Приветствую читателей и любителей живописи! В этой статье о жизни испанского живописца «золотого века», главы севильской школы.
Бартоломе Эстебан Мурильо, как последователь реалистической живописи эпохи барокко, был последним представителем этого направления, так сказать, младшим из предшествующих ему художников-мастодонтов.
Отец Бартоломе был известным в Севилье цирюльником, поэтому семья его не бедствовала и могла позволить себе снимать монастырский дом для проживания.
Бартоломе родился в декабре 1617 г. В одиннадцатилетнем возрасте осиротел. Когда ему было 10 лет, умер его отец, а спустя год и мать последовала за мужем. Бартоломе был отдан тетушке – сестре матери, на воспитание.
Для развития творческих способностей тетя пристроила своего племянника в мастерскую Хуана де Кастильо, под влиянием которого он начал писать картины. Первые рисунки юноши были сухими и темными.
Прибытие в город Педро де Мойи – испанского живописца и ученика знаменитого ван Дейка, перевернуло представление Бартоломе о технике письма и свойстве красок.
Путешествие в Мадрид
Значительным шагом для становления Мурильо, как живописца, отступившего от караваджинского клонирования, стало его путешествие в Мадрид. Там Бартоломе изучал работы Тициана и Рубенса, копировал полотна во дворцах, набивая руку.
Жизнь в испанской столице продлилась до 1645 года. Эта дата стала переломной не только в творчестве художника. В его коллекции появились картины с изображением детей, например, «Нищий мальчик» (1645), «Мальчик с собакой» (1650) и др.
«Мальчик с собакой» (между 1655-1660). Санкт-Петербург, Эрмитаж
Произошли изменения в личной жизни молодого мастера. На рубеже своего 30-летия Бартоломе обвенчался с Беатрис Сотомайор-и-Кабрера. Брак был очень плодовит и принес супругам пятерых детей. Видимо этот факт и лег в основу исполнения картин с изображением мальчиков.
Картины Мурильо с религиозными и бытовыми сюжетами
Среди работ художника, большая часть была посвящена церковным образам. Благодаря склонности к религиозным сюжетам, Мурильо получал многочисленные заказы от храмов и церквей. Так, по возвращении в Севилью в 1645 году, художник получил задание францисканского монастыря.
«Святое Семейство» (1660)
Наряду с полотнами религиозной истории («Благовещение» (1660 — 65), «Христос Добрый Пастырь» и «Святое Семейство» (1660), в его творчестве немалое количество работ бытового характера и портреты («Старуха с прялкой», «Блудный сын пирует с куртизанками» и др.).
Кающаяся Магдалина
Две женщины в окне, 1660 год
И те другие картины мастера написаны безупречно, как по композиции, так и с технической стороны. Визитной карточкой Бартоломе было коричнево-охристое настроение, всегда теплые тона, много охры и ванили, насыщенные мазки и динамичные сюжеты.
Девушка с цветами
Характер героев угадывался в переданной мимике и движении рук, мелкой атрибутике – монеты или фрукты в руках. В своих картинах художник всегда отражал уют, очарование и тепло домашнего очага.
После депрессии и скорби
Нарастающий темп работы был прерван кончиной любимой жены (1 января 1664 г.). В течение двух последующих лет мастер работал намного медленнее обычного. Но вскоре он получил заказ на украшение алтарной стены храма Санта Мария ла Бланка.
Гигантский объем работы привел художника в норму, после длительной депрессии и скорби. Позже он вступил в Братство милосердия.
В силу своего спокойного и доброго характера, после 1665 года, Мурильо дал вольную рабу, рожденному и выросшему у него на глазах. Продолжал вести умеренный образ жизни и творить.
Смерть
В 1682 году, Бартоломе покинул Севилью, отправившись на выполнение работы в капуцинском монастыре в Кадисе. Он писал алтарное полотно «Обучение Святой Екатерины», стоя на подмостках лесов. Одно неосторожное движение, и мастер упал. Падение оказалось роковым. 3 апреля 1682 г. великий живописец скончался.
О картинах великого мастера
Бартоломе Эстебан Мурильо оставил после себя большую коллекцию картин конца эпохи барокко. Самая крупная экспозиция хранится в мадридском Музее Прадо. Всего произведений Мурильо, по разным источникам насчитывается от 450 до 481.
В Эрмитаже Санкт-Петербурга представлено два десятка полотен этого замечательного живописца, в том числе несколько бесценных жемчужин его творчества, известные многим по репродукциям, картина «Мальчик с собакой», «Отдых святого семейства на пути в Египет» и другие.
«Отдых св. Семейства на пути в Египет», 1665. Санкт-Петербург, Эрмитаж
От его картин трудно отвести взгляд, столько в них непосредственности, если мастер изображает детей. Если же перед вами картина на религиозную тему, то хочется внимательно разглядеть каждую деталь, так как любой штрих несет в себе таинственность и в то же время озарение.
Остановившись перед этими полотнами, словно попадаешь в их плен, и трудно перейти к другому полотну. А потом еще долгое время находишься под впечатлением от увиденного и душа очищается от соприкосновения с Прекрасным.
Земные проблемы и тревоги становятся настолько ничтожными, потому что смотришь на них уже с недосягаемой высоты Настоящего Искусства.
дамы-господа
Источник: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/14346095/
Бартоломе (Эстебан ) Мурильо
В конце 1617 года в севильской церкви Сан-Мигель состоялось венчание маэстро Диего Веласкеса и Хуаны Пачеко. Счастливый для них, день этот стал счастливым и для всей Испании. В это солнечное утро в другой севильской церкви (в старой церкви Магдалены) был крещен мальчик, который впоследствии стал гордостью страны.
Его имя Эстебан Бартоломео Мурильо, и именно его назовут истинным представителем севильской школы живописи, «главой испанских колористов». Но это все в будущем, а пока он был четырнадцатым ребенком в скромной семье цирюльника.
Рано лишившись родителей, маленький Эстебан воспитывался в семье свой сестры — жены хирурга. Семья была довольно зажиточной, и его даже отдали в ученики к одному из дальних родственников — художнику.
От него он перешел к другому учителю, а потом и сам стал думать, где бы увидеть и изучать картины великих живописцев.
У юного Бартоломео не было средств для поездки в Италию, и тогда он купил полотно, разрезал его на кусочки и принялся день и ночь расписывать их всякими сюжетами, какие только представлялись его взору. Кроме того, он стал писать и маленькие образа для ежегодной ярмарки в Севилье, где их покупали купцы для отправки в Новый Свет, чтобы раздавать там новообращенным христианам.
Когда у Мурильо завелись деньги, он (чтобы не тратиться на дорогу) пешком пошел в Мадрид, намереваясь оттуда отправиться в Италию.
Но в Мадриде случай свел его с Веласкесом, Бартоломео Мурильо объяснил придворному художнику-вельможе свои намерения и нашел в его лице истинного покровителя.
Веласкес отговорил его от поездки в Италию, раскрыв взамен сокровища Эскориала, где можно было изучать Тициана, Рубенса, Веронезе, Рафаэля, Тинторетто и других живописцев.
В действительности же, как теперь установили искусствоведы, никакой первой поездки в Мадрид не было, но введение ее в канву легенды в высшей степени логично: после легендарного возвращения из Мадрида севильский живописец совершает в своем творчестве скачок, который открывает ему путь к славе.
В Севилье жизнь била ключом, к ее портам причаливали многочисленные суда, груженные золотом и серебром Нового Света. Свободно и весело текла в Севилье жизнь — в городе, «таком удобном для всяких приключений».
На ее улицах можно было встретить испанцев, немцев, англичан, голландцев, мавров, негров, индейцев, и все они перемешались в пестрой говорливой толпе.
Здесь были представители всех слоев испанского общества: чопорные гранды; бедные, но гордые идальго, пытающиеся скрыть свою бедность под изысканной роскошью костюмов; солидные горожане, купцы, ремесленники, монахи из многочисленных монастырей; пестро одетые, веселые гитаны и пикарес — бродяги и шарлатаны, ищущие легкой наживы.
Оживленно текла в Севилье и художественная жизнь. По ее улицам были разбросаны многочисленные мастерские живописцев, скульпторов, золотых дел мастеров: в богатой Севилье легко находилась работа.
Расположенная далеко от столицы, где творчество художников было сковано вкусами придворной знати, Севилья имела свои преимущества.
Здесь свободнее и независимее развивалась художественная мысль, а мастера ее были теснее связаны с народом.
Первые картины Мурильо, которые вызвали общий восторг («Вдохновение монаха», «Милостыня святого Диего» и «Смерть святой Клары»), были написаны им для Малого монастыря Святого Франциска. Монастырь этот до нашего времени не сохранился: в XIX веке во время перестроек в Севилье его разрушили, а во времена Мурильо это был самый большой монастырский ансамбль в городе.
Мурильо узнал, что настоятель францисканского монастыря намеревается расписать монастырские стены картинами, которые бы иллюстрировали жизнь их ордена.
Сумма, которую назначили за 11 больших полотен с фигурами в натуральную величину, была довольно скромна, и потому ни один художник не хотел браться за эту работу.
Только молодой Мурильо был исполнен желания проявить себя и предложил свои услуги. За неимением лучших предложений францисканцы приняли их.
Картины вызвали всеобщее удивление и восторг, ничего подобного по красоте и смелости замысла Севилья еще не видела. Никто не понимал, как мог этот «мазилка», еще совершенно не известный три года назад, так быстро усвоить столь мощную и благородную манеру письма.
Вскоре художник стал получать многочисленные заказы и писал для всех. Зато и не было в Испании ни одного собора, ни одного монастыря, ни одного значительного частного собрания, которые не владели бы хоть одним произведением знаменитого мастера.
По отзывам современников Мурильо обладал легким, ровным, добрым характером. Неисчислимы достоинства дона Эстебана и как художника.
Одаренный самым блестящим воображением, чувством нежным — полным грации и восторга, он особенно склонен был к сюжетам религиозным, где искусство может обратиться к миру идеальному. В особенности неподражаемы у него лики Христа и Богородицы.
В каком бы возрасте он не писал их, везде у него выходят изображения, приводящие зрителя в благоговейный восторг.
Мурильо весьма редко ставил дату на своих картинах, но всякий раз, когда он это делал, как правило, за датой скрывалось важное событие в жизни художника. Так было и на этот раз: 1652 год застал его за работой сразу над двумя первыми полотнами «Непорочное зачатие», так как в основном Мурильо прославлял Богородицу.
В Испании образ Марии был синонимом всемогущества доброты. В это время благочестивый король Филипп III объявил все свои государства, находящимися под защитой Непорочного зачатия, тем самым предупредив на два столетия провозглашение этого догмата, утвержденного папой Пием IX только в 1855 году.
Конечно, не только этот факт стал поводом для создания великим мастером своих знаменитых мадонн.
Мурильо всегда имел желание художественно разработать одно место из Священного Писания, где говорится о появлении на небе женщины, облеченной в солнечные ризы, с луной под ногами и венцом из двенадцати звезд на голове.
Все его картины (за редким исключением) изображают Мадонну в радостном сиянии, возносящейся среди прозрачных облаков к небу.
Ее кроткий лик с увлажненными глазами, красными, как вишня, губами, нежным и радостным выражением лица окаймлен роскошными золотистыми волосами, волнами рассыпающимися по ее плечам.
Ее детские руки, нежные и тонкие, обычно скрещены на груди, как будто сдерживают волнение.
Иконография Марии у Мурильо отличается одной характерной особенностью. На многочисленных изображениях Мадонны ее лица каноничны, ведь отступление от догмата было просто немыслимо. Но нет ни одной Марии, которая бы походила на другую.
Постоянно варьируются ее глаза (незначительная для канона, деталь эта очень важна для физиогномики) — их разрез, открытость, припухлость; лоб — чуть покатый или прямой, нос — чуть длиннее, короче, разная форма крыльев; подбородок, округлость щек.
И возникает эффект присутствия многих лиц в одном.
Одно из первых «Непорочных зачатий» было заказано архиепископом Севильи, и этот факт говорит о возросшей репутации Мурильо: ему стали верить без боязни, что он ошибется. Столь лестному для художника мнению послужил отчасти и такой случай.
«Непорочное зачатие», заказанное монахами францисканского монастыря для главного алтаря, должно было висеть высоко, на большом расстоянии от зрителя.
Не искушенные в живописи монахи однажды увидели полотно в мастерской художника на близком расстоянии, ничего не разобрали в показавшейся им бесформенной массе крупных, сочных мазков и отказались от заказа. Только по настоянию Мурильо они разрешили «для пробы» повесить картину на место и…
были поражены необычайной красотой как центральной фигуры, так и всех ее деталей. Художник наказал их тем, что согласился вторично продать картину за двойную против прежней цену. Это заставило его последующих критиков осторожнее судить о том, чего они не понимают.
На картине для францисканского монастыря нижний край композиции начинается тенями разной глубины. Чуть выше густой пелены облаков открывается молочной белизны сфера.
Тени, набегающие на ее края из облаков, придают ей состояние независимого движения в пространстве. Розовато-желтые фигурки ангелов обходят сферу и наплывающие на нее облака, увеличивая это впечатление.
Правой ногой Мадонна опирается на шар, другая скрыта облаком, которое служит как бы подставкой для пышных драпировок ее платья.
Взор зрителя неудержимо устремляется ввысь, пока не достигает вытянутых в молитвенном жесте рук, прекрасной головы, обрамленной развеваемыми ветром волосами. Наклон головы возвращает движение вниз, Мария заглядывает туда, будто боясь высоты. Физическую весомость ее фигуре придает иссиня-черный плащ, золотисто-сочный фон которого вторит складкам ее белого платья.
После указа Филиппа III все церкви и монастыри Испании хотели иметь картину с Мадонной, посвященную этой евангельской догме, и Мурильо пришлось написать целый ряд повторений с первоначального полотна. Теперь они разбросаны по музеям всего мира (Лувр, Эрмитаж, Мадрид, Берлин, Лондон и т.д.).
По содержанию, как уже указывалось выше, они мало разнятся друг от друга: красивая девушка в белом одеянии и синем плаще, сложив молитвенно руки (или скрестив их на груди), стоит на облаках на земном шаре (или лунном серпе).
У ног ее, под пятой, извивается змий — символ попранного греха, вокруг Девы порхают ангелы, сверху на нее льется небесный свет, глаза ее в блаженном упоении подняты к небу (или с безграничной жалостью смотрят вниз на смертных).
В большинстве своих картин Мурильо не заботился об исторической правде. Он никогда не пытался изобразить совершенно не знакомую для себя обстановку и природу древней Палестины, да и мало интересовался ею.
По характеру своей натуры и по религиозному чувству испанцев художник чувствовал, что Испания настолько схожа со Святой землей, что все библейские события могли иметь место и в Испании.
Некоторые из его сограждан приходили в ужас от такой вольности в трактовке священных сюжетов, но их недовольство нисколько не омрачало жизнь художника.
В лице многочисленных испанских евреев он мог бы иметь прекрасных натурщиков, но ему и в голову не приходило воспользоваться ими. Христос, апостолы и особенно Мадонна изображаются художником самыми подлинными испанцами не только по типу лица, но даже и в отношении костюмов.
Его Мадонны («Благовещение», «Мадонна в облаках», «Мадонна с четками», «Воспитание Марии» и другие картины) — это прекрасные испанки с прелестным, нежным лицом и жгучими испанскими глазами.
Они святые — но от мира сего, например, «Мадонна с четками», несомненно, принадлежит к высшему обществу Севильи, как и ее прелестный младенец.
Эта особенность Мурильо создавать Мадонн с ярко выраженными чертами испанки постепенно развилась настолько, что некоторые его Мадонны вызывают весьма специфические ассоциации. Например, знаменитая картина «Мадонна-цыганка».
Про «Непорочные зачатия» исследователь творчества Мурильо Куглер сказал: «Произведения эти знаменуют собой одну из вершин XVII века, и во всей области искусства только они вполне достойны равняться «Сикстинской мадонне» Рафаэля».
А отношение самих испанцев к художнику дон Эдуард д`Амигис выразил так: «Для испанцев Мурильо — святой. Они произносят его имя с улыбкой, как будто желая этим сказать: «Он — наш!» И говоря это, смотрят так, как будто и от слушателя требуют уважения».
Источник: http://facecollection.ru/people/bartolome-esteban-murilo
Искусство. Национальные школы живописи. — бартоломе эстебан мурильо
Бартоломе Эстебан МУРИЛЬО (1618-1682) Bartolome Esteban MURILLO |
Коллин, Рихард. Автопортрет Бартоломе Эстебана Мурильо. 1682г. Государственный Эрмитаж. Инв.ОГ62178
Бартоломе Эстебан Мурильо- Bartolome Esteban Murillo. Родился в 1617г. в Севилье, ум. в 1682г. там же. Учился у Х. дель Кастильо. Изучал произведения Д. Веласкеса, Х. , П.П. Рубенса, Ф. Сурбарана, Антониса ван Дейка, Корреджо и Тициана. Жил и работал в Севилье, ездил в Мадрид в начале 1640-х гг., а также в 1558г. (там, по-видимому, провел около двух лет). В 1660г.
участвовал в создании Севильской Академии и был ее первым президентом. Писал картины на религ. и бытовые сюжеты, а также портреты. Приблизительно в 10-летнем возрасте после смерти отца он был определен в обучение к известному живописцу Хуану дель Кастильо.
Эта мастерская, в которой Мурильо находился до 1636 года, предоставила юному художнику возможность войти в круг выдающихся живописцев Гранады и Кордовы. Значительное влияние на его формирование оказал также Алонсо Кано, хотя самостоятельно он стал писать будучи ещё подростком, уже тогда проявив свободное владение рисунком.
В собраниях севильских грандов изучал искусство знаменитых живописцев и граверов. Известно, что с целью заработка писал картины религиозного содержания для их отправки в американские колонии. Подобные картины назывались ,,caprac» от слова sarga- саржа, ткань, на которой их обыкновенно писали.
Его первая значительная работа- Богоматерь с четками (1638, Архиепископский дворец, Севилья). Это большая композиция 20-летнего Мурильо явилась подтверждением его артистической состоятельности. С приобретением мастерства стали поступать солидные заказы (от францисканского монастыря, кафедрального собора, церквей и частных лиц), пришел успех. В 1645г.
Мурильо женился на Беатрис де Кабрера-и-Виллалобос, которая часто будет служить моделью для героинь в его произведениях, особенно для образа Богоматери. Во второй половине 1650-х гг.он был признан крупнейшим живописцем Севильи. По заказу кафедрального собора в 1656г. была написана одна из самых значительных в его творчестве композиций на сюжет ,,Видение св.
Антония Падуанского». В 1658-1659гг. Мурильо предпринял поездку в Мадрид, где Веласкес, его старший земляк, придворный живописец Филиппа IV, оказал ему содействие в возможности изучать королевское собрание живописи. Его внимание главным образом привлекали мастера фламандской и венецианской школ. В 1660г.
по инициативе Мурильо и при участии других севильских художников (под покровительством графа дАреналя и маркиза де Вилламанрике) в Севилье была учреждена Академия рисунка, где впервые в Испании была официально введена практика изображения обнаженного тела. Мурильо и Франсиско Эррера Младший стали первыми её сопрезидентами. 31 декабря 1663г.
умерла жена художника, оставив многочисленное потомство (младшему сыну Гаспару Эстебану только что минуло два года). Обремененный заказами и житейскими заботами, Мурильо едва не поддался искушению уехать в Америку, куда раньше отправилась одна из его сестер.
В том же году им был завершен замечательный живописный цикл из четырех картин для церкви Санта Мария ла Бланка и начаты первые работы для монастыря ордена Капуцинов. В 1668г. получил заказ на восемь медальонов с фигурами святых для зала капитула кафедрального собора и на картину ,,Непорочное зачатие»- сюжет, к которому он обращался многократно.
Наиболее плодотворными в его творчестве были 1670-е- 1680-е гг., связанные с работами для братства капуцинов. В 1671г. он принимал участие в торжествах по поводу канонизации св. Фердинанда, написал и поднес кафедральному собору образ этого святого.
По-видимому, тогда же создал замечательный по живописным качествам цикл картин со сценами из жизни библейского героя Иакова. Около 1674г. для госпиталя братства Каридад написал 11 картин. В последние годы была создана живописная серия для церкви Св. Екатерины в монастыре капуцинов в Кадисе. При укреплении центральной части полиптиха ,,Обручение св.
Екатерины» он упал с лесов и, вернувшись в Севилью, вскоре умер. Погребен в капелле церкви Санта Крус. Судя по оставленному завещанию, Мурильо был достаточно состоятельным. Известно также, что он многократно менял место жительства, был очень благочестивым, доброжелательным, обладал замечательным даром рассказчика.
Его творческое наследие велико и разнообразно по жанровому диапазону. Он был прекрасным портретистом, искусно и трогательно изображал жанровые сцены с детьми. Предпочитаемой же областью его искусства были библейские и евангельские сюжеты со светлой, лирической трактовкой, с глубоким осмыслением их духовного предназначения. Яркий талант и творческие результаты Мурильо завоевали сердца ценителей искусства не только родной Севильи, но и далеко за её пределами. Его искусством восхищались во Франции и Англии. Оно оказало громадное воздействие на многих современных живописцев, значительно активизировало развитие испанского искусства и справедливо обеспечило художнику звание главы севильской школы живописи.
- музей искусств севильи
- мурильо
- музей изящных искусств бильбао
- мурильо
- музей изящных искусств валенсия
- мурильо
- музей тиссена-борнемисы
- мурильо
- государственный музей. амстердам
- мурильо
- эрмитаж санкт петербург
- мурильо
- дрезденская картинная галерея
- мурильо
- берлинская картинная галерея
- мурильо
- кассельская картинная галерея
- мурильо
- старая пинакотека мюнхен
- мурильо
- музей истории искусства вена
- мурильо
- музей изобразительных искусств будапешт
- мурильо
- национальная галерея лондон
- мурильо
- национальная галерея шотландии
- мурильо
- далиджская картинная галерея
- мурильо
- собрание уоллеса лондон
- мурильо
- музей фицуильяма кембридж
- мурильо
- метрополитен-музей
- мурильо
- нац. галерея вашингтон
- мурильо
- бостонский музей изящных искусств
- мурильо
- музей гетти лос-анджелес
- мурильо
- худож. музей филадельфии
- мурильо
Библиография:
Каганэ Л. Мурильо и художники Андалусии XVII века в собр. Эрмитажа. Л.,1984; Каганэ Л. Эрмитажные картины Мурильо. История собрания //Музей,7.Худож. собрания СССР.М.,1987. С.263-279; Esteban Cl.,Gaya Nuno J. A. Tout loeuvre peint de Murillo. Paris,1980; Iniguez D.A. Murillo. Madrid,1981. N414; Sandrart.S.373,374; The Dictionary of Art. V.22. P.342-348.
XII(46)
Источник: http://eguarwr.ru/index/bartolome_esteban_murillo/0-4019
Художник Bartolome Esteban Murillo | 1617-1682 гг
?
kolybanov (kolybanov) wrote, 2011-11-03 04:13:00 kolybanov kolybanov 2011-11-03 04:13:00 Оригинал взят у nikole_t в Художник Bartolome Esteban Murillo | 1617-1682 гг.
Бартоломе Эстебан Мурильо (Bartolome Esteban Murillo), родился в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, умер 3 апреля 1682, Севилья. Бартоломе Эстебан — знаменитый испанский живописец, глава севильской школы.
Annunciation Crucifixion Vision of St Antony of Padua Учился у Хуана де Кастильо и вначале работал в его сухой, жесткой манере до той поры, пока приезд в названный город П. де Мойи, перенесшего туда стиль ван Дейка, не убедил его в её неудовлетворительности. Желание отделаться от неё и вообще усовершенствоваться привело его в Мадрид, где его земляк, Веласкес, доставил ему возможность изучать и копировать в королевских дворцах произведения Тициана, Рубенса, ван Дейка и Риберы и сам, своей свободной, мастерской техникой оказал сильное влияние на его развитие. В 1645 г. Мурильо вернулся в Севилью совсем другим художником и вскоре заслужил известность среди своих сограждан 11 картинами на сюжеты из деяний прославленных францисканцев, исполненными для местного монастыря их ордена. Из этих картин, рассеянных в настоящее время по разным музеям, главные: «Св. Диего насыщает нищих» (в Мадридской академии художеств), «Чудо св. Диего», или так наз. «Кухня ангелов» (в Луврском музее, в Париже), «Кончина св. Клары» (в дрезденской галерее), «Чума» (у герц. Поццо-ди-Борго, в Париже) и «Св. Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса, в Нью-Йорке). Уже в этих произведениях, несмотря на тяжеловатость и резкость их тонов, ярко выказываются колористическая наклонность и национальный, специально севильский характер Мурильо, берущего натурщиков и натурщиц для своих фигур из народа. Baking of Flat Cakes Death of the Inquisitor Pedro de Arbues St Joseph Leading the Christ Child Infant Christ Pricked with the Crown of Thorns Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора «Св. Леандр» и «Св. Исидор» (оба в ризнице этого собора), и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» (1655; в Луврском музее) и «Видение св. Антония Падуанского» (1656; в севильском соборе). В 1665 г. Мурильо был занят работами для севильской церкви C.-Мариа-ла-Бланка, из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики C.-Мариа-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад. художеств) и «Сон римского сенатора» (там же). В 1668 г. из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670 г. — одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св. Семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (в Луврском музее). Со второго из только что указанных годов вообще начинается самый блестящий период творчества Мурильо. В 1674 г. он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия — произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц. Adoration of the Shepherds Walpole Immaculate Conception Три из них, так наз. «Жажда» («La Sed»; Моисей источает воду из скалы), «Умножение хлебов и рыбы» и «Св. Хуан де Диос, переносящий больных», остались на своем первоначальном месте, прочие же рассеялись по разным коллекциям («Св. Елизавета Венгерская, моющая прокаженных» — в Мадридской галерее, «Ангел изводит ап. Петра из темницы» — в Императорском Эрмитаже, в С.-Петербурге, «Посещение Авраама тремя ангелами» — в Стаффорт-Гоузе, в Лондоне, «Христос в Силоамской купели» — у г. Томлина, в Суффольке, в Англии). В 1675—76 гг. Мурильо написал больше 20 картин для капуцинского монастыря Севильи; из них 17, в том числе особенно замечательные: «Пречистая Дева во славе», «Св. Антоний с Младенцем-Спасителем» и «Св. Франциск в экстазе», красуются теперь в музее этого города. Приблизительно к тому же времени относится «Непорочное Зачатие», принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерское изображение сюжета, многократно трактованного художником. В 1678 г. он исполнил несколько картин для севильской больницы «de los Venerables Sacerdotes», между прочим «Богоматерь во славе», составляющую одну из главных драгоценностей Луврского музея. В 1682 г. Мурильо, со времени поездки своей в Мадрид не покидавший Севильи, приехал в Кадикс, дабы исполнить для тамошнего капуцинского монастыря большую алтарную картину: «Обучение св. Екатерины». Трудясь над ней, он, по неосторожности, свалился с подмостков и так расшибся, что должен был немедленно отправиться назад, в Севилью, где и умер вследствие этого падения, 3 апреля того же года; кадиксская картина была дописана его учеником, Осорио. Holy Family Boy with a Dog Esquilache Immaculate Conception Repentance of St Peter Infant Jesus and St John Всех произведений Мурильо насчитывается свыше 450 (по Куртису, 481; по Лефору, 478). их в основном религиозное. Значительную группу среди них составляют изображения особого, созданного им типа, посвященные прославлению Богоматери и известные под названием «L’Immaculata Concepcion», «L’A s uncion» и «La Purisima». В произведениях этого рода (о некоторых из их числа было упомянуто выше) Мадонна является в виде отроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе, среди облаков, и окруженной сонмом ликующих малюток, ангелов, нередко с лунным серпом или земным шаром под ногами, с неподражаемо переданным в позе и лице выражением девственной чистоты, кротости, молитвенного умиления и неземного блаженства. Как в этих картинах, так и в других религиозных произведениях своих, Мурильо поражает свободой, смелостью и силой, с какими его пламенное одушевление идеальными темами выливается в реалистические, национально-испанские формы. Пылкость фантазии иногда мешает ему быть стильным в композиции, но зато он всегда полон жизни и превосходен в колорите и светотени. В начале среднего периода его творчества, колорит его достигает до редкого богатства теплых, пропитанных светом локальных красок, которые потом, в эпоху полного развития его мастерства, приводятся к одному, легкому, воздушно-прозрачному общему тону, как нельзя более подходящему к его спиритуалистическим, сверхъестественным сюжетам. Мурильо писал также и сильно реалистические жанры из севильской простонародной жизни, известные под названием «Уличных ребятишек» — мальчиков и девочек, занятых едой, игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов и т. п. Такие картины можно видеть в Луврском музее, Мюнхенской пинакотеке, в Имп. Эрмитаже, в Будапештской и многих других галереях. Из произведений Мурильо, не упомянутых в предыдущих строках, особенно замечательны: «Ревекка и Елеазар» и «Воспитание Богородицы», в мадридск. музее; Мадонны Дрезденской галереи, палаццо Питти во Флоренции, палаццо Корсини в Риме, севильск. и мадрид. музеев; «Младенец Иоанн-Креститель с ягненком», в Лонд. национ. галерее; «Видение св. Антония», в берл. музее; «Отдых св. Семейства на пути в Египет», «Непорочное Зачатие», «Смерть Петра Арбуэза» и «Видение св. Антония», в Имп. Эрмитаже, в котором вообще имеется 20 картин этого знаменитого испанского художника. Sheep at a Watering Place Two Women Behind a Grille Liberation of St Peter
Мурильо занимался также пейзажной и ландшафтной живописью. При учреждении в Севилье, в 1660 г.
, Академии художеств, в которой впервые официально введено изучение нагого человеческого тела, он был сделан её директором, вследствие чего, а ещё более благодаря своему высокому таланту и славе, оказал сильное влияние на многих живописцев местной школы.
Из его непосредственных учеников, наиболее выдающиеся — М. Осорио, С. Гомез и Вильявисенсио, а из подражателей — А.-М. де Тобар, X. де Вальдес Леаль. источник
- Bartolome Esteban Murillo
Jacobs Dream Rest on the Flight into Egypt Isaac Blessing Jacob
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник: https://kolybanov.livejournal.com/896356.html
Бартоломе Эстебан Мурильо: картины и биография
Источник: https://damy-gospoda.ru/bartolome-esteban-murilo-kartiny/
Бартоломе Эстебан Мурильо. Bartolome Esteban Murillo — Испанский Живописец
Бартоломе Мурильо родился 31 декабря 1617 года в городе Сельвия, Испания. Семья, в которой родился Эстебан Бартоломе, проживала в арендованном монастырском доме. Ребёнок рано стал сиротой: в 1627 году умер его отец, а спустя год — мать, после чего мальчик попал на воспитание в семью сестры матери.
Учился у Хуана де Кастильо и вначале работал в его сухой, жёсткой манере до той поры, пока приезд в город Педро де Мойи, перенесшего туда стиль ван Дейка, не убедил его в её неудовлетворительности.
Желание совершенствоваться привело его в Мадрид, где его земляк, Веласкес, предоставил ему возможность изучать и копировать в королевских дворцах произведения Тициана, Рубенса, ван Дейка и Риберы и сам, своей свободной, мастерской техникой оказал сильное влияние на его развитие. Годы 1642-1645 остаются наиболее таинственными в жизни Мурильо.
В 1645 году он вернулся в Севилью совсем другим художником и вскоре получил крупный заказ от францисканского монастыря. Выполнение этого заказа стало своего рода отчетом о годах ученичества.
Работа над циклом для монастыря совпала с созданием домашнего очага: в 1645 году Мурильо вступил в брак с доньей Беатрис Сотомайор-и-Кабрера, которая родила ему пятерых детей.
Несомненно, отражённая в творчестве внутренняя эмоциональная жизнь художника подчинялась ритмам семейного бытия. До 1633 года творческая эволюция мастера представляла собой динамичное движение вперёд.
После смерти жены 1 января 1664 года Мурильо два года работал довольно медленно.
Постепенно он перешёл к новому этапу своей жизни, начало которому положил большой заказ для церкви Санта Мария ла Бланка, ставший вспомогательным приходом Севильского собора.
Некоторое время художник жил в монастыре капуцинов, где ему было предложено украсить всю алтарную стену. В мае 1665 года Мурильо был принят в Братство милосердия.
Вознаграждение, полученное живописцем за работу для Братства, не повлияло на присущий Мурильо умеренный образ жизни. Вскоре он отпустил на волю раба, выросшего в его доме.
В 1682 году Мурильо, со времени поездки своей в Мадрид не покидавший Севильи, приехал в Кадис, дабы исполнить для тамошнего капуцинского монастыря большую алтарную картину: «Обучение св. Екатерины».
Трудясь над ней, он по неосторожности свалился с подмостков и так расшибся, что должен был немедленно отправиться назад, в Севилью, где и умер вследствие этого падения 3 апреля того же года; кадисская картина была дописана его учеником Осорио.
Источник: https://ruspekh.ru/people/item/bartolome-esteban-murilo