Картины Франсуа Буше современники называли зеркалом, отражающим французскую придворную жизнь. Он был любимым художником Людовика XV и его фаворитки маркизы де Помпадур, но позже его критиковали за «легкомысленность и фривольность».
2. Франсуа Буше. Автопортрет
3. Франсуа Буше. Портрет Мари-Жанне Бюзо, жены художника
4. Франсуа Буше. Мельница в Шератоне
5. Франсуа Буше. Аполлон предстает перед пастушкой в облике бога
6. Франсуа Буше. Маркиза де Помпадур
7. Франсуа-Юбер Друэ. Маркиза де Помпадур
8. Франсуа Буше. Дама за туалетом
9. Франсуа Буше. Леда и лебедь
10. Франсуа Буше. Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто
11. Франсуа Буше. Светловолосая одалиска
Дидро был в чем-то прав: нравы при дворе не отличались особенной строгостью. Для картины «Светловолосая одалиска» Буше позировала любовница Людовика XV, которой было лет пятнадцать. Существует легенда, что Буше в качестве натурщиц приглашал маркиз и графинь, которые находили особое удовольствие в позировании обнаженными.
12. Густав Лундберг. Портрет Франсуа Буше
Сегодня искусствоведы оценивают картины Франсуа Буше не очень высоко: признавая мастерство, многие французские знатоки считают, что художественным вкусом часть картин не отличается.
Источник: bigpicture.
Источник: https://cameralabs.org/9567-frivolnye-kartiny-fransua-bushe-lyubimogo-khudozhnika-lyudovika-xv
Чувственные мифы Франсуа Буше
29 Сентября 2015
Доведись вам попасть во Францию времен короля Людовика XV, и вы поинтересовались бы у просвещённой публики, чьи полотна из числа художников-современников будоражат их думы и заставляют лица пылать эмоциями более остальных — вам наверняка назвали бы имя Франсуа Буше.
В середине XVIII века он почитался как один из наиболее выдающихся художников своего времени, а к концу жизни, когда зенит мастерства уже был преодолен, художник был удостоен всяческих почестей официального толка, включая должность директора Королевской академии живописи и скульптуры и неофициальный титул «первого художника короля». Современные критики, на то они и критики, не слишком высоко котируют работы Буше — им подавай чего-нибудь эдакого, про что можно кричать «гениально», а Франсуа, будучи хоть и большим мастером, но шедшим, по большей части, по тропе эпигонства, под характеристику «гений» не подходит. Что, впрочем, не умаляет его живописных талантов, тонкого, особенно в период творческого расцвета, чувства цвета, мастерства исполнения, трудолюбия и разнообразия как используемых техник, так и жанров, в которых работал художник. Будучи ярким представителем стиля рококо, Франсуа Буше придерживался канонов академического искусства: изображал библейские и мифологические сюжеты, писал пейзажи и портреты, занимался росписью помещений, создавал гравюры и офорты, с большим мастерством переносил на холст жанровые сцены, делал карандашные зарисовки быта простого люда.
La Toilette Date, 1742
Особо захватывают его полотна, изображающие богов и богинь древнегреческого пантеона, которые в окружении свиты из крылатых купидонов, муз и прочих сказочных созданий, вершат дела, увековеченные в легендах и мифах. В плане композиции его работы однообразны, но очень детализированы. Правдивость и реалистичность уступают место волшебству и легкости, эффект которых достигается благодаря обилию светлых и жемчужных тонов, окутывающих, словно дымкой, весь сюжет картины. Другие его полотна исполнены нежно-голубых и розовых тонов. Сложно сочетающиеся между собой изгибы, линии и объемы фигур композиционно дополняются плавными переходами теней и контрастов. Мастерски владея приемами драпировки и экспериментируя с различными ракурсами освещения, Буше умело использовал пространство, одинаково выделяя и героев, и предметы с декорациями.
Брак Амура и Психеи, 1744
Картины Франсуа Буше удивляют своей чувственной раскованностью, даже некой чрезмерной «слащавостью», которую сегодня часто ставят в укор художнику. Однако, он именно это и изображал — обнаженная натура, любовные и романтические сцены — более чем популярные мотивы его полотен. Впрочем, тут вновь уместно вспомнить, что Франсуа был ремесленником и лишь удовлетворял запросы современного ему общества, благодаря чему (в том числе) и снискал популярность. Так что можно сыпать высокопарными замечаниями, можно стыдливо восклицать «о времена, о нравы!», а можно просто любоваться замечательными картинами выдающегося живописца.
Гении искусств, 1761
Вулкан, вручающий Венере оружие для Энея, 1757
Аполлон и пастушка из Иссы, 1750
Аллегория музыки, 1764
Вертумнус и Помона, 1749
Влюбленные в парке, 1758
Венера утешает Амура, 1751
Возвращение Дианы с охоты, 1745
Источник: https://estetico.me/posts/view/chuvstvennye-mify-fransua-bushe
Буше ФрансуаКартины и биография
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Буше Франсуа (Francois Boucher) (1703–1770), французский живописец, гравер, декоратор, “первый живописец короля”, один из самых ярких мастеров стиля рококо, законодатель всех видов искусства Франции начала 18 века. Первым наставником юного художника был его отец Никола Буше, скромный учитель живописи и рисовальщик узоров для вышивки. Затем Буше некоторое время был учеником Франсуа Лемуана, после чего поступил в обучение к граверу Жану-Франсуа Карсу, у которого занимался составлением виньеток, гербов и эмблем для франкмасонских дипломов.
В 1722 году Франсуа Буше было поручено иллюстрировать новое издание “Французской истории” Оноре Габриэля Даниеля, а в 1723 году живописец получил академическую премию за картину “Евил-меродах, сын и наследник Навуходоносора, освобождающий из оков царя Иоахима”. В 1725 Буше представил несколько картин на выставку молодых авторов и был приглашен де Жюльенном сотрудничать в издании произведений Антуана Ватто.
В 1727 году Франсуа Буше отправился за свой счет в Рим, где усердно изучал творчество живописцев Франческо Альбани и Пьетро да Кортона, с последним художника в дальнейшем часто сравнивали.
Современные критики 18 века находили, что картины, написанные французским художником по возвращении из Италии, отличались красотой и мужественной силой; это относится, может быть, к картинам, которые дошли до нас лишь в гравюрах, изданных Лаврентием Карсом, так как оригиналы этих картин не сохранились.
24 ноября 1731 года Франсуа Буше был принят в академию, где написал мифологическую картину “Венера и Вулкан с оружием для Энея”. В 1734 году французский живописец был удостоен звания академика за картину “Ринальдо и Армида”, и в том же году художник украсил комнату королевы в Версальском дворце аллегорическими фигурами Сострадания, Изобилия, Верности и Благоразумия.
В 1755-1765-х годах Буше руководил Королевской мануфактурой гобеленов в Париже, а с 1765 года стал директором Королевской академии живописи и скульптуры.
Сороковые годы XVIII века – период расцвета во французском искусстве стиля рококо, отразившего аристократические идеалы дворянского общества.
Самым знаменитым художником рококо был Франсуа Буше, который, помимо живописи, работал во всех видах декоративного и прикладного искусства: он создавал картоны для шпалер, рисунки для севрского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры и декоративные росписи.
Живопись французского мастера в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени.
Буше в начале творческого пути испытал влияние Антуана Ватто (гравировал картины художника), в дальнейшем писал плафоны, панно, картины с мифологическими, пасторальными, жанровыми сценами, нарядно-кокетливые портреты, идиллические пейзажи, выдержанные в мягких серебристо-зеленых тонах (“Пейзаж в окрестностях Бовэ”, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Одним из любимых жанров живописи рококо были пасторальные мотивы, сюжеты которых художники находили прежде всего в античной мифологии.
Талантливый декоратор Франсуа Буше, был создателем искусства бездумно-праздничного, основанного не столько на наблюдении жизни, сколько на импровизации.
“Первый художник” короля Людовика XV, любимец аристократии, директор Академии, Буше оформлял книги, исполнял декоративные панно для интерьеров, картины для шпалер, возглавлял ткацкие мануфактуры, создавал декорации и костюмы для Парижской оперы и т.д.
В своих живописных работах французский художник обращался к мифологии, аллегории и пасторали, в трактовке которых подчас проявлялись черты сентиментальности, слащавости. Кокетливые Венера и нимфы, беспечно-шаловливые амуры, пасторальные персонажи, предающиеся утехам любви, – герои его нарядных картин.
Художник запечатлевал их нежно-розовые тела с голубыми и жемчужными переходами теней и полутонов, пикантные лица, грациозные движения, часто впадая в манерность. Франсуа Буше строил композиции на сложном переплетении вьющихся линий и фигур, блестяще владел ракурсами, эффектно использовал драпировки, гирлянды, цветы, клубящиеся облака, окружая ими героев.
Связывая композиции с решением интерьеров рококо, художник предпочитал светлый колорит, строившийся на розово-красных, белых и нежно-голубых тонах.
Не лишенный наблюдательности, о чем говорят его рисунки и жанровые картины, Буше не стремился к правдивости образов, обычно в его трактовке чувственно-идеализированных и однообразных.
Ко времени расцвета творчества Буше относится “Туалет Венеры” (Санкт-Петербург, Эрмитаж), композиция, проникнутая волнообразным ритмом, в ней царят жизнерадостность и безмятежность. “Пастушеская сцена” (Санкт-Петербург, Эрмитаж) дает представление о пасторалях Буше, занимательных и игривых, исполненных иронии.
Лирические черты дарования французского живописца проявились в его декоративных пейзажах с мотивом сельской природы, с интимными уголками у полуразрушенных мельниц и хижин. Грациозные, изящные фигурки его античных героинь похожи на фарфоровые статуэтки.
Буше любил светлую живопись и отдавал предпочтение нарядным голубым, розовым и зеленым тонам. В некоторых картинах художника 1720-1730-х годов, теплых и насыщенных по колориту (“Геркулес и Омфала”, Государственный музей изобразительных искусств, Москва), заметны отзвуки фламандского искусства.
В более поздних работах (“Купание Дианы”, 1742, Лувр, Париж; портрет маркизы Помпадур, 1752, собрание Уоллес, Лондон) с обилием оттенков розового и голубого, извилистых сплетающихся линий и сложных ракурсов усиливаются свойственные рококо декоративность, чувственность, несколько жеманная грация, впечатление “фарфоровости” фигур.
Во второй половине 50-х годов 18 столетия творчество Буше стало чересчур отвлеченным и холодным, живопись жесткой, в композициях проявился ложный пафос.
Творческий кризис французского живописца отражает деградацию стиля рококо, вызванную общим упадком аристократической культуры. Буше скончался 30 мая 1770 года.
Самый талантливый его ученик художник Жан Оноре Фрагонар унаследовал от мастера рококо изящество в трактовке фигур и сюжета картины, смелость колорита и свободу композиции.
Выдающийся декоративный и живописный дар Буше ценили современники. Однако, слава художника вскоре после его смерти совершенно упала под влиянием реакции классицизма.
Французского мастера стиля рококо стали обвинять в развращении юношества, и лучшие из картин художника не находили покупателей.
В настоящее время эти несправедливые обвинения потеряли свое значение, современная критика отводит Франсуа Буше почетное место среди художников французской школы живописи 18 столетия.
Примечание. 1. Клик по миниатюре картины ► переход на страницу скрипта оригинального изображения.
2. Клик по активному названию картины (желтый цвет) ► переход на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.
Источник: http://smallbay.ru/boucher.html
Франсуа Буше — живописец рококо. Картины в коллекции ГМИИ
Если Антуана Ватто называли мастером “галантных праздников”; его ученик – Жан-Батист Патер и последователи Никола Ланкре и Антуан Кийар, заимствуя темы мастера, писали в эпоху зарождения рококо, то Буше творил во время расцвета стиля.
Буше задавал тон в искусстве того времени и именно на примере его картин лучше всего показывать, что же такое рококо во Франции.
Художник настолько виртуозно владел кистью, настолько легка была его манера, что во Франции шутили, не родился ли он с кистью в руках.
Интересно, что Екатерина II добивалась приезда художника в Россию, но принять приглашение он так и не смог, лишь прислал государыне несколько своих работ. В собрании ГМИИ есть 8 картин Буше, но одновременно их не выставляют не выставляют.
«Рождество (Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем)”. Иоанн Креститель, как и положено, изображён в овечьей шкуре, посох с крестом и надписью – его непременный атрибут. Богородица, изображенная Буше, прехорошенькая, весёленькая. Она радуется,что совсем НЕ канонично, дева Мария не должна радоваться.
Такое изображение Пресвятой Девы возможно только у французов, церковь которых совсем не строга и аскетична.
Французу было приятно молится именно на такой, весёлый образ Богородицы, поэтому существовал спрос именно на такие картины.
Писалась картина по заказу маркизы де Помпадур.
Дидро высказался по этому поводу, что «художник любви вложил в образ Мадонны столько тонкости и изысканности, что её примешь скорее за изображение Грации, чем Святой Девы».
Необходимо ещё помнить о том, что во французском исусстве того времени существовало два направления. Одни, так называемые пуссенисты, главным в живописи считали линию, карандашный рисунок, композицию.
К другому направлению относились т.н. рубенсисты, которые настаивали на том, что рисунок – это вторично, главное же в картине – её колорит, цвет. Буше относится к последователям Рубенса.
Его картина «Геркулес и Омфала» очень похожа на рубенсовскую «Вакханалию», тот же колорит, та же насыщенность цветов. Это полотно является одним из лучших работ мастера.
Учитель Буше был большим поклонником Рубенса и сам мастер в XVIII веке пытался возродить рубенсовскую традицию колорита.
Буше, как художник, верный традициям рококо, в очередной раз обращается к древнегреческому мифу Овидия. Мастер утверждал, что искусство должно не только поучать, но в большей мере развлекать, картины должны нравиться. И не случайно Буше обращается к довольно пикантному мифу о Геркулесе, сыне Зевса, изображает 13-ый подвиг героя.
Другие боги не хотели признать в Геркулесе равного и послали совершать подвиги, чтобы доказать право быть на Олимпе. Условием признания Геркулеса за равного было прохождение испытаний, он должен был совершить 12 подвигов. К моменту изображения сюжета картины, сын Зевса уже совершил 6 подвигов. Но допустил ошибку.
Нечаянно убил юношу, хотя причинение какой-либо вреда хоть кому либо в правила не входило. Боги в наказание решили отправить провинившегося к Омфале, которая могла наказать любого. Геркулеса переодели в женское платье и усадили прясть. На род занятий героя указывает прялка в руках у одного из амуров.
А что б он чувствовал ещё большее унижение, Омфала сама наряжалась в шкуру льва, снятую с Геркулеса и ходила с его палицей, поэтому у второго амура пририсована шкура.
Такое отношение было для Геркулеса страшным унижением и суровым наказанием. Конечно, после прохождения этого испытания Геркулес задумал Омфале отомстить. Момент «мщения» изображен на этом полотне. Конечно, это всё проделки эроса, эрота, купидона или амура, как на разных языках называли бога любви.
Важным в этой работе является именно французская интерпретация рококо. Стиль был очень прихотлив, в композициях преобладали изысканные формы. Но всегда, в любом направлении, в любом стиле, французским гениям было присуще чувство рационализма.
В этой композиции остаётся то, что Буше взял из итальянского Ренессанса – пирамидальное построение. Та же идея – жизнь – театр, а люди в нём – актёры.
И чем бы не занимались люди этого времени – второй и третей четвертей XVIII века, они всегда будут думать о том впечатлении, которое они производят на зрителя.
Один из критиков (Лазарев) однажды справедливо заметил, что на этом полотне Буше изображён самый длительный поцелуй в истории всей европейской живописи. Ни Геркулес, ни Омфала ни на минуту не забывают о том, что есть ещё и зрители, которые смотрят на них. И здесь герои позируют для публики.
Цвета композиции – яркий пример того, как французы использовали наследие великого фламандца – Рубенса. Сочетание цветов было взято от Рубенса. Но при этом цветам придана большая декоративность, большая рафинированность. Сделано это для того, чтобы ещё больше размыть грань между реальной жизнью и театром, грёзой и явью, сном и реальностью.
И это по сути, удивительным образом подчёркивается переходами цветов. Здесь нет граней, всё плавно переходит одно в другое, вытекает одно из другого. Например, справа резвятся амуры, а слева деревянный амурчик – декоративная деталь мебели. И кто из них более одушевлён, кто более живой? Вырезанный амурчик тоже играет, тоже чем-то занят, как и живой.
Грани между одушевленным и неодушевленным неясны, стёрты.
Пейзаж (название уточню позже). Эта работа Буше в коллекции музея демонстрирует, что художник был недооценен, как пейзажист.
Его пейзажи утончённые, замечательны тем, что писались не по заказу, как другие картины, а для себя. Ведь Буше был директором фабрики гобеленов. И когда он ездил с инспекцией, то из окна кареты делал зарисовки.
Потом, на основе этих эскизов, писал пейзажи и использовал их в декорациях французского театра.
Интересно, что Буше хоть и писал пейзажи “для себя”, не по заказу, но в них всё равно действуют рокальные элементы. Это сказывается не только в театрализации обстановки (мостики, ручейки, заросли камыша), но и в дополнительных персонажах, которые должны были развлекать зрителя.
В этом пейзаже изображён сюжет из басни Лафонтена про хитрого монаха Люса. Монах Люс решил обольстить девицу, у которой мать было набожной вдовой и никого из мужского пола к дочери не подпускала. Тогда Люс решил действовать через эту набожность.
Он переоделся, изображая “святого Духа” и в таком виде явился ночью к вдове дабы убедить её, что если она приведёт свою дочь в келью монаха Люса, то у девушки родится ребёнок. Этот малыш в будущем станет Папой Римским.
На картине изображён момент, когда вдова, вняв уверениям этого “святого Духа”, ведёт дочь к Люсу. А потом, как говориться у Лафонтена, дочь вдовы родила здоровенькую девочку. То есть сюжет должен был развлечь зрителя.
В музее хранится несколько скульптур. Автор одной из них – знаменитый Фальконе.
Делал он такие фигурки по заказу маркизы де Помпадур. Изображены два амура, которые борются за обладание сердцем. И, явно, победит тот, кто побольше и посильнее.
И другая скульптура, где амур грозит пальчиком, а второй рукой потихоньку вытаскивает стрелу из колчана и сейчас она куда-то полетит в кого-то попадёт.
Таких скульптур множество по всему миру, поэтому возникает вопрос – какие амуры настоящие, а какие – нет. Настоящие – все. Одна мраморная фигура была сделана для маркизы.
Публике они очень нравились, поэтому и сам Фальконе и его ученики сделали множество подобных – больше размером или меньше, немного другие по композиции, но их подлинность неоспорима, ведь художник имеет право на авторские повторения.
Примерно в это же время, во второй половине XVIII века был найден секрет фарфора одновременно во Франции, Германиии и России. Маркиза де Помпадур назначила Буше директором Севрской фабрики фарфора. После смерти Буше его место занял Фальконе.
В это время стали широко использовать особый материал с мраморной крошкой, который называли «бисквит», поэтому все скульптуры, выполненные из этого материала считаются подлинными.
В нашей коллекции находится ещё одна скульптура с двумя амурами. (Братья Брош, «Амуры, борющиеся за сердце»).
И опять же мы видим розу – знак маркизы де Помпадур, её так называемая подпись, из чего мы можем заключить, что композиция была выполнена по ее заказу.
Ещё один мастер, на которого необходимо обратить внимание был Жан-Батист Грёз.
Продолжение рассказа в части 10 – Жан Батист Грёз.
Источник: https://kraeved1147.ru/gmii-frantsiya-18-bushe/
Схемы вышивки крестом по картинам Франсуа Буше
Франсуа Буше является ярким представителем эпохи рококо и мастером художественных искусств во французской живописи начала 18 столетия. В своих художественных произведениях Буше неоднократно затрагивает мифологию наряду с пасторалями и аллегориями. Благодаря столь неординарному смешению появляются образы, насквозь пронизанные сентиментальностью и чувственностью.
На своих полотнах Франсуа Буше предпочитал изображать персонажей, которые поддаются любовным утехам, или же изображены при занятии своими повседневными делами.
Плавные переходы теней и контрастов дополняют композиции картин в их и так сложном сочетании изгибов, линий и объемов фигур.
Буше гениально владел приемами драпировки, подачи света ракурсами, располагая своих персонажей таких образом, что рядом с ними мог располагаться еще целый ряд предметов и декораций. Работы Франсуа Буше поражают своей раскованностью и чувственностью
Отличительной особенностью картин Франсуа Буше являются светлые и жемчужные тона, в которых выполнены практически все картины художника.
Aida-18, 338Х498 стежков, 47,7Х70,3 см.
Цена со скидкой:
Цена: 500,00 руб
Aida-18, 169Х604 стежка, 23,9Х85,2 см.
Цена со скидкой:
Цена: 450,00 руб
Aida-18, 427Х332 стежка, 60,3Х46,9 см.
Цена со скидкой:
Цена: 600,00 руб
Aida-18, 427Х337 стежков, 60,3Х47,6 см.
Цена со скидкой:
Цена: 640,00 руб
Aida-18, 427Х426 стежков, 60,3Х60,1 см.
Цена со скидкой:
Цена: 600,00 руб
Aida-18. Размер: 334Х426 стежков, 47,1Х60,1 см.
Цена со скидкой:
Цена: 550,00 руб
Aida-18, 604Х455 стежков, 85,2Х64,2 см.
Цена со скидкой:
Цена: 600,00 руб
Aida-18, 390Х363 стежка, 55,0Х51,2 см.
Цена со скидкой:
Цена: 600,00 руб
Aida-18, 315Х390 стежков, 44,5Х55,0 см.
Цена со скидкой:
Цена: 500,00 руб
Aida-18, 337Х426 стежков, 47,6Х60,1 см.
Цена со скидкой:
Цена: 500,00 руб
Aida-18, 396Х469 стежков, 55,9Х66,2 см.
Цена со скидкой:
Цена: 600,00 руб
Aida-18, 570Х464 стежков, 80,4Х65,5 см.
Цена со скидкой:
Цена: 800,00 руб
Aida-18, 264Х712 стежков 37,3Х100 см.
Цена со скидкой:
Цена: 700,00 руб
Aida-18, 318Х712 стежков 44,9Х100 см.
Цена со скидкой:
Цена: 750,00 руб
Aida-18, 449Х534 стежков 63,4Х75,4 см.
Цена со скидкой:
Цена: 750,00 руб
Aida-18, 712Х510 стежков 100Х72,0 см.
Цена со скидкой:
Цена: 850,00 руб
Aida-18, 533Х392 стежков 75,2Х55,3 см.
Цена со скидкой:
Цена: 600,00 руб
Aida-18, 533Х414 стежков 75,2Х58,4 см.
Цена со скидкой:
Цена: 680,00 руб
Aida-18, 444Х533 стежков 62,6Х75,2 см.
Цена со скидкой:
Цена: 680,00 руб
Aida-18, 533Х423 стежков 75,2Х59,7 см.
Цена со скидкой:
Цена: 600,00 руб
Источник: http://shemy-taya.ru/platnye-shemy/zarubezhnye-hudozhniki/fransua-busche
Франсуа Буше: картины, репродукции, творчество и биография художника
Франсуа Буше (фр. François Boucher; 29 сентября 1703, Париж — 30 мая 1770, Париж) — французский художник эпохи рококо.
Особенности творчества художника Франсуа Буше: многранность — писал аллегории, мифологические и жанровые сцены, знаменит своими пасторальными пейзажами и портретами мадам де Помпадур.
Он работал в декоративно-прикладном жанре: разрабатывал декорации для спектаклей, эскизы для шпалер, расписывал фарфор.
Чувственность, жизнерадостность, легкость и даже легкомысленность, изящный колорит (в основе которого — светлые оттенки розового и синего), округлость и асимметричность линий, смелые композиционные решения и динамичный мазок наполняют движением даже самые спокойные, безмятежные картины Франсуа Буше.
Самые известные картины в творчестве Франсуа Буше: «Купание Дианы», «Портрет мадам де Помпадур», «Геркулес и Омфала».
«И снова мсье Буше всех надул! Он взял древние мифы только для того, чтобы в который раз просто раздеть их героинь!..» Под конец жизни Франсуа Буше критика стала к нему особенно безжалостна. Не прощалось ничего. То, что много лет считалось прелестным, объявлялось отвратительно-жеманным. Очаровательное — манерным.
Пикантное — грязно-распутным. Его творчество уличали в развращённости. Обвиняли в отсутствии больших идей и минимального вкуса.
К тому же знаменитый колорит, его так называемая «жемчужная гармония», стал примитивнее и грубее, поскольку живописец постепенно терял зрение, и Дени Дидро злословил: этак наш Буше докатится до раскрасок!
Буше был гораздо более значительным и талантливым мастером, чем его считали горластые критики эпохи Просвещения, бывшие одновременно и идеологами буржуазной революции. Но здесь нужно смотреть шире.
Клеймя конкретного Буше, они обличали весь предыдущий французский «паразитический» общественный уклад, певцом которого он слыл.
И не вина художника (кстати, большого труженика, оставившего около тысячи картин и десяти тысяч рисунков), что «отречёмся от старого мира» в какой-то момент приняло форму «отречёмся от творчества Буше».
Он был выходцем из совсем не знатной семьи, хотя впоследствии ему придётся работать для короля Людовика XV и еще полудюжины европейских монархов. Никола Буше, его отец, зарабатывал на жизнь, как сказали бы теперь, промышленным дизайном.
Пошивочные цеха и ткацкие мануфактуры заказывали ему сочинять узоры для кружев или орнаменты для тканей, но значительных доходов это не приносило. Тогда глава семейства решил начать торговать предметами искусства. Это тоже не сделало его богатым, зато он приобрёл кое-какие связи в художественной среде.
Например, хорошо рисующего сына Франсуа «по знакомству» устроил к одному из лучших и опытнейших преподавателей — художнику Франсуа Лемуану.
В 20 лет Буше получил главный приз Королевской академии живописи и скульптуры за не сохранившуюся картину с названием «Освобождение Иокама, пленника Навухудоносора». Гран-при означало, что теперь он становится пенсионером Академии, т. е.
сможет за государственный счёт поехать совершенствовать образование в Рим. Но приз он получил в 1723, а увидеть Рим смог лишь в 1728-м. Биографы не знают, по каким причинам Буше отказали в стипендии.
Известно только, что средства на поездку в «вечный город» он зарабатывал напряжённым трудом художника-иллюстратора целых пять лет.
В эти годы Буше в совершенстве освоил технику гравюры. Гравировать ему приходилось пейзажи основоположника стиля рококо Антуана Ватто. Тот был на поколение старше, и его влияние на становление манеры Буше оказалось решающим.
К моменту поездки в Рим, куда он отправился в компании Карла Ван Лоо и его племянников Мишеля и Франсуа, Буше был уже сложившимся художником. Сам президент Академии художеств наслышан о нём и обещает Буше и обширную образовательную программу, и собственно заказы. Но планы расстраиваются: как назло, Буше заболевает лихорадкой и вынужден возвратиться из Рима в Париж.
В 1734-м он выставляет в Академии полотно под названием «Ринальдо и Армида», которое ждал грандиозный успех. За него Буше получает официальный титул «живописец исторических сцен». Это означало вхождение в клуб художественной элиты: историческая (мифологическая) живопись всё еще считается высшим родом искусства.
Уже в следующем году последовали первые заказы от королевского двора. Буше удостоен чести оформлять покои Людовика XV в Версале («Охота на тигра», «Охота на крокодила«). А придворные дамы буквально «разрывают Буше на части»: все хотят модный интерьер в стиле рококо!
1748-м годом датируется начало его сотрудничества с легендарной мадам де Помпадур — с нею в дальнейшем неизбежно будут ассоциировать имя Буше.
Могущественная и своенравная фаворитка Людовика XV добилась для художника позволения жить в Лувре: он должен декорировать столовую в Фонтенбло и кабинет Совета. Отчасти наследуя отцовское ремесло, Буше создает рисунки для шпалер.
А Помпадур добивается, чтобы его назначили директором Королевской мануфактуры гобеленов.
Сюжеты основных картин в творчестве Франсуа Буше, гобеленов и шпалер — в основном пасторальные и галантные сценки. И, разумеется, Буше постоянно окружён натурщицами из числа танцовщих, актрис и дам полусвета. Помпадур тоже с удовольствием ему позирует. Портреты получаются меланхолические и слишком уж целомудренные — и для Буше, и для одиозной фаворитки.
Молва приписывала художнику любвеобильность и разнообразные формы утончённого разврата, а Дидро негодовал: неужто он может создать что-то по-настоящему изящное, этот Буше, проводящий дни в «обществе женщин самого низкого пошиба»?! Но в реальности мы очень немного знаем о личной жизни Буше, а слухи не находят документальных подтверждений.
Впрочем, и опровержений тоже.
Художник счастливо женился, когда его карьера только начинала набирать обороты. Его супругой стала Мари-Жанна Бюзо, хорошенькая дочка известного в Париже судьи.
Тесть выражал недовольство «низким» происхождением зятя, но мирился с ним, поскольку имя последнего уже было на слуху у парижской публики. Мари-Жанна была на полтора десятка лет моложе мужа.
Её полудетское, кукольное личико Франсуа Буше будет дарить героиням своих картин — принцессе Армиде («Ринальдо и Армида») и разнообразным Венерам (1, 2, 3).
Детей в семье Франсуа Буше родилось трое. Что интересно, все они, так или иначе, продолжили художественную династию. Старшая дочка выйдет замуж за ученика Буше, художника Жана Батиста Дезе, младшая — за другого его ученика, Пьера Антуана Бодуэна. Сын Буше Жюст Натан станет архитектором.
Репутация Буше как автора эротического изрядно преувеличена. Он и вправду мастерски писал обнажённую женскую натуру. Пожалуй, более откровенно, чем другие французские художники до него. Таковы, например, портреты одалисок — светлой и тёмной — выполненные не без влияния Рубенса.
Картина Франсуа Буше под названием «Венера просит Вулкана выковать оружие для Энея» и вправду не столько мифологическая, сколько эротическая. А «Геракл и Омфала», действительно, до сих пор прошибает током животной чувственности.
Но на этом эротический репертуар Буше практически исчерпывается.
А ведь был еще Буше-иллюстратор и издатель (особо знамениты иллюстрации к Мольеру, рисунки к «Метаморфозам» Овидия и составленный им каталог рокайльных орнаментов).
Был он и одарённым декоратором, оформлявшим лучшие образцы зодчества эпохи рококо (отель Субиз и др.). Также Буше был пейзажистом и сценографом лучших спектаклей королевского театра.
Его творчество было всегда было неразрывно связано со множеством граней культурной жизни Франции.
Дидро бранился, что в пейзажах Буше нет ни капли правды и ни одной реально существующей травинки. Но тут Буше оказывался заложником освоенной в Риме классической традиции.
Его пейзаж и правда имеет мало общего с Францией. Это скорее классический «итальянский пейзаж» с живописными развалинами замка на горизонте и острыми горизонталями пиний.
Но важно то, что на известном автопортрете сам себя Буше изобразил именно пейзажистом.
Гораздо интереснее Буше как жанровый художник. Но здесь дело ограничивается всего несколькими картинами — правда, высокой пробы. Шведская королева Ловиса Ульрика заказала Буше серию «4 части дня модницы», но Буше успел написать только «Утро» («Дама, надевающая подвязку»).
Хороша также жанровая сценка с названием «Завтрак» (многие видят в персонажах членов семьи Буше). Возникает вопрос, отчего Буше не развивал своё дарование именно в этом направлении.
Существует мнение, что, будучи человеком честным и глубоко порядочным, Буше просто не захотел составлять конкуренцию «звезде» жанровой живописи того времени, Жану Батисту Шардену.
Примерно с 1757-го слава художника меркнет. Критики изничтожают его, а публика начинает понимать, что творчество Франсуа Буше окончательно морально устарело.
В 1760-х угнетенный Буше даже подумывает поехать преподавать в Россию, где императрица Екатерина привечает французских мастеров.
В 1769-м он подготовил эскиз декоративного панно с названием «Пигмалион и Галатея», которое скульптор Этьен Фальконе по просьбе Буше везёт в Санкт-Петербург. Увы, поездке самого Буше не суждено было состояться: художник скончался в своих луврских апартаментах 30 мая 1770 года.
Анна Вчерашняя
Источник: https://artchive.ru/francoisboucher