А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Алексеев Федор Яковлевич, русский живописец. Родился около 1755 года в Петербурге в семье сторожа Академии наук. В 1766–1773 годах учился в петербургской Академии художеств.
Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге, около 1800, Русский музей
Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса, 1810-е годы
Вид Петропавловской крепости и дворцовой набережной, 1799, Русский музей
Соборная площадь в Московском Кремле, Третьяковская галерея
В 1773–1777 годах молодой живописец проживал за границей, он совершенствовался в Венеции как театральный художник. Однако по возвращении на родину стал писать архитектурные пейзажи-ведуты. Федор Яковлевич Алексеев является первым в русской живописи мастером городского пейзажа.
В своих полотнах он запечатлел облик Санкт-Петербурга («Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости», 1794, Третьяковская галерея), Москвы («Красная площадь с собором Василия Блаженного», 1800–1802, Музей Института русской литературы РАН), Николаева («Вид города Николаева», 1799, Третьяковская галерея), Венеции («Набережная Скьявони в Венеции», 1775, Художественный музей Белоруссии, Минск) и виды других городов.
За картины с видами Петербурга в 1794 году мастер получил звание академика. С 1803 года Федор Алексеев преподавал в петербургской Академии художеств. Скончался Алексеев Федор Яковлевич в 1824 году в своем родном городе.
Красная площадь в Москве, 1801, Третьяковская галерея
Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве, 1811 год
Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794, Третьяковская галерея
Вид города Николаева, 1799, Третьяковская галерея
Вид Казанского собора в Петербурге, Русский музей
Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости, 1810
Источник: http://smallbay.ru/artrussia/alekseev.html
Алексеев Федор. Биография, названия, описание картин
Фёдор Яковлевич Алексеев (между 1753—1755, Санкт-Петербург — 23.11.1824, Санкт-Петербург) — русский художник, современники называли его «русским Каналетто». Крупнейший мастер русской ведуты — изображения повседневной жизни.
Биография Федора Алексеева.
Федор Алексеев во время учебы в Академии Художеств получил золотую медаль и возможность отправиться в Венецию.
Там он вне программы своего обучения изучает пейзажи Каналетто, Франческо Гварди, гравюры Джованни Пиранези, чем вызывает недовольство начальства. Его принудили работать декоратором при театральном училище.
Но благодаря великолепному копированию работ Антонио Канале, Бернардо Беллотто и других известных художников, он приобрел большой успех и прозвище «русского Каналетто».
Наиболее известные его работы, написанные в последнем десятилетии 18 века — «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» и «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости». На этих полотнах, в соответствии с законами жанра, Федор Алексеев создает образ гармоничного, величественного, красивого города.
Эти картины были высоко оценены, и в 1794 году Алексеев получает звание академика. Затем уже признанный живописец едет в Крым и Новороссию, там он пишет замечательные пейзажи («Площадь в Николаеве», «Вид города Николаева» и другие).
В начале 19 века по повелению Павла I Алексеев пишет ряд картин с видами Москвы. Цикл этих картин отличается высокой реалистичностью и достоверностью, привлекает к художнику множество заказчиков.
Получив широкую известность, Федор Алексеев получает возможность вернуться к интересующей его теме Петербурга. Но теперь его интересуют не только здания и сооружения, а жизнь, которая кипит среди них. Город стал фоном для шума улиц.
Известные картины этого периода: «Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости», «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса».
Постепенно популярность стареющего живописца сходит на нет. Федор Алексеев умер 23 ноября 1824 года в такой бедности, что Академии художеств пришлось выдать его вдове деньги на погребение.
Описание картин Федора Алексеева:
Источник: https://opisanie-kartin.ru/category/alekseev-fedor/
Забытый русский художник — Алексеев Федор Яковлевич…-
Алексеев Федор Яковлевич (1753 — 1824) — забытый русский художник
Алексеев Федор ЯковлевичФедор Яковлевич Алексеев — замечательный живописец, основоположник русской пейзажной живописи, в частности, городского пейзажа. Родился художник в 1753 году (более точная дата его рождения не известна) и был сыном сторожа Академии наук. С 1766 по 1973 годы обучался в Академии Художеств в классе под названием «живопись цветов и плодов», а затем перешел на пейзажное отделение. В 1773 году, получив золотую медаль за программную работу, был отправлен в Венецию, где и провел три года в занятиях живописью для театральных оформлений, хотя они были ему не по душе.
Увлечение Алексеева фантастическим гравюрами Пиранези не было одобрено начальством Художественной Академии, поэтому по возвращении домой его ждал сухой, сдержанный прием. Никаких программ на получение академического звания ему предложено не было.
Напротив, его просто вынудили согласиться на должность театрального декоратора, в которой он и проработал с 1779 по 1786 годы. Оставить нелюбимую работу Алексееву удалось благодаря отличному копированию пейзажей Ж. Берне, Г. Робера и Б. Белотто из коллекции Эрмитажа. Его копии, искусно воспроизводящие живописную атмосферу подлинников, получили неимоверный успех.
Благодаря этим работам, художник Алексеев Федор Яковлевич обрел возможность заниматься написанием оригинальных пейзажей.
- Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста
В своих пейзажах, художник создает совершенный, возвышенный и в месте с тем очень живой образ величественного, большого и ни с чем не сравнимого в своей изысканности города. Идеальность в его работах тесно переплетена с реальностью и находится с ней в полной гармонии.
- Соборная площадь Московского кремля
- В 1794 году картины Алексеева Федора Яковлевича принесли своему создателю звание академика живописи.
Вид города Бахчисарай
- Через год художника отправляют в Крым и Новороссию для того, чтобы запечатлеть места, в которых в 1787 году побывала императрица Екатерина ІІ.
Вид города Николаева.1799
- Художник создает замечательные пейзажи Бахчисарая, Херсона, Николаева.
Вид города Херсон
- В 1800 году по заданию императора Павла І, Алексеев создает целый ряд московских пейзажей.
Царицыно. Москва
- Художник глубоко увлекся древней русской архитектурой и привез из Москвы, пробыв там более года, не только серию картин, но и множество акварельных работ с видами московских предместий, монастырей, улиц, а главным образом разнообразных видов Кремля.
- Площадь перед Успенским собором в Московском Кремле
- Эти работы произвели большое впечатление на ряд влиятельных особ и представителей императорского дома, которые стали заказчиками Алексеева.
- Красная площадь
- Боярская площадка или постельное крыльцо и храм «Спаса за золотой решеткой» в Москве
- Вид от Лубянки на Владимирские ворота
- Приютская больница в Москве.1800
- Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглиный мост от Тверской улицы в Москве.1811
- Немного позже художник возвращается в своем творчестве к горячо любимой им теме Петербурга
- Вид Петропавловской крепости и дворцовой набережной.1799
- Но тема его произведений теперь сменилась — художника больше стали интересовать обычные люди: их мир и жизнь на фоне роскоши дворцов и величественной Невы
Вид на Михайловский замок и площадь Коннентабля в Петербурге.Около1800.
Основными персонажами, занимающими передний план картин, стали горожане с их каждодневными заботами.
Вид на Михайловский замок со стороны Фонтанки.Около 1800.
В картинах появилось больше объема, отчетливости, их колорит стал намного теплее.
Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости.1810.
В число этих работ входят «Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса» и другие произведения
Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса.1810.
Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова
С годами стареющий художник Алексеев был забыт своей публикой и умер 11 ноября 1824 года в состоянии крайней бедности, оставив многочисленное семейство. Деньги на его похороны были выделены Академией Художеств. Источник информации: http://www.my-art.biz/812-alekseev-fedor-jakovlevich.html
- Вид Казанского собора в Петербурге
Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости.1794.
- Внутренний вид двора с садом.Лоджия в Венеции,копия картины(Русский музей)
- Источник
Источник: https://subscribe.ru/group/moi-goda-moe-bogatstvo/5149466/
Биография художника Алексеев Фёдор Яковлевич
Живописец, график
Родился в семье отставного солдата, сторожа Петербургской Академии наук Я. А. Алексеева. С 1766 учился в ИАХ: сначала в классе «живописи плодов и цветов», с 1772 — в ландшафтном классе. В 1770 за рисунок с натуры был награжден малой серебряной медалью. В 1773 окончил курс и выпущен из Академии с малой золотой медалью за пейзаж.
В том же году в качестве пенсионера ИАХ отправился в Венецию. Обучался декоративной живописи у Дж. Моретти, затем у П. Гаспари. Копировал картины А. Каналетто. В 1777 возвратился в Петербург, был определен на службу живописцем в Дирекцию Императорских театров.
Работал в мастерской Ф. Градицци-сына. С января 1779 числился в монтировочной части театров. В 1779–1786 состоял на службе при театральном училище. Одновременно по заказу Екатерины II занимался копированием в Эрмитаже картин Каналетто, Б. Белотто, Г. Робера, Ж.
Верне.
В 1794 за копию с картины Каналетто «Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции» признан «назначенным» в академики. В том же году за «Вид города Санкт-Петербурга по Неве-реке» удостоен звания академика.
В 1795 командирован в Малороссию и Крым для написания видов городов, которые посетила Екатерина II во время своего путешествия на юг в 1787.
Создал в поездке акварельные эскизы, по которым впоследствии выполнил картины.
Около 1800 выполнил по заказу Павла I два вида Михайловского замка. В 1800 по указу Сената направлен в Москву для написания городских видов. В этой работе Алексееву помогали А. Кунавин и Л. Мошков. В марте 1802 возвратился в Петербург.
В том же году был удостоен звания профессора и советника ИАХ. С 1803 до конца жизни возглавлял класс перспективной живописи в Академии. Среди его учеников — М. Н. Воробьев, в 1815 ставший его помощником по классу перспективной живописи, С. Ф. Щедрин, В. П.
Петров и другие.
В 1810–1811 вместе с Воробьевым совершил путешествие по губернским городам России (Орел, Воронеж и другие) для «снятия городских видов». Имел обширную мастерскую, в которой учениками и помощниками многократно варьировались и повторялись наиболее популярные мотивы.
Ретроспективные выставки произведений художника прошли в 1953 и 2004 в Государственной Третьяковской галерее.
Алексеев — выдающийся живописец последней трети XVIII — первой трети XIX столетия, один из основоположников русского городского пейзажа. Наиболее характерны для творчества художника широкие панорамные виды с множеством точно подмеченных бытовых деталей, наполненные светом, воздухом, ароматом живой природы.
Лучшие качества живописца проявились в сюитах, посвященных Петербургу и Москве. В его произведениях барочное мышление, характерное для многих мастеров переходного периода 1750-х — 1760-х, соединилось со стремлением к архитектонике классицизма, романтизмом венецианских ведут.
Эти архаические черты в искусстве мастера отмечал А. Н. Бенуа: «Алексеев, воспитанный на архитектурных формах классического Запада, заимствовавший свою благородную палитру у Белотто, Робера и Гварди, — был сбит с толку в пестрой вычурной Москве и под ярким солнцем юга.
Так, Москве он сообщил, в духе своего времени, — характер романтического “готического” города».
Произведения Алексеева находятся во многих музейных собраниях России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и других.
Источник: https://artinvestment.ru/auctions/46780/biography.html
Фёдор Алексеев: жизнь и творчество художника
Фёдор Я́ковлевич Алексе́ев (между 1753—1755, Санкт-Петербург — 11 (23) ноября 1824, Санкт-Петербург) — русский живописец, современники называли его «русским Каналетто». Крупнейший мастер русской ведуты.
СОДЕРЖАНИЕ
- Биография художника
- Творчество
- Интересные факты из жизни художника
- Картины Федора Алексеева
- Библиография
Сын сторожа Академии наук. В 1764 году принят по прошению отца в обучение в Императорскую Академию художеств, до этого же учился в гарнизонной школе.
В 1767 в числе учеников класса орнаментной скульптуры, которым руководил Луи Роллан, далее в «живописном классе» у Генриха Фондерминта и А. Перезинотти.
В 1773—1777 совершенствовался как театральный художник в Венеции, где писал и пейзажи («Набережная Скьявони в Венеции», 1775, Художественный музей БССР, Минск).
В 1790-х гг. выступил с пейзажами Петербурга («Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости», 1794, Третьяковская галерея), за которые в 1794 получил звание академика.
В 1802 году Алексеев становится главой класса перспективной живописи в Академии Художеств. Среди его учеников были Сильвестр Ф.Щедрин и М.Н.Воробьев.
Для «снятия видов» ездил в Херсон, Николаев, Бахчисарай (1795), Полтаву, Воронеж, Орёл и по акварельным этюдам с натуры затем писал картины («Площадь в г. Николаеве», Русский музей, Санкт-Петербург).
Образ сказочного, святого русского города поразил людей. Московские работы привлекли к Алексееву огромное количество заказчиков, среди которых оказались знатнейшие вельможи и члены императорской семьи.
В 1800 году по просьбе императора Павла I, Алексеев пишет виды Москвы. Картины свои Алексеев писал на основе детально проработанных акварельных этюдов с натуры.
Художник увлеченно изучает старинную русскую архитектуру.
Находясь в 1800—1802 в Москве, написал с натуры две картины («Красная площадь с собором Василия Блаженного», Музей института русской литературы АН СССР, Ленинград, и «Вид военного госпиталя», не сохранилась) и ряд акварелей.
В 1810-х гг. создал новую серию петербургских пейзажей («Вид Английской набережной», Русский музей).
Постепенно публика начинает забывать стареющего художника. Он умер в бедности, в Петербурге, 11 ноября 1824 года, оставив большое семейство без средств.
ТВОРЧЕСТВО
Алексеев — первый в русской живописи мастер городского пейзажа.
В лиричных, с большой тонкостью исполненных картинах он запечатлел строгий облик Петербурга, живописную красоту Москвы, поэзию повседневной городской жизни. Его привлекал пейзаж, в котором огромную роль играла архитектура. Он много путешествовал и уже в начале XIX века написал виды провинциальных городов России.
Творчество Алексеева явилось важным этапом в сложении традиций национальной школы живописного пейзажа. Его произведения, привлекательные для современников и потомков возвышенностью и художественным совершенством образов, сохранили облик русских городов рубежа XVIII – XIX столетий, став ценнейшими историческими документами эпохи.
В картинах «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1810, Государственная Третьяковская галерея), «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого Кадетского корпуса» (1810-е, Государственный Русский музей) главными героями стали новые архитектурные сооружения столицы, возведенные в начале XIX века. Сложностью и динамичностью построения отличается вид на Биржу, венчающую стрелку Васильевского острова.
Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости
Вид Казанского собора в Петербурге
Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса
Художник избрал точку зрения, которую современники назвали «счастливой». Она позволила запечатлеть в едином пространстве великолепные здания, олицетворявшие мощь и процветание молодого города.
Архитектурный «проспект» превратился в изображение городской среды, полной шума и движения. Важную роль в петербургских видах начала XIX века играют сценки из жизни городских обитателей, наполняя образы обаянием и человеческой теплотой.
В картинах южного цикла («Вид города Николаева», «Вид города Бахчисарая» и др) есть некие общие черты, которые позволяют судить о движении художника от перспективы к классицистической организации холста. Композиция организована четко и логически ясно.
И еще одна характерная особенность южных картин — появление стаффажа. Все детали изображены весьма живо, образуя занимательные жанровые сценки.
Они выполняют функции своеобразных единиц масштабности, позволяющих представить размеры построек, площадей, высоту деревьев.
Интересные факты из жизни художника
За картину «Вид Дворцовой набережной от Летнего сада до Мраморного дворца» в 1794 году Академия художеств присвоила Алексееву звание академика и его отправили на юг России «для снятия видов местностей», которые в 1787 году посетила Екатерина II. Путешествие длилось 2 года, и художник создал множество акварелей, по которым уже в Петербурге написал картины маслом.
Он был великолепным художником, упорным трудом доказавший свое право быть пейзажистом, в превеликой бедности, оставив большое семейство. Академия выдала деньги на его похороны и пособие вдове и малым детям.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Собко Н. Словарь русских художников с древнейших времён до наших дней (XI—XIX вв). В 3-з т. СПб., 1893
- Фёдоров-Давыдов А. А. Фёдор Яковлевич Алексеев. — М.: Искусство, 1955. — (Живопись. Скульптура. Графика). — 30 000 экз
- Андросова М. И. Фёдор Алексеев, 1753—1824. — Л.: Художник РСФСР, 1979. — 56 с. — (Массовая библиотечка по искусству). — 30 000 экз
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, bibliotekar.ru, files.school-collection.edu.
ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Фёдор Алексеев: картины художника
Фёдор Алексеев — все картины Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Фёдор Алексеев: жизнь и творчество художника
5 (100%) 4 голос(ов)
Источник: https://allpainters.ru/alekseev-fjodor.html
Федор Алексеев. Творческий путь забытого художника :
Любому настоящему ценителю пейзажной живописи известно имя Федора Яковлевича Алексеева – талантливого русского художника, творившего в XVIII – начале XIX веков, сведений о жизни которого сохранилось немного.
Глядя на его полотна, словно на машине времени можно перенестись в старую Москву, Петербург и побродить по их улицам, ощущая, как в реальности, жизнь городов тех столетий и рассматривая в деталях нарисованную архитектуру.
Картины Федора Алексеева имеют огромную историческую ценность для России, отражая очень точный облик городов того времени. Он был «первопроходцем» в России в написании городского ландшафта.
Биография Федора Яковлевича Алексеева
Точная дата появления на свет будущего мастера неизвестна. По разным источникам, это период между 1753 – 1755 годами. Родился Федор Алексеев в Санкт-Петербурге в небогатой семье. Отец мальчика, отставной солдат, нес службу сторожа в Императорской Академии наук и художеств.
С детства Федор проявлял талант и интерес к рисованию, поэтому его отец обратился с просьбой в академию о зачислении сына на учебу. Алексеева приняли в учебное заведение в 1766 году. Там он проучился семь лет. Сначала Федор Алексеев занимался в классе натюрморта.
К концу учебы преподаватели заметили его интерес к написанию архитектурных видов, поэтому перевели юношу в класс пейзажной живописи. Успешно завершив учебу в академии с чином IV класса и золотой медалью в 1773 году, подающий надежды ученик был отправлен повышать знания в Европу на средства академии.
Мечтой всей его жизни была станковая пейзажная живопись.
Начало творческого пути
Во второй половине XVIII века в России был заметен рост интереса к театральному искусству.
30 августа 1756 года императрица Елизавета Петровна издала указ об организации Русского театра, тем самым став основоположницей Императорских театров России. Стали востребованы театральные декораторы.
Именно для обучения декораторской живописи и был направлен в Европу Федор Алексеев. Молодой талант более трех лет пробыл в Венеции, обучаясь мастерству у Джузеппе Моретти и Пьетро Гаспари.
Но перспектива театрального художника совсем не привлекала Алексеева. Более всего Федор тяготел к такому жанру европейской живописи, как ведута, что переводе с итальянского языка означает «вид». Картины, выполненные в этом жанре, представляют собой изображение городского пейзажа, прорисованного очень детально.
Алексеев проявил строптивый характер: без разрешения академии оставил своих венецианских учителей и начал заниматься творческой работой самостоятельно. Сначала он рисовал город с натуры. Стремясь как можно лучше освоить и изучить новое пейзажное направление, художник Федор Алексеев копировал картины известных венецианских живописцев Б.
Беллотто и А. Каналетто.
На тот момент Каналетто был самым знаменитым итальянским ведутистом. Копируя его полотна, Алексеев совершенствовал свое умение в технике особого нанесения цветов – лессировке.
В 1776 году Федор Алексеев закончил копию полотна Каналетто «Архитектурная фантазия». Эта работа, названная «Внутренний вид двора с садом.
Лоджия в Венеции» и предназначенная для академии художеств, воплотила в себе все достижения начинающего художника в архитектурной живописи.
Возвращение в Россию
Но картину на родине встретили холодно. Академия художеств не дала Алексееву шанса получить научную степень и не разрешила продолжить учебу за границей. В 1777 году Федору Алексееву пришлось приехать обратно в Петербург.
Показавший своенравный характер молодой живописец был определен на работу театральным художником, которая была ему совсем не по душе. Федор Яковлевич нес эту повинность с 1779 по 1786 годы и одновременно занимался своим настоящим призванием.
Он увлеченно копировал полотна западных пейзажистов, выставленных в Эрмитаже, писал виды Петербурга.
Признание
Города на картинах Алексеева словно оживали. Любое здание, любая сцена из жизни горожан были нарисованы с большой любовью. Творения мастера были высоко оценены публикой и мэтрами академии художеств.
В 1794 за «Вид Петербурга» Федора Яковлевича Алексеева наградили чином академика перспективной живописи и по просьбе Екатерины Второй отправили на юг России, писать пейзажи городов, посещенных ею в 1787 году.
Так появляется серия известных крымских полотен Алексеева.
1800 год в жизни Федора Алексеева знаменателен тем, что император Павел Первый, оценивший талант художника, пригласил его в Москву для написания видов города. Алексеев пробыл в Москве более года.
Из-под его кисти вышло большое количество шедевров. Художник Алексеев оказался на пике славы.
Картины Федора Яковлевича Алексеева стремились приобрести высокопоставленные люди, и даже члены императорской семьи.
Талантливый педагог и виртуоз пейзажа
В 1802 году Федора Яковлевича назначили советником академии, а в 1803 году – руководителем класса перспективной живописи. Он проработал в академии до конца своей жизни и внес большой вклад в формирование и развитие жанра городского пейзажа в России. Многие из студентов Алексеева стали известными художниками – Максим Никифорович Воробьев, Сильвестр Щедрин.
В это же время Федор Яковлевич побывал во многих небольших городах России, писал провинциальные пейзажи, а примерно к 1810-му вернулся к своей излюбленной теме – рисованию родного Петербурга.
В этот период творчества в его картинах заметна смена темы. Алексеева стали интересовать не только дворцы и храмы, но и обычные горожане со своими ежедневными делами и заботами.
От всех картин веяло теплотой, радостью и любовью.
Забытый художник
К сожалению, в свои последние годы жизни Федор Алексеев тяжело болел и был несправедливо забыт. Несмотря на большое признание при жизни, он умер в бедности. Это случилось 11 ноября 1824 года. Академия художеств оказала материальную помощь многочисленной семье Алексеева в его похоронах. Прах великого живописца покоится в Петербурге на Смоленском кладбище.
Источник: https://www.syl.ru/article/427974/fedor-alekseev-tvorcheskiy-put-zabyitogo-hudojnika
Алексеев Федор Яковлевич (1753 — 1824) — забытый русский художник
?
anastgalАлексеев Федор ЯковлевичФедор Яковлевич Алексеев — замечательный живописец, основоположник русской пейзажной живописи, в частности, городского пейзажа.Родился художник в 1753 году (более точная дата его рождения не известна) и был сыном сторожа Академии наук. С 1766 по 1973 годы обучался в Академии Художеств в классе под названием «живопись цветов и плодов», а затем перешел на пейзажное отделение. В 1773 году, получив золотую медаль за программную работу, был отправлен в Венецию, где и провел три года в занятиях живописью для театральных оформлений, хотя они были ему не по душе.Увлечение Алексеева фантастическим гравюрами Пиранези не было одобрено начальством Художественной Академии, поэтому по возвращении домой его ждал сухой, сдержанный прием. Никаких программ на получение академического звания ему предложено не было. Напротив, его просто вынудили согласиться на должность театрального декоратора, в которой он и проработал с 1779 по 1786 годы. Оставить нелюбимую работу Алексееву удалось благодаря отличному копированию пейзажей Ж. Берне, Г. Робера и Б. Белотто из коллекции Эрмитажа. Его копии, искусно воспроизводящие живописную атмосферу подлинников, получили неимоверный успех. Благодаря этим работам, художник Алексеев Федор Яковлевич обрел возможность заниматься написанием оригинальных пейзажей.Вид на Московский Кремль со стороны Каменного мостаВ своих пейзажах, художник создает совершенный, возвышенный и в месте с тем очень живой образ величественного, большого и ни с чем не сравнимого в своей изысканности города. Идеальность в его работах тесно переплетена с реальностью и находится с ней в полной гармонии.Соборная площадь Московского кремляВ 1794 году картины Алексеева Федора Яковлевича принесли своему создателю звание академика живописи.
«Вид города Бахчисарай»Через год художника отправляют в Крым и Новороссию для того, чтобы запечатлеть места, в которых в 1787 году побывала императрица Екатерина ІІ.
«Вид города Николаева. 1799»Художник создает замечательные пейзажи Бахчисарая, Херсона, Николаева.
«Вид города Херсон»В 1800 году по заданию императора Павла І, Алексеев создает целый ряд московских пейзажей.
«Царицино, Москва»Художник глубоко увлекся древней русской архитектурой и привез из Москвы, пробыв там более года, не только серию картин, но и множество акварельных работ с видами московских предместий, монастырей, улиц, а главным образом разнообразных видов Кремля.
Источник: https://anastgal.livejournal.com/1058297.html
Федор Яковлевич Алексеев. Картины и биография художника
1753(4?)- 1824 г.г. С именем Федора Алексеева в русском искусстве связан образ классического Петербурга. Благодаря этому художнику городской пейзаж сформировался как самостоятельный жанр. Отец Алексеева служил сторожем в Академии Наук, которая в середине 18 века также являлась и ведущим художественным центром.
Отсюда – желание Якова Алексеева отдать сына в недавно основанную Академию художеств. Федор Алексеев был принят в Академию художеств в 1766 году и пробыл в ее стенах до1773 года. Сначала он обучался «живописи плодов и цветов», то есть натюрморту, затем юношу переводят в пейзажный класс.
В академии Алексеев выказывал большие успехи, его работы долго сохранялись как образцовые. «Программа» — итоговая работа Алексеева до нас не дошла. Однако можно заключить, что он успешно с ней справился, так как был награжден малой золотой медалью со шпагой и пенсионерской поездкой в Италию.
В 1773 году Алексеев прибыл в Венецию, где ему предстояло обучаться театрально-декорационной живописи. Художник обучался у таких мастеров как Д. Моретти и П. Гаспари. Но вскоре он бросил всех учителей и самостоятельно обратился к распространенному в Венеции городскому пейзажу.
При этом в течение двух лет Алексеев ни слова ни написал в петербургскую Академию художеств о своей работе, и там его считали самым неудавшимся из всех пенсионеров.Между тем срок пенсионерства истекал, и требовалось срочно отчитаться о своих занятиях. И художник выполнил превосходную копию с картины Каналетто «Архитектурная фантазия.
В августе 1777 года художник вернулся в Россию и получил работу в Дирекции императорских театров, в мастерской П. Градиции. С 1787 года, выполняя заказы Екатерины 2, художник начал заниматься копированием произведений Каналетто, Блотто, Роббера, что способствовало совершенствованию его мастерства.
И когда в 1794 году Алексеев написал свой первый городской пейзаж «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» — это была работа зрелого художника.Алексеев действительно выступает здесь новатором, изобразив не документально снятый вид местности, как это было принято до него, а художественно преображенную картину реальности – «архитектуру в пейзаже».
Привычка писать воду, копируя венецианскиеведуты, несомненно, повлияли на выбор мотива. Основное внимание в картине отведено изображению водной глади Невы, скользящим по ней лодкам и высокому летнему небу с плывущими облаками.В том же 1794 году художник написал «Вид Дворцовой набережной от Летнего сада до Мраморного дворца».
За эту картину петербургская Академия художеств присвоила Алексееву звание академика и его отправили на юг России «для снятия видов местностей», которые в 1787 году посетила Екатерина 2.Путешествие длилось 2 года, из него художник привез множество акварелей, по которым уже в Петербурге написал картины маслом: «Вид города Николаева», «Вид города Бахчисарая» и другие.
Лучшим получился «Вид города Бахчисарая».В картинах южного цикла есть общие черты, позволяющие судить о движении художника от перспективы к классицистической организации холста. Архитектура передана не издали, как это было в ранних картинах, а изнутри, как бы «входя» на улицы и площади городов. Композиция организована четко и логически ясно.
Линейная перспектива возобладала над световоздушной. И еще одна характерная особенность южных картин состоит в появлении стаффажа. Фигурки изображены очень живо, образуя занимательные жанровые сценки. Выполняют они и функции своеобразных единиц масштабности, позволяющих представить размеры построек, площадей, высоту деревьев и т.д.
Начиная с этих работ стаффаж стал обязательным во всех картинах Алексеева. Изображенные художником городские виды заселяются. Это уже не миражи, легко парящие на горизонте между небом и землей. Перед нами прочные строения из камня, населенные многими людьми.
В 1800 году появились еще две значительные работы: акварель «Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки» и созданная на ее основе живописная композиция. В тот же год его отправляют в Москву «для снятия видов», где он провел полтора года и привез «полную портфель акварелей, собственноручных и выполненных учениками».
Московская сюита включает виды улиц, площадей, монастырей, но более всего в ней изображений Кремля: «Вид Кремля и Каменного моста с набережной Москвы-реки», «Вид Московского Кремля». Воспитанный на пейзажах приморских городов, в Москве художник оказался в непривычной для себя среде: его обступили приземистые, скученные строения, давила замкнутость, отсутствие перспективы.
В изображении московской архитектуры («Соборная площадь в Кремле с Гранатовой палатой» 1800г, «Красная площадь в Москве» 1801г, «Парад в Московском Кремле.Соборная площадь» 1810, «Вид на Воскресенские и Никольские ворота от Тверской улицы» 1811 и др.) художник допустил масштабные просчеты и искажения.
И все же, несмотря на недостатки, изображения Москвы принесли художнику настоящее признание. Его картины ценятся очень высоко. В числе покупателей – княгиня Голицына, граф Орлов, члены императорской семьи и сам Александр 1. В 1810 годы Алексеев возвращается к изображению Петербурга. Начинается так называемый второй петербургский период в его творчестве.
В это время художник создает свои самые известные картины: «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости», «Вид Казанского собора», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную со стороны Васильевского острова». Они с полным правом могут служить изобразительной параллелью поэтическому гимну Петербурга. Последние годы жизни Алексеева были омрачены тяжелыми недугами – «Расслаблением от старости и параличной болезни». И хотя он работал до самой смерти, мастерство падало, а число заказов стремительно сокращалось. Художник умер в ночь на 11 ноября 1842 года.Оставив заметный след в русской живописи, своей школы Алексеев, однако же, не создал. Зато его работы оказали заметное влияние на развитие городского пейзажа в графике. В 1820-1230-х годах появилось много таких пейзажей, выполненных в технике литографии.
Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста
Красная площадь в Москве
Соборная площадь в Московском Кремле
Источник: http://www.art-paysage.ru/article/fedor-yakovlevich-alekseev/
Фёдор Яковлевич Алексеев, биография и картины
Алексеев Фёдор Яковлевич — известный русский художник-пейзажист XVIII века. Он стал одним из первых мастеров перспективной живописи и сделал большой вклад в развитие пейзажа в русском искусстве. Федор Яковлевич родился в 1753 году в бедной семье сторожа. В возрасте 11 лет поступил в Императорскую Академию художеств.
Изучал орнаментную скульптуру у Луи Роллана, натюрморт у Генриха Фондерминте, пейзажную живопись у Антонио Перезинотти. Окончил обучение в 1773 с аттестатом 1 степени и был награжден серебряной и золотой медалями. Закончив Академию Федор Алексеев за успехи в учебе получил право на стажировку за границей.
Он поехал в Венецию, где учился мастерству театрального декоратора. На этом настояла Академия, поскольку своих театральных художников в России тогда не было. Учителями юноши были Гаспари и Моретти. Впрочем Алексеев был не самым усердным учеником, на него постоянно поступали жалобы в Академию художеств по поводу легкомысленного поведения.
Однако молодой человек во время взялся за ум, и его не лишили пенсии, а даже продлили поездку на год.
Во время стажировки Алексеев познакомился с ведутой — жанром живописи, детализировано изображающим городской пейзаж. Ведута была очень популярна в Венеции XVIII века.
В Италии молодой художник изучал творчество Веронезе, Тинторетто, А. Канале, Ф. Гварди, Д. Пиранези.
Вернувшись в Санкт-Петербург Алексеев поступил на службу в мастерскую императорских театров. Однако не это было главной целью художника. Он мечтал писать пейзажи, что и делал в свободное от работы время.
Алексеев ходил в Эрмитаж и копировал работы Каналетто, Верне, Белотто. Копии были настолько хороши, что сама Екатерина II давала заказы молодому художнику.
Федор Яковлевич смог наконец оставить работу декоратора и полностью посвятить свое время живописи.
Он рисует виды Санкт-Петербурга — Петропавловскую крепость и Дворцовую набережную. Город в работах Алексеева предстает фотографически точно написанным, торжественным и величественным. В 1794 художник за эти пейзажи получает звание академика. В 1795 Алексеев, после торжественного путешествия Екатерины II в Тавриду, получает командировку в Крым и на Украину. Он пишет виды Херсона, Николаева, Бахчисарая.
В 1800 году по поручению Павла I Алексеев с двумя учениками едет в Москву. За полтора года он нарисовал несколько картин и множество акварелей. Художник изобразил Московский кремль, Красную площадь, городские храмы и улочки с удивительной достоверностью. Его «московская серия» имела такой успех, что Алексееву стали делать заказы знать и музеи.
С 1803 Федор Яковлевич работает преподавателем перспективной живописи в Академии художеств. Художник продолжает писать виды Санкт-Петербурга. Теперь он больше внимания уделяет городской жизни обывателей, изображая людей на фоне торжественных классических зданий столицы. Колорит работ стал теплее, графика обрела «плотность», формы стали более отчетливыми. Алексеев изобразил виды Английской набережной, Адмиралтейство, Казанский собор, Васильевский остров. Будучи стариком, художник часто болел и страдал параличом, но продолжал писать картины. Ф.Я. Алексеев скончался 11 ноября 1824 года. Последней его работой предположительно была зарисовка наводнения в Санкт-Петербурге. Академия художеств выделила средства на похороны художника и пособие его многодетной семье.
Алексеев внес большой вклад в развитие русской пейзажной живописи. Художник оставил нам виды Москвы, Санкт-Петербурга и других русских городов, переданных с удивительной точностью и вниманием к деталям. Глядя на его картины интересно сравнивать, как города выглядели тогда, и что с ними происходит сейчас. Работы Алексеева хранятся в Третьяковской галерее и Государственном Русском музее.
Источник: https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/2671-fedor-jakovlevich-alekseev-biografija-i-kartiny.html