Якопо (Джакопо) Робусти, впоследствии носящий имя Тинторетто, один из величайших венецианских художников эпохи позднего Возрождения. Наряду с Джованни Беллини, Тицианом и Паоло Веронезе был ярчайшим представителем венецианской школы живописи.
Тинторетто родился в Венеции в 1518 году и был старшим сыном в семье. Имя под которым он стал известен произошло, вероятнее всего, от рода занятий его отца. Tintore по итальянски значит красильщик, а tintoretto — уменьшительно-ласкательная вариация этого слова, «маленький красильщик» или «сынишка красильщика».
О детских годах и даже юности Тинторетто информация очень скудна. Известно только, что имея доступ к краскам, он очень рано проявил свои таланты художника, а так же имел способности к игре на арфе, сохранив любовь к музыке на всю жизнь.
В пятнадцать лет отец показал будущего художника Тициану, но что-то там у них не сложилось. Те кто относится к Тициану не слишком доброжелательно, настаивают на версии зависти признанного мастера к юному гению.
Сам же Тинторетто всегда благоговейно относился как к работам Тициана, так и к самому мастеру.
Почти всю свою жизнь мастер жил в Венеции, в доме на Фондаменто деи Мори, в отдаленном тихом квартале Канареджио в окружении семьи. Исключением стали лишь пара лет проведенных в Риме и Мантуе на заре карьеры.
Специалисты делят творческую карьеру художника на три этапа — ранний период, зрелость и заключительный.
За это время Тинторетто написал великое множество картин, даже перечисление их полного списка слишком перегрузит любую статью.
Я не искусствовед способный проанализировать манеру письма или что-то еще и не собираюсь писать биографию художника. Я простой обыватель, заинтересовавшийся творчеством художника и статью пишу больше для себя.
Главный акцент я сделаю на местах, где в Венеции есть возможность прикоснуться к великому искусству Тинторетто, что обязательно сделаю в следующий раз.
Я не буду описывать эти места — это требует отдельной статьи для каждого, но укажу адреса и ссылки на сайты.
Остальные картины просто упомяну с уточнением места нахождения, так как в поездках по другим городам Европы мы, бывает, заглядываем и в художественные галереи и музеи.
Тинторетто в Венеции
Скуола Сан Рокко (Scuola Grande di San Rocco)
Самое представительное и самое мощное «собрание» работ Тинторетто в Венеции находится в Скуоле Сан Рокко (Scuola Grande di San Rocco). Адрес простой — Район Сан Поло (San Polo, 3052), неподалеку от собора Санта-Мария Глориоза деи Фрари.
Начиная с 1559 года и до самой своей смерти в 1594 году Тинторетто написал множество картин и произвел роспись стен и потолочных плафонов самого здания Скуолы ди Сан Рокко. Причем работал практически даром, на условиях компенсации затрат на холст и краски и ничтожной платы в 100 дукатов в год.
К 1565 году Тинторетто закончил живописный декор потолка (21 картина) и стен (6 картин) большого зала Альберго Скуолы Сан Рокко, до сих пор не имеющий равных в Венеции по грандиозности и драматическому пафосу. Работа может быть сравнима только с росписями Микеланджело в Сикстинской капелле.
Духовное родство Тинторетто с Микеланджело проявилось в колоссальном полотне «Распятие». Полотно размером 5.36х12.24 метра полностью заполняет одну из стен зала. Казнь в самом разгаре крест, к которому пригвожден Христос, уже водружен. А ближе к зрителю у нижнего края картины группа близких Христа, среди них теряющая сознание Мария.
В той же манере, что и «Распятие» были написаны два панно на противоположной стене этого зала — «Христос перед Пилатом» и «Несение креста». В 1567 году было закончено полотно «Святой Рох в тюрьме» для церкви Святого Роха, в в 1571 картины «Воскрешение Лазаря» и «Вознесение» для других помещений Скуолы.
В 1575 году Тинторетто приступает к масштабной работе — живописному декору стен (13 картин) и потолка (21 картина) огромного Верхнего зала Скуолы ди Сан Рокко.
Украшающие потолок плафоны посвящены библейским эпизодам, настенные панно — евангельским, охватывает весь библейский цикл истории человечества — от Первородного греха до Вознесения Христа.
Но описывать эту роспись бессмысленно — надо смотреть.
В 1576 году был закончена потолочная роспись «Медный Змей», на следующий год полотно «Моисей высекает воду из скалы». В 1579 — работы «Крещение Христа», более масштабное полотно, чем то что в музее Прадо в Мадриде, «Умножение Хлебов», «Христос в купели Силоамской», «Сатана предлагает Иисусу превратить камни в хлеб», «Гефсиманская молитва», «Воскресение Христа» и еще одна «Тайная Вечеря».
На 1581 год приходится завершение нескольких картин. «Поклонение Пастухов», где удивительно точно передан трепет пастухов приносящих свои скромные дары Марии и младенцу. «Благовещение», на которой Архангел Гавриил буквально врывается в комнату испуганной Марии. «Бегство в Египет» — в отличии от других своих работ, здесь Тинторетто уделил много внимания пейзажу.
1582 год — «Избиение младенцев», выбор сюжета которой был продиктован убежденностью, что невинно убиенные в Вифлееме младенцы сродни жертвам «черной смерти» от которой молились Святому Роху. А в 1588 была написана картина «Встреча Марии и Елисаветы» и закончена стенная роспись «Явление Святого Роха».
Галерея Академии
В музее Галерея Академии Венеции (Campo della Carità Dorsoduro n. 1050) в районе Дорсудоро так же представлено значительное количество работ Тинторетто.
Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины «Чудо святого Марка» (1548). Эта картина впервые была представлена в Скуоле Гранде ди Сан Марко и сразу выдвинула художника на первый план, прославила его.
Святой Марк — покровитель Венеции и сцены из его жизни и в дальнейшем будут привлекать Тинторетто. По сюжету этой картины Святой Марк спускается с неба, чтобы своим присутствием спасти мученика от пыток.
Палачи приготовили множество инструментов, но благодаря появлению Святого Марка они все стали ломаться, не причиняя вреда.
Так же здесь находятся «Успение Богородицы» (1550), «Искушение Адама» (1552), «Сретение» (1554) — классические библейские и евангельские сюжеты. «Сотворение животных» (1552) — момент создания богом мира животных. На небесном своде фигура Создателя, окутанная золотым свечением. Из-под Его рук стремительно вырываются птицы, а на земле уже появились животные, а в воде рыбы.
«Святой Марк, спасающий сарацина» (1566) — композиция построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма.
А так же картины «Перемещение тела Святого Марка», «Св.Марк освобождает раба», «Сон Св.
Марка», «Богоматерь с младенцем», «Пир в доме Левия», «Аллегориия битвы при Лепанто», «Обручение Екатерины», множество портретов.
Палаццо Дукале
Для украшения Дворца Дожей (Palazzo Ducale), адрес которого вряд ли нужно указывать, Тинторетто написал несколько работ.
Самае известная его картина носит название «Рай» (1588) и это пожалуй самое большое полотно (7х22 метра), по крайней мере на момент его написания. Картина была написана совместно с учениками. На переднем плане грандиозного полотна люди, а дальше и выше ангелы в солнечном сиянии.
Для подчеркивания значимости Венеции для Дворца Дожей Тинторетто написал картины «Кузница Вулкана» (1576) символизирующую военную мощь Венеции, «Меркурий и три Грации» (1576) посвященную красоте и богатству республики, «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия» (1577) композиция символизирующая ловкость дипломатии Венеции и «Вакх и Ариадна» (1578) отражающую морскую мощь Венеции.
Церковь Мадонна дель Орто
В родной церкви Тинторетто Мадонна дель Орто (квартал Cannaregio, 3512) находятся несколько его работ, самые масштабные из них:
«Введение Марии во храм» (1556). Сюжет картины из «Золотой легенды» о детстве Девы Марии и посещении с родителями храма. Перед ней лестница с пятнадцатью, по числу псалмов, ступенями. Мария поднимается по ступеням самостоятельно и ей явно больше чем три года.
«Видение Святого Петра» (1556) на которой Петр видит предстоящий ему крест.
«Страшный Суд» (1562) с невыразимым контрастом между восходящими в горняя праведниками и падающими в глубины ада грешниками и четкая граница между светом и тьмой. «Поклонение золотому тельцу» (1562).
Телец и поклоняющиеся ему израильтяне находятся внизу картины, в полумраке. Над ними мрачные тучи, предвещающие несчастья. Зато выше свет, ангелы, несущие Скрижали завета и Моисей.
Другие церкви Венеции
Церковь Сан Закария (Chiesa di San Zaccaria, Campo S. Zaccaria, 4693) — «Рождение Иоана Предтечи» (1553).
Церковь Мария дела Салюте (Basilica di Santa Maria della Salute, Fondamenta Salute, 30123) — «Брак в Кане Галилейской» (1561). Картина имеет очень большую глубину композиции. Христос с матерью как и положено во главе стола, но не переднем плане, а главный акцент сделан на шести водоносах.
Церковь Сан Кассиано (Chiesa di San Cassiano, Calle dei Morti, 30125) в районе Сан Поло. Здесь хранятся три картины Тинторетто — «Воскресение Христа» (1565), «Сошествие в ад» (1568) и «Распятие» (1568) более скромное чем в Скуола ди Сан Рокко.
Церковь Санта-Мария дель Джильо (Chiesa Santa Maria del Giglio) в районе Сан Марко — «Евангелисты Марк и Иоанн» (1557). Церковь Са́нто-Стефа́но (Chiesa Santo Stefano) в районе Сан Марко «Тайная Вечеря» (1570). Церковь Сан-Симеоне Гранде (Chiesa di San Simeon Grande/Profeta) в районе Санта Кроче «Тайная Вечеря».
Церковь Сан-Джорджо Маджоре.
Последние работы Тинторетто связаны с церковью Сан-Джорджо Маджоре (Chiesa di San Giorgio Maggiore, Isola di S.Giorgio Maggiore). Вклад художника в убранство церкви – семь больших картин, три из которых написаны им лично. Это «Ожидание манны небесной» (1593), «Погребение Христа» (1594) и «Тайная Вечеря» (1594).
Эта «Тайная Вечеря» – лучшая работа в этом ряду. Картина поражает смелостью композиции, в которой искусно переплетены земные и божественные детали, написана с небывалым чувством и мастерством, зрелого художника. На картине изображен момент, когда Спаситель установил Таинство Причащения.
Уверен, что это не весь перечень работ Тициана в Венеции. Буду дополнять по мере возможностей. Что касается остальной Италии и остального мира, то за пределы Венеции ушло не так много картин Тинторетто, тем не менее они есть в Милане, Болонье, Риме, Лондоне, Мадриде, Мюнхене, Дрездене и многих других.
Заключение
Завершив последнюю картину в 1594 году художник умер прожив плодотворные 76 лет. Большая работоспособность Тинторетто, свободные художественные приемы, а так же отсутствие классического художественного образования, давали повод его современникам считать манеру его письма поверхностной и небрежной, но время все расставило по своим местам.
Простым зрителям картины Тинторетто просто нравятся (или не нравятся) а вот искусствоведы так и не пришли к единому мнению считать ли Тинторетто художником эпохи Возрождения или относить к более поздним течениям.
Причина спора — в творчестве мастера присутствуют как черты, однозначно принадлежащие эстетике Ренессанса, так и принадлежащие более поздним художественным направлениям, в частности — маньеризму. К первым однозначно относят полотна на мифологические сюжеты и многие портреты, ко вторым — на сюжеты из Нового Завета.
Впрочем все эти споры — удел специалистов, а наше дело любоваться и наслаждаться образами созданными мастером.
Источник: http://www.allyestate.com/ourtravels/report-italy/734-venice-tintoretto
Тинторетто картины и жизнь художника
В статьео живописце венецианской школы позднего Ренессанса Якопо Робусти (Тинторетто).
Тинторетто — будущий знаменитый художник Якопо Робусти родился в Венеции. В архивах не сохранилось документов о дате его рождения. Искусствоведы называют ее приблизительно, ориентируясь на дату смерти. В церковных архивах есть запись, что мастер Якопо скончался 31 мая 1594 г. ему было 75 лет. Значит год рождения — 1518-й.
Однако многие историки опровергают это утверждение, ссылаясь на сочинение Р. Боргини, опубликованное в 1584 г. Автор сообщает, что Тинторетто умер в 60 лет. Согласно Боргини, художник родился в 1524 г.
Третья версия аргументирована биографией Робусти, написанной Карло Ридольфи, биографом живописца, в которой сказано, родился в 1512 г. Официально в мире искусства принято считать датой появления на свет Якопо Робусти — 1518 год.
Якопо Робусти (1518-1594). Автопортрет. 1588 , Париж. Лувр.
Свое прозвище Якопо получил еще в раннем детстве. Его отец занимался покраской шелковых тканей и его сынишку на улице стали называть Тинторетто («маленький красильщик»). Кроме этой, крайне скудной информации, о родителях и детстве самого художника, к сожалению, больше ничего не известно.
Историки живописи владеют лишь сведениями, почерпнутыми из книги Ридольфи. Но некоторые исследователи относятся к фактам из этой биографии Тинторетто с некоторым недоверием. Ридольфи не был лично знаком с Якопи, поскольку ему было около двух месяцев, когда живописец покинул этот бренный мир.
Многие сведения, используемые в книге, Ридольфи узнал, беседуя с сыном Якопо Доменико. Автор — горячий поклонник таланта художника, поэтому иногда подправлял его биографию. Понятно, что детские и юношеские годы он описать не мог.
Он пишет, что с малых лет Якопо увлекался рисованием и мог заниматься этим весь день, а еще он любил смотреть как ловко управляется с разноцветными красками отец.
В мастерской Тициана
Якопо поступил на обучение к Тициану, но тот ревниво отнесся к несомненному таланту молодого человека и изгнал его через 10 дней. Документов, свидетельствующих о данном факте обнаружить не удалось.
Если этот факт и имел место, то вероятнее всего, ссора между мастером и учеником произошла из-за полной несовместимости их характеров
Всегда молчаливый и уравновешенный Тициан и взрывной, импульсивный 13-летний подросток Якопо. Умудренный жизнью мастер и совсем молодой ученик. Вполне возможно, что на спокойное замечание Тициана, Тинторетто ответил какой-нибудь колкостью и был изгнан.
Якопо поступил в другую мастерскую, благо в это время в Венеции достойных мастеров было немало. В одном из архивных документов написано «мастер Якопо, живописец».
Творчество художника
Сохранилось мало работ этого замечательного мастера. Возможно, причина в том, что он часто делал роспись фасадов. Одновременно он пишет «Чудо святого Марка», который искусствоведами считается началом творческого пути живописца. Это произведение написано для церковного братства, которое, по мере возможности, помогало беднякам.
«Чудо св. Марка» , 1548. Галерея Академии в Венеции
Это произведение, по мнению некоторых искусствоведов, «выламывается» из традиции композицией и динамичностью. Братство отказалось от полотна и, соответственно, от оплаты работы.
Однако мнение горожан и горячее обсуждение, доходящее до яростных споров, привлекло внимание к художнику. Его завалили заказами, а через довольно непродолжительное время он приобрел популярность.
«Св. Рох, исцеляющий чумных», 1549
Братство, увидев успех произведения, и реакцию именитых горожан, выкупило заказ. Очень скоро Якопо окончательно закрепил успех новой серией работ. Это «Св. Рох, исцеляющий чумных», «Страшный суд» и др. Тинторетто увлекается сценками из мифов Древней Греции и пробует себя как портретист.
«Страшный суд», фрагмент
В 1553 г. мастер был приглашен для участия в росписи Дворца дожей. Это означало всеобщее признание его таланта и мастерства. Тинторетто был феноменально работоспособен, и скорость выполнения на высочайшем уровне заказов, скоро стала городской легендой.
В 1564 г. мастер начал работу, которая растянулась почти на два десятилетия. Он написал большую серию картин. Многолетнему сотрудничеству с Братством предшествовал интересный случай, который вновь демонстрирует работоспособность Якопо.
Победитель конкурса
Братство объявило конкурс на роспись потолка. Художники должны были в определенный день явиться с эскизами.
Когда наступил этот день, собралась комиссия для оценки представленных эскизов. Все художники по очереди передавали свои эскизы членам жюри. Лишь Якопо скромно стоял в уголке. Когда члены комиссии обратили на него внимание, он молча указал на потолок, где было закреплено готовое полотно «Св. Рох во славе».
«Св. Рох во славе»
Конкурсанты попытались протестовать, но тщетно. Все заказы были безоговорочно отданы Якопо.
Робусти применял разные методы, чтобы переманить заказ. Он снижал цену, иногда совсем работал бесплатно. Заказчик должен был только приобрести для него холст, краски и кисти.
«Тайная вечеря» 1592—1594. Холст, масло. 365 × 568 см Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция
Личная жизнь
В 1550 г. мастер женился на молоденькой Фаустине де Вескови, которая была более знатного происхождения, чем он. Под ее влиянием художник изменил свой внешний облик и одевался в модную одежду. Якопо не изменил только характер и, чтобы подчеркнуть свою независимость, на улице, подходя к дому, специально немного пачкал грязью одежду.
Ридольфи представляет Фаустину скупой и жестокой. В семье родилось восемь детишек, трое из них (в т.ч. и дочка Мариэтта) продолжили династию живописцев.
Лучший живописец Венеции
Якопо никогда не стремился к богатству. Он жаждал только творить. Попробовать свое мастерство на новом поприще всегда перевешивало минимальный меркантильный интерес. Среди его заказчиков (в основном. именитых горожан) были и монархи: король Испании Филипп II и глава Римской империи Рудольф II.
После смерти Тициана в 1476 году Якопо был признан лучшим живописцем Венеции. Сравниться с ним мог лишь его друг — П. Веронезе. После кончины Веронезе (1588) к Якопо перешел заказ на роспись Дворца дожей. Это «Рай», который поразил венецианцев размером и реальностью изображения многих фигур.
«Рай» — грандиозная роспись стен во Дворце дожей, Венеция
В конце жизни Якопо почти не отлучался из дома, но усердно работал. Он ушел из жизни 31 мая 1594 г. Венецианцы в глубокой печали пришли проводить в последний путь великого живописца.
Источник
Источник: https://obiskusstve.com/1494455634822433448/tintoretto-kartiny-i-zhizn-hudozhnika/
Якопо Тинторетто. Картины и биография мастера венецианской школы XVI века
Искусство и развлечения 24 марта 2015
Начало
Жизнь Тинторетто полна тайн. Даже подлинное имя этого художника долго оставалось загадкой. В 1518 году в Венеции, в семье красильщика тканей Джованни Робусти (tintoretto означает «маленький красильщик»), родился сын Якопо.
Не так давно специалистами мадридского музея Прадо были найдены документы, в которых значится настоящая фамилия семьи художника – Комин (так на местном наречии называют пряность тмин). Робусти (robusto — крепкий) – прозвище отца художника, заслуженное им в боях за Венецианскую республику.
Позднее к прозвищу Тинторетто стали добавлять эпитет Il Furioso – яростный, точно определяющий как сами творения мастера, так и процесс их создания.
Первыми полотнами для Якопо Комина стали стены красильни, и, увидев творения сына, Робусти отвел его на обучение к великому Тициану.
Существует предание, что, поняв масштабы дарования Тинторетто, мастер в приступе ревности прогнал того прочь, убоявшись будущего конкурента. Сомнительно.
Скорее всего, Тициан понял, что непокорный юноша станет великим художником, но не сможет быть хорошим учеником.
Неизвестно, у кого проходил обучение Тинторетто. Картины он писал, следуя девизу, начертанному на стене студии: «Il disegno di Michelangelo ed il colorito di Tiziano», что означает «Рисунок Микеланджело и цвет Тициана». Но первые же значительные работы показали, что наряду с освоением художественных традиций титанов Возрождения в них ясно виден поиск собственного пути.
«Чудо Святого Марка» (1548)
Многофигурная композиция из пластически точно проработанных персонажей пронизана невиданным движением времени и пространства. Тинторетто приглашает на своё полотно огромную венецианскую толпу, где можно увидеть гостей из разных стран, представителей разных сословий. Активная линия, мощные цвета, свободное движение кисти в светлых акцентах складок одежды — всё это уничтожает гармоническое спокойствие Ренессанса, рождает новые посылы маньеризма и будущего барокко.
Il Furioso Тинторетто
Наследие мастера огромно. При этом многие росписи за половину тысячелетия безвозвратно утеряны. Страсть к работе была такой яростной, что он мало обращал внимание на величину вознаграждения, лишь бы получить новые заказы.
Многие современники и искусствоведы последующих поколений отмечают неравноценность созданного Тинторетто. Картины огромного размера на библейские сюжеты содержат следы видимой торопливости.
Но силу эмоций, пульсирующую и в каждой детали, и в общем замысле, в его воплощении, признавали все.
Он был истинным человеком эпохи Возрождения. Расписывал стены и плафоны потолков церквей и общественных зданий Венеции и окрестностей.
Его кисти принадлежат и огромные картины на религиозные сюжеты, и камерные полотна с мифологическими сюжетами. Готовясь к новым заказам, он лепил восковые модели, одевал их и искал наиболее выразительные ракурсы.
Он упорно экспериментировал с светом, работая долгими ночами при свечах.
«Рай» (1588)
Созданная для украшения главного зала Дворца дожей картина Тинторетто «Рай» имеет размеры 7 метров в высоту и 22 метра в ширину. Она считается самым крупным в мире художественным произведением масляной живописи на холсте. «Рай» поражает бесконечной фантазией автора, мастерством рисунка и свободой цветового решения.
Некоторые персонажи проработаны минимально и приобретают физическую бестелесность, теряясь в огромной толпе типажей. Это считалось совершенно недопустимо у мастеров высокого Возрождения. Но колоссальная энергетическая составляющая, клубящееся движение красок и линий принадлежит уже новому этапу развития живописи.
Новый взгляд на классический сюжет
Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» — написан в 1592 году. Это последнее обращение художника к популярному сюжету, и оно всё меньше напоминает классическое творение эпохи Ренессанса.
Динамический ракурс стола, за которым сидят Христос и апостолы, олицетворяет границу мира духовного и реального. Передний план наполнен абсолютно земными деталями и персонажами, а горний мир изображен невиданными до тех пор средствами.
Мистический свет, излучаемый господом и его учениками, выхватывает в пространстве картины фигуры обитателей потустороннего мира. Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции.
Два автопортрета
На автопортрете 1588 года – художник Тинторетто, картины которого украшают многие дворцы Венеции. Его взгляд по-прежнему где-то вдали. Он безмерно устал, он испытал славу и потери. Он уходит, но оставляет плоды огромного труда и высокого вдохновения — мудрость и красоту своих картин.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/128526/
Тинторетто, Якопо (1518 – 1594). Картины художников
Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (итал. Jacopo Robusti, Jacopo Comin, Tintoretto; 1518 или 1519—1594) — живописец венецианской школы позднего Ренессанса.
Содержание
- Биография Тинторетто
- Творчество Тинторетто
- Интересные факты из жизни художника
- Картины Тинторетто
- Библиография
Биография Тинторетто
Биография Якопо Тинторетто пестрит весьма противоречивыми фактами, а то и вовсе пробелами. Достоверно известно, что родился он в Венеции и наречен был Якопо Робусти, прозвище же Тинторетто, что в переводе значит «маленький красильщик», досталось ему от отца, красильщика шелка.
А вот дата его появления на свет остается загадкой: церковные записи говорят одно, биографы – другое, посему принято считать, что случилось это радостное событие в 1518 году.
Наиболее полным источником информации о жизни художника остается книга Карло Ридольфи, который и сам большинство сведений получил у сына Тинторетто, Доменико. К тому же не исключено, что некоторые моменты биографии были подвергнуты правке ввиду неравнодушия Ридольфи к творчеству венецианца.
О детстве Якопо известно очень мало, биограф ограничился заметкой о любви Тинторетто к рисованию и наблюдениям за работой отца. Уже подростком он решил обучаться живописи у Тициана, но был изгнан из мастерской спустя всего 10 дней.
Бытует мнение, что причиной стала творческая ревность мастера, увидевшего талант юного художника, однако более вероятно, что произошел так называемый конфликт характеров.
Имена дальнейших учителей в книге не раскрываются, хотя обучение как таковое, скорее всего, состоялось.
Период юности и становления Тинторетто в профессии практически не исследован, только в документах 1539 года на него ссылаются как на «мастера Якопо, живописца».
В 50-х годах XVI века Тинторетто вступает в брак с Фаустиной де Вескови, подарившей ему восемь детей. Ридольфи описывает жену художника особой прагматичной и в чем-то даже жесткой, но, видимо, он сумела стать доброй спутницей жизни и хорошей матерью.
С самим Тинторетто смерть случилась в 1594 году, 31 мая, и до последнего дня он не прекращал творить. Отдать последние почести пришли его товарищи по цеху, представители городской знати и просто близкие люди.
Творчество Тинторетто
В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, Тинторетто уже в ранних работах («Рождение Иоанна Крестителя», конец 40-х гг., ГЭ) намного опередил современников смелостью художественных поисков («Чудо св. Марка», 1548, Галерея Академии, Венеция).
В 50-60-х гг. окончательно складывается индивидуальный стиль Тинторетто.
Изображая массовые сцены, он передаёт разнообразную реакцию людей на события, прибегает к смелым пространственным построениям, асимметрической композиции с прорывами в глубину, использует мощные светотеневые эффекты.
Чистые, сияющие краски, характерные для ранних произведений Тинторетто, постепенно утрачивают былую мягкость и теплоту, обретая большую эмоциональную напряжённость, переливы холодных изысканных оттенков (картины на темы легенды о св.
Марке, 1562-64, Галерея Академии, Венеция, Брера).
Суровую драматичность произведениям Тинторетто придают как бы вырывающиеся из мрака напряженные вспышки звучных цветовых пятен.
Главная работа Тинторетто — цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565-88); в ней Тинторетто дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды, уделив особое внимание изображению народа, пейзажа, который нередко выступает носителем тревожных, романтически взволнованных настроений.
Монументальны по замыслу батальные композиции Тинторетто («Битва при Заре», около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами «Тайная вечеря» в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592-94). Полные мягкой поэтичности и грации росписи зала так называемого антиколледжо Дворца дожей (1578) стоят особняком в позднем творчестве Тинторетто.
Лучшие портреты Тинторетто. (автопортрет, около 1590, Лувр) строгой простотой и психологизмом отчасти предвосхищают искусство Рембрандта.
Творчество Тинторетто, проникнутое бунтарским духом, отражало идейные, в частности религиозные, движения второй половины XVI в. и отвечало запросам демократических масс в эпоху надвигавшейся Контрреформации.
- Живописный язык Тинторетто воспринял ряд приёмов маньеризма, однако ему был чужд холодный формализм маньеристов.
- Живописный пафос и острые пространственные построения Тинторетто оказали большое влияние на живопись барокко.
- Многогранность и смелость исканий, яркая индивидуальная художественная манера Тинторетто делают его творчество значительным этапом искусства Позднего Возрождения.
Интересные факты из жизни художника
Художник Тинторетто нарисовал 22-метровую картину. «Рай» был создан для Дворца Дожей. Для того, чтобы написать картину, Тинторетто нанял нескольких помощников. Когда работа была закончена, она стала самой большой в мире картиной, написанной маслом. На «Рай» ушло 10 лет. Работа была закончена и принята в 1588 году. Предварительный эскиз картины, сделанный художником, находится в Лувре.
В церкви Санта-Мария-делла-Салюте (Basilica di Santa Maria della Salute) в Венеции хранятся работы Тициана, Луки Джордано, Пьетро Либери, Тинторетто «Брак в Кане». В 2010 году во время пожара в церкви пострадала картина Тициана «Давид и Голиаф» — ее залило водой.
Венецианскую церковь Мадонна делл’Орто (Chiesa della Madonna dell’Orto) возвели в XIV веке. Изначально она носила имя Святого Христофора. Но в XV веке ее переименовали. В нескольких метрах от церкви была найдена статуя Мадонны с младенцем, которую позднее установили в храме. Считается, что статуя обладает чудодейственной силой. В церкви находится гробница Тинторетто.
Библиография
- Белоусова Н. Тинторетто // Юный художник. — 1987. — № 1. — С. 10—15.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: place-fact.com, ru.wikipedia.org, art-drawing.ru, muzei-mira.com
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Тинторетто: картины художника
В портретах Тинторетто привлекает, как и в природе и в жизни, не столько телесное, внешнее, сколько внутреннее, эмоциональное. Они совершенно бездейственны, а в поздние годы – как бы бестелесны.
Всем портретам Тинторетто присуще благородство, серьезность, аристократизм («Мужской портрет с золотой цепью», Прадо, Мадрид), они далеки от всего обыденного; в них нет ничего случайного и мимолетного, но наряду с полной физической пассивностью, особенно в поздних портретах, им присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения («Альвизе Корнаро», Галерея Питти, Флоренция; «Себастьяно Вениер», Музей истории искусства, Вена). Глаза самых поздних портретов (например, «Автопортрет Якопо Тинторетто», Лувр) у художника почти всегда смотрят на зрителя, но его не видят, потому что обращены в себя, в свой внутренний мир, причем эта замкнутость, уход в себя всегда окрашивается оттенком меланхолии или недоуменного вопроса. Серия религиозных картин Тинторетто открывается одним из его шедевров – «Введением во храм» – на дверях органа в церкви Санта Мария дель Орто. Отныне самыми излюбленными приемами Тинторетто становятся выбор точки зрения с очень низким горизонтом, построение картины в крутых диагоналях, стройные, удлиненные пропорции фигур с маленькой головой, светящиеся, сдержанные в гамме цвета.
Впечатляющая, захватывающая дух мощь пространства, головокружительные расстояния вверх и вдаль, необозримость человеческих масс характерны и для гигантских картин Тинторетто самого конца 1550-х годов для алтаря Санта Мария дель Орто – «Поклонение золотому тельцу» и «Страшный суд».
Движения и жесты то внезапно обрываются, то переплетаются или продолжаются в другой фигуре, жесты и позы – недосказанные, движения – затрудненные и порывистые.
В 1562 Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о святом Марке («Похищение тела святого Марка», «Спасение сарацина», Венецианская Академия; «Опознание тела святого Марка», Галерея Брера, Милан). Заканчивается эта серия монументальных композиций «Тайной вечерей» в церкви Сан Тровазо (1566).
В 1566 Тинторетто вместе с Тицианом, Андреа Палладио, Сансовино и Франческо Сальвиати был избран членом Флорентийской Академии рисунка.
В последующие годы он выполняет множество официальных заказов: во Дворце Дожей – большие композиции «Страшного суда» и «Битвы при Лепанто» (погибли при пожаре в 1577), участвует в украшении библиотеки святого Марка, выполняет ряд картонов для мозаик, пишет серию официальных портретов (например, ныне утраченный портрет французского короля Генриха III).
В 1560-е годы происходит сближение художника с Веронезе – отныне их будет связывать крепкая дружба. В эти же годы Тинторетто пишет «поэзии» – картины на мифологические сюжеты («Млечный путь», Лондон).
Некоторые из них были призваны аллегорически прославлять Венецию: как царицу морей («Обручение Вакха с Ариадной»), ее военную мощь («Кузница Вулкана»), мудрость ее дипломатии («Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия»), ее богатство и красоту («Меркурий и три Грации»).
Источник: https://superfb.site/iskusstvo-i-razvlecheniya/iskusstvo/tintoretto-yakopo-1518-8211-1594-kartiny-hudozhnikov.html
Тинторетто картины и жизнь художника
В статьео живописце венецианской школы позднего Ренессанса Якопо Робусти (Тинторетто).
Тинторетто — будущий знаменитый художник Якопо Робусти родился в Венеции. В архивах не сохранилось документов о дате его рождения. Искусствоведы называют ее приблизительно, ориентируясь на дату смерти. В церковных архивах есть запись, что мастер Якопо скончался 31 мая 1594 г. ему было 75 лет. Значит год рождения — 1518-й.
Однако многие историки опровергают это утверждение, ссылаясь на сочинение Р. Боргини, опубликованное в 1584 г. Автор сообщает, что Тинторетто умер в 60 лет. Согласно Боргини, художник родился в 1524 г.
Третья версия аргументирована биографией Робусти, написанной Карло Ридольфи, биографом живописца, в которой сказано, родился в 1512 г. Официально в мире искусства принято считать датой появления на свет Якопо Робусти — 1518 год.
Якопо Робусти (1518-1594). Автопортрет. 1588 , Париж. Лувр.
Свое прозвище Якопо получил еще в раннем детстве. Его отец занимался покраской шелковых тканей и его сынишку на улице стали называть Тинторетто («маленький красильщик»). Кроме этой, крайне скудной информации, о родителях и детстве самого художника, к сожалению, больше ничего не известно.
Историки живописи владеют лишь сведениями, почерпнутыми из книги Ридольфи. Но некоторые исследователи относятся к фактам из этой биографии Тинторетто с некоторым недоверием. Ридольфи не был лично знаком с Якопи, поскольку ему было около двух месяцев, когда живописец покинул этот бренный мир.
Многие сведения, используемые в книге, Ридольфи узнал, беседуя с сыном Якопо Доменико. Автор — горячий поклонник таланта художника, поэтому иногда подправлял его биографию. Понятно, что детские и юношеские годы он описать не мог.
Он пишет, что с малых лет Якопо увлекался рисованием и мог заниматься этим весь день, а еще он любил смотреть как ловко управляется с разноцветными красками отец.
В мастерской Тициана
Якопо поступил на обучение к Тициану, но тот ревниво отнесся к несомненному таланту молодого человека и изгнал его через 10 дней. Документов, свидетельствующих о данном факте обнаружить не удалось.
Если этот факт и имел место, то вероятнее всего, ссора между мастером и учеником произошла из-за полной несовместимости их характеров
Всегда молчаливый и уравновешенный Тициан и взрывной, импульсивный 13-летний подросток Якопо. Умудренный жизнью мастер и совсем молодой ученик. Вполне возможно, что на спокойное замечание Тициана, Тинторетто ответил какой-нибудь колкостью и был изгнан.
Якопо поступил в другую мастерскую, благо в это время в Венеции достойных мастеров было немало. В одном из архивных документов написано «мастер Якопо, живописец».
Творчество художника
Сохранилось мало работ этого замечательного мастера. Возможно, причина в том, что он часто делал роспись фасадов. Одновременно он пишет «Чудо святого Марка», который искусствоведами считается началом творческого пути живописца. Это произведение написано для церковного братства, которое, по мере возможности, помогало беднякам.
«Чудо св. Марка» , 1548. Галерея Академии в Венеции
Это произведение, по мнению некоторых искусствоведов, «выламывается» из традиции композицией и динамичностью. Братство отказалось от полотна и, соответственно, от оплаты работы.
Однако мнение горожан и горячее обсуждение, доходящее до яростных споров, привлекло внимание к художнику. Его завалили заказами, а через довольно непродолжительное время он приобрел популярность.
«Св. Рох, исцеляющий чумных», 1549
Братство, увидев успех произведения, и реакцию именитых горожан, выкупило заказ. Очень скоро Якопо окончательно закрепил успех новой серией работ. Это «Св. Рох, исцеляющий чумных», «Страшный суд» и др. Тинторетто увлекается сценками из мифов Древней Греции и пробует себя как портретист.
«Страшный суд», фрагмент
В 1553 г. мастер был приглашен для участия в росписи Дворца дожей. Это означало всеобщее признание его таланта и мастерства. Тинторетто был феноменально работоспособен, и скорость выполнения на высочайшем уровне заказов, скоро стала городской легендой.
В 1564 г. мастер начал работу, которая растянулась почти на два десятилетия. Он написал большую серию картин. Многолетнему сотрудничеству с Братством предшествовал интересный случай, который вновь демонстрирует работоспособность Якопо.
Победитель конкурса
Братство объявило конкурс на роспись потолка. Художники должны были в определенный день явиться с эскизами.
Когда наступил этот день, собралась комиссия для оценки представленных эскизов. Все художники по очереди передавали свои эскизы членам жюри. Лишь Якопо скромно стоял в уголке. Когда члены комиссии обратили на него внимание, он молча указал на потолок, где было закреплено готовое полотно «Св. Рох во славе».
«Св. Рох во славе»
Конкурсанты попытались протестовать, но тщетно. Все заказы были безоговорочно отданы Якопо.
Робусти применял разные методы, чтобы переманить заказ. Он снижал цену, иногда совсем работал бесплатно. Заказчик должен был только приобрести для него холст, краски и кисти.
«Тайная вечеря» 1592—1594. Холст, масло. 365 × 568 см Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция
Личная жизнь
В 1550 г. мастер женился на молоденькой Фаустине де Вескови, которая была более знатного происхождения, чем он. Под ее влиянием художник изменил свой внешний облик и одевался в модную одежду. Якопо не изменил только характер и, чтобы подчеркнуть свою независимость, на улице, подходя к дому, специально немного пачкал грязью одежду.
Ридольфи представляет Фаустину скупой и жестокой. В семье родилось восемь детишек, трое из них (в т.ч. и дочка Мариэтта) продолжили династию живописцев.
Лучший живописец Венеции
Якопо никогда не стремился к богатству. Он жаждал только творить. Попробовать свое мастерство на новом поприще всегда перевешивало минимальный меркантильный интерес. Среди его заказчиков (в основном. именитых горожан) были и монархи: король Испании Филипп II и глава Римской империи Рудольф II.
После смерти Тициана в 1476 году Якопо был признан лучшим живописцем Венеции. Сравниться с ним мог лишь его друг — П. Веронезе. После кончины Веронезе (1588) к Якопо перешел заказ на роспись Дворца дожей. Это «Рай», который поразил венецианцев размером и реальностью изображения многих фигур.
«Рай» — грандиозная роспись стен во Дворце дожей, Венеция
В конце жизни Якопо почти не отлучался из дома, но усердно работал. Он ушел из жизни 31 мая 1594 г. Венецианцы в глубокой печали пришли проводить в последний путь великого живописца.
Источник
Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43272793823/Tintoretto-kartinyi-i-zhizn-hudozhnika
Якопо Тинторетто (1518–1594)
studiapriz
Оригинал взят у about_artart в Якопо Тинторетто (1518–1594)
Якопо Тинторетто Автопортрет, 1588
Тинторетто (Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. Он был сыном красильщика шелка. Отсюда и его прозвище Тинторетто – «маленький красильщик».
Еще в детстве он пристрастился к рисованию углем и пользовался красочными материалами отца для своих живописных опытов на стене дома.
Ридольфи рассказывает: «Чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто старался бывать всюду, где что‑нибудь окрашивали и расписывали, и часто принимал участие в работах маляров».
Некоторое время Тинторетто учился у Тициана. В дальнейшем, работая днем и ночью, художник не упускал возможности учиться у великих предшественников. Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто отметил, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микельанджело, колорит Тициана».
В 1539 Тинторетто открыл собственную мастерскую. В 1545 он выполнил по заказу Аретино две мифологические картины для плафона. В 1547 написана «Тайная вечеря» для церкви Санта‑Маркуола.
«…манера широкого эскизного мазка, сложность ракурсов, выбор очень высокого горизонта, сочетание богатого узора линий и цвета со сдержанностью колорита говорят о развивающейся зрелой манере мастера, – отмечает Сусленков. – В его ранних произведениях впервые появляются легкие, почти прозрачные фигуры дальнего плана, чуть намеченные легкой сетью прозрачных мазков, – прием, придающий живописи Тинторетто особую одухотворенность».
Чудо святого Марка
В 1545–1546 Якопо Тинторетто побывал в Риме и Мантуе, остальные годы он безвыездно работал в Венеции. В 1548 по заказу Скуола ди Сан‑Марко он написал картина «Чудо св. Марка». Тинторетто использовал легенду об александрийском рабе, которого подвергают пытке за то, что он ослушался своего хозяина и ушел молиться на могилу св. Марка.
Изображен тот момент, когда при появлении святого, слетающего с неба, орудия пытки ломаются в руках палача. Тинторетто получает официальные заказы, начинает работать в Прокурациях, во Дворце дожей, в ряде венецианских церквей, портретирует выдающихся венецианцев и государственных деятелей, сближается с цехами и филантропическими братствами.
В 1550 Тинторетто женился на Фаустине деи Вескови. У них родилось трое детей. Дочь Мариэтта умерла рано. Сын Доменико помогал отцу в мастерской и оставил самостоятельные работы. Младшая дочь Оттавия вышла замуж за художника Франческо Кассерио, продолжавшим традиции мастерской после смерти учителя.
Спасение Арсиной
Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника. В 1550–1553 он создает библейский цикл «Адам и Ева» для Скуола делла Тринита. Затем появляется цикл «фризов», отличающийся от «Адама и Евы», тонким поэтическим обаянием и пьянящим чувством радости жизни.
В несколько ином преломлении звучит тема чувственной земной красоты в картине «Спасение Арсинои». Один из самых поэтичных образов Тинторетто, созданных в эти годы, – образ библейской красавицы Сусанны в картине «Сусанна и старцы».
С блестящим мастерством Тинторетто пишет ослепительное нагое тело на фоне сочной зелени сада, выступая как продолжатель лучших традиций «золотого века» венецианской живописи.
«Введение во храм» в церкви Санта‑Мария дель Орто (1555) открывает нового Тинторетто. «Драматизация рассказа, смещение логического центра, подчеркнутая асимметрия композиции – все было ново и непривычно в этой картине, – пишет Нессельштраус. Одни видели в этой картине новое слово искусства, другие – дерзкое нарушение освященных традицией законов».
В 1562 Якопо Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о св. Марке («Похищение тела св. Марка», «Спасение сарацина», «Опознание тела св. Марка»). В «Спасении св.
Марка» (1562–1566) пространство словно не имеет фона, грозовая тьма и призрачный свет замечательно передают ощущение тревожности мира. Сакральный характер сцены подчеркнут светом, сосредоточенным на теле святого.
Чистые, сияющие краски, характерные для его ранних работ, приобретают холодные изысканные оттенки, обретают большую эмоциональную напряженность.
Тинторетто в 1566 был избиран членом Флорентийской Академии рисунка. В последующие годы он выполнял официальные заказы: во Дворце дожей – большие композиции «Страшного суда» и «Битвы при Лепанто», участвовал в украшении библиотеки св. Марка, писал картоны для мозаик и официальные портреты.
В эти годы Тинторетто создает картины, проникнутые стремлением уйти от конфликтов действительности в мир поэтической сказки и мечты.
Великолепна по взволнованно яркой живописи композиция «Происхождение Млечного пути» (1570), построенная на контрасте стремительно вторгающейся из глубины пространства служанки Юпитера и нежно жемчужного тела удивленно откинувшейся назад нагой богини.
Возникновение Млечного пути
В некоторых аллегорических произведениях Тинторетто прославляет Венецию. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации».
Тинторетто написал для братства св. Роха (Скуола ди Сан‑Рокко) в 1549 огромную картину «Св. Рох в госпитале».
Последние тридцать лет жизни художник создал 56 карти для братства, которое было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным. В 1564 году для украшения дворца братства Тинторетто предложил совету безвозмездно картину «Св.
Рох во славе». В этом же году он становится членом братства. В 1565 он пишет для братства – «Распятие», самое большое в мире живописное полотно (7×22 метра).
Распятие
«Живопись Тинторетто изумительна. Но картины его, даже огромные, кажутся эскизами, ибо стремление выразить как можно больше, проявляя при этом неиссякаемое дерзание, вредило завершенности образов.
Как точно заметил Суриков, «он совсем не гнался за отделкой, как Тициан, а только охватывал конструкцию лиц просто одними линиями в палец толщиной». Но линия такой толщины уже не линия. Размашиста и могуча кисть Тинторетто.
Цвет и свет – эти две стихии Тинторетто сливаются под его кистью, как бы окунутой им в волны света. Никто до него не противопоставлял друг другу такие массы света и тени, вырывая светом из тьмы подлинно титанические образы» (Любимов). «Распятие» – это действительно целый мир.
Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно. Поражают и ренессансная пластическая лепка характеров и глубокое ясновидение человеческой души.
«В 1576 Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан‑Рокко и обязуется к празднику святого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупную композицию плафона – «Медный змий».
В 1577 году он заканчивает еще две картины, довольствуясь оплатой стоимости холста и красок, и в том же году обращается к братству с новым предложением – обязуется закончить украшение плафона и написать ряд картин для церкви братства, 10 картин для украшения стен верхнего этажа, выполняя не менее 3 картин в год. В качестве компенсации за эту огромную работу он просит ничтожную годовую пенсию в 100 дукатов. В 1578–1581 годы живописец выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582–1584 работает над стенными композициями нижнего зала («История Марии»). Заканчивается цикл картиной «Встреча Марии с Елизаветой» (1588) на главной лестнице». (Сусленков)
Среди картин этого периода «пронизанная стремительным драматизмом «Тайная вечеря»; проникнутая тонким чувством слияния человеческой души с миром природы и элегической мечтательностью «Мария Египетская в пустыне» (нижний зал); полное скрытого напряжения и беспокойства «Искушение Христа»; грозно‑величественное «Иссечение Моисеем воды из камня», показывающее напряженную борьбу титана со стихийными силами природы» (Колпинский).
В период работы над верхним и нижними залами Скуола ди Сан‑Рокко Тинторетто пишет ряд исторических картин: «цикл Гонзага» (1580), 4 батальные композиции в зале Большого Совета во Дворце дожей (1581–1584), «Битву при Заре» (1584–1587). В 1588–1590 годах мастер создает шедевр «Битва архангела Михаила с сатаной».
Тайная вечеря
В последний год жизни Тинторетто создаёт полотно «Тайная вечеря» для церкви Санта‑Мария Маджоре, решая ее иначе, чем раньше для Сан‑Маркуоло (1547), Сан‑Симионе (около 1560), Сан‑Тровазо (около 1565), Сан‑Поло (1578). Не драматический конфликт, не раскрытие предательства являются содержанием картины, а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»).
Волнение апостолов, вызванное словами Христа, тени ангелов, возникающие в мерцающем зеленовато‑золотистом свете люстры, ощущение безграничности пространства составляют разительный контраст с жизненной убедительностью бытовой сцены. В этой попытке объединения реального и мистического Тинторетто приближается к противоречивой сложности формирующегося искусства барокко.
Портрет двух мужчин
Тинторетто написал много портретов. Поздние полотнам: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер» присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения. Вершиной его портретного творчества стал автопортрет, исполненный около 1588 года. Внутренняя духовная красота, красота нравственного мира человека преображают его лицо, придают ему необычайную силу и значительность.
От Боскини осталось описание творческого метода Тинторетто. Сначала мастер отправлялся к месту, предназначенному для будущей картины, чтобы ознакомиться с высотой ее размещения, с расстоянием от зрителя, с условиями освещения.
Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей.
Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. С помощью сетки рисунки переносились на холст в увеличенном виде и фиксировались в обобщенном монохромном подмалевке. После проверки на месте воздействия композиции-подмалевки мастер переходил к детальному моделированию фигур и к колористической разработке картины.
Биографы рассказывают о скромном быте Тинторетто. Вдали от городского шума и суеты, близ церкви Санта‑Мария дель Орто его семья занимала скромное жилище. Тинторетто отличался крайним бескорыстием. Заказы он выполнял с увлечением, не заботясь о размерах гонорара. Тинторетто ценили за острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав. К узкому кругу его друзей принадлежали выдающиеся представители венецианской интеллигенции, ученые и музыканты – Даниэле Барбаро, братья Вениер, Лодовико Дольче, секретари Сената Риччо и Рамузио, композитор и дирижер Сан‑Марко Джузеппе Царлино. Известно, что Тинторетто был музыкально одарен, прекрасно играл на различных инструментах и любил устраивать музыкально‑драматические инсценировки.
- ohudognikah.ru›content/tintorett
- Христос с Марией и Марфой
- Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник: https://to-priz.livejournal.com/61835.html