спросил меня: „Это вас я должен писать?“ И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно.

Сразу выражение его лица изменилось. Сквозь безумие проглянул гений».

Фотография поэта Брюсова.

Когда Врубель писал Брюсова, окружающие стали замечать, что у него происходит что-то странное с глазами, художник вынужден был подходить очень близко, чтобы разглядеть модель. Новое страдание приближалось с ужасающей скоростью, кончив портрет Брюсова, Врубель почти не видел своей работы.

«Гадалка», 1894-1895 (до болезни)

Михаил Врубель понимал весь ужас своего положения: художник, мир которого был сказочно прекрасен, — теперь почти слепой… Он стал отказываться от еды, говоря, что если будет голодать 10 лет, то прозреет, и рисунок у него будет необыкновенно хорош.

  • «Шестикрылый Серафим», 1905 (до болезни)
  • Несчастный художник теперь стеснялся знакомых, он говорил: «Зачем им приходить, я ведь их не вижу».
  • «Валькирия (Портрет княгини Тенишевой)», 1899 (до болезни)

Внешний мир все меньше соприкасался с Михаилом Врубелем. Несмотря на все старания его сестры и жены, которые регулярно навещали художника, он погружался в мир собственных грез: рассказывал что-то вроде сказок, что у него будут глаза из изумруда, что он создал все свои произведения во времена Древнего мира или эпохи Возрождения.

Читайте также:  Фёдор яковлевич алексеев, биография и картины

«Гензель и Гретель», 1896 (до болезни)

Последний год жизни художник все настойчивее отказывался от мяса, говоря, что не хочет есть «убоины», так что ему стали сервировать вегетарианский стол. Силы постепенно покидали Врубеля, иногда он говорил, что «устал жить».

«Серафим», 1904-1905 (во время болезни)

Сидя в саду в свое последнее лето, он как-то сказал: «Воробьи чирикают мне — чуть жив, чуть жив». Общий облик больного становился как бы утонченнее, одухотвореннее. Врубель шел к концу с полным спокойствием.

Когда у него началось воспаление легких, перешедшее затем в скоротечную чахотку, он воспринял это спокойно.

В последний сознательный свой день, перед агонией, Врубель особенно тщательно привел себя в порядок, горячо поцеловал руки жены и сестры и больше уже не разговаривал.

Фотография М. А. Врубеля, 1897 (до болезни)

Только ночью, ненадолго придя в себя, художник сказал, обращаясь к человеку, который за ним ухаживал: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». В этих словах было какое-то предсмертное пророческое предчувствие: уже через сутки Врубель в гробу был торжественно привезен в Академию художеств — свою alma mater.

«Кровать» (из цикла «Бессонница»), 1903-1904 (во время болезни)

Закончить рассказ хочется словами психиатра Усольцева, который, как никто другой, ценил Михаила Врубеля, понимая всю сложность его гениальной личности: «Часто приходилось слышать, что творчество Врубеля — больное творчество.

Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Творчество было в основе, в самой сущности его психической личности, и, дойдя до конца, болезнь разрушила его самого…

Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров, и глубоко здоров».

«Роза в стакане», 1904 (во время болезни)

Дарья ЕвсееваИсточник: AdMe.

Источник: https://cameralabs.org/9397-istoriya-genialnogo-khudozhnika-mikhaila-vrubelya

10 неизвестных: демоны Михаила Врубеля

Гадалка, Михаил Врубель, 1895

Михаил Врубель, Автопортрет, 1882

По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.

ru запустила новую рубрику «10 неизвестных», в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой.

Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.

17 марта исполнится 160 лет со дня рождения Михаила Александровича Врубеля, одного из главных русских художников начала XX века.

Его живопись стала квинтэссенцией русского модерна, а мерцающие сине-лиловые кристаллы, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар сделали его произведения узнаваемыми.

Картины Врубеля послужили соединительным звеном между традициями художественной школы Репина и новаторскими приемами Малевича. Влияние его было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства XX века.

Михаил Врубель, «Демон сидящий», 1890

Гадалка, Михаил Врубель, 1895

Михаил Врубель, «Демон сидящий», 1890

Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске. После окончания гимназии с золотой медалью ни сам Врубель, ни его родители не помышляли о карьере художника. Было решено отправить его в Петербургский университет на юридический факультет.

