Александр александрович дейнека, биография и картины

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Дейнека Александр Александрович – русский живописец и график, автор монументальных по формам, динамичных по композиции произведений на темы патриотической героики, труда, спорта («Оборона Петрограда», 1928; «Будущие летчики», 1938; «Оборона Севастополя», 1942; «Хорошее утро», 1959–1960; панно, росписи в общественных интерьерах).

Александр Александрович Дейнека, биография и картины

Две натурщицы, 1923, Картинная галерея, Курск

Александр Александрович Дейнека, биография и картины

На стройке новых цехов, 1926, Третьяковская галерея

Александр Александрович Дейнека, биография и картины

Ода весне, 1927, частное собрание

Александр Александрович Дейнека, биография и картины

Пейзаж, 1929, Курская галерея

Александр Дейнека родился 8 мая 1899 года в Курске в семье железнодорожного рабочего. В 1915–1917 годах Дейнека учился в Харьковском художественном училище. Участвовал в гражданской войне на стороне Красной Армии.

В 1920–1925 годах продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе у Владимира Андреевича Фаворского, оказавшего на него особое влияние. Испытал также большое воздействие искусства Фердинанда Ходлера и немецкого экспрессионизма.

В 1925 году молодой талантливый художник стал одним из учредителей ОСТа. Сам Дейнека считал основополагающим период своей работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка»; с 1923). Броская, «снайперская» линия, четкие ритмы воспроизводят в его журнальных рисунках новый – светлый, здоровый мир, противостоящий старому, грязному и дряблому, миру капиталистических пережитков.

Александр Александрович Дейнека, биография и картины

Из тех же ритмов слагается и его ранняя, графичная и сдержанная по колориту живопись («Перед спуском в шахту», 1925, «На стройке новых цехов», 1926; обе – в Третьяковской галерее), где тоже безраздельно господствуют мускулистые тела, которые своими усилиями формируют новый мир. Жесткая патетика «Обороны Петрограда» (1928, Центральный музей Вооруженных сил), с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции.

Александр Александрович Дейнека, биография и картины

Бег, 1932, Русский музей

Александр Александрович Дейнека, биография и картины

Сухие листья, Курская галерея

Александр Александрович Дейнека, биография и картины

В парижском кафе, 1935, ГРМ

Александр Александрович Дейнека, биография и картины

Натурщица, 1936, Курская картинная галерея

Александр Александрович Дейнека, биография и картины

Оборона Севастополя, 1942, Русский музей

Автопортрет, 1948, Курская картинная галерея

Характерная для Дейнеки любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930-х годов («Бег», 1932, Русский музей).

Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма («Игра в мяч», 1932, Третьяковская галерея).

Почти мифологического величия достигают женские образы («Мать», 1932, там же), порой задорно-эротичные («На балконе», 1931, частное собрание, Москва).

Мотивы счастливой страны будущего, – населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ («Будущие летчики», 1938, Третьяковская галерея).

Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена «Маяковская» (1938–1939) – этих красочных «прорывах» из подземелья. Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев.

Лишь изредка, как в прозе Аркадия Петровича Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935).

Купальщицы, 1952, частное собрание

Мать и сестра, 1954, Курская картинная галерея

Пейзаж с лодками, 1965, Картинная галерея, Курск

Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны («Оборона Севастополя», 1942, Русский музей). Во второй половине 1940-х его «физкультурные поэмы» обретают еще более праздничную, победную интонацию. В 1947 году Дейнека удостоен звания действительного члена Академии художеств СССР.

Вещи позднего периода (мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты»,1959–1960; за эти и другие послевоенные мозаики художнику было присвоено звание народного художника СССР в 1963 году, и, кроме того, Дейнека был награжден Ленинской премией в 1964 году) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера.

Однако именно в поздний период он пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему «лакировочному» искусству, став одним из важных стимулов «сурового стиля». В 1969 году Дейнека был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека скончался в Москве, похоронен на московском Новодевичьем кладбище. Работы Дейнеки находятся в собраниях: Курской картинной галереи имени А.А. Дейнеки, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Института русского реалистического искусства и других музеях.

По материалам статьи М. Н. Соколова из Энциклопедии Кирилла и Мефодия (km.ru).

Источник: http://smallbay.ru/artrussia/deyneka.html

Курский художник Дейнека Александр Александрович. Биография. Картины

  • Сегодня мы вспоминаем биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого прославили Курский край на весь мир.
  • Александр Александрович Дейнека, биография и картины
  • ***

Будущий великий советский педагог, скульптор, живописец и график родился в городе Курск ровно 115 лет назад – 20 мая 1899 года. Отец Александра был рабочим на железной дороге.

Уже в раннем возрасте мальчик стал проявлять интерес к технике и живописи. Одновременно с обучением в Курском железнодорожном училище он занимается в небольшой художественной студии. По рекомендации ее преподавателей Дейнека поступает в Харьковское художественное училище, где учится с 1915 по 1917 годы.

Октябрьский переворот, захлестнувший страну, не мог не оказать влияния на биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого отражали самые яркие аспекты новой, социалистической жизни.

В 1918 году он совмещает работу фотографом в Угрозыске с ведением секции ИЗО при Губнадзоре, выпускает плакаты, оформляет агитпоезда, участвует в театральных постановках. В 1919 г. Александра мобилизуют в Красную Армию.

Он принимает участие в обороне Курска от белогвардейцев.

Но про свое увлечение творчеством Дейнека не забывает — он руководит курскими «Окнами РОСТА» и студией живописи при политуправлении, работает в агитационном театре, вместе с которым выезжает на фронт.

После окончания службы, талантливого юношу командируют в Москву, для обучения во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении. Учителями Дейнеки становятся Игнатий Нивинский, театральный декоратор, график и живописец, и Владимир Фаворский, сценограф, основатель советской ксилографии, иллюстратор, художник и теоретик живописи.

Изучая биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которые он рисовал в годы учёбы, становится понятно, что он тщательно изучал человеческую фигуру, ищет свой собственный путь выразительности. Влияние Фаворского на графику этих работ чувствуется сразу. К этому периоду относятся иллюстрации басен Крылова «Крестьянин и смерть», «Кот и повар».

Знакомство с Маяковским так же оказало огромное влияние на становление манеры художника. Позже Дейнекой будут созданы работы «Маяковский в РОСТА» (1941), иллюстрация к стихотворению Маяковского «Шесть монахинь» (1936), «Левый марш» (1941).

Самая первая выставка объединений революционного искусства (т.н. дискуссионная выставка 1924 года) дала старт выставочной карьере художника. В этот период он входил в «Группу трех» вместе с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым.

Через год Александр становится одним из основателей ОСТ (Общества станковистов). В этот период им создано монументальное историческое полотно «Оборона Петрограда» (1928).

В 28-м году Дейнека покидает ОСТ и вступает в художественное объединение «Октябрь», а позже, в 1931-1932 гг. становится членом РАПХ (ассоциации пролетарских художников).

Очень отличающиеся друг от друга работы появляются в начале 30-х.

Динамичный, яркий плакат «Механизируем Донбасс», почти мистическая картина «Девочка у окна», светлая, полная жизни «На балконе», драматическая «Наемник интервентов».

«На стройке» —

Александр Александрович Дейнека, биография и картины

1932 год открывает новый этап в биографии художника Дейнека Александра Александровича. Картина «Мать» — самая яркая работа этого периода, который характеризуется переходом к особой поэтике. Это настроение сохраняется в картинах — «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Полдень».

  1. Художник остается верен и политической теме, но смотрит на нее под другим углом — полотно «Безработные в Берлине», наполнено состраданием к изображенным женщинам, совсем не похоже на агитационный плакат.
  2. Тема авиации часто встречается в работах художника — «В воздухе» (1932), «Парашютист над морем» (1934), «Будущие летчики» (1937) и ряд других произведений.
  3. Александр Александрович Дейнека, биография и картины
  4. «Футбол» —
  5. Александр Александрович Дейнека, биография и картины***

Наступила Великая Отечественная война. Конечно, Дейнека не мог не принять самого активного участия в жизни страны в этот тяжелый период. В Москве художник сотрудничает с мастерской «Окна ТАСС», выполняя заказ на военно-оборонные плакаты.

Читайте также:  Музей эдварда мунка в осло, норвегия

Он создает ряд тревожных и драматичных пейзажей — «Окраина Москвы. Ноябрь 1941», «Манеж», «Сгоревшая деревня». Картины «Сбитый ас» и «Парашютный десант на Днепре» открывают по-новому авиационную тему в творчестве живописца. В 1942 году Дейнека пишет «Оборону Севастополя», одну из самых выдающихся картин, запечатлевших историю войны. Ее по праву можно назвать гимном отваге защитников города.

  • Александр Александрович Дейнека, биография и картины
  • В послевоенный период картины Дейнеки снова прославляют радость жизни, движения, здоровья, например, «Юность», «Раздолье».
  • «Золотая молодёжь» —
  • Александр Александрович Дейнека, биография и картины
  • «…Не ныть!» —
  • Александр Александрович Дейнека, биография и картины

Продолжается начатая до войны работа с мозаикой. Первым проектом стала станция метро «Маяковская» в Москве (1938). Мозаики для фойе МГУ, Дворца съездов в Кремле, станции метро Новокузнецкая созданы в 50-х — 60-х годах.

Карьера Дейнеки складывалась удачно в течение всей жизни. Он много преподавал: во ВХУТЕИНе, Московских институтах — прикладного и декоративного искусства, полиграфическом, в МГАХИ им. Сурикова, МАРХИ. Занимал руководящие должности в АХ СССР.

12 июня 1969 года величайший художник эпохи СССР скончался. Александра Александровича Дейнеку похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

***

Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича. Его картины находятся во многих собраниях и музеях, его стиль часто используется в рекламе, дизайнерских проектах.

Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи. Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника.

Но с другой стороны — это подтверждение того, что талант Дейнеки выдержал испытание временем, показатель истинной ценности его творчества для людей.

  1. Курский памятник художнику –
  2. Александр Александрович Дейнека, биография и картины
  3. Курская галерея имени художника —
  4. Александр Александрович Дейнека, биография и картины

Источник: http://vsenichego.ru/?p=5015

Дейнека Александр Александрович

(1899-1969) русский художник

Александр Александрович Дейнека родился в старинном городе Курске. Еще в школе он увлекался рисованием, а во время революции вступил в Красную армию и стал художником при политуправлении.

Вскоре Дейнека начал руководить студией самодеятельных художников, однако понял, что ему не хватает знаний, и поступил во ВХУТЕМАС, в класс рисунка. Там он учился у известнейших художников — Кардовского, Штеренберга, но главным своим учителем считал В. Фаворского.

Именно от него Александр Дейнека воспринял умение работать с линией и использовать цветовые контрасты.

В двадцатые годы он стал членом-учредителем объединения ОСТ, куда входили также В. Вильяме и Ю. Пименов. Главной проблематикой художников этого объединения считалась индустриальная тема, а способом ее отражения — элементы графики, которая вводилась и в живописные полотна.

Предметом изображения в произведениях Дейнеки становятся люди труда, спортсмены. Художественное пространство полотен предельно насыщается, при этом силуэты фигур всегда изображаются резкими, четкими линиями, доминируют чистые тона.

Причем картины всегда были посвящены определенным темам.

Программной для творчества Александра Александровича Дейнеки этого времени является картина «Оборона Петрограда» (1928). Здесь он попробовал соединить крупные и мелкие фигуры, своеобразно разбив пространство картины. Причем выдержал ее в нарочитой темной тональности.

Новое искусство шагнуло на страницы журналов, и Александр Дейнека становится их активным автором. Он оформляет книги, пробует свои силы в плакате. Занявшись плакатом, художник предложил новую интерпретацию известного жанра.

Он использовал графическую выразительность и ввел нового героя, молодого, энергичного, безоговорочно уверенного в себе. Правда, художника не интересовала психологическая разработанность образа, поэтому его персонажи кажутся одинаковыми, стереотипными, легко узнаваемыми.

Но вместе с тем Дейнеке удалось передать саму динамику времени, бурного и непредсказуемого.

Особое оптимистическое мироощущение мастера определялось его верой в идеи социализма. Поэтому никому другому не удалось так ярко и достоверно воплотить миф о новой реальности.

Хотя гораздо меньше критики писали о том, что Дейнека использовал стилистику нереалистических течений — резкое деление цветов, геометрическое построение фигур, не всегда заботился о прописывании фона картины.

Они просто говорили о нарочитом схематизме его работ.

Всю свою жизнь Александр Александрович Дейнека искал те приемы, которые помогли бы передать всю экспрессию движения.

В тридцатые годы художник несколько уходит от ярко выраженной сюжетности своих картин и склоняется к лирическим мотивам. Естественно и органично в его творчество входит тема материнства. Он посвятил этой теме несколько своих полотен, одно из которых — «Мать» (1932).

Художник делает и пейзажные зарисовки, как, например, «Ночной пейзаж».

Его персонажи в ряде случаев лишаются нарочитой угловатости, свойственной конструктивистам; такие картины Дейнеки, как «Купающиеся девушки», «Портрет девушки с книгой» (1934), «Будущие летчики» (1938), вызывают чувство умиротворения, покоя.

Но с монументальной живописью Александру Дейнеке долго не везло. Ему заказали три панно для здания Наркомзема в Москве. Эскизы их были восторженно приняты, но от изготовления самих панно почему-то отказались.

В 1936 году художник получил новый заказ — оформление советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Заказ был выполнен, но сам художник так и не увидел свою работу на месте: в Париж его не пустили. А панно было отмечено золотой медалью выставки.

Аналогичная история повторилась и через двадцать лет, когда Дейнека оформлял павильон на выставке в Брюсселе.

Александр Александрович любил рисовать обнаженную натуру, умел видеть красоту человеческого тела, причем рисовал его в естественных проявлениях, таким, каким мог видеть его любой зритель.

Важной страницей в его жизни стало оформление станций Московского метрополитена. Первые смальтовые композиции на станции «Маяковская» были в основном посвящены спортивной проблематике.

Художник решил в них очень сложную задачу — создал у зрителя иллюзию открытого пространства. В 1940 году он вновь обратился к мозаике и сделал несколько панно для станции метро «Павелецкая», но установлены они не были из-за начала войны.

Дейнека, всегда мечтавший о больших монументальных работах, именно на этом поприще чаще всего терпел неудачи.

В годы войны художник создал картину «Оборона Севастополя» (1942), основанную на цветовом контрасте. Три цвета — белый, коричневый и красный — стали своеобразными символами войны, отражающими авторскую концепцию. Он вернулся к сюжетному решению современной темы, создав своеобразную сцену битвы.

Александр Александрович Дейнека много путешествовал по Советскому Союзу, побывал в разных странах, но никогда не рисовал с натуры. Все его обширные, так называемые севастопольские и донбасские серии картин и рисунков в основном созданы по памяти.

Он обычно набрасывал отдельные позы, делал схематические зарисовки местности. Но заканчивал всегда в помещении, причем, как вспоминают современники, мог нарисовать за день несколько картин. Дейнека даже сам удивлялся тому, как много он успевал.

Однако секрет был прост: он никогда не расставался с карандашом и блокнотом, делая постоянные зарисовки.

И в станковой форме Александр Дейнека был верен себе. Основной для него была тема соотношения человека и техники. Он и здесь выступил как экспериментатор, свободно обращаясь с пространством и формой.

После войны Дейнека сделал несколько монументальных работ — панно для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и галерею портретов великих ученых для МГУ.

Первая работа оказалась неудачной: задуманная в так называемом «большом стиле», с обилием знамен и показной радостью, она оказалась напыщенной и неубедительной. Как писал художник позднее, она изначально отстала от времени.

Для МГУ Дейнека нашел интересное решение — применил технику флорентийской мозаики и сделал портреты черно-белыми. Они выглядели ярко и даже казались рельефными.

С 1954 года художник вернулся к преподаванию в Московском архитектурном институте. А с начала шестидесятых перешел в Художественный институт имени Сурикова, где была открыта его персональная мастерская. Александр Дейнека не только вкладывал в преподавание все силы, но и покупал все необходимое для учеников — холсты, краски, кисти.

В начале шестидесятых в его личной жизни произошли изменения: он вторично женился (с первой женой они расстались еще в 1949 году). Но в живописи Дейнеке не везло.

Он умел создавать монументальные образы, где тонкая нюансировка подменялась цветовыми контрастами. Соответствовавшие вкусам тридцатых-сороковых годов, в шестидесятые они выглядели анахронизмами.

Поэтому наиболее удачные его работы последних лет жизни — это портреты.

Читайте также:  Храм святого семейства, барселона, испания - фото и адрес

Александр Александрович Дейнека был вице-президентом Академии художеств, получил звание Героя Социалистического труда. В мае 1969 года широко отмечалось его семидесятилетие. А всего через несколько дней художника не стало.

Источник: http://biografiivsem.ru/deyneka-aleksandr-aleksandrovich

Дейнека, Александр Александрович — это… Что такое Дейнека, Александр Александрович?

Алекса́ндр Алекса́ндрович Дейне́ка (20 мая 1899, Курск, Российская империя — 12 июня 1969, Москва, СССР) — советский художник-живописец, график и скульптор, педагог. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1963). Герой Социалистического Труда (1969). Лауреат Ленинской премии (1964).

Памятник Александру Дейнеке в Курске

Биография

Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями.

В 1918 он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, театральные постановки, участвовал в обороне Курска от белых.

С 1919 по 1920 Дейнека служил в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.

Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Большое значение в творческом становлении и художника стали годы ученичества и общения с В. А. Фаворским, а также встречи с В. В. Маяковским.

Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).

В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).

В 1928 Дейнека вышел из ОСТа и стал членом художественного объединения «Октябрь», а в 1931—1932 — членом Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ).

В 1930 художник создал выразительные в цветовом и композиционном отношении плакаты «Механизируем Донбасс», «Физкультурница».

В 1931 появились очень разные по своему настроению и тематике произведения: «На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов».

Новый этап в творчестве Дейнеки начался в 1932. Самой значительной работой этого периода является картина «Мать» (1932).

В эти же годы художником были созданы поэтичности произведения: «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами» (1933), «Купающиеся девушки» (1933), «Полдень» (1932) и др.

Наряду с работами лирического звучания появились и общественно-политические произведения: «Безработные в Берлине» (1933), наполненные гневом рисунки к роману «Огонь» А. Барбюса (1934).

С начала 1930-х Дейнека обращается к теме авиации («Парашютист над морем», 1934), иллюстрации к детской книге летчика Г. Ф. Байдукова «Через полюс в Америку» (вышла в свет в 1938). Он написал ряд живописных работ, одна из самых романтических — «Будущие лётчики» (1937).

Историческая тема нашла свое воплощение в монументальных произведениях, посвящённых в основном дореволюционной истории. Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке (не реализовано). К числу наиболее значительных работ конца 1930-х — начала 1940-х относится «Левый марш» (1940).

В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. В это время он создал напряженные и драматичные произведения.

Картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941) — первая в этом ряду. Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942).

В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.

К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря.

Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала Московского университета (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961).

Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). За мозаики «Хорошее утро» (1959—1960) и «Хоккеисты» (1959—1960) в 1964 году художник был удостоен Ленинской премии.

Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1928—1934), в Московском художественном институте имени В. И.

 Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в Московском архитектурном институте (1953—1957).

Он являлся членом президиума (с 1958), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств Академии художеств СССР. Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями, герой Социалистического Труда (1969)

12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека скончался в Москве, похоронен на московском Новодевичьем кладбище[1]. Работы Дейнеки находятся в собраниях: ККГ им. А.А.Дейнеки, ГТГ, ГРМ, Института русского реалистического искусства (ИРРИ). и др.

с 1930 по 1959 год Новинский бульвар, д. 25, корп. 1, кв. 18 Дом Наркомфина
с 1959 ул. Горького, д. 25

Известные ученики

Произведения

Объекты, названные в честь А. А. Дейнеки

Библиография

Почтовая карточка с репродукцией картины «Раздолье» (1944 г.), выпущенная к столетию со дня рождения Александра Дейнеки. Россия, 1999 г.

  • А. А. Дейнека. [Каталог выставки], M., 1935;
  • Никифоров Б. М. А. Дейнека. Л. 1937;
  • С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, П. П. Кончаловский, С. Д. Лебедева, В. И. Мухина, Д. А. Шмаринов., [Каталог выставки], М. ГТГ. 1944;
  • Маца И. Л., А. Дейнека, M., 1959;
  • А. А. Дейнека. [Каталог выставки], M., 1957;
  • Konečny D., A. Dejneka, Praha, 1961;
  • Вторая Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Живопись. Скульптура. Графика. Монументально-декоративное и театрально-декорационное искусство. Каталог. — М: Советский художник, 1965. — с.4.
  • А. А. Дейнека. [Каталог выставки], M., 1969;
  • Дейнека А. Жизнь, искусство, время..М., 1974;
  • Демосфенова Г. Л. Журнальная графика Дейнеки. М., 1979;
  • А. А. Дейнека. [Каталог выставки], M., 1980;
  • Сысоев В. П., А. Дейнека, Л., 1982;
  • И. Ненарокомова. «Люблю большие планы…» Художник Александр Дейнека. М., 1987;
  • А. А. Дейнека. [Каталог выставки], M., 1989;
  • А. А. Дейнека. [Каталог выставки], M., 2001;
  • Kiaer Christina, Was Socialist Realism Forced Labour? The Case of Aleksandr Deineka in the 1930s., Oxford art journal, 28.03.2005;
  • Дейнека. Графика. М., «Интерроса», 2009;
  • А. Якимович. Дейнека и другие : свет и тьма в искусстве советской эпохи // Собрание шедевров: наследие и современность. — 2009. — № 2. — С. 76-85;
  • Дейнека. Живопись. М., «Интерроса», 2010;
  • А. А. Дейнека. Живопись, графика, скульптура. Тексты И.Вакар, И.Лейтес, Л.Бедретдинова, Е.Воронович, К.Кэр. [Каталог выставки], M., ГТГ, 2010;
  • Е.Воронович. Александр Дейнека: люблю спорт // Юный художник. — 2010. — N 8. — С. 11-15;
  • Aleksandr Deineka. Il maestro sovietico della modernità. Texts by Matteo Lafranconi, Elena Voronovich, Irina Vacar, Kirill Svetliakov, Christina Kiaer, Alessandro De Magistris. [Каталог выставки], Рим, 2011;
  • Епишин А. С. Русское? Советское? Космополитическое? Искусство Дейнеки // Собрание. №3. Сентябрь – Москва, 2011. — с.28-37;
  • Дейнека. Монументальное искусство. Скульптура. М., «Интерроса», 2012;
  • ALEKSANDR DEINEKA (1899-1969). An Avant-Garde for the Proletariat. Texts by Alessandro De Magistris, Ekaterina Degot, Manuel Fontán del Junco, Boris Groys, Fredric Jameson, Christina Kiaer and Irina Leytes. Fundación Juan March, Madrid, 2011;
  • EXHAUSTED HEROES: Ferdinand Hodler – Aleksandr Dejneka – Neo Rauch. [Каталог выставки], 2012

Примечания

  1. Могила А.А. Дейнека на Новодевичьем кладбище

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/73965

Дейнека Александр Александрович (1899–1969)

Выдающийся советский живописец, монументалист, график, скульптор. Член Союза художников СССР. Народный художник СССР (1963). Член Академии художеств СССР. Лауреат Государственной премии (1964). Автор крупных монументальных работ воспевающих успехи индустриализации, технического прогресса, воспитания физически и духовно здоровых молодых строителей социализма в СССР.

Александр Александрович Дейнека родился в Курске. Учился в Курском железнодорожном училище и одновременно ходил в небольшую художественную студию.

По рекомендации своих наставников в 1915–1917 годах он получил художественное образование в Харьковском художественном училище.

В 1918 году Дейнека работал фотографом в Угрозыске, стал руководителем секции ИЗО Губнадобраза, занимался оформлением агитпоездов, выпускал плакаты, принимал участие в театральных постановках.

В 1919–1920 годах Александр Дейнека по мобилизации служил в Красной армии, участвовал в обороне родного Курска от белогвардейцев, но не забывал о своём призвании – постоянно рисовал, руководил художественной студией при Курском политуправлении и Окнами РОСТА в Курске, выезжал на фронт в качестве художника агитационного театра.

Читайте также:  «крестьянские дети в поле», венецианов — описание картины

После службы начинающего талантливого художника командируют в Москву, где он получает возможность продолжить художественное образование во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении.

Там учится у знаменитых педагогов – известного живописца, графика и театрального декоратора Игнатия Нивинского и другого, ничуть не менее прославленного художника, сценографа, книжного иллюстратора, основателя советской ксилографии и теоретика живописи – Владимира Фаворского.

В становлении живописной манеры Дейнеки также важную роль сыграли европейские мастера, прежде всего представители немецкого экспрессионизма.

Во время учёбы Дейнека общался с одной из самых масштабных и знаковых личностей в истории советского искусства 20-х годов – поэтом Маяковским. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие.

В 1925 году Дейнека стал одним из основателей крупнейшей творческой группы художников «Общество станковистов» (ОСТ). Это объединение в 20–30-х стало стилеобразующим, остовцы проповедовали высокую живописную культуру, основанную на безукоризненном рисунке и чётком понимании формы.

По мнению художников этого объединения, картина должна была стать абсолютно новой по пластическому языку и тематике, с прежними традициями не связанной.

Опираясь на идеи немецкого экспрессионизма, используя новейшие достижения русского и советского искусства (супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм), ведущие художники объединения создали новый передовой стиль советского искусства.

В творчестве Александра Дейнеки в полной мере воплотились идеи и художественные принципы мастеров ОСТа. Движение, подчеркнутая плакатность, любовь к ракурсам и противопоставлениям, аскетизм колорита и графичность рисунка, становятся своего рода «визитной карточкой» художника.

Занимался прикладной графикой, в 1921 году проиллюстрировал альбом «Третьему конгрессу Коминтерна», много работал в журнальной графике («Безбожник у станка», «Даёшь», «Искорка», «Искусство в массы», «Красная нива», «Красная панорама», «Прожектор») и в свою живопись привнес чисто графическое понимание формы.

Картины этого периода отличает динамика, выверенная острая композиция организованная линейным ритмом, монументальность и лаконичность подчёркивается аскетичной палитрой («На стройке новых цехов», 1926). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).

Находясь в ОСТе Дейнека между тем, являлся противником программы чисто «производственного искусства», в 1928 году Дейнека вышел из ОСТа и стал членом художественного объединения «Октябрь», а в 1931–1932 – членом ультраправой группировки «Российская ассоциации пролетарских художников» (РАПХ).

В 1930-е годы А.

Дейнека создал выразительные, лаконичные в цветовом и композиционном отношении индустриальные плакаты: «Мы читаем» (1925), «Даешь» (1929), «Колхозник, будь физкультурником» (1930), «Мы требуем всеобщего обязательного обучения» (1930), «Ударник, будь физкультурником» (1930), «Механизируем Донбасс» (1930), «Китай на пути освобождения от империализма» (1930), «Даешь советский дирижабль» (1930), «Увеличим промышленное садоводство и огородничество» (1930), «Выполним социалистический договор!» (1930), «Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу» (1931), «Превратим Москву в Образцовый Социалистический Город Пролетарского Государства» (1931), «Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов» (1931), «Кто больше кто лучше» (1931), «Надо самим стать специалистами… Сталин» (1931), «Полный ход!» (1932), «Физкультурница. Дискоболка» (1933), «Художественная выставка 15 лет РККА» (1933), «Здоровый дух требует здорового тела» (1939).

Большинство этих плакатов мало чем отличаются от картин мастера конца 20-х – начала 30-х годов; художник использует те же композиционные приёмы, большие живописные полотна имеют много общего в колористическом плане с первыми и отличаются лишь небольшими чисто техническими особенностями связанными скорее с различием используемых материалов и размеров, чем с художественными задачами.

В плакатах Дейнеки очень здорово использованы приемы строго продуманной и построенной многоплановой композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным плоскостным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенными схематично типизированными человеческими образами.

Эти плакаты впоследствии послужили эталоном для многих художников 30-х – 40-х годов работающих в этом направлении советского агитационно-массового искусства, соратники по ОСТу и плакатисты молодого поколения, в той или иной степени находились под влиянием творчества Дейнеки; использовали в своих работах композиционные и другие находки мастера, несомненно, привнося и своё в развитие искусства агитационного плаката (В. Люшин, Е. Зернова, Ю. Пименов, Н. Ватолина, Т. Ерёмина, П. Караченцов, А. Кокорекин и другие).

В 1931 появились очень разные по своему настроению и тематике произведения: «На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов». Новый этап в творчестве Дейнеки начался в 1932 году, с этого времени изобразительный язык художника меняется.

Его живопись становится менее графичной, колорит становится разнообразнее, краски насыщенней, в его творчестве появляются лирические мотивы. Самой значительной работой этого периода является картина «Мать» (1932).

В эти же годы художником были созданы поэтичности произведения: «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами» (1933), «Купающиеся девушки» (1933), «Полдень» (1932) и другие.

С начала 1930-х Дейнека обращается к теме авиации («Парашютист над морем», 1934), иллюстрации к детской книге летчика Г. Ф. Байдукова «Через полюс в Америку» (вышла в свет в 1938). Он написал ряд живописных работ, одна из самых романтических – «Будущие лётчики» (1937).

Историческая тема нашла свое воплощение в монументальных произведениях, посвящённых в основном дореволюционной истории. Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке (не реализовано).

К числу наиболее значительных работ конца 1930-х – начала 1940-х относится «Левый марш» (1940).

Зимой и весной 1935 года Александр Дейнека совершил большое заграничное путешествие, с выставкой советского искусства он провел три месяца в США, посетил Италию и Францию. Художник много работал и привёз из поездки значительный графический и живописный материал.

В этих работах заметно, как в каждой из стран художник находил свои особенности, фиксировал то неповторимые ритмы Америки, то праздничную атмосферу Парижа, то римскую повседневность.

Здесь сказывается удивительная объективность мастера, умение погрузиться в стихию жизни и объективно отразить ее без идеологической предвзятости.

Особенно выделяется американская серия живописных пейзажей и портретов, рисунков и шаржей, на основе многих в 1935 году были созданы замечательные произведения: «Американка», «Американский пейзаж», «Бейсбол», «Вашингтон. Капитолий», «Дорога в Маунт-Вернон», «Негритянский концерт», «Нью-Йорк», «Филадельфия», «Филадельфия. Старая площадь», «Нью-Йорк. Центральный Парк», «Юноша-негр».

В годы Великой Отечественной войны Дейнека создал ряд выдающихся произведений.

Особенно выделяются в этом ряду наполненная драматизмом, особым героическим пафосом картина «Оборона Севастополя» (1942 ) и, пронизанное внутренним напряжением, полотно «Окраина Москвы. Ноябрь 1941» (1941).

Выполнял агитационные плакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Известен его плакат 1942 года «По всей стране от края и до края встает на пост подруга боевая»

Как монументалист Александр Дейнека выполнил ряд значительных работ мозаики московских станций метро «Маяковская» (1939), «Новокузнецкая» (1943); панно и росписи в Центральном академическом театре Российской армии (1940); мозаики «Утро» (1949), «Лыжники» (1950), «Хоккеисты» (1959–1960), «Рабочее утро» (1959–1960), «Красногвардеец» (1962), «Доярка» (1962); витраж «Баскетбол (1964).

На протяжении всей творческой жизни А. Дейнека вёл преподавательскую деятельность в Москве во ВХУТЕИНе (1928–1930), в Московском полиграфическом институте (1928–1934), в МГАХИ имени В. И.

 Сурикова (1934–1946, 1957–1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945–1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953–1957). Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962–1966), академиком-секретарем (1966–1968) отделения декоративных искусств АХ СССР.

 В 1976 году именем художника названа улица в микрорайоне КЗТЗ города Курск и Курская областная картинная галерея.

Картины, графика, скульптура и плакаты А. А. Дейнеки находятся в собраниях: Государственной Третьяковской галереи, ГРМ, Курской картинной галереи им. А. А. Дейнеки (ККГ), Института русского реалистического искусства (ИРРИ), Государственной российской библиотеки, Музее современной истории России, региональных музеях и частных коллекциях.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Источник: http://tramvaiiskusstv.ru/plakat/spisok-khudozhnikov/item/40-dejneka-aleksandr-aleksandrovich-1899-1969.html

Ссылка на основную публикацию