Джон констебл: картины и биография художника

  • Английский художник Джон Констебл (John Constable, 11 июня 1776 – 31 марта 1837 года)
  • Для тех, кто не будет читать текст, и не посмотрит до конца ,сообщу сразу,что автор статьи : Влад Маслов
  • Джон Констебл (John Constable, 11 июня 1776 года, Восточный Бергхольт, Саффолк, Англия – 31 марта 1837 года, Лондон) – крупный британский пейзажист эпохи романтизма.
  • Знаменит изображениями английской глубинки, особенно – родной долины реки Стаур.

Джон Констебл: картины и биография художника

  1. Ричард Ремси Рейнагл -«Джон Констебл-«1799
  2. Особенности творчества Джона Констебла.
  3. В тот период, когда ландшафт был доминирующим жанром в британском искусстве, Джон Констебл занимал уникальное место в плеяде пейзажистов.
  4. Обычно он выбирал не те места, которые были популярны у широкой публики или других художников, а изображал виды, с которыми чувствовал личную связь.
  5. Кроме того, он – единственный среди коллег, кто широко практиковал этюды маслом на пленэре.
  6. В своих пейзажах, особенно позднего периода, Констебл на удивление точно передавал природные явления, например, мимолётные и яркие эффекты бурного неба.
  7. Его картины – это глубокая и длительная медитация на тему сельской жизни Британии в эпоху стремительных социально-экономических преобразований.
  8. Известные картины Джона Констебла.
  • Джон Констебл: картины и биография художника
  • Джон Констембл «Вид на собор Солсбери с луга», 1831, 153.7×192 см • Масло, Холст
  • Джон Констебл: картины и биография художника

Джон Констебл «Телега для сена» 1821, 130.2×185.4 см • Масло, Холст

  1. Джон Констебл: картины и биография художника
  2. Джон Констембл «Уивенхо-Парк, графство Эссекс» масло. холст
  3. Джон Констебл: картины и биография художника
  4. Джон Констебл «Вид на Хайгет с Хэмпстедских холмов», 1834, 29×30.5 см • Масло, Холст
  5. Джон Констебл: картины и биография художника

Джон Констебл «Белая лошадь у пруда» 1819, 131.4×188.3 см • Масло, Холст

  • Мельник из провинции
  • «Я ассоциирую своё беззаботное детство со всем, что лежит на берегах Стаура; эти сцены сделали меня живописцем», – признался Джон Констебл в письме Джону Фишеру, епископу Солсберийскому.
  • Будущий художник вырос на ферме своего отца, мельника и торговца кукурузой, и с детства делал любительские зарисовки сельских видов в родном графстве Саффолк.
  • «Журчание воды под мельничным колесом, ивы, старые сгнившие доски, покрытые слизью сваи, кирпичная кладка – как я люблю все это», – писал он.
  • Джон Констебл: картины и биография художника
  • Джон Констебл-Хэмпстед-Хит -Проясняющееся небо 1830

Впрочем, юноше изначально было уготовано заниматься не живописью, а мельничным делом. Хотя он и был вторым сыном у своих родителей, его старший брат оказался умственно неполноценным.

  1. А потому после короткого обучения в пансионе и окончания дневной школы молодой Джон был приставлен к семейному предприятию. 
  2. Этим и объясняется его медленное творческое развитие: в Королевскую академию художеств самоучка из провинции поступил с неохотного одобрения отца уже в солидном возрасте – в 23 года.
  3. А управление отцовскими мельницами взял на себя его младший брат Аврам.
  4. Джон Констебл: картины и биография художника
  5. Миниатюра: портрет Авраама Констебла,брата художника Начало XIX века, 7×5.1 см • Масло, Картон
  6. В то время наиболее подходящим предметом для студентов Академии считалась историческая живопись.
  7. Но Констебл с самого начала проявил особый интерес к ландшафту, а в период учёбы больше всего вдохновлялся работами Томаса Гейнсборо, Клода Лоррена, Питера Пауля Рубенса, Аннибале Карраччи и Якоба ван Рёйсдала.
  8. Немодная повседневность

В 1802 году Джон Констебл отказался от должности преподавателя рисования в только что образованном военном колледже. Его наставник Бенджамин Уэст посчитал, это концом карьеры художника. Но тот объяснил свою решимость стать профессиональным пейзажистом: «В течение последних двух лет я искал правду из вторых рук.

  • Я не старался представить природу с тем полётом мысли, с которым намеревался, но, скорее, попытался сделать своё исполнение похожим на других…
  • Величайшим пороком современности является бравура, стремление создать нечто далёкое от истины».
  • В том же году молодой мастер впервые показал своё произведение в Королевской академии.
  • В первой половине десятилетия Констебл отдавал предпочтение акварели и графике, выполнив прекрасные работы в этих техниках

Джон Констебл: картины и биография художника

Джон Констебл»Темза, Итон-колледж и часовня»1802, 23.9×53.1 см • Акварель, Карандаш, Бумага

Джон Констебл: картины и биография художника

  1. Джон Констебл»Мельница,Колчестер» 1812, 14×19.7 см • Акварель, Тушь, Карандаш, Бумага
  2. Джон Констебл «Пейзаж долины реки Стаур с видом на церковь Святой Марии»1800, 34.2×52 см • Акварель, Карандаш, Бумага
  3. Но его обычные сюжеты – сцены повседневной жизни – были немодными в эпоху, которая романтизировала первозданную природу и живописные руины.
  4. А потому виды портов на юго-восточном побережье и Озёрного края (1, 2) остались без внимания публики на выставках в 1807-м и 1808 годах.

Джон Констебл «Западное побережье ,Брайтон»1810-е , 11.4×18.1 см • Акварель, Карандаш, Бумага

Сам же Констебл признался своему другу и биографу Чарльзу Лесли, что величие и отстранённость гор угнетают его дух.