Врубель вел богемный образ жизни, но, проучившись в университете, заключительную конкурсную работу так и не защитил. В университетские годы он делал иллюстрации к литературным произведениям, увлекался философией Канта и подрабатывал репетиторством.

Подружившись с театральным кругом и сблизившись с художественной интеллигенцией, Михаил Александрович поступил в Академию в возрасте 24 лет, то есть в 1880 году. Здесь он знакомится с Репиным и Серовым, что, безусловно, находит отражение в его живописной манере.

Главным проектом первого творческого десятилетия Врубеля становится реставрация Кирилловской церкви XII века в Киеве, куда он отправляется по рекомендации профессора Академии Петра Чистякова.

Мысль изобразить демона или, как выражался Врубель, «нечто демоническое» возникла еще в Киеве. Показывая отцу осенью 1886 года первые наброски, Врубель говорил, что Демон – дух «не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный, …величавый».

По воспоминаниям современников, он утверждал, что вообще «Демона» не понимают – путают с чертом и дьяволом, тогда как черт по-гречески значит просто «рогатый», дьявол – «клеветник», а «демон» значит «душа''. Для Александра Блока в этом образе воплотилась «громада лермонтовской мысли» о божественной скуке.

В колористике врубелевского Демона Блок видел аналогию лермонтовскому: «Он был похож на вечер ясный: / Ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет».

Михаил Врубель, «Гадалка», 1895

Гадалка, Михаил Врубель, 1895

Михаил Врубель, «Гадалка», 1895

Картина «Гадалка» была создана под впечатлением от оперы французского композитора Жоржа Бизе «Кармен». Здесь художник работает с близкой ему темой гадания и предсказания, популярной в символизме. Врубель применяет здесь необычную технику: картина написана смесью бронзовых порошков, лаков и масляных красок.

Такой технический прием создает живописную поверхность, напоминающую природные рисунки на камнях. Гадалка сама по себе напоминает изображение на игральных картах. Врубель работает здесь с несколькими смысловыми и символическими уровнями.

Пряжа напоминает о греческой богине судьбы Парке, прядущей и обрезающей нити человеческих жизней. На раскрытых картах, лежащих на переднем плане, выделяется туз пик – знак рока и фатума.

Над всем торжествует лицо гадалки, в руках которой еще нераскрытые карты: наполовину освещенное, наполовину сокрытое в тени, оно символизирует вечное противоборство тьмы и света, прозрение высшей тайны бытия, стоящее за игрой фортуны.

Михаил Врубель, «Принцесса Греза», 1896

Гадалка, Михаил Врубель, 1895

Михаил Врубель, «Принцесса Греза», 1896

В том же 1896 году Сергей Юльевич Витте заказал Михаилу Врубелю мозаичное панно для оформления фасада отеля «Метрополь». На его создание Врубеля вдохновила драма Эдмона Ростана, навеянная легендой рыцарских времен.

Принц и поэт Жоффруа Рюдель из рассказов пилигримов узнает о принцессе Мелисанде, живущей далеко за морем. Проникшись любовью к Прекрасной Даме, принц посвящает ей стихи.

Предчувствуя скорую смерть, он отправляется в странствие за своей мечтой.

Врубель изображает кульминационный момент сюжета: на корабле, который как будто взлетает над волнами, умирающий принц с лирой в руках поет песню о своей грезе, принцессе Мелисанде. В это мгновение красота торжествует над миром и происходит чудо: прекрасная принцесса склоняется к изголовью поэта. Это произведение стало воплощением идеи вечности искусства.

В том же году Сергей Юльевич Витте заказал Врубелю два живописных панно для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на тот же самый сюжет пьесы Ростана, а второе – «Микула Селянинович» – на былинный.

«Микула Селянинович» впоследствии стал мотивом мозаичного оформления камина, который, как и нижегородская «Принцесса Греза», хранится в Третьяковской галерее.

Михаил Врубель, «Микула Селянинович и Вольга», 1898–1899

Гадалка, Михаил Врубель, 1895

Михаил Врубель, «Микула Селянинович и Вольга», 1898–1899

Панно «Микула Селянинович и Вольга» для камина на былинный сюжет Врубель выполнил в технике майолики. В основу сюжета панно, а затем камина легла русская былина о Вольге и Микуле. Направляясь за данью во вверенные ему князем Владимиром города, Вольга встречает землепашца Микулу Селяниновича, богатырская сила которого изумляет.

Читайте также:  Свадьба петра i и екатерины i 19 февраля, а. ф. зубов, 1712

Он просит Микулу проводить его в те города, где должен собирать дань. В керамическом панно Врубель изображает момент диалога двух героев. Композиция камина и его колористическое решение построены на противопоставлении двух образов, которые олицетворяют различную природу их сверхъестественной силы.

Согласно тексту былины Вольга наделен таинственными колдовскими способностями, а мощь Микулы Селяниновича исходит от самой земли – это настоящий русский богатырь.

Известны несколько вариантов камина на тему былины о Вольге и Микуле, выполненные в технике майолики.

Камин, хранящийся в Третьяковской галерее, находился в особняке на Садовой-Самотечной улице, где он долгое время использовался по прямому назначению, то есть в отличие от всех других известных декоративных экземпляров, этот камин был действующим, его топили.

Он был смонтирован как изразцовая печь, фрагменты майолики были соединены между собой металлической проволокой и крепились к стене на известково-цементном растворе.

Михаил Врубель, «Портрет Н.И. Забелы-Врубель», 1898

Гадалка, Михаил Врубель, 1895

Михаил Врубель, «Портрет Н.И. Забелы-Врубель», 1898

Певица Надежда Ивановна Забела-Врубель была женой и музой художника. С нее он писал большинство женских образов. Наряд, в котором ее изобразил художник, был сшит специально по эскизу самого Михаила Александровича, а шляпа напоминала по форме его любимые цветы – белые ирисы.

С Надеждой Ивановной они познакомились в Петербурге, куда Врубель отправился для работы над декорациями к опере «Гензель и Гретель» вместо Константина Коровина. По окончании прогона постановки на сцену выбежал странный, как вспоминала потом Надежда Забела, господин с бурными выражениями восторга в ее адрес.

После премьеры Михаил Врубель вызвался проводить 27-летнюю оперную певицу. И вскоре начался их роман, завершившийся летом 1896 года свадьбой в Женеве.

Михаил Врубель, «Пан», 1899

Гадалка, Михаил Врубель, 1895

Михаил Врубель, «Пан», 1899

Образ Пана, древнегреческого бога лесов и пастбищ, покровителя пастухов, отражал интерес художников символистов к существам с двойной природой. Пан по-гречески означает «всепроникающий», «вездесущий».

Обладая безобразной внешностью покрытого шерстью человека с рогами и копытами козла, Пан наводил «панический» ужас на людей, потревоживших его покой. В то же время Пан – веселый бог, спутник игривых нимф, легендарный создатель первого музыкального инструмента – свирели.

Он смастерил ее из тростника, в который обратилась нимфа Сиринга, отвергнувшая любовь козлоподобного бога. «Пан» Врубеля – скорее, русский леший, в его образе художник выразил душу сумеречной северной природы, пытаясь уловить «интимнейшую национальную ноту».

В облике врубелевского героя нет ничего устрашающего, кажется, он появился из корней старого дерева, чтобы отдохнуть на пеньке и сыграть на свирели. Для художника Пан – воплощение чуткой, поэтической души.

Михаил Врубель, «Сирень», 1900

Гадалка, Михаил Врубель, 1895

Михаил Врубель, «Сирень», 1900

Картина – один из вариантов темы «Сирень», популярной в творчестве Врубеля и других символистов. В ней воплощен образ стихийного мира, пробуждающегося с весной и таящегося под покровом сумерек. Девушка в цветущих зарослях становится воплощением духа самой природы.

Здесь Врубель работает как импрессионист, не прописывая цветы, а создавая атмосферное ощущение сумерек и легкого колыхания листвы.

