Адвокат в искусстве – живопись
Образ адвоката широко распространен в изобразительном искусстве уже с XVI века
Джузеппе Арчимбольдо. «Адвокат».
Доменико Робусти Тинторетто «Портрет трех юристов и нотариусов» (1623 г.).
- Пьетро Уберти. «Портрет трех адвокатов»
- Адриан ван Остаде «Адвокат в своем кабинете».
- На картине Ганса Гольбейна Младшего «Двойной портрет нотариуса и судьи Томаса Годселваи его сына Джона» (1528 г.) персонажи изображены подчеркнуто одинаковым ракурсом,
- взгляд обоих прикован к чему-то, по-видимому, очень важному, за пределом картины.
Ганс Гольбейн Младший «Двойной портрет нотариуса и судьи Томаса Годселва иего сына Джона» (1528 г.).
А на картине Питера Брейгеля Младшего «Деревенский адвокат» (1621 г.) изображена конторасельского адвоката, крестьяне, толпящиеся в небольшом помещении у стола, заваленногобумагами. За столом адвокат-проныра принимает плату от клиентов «чем бог послал»
- — курами, яйцами, овощами.
Питер Брейгель Младший «Деревенский адвокат» (1621 г.).
- В XIX веке образ адвоката становится необычайно популярным в изобразительном искусстве,что связанно в первую очередь с ростом значения этой профессии в общественной жизни.
- Тома Кутюр. «Адвокат направляется в суд»
Теодор Бернард де Хёвель. «После вскрытия завещания» (1869 г.).
Во второй трети XIX века французский художник-график Оноре Домье создал целуюгалерею адвокатов в серии литографий «Служители правосудия» (1835-1848 гг.).
«Позднее Домье выполняет серию «Адвокаты». В этих произведениях он как бы переводитна язык живописи свои графические работы. Его картины проникнуты тем же сарказмом,в них он также прибегает к гротеску.
Художник показывает адвокатов, театрально жестикулирующих, проливающих крокодиловыслезы во время выступлений (акварель «Защитник») и самодовольных за кулисами, когдаони встречаются вместе, обсуждая свои очередные грязные дела («Три адвоката»).Домье часто пользуется крупным планом, лишь намечая интерьер, в котором происходитдействие, изображая только самые главные, необходимые предметы.
Будто прожектором, он освещает головы, чтобы лучше показать лица, то тупые, безучастные,то ехидные, лицемерные, презрительные, ханжеские. Черные мантии адвокатов темным
силуэтом выделяются на золотистом фоне»
(Н. Яворская)
Оноре Домье. «Адвокат, которому хорошо заплатят». Литография. (1845 г.).
- Оноре Домье. «Адвокаты»
- Оноре Домье. «Два адвоката»
- Оноре Домье. «Адвокат»
- Кисти Поля Сезанна принадлежат картины «Адвокат» («Дядюшка Доминик») и «Мужчина всоломенной шляпе» на которой изображен друг детства Поля Сезанна адвокат Гюстав Бойер.
Поль Сезанн. «Адвокат» («Дядюшка Доминик»).
- Поль Сезанн. «Мужчина в соломенной шляпе»
- А на рубеже XIX и XX веков к образу адвоката обратился художник Жан-Луи Форен.
- Жан-Луи Форен «В зале суда» (1910 г.)
Жан-Луи Форен «В зале суда» (1910 г.).
Источник — enc.vkarp.com
Источник: https://ngasanova.livejournal.com/1707026.html
Дрезденская картинная галерея — Майкапар А — страница 9 — чтение книги бесплатно
Центральная панель помимо главной сцены содержит важные сюжетные детали. Так, рядом с Девой Марией на пюпитре помещена книга. Это аллюзия на Книгу Премудрости Соломона.
Таким образом, ясно, что Дюрер трактует Ее образ как «Virgo Sapientissima» (с латинского — «Дева Мария Премудрость») или «Mater Sapientiae» (с латинского — «Матерь Премудрость»).
Ангелы держат над головой Девы корону, что указывает на нее как на «Regina Coeli» (с латинского — «Царица Небесная», так она именуется в мистической литературе XII–XIII веков). На заднем плане слева Иосиф-плотник трудится за своим верстаком, справа — вид улицы и стоящий у дома осел, намекающий на бегство в Египет.
Лукас Кранах Старший (1472–1553) Портрет Генриха Благочестивого, герцога Мекленбургского 1514. Холст, масло, переведено с дерева. 184×82,5
В ходе своего визита в Нидерланды в 1508 Кранах экспериментировал с итало-нидерландскими идеями сложных композиций и монументальными обнаженными фигурами (библейские и мифологические персонажи). Однако его истинное призвание было в другом — в блестящем парадном портрете в полный рост. Это доказывает «Портрет Генриха Благочестивого, герцога Мекленбургского».
Картина является парной к портрету герцогини Екатерины, супруги Генриха Благочестивого. Вместе они смотрятся очень эффектно. Редкая книга по истории костюма не содержит репродукций этих полотен.
Декоративный элемент в них превалирует над психологическим содержанием. Кажется, сами модели необходимы художнику лишь как средство продемонстрировать экстравагантные наряды (особенно облачение герцога).
Нет также ответа на вопрос, почему так нарушены живописцем пропорции человеческого тела: голова герцога кажется слишком маленькой.
Лукас Кранах Старший Портрет герцогини Екатерины Мекленбургской 1514. Холст, масло, переведено с дерева. 184×82,5
Замысел полотна — парность — сказался на композиционном решении обоих произведений. Во-первых, они одинаковы по размеру, во-вторых, схожи позы супругов (их руки соединены на уровне талии: Генрих держит меч в ножнах, у Екатерины они просто сложены). В обоих портретах фон черный, он наилучшим образом подчеркивает золото костюмов.
Цветовая гамма на картинах схожа: золото платья герцогини соответствует золоту декора костюма герцога. Их двоих сопровождают собаки — у герцогини маленькая прирученная (исследователи отмечают даже внешнее сходство герцогини и питомицы), у герцога — сильная охотничья гончая.
Тончайшая филигранная отделка мельчайших деталей говорит о тщательности работы мастера.
Лукас Кранах Старший Адам и Ева 1 531. Липовая доска, масло. 170×70
Уже в 1508–1510 Кранах разработал художественную схему для воплощения сюжета об искушении, дававшего ему, как и другим художникам Возрождения, возможность легально, не опасаясь осуждения со стороны Церкви, изобразить обнаженными мужскую и женскую фигуры.
В основе картин на эту тему лежит библейский рассказ: Бог под страхом смерти запретил Адаму вкушать плод от Древа познания добра и зла. Но Змий, самый хитрый из всех Божьих тварей, соблазнил Еву отведать этот плод.
Она в свою очередь дала его Адаму. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания».
