Анри де Тулуз — Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec) 1864-1901 г. Французский художник-импрессионист, мастер плаката. Биография и картины.
Ему была уготована яркая жизнь в среде аристократов, однако, судьба решила по-другому – серьёзный недуг определил и его жизнь, и деятельность, и смерть. Речь идёт о графе Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотреке – Монфа, карлике, постимпрессионисте, любителе женщин, хроническом алкоголике…и человеке необычайного художественного дарования.
Рождение и болезнь
Рассматривая биография Анри Тулуз-Лотрека, непременно нужно уделить внимание его физическому недугу, так как именно это во много сформировало его жизнь и повлияло на творчество. Сегодня можно только гадать действительно ли живописец так иронично и легко относился к болезни или считал, что лучше самому пошутить над собой, нежели дать это сделать другим?
Анри Тулуз-Лотрек появился на свет 24 ноября 1864 года. Его родителями был граф Альфонсо и графиня Адель, которые приходились друг другу двоюродным братом и сестрой – многие считают, что такое близкое родство также повлияло на болезненность мальчика.
Красивый ребёнок с тонкими чертами лица был надеждой отца – граф, заядлый охотник, наездник и любитель женщин видел в сыне продолжение, однако, вскоре разочаровался в Анри, видя его слабость.
Мать же, наоборот, всегда поддерживала сына, жалея и оберегая насколько это было возможно.
В 14 лет хрупкий ребёнок неудачно упал с низенького стула и сломал шейку левого бедра, ровно через год по иронии судьбы, Анри упал в неглубокий овражек, сломав себе шейку бедра правой ноги — с этого момента он перестаёт расти. Будучи взрослым человеком, он выглядел весьма карикатурно – импозантный человек с благородным аристократическим лицом в тонком пенсне на коротких ногах и ростом всего в 1,5 метра.
От юношеского увлечения к Монмартру
С ранних лет Анри начал проявлять тягу к рисованию, и вскоре это было замечено матерью, которая сразу почувствовала, что её сын необыкновенно талантлив. Она всячески поддерживала юношу решившему оставить университет и посвятить жизнь творчеству.
Весной 1882 года Лотрек начинает учиться в мастерской Леона Бонна, которого не очень-то восхищает ученик, а уже зимой этого года юноша приходит к другому мастеру – Ферману Кормону. Здесь он знакомиться с Ван Гогом, Бернаром, Акветино и другими талантливыми живописцами, общение с которыми будет развивать Анри и подстёгивать здоровым духом соперничества.
Богемная свободная жизнь, новые знакомства очень нравились Тулуз-Лотреку, и уже вскоре, в 1884 году он решил полностью освободится от родительской опеки и переехал на Монмартр, сосредоточение ночных кафешек, кабаре, цирковых артистов и платной любви, которые и составляли тот источник, откуда живописец черпал вдохновение и сюжеты.
Певец танцовщиц и дам полусвета
Монмартр буквально «поглотил» Тулуз-Лотрека — здесь он живёт в квартире своего друга Рене Гренье в доме, где размещалась когда-то мастерская Эдгара Дуга, которого чтил как кумира, посещает различные заведения, знакомиться с женщинами.
Если отец Анри давно махнул на сына рукой, то мать глубоко переживала переезд сына.
Впрочем, волнения эти были не напрасны – художник пристрастился к спиртному, а неразборчивость в связях привела к тяжёлому заболеванию, которые вкупе и сгубят его в недалёком будущем.
А пока, Тулуз-Лотрек много работает, его музами становятся танцовщицы и певицы кабаре, такие как Иветт Гильбер, Джейн Авриль, Ша-Ю-Као. Причём работает он в необычном для серьёзного искусства технике – графике, избрав жанр рекламного плаката («Цыганка де Ришепен», «Кабаре Японский диван», «Ла Гулю в Мулен Руж и др.).
Живописец часто посещает публичные дома – друзья отмечают, что он мог неделями оттуда не выходить, не только развлекаясь, но и фиксируя в своих работах каждый момент обитательниц этих заведений.
Так появились его откровенные и шокирующие публику картины «Поцелуй в кровати», «Две девушки в кровати», «Женщина за туалетом», «Медицинский осмотр», «Салон на улице Мулен» и др.
Расплата за талант и беспечность
Начиная с 1886 года, Анри де Тулуз-Лотрек серьёзно занимается продвижением своего искусства.
В мае 1887 он принимает участие в Международной выставке под патронажем Академии искусств под псевдонимом Трекло, затем в «Выставке XX-е» в Брюсселе.
Именно последняя выставка принесла мастеру известность, хотя справедливости ради стоит отметить, что при жизни живописец не получил заслуженного признания – все хвалебные отзывы прозвучат уже после смерти Тулуз-Лотрека.
Официальный Салон не принимал к экспозиции картины Анри, зато он постоянно выставлялся в альтернативных выставках — Салонах Независимых «Без оплаты и наград». В 1896 году в парижской галерее Манжи-Жуян проходит персональная выставка Лотрека, которая демонстрирует как его постимпрессионистские работы, так и картины, тяготеющие к авангарду.
В 1898 году разгульный образ жизни даёт о себе знать – художник слабеет на глазах. Балагур и оптимист, Тулуз-Лотрек впадает в депрессию, становится агрессивным и раздражительным. Как иступлённый он продолжает работать, превозмогая недуги вместе с бутылкой вина – так были созданы 60 литографий, которые были выставлены в одной из лондонских галерей.
Мания преследования и бессонница приводит художника в лечебницу Нейи, которую он покидает спустя два месяца, чтобы создать прекрасный альбом «Цирк».
В 1901 году Тулуз-Лотрек, будто чувствуя недалёкую кончину, наводит порядок в мастерской, заканчивает эскизы, оставляет подписи на своих безымянных картинах и уезжает в семейное поместье, чтобы 9 сентября умереть на руках у своей матери. Ему было всего 37 лет…
Творчество этого необычайного талантливого человека сумело вместить в себя дух эпохи. Это нескончаемые зарисовки обыденной жизни, вереницы характерных портретов и до боли правдивых сюжетов.
Искусство стало доступным в том смысле, что автор сумел превратить в искусство то, что, казалось бы, лишено какой-либо эстетики – работницы, проститутки, уличные танцовщицы, циркачки, плясуньи канкана и т.д.
Самобытность, динамичность и реалистичность являлись главными чертами стиля, который породили галерею удивительных картин, оставленных в наследие нам.
Источник: http://www.hudojnik-impressionist.ru/lautrec.htm
Анри де Тулуз-Лотрек картины
![]() |
![]() |
![]() |
||
Гюстав Люсьен Деннери 1883г Musée d'Orsay, Paris, France | Голова женщины 1896г | Модель в ателье (Портрет Элен В.) 1889г 75х50смKunsthalle, Bremen | Анри Дио 1891г Musee Toulouse Lautrec | Анри Габриэль Ибельс 1893г |
![]() |
![]() |
![]() |
||
Дезире Дио читает газету в саду. 1890г 56х45смMusee Toulouse Lautrec | Портрет Эмиля Бернара. 1885г 54х43см Tate Britain, London, England, UK | Эмиль Даву 1889г Kunsthaus Zürich,Zürich, Switzerland | Габриэль. 1890г Musee Toulouse Lautrec | Жанна Фонтейн 1891г |
Девушка с хвостиком 1889г | Портет рабочего в Селейран.1882г | Бюст мужчины. 1882г | Роза ля Руж , Монтруж. 1887г 72х49см The Barnes Foundation | Мадам Джульетта Паскаль за пианино в Шато де Малром1896г |
Любительница абсента. 1886г 55х49см | В Бастилле, портрет Жанны Венз. 1889г National Gallery of Art,Washingon, DC, USA | Жанна Венц 1886г Art Institute of Chicago,IL, USA | В Батиньиоль 1888г | Мр. Делапорт в Жардин. Париж 1893г 76×70 см |
Амбассадор, Аристид Брюант в его кабаре. 1892г | Аристид Брюант в его кабаре. 1892гSan Diego Museum of Art | В шаге от эшафота. 1893г | Немецкий Вавилон. 1894г 124x87cm Brooklyn Museum, Brooklyn,New York, USA | Кадье. 1893г San Diego Museumof Art |
Конфетти 1894г 54x38cm | Современный мастер. 1896г | Закат 1896г 61х80см | Разврат на втором этаже. 1896г | К меню у Mей Белфорт. 1898г |
Жардин, Париж, Мей Белфорт. 1883г 130х95 см Yale University Art Gallery, New Haven, Connecticut, USA | Цыгане. 1899г | Аристид Бриант и его кабаре в Абасссадор. 1892г 255х120см Музей Тулуз-Лотрека | Мей Милтон 1895г 81х64см Free Library, Philadelphia,PA, USA | Мулен Руж Ла Гулю 1891г 191х171см |
Рин де Жуи 1892г 136х93см Музей Тулуз-Лотрека | Гойя 1896г | Фотография Сеско. 1894г | Афиша труппы Алигантин 1896г |
Недалеко от Булонь1901г 55×46см | Мия Натансон 1897г | Алин Жибер 1887г | Тапье де Салейран в саду 1896г | Жюльет Паскаль 1871г |
Мадам Адель Тулуз-Лотрек1882г 55×46 см /td> | Мадам Лили Гранье1888г | Мадам Пупо за туалетным столиком 1898г 60×49 см Musee Toulouse Lautrec | Мадам Беатрис Салейран 1897г 23×16 см | Мадмуазель Део за пианино 1890г 63×48 см Musee Toulouse Lautrec |
Портрет мужчины 1893г | Монсеньёр Луи Паскаль 1891г 81×54 см Musee Toulouse Lautrec | Дядюшка Паскаль в полоборота 1893г Museu de Arte AssisChateaubriand | Старик из Селейран 1882г | Поль Леклерк 1897г Musée d'Orsay, Paris, France |
Укрощение лошади. 1881г | Всадники в Булонском лесу. 1888г | Наездница. 1899г | Наездница и собака. 1899г 55х46см | Охота. 1880г |
Хороший жокей. 1895г | Путешествие в почтовой карете.1881г 38х51см | Экипаж в Боск. 1881г | Кирасир. 1881г | Экипаж. 1880г 27х35см Musee Toulouse Lautrec |
Сеттер Дун, собака Альфонса де Тулуза-Лотрека1881г | Лошадь и наездник с маленькой собачкой. 1879г Musee Toulouse Lautrec | Лошадь сопротивляющаяся наезднику. 1881г | Наездники близ Булонского леса.1888г | Наездница. 1899г |
Наездница и собака. 1899г 55х46 см | Охота. 1880г | Жокеи 1880г | Английская карета. 1897г | Маленькая собачка. 1888г |
Марго 1881г | Главный охотник. 1882г | На прогулке. 1880г | Уход в Атей. 1881г | Лошадь. 1881г 45х59см |
Извозчики с набережной. 1888г 80х51см | Этюд. Собака. 1880г 35х26см São Paulo Museum of Art, São Paulo,Brazil | Сокол садится на руку Альфонсу де Тулуз-Лотреку. 1881г Музей Тулуз-Лотрека | Генерал у реки. 1882г | Жокей 1899г 51х36см Brooklyn Museum, Brooklyn, New York, USA |
Белая кобылица. 1881г 61х49см | Процессия раджи. 1895г | Два быка в упряже.1881г | Два рыцаря в доспехах.1900г | |
Портрет мадам Гортзикофф 1893г 75х51см | Портрет ребёнка. 1882г | Портрет Мии Натансон 1895г | Портрет женщины. 1888г | Портрет женщины из дома на улице Амбоис 1892г |
Портрет Берты Баду 1897г 69х58 смМузей Тулуз-Лотрека | Портрет Сипа Годебски 1896г 57×45 см The Cleveland Museum of Art, Cleveland,OH, USA | Портрет графини Тулуз-Лотрек 1886г 59×54 см Musee Toulouse Lautrec | Портрет Георга Анри Мануэля1891г | Портрет мадам Тулуз-Лотрекм 1882г 65×43 см Brooklyn Museum, Brooklyn, NewYork, USA |
Портрет Марсель 1894г 46×29 смMusee Toulouse Lautrec | Портрет Мии Натансон1898г | Портрет Мей Белфорт 1890г | Портрет Поля Сеско 1891г 83×36 см Brooklyn Museum, Brooklyn, New York, USA | Портрет Месье Самари 1889г Musée d'Orsay,Paris, France |
Адмирал Вио 1901г | Молодой Рути в Селейране1882г 60х49см | Экзамен на факультет медицины в Париже. 1901г 65х81cm Musee Toulouse Lautrec | Артиллерист и девушка. 1886гMusee Toulouse Lautrec | Артиллерист, седлающий лошадь. 1879г 50х37cm Musee Toulouse Lautrec |
Совет охотников 1879г | Букет фиалок в вазе. 1882г 24х19cm Dallas Museum of Fine Arts, Dallas, Texas,USA | Пейзаж в Селейране, вид на виноградники. 1880г Musee Toulouse Lautrec | Кофейник. 1884г | Женщина расчёсывающая волосы. 1899г |
Рыжеволосая женщина на коленях. 1897г 47х60смSan Diego Museum of Art | Обед в доме Натансонов 1898г 60х80смMuseum of Fine Arts Houston | Первая прогулка. 1888г 63х36см Музей Тулуз-Лотрека | В кровати. 1892г Музей д Орсе Париж | В кровати. 1893г 54х70смMusée d'Orsay, Paris, France |
Портрет Октава Ракуи 1901г Museu de Arte Assis Chateaubriand | Портрет Оскара Уайльда1895г 58х48 см | В студии 1881г | В студии 1882г | Проститутка из Сфинкс. 1898г |
Рыжеволосая женщина сидящая в саду Форреста.1889г | Рыжеволосая женщина вид сзади. 1891г Музей Тулуз-Лотрека | Райс Поудер 1887г Van Gogh Museum | Ромен Колю 1899г 55×35 смMusee Toulouse Lautrec | Жюстин Дево Сидящая женщина в саду мистера Форреста. 1890г 74×58 см Musée d'Orsay, Paris, France |
Клоунесса Ша Ю Као 1895г 81×59 см | Зелень. Женщина сидит в саду.1891г 55×46 см | Габриэль 1893г | Туалет госпожи Фабр.1891г | Графиня Адель де Тулуз-Лотрек за завтраком. Мать художника 1883г Musee Toulouse Lautrec |
Английская девушка в Стар. Гавр. 1899г 62×47 см Musee Toulouse Lautrec | Прическа 1893г | Женщина из Звезды 1899г 41×32 см Musee Toulouse Lautrec | Прачка 1888г 93х75 см | Модистки 1900гMusee Toulouse Lautrec |
Модель художника Хелен 1889г 34×19 смMusee Toulouse Lautrec | Пассажирка каюты №54 1896г 60×40 см | Дочь полицейского 1890 г 67×50 смHamburger Kunsthalle | Рыжеволосая в белой рубашке 1888г | Урок пения с мадам Дишо 1898г 75×69 см Mohammed Mahmoud Khalil Museum |
Проститутка, известная , как Каска д Ор 1891г Philadelphia Museum of Art, Philadelphia,PA, USA | Женщина с татуировкой 1894г 62х48 см | Вильям Варенер 1893г | Женщина из борделя 1894г 49х34 см | Женщина в черной шляпке Берта ла Сур1890г |
Женщина в саду Форреста 1891г | Голова женщины 1899г | Женщина с чёрным боа 1892г 60х91 см Musée d'Orsay, Paris, France | Женщина с зонтом1889г | Женщина с перчатками Онорина Платцер 1891 54х40 см Musée d'Orsay,Paris, France |
Молодой Рути 1882г Neue Pinakothek,Munich, Germany | Иветта Гильбер поёт 1894г 57х42 см Pushkin Museum of Fine Art, Moscow,Russia | Иветта Гильбер 1894г 48х25 см Musee Toulouse Lautrec | Иветта Гильбер 1894г 48х28 см | Иветта Гильбер 1894г 24х19 см |
Источник: http://xn—-jtbeobcvqmffb.xn--p1ai/galr.html
Анри де Тулуз-Лотрек
Французский художник Анри де Тулуз-Лотрек, живший в конце XIX – начале XX веков, стал признанным мастером живописи, рисунка, гравюры, карикатуры и иллюстрации, создавшим коллекцию из 737 картин, 275 акварелей, 5084 набросков и 359 литографий. Работая в стиле постимпрессионизма и раннего модернизма, творец, вдохновленный образами обитателей Монмартра, стал одним из родоначальников прикладной графики и основателем широко распространенного искусства плаката.
Детство и юность
Художник, полное имя которого звучало как Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа, родился 24 ноября 1864 года в старинном замке, расположенном на юге Франции, в городке Альби. Его предки принадлежали к древнему аристократическому роду, ведущему начало от короля франков и лангобардов Карла Великого, но к началу XIX века утратившему общественную и политическую активность.
Читайте такжеСамые известные художники в мире
Традиции кровосмешения пагубно отразились на следующих поколениях, и Анри с 6-месячного возраста страдал из-за редкого дефекта суставов и костей, а его брат Роберт и вовсе умер, не дожив до 1-го года.
Другим физическим изъяном мальчика была деформация лица, которой не наблюдалось ни у кого из родственников, поэтому исследователи предположили, что она возникла вследствие врожденного сифилиса, унаследованного от матери, зараженной этой болезнью.
Отец, увлеченный лошадьми и охотой, тяготился компанией сына и на месяцы исчезал из замка, оставляя детей на попечение жены.
Правда, изредка Анри удавалось добиться внимание родителя и вместе с ним посещать скачки и мастерскую знакомого художника, писавшего восхитительные портреты животных.
Кроме того, мужчина и мальчик посещали места для увеселений, самыми любимыми из которых в то время были городская ярмарка и бродячий цирк.
Картина Анри де Тулуз-Лотрека «Автопортрет перед зеркалом»
Это общение, благотворно влиявшее на воображение ребенка, закончилось после развода в аристократическом семействе, и де Тулуз-Лотрек был вынужден подружиться с матерью, оставшейся единственным близким и родным человеком. Но, несмотря на заботу со стороны графини, мальчик постоянно испытывал чувство одиночества, особенно усилившееся после случайного перелома обоих ног, замедлившего, а затем остановившего рост конечностей.
В итоге прикованный к кровати подросток увлекся рисованием и начал брать уроки у родственников, достаточно сносно владевших кистью. Вскоре работа над картинами превратилась в пристрастие, и в 1881 году Анри стал целенаправленно заниматься искусством, получая советы от знакомого живописца Рене Пренсто.
Читайте также7 самых влиятельных карликов мирового кинематографа
Наблюдая за прогрессом подопечного, Пренсто обсудил с графиней возможности для дальнейшего обучения, и молодого человека, после восстановления ставшего инвалидом, отправили в Париж к популярному живописцу Леону Бонна.
Познакомившись с азами классицизма, Анри поселился на Монмартре и продолжил образование в мастерской реалиста Фернана Кормона.
И именно там он свел дружбу с такими выдающимися художниками, как Эмиль Бернар и Винсент Ван Гог, и в их компании бродил по живописным улицам в поисках вдохновения и натуры.
Однажды приятели устроили молодому провинциалу встречу с проституткой, в результате которой была написана тематическая картина, определившая дальнейшую жанровую принадлежность большинства его зрелых и талантливых работ.
Творчество
Образы, постоянно мелькавшие перед глазами в кабаре «Мулен Руж», бесконечно увлекали Анри, и помимо плакатов, рекламировавших предстоящие выступления, он написал насколько портретов певицы Иветты Гильбер и танцовщиц Ла Гулю (Луиза Вебер) и Жанны Авриль. Произведение «Танец в “Мулен Руж”» показалось ценителям привлекательным, несмотря на то, что из-за нехватки места до зрителя дошли лишь урезанные фрагменты.
Картина Анри де Тулуз-Лотрека «Танец в «Мулен Руж» / Philadelphia Museum of Art
В 1895 году, создав последнюю картину, олицетворявшую славу кабаре, Анри перебрался в центральные районы Парижа и обосновался в квартале, изобиловавшем публичными домами и проститутками. Проводя много времени в их обществе, де Тулуз-Лотрек создал портреты «Одна» и «Женщина с зонтиком», а также остальные картины серии, отражавшей внутреннее падение, безысходность и боль.
Став «гением уродства и деформации», художник вслед за натурщицами катился в пропасть и предпочитал творчеству разнузданные оргии, где все чаще и чаще употреблял алкоголь. Количество написанных картин в это время резко снизилось.
Картина Анри де Тулуз-Лотрека «Женщина с зонтиком» / Государственный Эрмитаж
Анри начал испытывать приступы депрессии и параноидального бреда. Мать, снявшая квартиру неподалеку от жилища художника, была обеспокоена пьянством и агрессией по отношению к окружающим. И в 1899 году Анри прошел курс реабилитации в специализированной больнице, завершившийся написанием серии цирковых картин и выдающейся работы «Канатная плясунья».
В итоге врачи выпустили художника из лечебницы, но полностью не смогли его восстановить.
После нескольких недель воздержания де Тулуз-Лотрек взялся за старое, копируя поведение низшего класса и проводя недели в компании проституток.
Почти перестав рисовать картины, он чувствовал приближение смерти, и это обреченное состояние отразилось в его последних работах, отличавшихся меланхоличным настроением, нетвердыми мазками и мрачностью цветов.
Личная жизнь
Из-за физических увечий художник не был способен обустроить личную жизнь и до последних дней оставался глубоко несчастным и одиноким человеком. Не имея ни жены, ни детей, Анри проводил дни в компании друзей-живописцев, а ночи — в борделях и постелях проституток.
Анри де Тулуз-Лотрек в полный рост / BBC
В последние годы жизни де Тулуз-Лотрек искал общества близких и часто приезжал в имение матери, но агрессия, вызванная чрезмерным употреблением алкоголя, помешала развитию этих отношений и больно ударила по преданным художнику членам семьи.
Смерть
В начале 1901 года де Тулуз-Лотрек продолжал заниматься живописью и рисовал портреты окружавших его людей. Тогда же, находясь под присмотром родственника Поля Вио, он подписал ранее созданные картины и, насколько это было возможным, навел порядок в собственной мастерской.
Испытывая физические боли, художник едва мог водить по холсту кистью, а к лету состояние настолько ухудшилось, что он с трудом передвигался по комнате и большую часть времени оставался в постели.
Читайте также7 артистов, которых погубил алкоголь
После инсульта, случившегося в конце августа 1901 года, Анри оказался парализованным в нижней части тела, и мать забрала его на юг Франции, где он в полном сознании скончался 9 сентября, не дожив 2 месяца до 37 лет.
Родственники старались не афишировать истинную причину смерти художника, но в газетном некрологе, размещенном в изданиях под траурным фото, журналисты раскрыли тайну, сообщив, что де Тулуз-Лотрек пал жертвой сифилиса и алкоголизма.
Картины
- 1883 – «Портрет матери в саду»
- 1883 – «Автопортрет перед зеркалом»
- 1885 – «Гладильщица»
- 1885 – «Портрет Сюзанны Валадон»
- 1887 – «Портрет Винсента Ван Гога»
- 1888 – «Прачка»
- 1888 – «Наездница в цирке Фернандо»
- 1890 – «Танец в «Мулен Руж»
- 1893 – «Две девушки в кровати»
- 1894 – «Салон на улице Мулен»
- 1895 – «Портрет Оскара Уайльда»
- 1896 – «Женщина за туалетом»
- 1899 – «Канатная плясунья»
Источник: https://24smi.org/celebrity/103903-anri-de-tuluz-lotrek.html
Анри де Тулуз-Лотрек: жизнь и творчество художника
Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа (24 ноября 1864, Альби — 9 сентября 1901, замок Мальроме, Жиронда) — французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката.
- Биография Анри де Тулуза-Лотрека
- Творчество Анри де Тулуза-Лотрека
- Интересные факты из жизни художника
- Картины Анри де Тулуза-Лотрека
- Библиография
Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в аристократической семье.
Первые годы жизни художника прошли в семейном поместье в городе Альби. Его родители, граф Альфонс Шарль де Тулуз-Лотрек-Монфа и графиня Адель Тапье де Селейран, расстались вскоре после смерти младшего сына Ришара в 1868 году.
После развода родителей Анри жил в имении Шато-дю-Боск (Cháteau du Bosc) и в поместье Селейранов (Cháteau du Céleyran) недалеко от Нарбонна, где обучался верховой езде, латыни и греческому языку.
После завершения Франко-прусской войны в 1871 году Тулуз-Лотрек переселяется в Париж — город, который изменит его жизнь, станет вдохновением и сильно повлияет на творчество художника.
Анри де Тулуз-Лотрек на протяжении всей жизни был близок с матерью, которая стала главным человеком в его жизни, особенно после трагичных случаев, подорвавших здоровье художника. Отец в обществе был известен как эксцентричная личность, часто менял место жительства, отчего пострадало образование Анри.
Тулуз-Лотрек говорил про отца: «Если встретил моего отца, то будь уверен, что надо будет остаться в тени». Однако именно благодаря отцу, который любил развлечения, Анри с ранних лет познакомился с ежегодной ярмаркой и цирком. Впоследствии тема цирка и развлекательных, увеселительных заведений стала основной в творчестве художника.
Творчество Анри де Тулуза-Лотрека
Ранние работы художника, на которых изображены в основном его близкие друзья и родственники («Графиня Тулу-Лотрек за завтраком в Мальроме», 1883; «Графиня Адель де Тулуз-Лотрек», 1887 — обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби), написаны с использованием импрессионистической техники, но стремление мастера максимально правдиво, иногда даже беспощадно, передать индивидуальную характеристику каждой своей модели говорит о принципиально новом понимании им образа человека («Молодая женщина, сидящая за столом», 1889, Собрание Ван Гога, Ларен; «Прачка», 1889, Собрание Дортю, Париж).
В дальнейшем А. де Тулуз-Лотрек совершенствует способы и методы передачи психологического состояния моделей, сохраняя при этом интерес к воспроизведению их неповторимого облика («В кафе», 1891)
Confetti
Hangover
The Salon in the Rue des Moulins
Для современников А. де Тулуз-Лотрек был прежде всего мастером психологического портрета и создателем театральных афиш.
Все его портреты можно условно разделить на две группы: в первой модель как бы противопоставлена зрителю и смотрит ему в прямо в глаза («Жюстин Дьель», 1889, Музей Орсэ, Париж; «Портрет месье Буало», ок. 1893, Кливлендский музей искусств), во второй она представлена в привычной для себя обстановке, отражающей ее повседневные занятия, профессию или привычки
А. де Тулуз-Лотрек внес большой вклад в становление жанра афиши, его творчество было высоко оценено его современниками.
Интересные факты из жизни художника
5 интересных фактов биографии Анри де Тулуз-Лотрека
1. Знатное происхождение
Художник, месяцами живший и писавший обитательниц борделей Монмартра, был для них просто «мсье Анри». Им не было известно, что он происходит из древнего и знатного графского рода Тулуз-Лотреков-Монфа, чья история простиралась вглубь на долгие века.
Анри был единственным ребёнком в семье и должен был стать продолжателем рода. «Маленькое сокровище» – так его называли родственники, пророчащие ему благородное будущее.
2. Физический дефект
В славную историю маленького принца Анри вмешалась жестокая судьба. В 13 лет он, неудачно поднимаясь с кресла, сломал шейку бедра левой ноги, а чуть больше года спустя подросток, упав в канаву, получил перелом и правой ноги.
Кости не желали правильно срастаться, что привело к самым ужасным для молодого человека последствиям. Его ноги перестали расти, оставаясь длиной около 70 сантиметров на протяжении всей жизни художника, притом тело продолжало развиваться.
К 20 годам он превратился в карлика и уродца: непропорционально большие голова и тело, приставленные к тоненьким и хилым ножкам ребёнка. Рост его не превышал 150 сантиметров.
Нужно отдать должное, как мужественно молодой человек переносил свою болезнь, компенсируя её своим потрясающим чувством юмора, самоиронией и образованностью.
3. Разочарование семьи
Семье Анри с трудом удавалось смириться с недугом сына: дефект лишил его возможности присутствовать на балах, выезжать на охоту, заниматься военным делом.
Для представителя древнего аристократического рода это было крайне важно. Тем более, физическая непривлекательность уменьшала шансы найти пару и продолжить род.
Отец Анри, граф Альфонс Шарль де Тулуз-Лотрек, потерял к нему всякий интерес.
Поддержку и теплоту участия давала Анри его мать, остававшаяся близким для художника человеком на протяжении всей его жизни. Но она не так сильно влияла на судьбу сына, как граф Альфонс: ещё в 1868 году родители мальчика расстались после смерти своего первенца Ришара. Таким образом, на Анри возлагались все надежды, а он не мог их осуществить.
В 18 лет он, не желая встречать на себе разочарованные взгляды отца и стремясь доказать ему, что его жизнь не кончена, Анри отправился в Париж. На протяжении всей последующей жизни отношения с отцом были натянутыми: граф Альфонс не хотел, чтобы сын бесчестил род, ставя свою подпись на картинах.
4. От раннего импрессионизма до Монмартра
Направление, в котором работал Анри де Тулез-Лотрек, известно в искусстве как постимпрессионизм, оно же дало корни модернизму, или арт-нуво. Однако к такому стилю художник пришёл постепенно.
Первым учителем юного Анри в 1878 году стал знакомый отца – художник Рене Пренсто, глухой от рождения, специалист по изображению лошадей и сцен охоты.
С каждым днём мастерство юноши всё улучшалось, но изображение сцен славной аристократической жизни претило ему.
На первых порах он писал в импрессионисткой манере: его восхищали Эдгар Дега, Поль Сезанн. Кроме того, источником вдохновения служили японские гравюры.
В 1882 году, после переезда в Париж, Лотрек в течение нескольких лет посещал студии академических живописцев Бонна и Кормона, однако классическая выверенность их картин была чужда ему.
Зато в 1885 году он поселился на Монмартре, являвшем собой тогда ещё полудеревенский пригород с ветряными мельницами, вокруг которых чуть позже и откроются знаменитые кабаре, включая Мулен Руж. Семья с ужасом восприняла решение сына поселиться и открыть свою студию в самом центре района, который тогда только начинал обретать славу пристанища богемы.
Именно Монмартр стал главным вдохновением в жизни молодого Лотрека и открыл в нём новые творческие грани, ставшие чертами его фирменного стиля. Более того, он стал одним из зачинателей искусства литографии, или печатного плаката, в котором его яркая декоративная манера могла быть применима в наилучшем свете.
А в 1888 и в 1890 годах Лотрек принимал участие в выставках Брюссельской «Группы Двадцати», активной ассоциации нового искусства, и получил самые высокие отзывы от кумира своей юности – самого Эдгара Дега.
5. Разгульный образ жизни: две стороны монеты
Часто Анри де Тулуз-Лотрека изображают в виде карлика-извращенца, который только и делал, что пил и посещал бордели, что довело его до психиатрической лечебницы и смерти от алкоголизма и сифилиса в 37 лет, одинокого и жалкого, в родовом замке на руках матери.
То, что он нашёл своё пристанище среди ночных заведений Монмартра, говорит, в первую очередь, о том, что более нигде в «приличном аристократическом обществе» он не мог стать своим. Это было главной душевной травмой и трагедией его жизни – внешнее уродство выходило на первый план, затмевая его душевные и профессиональные качества.
Несмотря на прижизненную неприязнь критики к художнику, через несколько лет после его смерти (9 сентября 1901 года), к нему пришло настоящее призвание.
Его наследие считается одним из самых богатых: он оставил около 600 живописных работ, несколько сотен литографий, 31 плакат, 9 гравюр, 3 монотипии, тысячи рисунков, этюдов и набросков.
Он вдохновлял множество молодых художников, в том числе Пикассо.
И сегодня творчество Анри де Тулуз-Лотрека продолжает оказывать влияние на культурное развитие общества, а цены на его работы продолжают стремительно расти.
Библиография
- Перрюшо А. Жизнь Тулуз-Лотрека. — М.: Радуга, 1994. — 283 с. — ISBN 5-05-004269-0 (переиздана М.: АСТ, 2013. ISBN 978-5-17-079157-6)
Источник: https://allpainters.ru/tuluz-lotrek-anri-de.html
Анри де Тулуз Лотрек, биография или импрессионизм, вино, путаны и сифилис
Анри де Тулуз Лотрек, биография, интересные факты из жизни художника импрессиониста и картины между делом. Анри был весьма любопытной личностью. История его жизнь не менее любопытна, чем его картины. Лотрек — художник ночных кабаре и Мулен Руж в частности. Именно кабаре Мулен Руж послужило Лотреку трамплином к славе.
Анри де Тулуз Лотрек, биография, семья и детство
Итак, представьте, вот живет семья таких себе стандартных самодовольных аристократов. Двоюродный брат Альфонс (папа) женат на двоюродной сестре (мама). Ну а как без кровосмешения — аристократия же. Мама — тихая добрая женщина, из серии поститься, молиться, слушать радио Радонеж.
Папа — образцовый эксцентричный аристократ, такой себе чокнутый лошадник, душа компании, любитель соколиной охоты и блэкджека и шлюх развлечений. По слухам также обожавший эксцентричные выходки а ля Сальвадор Дали. Если верить википедии, то любовью к путанам, алкоголю, ярмаркам, циркам и лоску Анри де Тулуз Лотрек младший обязан именно старшему.
Анри де Тулуз Лотрек, биография. Отношение к творчеству художника в семье
Однако ничто человеческое не чуждо и аристократам, отец и мать Анри были образованными людьми хорошим рисовальщиками. В домах Лотреков находилось много всякой разной живописи, рисунков и набросков, а рисование было частым времяпрепровождением досуга.
В друзьях у Альфонса Лотрека также числился Рене Пренсто, годный художник всяких охот, собак и лошадок, у которого отец и сын частенько брали уроки. Именно Рене Пренсто первым заметил талант Анри де Тулуз Лотрека и научил его мастерству быстрого наброска, рисованию натуры в движении.
Все это, впрочем, не помешало отцу упрекать сына за то, что он посмел, бессовестный, стать художником. Потомок древнейшего рода — зарабатывает (уже только это повергает в ужас) тем, что мазюкает холст. Позор.
Ладно, ладно, может я передергиваю немного — отец то был знатный любитель живописи и в творчестве Лотрека его возмущала скорее манера Анри, как художника и объекты изображения (ну путаны же, артистки кабаре и прочая).
Как говориться, в семье не без импрессиониста.
Биография Анри де Тулуз Лотрека, детство и болезнь
Итак, вот в этой семье, где муж меняет женщин, как перчатки и травит несчастных животинок соколами, а мама тихо молится, рождается бедняга Анри де Тулуз Лотрек. Уже одни эти обстоятельства не могли положительно сказаться на психике ребенка. Гипер опека матери и многочисленного замковой прислуги также оставили свой неизгладимый отпечаток.
В детстве, Анри, так же, как и отец, обожал кататься на лошадках и гоняться за зверюшками. Физическим развитием он, однако, не отличался и часто болел. Тем не менее, малым был смышленым и учился хорошо. Особенно хорошо давались языки: латынь, английский, все дела. И все бы ничего, но в 14 лет он падает и ломает себе ногу. Что характерно, падает со стульчика.
Очевидно, Анри де Тулуз Лотрек был болен какой-то наследственной болячкой, вроде болезни Лобштейна (синдром «хрустальных костей»). Далее следует длительный период реабилитации, всякие там санатории, Ницца и люди в белых халатах.
И вот, после длительного восстановления, чуть более чем через год, Анри де Тулуз Лотрек младший опять падает, на сей раз в канаву и опять ломает себе кости. Потрясающее везение.
Эти травмы, а также возможное генетическое заболевание и привело к «карликовости» — нижние конечности практически перестали расти. Что несказанно огорчило отца.
Он рассчитывал, в конце концов, на достойного продолжателя рода, который будет заниматься достойными для аристократа делами — т.е. гоняться за куропатками, драть легкомысленных высокородных дам, выгодно жениться, а потом умереть воевать за родину.
Теперь же охота, балы и многие прочие бесполезные светские развлечения аристократии были Анри недоступны. Но, нет худа без бобра, как говорил сам художник: «удивительно, будь мои ноги немного длиннее, я никогда не стал бы рисовать».
Во время болезни увлечение живописью окончательно захватило Анри де Тулуз Лотрека. Тогда он писал в основном свое окружение: животных, природу и родных.
Анри де Тулуз Лотрек в Монмартре
Вскоре, художник, вместе с маман перебирается в Париж, где обучается в мастерской у Леона Бонна, кстати, довольно годного портретиста.
Бонна, суровый академический мастодонт, несмотря на все усердие и пиетет Анри, таланта Лотрека, однако, не оценил. Леона вскоре распускает свою мастерскую и Анри перебирается учиться к Фернану Кормону (того самого, у которого Ван Гог учился).
Кормон хоть и тяготел сам к академической живописи, все же придерживался более широких взглядов, нежели Бонна.
В 19 лет художник решает, что пора основать свой лунапарк и переселяется на Монмартр.
Тут то Анри де Тулуз Лотрек и пускается во все тяжкие, не вылазит из кабаков целыми сутками и целыми же сутками работает, рисуя путан, циркачей, артистов и завсегдатаев, не забывая при этом поглощать литры вина.
Вторым домом для Анри стало кабаре «Мирлитон», а его владелец Брюан — одним из лучших его приятелей. Тулуз Лотрек курсировал между злачными местами Монмартра: «Ша-Нуар», «Мулен-де-ла-Галет», «Мирлитон».
Художник жил на полную катушку, пытаясь блеском Монмартра, рисованием и алкоголем заглушить разочарование в себе и душевную боль из-за своего физического дефекта. Впрочем, среди разномастной публики полусвета, художник чувствовал себя своим, Монмартр того времени, это прибежище разномастных изгоев, бродяг, уродов, артистов и повес, стало настоящим домом для художника.
Анри де Тулуз Лотрек и кабаре Мулен Руж
Так, Анри де Тулуз Лотрек, собственно, и жил: рисовал, находился в алкогольном тумане и периодически наезжал куда-нибудь в поместье на природу. Картины Лотрека, правда, не особо пользовались популярностью, до тех, пор, пока Жозеф Оллер не решил открыть Мулен Руж. Настоящая слава Лотрека, как художника, началась именно с плаката этого кабаре.
Стиль Анри, с его лаконичностью, яркостью и тонким психологизмом, как нельзя более подходил для графического плаката.
После афиш Лотрека в Мулен Руж повалили толпы народа, а самого художника знало не меньше людишек, чем приму кабаре — Ла Гулю. Можно сказать, что своим успехом «Мулен Руж» обязан не в последнюю очередь именно Лотреку.
Анри даже выделили отдельный столик в этом кабаре, куда не могли садиться другие посетители.
Анри де Тулуз Лотрек, сифилис и последние дни
Тут бы ему и остепениться, завести какую-нибудь порочную женушку натурщицу и почивать на лаврах, рисуя картины и плакаты. Но, как часто бывает в этом случае, помешало вино и комплекс неполноценности. А, может, Лотреку просто не повезло и поэтому он так и не встретил свою «Галу«?
Как бы то ни было, годы заливания алкоголя в глотку не прошли даром. К тому же, походы по путанам, которые так любил художник, тоже принесли подарок. Как всегда внезапно, одна из проституток (Рыжая Роза) заразила Анри де Тулуз Лотрека сифилисом.
И может организм бы и справился, люди то живут с сифилисом долгие годы, пока у них не отвалится нос, а некоторые даже иногда выздоравливают. Для справки — в 30% случаях происходит самопроизвольное выздоровление от сифилиса. Но это только острой формы касается.
Художнику, однако, не повезло — годы в алкогольном тумане и недосыпании подточили иммунитет.
Попытки родственников вылечить алкоголизм Анри провалились. После лечения в клинике Тулуз Лотрек в скором времени снова стал пьянствовать. Как говориться, я трезвый грустен и уныл и весел я бухой. Конец, конечно, немного предсказуем. Постепенно у Анри стали заходить шарики за ролики из-за сифилиса и алкогольного психоза. Он стал раздражительным параноиком, появились галлюцинации.
В конце концов, у Лотрека случился инсульт, после которого художника парализовало. Свои последние дни он доживал в больнице как полусумасшедший инвалид. Там же Анри добил очередной, опять таки, инсульт. Говорят, что последними словами художника были «Старый дурак», очевидно, адресованные ненавистному отцу. Такие дела.
Toulousse-Lautrec, Alone 1896.jpg
Анри де Тулуз Лотрек и женщины. Шарле, Валадон и Рыжая роза Лотрека
С женщинами Анри де Тулуз Лотреку, как водиться не везло. Ну кому из аристократичных барышень захочется связывать свою жизнь карликом? Поэтому Анри оставалось довольствоваться проститутками и натурщицами.
Первой женщиной Анри, была Мари Шарле, 16-летняя натурщица, которую ему подсунул Люка (один из его друзей). Да, да, господа, в те времена 16-летняя шлюха никого не удивляла. И не только во Франции, ребята, не тешьте себя иллюзиями.
Главное, продолжайте рыдать о потерянной духовности.
Собственно, после этого и начались походы Анри де Тулуз Лотрека по путанам. Проститутки, впрочем, Анри обожали, потому что художник был добр, нежен, остроумен, обходителен и видел в проститутках не столько проституток, сколько просто женщин. Были еще какие-то робкие романтичные попытки завязать отношения с женщинами из своего круга, но конец немного предсказуем: «давай останемся друзьями».
По настоящему серьезные отношения у художника были с Сюзанной Валадон. Привлекательной натурщицей, у которой были интрижки с половиной художников Парижа. Впрочем, и этот роман продлился всего несколько лет из-за скверного и неуживчивого характера обоих особей.
Еще одной женщиной в жизни Анри де Тулуз Лотрека была Красная Роза, та самая проститутка, которая заразила его сифилисом. Лотрек, впрочем, по доброте душевной, никогда не винил Рыжую Розу в своей болезни. Достоверно неизвестно, что именно связывало Рыжую Розу и Лотрека — всего лишь постоянный клиент или, может быть, любовник, друг? Тайна покрытая мраком.
Такие дела. Думаю, проблемы Лотрека с женщинами были вызваны не только физическим несовершенством и даже не столько им, сколько комплексом неполноценности.
В конце, концов, не такой уж он и урод, каким его описывают. Ну да, далеко не красавец, ну карлик. Но зато остроумный и душа компании.
Мало что-ли уродов, которые имели успех у женщин? Вы Диего Риверу вообще видели? Да Лотрек — это красавчик плейбой по сравнению с ним.
Мало что ли женщин, которые не слишком обращают внимание на внешность? Понятно, что ни одна аристократка не стала бы связывать свою жизнь с карликом, но найти себе нормальную женщину среди полусвета Монмартра, Тулуз Лотрек, с его известностью, деньгами и подвешенным языком, вполне мог бы.
Анри де Тулуз Лотрек, фильм
Смех сквозь слезы — так можно вкратце охарактеризовать этот фильм. Прекрасная биографическая лента, довольно точно описывающая жизнь художника и отображающая дух той эпохи. Очень очень советую. Фильм мне понравился
Лотрек, Lautrec, Франция, 1998 — полное название. Скачать можно сами знаете где.
Рекомендую читнуть:
Картины Тулуз Лотрека, лоск и нищета ночной жизни Парижа — больше Лотрека.
Художник Иван Кусков, потерянные рисунки ушедшего детства
Жизнь Тулуз Лотрека, Анри Перрюшо — биография авторства французского писателя, довольно интересно, рекомендуется к прочтению.
Внешние сцылко:
neuronews.com.ua/page/stranstvie-na-kraj-nochi-istoki-i-sledstviya-boleznej-anri-de-tuluz-lotreka — странствие на край ночи, истоки и следствие болезней Анри де Тулуз Лотрека.
Источник: http://figgery.com.ua/tuluz-lotrek-ili-impressionizm-vino-shlyuhi-i-sifilis/