Такая простая тема, как куст сирени, то есть по существу натюрморт, в очередной раз дала художнику возможность проявить свой колористический дар: он использует целую палитру оттенков от концентрированного темно-фиолетового и лилового до бледно сиренево-розового и серовато-голубого.

Михаил Врубель, «Царевна-Лебедь», 1900

Гадалка, Михаил Врубель, 1895

Михаил Врубель, «Царевна-Лебедь», 1900

Царевна-Лебедь – героиня «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина, навеянная образами древнеславянских мифов. Новое воплощение сказка Пушкина обрела в одноименной опере Н.А.Римского-Корсакова (1900).

Врубель оформлял этот спектакль, а партию Царевны-Лебедь исполняла жена художника Надежда Забела-Врубель. «Все певицы поют, как птицы, а Надя – как человек!» – говорил о ней художник. Но картина не стала костюмированным портретом супруги Михаила Александровича.

Его Царевна-Лебедь – существо двойственной природы. Он пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм.

В эстетике символизма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести ее к познанию темных, таинственных сторон жизни, поэтому художник наделяет свой образ демоническими чертами.

Михаил Врубель, «Демон поверженный», 1902

Гадалка, Михаил Врубель, 1895

Михаил Врубель «Демон поверженный», 1902

Врубель довел до совершенства свою систему рисунка. Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами. Подтверждением того служат иллюстрации к «Демону» М.Ю. Лермонтова. Живописная поверхность дробится и преломляется, превращаясь в настоящую колористическую мозаику.

Врубель, взявший на свои хрупкие плечи бремя «демонической» темы, был сыном негероического времени. У «Демона» Врубеля больше тоски и тревоги, чем гордости и величия. Живописный образ более психологичен, чем его литературная основа, поэтому его часто отождествляют с самим художником. Герой низвергнут в хаос небытия.

Вытянутый по горизонтали холст усиливает почти физическое ощущение стремительного падения, а распростертые крылья добавляют динамики образу. Художник пишет павлиньи перья металлическими лаками, заставляя их сверкать и переливаться на темной поверхности.

Павлин, как и феникс, сгорающий и воскресающей из собственного пепла, становится для Врубеля важным символом нетленности и вечности.

Михаил Врубель, «Жемчужина», 1904

Михаил Врубель, «Жемчужина», 1904

Картина «Жемчужина» стала поистине жемчужиной в творчестве художника. Это галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь, почти беспредметная живопись, остановившаяся в шаге от «Черного квадрата» Малевича.

Но Врубель все-таки гениальный колорист, по его собственным словам, он «утопал в созерцании тонкостей» живописной фактуры.»Рисуй целый день и молчи, – говорил он Коровину, приютившему его в своей мастерской. – А вот когда нарисуешь, тогда и рассуждай об искусстве».

Когда Коровин привел своего друга, еще никому не известного, в дом Мамонтова, где Репин, сидя за обеденным столом с блокнотом и карандашом, набрасывал портрет хозяйки, Врубель, заглянув в блокнот мэтра, сказал, ошеломив всех своей бестактностью: «Илья Ефимович, а ведь вы рисовать не умеете!» Онемевший Мамонтов вытащил Коровина на террасу: «Костя, кто он такой?» – «Он гений, Савва Иванович, – засмеялся Коровин. – Простите его».

Источник: https://www.m24.ru/articles/iskusstvo/14032016/99737

Гадалка — 1895 Михаил Врубель

Октябрь 22, 2012

„Я твердо решил совершенно отстранить от своего творчества все, что его искусственно неорганически направляет” М. Врубель

Гадалка, Михаил Врубель, 1895

Гадалка

1895; 135х86,5 см; холст, маслоГосударственная Третьяковская галерея, Москва

Прообразом «Гадалки» является Кармен из одноименной оперы Бизе, которой Врубель увлекся еще в 1892 году. Его вдохновила излюбленная в символизме тема рока, предопределенности судьбы.

Коровин рассказывал о возникновении картины: «Все шумели, говор, игра в карты, спор. Михаил Александрович… спал. Наутро он написал с какой-то дамы, с которой познакомился накануне, портрет ее с игральными картами». Врубель написал «Гадалку» поверх заказанного ему портрета промышленника Николая Мамонтова.

По воспоминаниям Николая Прахова. пришедшему позировать Мамонтову художник заявил: «Не могу больше писать ваш портрет, осточертел он мне».

Гадалка — это символ Женщины. В ней есть обаяние красоты, естественность и в то же время некая загадочность. Глядя мимо зрителя, словно пророчица, она проникает в неведомое для других будущее человека.

Спор света и тени на контрастно освещенном лице усиливает драматизм и остроту ощущения образа. В колорите картины холодные и теплые цвета, взаимодействуя, обогащают друг друга. Благородно и сдержанно мерцают переливы шелковой ткани на фоне тусклого приглушенного в цвете ковра. Натурное начало в этом произведении берет верх.

Читайте также:  Венера, завязывающая глаза амуру, тициан вечеллио

Фантастическое художник выискивает в самом объекте — в женщине, обладающей даром разгадывать будущее людей.

Картина написана на холсте с темно-серым грунтом легким и длинным, не слишком пастозным мазком. Слой краски, тонкий в живописи головы и рук, становится более плотным в фактуре шали и ковра на стене за спиной женщины.

«Гадалка» близка по композиции к знаменитой киевской «Девочке на фоне персидского ковра», написанной художником девятью годами ранее, но ее утонченная живопись менее материальна.

Гадалка, Михаил Врубель, 1895

Портрет мужчины в старинном костюме

1886; 27,8х27 смбумага, акварель, белила, графитный карандаш, лак

Киевский музей русского искусства

Об истории возникновения акварели «Портрет мужчины в старинном костюме» подробно рассказал в своих воспоминаниях Николай Адрианович Прахов. Внимание Врубеля, пришедшего в квартиру Праховых, привлек кусок старинной украинской парчи, купленной хозяином на рынке. Он загорелся желанием написать ее акварелью.

Положив стул боком на стол, Врубель набросил на него парчу, чтобы легла свободными складками, и начал с увлечением писать.

По словам Николая Прахова, художник «начал с центра, с большого букета, и пошел от него вверх и вниз.

Когда уже было написано довольно много, стал говорить: „Нет, я напишу не просто кусок материи, а лучше боярина или, еще лучше, царя, сидящего на троне. Пусть это будет, ну, хотя бы Иван Грозный”.

  • Написал пояс, длинные рукава рук, лежащих на поручнях кресла, и стал намечать лицо от подбородка кверху».
  • Врубель придал портрету черты известного киевского коллекционера и мецената Ивана Николаевича Терещенко, мотивируя это тем, что „он тоже Иван и тоже должен быть — Грозным”.
  • Художника интересовала в первую очередь передача узора на старинной украинской парче, поэтому он не стал подклеивать бумагу для изображения лица мужчины целиком.

Равнодушие Врубеля к своим работам проявилось и здесь: портрет был наклеен на картон «Восточной сказки», чтобы тот не покоробился. В 1946 году он был отделен и отреставрирован.

(1856-1910) Михаил Врубель

Поделиться ссылкой в социальных сетях

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях.

«ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей.

Добавляйте знания и делитесь ими!

Знаете ли вы … …что такое «ДЖИП»?Гадалка, Михаил Врубель, 1895

Название этих автомобилей произошло от английской аббревиатуры G.P. (Джи-Пи) — General Purpose, то есть, всего-навсего, «транспортное средство общего назначения». Написание «Jeep» появилось значительно позже.

Источник: http://www.filoli.ru/artists/077-wrobel/gadalka.php

Михаил Врубель «Гадалка»

Гадалка, Михаил Врубель, 1895

  • Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel)
    Название: «Гадалка»
    Год написания: 1895 год
    Место: Государственная Третьяковская галерея, Москва
  • Направление: Символизм

Врубель любил путешествовать по странам. Он посетил: Рим, Милан, Афины и другие города, но сердце навсегда осталось в столице России — Москве. Такие скитания положительно сказались на работах художника, оставив пламенный след в истории.

Картина «Гадалка» — один из таких творческих порывов. Посетив Испанию, Врубель принялся писать страстные полотна, полные чувств и нежности. Многие критики и историки считают, что увидев оперу «Кармен» художник в порыве чувств создал данную картину.

В литературе, «Кармен» — это любовная повесть, рассказывающая о цыганке и ее возлюбленном. Отсюда и берёт начало сюжет картины. Центром композиции становится ромалэ с необычно дикой и хищной внешностью, таящей много секретов. Короткие волосы выдают властную и сильную натуру, которая может за себя постоять.

О том же говорит и язык тела. Притворная мягкость положения туловища противопоставлены уверенным рукам. О её непостоянстве говорит дисгармоничная внешность и окружающая обстановка.

Богатые ковры не сочетаются с простеньким одеянием девушки, которая внушает мысли о том, как же она сюда попала и откуда это всё?

Народу цыган всегда приписывали магические способности. Поэтому, Врубель в руки девушки вложил карты, которые олицетворяют связь с кочевым народом. Чтобы усилить эффект, гадалка держит таинственный пиковый туз, предвещающий удар судьбы или дальнюю дорогу, полной опасности и трудностей. Женщина как будто в насмешку не смотрит на карты, испытывая пришедшего к ней на прочность.

Символику цвета можно найти и тут. Например, розовый шарф, традиционно означающий инфантильность, здесь обретает иной характер: хитрость и коварство таинственной и непредсказуемой незнакомки. Она обладает взглядом как красавица из гарема, пожелавшая овладеть мастерством колдовства.

Источник: opisanie-kartin

Источник: https://mirovoeiskusstvo.ru/?p=530

Гадалка

Гадалка, Михаил Врубель, 1895

Картина «Гадалка» была создана Михаилом Врубелем в 1895 году. При ее создании художник использовал холст и масло. Ее размеры составляют 136 x 87 см. В настоящее время картина находится в Москве в Государственной Третьяковской галерее.

Несмотря на то, что Врубель никогда не был в Испании, он написал 2 панно на испанские мотивы, одним из них и было «Гадалка» (второе – «Испания»). Возможно, эти мотивы были навеяны оперой «Кармен», которую художник очень любил и считал ее «эпохой в музыке».

«Гадалка» – это работа глубоко психологическая. Что мы видим на этой картине? На ней изображена молодая черноволосая женщина восточного типа, сидящая на фоне ковров. Перед ней раскинуты карты, среди них выделяется пиковый туз – карта, предвещающая недоброе. Сама же женщина не смотрит на карты.

Среди лилово-розового мерцания ковра, а также шелковых тканей художник с большим мастерством выделяет лицо с пристальным взглядом горящих глаз. Создается такое ощущение, будто перед гадалкой раскрылась какая-то страшная тайна будущего.

Врубель изобразил на ее плечах розовый шарф – это определяющее цветовое пятно в картине, просто удивительно, как зловеще звучит в общем ансамбле розовый цвет, который мы привыкли считать идиллическим цветом безмятежности.

Обратите внимание на тёмное с восточными чертами лицо женщины, оно непроницаемо, но, смотря на него, в нем ощущается какая-то особенная значимость. Гадалка знает что-то, пока еще недоступное другим. Её неподвижный взгляд устремлён в будущее, которое для остальных ещё не наступило.

То, что увидела гадалка, погрузило ее в глубокую задумчивость. Как мы уже сказали, пиковый туз, брошенный навстречу зрителям, предсказывает что-то недоброе.

А ещё одна карта, голубоватый кусочек картона, который отдает каким-то холодом, замерла в руке гадалки: создается такое впечатление, будто она не решается показать её.

Фигура гадалки на фоне ковра немного напоминает ранее выполненный художником портрет девочки. Но эти картины сильно отличаются друг от друга.

Вместо милого и трогательного лица девочки, не понимающей своей печали, в работе «Гадалка» мы видим пронзительную мудрость в серьёзных чертах и во взгляде сидящей женщины, которая знает что-то, недоступное нам.

А вместо драгоценных камней, сияющих тканей, красочного ковра мы видим розовую шаль, которая во всем цветовом ансамбле звучит как-то зловеще.

Обсудить на форуме

Источник: https://art-on-web.ru/vrubel_mihail/pictures/1903

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector