Дух самуила, призванный к саулу волшебницей из аэндора, сальваторе роза, 1668

Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора, Сальваторе Роза, 1668

Сальваторе Роза создавал пейзажи, портреты, батальные и исторические картины, а также работы на мифологические и библейские темы.

Полотно «Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора» написано на библейский сюжет. Царь Саул, воевавший с филистимлянами, отправился в Аэндор, чтобы узнать, кто станет победителем.

В Аэндоре ему явился дух царя Самуила, предсказавший поражение в войне и смерть.

Эта картина итальянского художника предвосхищает живопись романтизма, до рождения которой оставалось еще больше столетия.

Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора, Сальваторе Роза, 1668

Скульптура «Восстающий раб» была создана Микеланджело, величайшим скульптором, мастером эпохи Ренессанса для украшения гробницы Папы Юлия II. Статуя предназначалась для постановки на углу надгробия, поэтому великолепно проработана с обеих сторон. Тем не менее произведение не завершено: часть каменной глыбы под согнутой в колене правой ногой изваяния так и осталась недоделанной.

Как и большинство фигур Микеланджело, раб «застыл» в момент движения. Прекрасный полуобнаженный юноша в отчаянной попытке освободиться от связывающих его пут напряг все мышцы своего мощного тела. Весь его образ символизирует борьбу за свободу.

Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора, Сальваторе Роза, 1668

Парная скульптура «Умирающий раб» технически более завершена, но атрибуты, символизирующие ее смысловое значение, не были созданы или утрачены.

Почти обнаженный изнемогающий юноша умирает, но кучерявая, немного запрокинутая назад голова и поддерживающая ее левая рука, высоко поднятая и согнутая в локте, скорее свидетельствуют о его стремительном погружении в сон.

Возможно, этим автор хотел сказать, что смерть, как и сон, несет избавление молодому рабу от неволи.

Представленные скульптуры — одни из самых совершенных творений Микеланджело, но их так и не использовали для украшения гробницы. Наследники Юлия II оказались недовольны третьим, четвертым и даже пятым проектом Буонарроти.

Только в 1542 был заключен шестой и окончательный договор на создание усыпальницы понтифика.

Памятник не получился таким грандиозным, как задумывался первоначально, и большую часть скульптур для его украшения исполнил уже не Микеланджело, а его ученики.

Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора, Сальваторе Роза, 1668

Произведение итальянского скульптора эпохи классицизма Антонио Канова «Эрот и Психея» создано на мифологический сюжет. История Эрота и Психеи — это воплощение вечного стремления человеческой души к любви.

Канова создал удивительно поэтичный образ взаимного чувства героев.

Гармонична композиция скульптурной группы, нежны прикосновения, трогателен взгляд Эрота, любующегося лицом своей прекрасной Психеи, красота которой не меркла даже рядом с самой Афродитой.

Искусство Франции

Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора, Сальваторе Роза, 1668Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора, Сальваторе Роза, 1668

Жан Клуэ был придворным художником короля Франциска I. Его творчество стояло у истоков французской портретной живописи.

На портрете французский король изображен в богатом одеянии эпохи Возрождения: роскошная шляпа, украшенная жемчугом, атласная одежда, щедро расшитая золотом. На драпировке, служащей фоном портрету, красуются изображения короны, свидетельствующие о том, что в жилах изображенного течет королевская кровь.

Перед нами элегантный мужчина и блестящий государь, признанный одним из самых великих и мудрых монархов Франции. Внешний антураж не отвлекает внимания зрителя от лица модели и его глубокого, проницательного взгляда. Франциск был красив, высок, честолюбив, по-рыцарски любезен и смел до безрассудства.

Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора, Сальваторе Роза, 1668

На картине «Габриэль д'Эстре с сестрой» в обрамлении красных драпировок изображены две молодые женщины, купающиеся в ванной. Одна из них (справа) держит кольцо — залог верности.

Это фаворитка короля Генриха IV Габриэль д'Эстре. Слева от нее изображена ее сестра, которая жеманно, двумя пальчиками держит сосок груди Габриэль.

Возможно, этот жест является намеком на будущую беременность возлюбленной короля.

Габриэль д'Эсте родила от Генриха троих детей. Она была красива и умна, однако при дворе нашлись недоброжелатели, которые отравили ее в возрасте 26 лет.

Картина была приобретена Лувром в 1937.

Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора, Сальваторе Роза, 1668

Луиза Муайон, самый известный мастер французского натюрморта XVII столетия, выполняла произведения для высшей аристократии Франции и английского короля Карла I.

Изумительная техника живописи художницы послужила причиной того, что в течение последующих столетий ее произведения путали с полотнами голландских, фламандских и даже немецких мастеров. Однако натюрморты Муайон не так сложны, как работы голландских живописцев, и более спокойны.

Ее композиции с тщательно выписанными фруктами и овощами, лежащими на столе, в плетеных корзинах или фарфоровых вазах, обычно исполнены с высокой точки зрения.

Луиза Муайон нечасто включала в свои произведения изображения людей. Картина «Продавщица овощей и фруктов» совмещает натюрморт и жанровую сцену. Фигуры хозяйки фруктовой лавки и ее гостьи немного скованы: художница с большей любовью написала дары земли, предлагаемые к продаже, чем их владелицу и покупательницу.

Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора, Сальваторе Роза, 1668

Кисти художника Жоржа де Латура, сформировавшегося под влиянием Караваджо, принадлежит замечательное жанровое полотно «Шулер с бубновым тузом».

За игральным столом собралась интересная компания. Дама, скорее всего куртизанка, завлекла молодого и неопытного богатого юношу сыграть партию вместе с еще одним посетителем.

Девица с посетителем — старые друзья и даже партнеры: он — шулер, его задача обыграть, она — женщина, ее цель — завлечь. Юноша соглашается играть, а для усыпления бдительности гостя услужливая служанка наливает ему вина.

Художник прекрасно передал напряженную атмосферу игры. Его герои безмолвны, но их взгляды говорят о многом.

После смерти мастера полотно вплоть до XX столетия приписывалось другому автору. В собрание Лувра оно попало в 1972.

Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора, Сальваторе Роза, 1668

Полотно французского пейзажиста Клода Лоррена посвящено событиям далекой истории. В 41 до н. э. египетская царица Клеопатра приплыла в город Таре с целью соблазнить красотой римского императора Марка Антония и подчинить его своей власти.

Однако внимание художника занимает не любовная перипетия, сопряженная с политической игрой Клеопатры, а морской пейзаж с золотым слепящим солнцем, пришвартованными у берега кораблями и великолепными архитектурными постройками.

Фигуры людей почти стаффажны[1], они нужны Лоррену для оживления этого прекрасного вида.

Источник: https://litlife.club/books/234457/read?page=5

Читать онлайн Лувр страница 5. Большая и бесплатная библиотека

Сальваторе Роза (1615–1673) Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора 1668. Холст, масло. 273×193

Сальваторе Роза создавал пейзажи, портреты, батальные и исторические картины, а также работы на мифологические и библейские темы.

Полотно «Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора» написано на библейский сюжет. Царь Саул, воевавший с филистимлянами, отправился в Аэндор, чтобы узнать, кто станет победителем.

В Аэндоре ему явился дух царя Самуила, предсказавший поражение в войне и смерть.

Эта картина итальянского художника предвосхищает живопись романтизма, до рождения которой оставалось еще больше столетия.

Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора, Сальваторе Роза, 1668

Микеланджело Буонарроти (1475–1564) Умирающий раб 1513–1526. Мрамор. Высота 228

Скульптура «Восстающий раб» была создана Микеланджело, величайшим скульптором, мастером эпохи Ренессанса для украшения гробницы Папы Юлия II. Статуя предназначалась для постановки на углу надгробия, поэтому великолепно проработана с обеих сторон. Тем не менее произведение не завершено: часть каменной глыбы под согнутой в колене правой ногой изваяния так и осталась недоделанной.

Как и большинство фигур Микеланджело, раб «застыл» в момент движения. Прекрасный полуобнаженный юноша в отчаянной попытке освободиться от связывающих его пут напряг все мышцы своего мощного тела. Весь его образ символизирует борьбу за свободу.

Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора, Сальваторе Роза, 1668

Восстающий раб 1513–1515. Мрамор. Высота 209

Парная скульптура «Умирающий раб» технически более завершена, но атрибуты, символизирующие ее смысловое значение, не были созданы или утрачены.

Почти обнаженный изнемогающий юноша умирает, но кучерявая, немного запрокинутая назад голова и поддерживающая ее левая рука, высоко поднятая и согнутая в локте, скорее свидетельствуют о его стремительном погружении в сон.

Возможно, этим автор хотел сказать, что смерть, как и сон, несет избавление молодому рабу от неволи.

Представленные скульптуры — одни из самых совершенных творений Микеланджело, но их так и не использовали для украшения гробницы. Наследники Юлия II оказались недовольны третьим, четвертым и даже пятым проектом Буонарроти.

Только в 1542 был заключен шестой и окончательный договор на создание усыпальницы понтифика.

Памятник не получился таким грандиозным, как задумывался первоначально, и большую часть скульптур для его украшения исполнил уже не Микеланджело, а его ученики.

Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора, Сальваторе Роза, 1668

Антонио Канова (1757–1822) Эрот и Психея. Фрагмент 1793. Мрамор. 155x168x101

Произведение итальянского скульптора эпохи классицизма Антонио Канова «Эрот и Психея» создано на мифологический сюжет. История Эрота и Психеи — это воплощение вечного стремления человеческой души к любви.

Канова создал удивительно поэтичный образ взаимного чувства героев.

Гармонична композиция скульптурной группы, нежны прикосновения, трогателен взгляд Эрота, любующегося лицом своей прекрасной Психеи, красота которой не меркла даже рядом с самой Афродитой.

Искусство Франции

Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора, Сальваторе Роза, 1668

Гиацинт Риго. Портрет Людовика XIV. 1701

Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора, Сальваторе Роза, 1668

Жан Клуэ (около 1485 — около 1540) Портрет короля Франции Франциска I Около 1525. Дерево, масло. 96×74

Жан Клуэ был придворным художником короля Франциска I. Его творчество стояло у истоков французской портретной живописи.

На портрете французский король изображен в богатом одеянии эпохи Возрождения: роскошная шляпа, украшенная жемчугом, атласная одежда, щедро расшитая золотом. На драпировке, служащей фоном портрету, красуются изображения короны, свидетельствующие о том, что в жилах изображенного течет королевская кровь.

Перед нами элегантный мужчина и блестящий государь, признанный одним из самых великих и мудрых монархов Франции. Внешний антураж не отвлекает внимания зрителя от лица модели и его глубокого, проницательного взгляда. Франциск был красив, высок, честолюбив, по-рыцарски любезен и смел до безрассудства.

Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора, Сальваторе Роза, 1668

Школа Фонтенбло Художник неизвестен Габриэль д'Эстре с сестрой Около 1592. Дерево, масло. 96×125

На картине «Габриэль д'Эстре с сестрой» в обрамлении красных драпировок изображены две молодые женщины, купающиеся в ванной. Одна из них (справа) держит кольцо — залог верности.

Это фаворитка короля Генриха IV Габриэль д'Эстре. Слева от нее изображена ее сестра, которая жеманно, двумя пальчиками держит сосок груди Габриэль.

Возможно, этот жест является намеком на будущую беременность возлюбленной короля.

Габриэль д'Эсте родила от Генриха троих детей. Она была красива и умна, однако при дворе нашлись недоброжелатели, которые отравили ее в возрасте 26 лет.

Картина была приобретена Лувром в 1937.

Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора, Сальваторе Роза, 1668

Луиза Муайон (1610–1696) Продавщица овощей и фруктов 1631. Холст, масло. 120×165

Луиза Муайон, самый известный мастер французского натюрморта XVII столетия, выполняла произведения для высшей аристократии Франции и английского короля Карла I.

Изумительная техника живописи художницы послужила причиной того, что в течение последующих столетий ее произведения путали с полотнами голландских, фламандских и даже немецких мастеров. Однако натюрморты Муайон не так сложны, как работы голландских живописцев, и более спокойны.

Ее композиции с тщательно выписанными фруктами и овощами, лежащими на столе, в плетеных корзинах или фарфоровых вазах, обычно исполнены с высокой точки зрения.

Луиза Муайон нечасто включала в свои произведения изображения людей. Картина «Продавщица овощей и фруктов» совмещает натюрморт и жанровую сцену. Фигуры хозяйки фруктовой лавки и ее гостьи немного скованы: художница с большей любовью написала дары земли, предлагаемые к продаже, чем их владелицу и покупательницу.

Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора, Сальваторе Роза, 1668

Жорж де Латур (1593–1652) Шулер с бубновым тузом 1633–1639. Холст, масло. 106×146

Кисти художника Жоржа де Латура, сформировавшегося под влиянием Караваджо, принадлежит замечательное жанровое полотно «Шулер с бубновым тузом».

За игральным столом собралась интересная компания. Дама, скорее всего куртизанка, завлекла молодого и неопытного богатого юношу сыграть партию вместе с еще одним посетителем.

Девица с посетителем — старые друзья и даже партнеры: он — шулер, его задача обыграть, она — женщина, ее цель — завлечь. Юноша соглашается играть, а для усыпления бдительности гостя услужливая служанка наливает ему вина.

Художник прекрасно передал напряженную атмосферу игры. Его герои безмолвны, но их взгляды говорят о многом.

После смерти мастера полотно вплоть до XX столетия приписывалось другому автору. В собрание Лувра оно попало в 1972.

Читайте также:  Картина «притча о слепых» или «слепые», питер брейгель старший — описание

Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора, Сальваторе Роза, 1668

Клод Лоррен (1600–1682) Прибытие Клеопатры в Таре 1642. Холст, масло. 117×148

Полотно французского пейзажиста Клода Лоррена посвящено событиям далекой истории. В 41 до н. э. египетская царица Клеопатра приплыла в город Таре с целью соблазнить красотой римского императора Марка Антония и подчинить его своей власти.

Однако внимание художника занимает не любовная перипетия, сопряженная с политической игрой Клеопатры, а морской пейзаж с золотым слепящим солнцем, пришвартованными у берега кораблями и великолепными архитектурными постройками.

Фигуры людей почти стаффажны, они нужны Лоррену для оживления этого прекрасного вида.

Пейзажи мастера содержательны, представляют мифологические или исторические события, разворачивающиеся на фоне прекрасных ландшафтов. Однако сюжет всегда вторичен и служит лишь поводом для написания пейзажа и смысловым контекстом, ориентирующим зрителя в процессе знакомства с полотном.

Лоррен стоял у истоков классицизма в западноевропейской живописи. Одним из первых в мировом художественном искусстве он обратился к проблеме передачи световоздушной среды. Мастер подолгу наблюдал за освещением, фиксируя открытия на палитре и перенося их впоследствии на картины. В этом секрет поистине волшебного света, разлитого на его полотнах.

Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора, Сальваторе Роза, 1668

Источник: https://dom-knig.com/read_188535-5

Книга: Лувр

Галилейской» изображен Христос на брачном пиру в галилейском поселении Кана в момент совершения своего первого чуда: когда закончилось вино, Он по просьбе Матери превратил в него воду. Среди гостей были и несколько учеников.

Картину на этот сюжет заказала Веронезе община бенедиктинского монастыря Сан-Джорджо Маджоре в 1562. Мастер трудился над ней больше года. В трапезной монастыря, для которой полотно создавалось, оно провисело до завоевания Италии Наполеоном.

Чтобы было удобно транспортировать холст, французы разрезали его пополам, после чего сшили уже в Париже.

Свободно интерпретируя библейский сюжет, Веронезе превратил его в праздник венецианской свадьбы. Новозаветное событие представлено в роскошных архитектурных «декорациях», каких не могло быть в галилейской деревушке на заре христианской эры.

Они напоминают постройки Андреа Палладио, архитектора позднего Ренессанса. Некоторые фигуры облачены в исторические одежды, тогда как костюмы других поражают роскошью и великолепием совсем иной эпохи. Библейские герои окружены современниками художника.

По легенде, музыкант в белой одежде на переднем плане картины — это сам мастер.

Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора, Сальваторе Роза, 1668 Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора, Сальваторе Роза, 1668

Джузеппе Арчимбольдо (1527–1588) Лето 1573. Холст, масло. 76×63,5

Творчество Джузеппе Арчимбольдо, представителя маньеризма, весьма необычно. Он создавал портреты современников, но так, как этого никто до него не делал.

Лица людей удивительным образом составлялись, подобно мозаике, из различных фруктов, овощей, цветов, птичьих перьев (а иногда и целых птиц), рыб, раковин и прочих даров моря, а также других предметов и их частей.

Все они по тем или иным признакам ассоциировались художником с конкретным создаваемым образом. Каждый раз ему удавалось придать своему «творению» неповторимую внешность и даже немного раскрыть его характер.

«Лето» — пример такой метаморфозной картины из цикла «Времена года», символизирующего развитие человеческой жизни. «Лето» — молодость. На полотне торжествуют яркие краски, лицо «выложено» из сезонных фруктов и овощей.

Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора, Сальваторе Роза, 1668

Якопо Тинторетто (1518/1519-1594) Автопортрет Около 1588. Холст, масло. 62×52

Итальянский живописец позднего Ренессанса Якопо Тинторетто был учеником великого Тициана.

«Автопортрет», написанный семидесятилетним художником, производит глубокое впечатление. Колористическая гамма практически сведена к монохромности, увеличивающей силу его психологического воздействия на зрителя.

Из непроглядного мрака условного фона выступает обрамленное седой бородой лицо уставшего и изможденного старика. Оно говорит о переживаниях, разочарованиях и горьких размышлениях человека, прожившего долгую жизнь, полную забот и трудов. Глубокие мудрые глаза художника обращены на зрителя, который не может противиться их магнетизму и старается проникнуть в тайну, в самую суть души героя.

Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора, Сальваторе Роза, 1668

Аннибале Карраччи (1560–1609) Охота 1585–1588. Холст, масло. 136×253

Аннибале Карраччи, вдохновлявшийся произведениями Высокого Возрождения, в своих работах старался достичь чистоты и гармонии живописи этого периода, утраченных в искусстве маньеризма.

Вместе со своими братьями художник создал в Болонье Академию, где преподавал, закладывая основы академического искусства.

Он писал композиции на религиозные и мифологические сюжеты, а также пейзажи, игнорировавшиеся художниками эпохи маньеризма.

Полотно «Охота» представляет собой несколько жанровых сцен, объединенных сюжетом, на фоне прекрасного пейзажа.

Слева охотник в красном несет на палке свежую тушку убитого животного, в правом нижнем углу картины персонажи занимаются необходимыми приготовлениями, чуть ниже на склоне холма (на втором плане холста) молодой человек, глядя вдаль, на что-то указывает пальцем, ниже неспешно едут на лошадях и ведут разговор еще два персонажа полотна, а на дальнем плане в долине идет настоящая охота с несущимися собаками и всадниками.

Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора, Сальваторе Роза, 1668 Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора, Сальваторе Роза, 1668 Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора, Сальваторе Роза, 1668

Микеланджело Меризи да Караваджо (1573–1610) Смерть Марии 1605–1606. Холст, масло. 369×245

В этой картине, написанной для алтаря римской церкви Санта-Мария делла Скала в Траставере, Караваджо, художник-реформатор, дает свое истолкование традиционного сюжета успения Богоматери.

Традиционно уход из жизни Девы Марии не расценивался трагедией, поскольку дожившая до старости Богоматерь после смерти вознеслась на небеса и воссоединилась навеки с горячо любимым Ею Сыном.

Караваджо же увидел в этом сюжете именно трагедию, погрузившую в глубокую скорбь апостолов. Изображение усопшей Девы слишком красноречиво говорит о пережитых страданиях и смертельных муках.

Ее тело написано с той степенью реалистичности, к которой не были готовы заказчики работы, к тому же моделью для Пречистой Девы послужила близкая знакомая художника — девица легкого поведения. Это послужило причиной отказа заказчика от готовой картины.

Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора, Сальваторе Роза, 1668

Сальваторе Роза (1615–1673) Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора 1668. Холст, масло. 273×193

Сальваторе Роза создавал пейзажи, портреты, батальные и исторические картины, а также работы на мифологические и библейские темы.

Полотно «Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора» написано на библейский сюжет. Царь Саул, воевавший с филистимлянами, отправился в Аэндор, чтобы узнать, кто станет победителем.

В Аэндоре ему явился дух царя Самуила, предсказавший поражение в войне и смерть.

Эта картина итальянского художника предвосхищает живопись романтизма, до рождения которой оставалось еще больше столетия.

Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора, Сальваторе Роза, 1668

Микеланджело Буонарроти (1475–1564) Умирающий раб 1513–1526. Мрамор. Высота 228

Скульптура «Восстающий раб» была создана Микеланджело, величайшим скульптором, мастером эпохи Ренессанса для украшения гробницы Папы Юлия II. Статуя предназначалась для постановки на углу надгробия, поэтому великолепно проработана с обеих сторон. Тем не менее произведение не завершено: часть каменной глыбы под согнутой в колене правой ногой изваяния так и осталась недоделанной.

Как и большинство фигур Микеланджело, раб

Источник: https://litvek.com/br/297399?p=5

Аэндорская ведьма

Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора, Сальваторе Роза, 1668

Аэндорская волшебница, она же медиум, по средневековым и античным преданиям жила в XI веке до н. э. в период царствования первого царя Израиля Саула.

В древнем Израиле, несмотря на запрет занятием магией, волхованием или чародейством, которое противоречило религиозным взглядам монотеизма и каралось смертельной казнью (побиение камнями), люди все равно тяготели к сохранившимся старинным языческим обычаям, и немногие из них продолжали тайно заниматься этой деятельностью. Одним из таких магов была волшебница из Аэндоры. Знания о ней сохранились, видимо, потому, что она имела честь помогать самому царю Израиля и была матерью одного из его военачальников, поэтому именно ее и нашли.

Саул вел непрерывную войну с филистимлянами до тех пор, пока их силы не увеличились в размере, превышающем возможности обороны его армии. А на следующий день намечалась серьезная битва, исход которой мог решить судьбу Израиля.

Царь, неуверенный в своих силах, прибывал в расстроенных чувствах и был совершенно потерян.

Плохое предчувствие овладело им, он не знал, что делать, ему нужно было точно видеть грядущее событие, но он не мог ни с кем посоветоваться, поскольку сам велел изгнать из страны всех служителей магии и предсказателей.

Раньше в минуты отчаяния, Саул всегда находил помощь у своего советчика и провидца Самуила, но тот незадолго до этих дней ушел в мир иной. Тогда, он решил вызвать его дух и приказал своим слугам найти женщину-колдунью, которая сможет это сделать. Слуги незамедлительно нашли такую – ею была мать военачальника Авенира, которая жила неподалеку в селении Аэндор.

Саул, переодевшись в простолюдина, в сопровождении двух своих слуг выдвинулся в путь на заходе Солнца. Путь к жилищу волшебницы отделяла вся вражеская армия. Обойдя все крайние караулы врага, они пробрались незамеченными к бедной деревне на склоне гор. Проводник привел их к дому волшебницы, где горел свет, и их уже ждали.

Царя встретила пожилая женщина, и он сразу с порога огласил ей цель своего визита: «Прошу тебя поворожи и выведи мне того, о ком я скажу тебе». Волшебница сначала отказалась выполнить его просьбу, напомнив ему указ царя о колдовстве и о том, что ее ждет, если она поможет ему.

Но только после того, как незнакомец уверил ее, что об этом не будет слуху дано, она согласилась. Своей просьбой призвать дух умершего Самуила советчика царя Саул выдал себя, и тогда волшебница остановилась, решив, что попала в ловушку.

Но царь уверил ее, пообещав ей жизнь, и велел начинать.

Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора, Сальваторе Роза, 1668Она отвела царя в святилище, которое находилось в скальной пещере*. Колдунья зажгла травы и окурила пространство. Она прошептала заклинание вызова несколько раз и утихла. Казалось, она застыла на месте, ее взгляд был погружен куда-то вглубь пустого пространства. И только, когда царь обнаружил ее внезапное оживление, он понял, что явился дух Самуила. «Кого ты видишь?» — спросил Саул. Она ответила: «Я вижу как бы Бога». «Как он выглядит?» — переспросил Саул. «Я вижу престарелого старца в длинных одеждах» — говорила женщина и продолжала созерцать. Она видела, как дух мужчины вышел из земли вниз головой, а за ним последовал сонм прочих духов. Дух Самуила проявился и проговорил: «Зачем ты вызвал и потревожил меня?» Тогда Саул узнал в нем своего верного провидца, упал перед ним и стал вопрошать его: «Силы врагов слишком велики, я взывал к Богу, но он не отвечал мне. Тогда я решил спросить тебя, как поступить?» Дух в ответ предсказал царю грядущее поражение, потерю трона и скорую погибель. Произнеся страшное пророчество, дух Самуила скрылся под землей.

Услышав сказанное, Саул упал и потерял сознание. Женщина привела его в чувства, уговорила его поесть, дала ему хлеб и угостила его специально заколотым мясом теленка. Поев, царь удалился.

Пророчества сбылись. На следующий день, сражаясь с филистимлянами, погибли все три сына Саула. Кровавая битва закончилась поражением, и чтобы не сдаваться в плен, царь Саул покончил с собой, вонзив себе клинок в грудь.

Фигура аэндорской волшебницы присутствует и в библейских писаниях. Так, появились разносторонние мнения некоторых историков, богословов о том, что она была шарлатанкой, или о том, что она вызвала не дух усопшего Самуила, а демона.

Другие критики пытались объяснить содеянное тем, что дух провидца явился по воле божьей только потому, что тело его умерло несколько месяцев назад, и потому душа еще связана с ним.

Но, есть и те богословы, которые признавали ее «провидицей и вызывательницей душ усопших», считая ее доброй волшебницей, исполняющей волю бога.

Царь Саул был достаточно умным, весьма серьезным правителем и к тому же знакомым с магией, и неразумно полагать, что его можно было провести, как простого обывателя. И все же, несмотря на разногласия мнений об аэндорской волшебнице, все ее предсказания сбылись, и это неоспоримый факт.

Кудесник

Источник: http://koodesnik.su/realnaya-magiya/znamenitosti/107-ajendora-mag

СДС. Неустроенность сердца | Бегущая по волнам

Продолжаем разбирать грехи, о которых говорит Библия и пополнять постепенно Словарь Доброй Совести. Сегодня — Неустроенность сердца С чего все началось можно увидеть здесь >>>

Читайте также:  Орест адамович кипренский: картины (портреты), краткая биография

Этот материал потребует от вас труда. Какого?

1. Потратить время и силы, чтобы внимательно изучить места Писания. Открыть, прочесть, проанализировать свою жизнь и то, как вы будете применять прочитанное. Примечание: иногда в скобках указано «Стронг». Это для специалистов, которые есть среди читателей. Если вам это слово ни о чем не говорит, просто пропустите эту информацию и читайте дальше.

2. Приложить все усилия, чтобы начать исправляться, согласно Писанию. Применить то, что прочел и изучил. Можно прочесть и сказать: ну и как я должен это сделать, если у меня не получается? А можно принять решение, начать бодрствовать и поступать по Слову. Бог обещал нам Свою помощь, о которой мы можем непрестанно молиться.

Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора, Сальваторе Роза, 1668

Сальваторе Роза. Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора, 1668

Неустроенность сердца

Определение: Пс.77:8 — «не были с Богом всем сердцем» (РБО)

Синоним: неверность

Тексты Писания об этом грехе

Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям, — возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его, и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим (Пс.77:5-8)

И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих (Ис.29:13)

Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня (Мтф.15:7,8)

Как облечься в нового человека

Писание призывает верующего человека возлюбить Бога всем сердцем, крепостью и разумением, то есть всецело принадлежать Ему (Мтф.22:37).
Иначе его ждёт крушение в вере (3Цар.11:4).

  • ***
  • Не пропустите новые статьи. Подпишитесь на удобный вам канал в соцсетях:

Источник: https://juliacheremisinova.ru/slovar-dobroj-sovesti/sds-neustroennost-serdca/.html

Саул у аэндорской волшебницы

«Как могла волшебница вызвать Божьего пророка из потустороннего
мира?» 1 Царств 28 глава.

Старейшины Израиля приступили к Самуилу:

«Поставь над нами царя, чтоб он судил нас, как у прочих народов».
«И не понравилось слово сие Самуилу. И молился Самуил Господу.
И сказал Господь. Послушай голоса народа во всем, что они говорят
тебе, ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царство-

вал над ними». «Объяви им права царя».

  • Перечислил Самуил многое и предостерег их: «Восстенаете тогда
    от царя вашего…и не будет Господь отвечать вам тогда». «Но народ
  • сказал: нет, пусть царь будет над нами. И мы будем как прочие народы»
  • 1 Царств 8 гл.
  • Ну что ж? Быть посему

Из того генофонда Израиля было выбрано лучшее. Молодой и краси-
вый, и не было никого из Израильтян красивее его; он от плеч своих был
выше всего народа, Сын, уважающий своего отца, скромный (скрывался
в обозе во время поиска претендента на трон). Но его отыскали, и про-

возгласили царем. Начало было прекрасным. Продолжение — тоже.

«И утвердил Саул свое царствование над Израилем, и воевал
со всеми окрестными врагами своими, с Моавам и аммонитянами,
и с Едомом, и царями Савы и с филистимлянами, и везде, против кого

ни обращался, имел он успех» — 1 Цар. 14:47.

Шли годы и, возможно, постоянный успех вскружили голову царя. Он
делает первое преступление перед Богом: совершает священнодействие,
на которое он не имел права (1 Царств 15 гл.).

И сказал Самуил Саулу:
«Худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа, Бога твоего,
которое дано было тебе; ибо ныне упрочил бы Господь царствование
твое над Израилем навсегда.

Но теперь не устоять царствованию тво-

ему» 1 Царств 13:13—14.

Не удостоив Самуила ответа, Саул резко встал и удалился из Галгала,
готовясь к сражению. Но милость Божия пока ещё не оставила Саула.

Господь поручает ему исполнить суровое обещание: изгладить Амалики-
тян из поднебесной (Исх. 17:14).

Это — за их покушение на младенца —
мессианский народ, родившийся в цветущем в ту пору организме Египта,
который направлялся домой из «египетского роддома» на свою истори-

ческую родину.

Но Саул решил внести поправки в Божье повеление и сберёг Агага. Это
было последней гирей, и чаша весов пошла вниз — отношения с Богом
рушились. «От Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух

от Господа (по позволению Господа)». 1 Цар. 16:14.

За день до своей смерти Саул ощутил всю тяжесть оставленности Бо-
гом: несметные полчища врагов, Божье молчание на все формы молитв,
отсутствие Самуила, умершего к тому времени. Отчаявшийся Саул отправ-

ляется к волшебнице в Аэндор.

  • Кого же вывести тебе?
  • Самуила выведи мне.

И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула.

  • Что ты видишь? — спросил царь, сам не видя никого.
  • Вижу как бы бога, выходящего из земли.
  • Каков он видом?
  • Выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду.
    Тогда узнал Саул, что это Самуил и пал лицом на землю и поклонился.
  1. И, похоже, ни Саул, ни два его спутника так и не видели никого, только
    слышали голос: «для чего ты меня тревожишь, когда Господь отступил
  2. от тебя и сделался твоим врагом?»
  3. Как же волшебница — слуга самого Диавола — могла вызвать Божьего
    пророка из потустороннего мира?
  4. Есть несколько попыток объяснить происшедшее в доме
    волшебницы:
  1. Волшебница вызвала вовсе не Самуила, а его имитатора из мира
    духов, как обычно в спиритической практике, но то, что говорил и как
    говорил вышедший, рассеивает всякое сомнение: это был тот же самый
    Самуил. Он не только повторил слова сказанные Саулу еще при жизни,
    но объяснил причину Божьего молчания и предсказал события завтрашне

    го дня, которые в точности исполнились. Так «душки» обычно не говорят

Да и почему вскрикнула испуганная волшебница? Видимо произошло
не то, чего она не ожидала. Явиться должен был кто-то привычный для нее,

а явился сам пророк, и следом пришло ее прозрение:

«Зачем ты обманул меня? Ты — Саул».

  1. Господь, возможно, опередил волшебницу, позволив Самуилу
    явиться Саулу, чем и повергло в страх хозяйку дома.
  2. Господь поступил по принципу: «Злой дух от Господа», Т, е господь
    позволял злому духу искушать Иова, возбуждать Саула и, наверное, оже-
    сточать фараона, или сеять учеников Христа, как пшеницу. Возможно,

    в случае с волшебницей сработал этот принцип.

Но есть, по-моему, более убедительное объяснение.

«Смерть царствовала от Адама до Моисея». Рим. 5:14.

И её царство продлилось до самого схождения Христа в преисподние
места земли Еф. 4:8—9. И не на прогулку в места заключения, а «дабы
смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть, диавола» —

Евр. 2:14.

  • О цели Своего похода в державу смерти сам Иисус выразился так:
    «Я есмь Первый и Последний и живый; и был мертв и се жив во веки
  • веков, Аминь; и имею ключи ада и смерти». Об этом же в стихах:
  • «Христос сойдет и в царство мертвецов,
  • Он будет там, чтоб бывшим проповедать.
  • И вздрогнет преисподняя от слов:

«Ну, грозный ад, и где ж твоя победа?!»

Держава смерти. В страхе тронный зал.

Ещё бы! Князя тьмы лишают власти.

Вошедший повелительно сказал:

«Ключи сюда». И дверь темницы — настежь.

И яркий свет, как предсказал пророк,

Сидящим в тени смертной воссияет,

— Темницу вдруг наполнил. И умолк
Всеобщий стон от края и до края.

Всё это будет. А пока лежит
Святой младенец на соломе хлева.

И не об том ли в ночной тиши
Шептались звезды в небе Вифлеема?»

События в Аэндоре произошли до того, как ключи смерти оказались
в руках Иисуса.

Смерть царствовала и было возможно вызвать кого-то
по просьбам ее земных слуг — волшебников и спиритов, но после по-
беды Христа, над адом и смертью подлинных обитателей прошлого уже
не вызвать волшебникам. В новогоднюю ночь вызываются не дух Пушкина
и Блока, а душки, «косящие под них», они щеголяют рифмами, приправ-

ленными нецензурщиной. И колдуньи совсем не кричат от страха, как в Аэндоре.

А от чего кричать? Волшебники и колдуны –  из одной труппы, а режиссер- дьявол.

Выбирайте любое объяснение.

Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора, Сальваторе Роза, 1668Саул у волшебницы

Источник: https://hristiane.online/otvety-na-voprosy/saul-u-volshebnitsy

Читать онлайн "Лувр" автора Гордеева М. — RuLit — Страница 7

Итальянский живописец позднего Ренессанса Якопо Тинторетто был учеником великого Тициана.

«Автопортрет», написанный семидесятилетним художником, производит глубокое впечатление. Колористическая гамма практически сведена к монохромности, увеличивающей силу его психологического воздействия на зрителя.

Из непроглядного мрака условного фона выступает обрамленное седой бородой лицо уставшего и изможденного старика. Оно говорит о переживаниях, разочарованиях и горьких размышлениях человека, прожившего долгую жизнь, полную забот и трудов. Глубокие мудрые глаза художника обращены на зрителя, который не может противиться их магнетизму и старается проникнуть в тайну, в самую суть души героя.

Аннибале Карраччи (1560–1609) Охота 1585–1588. Холст, масло. 136×253

Аннибале Карраччи, вдохновлявшийся произведениями Высокого Возрождения, в своих работах старался достичь чистоты и гармонии живописи этого периода, утраченных в искусстве маньеризма.

Вместе со своими братьями художник создал в Болонье Академию, где преподавал, закладывая основы академического искусства.

Он писал композиции на религиозные и мифологические сюжеты, а также пейзажи, игнорировавшиеся художниками эпохи маньеризма.

Полотно «Охота» представляет собой несколько жанровых сцен, объединенных сюжетом, на фоне прекрасного пейзажа.

Слева охотник в красном несет на палке свежую тушку убитого животного, в правом нижнем углу картины персонажи занимаются необходимыми приготовлениями, чуть ниже на склоне холма (на втором плане холста) молодой человек, глядя вдаль, на что-то указывает пальцем, ниже неспешно едут на лошадях и ведут разговор еще два персонажа полотна, а на дальнем плане в долине идет настоящая охота с несущимися собаками и всадниками.

Микеланджело Меризи да Караваджо (1573–1610) Смерть Марии 1605–1606. Холст, масло. 369×245

В этой картине, написанной для алтаря римской церкви Санта-Мария делла Скала в Траставере, Караваджо, художник-реформатор, дает свое истолкование традиционного сюжета успения Богоматери.

Традиционно уход из жизни Девы Марии не расценивался трагедией, поскольку дожившая до старости Богоматерь после смерти вознеслась на небеса и воссоединилась навеки с горячо любимым Ею Сыном.

Караваджо же увидел в этом сюжете именно трагедию, погрузившую в глубокую скорбь апостолов. Изображение усопшей Девы слишком красноречиво говорит о пережитых страданиях и смертельных муках.

Ее тело написано с той степенью реалистичности, к которой не были готовы заказчики работы, к тому же моделью для Пречистой Девы послужила близкая знакомая художника — девица легкого поведения. Это послужило причиной отказа заказчика от готовой картины.

Сальваторе Роза (1615–1673) Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора 1668. Холст, масло. 273×193

Сальваторе Роза создавал пейзажи, портреты, батальные и исторические картины, а также работы на мифологические и библейские темы.

Полотно «Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора» написано на библейский сюжет. Царь Саул, воевавший с филистимлянами, отправился в Аэндор, чтобы узнать, кто станет победителем.

В Аэндоре ему явился дух царя Самуила, предсказавший поражение в войне и смерть.

Читайте также:  Корабль среди бурного моря, айвазовский, 1887

Эта картина итальянского художника предвосхищает живопись романтизма, до рождения которой оставалось еще больше столетия.

Микеланджело Буонарроти (1475–1564) Умирающий раб 1513–1526. Мрамор. Высота 228

Скульптура «Восстающий раб» была создана Микеланджело, величайшим скульптором, мастером эпохи Ренессанса для украшения гробницы Папы Юлия II. Статуя предназначалась для постановки на углу надгробия, поэтому великолепно проработана с обеих сторон. Тем не менее произведение не завершено: часть каменной глыбы под согнутой в колене правой ногой изваяния так и осталась недоделанной.

Как и большинство фигур Микеланджело, раб «застыл» в момент движения. Прекрасный полуобнаженный юноша в отчаянной попытке освободиться от связывающих его пут напряг все мышцы своего мощного тела. Весь его образ символизирует борьбу за свободу.

Восстающий раб 1513–1515. Мрамор. Высота 209

Парная скульптура «Умирающий раб» технически более завершена, но атрибуты, символизирующие ее смысловое значение, не были созданы или утрачены.

Почти обнаженный изнемогающий юноша умирает, но кучерявая, немного запрокинутая назад голова и поддерживающая ее левая рука, высоко поднятая и согнутая в локте, скорее свидетельствуют о его стремительном погружении в сон.

Возможно, этим автор хотел сказать, что смерть, как и сон, несет избавление молодому рабу от неволи.

Источник: https://www.rulit.me/books/luvr-read-376248-7.html

Описание картины Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора – Сальваторе Роза

Влияние Сальваторе Роза было необыкновенно разнообразным и мощным. Он гораздо шире, чем современные ему живописцы, трактовал многие темы, активно осваивая сюжеты поэзии и драмы, сцены человеческих страстей и разбоя, интересуясь заодно музыкой и политикой своего времени. Его привлекали персонажи, рожденные под знаком Сатурна – мрачные, мятежные, гениальные.

Человеческий гений стал важной темой этого мастера, словно он жил в эпоху 1800 г. Внутренняя тяга к неизведанному и невыразимо загадочному вызывала стойкий интерес Сальваторе Роза ко всему причудливому, необычному, в том числе и к черной магии.

Он не останавливался перед нарушением условностей и до известной степени случайно стал одним из первых художников, изучавших соотношение красочных тонов непосредственно на природе.

Не удивительно и весьма характерно для Сальваторе Роза, что и в природе он ощущал нечто гибельное и зловещее.

Влияние этого мастера на многих серьезных художников XVIII в. оказалось глубоким, возобновляясь вновь и вновь.

Сюжет, представленный здесь, типичен для Сальваторе и до него довольно редко изображался. Библейский царь Саул, изгнавший из страны волшебников и гадателей, во время войны с филистимлянами испугался, что будет побежден ими. “Увидел он стан Филистимский, и испугался, и крепко дрогнуло сердце его” .

Царь пожелал обратиться к волшебнице, и слуги отвели его, переодетого, глубокой ночью к волшебнице в Аэндоре. Царь Саул попросил ее: ” …поворожи мне, и выведи мне, о ком я скажу тебе” . Поколебавшись, волшебница воззвала к духу Самуила – всеми оплакиваемого предшественника Саула.

И он узнал Самуила в старике, поднявшемся из земли и одетом в длинную одежду, “… и пал лицом на землю и поклонился” .

Дух Самуила подтвердил, что, оскорбив Господа, Саул потерпит поражение, и тот, услышав это, “… вдруг пал всем телом своим на землю, ибо сильно испугался слов Самуила; притом и силы не стало в нем…” .

Весь рассказ звучит как сценарий для Гойи. Дух Самуила, закутанный в саван, предвосхищает устрашающие образы ¤0_0_1_0¤Капричос ¤0_0_0_0¤ Гойи.

Сальваторе Роза и в самом деле, как никто другой, может считаться родоначальником романтизма.

(No Ratings Yet) Loading…

Еще картины:

  1. Давид играет царю Саулу – Рембрандт Харменс Ван Рейн Рембрандт Харменс ван Рейн – величайший голландский живописец, воплотивший в своих произведениях реалистическое отражение действительности, одухотворенность и глубокую индивидуализацию явлений……
  2. Саул у Аэндорской волшебницы – Николай Ге В своих работах Ге стремился не только поднимать масштабные философские вопросы, но и делал это с большим мастерством. Особенно ему……
  3. Нэнни и Роза – Скотт Прайор На картине “Нэнни и Роза” художник Скотт Прайор изобразил свою жену Нэнни вместе с домашней любимицей собакой Розой летним днем……
  4. Гвоздика, лилия, лилия, роза – Джон Сарджент Картина получила такое название не случайно: “Гвоздика, лилия, лилия, роза” – строчка из популярной в 1880-х годах песни “Венок”. Эта……
  5. Автопортрет с сестрой – Виктор Борисов-Мусатов Художник очень бережно, трепетно любил свою сестру Лену. Автопортрет с нею он решил написать в укромном уголке сада. Виктор поставил……
  6. Ахилл, Одиссей и Диомед – Питер Рубенс Картина фламандского живописца Питера Пауля Рубенса “Ахилл, Одиссей и Диомед”. Размер картины 246 x 267 см, холст, масло. Полное название……
  7. Портрет князя И. А. Гагарина – Орест Кипренский Известный меценат, директор С.-Петербургских театров, И. А. Гагарин вместе с дворянами-меценатами в 1821 году основали Общество поощрения художников, в Петербурге…….
  8. Иксион и Юнона – Питер Рубенс Иксион, царь Фессалий, вероломно убил тестя. Он пытался также соблазнить Юнону, но ее муж Юпитер одурачил его, создав ее образ……
  9. Ахилл у дочерей царя Ликомеда – Помпео Батони Картина итальянского художника Помпео Батони “Ахилл у дочерей царя Ликомеда”. Размер картины 170 x 121 см, холст, масло. Ликомед, в……
  10. Воздвижение святого креста – Пьеро делла Франческа Одна из фресок, украшающих церковь Сан-Франческо в Ареццо. Слева Пьеро делла Франческа изображает момент обретения Креста Господня. Женщина в белом……
  11. Геркулес – Альбрехт Дюрер В гравюре “Геркулес” Альбрехт Дюрер воплотил мифологическую тему. Художник изобразил бурную сцену. Повержен на землю некто в дорогих доспехах. Грудой……
  12. Окно в Танжере – Анри Матисс Впервые Матисс посетил Северную Африку в 1906 году – по его собственному признанию, чтобы “увидеть своими глазами пустыню”. В 1912……
  13. Портрет Петра Великого – Андрей Матвеев Петр, сын царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной, родился 30 мая 1672 г. Когда ему еще не было четырех……
  14. Крестьянская трапеза – Луи Ленен Творчество братьев Ленен занимает особое место во французской живописи XVII в. Главной темой художников был крестьянский быт. Образам крестьян живописцы……
  15. Аллегория искусств – Бернардо Строцци Бернардо Строцци – известный мастер Генуэзской школы. Он учился у П. Строцци в Генуе. Художественная манера и мировоззрение мастера формировались……
  16. Гепард и олень с двумя индусами – Джордж Стаббс Эту картину Стаббсу заказал сэр Джордж Пиго, бывший генерал-губернатор Мадраса. За время своего пребывания на этом посту он скопил большое……
  17. Гора Колсаас – Клод Моне Японскую культуру Запад начал, открывать для себя в середине XIX века. Художники оказались под большим впечатлением от японских гравюр на……
  18. Зарево – Николай Рерих “Зарево”…Все небо объято багряным заревом пожарищ. У средневекового замка, перед поверженным львом, стилизованным под бельгийский герб, застыла фигура воина. Его……
  19. Мадонна в беседке из роз – Мартин Шонгауэр “Мадонна беседке из роз” была написана в 1473 году для церкви Св. Мартина в Кольмаре. Художник изображает здесь излюбленный позднеготическими……
  20. Юпитер и Антиопа – Жан Антуан Ватто Антиопа – царица амазонок. Она дочь фиванского царя Никтея, родила от Юпитера близнецов – Зета и Амфиона. Царь Никтей разгневался……

Описание картины Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора – Сальваторе Роза.

Источник: https://art.goldsoch.info/dux-samuila-prizvannyj-k-saulu-volshebnicej-iz-aendora-salvatore-roza/

Толкование на Первую книгу Царств, Глава 28 — читать, скачать — профессор Александр Павлович Лопухин

Враждебные замыслы филистимлян против евреев. Посещение Саулом аэндорской волшебницы.

1Цар.28:1. В то время Филистимляне собрали войска свои для войны, чтобы воевать с Израилем. И сказал Анхус Давиду: да будет тебе известно, что ты пойдешь со мною в ополчение, ты и люди твои.

Пребывание Давида в стане филистимлян и его мнимое служение интересам последних (1Цар. 27:1) внушало врагам евреев надежду на успех затеянного ими предприятия.

1Цар.28:2. И сказал Давид Анхусу: ныне ты узнаешь, что сделает раб твой. И сказал Анхус Давиду: за то я сделаю тебя хранителем головы моей на все время.

«Ныне ты узнаешь, что сделает раб твой». Осторожный ответ Давида был истолкован Анхусом в благоприятном для себя смысле.

1Цар.28:3. И умер Самуил, и оплакивали его все Израильтяне и погребли его в Раме, в городе его. Саул же изгнал волшебников и гадателей из страны.

На вопрос о том, «почему священный писатель, написав выше (1Цар. 25:1) о кончине пророка Самуила, снова упоминает о ней», блаж. Феодорит отвечает: «Намереваясь повествовать о волшебнице (вызвавшей тень Самуила), он вынужден был упомянуть и о смерти Самуиловой» (Блаж. Феодорит, толк. на 1 Цар., вопр. 62).

1Цар.28:4. И собрались Филистимляне и пошли и стали станом в Сонаме; собрал и Саул весь народ Израильский, и стали станом на Гелвуе.

На этот раз филистимляне вторглись в землю евреев не по прямому пути – в ее южную часть, где тотчас могли встретить войско Саула, а сделали обход к северу и проникли в долину Ездрилонскую, наиболее удобную для действия их конницы.

«Сонам» – город Ездрилонской долины. «Гелвуй» – гора к югу от Сонама.

1Цар.28:5. И увидел Саул стан Филистимский и испугался, и крепко дрогнуло сердце его.

«Крепко дрогнуло сердце его». «Это был уже не тот Саул, который не знал страха на войне и не считал количества врагов своих. Года, житейские треволнения, болезнь и сознание затаенного недовольства и недоверия подданных сломили его дух, подорвали веру в себя» (Я. Богородский. «Еврейские цари», с. 118).

1Цар.28:7. Тогда Саул сказал слугам своим: сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу ее. И отвечали ему слуги его: здесь в Аэндоре есть женщина волшебница.

«Сыщите мне женщину волшебницу». Ср. конец 1Цар.28:3. Очевидно, волшебство было преследуемо прежде Саулом не с полным убеждением в его суетности; и, быть может, не столько из религиозных побуждений, сколько из опасений его чар против себя.

«Аэндор» – на север от Гелвуя, между Гелвуем и Фавором.

1Цар.28:9. Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне?

См. конец 1Цар.28:3.

1Цар.28:12. И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты – Саул.

Грозный, обличающий вид Самуила подсказал женщине, что пред ней не кто иной, как непримиримый враг пророка – еврейский царь Саул.

1Цар.28:13. И сказал ей царь: не бойся; [скажи,] что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли.

1Цар.28:14. Какой он видом? – спросил у нее Саул. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился.

Вопреки ожиданиям самой волшебницы, произошло не призрачное, а действительное чудо: Бог облек бесплотную душу Самуила подобием тела, дабы еще раз выразить отступнику свою непременную волю о нем и его доме (см. блаж. Феодорит, толк. на 1 Цар., вопр. 63).

1Цар.28:16. И сказал Самуил: для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим?

«Сделался врагом твоим», т.е. перестал быть благосклонным к тебе.

1Цар.28:17. Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду.

См. 1Цар. 13:8–14, 15:1, 16:1.

1Цар.28:18. Так как ты не послушал гласа Господня и не выполнил ярости гнева Его на Амалика, то Господь и делает это над тобою ныне.

См. 1Цар. 15:1.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_09/28

Ссылка на основную публикацию