Хотите получать интересные статьи на email каждое утро и расширять кругозор? Присоединяйтесь к Eggheado!
Ян ван Эйк — выдающийся нидерландский живописец, один из основоположников искусства Раннего северного Возрождения.Термин «art nova» — новое искусство, позаимствованный из истории музыки, — очень точно определяет искусство Нидерландов первой половины XV в.
Не возрождение античности, как в Италии, а самостоятельное, интуитивное и религиозно-мистическое познание мира легло в основу новой североевропейской культуры.
Человек — не вершина творения, а всего лишь одно из свидетельств могущества Творца. Небо и земля, растения и животные, сам человек и созданное руками его — все заслуживает благоговейного внимания. И это ощущение божественной драгоценности повседневного бытия, живущее в творчестве Яна ван Эйка, послужило во многом исходным пунктом развития реализма в истории европейской живописи.
Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейк. Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426 г.
Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов, впервые упомянут между 1422 и 1426 годами как «мастер Ян» в ранге камер-юнкера у графа Иоганна III (герцога Баварии).
С 1425 г. он — художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго, который высоко ценил его как художника и щедро оплачивал его работы.
Ван Эйк пользовался неограниченным доверием своего герцога, выполнял для него деликатные дипломатические поручения, одним из которых было устройство брака герцога с принцессой Португалии Изабеллой.
С 1430 года и до конца жизни ван Эйк жил в Брюгге, где в 1431 году купил дом. Он был женат и имел десять детей.
Творчество ван Эйка знаменует собой переход от традиций Северной готики к новой традиции, известной как Северное Возрождение. В нём христианский символизм причудливо сочетается с предельным натурализмом.
Художник безупречно владел кистью (его полотна отличаются ювелирной филигранностью исполнения), при этом отличался исключительной скромностью: его девизом было — «Как могу».
Ван Эйка считают изобретателем масляных красок, хотя на самом деле он лишь усовершенствовал их. Но именно после него масло получило всеобщее признание, масляная техника стала традиционной для Нидерландов; в XV в. пришла в Германию и во Францию, оттуда — в Италию
Самое крупное и знаменитое произведение ван Эйка — Гентский алтарь, начатый, возможно, его братом Хубертом.
Ян ван Эйк работал над ним по заказу богатого бюргера Йодока Вейдта для его семейной капеллы в 1422—1432 гг. Это грандиозный многоярусный складывающийся алтарь из 24 картин с изображением 258 человеческих фигур. Сейчас находится в Соборое Святого Бавона в Генте(Бельгия).
Среди шедевров Яна ван Эйка — «Мадонна канцлера Ролена»:
Также портрет купца, представителя банкирского дома Медичи, Джованни Арнольфини с женой — так называемый «Портрет четы Арнольфини»:
Интересно, что в истории искусства «Портрет четы Арнольфини» — одна из первых картин, подписанная самим художником.
«Здесь был Ян ван Эйк. 1434»
Вплоть до XV века было не принято подписывать свои картины.
Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г.
- «Богоматерь каноника ван дер Пале» (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге):
- Триптих «Богоматерь в церкви» (1437, Картинная галерея, Дрезден):
- «Портрет человека в красном тюрбане» (1433, Национальная галерея, Лондон):
- «Портрет Маргареты ван Эйк», — жены художника (1439, масло на дереве, 32.6 x 25.8 см, Муниципальная художественная галерея, Брюгге):
- «Стигмата Св. Франциска» (ок. 1428—1430, масло на панели, 28 x 33 см, Galleria Sabauda, Турин)
- «Портрет Ювелира» (Человек с Кольцом; ок. 1430, дерево, 16.6 x 13.2 см, Румынский Национальный музей, Бухарест)
Источник: https://medium.com/eggheado-art/-27f50ab448d9
Любимые художники. Ян ван Эйк
Начинаю новую рубрику. Поскольку основную работу за меня уже выполнили сами художники, постараюсь сделать её регулярной (скажем, раз в неделю). Это не будет какой-то топ: сколько будет художников и в каком порядке — я пока и сам не знаю.Так же хочу обратить внимание на то, что в заголовке употреблено слово «любимые», а не «лучшие».
Всё это — лишь мои субъективные впечатления (впрочем, как и всё в этом ЖЖ). А личные пристрастия, знаете ли, штука неожиданная — я иногда и сам не могу объяснить (хотя постараюсь это сделать), почему мне нравится этот художник и оставляет равнодушным другой. Например, я весьма спокойно отношусь к искусству Возрождения.
Я понимаю, что Леонардо, Микеланджело и Рафаэль — величайшие художники, и осознаю их вклад в историю искусств — но вот не трогают. А вот так называемое «северное возрождение» мне почему-то симпатично. С его представителя и начнём.Ян ван Эйк (1385-1441)
Наверное, самая известная его работа: «Портрет Путина и дамы в зелёном четы Арнольфини». 1434 год. Размер оригинала 81,8 × 59,7 см. Висит в Лондонской национальной галерее.
Художник, как и полагалось в то время, писал много на религиозную тематику. Но были у него и такие бытовые вещи.Характерная особенность ван Эйка (признаюсь, этим он мне и нравится) — насыщенность картин деталями и всевозможными визуальными трюками. За это его ценят любители поиска символов и тайных смыслов (впрочем, символизм был весьма характерен для живописи того времени).
Давайте посмотрим повнимательней. Самое светлое пятно, причем в самом центре картины — соединённые руки. А над ними зеркало, в котором отражаются герои и комната.Если предположить, что герои позировали для портрета — в зеркале мы должны были бы увидеть самого художника. Но его нет, а есть две фигуры в дверях — видимо, пришли гости. Впрочем, художник всё-таки присутствует: затейливая надпись на стене над зеркалом гласит «Здесь был ван Эйк» — говорят, это одна из первых подписей на картине в истории живописи.Ещё одна деталь, которую любят толкователи символов — в люстре горит всего одна свеча, над мужчиной.
Но оставим символы — просто интересно разглядывать картину, костюмы, интерьер и детали быта.Фрукты на столике, а один — на подоконнике.
Герои сняли обувь и стоят босые.
Ну и, конечно, шикарная шляпа на мужчине.
Ещё одна вещь, которая мне очень нравится — «Мадонна канцлера Ролена» (1435 г., 66 × 62 см, Лувр)
Заказчик картины — канцлер Бургундии Николас Ролен. Он и изображен на ней, молящийся перед Мадонной.Здесь тоже есть, что порассматривать.
Сад, с гуляющими павлинами и две мужских фигуры, разглядывающие что-то вдали. Есть гипотеза, что в виде таких второстепенных и не сразу заметных персонажей, ван Эйк изображал самого себя. В частности, красный тюрбан на голове одного из этих мужчин считают отсылкой к вот этому автопортрету ван Эйка.»Мужчина в тюрбане (предположительно автопортрет)» (1433 г., 33,3 x 25,8 см, Лондонская национальная галерея)
- Впрочем, атрибуция картин, как выясняется, штука тонкая — где гарантия, что это именно Арнольфини, а не кто-то ещё, может быть даже сам ван Эйк?
В похожем тюрбане ван Эйк изобразил и уже знакомого нам Джованни Арнольфини (1935 г, 29 x 20 см, Берлинская картинная галерея)Но давайте посмотрим ещё несколько работ (насколько это позволяют сделать картинки из сети).Адам и Ева — фрагменты Гентского алтаря (алтарь в соборе Святого Бавона в городе Гент, Бельгия).Посмотрите, какие фигуры — как будто актёры в каком-то артхаусном кино. Это вам не идеально красивые люди Высокого Возрождения.»Мадонна у фонтана» (1439, 19 x 22,2 см, Королевский музей изящных искусств Бельгии).»Мадонна Лукка» (1436, 65.5 x 49.5 см, Штеделевский художественный институт)»Св. Иероним в своей келье» (1432, 12,5 x 19,9 см, Детройтский институт искусств)
- Я не большой поклонник Фриды Кало, но наткнувшись в Петербурге на выставку их с Диего Риверой, зашёл полюбопытствовать. И «вживую»…
- Будучи в Петербурге, разумеется, не мог не сходить в Эрмитаж (тем более, что жил практически по-соседству). Все, наверное, слышали байку про то,…
- В Москву заезжал по дороге в Петербург. Целью визита на это раз было вот это: В Третьяковку привезли большую выставку Эдварда Мунка. Знаменитый…
Источник: https://savin-andrey.livejournal.com/81328.html
Ян ван Эйк
Ян ван Эйк – яркий представитель изобразительного искусства эпохи раннего Северного Возрождения. Голландский художник положил начало направлению под названием «art nova». Он был в числе первых авторов, подписывавших картины. Его работы отличала подробность изображения деталей и невероятная точность, заставлявшая экспертов думать, что художник использовал в работе оптические приборы.
Детство и юность
Биография живописца остается загадкой, так как не обнаружено документов, подтверждающих многие факты. Исследователям остается только делать предположения и строить гипотезы.
Например, точная дата появления Яна ван Эйка на свет неизвестна. Принято считать, что он родился в период с 1385 по 1390 годы. Его родиной мог быть городок под названием Маасейк или другой провинциальный населенный пункт, Лимбург.
Сегодня оба города принадлежат территории Бельгии.
Портрет Яна ван Эйка
Знаменитый художник воспитывался с братьями Губертом и Ламбером, а также с сестрой Маргаритой. С именем Губерта ван Эйка связано много споров. Некоторые ученые считают, что живописи Яна учил именно он. Старший брат передавал младшему свои навыки и участвовал в создании некоторых произведений.
Исследователи предполагают, что своеобразный «семейный дуэт» мог быть успешным. Но в противовес им регулярно выдвигаются версии о том, что брат не был причастен к творчеству ван Эйка и мог не существовать вовсе. Дело в том, что данные книги и источники зачастую расходятся, поэтому выстроить реалистичную картину событий непросто.
Портрет Губерта ван Эйка
Первые работы художника не сохранились, но есть подтверждения того, что его карьера началась в 1422 году. В это время Ян ван Эйк стал придворным живописцем графа Иоганна III Баварского и жил в Гааге. По современным меркам, художник был молод, но подобного статуса мог добиться только искусный мастер. К тому моменту портретист успел обзавестись учениками и собственной школой.
Живопись
Авторская манера Яна ван Эйка была отражением позднего средневековья в сочетании с реализмом. Искусствоведы отмечают в работах художника отпечаток вдохновения произведениями Томмазо да Модена и Робера Кампена. Экспериментатор ван Эйк удивлял поклонников невероятной точностью, реалистичностью изображения материалов и света.
Гентский алтарь
Некоторые искусствоведы предполагают, что творческую деятельность художник начинал с миниатюр. Его авторству приписывают работы «Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», датированные 1415-1417 годами.
Одной из известнейших работ художника стал Гентский алтарь, расположенный в бельгийском Генте, в соборе Сент-Бавон. Полиптих состоит из 12 дубовых створок с изображениями.
Существует мнение, что Ян работал над ним с братом Губертом.
Произведение было представлено публике в 1432 году. Оно описывает день Возвещения, в который к деве Марии пришел Гавриил. Также на нем изображены Иоанн Евангелист и Иоанн Креститель. Интерьер алтаря представляет собой «Поклонение ягненку», пейзаж, который педантичный в работе над деталями ван Эйк создал с невероятной точностью. Соседние картины изображают Адама и Еву, ангелов и Бога Отца.
Картина Яна ван Эйка «Мадонна канцлера Ролена»
Живописец уделял особое внимание религиозной тематике и часто изображал Мадонну. Первой работой этого направления стала «Мадонна с младенцем, или Мадонна под балдахином», датированная 1433-м.
Годом позже ван Эйк создал «Мадонну каноника Ван дер Пале» и в 1436-м явил публике «Мадонну канцлера Ролена», считающуюся одним из искуснейших творений автора.
В 1439 году из-под его кисти вышла «Мадонна у фонтана».
В качестве наследия ван Эйк оставил много портретов, выполненных с подчеркнутой объективностью и графической точностью. Его непревзойденная манера порождала домыслы о том, что художник использует оптические приборы, позволяющие точно передать особенности внешности каждой изображаемой персоналии.
Картина «Портрет мужчины в красном тюрбане», предполагаемый автопортрет Яна ван Эйка
Убедиться в проработке деталей можно, ознакомившись с его работами: «Портрет мужчины в красном тюрбане», «Портрет жены Маргарет ван Эйк», «Чета Арнольфина». Последнее, Джованни Арнольфини и его невесты – картина, по значимости не уступающая Гентскому алтарю.
Особенность работ ван Эйка заключалась в том, что он стал изображать героев по пояс, а не по грудь, как это было принято раньше, и в повороте в 3/4. Художник сосредотачивался на индивидуальности каждого изображаемого персонажа.
Картина Яна ван Эйка «Чета Арнольфина»
Интересный факт: некоторые исследователи утверждают, что ван Эйк был человеком, открывшим масляную живопись. Он не был первопроходцем, но серьезно повлиял на становление этого направления в изобразительном искусстве. Вероятно, портретист создал новый вид смеси, в которую входила темпера. Светоносность красок художника скептики объясняют этим предположением.
Благодаря продуманности композиции работы ван Эйка выглядят единым целым с нужной толикой символизма и особенностью изобразительной манеры. Перспектива, используемая в работах вкупе со светопередачей, создавала особенный пластический эффект.
Личная жизнь
Ян ван Эйк был женат. О его личной жизни, как и о происхождении, известно немного. В 1430-е годы вместе с супругой художник перебрался в Брюгге, где купил дом. В 1434-м в семье появился первенец, крестным которого стал герцог Филип III. Исследователи уверяют, что у ван Эйка было 10 детей.
Портрет Маргарет ван Эйк, жены Яна ван Эйка
О внешности супруги живописца исследователи судят по портрету, созданному им самим. Ян написал картину незадолго до смерти и, судя по всему, собирался преподнести супруге на день рождения. Женщина на картине не идеализирована. Маргарет не была привлекательной, но ее облик хранит печать благородства и глубины.
Любопытно, что это изображение жены художника после его кончины было передано Гильдии художников. Вплоть до 18 века организация выставляла его на обозрение публике в день Святого Луки – национальный праздник художников. Картина считалась образцом мастерства.
Смерть
Ян ван Эйк скончался 9 июля 1441 года в Брюгге, где провел остаток дней. Точная причина смерти художника не освещается. Его могила располагалась на территории церкви Святого Донациана вблизи дома, принадлежавшего живописцу.
Памятник Яну ван Эйку в Брюгге, Бельгия
Спустя год после кончины брат Яна, Ламбер, попросил у герцога разрешения на перезахоронение тела ван Эйка и получил разрешение. Кроме того, покровитель назначил пожизненное содержание вдове художника.
Картины
- 1432 – «Гентский алтарь»
- 1433 – «Портрет человека в красном тюрбане»
- 1433 – «Мадонна с читающим ребенком»
- 1434 – «Портрет четы Арнольфини»
- 1435 – «Портерт мужчины с гвоздикой»
- 1436 – «Мадонна канцлера Ролена»
- 1437 – «Святая Варвара»
- 1438 – «Голова Христова»
- 1439 – «Портрет Маргарет ван Эйк»
- 1440 – «Портрет Христа»
Источник: https://24smi.org/celebrity/24380-ian-van-eik.html
Ян ван Эйк (1385/90-1441)
Главная — Художники — Ян ван Эйк
Ян ван Эйк — выдающийся нидерландский живописец, один из основоположников искусства Раннего северного Возрождения.
Термин «art nova» — новое искусство, позаимствованный из истории музыки, — очень точно определяет искусство Нидерландов первой половины XV в. Не возрождение античности, как в Италии, а самостоятельное, интуитивное и религиозно-мистическое познание мира легло в основу новой североевропейской культуры.
Человек — не вершина творения, а всего лишь одно из свидетельств могущства Творца. Небо и земля, растения и животные, сам человек и созданное руками его — все заслуживает благоговейного внимания. И это ощущение божественной драгоценности повседневного бытия, живущее в творчестве Яна ван Эйка, послужило во многом исходным пунктом развития реализма в истории европейской живописи.
Ян ван Эйк появился на свет в конце XIV века в уголке Европы, который сейчас лежит на стыке границ Бельгии, Голландии и Германии, но относится к Бельгии. Точная дата его рождения неизвестна. Её вычисляют приблизительно. Первые документысвидетельствующие о жизни ван Эйка относятся к 1422г. В то время он уже был состоявшимся художником, примерно около 30 лет.
Получается что родился он в 1395г. Чтобы не очень ошибиться, от этой даты отнимают 10 лет и считают приблизительно год рождения в интервале 1385-1390гг.
С местом рождения художника тоже проблемы. С XVI традиционно считается, что это был городок Маасейк (сейчас Бельгия).
Мотивировки у подобного выбора две: созвучие имени живописца с названием городка , а также подтверждённый факт, что дочь ван Эйка стала монахиней монастыря, расположенног в Маасейке.
Некоторые исследователи считают родиной ван Эйка город Маастрихт, в 15 милях южнее (сейчас Голландия) потому что в XIV-XVвеках там часто встречалась фамилия ван Эйк.
Полагают что у Яна было два брата и сестра. Во всех энциклопедиях написано, что старший брат, Хуберт, тоже крупный художник, привлёк Яна к живопси. Но это только версия. На самом деле, когда и у кого учился Ян ван Эйк мы доподлинно не знаем.. На картинах художника встречаются надписи на французском, латинском, греческом, фламандском (родном для ван Эйка) и на иврите.
Знание языков, символика и образы картин, показывают человека с пытливым, острым умом и хорошо развитым воображением.. И только это может сообщить нам о его хорошем образовании.
Слухи о профессиональном обучении у брата Хуберта основаны на книгах напечатанных в 1560годах. А в письмах итальянского знатока живописи, в 1524г, упоминается, что Ян ван Эйк готовился стать иллюстратором рукописных книг.
Если учесть его привязанность к мелким и точным деталям, характерным для илюстраций помещаемых в манускриптах, то и это может быть достоверно, но не исключает и первую версию.
Начиная с 1422г появляются впервые некоторые сведения о жизни живописца.
Известно, что 24 октября 1422г он, уже известный живописец, работал в Гааге, где был придворным живописцем Иоанна Баварского, графа Голландии, Зeландии и Геннегау, двор которого располагался в Гааге. Он занимался оформлением графского дворца, но ни одна работа того времени не сохранилась.
После смерти Иоанна Баварского мастер, пользующийся громкой славой, покинул Голландию и обосновался во Фландрии. Весной 1425 г. в Брюгге он был принят на службу к Филиппу Доброму, герцогу Бургундскому, «со всеми почестями, преимуществами, свободами, правами и выгодами». В том же году художник переехал в Лилль.
Отношения с герцогом сложились очень тёплые. На этой службе Ян ван Эйк оставался, до самой своей кончины. Все 16 лет, проведенных рядом с Филиппом, Ян Эйк значился одновременно камергером и придворным живописцем.
Несколько раз художник выполнял по просьбе Филиппа то, что принято называть «секретными миссиями». Своё расположение к живописцу герцог неоднократно подчёркивал подарками и денежными выплатами.
Был он и неизменным крёстным отцом детей ван Эйка.
Одну из денежных выплат Филипп сопроводил письменным указанием своему казначейству выдать деньги «без возражений и промедления, поскольку нам никогда не найти человека, столь же преданного, как мастер ван Эйк, и равного ему по мастерству».
В Брюгге художник обосновался ненадолго. Вскоре он обосновался в Лилле, где находилась официальная резиденция герцога. Спокойная жизнь нарушалась долгими и короткими отлучками по делам.
По роду своей службы или, может, ввиду особого доверия, Ван Эйк дважды направлялся могущественным правителем в «некое секретное путешествие».
Так в 1427г ван Эйк выезжал с тайным поручением в Тур, расположенный в десяти милях от Лилля. На следующий год ему пришлось отправится гораздо дальше, в Португалию.
19 декабря 1428г. ван Эйк, в качестве дипломата,вместе с послами Филиппа, отбыл в Лиссабон с заданием подготовить почву для заключения брака между о заключении брака между вдовцом-герцогом Филиппом и португальской принцессой Изабеллой.
Сильный шторм вынудил послов сделать остановку а Англии (то же самое произошло и на обратном пути).
Исполняя возложенную на него миссию, в Португалии художник написал два портрета невесты (не сохранились) и отослал своему господину вместе с проектом брачного договора. Так часто тогда делалось «для знакомства». Миссия была успешно выполнена, и 25 декабря следующего года ван Эцк вернулся во Фландрию выместе со свадебным кортежем португальской инфантой.
Помимо своей прямой художественной работы придворного живописца герцога Филиппа Доброго, ван Эйк выполнял заказы церквей и местных купцов.
Не позднее 1426 г. была написана «Мадонна в церкви» — одна из ранних работ Ван Эйка. Как и большинство его произведений картина как бы светится изнутри, рождая ощущение возвышенной радости. Такой поразительный эффект внутреннего свечения достигался за счет послойного нанесения масляной краски на белую гипсовую грунтовку, тщательно отшлифованную и покрытую лаком.
Тут надо немного остановиться на открытии художника, давшем толчок бурному распространению техники масляной живописи по Европе. Дело в том, что Яна ван Эйка долгое время считали изобретателем масляных. красок. Это не совсем так.
Красящие составы на основе растительных масел были известны еще в ХII в., но популярностью не пользовались: они долго сохли, часто блекли и растрескивались. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. Лишь Ван Эйк, где-то около 1410 г.
, нашел ту магическую формулу, которая делала краски быстросохнущими, позволяла живописцу наносить их плотными или прозрачными слоями, не опасаясь смешения. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков.
И самое главное — тонкая масляная пленка наподобие линзы одновременно и отражала падающий свет, и вбирала его в себя, создавая тот самый эффект внутреннего сияния картины.
Период высшей творческой зрелости Яна ван Эйка пришелся на 1430-е гг. К этому времени художник переехал из Лилля в Брюгге, купил дом «с каменным фасадом», а вскоре женился. В 1434 г. герцог Филипп III стал крестным отцом первого из десяти детей Яна и, в связи с рождением сына, преподнес ему в подарок шесть серебряных чаш.
Взгляните на работы ван Эйка, наполненные жизнью и светом. Кажется, что драгоценные камни и драгоценные металлы на его картинах — настоящие и пылают внутренним светом. Его краски настолько прозрачны, что работы имеют уникальный, почти люминесцентный блеск.
ЧАСТЬ 2
Галерея работ
Источник: https://nearyou.ru/artniderland/n-eyck/0eyck.php
Ван Эйк Ян (Jan van Eyck)
Имя: Ван Эйк Ян (Jan van Eyck)
Годы жизни: 1390 – 1441 годы
Направление: Возрождение
Биография: «Самый главный художник нашего века» – так назвал Яна ван Эйка его младший современник, итальянский гуманист Бартоломео Фацио. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский живописец и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском».
О жизни и деятельности художника сохранилось очень мало документальных сведений. Ян ван Эйк родился в Маасейке между 1390 и 1400 годами. В 1422 году Ван Эйк поступил на службу к Иоанну Баварскому, правителю Голландии, Зеландии и Генегау. Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге.
С 1425 по 1429 год он был придворным художником бургундского герцога Филиппа Доброго в Лилле. Герцог ценил Яна как умного, образованного человека, по словам герцога, «не имеющего себе равных по искусству и познаниям». Нередко Ян ван Эйк по заданию Филиппа Доброго выполнял сложные дипломатические поручения.
Сведения, сообщаемые хроникерами того времени, говорят о художнике как о разносторонне одаренном человеке.
Уже упомянутый Бартоломео Фацио писал в «Книге о знаменитых мужах», что Ян с увлечением занимался геометрией, создал некое подобие географической карты.
Эксперименты художника в области технологии масляных красок говорят о познаниях в химии. Его картины демонстрируют обстоятельное знакомство с миром растений и цветов.
Существует много неясностей в творческой биографии Яна. Главное – это взаимоотношения Яна с его старшим братом Хубертом ван Эйком, у которого он учился и вместе с которым выполнил ряд произведений. Идут споры по поводу отдельных картин художника: об их содержании, технике живописи.
Творчество Яна и Хуберта ван Эйков многим обязано искусству иллюстраторов братьев Лимбургов и алтарного мастера Мельхиора Брудерлама, которые работали при бургундском дворе в начале XV века в стиле сионской живописи XIV века. Ян развил эту манеру, создав на ее основе новый стиль, более реалистический и индивидуальный, возвещавший о решительном повороте в алтарной живописи Северной Европы.
По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415–1417), так называемого Туринско‑Миланского часослова, исполненных для герцога Беррийского.
На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Правдивые изображения различных явлений действительности встречались в нидерландской миниатюре и до ван Эйка, но раньше ни один художник не умел с таким искусством объединять отдельные элементы в целостный образ.
Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие».
В 1431 году ван Эйк поселился в Брюгге, где стал придворным живописцем, а также художником города. А через год художник завершил свой шедевр – Гентский алтарь, большой полиптих, состоящий из 12 дубовых створок. Работу над алтарем начал его старший брат, но Хуберт умер в 1426 году, и Ян продолжил его дело.
Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. Христос родился и умер. Искупление свершилось. Хотите знать, каким образом Ян ван Эйк – не как иллюстратор молитвенника, а как живописец – пластически передал это великое таинство? Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Впереди «Источник жизни». Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн.
В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью; на алтаре – Белый агнец. Вокруг гирлянда маленьких крылатых ангелов, которые почти все в белом, с немногими бледно-голубыми и розовато-серыми оттенками. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального.
На лужайке нет ничего, кроме темной зелени густой травы с тысячами белых звезд полевых маргариток. На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей.
Тут и те, кто уверовал заранее и возвестил пришествие Христа, и язычники, ученые, философы, неверующие, начиная с античных бардов и до гентских бюргеров: густые бороды, курносые лица, надутые губы, совершенно живые физиономии. Мало жестов и мало позы. В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа.
Те, кто еще сомневаются, – колеблются в раздумье, те, кто отрицал, – смущены, пророки охвачены экстазом.
Первый план справа, уравновешивающий эту группу в той нарочитой симметрии, без которой не было бы ни величия замысла, ни ритма в построении, занят двенадцатью коленопреклоненными апостолами и внушительной группой истинных служителей Евангелия – священников, аббатов, епископов и пап.
Безбородые, жирные, бледные, спокойные, они все преклоняются в полном блаженстве, даже не глядя на агнца, уверенные в чуде. Они великолепны в своих красных одеждах, золотых ризах, золотых митрах, с золотыми посохами и шитыми золотом епитрахилями, в жемчугах, рубинах, изумрудах. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка.
На третьем плане, далеко позади агнца, и на высоком холме, за которым открывается горизонт, – зеленый лес, апельсиновая роща, кусты роз и миртов в цветах и плодах. Отсюда, слева, выходит длинное шествие Мучеников, а справа – шествие Святых жен, с розами в волосах и с пальмовыми ветвями в руках.
Они одеты в нежные цвета: в бледно‑голубые, синие, розовые и лиловые. Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях. Нет ничего более изысканного, чем эффект двух отчетливо видимых вдали торжественных процессий, выделяющихся пятнами светлой или темной лазури на строгом фоне священного леса. Это необычайно тонко, точно и живо. Еще дальше – более темная полоса холмов и затем – Иерусалим, изображенный в виде силуэта города или, вернее, колоколен, высоких башен и шпилей. А на последнем плане – далекие синие горы. Небо непорочно чистое, как и подобает в такой момент, бледно — голубое, слегка подцвечено ультрамарином в зените. В небе – перламутровая белизна, утренняя прозрачность и поэтический символ прекрасной зари.
Вот вам изложение, а скорее искажение, сухой отчет о центральном панно – главной части этого колоссального триптиха. Дал ли я вам о нем представление? Нисколько.
Ум может останавливаться на нем до бесконечности, без конца погружаться в него и все же не постичь ни глубины того, что выражает триптих, ни всего того, что он в нас вызывает.
Глаз точно так же может восхищаться, не исчерпывая, однако, необыкновенного богатства тех наслаждений и тех уроков, какие он нам дает».
Первая датированная работа Ван Эйка, «Мадонна с младенцем, или Мадонна под балдахином» (1433). Мадонна сидит в обыкновенной комнате и держит на коленях ребенка, листающего книгу.
Фоном служат ковер и балдахин, изображенные в перспективном сокращении. В «Мадонне каноника Ван дер Пале» (1434) престарелый священник изображен так близко к Богоматери и своему патрону св.
Георгию, что почти касается белыми одеждами ее красного плаща и рыцарских доспехов легендарного победителя дракона.
Следующая Мадонна – «Мадонна канцлера Ролена» (1435) – одно из лучших произведений мастера. Л.Д. Любимов не скрывает своего восхищения: «Блещут каменья, красками сияет парча, и притягивают неотразимо взор каждая пушинка меха и каждая морщина лица.
Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии! Что может быть великолепнее его облачения? Кажется, что вы осязаете это золото и эту парчу, и сама картина предстает перед вами то как ювелирное изделие, то как величественный памятник.
Недаром при бургундском дворе подобные картины хранились в сокровищницах рядом с золотыми шкатулками, часословами со сверкающими миниатюрами и драгоценными реликвиями.
Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их? В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени! А за главными фигурами и за тонкой колоннадой – уходящая в изгибе река и средневековый город, где в каждой подробности сверкает ванэйковская изумительная живопись».
Последнее датированное произведение художника – «Мадонна у фонтана» (1439).
Ян ван Эйк был также замечательным новатором в области портрета. Он первый заменил погрудный тип поясным, а также ввел трехчетвертной поворот.
Он положил начало тому портретному методу, когда художник сосредотачивается на облике человека и видит в нем определенную и неповторимую личность.
Примером могут служить «Тимофей» (1432), «Портрет человека в красной шапке» (1433), «Портрет жены, Маргариты ван Эйк» (1439), «Портрет Бодуэна де Ланнуа».
Двойной «Портрет четы Арнольфини» (1434) наряду с Гентским алтарем – важнейшее произведение ван Эйка. По замыслу оно не имеет аналогов в XV веке. Итальянский купец, представитель банкирского дома Медичи в Брюгге, изображен в брачном покое с молодой женой Джованной Ченами.
«…здесь мастер как бы сосредоточивает свой взгляд на более конкретных жизненных явлениях. Не отступая от системы своего искусства, Ян ван Эйк находит пути к косвенному, обходному выражению проблем, осознанная трактовка которых наступит только два века спустя. В этой связи показательно изображение интерьера. Он мыслится не столько частью вселенной, сколько реальной, жизненной бытовой средой.
Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Так же поступил и ван Эйк. Имеют его и яблоки, и собачка, и четки, и горящая в люстре свеча.
Но ван Эйк так подыскивает им место в этой комнате, что они помимо символического смысла обладают и значением бытовой обстановки.
Яблоки рассыпаны на окне и на ларе подле окна, хрустальные четки висят на гвоздике, отбрасывая словно нанизанные одна на другую искорки солнечных бликов, а символ верности – собачка таращит пуговичные глаза.
Портрет четы Арнольфини является примером и гениальной гибкости системы ван Эйка и ее узких рамок, за пределы которых интуитивно стремился выйти художник. По существу, мастер стоит в непосредственном преддверии появления целостного и определенного, характерного и замкнутого в себе образа, свойственного развитым формам раннего Ренессанса».
Хотя масляные краски употреблялись уже в XIV веке, но ван Эйк, по всей вероятности, создал новую смесь красок, возможно, темперы с маслом, благодаря которой достиг невиданной дотоле светоносности, а также лак, придающий картине непроницаемость и блеск.
Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета. В искусстве ван Эйка новая техника служила исключительно продуманной композиции, позволяющей передать единство пространства.
Художник владел перспективным изображением и, соединяя его с передачей света, создавал пластический эффект, до тех пор недостижимый.
Ван Эйк считается одним из самых значительных художников своего времени. Он положил начало новому видению мира, воздействие которого простирается далеко за пределы его эпохи.
Художник умер в Брюгге в 1441 году. В эпитафии ван Эйка написано: «Здесь покоится славный необыкновенными добродетелями Иоанн, в котором любовь к живописи была изумительной; он писал и дышащие жизнью изображения людей, и землю с цветущими травами, и все живое прославлял своим искусством…»
biographera.net
Источник: https://mirovoeiskusstvo.ru/?page_id=962
Картины Яна ван Эйка с названиями, творчество художника
Ян ван Эйк — выдающийся нидерландский живописец, один из основоположников искусства Раннего северного Возрождения.
Термин «art nova» — новое искусство, позаимствованный из истории музыки, — очень точно определяет искусство Нидерландов первой половины XV в. Не возрождение античности, как в Италии, а самостоятельное, интуитивное и религиозно-мистическое познание мира легло в основу новой североевропейской культуры.
Человек — не вершина творения, а всего лишь одно из свидетельств могущства Творца. Небо и земля, растения и животные, сам человек и созданное руками его — все заслуживает благоговейного внимания. И это ощущение божественной драгоценности повседневного бытия, живущее в творчестве Яна ван Эйка, послужило во многом исходным пунктом развития реализма в истории европейской живописи.
Дату рождения художника следует, по всей вероятности, относить к первой половине 1390-х гг.; родиной же его традиционно считают город Маасэйк в нидерландской провинции Лимбург. Первыми уроками мастерства, опять-таки предположительно, Ян был обязан своему старшему брату Губерту.
К 1422 г., когда имя ван Эйка впервые упоминается в документах, это был уже известный живописец, состоящий на службе у Иоанна Баварского, графа Голландии, Зeландии и Геннегау, двор которого располагался в Гааге.
После смерти Иоанна Баварского мастер, пользующийся громкой славой, покинул Голландию и обосновался во Фландрии. Весной 1425 г. в Брюгге он был принят на службу к Филиппу Доброму, герцогу Бургундскому, «со всеми почестями, преимуществами, свободами, правами и выгодами». В том же году художник переехал в Лилль.
По роду своей службы или, может, ввиду особого доверия, Ван Эйк дважды направлялся могущественным правителем в «некое секретное путешествие». В 1427 г. он отбыл в Испанию и затем в Португалию вместе с послами Филиппа, задачей которых было договориться о заключении брака между вдовцом-герцогом и португальской принцессой Изабеллой.
Исполняя возложенную на него миссию, художник написал два портрета невесты и отослал своему господину вместе с проектом брачного договора. В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем.
Не позднее 1426 г. была написана «Мадонна в церкви» — одна из ранних работ Ван Эйка. Как и большинство его произведений, картина как бы светится изнутри, рождая ощущение возвышенной радости.
Такой поразительный эффект внутреннего свечения достигался за счет послойного нанесения масляной краски на белую гипсовую грунтовку, тщательно отшлифованную и покрытую лаком.
Тут надо немного остановиться на открытии художника, давшем Толчок бурному распространению техники масляной живописи по Европе. Дело в том, что Яна ван Эйка долгое время считали изобретателем масляных. красок. Это не совсем так.
Красящие составы на основе растительных масел были известны еще в ХII в., но популярностью не пользовались: они долго сохли, часто блекли и растрескивались. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. Лишь Ван Эйк, где-то около 1410 г.
, нашел ту магическую формулу, которая делала краски быстросохнущими, позволяла живописцу наносить их плотными или прозрачными слоями, не опасаясь смешения. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков.
И самое главное — тонкая масляная пленка наподобие линзы одновременно и отражала падающий свет, и вбирала его в себя, создавая тот самый эффект внутреннего сияния картины.
Новые возможности масляной живописи помогли братьям Ван Эйк сотворить Гентский алтарь — один из величайших живописных памятников Европы XV в. Работа над ним была начата, видимо, около 1422 г. Губертом, а после его смерти в 1426 г. продолжена младшим братом.
История написания и судьба Гентского алтаря, как и всякого шедевра, полна загадок и драматических событий. Прежде всего, исследователям не дает покоя вопрос об авторах произведения. Надпись на его раме о том, что работу «начал художник Губерт ван Эйк, выше которого нет», а закончил его брат Ян, «в искусстве второй», была сделана только в XVI в. и особого доверия не вызывает.
Существует предположение, что слово «художник» следует читать как «скульптор» и относится оно к резчику, выполнившему обрамление, в связи с чем родилась смелая гипотеза К. Волля и Э. Рендерса: а был ли Губерт? Или это лишь легенда, выдуманная, чтобы отдать главную роль в создании алтаря жителю Гента? Однако что тогда делать с архивными свидетельствами о жизни и смерти Губерта ван Эйка?
При всем многообразии точек зрения на роль каждого из братьев в создании Гентского алтаря ни одна из них не кажется достаточно убедительной. Во всяком случае, большая часть работы была выполнена много лет спустя после кончины старшего брата.
Гентский алтарь уникален. Он представляет собой грандиозный многоярусный полиптих, достигающий в центральной части трех с половиной метров в высоту и пяти метров в ширину в раскрытом виде.
Даже если бы Ян ван Эйк в своей жизни больше ничего не создал, он все равно вошел бы в историю как aвтop Гентского алтаря. В 1432 г. работа была закончена, и складень занял предназначенное для него место в церкви Св.
Иоанна-Крестителя (ныне собор Св. Бавона).
Период высшей творческой зрелости Яна ван Эйка пришелся на 1430-е гг. К этому времени художник переехал из Лилля в Брюгге, купил дом «с каменным фасадом», а вскоре женился. В 1434 г. герцог Филипп III стал крестным отцом первого из десяти детей Яна и, в связи с рождением сына, преподнес ему в подарок шесть серебряных чаш.
Взгляните на работы ван Эйка, наполненные жизнью и светом. Кажется, что драгоценные камни и драгоценные металлы на его картинах — настоящие и пылают внутренним светом. Его краски настолько прозрачны, что работы имеют уникальный, почти люминесцентный блеск.
С 1432 г. произведения мастера следуют одно за другим: так называемый «Тимофей» (1432 г.), «Человек в тюрбане» (1433 г.), небольшое панно «Мадонна с младенцем» (1433 г.) и др.
Ян ван Эйк был первым, кто начал создавать портреты, преследуя цель точнейшего воссоздания индивидуального облика модели и аналитического исследования натуры человека с ее разнообразными приметами и свойствами. Сохранившиеся портреты свидетельствуют о его проницательности и высоком уважении к человеческой индивидуальности.
Портрет четы Арнольфини (1434 г.), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, — еще один бесспорный шедевр Ван Эйка.
В алтарной композиции «Мадонна канцлера Ролена» (ок.1436г.) — советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам (редкий случай в феодальном мире).
Николас Ролен преклонил колена перед Царицей Небесной и принимает благословение младенца Христа. Сквозь лоджию открывается красивейший ландшафт, первый панорамный пейзаж в европейском искусстве, дающий широкую картину жизни земли и человечества.
Земной и божественный мир сошлись лицом к лицу в этой работе мастера, полной глубокого символизма.
К теме Богоматери Ян ван Эйк обращался множество раз.
В основе всех изображений ван Эйка лежит рисунок, часто сделанный с натуры. Ярким примером графического мастерства художника служит «Св.
Варвара» — предмет долгих споров ученых, не пришедших к единому мнению, является ли это произведение законченным рисунком или ненаписанной картиной.
Серебристый рисунок сделан тончайшей кистью по загрунтованной доске, вставленной в авторскую раму с надписью: «Иоанн ван Эйк меня сделал в 1437 году».
Художник скончался 9 июля 1441 г. в Брюгге, городе, ставшем для него родным, и был похоронен «в ограде» церкви Святого Донациана. Лишь через год родственникам удалось перезахоронить его тело, уже внутри церкви, около купели.
Ян ван Эйк был одним из величайших гениев, чье творчество, исполненное огромной духовной силы и глубины идей, стало источником для развития искусства Нидерландов и других стран Европы. В своеобразном девизе Ван Эйка «Как умею» слились смирение и достоинство, присущие как самому художнику, так и всему его творчеству.
+73
В 2 коллекциях и 85 подборках
Вся лента
всего 86 работ
Посмотреть 86 работ художника
Источник: https://artchive.ru/janvaneyck
Ян ван Эйк биография
Ян ван Эйк (1390 – 1441) – фламандский художник, брат Хуберта ван Эйка (1370 – 1426). Из двух братьев старший Хуберт был менее знаменитым. О биографии Хуберта ван Эйка мало достоверной информации.
Ян ван Эйк был художником при дворе Джона Голландского (1422 – 1425) и Филиппа Бургундского. Во время службы герцогу Филиппу, Ян ван Эйк совершил несколько тайных дипломатических поездок.
В 1428 году в биографии ван Эйка состоялась поездка в Португалию, где он нарисовал портрет невесты Филиппа – Изабеллы.
Стиль Эйка основывался на неявной силе реализма, послужил важным подходом в позднем средневековом искусстве. Выдающиеся достижения этого реалистичного направления, например, фрески Томмазо да Модена в Тревизо, работы Робера Кампена, повлияли на стиль Яна ван Эйка.
Экспериментируя с реализмом, Ян ван Эйк добился поразительной точности, необычно приятных различий между качеством материалов и природным светом.
Это позволяет считать, что его бережное очерчивание деталей ежедневной жизни делалось с намерением отобразить великолепие Господних творений.
Некоторые писатели ложно приписывают Яну ван Эйку открытие техники живописи маслом. Несомненно, он сыграл ключевую роль в совершенствовании этой методики, достигая с ее помощью беспрецедентного богатства и насыщенности цвета. Ян ван Эйк развил технику писания маслом. Он постепенно добивался педантичной аккуратности в изображении мира природы.
Многие последователи неудачно копировали его стиль. Отличительным качеством работы Яна ван Эйка была трудная имитация его работ. Его влияние на следующее поколение художников, в северной и южной Европе, нельзя переоценить. Целая эволюция фламандских художников 15 века носила непосредственный отпечаток его стиля.
Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» – в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия. Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом, и завершен в 1432 году.
На панелях экстерьера показан день Возвещения, когда ангел Гавриил посетил деву Марию, а также образы святого Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста.
Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку», изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов, играющих музыку, Адама и Еву.
За всю свою жизнь Ян ван Яйк создал множество великолепных портретов, которые знамениты благодаря кристальной объективности, точности графики.
Среди его картин: портрет неизвестного мужчины (1432), портрет мужчины в красном тюрбане (1436), портрет Яна де Лиюв (1436) в Вене, портрет жены Маргареты ван Эйк (1439) в Брюгге.
Свадебная картина «Джиованни Арнольфини и его невеста» (1434, Национальная галерея Лондона) наряду с фигурами показывает превосходный интерьер.
В биографии ван Эйка особый интерес художника всегда падал на изображение материалов, а также особое качество веществ.
Его непревзойденная техническая одаренность особенно хорошо проявилась в двух религиозных работах – «Богоматерь канцлера Ролена» (1436) в Лувре, «Богоматерь каноника ван дер Пале» (1436) в Брюгге.
В национальной галерее искусств Вашингтона представлена картина «Возвещение», которая приписывается руке ван Эйка. Считается, что некоторые незавершенные картины Яна ван Эйка закончил Петрус Кристус.
Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку
Источник: https://obrazovaka.ru/alpha/e/ejk-yan-van-eyck-jan-van