Автопортрет и портрет петра кончаловского, и. и. машков, 1910

Автопортрет и портрет Петра Кончаловского, И. И. Машков, 1910

Автопортрет и портрет Петра Кончаловского, И. И. Машков, 1910

Илья Иванович Машков родился 17 июля 1881 года в станице Михайловской Хоперского округа Области Войска Донского (теперь это Урюпинский район Волгоградской области). Родители его занимались мелочной торговлей.

Еще когда Илья учился в трехклассной приходской школе, у него проявился интерес к «изобретательству» разных механических приспособлений и к рисованию. Но уже в одиннадцать лет его отдали «в люди».

Сначала он был «мальчиком» у торговца фруктами и бакалейными товарами, а затем служил у купца, владельца магазинов и заводов Юрьева в городе Борисоглебске Тамбовской губернии. Позже Илья Машков вспоминал: «Изо дня в день с 7 утра до 9 вечера надо было стоять на ногах. 14 часов! Я все это ненавидел».

Единственной радостью было для него копировать иконы, репродукции с картин, лубки и делать «торговые плакаты». По газетному объявлению он выписал себе ящик масляных красок. Но когда учитель рисования Борисоглебской мужской гимназии Н. Евсеев поинтересовался у него, хочет ли учиться рисованию, он в ответ спросил: «А разве этому учатся?».

В 1890 году Илья Машков поступил на художественное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Он учился у К. Горского, А. Корина, А. Васнецова и пристально изучал картины в Третьяковской галерее и Румянцевском музее. Уже в 1902 году, участвуя в выставке, Илья Машков был награжден премией имени С. Третьякова. Однако И.

Машков в 1904 году ушел из училища и открыл частную студию живописи и рисунка, в которой преподавали А. Михайловский, Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Кончаловский. Студия существовала до 1917 года, и через нее прошло более трех тысяч человек.

В студии в разное время занимались такие известные в будущем художники, как Фальк, Татлин, Осмеркин, Мухина, Соколов-Скаля.

В 1905 году Илья Машков был повенчан первым браком с итальянской подданной Софией Аренцвари. Через четыре года у них родился сын Валентин.

В 1906 году Политехническое общество московских инженеров построило дом, над пятым этажом которого возвышалась башня, в которой и разместилась мастерская-студия Ильи Машкова, где он проработал до конца своей жизни. В 1907 году Машков познакомился с художниками А. Михайловским, который заинтересовал его творчеством старых мастеров, а потом и с П.

Кончаловским, ставшим ему настоящим другом. В этом же году Машков возобновил свои занятия в училище, у Коровина и Серова. А в 1908-м — объехал семнадцать городов Франции, Германии, Австрии, Англии, Испании.

Занимаясь в мастерской Серова и Коровина, Машков демонстрировал свои модернистские способности, даже когда писал женскую натуру, которую пытался изобразить цельными зелеными, красными и желтыми цветами. Никто, кроме К. Коровина, его не понимал.

Когда у Серова спрашивали: «Что же это он делает?» тот только пожимал плечами и отвечал: «Говорит — доведу до реальной правды». В конце концов на одном из этюдов Машкова появилась пометка: «Выбыл». Диплом со званием классного художника Илья Машков получил только в 1917 году.

Но еще в 1909 году он начал участвовать в профессиональных выставках — сначала в выставке «Нового общества художников», потом «Золотое руно» и «Салон».

Участвовал он и в интернациональной выставке картин, скульптуры, гравюр и графики (рисунков), где его картины демонстрировались рядом с работами французских художников, в частности Ж. Брака.

Когда в 1910 году Илья Машков послал несколько своих картин в Париж на Осенний салон, там известный меценат Морозов по совету Матисса купил его натюрморт «Синие сливы». В этом же году несколько участников выставки «Золотое руно» решили провести в Москве выставку «Бубновый валет». Илья Машков был одним из организаторов.

Он так объяснял цели нового объединения: «Нам хотелось, чтобы наша живопись была могучая, насыщенная обильным колоритом». Картина Ильи Машкова «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского», которая демонстрировалась на выставке, была расценена как программная. На ней, кстати, видно, что друзья очень увлекались спортом.

Даже на фотографиях, сделанных в мастерской Машкова через десять лет, можно увидеть гири и гимнастические кольца.

В 1911 году Илья Машков участвовал в выставках картин «Мир искусства», в Салоне независимых (Париж), стал одним из организаторов, а потом и секретарем общества художников «Бубновый валет», которое ставило перед собой задачу «распространения современных понятий по вопросам изобразительных искусств».

Илью Машкова высоко оценила не только российская, но и зарубежная критика. В 1914 году Машков совершил свою последнюю поездку за границу — побывал в Турции, Греции, Египте, а затем в Швейцарии, где много писал. Вернувшись в Россию, под впечатлением событий Первой мировой войны он создал серию лубков на стихотворные строки В. Маяковского.

В 1915 году Машков вступил в брак с Еленой Федоровой, которая под его руководством занималась живописью и участвовала в выставках «Мира искусства».

В 1917 году, рецензируя одну из выставок «Мира искусства», критики писали: «Здесь царят Машковы, Кончаловский и целый ряд их единомышленников. Самое большое количество вещей выставил художник И. Машков и очень близкая ему по характеру творчества Е. Федорова-Машкова».

Первым приобретением Павла и Сергея Третьяковых на выставке «Бубнового валета» были написанные Машковым в 1913 и 1914 годах натюрморты «Камелия» и «Тыква».

После Февральской революции 1917 года Илья Машков занимался организацией профсоюза художников, пробовал создать «Союз союзов» живописцев, граверов, скульпторов и т.д., был избран товарищем секретаря общества «Мир искусства» и действительным членом Московского художественного общества.

Он преподавал на курсах и читал лекции в военной школе, а в 1918 году стал членом коллегии для организации отдела изобразительных искусств при Наркомпросе.

С сентября 1919 года Илья Машков начал преподавать во Вторых Свободных государственных мастерских (бывшем Московском училище живописи, ваяния и зодчества), которые в 1920 году были преобразованы во Вхутемас, а в 1927-м — во Вхутеин.

Он работал здесь до 1929 года главным мастером (профессором) индивидуальной мастерской живописного факультета. У Машкова учились А. Гончарова, Г. Лазарев, Ю. Меркулов и другие. Вместе со своими учениками Машков работал над монументальными панно, которые украшали Москву в дни революционных праздников.

  • Илья Машков активно участвовал в деятельности обновленного общества «Мир искусства». Особое оживление в его творчестве наступило в 1922 году, когда он написал несколько натюрмортов с фарфоровыми фигурками
  • Автопортрет и портрет Петра Кончаловского, И. И. Машков, 1910
  • Автопортрет и портрет Петра Кончаловского, И. И. Машков, 1910
  • Автопортрет и портрет Петра Кончаловского, И. И. Машков, 1910
  • «Натюрморт с веером»
  • Автопортрет и портрет Петра Кончаловского, И. И. Машков, 1910
  • пейзажи с купальщицами
  • Автопортрет и портрет Петра Кончаловского, И. И. Машков, 1910
  • Автопортрет и портрет Петра Кончаловского, И. И. Машков, 1910
  • Солнечные ванны в Крыму
  • и виды парков
  • Автопортрет и портрет Петра Кончаловского, И. И. Машков, 1910
  • Автопортрет и портрет Петра Кончаловского, И. И. Машков, 1910

После грозы. 1922.

В этом же году Илья Машков женился во второй раз — на Марии Ивановне Даниловой (Машковой), которая под его непосредственным руководством начала заниматься живописью, а потом стала помощницей в работе. В 1924 году картины Машкова демонстрировались на выставках в Венеции и Америке.

В 1925 году он стал действительным членом Общества живописцев и скульпторов «Московские живописцы», а потом вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), которая ставила главной своей задачей изображать быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда.

Именно на VII выставке АХРР появились его натюрморты «Московская снедь. Хлебы» (1924)

  1. и «Московская снедь. Мясо, дичь» (1924)

Одна из газет писала: «Его выступление с «Московской снедью» произвело сенсацию и как бы навсегда упрочило за ним первое место среди современных натюрмористов». Илья Машков писал виды Крыма, потом ездил в Грузию и Армению, некоторое время жил у себя на родине на хуторе Михайловском, где создал несколько картин из народного быта, в том числе композицию «Колхозница с тыквами».

  • Вид Генуэзской крепости в Судаке

Крымский пейзаж. Судак.

  1. Ливадия
  2. Вид на санаторий Красные Зори
  3. В 1935-1936 годах Илья Машков хотел возобновить преподавательскую деятельность и даже создал проект своей системы художественного образования, которая чем-то напоминала мастерские художников эпохи Возрождения. В это время он написал два варианта натюрморта «Советские хлебы»
  4. съездил в Крым, на Кавказ и начал работать над серией панно для банкетного зала гостиницы «Москва».

Начиная с 1938 года художник подолгу жил в Абрамцеве. Этот период его творчества многие исследователи называют «абрамцевским».

Свой творческий путь Илья Машков завершал, как говорят в таких случаях, на боевом посту: в 1942-1943 годах он писал и рисовал портреты участников Великой Отечественной войны и служащих госпиталя в Первом Московском коммунистическом госпитале в Лефортово и эвакуационно-сортировочном госпитале № 290. 20 марта 1944 года Илья Машков скоропостижно скончался, так и не дожив до победы.

Экспонированное на первой выставке «Бубновый валет» (1910) огромное полотно И. И. Машкова «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского»

ошеломило многих. В полуобнаженных фигурах музицирующих силачей с грубо размалеванными телами и шаровидными бицепсами присутствовала та доза эпатажа, к каковой русская публика в ту пору еще не привыкла. Картина и была задумана как манифест нового подхода, предлагаемого новым выставочным сообществом.

Скандальная слава вообще сопутствовала молодому Машкову — азартному и предприимчивому самородку, набравшемуся жизненного опыта «в людях» (работая в лавках у торговцев), прошедшему «университеты» в европейских музеях, но изгнанному в 1909 г. из стен МУЖВЗ.

Впрочем, еще обучаясь, Машков с большим успехом учил сам — его студия (1904-17; в 1925 преобразована в Центральную студию АХРР) была самой дорогой и одновременно самой посещаемой в Москве.

Поразив зрителей и критиков «варварским» напором своей живописи на выставках «Золотого руна» и «Салона Издебского» (1909-10), Машков нашел свое место среди художников, составивших общество «Бубновый валет» (П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов и др.).

«Валеты» утверждали материальность мира и «низкого» предмета; щедрость и мажорность машковской палитры, изобильность его натюрмортных постановок оказались созвучны программе объединения. В стремлении вернуть искусство «с небес на землю» художники этого круга ориентировались на «ремесло» — уличную вывеску, поднос, лубок. Машкову такое ремесло было родным с детства, и примитивизм его натюрмортов и портретов — самый простодушный и подлинный («Ягоды на фоне красного подноса» (1908)

  • «Натюрморт с ананасом» (1908)
  • «Портрет мальчика в расписной рубашке» (1909)
  • «Автопортрет» (1911)
  • «Портрет дамы с фазанами» (1911)

Яркое начало стало одновременно «звездным часом» художника — к середине 1910-х гг.

Читайте также:  Картина "жираф в огне", сальвадор дали

его живопись утрачивает дерзкую стихийность, зато возникает вкус к фактуре вещей, и сами эти вещи делаются «избранными», драгоценными.

Гиперболизм являет себя уже не только в масштабе полотен, не только в «богатырстве» плодов и грузности женских тел, но и в антикварном богатстве натюрмортных и интерьерных сюжетов («Натюрморт с парчой», 1914)

  1. «Натюрморт с фарфоровыми фигурками», 1922

Пристрастие к материальному миру, естественно, приводит Машкова в классический лагерь: в 1920-е гг., в ситуации противостояния «левых» и традиционалистов, он оказывается среди последних и, в отличие от друзей-«валетов», вошедших в 1928 г. в Общество московских художников, связывает свою судьбу с АХРР.

В тематической программе АХРР существовала установка на одическое прославление прекрасного настоящего, куда вписывались съестные «апофеозы» художника («Хлебы», «Снедь московская. Мясо, дичь», обе 1924). Академический идеал советской живописи выглядит сбывшимся в его натюрмортах 1930-х гг.

(«Ананасы и бананы», 1938)

  • «Клубника и белый кувшин»,1943

Но слишком многое из созданного им в поздний период — ниже его возможностей, и, видимо чувствуя это, с середины 1930-х он подолгу живет в родной станице, уклоняясь от участия в общественной и художественной жизни столицы. Новое, триумфальное открытие живописи Машкова случится позднее, в связи с общим интересом к искусству 1910-х гг. И в сознании потомков он останется одним из самых ярких художников того времени.

Городской зимний пейзаж. 1914.

  1. 1930-е Натюрморт с разломанным гранатом. Курск
  2. Зеркало и череп. 1919

Натюрморт с самоваром. 1919.

Натюрморт. Виноград, лимон и рак. 1924

Натюрморт. Цветы в вазе (с подносом). 1912

  • «Натюрморт с крабами» 1925г.
  • Натюрморт. 1918
  • Натюрморт со сливами

Степь. Репейник.

  1. Натюрморт с растениями и фруктами
  2. Цветы в вазе
  3. 1912. Натюрморт с цветами
  4. 1939 Фрукты с сельскохозяйственной выставки. Айва и персики
  5. 1915-16 Натюрморт с дынями и тыквами Минск
  6. 1915 Натюрморт с хлебами и тыквой.

1914 Натюрморт с кактусом. Х., м. 105.5х105.5 Ташкент

  • 1908 Натюрморт с фруктами
  • Бегонии 1911
  • «Натюрморт с клубникой, вишней и синим графином» 1923
  • 1912-14 Натюрморт с венками, яблоками и сливами. Минск
  • Натюрморт. 1924
  • 1939 (около) Натюрморт с персиками, Минск
  • Натюрморт. Ташкент
  • 1913 Натюрморт с камелией.

1934-36 Натюрморт. Х.,м. Сочи

  1. 1939 Маки, розы, васильки и другие цветы в стеклянной вазе.
  2. Натюрморт. Черешня 1939

1939 Натюрморт 'Фрукты'. Х., м. Калуга

  • 1930-е Сирень.
  • 1939 Малинка. Абрамцево
  • 1941 Розы и клубника
  • Натюрморт с бегонией и фруктами. 1912-1913
  • Букет в стеклянном сосуде. 1939
  • Завтрак. 1924

Портрет З.Д.Р. (Дама в голубом).1927

  1. Дама с контрабасом. 1915

Три сестры на диване. Портрет Н.,Л. и Е.Самойловых. 1911

Портрет художника А.И.Мильмана. 1917

  1. Натурщица
  2. Интерьер с женской фигурой. 1918
  3. 1908 Женский портрет. Минск

Портрет В.П.Виноградовой. 1909

  • Колхозница с тыквами. 1930
  • Девушка на табачной плантации. 1930

1916 Натурщицы в мастерской. Холст, масло. Частное собрание

Италия. Нерви. Пейзаж с акведуком. 1913

  1. Городской пейзаж. 1911
  2. http://realgallery.ru/copy/author/mashkov__ilya_ivanovich/picture/1049180

http://allday.ru/index.php?newsid=309535

http://artru.info/ar/10897/

http://www.my-article.net/get/%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8/%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F-%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Источник: https://obiskusstve.com/49149124276652311/ilya-ivanovich-mashkov/

Илья Машков «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского». Описание картины

Современные критики не слишком лестно отзывались об этом полотне. По их словам, «рисунок у него реальный, академический. Вот только в «раскраске» Машков условен».

Описание картины, представленной впервые на выставке, звучало следующим образом: «Посреди комнаты сидят рядом Машков и Кончаловский. Весь их костюм заключается в коротеньких черных трусиках. И что за атлетические фигуры! Упруго надулись на руках бицепсы. И ноги под стать, такие же сильные и крепкие. Голый Машков собирается играть на скрипке. Приятель его держит ноты.

Тут же пианино оскалило свои белые сверкающие клавиши. На столе кофе и бутылка с бенедиктином. Недурно устроились мальчики! На полу – тяжелые гири-двухпудовики. Нужно думать так: приятели занимались атлетикой, культивируя свои богатырские мышцы. Затем вкусно позавтракали и, весело кайфуя, музицируют.

Но Кончаловский с Машковым не только занимаются выжиманием и выталкиванием, не только пьют бенедиктин и музицируют, они еще и много читают. Над головой Машкова – полка с книгами. И вы в 20 шагах свободно читаете жирные отчетливые надписи корешков: «Ассирия», «Вавилония», «Египет», «Библия».

Видимо, писал Машков этот симпатичный портрет вскоре по возвращении с каких-нибудь жарких, экзотических купаний, ибо тело того и другого – коричневое, как обожженная глина. И лица смуглые, как у мавров».

Автопортрет и портрет Петра Кончаловского, И. И. Машков, 1910

«Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» 1910 г. Холст, масло. 208 x 270 см.

Картины художника Машкова И.И.

Автопортрет и портрет Петра Кончаловского, И. И. Машков, 1910 Автопортрет и портрет Петра Кончаловского, И. И. Машков, 1910 Автопортрет и портрет Петра Кончаловского, И. И. Машков, 1910 Автопортрет и портрет Петра Кончаловского, И. И. Машков, 1910
Автопортрет и портрет Петра Кончаловского, И. И. Машков, 1910 Автопортрет и портрет Петра Кончаловского, И. И. Машков, 1910 Автопортрет и портрет Петра Кончаловского, И. И. Машков, 1910 Автопортрет и портрет Петра Кончаловского, И. И. Машков, 1910
Автопортрет и портрет Петра Кончаловского, И. И. Машков, 1910

Пред. стр.: Художник Илья Машков. Биография. Картины След. стр.: Художник Вадим Меллер. Биография. Картины

Источник: http://www.avangardism.ru/ilya-mashkov-avtoportret-i-portret-petra-konchalovskogo.html

Искусство, каким вы его еще не видели

#3

Автопортрет и портрет Петра Кончаловского, И. И. Машков, 19105d1634fe046b02692a1c9bcf-preview.jpg

Машков И.И.

Автопортрет и портрет Петра Кончаловского

#2

Впервые об Илье Машкове заговорили как об одном из основателей «Бубнового валета», творческого объединения ранних авангардистов. История этого художественного общества началась с одноимённой выставки, которая состоялась зимой 1910–1911 годов. Машков представил на ней 20 работ, в том числе и «Автопортрет с Петром Кончаловским».

#4

Словосочетание «бубновый валет» ассоциировалось у большинства посетителей не с искусством, а с воровским жаргоном, потому что в переводе с разговорного французского valet de carreau означало «мошенник», «плут». Таким дерзким высказыванием художники стремились противопоставить себя популярному в то время символизму с его возвышенными названиями: выставка «Голубая роза», журнал «Золотое руно».

Автопортрет и портрет Петра Кончаловского, И. И. Машков, 1910БВ3-28.jpg

Афиша выставки картин художников общества «Бубновый Валет» в 1913 году в Санкт-Петербурге. Источник: commons.wikimedia.org.

#5

«Название нравилось большинству участников этой выставки тем, что оно вызывало в тогдашнем московском сытом мещанстве, и купечестве, и дворянстве чувство удивления, изумления, брезгливости…».

#6

Шокировало не только название, но и экспонаты. Выставку назвали «пощечиной общественному вкусу». А Казимир Малевич, также участвовавший в выставке, сравнивал её открытие «с взрывом самого сильного вулкана».

#7

Не стала исключением и картина Ильи Машкова. Необычную работу огромного размера — почти три на два метра — воспринимали и как серьёзный манифест нового направления, и как пародию на традиционное искусство.

#8

В парном портрете автор изобразил себя и Петра Кончаловского, своего друга и соратника по поискам нового языка живописи. Вообще «валеты» чаще писали именно мужские образы, а позже у авангардистов сложился целый культ мужского начала.

Автопортрет и портрет Петра Кончаловского, И. И. Машков, 1910366.jpg

Валентин Серов (1865–1911). Портрет князя Феликса Юсупова. Холст, масло. 1903. Государственный Русский музей.

#9

Картина пародировала академический жанр парадного портрета, которым прославились Валентин Серов, Константин Коровин — учителя Машкова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Оттуда будущего бубновалетовца, кстати, исключили за «художественное вольнодумство».

#10

Илья Машков и другие бунтари считали, что искусство должно быть не для аристократов и критиков, а для всех. Они вдохновлялись народными жанрами: лубочными картинками, вывесками, лепными и резными игрушками. В этих предметах художников привлекала наивность и насыщенные цвета.

Автопортрет и портрет Петра Кончаловского, И. И. Машков, 1910fomerem.jpg

Фома да Ерёма. Русский лубок ХVIII в. Реконструкция. 20-й век. Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого.

#11

О народном творчестве Машков знал не понаслышке: он родился в глубинке, в казачьей станице между современными Воронежем и Волгоградом. Его родители, государственные крестьяне, занимались торговлей, а он с детства работал в лавках и рисовал вывески для них.

#12

Также бубновалетовцев вдохновляли и западные течения: кубизм, фовизм. Машкова особенно привлекал фовизм и самый яркий его представитель — Поль Сезанн. Динамичность, яркие и плотные цвета, упрощенные формы и нарушенная перспектива — в «Автопортрете» автор воспроизвёл все эти черты художественного направления.

Автопортрет и портрет Петра Кончаловского, И. И. Машков, 1910Mardi_gras, _par_Paul_Cézanne, _Yorck.jpg

Поль Сезанн (1839—1906). «Пьеро и Арлекин». 1888. Холст, масло. ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Источник: https://ar.culture.ru/ru/subject/avtoportret-i-portret-p-p-konchalovskogo

Машков И.И. Автопортрет и портрет Петра Петровича Кончаловского. 1910

Машков И.И. Автопортрет и портрет Петра Петровича Кончаловского1910Холст, масло. 208 х 270

Государственный Русский музей

Машков был одним из бунтарей, ради «оздоровления» живописи обратившихся к ранее отчужденным из сферы высокого искусства явлением – вывеске, подносу, лепным и резным игрушкам с их наивной характерностью и цветовой насыщенностью, к эстетике балаганного и площадного действа.

Его необычная картина с ее огромными размерами и гипертрофированными формами, обведенными темным контуром, изображающая музицирующих обнаженных «геркулесов» в окружении гирь, гантелей и книг (Библии, монографий о Джотто и Сезанне, кумирах молодых художников, о древностях Египта, Греции и Италии), воспринималась, как манифест нового направления, устремленного к здоровому и демократичному искусству. Она серьезна и пародийна одновременно. Полотно впервые экспонировалось на московской выставке с эпатирующим названием «Бубновый валет», устроенной молодыми новаторами зимой 1910-1911 годов. В парном портрете автор изобразил себя и П.П. Кончаловского (1876-1956), соратника по поискам нового языка живописи, в будущем  — вождя «валетов». Холст, с его казавшейся в те дни грубой и в то же время крепкой, мастерской живописью, с гипнотизирующими взглядами персонажей, дразнил юной дерзостью и побуждал к рассматриванию, к размышлению, к пониманию.

Машков Илья Иванович (1881-1944)

Живописец, мастер натюрморта, портретист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1928). Родился в ст. Михайловская Саратовской губернии. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В.А. Серова, А.М. Васнецова, К.А. Коровина (1900—1909). Член-учредитель объединения «Бубновый валет» (1910—1914).

Активно пропагандировал свои взгляды на диспутах в Политехническом музее (Москва). Член объединений «Мир искусства», «Московские живописцы», Ассоциации художников революционной России и других. Основатель и руководитель художественной студии (Москва, 1902—1917).

Совершил поездки в Германию, Францию, Англию, Италию, Испанию, Турцию, Египет. Преподавал в Свободных государственных художественных мастерских (1919—1920), Высших художественно-технических мастерских, Высшем художественно-техническом институте. Автор оформления революционных празднеств.

Его работы отмечены золотой медалью на Всемирной выставке в Париже (1937).

 Один их крупнейших мастеров натюрморта в отечественном искусстве. 

  • ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «СПОРТ В ИСКУССТВЕ»

Источник: http://virtualrm.spb.ru/ru/node/13899

Илья Иванович Машков

Илья Иванович Машков родился 17 июля 1881 года в станице Михайловской Хоперского округа Области Войска Донского (теперь это Урюпинсюш район Волгоградской области). Родители его занимались мелочной торговлей. Еще когда Илья учился в трехклассной приходской школе, у него проявился интерес к «изобретательству» разных механических приспособлений и к рисованию. Но уже в одиннадцать лет его отдали «в люди». Сначала он был «мальчиком» у торговца фруктами и бакалейными товарами, а затем служил у купца, владельца магазинов и заводов Юрьева в городе Борисоглебске Тамбовской губернии. Позже Илья Машков вспоминал: «Изо дня в день с 7 утра до 9 вечера надо было стоять на ногах. 14 часов! Я все это ненавидел». Единственной радостью было для него копировать иконы, репродукции с картин, лубки и делать «торговые плакаты». По газетному объявлению он выписал себе ящик масляных красок. Но когда учитель рисования Борисоглебской мужской гимназии Н. Евсеев поинтересовался у него, хочет ли учиться рисованию, он в ответ спросил: «А разве этому учатся?».

Читайте также:  «девушка с креветками», уильям хогарт — описание картины

В 1890 году Илья Машков поступил на художественное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Он учился у К. Горского, А. Корина, А. Васнецова и пристально изучал картины в Третьяковской галерее и Румянцевском музее. Уже в 1902 году, участвуя в выставке, Илья Машков был награжден премией имени С. Третьякова. Однако И. Машков в 1904 году ушел из училища и открыл частную студию живописи и рисунка, в которой преподавали А. Михайловский, Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Кончаловский. Студия существовала до 1917 года, и через нее прошло более трех тысяч человек. В студии в разное время занимались такие известные в будущем художники, как Фальк, Татлин, Осмеркин, Мухина, Соколов-Скаля.

В 1905 году Илья Машков был повенчан первым браком с итальянской подданной Софией Аренцвари. Через четыре года у них родился сын Валентин.

В 1906 году Политехническое общество московских инженеров построило дом, над пятым этажом которого возвышалась башня, в которой и разместилась мастерская-студия Ильи Машкова, где он проработал до конца своей жизни. В 1907 году Машков познакомился с художниками А. Михайловским, который заинтересовал его творчеством старых мастеров, а потом и с П.

Кончаловским, ставшим ему настоящим другом. В этом же году Машков возобновил свои занятия в училище, у Коровина и Серова. А в 1908-м — объехал семнадцать городов Франции, Германии, Австрии, Англии, Испании.

Занимаясь в мастерской Серова и Коровина, Машков демонстрировал свои модернистские способности, даже когда писал женскую натуру, которую пытался изобразить цельными зелеными, красными и желтыми цветами. Никто, кроме К. Коровина, его не понимал.

Когда у Серова спрашивали: «Что же это он делает?» тот только пожимал плечами и отвечал: «Говорит — доведу до реальной правды». В конце концов на одном из этюдов Машкова появилась пометка: «Выбыл». Диплом со званием классного художника Илья Машков получил только в 1917 году.

Но еще в 1909 году он начал участвовать в профессиональных выставках — сначала в выставке «Нового общества художников», потом «Золотое руно» и «Салон».

Участвовал он и в интернациональной выставке картин, скульптуры, гравюр и графики (рисунков), где его картины демонстрировались рядом с работами французских художников, в частности Ж. Брака.

Когда в 1910 году Илья Машков послал несколько своих картин в Париж на Осенний салон, там известный меценат Морозов по совету Матисса купил его натюрморт «Синие сливы». В этом же году несколько участников выставки «Золотое руно» решили провести в Москве выставку «Бубновый валет». Илья Машков был одним из организаторов.

Он так объяснял цели нового объединения: «Нам хотелось, чтобы наша живопись была могучая, насыщенная обильным колоритом». Картина Ильи Машкова «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского», которая демонстрировалась на выставке, была расценена как программная. На ней, кстати, видно, что друзья очень увлекались спортом.

Даже на фотографиях, сделанных в мастерской Машкова через десять лет, можно увидеть гири и гимнастические кольца.

В 1911 году Илья Машков участвовал в выставках картин «Мир искусства», в Салоне независимых (Париж), стал одним из организаторов, а потом и секретарем общества художников «Бубновый валет», которое ставило перед собой задачу «распространения современных понятий по вопросам изобразительных искусств».

Илью Машкова высоко оценила не только российская, но и зарубежная критика. В 1914 году Машков совершил свою последнюю поездку за границу — побывал в Турции, Греции, Египте, а затем в Швейцарии, где много писал. Вернувшись в Россию, под впечатлением событий Первой мировой войны он создал серию лубков на стихотворные строки В. Маяковского.

В 1915 году Машков вступил в брак с Еленой Федоровой, которая под его руководством занималась живописью и участвовала в выставках «Мира искусства».

В 1917 году, рецензируя одну из выставок «Мира искусства», критики писали: «Здесь царят Машковы, Кончаловский и целый ряд их единомышленников. Самое большое количество вещей выставил художник И. Машков и очень близкая ему по характеру творчества Е. Федорова-Машкова».

Первым приобретением Павла и Сергея Третьяковых на выставке «Бубнового валета» были написанные Машковым в 1913 и 1914 годах натюрморты «Камелия» и «Тыква».

После Февральской революции 1917 года Илья Машков занимался организацией профсоюза художников, пробовал создать «Союз союзов» живописцев, граверов, скульпторов и т.д., был избран товарищем секретаря общества «Мир искусства» и действительным членом Московского художественного общества.

Он преподавал на курсах и читал лекции в военной школе, а в 1918 году стал членом коллегии для организации отдела изобразительных искусств при Наркомпросе.

С сентября 1919 года Илья Машков начал преподавать во Вторых Свободных государственных мастерских (бывшем Московском училище живописи, ваяния и зодчества), которые в 1920 году были преобразованы во Вхутемас, а в 1927-м — во Вхутеин.

Он работал здесь до 1929 года главным мастером (профессором) индивидуальной мастерской живописного факультета. У Машкова учились А. Гончарова, Г. Лазарев, Ю. Меркулов и другие. Вместе со своими учениками Машков работал над монументальными панно, которые украшали Москву в дни революционных праздников.

  1. Илья Машков активно участвовал в деятельности обновленного общества «Мир искусства». Особое оживление в его творчестве наступило в 1922 году, когда он написал несколько натюрмортов с фарфоровыми фигурками
  2. «Натюрморт с веером»
  3. пейзажи с купальщицами
  4. Солнечные ванны в Крыму
  5. и виды парков

После грозы. 1922.

 В этом же году Илья Машков женился во второй раз — на Марии Ивановне Даниловой (Машковой), которая под его непосредственным руководством начала заниматься живописью, а потом стала помощницей в работе. В 1924 году картины Машкова демонстрировались на выставках в Венеции и Америке.

В 1925 году он стал действительным членом Общества живописцев и скульпторов «Московские живописцы», а потом вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), которая ставила главной своей задачей изображать быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда.

Именно на VII выставке АХРР появились его натюрморты «Московская снедь. Хлебы» (1924)

  • и «Московская снедь. Мясо, дичь» (1924)

Одна из газет писала: «Его выступление с «Московской снедью» произвело сенсацию и как бы навсегда упрочило за ним первое место среди современных натюрмористов». Илья Машков писал виды Крыма, потом ездил в Грузию и Армению, некоторое время жил у себя на родине на хуторе Михайловском, где создал несколько картин из народного быта, в том числе композицию «Колхозница с тыквами».

  1. Вид Генуэзской крепости в Судаке

Крымский пейзаж. Судак.

  • Ливадия
  • Вид на санаторий Красные Зори
  • В 1935-1936 годах Илья Машков хотел возобновить преподавательскую деятельность и даже создал проект своей системы художественного образования, которая чем-то напоминала мастерские художников эпохи Возрождения. В это время он написал два варианта натюрморта «Советские хлебы»
  •  съездил в Крым, на Кавказ и начал работать над серией панно для банкетного зала гостиницы «Москва».

Начиная с 1938 года художник подолгу жил в Абрамцеве. Этот период его творчества многие исследователи называют «абрамцевским».

Свой творческий путь Илья Машков завершал, как говорят в таких случаях, на боевом посту: в 1942-1943 годах он писал и рисовал портреты участников Великой Отечественной войны и служащих госпиталя в Первом Московском коммунистическом госпитале в Лефортово и эвакуационно-сортировочном госпитале № 290. 20 марта 1944 года Илья Машков скоропостижно скончался, так и не дожив до победы.

Экспонированное на первой выставке «Бубновый валет» (1910) огромное полотно И. И. Машкова «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского»

ошеломило многих. В полуобнаженных фигурах музицирующих силачей с грубо размалеванными телами и шаровидными бицепсами присутствовала та доза эпатажа, к каковой русская публика в ту пору еще не привыкла. Картина и была задумана как манифест нового подхода, предлагаемого новым выставочным сообществом.

Скандальная слава вообще сопутствовала молодому Машкову — азартному и предприимчивому самородку, набравшемуся жизненного опыта «в людях» (работая в лавках у торговцев), прошедшему «университеты» в европейских музеях, но изгнанному в 1909 г. из стен МУЖВЗ.

Впрочем, еще обучаясь, Машков с большим успехом учил сам — его студия (1904-17; в 1925 преобразована в Центральную студию АХРР) была самой дорогой и одновременно самой посещаемой в Москве.

Поразив зрителей и критиков «варварским» напором своей живописи на выставках «Золотого руна» и «Салона Издебского» (1909-10), Машков нашел свое место среди художников, составивших общество «Бубновый валет» (П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов и др.).

«Валеты» утверждали материальность мира и «низкого» предмета; щедрость и мажорность машковской палитры, изобильность его натюрмортных постановок оказались созвучны программе объединения. В стремлении вернуть искусство «с небес на землю» художники этого круга ориентировались на «ремесло» — уличную вывеску, поднос, лубок. Машкову такое ремесло было родным с детства, и примитивизм его натюрмортов и портретов — самый простодушный и подлинный («Ягоды на фоне красного подноса» (1908)

  1. «Натюрморт с ананасом» (1908)
  2. «Портрет мальчика в расписной рубашке» (1909)
  3. «Автопортрет» (1911)
  4. «Портрет дамы с фазанами» (1911)

 Яркое начало стало одновременно «звездным часом» художника — к середине 1910-х гг.

его живопись утрачивает дерзкую стихийность, зато возникает вкус к фактуре вещей, и сами эти вещи делаются «избранными», драгоценными.

Гиперболизм являет себя уже не только в масштабе полотен, не только в «богатырстве» плодов и грузности женских тел, но и в антикварном богатстве натюрмортных и интерьерных сюжетов («Натюрморт с парчой», 1914)

  • «Натюрморт с фарфоровыми фигурками», 1922

Пристрастие к материальному миру, естественно, приводит Машкова в классический лагерь: в 1920-е гг., в ситуации противостояния «левых» и традиционалистов, он оказывается среди последних и, в отличие от друзей-«валетов», вошедших в 1928 г. в Общество московских художников, связывает свою судьбу с АХРР.

В тематической программе АХРР существовала установка на одическое прославление прекрасного настоящего, куда вписывались съестные «апофеозы» художника («Хлебы», «Снедь московская. Мясо, дичь», обе 1924). Академический идеал советской живописи выглядит сбывшимся в его натюрмортах 1930-х гг.

Читайте также:  Портрет андреева, репин, 1904

(«Ананасы и бананы», 1938)

  1. «Клубника и белый кувшин»,1943

Но слишком многое из созданного им в поздний период — ниже его возможностей, и, видимо чувствуя это, с середины 1930-х он подолгу живет в родной станице, уклоняясь от участия в общественной и художественной жизни столицы. Новое, триумфальное открытие живописи Машкова случится позднее, в связи с общим интересом к искусству 1910-х гг. И в сознании потомков он останется одним из самых ярких художников того времени.

Городской зимний пейзаж. 1914.

  • 1930-е Натюрморт с разломанным гранатом. Курск
  • Зеркало и череп. 1919

Натюрморт с самоваром. 1919.

Натюрморт. Виноград, лимон и рак. 1924

Натюрморт. Цветы в вазе (с подносом). 1912

  1. «Натюрморт с крабами» 1925г.
  2. Натюрморт. 1918
  3. Натюрморт со сливами

Степь. Репейник.

  • Натюрморт с растениями и фруктами
  • Цветы в вазе
  • 1912. Натюрморт с цветами
  • 1939 Фрукты с сельскохозяйственной выставки. Айва и персики
  • 1915-16 Натюрморт с дынями и тыквами Минск
  • 1915 Натюрморт с хлебами и тыквой.

1914 Натюрморт с кактусом. Х., м. 105.5х105.5 Ташкент

  1. 1908 Натюрморт с фруктами
  2. Бегонии 1911
  3. «Натюрморт с клубникой, вишней и синим графином» 1923
  4. 1912-14 Натюрморт с венками, яблоками и сливами. Минск
  5. Натюрморт. 1924
  6. 1939 (около) Натюрморт с персиками, Минск
  7. Натюрморт. Ташкент
  8. 1913 Натюрморт с камелией.

1934-36 Натюрморт. Х.,м. Сочи

  • 1939 Маки, розы, васильки и другие цветы в стеклянной вазе.
  • Натюрморт. Черешня 1939

1939 Натюрморт 'Фрукты'. Х., м. Калуга

  1. 1930-е Сирень.
  2. 1939 Малинка. Абрамцево
  3. 1941 Розы и клубника
  4. Натюрморт с бегонией и фруктами. 1912-1913
  5. Букет в стеклянном сосуде. 1939
  6. Завтрак. 1924

 Портрет З.Д.Р. (Дама в голубом).1927

  • Дама с контрабасом. 1915

Три сестры на диване. Портрет Н.,Л. и Е.Самойловых. 1911

    Портрет художника А.И.Мильмана. 1917

    • Натурщица
    • Интерьер с женской фигурой. 1918
    • 1908 Женский портрет. Минск

    Портрет В.П.Виноградовой. 1909

    1. Колхозница с тыквами. 1930
    2. Девушка на табачной плантации. 1930

    1916 Натурщицы в мастерской. Холст, масло. Частное собрание

     Италия. Нерви. Пейзаж с акведуком. 1913

    •  Городской пейзаж. 1911
    • http://realgallery.ru/copy/author/mashkov__ilya_ivanovich/picture/1049180

    http://allday.ru/index.php?newsid=309535

    http://artru.info/ar/10897/

    http://www.my-article.net/get/%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8/%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F-%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

    Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43618207959/next

    Илья Машков

         Машков Илья Иванович. Родился в станице Михайловская Хоперского округа Области Войска Донского (ныне Урюпинский район Волгоградской области) в 1881 году.

     После окончания трех классов приходской школы Илья Машков был отдан «в люди», служил «мальчиком» в лавках и магазинах в близлежащей станице Филоновской и в уездном городе Борисоглебске.

    Но после знакомства с учителем из художественной гимназии,  уволившись от хозяина, Машков готовится поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

    Уже будучи студентом МУЖВЗ, посещает Санкт-Петербург в 1907 году, Илья потрясен полотнами Эрмитажа. В 1908 большое влияние на Машкова оказывает поездка по Европе.

    Портрет В.П.Виноградовой. 1909 г.

    Италия. Нерви. Пейзаж с акведуком. 1913 г.

      В училище Машков знакомится с П.П.Кончаловским, М.Ф.Ларионовым, А.В.Лентуловым, Р.Р.Фальком, В.В.Рождественским, А.В.Куприным, которые выводят художника на путь творческих экспериментов.

    С 1910 Машкова исключают из училища и том же году участвует в выставке «Бубнового валета». Основной задачей «бубновалетовцев» было спустить искусство с неба на землю.

    Приземлить тематику образов навязываемых студентам всех передовых художественных учебных заведений.

    Портрет поэта. 1910 г.

    Натюрморт. Фрукты на блюде. 1910 г.

    Автопортрет и портрет Петра Кончаловского. 1910 г.

    Хлебы. 1912 г.

    Натюрморт. Рыбы. 1910 г.

    Три сестры на диване. 1911 г.

    Вид Москвы. Мясницкий район. 1912-13 г.

    Новодевичий монастырь. 1912 — 13 гг.

    Портрет художника А.И.Мильмана. 1917 г.

        1917 год — переломный для «Бубнового вальта». Часть «валетовцев» эмигрирует, а остальные находят родство в идеях большевиков. Машков остаеться в «советах».

    В поисках новых тем в 1920-е и 1930-е годы он совершает поездки в Крым, на Кавказ, пишет жизнерадостные сцены отдыха трудящихся («Ливадийский крестьянский курорт» 1925), виды Артека («Артек» 1934).

    В эти годы художник создает галерею графических портретов своих современников: рабочих, крестьян, общественных деятелей, пионеров.

    Снедь московская. Хлебы. 1924 г.

    Грузия. Казбек. Шат-гора и аул. 1920-е.

    Крым. Парк в Алупке. 1923 г.

    Артек. Сентябрьское утро в Артеке. 1926-29 гг.

    Сентябрьское утро в Артеке. 1926-29 гг.

    ЗАГЭС. 1927 г.

    Привет XVII съезду ВКП(б). Около 1934 г.

    Советские хлебы. 1936 г.

        В 1930 году Машков приезжает в родную Михайлоиекую-на-Хопре. Он был потрясен увиденным: кругом разруха, нищета, идет раскулачивание, выселение… Приняв метод «социалистического реализма», Машков теперь по-социалистически решает возродить когда-то цветущую жизнь в станице: в одной ш двух станичных церквей создает Дом социалистической культуры.

        По воспоминаниям краеведа Б. Лашилина, «…были отремонтированы два национализированных у служителей культа дома под кружки — изобразительного искусства, драматический, музыкальный и сельскохозяйственный. Комсомольцы и молодежь писали лозунги, выпускали «боевые листки», в которых отмечали передовиков, высмеивали и разоблачали кулаков, подкулачников, лодырей и хулиганов.

    Например, однажды появилось такое объявление: «Граждане! Предлагаем приходить в культурный очаг на занятия, кружки, ячейки, в дом — кинотеатр чисто одетыми, побритыми, с вымытыми дочиста лицом и руками, в чистой обуви и вести себя как подобает советскому гражданину».

    По-разному отнеслись земляки к тому, что вместо иконостаса в бывшей церкви, в то время по совету И. И. Машкова, повесили портреты Ленина и Сталина.

    В ответ станичники прострелили звезду и флаг, водруженные вместо креста над куполом Храма и выкололи глаза у портретных вождей.

    Девушка на табачной плантации. 1930 г.

    Площадь в станице Михайловской. 1933 г.

    Колхозница с тыквами. 1930 г.

        Начиная с 1938 года художник подолгу жил в Абрамцеве. Этот период его творчества многие исследователи называют «абрамцевским».

    Маки, розы, васильки и другие цветы в стеклянной вазе. 1939 г.

    Малинка. 1939 г.

    Натюрморт с персиками. ок. 1939 г.

    Фрукты с сельскохозяйственной выставки. Айва и персики. 1939 г.

    Черешня. 1939 г.

        Свой творческий путь Илья Машков завершал, как говорят в таких случаях, на боевом посту: в 1942-1943 годах он писал и рисовал портреты участников Великой Отечественной войны и служащих госпиталя в Первом Московском коммунистическом госпитале в Лефортово и эвакуационно-сортировочном госпитале № 290.

    Портрет. 1943 г.

    20 марта 1944 года Илья Машков скоропостижно скончался, так и не дожив до победы  

    http://www.arteveryday.org/ilya-mashkov/#more-5159  

    Источник: https://kolybanov.livejournal.com/6114523.html

    Илья Иванович Машков, «Автопортрет и портрет П. Кончаловского»

    Илья Машков – известный русский художник начала XX в. Он принадлежит к когорте художников-примитивистов. Идеи примитивизма особенно активно развивались в начале прошлого века. Для художников-примитивистов было характерно обращение к традициям городского низового искусства, городского изобразительного фольклора – лубкам, вывескам и т.д.

    В 1910 г. группа московских художников, в которую входили И. Машков, А. Лентулов, Н. Гончарова, П. Кончаловский и др., организовала выставку своих картин под названием «Бубновый валет».

    Особенностью данной выставки было то, что рядом со своими полотнами художники разместили работы никому не известных художников и лубки.

    Кроме того, картины были развешены сплошными рядами без просветов между ними.

    По свидетельствам очевидцев, такая организация выставки производила впечатление просмотра одной большой картины. Как считали сами художники, данное размещение картин должно было наиболее ярко выявить творческую манеру каждого художника. Зритель, переходя от одной картины к другой, все более и более углублялся в художественный мир автора картин.

    Естественно, что отзывы газет о подобной выставке были крайне отрицательными. Тем не менее именно эти отзывы могут служить доказательством того, что цель художников была достигнута.

    Газетчики подхватили мяч, брошенный устроителями выставки. Ведь выставка являлась своего рода бравадой, вызовом обществу, клоунадой, балаганным действом.

    Газетная ругань вполне соответствовала принципу художников, который гласил: «Чем хуже, тем лучше».

    Через несколько лет после проведения выставки «Бубновый валет» Кончаловский, Машков и Лентулов организовали художественное общество с таким же названием. Несмотря на то что все три художника входили в это общество, индивидуальное развитие каждого из живописцев не примитивизмом начиналось и не примитивизмом заканчивалось. Позднее участие в этой организации покажется им «детской болезнью».

    Для манеры Машкова «бубнововалетского» периода были характерны безудержное буйство красок, плотность и фактур-ность наносимых мазков. Это относится прежде всего к его натюрмортам. Перед зрителем представал не цвет изображенных предметов, а сама краска, не объем фруктов, а объем представляющих их мазков.

    Весьма разнообразны портреты художника. Один из самых интересных – «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского». Это огромный холст, представляющий собой изображение самого художника и его друга Кончаловского в виде двух атлетов, сидящих на диване.

    Более того: эти два атлета с огромными бицепсами исполняют романс. Сам автор держит в руках скрипку, а Кончаловский – ноты. Этот портрет является ярким примером балаганного, театрализованного искусства. Герои картины открыто и весело обращаются к зрителям. Они расположены как бы на авансцене. Огромные размеры картины создают эффект «разрушения рампы».

    Герои картины словно сходят с полотна, приглашая зрителей принять участие в начинающемся представлении. Бравада заключается здесь не столько в том, что художник изобразил себя в виде ярмарочного атлета, а скорее в том, что этот атлет еще претендует на занятия музыкой. Сам стиль изображения тоже был призван шокировать зрителя.

    Этот портрет – явно «игровая» картина.

    В таком же стиле написаны и пейзажи Машкова. В основном прототипами пейзажей являлись средники на подносах. Однако, как это ни странно, уподобляя пейзажи раскрашенным подносам, живопись художника наполнялась жизнью, а не умерщвляла ее. Отход Машкова от примитивизма произошел в 1913-1914 гг. В дальнейшем художник увлекся традициями живописи Поля Сезанна.

    Он пытался соединить в своем творчестве «предметность» натуры и «вещественность» живописи. К 1915-1916 гг. ему это удалось. В это время в работах Машкова начинает проявляться тип глубинного изображения вещей. Теперь уже фактура предмета стала преобладать над фактурой письма.

    Однако некоторые остатки мироощущения примитивизма сохранились в творчестве Машкова вплоть до начала 1930-х. гг.

    Источник: http://jivopis.org/mashkov-ilya-ivanovich—avtoportret-i-portret-p-konchalovskogo/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector