Прославленный петербургский Эрмитаж расположен в бывшем дворце русских монархов. Огромное собрание знаменитого российского музея сейчас занимает пять зданий: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Придворный театр и Новый Эрмитаж. У истоков огромных коллекций Эрмитажа стояла коронованная особа — императрица Екатерина II. В 1764 г.
в Санкт-Петербург привезли 225 картин, принадлежавших крупному берлинскому коммерсанту И. Гоцковскому. Чтобы погасить свою задолженность российской казне, Гоцковский предложил вместо денег свое собрание полотен, написанных большей частью голландскими и фламандскими живописцами.Эти полотна так очаровали императрицу, что она начала коллекционировать картины.
Специальных людей отряжали за границу, чтобы они покупали в Европе художественные произведения или даже крупные коллекции целиком.
В 1769 г. из Дрездена привезли коллекцию графа Брюля, бывшего премьер-министра курфюрста Саксонии. В нее входили картины Рубенса, Рембрандта, Ватто и других прекрасных художников. В 1772 г. в Париже было куплено великолепное собрание знаменитого французского ценителя искусств барона П. Кроза. Таким образом в Санкт-Петербурге оказались «Святое семейство» Рафаэля, «Даная» и еще несколько картин Рембрандта, «Юдифь» Джорджоне, произведения Веронезе, Ван Дейка, Тинторетто…
К огромному сожалению, не всем произведениям, предназначенным для собрания императрицы, удалось благополучно добраться до Санкт-Петербурга. В 1771 г. при кораблекрушении погибли картины голландских живописцев, купленные в Гааге. Тем не менее, коллекция Екатерины II становилась все больше и прекраснее. Позаботилась просвещенная императрица и о должном помещении для своих картин. Уже в 1764—1767 гг. рядом с Зимним дворцом по проекту архитектора Ж.Б. Валлен-Деламота было построено новое здание, которое соединялось с дворцом крытым переходом. Поначалу петербуржцы по имени архитектора называли его Ламотовым павильоном. Но позже в обиход вошло и другое название — Малый Эрмитаж.
Фото Эрмитажа
Екатерина использовала Ламотов павильон для общения со своими друзьями и приближенными. Приемы, в отличие от парадных, проходили здесь совершенно неофициально — не было даже слуг, а столы с яствами подавались наверх с нижнего этажа с помощью специальных подъемных механизмов. Поэтому павильон стали называть Эрмитажем — от французского ermitage, что означает «приют отшельника».
В1774 г. на французском языке был издан первый каталог Эрмитажа, в котором упоминалось уже 2080 картин. Через пять лет к собранию добавилась ценнейшая коллекция бывшего премьер-министра Англии лорда Роберта Уолпола, проданная его наследниками.
Здесь было 198 работ великих живописцев Рубенса, Йорданса, Ван Дейка. В 1781 г. в Эрмитаже появилась купленная в Париже коллекция графа Бодуэна из 119 картин.
А кроме картин в собрании императрицы уже были гравюры, рисунки, монеты, медали, изделия из резного камня…
Коллекции становились все обширнее, для них потребовались новые помещения. Еще в 1771 г. по проекту архитектора Ю.М. Фельтена началось строительство Большого Эрмитажа. С Малым его соединял крытый переход. Но этим дворцовое строительство при Екатерине II не завершилось: с 1783 по 1787 г. Джакомо Кваренги строил Эрмитажный театр.
Вместе с Зимним дворцом, а также Малым и Большим Эрмитажами теперь он входит в единый архитектурный ансамбль, протянувшийся вдоль набережной Невы. Позже, уже в середине XIX в., при императоре Николае I, внуке Екатерины II, было возведено здание Нового Эрмитажа, примыкающее к Большому Эрмитажу с внутренней стороны и выходящее фасадом на Миллионную улицу.
Поэтому Большой Эрмитаж стали называть Старым Эрмитажем.
Коллекции Екатерины II продолжали пополнять и другие российские императоры. Но в истории Эрмитажа произошло трагическое событие, едва не уничтожившее все его сокровища: 17 декабря 1837 г. в Зимнем дворце вспыхнул пожар. Пламя уже перекидывалось на здания Эрмитажа.
Крышу и стены Малого Эрмитажа поливали водой, а переходы, окна и двери, выходящие на Зимний дворец, наспех закладывали кирпичом. Пожар бушевал три дня, в конце концов от Зимнего дворца остался лишь каменный остов, но остальные дворцовые постройки уцелели.
Уже через год с небольшим Зимний дворец был полностью восстановлен и его залы вновь засверкали прежним великолепием. Именно в это время начали строить и Новый Эрмитаж.
Фасады его решено было украсить статуями поэтов и ученых разных времен, а могучие атланты из серого гранита, созданные скульптором А.И. Теребеневым, и по сей день держат на своих плечах балкон.
Новый Эрмитаж был задуман как музей, доступный не только для придворной знати, но и для обыкновенных посетителей. Поэтому в нем поместили картины из других зданий Эрмитажа и произведения, специально отобранные в загородных императорских дворцах, а также найденные на юге России во время археологических раскопок скифские и греческие памятники культуры.
Официальное открытие публичного музея, состоявшееся 5 февраля 1852 г., получилось необыкновенно пышным. В Эрмитажном театре дали спектакль, а прямо в музейных залах был устроен роскошный ужин.
Разумеется, первые гости музея были далеко не простыми людьми. Да и в дальнейшем пропуска в Эрмитаж выдавала по рекомендации влиятельных людей специальная контора при министерстве императорского двора.
Посетителям надлежало приходить в музей во фраках или парадных военных мундирах.
Что можно увидеть в Эрмитаже в наши дни
Свободный доступ в Эрмитаж был открыт только в 1863 г., при императоре Александре II. К 1914 г. музей посещали уже 180 тысяч человек в год. Ну а в наши дни счет идет на миллионы.
Сейчас в Эрмитаж любителей прекрасного привлекает не только богатейшее собрание западноевропейского искусства, одно из лучших в мире, но и ни с чем не сравнимые парадные залы Зимнего дворца, отделанные мрамором, позолотой, самоцветами, — Большой, Малахитовый, Фельдмаршальский, Петровский, Георгиевский…
К Георгиевскому залу примыкает знаменитая Военная галерея, сооруженная в 1826 г. На ее стенах — 300 с лишним портретов генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 г.
По счастью, во время пожара 1837 г. эти картины, как и другие дворцовые ценности, удалось вынести из огня. Эрмитаж обойти за один день невозможно.
Ведь каждый посетитель кроме картин непременно старается увидеть сооруженные при Екатерине II Лоджии Рафаэля — копию знаменитой галереи в Ватикане, расписанной великим итальянским художником Рафаэлем. Особой славой пользуется и Рыцарский зал, где собраны образцы средневекового оружия и доспехов.
В Золотой кладовой Эрмитажа хранятся уникальные изделия ювелиров XVI—XIX вв., а также золотые предметы, найденные археологами в скифских курганах и на месте древнегреческих колоний в Причерноморье.
Источник: https://muzei-mira.com/muzei_rossii/15-peterburgskiy-ermitazh.html
Шедевры Эрмитажа
«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи
«Мадонна Литта» кисти Леонардо да Винчи – одно из самых трогательных и лирических изображений мадонн в мире. На картине Леонардо традиционный христианский символизм неразрывно связан с проявлением высоких человеческих чувств – любви, нежности и заботы. Картина была приобретена в 1864 г. у графа Литта, владельца фамильной картинной галереи в Милане, и является истинной жемчужиной Эрмитажа.
☼ ☼ ☼
«Кающаяся Мария Магдалина», Тициан
Существует четыре варианта этой знаменитой картины. Один из них хранится в Эрмитаже, остальные — в музее Каподимонте (Неаполь), в собрании Кольнаги (Лондон) и Кандиани (Бусто Арсицио).
Эрмитажный вариант считается наиболее совершенным.
Вопреки церковным канонам великий художник изобразил на ней не экзальтированную грешницу в религиозном экстазе, а страдающую земную женщину, изнуренную душевными муками.
☼ ☼ ☼
«Апостолы Петр и Павел», Эль Греко
Доменико Теотокопули (Эль Греко) – один из самых загадочных художников Позднего Возрождения. Картина «Апостолы Петр и Павел» была написана в 1592 году, но долгие годы пребывала в забвении и стала известна поклонникам искусства лишь 300 лет спустя.
О скрытом в ней смысле и символах до сих пор спорят не только искусствоведы, но и теологи. Известно лишь, что образ апостола Павла – это слегка видоизмененный автопортрет самого Эль Греко.
Лицо Павла написано в особой технике, настолько тонкой, что изображение не фиксируется на рентгенограмме.
☼ ☼ ☼
«Юноша с лютней», Караваджо (Микеланджело Меризи да Караваджо)
Картина Карваджо «Юноша с лютней» долгое время экспонировалась в Эрмитаже под названием «Лютнистка» — эксперты были убеждены, что на полотне изображена девушка.
Но биограф художника Питер Робб утверждал, что на картине изображен друг художника Марио Миннити. Это одна из первых картин Караваджо, где используется прославившее мастера направленное освещение.
Чтобы достичь нужного эффекта, живописец размещал свои модели в темном подвале с единственным окном и усаживал под падающий луч света.
☼ ☼ ☼
«Даная», Рембрандт Харменс ван Рейн
Известно, что «Данаю» Рембрандт написал не для продажи, а для себя, и картина покинула его дом, только когда все имущество художника распродали за долги. Это произведение долгие годы ставило искусствоведов в тупик: его стиль решительно не соответствовал дате написания, сюжет грешил необъяснимыми странностями.
Лишь в середине ХХ века, после изобретения рентгенографии, загадка разрешилась. Оказалось, что вначале на полотне была изображена жена Рембрандта, Саския, рядом со смеющимся ангелом и падающим с неба золотым дождем. Но после смерти любимой супруги художник переписал картину.
Золотой дождь исчез, ангел стал печальным, и лицо Данаи приобрело черты Гертье Диркс, новой подруги мастера.
☼ ☼ ☼
«Возвращение блудного сына», Рембрандт Харменс ван Рейн
«Возвращение блудного сына» — одна из последних, наиболее выразительных картин Рембрандта.
Ее сюжет вполне соответствует евангелическим канонам, но искусствоведы до сих пор пытаются разгадать, что именно зашифровано в фигурах, тонущих во мраке на заднем плане.
По одной из версий, в картине одновременно изображены сразу два временных пласта – блудный сын до своего ухода из дома и он же после возвращения.
☼ ☼ ☼
«Дама в голубом», Томас Гейнсборо
«Дама в голубом» — единственная картина выдающегося английского художника Томаса Гейнсборо, представленная в России. Принято считать, что на ней изображена герцогиня Елизавета де Бофор, дочь адмирала Боскауэна.
Интересно, что хотя герцогиня де Бофор считается воплощением женственности и аристократического изящества, ее мать Фрэнсис Боскауэн была одной из самых рьяных сторонниц движения «синий чулок», зародившегося в те годы в Великобритании.
☼ ☼ ☼
«Портрет актрисы Жанны Самари», Пьер-Огюст Ренуар
Портрет актрисы театра «Комеди Франсез» Жанны Самари наполнен неповторимыми переливами ярких, солнечных красок. История его драматична – он едва не был уничтожен сразу после написания. Когда картина была готова, художник решил отправить ее на выставку.
Краски на полотне были еще совсем свежими, и Ренуар не покрыл его лаком. Но служащий, который перевозил картину, решил, что художник поступил так из-за недостатка средств, и положил на портрет слой лака самостоятельно.
В итоге краски потекли, и Ренуару пришлось срочно переписывать портрет заново.
☼ ☼ ☼
«Танец», Анри Матисс
Картина «Танец» написана всего тремя красками – синей, зеленой и оранжевой. Она была создана в 1910 году на заказ для московского коллекционера Сергея Щукина в качестве декоративного панно, предназначенного для украшения парадной лестницы особняка.
После Октябрьской революции собрание живописи Щукина было конфисковано, и «Танец» оказался в Эрмитаже. Эрмитажное полотно – вторая и более знаменитая версия картины «Танец».
Первая была написана в 1909 году, в настоящее время она экспонируется в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
☼ ☼ ☼
«Любительница абсента», Пабло Пикассо
Картина «Любительница абсента» относится к «голубому» периоду творчества Пабло Пикассо, наполненному острым чувством бесприютности и одиночества. Это выразительное, трогательное произведение привез в Россию московский коллекционер Сергей Щукин.
К 1914 году в коллекции Щукина была 51 работа Пикассо — самое крупное в мире собрание картин этого художника, находящееся в частном владении.
Критики тех лет в глаза называли Щукина «сумасшедшим», но именно ему Эрмитаж обязан тем, что в его коллекции оказались лучшие картины Пикассо.
☼ ☼ ☼
«Мост Ватерлоо. Эффект тумана» Лондонский цикл Клода Моне
Картина Клода Моне «Мост Ватерлоо. Эффект тумана» обладает необычным оптическим эффектом. Если подойти к картине вплотную, то невозможно различить ничего, кроме почти одинаковых по тону хаотичных мазков.
Но по мере удаления детали картины начинают постепенно проступать, и с расстояния около двух метров перед зрителем предстает четкая композиция, в которой предметы резко отделены от фона и даже ощущается движение воды в реке.
Эксперты называют эту картину «магической».
☼ ☼ ☼
«Чёрный квадрат», К. С. Малевич
«Чёрный квадрат» Казимира Малевича – одна из самых известных работ русской авангардной живописи.
Это яркое воплощение идей супрематизма – направления искусства, которое использует для описания окружающих форм, пространства и движения простые геометрические формы.
Невзирая на внешнюю простоту изображения, это глубокая философская концепция, которая в наше время получила широкое распространение в организации пространства жилых и общественных помещений, дизайне, оформительском искусстве.
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
Источник: https://KudaGo.com/spb/news/interesnye-fakty-o-kartinax2/
Прогулка по залам Эрмитажа. Часть 5
Прогулка по залам Эрмитажа.Часть 5.
Пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, составляют музейный комплекс Эрмитажа:
* Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Растрелли)
* Малый Эрмитаж (1764 — 1775, архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен, В. П. Стасов). В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад* Большой Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен)* Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов)* Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги)Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой (Старый) Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Большим)
Зал искусства Фландрии
В этом зале императорского Нового Эрмитажа были размещены картины русской школы. Ныне экспозиция знакомит с произведениями фламандских художников XVII в. В числе хранящихся в Государственном Эрмитаже десяти работ Якоба Йорданса следует отметить один из лучших вариантов картины «Праздник бобового короля», а также «Аллегорический семейный портрет» и «Портрет старика».
В зале также представлены полотна мастеров анималистической живописи и натюрморта: «лавки» Франса Снейдерса, «охоты» Пауля де Воса, натюрморты Яна Фейта.
- Зал Рубенса.
- Зал Рембрандта
- Шатровый зал
- Зал русской школы
- Зал Ван-Дейка
- Английская живопись
Якоб Йорданс.Автопортрет с родителями, братьями и сестрамиЯкоб Йорданс.Бобовый корольЯкоб Йорданс.Аллегорический семейный портретФранс Снейдерс — Фруктовая лавкаФранс Снейдерс — Овощная лавкаЯн Фейт — Заяц, фрукты и попугайЯн Фейт — Натюрморт с цветами, фруктами и попугаемЭдуард Петрович Гау — Виды залов Нового Эрмитажа. Зал фламандской школыПо проекту Лео фон Кленце этот зал Нового Эрмитажа был отдан экспозиции голландской и фламандской живописи. Ныне здесь представлены произведения великого фламандского художника Питера Пауля Рубенса (1577-1640). Коллекция его работ, включающая 22 картины и 19 эскизов, охватывает все периоды творчества художника. К шедеврам собрания относятся «Персей и Андромеда», «Вакх», «Портрет камеристки инфанты Изабеллы». Среди наиболее известных полотен — «Союз Земли и Воды», «Снятие с креста», «Возчики камней». Рубенс, Питер Пауль — Отцелюбие римлянки.Персей и Андромеда — 1621Вакх — 1638 — 1640Портрет камеристки инфанты ИзабеллыСоюз Земли и ВодыСнятие с крестаВозчики камней.По проекту Лео фон Кленце этот зал Нового Эрмитажа был отведен французской и фламандской школам живописи. Этим объясняется включение в декоративное убранство свода медальонов с портретами выдающихся художников этих стран. В зале размещена уникальная коллекция полотен Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669). В эрмитажном собрании Рембрандта, включающем 23 работы, представлены как ранние, так и поздние произведения мастера. Среди них — «Флора», «Снятие с креста», «Жертвоприношение Авраама», «Даная», «Прощание Давида с Ионафаном», «Святое Семейство», «Портрет старика в красном», «Возвращение блудного сына». Рембрандт Харменс ван Рейн — Портрет Бартье Мартенс Домер.Рембрандт Харменс ван Рейн — Святое Семейство.Рембрандт Харменс ван Рейн — Флора.Рембрандт Харменс ван Рейн — Снятие с крестаРембрандт Харменс ван Рейн — Жертвоприношение АвраамаРембрандт Харменс ван Рейн — ДанаяРембрандт Харменс ван Рейн — Возвращение блудного сынаЭдуард Петрович Гау- Виды залов Нового Эрмитажа. Зал голландской и фламандской школШатровый зал, получивший свое название из-за уникального двускатного перекрытия, — один из самых больших в Новом Эрмитаже. В декоративной росписи интерьера использованы античные мотивы; скульптурные акротерии венчают фронтоны окон. Сегодня, как и в XIX в., в зале размещены картины голландской и фламандской школ. Эрмитаж обладает одной из лучших в мире коллекций картин этих школ, насчитывающей более 1000 полотен. В экспозиции можно видеть работы таких знаменитых художников XVII в., как Якоб Рейсдал, Питер Клас, Виллем Калф и Виллем Хеда, картины бытового жанра Яна Стена, Питера де Хоха, а также два портрета, созданные Франсом Халсом.Johannes Cornelisz. Verspronck — Portrait of a WomanФранс Халс — Портрет молодого человека с перчаткой в руке.Франс Халс — Мужской портрет.Якоб Изакс ван Рейсдал — БолотоЯкоб Изакс ван Рейсдал — Водопад в НорвегииПитер Клас — Завтрак с ветчинойВилем Клас Хеда — Завтрак с крабомЯн Стен — Брачный контрактПитер де Хох — Служанка и солдат.Питер де Хох — Хозяйка и служанкаЛуиджи Премацци.Виды залов Нового Эрмитажа. Зал голландской и фламандской школ 1858″Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламяШироко развилось, как боевое знамя.Земля волнуется — с шатнувшихся колоннКумиры падают! Народ, гонимый страхом,Под каменным дождем, под воспаленным прахом,Толпами стар и млад бежит из града вон.»Эти вдохновенные строки А.С. Пушкина посвящены знаменитой картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи». В 1834 г. картина прибыла в Петербург и была выставлена в Академии художеств, вызвав шумный восторг у публики. В 1851 г. монументальные произведения Брюллова («Последний день Помпеи») и Бруни («Медный змий») поступили в Эрмитаж «для усиления русской галереи». Русскую академическую школу представили в зале также работы Кипренского («Портрет Бертеля Торвальдсена»), Рейтерна («Авраам приносит Исаака в жертву»), А.А. Иванова («Явление Христа Марии Магдалине») и А.И. Иванова («Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 г.»).Э.П.Гау.Виды залов Нового Эрмитажа. Зал русской школыК.Брюллов — Последний день ПомпеиБруни — Медный змийКипренский Орест Адамович (1782-1836) — Портрет датского скульптора Бертеля Торвальдсена. 1831Рейтерн — Авраам приносит Исаака в жертвуА.А. Иванов — Явление Христа Марии МагдалинеАванзал, или парадная «прихожая», первоначально предназначался для цикла монументальных росписей, посвященных истории Российского государства . Об этом замысле напоминают росписи потолка с изображением двуглавого орла и аллегорических фигур, символизирующих русские города. Затем росписи стен зала решено было посвятить истории русского искусства, что логически связывалось с тематикой Галереи истории древней живописи. Во фризе зала были помещены барельефные портреты русских художников, скульпторов и архитекторов. К открытию музея в зале находились картины русских художников XIX в.: «Окрестности Бахчисарая» А.Е. Мартынова , «Крестьянский мальчик, надевающий лапти» А.Г. Венецианова, «Водопад Иматра в Финляндии» Ф.М. Матвеева, «Девятый вал» И.К. Айвазовского, «Вид Большого канала в Венеции» А.Н. Мордвинова, «Внутренний вид церкви на Голгофе» М.Н. Воробьева.Э.П.Гау.Виды залов Нового Эрмитажа. Зал русской школыКрестьянский мальчик, надевающий лапти А.Г. ВенециановВодопад Иматра в Финляндии Ф.М. МатвеевДевятый вал — Айвазовский Иван Константинович.Вид Большого канала в Венеции А.Н. МордвиновМ. Воробьев, Внутренний вид церкви на Голгофе в Иерусалиме, 1824Аванзал Нового Эрмитажа ко времени открытия музея был отдан картинам русских художников XIX в. В декор интерьера включены барельефные портреты русских художников, скульпторов и архитекторов. Сегодня в экспозиции представлены произведения Антониса Ван Дейка (1599-1641) — знаменитого фламандского художника, коллекция картин которого в Государственном Эрмитаже насчитывает 24 произведения. Собрание включает все типы портрета — жанра, благодаря которому мастер получил мировое признание: камерный, интимный, парадный, заказной. «Мужской портрет», «Автопортрет» входят в число шедевров музея.Э.П.Гау.Виды залов Нового Эрмитажа. Зал русской школыАнтонис Ван Дейк — АвтопортретАнтонис Ван Дейк — Портрет сэра Томаса ЧалонераАнтонис Ван Дейк — Семейный портрет.Антонис Ван Дейк — Портрет молодой женщины с ребенкомАнтонис Ван Дейк — Портрет Елизаветы и Филадельфии УортонАнтонис Ван Дейк — Портрет Николаса РококсаАнтонис Ван Дейк — Портрет Уильяма ЛодаАнтонис Ван Дейк — Апостол ПетрВан Дейк, Антонис — Отдых на пути в Египет
Эрмитажная коллекция английской живописи XVI-XIX веков является в своем роде уникальным собранием, в особенности если учитывать то обстоятельство, что произведения британских художников крайне редко встречаются в музеях континентальной Европы. Коллекция небольшая — около 450 картин, но весьма интересная. Подробнее…
Гейнсборо, Томас — Портрет дамы в голубомНеллер, Годфри — Портрет Гринлинга ГиббонсаНеллер, Годфри — Портрет Джона ЛоккаДобсон, Уильям — Портрет Абрахама ван дер ДортаРомни, Джордж — Портрет миссис Х. Гриер( http://gallerix.ru )» border=»0″>Рейнолдс, Джошуа — Амур развязывает пояс Венеры
- Французская живопись
Уэст, Бенджамен — Портрет Георга, принца Уэльского, и принца Фредерика, позднее герцога ЙоркскогоУэст, Бенджамен — Венера утешает Амура, ужаленного пчелойРейнолдс, Джошуа — Воздержанность Сципиoна АфриканскогоЛоуренс, Томас — Портрет С. Р. ВоронцоваВуттон, Джон — Собаки и сорока
Эрмитаж обладает прекрасным собранием живописи XV — XVIII веков. Оно включает немногочисленные, но характерные произведения XV-XVI веков, среди которых выделяются произведения портретного жанра, в том числе работы Пьера Дюмустье.
Живопись Франции XVII века раскрывается во всей полноте, позволяя проследить становление и утверждение основных направлений французской школы этого периода. Разнообразные направления в искусстве XVII века представляют произведения ведущих мастеров.
Подробнее…
Ватто, Антуан — Савояр с суркомПуссен, Никола — Пейзаж с ПолифемомГрёз, Жан-Батист — ПаралитикФрагонар, Жан Оноре — Поцелуй украдкойШарден, Жан-Батист Симеон — Натюрморт с атрибутами искусствБуальи, Луи Леопольд — БильярдВинтерхальтер, Франсуа Ксавье — Портрет великой княгини Марии НиколаевныВинтерхальтер, Франсуа Ксавье — Портрет императрицы Марии АлександровныГерен, Пьер Нарсис — Морфей и ИридаДавид, Жак Луи — Сафо и ФаонЖан Луи Жером.Бассейн в гареме.
Жан-Луи Жером.Рынок рабов в Риме. http://www.liveinternet.ru/users/matrioshka/post231265123/
Источник: https://art-links.livejournal.com/2279439.html
Музеи мира
ЭРМИТАЖ, Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, один из крупнейших художественных и культурно-исторических музеев мира. Основан в 1764 г.
императрицей Екатериной II основная часть собрания размещена в 5 связанных между собой зданиях на Дворцовой набережной: Зимнем дворце, Малом Эрмитаже, Старом Эрмитаже, Новом Эрмитаже и Эрмитажном театре, а также во дворце Меншикова на Васильевском острове.
В основе собрания Эрмитажа — коллекции российского императорского дома, в XVIII— начале XX вв. постоянно пополнявшиеся за счет покупки ценных зарубежных коллекций, поступления материалов археологических раскопок и т. п.; после 1917 г. в Эрмитаж поступили национализированные собрания Строгановых, Юсуповых, Шуваловых и др.
В настоящее время в Эрмитаже хранятся богатейшие коллекции памятников античной художественной культуры, искусства Востока, европейского изобразительного и декоративно-прикладного искусства (произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Джорджоне, Д. Веласкеса, Б. Э. Мурильо, Рембрандта, Ф. Халса, А. ван Дейка, П. Рубенса, X.
Хольбейна Младшего, Л. Кранаха Старшего, Дж. Рейнолдса, Т. Гейнсборо, братьев Ленен, Н. Пуссена, А. Ватто, Ж. О. Д. Энгра, Э. Делакруа, К. Моне, О. Ренуара, П. Сезанна, П. Гогена и др., скульптура Микеланджело, Ж. А. Гудона, О. Родена и др.).
- Официальный сайт музея
- Справки о работе музея
(автоответчик)
(812) 710-96-25,
(812) 710-90-79 - visitorservices@hermitage.ru
- Справки о телефонах музея
(812) 571-34-65
Эрмитаж в Санкт-Петербурге
Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге является одним из самых крупных, древних и наиболее важных и известных музеев и галерей искусства во всей истории человечества. Шикарная коллекция Эрмитажа выставляется в шести корпусах, самое главное из которых – Зимний дворец, который всегда был официальной резиденцией русских царей.
«Апофеоз Марии Медичи»
Жемчужинами экспозиции Эрмитажа, посвященной Западному искусству, являются работы Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт, Пуссен, Клод Лоррен, Ватто, Тьеполо, Каналетто, Канова, Роден, Моне, Писсарро, Ренуар, Сезанн, Ван Гог, Гоген, Пикассо и Матисс. В Эрмитаже представлены и другие коллекции, среди которых русские императорские регалии, ювелирные изделия Фаберже и потрясающая огромная коллекция древних изделий из золота Восточной Европы и Западной Азии.
Екатерина Великая начала сбор шедевров искусства еще в 1764 году, когда приобрела в Европе более двух сотен картин. Русским послам за границей доплачивали премии, если они помогали правительству купить лучшие экспонаты.
Екатерина называла свою галерею – мой эрмитаж, что с французского означает место уединения. Очень немногие люди видели все красоты этого собрания шедевров. В одном из своих писем она жаловалась, что «только мыши и я можем восхищаться всем этим».
Имя Эрмитаж она дала и своему маленькому частному театру, построенному в промежутке между 1783 и 1787 годами.
Постепенно коллекция императрицы получала новые вливания греческих и скифских памятников культуры, которые были обнаружены в процессе археологических раскопок на юге России.
Так была основано одно из богатейших в мире собраний древних изделий из золота, в котором существенную часть занимают сокровища Трои, найденные Генрихом Шлиманом и изъятые из музея в Берлине красноармейцами в 1945 году.
Чтобы содержать постоянно расширяющуюся коллекцию греческого, римского и египетского антиквариата, Николай I выписал в Россию немецкого архитектора-неоклассика Лео фон Кленце, чтобы он спроектировал и построил здание общественного музея.
Новый Эрмитаж был, возможно, первой целевой галереей в Восточной Европе, которая была открыта для публичных посещений в 1852 году.
Русские цари продолжали пополнять свое собрание, так в Италии были куплены Леонардо да Винчи, Ян Ван Эйк и Рафаэль. А коллекция полотен Рембрандта в Эрмитаже считается самой полной в мире.
Во время революции императорский Эрмитаж объявили частной собственностью. В это время начинается национализация коллекций, особенно сильно на современное искусство повлияли Сергей Шукшин и Иван Морозов.
Новые поступления включали в себя последние работы Гогена, сорок кубистских картин Пикассо.
Анри Матисс «Танец»
Сюда были завезены такие шедевры, как «Танец» Матисса и «Ночное кафе» Ван Гога.
Советское правительство не уделяло большого внимания содержанию «буржуазного и декадентского» искусства. Сталин вообще приказал продать за рубеж несколько особенно ценных полотен Эрмитажа. Среди них была «Альба Мадонна» Рафаэля, «Венера с зеркальцем» Тициана, «Благовещение» Яна Ван Эйка.
Приобретены они были Эндрю В. Меллооном и помещены в Национальную художественную галерею в Вашингтоне. Во избежание последующих потерь тысячи работ были перевезены в Пушкинский музей в Москве и другие музеи на территории СССР.
Некоторые коллекции попали в руки врага во время блокады Ленинграда, когда здание Эрмитажа подвергалось воздушной атаке. Черный период для Эрмитажа был окончен в 1945 году. К тому времени правительство определилось с передачей музею предметов искусства, захваченных красноармейцами в Германии во время Второй мировой.
Самой ценной частью добычи были импрессионисты и постимпрессионисты из частной коллекции немецких буржуа.
С 1995 года эти полотна считаются утерянными. Правительство России считает их только малой расплатой за ущерб, нанесенный нацистами Петергофу и Царскому селу. Если бывшие владельцы были причастны к финансированию нацистского режима, изъятые картины им не возвращались, такое решение приняла Государственная дума России.
В последние годы Эрмитаж протянулся к близлежащему зданию Генерального Штаба. Музей запустил несколько ярких проектов за рубежом: в Лас-Вегасе, Лондоне и Амстердаме.
В июле 2006 года музей огласил страшную информацию: около 221-го предмета было украдено, включая драгоценности, православные иконы, серебряные и богато инкрустированные изделия.
Общая стоимость украденного оценивается в $543,000.
Источник: http://www.globmuseum.info/katalog-muzeev/ermitazh/
Картины Эрмитажа. 7 шедевров, которые стоит увидеть
Эрмитаж. 5 зданий. 20 км коридоров. 350 залов. 60000 картин, для просмотра которых вам понадобится 40 суток. Если останавливаться у каждой картины хотя бы на 1 минуту.
Своему названию Эрмитаж уже давно не соответствует. В переводе с французского это слово означает «укромное место, келья». Таким он был до середины XIX века, когда посещать его могли лишь избранные. По специальным пропускам. В 1852 году музей был открыт для всех желающих.
В коллекции так много шедевров, что наметить маршрут по музею очень непросто. Вот лишь 7 гениальных полотен. Разных эпох и стилей. Их стоит увидеть каждому.
1. Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1490-1491
Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1490-1491. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Произведений Эпохи Возрождения в Эрмитаже немного. Но среди них аж две работы Леонардо да Винчи. Это при том, что в мире всего 19 работ мастера! Музей приобрёл шедевр в середине XIX века. У итальянской аристократической семьи Литта.
Картина вернулась в Россию. Потому что она там уже гостила. За полстолетия до этого ее привёз с собой Джулио Литта, представитель рода, после того, как стал подданым России. Женился на племяннице Потёмкина. Однако его наследница, дочь падчерицы, после его смерти вернула картину своим итальянским родственникам.
Картина небольшая, 41 на 32 см. Но через несколько секунд вы перестаете это замечать. В маленькое пространство картины вмещается что-то очень величественное. Вневременное.
Мать с большой нежностью смотрит на младенца. Он припал к груди. Немного грустными глазами он смотрит в нашу сторону. Ведь за пять минут до этого разыгралась маленькая драма. Дева Мария решила отлучить ребёнка от груди. Вырезы для кормления были аккуратно зашиты.
Но она не устояла перед просьбами и плачем младенца. Один вырез был в спешке разорван. Так Леонардо изобразил милосердие и любовь матери к своему ребёнку.
О картине также читайте в статье «Мадонна Литта. Необычные детали шедевра».
2. Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1504
Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1502. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург.
Ещё один шедевр Эпохи Возрождения хранится в Эрмитаже. «Мадонна Конестабиле» Рафаэля. Ее купил для своей супруги Александр II. Покупка была скандальной.
Общественность в Италии была возмущена тем, что их наследие покидает страну. Ругали владельца, графа Конестабиле. Уговаривали не продавать. Даже собирали деньги, чтобы выкупить шедевр и оставить на родине. Но не собрали. Картина досталась России.
Хранится она в своей «родной» раме, которая была исполнена по рисункам Рафаэля.
Рафаэль. Мадонна Конестабиле (с рамой). 1504. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Рафаэль создал свой шедевр в юном возрасте. Ему едва исполнилось двадцать лет. Но этим работа и ценна. Она создана в городе Перуджи. В мастерской учителя. Рафаэль ещё не видел работ Леонардо и Микеланджело, которые сильно на него повлияют.
Его искусство ещё очень самобытно. Тонкие линии. Нежные краски. Гармоничный пейзаж. Мы видим его гений в первозданном виде. Благодаря «Мадонне Конестабиле».
О картине читайте также в статье «Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц».
Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»
3. Караваджо. Лютнист. 1595-1596
Караваджо. Лютнист. 1595-1596. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
«Лютнист» Караваджо был куплен в начале XIX века. По просьбе Александра I. Долгое время картина висела в Эрмитаже под названием «Лютнистка». Настолько юноша изображён чувственным. Лишь плоская грудь говорит о том, что перед нами не девушка.
Молодой Караваджо заметил, что картины с такими юношами пользуются успехом у некоторых представителей католической церкви. Поэтому он охотно их писал.
Но вскоре он отказался от подобных сюжетов. Все чаще изображал трагичные библейские истории. Поцелуй Иуды. Успение Марии. Положение во гроб.
Караваджо часто называли натуралистом. За его необычную проработку деталей. Подпорченные фрукты. Трещина на лютне. Потертые ноты.
В «Лютнисте» Караваджо впервые использует своё знаменитое тенебросо. Когда фигуры и предметы выхватываются тусклым лучом из кромешной темноты.
Так проявляется почти осязаемый объём. А эмоции персонажа приобретают драматический оттенок. Такой театральный эффект станет очень популярным в эпоху Барокко.
О работах художника читайте в статье «Караваджо. 5 невероятных фактов о его жизни и творчестве».
4. Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1669
Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1669. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Картина «Блудный сын» — одно из самых ранних приобретений Эрмитажа. Она была куплена у французского герцога по приказу Екатерины II ещё в 1766 году.
Это последняя картина Рембрандта. У неё всегда собирается толпа. Потому что полотно на многих производит сильное впечатление.
Перед нами сюжет из Евангелия от Луки. Младший сын скитался по свету. Тратил наследство отца. Все промотал, находясь в плену своих страстей.
И вот уже в крайней нужде вернулся к порогу отцовского дома. Его одежда превратилась в лохмотья. Тапки стоптаны. Голова обрита, потому что за плечами каторга. Отец милосердно принимает сына. Он склонился над ним и мягко положил руки на его плечи.
На картине — полумрак. Лишь слабый свет вылепливает фигуры. Женщина на заднем плане еле различима. Возможно, это мать вернувшегося юноши.
Картина о родительском милосердии. О всепрощении. О том, что даже у опустившегося человека есть надежда обрести приют. Уняв гордыню. Преклонив колени.
О картине также читайте в статье «Возвращение Блудного сына» Рембрандта. Почему это шедевр?»
5. Гейнсборо. Дама в голубом. 1778-1782
Томас Гейнсборо. Портрет дамы в голубом. 1778-1782. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
В начале XX века «Дама в голубом» была передана Эрмитажу по завещанию дворянина Алексея Хитрово. Безвозмездно.
Считается одной из лучших работ Гейнсборо. Хотя он не любил писать портреты. Вынужден был их выполнять на заказ, чтобы прокормить семью. Благодаря портретам и прославился.
Все лучшие черты Эпохи Рококо мы видим на этой картине. Лёгкие, тающие мазки. Идеал утонченной красоты. Воздушность образа. Элегантность в мимике и жестах героини.
При этом нет жеманности и наигранности. Женщина естественна. Именно такой графиня Бофор была в жизни. Изящной и женственной.
Удивительно, что ее мать была членом сообщества «Синий чулок». Это были этакие феминистки XVIII века. Начитанность и широкий кругозор они ценили выше женских нарядов и забот о доме.
6. Гоген. Женщина, держащая плод. 1893
Поль Гоген. Женщина, держащая плод. 1893. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
В России немало картин Гогена. Благодаря коллекционеру Ивану Морозову, дореволюционному промышленнику. Он купил «Женщину, держащую плод» в 1908 году. После революции вся его коллекция была национализирована. В середине XX века она была поделена между двумя музеями: Эрмитажем и Пушкинским музеем в Москве.
Гоген был очень неординарным человеком. На четверть перуанец, его всегда влекло подальше от шумных городов. Однажды он добрался до Таити.
Там и была написана «Женщина, держащая плод». Плоскостность изображения. Яркие краски. Экзотичность деталей (на дороге «волны» песка и травы, как на японских картинах).
Обратите внимание, насколько краска положена тонким слоем. Мы видим текстуру холста. Гоген был крайне беден. Краска дорого стоила. Приходилось ее беречь.
Такую необычную живопись публика плохо принимала. Гоген нищенствовал. Лишь за несколько лет до смерти его картины начали покупать.
О художнике читайте также в статье «Поль Гоген. Гений, не дождавшийся славы».
7. Матисс. Танец. 1910
Анри Матисс. Танец (II). 1909-1910. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Картину «Танец» заказал русский купец и коллекционер Сергей Щукин. Перед отправкой в Россию панно показали на выставке в Париже. Публика работу очень ругала. Щукин привык к тому, что его называют собирателем всякого хлама.
Но на этот раз дрогнул. Отказался от заказа. Потом передумал, извинился перед художником за свою слабость. Картина вместе с парной к ней работой «Музыка» благополучно добралась до России.
Сейчас этот «хлам» считается одним из главных шедевров модернизма. На полотне — образ золотого века человечества. Такова была эпоха. Люди наслаждались прогрессом и искусством. Считали, что живут в самое благополучное время. Но это было лишь затишье перед бурей. Впереди — страшные испытания в виде мировых войн.
Картина написана лишь тремя красками. Это ещё больше подчёркивает символичность фигур. Они кружатся в неистовом танце. Это квинтэссенция страстного, чистого движения.
Но эта эмоциональность не хаотична. Она уравновешивается движением по кругу, центробежной силой. А ещё классическими очертаниями левой фигуры.
О картине читайте также в статье «Танец» Матисса. Простое в сложном и сложное в простом».
***
Коллекция Эрмитажа грандиозна. Недаром музей занимает 13-е место в мире по посещаемости. Но есть и свои особенности.
Целый век коллекция формировалась за счёт приобретения частных собраний. Владельцы не думали о том, чтобы показать будущим поколениям все вехи развития живописи.
Поэтому в коллекции очень много произведений барокко и рококо. Нимфы. Ангелочки. Пышнотелые красавицы. Натюрморты с изобилием фруктов и омаров, которые так хорошо смотрелись в столовых знатных особ.
В результате в коллекции есть «белые пятна». Например, в Эрмитаже — значительная коллекция голландских живописцев. Но среди них нет ни одной работы Босха.
Увы, коллекция Эрмитажа пережила ещё и серьёзные потери. После революции 1917 года советское правительство продало 48 шедевров!
Россию покинула «Венера у зеркала» Тициана. «Мадонна Альба» Рафаэля. «Поклонение волхвов» Боттичелли. Это тоже часть истории Эрмитажа. Печальная часть.
Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях на моем блоге.
Оксана Копенкина
PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»
Источник: https://arts-dnevnik.ru/kartiny-hermitaga/
Государственный Эрмитаж. The State Hermitage museum. Official page
Диковинка из Океании «Танцевальное весло», Полинезия, 1820–1840 годы
Эрмитаж, как известно, является музеем энциклопедическим, то есть таким, в котором хранятс…я предметы искусства самых разных народов и стран. Среди его сокровищ обнаруживаются порой весьма неожиданные находки. Например, в собрании иранского прикладного искусства отдела Востока имеется деревянное резное весло, изготовленное не где-нибудь, а в Полинезии, конкретно на островах Тубуаи.
При каких обстоятельствах это весло попало в Эрмитаж, а главное, по каким соображениям было определено именно в коллекцию иранского искусства, остаётся загадкой. Известно только, что случилось это в 1924 году. Аналогии из собраний других музеев подтверждают, что этот предмет определённо является произведением искусства Океании и никакого отношения к Ирану не имеет.
Острова Тубуаи, называемые также Острал, — самая южная группа островов Французской Полинезии. Об их традиционной культуре известно мало. Первым европейским путешественником, посетившим этот регион, был Джеймс Кук. Несколькими десятилетиями позже на островах начали свою деятельность европейские миссионеры, и в течение всего XIX века здесь велась борьба за обладание колониями.
Местные жители, подстраиваясь под стремительно меняющиеся экономические условия, наладили продажу сувениров европейским путешественникам. В числе прочего спросом пользовались и так называемые танцевальные весла.
Записи о приобретённых диковинках в судовых журналах торговцев, миссионеров и китобоев позволяют очень точно датировать все имеющиеся в музеях мира вёсла (а их известно около тысячи) — 1820–1840-ми годами.
Судя по всему, резкий скачок в производстве именно в этот период стал ответом на возросший спрос со стороны иноземцев.
При этом название «вёсла», вероятно, подсказанное формой предметов, придумали сами европейцы. Как называли их аборигены, неизвестно.
Не знают исследователи доподлинно и для чего они были предназначены, предполагают только, что вёсла, как и похожие на них шесты, могли использоваться в ритуальном танце.
На эту мысль наводит и крестообразный резной узор, который, по догадкам учёных, является схематичным изображением танцующих фигур.
К 1840-м годам население архипелага сильно поредело, скошенное болезнями, которые занесли иноземцы. Кроме того, на островах уже вовсю работали миссионеры, а традиционные виды искусства христианскими проповедниками не одобрялись.
Постепенно производство вёсел, как и торговля ими, сошло на нет.
Всё, что нам остаётся теперь, — это изучать имеющиеся образцы и гадать, были ли они сделаны специально на потеху европейским путешественникам или в действительности когда-то имели сакральное значение.
Анна Моисеева
Источник: https://www.facebook.com/state.hermitage/posts/?ref=page_internal