Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по изобразительному искусству на тему: » «Афинская школа»- величайшая из фресок Рафаэля Санти»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
«Афинская школа» -величайшая из фресок Рафаэля Санти Учитель ИЗО Пономарева Е.Г.
2 слайд Описание слайда:
Рафаэль Санти (1483—1520) Рафаэль — великий итальянский живописец, график и архитектор эпохи Высокого Возрождения
3 слайд Описание слайда:
В творчестве Рафаэля с наибольшей ясностью воплотились гуманистические идеалы Высокого Возрождения о прекрасном и совершенном человеке, живущем в гармонии с миром, характерные для эпохи идеалы жизнеутверждающей красоты.
4 слайд Описание слайда:
Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. В 1500-1504 годах Рафаэль, по свидетельству Вазари, учился у художника Перуджино в Перудже.
Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (“Сон рыцаря”, Национальная галерея, Лондон; “Три грации”, Музей Конде, Шантийи; “Мадонна Конестабиле”, Эрмитаж, Санкт-Петербург; все — около 1500-1502). Сон рыцаря Мадонна Конестабиле
5 слайд Описание слайда:
С 1504 года Рафаэль работал во Флоренции, где познакомился с творчеством Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео, занимался изучением анатомии и научной перспективы. Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Мадонна со щеглом Мадонна Грандука Свято семейство
6 слайд Описание слайда:
Картина «Сикстинская мадонна» принадлежит к числу наиболее прославленных произведений мирового искусства. В ренессансной живописи это, быть может, самое глубокое и самое прекрасное воплощение темы материнства. Полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля
7 слайд Описание слайда:
В1508 году папа Юлий II пригласил Рафаэля в Рим. Здесь художник должен был расписать станцы (парадные залы) Ватиканского дворца.
Станца делла Сеньятура Рафаэлем была расписана, передавая в живописных образах четыре сферы умственной деятельности человека: «Диспут» (богословие), «Афинская школа» (философия), «Парнас» (поэзия) и «Мудрость, Мера, Сила»(правосудие) Диспут Мудрость, Мера, Сила Парнас
8 слайд Описание слайда:
«Афинская школа» — великое произведение Рафаэля. Хотя все фрески, украшающие станцы Рафаэля, достойны звания шедевров, лучшей их них искусствоведы и историки называют работу «Афинская школа»
9 слайд Описание слайда:
«Афинская школа», как начали называть эту фреску спустя много лет после написания, изображает Академию, основанную Платоном в Афинах в IV веке до н. э. Художник избирает фоном величественное здание, выдержанное в классическом римском стиле.
Подобное строение казалось ему более подобающим местом для рождения высоких идей Возрождения, чем любой природный пейзаж.
В нишах у мощных устоев помещены статуи бога музыки Аполлона и Минервы, богини мудрости, покровительницы всех учебных заведений.
10 слайд Описание слайда:
В центре, среди персонажей, изображены идущие вперед, прямо на зрителя, Платон и Аристотель. Философы увлечены спором. Первый указывает на небо, которое, как он считал, определяет всю человеческую жизнь, второй простирает руку к земле. В их осанке, в походке разлито поистине царственное величие, так же как на лицах их мы ощущаем печать великой мысли
11 слайд Описание слайда:
ПЛАТОН (428-347гг.до н.э.) Плато́н — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Согласно Платону, философия есть высшая наука, которая воплощает в себе чистое стремление к истине. Она – единственный путь к познанию себя, Бога и к истинному счастью.
12 слайд Описание слайда:
Около 387 г. до н.э. Платон основал философскую школу в Афинах. Она располагалась в роще, посвященной греческому герою Академу — отсюда произошло и ее название: ученики школы и последователи Платона стали называться академиками. Всего Академия просуществовала 915 лет. Прототипом Платона в рафаэлевской композиции явился великий художник Леонардо да Винчи.
13 слайд Описание слайда:
АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг.до н.э.) Аристотель – наиболее влиятельный древнегреческий философ и ученый, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Признавал шарообразность земли, луны и небесных тел Был сторонником собственной геоцентрической системы мира
14 слайд Описание слайда:
Сократ 469 – 399 гг.до н.э. Сокра́т древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии.
Своим методом анализа понятий (майевтика,диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Воин, облаченный в шлем – это Александр Македонский.
Он внимательно слушает великого Сократа, а тот загибает на руках пальцы, рассказывая нечто удивительное.
15 слайд Описание слайда:
ПИФАГОР (570-490 гг. до н.э.) Пифагор Самосский (древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Теорема Пифагора играет важную роль в современных измерениях и технологическом оборудовании Слева на картине — склонившийся на колено с книгой в руках Пифагор с учениками.
16 слайд Описание слайда:
Эвклид ( 365-300 г. до н.э.) Евклид – древнегреческий математик. Автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике. Его главная работа «Начала»содержит изложение планиметрии, стереометрии и ряда вопросов теории чисел. Справа, тоже в окружении учеников, Эвклид; низко нагнувшись, он чертит циркулем на лежащей на полу грифельной доске.
17 слайд Описание слайда:
Зороастр и Птолемей Правее этой группы — Зороастр и Птолемей (в короне), каждый из них держит в руке сферу. Зороастр, основатель религии древних персов, известной под названием маздеизма, — личность полумифическая.
Птолемей Клавдий (около 90 — около 160), великий древнегреческий ученый. Геометр, астроном и физик.
Птолемей разработал так называемую геоцентрическую систему мира, согласно которой все видимые движения небесных светил объяснялись их движением вокруг неподвижной Земли.
18 слайд Описание слайда:
Диоген (ок. 400-325 до н. э.
) Словно нищий на ступенях храма — одинокий Диоген, отстраненный от мирской суеты и дискуссий По преданию, древнегреческий философ кинической школы Диоген Синопский жил в бочке, желая показать, что истинный философ, познавший смысл жизни, уже не нуждается в материальных благах, столь важных для обычных людей. Киники полагали высшей нравственной задачей человека максимально ограничить свои потребности и вернуться, таким образом, к своему «естественному» состоянию.
19 слайд Описание слайда:
Гераклит 544 –483 до н.э. Гераклит-древнегреческий философ-материалист, один из крупнейших представителей ионийской школы философии. Первоначалом всего сущего считал огонь. Для изображения Микеланджело художник выбрал образ Гераклита и нарисовал его как человека, который, оперевшись на куб, сидит в задумчивой позе.
20 слайд Описание слайда:
Гипатия 370- 415 гг. Гипа́тия (Ипа́тия) Алекса́ндрийская,самая известная женщина-ученый, математик, астроном и философ.
Она приобрела такую ученость, что превзошла современных себе философов, была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки.
Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. Любимая Рафаэля Форнарина олицетворяет Гипатию.
21 слайд Описание слайда:
Рафаэль и Садома У самого края фрески Рафаэль изобразил себя и живописца Содому, начавшего до него работу в этой станце.
22 слайд
23 слайд Описание слайда:
Выдающиеся философы , ученые и художники былых эпох, представшие перед нами на фреске «Афинская школа», стремились проверить алгеброй гармонию, обуздать творческие эмоции точным математически расчётом.
Они понимали, что наука и искусство — две грани одного и того же процесса — творчества.
Эта фреска наглядно нам показывает, как тесно связаны между собой точные и гуманитарные науки, прославляет мощь человеческого разума.
Общая информация
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-afinskaya-shkola-velichayshaya-iz-fresok-rafaelya-santi-1219033.html
Афинская школа
Искусство Италии 16 века. Высокое Возрождение. Фреска художника Рафаэля Санти «Афинская школа» имеет и другое название – «Философские беседы». Размер фрески, длина основания 770 см.
После переезда в Рим в 1508 году Рафаэлю были поручены росписи апартаментов папы – так называемых станц (то есть комнат), которые включают три помещения во втором этаже Ватиканского дворца и смежный с ними зал.
Общая идейная программа фресковых циклов в станцах, по замыслу заказчиков, должна была служить прославлению авторитета католической церкви и ее главы – римского первосвященника.
Наряду с аллегорическими и библейскими образами в отдельных фресках запечатлены эпизоды из истории папства, в некоторые композиции введены портретные изображения Юлия II и его преемника Льва X. Часто сам выбор сюжетов фресок носит в себе определенное иносказание. Но образное содержание рафаэлевских композиций не только шире этой официальной программы, но по существу своему противоречит ей, выражая идеи общечеловеческого гуманистического содержания.
В этом отношении показателен общий замысел первой из расписанных Рафаэлем станц – так называемой Станцы делла Сеньятура (что в переводе означает комната подписи – здесь скреплялись печатью папские указы).
По-видимому, в составлении программы ее росписи участвовал кто-либо из группировавшихся вокруг папского двора представителей гуманистической мысли.
Тема росписи – четыре области духовной деятельности человека: богословие представляет фреска «Диспута», философию–«Афинская школа», поэзию–«Парнас», правосудие – «Мудрость, Умеренность и Сила».
На своде над каждой фреской помещена в круглом обрамлении аллегорическая фигура, символизирующая каждый из этих видов деятельности, а в угловых частях свода – небольшие композиции, также связанные по своей тематике с содержанием соответствующих фресок.
Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля вообще следует признать «Афинскую школу». Эта композиция художника – одно из самых ярких свидетельств торжества в ренессансном искусстве гуманистических идей и их глубоких связей с античной культурой.
В грандиозной анфиладе величественных арочных пролетов Рафаэль представил собрание античных мыслителей и ученых. В центре, среди персонажей, группирующихся у мощных арочных устоев, в нишах которых помещены статуи Аполлона и Минервы, изображены Платон и Аристотель.
Их жесты – первый указывает на небо, второй простирает руку к земле – дают представление о характере их учения. Слева от Платона – Сократ, беседующий со слушателями, среди которых выделяется молодой Алкивиад в панцире и шлеме. Прямо на ступенях, словно нищий у лестницы храма, непринужденно расположился основатель школы циников Диоген.
Внизу на первом плане – две симметрично размещенные группы: слева – склонившийся на колено с книгой в руках Пифагор с учениками; справа, тоже в окружении учеников, гибких прекрасных юношей, – Эвклид (или Архимед); низко нагнувшись, он чертит циркулем на лежащей на полу грифельной доске.
Правее этой группы – Зороастр и Птолемей (в короне), каждый из них держит в руке сферу. У самого края фрески Рафаэль изобразил себя и живописца Содому, начавшего до него работу в этой станце. На первом плане, чуть смещенным от центра влево представлен сидящим в глубокой задумчивости Гераклит Эфесский.
Фигуры в «Афинской школе» крупнее, чем в «Диспуте», и вся фреска в целом выглядит монументальнее. Особую выпуклость приобрели характеристики действующих лиц. Платон и Аристотель оказались духовным средоточием этого собрания не только благодаря своему центральному положению в композиции, но и значительностью образов.
В их осанке, в походке разлито поистине царственное величие, так же как на лицах их мы ощущаем печать великой мысли. Это наиболее идеальные образы фрески; недаром прототипом Платона в рафаэлевской композиции явился человек столь незаурядного внешнего облика, как Леонардо да Винчи. Облик некоторых других философов и ученых в большей мере наделен чертами жизненной характерности.
Так, в образе Эвклида, занятого решением какой-то геометрической проблемы, изображен архитектор Браманте с его мощным, увеличенным лысиной лбом.
Великолепен по своей лаконичной выразительности образ стоика Зенона, помещенного вверху в правой части фрески: уже в одном силуэте его закутанной в темный плащ фигуры, отделенной интервалами от других персонажей, передано ощущение его духовного одиночества.
II наконец, захватывающий своей поэтической силой образ Гераклита, вдохновленный пророками Микеланджело с плафона Сикстинской капеллы. По предположению некоторых исследователей, в сумрачном Гераклите Рафаэль запечатлел облик самого Микеланджело. Но как ни выразительна индивидуальная обрисовка героев, не менее важно то, что характерная для «Афинской школы» общая атмосфера высокого духовного подъема выражена во всем изобразительном строе фрески.
Важную роль в достижении этого впечатления играет характер среды окружающей участников сцены. Если в «Диспуте» в симметрии и геометрической правильности ее верхней части есть оттенок как бы предустановленной свыше гармонии, то реальная среда «Афинской школы» –величественная архитектура – воспринимается как деяние разума и рук человеческих, как реализация его высокой творческой мысли.
В то время как в персонажах «Диспуты» присутствует – в соответствии с ее идеей – оттенок благоговейного созерцания перед лицом высшей истины, героям «Афинской школы» присуща особая внутренняя активность, повышенная духовная энергия. Зрителя захватывает чувство безраздельной мощи человеческого разума, объемлющего весь мир.
Выразительность отдельных образов и групп в «Афинской школе» усилена композиционными средствами. Так, несмотря на то, что Платон и Аристотель изображены на втором плане, среди множества других участников сцены, Рафаэль достиг их четкого выделения благодаря тому, что наиболее удаленная из арок величественной анфилады охватывает только две эти фигуры.
Но еще более важно, что оба они изображены не стоящими на месте, а идущими вперед, прямо на зрителя. Их торжественная поступь, словно неразрывно связанная с движением могучих архитектурных масс и арочных пролетов, не только придает главным героям фрески функции динамического центра композиции, но и сообщает им повышенную силу образного воздействия.
Начавшееся из глубины, это движение как бы разрешается в плоскости, распространяясь вширь и гармонически завершаясь мощным арочным охватом полукруглого обрамления фрески.
Высказано предположение, что архитектурный фон «Афинской школы» навеян проектом собора святого Петра, который в то время разрабатывал Браманте.
Вне зависимости от того, восходит ли замысел фона к Браманте или принадлежит самому Рафаэлю, перед нами – самый классический из всех образов монументального зодчества Ренессанса, наиболее чистое выражение самого духа Высокого Возрождения, к сожалению, в таких масштабах не получившее практической реализации в архитектуре того времени.
Что касается колорита «Афинской школы», то в соответствии с характером образов и преобладанием линейно-пластических средств выразительности, предметные качества цвета и его самостоятельная выразительность отступают в этой фреске на второй план.
Перейти к следующей работе мастера ►
Источник: http://smallbay.ru/artreness/raffaello08.html
Афинская школа — 1509-1510 Рафаэль Санти картины
Сентябрь 29, 2012
„«Афинская школа» представляет собой своеобразную поэму, посвященную всем областям человеческого знания. Поэтому настолько объемную, что ее можно сравнить разве что с «Раем» Данте, да и это сравнение оказывается слабым” Ф. де Санктис, 1870
Афинская школа
1509-1510; 770 см у основания; фрескаСтанца делла Сеньятура, Ватикан
Вскоре после прибытия в Рим в 1509 году Рафаэль по поручению папы Юлия II начинает работу по оформлению фресками парадных комнат папского дворца, получивших название ватиканских станц (stanza — итал.: комната).
Количество станц было огромным, поэтому над росписями трудилась целая армия именитых художников, однако вскоре остался лишь Рафаэль в компании нескольких учеников. Причиной увольнения в одночасье более чем двадцати художников послужило… плохое настроение Юлия II.
Оформление станц осуществлялось согласно тщательно разработанной программе под девизом «Vero, Bene, Bello», что означает «Истина, Добро, Красота».
Вазари сообщает, что Папа регулярно наведывался в станцы и лично контролировал ход работ. Однажды он в очередной раз осмотрел одну из фресок Рафаэля, а потом оценил то, что было выполнено другими.
И внезапно взорвался: «Приказываю немедленно сбить всю эту мерзость, которую они здесь намалевали!» Затем, повернувшись к Рафаэлю, он тихо произнес: «А ты работай, мой мальчик. Ты один знаешь, как это надо делать».
Фреской, вызвавшей столь лестную оценку Папы, как раз и была «Афинская школа».
В центре изображены греческие философы Платон (указывающий на небо) и Аристотель (держащий руку параллельно земле), которые рассуждают о философских категориях души и разума. Платона Рафаэль наделил чертами своего великого современника Леонардо да Винчи.
Слева вверху изображены Сократ и Ксенофан; чуть ниже, в лавровом венке на голове пристроился беззаботный Эпикур, советовавший получать удовольствие от каждого прожитого дня, рядом — Пифагор, что-то помечающий в большой книге.
Справа внизу, согнувшись над доской, что-то чертит Эвклид, явно похожий на архитектора Браманте, рядом расположился Зороастр с глобусом…
Вторым справа внизу Рафаэль изобразил самого себя в черном берете, а одинокая фигура Гераклита, сидящего на переднем плане, опершись на левую руку — это портрет Микеланджело, который явился знаком уважения Рафаэля к своему конкуренту, как раз в то время расписывавшему свод Сикстинской капеллы.
«Афинская школа» — аллегория, представляющая своеобразный Храм ученых, идею создания которого Рафаэль почерпнул в одной из работ известного философа-гуманиста Марсилио Фицино (1433-1499).
(1483-1520) Рафаэль
Поделиться ссылкой в социальных сетях
«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях.
«ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей.
Добавляйте знания и делитесь ими!
Знаете ли вы … …азы шампанского?
Шампанское изобрели англичане, а вовсе не французы, как принято думать. Вкус к «шипучке» у англичан ещё с XVI века, когда они завозили из провинции Шампань зелёное «плоское» вино и добавляли в него сахар и патоку, дабы оно забродило.
Источник: http://www.filoli.ru/artists/038-raphael/afinskaya-shkola.php
«Афинская школа» Рафаэля. Кто изображен на фреске?
В конце 1508 года римский папа Юлий II поручает молодому художнику Рафаэлю Санти из Урбино расписать одно из помещений Ватиканского дворца, ставшее известным под названием Станца делла Синьятура. Почему такую значительную работу доверили 25-летнему художнику, обойдя мастеров более опытных и знаменитых? Сложно сказать. Вероятно, благодаря покровительству Браманте, папского архитектора. Того самого, который спроектировал и начал строить собор Св. Петра. Правда, чтобы после смерти придворного зодчего его закончить, пришлось выгонять ещё трех архитекторов (включая Рафаэля) и подряжать Микеланджело, который (страшно ругаясь) всё-таки воплотил великий замысел в реальность. Хоть и со значительными коррективами. Но об этом как-то в другой раз.
А пока о росписи Станца делла Синьятура. Рисовать, как мы уже знаем, должен был Рафаэль. А вот для разработки темы и идеи росписи — была призвана специальная комиссия из теологов, философов и прочих экспертов.
Гиганты мысли постановили: на двух глухих (почти) стенах прославить философию («Афинская школа») и теологию («Диспут»); на стенах с дверями — искусства («Парнас») и юриспруденцию с прочими социально-полезными навыками («Добродетели и закон»).
Но комиссия не досмотрела. Нет, профессиональные навыки у Рафаэля были на высоте. Просто у него ещё было чувство юмора. И идеи. Ладно, художник никому не признался, что в «Диспуте» нарисовал отлученного от церкви Савонаролу. Как то проскочило.
А вот когда Юлий II пришел осматривать начатые «Добродетели и закон»… он увидел дряхлого бородатого старца на папском троне, подозрительно похожего на него самого.
— Неужели я выгляжу таким дряхлым?! — грозно вопросил иерарх.
Ответом ему было молчание — ибо всем было прекрасно известно, что неверный ответ очень даже может быть наказан увесистым папским посохом. Самые сообразительные придворные начали выталкивать пред грозные очи Рафаэля: сам, мол, нарисовал — сам пусть и отдувается.
— Ваше Святейшество! — сообщил художник — Это образ Вашего предшественника, Григория IX. А так как его мудрость и его великие деяния подобны Вашим — то ничуть не удивительно, что он и обликом своим немного напоминает Вас!
Судя по тому, что Юлий II после этого передал Рафаэлю заказ на роспись остальных залов дворца (прогнав предварительно уже приступивших к работе живописцев) — объяснением он остался доволен.
«Я всё могу объяснить!» — очень хорошая фраза… если действительно можешь. Хотя — если припомнить бурную, запутанную и многогранную личную жизнь художника — у Рафаэля была большая практика все-объяснений.
Так или иначе, но «Афинскую школу» он рисовал, обладая определённой свободой действий. Он нарисовал много архитектуры в античном духе (так, как тогда это понимали). Говорят, что изображенная на фреске постройка очень похожа на проект собора Св.
Петра авторства Браманте.
Рафаэль очень любил архитектуру и хотел быть архитектором; у него, правда, не очень получалось — он не мог понять, почему такая красивая, тонкая, ионическая колонна не может удержать пышную, массивную, торжественную римскую арку (его патрон, Браманте, надо заметить, тоже не очень хорошо это понимал). Но, тем не менее, он рисовал очень красивые здания. С прекрасными декоративными деталями — и в «Афинской школе» он не забыл установить статуи Аполлона и Афины, покровительствовавших мудрости, философии, наукам и искусствам.
И в этой пышной декорации он разместил множество спорящих, дискутирующих, читающих, пишущих и слушающих философов.
Начнем с центральных фигур. Это Платон и Аристотель. Платон показывает пальцем на небо: мол, идея! Аристотель же простер руку над землёй — нет, материя, природа, изучение, классификация! (Говорят, что от Платона произошли гуманитарии, а от Аристотеля — технари).
Помните, я упоминал об Рафаэлевом чувстве юмора? Так вот: у Платона — голова Леонардо да Винчи, а у Аристотеля — голова флорентийского архитектора Джулиано да Сангалло, считавшегося лучшим зодчим Италии (что, по всей вероятности, не очень понравилось Браманте, враждовавшему с Сангалло и перехватившего у него — благодаря интриге — заказ на собор Св. Петра).
Чуть ниже — в голубом хитоне — полулежит на лестнице Диоген. Перед Диогеном, опираясь на мраморный куб, что-то пишет многомудрый Гераклит… с головой Микеланджело. Возможно, автор хотел намекнуть на то, что воззрения Микеланджело столь же неясны и темны, как и философия Гераклита.
Лично мне интересно, почему Рафаэль обрядил Буонаротти в «варварские» сапоги вместо классических и приличных сандалий. Хотя, говорят, Микеланджело остался своим портретом доволен. Даже похвалил его. Вслух. «Хорошо, что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпу этих болтунов» — проворчал он. Поверьте, в устах Микеланджело это было самой настоящей похвалой.
За синьором Буонаротти стоит Парменид. Рядом с Парменидом — таинственная фигура в белом.
Существуют следующие версии: сам Рафаэль (боюсь, что даже для него два автопортрета на одной картине — это слишком); Франческо делла Ровере, аристократ и кондотьер (об особой дружбе его с Рафаэлем ничего не известно, мало того, есть намеки на то, что у Рафаэля были к нему серьезные кровные претензии); Маргарита Лути, Форнарина (Булочница), любовница Рафаэля — думаю этот вариант самый вероятный. Хотя интересно, что художник сказал по этому поводу папе Юлию? Ближе к нам, с пером и книгой, сидит Пифагор; подглядывают у него из-за спины Боэций (по другим версиям Анаксимандр или Эмпедокл) и… араб Аверроэс (он же ибн-Рушд). Дальше, слева — обосновалась исключительно теплая компания. Это Эпикур в венке из плюща (каковой венок был символом Вакха) и Зенон Китийский, стоик. Прекрасное соседство — веселый жизнелюб и мрачноватый (хоть и язвительно-остроумный) аскет. Дальше (если двигаться по часовой стрелке) заметная группка из шести человек. Главный в ней — Сократ, настойчиво что-то объясняющий внимательным слушателям. Среди слушателей должны находиться: Тимон, Ксенофонт, Антисвен и Алкивиад (которого можно узнать по богатому шлему). Обратите внимание, что адепты этической философии, «лирики», группируются на стороне Платона; передний план занят фигурами «неформатными» — или теми кто в равной степени занимался и этикой, и физикой; или те, кто занимался вообще непонятно чем — как Диоген или Гераклит. А справа — группируются «физики». На переднем плане — Евклид, измеряющий что-то циркулем перед компанией молодежи. Евклида изображает Браманте. Рядом с ним стоят два странных персонажа — в короне и с глобусом (Птолемей) и с небесной сферой (Зороастр, как утверждают). Зороастр затесался в компанию физиков благодаря тому, что считался родоначальником вавилонских магов; каковые, в свою очередь, стояли у истоков астрологии и астрономии. Над Зороастром в гордом одиночестве возвышается Плотин (с головой Донателло). С нашей, современной, точки зрения компания физиков ему не очень-то подходит; но, учитывая влияние неоплатонизма на Св. Августина… в общем, теология в те времена — это вам не философия, а тоже точная наука :).
И, наконец-то, самое главное. Взгляните на колонну справа, рядом с Птолемеем. Видите между ним и колонной личность в белом плаще и шапке? А из за неё выглядывает молодой человек в тёмном берете? Так вот: это Рафаэль. Говорят, что он скромно изобразил себя в виде… Апеллеса.
Источник: https://tempora.club/afinskaya-shkola-rafaelya/
Афинская школа Рафаэля Санти — описание картины, филосовы изображенные ней
Содержание статьи:
- 1. Список философов и других персонажей
- 2. Описание и фрагменты
Рафаэль Санти – художник, график, архитектор эпохи Ренессанса. Считается одним из выдающихся представителей умбрийской школы.
Свою фреску «Афинская школа» великий Рафаэль Санти написал в период с 1509 по 1511 года. Его из Флоренции в Рим пригласил папа Юлий II для оформления парадных залов Папского дворца. Рафаэль оформил в дворце три зала.
Станцу делла Сеньятура украшает его шедевр «Афинская школа».
Написана картина очень легко, воздушно, несмотря на то что на ней изображено более пятидесяти персонажей, нет ощущения толпы или сдавленности, настолько все пропорционально, настолько все гармонично на ней расположено.
Все фрески в этом зале объединены одной темой – духовная деятельность человека. В эпоху Ренессанса развивается классический гуманизм. Основой своей идеей он ставит изучение человека и его духовной деятельности. В станце четыре фрески воспевающих, как раз-таки ее: философия, богословие, правосудие, поэзия.
Картина воспевает науку, философию и несмотря на то, что она называется «Афинская школа», на ней изображены не только афинские научные светила. Скорее название картины, которое она получила уже намного позже своего создания, показывают тенденцию обращения эпохи Высокого Ренессанса к античной культуре и к науке в целом, которые были забыты в средневековье.
Помещение школы изображено не в древнегреческом, а в древнеримском стиле. Во время работы Рафаэля над станцами в Ватикане шли большие строительные работы, при которых были обнаружены древние сооружения. Вдохновленный ими художник изобразил монументальное здание с пышной отделкой, и строгой симметрией.
В центре картины аркада, которая акцентирует внимание на двух философах – Платоне и Архимеде. Считается, что ступени лестницы символизируют этапы познания.
Список философов и других персонажей
Афинская школа. Список философов и других персонажей
- 1. Леонардо да Винчи в образе Платона и Аристотель
- 2. Пифагор
- 3. Диоген Синопский
- 4. Микеланджело в образе Гераклита
- 5. Автопортрет
- 6. Эпикур
- 7. Александр Македонский
- 8. Сократ
- 9. Евклид
Философы изображены не только из разных стран, но жили в разное время. Получается, что изображено идеальное общество античных мыслителей. Все действующие лица разбиты на группы, все люди изображены в действии. Центром картины являются, как уже писалось выше, Платон и Аристотель. Платон изображен с поднятой вверх рукой, что указывает на идеалистическое направление его мысли. Аристотель вдоль земли, ладонью вниз – ведь он основатель материализма. В образе Платона нам предстает Леонардо да Винчи, с которым Рафаэль был хорошо знаком.
Описание и фрагменты
Сократ
Слева от Платона изображен его учитель Сократ, тоже идеалист. Сократ говорил о том, что не нужно познавать природу, нужно познавать человеческую натуру. Для него духовная сущность всего была важнее материального. Философ считал, что истину можно найти в споре или беседе. Поэтому он ходил по площадям и был всегда рад пообщаться с любым желающим. На картине он что-то рассказывает и объясняет – загибает пальцы. Его внимательно слушают окружившие люди. В том числе, ученик Аристотеля Александр Македонский.
Пифагор
Внизу слева сидит Пифагор он пишет свой труд и за ним подглядывают и переписывают. Рядом арабский ученый, переводчик Аристотеля Аверроэс. Чуть дальше трудится над своей работой Эпикур, его Рафаэль изобразил в венке из виноградных листьев. Ведь он утверждал, что от жизни нужно получать удовольствие, наслаждаться каждым днем.
Микеланджело
Внизу, в центре облокотившись на куб, в образе Гераклита перед нами предстает свободолюбивый и дерзкий Микеланджело. А как мы помним, Гераклит считал огонь первоэлементом мироздания. Философ нарисован той же манерой, в которой писал и сам Микеланджело.
Развалившись на ступенях отстраненно о чем-то, размышляет поклонник аскетизма – Диоген. Справа мы видим Эвклида – математик, живший в Александрии, первым написал труд по Стереометрии, Планиметрии и теории чисел, так же ему приписывают два музыкальных труда.
Эвклид очень похож на архитектора Браманте. Архитектор трудился в Риме одновременно с Рафаэлем, в его планах было строительство грандиозного собора Святого Петра, к сожалению, он сумел воплотить только малую долю из этого.
Вокруг Эвклида собрались его ученики, он что -то чертит циркулем на дощечке, они наблюдают за ним и на их лицах видно, что идет осмысление полученных знаний.
Птолемей
В правом углу спиной к нам стоит Птолемей, он держит в руках земной шар, рядом астроном Зороастр, у него в руках небесный глобус. И только один человек смотрит с картины на зрителя — это сам Рафаэль. Художник не принимает участия в спорах и беседах, возможно, потому что не относит себя к таким великим мыслителем.
Многих из изображенных можно идентифицировать, среди толпы стоит Гипатия – женщина – ученый из Александрии, в ее образе перед нами предстает возлюбленная художника. Основоположник стоической школы – Зенон Китийский. Не все фигуры можно опознать, они остаются безымянными и в то же время символичными. Справа изображен писарь.
Написав его художник возможно хотел сказать, что все эти люди не были такими великими если бы не было такого безымянного человека, который когда-то записал их мысли. Слева в помещение врывается юноша его волосы и одежда тоже развиваются на ветру. И он несет в руках сверток и книгу. Это говорит о том, что он несет новую идею.
«Афинская школа» очень понравилась папе Юлию II еще до завершения работ. И он предложил расписать Рафаэлю еще несколько фресок. Это была очень объемная работа и Рафаэль набирает учеников. Таким образом сам художник рисует только эскизы и контролирует работу, а сами фрески были написаны его учениками.
Фреска Афинская школа считается величайшей не только в творчестве Рафаэля, но всей эпохи Высокого Ренессанса. Художник на тот момент в юношеском возрасте – ему было 25 лет.
Источник: https://wpainting.ru/rafael-santi/afinskaya-shkola-rafaelya-santi.html
Афинская школа
Афинская школа
Описание фрески Рафаэля Санти «Афинская школа»
В биографии великого итальянского живописца Рафаэля Санти важной датой является 1508 год, когда он покидает Флоренцию и переезжает в Рим, где пишет ряд работ для Ватикана. По поручению папы Юлия II, живописец украшает фресками его официальную резиденцию. Они посвящены не божественным темам, а деятельности человека. Самая известная из них – это «Афинская школа».
Фреска по праву считается лучшим произведением эпохи ренессанса. Утонченность и тщательная прорисовка каждой линии, удивительное сочетание цветов, плавные переходы, необыкновенная передача света и тщательно продуманный сюжет.
В единую композицию включено изображение свыше 50 выдающихся философов древнего мира, заложивших основы мировоззрения всего человечества.
Здесь Пифагор и Парменид, Аристотель, держащий в руках свой знаменитый трактат, и Платон, глубокомысленно изрекающий очередную мудрость.
В основу сюжета Рафаэль положил историю о знаменитой Платоновской Академии, созданной в 4 веке до н.э.
Она располагалась в красивом живописном месте пригорода Афин, где на свежем воздухе под сенью деревьев великие мыслители размышляли о мироздании.
В белоснежном древнем храме, залитым золотистым светом, разум побеждает глупость, в суждениях и предположениях отыскивается маленькое зернышко истины.
На фреске философы композиционно расположились небольшими группами и неспешно дискутируют о бытие, о двойственной природе человека, о бессмертии души. Здесь нет яростных споров и возвышенных диалогов, повсюду чувствуется гармония, умиротворение и получение истинного удовольствия от услышанных размышлений.
Рафаэль в «Афинской школе» провозглашает великую идею о мире и согласии между различными научными течениями и философскими воззрениями. Человеческое общество должно развиваться гармонично, где над всем царствует разум.
Рафаэль Санти «Афинская школа» (Станца делла Сеньятура) (1511).Фреска. 770 х 500 смАпостолический дворец Ватикан
До Станца делла Сеньятура Рафаэлю редко приходилось иметь дело с фресками, однако он на удивление уверенно сумел справиться со своей задачей и написал свою знаменитую ватиканскую фреску «Афинскую школу» (1509-1511), ставшую одним из величайших шедевров не только Рафаэля, но и всей живописи Ренессанса.
Эту монументальную фреску Рафаэль создал, когда ему было всего 25 лет, и она стала одним из шедевров эпохи Высокого Возрождения. Фреска изображает мир древних философов, чьи идеи вдохновляли художников Ренессанса. Под величественными цилиндрическими сводами вымышленного античного здания мы видим всех выдающихся философов древности, беседующих со своими учениками.
Именно такие беседы способствовали развитию философской мысли.
«Афинская школа», как начали называть эту фреску спустя много лет после написания, изображает Академию, основанную Платоном в Афинах в IV веке до н. э.
Рафаэлю, как и его современникам, было хорошо известно, что собрания этой Академии проходили под открытым небом, в оливковой роще. Но тем не менее художник избирает фоном величественное здание, выдержанное в классическом стиле.
Возможно, Рафаэль пришел к такому решению потому, что подобное строение казалось ему более подобающим местом для рождения высоких идей Золотого века, чем любой природный пейзаж.
А то, что изображенное на фреске здание по своей архитектуре ближе к классическому римскому, чем к греческому стилю, подчеркивает слияние двух культур, которое произошло в итальянском Ренессансе под влиянием философских идей Древней Греции.
При взгляде на фреску, основание которой расположено над дверью, изображенные на ней своды кажутся уходящими в бесконечность, хотя на самом деле высота фрески лишь вчетверо превышает человеческий рост.
Рафаэль выстраивает архитектуру изображенного на фреске здания по законам театра, и на этих подмостках, как на сцене, эффектно и гармонично располагает человеческие фигуры.
В изображении большей по размеру, чем человеческие фигуры, и расположенной над ними мраморной скульптуре греческого бога Аполлона применен контраст, что часто встречается в работах Микеланджело. Воплощение мужской красоты и разума, Аполлон был также богом музыки, что символизирует лира, которую он держит в руках.
В противоположном нефе в стенной нише стоит симметрично расположенная статуя Минервы, богини войны и мудрости, покровительницы всех учебных заведений. В своих работах Пифагор (ок. 580-ок. 500 гг. до н.э.) пытался связать математику и музыку, поэтому глубоко символично то, что его фигура изображена под статуей Аполлона.
На табличке в его руках начертаны математические формулы, с помощью которых он стремился описать музыкальную гармонию, что должно было стать ключом к познанию гармонии мира.
Платон использовал эти формулы для расчета гармонических пропорций души, и эта идея подробно изложена им в трактате «Тимей», с которым он и изображен на фреске.
На фреске Рафаэль нарисовал самого себя, а за своей спиной, возможно, портрет своего учителя, Перуджино. В этой же группе мы видим Птолемея, держащего в руке земную сферу. (Птолемей жил во II веке до н.э., был астрономом и утверждал, что Земля является центром Вселенной.
) Полагают, что фигура, держащая в руке небесную сферу, принадлежит персидскому пророку Зороастру. Полуобнаженная, сидящая на ступенях в крайне неудобной позе фигура — это греческий киник Диоген (ок. 400-325 гг. до н.э.), философия которого была основана на принятии аскетического образа жизни как единственного способа достичь истинной независимости и свободы.
Сам Диоген полностью отрицал все удобства и жил на окраине Афин в бочке из обожженной глины. Лысый математик Евклид (Вазари утверждает, что это портрет товарища Рафаэля, архитектора Браманте) демонстрирует начертанные на дощечке чертежи, которые должны подтвердить его геометрическую идею.
Студенты Евклида изображены, так, что по их жестам и выражению лиц мы можем проследить, на какой, стадии понимания мысли учителя находится каждый из них.
В искусстве Рафаэля вполне конкретное выражение обрел образ совершенного человека. Это — Аристотель в фреске «Афинская школа».
Не все фигуры на фреске можно идентифицировать со стопроцентной уверенностью, однако великих греческих философов Платона (427-347 гг. до н.э.) и его ученика Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) легко узнать по названиям книг, которые они держат в руках. Рука Платона обращена вверх, а рука Аристотеля — вниз, раскрытой ладонью к земле.
В этих жестах сконцентрированы их философские идеи — у Платона более абстрактные, у Аристотеля более практичные и логически обоснованные. Аристотель и Платон стоят рядом на верхней ступени лестницы. Три свода, следующие один за другим, обрамляют их. Внимание зрителя сразу же сосредоточивается на их фигурах. Они — центр композиции.
Левой рукой Аристотель держит свою «Этику», движением правой он как бы успокаивает вдохновенный пафос Платона.
Его фигура выступает легко и свободно. Благородство движений, мягкие изгибы плеч, рук и складок одежды, темные и светлые чередующиеся тона придают ей плавную размеренность, грацию и гармонию. Мягкость контура и раскрепощенность движений не умаляют величественности Аристотеля.
Они подчеркивают еще более могучую вертикаль фигуры Платона и в то же время придают образу Аристотеля больше человечности и необыкновенную живописность. Старец Платон с лицом Леонардо озарен вдохновением. Он похож на библейского пророка. Перстом указывая на небо, он вещает о мире идей.
Молодой еще, крепкий, Аристотель — прекраснейшее творение земли. Его лицо, повернутое в сторону Платона на фоне плывущих облаков, светится разумом и добротой. Спокойствие, умеренность, подлинная сила, повелевающая человеческими страстями, запечатлены в его образе.
Возносящий жест Платона и приземляющий — Аристотеля свидетельствуют о непрекращающемся споре. Что есть истина? О том же размышляют Сократ, Гераклит, Эзоп, Пифагор…
Но зачем сам Рафаэль в этом сонме мудрецов? Повернул к нам свое красивое, трогательно-доверчивое лицо, грусть в лице… Бесстрастно наблюдает, не желая участвовать в жарком разговоре, сшибке гигантских умов или принимает чью-то сторону…
? «Живопись является философией»,- говорил Леонардо да Винчи. Для Рафаэля живопись была философией красоты. В живописи он — великий идеалист и великий реалист одновременно. Потому так равноправно шествуют в «Афинской школе» Платон и Аристотель.
В этой фреске Рафаэля чувствуется влияние целого ряда более ранних работ других великих художников.
Одним из них был «Запрестольный образ Монтефельтро» работы Пьеро делла Франческа, который Рафаэль видел в родном Урбино, на котором Мадонна, младенец, святые, ангелы и донатор (заказчик) изображены в нефе классической церкви на фоне искусно расписанного свода.
Учитель Рафаэля Пьетро Перуджино использовал классический городской пейзаж в качестве фона при написании картины для Сикстинской капеллы «Христос вручает ключи апостолу Петру» точно так же, как делает это Сандро Боттичелли в своем «Поклонении волхвов».
Однако в своей работе Рафаэль идет дальше и усиливает внутреннюю гармоническую связь между архитектурой и человеческими фигурами, создавая для этого группы фигур, повторяющиеся в ритме архитектурного ансамбля. Центральные арки здания усиливают и подчеркивают основные фигуры — Платона и Аристотеля, и одновременно создают пустое пространство перед ними. Без арок общее впечатление от фрески было бы иным.
О картине:
Земная деятельность человека, гармония физического тела и духовного содержания на помпезных архитектурных фонах дворца, безупречное чувство ритма и пропорций. Трудно поверить, что 25-летний представитель Умбрийской живописной школы с преобладанием принципов раннего ренессанса смог выполнить столь глобальную работу.
На своей фреске Рафаэль Санти объединил всех известных в то время философов и мыслителей, начиная от Диогена, Гераклита и Эпикура и заканчивая учениками Платона и Сократа. Всего на фреске изображено свыше 50 фигур.
Изысканность и плавность линий, округлые контуры, сложные позы, ракурсы и сбалансированные по ритму композиционные формулы сочетаются между собой на фреске в работе великого Мастера.
Что послужило прототипом для написания картины?
Прототипом для «Афинской школы» послужила Академия, созданная Платоном в Афинах в IV веке до н. э., ученики которой проводили свои диспуты под открытым небом в оливковой роще.
В красивом, античном храме с воздушной и светлой архитектурой рождается истина, которая восторжествует над человеком, как и ярко-голубой небосвод, виднеющийся в системе арочных сводов над головами философов.
Что изображено на фреске?
«Истина рождается в споре» сказал древнегреческий философ Сократ.
Философы на фреске тоже спорят, но без обозначения победителя. Разнообразие личных человеческих мнений и отдельных философских течений объединил и изобразил на своей фреске Рафаэль Санти.
«Афинская школа» — истинное наследие, которое оставил для своих потомков художник Санти, назидательно демонстрируя правильную и полноценную человеческую деятельность.
Источник: https://8-poster.ru/pictures/Afinskaya_shkola/
Санти Рафаэль, «Афинская школа», «Сикстинская мадонна»
Рафаэль считается самым светлым и радостным художником эпохи Возрождения. Всем своим творчеством он воспевал красоту человека и физическую, и духовную. Человек прекрасен, считал живописец, у него сильное и красивое тело, добрая и отзывчивая душа, тонкий, всесторонне развитый ум. Таким гармоничным человеком был и он сам.
Рафаэль родился в городе Урбино, одном из центров художественной культуры Италии, в семье придворного живописца и поэта Джованни Санти, который и стал первым учителем будущего мастера. Оставшись в семнадцать лет сиротой, юноша переселился в Умбрию и стал учеником художника Перуджино, а в 1504 г.
перебрался во Флоренцию, где в то время работали великие Леонардо да Винчи и Микеланджело. Рафаэль многому научился у них.
Флорентийский период творчества Рафаэля называют «периодом мадонн»: настолько волнует в это время молодого художника образ Богоматери. Рафаэль пишет подряд несколько картин на эту тему. Все его изображения Мадонны полны необычайной юной прелести и гармоничного счастья материнства. В 1508 г.
по приглашению папы Юлия II Рафаэль приезжает в Рим и приступает к росписи станц – парадных залов Ватиканского дворца. В течение восьми последующих лет им были расписаны три зала. Лучшим из них считается «Зал Подписи» – Станца делла Сеньятура.
Каждую из четырех стен этого зала занимает фреска, посвященная определенной теме: богословию, поэзии, юриспруденции и философии.
На фреске «Афинская школа» изображен просторный, наполненный солнечным светом храм. У его входа возвышаются статуи Афины, богини мудрости, и Аполлона, бога красоты. В светлом проеме арки беседуют великие греческие философы Аристотель и Платон.
Аристотель протянул свою руку над землей, утверждая материальную сущность природы, а Платон указывает рукой на небо, подчеркивая духовное начало всего сущего.
Под сводами храма расположились в характерных позах и другие мыслители древности со своими учениками: жестикулирующий Сократ, растянувшийся в свободной позе Диоген, погруженный в чтение книги Пифагор.
Многим из ученых древности Рафаэль придал облик своих современников, символизируя преемственность знаний и духовного опыта. Мир, созданный на фреске «Афинская школа», – это воплощение представлений Рафаэля о совершенном обществе и идеальном человеке.
Фреска «Диспута» выполнена на богословскую тему и посвящена триумфу христианской религии. В центре композиции находятся Бог Отец, Иисус Христос, Богоматерь и Иоанн Креститель. По обе стороны от них расположились на облаках христианские святые. Они олицетворяют собой торжество церкви на небесах.
В нижней части фрески, по обе стороны от алтаря, художник разместил в разнообразных позах и одеждах фигуры священников, отцов церкви и простых христиан, которые воплощают господство церкви на земле. Все персонажи принимают участие в богословском диспуте.
Среди них находятся Данте, Савонарола, умершие папы и современники художника. Ученые мужи на земле спорят и размышляют, но лишь на небе они могут обрести истину.
В левой части фрески расположен пейзаж со строящимся зданием, который олицетворяет идею утверждения христианской религии во всем мире.
Третьей фреской, написанной на тему поэзии, является «Парнас». На вершине горы Парнас изображен покровитель искусств Аполлон, окруженный девятью музами, покровительницами различных видов искусства. Вокруг этой группы художник разместил не только прославленных греческих и римских поэтов, но и своих современников: рядом с Гомером и Вергилием стоят Данте, Петрарка и Боккаччо.
Четвертая фреска, посвященная теме правосудия, состоит из трех частей. Над окном размещены три женские фигуры, символизирующие Мудрость, Меру и Силу.
Слева от окна художник изобразил императора Юстиниана с кодексом гражданских законов, а справа – папу Григория IX со сводом церковных правил. Они символизируют историю церковного и светского права.
Четыре фрески, украшающие стены Станца делла Сеньятура, воспринимаются как призыв Рафаэля к чистоте и благородству отношений между людьми, к общению, наполненному искусством, философией, верой, правосудием.
Создавая образы идеальных людей, рожденные вдохновением, Рафаэль писал и портреты современников, умея чутко уловить и передать в них главные, лучшие черты характера каждого, сохранив при этом поразительное сходство. Совсем иначе он работал над образами Мадонны.
Лучшим образом Богоматери, созданным Рафаэлем, является прославленная «Сикстинская мадонна». Художник говорил, что в процессе работы над ней он вспоминал всех красавиц, виденных им в жизни.
Прекрасная юная мать, стройная и сильная, полная невыразимой женственности и нежности, идет по облакам, неся на руках самое дорогое, что у нее есть, – сына. Богородица идет навстречу своей страшной судьбе, сознавая, что для счастья людей она должна принести эту жертву.
Величие Мадонны ничем не подчеркнуто, ноги ее босы. Но как повелительницу встречают Марию, преклонив колена, святая Варвара и папа Сикст, облаченный в парчу.
Известный религиозный сюжет превращается у Рафаэля в прославление величия матери, способной во имя высшего долга идти навстречу мукам и страданиям. Но главное в картине – это тип лица Мадонны, в котором Рафаэль соединил античный идеал красоты с духовностью христианского идеала, что было характерно для мировоззрения эпохи Высокого Возрождения.
«Сикстинская Мадонна» Рафаэля в хорошем качестве
Источник: http://jivopis.org/rafael-santi—afinskaya-shkola-sikstinskaya-madonna