Анри де тулуз-лотрек: картины и биография

Анри де Тулуз-Лотрек: картины и биографияАнри де Тулуз — Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec) 1864-1901 г. Французский художник-импрессионист, мастер плаката. Биография и картины.

Ему была уготована яркая жизнь в среде аристократов, однако, судьба решила по-другому – серьёзный недуг определил и его жизнь, и деятельность, и смерть. Речь идёт о графе Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотреке – Монфа, карлике, постимпрессионисте, любителе женщин, хроническом алкоголике…и человеке необычайного художественного дарования.

Рождение  и болезнь

Рассматривая биография Анри Тулуз-Лотрека, непременно нужно уделить внимание его физическому недугу, так как именно это во много сформировало его жизнь и повлияло на творчество. Сегодня можно только гадать действительно ли живописец так иронично и легко относился к болезни или считал, что лучше самому пошутить над собой, нежели дать это сделать другим?

Анри Тулуз-Лотрек появился на свет 24 ноября 1864 года. Его родителями был граф Альфонсо и графиня Адель, которые приходились друг другу двоюродным братом и сестрой – многие считают, что такое близкое родство также повлияло на болезненность мальчика.

Красивый ребёнок с тонкими чертами лица был надеждой отца – граф, заядлый охотник, наездник и любитель женщин видел в сыне продолжение, однако, вскоре разочаровался в Анри, видя его слабость.

Мать же, наоборот, всегда поддерживала сына, жалея и оберегая насколько это  было возможно.

В 14 лет хрупкий ребёнок неудачно упал с низенького стула и сломал шейку левого бедра, ровно через год по иронии судьбы, Анри упал в неглубокий овражек, сломав себе шейку бедра правой ноги —  с этого момента он перестаёт расти. Будучи взрослым человеком, он выглядел весьма карикатурно – импозантный человек с благородным аристократическим лицом в тонком пенсне на коротких ногах и ростом всего в 1,5 метра.

От юношеского увлечения к Монмартру

С ранних лет Анри начал проявлять тягу к рисованию, и вскоре это было замечено матерью, которая сразу почувствовала, что её сын необыкновенно талантлив. Она всячески поддерживала юношу решившему оставить университет и посвятить жизнь творчеству.

Весной 1882 года Лотрек начинает учиться в мастерской Леона Бонна, которого не очень-то восхищает ученик, а уже зимой этого года юноша приходит к другому мастеру – Ферману Кормону. Здесь он знакомиться с Ван Гогом, Бернаром, Акветино и другими талантливыми живописцами, общение с которыми будет развивать Анри и подстёгивать здоровым духом соперничества.

Богемная свободная жизнь, новые знакомства очень нравились Тулуз-Лотреку, и уже вскоре, в 1884 году он решил полностью освободится от родительской опеки и переехал на Монмартр, сосредоточение ночных кафешек, кабаре, цирковых артистов и платной любви, которые и составляли тот источник, откуда живописец черпал вдохновение и сюжеты.

Певец танцовщиц и дам полусвета

Монмартр буквально «поглотил» Тулуз-Лотрека — здесь он живёт в квартире своего друга Рене Гренье в доме, где размещалась когда-то мастерская Эдгара Дуга, которого чтил как кумира, посещает различные заведения, знакомиться с женщинами.

Если отец Анри давно махнул на сына рукой, то мать глубоко переживала переезд сына.

Впрочем, волнения эти были не напрасны – художник пристрастился к спиртному, а неразборчивость в связях привела к тяжёлому заболеванию, которые вкупе и сгубят его в недалёком будущем.

А пока, Тулуз-Лотрек много работает, его музами становятся танцовщицы и певицы кабаре, такие как Иветт Гильбер, Джейн Авриль, Ша-Ю-Као. Причём работает он в необычном для серьёзного искусства технике – графике, избрав жанр рекламного плаката («Цыганка де Ришепен», «Кабаре Японский диван», «Ла Гулю в Мулен Руж и др.).

Живописец часто посещает публичные дома – друзья отмечают, что он мог неделями оттуда не выходить, не только развлекаясь, но и фиксируя в своих работах каждый момент обитательниц этих заведений.

Так появились его откровенные и шокирующие публику картины «Поцелуй в кровати», «Две девушки в кровати», «Женщина за туалетом», «Медицинский осмотр», «Салон на улице Мулен» и др.

Расплата за талант и беспечность

Начиная с 1886 года, Анри де Тулуз-Лотрек серьёзно занимается продвижением своего искусства.

В мае 1887 он принимает участие в Международной выставке под патронажем Академии искусств под псевдонимом Трекло, затем в «Выставке XX-е» в Брюсселе.

Именно последняя выставка принесла мастеру известность, хотя справедливости ради стоит отметить, что при жизни живописец не получил заслуженного признания – все хвалебные отзывы прозвучат уже после смерти Тулуз-Лотрека.

Официальный Салон не принимал к экспозиции картины Анри, зато он постоянно выставлялся в альтернативных выставках  — Салонах Независимых «Без оплаты и наград». В 1896 году в парижской галерее Манжи-Жуян проходит персональная выставка Лотрека, которая демонстрирует как его постимпрессионистские работы, так и картины, тяготеющие к авангарду.

В 1898 году разгульный образ жизни даёт о себе знать – художник слабеет на глазах. Балагур и оптимист, Тулуз-Лотрек впадает в депрессию, становится агрессивным и раздражительным. Как иступлённый он продолжает работать, превозмогая недуги вместе с бутылкой вина – так были созданы 60 литографий, которые были выставлены в одной из лондонских галерей.

Мания преследования и бессонница приводит художника в лечебницу Нейи, которую он покидает спустя два месяца, чтобы создать прекрасный альбом «Цирк».

В 1901 году Тулуз-Лотрек, будто чувствуя недалёкую кончину, наводит порядок в мастерской, заканчивает эскизы, оставляет подписи на своих безымянных картинах и уезжает в семейное поместье, чтобы 9 сентября умереть на руках у своей матери. Ему было всего 37 лет…

Творчество этого необычайного талантливого человека сумело вместить в себя дух эпохи. Это нескончаемые зарисовки обыденной жизни, вереницы характерных портретов и до боли правдивых сюжетов.

Искусство стало доступным в том смысле, что автор сумел превратить в искусство то, что, казалось бы, лишено какой-либо эстетики – работницы, проститутки, уличные танцовщицы, циркачки, плясуньи канкана и т.д.

Самобытность, динамичность и реалистичность являлись главными чертами стиля, который породили галерею удивительных картин, оставленных в наследие нам.

Анри де Тулуз-Лотрек: картины и биография

Анри де Тулуз-Лотрек: картины и биография

Анри де Тулуз-Лотрек: картины и биография

Анри де Тулуз-Лотрек: картины и биография

Анри де Тулуз-Лотрек: картины и биография

Анри де Тулуз-Лотрек: картины и биография

Анри де Тулуз-Лотрек: картины и биография

Анри де Тулуз-Лотрек: картины и биография

Анри де Тулуз-Лотрек: картины и биография

Источник: http://www.hudojnik-impressionist.ru/lautrec.htm

Анри де Тулуз-Лотрек картины

Анри де Тулуз-Лотрек: картины и биография Анри де Тулуз-Лотрек: картины и биография Анри де Тулуз-Лотрек: картины и биография
Гюстав Люсьен Деннери 1883г Musée d'Orsay, Paris, France Голова женщины 1896г Модель в ателье (Портрет Элен В.) 1889г 75х50смKunsthalle, Bremen Анри Дио 1891г Musee Toulouse Lautrec Анри Габриэль Ибельс 1893г
Анри де Тулуз-Лотрек: картины и биография Анри де Тулуз-Лотрек: картины и биография Анри де Тулуз-Лотрек: картины и биография
Дезире Дио читает газету в саду. 1890г 56х45смMusee Toulouse Lautrec Портрет Эмиля Бернара. 1885г 54х43см Tate Britain, London, England, UK Эмиль Даву 1889г Kunsthaus Zürich,Zürich, Switzerland Габриэль. 1890г Musee Toulouse Lautrec Жанна Фонтейн 1891г
Девушка с хвостиком 1889г Портет рабочего в Селейран.1882г Бюст мужчины. 1882г Роза ля Руж , Монтруж. 1887г 72х49см The Barnes Foundation Мадам Джульетта Паскаль за пианино в Шато де Малром1896г
Любительница абсента. 1886г 55х49см В Бастилле, портрет Жанны Венз. 1889г National Gallery of Art,Washingon, DC, USA Жанна Венц 1886г Art Institute of Chicago,IL, USA В Батиньиоль 1888г Мр. Делапорт в Жардин. Париж 1893г 76×70 см
Амбассадор, Аристид Брюант в его кабаре. 1892г Аристид Брюант в его кабаре. 1892гSan Diego Museum of Art В шаге от эшафота. 1893г Немецкий Вавилон. 1894г 124x87cm Brooklyn Museum, Brooklyn,New York, USA Кадье. 1893г San Diego Museumof Art
Конфетти 1894г 54x38cm Современный мастер. 1896г Закат 1896г 61х80см Разврат на втором этаже. 1896г К меню у Mей Белфорт. 1898г
Жардин, Париж, Мей Белфорт. 1883г 130х95 см Yale University Art Gallery, New Haven, Connecticut, USA Цыгане. 1899г Аристид Бриант и его кабаре в Абасссадор. 1892г 255х120см Музей Тулуз-Лотрека Мей Милтон 1895г 81х64см Free Library, Philadelphia,PA, USA Мулен Руж Ла Гулю 1891г 191х171см
Рин де Жуи 1892г 136х93см Музей Тулуз-Лотрека Гойя 1896г Фотография Сеско. 1894г Афиша труппы Алигантин 1896г
Недалеко от Булонь1901г 55×46см Мия Натансон 1897г Алин Жибер 1887г Тапье де Салейран в саду 1896г Жюльет Паскаль 1871г
Мадам Адель Тулуз-Лотрек1882г 55×46 см /td> Мадам Лили Гранье1888г Мадам Пупо за туалетным столиком 1898г 60×49 см Musee Toulouse Lautrec Мадам Беатрис Салейран 1897г 23×16 см Мадмуазель Део за пианино 1890г 63×48 см Musee Toulouse Lautrec
Портрет мужчины 1893г Монсеньёр Луи Паскаль 1891г 81×54 см Musee Toulouse Lautrec Дядюшка Паскаль в полоборота 1893г Museu de Arte AssisChateaubriand Старик из Селейран 1882г Поль Леклерк 1897г Musée d'Orsay, Paris, France
Укрощение лошади. 1881г Всадники в Булонском лесу. 1888г Наездница. 1899г Наездница и собака. 1899г 55х46см Охота. 1880г
Хороший жокей. 1895г Путешествие в почтовой карете.1881г 38х51см Экипаж в Боск. 1881г Кирасир. 1881г Экипаж. 1880г 27х35см Musee Toulouse Lautrec
Сеттер Дун, собака Альфонса де Тулуза-Лотрека1881г Лошадь и наездник с маленькой собачкой. 1879г Musee Toulouse Lautrec Лошадь сопротивляющаяся наезднику. 1881г Наездники близ Булонского леса.1888г Наездница. 1899г
Наездница и собака. 1899г 55х46 см Охота. 1880г Жокеи 1880г Английская карета. 1897г Маленькая собачка. 1888г
Марго 1881г Главный охотник. 1882г На прогулке. 1880г Уход в Атей. 1881г Лошадь. 1881г 45х59см
Извозчики с набережной. 1888г 80х51см Этюд. Собака. 1880г 35х26см São Paulo Museum of Art, São Paulo,Brazil Сокол садится на руку Альфонсу де Тулуз-Лотреку. 1881г Музей Тулуз-Лотрека Генерал у реки. 1882г Жокей 1899г 51х36см Brooklyn Museum, Brooklyn, New York, USA
Белая кобылица. 1881г 61х49см Процессия раджи. 1895г Два быка в упряже.1881г Два рыцаря в доспехах.1900г
Портрет мадам Гортзикофф 1893г 75х51см Портрет ребёнка. 1882г Портрет Мии Натансон 1895г Портрет женщины. 1888г Портрет женщины из дома на улице Амбоис 1892г
Портрет Берты Баду 1897г 69х58 смМузей Тулуз-Лотрека Портрет Сипа Годебски 1896г 57×45 см The Cleveland Museum of Art, Cleveland,OH, USA Портрет графини Тулуз-Лотрек 1886г 59×54 см Musee Toulouse Lautrec Портрет Георга Анри Мануэля1891г Портрет мадам Тулуз-Лотрекм 1882г 65×43 см Brooklyn Museum, Brooklyn, NewYork, USA
Портрет Марсель 1894г 46×29 смMusee Toulouse Lautrec Портрет Мии Натансон1898г Портрет Мей Белфорт 1890г Портрет Поля Сеско 1891г 83×36 см Brooklyn Museum, Brooklyn, New York, USA Портрет Месье Самари 1889г Musée d'Orsay,Paris, France
Адмирал Вио 1901г Молодой Рути в Селейране1882г 60х49см Экзамен на факультет медицины в Париже. 1901г 65х81cm Musee Toulouse Lautrec Артиллерист и девушка. 1886гMusee Toulouse Lautrec Артиллерист, седлающий лошадь. 1879г 50х37cm Musee Toulouse Lautrec
Совет охотников 1879г Букет фиалок в вазе. 1882г 24х19cm Dallas Museum of Fine Arts, Dallas, Texas,USA Пейзаж в Селейране, вид на виноградники. 1880г Musee Toulouse Lautrec Кофейник. 1884г Женщина расчёсывающая волосы. 1899г
Рыжеволосая женщина на коленях. 1897г 47х60смSan Diego Museum of Art Обед в доме Натансонов 1898г 60х80смMuseum of Fine Arts Houston Первая прогулка. 1888г 63х36см Музей Тулуз-Лотрека В кровати. 1892г Музей д Орсе Париж В кровати. 1893г 54х70смMusée d'Orsay, Paris, France
Портрет Октава Ракуи 1901г Museu de Arte Assis Chateaubriand Портрет Оскара Уайльда1895г 58х48 см В студии 1881г В студии 1882г Проститутка из Сфинкс. 1898г
Рыжеволосая женщина сидящая в саду Форреста.1889г Рыжеволосая женщина вид сзади. 1891г Музей Тулуз-Лотрека Райс Поудер 1887г Van Gogh Museum Ромен Колю 1899г 55×35 смMusee Toulouse Lautrec Жюстин Дево Сидящая женщина в саду мистера Форреста. 1890г 74×58 см Musée d'Orsay, Paris, France
Читайте также:  Скульптуры одессы: фото, описание
Клоунесса Ша Ю Као 1895г 81×59 см Зелень. Женщина сидит в саду.1891г 55×46 см Габриэль 1893г Туалет госпожи Фабр.1891г Графиня Адель де Тулуз-Лотрек за завтраком. Мать художника 1883г Musee Toulouse Lautrec
Английская девушка в Стар. Гавр. 1899г 62×47 см Musee Toulouse Lautrec Прическа 1893г Женщина из Звезды 1899г 41×32 см Musee Toulouse Lautrec Прачка 1888г 93х75 см Модистки 1900гMusee Toulouse Lautrec
Модель художника Хелен 1889г 34×19 смMusee Toulouse Lautrec Пассажирка каюты №54 1896г 60×40 см Дочь полицейского 1890 г 67×50 смHamburger Kunsthalle Рыжеволосая в белой рубашке 1888г Урок пения с мадам Дишо 1898г 75×69 см Mohammed Mahmoud Khalil Museum
Проститутка, известная , как Каска д Ор 1891г Philadelphia Museum of Art, Philadelphia,PA, USA Женщина с татуировкой 1894г 62х48 см Вильям Варенер 1893г Женщина из борделя 1894г 49х34 см Женщина в черной шляпке Берта ла Сур1890г
Женщина в саду Форреста 1891г Голова женщины 1899г Женщина с чёрным боа 1892г 60х91 см Musée d'Orsay, Paris, France Женщина с зонтом1889г Женщина с перчатками Онорина Платцер 1891 54х40 см Musée d'Orsay,Paris, France
Молодой Рути 1882г Neue Pinakothek,Munich, Germany Иветта Гильбер поёт 1894г 57х42 см Pushkin Museum of Fine Art, Moscow,Russia Иветта Гильбер 1894г 48х25 см Musee Toulouse Lautrec Иветта Гильбер 1894г 48х28 см Иветта Гильбер 1894г 24х19 см

Источник: http://xn—-jtbeobcvqmffb.xn--p1ai/galr.html

Анри де Тулуз-Лотрек

Французский художник Анри де Тулуз-Лотрек, живший в конце XIX – начале XX веков, стал признанным мастером живописи, рисунка, гравюры, карикатуры и иллюстрации, создавшим коллекцию из 737 картин, 275 акварелей, 5084 набросков и 359 литографий. Работая в стиле постимпрессионизма и раннего модернизма, творец, вдохновленный образами обитателей Монмартра, стал одним из родоначальников прикладной графики и основателем широко распространенного искусства плаката.

Детство и юность

Художник, полное имя которого звучало как Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа, родился 24 ноября 1864 года в старинном замке, расположенном на юге Франции, в городке Альби. Его предки принадлежали к древнему аристократическому роду, ведущему начало от короля франков и лангобардов Карла Великого, но к началу XIX века утратившему общественную и политическую активность.

Читайте такжеСамые известные художники в мире

Традиции кровосмешения пагубно отразились на следующих поколениях, и Анри с 6-месячного возраста страдал из-за редкого дефекта суставов и костей, а его брат Роберт и вовсе умер, не дожив до 1-го года.

Другим физическим изъяном мальчика была деформация лица, которой не наблюдалось ни у кого из родственников, поэтому исследователи предположили, что она возникла вследствие врожденного сифилиса, унаследованного от матери, зараженной этой болезнью.

Отец, увлеченный лошадьми и охотой, тяготился компанией сына и на месяцы исчезал из замка, оставляя детей на попечение жены.

Правда, изредка Анри удавалось добиться внимание родителя и вместе с ним посещать скачки и мастерскую знакомого художника, писавшего восхитительные портреты животных.

Кроме того, мужчина и мальчик посещали места для увеселений, самыми любимыми из которых в то время были городская ярмарка и бродячий цирк.

Анри де Тулуз-Лотрек: картины и биографияКартина Анри де Тулуз-Лотрека «Автопортрет перед зеркалом»

Это общение, благотворно влиявшее на воображение ребенка, закончилось после развода в аристократическом семействе, и де Тулуз-Лотрек был вынужден подружиться с матерью, оставшейся единственным близким и родным человеком. Но, несмотря на заботу со стороны графини, мальчик постоянно испытывал чувство одиночества, особенно усилившееся после случайного перелома обоих ног, замедлившего, а затем остановившего рост конечностей.

В итоге прикованный к кровати подросток увлекся рисованием и начал брать уроки у родственников, достаточно сносно владевших кистью. Вскоре работа над картинами превратилась в пристрастие, и в 1881 году Анри стал целенаправленно заниматься искусством, получая советы от знакомого живописца Рене Пренсто.

Читайте также7 самых влиятельных карликов мирового кинематографа

Наблюдая за прогрессом подопечного, Пренсто обсудил с графиней возможности для дальнейшего обучения, и молодого человека, после восстановления ставшего инвалидом, отправили в Париж к популярному живописцу Леону Бонна.

Познакомившись с азами классицизма, Анри поселился на Монмартре и продолжил образование в мастерской реалиста Фернана Кормона.

И именно там он свел дружбу с такими выдающимися художниками, как Эмиль Бернар и Винсент Ван Гог, и в их компании бродил по живописным улицам в поисках вдохновения и натуры.

Однажды приятели устроили молодому провинциалу встречу с проституткой, в результате которой была написана тематическая картина, определившая дальнейшую жанровую принадлежность большинства его зрелых и талантливых работ.

Творчество

Образы, постоянно мелькавшие перед глазами в кабаре «Мулен Руж», бесконечно увлекали Анри, и помимо плакатов, рекламировавших предстоящие выступления, он написал насколько портретов певицы Иветты Гильбер и танцовщиц Ла Гулю (Луиза Вебер) и Жанны Авриль. Произведение «Танец в “Мулен Руж”» показалось ценителям привлекательным, несмотря на то, что из-за нехватки места до зрителя дошли лишь урезанные фрагменты.

Анри де Тулуз-Лотрек: картины и биографияКартина Анри де Тулуз-Лотрека «Танец в «Мулен Руж» / Philadelphia Museum of Art

В 1895 году, создав последнюю картину, олицетворявшую славу кабаре, Анри перебрался в центральные районы Парижа и обосновался в квартале, изобиловавшем публичными домами и проститутками. Проводя много времени в их обществе, де Тулуз-Лотрек создал портреты «Одна» и «Женщина с зонтиком», а также остальные картины серии, отражавшей внутреннее падение, безысходность и боль.

Став «гением уродства и деформации», художник вслед за натурщицами катился в пропасть и предпочитал творчеству разнузданные оргии, где все чаще и чаще употреблял алкоголь. Количество написанных картин в это время резко снизилось.

Анри де Тулуз-Лотрек: картины и биографияКартина Анри де Тулуз-Лотрека «Женщина с зонтиком» / Государственный Эрмитаж

Анри начал испытывать приступы депрессии и параноидального бреда. Мать, снявшая квартиру неподалеку от жилища художника, была обеспокоена пьянством и агрессией по отношению к окружающим. И в 1899 году Анри прошел курс реабилитации в специализированной больнице, завершившийся написанием серии цирковых картин и выдающейся работы «Канатная плясунья».

В итоге врачи выпустили художника из лечебницы, но полностью не смогли его восстановить.

После нескольких недель воздержания де Тулуз-Лотрек взялся за старое, копируя поведение низшего класса и проводя недели в компании проституток.

Почти перестав рисовать картины, он чувствовал приближение смерти, и это обреченное состояние отразилось в его последних работах, отличавшихся меланхоличным настроением, нетвердыми мазками и мрачностью цветов.

Личная жизнь

Из-за физических увечий художник не был способен обустроить личную жизнь и до последних дней оставался глубоко несчастным и одиноким человеком. Не имея ни жены, ни детей, Анри проводил дни в компании друзей-живописцев, а ночи — в борделях и постелях проституток.

Анри де Тулуз-Лотрек: картины и биографияАнри де Тулуз-Лотрек в полный рост / BBC

В последние годы жизни де Тулуз-Лотрек искал общества близких и часто приезжал в имение матери, но агрессия, вызванная чрезмерным употреблением алкоголя, помешала развитию этих отношений и больно ударила по преданным художнику членам семьи.

Смерть

В начале 1901 года де Тулуз-Лотрек продолжал заниматься живописью и рисовал портреты окружавших его людей. Тогда же, находясь под присмотром родственника Поля Вио, он подписал ранее созданные картины и, насколько это было возможным, навел порядок в собственной мастерской.

Испытывая физические боли, художник едва мог водить по холсту кистью, а к лету состояние настолько ухудшилось, что он с трудом передвигался по комнате и большую часть времени оставался в постели.

Читайте также7 артистов, которых погубил алкоголь

После инсульта, случившегося в конце августа 1901 года, Анри оказался парализованным в нижней части тела, и мать забрала его на юг Франции, где он в полном сознании скончался 9 сентября, не дожив 2 месяца до 37 лет.

Родственники старались не афишировать истинную причину смерти художника, но в газетном некрологе, размещенном в изданиях под траурным фото, журналисты раскрыли тайну, сообщив, что де Тулуз-Лотрек пал жертвой сифилиса и алкоголизма.

Картины

  • 1883 – «Портрет матери в саду»
  • 1883 – «Автопортрет перед зеркалом»
  • 1885 – «Гладильщица»
  • 1885 – «Портрет Сюзанны Валадон»
  • 1887 – «Портрет Винсента Ван Гога»
  • 1888 – «Прачка»
  • 1888 – «Наездница в цирке Фернандо»
  • 1890 – «Танец в «Мулен Руж»
  • 1893 – «Две девушки в кровати»
  • 1894 – «Салон на улице Мулен»
  • 1895 – «Портрет Оскара Уайльда»
  • 1896 – «Женщина за туалетом»
  • 1899 – «Канатная плясунья»

Источник: https://24smi.org/celebrity/103903-anri-de-tuluz-lotrek.html

Анри де Тулуз-Лотрек: жизнь и творчество художника

Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа (24 ноября 1864, Альби — 9 сентября 1901, замок Мальроме, Жиронда) — французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката.

Читайте также:  «воспитательный дом в москве», фёдор яковлевич алексеев — описание картины

  • Биография Анри де Тулуза-Лотрека
  • Творчество Анри де Тулуза-Лотрека
  • Интересные факты из жизни художника
  • Картины Анри де Тулуза-Лотрека
  • Библиография

Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в аристократической семье.

Первые годы жизни художника прошли в семейном поместье в городе Альби. Его родители, граф Альфонс Шарль де Тулуз-Лотрек-Монфа и графиня Адель Тапье де Селейран, расстались вскоре после смерти младшего сына Ришара в 1868 году.

После развода родителей Анри жил в имении Шато-дю-Боск (Cháteau du Bosc) и в поместье Селейранов (Cháteau du Céleyran) недалеко от Нарбонна, где обучался верховой езде, латыни и греческому языку.

После завершения Франко-прусской войны в 1871 году Тулуз-Лотрек переселяется в Париж — город, который изменит его жизнь, станет вдохновением и сильно повлияет на творчество художника.

Анри де Тулуз-Лотрек на протяжении всей жизни был близок с матерью, которая стала главным человеком в его жизни, особенно после трагичных случаев, подорвавших здоровье художника. Отец в обществе был известен как эксцентричная личность, часто менял место жительства, отчего пострадало образование Анри.

Тулуз-Лотрек говорил про отца: «Если встретил моего отца, то будь уверен, что надо будет остаться в тени». Однако именно благодаря отцу, который любил развлечения, Анри с ранних лет познакомился с ежегодной ярмаркой и цирком. Впоследствии тема цирка и развлекательных, увеселительных заведений стала основной в творчестве художника.

Творчество Анри де Тулуза-Лотрека

Ранние работы художника, на которых изображены в основном его близкие друзья и родственники («Графиня Тулу-Лотрек за завтраком в Мальроме», 1883; «Графиня Адель де Тулуз-Лотрек», 1887 — обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби), написаны с использованием импрессионистической техники, но стремление мастера максимально правдиво, иногда даже беспощадно, передать индивидуальную характеристику каждой своей модели говорит о принципиально новом понимании им образа человека («Молодая женщина, сидящая за столом», 1889, Собрание Ван Гога, Ларен; «Прачка», 1889, Собрание Дортю, Париж).

В дальнейшем А. де Тулуз-Лотрек совершенствует способы и методы передачи психологического состояния моделей, сохраняя при этом интерес к воспроизведению их неповторимого облика («В кафе», 1891)

Анри де Тулуз-Лотрек: картины и биография

Confetti

Анри де Тулуз-Лотрек: картины и биография

Hangover

Анри де Тулуз-Лотрек: картины и биография

The Salon in the Rue des Moulins

Для современников А. де Тулуз-Лотрек был прежде всего мастером психологического портрета и создателем театральных афиш.

Все его портреты можно условно разделить на две группы: в первой модель как бы противопоставлена зрителю и смотрит ему в прямо в глаза («Жюстин Дьель», 1889, Музей Орсэ, Париж; «Портрет месье Буало», ок. 1893, Кливлендский музей искусств), во второй она представлена в привычной для себя обстановке, отражающей ее повседневные занятия, профессию или привычки

А. де Тулуз-Лотрек внес большой вклад в становление жанра афиши, его творчество было высоко оценено его современниками.

Интересные факты из жизни художника

5 интересных фактов биографии Анри де Тулуз-Лотрека

1. Знатное происхождение

Художник, месяцами живший и писавший обитательниц борделей Монмартра, был для них просто «мсье Анри». Им не было известно, что он происходит из древнего и знатного графского рода Тулуз-Лотреков-Монфа, чья история простиралась вглубь на долгие века.

Анри был единственным ребёнком в семье и должен был стать продолжателем рода. «Маленькое сокровище» – так его называли родственники, пророчащие ему благородное будущее.

2. Физический дефект

В славную историю маленького принца Анри вмешалась жестокая судьба. В 13 лет он, неудачно поднимаясь с кресла, сломал шейку бедра левой ноги, а чуть больше года спустя подросток, упав в канаву, получил перелом и правой ноги.

Кости не желали правильно срастаться, что привело к самым ужасным для молодого человека последствиям. Его ноги перестали расти, оставаясь длиной около 70 сантиметров на протяжении всей жизни художника, притом тело продолжало развиваться.

К 20 годам он превратился в карлика и уродца: непропорционально большие голова и тело, приставленные к тоненьким и хилым ножкам ребёнка. Рост его не превышал 150 сантиметров.

Нужно отдать должное, как мужественно молодой человек переносил свою болезнь, компенсируя её своим потрясающим чувством юмора, самоиронией и образованностью.

3. Разочарование семьи

Семье Анри с трудом удавалось смириться с недугом сына: дефект лишил его возможности присутствовать на балах, выезжать на охоту, заниматься военным делом.

Для представителя древнего аристократического рода это было крайне важно. Тем более, физическая непривлекательность уменьшала шансы найти пару и продолжить род.

Отец Анри, граф Альфонс Шарль де Тулуз-Лотрек, потерял к нему всякий интерес.

Поддержку и теплоту участия давала Анри его мать, остававшаяся близким для художника человеком на протяжении всей его жизни. Но она не так сильно влияла на судьбу сына, как граф Альфонс: ещё в 1868 году родители мальчика расстались после смерти своего первенца Ришара. Таким образом, на Анри возлагались все надежды, а он не мог их осуществить.

В 18 лет он, не желая встречать на себе разочарованные взгляды отца и стремясь доказать ему, что его жизнь не кончена, Анри отправился в Париж. На протяжении всей последующей жизни отношения с отцом были натянутыми: граф Альфонс не хотел, чтобы сын бесчестил род, ставя свою подпись на картинах.

4. От раннего импрессионизма до Монмартра

Направление, в котором работал Анри де Тулез-Лотрек, известно в искусстве как постимпрессионизм, оно же дало корни модернизму, или арт-нуво. Однако к такому стилю художник пришёл постепенно.

Первым учителем юного Анри в 1878 году стал знакомый отца – художник Рене Пренсто, глухой от рождения, специалист по изображению лошадей и сцен охоты.

С каждым днём мастерство юноши всё улучшалось, но изображение сцен славной аристократической жизни претило ему.

На первых порах он писал в импрессионисткой манере: его восхищали Эдгар Дега, Поль Сезанн. Кроме того, источником вдохновения служили японские гравюры.

В 1882 году, после переезда в Париж, Лотрек в течение нескольких лет посещал студии академических живописцев Бонна и Кормона, однако классическая выверенность их картин была чужда ему.

Зато в 1885 году он поселился на Монмартре, являвшем собой тогда ещё полудеревенский пригород с ветряными мельницами, вокруг которых чуть позже и откроются знаменитые кабаре, включая Мулен Руж. Семья с ужасом восприняла решение сына поселиться и открыть свою студию в самом центре района, который тогда только начинал обретать славу пристанища богемы.

Именно Монмартр стал главным вдохновением в жизни молодого Лотрека и открыл в нём новые творческие грани, ставшие чертами его фирменного стиля. Более того, он стал одним из зачинателей искусства литографии, или печатного плаката, в котором его яркая декоративная манера могла быть применима в наилучшем свете.

А в 1888 и в 1890 годах Лотрек принимал участие в выставках Брюссельской «Группы Двадцати», активной ассоциации нового искусства, и получил самые высокие отзывы от кумира своей юности – самого Эдгара Дега.

5. Разгульный образ жизни: две стороны монеты

Часто Анри де Тулуз-Лотрека изображают в виде карлика-извращенца, который только и делал, что пил и посещал бордели, что довело его до психиатрической лечебницы и смерти от алкоголизма и сифилиса в 37 лет, одинокого и жалкого, в родовом замке на руках матери.

То, что он нашёл своё пристанище среди ночных заведений Монмартра, говорит, в первую очередь, о том, что более нигде в «приличном аристократическом обществе» он не мог стать своим. Это было главной душевной травмой и трагедией его жизни – внешнее уродство выходило на первый план, затмевая его душевные и профессиональные качества.

Несмотря на прижизненную неприязнь критики к художнику, через несколько лет после его смерти (9 сентября 1901 года), к нему пришло настоящее призвание.

Его наследие считается одним из самых богатых: он оставил около 600 живописных работ, несколько сотен литографий, 31 плакат, 9 гравюр, 3 монотипии, тысячи рисунков, этюдов и набросков.

Он вдохновлял множество молодых художников, в том числе Пикассо.

И сегодня творчество Анри де Тулуз-Лотрека продолжает оказывать влияние на культурное развитие общества, а цены на его работы продолжают стремительно расти.

Библиография

  • Перрюшо А. Жизнь Тулуз-Лотрека. — М.: Радуга, 1994. — 283 с. — ISBN 5-05-004269-0 (переиздана М.: АСТ, 2013. ISBN 978-5-17-079157-6)

Источник: https://allpainters.ru/tuluz-lotrek-anri-de.html

Анри де Тулуз Лотрек, биография или импрессионизм, вино, путаны и сифилис

Анри де Тулуз Лотрек, биография, интересные факты из жизни художника импрессиониста и картины между делом. Анри был весьма любопытной личностью. История его жизнь не менее любопытна, чем его картины. Лотрек — художник ночных кабаре и Мулен Руж в частности. Именно кабаре Мулен Руж послужило Лотреку трамплином к славе.

Анри де Тулуз Лотрек, биография, семья и детство

Итак, представьте, вот живет семья таких себе стандартных самодовольных аристократов. Двоюродный брат Альфонс (папа) женат на двоюродной сестре (мама). Ну а как без кровосмешения — аристократия же. Мама — тихая добрая женщина, из серии поститься, молиться, слушать радио Радонеж.

Папа — образцовый эксцентричный аристократ, такой себе чокнутый лошадник, душа компании, любитель соколиной охоты и блэкджека и шлюх развлечений. По слухам также обожавший эксцентричные выходки а ля Сальвадор Дали. Если верить википедии, то любовью к путанам, алкоголю, ярмаркам, циркам и лоску Анри де Тулуз Лотрек младший обязан именно старшему.

Анри де Тулуз Лотрек, биография. Отношение к творчеству художника в семье

Однако ничто человеческое не чуждо и аристократам, отец и мать Анри были образованными людьми хорошим рисовальщиками. В домах Лотреков находилось много всякой разной живописи, рисунков и набросков, а рисование было частым времяпрепровождением досуга.

Читайте также:  Зеленые любовники, марк шагал - описание картины

В друзьях у Альфонса Лотрека также числился Рене Пренсто, годный художник всяких охот, собак и лошадок, у которого отец и сын частенько брали уроки. Именно Рене Пренсто первым заметил талант Анри де Тулуз Лотрека и научил его мастерству быстрого наброска, рисованию натуры в движении.

Все это, впрочем, не помешало отцу упрекать сына за то, что он посмел, бессовестный, стать художником. Потомок древнейшего рода — зарабатывает (уже только это повергает в ужас) тем, что мазюкает холст. Позор.

Ладно, ладно, может я передергиваю немного — отец то был знатный любитель живописи и в творчестве Лотрека его возмущала скорее манера Анри, как художника и объекты изображения (ну путаны же, артистки кабаре и прочая).

Как говориться, в семье не без импрессиониста.

Биография Анри де Тулуз Лотрека, детство и болезнь

Итак, вот в этой семье, где муж меняет женщин, как перчатки и травит несчастных животинок соколами, а мама тихо молится, рождается бедняга Анри де Тулуз Лотрек. Уже одни эти обстоятельства не могли положительно сказаться на психике ребенка. Гипер опека матери и многочисленного замковой прислуги также оставили свой неизгладимый отпечаток.

В детстве, Анри, так же, как и отец, обожал кататься на лошадках и гоняться за зверюшками. Физическим развитием он, однако, не отличался и часто болел. Тем не менее, малым был смышленым и учился хорошо. Особенно хорошо давались языки: латынь, английский, все дела. И все бы ничего, но в 14 лет он падает и ломает себе ногу. Что характерно, падает со стульчика.

Очевидно, Анри де Тулуз Лотрек был болен какой-то наследственной болячкой, вроде болезни Лобштейна (синдром «хрустальных костей»). Далее следует длительный период реабилитации, всякие там санатории, Ницца и люди в белых халатах.

И вот, после длительного восстановления, чуть более чем через год, Анри де Тулуз Лотрек младший опять падает, на сей раз в канаву и опять ломает себе кости. Потрясающее везение.

Эти травмы, а также возможное генетическое заболевание и привело к «карликовости» — нижние конечности практически перестали расти. Что несказанно огорчило отца.

Он рассчитывал, в конце концов, на достойного продолжателя рода, который будет заниматься достойными для аристократа делами — т.е. гоняться за куропатками, драть легкомысленных высокородных дам, выгодно жениться, а потом умереть воевать за родину.

Теперь же охота, балы и многие прочие бесполезные светские развлечения аристократии были Анри недоступны. Но, нет худа без бобра, как говорил сам художник: «удивительно, будь мои ноги немного длиннее, я никогда не стал бы рисовать».

Во время болезни увлечение живописью окончательно захватило Анри де Тулуз Лотрека. Тогда он писал в основном свое окружение: животных, природу и родных.

Анри де Тулуз Лотрек в Монмартре

Вскоре, художник, вместе с маман перебирается в Париж, где обучается в мастерской у Леона Бонна, кстати, довольно годного портретиста.

Бонна, суровый академический мастодонт, несмотря на все усердие и пиетет Анри, таланта Лотрека, однако, не оценил. Леона вскоре распускает свою мастерскую и Анри перебирается учиться к Фернану Кормону (того самого, у которого Ван Гог учился).

Кормон хоть и тяготел сам к академической живописи, все же придерживался более широких взглядов, нежели Бонна.

В 19 лет художник решает, что пора основать свой лунапарк и переселяется на Монмартр.

Тут то Анри де Тулуз Лотрек и пускается во все тяжкие, не вылазит из кабаков целыми сутками и целыми же сутками работает, рисуя путан, циркачей, артистов и завсегдатаев, не забывая при этом поглощать литры вина.

Вторым домом для Анри стало кабаре «Мирлитон», а его владелец Брюан — одним из лучших его приятелей. Тулуз Лотрек курсировал между злачными местами Монмартра: «Ша-Нуар», «Мулен-де-ла-Галет», «Мирлитон».

Художник жил на полную катушку, пытаясь блеском Монмартра, рисованием и алкоголем заглушить разочарование в себе и душевную боль из-за своего физического дефекта. Впрочем, среди разномастной публики полусвета, художник чувствовал себя своим, Монмартр того времени, это прибежище разномастных изгоев, бродяг, уродов, артистов и повес, стало настоящим домом для художника.

Анри де Тулуз Лотрек и кабаре Мулен Руж

Так, Анри де Тулуз Лотрек, собственно, и жил: рисовал, находился в алкогольном тумане и периодически наезжал куда-нибудь в поместье на природу. Картины Лотрека, правда, не особо пользовались популярностью, до тех, пор, пока Жозеф Оллер не решил открыть Мулен Руж. Настоящая слава Лотрека, как художника, началась именно с плаката этого кабаре.

Стиль Анри, с его лаконичностью, яркостью и тонким психологизмом, как нельзя более подходил для графического плаката.

После афиш Лотрека в Мулен Руж повалили толпы народа, а самого художника знало не меньше людишек, чем приму кабаре — Ла Гулю. Можно сказать, что своим успехом «Мулен Руж» обязан не в последнюю очередь именно Лотреку.

Анри даже выделили отдельный столик в этом кабаре, куда не могли садиться другие посетители.

Анри де Тулуз Лотрек, сифилис и последние дни

Тут бы ему и остепениться, завести какую-нибудь порочную женушку натурщицу и почивать на лаврах, рисуя картины и плакаты. Но, как часто бывает в этом случае, помешало вино и комплекс неполноценности. А, может, Лотреку просто не повезло и поэтому он так и не встретил свою «Галу«?

Как бы то ни было, годы заливания алкоголя в глотку не прошли даром. К тому же, походы по путанам, которые так любил художник, тоже принесли подарок. Как всегда внезапно, одна из проституток (Рыжая Роза) заразила Анри де Тулуз Лотрека сифилисом.

И может организм бы и справился, люди то живут с сифилисом долгие годы, пока у них не отвалится нос, а некоторые даже иногда выздоравливают. Для справки — в 30% случаях происходит самопроизвольное выздоровление от сифилиса. Но это только острой формы касается.

Художнику, однако, не повезло — годы в алкогольном тумане и недосыпании подточили иммунитет.

Попытки родственников вылечить алкоголизм Анри провалились. После лечения в клинике Тулуз Лотрек в скором времени снова стал пьянствовать. Как говориться, я трезвый грустен и уныл и весел я бухой. Конец, конечно, немного предсказуем. Постепенно у Анри стали заходить шарики за ролики из-за сифилиса и алкогольного психоза. Он стал раздражительным параноиком, появились галлюцинации.

В конце концов, у Лотрека случился инсульт, после которого художника парализовало. Свои последние дни он доживал в больнице как полусумасшедший инвалид. Там же Анри добил очередной, опять таки, инсульт. Говорят, что последними словами художника были «Старый дурак», очевидно, адресованные ненавистному отцу. Такие дела.

Toulousse-Lautrec, Alone 1896.jpg

Анри де Тулуз Лотрек и женщины. Шарле, Валадон и Рыжая роза Лотрека

С женщинами Анри де Тулуз Лотреку, как водиться не везло. Ну кому из аристократичных барышень захочется связывать свою жизнь карликом? Поэтому Анри оставалось довольствоваться проститутками и натурщицами.

Первой женщиной Анри, была Мари Шарле, 16-летняя натурщица, которую ему подсунул Люка (один из его друзей). Да, да, господа, в те времена 16-летняя шлюха никого не удивляла. И не только во Франции, ребята, не тешьте себя иллюзиями.

Главное, продолжайте рыдать о потерянной духовности.

Собственно, после этого и начались походы Анри де Тулуз Лотрека по путанам. Проститутки, впрочем, Анри обожали, потому что художник был добр, нежен, остроумен, обходителен и видел в проститутках не столько проституток, сколько просто женщин. Были еще какие-то робкие романтичные попытки завязать отношения с женщинами из своего круга, но конец немного предсказуем: «давай останемся друзьями».

По настоящему серьезные отношения у художника были с Сюзанной Валадон. Привлекательной натурщицей, у которой были интрижки с половиной художников Парижа. Впрочем, и этот роман продлился всего несколько лет из-за скверного и неуживчивого характера обоих особей.

Еще одной женщиной в жизни Анри де Тулуз Лотрека была Красная Роза, та самая проститутка, которая заразила его сифилисом. Лотрек, впрочем, по доброте душевной, никогда не винил Рыжую Розу в своей болезни. Достоверно неизвестно, что именно связывало Рыжую Розу и Лотрека — всего лишь постоянный клиент или, может быть, любовник, друг? Тайна покрытая мраком.

Такие дела. Думаю, проблемы Лотрека с женщинами были вызваны не только физическим несовершенством и даже не столько им, сколько комплексом неполноценности.

В конце, концов, не такой уж он и урод, каким его описывают. Ну да, далеко не красавец, ну карлик. Но зато остроумный и душа компании.

Мало что-ли уродов, которые имели успех у женщин? Вы Диего Риверу вообще видели? Да Лотрек — это красавчик плейбой по сравнению с ним.

Мало что ли женщин, которые не слишком обращают внимание на внешность? Понятно, что ни одна аристократка не стала бы связывать свою жизнь с карликом, но найти себе нормальную женщину среди полусвета Монмартра, Тулуз Лотрек, с его известностью, деньгами и подвешенным языком, вполне мог бы.

Анри де Тулуз Лотрек, фильм

Смех сквозь слезы — так можно вкратце охарактеризовать этот фильм. Прекрасная биографическая лента, довольно точно описывающая жизнь художника и отображающая дух той эпохи. Очень очень советую. Фильм мне понравился

Лотрек, Lautrec, Франция, 1998 — полное название. Скачать можно сами знаете где.

Рекомендую читнуть:
Картины Тулуз Лотрека, лоск и нищета ночной жизни Парижа — больше Лотрека.
Художник Иван Кусков, потерянные рисунки ушедшего детства
Жизнь Тулуз Лотрека, Анри Перрюшо — биография авторства французского писателя, довольно интересно, рекомендуется к прочтению.

Внешние сцылко:
neuronews.com.ua/page/stranstvie-na-kraj-nochi-istoki-i-sledstviya-boleznej-anri-de-tuluz-lotreka — странствие на край ночи, истоки и следствие болезней Анри де Тулуз Лотрека.

Источник: http://figgery.com.ua/tuluz-lotrek-ili-impressionizm-vino-shlyuhi-i-sifilis/

Ссылка на основную публикацию