Эль Греко биография
Эль Греко – великий испанский художник 16-17 в. Родился на острове Крит в 1541 году. При рождении мальчику дали имя Доменикос Теотокопулос.
Большое влияние на всё его творчество оказали такие художники, как Микеланджело, Михаил Дамаскин, Бассано, Веронезе, Тинторетто и др.
Эль Греко тяготел к венецианской школе живописи, большинство его работ выполнены в стиле маньеризм.
Удивителен то факт что после смерти этого художника в 1614 году, практически всё его наследие было забыто практически на 300 лет и только спустя несколько столетий его заново открыли для себя и всего мира ценители живописи. Сейчас El Greco занимает одно из самых почётных мест среди представителей мировой живописи и европейского изобразительного искусства, в частности.
О жизни, тем более детстве великого художника практически ничего не известно. По некоторым сведениям ещё юношей он обучался искусству иконописи. Отсюда, вероятно, присутствие в его работах явного византийского иконописного стиля. Его учителем называют Михаила Дамаскина.
В возрасте 26 лет, Эль Греко отправился в Венецию, где продолжил обучение в мастерской Тициана. Здесь на него большое влияние оказали работы итальянских маньеристов, но всё же, несмотря на это, он выработал свой, уникальный почерк и манеру рисования.
Славу художнику принесла картина “Погребение графа Оргаса” которая была написана в 1586 году. С тех пор у него появилось множество заказов от частных лиц и от церкви. В тот период он пользовался большой популярностью благодаря своему оригинальному стилю, который не зависел от других художников. Все картины он подписывал Доменико Греко. Артикль Эль прибавили к его имени каталонцы.
Великий испанский художник умер 7 апреля 1614 года в Толедо, где прожил последние годы. Был похоронен в Монастыре Санто Домингос Эль Антигуо.
Если вы попали в неприятную ситуацию и, к сожалению, у вас нет хорошего специалиста, что бы помочь вам, то к вашим услугам компания Автоюрист. Здесь опытные адвокаты по ДТП в Киеве, которые помогут вам разрешить любую ситуацию. Возмещение ущерба, работа со страховой компанией, возврат водительских прав и многое другое от специалистов с большим опытом работы.
Погребение графа Оргаса
Апостолы Пётр и Павел
Благовещение
Дама в мехах
Христос, несущий крест
Мальчик, раздувающий лучину
Мария Магдалина
Молитва святого Доминика
Мученичество святого Маврикия
Поклонение пастухов
Снятие пятой печати
Святой Франциск в экстазе
Святой Иосиф с юным Христом
Святой Людовик король Франции
Для вашего предприятия или организации нужна обычная или уникальная спецодежда? Швейная фабрика Спецтекс-Плюс выполнит любое ваше требование. Производство спецодежды поставлено здесь на самый высокий и профессиональный уровень.
Святой Мартин и нищий
Святое семейство с Марией Магдалиной
Троица
Вид Толедо
???? Блинцов | 2012-05-30, 09:37 | ???? 962
Источник: https://art-assorty.ru/1274-el-greko-kartiny.html
Эль Греко
Для испанского языка фамилия Теотокопулос была слишком сложной, поэтому после переезда в Толедо художник стал называть себя Доменико Греко, или просто Эль Греко. Псевдоним отражал происхождение – он появился на свет на Крите, а второй родиной для него стала Испания.
Предполагаемый портрет Эль Греко
Здесь в конце 16 – начале 17 века живописец создал известные во всем мире полотна, в том числе «Погребение графа Оргаса» и «Снятие пятой печати», которые считаются образцами маньеризма.
Напряженная композиция, контраст красок и множественность источников света – все в произведениях Эль Греко работало на достижение и выражение наивысшей драматичности.
Его наследие повлияло на деятелей искусства, в том числе Пабло Пикассо, Поля Сезана, Эдуарда Мане.
Детство и юность
Греческая семья, в которой в 1541 году родился будущий творец испанского мистицизма в живописи, ни в чем не нуждалась. Глава семьи зарабатывал не только торговлей, но и сбором налогов. Сыновья Доменико и Мануссос получили превосходное по меркам той эпохи образование. Есть свидетельства о том, что они учили древнегреческий и латинский языки.
Эль Греко
Когда Доменико было 15 лет, отец умер. Забота о семье легла на плечи старшего брата, художника Мануссоса. Впоследствии всю жизнь он посвятил торговле. Доменико же выбрал путь искусства. В Кандии действовала гильдия живописцев. К сообществу примкнул и юноша.
Живопись
Критская живопись 16 века – это, прежде всего, школа иконописи. Уникальность творчества здешних авторов заключалась в умении сочетать строгость формы византийского стиля с итальянскими мотивами. Заказы поступали как от католических сообществ, так и от православных.
Картина Эль Греко «Успение Богородицы»
Доменико Теотокопулос получил звание мастера не позднее 22 лет. Это давало возможность открыть собственную мастерскую, и художник, полагают искусствоведы, ей воспользовался.
Ключевой работой первого периода творческой биографии Эль Греко считается «Успение Богородицы».
Наряду с «Мученичеством Святой Параскевы» Михаила Дамаскина работа рассматривается как яркий образец наследия критской школы иконописи.
В 26 лет живописец покидает родину. В 1967 году Теотокопулос поселяется в Венеции, а три года спустя перебирается в Рим. Часть исследователей полагает, что в городе на воде начинающий художник творил под началом Тициана. Одному из титанов Возрождения к тому времени исполнилось более 80 лет, но он охотно принимал учеников в мастерскую.
Картина Эль Греко «Вид Толедо»
Римский период творчества Эль Греко еще отмечен влиянием Ренессанса. Уходящий стиль прослеживается в ярко освещенных многофигурных композициях, насыщенности красок, удлиненности силуэтов.
Но персонажи все чаще застывают под его кистью в напряженных позах в момент отчаянной жестикуляции.
Драматичность маньеризма обнаруживается и в «Тайной вечере», и в «Благовещении», и в «Изгнании торговцев из храма».
Новаторство критского художника привлекает к нему внимание римской элиты. Его приглашают на приемы кардинала Алессандро Фарнезе, где молодой живописец знакомится с учеными, философами, художниками. Но вскоре гость теряет расположение: Доменико слишком яро набрасывается на авторитеты прежнего периода. Пусть Ренессанс и оставляет сцену, но память о представителях течения еще жива.
«Он был хорошим человеком, но рисовать совершенно не умел», — отмечает греческий художник, говоря, например, о Микеланджело.
Ему даже хватает смелости предложить папе Римскому перерисовать фреску «Страшный суд» в Сикстинской капелле в соответствии с более жесткими религиозными представлениями эпохи.
«Глупый иноземец», — отзывается об Эль Греко архитектор Пирро Лигорио.
С художником ссорится даже кардинал. Несмотря на расхождение с римской публикой, в 1972 году Теотокопулос открывает в «вечном городе» мастерскую, но получить крупных заказов не удается, и Доменико оставляет Италию.
Картина Эль Греко «Апостолы Петр и Павел»
Испания привлекла живописца перспективой работы: монарх этого государства Филипп II был заинтересован в украшении внутренних помещений нового дворца, шел подбор мастеров.
Будучи в Мадриде и видя целью завоевание авторитета у короля, Эль Греко познакомился с богословом Бенито Монтано и рядом приближенных к настоятелю Толедского собора.
В результате вместо королевского заказа первый испанский контракт живописец подписал с представителями церкви.
По заказу были созданы 10 картин, самой известной из которых является «Совлечение одежд с Христа». Сжатый передний план, подчеркивающий давление толпы на Христа, кульминационный момент, когда сопроводитель пленника готовится сорвать с него хитон, и, конечно, интенсивность красного насыщают произведение драматической мощью, свойственной маньеризму.
Картина Эль Греко «Совлечение одежд с Христа»
Интересный факт: за полотно, считающее сейчас шедевром мирового искусства, церковь отказалась платить заявленные 950 дукатов. Через суд автор добился суммы в три раза меньшей – 350 дукатов.
Претензии заказчиков сводились к тому, что Эль Греко своевольно поместил на передний план трех Марий, кои не упоминались в канонической версии событий. Кроме того, церковников возмутило расположение истязателей выше головы Христа.
Тем не менее, заказ для Толедского собора прославил Эль Греко в Испании.
И все же в продвижении ко двору Филиппа II это не помогло. Живописец исполнил два заказа для монарха, но работы короля не впечатлили, и едва начатое сотрудничество с Эль Греко прервали. 44-летний автор решил воспользоваться завоеванной в Толедо славой и в 1585 году открыл здесь мастерскую. В Испанию перебрался римский помощник Теотокопулоса Франсиско Пребосте.
Картина Эль Греко «Погребение графа Оргаса»
Вскоре живописец создает мистическое полотно – картину «Погребение графа Оргаса». В ней использован сюжет религиозной легенды о богатом жителе Толедо, финансировавшем церковь. «Погребение» изображает двух святых, сошедших с небес, чтобы собственноручно похоронить благотворителя. Полотно создано для толедской церкви Сан-Томе.
Между 1587 и 1592 годами живописец пишет основанную на контрасте образов картину «Апостолы Петр и Павел». Сегодня она хранится в Эрмитаже.
Автору не чужд и жанр пейзажа, хотя таких полотен в наследии Эль Греко три. Наиболее известен «Вид Толедо», изображающий озаренный внутренним светом город, раскинувшийся под мрачным, грозовым небом.
Картина стала одним из первых пейзажей в европейской живописи.
Картина Эль Греко «Снятие пятой печати»
Незадолго до смерти мастер создал полотно «Снятие пятой печати», которое должно было дополнить внутреннее убранство толедской церкви Иоанна Крестителя. Картина частично утрачена: на рубеже 19-20 веков реставраторы отрезали верхнюю часть. Считается, что в таком виде произведение послужило источником вдохновения для Пикассо при написании «Авиньонских девиц».
Эль Греко известен также как портретист, умеющий передать характер в чертах облика. В Толедо занимался скульптурой, создал алтари для капеллы Сан-Хосе. Значение творчества связано со становлением маньеризма, послужившего основой барокко, а нарочитая драматичность картин позволила говорить об Эль Греко как о предтече кубизма и экспрессионизма.
Личная жизнь
С 36 лет жил в фактическом браке с испанкой Херонимой де Лас Куэвас. В 1578 году у них родился сын, которого назвали Хорхе Мануэль.
Портрет Хорхе Мануэля, сына Эль Греко
Исследователи предполагают, что Доменико был женат прежде: заключил брак или на Крите, или в Италии. И это не позволило ему зарегистрировать союз с Херонимой. При этом Эль Греко упоминал фактическую жену в официальных бумагах, включая завещание, и признавал сына.
Смерть Эль Греко
В 1614 году художник работал над заказом для толедского госпиталя, но работа осталась неоконченной. Живописец заболел, и состояние ухудшалось день ото дня.
Памятник Эль Греко
Понимая, что не поправится, Эль Греко успел составить завещание. Художник скончался 7 апреля. Его похоронили при монастыре, который впоследствии был разрушен. Останки художника утрачены.
Произведения
- 1560-1565 – «Моденский триптих»
- 1567 – «Успение Богородицы»
- 1570 – «Тайная вечеря»
- 1570 – «Поклонение волхвов»
- 1570 – «Портрет Джулио Кловио»
- 1571-1575 – «Изгнание торговцев из храма»
- 1573 – «Христос на кресте»
- 1577-1579 – «Совлечение одежд с Христа»
- 1585 – «Святое семейство»
- 1586 – «Погребение графа Оргаса»
- 1587-1592 – «Апостолы Петр и Павел»
- 1595 – «Апостол Андрей и святой Франциск»
- 1596-1600 – «Вид Толедо»
- 1600 – «Автопортрет»
- 1608-1614 – «Снятие пятой печати»
Источник: https://24smi.org/celebrity/5035-el-greko.html
Эль Греко: жизнь и творчество художника
Эль Гре́ко (настоящее имя Доменикос Теотокопулос, встречается также вариант Доменико Теотокопули; 1541—1614) великий испанский художник. По происхождению — грек родом с острова Крит.
Эль Греко не имел последователей-современников, и его гениальность была заново открыта почти через 300 лет после его смерти — мастер занял почётное место в ряду важнейших представителей европейского маньеризма.
Содержание
- Биография Эль Греко
- Творчество Греко
- Техника живописи художника
- Картины Эль Греко
- Библиография
Грек по происхождению. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии.
В 1567-1570 жил в Венеции, возможно, был учеником или последователем Тициана, испытал влияние Тинторетто, Я. Бассано, посетил Парму, где высоко оценил Корреджо. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Луки.
Пребывание в Риме чрезвычайно расширило кругозор молодого художника, связанного с гуманистической средой кардинала Алессандро Фарнезе и пережившего сильное влияние Микеланджело и поздних маньеристов. С 1577 жил и работал в Испании.
Творчество Греко
Расцвет творчества Эль Греко наступил в Испании, куда он отправился в 1577 году. Не получив признания при дворе в Мадриде, он поселяется в Толедо, где в скором времени получает заказ на сооружение главного алтаря в монастыре Санто-Доминго эль Антигуо.
Благодаря алтарным картинам «Троица», «Воскресение Христа» и др. художник приобрел широкую известность.
Троица
Воскресение Христа
Коронация Девы Марии
В 1579 г. для толедского собора Эль Греко исполняет «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). Композиция имела невиданный успех, однако этот заказ повлек за собой и первый судебный процесс, затеянный капитулом собора за «отклонение от канонов иконографии». Тяжбу художник выиграл. Впоследствии мастер сделал 17 повторений картины («Снятие одежд с Христа»).
Эль Греко был выдающимся портретистом. В Толедо он создал целую портретную галерею своих знаменитых современников: кардинала Таверы, ученого А. де Коваррубиаса, поэта И. де Себальоса. Один из самых знаменитых — портрет инквизитора Ниньо де Гевары.
Свою красавицу-жену, аристократку Иерониму де Куэвас, художник запечатлел на полотне «Портрет дамы в мехах». На многих картинах изображен их единственный сын Хорхе Мануэль.
Главным мотивом творчества Эль Греко всегда оставались религиозные картины, исполненные для церквей, монастырей, госпиталей Толедо, Мадрида и других городов.
Художника занимают мотивы мученичества святых («Мученичество св. Маврикия»), тема «святого семейства» («Святое семейство»), сюжеты из жизни Иисуса Христа («Несение креста», «Моление о чаше»).
Особое место в искусстве Эль Греко занимают образы святых; художник нередко изображает их беседующими друг с другом («Св. Иоанн и св. Франциск», «Апостолы Петр и Павел»). В творчестве Эль Греко нашли отражение местные предания, связанные с христианской верой и христианской церковью («Погребение графа Оргаса»).
Поздние работы Эль Греко («Лаокоон», «Снятие пятой печати»), в которых воображение художника принимает причудливые, ирреальные формы, не были поняты современниками.
Последней значительной работой Эль Греко стал пейзаж «Вид Толедо». Тяжело больной, почти лишенный возможности передвигаться, Эль Греко до последнего дня продолжал творить. Скончался художник 7 апреля 1614 г. и был похоронен в церкви Санто-Доминго эль Антигуо, украшенной его первыми живописными произведениями.
Техника живописи художника
Эль Греко учился в мастерской Тициана, но, однако, техника его живописи существенно отличается от техники его учителя. Для работ Эль Греко характерны быстрота и экспрессивность исполнения, которые приближают их к современной живописи.
Большинство его произведений исполнены следующим образом: линии рисунка наносились на поверхность белого клеевого грунта, который затем покрывался имприматурой коричневого цвета — жжёной умброй.
Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё.
Затем следовала моделировка форм в светах и полутонах белилами, и полутона при этом приобретали удивительный, характерный для Эль Греко серый перламутровый тон, которого невозможно добиться простым смешением красок на палитре.
В тенях коричневая подготовка часто оставалась совершенно нетронутой. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Местами он состоит практически из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт и имприматуру.
К примеру, на эрмитажном полотне «Апостолы Пётр и Павел» голова Петра написана одними лессировками без белил, благодаря чему её изображение даже не фиксируется на рентгенограмме.
Важную роль в технике живописи Эль Греко играет крупнозернистый холст, который активно формирует фактуру живописной поверхности.
Колорит картин Эль Греко чрезвычайно богат и насыщен — на красочной поверхности вспыхивают оранжевые, красные, розовые мазки различных оттенков; переливаются и мерцают оливковые, жёлтые, зелёные и фиолетовые одежды, выполненные лессировками. Благодаря таланту художника всё это соединяется в единой цветовой гармонии.
Библиография
- Киплик Д. И. Техника живописи старых мастеров // Техника живописи. — М.; Л. : Искусство, 1950.
- Фейнберг Л. Е. Секреты живописи старых мастеров / Л. Е. Фейнберг, Ю. И. Гренберг. — М. : Изобразительное искусство, 1989.
- Долгополов И. Эль Греко // «Огонек» — 22.12.1979, № 52, с 8-9
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: piplz.ru, ru.
wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Эль Греко: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Эль Греко: жизнь и творчество художника
5 (100%) 1 голос(ов)
Источник: https://allpainters.ru/greko-jel.html
Эль Греко: произведения, биография, факты и видео
???? Приветствую вас, мои дорогие читатели! В статье «Эль Греко: произведения, биография» — о жизни испанского живописца, скульптора, архитектора.
Эль Греко: биография
Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 г. на о. Крит. Долгое время он жил в Испании, где стал представляться как Эль Греко. Но подпись на своих произведениях пишет по-гречески, указывая настоящее имя.
До 25 лет о его биографии практически ничего не известно. Отец — сборщик налогов, мог дать сыну хорошее образование. Позже Эль Греко подружился с известными учеными. В его домашней библиотеке было более 130 рукописей по разным сферам науки на пяти языках. Факт, который может сказать о многом.
В архивах 1566 г. обнаружены документы, где его величают «мастер Доменико Теотокопули». Сохранились работы того периода, где его произведения в традициях икон Византии. Хотя это, конечно, выглядит достаточно странно, потому что семья мастера посещала римскую католическую церковь.
В 1568 г. мастер на пару лет перебрался в Венецию. Некоторые архивные документы указывают на то, что он обучался у великого Тициана.
Эль Греко провел в Риме 5-6 лет. Он познакомился с живописцем Дж. Кловио, по просьбе которого кардинал Фарнезе поселил его в своем дворце.
В 1572 г. художник был принят членом гильдии св. Луки и периодически наведывался в Венецию. Там он познакомился с видными религиозными деятелями. Служащий кардинала Орсини, купил у мастера семь больших картин. Но больше выгодных заказов не поступало. Это стало главной причиной отъезда в Толедо.
Толедо
Здесь дела быстро наладились. В 1577 г. он завершил «Успение Богородицы», и приступил к созданию образа «Снятие одежд с Христа». Это полотно, представленное на суд зрителя в 1579 г., стало популярно. Мастер долгое время писал с него копии, которые быстро раскупались.
«Совлечение одежд с Христа». 1577–1579 . Толедский собор, Толедо, Испания
В Толедо мастер женился на Иерониме де лас Куэвас. Брак не был зарегистрирован в мэрии. По этой причине в городе ходили всевозможные догадки и невероятные слухи.
Одни говорили, что иностранец не получил нужные для заключения брака документы. Другие шепотом рассказывали, что он женат, но оставил семью на произвол судьбы. Однако личная жизнь мастера остается тайной.
Имя живописца встречается во многих архивах по поводу его договоров на исполнение заказов. Но в архивах не удалось найти ни одного письма самого мастера.
“Вид Толедо перед грозой” 1610-1614. Метрополитен-музей Нью-Йорк
Как пишут его современники в своих личных воспоминаниях, Эль Греко был умным человеком, но часто гордился тем, что создает величественные произведения искусства. Иногда это было похоже на высокомерность.
Творчество Эль Греко
С 1585 г. мастер, чтобы поддержать привычный уровень жизни, арендовал одно крыло дворца у маркиза де Вильены. Покупателям называл огромную сумму, в которую оценивал свои произведения. Это несколько раз заканчивалось судебными процессами между мастером и заказчиками.
Случались и другие неприятности. Служители церкви неоднократно высказывали претензии к картинам мастера. Они настаивали, чтобы произведения, исполненные по заказу церкви, соответствовали традиционным ортодоксальным принципам изображений.
Но слава мастера росла с каждым днем, и он продолжал получать большие заказы от богатых клиентов. В это время Толедо был известен далеко за пределами Испании, но хороших живописцев здесь было мало.
Эль Греко пытался всеми силами привлечь к себе внимание не только местных горожан, но и сеньоров со всей Испании. Особенно он мечтал обратить внимание на свои творения могущественного Филиппа II, слывшего ценителем живописи.
Король подыскивал мастеров для росписи интерьеров дворца, который был возведен вблизи Мадрида. Закладка фундамента прошла в 1563 г. Приезд мастера связан с его стремлением поучаствовать в оформлении интерьеров. Сюда прибыло много мастеров, в т.ч. и великий Тициан.
Но мечты не сбылись. Эль Греко выполнил грандиозное полотно «Мученичество св. Маврикия». Но королю творение мастера не понравилось, и он отдал заказ Чинчиннато. Как утверждал очевидец этих событий, полотно не вызвало у короля «религиозного трепета».
«Мученичество святого Маврикия». 1580-1582, Монастырь де Эль Эскориал, Мадрид
Главную сцену сюжета Эль Греко «удалил» вглубь полотна. На переднем плане написал св. Маврикия с друзьями, когда они единодушно решают отдать жизнь за истинную веру. Получилось, что традиционное толкование сюжета художник принес в жертву своему стилю.
«Кающаяся Магдалина» 1594, Национальный музей изобразительных искусств, Будапешт
Последние годы жизни
Эль Греко возвратился в Толедо навсегда. Он активно работал в 1597 — 1607 г.г., когда началась массовая перестройка храмов. И это открыло для него огромное поле деятельности. Слава мастера пересекла границы Испании и ему стали поступать заказы из соседних европейских стран.
В 1603 г. он принял заказ на создание алтарного образа для госпиталя в окрестностях Толедо. Вновь последовало разбирательство об оплате, которое мастер проиграл.
В конце жизни для живописца наступила черная полоса. Возникли проблемы со здоровьем, мучили финансовые проблемы. Его осаждали многочисленные кредиторы, он не мог оплатить аренду жилья.
Эль Греко скончался в 1614 г. и был похоронен в храме Санто-Доминго. Но церковные дрязги продолжились. Сын вынужден был перевезти прах отца в монастырь Сан-Торквато. Этот монастырь подвергся разрушению в XIX в. Могила художника не была найдена, но память об этом величайшем живописце пережила века.
Видео
Эль Греко: произведения и жизнь художника
Источник: https://damy-gospoda.ru/el-greko-proizvedeniya-biografiya/
Художник Эль Греко — биография и знаменитые картины
Несмотря на то, что большую часть своей жизни Эль Греко творил в Испании, его живопись всегда стояла особняком от прочих испанских мастеров, он не имел последователей при жизни, и по-настоящему его работы были оценены примерно через 300 лет после его смерти. Настоящее его имя — Доми́никос Теотоко́пулос, а родиной его был остров Крит. «Эль Греко» — означает по-испански просто «Грек».
Направление, в котором работал Эль Греко современные исследователи относят к маньеризму, хотя жанровой классификации его картины поддаются плохо, сочетая в себе влияние византийской иконописи, классицизма и испанских мастеров.
О его происхождении и семье ничего не известно, известно лишь точное место рождения — деревня Фоделе близ города Кандии на Крите. Очевидно, что в юношестве его обучали иконописи, причем характерный византийский стиль, особенно лица, словно сошедшие с фресок православных храмов, прослеживается в большинстве произведений мастера.
Одна из самых известных работ Эль Греко — «Погребение графа Оргаса»
Становление художника началось в Венеции, где Доминикос поступил в мастерскую Тициана.
Там он быстро делает свои первые успехи, помогая старому Тициану писать «Мученичества Сятого Лаврентия», а также создавая свои первые серьезные работы — «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление святого».
После того, как молодой ученик взял у своего учителя все что мог, его уже ничего не держало в Венеции и он направился в Парму, а чуть позже — в Рим.
В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы. Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку.
Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел».
Это высказывание настроило против Эль Греко итальянских коллег, и без того ревниво относящихся к чужакам.
Со временем менялась техника картин, Эль Греко ознакомился с научными достижениями в области математики — они приобрели важное значение в его поздних работах.
Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей.
Несмотря на то, что его основными заказчиками были представители духовенства, Эль Греко нередко случалось вступать в конфронтацию с ними, например, когда своевольный художник вынудил прелатов признать своего внебрачного сына, которому он дал свое имя.
Портрет Кардинала Гевара
Эль Греко постигла участь многих художников — старость в бедности. Все, что осталось к его закату от былой роскоши — это огромная библиотека и коллекция гравюр. Эти сокровища перешли по наследству его сыну Хорхэ Мануэлю.
У него было всего несколько учеников, которые просто старательно копировали манеру мастера и, постепенно пришли к маньеризму. Так уж получилось, что его искусство, поддерживаемое силой его личности, после его смерти было предано забвению. Его сын, пошедший поначалу по стопам отца, оставил живопись ради архитектуры.
Немного позже лишь Веласкес, оценив пронзительность портретов Эль Греко, смог использовать его находки в портрете папы Иннокентия Х.
Заново Эль Греко смогли оценить лишь в конце 19-го века. А в 20-ом веке уникальный и новаторский стиль гениального греческого художника занял достойное место среди величайших творцов.
Источник: https://www.grekomania.ru/greek-articles/people/4-el-greko
Эль Греко краткая биография
Эль Греко краткая биография средиземноморского художника изложены в этой статье.
Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году около городка Кандии, средиземноморской столицы острова Крит. Точных записей о месте и дне рождения будущего художника, к сожалению, не сохранилось.
Что касается первых 25 лет жизни, то о них практически ничего не известно. Его отец — сборщик податей, поэтому Доменико должен был получить прекрасное образование.
Существуют факты, что он дружил с учеными людьми, а личная библиотека живописца, которую описали после его смерти, состояла из 131 книги по литературе, истории, живописи, философии и архитектуре на латинском, греческом, испанском и итальянском языках.
Данный факт свидетельствует о том, что Эль Греко был образованным, начитанным человеком, владеющий многими языками.
https://www.youtube.com/watch?v=tZ-SlYecfBA
Эль Греко интересные факты
Имя Эль Греко в официальных документах впервые упоминается в 1566 году, где он вспоминается как «мастер Доменико Теотокопули, художник». Несколько работ, которые сохранились за этот период, показывают, что художник писал в стиле византийской традиционной иконописи.
В 1568 году Греко появляется в Венеции и живет там предположительно до 1570 года. В ноябре этого года он переезжает в Рим и обитает в городе 5-6 лет.
Здесь живописец подружился с Джулио Кловио, местным художником, который отослал запрос кардиналу Алессандро Фарнезе с просьбой разрешить чужестранцу пожить в Риме.
Кардинал предложил ему пожить во дворе, а его картины впечатлили местных ценителей искусства.
В 1572 году Эль Греко приняли в члены Академии святого Луки. Он заводит дружбу с римскими теологами и учеными.
Не получив ни одного большого заказа в Риме, художник отъезжает в Испанию. В хрониках Толедо упоминается 2 июля 1577 года. В этом же году он завершает свой большой проект — алтарный образ под названием «Успение Богородицы».
Несмотря на то, что личная жизнь живописца находится под занавесом тайн, его имя часто появляется в финансовых сделках. История не сохранила и его личных писем.
С 1585 года он стал жить, как говориться, на широкую ногу – арендует дворцы у маркизов, требует высокой оплаты за свои картины и портреты, ведет себя очень вызывающе.
Король Испании Филипп II заказал ему оформление монастыря-дворца Эскориала. Оно началось в 1563 году.
Но его полотно под названием «Мученичество святого Маврикия» не пришлось по вкусу королю, и свой заказ он передал другому художнику — Ромуло Чинчиннато.
С 1607 года началась черная полоса в жизни Греко. Здоровье художника пошатнулось, и начались финансовые затруднения. Он стал брать взаймы деньги у друзей, а в 1611 году у него уже была 2-летняя задолженность по аренде жилья.
Умер Эль Греко 7 апреля 1614 года в Толедо. Его останки утеряны вместе з разрушением монастыря Сан-Торквато, в котором он был похоронен.
Источник: https://kratkoe.com/el-greko-kratkaya-biografiya/
Эль Греко, Изображений: 234
Отрывочные, словно вырванные из круговорота событий, факты биографии Эль Греко скудны и немногочисленны. И даже спустя четыре века после его жизни многие из них подлежат сомнению, чего не скажешь о работах великого художника – нетленных полотнах, полных глубокой искренности и непонятного многим мировосприятия.
Рождение и юность
Доменикос Теотокопулос, известный всему миру как Эль Греко, появился на свет предположительно в 1541 году. Точная дата его рождения не известна. Указанный год положил начало его биографии лишь на том основании, что по воспоминаниям современников в 1601 году уже состоявшийся художник собрал в своем доме близких друзей, чтобы отпраздновать юбилей – 60 лет.
Местом его рождения считается Ираклион – один из греческих городов на острове Крит, который в ту эпоху принадлежал Венецианской республике. О родителях Доменикоса Теотокопулоса практически не сохранилось данных.
Известно только, что они были людьми небедными, так как отец будущего художника числился сборщиком податей. Благодаря этому мальчик получил хорошее начальное образование и даже имел возможность брать уроки иконописи.
Первое упоминание о личности Доменикоса относиться к июню 1566 года, когда официальные документы говорят о нём, как о мастере-художнике. Примерно этим же периодом датируются и ранние работы гения. Полные неоспоримого влияния традиций греческой иконографии, они заявляют о тонком мировосприятии художника и самобытной манере его техники.
1567 год ознаменовался для юноши переездом в Венецию и началом обучения у метра Тициана. После чего калейдоскоп жизни художника стал вращаться стремительно быстро и принес путешествие в Рим, в Парму, а так же знакомство с Корреджо и Микеланджело.
Зрелость
Ненадолго задержавшись в Италии, Эль Греко направляется в Испанию, где в 1576 году поступает на официальную службу к королю. Однако «официальная работа» не приносит художнику ожидаемого простора для творчества.
Причиной тому стал оригинальный для того времени стиль мастера и его независимый нрав.
И в скором времени его имя уже связывают с испанским городком Толедо, куда он прибыл в 1577 году, что стало удачным поворотом в его биографии.
Толедо стал для мастера последним пунктом на карте его путешествий. Здесь к нему приходит заслуженное признание и многочисленные заказы на оформлении алтарей и написание копий с них для частных коллекций.
Всегда обладая острым умом и каким-то врождённым аристократизмом, Эль Греко наконец-то дышит полной грудью и позволяет себе жить по-настоящему. Он арендует помещения дворца местного маркиза и сам назначает цены за свои полотна.
В этот же период судьба сводит художника с испанкой Иеронимой де лас Куэвас, которая в 1578 году подарила ему единственного сына и наследника.
Но и этот период жизни мастера не был столь радужным, как могло показаться обывателям.
Причиной тому все тот же независимый нрав Эль Греко и самобытная манера написания полотен, с которой официальная церковь зачастую была не согласна.
Но, несмотря на это, период с 1597 по 1607 года можно назвать самым плодотворным во всех сферах жизни художника, а слава о нём распространилась далеко за пределы провинциального Толедо.
Именно известность, по мнению многих, и стала причиной краха творчества гения. Прознав про его талант, мастера просто засыпали предложениями о работе. А вслед за ними стали появляться судебные разбирательства на предмет несоответствия сложившимся традициям живописи. Официальная церковь не хотела замечать и признавать новаторства Эль Греко и упорно отстаивала свои ортодоксальные взгляды.
Закат…
Не имея себе предшественников и последователей, гений продолжал творить до последнего вздоха. И с каждым разом его полотна становились все загадочнее, одухотвореннее и невесомее, несмотря на то, что о себе уже давало знать пошатнувшееся здоровье и финансовые трудности.
Бедность настигла Эль Греко в 1611 году, а вслед за нею в дом постучалась и смерть – в 1614 году, 7 апреля, художник умер…
Согласно завещанию его тело было захоронено в церкви Святого Доминго эль Ангигуо. Однако уход из жизни не избавил его от претензий официального клира, который потребовал от Хорхе Мануэля – сына мастера – перезахоронить Эль Греко.
Ставшее новым, последнее пристанище гения, монастырь Сан-Торквато был разрушен в XIX веке, что навсегда похоронило останки мастера в истории…
Анна Комарова
Источник: https://gallerix.ru/storeroom/442445070/
Эль Греко – биография и картины художника в жанре Маньеризм – Art Challenge
Эль Греко (El Greco; собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто.
В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма.
Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (“Изгнание торгующих из храма”, 1570, Национальная галерея, Вашингтон; “Исцеление слепого”, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден; портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте; портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция “Погребение графа Оргаса”, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо; “Святое Семейство”, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).
Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (“Мученичество святого Маврикия”, 1580-1582, Эскориал). Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (“Главный инквизитор Ниньо де Гевара”, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (“Портрет неизвестного рыцаря”, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).
Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (“Снятие Пятой печати”, Метрополитен-музей; “Лаокоон”, Национальная галерея искусства, Вашингтон, — обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция “Вид Толедо” (1610-1614, Метрополитен-музей).
Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века.
Эль Греко (El Greco; собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто.
В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма.
Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (“Изгнание торгующих из храма”, 1570, Национальная галерея, Вашингтон; “Исцеление слепого”, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден; портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте; портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция “Погребение графа Оргаса”, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо; “Святое Семейство”, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).
Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (“Мученичество святого Маврикия”, 1580-1582, Эскориал). Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (“Главный инквизитор Ниньо де Гевара”, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (“Портрет неизвестного рыцаря”, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).
Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (“Снятие Пятой печати”, Метрополитен-музей; “Лаокоон”, Национальная галерея искусства, Вашингтон, — обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция “Вид Толедо” (1610-1614, Метрополитен-музей).
Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века.
Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/34.html
10 известных картин Эль Греко
Подборка знаковых работ художника.
Доменикос Теотокопулос, известный всему миру под именем Эль Греко, был художником греческого происхождения и являлся одним из ведущих деятелей испанского Возрождения 15-го и 16-го веков.
Эль Греко одинаково превосходен в изображении религиозных сюжетов, портретов и пейзажей. Его работы оказали влияние на развитие экспрессионизма и кубизма. Узнайте о десяти самых известных картинах мастера.
#10 Святая Троица
Год создания: 1577
Ранние проблески таланта Эль Греко можно наблюдать в «Святой Троице», которая принесла художнику известность в Толедо, во многом благодаря мастерскому использованию цвета и освещения.
#9 Христос исцеляет слепого
Год создания: около 1570
Эль Греко создает это произведение искусства в начале своей карьеры (еще до переезда в Испанию). Окрашенный в стиле венецианского Возрождения этот шедевр иллюстрирует сюжет Евангелие, в котором Христос исцеляет слепого, касаясь его глаз. Тема была популярна в то время и появлялась на полотнах различных именитых живописцев.
#8 Поклонение пастухов
Год создания: 1612–1614
Это полотно изображает пастуха и ангелов, прославляющих чудо рождения Иисуса. Греко использует причудливые позы и фиксирует ритмичные танцы. Вместе с диссонирующими цветами работа вызывает удивление и восторг зрителя. В последних работах Эль Греко можно обратить внимание на искажение пропорций фигур.
#7 Успение Богородицы
Год создания: 1577–1579
Эта внушительных размеров работа была частью более крупного проекта и окрашена для алтаря Санто-Доминго-эль-Антигуо. Работа оказала большое влияние на репутацию Греко.
Написана в венецианском стиле, в ней используются интенсивные цвета и световые контрасты, которые стали отличительной чертой труда.
«Успение Пресвятой Богородицы» предзнаменовала новый период в жизни художника, который раскрыл его гений в полной мере.
#6 Лаокоон
Год создания: 1610–1614
Эта картина изображает смерть мифического персонажа Лаокоона, двух его сыновей и троянского священника Посейдона.
Согласно мифу, Лаокоон предупредил своих соотечественников об опасности троянского коня, затем он и его сыновья, были задушены гигантскими морскими змеями, посланными в качестве наказания.
Эта работа из всех произведений автора оказала самое глубокое влияние на современную живопись и имеет важное значение для экспрессионизма.
#5 Портрет пожилого дворянина
Год создания: около 1580
Это, пожалуй, самый известный портрет, как из серии изображающей неизвестных господ, так и во всем портретном творчестве художника. На нем изображен слегка наклонившийся влево, на меч, рыцарь.
#4 Снятие одежд с Христа
Год создания: 1577–1579
Необыкновенно оригинальная картина изображает обнажение Христа перед распятием. В работе использованы различные методы, получившие распространение в маньеризме и других стилях, а так же применен прием, в котором головы людей в толпе накладываются друг на друга, визуально расширяя её.
#3 Открытие пятой печати
Год создания: 1608–1614
Также известная как «Видение святого Иоанна», эта картина является одной из наиболее известных картин мастера поздних лет.
На ней изображен сюжет из книги «Откровения» (Новый Завет), где после вскрытия пятой печати души убиенных за слово Божие взывают к справедливости, облачившись в белые одежды.
Многие художественные критики считают, что данная работа оказала влияние на картину «Авиньонские девицы» кисти Пабло Пикассо, что вызывает дискуссии и споры, добавляя известности шедевру.
#2 Вид Толедо
Год создания: 1596–1600
Пейзажи были редким явлением в испанском искусстве. Изображение Толедо является одним из трех сохранившихся произведений в этом стиле.
Картина славится своей загадочной символикой и, как и в других работах художника, в ней применен сильный световой контраст между темным небом и сочной зеленью.
Наряду со «Звездной ночью» Винсента Ван Гога, этот пейзаж остается одним из самых известных изображений неба в западном искусстве.
#1 Погребение графа Оргаса
Годы создания: 1586–1588
Полотно иллюстрирует популярную легенду. В ней святые Августин и Стефан сходят с небес, чтобы помочь в захоронении Дона Руиса, известного как граф Оргас. Он при жизни славился филантропией и благочестием.
Нижняя часть работы посвящена именно этому действию, в то время как выше изображены небеса, ожидающие Оргаса. Это не только самая знаменитая картина Эль Греко, но и одна из величайших шедевров ренессанса.
Больше картин можно найти в специальном списке работ Эль Греко.
10 известных картин Эль Греко обновлено: Октябрь 2, 2017 автором: Глеб
Подборки
Источник: https://artrue.ru/style/renessans/elgreco/10-izvestnyx-kartin-el-greko.html