Тот позже написал: «Его натура была особенно социальной и не могла удовлетвориться пейзажем, каким бы грандиозным он ни был в человеческом представлении. Ему были необходимы деревни, церкви, фермерские дома и коттеджи».

Чтобы свести концы с концами, Констебл взялся за портретную живопись, но нашёл её скучной, несмотря на то, что создавал прекрасные образы

Джон Констебл «Капитан Ричард Габбинс»1805, 76.2×63.8 см • Масло, Холст

  • Джон Констебл «Дамы семьи Уильяма Мейсона из Колчестера»1806, 61×50.8 см • Масло, Холст
  • От случая к случаю он писал картины и на религиозную тематику но, как выразился один арт-критик, «его состоятельность как религиозного художника не стоит переоценивать».
  • Джон Констебл «Вознесение» 1822, 160×127 см • Масло, Холст

Джон Констебл «Ангел вещающий» Начало XIX века, 43.1×23.4 см • Масло, Дерево

Всепобеждающая любовь

Во время очередного приезда в родной Восточный Бергхольт в 1809 году живописец влюбился в юную Марию Бикнелл, с которой познакомился девятью годами ранее. Однако дед девушки, местный пастор Дюран Радд, посчитал Констебла неподходящей партией для внучки.

  1. И даже пригрозил лишить её наследства, если она выйдет замуж за человека, стоящего ниже по социальной лестнице. 
  2. Мария вынуждена была признать, что брак без гроша в кармане похоронит надежды Джона на художественную карьеру.
  3. Влюблённые продолжали встречаться практически тайком следующие семь лет, пока сердце деда не смягчилось. 
  4. Впрочем, он дал согласие на брак в основном потому, что Джон после смерти своих родителей унаследовал пятую часть их состояния.
  5. Медовый месяц 40-летний Констебл и его 29-летняя жена провели на южном побережье. 
  6. Там художник начал писать яркими цветами и смелыми мазками; тогда же в его творчестве начался заметный эмоциональный подъём.
  7. Французский триумф
  8. В 1817 году, с рождением первого из своих семи детей, чета Констеблов поселилась в Лондоне. 
  9. Для поддержки семьи художнику было необходимо профессиональное признание. 
  10. И оно пришло двумя годами позже, когда он выставил в Королевской академии свой первый крупный холст – «Белую лошадь».
  11. С него началась серия масштабных картин – «шестифутовых», как называл их сам живописец (ширина каждой составляет 6 футов или более 1,8 метра).
  12. В 1821 году Констебл продемонстрировал свою «Телегу для сена» – ныне культовую для британцев.
  13. Однако тогда она была воспринята без энтузиазма: энергичные мазки художника критики посчитали небрежными.
  14. А вот француз Теодор Жерико, который в то время находился в Лондоне, по возвращении на родину расхвалил английского коллегу перед торговцем антиквариатом Джоном Арроусмитом.
  15. Тот купил сразу четыре картины Констебла, включая «Телегу», и не прогадал: на выставке в парижском Салоне 1824 года полотно завоевало золотую медаль.
  16. Мало того, Эжен Делакруа под впечатлением от «небрежного» мазка британца переписал фон своей «Резни на Хиосе».
  17. При жизни Констебл продал всего 20 картин в Англии, а вот во Франции – свыше двадцати всего за несколько лет.

Несмотря на это, он отказался от заграничного тура для продвижения своих работ. «Я лучше буду бедным человеком [в Англии], чем богатым – за границей», – пояснил он.

Ушедший Ангел

В январе 1828 года – вскоре после рождения седьмого ребёнка – в возрасте 41-го года умерла Мария Констебл, уже долгое время страдавшая чахоткой. Безутешный художник писал: «Ежечасно ощущаю потерю своего ушедшего Ангела – Бог знает, как будут расти мои дети…

Для меня лицо Мира полностью изменилось». С тех пор, по свидетельству биографа Чарльза Лесли, он одевался только в чёрное и стал «жертвой меланхолии и тревожных мыслей». О детях же Констебл заботился до конца своих дней.

  • Ещё во время болезни Марии семья переехала в Хэмпстед – пригород Лондона.
  • Там Констебл начал писать этюды неба, тщательно документируя хорошо узнаваемые метеорологические явления .

Джон Констебл «Вид на Хэмпстед-Хит,раннее утро» 1821, 24.1×34.9 см • Масло

Джон Констебл «Хэмпстед-Хит с радугой» 1836, 50.8×76.2 см • Масло, Холст

Джон Констебл «Вид на Хэмпстед-Хит в штормовую погоду» 1830, 15.6×19.4 см • Масло, Дерево, Бумага

Джон Констебл «Рукав прудаХилл,Хэмпстед» 1828, 60.6×78.1 см • Масло, Холст

Эти наброски затем становились частью композиции полномасштабных холстов.

К 1824 году в его живописной манере появилась изобразительная фрагментация, с помощью которой художник стремился передать оптические эффекты. Наряду с использованием живых и ярких цветов это заставило многих ошибочно называть его предшественником импрессионизма.

  1. Отчуждение и депрессия
  2. В поздний период Констебл перестал писать определённые места – частично из-за того, что делал этюды в разных регионах: в Солсбери или на фешенебельном приморском курорте Брайтон, где Мария пыталась поправить здоровье.
  3. Но такое абстрагирование и отказ от изображения фермерского труда можно трактовать иначе.
  4. Экономическая депрессия после Наполеоновских войн привела сельское хозяйство в упадок.
  5. Вопреки этому консервативный Констебл решил воспевать отвлечённую «старую добрую Англию», не затронутую индустриальными и социальными изменениями.

Членом Королевской академии художеств живописец стал поздно – в 1829 году в возрасте 52-х лет – во многом из-за своего тяжёлого характера. Его письма 1830-х годов полны отчуждения и депрессии.

  • Такие настроения, без сомнения, подпитывались критическими нападками, которые сыпались на него и Уильяма Тёрнера с середины 1820-х годов.
  • Хотя эти мастера никогда не были близки и по-разному подходили к пейзажной живописи, оба выросли в традициях сэра Джошуа Рейнольдса.
  • А это заслуживало пренебрежения в глазах нового поколения художников и критиков, которые формировали собственные ценности в быстро развивающемся промышленном обществе.
  • Тем не менее, Констебл продолжал работать.
  • После смерти Марии осталось 20 тысяч фунтов, и он решил издать серию гравюр (меццо-тинто) на основе своих картин.
Читайте также:  «воскресение», эль греко — описание картины

Джон Констебл «Морское побережье» 1830, 14.3×22.1 см • Меццо-тинто, Бумага

Джон Констебл «Мельница у Колчестера» Середина XIX века, 13.5×18.7 см • Меццо-тинто, Бумага

Джон Констебл «Вид н собор Солсбери» Середина XIX века, 15.9×23.4 см • Меццо-тинто, Бумага

Джон Констебл «Стоунхендж» Середина XIX века, 13.2×19.8 см • Меццо-тинто, Бумага

Джон Констебл «Мельница Гилленхем.Дорсет»Середина XIX века, 18.6×15.4 см • Меццо-тинто, Бумага

Однако нерешительность и постоянные сомнения сослужили ему плохую службу. Работа над четырьмя десятками отпечатков затягивалась, один из них художник корректировал 13 раз.

  1. В результате, когда сборник под названием «Английский пейзаж» вышел в свет, он не заинтересовал необходимое количество подписчиков.
  2. Предприятие потерпело финансовый крах.
  3. Ода прошлому
  4. В 1836 году Джон Констебл представил в Королевской академии свою последнюю картину – 

«Кенотаф в память о сэре Джошуа Рейнольдсе на территории Колеортон-холла, Лестершир» (кенотаф – символическая могила, не содержащая останков). Работа была посвящена «отцу британского искусства», которого почитал живописец.

«Кенотаф в память о сэре Джошуа Рейнольдсе на территории Колеортон-холла, Лестершир» 1836, 132×108.5 см • Масло, Холст

Это полотно стало одой уходящему традиционному миру, в котором сформировались личностные и художественные ценности Констебла.Сам он скончался в ночь на 31 марта 1837 года, видимо, от несварения желудка, и был похоронен рядом с Марией на кладбище Святого Иоанна-на-Хэмпстеде.

В том же семейном склепе позже упокоились и два их сына – Джон Чарльз и Чарльз Голдинг Констеблы. В 1888 году дочь живописца Изабель подарила работы отца британской нации. Некоторые из ныне живущих потомков Джона Констебла продолжают дело своего знаменитого прародителя. Так, 47-летняя художница и скульптор Саша Констебл живёт и работает в Камбодже.

В 2003 году она выставила свои работы вместе с картинами отца – Ричарда Голдинга Констебла.

Наследие

Джон Констебл ещё при жизни завоевал репутацию уважаемого и значительного пейзажиста. Но в биографии, которую шесть лет спустя его смерти опубликовал Чарльз Лесли, он предстаёт ещё и как искренний и преданный делу художник, боровшийся с беззаконием и непониманием. 

  • На самом деле автор отредактировал его переписку, скрыв наименее привлекательные черты характера своего друга.
  • К началу XX века творчество Констебла было переоценено. 
  • В попытке найти британских предшественников импрессионизма, искусствоведы предали чрезмерное значение его эскизами маслом.
  • В конце прошлого столетия эта область исследований была признана спорной на основании исторических фактов.

Также отдельные учёные пытаются трактовать пейзажи художника в контексте его эпохи и видят в них сложные произведения искусства, зачастую имеющие глубокий политический подтекст. Другие же предпочитают рассматривать их как квинтэссенцию подлинного английского стиля и образа жизни. 

  1. Тот факт, что споры продолжаются, подтверждает жизнеспособность ландшафтов Джона Констебла.
  2. Влад Маслов
  3. источник
  4. От себя добавлю ещё ,из другого источника несколько картин и видео.
  5. Долина Стоур с церковью в Дедхеме
  6. Залив Веймут с горой Джордан, 1816
  7. Цветник Голдинга Констебла, 1815
  8. Огород Голдинга Констебла 1815
  9. Стоунхендж, 1835
  10. Поле,1826
  11. Плотина,1824
  12. Пейзаж. Мальчики удят рыбу 1813
  13. Этюд для маков
  14. Цветы в стеклянной вазе
  15. много ещё у него интересных картин,но на этом и остановлюсь.

Галина(Пчёлка Майя) просветленный

Источник: https://obiskusstve.com/1386977775828076849/udivitelnye-pejzazhi-i-drugie-raboty-dzhona-konsteblaznamenitogo-anglijskogo-hudozhnika/

Джон Констебл: жизнь и творчество художника

Джон Консте́бл или Констэбль (англ. John Constable; 11 июня 1776, Ист-Бергхоулт, Саффолк — 31 марта 1837, Лондон) — английский художник-романтик.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Биография художника
  • Творчество
  • Интересные факты из жизни художника
  • Картины Джона Констебла
  • Библиография

Английский живописец Джон Констебл родился в 1776 году.

Отец Джона был зажиточным мельником, и после окончания школы юный художник какое-то время работал на мельнице, в свободное время, занимаясь рисованием.

Довольно часто он путешествовал по живописным окрестностям и делал этюды и зарисовки.

В 1795 году отправился в Лондон и смог поступить в граверную мастерскую. Но это дело не принесло ему успеха, и Констебл вновь вернулся домой. Однако спустя 4 года ему улыбнулась настоящая удача – Джону удалось поступить в школу при Королевской академии искусств в Лондоне. Кроме того, он самостоятельно занимался изучением природы и произведений английских художников-пейзажистов 18 века.

Его первой работой, выставленной в 1802году в Королевской академии, была картина «Пейзаж».

Джон Констебл написал серию пейзажей, на которых изображал реку Стур, рисовал мельницы, стоящие на реке – «Дедхемская мельница».

В своих картинах Констебл отходил от академических норм, его работы были независимыми, а трактовка рисования пейзажей – совершенно новой. Художник утверждал, что главное – наблюдать за природой. А лейтмотивом любого пейзажа он считал небо.

Также Констебл любил изображать одни и те же пейзажи в разных погодных условиях, тонко передавая неповторимость и своеобразие каждого из них.

В 1816 году Констебл женился на подруге детства – Марии Бикнелл. Во время медового месяца на побережье Констебл совершенствует свою технику – начинает использовать более яркие цвета и динамичные мазки.

Лишь в 1819 году Констеблу удается продать первую картину, которая называлась «Белая лошадь». Свою картину «Телега для сена» художник выставляет на выставке в Академии в 1821г.

Картина была замечена французским художником Теодором Жерико. Жерико даже пригласил Констебла в Париж, а сама картина была куплена дилером Джоном Эрроусмитом и отправлена во Францию.

В 1824 году её выставили в Парижском салоне и была награждена золотой медалью.

Но в 1825 году Констебл поссорился с Эрроусмитом, из-за чего потерял рынок во Франции. Его тяготило слабое здоровье жены и накопившиеся долги.

В 1829 году Констебла избирают членом Королевской Академии, где он начинает читать лекции, пользующиеся большой популярностью. Умер художник в 1837 году и был похоронен рядом со своей женой на кладбище Хампстеда.

ТВОРЧЕСТВО

Стиль художника отличался рельефной фактурой. Констебл любил накладывать краску густыми мазками, никогда тщательно не выписывал детали.

Джон Констебл пробовал себя и в портретной живописи, рисуя портреты на заказ. Но он делал это исключительно, чтобы заработать на жизнь, поскольку написание портретов казалось ему скучным. Своим истинным призванием Констебл всегда считал пейзажи.

Джон Констебл считал, что настоящий мастер пейзажа должен быть смиренным учеником природы.

Противник академической живописи, он постигал световые и цветовые законы ее изображения и задолго до импрессионистов стремился выразить «первое впечатление» от увиденного пейзажа. Констебл не интересовался другими краями, не ездил в заграничные поездки, он рисовал свою «старую, зеленую Англию».

Перед тем как полностью завершить работу, Констэбль создавал большое количество предварительных натурных набросков, для того чтобы добиться наиболее подходящего композиционного соотношения. Эти зарисовки, с их свободным и энергичным мазком, были революционными в то время и представляли интерес для художников, учёных и широкой публики.

Интересен тот факт, что, например, в эскизах к картинам «Прыгающая лошадь» и «Телега для сена» присутствует энергия и экспрессия, которых нет в завершённых вариантах.

Вероятно, именно этюды маслом, более чем другое наследие творчества Констебла, в ретроспективе раскрывают в нём авангардного художника, который показал, что пейзажная живопись может развиваться в новом направлении.

Джон Констебл: картины и биография художника

Работы, созданные Констэблем в технике акварели, также опережали своё время. Одной из величайших акварельных картин считается «Стоунхендж» (1835), с её почти мистической атмосферой в свете двойной радуги. Картина была выставлена в 1836 году с небольшим авторским комментарием к заголовку:

«Таинственный памятник Стоунхендж, возвышающийся над голой, безграничной пустошью; памятник, которого мало коснулись события как прошлого, так и настоящего; памятник, который перенесёт вас через все исторические события в неизвестный, загадочный период».

Джон Констебл: картины и биография художника

Наряду с натурными эскизами, Констэбль оставил большое количество зарисовок, которые были сделаны во время продолжительных наблюдений за игрой облаков, создающих неповторимые картины для пейзажиста.

При этом Констэбль приближался к почти научной характеристике погодных условий. Точное изображение физических эффектов атмосферы иногда можно было проследить и в уже законченных картинах, например, в картине «Цепной пирс» (1827).

Реалистичность изображаемого поразила критиков, которые замечали:

«Картины настолько точно передаёт атмосферу повышенной влажности, что хочется раскрыть зонт».

Сами эскизы стали первым опытом масляной живописи, созданной непосредственно на открытом воздухе. Чтобы передать эффекты света и движения, Констэбль использовал технику ломаных мазков, которые он наносил на более светлые участки картины едва заметным касанием, создавая впечатление мерцающего света, обволакивающего весь пейзаж.

Одна из самых выразительных и мощных по силе воздействия картин Констэбля – «Изучение морского пейзажа во время дождя» (1824), написанная в Брайтоне. С помощью отрывистых мазков тёмного цвета Констэблю удалось передать момент неистовства ливня над морем.

Внимание художника также привлекали световые эффекты, возникающие при появлении радуги, что мы можем наблюдать в картинах «Собор в Солсбери, вид с лугов» (1831) и «Дом в Ист-Бергхоулте (1833).

СОБОР В СОЛСБЕРИ

Собор в Солсбери изображен в просвете между деревьями, осенняя листва которых написана легкими, почти прозрачными мазками. Коровы, пьющие из озерца на переднем плане, вносят в картину пасторальный оттенок.

Слева мастер поместил прогуливающуюся пару — епископа Солсбери Фишера с женой, которые, стоя под сенью деревьев, рассматривают собор.

Здание на фоне неба с летящими облаками выглядит особенно легким, наполненным солнцем и воздухом, а его вид в обрамлении деревьев еще больше притягивает взгляд.

Джон Констебл: картины и биография художника

В 1820-1830 гг. Констебл часто бывал в соборе Солсбери, делая эскиз за эскизом памятника XIII в., выбирая разные ракурсы и погодные условия. В 1822 г. епископ Фишер заказал художнику картину, но принял работу не слишком благосклонно из-за грозового неба.

Констебл написал новую версию, и представленное здесь полотно является эскизом к ней. Колеблющийся серебристый свет, рассеянный в небе, ложится отблесками на окружающий пейзаж.

Солнечные лучи освещают собор, создавая чудесную гармонию, в которой природа и рукотворное произведение человека кажутся единым целым.

Люди, изображенные на полотне слева, — епископ Джон Фишер с женой. Супруги помещены на том же месте, что и на полотне, не понравившемся Фишеру.

В этой работе художник ненавязчиво сопоставляет природу и архитектуру, словно говоря: творение рук человеческих должно быть уравновешенным и выверенным во всех своих частях, только тогда оно будет эстетически привлекательным, а дерево, даже растрепанное, с сухими и обломанными ветками — все равно красиво.

Читайте также:  Авиньонские девицы, пабло пикассо, 1907

Интересные факты из жизни художника

В 1828 году Мария родила Констеблу седьмого ребенка и скончалась от туберкулеза. Художник очень тяжело переживал ее смерть, всю оставшуюся жизнь носил траур и самостоятельно заботился обо всех семерых детях.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Кузнецова И. Джон Констебль. М.: Изогиз, 1962
  • Лесли Ч.-Р. Жизнь Джона Констебля, эсквайра. М., 1964
  • Чегодаев А. Д. Джон Констебль. М., 1968
  • Джон Констебль. М.: Магма, 2005
  • Деснос Р. Небеса Констебля// Пространство другими словами: Французские поэты XX века об образе в искусстве. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.

org, paintingromanti.jimdo.com, muzei-mira.com

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Джон Констебл: картины художника

Джон Констебл — все картины Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Джон Констебл: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

Источник: https://allpainters.ru/konstebl-dzhon.html

Джон Констебл: картины, биография

Джон Констебл: картины и биография художника

Автопортрет Джона Констебла

Констебл принадлежит к тем великим реформаторам живописи, чье творчество во всем его громадном значении было оценено гораздо позднее.

Он не пользовался признанием современников, его искусство формировалось медленно и трудно, но когда оно созрело, его влияние изменило все направление западноевропейской живописи XIX века.

Констебл открыл для живописи новую область — природу, данную во всей непосредственности живого восприятия.

Он первый стал писать пейзажи на открытом воздухе, передавая динамику природы, ее вечное движение, изменчивость. На своих этюдах он всегда указывал время — «бурный день, девять часов утра», «24 декабря, после полудня, между половиной второго и четырьмя» и т. д. Эффектам солнечного освещения он предпочитал скромный свет облачного дня.

По выражению известного историка искусства Б. Р. Виппера, «начиная с Констебла из европейского пейзажа на долгие годы исчезает «хорошая погода». Одной из особенностей . искусства Констебла было то, что он писал эскизы в размер картины, а затем повторял их для выставок в более гладкой манере как уступку вкусам публики.

Именно эти «эскизы» и составляют основное художественное наследие Констебла, предвосхищая достижения Коро и импрессионистов. Однако и законченные картины были столь необычны, что будучи выставлены в Париже произвели настоящий переворот в умах французских художников.

Известно, что Делакруа, увидев пейзажи Констебла, переписал заново весь фон «Хиосской резни» за 14 дней до открытия выставки. Констебл родился в деревне в самом сердце Англии, и с английской деревней он связан, «как улитка со своей раковиной» (Л. Вентури).

Его отец был богатым мельником, и изображение мельницы было первым опытом юного Констебла в живописи. От подобных тем он не отходил всю свою жизнь. Его пейзажи — это виды немногочисленных мест, хорошо ему знакомых: Дедем в Суффольке, Хемпстед близ Лондона долина реки Стур.

Констебла интересует не разнообразие композиционных мотивов, а оттенки освещения и изменения воздушной среды, живость игры рефлексов, непрерывное взаимодействие элементов природы, вплоть до дуновения ветра и блеска росы на траве.

Каждая картина Констебла — это чудо искусства. Не только свежий, чистый колорит (Констебл первый изгнал из живописи коричневато-золотистый «музейный» тон), но и самая манера наложения краски, сама фактура живописи создают ощущение необычайной естественности открывающегося нашим глазам пейзажа.

Динамичный, подвижный мазок Констебла как бы соответствует движению взгляда художника — его направлению, скорости. У Констебла нет ровно закрашенных плоскостей, и небо и земля состоят из тысячи оттенков — фиолетовых, желтых, серо-голубых, из контрастов плотных, темноватых тонов с сияющими и лучезарными.

Он не боится вводить черный тон, чтобы подчеркнуть серебристое сияние воздушной колокольни готического собора «Собор в Солсбери», 1823), применяет яркое пятно чистой желтой краски для изображения цветущего луга («Повозка с сеном», 1821), воссоздает мерцание серого света пасмурного дня не только цветом, но и фактурой — естественное освещение скользит по неровностям полотна, создавая дополни­тельный эффект («Шлюз в Дедеме», «Прыжок лошади», 1825) Ощущение драматизма, тревожный трепет приближающейся бури, всю богатую внутреннюю жизнь природы художник передает чисто живописными средствами.

При всем этом в пейзажах Констебла нет субъективности видения: его пейзажи объективны в лучшем смысле этого слова.

Художник не делает пейзаж носителем своего настроения — он открывает реально существующие внутренние богатства самой природы, В своих теоретических вы­сказываниях Констебл с недоверием относится к воображению, к изучению произведений великих художников и призывает к «чистому восприятию природы».

Он писал: «То, что я пытаюсь передать в своих картинах — это свет, роса, легкий ветерок, цветение, свежесть; ничто из этого до сих пор не было передано на полотне ни одним живописцем». Жизнь Констебла небогата внешними событиями. Он никогда не знал нужды, но никогда не знал и особенного богатства.

Стремление учиться живописи, правда, вызывало некоторые возражения его отца, но только потому, что первоначальные успехи молодого художника не были блестящими. Полюбив девушку более высокого социального положения, Констебл все же после многолетних волнений и страданий женился на ней и был счастлив в семейной жизни. В 1829 году он стал действи­тельным членом Академии худо­жеств. Картины его появлялись на выставках и некоторые даже продавались.

И тем не менее эта внешне благополучная жизнь была полна и глубоких душевных страданий и мелких уколов самолюбия.

Крити­ка издевалась над его картинами, столь непохожими на то, что обычно выставлялось в салонах (один «остроумец» воскликнул перед картиной Констебла — «Где мои пальто и зонтик?!»), а при избрании в Академию ему дали понять, что это большая милость Единственным его успехом была выставка в парижском Салоне 1824 года. Во Франции сразу поняли величие и оригинальность этого необыкновенного художника.

До конца жизни Джон Констебл оставался непризнанным и про­должал мужественно идти трудным путем одиночки-первооткры­вателя.

«Мое скромное искусство можно обнаружить в любой тропинке… Думайте об этом, что хотите, но, во всяком случае, оно мое», — писал он.

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/2802-constable.html

Джон Констебл — Биография художника, известные произведения, выставки

Джон Констебл (John Constable, 11 июня 1776 года, Восточный Бергхольт, Саффолк, Англия — 31 марта 1837 года, Лондон) — крупный британский пейзажист эпохи романтизма. Знаменит изображениями английской глубинки, особенно — родной долины реки Стаур. Эта область ныне известна как Констебл-кантри (край Констебла).

Особенности творчества Джона Констебла.

В тот период, когда ландшафт был доминирующим жанром в британском искусстве, Джон Констебл занимал уникальное место в плеяде пейзажистов. Обычно он выбирал не те места, которые были популярны у широкой публики или других художников, а изображал виды, с которыми чувствовал личную связь.

Кроме того, он — единственный среди коллег, кто широко практиковал этюды маслом на пленэре.

В своих пейзажах, особенно позднего периода, Констебл на удивление точно передавал природные явления, например, мимолётные и яркие эффекты бурного неба. Его картины — это глубокая и длительная медитация на тему сельской жизни Британии в эпоху стремительных социально-экономических преобразований.

Известные картины Джона Констебла. «Телега для сена», «Уивенхо-Парк, Эссекс», «Вид на собор Солсбери с луга», «Вид на Хайгет с Хэмпстедских холмов», «Белая лошадь«

Мельник из провинции

«Я ассоциирую своё беззаботное детство со всем, что лежит на берегах Стаура; эти сцены сделали меня живописцем», — признался Джон Констебл в письме Джону Фишеру, епископу Солсберийскому.

Будущий художник вырос на ферме своего отца, мельника и торговца кукурузой, и с детства делал любительские зарисовки сельских видов в родном графстве Саффолк.

«Журчание воды под мельничным колесом, ивы, старые сгнившие доски, покрытые слизью сваи, кирпичная кладка — как я люблю все это», — писал он.

Впрочем, юноше изначально было уготовано заниматься не живописью, а мельничным делом. Хотя он и был вторым сыном у своих родителей, его старший брат оказался умственно неполноценным.

А потому после короткого обучения в пансионе и окончания дневной школы молодой Джон был приставлен к семейному предприятию.

Этим и объясняется его медленное творческое развитие: в Королевскую академию художеств самоучка из провинции поступил с неохотного одобрения отца уже в солидном возрасте — в 23 года. А управление отцовскими мельницами взял на себя его младший брат Аврам.

В то время наиболее подходящим предметом для студентов Академии считалась историческая живопись. Но Констебл с самого начала проявил особый интерес к ландшафту, а в период учёбы больше всего вдохновлялся работами Томаса Гейнсборо, Клода Лоррена, Питера Пауля Рубенса, Аннибале Карраччи и Якоба ван Рёйсдала.

Немодная повседневность

В 1802 году Джон Констебл отказался от должности преподавателя рисования в только что образованном военном колледже. Его наставник Бенджамин Уэст посчитал, это концом карьеры художника. Но тот объяснил свою решимость стать профессиональным пейзажистом: «В течение последних двух лет я искал правду из вторых рук.

Я не старался представить природу с тем полётом мысли, с которым намеревался, но, скорее, попытался сделать своё исполнение похожим на других… Величайшим пороком современности является бравура, стремление создать нечто далёкое от истины».

В том же году молодой мастер впервые показал своё произведение в Королевской академии.

В первой половине десятилетия Констебл отдавал предпочтение акварели и графике, выполнив прекрасные работы в этих техниках (1, 2, 3).

Но его обычные сюжеты — сцены повседневной жизни — были немодными в эпоху, которая романтизировала первозданную природу и живописные руины.

А потому виды портов на юго-восточном побережье и Озёрного края (1, 2) остались без внимания публики на выставках в 1807-м и 1808 годах.

Сам же Констебл признался своему другу и биографу Чарльзу Лесли, что величие и отстранённость гор угнетают его дух. Тот позже написал: «Его натура была особенно социальной и не могла удовлетвориться пейзажем, каким бы грандиозным он ни был в человеческом представлении. Ему были необходимы деревни, церкви, фермерские дома и коттеджи».

Чтобы свести концы с концами, Констебл взялся за портретную живопись, но нашёл её скучной, несмотря на то, что создавал прекрасные образы (1, 2, 3). От случая к случаю он писал картины и на религиозную тематику (1, 2, 3), но, как выразился один арт-критик, «его состоятельность как религиозного художника не стоит переоценивать».

Всепобеждающая любовь

Во время очередного приезда в родной Восточный Бергхольт в 1809 году живописец влюбился в юную Марию Бикнелл, с которой познакомился девятью годами ранее.

Однако дед девушки, местный пастор Дюран Радд, посчитал Констебла неподходящей партией для внучки. И даже пригрозил лишить её наследства, если она выйдет замуж за человека, стоящего ниже по социальной лестнице.

Мария вынуждена была признать, что брак без гроша в кармане похоронит надежды Джона на художественную карьеру.

Влюблённые продолжали встречаться практически тайком следующие семь лет, пока сердце деда не смягчилось. Впрочем, он дал согласие на брак в основном потому, что Джон после смерти своих родителей унаследовал пятую часть их состояния.

Медовый месяц 40-летний Констебл и его 29-летняя жена провели на южном побережье. Там художник начал писать яркими цветами и смелыми мазками; тогда же в его творчестве начался заметный эмоциональный подъём.

Французский триумф

Читайте также:  Метафизический интерьер с печеньем, де кирико, 1968

В 1817 году, с рождением первого из своих семи детей, чета Констеблов поселилась в Лондоне. Для поддержки семьи художнику было необходимо профессиональное признание.

И оно пришло двумя годами позже, когда он выставил в Королевской академии свой первый крупный холст — «Белую лошадь».

С него началась серия масштабных картин — «шестифутовых», как называл их сам живописец (ширина каждой составляет 6 футов или более 1,8 метра).

В 1821 году Констебл продемонстрировал свою «Телегу для сена» — ныне культовую для британцев. Однако тогда она была воспринята без энтузиазма: энергичные мазки художника критики посчитали небрежными.

А вот француз Теодор Жерико, который в то время находился в Лондоне, по возвращении на родину расхвалил английского коллегу перед торговцем антиквариатом Джоном Арроусмитом.

Тот купил сразу четыре картины Констебла, включая «Телегу», и не прогадал: на выставке в парижском Салоне 1824 года полотно завоевало золотую медаль. Мало того, Эжен Делакруа под впечатлением от «небрежного» мазка британца переписал фон своей «Резни на Хиосе».

При жизни Констебл продал всего 20 картин в Англии, а вот во Франции — свыше двадцати всего за несколько лет. Несмотря на это, он отказался от заграничного тура для продвижения своих работ. «Я лучше буду бедным человеком [в Англии], чем богатым — за границей», — пояснил он.

Ушедший Ангел

В январе 1828 года — вскоре после рождения седьмого ребёнка — в возрасте 41-го года умерла Мария Констебл, уже долгое время страдавшая чахоткой.

Безутешный художник писал: «Ежечасно ощущаю потерю своего ушедшего Ангела — Бог знает, как будут расти мои дети… Для меня лицо Мира полностью изменилось».

С тех пор, по свидетельству биографа Чарльза Лесли, он одевался только в чёрное и стал «жертвой меланхолии и тревожных мыслей». О детях же Констебл заботился до конца своих дней.

Ещё во время болезни Марии семья переехала в Хэмпстед — пригород Лондона. Там Констебл начал писать этюды неба, тщательно документируя хорошо узнаваемые метеорологические явления (1, 2, 3, 4). Эти наброски затем становились частью композиции полномасштабных холстов.

К 1824 году в его живописной манере появилась изобразительная фрагментация, с помощью которой художник стремился передать оптические эффекты. Наряду с использованием живых и ярких цветов это заставило многих ошибочно называть его предшественником импрессионизма.

Отчуждение и депрессия

В поздний период Констебл перестал писать определённые места — частично из-за того, что делал этюды в разных регионах: в Солсбери или на фешенебельном приморском курорте Брайтон, где Мария пыталась поправить здоровье.

Но такое абстрагирование и отказ от изображения фермерского труда можно трактовать иначе. Экономическая депрессия после Наполеоновских войн привела сельское хозяйство в упадок.

Вопреки этому консервативный Констебл решил воспевать отвлечённую «старую добрую Англию», не затронутую индустриальными и социальными изменениями.

Членом Королевской академии художеств живописец стал поздно — в 1829 году в возрасте 52-х лет — во многом из-за своего тяжёлого характера. Его письма 1830-х годов полны отчуждения и депрессии.

Такие настроения, без сомнения, подпитывались критическими нападками, которые сыпались на него и Уильяма Тёрнера с середины 1820-х годов. Хотя эти мастера никогда не были близки и по-разному подходили к пейзажной живописи, оба выросли в традициях сэра Джошуа Рейнольдса.

А это заслуживало пренебрежения в глазах нового поколения художников и критиков, которые формировали собственные ценности в быстро развивающемся промышленном обществе.

Тем не менее, Констебл продолжал работать. После смерти Марии осталось 20 тысяч фунтов, и он решил издать серию гравюр (меццо-тинто) на основе своих картин (1, 2, 3). Однако нерешительность и постоянные сомнения сослужили ему плохую службу.

Работа над четырьмя десятками отпечатков затягивалась, один из них художник корректировал 13 раз. В результате, когда сборник под названием «Английский пейзаж» вышел в свет, он не заинтересовал необходимое количество подписчиков.

Предприятие потерпело финансовый крах.

Ода прошлому

В 1836 году Джон Констебл представил в Королевской академии свою последнюю картину — «Кенотаф в память о сэре Джошуа Рейнольдсе на территории Колеортон-холла, Лестершир» (кенотаф — символическая могила, не содержащая останков). Работа была посвящена «отцу британского искусства», которого почитал живописец. Это полотно стало одой уходящему традиционному миру, в котором сформировались личностные и художественные ценности Констебла.

Сам он скончался в ночь на 31 марта 1837 года, видимо, от несварения желудка, и был похоронен рядом с Марией на кладбище Святого Иоанна-на-Хэмпстеде. В том же семейном склепе позже упокоились и два их сына — Джон Чарльз и Чарльз Голдинг Констеблы. В 1888 году дочь живописца Изабель подарила работы отца британской нации.

Некоторые из ныне живущих потомков Джона Констебла продолжают дело своего знаменитого прародителя. Так, 47-летняя художница и скульптор Саша Констебл живёт и работает в Камбодже. В 2003 году она выставила свои работы вместе с картинами отца — Ричарда Голдинга Констебла.

Наследие

Джон Констебл ещё при жизни завоевал репутацию уважаемого и значительного пейзажиста. Но в биографии, которую шесть лет спустя его смерти опубликовал Чарльз Лесли, он предстаёт ещё и как искренний и преданный делу художник, боровшийся с беззаконием и непониманием. На самом деле автор отредактировал его переписку, скрыв наименее привлекательные черты характера своего друга.

К началу XX века творчество Констебла было переоценено. В попытке найти британских предшественников импрессионизма, искусствоведы предали чрезмерное значение его эскизами маслом. В конце прошлого столетия эта область исследований была признана спорной на основании исторических фактов.

Также отдельные учёные пытаются трактовать пейзажи художника в контексте его эпохи и видят в них сложные произведения искусства, зачастую имеющие глубокий политический подтекст. Другие же предпочитают рассматривать их как квинтэссенцию подлинного английского стиля и образа жизни. Тот факт, что споры продолжаются, подтверждает жизнеспособность ландшафтов Джона Констебла.

Влад Маслов

Источник: https://artchive.ru/johnconstable

Джон Констебл – биография и картины художника в жанре Романтизм – Art Challenge

Джон Констебл или Констэбль — английский художник-романтик. Наибольшую известность ему принесли пейзажи, в частности с видами окрестностей Саффолка, откуда художник был родом. Его картины прославили Дедхэм Вэйл, который называют Земля Констэбля (англ. Constable Country).

Среди наиболее известных его работ Dedham Vale (1802) и The Hay Wain (1821). В настоящее время работы Констэбля высоко ценятся и весьма популярны у коллекционеров, однако при жизни художник не добился финансового успеха. Членом Королевской академии художеств он стал в 52 года.

Констэблю удалось продать больше своих картин во Франции, нежели на родине в Англии.

Констэбль родился в небольшой деревушке Ист-Бергхоулт на берегу реки Стаур, в семье зажиточного мельника Голдинга и Энн Констэблей (отцовская мельница несколько раз появляется на его полотнах).

Своё образование художник начал в интернате Лавенхема, а позднее был переведён в дневную школу в Дедхэме. В юности Констэбль много путешествовал по окрестностям, где делал зарисовки и этюды.

По словам самого художника, эти сценки сделали его художником, за что он очень благодарен.

В 1799 году Констэбль поступил в Королевскую Академию художеств в Лондоне, но основную школу прошел, самостоятельно работая на натуре.

По стилю ранние работы Констэбля мало отличались от его зрелых работ: тот же свет, цвета и мазки, которые во многом выдавали влияние на творчество Констэбля так называемых старых мастеров, особенно Клода Лоррена.

Сюжеты картин Констэбля были взяты им из жизни и представляли собой бытовые сценки, что для его времен не было модным, поскольку в большей моде были романтические сюжеты с дикими пейзажами и руинами.

В феврале 1829 года его избрали членом Королевской академии художеств, а в 1831 году был назначен Инспектором Академии, где снискал большую популярность среди студентов. Констэбль стал читать лекции по истории пейзажной живописи. Эти лекции были весьма популярны у широкой публики.

На одной из таких лекций в Королевском институте он сформулировал три правила: во-первых, пейзажная живопись столь же технична, сколь и поэтична; во-вторых, воображение не может в одиночку породить художественное мастерство, которое выдержало бы сравнение с действительностью; и в-третьих, ни один из великих художников не был самоучкой. В 1835 году он дал свою последнюю лекцию студентам Королевской академии, в которой он восхвалял Рафаэля, а Академию назвал колыбелью Британского искусства. Он умер 31 марта, по всей видимости от диспепсии. Джона Констэбля похоронили рядом с его любимой женой на городском кладбище Хампстеда.

Джон Констебл или Констэбль — английский художник-романтик. Наибольшую известность ему принесли пейзажи, в частности с видами окрестностей Саффолка, откуда художник был родом. Его картины прославили Дедхэм Вэйл, который называют Земля Констэбля (англ. Constable Country).

Среди наиболее известных его работ Dedham Vale (1802) и The Hay Wain (1821). В настоящее время работы Констэбля высоко ценятся и весьма популярны у коллекционеров, однако при жизни художник не добился финансового успеха. Членом Королевской академии художеств он стал в 52 года.

Констэблю удалось продать больше своих картин во Франции, нежели на родине в Англии.

Констэбль родился в небольшой деревушке Ист-Бергхоулт на берегу реки Стаур, в семье зажиточного мельника Голдинга и Энн Констэблей (отцовская мельница несколько раз появляется на его полотнах).

Своё образование художник начал в интернате Лавенхема, а позднее был переведён в дневную школу в Дедхэме. В юности Констэбль много путешествовал по окрестностям, где делал зарисовки и этюды.

По словам самого художника, эти сценки сделали его художником, за что он очень благодарен.

В 1799 году Констэбль поступил в Королевскую Академию художеств в Лондоне, но основную школу прошел, самостоятельно работая на натуре.

По стилю ранние работы Констэбля мало отличались от его зрелых работ: тот же свет, цвета и мазки, которые во многом выдавали влияние на творчество Констэбля так называемых старых мастеров, особенно Клода Лоррена.

Сюжеты картин Констэбля были взяты им из жизни и представляли собой бытовые сценки, что для его времен не было модным, поскольку в большей моде были романтические сюжеты с дикими пейзажами и руинами.

В феврале 1829 года его избрали членом Королевской академии художеств, а в 1831 году был назначен Инспектором Академии, где снискал большую популярность среди студентов. Констэбль стал читать лекции по истории пейзажной живописи. Эти лекции были весьма популярны у широкой публики.

На одной из таких лекций в Королевском институте он сформулировал три правила: во-первых, пейзажная живопись столь же технична, сколь и поэтична; во-вторых, воображение не может в одиночку породить художественное мастерство, которое выдержало бы сравнение с действительностью; и в-третьих, ни один из великих художников не был самоучкой. В 1835 году он дал свою последнюю лекцию студентам Королевской академии, в которой он восхвалял Рафаэля, а Академию назвал колыбелью Британского искусства. Он умер 31 марта, по всей видимости от диспепсии. Джона Констэбля похоронили рядом с его любимой женой на городском кладбище Хампстеда.

Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/66.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector