infoma «Поверженный демон» Михаила Врубеля 09 июня 2015 в 03:00
В начале 1902 года одна из самых известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный» — была показана публике на выставке в Санкт-Петербурге. Незадолго до этого события окружающие стали замечать у художника симптомы психического расстройства. Воспоминания друзей и родных позволяют восстановить хронологию последних, скорбных лет жизни большого художника.
AdMe.ru публикует историю гениального Михаила Врубеля, который до конца жизни был верен творчеству.
«Демон поверженный», 1901-1902
1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. Пара готовилась к этому событию очень весело, им казалось, что рождение ребенка не помешает их элегантной и светской жизни, они фантазировали, как уже с ребенком поедут за границу выставлять «Демона».
«Демон сидящий», 1890 (до болезни)
Супругов ждало страшное огорчение — мальчик родился с раздвоенной верхней губой, это глубоко поразило Михаила Врубеля. С того самого момента его близкие и знакомые стали замечать, что с художником происходит что-то неладное.
-
- Михаил Врубель с женой, Забелой Ивановной Врубель, 1892 (до болезни)
- Врубель пишет портрет сына, которого назвали Саввой, причем придает его облику то выражение крайней тревоги, которую, вероятно, переживает он сам.
-
- «Портрет сына художника», 1902 (начало болезни, но до первой госпитализации)
В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге.
Вот что о той выставке вспоминает сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге: «Михаил Александрович, несмотря на то что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее, и я с ужасом видела каждый день перемену.
Были дни, что „Демон“ был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота… Вообще, несмотря на болезнь, способность к творчеству не покидала Врубеля, даже как будто росла, но жить с ним уже делалось невыносимо».
«Демон поверженный», 1901-1902 (начал до болезни, многократно переписывал)
В марте 1902 года художник впервые был помещен в частную психиатрическую лечебницу. В картине болезни преобладали идеи собственного величия, наступил период столь сильного возбуждения, что на полгода прервались свидания даже с самыми близкими людьми — женой и сестрой.
-
- «Пан», 1899 (до болезни)
- В сентябре того же года Врубеля перевезли в клинику психиатра Сербского, в одном пальто и шляпе, даже без белья, так как говорили, что он уничтожил все свои вещи.
-
- «Царевна Лебедь», 1900 (до болезни)
- В этой больнице дело пошло гораздо лучше, он писал совершенно логичные письма родным, а по совету доктора стал вновь заниматься живописью.
-
- «Сирень», 1900 (до болезни)
18 февраля 1903 года Михаил Врубель вышел из клиники, но был очень грустным, а к апрелю совсем «расклеился»: часто плакал, тосковал, говорил, что никуда не годен, работать вовсе не мог, хотя ему предлагали разные заказы.
3 мая 1903 года случилось несчастье — умер Саввочка, единственный ребенок Врубелей.
Перед лицом этого горя Михаил Александрович вел себя очень мужественно, лично занялся организацией похорон, старался поддержать жену, которая была в отчаянии.
«Портрет Н. И. Забелы-Врубель», 1904 (во время болезни)
После похорон сына Врубели уехали в свое имение под Киевом, там художник стал сильно нервничать, требовал, чтобы его скорее везли в лечебницу. Кто-то посоветовал определить Врубеля в одну из психиатрических клиник Риги.
Один из вариантов работы «Жемчужина», написанный пастелью, ориентировочно 1904 (во время болезни)
На этот раз болезнь была совершенно другого характера: от мании величия не осталось и следа, напротив, ее сменило полное угнетение. Врубель был уныл и грустен, считал себя ничтожеством и хотел лишиться жизни.
«Автопортрет с раковиной», 1905 (во время болезни)
Осенью сестра художника перевезла его из Риги в Москву. В московской клинике он стал рисовать очень удачные портреты больных, но мысли его путались, Врубелю казалось, что и жена, и сестра тоже являются пациентами психиатрической больницы.
- «Кувшинки», 1890 (до болезни)
- Рисунки, сделанные в клинике, были представлены на выставке московских художников, в них не было видно и тени болезни.
- «Гамлет и Офелия», 1884 (до болезни)
- В этот период Врубель написал картину «Шестикрылый Серафим», изображающую ангела с горящей лампадой, очень красивую вещь, выполненную жгучими и яркими красками.
- «Шестикрылый Серафим (Азраил)», 1904 (во время болезни)
К весне 1904 года художнику было так плохо, что врачи и родственники думали, что он не доживет до лета, хотели везти его за границу, но потом оставили эти планы.
На лето московские клиники закрывались, поэтому психиатр Сербский посоветовал поместить Врубеля в недавно открытую в окрестностях Москвы лечебницу психиатра Усольцева.
Больные в этой лечебнице жили вместе с семьей доктора и пользовались большой свободой.
«Портрет доктора Ф. А. Усольцева», 1904 (во время болезни)
- Переезд в клинику Усольцева принес удивительную пользу: Врубель стал есть (до этого он отказывал себе в пище, считая себя недостойным еды), мысли его прояснились, он рисовал, писал письма родным и друзьям, а через два месяца настолько поправился, что вернулся домой.
- Ограда психиатрической больницы, на этом месте находилась клиника Усольцева.
- После выписки художника из лечебницы Врубели переехали в Петербург, где Михаил Александрович вел жизнь абсолютно здорового человека: он снял квартиру, провел в ней электричество и очень много работал.
- «Утро», 1897 (до болезни)
- В этот период Врубель начал писать свою удивительную «Жемчужину», которая сейчас находится в коллекции московской Третьяковской галереи.
- «Жемчужина», 1904 (во время болезни)
К началу 1905 года жена стала замечать у Врубеля сильное возбуждение, он стал несговорчивым, раздражительным, непомерно тратил деньги на совершенно ненужные вещи. Жене художника пришлось «выписать» из Москвы психиатра Усольцева, который увез Врубеля в свою московскую лечебницу.
«После концерта» (Портрет жены художника), 1905 (во время болезни)
Усольцев действовал на больного успокаивающе. Оказавшись в клинике, Врубель начал спать, а бессонница всегда была одним из опасных симптомов его болезни.
Родственники надеялись, что на этот раз болезнь не будет продолжительной, увы, но они ошиблись — возбуждение в очередной раз сменилось угнетением.
Несмотря на болезнь, Врубель не прекращал работать: он нарисовал портрет всей семьи Усольцевых, многих больных и поэта Брюсова, который навещал художника.
«Портрет поэта В. Я. Брюсова», 1906 (во время болезни)
Брюсов оставил очень интересные воспоминания о своей первой встрече с Михаилом Врубелем, состоявшейся в клинике Усольцева: «Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке.
У него было красноватое лицо; глаза как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший! После обычных приветствий он спросил меня: „Это вас я должен писать?“ И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно.
Сразу выражение его лица изменилось. Сквозь безумие проглянул гений».
Фотография поэта Брюсова.
Когда Врубель писал Брюсова, окружающие стали замечать, что у него происходит что-то странное с глазами, художник вынужден был подходить очень близко, чтобы разглядеть модель. Новое страдание приближалось с ужасающей скоростью, кончив портрет Брюсова, Врубель почти не видел своей работы.
«Гадалка», 1894-1895 (до болезни)
Михаил Врубель понимал весь ужас своего положения: художник, мир которого был сказочно прекрасен, — теперь почти слепой… Он стал отказываться от еды, говоря, что если будет голодать 10 лет, то прозреет, и рисунок у него будет необыкновенно хорош.
- «Шестикрылый Серафим», 1905 (до болезни)
- Несчастный художник теперь стеснялся знакомых, он говорил: «Зачем им приходить, я ведь их не вижу».
- «Валькирия (Портрет княгини Тенишевой)», 1899 (до болезни)
Внешний мир все меньше соприкасался с Михаилом Врубелем. Несмотря на все старания его сестры и жены, которые регулярно навещали художника, он погружался в мир собственных грез: рассказывал что-то вроде сказок, что у него будут глаза из изумруда, что он создал все свои произведения во времена Древнего мира или эпохи Возрождения.
«Гензель и Гретель», 1896 (до болезни)
Последний год жизни художник все настойчивее отказывался от мяса, говоря, что не хочет есть «убоины», так что ему стали сервировать вегетарианский стол. Силы постепенно покидали Врубеля, иногда он говорил, что «устал жить».
«Серафим», 1904-1905 (во время болезни)
Сидя в саду в свое последнее лето, он как-то сказал: «Воробьи чирикают мне — чуть жив, чуть жив». Общий облик больного становился как бы утонченнее, одухотвореннее. Врубель шел к концу с полным спокойствием.
Когда у него началось воспаление легких, перешедшее затем в скоротечную чахотку, он воспринял это спокойно.
В последний сознательный свой день, перед агонией, Врубель особенно тщательно привел себя в порядок, горячо поцеловал руки жены и сестры и больше уже не разговаривал.
Фотография М. А. Врубеля, 1897 (до болезни)
Только ночью, ненадолго придя в себя, художник сказал, обращаясь к человеку, который за ним ухаживал: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». В этих словах было какое-то предсмертное пророческое предчувствие: уже через сутки Врубель в гробу был торжественно привезен в Академию художеств — свою alma mater.
«Кровать» (из цикла «Бессонница»), 1903-1904 (во время болезни)
Закончить рассказ хочется словами психиатра Усольцева, который, как никто другой, ценил Михаила Врубеля, понимая всю сложность его гениальной личности: «Часто приходилось слышать, что творчество Врубеля — больное творчество.
Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Творчество было в основе, в самой сущности его психической личности, и, дойдя до конца, болезнь разрушила его самого…
Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров, и глубоко здоров».
- «Роза в стакане», 1904 (во время болезни)
- Дарья Евсеева
- Источник
Источник: https://horde.me/infoma/poverzhennyy-demon-mihaila-vrubelya.html
Журнал «Человек без границ» — Михаил Врубель. «Демон сидящий»
Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим.
Александр Блок
Сейчас много говорят о России XIX века, пытаются понять причины и суть произошедшего на стыке веков. Исследуют и анализируют экономические, политические и тому подобные процессы.
Но есть, мне кажется, и другой путь поиска сути — обратиться не к экономическим, военным или политическим событиями той эпохи, а к искусству.
Нет, не потому что причины происходящего — в искусстве, а потому что настоящие художники, писатели, одним словом — люди-философы способны почувствовать и выразить эту суть, своего рода душу истории, гораздо острее и ярче.
Один из таких художников — Михаил Врубель, одна из таких картин — «Демон сидящий». Задуманная в 1885 и законченная в 1890 году, она начала «демоническую серию», продолжившуюся иллюстрациями к лермонтовскому «Демону», затем «Демоном летящим», «Демоном поверженным» и многими другими.
22 мая 1890 года Врубель писал своей сестре: «Милая моя Нюта, я оборвал последнее письмо. Впрочем, оно так и надо — то, на чем я кончил, уже прошло. Вот уже с месяц я пишу Демона. Т. е.
не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» — полуобнаженная, крылатая, молодая, уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами…»
Михаил Врубель. «Демон сидящий»
Уныло-задумчивая фигура демона сидящего, а где-то внутри зреет образ демона «монументального»… Необычная тема для конца XIX века — слишком «готично».
Тем более интересно, что впервые эта тема возникла, как уже говорилось, в 1885 году, во время работы в Киеве над росписями Кирилловской церкви и Владимирского собора.
Тогда появляется первый необычный образ — «Синий ангел», или «Ангел с кадилом и свечой», совсем не похожий на ангела в привычном иконописном виде.
Страдающая и скорбная душа, великая и величавая, но будто скованная и сжатая неведомой силой… Демон Врубеля не вмещается на полотне. Говорят, что по мере работы фигура демона росла, художнику даже пришлось надшивать холст, но всё равно очертания его выходят за рамки картины.
Он будто не помещается в привычное и понятное, не вмещается в рамки наших представлений, в рамки нашего понимания. В одном из первых вариантов он имел крылья (об этом пишет и сам Врубель своей сестре), о них сейчас напоминают лишь полукружья цветов за его спиной.
Этот демон не имеет крыльев, он более земной, более человечный, более близкий к нам.
Его тело — сжатая пружина, готовая развернуться. Его тело — бугры мышц, узел неведомых, скрытых энергий, готовых к действию.
Оно полно великой силы, в нем спит зерно великих свершений… Но вглядимся в вывернутые, изогнутые страшным напряжением пальцы, вглядимся в его лицо, в его глаза — и, возможно, слова Врубеля, сказанные им о картине полушутливо: «Позади цветы, а впереди пустота» совсем не покажутся нам шуткой. Пустота, тоска, неопределенность. Тоска человека, стоящего на распутье и еще даже не знающего, между чем ему предстоит выбирать, еще не осознающего даже самой необходимости выбора, а лишь предчувствующего этот выбор. А эти странные цветы за его спиной, багрово-золотой закат и уже темное, но беззвездное небо?.. Надвигается ночь, и ночь эта не принесёт покоя и отдыха от дневных трудов. Не станет она и радостным ожиданием восхода.
«Демон сидящий». Эскиз
Может быть, именно об этой надвигающейся ночи, об этой тоске, об этом выборе и хотел сказать художник? Как обычный человек иной раз в своих снах и видениях предчувствует свою судьбу, так и великий художник предчувствует судьбу эпохи, с которой он связан. И тогда произведение искусства становится нашим коллективным сном.
Сейчас, сто с лишним лет спустя, мы лучше понимаем смысл этого сна. Впрочем, кто-то из философов понял его раньше. В работе «Новое Средневековье» Николай Бердяев писал: «Духовные начала новой истории изжиты, духовные силы ее истощены. Рациональный день новой истории кончается, солнце его заходит, наступают сумерки, мы приближаемся к ночи.
Все категории пережитого уже солнечного дня непригодны для того, чтобы разобраться в событиях и явлениях нашего вечернего исторического часа. По всем признакам мы выступили из дневной исторической эпохи и вступили в эпоху ночную.
Это чувствуют наиболее чуткие люди… Мы живем в этот час смешения, в час тоски, когда бездна обнажилась и все покровы сброшены…»
Завершался еще один исторический цикл. Рушилась и уходила в прошлое великая некогда эпоха.
Изношенная и уставшая эпоха маленького человека, эпоха миллионов лишних, никому не нужных людей, зашедшая в тупик, заплутавшая в бесплодных спорах и поисках.
Будущее? Какое будущее у Григория Печорина или Акакия Акакиевича Башмачкина, Петра Верховенского или Василия Семибулатова? Их эпоха смотрит на нас слезящимися, полными страдания и жалости глазами старика Пана с другой картины Врубеля.
А новая, еще не родившаяся, но полная невиданной энергии и мощи с тоской провожала старое солнце, задавая себе вечный вопрос: кто я? Куда мне идти? Может быть, только эта великая сила позволила нам прожить двадцатое столетие. Но путь, который был выбран, и ответ, который прозвучал век назад, оказались не окончательными. Сегодня мы снова пытаемся ответить и выбрать…
«Пан»
Может быть, в этом суть послания «Демона»? Таинственного даймона — российской нашей души, великой своими силами, но всё еще стоящей перед пустотой ночи и выбором.
Не стоит, наверное, строить иллюзии, что ночь эта закончилась или хотя бы заканчивается. Судя по всему, до рассвета еще очень далеко. И вопрос: «…
доползем ли, долетим ли до рассвета, что же будет с Родиной и с нами?..» — всё еще остается вопросом.
You have no rights to post comments
Источник: https://www.bez-granic.ru/index.php/2013-08-04-13-26-15/tajnopis-iskusstva/2403-mikhail-vrubel-demon-sidyashchij.html
Михаил Врубель. Демон. Демон сидящий. Демон поверженный. Описание картин. | Русские художники. Russian Artists
Через несколько лет, вне всякой связи с
обстоятельствами личной жизни, по-видимому, благоприятными, им овладело
мрачное лихорадочное возбуждение, появились первые симптомы надвигавшейся
душевной болезни. Он вновь обратился к образу Демона.
|
Демон владел им больше, чем он Демоном. Он колебался – написать ли
Демона летящим или поверженным. Сначала остановился на первом: сохранился
большой неоконченный холст Демон летящий (1899).
Закрывая небосвод, дух
изгнанья парит на тускло-серебряных крыльях над пропастями и кручами земли.
Лицо дано крупно и более всего закончено: холодное, мрачное, неумолимое
лицо. Образ пронизан предчувствием гибели, обреченности. Колорит картины мрачен.
Такой Демон, какой ныне рисовался воображению художника, летел
навстречу катастрофе, гибели: идея «поверженного» сама собой возникала.
Последняя картина врубелевской демонианы — Демон поверженный — относится к 1901-1902 годам.
Художник ощущает приближение неотвратимого конца. Все силы его напряжены до предела.
«Михаил Александрович пишет большую картину — Демон повергнутый, но все же великолепный, местность скалистая… ящерицы, освещение вечернее, Демон полуобнанный, но лежит на плаще, который прикреплен великолепными красками из драгоценных камней…», — писала о новой картине Врубеля в ноябре 1901 года Надежда Забела, жена художника.
С такой одержимостью Врубель не работал никогда. Бросив начатое им преподавание в Строгановском училище, он остался наедине со своим героем, по двадцать часов в сутки без отдыха проводя со своим заветным творением. Он десятки раз переписывает огромный холст.
Демон Врубеля — воплощение «прекрасного зла» и «злой красоты» — был неразрывно связан с миром абсолютной красоты, свободной для него от всех этических уз. Жесткая бескомпромиссность в преследовании цели изнуряла художника. Опустошал сам Демон — воплощение драматизма, конфликтности бытия. Неустанно менялось выражение его лица.
То он представал прекрасным и скорбным, со слезами на глазах, потом скорбь сменялась ненавистью и злобой. Наконец Врубель увидел «гранитное» лицо с гримасой на губах, драгоценное каменное сверкание глаз, светящуюся на голове розовую диадему и вытянутое птичье тело с окутывающими его и рассыпавшимися кругом павлиньими перьями сломанных крыльев.
Пейзаж соответствовал ему: каменное ложе из острых скал и сзади сияющие вершины Кавказских гор.
Михаил Лермонтов написал шесть вариантов поэмы «Демон» и ни один не считал окончательным. То же происходило с Врубелем — чем более законченным становился его «Демон», тем острее была потребность художника переделывать его…
Работая над «Поверженным», уже почти закончив его, художник временами
хотел вновь вернуться к «Летящему». Но «Поверженный» пересиливал. Снова и
снова переписывая лицо, Врубель хотел выразить гордую непобежденность
мятежного духа, даже и в падении. Но его Демон изнемог. В поединке с ним
изнемог и художник.
Уже подходила к концу работа московской выставки, где была заявлена новая картина Врубеля, а он все не мог расстаться со своим «Демоном». И даже тогда, когда в последние дни перед закрытием экспозиции он вынужден был отдать картину, и она уже висела на стене, он на глазах у публики продолжал что-то менять в картине, особенно в лице Демона. «Каждое утро.
.. публика могла видеть, как Врубель «дописывал» свою картину. Лицо становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее, его поза, его сложение имели в себе что-то пыточно-вывернутое… » (Бенуа). «Были дни, что Демон был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота», — вспоминала Е.И. Ге.
Врубель никак не мог оставить своего героя и тогда, когда полотно сняли с подрамника, скатали и отправили в Петербург на выставку «Мира искусства» — он поехал вслед…
«Верится, что Князь Мира позировал ему, — пишет Бенуа. — Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его.
Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую черту своего божества, то сразу и ту, и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым.
Его безумие явилось логичным финалом его демонизма».
В картине Демон поверженный Врубель познает и представляет своего героя отнюдь не в тоске по человеческой любви (как рассказывает лермонтовская поэма), а в войне с Богом, с установленными божественными законами.
И в созданном художником образе запечатлелась ярость происшедшей схватки и неостывшая ненависть к врагу.
Михаил Врубель изобразил облик ангела-богоборца в момент поражения, низвергнутого с небес и рухнувшего на скалы, в момент превращения Ангела в Демона.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Как было в тот святой, великий час, Когда от мрака отделился свет, И, ангел радостный, он в первый раз Взглянул на будущность. И сколько лет, И сколько тысяч лет с тех пор прошло! И он уже не тот. Его чело Померкло… он один, один… один… Враг счастья и порока властелин. |
В том же смысле, в каком Демон 1890 года — персонификация Вечера, Демон поверженный — его парадоксальная фаза, то есть живописная аллегория Заката со свойственной ему грандиозностью, пышностью и конвульсивностью в противоборстве «золота и синевы».
Лицо Демона отчетливо ассоциировано с театральной маской, тогда как живопись — фактура и колорит картины — воссоздает впечатление потухающей сценической подсветки.
Розовые и голубые краски первоначально обладали люминесцентным эффектом (он уцелел лишь в некоторых фрагментах пейзажного окружения и на диадеме): в росписи павлиньих перьев применен бронзовый порошок. В момент написания живопись полотна в целом походила на сверкающее и переливающееся павлинье оперение.
Необычность изломанных форм «Демона поверженного» подчёркивает его гибель, обречённость, а также отражает огромное внутреннее напряжение художника, его лихорадочные поиски образа подлинно трагедийной силы. С невероятной высоты упал Демон. Бессильно распластаны крылья. В безумной тоске заломлены руки.
И если в раннем холсте мы ощущаем хаос рождения, в котором живет надежда, то в поверженном Демоне царит крушение. Никакое богатство красок, никакие узоры орнаментов не скрывают его трагедии, его изломанная фигура, сорвавшаяся с заоблачных высот, уже зримо агонизирует, заражая весь мир вокруг себя фосфоресцирующей красотой последнего заката.
Мир погружается в сумрак, последний луч вспыхивает на венце Демона, на вершинах гор.
Как изменился герой картины 1890 года! Всего двенадцать лет отделяют того цветущего, полного сил юношу от этого смятенного, истерзанного облика. Лишь в глазах Демона сохранилась с тех лет та же тоска, сила прозрения. Но страшнее сведены брови. Глубокие морщины прорезали лоб. Гневом горят глаза.
Мятежный дух низвергнут, но не сломлен.
Современники видели в этом образе протестующее начало, непокоренного человека, прекрасного в своем величии и потрясающего – в трагедии одиночества. Демона Врубеля называли „вещим сном художника о самом себе».
Александр Блок. Что мгновенные бессилья? Время — легкий дым… Мы опять расплещем крылья, Снова отлетим? И опять, в безумной смене Рассекая твердь, Встретим новый вихрь видений, Встретим жизнь и смерть! Апрель — май 1904 |
Источник: http://www.tanais.info/art/en/node/792
Сочинение по картине Врубеля Демон поверженный
Картина Демон поверженный была написана в 1901 году. На ней изображён демон, который был побежден и теперь беспомощно лежит в ущелье. Тело отказываются служить ему, а крылья разметались в разные стороны. Демон окружён крыльями, которые сверкают, подобно костру. Тело демона покрыто синяками и царапинами. Своей формой оно напоминает скалы, в окружении которых лежит побежденный демон.
Лицо демона выражает боль и отчаяние. Его рот искажен в мучительной гримасе, хотя венец еще поблескивает розовыми оттенками.
Демона окружают струи ярко-голубого оттенка. Создаётся ощущение, что демон тонет под ними и вот-вот полностью уйдет под воду. В память о нём останется только голубое озеро.
Демон окружён яркими и темными оттенками, которые образуют удивительный контраст. Темные скалы, в которых беспомощно лежит демон, местами поблескивают различными оттенками золотого. Струи воды, наоборот, изображены яркими и контрастируют со скалами.
Такой прием обращает внимание зрителя на поток воды и заставляет воображение представить, как оно полностью заполнит скалу и поглотит несчастного демона. Также в окружении Демона присутствует лиловый цвет. Он делает картину ещё более мрачной и пугающей.
В качестве фона художник использовал горы на закате. Горы, изображённые на заднем плане, выполнены в более светлых оттенках. Есть мнение, что с помощью этого приёма художник хотел изобразить контраст между жизнью человека и его падением. Под последним художник подразумевал изменения в характере человека.
Если картине предшествовало полотно, на котором изображён сильный и уверенный в себе сидящий демон. Художник хотел изобразить гордого персонажа, которого невозможно победить. Однако в итоге эту идею не удалось воплотить на полотне. Поверженный демон выглядит ничтожно и вызывает жалость.
Автор не преследовал эту цель. Он стремился сделать его сильным и несломленным. Показать, что демон всегда остаётся гордым и непобедимым, даже будучи низвергнутым.
Таким образом, художник стремился показать, что в человеке имеется множество сильных качеств, которые он стремится подавить под влиянием религии.
То, что идею не удалость воплотить демонстрирует трагедию самого художника. Это говорит о крахе идей автора, которыми он руководствовался при написании картины.
Описание настроения картины Врубель — Демон поверженный
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Герасимова После дождя мокрая терраса 6 класс
При первом взгляде на картину можно увидеть террасу, насквозь промоченную только что прошедшим ливнем. Скамья, пол и все предметы, находящиеся на террасе отражаются в водной глади, как в зеркале. - Сочинение по картине Мика Морозов Серова 4 класс
Серов Валентин Александрович, был превосходным мастером живописи. Его работы вызывали бурю эмоций у зрителя. Совсем недавно, я нашла работу Серова под названием «Мика Морозов». - Брюллов
Ещё с тех пор, когда Брюллов обучался в академии, преподаватели подмечали, что он зрел и гениален не по годам. Также принято считать, что – «Нарцисс, любующийся своим отражением» лучшее, что он написал в тот нелегкий для него период жизни и обучения - Сочинение по картине Петрова-Водкина Селедка
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич – это автор многих картин, он сильный, своеобразный, необыкновенный художник с собственным уникальным видением на цвета, формы, композиции. - Сочинение по картине Айвазовского Море. Лунная ночь 9 класс
Ночь укрыла всё вокруг своим тёмным крылом. Спит всё вокруг под убаюкивающий шёпот волн. Небо с плывущими по нему белыми облаками, луна, море и одинокий парусник. Сквозь облака выглянула луна и осветила море холодным желтым цветом.
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/drugie/vrubel-demon-poverzhennyj-opisanie
Сочинение по картине Демон поверженный Врубеля
М.А. Врубель написал свою знаменитую картину «Демон поверженный» в начале 20 века. На картине изображен побежденный демон, который лежит в пещере. Демон изможден, истощен, а его тело сплошь покрыто ссадинами и синяками.
Его крылья раскиданы в разные стороны. Демон изображен в неестественной позе, в позе существа, рухнувшего с огромной высоты.
С первого взгляда тело демона даже сложно увидеть, так как оно почти сливается со скальным пейзажем, который мастерски написал Врубель.
Лицо демона искажено в душераздирающей гримасе. Мы видим отчаяние и страдание в его лице.
Около фигуры демона мы видим голубые струи воды. Художник создал впечатление, что демон вот-вот утонет, уйдет под воду навсегда.
Картина написана удивительными красками, полными контрастов. Здесь демона окружают яркие и темные краски, а в скалах можно увидеть золотые оттенки. Потоки воды сильно контрастируют со скалами. С помощью этого приема художник делает акцент на воде, заставляя нас представить, как демон уходит под воду. На картине мы видим и лиловый цвет, он делает картину более «тяжелой», пугающей, зловещей.
На заднем плане картины изображены горы, они написаны в светлых тонах. Такой контраст Врубель сделал не просто так. Таким образом, художник пытался сопоставить жизнь человека с его падением.
Демон выглядит сломленным, его жалко, он побежден. Однако, сам автор картины вовсе не преследовал цели изобразить жалкого побежденного демона. Врубель стремиться нарисовать гордого, сильного, несломленного демона. Считается, что художник показал, что человек имеет много сильных качеств, которые приходится подавлять в себе под гнетом религии.
К сожалению, Врубелю не удалось воплотить свою идею в жизнь, перенести ее на холст. Образ демона вышел слабым и безумным. Это рухнувший демон, поверженный, переломанный.
«Демон Поверженный» — это апофеоз русского экспрессионизма. Врубелю удалось полно, эффектно и мощно воспроизвести внутреннюю драму человека.
Картина «Демон Поверженный» входит в цикл картин Врубеля, героями которых были демоны. В данный момент произведение можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.
Отзыв
Странная картина, в ней какая-то несоразмерность. Будто главный герой, тот самый демон, зажат между рамами. Туловище его направлено вниз, а голова повернута под пугающим углом. Присмотреться, так руки у него слишком уж вытянуты, заломлены, то же самое можно сказать про туловище… Хорошо, что это не человек нарисован, а демон.
Кожа у него серая… Или просто такое ощущение в сумерках? Но так как некоторые религиозные герои обладали светящейся или даже синей кожей, то ничего удивительного. Синие обрывки одежды сползли вниз по телу – вверх по картине. Вообще, они похожи на реки.
Выражение лица у демона задумчиво-суровое, скорей. По крайней мере, тут совсем нет никакой паники, страха, желания спастись. Кажется, что он что-то обдумывает. Глаза устремлены в пустоту – мимо зрителя, даже наверх. Возможно, что на вершину, откуда его сбросили.
Вокруг глаз — темнота, которая даже похожа на маску. Губы сжаты, уголки опущены вниз. Брови нахмурены! Вид, конечно, недовольный. На голове что-то вроде сползшей короны. Черные волосы гривой вокруг.
Такое ощущение, что демон руками схватил голову, чтобы она не укатилась.
И сначала я подумал, что герой лежит на ковре с узором. Но откуда в горах такой ковёр? Вокруг горные вершины, мы видим закат. Но, наверное, это крылья демона, а узор похож на павлиньи перья. Может быть, это намёк на гордыню, за которую демон наказан. Он ведь был, как я слышал, богоборцем. И на картине как раз момент падения демона.
Вся картина выполнена в темных, холодных цветах. Многие цвета повторяются. Синие обрывки – в горах, золото на крыльях – в отблеске заката. Даже золотые полоски на крыльях от мрачности не спасают. Темное произведение.
Эту и ещё несколько картин Васнецов написал по мотивам поэмы Лермонтова. На этой, как я посмотрел, герой самый непропорциональный, странный. Но это и правильно. Демон ведь может менять обличье. Сейчас он ещё, буквально, не собрался.
Наверняка, ему не до того в этот момент, чтобы подобрать и сформировать себе приятную нашему глазу внешность.
Меня картина удивляет, хорошо, что не пугает. Не всегда хочется её рассматривать, выискивать детали, слишком уж она мрачная.
Другие темы:
← Царевна Лебедь↑ ВрубельВрубеля Тамара и Демон →
`
Источник: http://SuperSochinenie.ru/sochineniya/po-kartinam/vrubel/demon-poverzhennyj
Лекция
16 января в 15.00 в Центральной районной библиотеке им. В.Г.
Белинского в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» состоялась лекция, посвященная 115-летию картины «Демон поверженный» Михаила Врубеля .
Ведущая мероприятия Алсу Юнусова рассказала участникам встречи о творческом своеобразии этого художника, а также об истории создания его необычной и во многом мистической работы.
Сказочно-мистический мир Врубеля, его чувственная эстетика завораживали, притягивали и… отталкивали современников.
Его творчество, его дух остаются загадкой — болезненное или гениальное сознание вело этого художника? Даже когда он обращался к темам русского эпоса или библейским образам, даже в пейзажах и натюрмортах сквозила излишня страстность, буйность — вольность, опровергающая устоявшиеся каноны. Что уж говорить о демонах и духах!
Картина Михаила Врубеля «Демон поверженный» писалась в течение 1901-02 годов. Тема Демона была не чужда Врубелю, к этому времени художником были созданы уже три картины с его участием. Герой картины никак не отпускал своего создателя.
Врубель постоянно менял выражение лица Демона, даже когда картина уже была представлена публике, и никак не мог придти к окончательному варианту. Ему не хотелось, чтоб его героя жалели.
Именно поэтому на картине глаза Демона гневно сверкают.
Да, он повержен, тело его изломано, а крылья рассыпаны, на его венце отражается розовый свет потерянного рая, но все равно он не признает себя неправым.
Картина написана в оригинальном «врубелевском» стиле, похожем на мозаику. Этот эффект достигался благодаря широким мазкам, наложенным мастихином.
К сожалению, художник не задумывался о сохранности картины и поэтому добавлял в краски порошок бронзы, который придавал им особый блеск, но именно этот прием привел к тому, что картина со временем потемнела, и сейчас она выглядит намного хуже остальных работ художника.
Именно эта картина окончательно подорвала нервное состояние художника. Начался период острого нервного расстройства, которое в итоге и сгубило Мастера. Наказание ли это за любовь к столь темному персонажу со стороны светлых сил или плата тем же темным силам, за право изображать их – нам это, наверное, никогда не станет известным.
Стоит отметить, что Врубель был первым, кто нарушил запрет на изображение нечистой силы на холсте. Все потому, что все художники, которые рисовали демонов, вскоре умирали. Именно поэтому существовало убеждение, что «играть с огнем», в данном случае с дьяволом, нельзя.
Об этом свидетельствуют десятки не связанных между собой событий. Многие уверяют, что именно из-за нарушения данного запрета силы тьмы наказали Врубеля, лишив его рассудка. Но как было на самом деле, остается загадкой.
И каждый человек может составить собственное видение творчества гениального живописца и его героев, выработать собственное отношение к ним. Ясно одно: тематика, выбранная Врубелем, всегда остается актуальной.
В мире всегда было и будет существовать противостояние зла и добра, света и тьмы, прекрасного и чудовищного.
Источник: https://rusmuseumvrm.ru/data/events/2017/01/lekciya_demon_poverzhenniym_vrubelya_posvyaschennaya_115_letiyu_sozdaniya_kartin/
Поверженный демон
В начале 1902 года одна из самых известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный» — была показана публике на выставке в Санкт-Петербурге. Незадолго до этого события окружающие стали замечать у художника симптомы психического расстройства.
Воспоминания друзей и родных позволяют восстановить хронологию последних скорбных лет жизни гениального художника, который до конца жизни был верен творчеству.
1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. Пара готовилась к этому событию очень весело, им казалось, что рождение ребенка не помешает их элегантной и светской жизни, они фантазировали, как уже с ребенком поедут за границу выставлять «Демона».
Супругов ждало страшное огорчение — мальчик родился с раздвоенной верхней губой, это глубоко поразило Михаила Врубеля. С того самого момента его близкие и знакомые стали замечать, что с художником происходит что-то неладное.
Врубель пишет портрет сына, которого назвали Саввой, причем придает его облику то выражение крайней тревоги, которую, вероятно, переживает он сам.
В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге.
Вот что о той выставке вспоминает сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге: «Михаил Александрович, несмотря на то что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее, и я с ужасом видела каждый день перемену.
Были дни, что „Демон“ был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота… Вообще, несмотря на болезнь, способность к творчеству не покидала Врубеля, даже как будто росла, но жить с ним уже делалось невыносимо».
В марте 1902 года художник впервые был помещен в частную психиатрическую лечебницу. В картине болезни преобладали идеи собственного величия, наступил период столь сильного возбуждения, что на полгода прервались свидания даже с самыми близкими людьми — женой и сестрой.
В сентябре того же года Врубеля перевезли в клинику психиатра Сербского, в одном пальто и шляпе, даже без белья, так как говорили, что он уничтожил все свои вещи.
В этой больнице дело пошло гораздо лучше, он писал совершенно логичные письма родным, а по совету доктора стал вновь заниматься живописью.
18 февраля 1903 года Михаил Врубель вышел из клиники, но был очень грустным, а к апрелю совсем «расклеился»: часто плакал, тосковал, говорил, что никуда не годен, работать вовсе не мог, хотя ему предлагали разные заказы.
3 мая 1903 года случилось несчастье — умер Саввочка, единственный ребенок Врубелей.
Перед лицом этого горя Михаил Александрович вел себя очень мужественно, лично занялся организацией похорон, старался поддержать жену, которая была в отчаянии.
После похорон сына Врубели уехали в свое имение под Киевом, там художник стал сильно нервничать, требовал, чтобы его скорее везли в лечебницу. Кто-то посоветовал определить Врубеля в одну из психиатрических клиник Риги.
На этот раз болезнь была совершенно другого характера: от мании величия не осталось и следа, напротив, ее сменило полное угнетение. Врубель был уныл и грустен, считал себя ничтожеством и хотел лишиться жизни.
Осенью сестра художника перевезла его из Риги в Москву. В московской клинике он стал рисовать очень удачные портреты больных, но мысли его путались, Врубелю казалось, что и жена, и сестра тоже являются пациентами психиатрической больницы.
Рисунки, сделанные в клинике, были представлены на выставке московских художников, в них не было видно и тени болезни.
В этот период Врубель написал картину «Шестикрылый Серафим», изображающую ангела с горящей лампадой, очень красивую вещь, выполненную жгучими и яркими красками.
К весне 1904 года художнику было так плохо, что врачи и родственники думали, что он не доживет до лета, хотели везти его за границу, но потом оставили эти планы.
На лето московские клиники закрывались, поэтому психиатр Сербский посоветовал поместить Врубеля в недавно открытую в окрестностях Москвы лечебницу психиатра Усольцева.
Больные в этой лечебнице жили вместе с семьей доктора и пользовались большой свободой.
- Переезд в клинику Усольцева принес удивительную пользу: Врубель стал есть (до этого он отказывал себе в пище, считая себя недостойным еды), мысли его прояснились, он рисовал, писал письма родным и друзьям, а через два месяца настолько поправился, что вернулся домой.
- После выписки художника из лечебницы Врубели переехали в Петербург, где Михаил Александрович вел жизнь абсолютно здорового человека: он снял квартиру, провел в ней электричество и очень много работал.
- В этот период Врубель начал писать свою удивительную «Жемчужину», которая сейчас находится в коллекции московской Третьяковской галереи.
К началу 1905 года жена стала замечать у Врубеля сильное возбуждение, он стал несговорчивым, раздражительным, непомерно тратил деньги на совершенно ненужные вещи. Жене художника пришлось «выписать» из Москвы психиатра Усольцева, который увез Врубеля в свою московскую лечебницу.
Усольцев действовал на больного успокаивающе. Оказавшись в клинике, Врубель начал спать, а бессонница всегда была одним из опасных симптомов его болезни.
Родственники надеялись, что на этот раз болезнь не будет продолжительной, увы, но они ошиблись — возбуждение в очередной раз сменилось угнетением.
Несмотря на болезнь, Врубель не прекращал работать: он нарисовал портрет всей семьи Усольцевых, многих больных и поэта Брюсова, который навещал художника.
Брюсов оставил очень интересные воспоминания о своей первой встрече с Михаилом Врубелем, состоявшейся в клинике Усольцева:
«Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды.
Первое впечатление: сумасшедший! После обычных приветствий он спросил меня: „Это вас я должен писать?“ И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Сразу выражение его лица изменилось.
Сквозь безумие проглянул гений»
Когда Врубель писал Брюсова, окружающие стали замечать, что у него происходит что-то странное с глазами, художник вынужден был подходить очень близко, чтобы разглядеть модель. Новое страдание приближалось с ужасающей скоростью, кончив портрет Брюсова, Врубель почти не видел своей работы.
Михаил Врубель понимал весь ужас своего положения: художник, мир которого был сказочно прекрасен, — теперь почти слепой… Он стал отказываться от еды, говоря, что если будет голодать 10 лет, то прозреет, и рисунок у него будет необыкновенно хорош.
Несчастный художник теперь стеснялся знакомых, он говорил: «Зачем им приходить, я ведь их не вижу».
Внешний мир все меньше соприкасался с Михаилом Врубелем. Несмотря на все старания его сестры и жены, которые регулярно навещали художника, он погружался в мир собственных грез: рассказывал что-то вроде сказок, что у него будут глаза из изумруда, что он создал все свои произведения во времена Древнего мира или эпохи Возрождения.
Последний год жизни художник все настойчивее отказывался от мяса, говоря, что не хочет есть «убоины», так что ему стали сервировать вегетарианский стол. Силы постепенно покидали Врубеля, иногда он говорил, что «устал жить».
Сидя в саду в свое последнее лето, он как-то сказал: «Воробьи чирикают мне — чуть жив, чуть жив». Общий облик больного становился как бы утонченнее, одухотвореннее. Врубель шел к концу с полным спокойствием.
Когда у него началось воспаление легких, перешедшее затем в скоротечную чахотку, он воспринял это спокойно.
В последний сознательный свой день, перед агонией, Врубель особенно тщательно привел себя в порядок, горячо поцеловал руки жены и сестры и больше уже не разговаривал.
Только ночью, ненадолго придя в себя, художник сказал, обращаясь к человеку, который за ним ухаживал: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». В этих словах было какое-то предсмертное пророческое предчувствие: уже через сутки Врубель в гробу был торжественно привезен в Академию художеств — свою alma mater.
Закончить рассказ хочется словами психиатра Усольцева, который, как никто другой, ценил Михаила Врубеля, понимая всю сложность его гениальной личности:
«Часто приходилось слышать, что творчество Врубеля — больное творчество.
Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить.
Творчество было в основе, в самой сущности его психической личности, и, дойдя до конца, болезнь разрушила его самого… Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров, и глубоко здоров».
- Источник: izbrannoe.com
- ОТПРАВИТЬ:
Источник: http://www.chaskor.ru/article/poverzhennyj_demon_42563