Дети-сироты на кладбище, перов, 1864

Особенно трогательными получились картины, на которых изображены бедные дети.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882) – художник-передвижник, чьи картины на социальную тематику оказались в центре общественных дискуссий середины и второй половины 60-х годов XIX века наряду с романами Достоевского «Униженные и оскорбленные» и «Преступление и наказание», вышедшими в эти же годы.

Начав с сатирического живописного жанра, Перов по возвращении в Москву после нескольких лет учебы в Германии и Париже, решил писать картины, героями которых стали простые люди, ведущие убогое существование, страдающие от холода, голода, болезней и непосильного труда, но терпеливо сносящие невзгоды до самой смерти. Особенно трогательными получились картины, на которых изображены бедные дети. Эти произведения наряду с картинами, показывающими горе матерей, теряющих детей, и семей, потерявших кормильца, вошли в классику русской живописи, а созданные Перовым образы остаются узнаваемыми и через полтора столетия.

Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Дети-сироты на кладбище. 1864. Холст, масло. 48х34,8 см. Государственный русский музей, Санкт-Петербург.
Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Мальчик-мастеровой. 1865. Дерево, масло. 30,6х21,3 см. Ульяновский областной музей, Ульяновск.
Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Очередная у бассейна. 1865. Холст, масло. 49,5х61 см. Государственный художественный музей Республики Беларусь, Минск.

Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Проводы покойника. 1865. Холст, масло. 45,3х57 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Тройка. Ученики мастеровые везут воду. 1866. Холст, масло. 123,5х167,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Утопленница. 1867. Холст, масло. 68х106 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Последний кабак у заставы. 1868. Холст, масло. 51,1х65,8 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Спящие дети. 1870. Холст, масло. 53х61 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Ночью в избе. Эскиз к картине «Спящие дети». Бумага на картоне, масло. 14,4х20 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Дедушка и внучек. 1871. Холст, масло. 78х62 см. Центральный художественный музей, Ташкент.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Старики-родители на могиле сына. 1874. Холст, масло. 42х37,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Девушка, бросающаяся в воду. Эскиз. 1879. Холст, масло. 56,5х41,7 см. Государственный русский музей, Санкт-Петербург.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Мать с больным ребенком. 1878. Рисунок. 29,9х22,6 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Возвращение крестьян с похорон зимою. Начало 1880-х. Картон, масло. 36х56,7 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Источник: http://eaculture.ru/gallery/2955

Василий Григорьевич Перов (1833-1882) — Лучшие картины известных художников 15-20 века

Главная ~ Картины великих ходожников XV — XX века ~ Василий Григорьевич Перов (1833-1882) ~ Дети-сироты на кладбище. 1864(q) Х. , м. 48х34. 8 ГРМ (Перов q)
Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864Полный размер: 560 х 720 px. Открыть оригинал  |  Скачать на диск  

Другие картины «Перова Василия Григорьевича»:

Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864

Дилетант. 1862 Х. , м. 33, 8х28 ГТГ

Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864

К Троице-Сергию. 1870(q) Д. , м. 25х19, 7 ГТГ

Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864

Казак. 1873 Х. , м. 57, 5х30 ГТГ

Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864

Казненные пугачевцы. Рис. карандашом и пером. 1878 ГТГ

Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864

Кража со взломом в Пасхальную ночь. 1861 Рис. 33х42, 5 ГТГ

Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864

Крестьянин в поле. 1876 Х. , м. 62. 5х50 Рига

Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864

Малый лет семнадцати (Булочник). Этюд. 1869 Х. , м. 58х48, 5 ГРМ

Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864

Мальчик с поднятыми руками, обращающийся к публике. Эт. 1864 Рис. 30. 7х17. 8 ГТГ

Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864

Мальчик, готовящийся к драке. 1866 г. Ярославль

Мальчик — мастеровой. 1865

Мать с больным ребенком. 1878 Рис. 29, 9х22, 6 ГТГ

Мужской портрет. Х. , м. Псков

Количество просмотров: 162 Количество комментариев: 0

© Василий Григорьевич Перов (1833-1882)

Источник: https://www.beesona.ru/museums/perov/3952/

Как жилось сиротам в царской России

Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864

Сироты на Руси: Какие тяготы выпадали на долю беспризорников, и как о них заботились?

Сиротская доля незавидна в любом случае. И пусть в наше время о судьбе беспризорников заботится государство и ребенок, оставшийся без родителей, может рассчитывать на кров над головой, питание и обучение — это право ему гарантирует Конституция. Однако совсем иначе обстояли дела с сиротами в царской России.

Божедом и скудельница

Отношение к детям-сиротам на Руси было двояким. С одной стороны, даже взрослым было трудно выживать в те времена, поэтому чужие дети многих не волновали. С другой, это же маленькие и беззащитные создания. Бросить их на произвол судьбы для людей, верящих в Бога, было тяжким грехом. Как поступить в такой ситуации?

Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864

«Дети-сироты на кладбище», худ. Василий Перов, 1864 г.

В большинстве случаев детей-сирот принимали в свою семью родственники. Конечно, когда своих детей полная изба, они часто оказывались в положении прислуги. Но все же им перепадала одежда от других детей, они были накормлены и не мерзли на улице.

Крестьянский быт был суровым, и часто дети от 5 лет и старше добывали себе еду и одежду подаяниями, спали в стогах сена или просто под открытым небом.

Родители, которые не могли прокормить своих детей, имели право давать согласие на их постриг в монашество или записывать в холопы, то есть отдавать в рабство.

Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864

«Беспризорник», худ. Николай Фешин, 1890-е годы

Бывало, что ребенок рождался вне брака. Это считалось позором для женщин. Они, еще будучи беременными, старались избавиться от плода, прыгая с высоты, купаясь в горячей воде, или пили настой ядовитой спорыньи, вызывавшей сокращение матки. Если же все меры оказывались бесполезными и ребенок появлялся на свет, его относили на погост, который назывался скудельницей.

Кладбищенский смотритель-божедом подбирал таких младенцев и передавал в монастырь. Там их растили, приучая к труду. Когда дети подрастали, их могли обучать более серьезным ремеслам, например, отдавали в поварята. В монастырские приюты отправляли также боярских детей, осиротевших во время вражеских набегов.

Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864

«В церкви», худ. Николай Богданов-Бельский, 1939 г.

Переход заботы о сиротах к государству и первые детские приюты

В 996 году Владимир Святославович своим указом обязал духовенство «призревать» сирот, то есть заботиться о них. Ярослав Мудрый учредил сиротское училище, в котором обучались три сотни юношей. И в то же время была распространена торговля людьми, в том числе и беспризорными детьми. О таких случаях писал в своей книге «Быт и нравы русского народа» историк Николай Иванович Костомаров.

Читайте также:  «осенняя пастораль», франсуа буше — описание картины

Он утверждал: «Были и такие, которые поступали в холопы насильно: еще до воспрещения перехода крестьянам помещик нередко обращал их в холопов.

В XVII веке служилые люди торговали самым возмутительным образом женским полом в Сибири.

Они насильно брали беспомощных сирот-девиц, иногда сманивали у своих товарищей жен, делали на них фальшивые крепостные акты и потом передавали из рук в руки, как вещь».

Борис Годунов и Василий Шуйский предпринимали меры для обеспечения неимущих, в том числе и сирот, хлебом и другим продовольствием. К сожалению, эта благотворительность часто не приносила плодов, поскольку те, кто заведовал раздачей, включали в списки своих родных и знакомых.

Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864

Раздача хлеба при Борисе Годунове, нач. XVII века

При Алексее Тишайшем в 1650 году была перепечатана Кормчая книга. В нее были внесены и правила православной церкви, которые относились к сиротам.

А в 1682 году, в царствование Федора III, царским указом беспризорники выделялись в особую категорию, забота о которой переходила от частных лиц и духовенства к государству.

Тогда же было решено строить специальные детские учреждения. В них детей обучали навыкам и специальностям, способным их прокормить.

Первая «сиропитательница» была построена митрополитом Иовом. До этого сироты в монастырях жили вместе со взрослыми. Кстати, семьям было очень выгодно «призревать» сирот, поскольку они становились холопами — бесплатной рабочей силой. То есть поступали в рабство.

Опека и патронаж при Петре I

При Петре Алексеевиче вопросы надзора за беспризорными детьми были полностью отданы в ведомство магистратов. Именно светской, а не духовной власти было дано право решать дальнейшую судьбу ребенка, оставшегося без родителей. Детям назначали опекунов из числа родственников или отдавали их под патронат тех, кто изъявил желание заботиться о сиротах.

Петр I отдал приказ при госпиталях открывать детские комнаты и принимать туда детей. Это были первые государственные учреждения «для зазорных младенцев, которые жены и девки рожают беззаконно и стыда ради отметывают в разные места, от чего иные младенцы безгодно помирают, а иные от тех же, кои рожают, и умерщвляются».

Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864

«Крестьянка с ребенком (Погорельцы)», худ. Фелисите Бодэн

Такие госпитали должны были быть оборудованы специальными окнами, через которые можно было положить ребенка, но при этом лица женщины не было видно.

Финансировались эти учреждения частично из городской казны, частично — из церковных подаяний и целевой благотворительности. К сожалению, подобных заведений было слишком мало.

Поэтому церковь при этом не была полностью «отлучена» от заботы о сиротах. Так, к примеру, в Москве беспризорников отправляли в Новодевичий монастырь.

Екатерина II — благодетельница сирот

При Екатерине II по проекту личного секретаря императрицы Ивана Бецкого в Москве был учрежден Воспитательный дом. Его строительство велось на деньги от пожертвований, штрафов, а также от первого в России государственного ломбарда.

Кроме того, во все церкви были разосланы воззвания, в которых предлагалось обустраивать приюты и «сиропитательницы». Эти воззвания должны были зачитываться прихожанам после церковной службы.

Сама царица пожертвовала на нужды Воспитательного дома около 1 000 000 рублей.

Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864

Иван Иванович Бецкой (1704—1795)

К сожалению, наплыв детей в эти дома был слишком велик. Из-за эпидемий смертность в них порой достигала 82%. Поэтому грудных младенцев стали отдавать первоначально в деревни опекунам до достижения 9-месячного возраста, а позже — до 5 лет. Людям, взявшим на себя заботу о ребенке, платили 2 рубля в месяц на его содержание.

Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864

«Дети-нищие». Худ. Фирс Журавлёв, 1860-е годы

Если ребенок по достижении пятилетнего возраста не мог попасть в Воспитательный дом по причине отсутствия свободных мест, то он продолжал жить в крестьянской семье до 17 лет. Затем мальчики становились казенными крестьянами, то есть не принадлежавшими определенному хозяину. Им выделялся участок земли. Девочек выдавали замуж.

В отличие от предыдущих правителей, во время правления Екатерины Великой сироты, направленные в Воспитательные дома, поступали под опеку государства. Раньше они по умолчанию становились крепостными тех помещиков, на землях которых были обнаружены (речь идет о подкидышах), либо тех людей, которые взяли на себя заботу о беспризорниках.

Бывали случаи, когда создать приют или Воспитательный дом не представлялось возможным. Тогда за небольшую плату специально организованный орган местного самоуправления, который назывался Приказ неимущих сирот, мог отдавать детей на усыновление или воспитание любому порядочному гражданину. Однако в этом случае Приказ обязан был следить за судьбой ребенка вплоть до его совершеннолетия.

Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864

Сельские дети на картине Владимира Маковского

XIX век — расцвет приютов

Первым частным, то есть не государственным и не монастырским, детским домом в России стал Демидовский приют, который был построен вместо детских комнат в Доме призрения.

Изначально в нем воспитывалось 6 мальчиков и вдвое больше девочек, но за год число детей выросло до 112. Покровительство над этим учреждением взяла на себя императрица Александра Федоровна. Этот приют был назван «Образцовым».

В нем учили смотрительниц и их помощниц, которых затем направляли на работу в другие подобные учреждения.

Среди богатых людей было принято принимать «в дети» или под опеку сирот. Например, графиня Юлия Самойлова растила двух малышек. Правда, обе девочки были итальянками.

Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864

«Всадница», худ. Карл Брюллов, 1832 год. Портрет приемных дочерей графини Самойловой — Джованнины и Амацилии

К 1889 году только в одной Москве насчитывалось 42 детских сиротских учреждения. С 1895 по 1917 год в России была организована система детских семейных приютов трудолюбия.

В честь рождения княгини Ольги они получили название Ольгинские. В них принимали сирот вне зависимости от сословия и вероисповедания, что было инновационным решением в области государственной опеки.

После Октябрьской Революции эти учреждения были ликвидированы и на смену им пришли детские дома.

Читайте также:  Скульптура древнего рима - фото и описание

источник

26.12.2017

Источник: http://kratir.ru/2018/03/28/kak-zhilos-sirotam-v-tsarskoj-rossii/

Сироты в дореволюционной России – Статьи

Беспризорных в России издревле старались помещать в монастырские хозяйства или в государственные села, чтобы не пополняли сообщества воров и проституток или не были проданы в рабство. Первые сиротские дома появились в России еще в 16 веке, но их были единицы. Чуть больше стал заботиться о «сирых» Петр I.

Во второй половине его правления сирот стало настолько много, что, видимо, они попадались и ему на глаза. Так сильно он увеличил налоги, что крестьяне переставали сами брать несчастных детей под опеку — не прокормить.

Казенных средств тоже не хватало, на долю новых домов призрения приходилось недостаточно, и Петр импровизировал.

Для начала приказал он беспризорных «ребят бив батоги на суконный двор и к прочим мануфактурами» отсылать, чего зря пропадать рабочей силе, и так ее не хватало. Вырастет — будет уже готовый опытный работник.

Петр же впервые в России ввел алименты, чтобы тот, «кто пребудет с девкою и она от него родит», обязан был платить штраф для содержания ребенка.

Помимо этого, нерадивый папаша подвергался наказанию «сверх того тюрьмою и церковным покаянием…», «разве что он потом на ней женится».

Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864 Перов В. Г. «Дети-сироты на кладбище». Источник: kulturologia ru

Богоугодное дело Петра продолжила Екатерина Вторая. При ней появился Приказ общественного призрения и воспитательные дома в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Императрица жертвовала на их нужды собственные средства и побуждала состоятельных людей делать то же.

Так, заводчик Прокофий Акинфиевич Демидов пожертвовал одному только Московскому воспитательному дому (на 500 питомцев) в 1771 г. колоссальную сумму в 100 000 рублей. В 19 в. появились десятки новых приютов.

Создавались организации, заботящиеся о детях: «Общество защиты детей от жестокого обращения», «Детские ясли», «Капля молока» и другие.

Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864 Подпись к фото (toptigki.livejournal.com)

Но проблема беспризорности росла вместе с общим увеличением численности населения и ростом городов. В городах, в отличие от деревни, общин не было, и сироты оставались предоставлены самим себе или государству.

В Казанском императорском университете в 1916 г. опубликовали исследование В. Ф. Залесского, подсчитавшего, что еще до войны в стране было до 2,5 млн нищих и беспризорных детей, так что масштабы проблемы были немалые.

А решали их традиционно крестьяне, большая часть населения.

Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864 Многодетная семья в деревне. (liveinternet.ru)

На селе призрением занимался крестьянский сход, «мир». Собиравшийся не реже двух раз в год, «мир» начинался с обращения «Православные!» (апеллируя к христианской морали) и пользовался большим уважением. Его лидеров крестьяне выбирали сами. Недемократичным тут было то, что не пускали женщин (разве что одиноких), а если те приходили, «ругали их матерщиной и смеялись над ними».

Один крестьянин в начале ХХ в. говорил так: «Мирское дело — дело великое. На сходку выходить — надо Богу помолясь, да и стоять на ней как в церкви.

[…] Старика, старуху успокоить, сирот призреть, вдов определить, спорящих, ссорящихся примирить, и все это дело сходки мирской, и все это — любимые дела Божии». Так что сход традиционно занимался не только экономическими делами, но и социальной защитой общинников.

И если ребенок оставался без родителей или их поразило умопомешательство, то на произвол судьбы никого не бросали. Сход назначал опекуна.

Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864 Сельский сход в Самарской губернии (1900 — 1903). (wikipedia.org)

Этнографы в разных губерниях в конце 19 в. писали, что «мир обязательно заботится об устройстве малолетних сирот» и принимает в их отношении «самое деятельное участие», и все это делается «с целью прокормить опекаемого до совершеннолетия и сохранить его имущество».

Часто опекали и полусирот, оставшихся только без отца. Вдову допускали, «если она женщина хорошего поведения и рачительна к хозяйству». Иначе назначался дополнительный опекун.

Например, в одном случае в селе Рождествене Пошехонского уезда Ярославской губернии крестьяне назначили ребенку опекуном его дядю, так как мать «отличалась своим легким разгульным поведением». Если мать уходила в дом нового мужа, то могла лишиться права опеки.

А право отчима на опеку зависело от его личных качеств, которые в обычном праве были важным критерием при принятии решений.

Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864 Убежище для бесприютных детей Благотворительного общества, 1915 г. (miloserdie.ru)

Движимое имущество семьи сироты обычно продавалось, а деньги отдавались в ссуду общинникам, чтобы затем с процентом отдать достигшему совершеннолетия сироте. Землю сироты община сдавала в аренду. Опекун вознаграждения не получал.

Крестьяне говорили: «опекунство — дело Божье» и «брать что-либо от сирот грех». Если обнаруживались злоупотребления, сельский сход назначал другого опекуна. А провинившегося могли арестовать на время или наказать как-то иначе.

Дети-сироты на кладбище, Перов, 1864 Беспризорники Советской России, 1922 г. (photochronograph.ru)

Если дохода с имущества община не получала, опекун должен был кормить сироту на собственные средства. Поэтому нередко сирот раздавали состоятельным крестьянам. В некоторых случаях общество в целом содержало детей, и тогда они жили в разных дворах по очереди, а община собирала на содержание деньги.

Как только ребенок достигал лет 12, его отдавали в пастухи или няньки, чтобы мог заработать себе на пропитание. А по достижении совершеннолетия (обычно в 18 лет) опеку с сироты снимали. В этот момент он имел право на получение от общины земельного надела и статус полноправного общинника.

Так народные обычаи вполне обеспечивали сиротам выживание, социализацию и место в обществе.

Источник: https://diletant.media/articles/44810731/

Описание картины Василия Перова «Дети-сироты на кладбище»

Описание картины Василия Перова «Дети-сироты на кладбище»

В начале 1860-х Василий Перов отправился в Париж. В 1865 году во время своего пребывания в столице Франции он занялся созданием цикла картин, которые раскрывают тематики бедноты и одиночества. Среди них находится настоящий шедевр художника «Дети-сироты на кладбище» 1864 года.

Эта небольшая по размерам картина содержит в себе важные для остального творчества художника темы: смерть, горе и детские слезы. На картине присутствуют маленькие дети, которые одиноко стоят рядом с заснеженной могилой. Василий Перов умело передает эмоционально-выразительную составляющую картины.

Художник ставил перед собой целью изобразить не только конкретных людей. Но показать зрителям детство, обреченное на вечное голодание и скитание. Это подчеркивается жалкой одеждой, голыми ногами, большими и отчаявшимися детскими глазами. Их облик символизирует трагедию, отчаяние и безысходное состояние.

Перов умело изобразил пейзаж, который окружает детей. Снежное небо выглядит тяжелым, снег имеет серо-голубые оттенки, а на заднем плане виднеются покосившиеся кресты. Работа не лишена символического смысла.

На могильном камне, рядом с которым стоят дети, растер ветка, что странно в зимний период. Она здесь символизирует победу жизни над смертью.

Вполне возможно, что ветка была принесена детьми на могилу в качестве единственного украшения.

Мальчик и девочка стоят так, словно образуют скульптурное единство. Благодаря мастерству художника, его цепкому взгляду и переживаниям, зритель испытывает искреннее сочувствие, жалость к детям и желание им помочь.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-vasiliya-perova-deti-siroty-na-kladbishhe/

Как русские сироты пользовались царской милостью и до чего это их доводило

Тема найденных на помойках или подкинутых на различные пороги младенцев является одной из самых обсуждаемых. При этом любят добавлять, что вот, мол, раньше такого не было, люди были милосерднее. На самом деле это не так. Teleprogramma.pro копнула тысячелетнюю историю и выяснила, как в действительности жили русские сироты.

Читайте также:  Отдых в италии в декабре: праздники, туры, цены

Живой товар

Если осиротевшим детям везло, то их в свою семью принимали родственники. Но их «везение» во многом зависело от отношения родни.

Часто они оказывались на положении прислуги, крестьянские дети-сироты порой были вынуждены добывать себе еду и одежду, прося подаяние.

Если же родители или приемные семьи понимали, что они не могут покормить столько «ртов», то могли дать свое согласие на постриг детей в монашество или отдать их в холопы – по сути, в рабство к барину или богатому соседу.

Первый сиротский дом появился на Руси в XI веке. Училище, в котором 300 юношей получали образование и воспитание, было основано при участии Ярослава Мудрого.

При Иване IV Грозном подобные заведения стали создаваться под патронатом Патриаршего приказа.

А в 1682 году, уже при царе Фёдоре Алексеевиче, вышел «Указ об открытии специальных учреждений для безродных сирот».

Документ предписывал учить детей грамоте и ремёслам. Очень много сирот жило и воспитывалось при монастырях. Парадоксально, но одновременно процветала торговля людьми, в первую очередь сиротами, который часто продавали в холопы – а потом перепродавали от одного владельца к другому– об этом писал еще историк Николай Костомаров.

Дети-сироты на кладбище, Василий Перов

 «Зазорные» младенцы

В 1706 году Новгородский митрополит Иов на собственные средства построил при Холмово-Успенском монастыре дом для «незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев». А следом открыл ещё 10 приютов, в которых содержалось до трех тысяч незаконнорожденных детей, оставленных матерями.

Видя положительный пример Иова, Пётр I в 1715 году издал Указ о создании в Москве и других городах «гошпиталей для зазорных младенцев». В эти заведения было разрешено тайно приносить младенцев. Таким образом, сиротские дома не только давали нежеланным малышам кров и еду, но и зачастую спасали жизнь, а матерей ограждали от греха детоубийства.

Конечно, очень сытой жизнь воспитанников сиротских домов назвать было нельзя: в трудные годы, во времена войн и эпидемий, когда количество сирот резко увеличивалось, они часто жили впроголодь.

Дети-нищие, Фирс Журавлев, 1860-е

Благодетели и облагодетельствованные

Устройство жизни детей-сирот продолжилось и при Екатерине II, которую многие называют благодетельницей сирот. Она поручила профессору Московского университета Антону Барсову и своему секретарю Ивану Бецкову организовать Московский воспитательный дом, который был открыт в 1764 году, а в 1770-м отворил двери Санкт-Петербургский.

Потом Воспитательные дома были открыты в Воронеже, Новгороде, Смоленске, Ярославле и других городах. Кроме того, открывались родовспомогательные отделения, где горе-мамашам разрешалось не сообщать свои личные данные.

При сиротских домах воспитанников готовили и к жизни вне учреждения, их обучали в фельдшерских, земледельческих и прочих школах. После сироты могли поступить в Московский университет.

А мастерские московского Воспитательного дома к концу XIX века были преобразованы в Императорское техническое училище с 9-летним курсом обучения.

Сейчас это учебное заведение известно, как МВТУ имени Баумана.

Урок гимнастики в Сиротском институте. Санкт-Петербург. 1900-е годы. Источник: wikimedia.org

В 1837 году на базе Санкт-Петербургского Воспитательного дома был организован Сиротский женский институт. Девочкам давали педагогическое образование, они могли устроиться учительницами музыки, гимнастики или французского языка. Этот опыт позже использовался при открытии Императорского Женского педагогического института в 1903 году.

По всей стране

В 1797 году Павел I назначил императрицу Марию Федоровну попечительницей Общества благородных девиц, а позднее и всех воспитательных учреждений.

При её содействии было организовано около 500 подобных заведений. После ее смерти всю сеть назвали «Учреждения императрицы Марии Федоровны». К началу ХХ века это было 140 учебных заведений, 376 приютов.

При Марии Фёдоровне, как и ранее, устройство сирот не ограничивалось их содержанием в казённых учреждениях.

Грудное отделение Воспитательного дома Санкт-Петербурга, дореволюционное фото. Источник: wikimedia.org

Детей со слабым здоровьем отдавали в деревенские семьи и сельские общины, в монастыри, где сироты содержались до семи лет. После их отправляли в школы, девочек готовили в прислуги, мальчиков – в рабочие.

При Екатерине II семьи, бравшие детей на воспитание, получали деньги на содержание приемных детей и даже плату, в зависимости от возраста сироты. Кроме того, Воспитательный дом приписывал к такой семье врача и куратора, для оказания необходимой помощи.

Дисциплина в подобных учреждениях была строжайшая, с подъемом в шесть утра и большим перечнем наказаний за провинности. Детей, особенно девочек, приучали обходиться малым – это касалось и еды (многие за все годы учебы так ни разу и не могли наесться хоть раз досыта), и одежды.

Читальня Сиротского дома, Санкт-Петербург, 1900-е. Источник: wikimedia.org

К 1864 году надзор за сиротами в крупных городах осуществляло Ведомство императрицы, а в регионах – земство.

В земских учреждениях не было единообразной структуры, в некоторых местах приюты не учреждались, а детей отсылали в деревню.

Там, где была развита промышленность, создавали заведения для подкидышей и сирот фабричных рабочих. К 1913 году в российской глубинке существовало 921 сиротское учреждение.

Столовая Сиротского института Николая I, начало ХХ века. Источник: wikimedia.org

Частные благотворители

Часть приютов меценаты создавали и содержали на собственные средства. Так, Московское общество попечения к концу XIX века открыло 86 небольших приютов для детей 3-10 лет.

Сеть сиротских заведений содержал Пётр Ольденбургский.

Другие воспитательные дома спонсировали такие известные меценаты, как Бахрушины, Демидовы и барон Штиглиц.

Приют принца Ольденбургского. Источник: wikimedia.org

После революции и Гражданской войны советская власть создала свои детские дома, о которых мы знаем по фильму «Республика ШКИД» и другим. Но это была уже другая история.

Источник: https://teleprogramma.pro/style/sudd/375258/

Ссылка на основную публикацию