У Кранаха дерево — всегда яблоня, хотя у других живописцев оно может быть и фиговым.
Мастер создал около 50 изображений этого сюжета, они хранятся в галереях Лондона, Берлина, Праги, Антверпена.
На ранних версиях, как и на дрезденской, — только библейские участники сцены — Адам, Ева и Змий, более поздние включают созданных Богом до человека животных.
Однако композиционно все эти версии схожи: часто Древо разделяет композицию на две равные части, а порой, как в данном случае, это еще и две доски.
Альбрехт Дюрер (1471–1528) Портрет молодого человека 1521. Дерево, масло. 45,5×31,5
Период, к которому относится представленный портрет, характеризуется как время полной художественной зрелости Дюрера, когда его интерес к портретному жанру был велик, он создавал произведения, в которых необычайно глубоко проникал в духовную сущность своих моделей. «Портрет молодого человека» — один из лучших в этом смысле.
Молодой человек на картине держит в руке лист бумаги, на нем читаются первые несколько букв его имени: «Р[или B]ernh», остальные закрыты пальцами. Установлено, что это Берхарт фон Ризен, купец из Данцига, о котором Дюрер записал в дневнике, что сделал его портрет и получил восемь флоринов.
Модель занимает всю площадь доски, причем шляпа с обеих сторон оказалась обрезанной.
Темный цвет одежды концентрирует внимание зрителя на выразительных чертах лица: резко очерченный подбородок, складки губ, спокойный и проницательный взгляд, устремленный вдаль, — все это говорит о волевой и деятельной натуре.
К сожалению, Ризен, которому исполнилось 30 лет, когда Дюрер создал его портрет, умер от чумы всего несколько месяцев спустя, в октябре 1521.
Ганс Гольбейн Младший (1497–1543) Двойной портрет нотариуса и судьи Томаса Годселва и его сына Джона 1528. Дерево, темпера. 35×36
Профессия, как известно, оставляет отпечаток на облике человека. Искусство знает ярчайшие воплощения представителей разных профессий. Один из таких примеров — картина Ганса Гольбейна Младшего, живописца и рисовальщика, величайшего немецкого художника, самого крупного представителя своей семьи.
Согласно латинской надписи на бумаге, которую держит в руках мужчина справа, он идентифицируется как Томас Годселв. О сэре Годселве известно, что он родился в Норидже; в момент написания портрета ему было 47 лет (это тоже содержится в надписи).
Богатый землевладелец и близкий друг Томаса Кромвеля, государственного деятеля, главного идеолога английской Реформации, одного из основателей англиканства, по профессии был судьей и нотариусом. Имя молодого человека слева непосредственно на каритине не указано.
Однако явное сходство черт лиц обоих указывает на то, что это отец и сын. Оно подчеркнуто художником одинаковым ракурсом и сходством в их одежде (хотя последнее может объясняться профессиональными причинами — таково было облачение юриста того времени).
Благодаря контактам с Кромвелем сын Годселва, Джон, впоследствии стал секретарем канцлера Казначейства (когда канцлером был сам Томас Кромвель), а затем канцлером.
Трудно сказать, что послужило для мастера причиной отойти от обычного стиля изображать персонажи в фас: взгляд обоих прикован к чему-то, по-видимому, очень важному, за пределом картины. Можно только гадать, что это могло бы быть: не присутствует ли здесь незримо Кромвель?
Ганс Гольбейн Младший Портрет французского посла при английском дворе Шарля де Солье, сира де Моретте 1534–1535. Дуб, темпера. 92,5×75,4
Долгое время не были сопоставлены два факта: пребывание Ганса Гольбейна Младшего в Лондоне с 1532 и нахождение там же с 3 апреля по 26 июля 1534 в качестве посланника при английском дворе французского посла Шарля де Солье.
Гольбейн мог написать портрет именно в этот период. Однако, поскольку имени посла на картине нет, оно на несколько столетий было забыто.
В результате, когда курфюрст Саксонский Август III приобрел это произведение в 1743 из собрания моденского герцога (при посредничестве Франческо Альгаротти, крупнейшего знатока искусства XVIII века), оно считалось портретом герцога Миланского Лодовико Сфорца кисти Леонардо да Винчи (мастер был тесно связан с герцогом). Только в XIX веке удалось идентифицировать модель на портрете: оказалось, что это именно французский посол, а его автор — Ганс Гольбейн Младший.
Произведение выделяется даже из великолепных портретов Гольбейна зрелого периода его творчества. Это признанный шедевр портретного жанра XVI века.
Антон Рафаэль Менгс (1728–1779) Автопортрет в красном плаще 1744. Бумага, пастель. 55×42
Антон Рафаэль Менгс — самый крупный немецкий живописец эпохи классицизма. В течение жизни Менгс несколько раз писал автопортреты. Представленный здесь — один из ранних.
На дрезденском автопортрете художник запечатлел себя в возрасте 16 лет. Исследователи отмечают в нем итальянское влияние, в частности, венецианской школы живописи. Это естественно, если учесть, что на период 1741–1744 приходится первый визит юного мастера в Италию, с которой впоследствии он будет тесно связан, а затем и похоронен в римской церкви Санти Микеле э Магно.
Работа демонстрирует уверенного, если не сказать самоуверенного, юношу. В Дрезденской галерее хранится еще один, тоже пастельный, автопортрет Менгса, которому еще нет 12 лет, но в нем уже ощущается волевой целеустремленный характер мальчика.
Эти произведения хранятся в музее отнюдь не случайно: когда молодой художник вернулся в Дрезден из первой поездки в Италию, курфюрст Саксонский Август III, очень много сделавший для формирования Дрезденской галереи, удостоил его звания придворного живописца.
Источник: https://nemaloknig.com/read-315571/?page=9
Галерея старых мастеров в Дрездене — Музеи мира
Дрезденскую картинную галерею можно по праву считать одной из крупнейших в мире
собраний произведений живописи. Здесь
собраны произведения европейской живописи 15-18 вв.
Галерея старых мастеров – это трехэтажное здание картинной галереи с главными экспозиционными залами на втором этаже, «крыльями» по торцевым сторонам и центральным залом под куполом (начато в 1847 арх. Г.Земпером, закончено придворным архитектором Крюгером к 1855) входит в архитектурный комплекс дворца-резиденции саксонских курфюрстов Цвингер и театральной площади Дрездена. Своей всемирной славой музей обязан коллекции картин художников Италии и Нидерландов.
При Августе I, в 1560 году, была образована кунсткамера – универсальное
собрание всевозможных редкостей, природных диковинок, старинных монет,
украшений, драгоценной посуды. Входила сюда и коллекция живописных произведений
– в основном, это были картины религиозного содержания и портреты династий.
Подлинный размах пополнение коллекции Дрезденской галереи приобрело в 18
веке при Августе II и его сыне Августе III – через ученых, дипломатов,
художников и торговцев они скупали отдельные полотна и целые собрания.
Датой основания дрезденского собрания живописи, а значит и Дрезденской
картинной галереи, считают 1722 год, когда оно, в связи со строительством
ансамбля Цвингера, стало экспонироваться отдельно от других коллекций. Для
Дрезденской картинной галереи было отведено отдельное здание – коллекция к тому
времени насчитывала 1995 единиц хранения.
В 1831 году коллекция стала общедоступной, возникла необходимость в создании
специализированного здания публичного музея. В момент открытия Дрезденской
галереи в 1855 году в ней насчитывалось 2200 полотен.
Во время Великой Отечественной войны город подвергся разрушительной
англо-американской бомбардировке, здание Дрезденской картинной галереи было
разрушено.
Картины заблаговременно были спрятаны в специальные укрытия, но,
когда хранилище обнаружили бойцы Советской армии, бесценные живописные
сокровища находились в ужасающе-аварийном состоянии.
Спасением шедевров
Дрезденской картинной галереи занимались лучшие реставраторы России, затем
коллекция была возвращена в Дрезден.
В собрании Alte Meister находятся картины многих известных мастеров Раннего
Возрождения: Сандро Ботичелли, Франческо Франча, Лоренцо ди Креди и многих
других.
Следует назвать картины Антонело де Мессина «Святой Себастьян»,
Франческо Косса «Благовещение», Чима да Канельяно «Введение Марии во храм», а
также один из лучших и наиболее характерных портретов этого времени, гордость
Дрезденской галереи, – «Портрет мальчика» Бернардино Пинтуриккьо
В числе шедевров Alte Meister «Спящая Венера» Джорджоне – лучшее
произведение великого венецианского художника. Работая над картиной, Джорджоне
умер от чумы, заканчивал ее его друг и ученик Тициан, который славился как
лучший портретист Италии.
В собрании Alte Meister хранятся его полотна –
«Портрет мужчины с пальмовой ветвью» и «Портрет дамы в белом платье».
Самая
знаменитая картина Тициана в дрезденском собрании – «Динарий кесаря», иллюстрирующая
нравственный поединок между Христом и фарисеем.
В коллекции Дрезденской галереи хранятся и картины П.Веронезе – «Мадонна с
семейством Куччина», «Поклонение волхвов», «Пир в Кане»; Я.Тинторетто – «Битва
архангела Михаила с сатаной в образе дракона», «Спасение Арсинои».
Полотно пармского художника Антонио Корреджо «Святая ночь – поклонение
пастухов новорожденному Христу» считается лучшей в творчестве этого мастера
Позднего Возрождения.
В коллекции Дрезденской галереи представлено и декоративное панно «Триумф
Амфитриты» последнего великого художника Италии Д.Б.Тьеполо.
В собрании Alte Meister есть картины, которые после бомбардировки,
превратившей Дрезден в руины, обрели особую историко-культурную ценность. Это
виды старого Дрездена 18-го века, созданные придворным живописцем Б.Белотто.
Еще один повод для гордости в Дрезденской картинной галерее — богатое
собрание нидерландской живописи.
В Дрезденской галерее с исчерпывающей полнотой представлено самое большое в
Германии собрание картин другого великого мастера Голландии Якоба ван Рейсдаля.
Вершина его творчества – полотно «Еврейское кладбище» – аллегория неминуемой
смерти человека, конечности его существования на земле и постоянного
возрождения жизни природы.
Собрание работ Рембрандта в Дрезденской картинной галерее насчитывает 15
картин.
Творчество А. Ван Дейка представлено в Дрезденской галерее картинами
«Господин в черном перед колонной», «Дама в черном перед красной портьерой», а
также несколькими картинами разных лет, изображающими детей короля Англии Карла
I.
В Дрезденской галерее находится ряд известных произведений художников
фламандской школы: Адриана Броувера, Давида Тенирса Младшего, Яна Брейгеля
Старшего, прозванного «Бархатным Брейгелем» и др.
Французская школа 17-го века представлена в Дрезденской картинной галерее
работами лучшего мастера этого времени Н.Пуссена. Наиболее знаменита картина
«Царство Флоры» на тему «Метаморфоз» Овидия.
Отличительной особенностью искусства Франции 18-го века являются легкость,
непринужденность и грация – необычайно ярко это проявилось в картинах художника
А.Ватто «Общество в парке», «Праздник любви».
Во Франции некоторое время работал и художник из Швейцарии Жан-Этьен Лиотар.
Знаменитая «Шоколадница» написана им в духе французского рококо.
В Дрезденской галерее представлены произведения английской школы 18-го века
– художников Г.Реберна и Д.Рейнольдса – главы английской Академии художеств.
Испанскую школу 17-го века иллюстрируют в Дрезденской картинной галерее
работы Ф.Сурбарана, Б.Э.Мурильо, Х.Риберы, Д.Веласкеса. Веласкес является одним
из лучших портретистов в истории европейской живописи, в Дрезденской галерее
хранится его знаменитый «Портрет господина».
Хранятся в Дрезденском собрании и картины Кранаха на сюжеты из Священного
писания – «Адам и Ева», «Христос в Гефсиманском саду»и другие.
Одним из заказов Фридриха Мудрого другому прославленному живописцу –
Альбрехту Дюреру – стала картина «Дрезденский алтарь» для капеллы
Виттенбергского замка. Картина также хранится в галерее Дрездена.
Лучшим портретистом Германии эпохи Возрождения был Ганс Гольбейн Младший. Во
время первого пребывания в Англии он создал «Двойной портрет нотариуса и судьи
Томаса Годселва и его сына Джона».
В 1532-м году Гольбейн окончательно
переселился в Англию, а с 1536-го года стал придворным живописцем короля
Генриха VIII.
Тогда им был написан «Портрет французского посла при английском
дворе Шарля де Солье Сиера де Моретта», который теперь тоже выставлен в
Дрезденской галерее.
При дворе Августа III начинал свой творческий путь Рафаэль Менгс,
впоследствии глава римской школы живописи. «Автопортрет в красном плаще» был им
написан в возрасте 16 лет.
Завершает отдел немецкой живописи 18-го века творчество Антона Графа. Он
также являлся придворным живописцем саксонских правителей, а когда была
основана Дрезденская Академия художеств, стал ее профессором. Многие из
написанных им портретов хранятся в Дрезденской картинной галерее, среди них
несколько автопортретов.
Ссылки:
Краткую аннотацию о всех музеях вы можете найти в презентации.
Фотографию музеев вы можете просмотреть в альбоме
Обсудить это вы можете в блоге
Источник: https://www.sites.google.com/site/muzeimirakgpi/home/galerea-staryh-masterov-v-drezdene
Дрезденская картинная галерея
Содержание статьи
- История приобретения коллекций
- Размещение коллекций.
- Шедевры собрания.
Дрезденская картинная галерея – собрание европейской живописи 15 – 18 вв.
Трехэтажное здание картинной галереи с главными экспозиционными залами на втором этаже, «крыльями» по торцевым сторонам и центральным залом под куполом (начато в 1847 арх. Г.
Земпером, закончено придворным архитектором Крюгером к 1855) входит в архитектурный комплекс дворца-резиденции саксонских курфюрстов Цвингер и театральной площади Дрездена. Своей всемирной славой музей обязан коллекции картин художников Италии и Нидерландов.
История приобретения коллекций
началась с правления саксонского курфюрста Фридриха III Мудрого (1486–1525), который стал покупать различные раритеты, а также давал заказы таким выдающимся художникам как Л.Кранах и А.Дюрер.
При Августе I, в 1560, была образована кунсткамера – универсальное собрание всякого рода редкостей и природных диковинок, изобретений механиков, драгоценной посуды, украшений, старинных монет, а также картин, которые составляли меньшую часть коллекций. Среди живописных произведений здесь преобладали картины религиозного содержания и династические портреты.
Собирательская деятельность приняла особый размах в середине 17 в., когда были приобретены такие шедевры как Еврейское кладбище Я. ван Рейсдаля, произведения П.П.Рубенса, Паоло Веронезе и ряд других.
Важнейший этап в истории коллекции наступил в годы правления Августа II Сильного (годы жизни 1670–1733), короле Польском и курфюрсте Саксонском. Он поставил цель создания выдающейся коллекции, не уступающей тем, какие он видел в Италии и Франции. При Августе П были приобретены такие шедевры как Царство Флоры Пуссена, Спящая Венера Джорджоне и др.
Агенты Августа III (годы правления 1733–1763), среди которых были настоящие специалисты в области искусства, скупали все лучшее, что появлялось на аукционах Парижа, Рима, Амстердама, Праги и др. городов Европы. Величайшей удачей Августа III было приобретение в 1745 в Италии у герцога Моденского д'Эсте коллекции, в которой насчитывалось ок.
100 картин (среди них Святая ночь Корреджо, Динарий кесаря Тициана, Портрет Шарля де Солье Г.Гольбейна Младшего, Мадонна с семейством Куччино П.Веронезе и др.) В то же время было приобретено 288 картин из собрания Валленштейна (в т.ч. картины Вермера Дельфтского, Ван Дейка, Ф.
Хальса); из императорского собрания в Праге серия притч Д.Фети, картины П.П.Рубенса, Валантена и др. В Париже были куплены Автопортрет Рембрандта с Саскией на коленях, Саския с гвоздикой. Почти все картины Рембрандта поступили в коллекцию в это время. По поручению короля Саксонии граф Франческо Альгаротти стал приобретать произведения Ф.
Тьеполо, Пьяцетти. Он приобрел знаменитую Шоколадницу Лиотара.
Только в 1742 Август Ш купил 700 картин. Вершиной его собирательской деятельности была покупка в 1754 в монастыре Святого Сикста в Пьяченце Сикстинской мадонны Рафаэля Санти.
С начала семилетней войны (1756–1763) собирательство коллекций прервалось на 100 лет. Во время войны часть картин была размещена в разных замках и дворцах, некоторые из них были повреждены.
Размещение коллекций
Собрание правителей Саксонии размещалось в их резиденции, замке Виттенберг, среди различных диковинок и драгоценных предметов. В конце 15 в., когда столицей стал Дрезден, коллекции были перенесены во дворец курфюрстов и находились в помещении кунсткамеры.
Датой основания дрезденского собрания живописи считают 1722, когда оно, в связи со строительством ансамбля Цвингера, стало экспонироваться отдельно от других коллекций.
Тогда были созданы гравюрный кабинет, музей фарфора, ряд естественнонаучных музеев, музей скульптур и картинная галерея, для которой было отведено перестроенное здание бывших конюшен (здесь картины находились до 1855) и верхние этажи Немецкого и Французского павильонов.
По распоряжению курфюрста была произведена инвентаризация коллекции, которая к этому времени насчитывала 1995 единиц хранения.
В 1831 собрания музеев были национализированы и стали общедоступными. В связи с этим возникла необходимость в создании специализированного здания публичного музея. В 1838 арх. Г.
Земпер (1803–1879) предложил проект создания грандиозного ансамбля площади в Дрездене, включающего здание оперного театра и расположенной по другую сторону площади картинной галереи.
Он разработал проект здания в стиле неоренессанса в соответствии с характером собрания, в котором доминировали картины великих мастеров Италии эпохи Возрождения. Однако по настоянию властей картинную галерею ему пришлось вписать в барочный ансамбль Цвингера. Заказ на строительство Земпер получил в 1846.
Программа нового здания была выражена в скульптурном декоре, задуманном и исполненном скульпторами Э.Ричелом и Эрнстом Хэнелем. Постаменты колонн центральной части здания украшали рельефы на сюжеты из античной мифологии и Ветхого Завета. На фасаде, на уровне 2 этажа, стояли изображения великих художников и скульпторов всех времен и народов.
В 1849, когда возводился цокольный этаж галереи, в Дрездене началась революция. Г.Земпер принял в ней участие и после подавления восстания бежал в Лондон. Строительство было завершено без его участия.
В момент открытия галереи в 1855, в ней насчитывалось 2200 полотен. Коллекции стали пополняться как произведениями старых мастеров, так и художников 19 – нач. 20 вв.
Со Всемирной выставки 1926 в Дрездене была приобретена большая коллекция импрессионистов и постимпрессионистов. Уже с 1925 картины 19 в.
и более поздние не демонстрировались в галерее, построенной Земпером, а в 1931 коллекция картин окончательно была разделена на новую живопись, переданную в другой музей, и старую (15–18 вв.), которая осталась в Дрезденской галерее.
Во время Второй мировой войны Дрезден подвергся бомбардировке американской авиации. Было разрушено здание галереи, однако картины заблаговременно были спрятаны в специально оборудованном укрытии. В туннель, где они находились, были проведены электричество, отопление и вентиляция.
Однако, когда хранилище было обнаружено Советской армией, вся эта налаженная система не работала, в укрытие поступала вода, многие картины находились в аварийном состоянии. Спасением шедевров Дрезденской галереи занимались лучшие специалисты России, такие как Б.Виппер, А.Губер, реставрационными работами заведовал П.Корин.
Реставрационные работы продолжались в то время, когда картины были вывезены в Москву, Киев. В 1955 коллекция была возвращена в Дрезден.
Восстановительные работы здания Дрезденской галереи продолжались в течении 19 лет и потребовали огромных вложений. В основных чертах они были закончены в 1964. Современное здание Дрезденской галереи вполне соответствует требованиям, предъявляемым к музею 21 века, и оснащено всеми новейшими техническими средствами.
Шедевры собрания
В собрании находятся картины многих ведущих мастеров Раннего Возрождения: Сандро Ботичелли (1444–1510), Франческо Франча, Лоренцо ди Креди и многих других.
Среди них выделяются картины Антонело де Мессина (1430–1479) Святой Себастьян, Франческо Косса (1435–1477) Благовещение, Чима да Канельяно (1459–1518) Введение Марии во храм.
Один из лучших и наиболее характерных портретов этого времени Портрет мальчика Бернардино Пинтуриккьо (1455–1513). Художественные достоинства портрета так высоки, что его приписывали Рафаэлю, однако картина была написана в 1480–1485, а Рафаэль родился в 1483.
Строгая красота и суровое величие образов в картине падуанца Андреа Мантенья (1431–1506) Святое семейство с Елизаветой и маленьким Иоанном Крестителем навеяны древнеримскими скульптурами. Мантенья занимался археологическими раскопками и был знатоком античной культуры.
Наиболее знаменитая часть итальянской коллекции – произведения мастеров Высокого Возрождения. Среди них – Сикстинская мадонна Рафаэля. Рафаэль Санти (1483–1520) написал ее в 1515–1519 по заказу папы Юлия II для алтаря церкви святого Сикста в городе Пьяченце (Италия).
Среди шедевров Дрезденской галереи Спящая Венера Джорджоне (1477–1510) – лучшее произведение великого венецианского художника. Работая над картиной, Джорджоне умер от чумы, заканчивал ее его друг и ученик Тициан (1477–1576). Тициан имел репутацию лучшего портретиста Италии.
В Портрете мужчины с пальмовой ветвью (1561) Тициан подчеркнул духовную значительность, властную силу модели. В портрете Дамы в белом платье внимание художника привлекает ее красота и юность. Долгое время считалось, что это портрет дочери художника в подвенечном платье.
Самая знаменитая картина Тициана в дрезденском собрании – Динарий кесаря, иллюстрирующая нравственный поединок между Христом и фарисеем.
Лучшая среди картин Веронезе (1528–1588) Мадонна с семейством Куччина (1571). Картины П.Веронезе Поклонение волхвов, Пир в Кане, хотя и написаны на библейские сюжеты, но являются по существу изображением великолепных праздников. В отличие от празднично-приподнятого искусства П.Веронезе, творчество Я.
Тинторетто (1518–1594) отличается большим драматизмом. Битва архангела Михаила с сатаной в образе дракона создана в последнее десятилетие жизни художника, когда он поставил свое искусство на службу церкви.
Подлинным художественным событием стала картина Тинторетто Спасение Арсинои на сюжет, заимствованный из сочинения римского писателя Лукиана и переработанный в эпоху Средневековья в духе рыцарских романов.
Картина пармского художника Антонио Корреджо (1489–1454) Святая ночь – поклонение пастухов новорожденному Христу – считается лучшей в творчестве этого мастера Позднего Возрождения.
Итальянское искусство 17 в. представлено уже не самыми знаменитыми произведениями ведущих мастеров этой эпохи: Аннибале Карраччи (1560–1609), Гвидо Рени и др.
членов Болонской Академии, разработавшей нормы классического искусства, воспринятые во всей Европе. В этой части коллекции выделяется собрание живописных работ Доменико Фети.
Для 8 картин на сюжеты из евангельских притч (нравоучительных рассказов) выделен специальный кабинет.
Д.Б.Тьеполо (1696–1770) – последний великий художник Италии, представлен декоративным панно Триумф Амфитриты. Современник и соотечественник Тьеполо А.Канале был одним из создателей нового жанра «ведуты» – видов Венеции (Площадь перед церковью Св. Джованни э Паоло).
В Дрездене 18 в. при дворе Августа III работали некоторые видные итальянские мастера, как например П.Ротари (1707–1762).
Он написал ряд репрезентативных портретов высокопоставленных заказчиков, но особенно прославился своими картинами небольшого формата с изображением юных красавиц в идиллически-сентиментальном стиле, в духе французского рококо.
Он бесконечно варьировал один и тот же типаж, но представлял свою модель в разных поворотах, каждый раз по-другому одетой, причесанной и с новыми атрибутами. В Дрезденской галерее имеется ряд подобных произведений.
Среди иностранных художников, работавших при дворе Августа III, особенно важная роль принадлежала Б.Белотто (Каналетто), племяннику А.Канале. По заказу короля художник должен был запечатлеть виды Дрездена.
С 1747 он стал придворным живописцем. В галерее находятся 35 произведений Белотто, в т.ч. 16 видов Дрездена. Эти картины после Второй мировой войны обрели особую историко-культурную ценность, т.к.
город после американских бомбардировок был превращен в руины.
Столь же богато собрание живописи Нидерландов. Становление нидерландского Возрождения начинается с творчества Яна ван Эйка (1390–1441). Одним из шедевров Дрезденской галереи является триптих (1437), в центральной части которого изображена мадонна с младенцем в красном плаще, сидящая на троне в глубине храма с колоннами. В Дрезденской галерее находятся произведения мастеров Голландии 17 в.
: пейзажистов (Яна ван Гойена, М. Гоббемы, Арта ван дер Нира), мастеров натюрморта (Виллема Клас Хеды, Корнелиса де Хеема), бытового жанра (Адриана ван Остаде, Тер Борха, Метсю), есть здесь портреты Франца Хальса. Особую ценность представляют картины Вермера Дельфтского Девушка, читающая письмо у раскрытого окна, У сводни – единственная картина, датированная художником (1656).
Другой великий мастер Голландии, Якоб ван Рейсдаль (1628–1682), представлен с исчерпывающей полнотой, Дрезденская галерея обладает самым большим в Германии собранием его картин.
Еврейское кладбище Якоба ван Рейсдаля многие специалисты считают вершиной его творчества.
Это аллегория неминуемой смерти человека, конечности его существования на земле и постоянного возрождения жизни природы.
Большое собрание работ Рембрандта насчитывает 15 картин, в основном представляющих начало его творчества. Среди них 2 автопортрета (1636, 1639) и несколько портретов Саскии – жены художника. Наиболее знаменит ранний портрет улыбающейся Саскии, написанный в 1633, когда она была невестой художника.
Здесь же находится и самый поздний портрет Саскии, созданный в 1641, за год до ее смерти. В ранних картинах Рембрандта часто проявлялась дерзкая непочтительность к античным сюжетам, как в Ганимеде в когтях орла.
Юношеский задор, стремление к нетрадиционному изображению библейских сцен, проявилось и в Автопортрете с Саскией на коленях (1635).
Всесторонне отражено в собрании творчество великого художника Фландрии П.П.Рубенса. В полных динамики сценах охот (Возвращение Дианы с охоты, Охота на кабана) Рубенс выступает как главный создатель стиля барокко в европейском искусстве. Наиболее знаменита среди картин Рубенса Вирсавия у фонтана (1635).
Творчество А. Ван Дейка (1599–1641) представлено картинами Господин в черном перед колонной, Дама в черном перед красной портьерой, а также несколькими картинами разных лет, изображающими детей короля Англии Карла I.
В Дрезденской галерее находится ряд известных произведений художников фламандской школы: Адриана Броувера (1606–1638) Драка крестьян при инре в кости, небольшие жанровые картины Давида Тенирса Младшего (1610–1690), Яна Брейгеля Старшего, прозванного «Бархатным Брейгелем» (1568–1625) и др.
Французская школа 17 в. также представлена работами лучшего мастера этого времени Н.Пуссена (1594–1665): двумя картинами на библейские сюжеты и четырьмя на сюжеты из античной мифологии.
Наиболее знаменита картина Царство Флоры (1630–1631) на тему Метаморфоз Овидия.
Дрезденской галерее принадлежат Пейзаж с бегством в Египет (1647), Пейзаж с Аяксом и Галатеей, написанные в Риме К.Лорреном.
Легкость, непринужденность и грация, ставшие отличительной особенностью искусства Франции 18 в. проявились в картинах А.Ватто (1684–1721) Общество в парке, Праздник любви.
Во Франции некоторое время работал и художник из Швейцарии Жан-Этьен Лиотар (1702–1789). Знаменитая Шоколадница написана им в духе французского рококо.
Английская школа стала привлекать внимание собирателей только с конца 18 в. В Дрезденской галерее находятся произведения Д.Рейнольдса (1723–1792) – главы английской Академии художеств и Г.Реберна (1756–1823).
В разделе испанской школы также лучше всего представлен 17 в.: картинами Ф.Сурбарана (1598–1664), Б.Э.Мурильо (1618–1682) Х.Риберы (1591–1652), Д.Веласкеса (1599–1660), принадлежавшего к числу лучших портретистов в истории европейской живописи (Портрет господина).
В коллекции искусства Германии лучше всего представлены мастера 16 в. Лукас Кранах Сарший (1472–1553) 50 лет провел на службе при дворе Саксонских курфюрстов. За это время сменилось 3 правителя.
Он написал много династических портретов, как например, Свадебные портреты Генриха Благочестивого и его супруги (1514) – первые в искусстве Германии портреты во весь рост в натуральную величину.
Кранах писал картины на сюжеты Священного писания: Адам и Ева (1531), Христос в Гефсиманском саду (Моление о чаше) и ряд других. К числу ранних произведений относится Алтарь Св. Екатерины – покровительницы науки, исполненный в 1506 в связи с основанием университета в Виттенберге (1502), который тогда был столицей Саксонии.
В галерее хранится Дрезденский алтарь (1506), написанный А.Дюрером (1471–528) по заказу Фридриха Мудрого для капеллы в Виттенбергском замке.
Лучшим портретистом Германии эпохи Возрождения был Ганс Гольбейн Младший (1497–1543). Во время первого пребывания в Англии он создал Двойной портрет нотариуса и судьи Томаса Годселва и его сына Джона (1528).
В 1532 Гольбейн окончательно переселился в Англию и стал с 1536 придворным живописцем короля Генриха VIII. Тогда им был написан Портрет французского посла при английском дворе Шарля де Солье Сиера де Моретта.
При дворе Августа III начинал свой творческий путь Рафаэль Менгс, впоследствии глава римской школы живописи. Автопортрет в красном плаще был им написан в возрасте 16 лет.
Завершает отдел немецкой живописи 18 в. творчество Антона Графа (1736–1843) швейцарца по происхождению. С 1766 он стал придворным художником правителей Саксонии, а с 1789 – профессором только что основанной Дрезденской Академии художеств. Многие из написанных им портретов хранятся в галерее, среди них несколько автопортретов.
Ольга Морозова
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/DREZDENSKAYA_KARTINNAYA_GALEREYA.html?1=&page=2
«Виртуальный филиал Русского музея»
скачать^ Дрезден – один из прекраснейших городов Германии. И главное достояние города — это, конечно же, жемчужина саксонского барокко Цвингер и всемирно известная Дрезденская картинная галерея. Ансамбль Цвингера представляет собой прямоугольный двор, образованный шестью двухэтажными павильонами и соединяющими их одноэтажными галереями. Цвингер – творение архитектора Пёппельмана.. Позднее (уже в 19 в.) двор Цвингера был замкнут зданием Картинной галереи, возведенной по проекту архитектора Готфрида Земпера. Наиболее трагическим днем в истории Дрездена можно назвать 13 февраля 1945 года. В этот день был совершен массированный налет английской и американской авиации; количество бомб, сброшенных на город, исчислялось десятками тысяч, хотя (как потом утверждали историки) никакой военной необходимости в этом не было. В результате город был почти полностью разрушен — более 85% зданий лежали в развалинах. Не избежал печальной участии и Цвингер — от очаровательного архитектурного ансамбля остались одни развалины, а на месте Дрезденской картинной галереи высились только обугленные остовы стен. В павильонах Цвингера размещались библиотека, математический кабинет, кунсткамера, коллекции гравюр и фарфора. Однако основным предназначением Цвингера являлось проведение различного рода празднеств, что во многом и определило своеобразие его архитектуры. Обширный двор служил для проведения парадов и представлений, а окружающие его павильоны выполняли роль своеобразных театральных лож. Официальной датой основания Дрезденской картинной галереи считается 1772 год.
^ началась с правления саксонского курфюрста Фридриха III Мудрого (1486–1525), который стал покупать различные раритеты, а также давал заказы таким выдающимся художникам как Л.Кранах и А.Дюрер. При Августе I, в 1560, была образована кунсткамера – универсальное собрание всякого рода редкостей и природных диковинок, изобретений механиков, драгоценной посуды, украшений, старинных монет, а также картин, которые составляли меньшую часть коллекций. Среди живописных произведений здесь преобладали картины религиозного содержания и династические портреты.
Важнейший этап в истории коллекции наступил в годы правления ^ (годы жизни 1670–1733), короле Польском и курфюрсте Саксонском. Он поставил цель создания выдающейся коллекции, не уступающей тем, какие он видел в Италии и Франции.
При Августе П были приобретены такие шедевры как Царство Флоры Пуссена, Спящая Венера Джорджоне и др. Агенты Августа III (годы правления 1733–1763), среди которых были настоящие специалисты в области искусства, скупали все лучшее, что появлялось на аукционах Парижа, Рима, Амстердама, Праги и др.
городов Европы. Величайшей удачей Августа III было приобретение в 1745 в Италии у герцога Моденского д'Эсте коллекции, в которой насчитывалось ок. 100 картин (среди них Святая ночь Корреджо, Динарий кесаря Тициана, Портрет Шарля де Солье Г.Гольбейна Младшего, Мадонна с семейством Куччино П.
Веронезе и др.) В то же время было приобретено 288 картин из собрания Валленштейна (в т.ч. картины Вермера Дельфтского, Ван Дейка, Ф.Хальса); из императорского собрания в Праге серия притч Д.Фети, картины П.П.Рубенса, Валантена и др.
В Париже были куплены Автопортрет Рембрандта с Саскией на коленях, Саския с гвоздикой. Почти все картины Рембрандта поступили в коллекцию в это время. По поручению короля Саксонии граф Франческо Альгаротти стал приобретать произведения Ф.Тьеполо, Пьяцетти.
Он приобрел знаменитую Шоколадницу Лиотара. Только в 1742 Август Ш купил 700 картин. Вершиной его собирательской деятельности была покупка в 1754 в монастыре Святого Сикста в Пьяченце Сикстинской мадонны Рафаэля Санти.
Итальянская живопись В собрании находятся картины многих ведущих мастеров Раннего Возрождения. Среди них выделяются картины ^ (1430–1479) Святой Себастьян, Франческо Косса (1435–1477) Благовещение. Строгая красота и суровое величие образов в картине падуанца Андреа Мантенья (1431–1506) Святое семейство с Елизаветой и маленьким Иоанном Крестителем навеяны древнеримскими скульптурами. Мантенья занимался археологическими раскопками и был знатоком античной культуры. Один из лучших и наиболее характерных портретов этого времени Портрет мальчика Бернардино Пинтуриккьо (1455–1513). Художественные достоинства портрета так высоки, что его приписывали Рафаэлю, однако картина была написана в 1480–1485, а Рафаэль родился в 1483. Лучшая среди картин Веронезе (1528–1588) |
Мадонна с семейством Куччина (1571). Картины П.Веронезе Поклонение волхвов, Пир в Кане, хотя и написаны на библейские сюжеты, но являются по существу изображением великолепных праздников. Среди шедевров Дрезденской галереи ^ Джорджоне (1477–1510) – лучшее произведение великого венецианского художника. Работая над картиной, Джорджоне умер от чумы, заканчивал ее его друг и ученик Тициан. Картина пармского художника Антонио Корреджо (1489–1534) Святая ночь – поклонение пастухов новорожденному Христу – считается лучшей в творчестве этого мастера. Творчество Я.Тинторетто (1518–1594) отличается большим драматизмом. Битва архангела Михаила с сатаной в образе дракона создана в последнее десятилетие жизни художника, когда он поставил свое искусство на службу церкви. Подлинным художественным событием стала картина Тинторетто Спасение Арсинои на сюжет, заимствованный из сочинения римского писателя Лукиана и переработанный в эпоху Средневековья в духе рыцарских романов. Наиболее знаменитая часть итальянской коллекции – произведения мастеров Высокого Возрождения. Среди них – Сикстинская мадонна Рафаэля. Рафаэль Санти (1483–1520) написал ее в 1515–1519 по заказу папы Юлия II для алтаря церкви святого Сикста в городе Пьяченце (Италия). «Сикстинская мадонна» великого Рафаэля находилась в ящике, который был сделан из тонких, но прочных и хорошо обработанных планок. На дне ящика был укреплен толстый картон, а внутри ящика — рамка, обитая войлоком, на которой и покоилась картина. Но в дни войны ящик не мог служить надежной защитой, В одно мгновение он мог вспыхнуть, и человечество навсегда бы потеряло шедевр Рафаэля. «Мадонна» была написана для алтаря монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Двор саксонских курфюрстов выкупил эту картину в 1754 году у монастыря, заплатив за нее 20 000 цехинов — немалую по тем временам сумму. Очень своеобразна композиция картины — юная босоногая женщина с ребенком на руках идет с |
небес к людям. Широко открытые лучезарные глаза Мадонны печальны — мать предчувствует трагическую судьбу своего сына и все же несет его людям. Тициан имел репутацию лучшего портретиста Италии. В ^ (1561) Тициан подчеркнул духовную значительность, властную силу модели. В портрете Дамы в белом платье внимание художника привлекает ее красота и юность. Долгое время считалось, что это портрет дочери художника в подвенечном платье. Самая знаменитая картина Тициана в дрезденском собрании – Динарий кесаря, иллюстрирующая нравственный поединок между Христом и фарисеем. Среди иностранных художников, работавших при дворе Августа III, особенно важная роль принадлежала ^ ), племяннику А.Канале. По заказу короля художник должен был запечатлеть виды Дрездена. С 1747 он стал придворным живописцем. В галерее находятся 35 произведений Белотто, в т.ч. 16 видов Дрездена. Эти картины после Второй мировой войны обрели особую историко-культурную ценность, т.к. город после американских бомбардировок был превращен в руины. Немецкая живопись В коллекции искусства Германии лучше всего представлены мастера 16 в. ^ (1472–1553) 50 лет провел на службе при дворе Саксонских курфюрстов. За это время сменилось 3 правителя. Он написал много династических портретов, как например, Свадебные портреты Генриха Благочестивого и его супруги (1514) – первые в искусстве Германии портреты во весь рост в натуральную величину. Кранах писал картины на сюжеты. Священного писания: Адам и Ева (1531), Христос в Гефсиманском саду (Моление о чаше) и ряд других. К числу ранних произведений относится Алтарь Св. Екатерины – покровительницы науки, исполненный в 1506 в связи с основанием университета в Виттенберге (1502), который тогда был столицей Саксонии. |
В галерее хранится Дрезденский алтарь (1506), написанный А.Дюрером (1471–1528) по заказу Фридриха Мудрого для капеллы в Виттенбергском замке. Лучшим портретистом Германии эпохи Возрождения был ^ (1497–1543). Во время первого пребывания в Англии он создал Двойной портрет нотариуса и судьи Томаса Годселва и его сына Джона (1528). В 1532 Гольбейн окончательно переселился в Англию и стал с 1536 придворным живописцем короля Генриха VIII. Тогда им был написан Портрет французского посла при английском дворе Шарля де Солье Сиера де Моретта. Нидерландская живопись Столь же богато в галерее собрание живописи Нидерландов. Становление нидерландского Возрождения начинается с творчества Яна ван Эйка (1390–1441). Одним из шедевров Дрезденской галереи является триптих (1437), в центральной части которого изображена мадонна с младенцем в красном плаще, сидящая на троне в глубине храма с колоннами. В Дрезденской галерее находятся произведения мастеров Голландии 17 в. Особую ценность представляют картины ^ Девушка, читающая письмо у раскрытого окна, У сводни – единственная картина, датированная художником (1656). Другой великий мастер Голландии, ^ (1628–1682), представлен с исчерпывающей полнотой, Дрезденская галерея обладает самым большим в Германии собранием его картин. Еврейское кладбище Якоба ван Рейсдаля многие специалисты считают вершиной его творчества. Это аллегория неминуемой смерти человека, конечности его существования на земле и постоянного возрождения жизни природы. Большое собрание работ Рембрандта насчитывает 15 картин, в основном представляющих начало его творчества. Среди них 2 автопортрета (1636, 1639) и несколько портретов Саскии – жены художника. Наиболее знаменит ранний портрет улыбающейся Саскии, написанный в 1633, когда |
она была невестой художника. Здесь же находится и самый поздний портрет Саскии, созданный в 1641, за год до ее смерти. Юношеский задор, стремление к нетрадиционному изображению бытовых сцен, проявилось и в Автопортрете с Саскией на коленях (1635). В коллекции имеются работы пейзажистов (^ , М. Гоббемы, Арта ван дер Нира), мастеров натюрморта (Виллема Клас Хеды, Корнелиса де Хеема), бытового жанра (Адриана ван Остаде, Тер Борха, Метсю), есть здесь портреты Франца Хальса. В Дрезденской галерее представлено творчество ^ (1599–1641), знаменитого фламандского живописца, мастера портрета, мифологической, религиозной картины, офорта. В 1620 по инициативе королевского гофмаршала Томаса Хауэрда, графа Эрендела Ван Дейк был приглашен в Англию в качестве придворного живописца. Здесь он знакомится с произведениями Высокого Возрождения. В 1632 по приглашению короля Карла I (1625–1649), которого Рубенс называл «величайшим любителем живописи из всех государей мира», Ван Дейк снова едет в Англию. Там он получает должность «главного живописца на службе их величества», дворянский титул и золотую цепь. В Дрездене представлен картинами Господин в черном перед колонной, Дама в черном перед красной портьерой, а также несколькими картинами разных лет, изображающими детей короля Англии Карла I. Всесторонне отражено в собрании творчество великого художника Фландрии ^ В полных динамики сценах охот (Возвращение Дианы с охоты, Охота на кабана) Рубенс выступает как главный создатель стиля барокко в европейском искусстве. Наиболее знаменита среди картин Рубенса Вирсавия у фонтана (1635). Удивительны судьбы рубенсовских картин. «Вирсавия», которую в 1749 году в Париже приобрел Август III, курфюрст Саксонии и страстный любитель живописи, была трижды «ранена»: пробита пулей в 1849 году в дни революционных событий в Дрездене, где она хранилась в картинной галерее двора; в марте 1920 |
года, когда путчисты заняли дворцовый комплекс Цвингер, куда в 1855 году была переведена картинная галерея, — пуля пробила отверстие длиной в 3 и шириной в 1 см. Третье приключение с «Вирсавией» случилось в годы второй мировой войны. Незадолго до вступления советских войск в Дрезден большая часть картин была вывезена гитлеровцами из Цвингера и спрятана в заминированных убежищах. Это были грязные полузатопленные штольни старых известняковых шахт. В одной из них, на глубине 52 метров, было погребено 350 картин, в том числе «Вирсавия» Рубенса. Сваленные в кучу в луже воды, они бы погибли очень быстро, если бы не оперативные действия советских войск, нашедших картины, да не умелые руки реставраторов из Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. В 1956 году картина вместе с другими спасенными шедеврами Дрезденской галереи вернулась на родину, в Цвингер. Испанская живопись В разделе испанской школы также лучше всего представлен 17 век: картинами Ф.Сурбарана (1598–1664), Б.Э.Мурильо (1618–1682) Х.Риберы (1591–1652), Д.Веласкеса (1599–1660). Диего Веласкес, принадлежит к числу лучших портретистов в истории европейской живописи. (Портрет пожилого господина с золотой цепью и орденским крестом) Св. Инесса (Агнесса) является высшим достижением зрелого стиля художника Хусепе де Риберы. По сравнению с ранними его работами в «Св. Инессе» манера живописи Риберы меняется кардинально: исчезли резкие цветовые контрасты, светотень стала мягче, цветовая гамма насыщена золотистыми и серебристыми оттенками, краски, положенные мелкими мазками, как будто мерцают под воздействием света. На картине изображена юная девушка-христианка, которую выставили обнаженной перед толпой, за то что она не желала поклоняться языческим богам. Но произошло чудо: волосы Инессы внезапно отросли до пят, прикрыв наготу, а спустившийся с небес ангел накинул на ее тело покрывало. Изображение пронизано потоком света. Кажется, что само полотно излучает сияние |
^ (1618–1682), испанский живописец. Испытав в юности влияние Сурбарана, Мурильо занимался религиозной живописью, писал портреты и сцены из жизни бедняков, но славу принесли ему полотна на сюжеты из жизни Богоматери и многочисленные изображения детей (Мария с Младенцем). Английская живопись Английская школа стала привлекать внимание собирателей только с конца 18 века. В Дрезденской галерее находятся произведения Джошуа Рейнольдса (1723–1792) – главы английской Академии художеств и Г. Реберна (1756–1823). Французская живопись Французская школа 17 века представлена работами лучшего мастера этого времени ^ (1594–1665): двумя картинами на библейские сюжеты и четырьмя на сюжеты из античной мифологии. Наиболее знаменита картина Царство Флоры (1630–1631) на тему «Метаморфоз» Овидия. Дрезденской галерее принадлежат Пейзаж с бегством в Египет (1647), Пейзаж с Аяксом и Галатеей, написанные в Риме Клодом Лорреном. Изображая исключительно классический пейзаж, художник даёт ему идеализированную интерпретацию: за некоторым исключением пейзажи его картин всегда воображаемые. Композиции состоят из многочисленных планов и элементов (группы деревьев, здания). Секрет искусства Клода заключается в том, что художник создаёт глубокое пространство, благодаря |
наблюдениям римских пейзажей и изучению света и свето-воздушной среды.
Легкость, непринужденность и грация, ставшие отличительной особенностью искусства Франции 18 века, проявились в картинах Антуана Ватто (1684–1721). В зрелый период творчества художник разрабатывает новый тип сюжетов – театральные сцены и “галантные празднества” (Праздник любви, Общество в парке).
Во Франции некоторое время работал и художник из Швейцарии Жан-Этьен Лиотар (1702–1789), мастер портрета в стиле рококо.
Интимная задушевность и оживление, присущие портрету рококо в целом, обычно не обезличивались у Лиотара, сочетаясь с достаточно тонким вниманием к индивидуальному характеру.
Однако все же самыми популярными его вещами стали типажные портреты, поэтизирующие женственность как таковую.
Источник: http://rudocs.exdat.com/docs/index-59167.html?page=7