«жатва», питер брейгель старший — описание картины

Становление художника

Искусствоведы до сих пор спорят о месте и точной дате рождения Питера Брейгеля. Судя по всему, он родился между 1525 и 1530 годами недалеко от города Бреда в Северном Брабанте — провинции современных Нидерландов.

«Жатва», Питер Брейгель Старший — описание картины «Падение Икара», 1558 год

Ещё в детстве Питер попал в Антверпен, где находилась мастерская известного художника Питера Кука ван Альста, который одно время даже считался придворным художником Карла V. Тогда большинство художников, в том числе и учитель Брейгеля, относили себя к романистам.

Однако Брейгель с самого начала шел своим путем, не поддаваясь моде. Об этом свидетельствует его ранняя работа «Падение Икара», в которой он вместо красивой романтической легенды показывает неуклюжее утопающее тело на абсолютно бытовом фоне.

Вообще, главные герои картин Брейгеля — представители низов, обычные деревенские жители.

«Жатва», Питер Брейгель Старший — описание картины «Битва Масленицы и Поста», 1559 год

Путешествие и переезд

В 1550 году умер учитель Брейгеля, после чего, немного поработав в гравюрной мастерской, он решился на грандиозное путешествие по Европе. Брейгель объехал Францию, Швейцарию и Италию, осматривая древнеримские памятники и средиземноморские гавани.

«Жатва», Питер Брейгель Старший — описание картины «Морской бой в гавани Неаполя», 1562 год

После продолжительного путешествия Брейгель женился на дочери своего учителя и вместе с ней уехал в Брюссель, где и прошла наиболее продуктивная часть его жизни. В Брюсселе Брейгель пишет «Путь на Голгофу», «Падение мятежных ангелов», «Избиение младенцев» и ряд других известных картин.

  • «Жатва», Питер Брейгель Старший — описание картины «Путь на Голгофу», 1564 год
  • «Жатва», Питер Брейгель Старший — описание картины «Падение мятежных ангелов», 1562 год
  • «Жатва», Питер Брейгель Старший — описание картины «Избиение младенцев», 1566 год

Исследователи творчества Брейгеля отмечают, что тот никогда не брался за заказные портреты и никогда не изображал обнаженных людей. Единственный портрет, который, вероятнее всего, выполнил Брейгель, — это изображение бедной крестьянки с грубыми чертами лица.

«Жатва», Питер Брейгель Старший — описание картины «Голова крестьянки», 1563 год

Деревенский художник

Несмотря на богатый жизненный опыт Брейгеля, на то количество мест, которое ему удалось посетить, чуть ли не три четверти его картин посвящены деревенскому быту и природе. На его полотнах зачастую даже нельзя различить лиц отдельных персонажей, иногда они просто сливаются с окружающей их природой. Скорее всего, именно поэтому Питера Брейгеля-старшего позднее окрестили Питером «мужицким».

  1. «Жатва», Питер Брейгель Старший — описание картины «Охотники на снегу», 1565 год
  2. «Жатва», Питер Брейгель Старший — описание картины «Жатва», 1565 год
  3. «Жатва», Питер Брейгель Старший — описание картины «Страна лентяев», 1567 год

Примерно в 40 лет Брейгель, живший в Брюсселе, увидел настоящее зверство: армия испанского герцога Альбы начала буквально вырезать всех еретиков в Нидерландах. Несколько тысяч нидерландцев были приговорены к смерти, остальные несколько лет жили в страхе, опасаясь очередной жестокой расправы от испанцев. Картины, написанные Брейгелем в это время, носят откровенно депрессивный характер.

«Притча о слепых», 1568 год

«Сорока на виселице», 1568 год

Умер художник 5 сентября 1569 года, его тело было похоронено в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель. В российские музеи произведения Брейгеля, к сожалению, не попали — более трети его картин хранится в венском Музее истории искусства.

Источник: https://diletant.media/articles/30710599/

Питер Брейгель Старший: жизнь и творчество художника

Пи́тер Бре́йгель Старший (нидерл. Pieter Bruegel de Oude, МФА: [ˈpitər ˈbrøːɣəl][1]; ок.

1525 — 9 сентября 1569, Брюссель), известный также с прозвищем «Мужицкий» — нидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников.

Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»).

СОДЕРЖАНИЕ

  • Биография художника
  • Творчество
  • Интересные факты из жизни художника
  • Картины Питера Брейгеля Старшего
  • Библиография

Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.

Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году.

В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.

В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.

В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).

В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку.

По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах.

Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха.

В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.

«Жатва», Питер Брейгель Старший — описание картины

Похоть 1558

«Жатва», Питер Брейгель Старший — описание картины

Гордыня 1556

«Жатва», Питер Брейгель Старший — описание картины

Лень 1557

В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.

В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений.

В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу.

Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта.

«Жатва», Питер Брейгель Старший — описание картины

«Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима» и «Сенокос» — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие — «Жатва. Лето» и «Сумрачный день. Весна».

Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.

Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой.

Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными».

Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах.

  1. «Жатва», Питер Брейгель Старший — описание картины
  2. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода; этот человек очень похож на Альбу; значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.
  3. «Жатва», Питер Брейгель Старший — описание картины

Художник умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель.

Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В России произведений Брейгеля нет.

ТВОРЧЕСТВО

Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица.

Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам.

Художник начинает писать крупные фигуры людей, по отношению к которым окружение играет уже подчинённую роль.

К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название — «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп».

«Жатва», Питер Брейгель Старший — описание картины

Притча о слепых 1568

«Жатва», Питер Брейгель Старший — описание картины

Страна лентяев 1567

«Жатва», Питер Брейгель Старший — описание картины

Мизантроп 1568

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

Найти художественные средства для изображения того, что происходило на его родине, помогли художнику фантастические полотна Иеронима Босха.

«Жатва», Питер Брейгель Старший — описание картины

В Поклонении волхвов художник в иносказательной форме показал, что рождение ребенка не вызывает радости, если в мире царят война и смерть композиционным центром картины, полностью заполненной людьми, служит печальная фигура Девы Марии с Младенцем на коленях. Она закутана в голубой плащ, и ее лица почти не видно.

Ее фигура, написанная в холодных тонах, контрастирует с окружением, решенным в теплых тонах, и потому невольно притягивает к себе внимание зрителя. За ее спиной светлым силуэтом возвышается фигура Иосифа, внимательно слушающего нашептывание случайного прохожего. Перед Марией — трое волхвов.

Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары.

Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. По левую сторону от Мадонны Валтасар. Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами. У входа, внутри и вокруг хлева, где Мария произвела на свет Младенца-Христа, толпятся насмехающиеся над событием люди, выражения их лиц крайне жестоко.

Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. Тем самым художник как бы переносит Рождение Христа в современные ему, объятые войной Нидерланды.

Художественные образы Брейгеля перегружены смысловым содержанием: намеки на злободневность, библейское иносказание, игра воображения самого художника — все это включается в тесные рамки одного произведения.

Творения Брейгеля требуют от зрителя напряженного внимания, тревожат своей неоднозначностью, будят воображение.

Все это придает и его хранящейся в Лондонской Национальной галерее картине Поклонение волхвов глубочайший смысл.

ЖАТВА

Известно пять картин Брейгеля (1525/1530-1569), посвященных временам года, и одна из них — находящаяся в музее Метрополитен «Жатва». Она, как и остальные, была выполнена по заказу многолетнего патрона художника Никласа Йонгелинка для его дома под Антверпеном.

В этой серии нашла свое отражение средневековая традиция украшать календари изображениями человеческих занятий, относящихся к определенному месяцу года. «Жатве», как считается, соответствует август.

В то же время это уже чисто ренессансное произведение, в нем заметно влияние итальянской живописи Возрождения, богатство которой Брейгель мог видеть во время своего путешествия. Однако все воспринятое было им сильно переработано, и на первый план выступает уже его собственное, брейгелевское, восприятие мира.

Взять хотя бы то, что никто из его современников не создавал таких пейзажей и панорамных картин крестьянского труда.

Привольно раскинувшийся пейзаж — золотое море пшеницы, деревня и желтые поля вдали — уходит в туманную дымку, к далекому озеру.

Это пространство обжито людьми, которые жнут, вяжут снопы, везут огромный воз пшеницы, едят и спят под деревом и там, в деревне, тоже занимаются хозяйственными делами.

Читайте также:  Портрет шаляпина, 1922, кустодиев - описание картины

Брейгель часто бывал в сельской местности и хорошо знал крестьянскую жизнь. Она была для него постоянным источником вдохновения.

Умевший беспощадно обнажать дурные стороны человеческой природы, Брейгель изображал крестьян с симпатией и любованием их трудом и отдыхом.

Здесь, как и в остальных произведениях цикла, подчеркнуто то равновесие природы и человека, которое достигается только достойной жизнью. К выводу о том, на каком договоре между человеком и природой — читай Богом — держится мир, Брейгель ненавязчиво подводит своей картиной.

Интересные факты из жизни художника

Первоначально фамилия художника писалась Brueghel (это написание сохранилось у фамилий его детей), однако с 1559 года он начал подписывать свои картины Bruegel.

Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Это картина «Голова крестьянки» 1564 года. Наверняка художник не имел недостатка в просьбах написать портреты своих современников, но судя по всему, Брейгель подобных заказов не принимал.

Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном — тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Bastelaar R. van, Hulin de Loo G. Peter Bruegel l’Ancien, son oeuvre et son temps, v. 1-2. Brux., 1906—1907
  • Алпатов М. Питер Брейгель Мужицкий. М., 1939
  • Климов P. Питер Брейгель. М., 1959
  • Львов С.Л. Питер Брейгель Старший. М., 1971
  • Гершензон-Чегодаева Н. М. Брейгель. М., 1983
  • Grossmann F. Peeter Brueghel. — L.: Firenze, 1956
  • Rocquet C.-H. Breuegel ou l’atelier des songes. P., 1987; рус. переводы: Роке К.-А. Брейгель (серия «Жизнь замечательных людей»). М.: Молодая гвардия, 2008
  • Marijnissen R.H. Bruegel: tout l’oeuvre peint et dessiné. Anvers, 1988
  • Francastel P., Ferrier J.L. Bruegel. P., 1995
  • Rucker R. As above, so below: A novel of Peter Bruegel. N. Y.: Forge, 2002
  • Хаген Р.М., Хаген Р.. Брейгель. — М.: Taschen/Арт-Родник, 2002
  • Бьянко Д. Брейгель: Сокровища мировых шедевров / Пер. с ит. В.Гривиной. М.: БММ, 2012

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, bibliotekar.

ru, muzei-mira.com

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Питер Брейгель Старший: картины художника

Питер Брейгель Старший — все картины Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Питер Брейгель Старший: жизнь и творчество художника

3 (60%) 1 голос(ов)

Источник: https://allpainters.ru/brejgel-piter-starshij.html

Питер Брейгель-старший: картины с названиями и описанием :

Нидерландский художник Питер Брейгель-старший, картины которого мы рассмотрим, родился в 1525 году и умер в 1569 году, 15 сентября. Брейгель известен под прозвищем Мужицкий. Питер Брейгель-старший картины писал преимущественно на бытовые темы. Основные произведения живописца мы представим в этой статье.

«Времена года»

Цикл картин на эту тему содержал 6 или 12 работ. На сегодняшний день их осталось только пять. Питер Брейгель-старший картины с названиями «Охотники на снегу», «Возвращение стада», «Сенокос», «Жатва» и «Сумрачный день» написал предположительно в 1565 году. Именно с этих жанровых сцен мы начнем представлять произведения художника.

Работа «Охотники…» показывает, как предполагается, декабрь или январь.

«Жатва», Питер Брейгель Старший — описание картины Три уставших охотника со стаей гончих возвращаются с небольшими трофеями домой. Слева от них, на улице, перед гостиницей «У оленя», находится семья, которая разжигает огонь, чтобы опалить свинью. Пейзаж, который мы видим сверху, – это долина с замерзшей рекой и деревеньки. Везде бурлит жизнь. Кто-то катается на коньках или санках, кто-то тушит пожар на крыше, кто-то носит хворост. Цветовая гамма темна, в особенности зеленый лед и небо, они контрастируют с белизной снега и холмов вдали.

Раннюю весну без единого просвета солнышка мы видим при изображении «Сумрачного дня». Один из персонажей занят обрезкой ветвей, другой собирает их в вязанки, еще трое подвыпили и бездельничают. По бурлящей реке несутся, как щепки, кораблики. По мрачному небу ветер гонит тучи.

Настроение радости несет произведение «Сенокос».

«Жатва», Питер Брейгель Старший — описание картиныОно создано в золотисто-оранжевых тонах и показывает оживленный и бодрый труд крестьян, слитых в гармонии с природой. На переднем плане широкая дорога, по которой туда-сюда снуют крестьяне, мужчины и женщины. Одни на головах, другие на повозке переносят собранный урожай. Три женщины с граблями деловито направляются сгребать сено. На дальнем плане повозка с ним нагружена уже доверху. А рядом на лугу его собирают в стога. Все торопятся воспользоваться погожими деньками. Питер Брейгель-старший картины писал с любовью к своим персонажам, детальным знанием их труда и часто с легким юмором.

«Жатва» отражает работу более поздним летом, может быть, даже в начале осени. Кто-то активно трудится, другие уже подкрепляются перед дальнейшей работой. Один из мужчин заснул в тени дерева.

Поздняя осень, небо потемнело, почернело, пастухи торопятся загнать стадо, поскольку надвигается ненастье. Так Брейгель изобразил «Возвращение стада» с летних пастбищ.

Страшные события на родине

Армия испанцев под предводительством Альбы вторглась на родину художника. Начались бесчинства оккупантов. Несколько тысяч нидерландцев признали еретиками и уничтожили. На эту тему Питер Брейгель-старший картины пишет очень страшные и горькие.

«Триумф смерти» (около 1562)

«Жатва», Питер Брейгель Старший — описание картины

На дальнем плане — выжженная земля, полыхают огни пожаров. Все застилает едкий дым. Смерть размножилась, ее костлявые скелеты мелькают везде. Кажется, что Апокалипсис уже наступил. В самом отдалении человека приготовили к колесованию. Поодаль стоят виселицы с повешенными. Осужденных утопить уже одели в белые саваны и спускают на воду. Многим отрубают головы. Смерть с косой уничтожает все на своем пути. Ее подруга в верхнем левом углу бьет в колокола, вещая, что миру пришел конец. В нижнем правом углы картины кавалер играет даме на лютне, предпочитая не замечать стоящую рядом смерть, забирающую их соседку по пиршественному столу. Напротив них, в левом углу, приходит конец королю с короной, в доспехах, в алом плаще, подбитом горностаем. Скелет, стоящий рядом, показывает на песочных часах, как время его жизни утекает. Простой народ и аристократы – все равны перед смертью.

Путешествие в Италию

В 1552-1553 годах художник побывал во Франции, Швейцарии и Италии. Его потрясли памятники Вечного города и шедевры Возрождения.

Переосмыслив их, Питер Брейгель-старший картины создает с итальянскими мотивами на библейские темы. Его волнует, как Бог смешал все языки, не дав людям кощунственно построить башню до небес.

Он создал три картины. Мы же рассмотрим большую, которая находится в Вене.

Вавилонский зиккурат

«Жатва», Питер Брейгель Старший — описание картины

Очень впечатляет картина «Вавилонская башня». Питер Брейгель-старший (1563-й год создания произведения) взял за образец римский Колизей. Уже построены семь этажей, растет восьмой, проникающий за облака, но башня уже слегка дала крен и местами обваливается. Тщетны старания строителей, чьи фигурки мелки по сравнению с громадным сооружением. Они среди каменных блоков упали на колени перед Нимвродом и его свитой, испрашивая прощения за неудачи. Вдали виднеются картины гордого Вавилона. В основу был положен популярный сюжет из Библии о строительстве башни, достигающей вершиной неба. Библейские мудрецы, ненавидя города как таковые, как места греховные, дали картину бренности людских устремлений. А Брейгель изобразил не традиционное смешение языков, а ошибки в расчетах, потому башня и рушится.

Поздние работы

Питер Брейгель-старший картины в позднем периоде пишет с укрупнением персонажей на своих работах. Если раньше фигурки были мелкими, то теперь художник начинает интересоваться человеком. Мы также рассмотрим последнюю картину «Слепые», которую написал Питер Брейгель-старший. Картины с описанием как давались выше, так и последуют далее. Произведение «Слепые» — немеркнущий шедевр Брейгеля.

Картина «Слепые», Питер Брейгель-старший

Сюжет основан на притче из Библии, которая гласит, что если слепец ведет слепого, то они обязательно попадут в яму.

«Жатва», Питер Брейгель Старший — описание картины

На картине, двигаясь цепью и держась один за другого, медленно идут слепые. Исследования показали, что каждый ослеп от разных причин, так детально изобразил художник незрячие глаза. Каждый из них поднял голову, полагаясь не на зрение, а на обоняние и слух. Поводырь уже упал в пруд. Следующий уже запнулся за него. Третий вот-вот оступится.

Остальные пока ни о чем не подозревают, но скоро все будут вместе. Художник сумел изобразить нарастание падающего движения. Никто не придет им на помощь. Не спасет от неминуемой гибели в пруду. Их гибель предначертана. На лицах – беспомощность и ужас. В центр мира живописец поставил судьбы живых людей, о которых никто не пожалеет.

Так и зрячих, которые, кажется, видят дорогу, провидение ведет зачастую в пропасть.

Картина «Сорока на виселице» написана перед смертью художника. Она завершает его творчество, наполненное духовными исканиями.

Источник: https://www.syl.ru/article/305104/piter-breygel-starshiy-kartinyi-s-nazvaniyami-i-opisaniem

Описание картины Питера Брейгеля «Жатва»

Описание картины Питера Брейгеля «Жатва»

Полотно «Жатва», написанное нидерландским художником Питером Брейгелем в 1565 году, находится в нью-йоркском музее Метрополитен. Искусствоведы относят картину к серии «Времена года», которая состоит из нескольких холстов, написанных автором в соответствии с двенадцатью месяцами. «Жатва» относится к месяцу августу, когда крестьяне отправляются на пшеничное поле собирать богатый зерновой урожай.

Автор переносит наблюдателей в жаркий летний день сбора растений, жнецы натружено орудуют серпами, у них еще много работы впереди. Мы видим несколько собранных снопов, которые аккуратно сложены у деревьев, но трава все не заканчивается.

Перед ними раскинулось целое поле пшеницы, что растет на холме, оттуда открывается живописный вид. Крестьяне за работой могут поглядывать на дальние просторы, омываемые серо-голубыми морскими волнами. Трава настолько поднялась, что даже порой и самих крестьян в ней нормально не разглядеть.

Мы можем видеть неясные силуэты и части скрючившихся за работой тел.

Любопытнейшее зрелище разворачивается на переднем плане. Перед нашим взглядом открывается группа крестьян. Трудяги, притомившись от утомительного труда и палящего солнца, присели отдохнут под оливковым деревом.

Некоторые отдыхают и обедают, другие просто сосредоточенно смотрят вдаль, любуясь природой с холма.

Заметно, что каждый страдает от немилостивого солнцепека, некоторые догадливые запаслись соломенными шляпками, а остальным приходится подставлять непокрытые головы под жаркие лучи.

Художник написал картину светлыми, даже пастельными, теплыми оттенками. Мы видим много мазков песочного, золотисто-коричневого, зеленоватого, льняного, персикового, шафранового и танжеринового цвета.

Читайте также:  Христос в доме марфы и марии, диего веласкес — описание картины

(No Ratings Yet) ← Описание картины Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле»Описание картины Константина Горбатова «Новгород» → Тачанка Грекова Картина

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-pitera-brejgelya-zhatva/

Жатва

  • Питер Брейгель Старший — Жатва (нидерл. De korenoogst)
  • Год создания: 1565
  • Дерево, масло. 
  • Оригинальный размер: 119×162 см
  • Музей Метрополитен, Нью-Йорк

«Жатва» (нидерл. De korenoogst, англ.

The Harvesters) — картина, написанная в 1565 году нидерландским художником Питером Брейгелем Старшим (Pieter Bruegel de Oude, около 1520/1525—1569). Картина принадлежит музею Метрополитен в Нью-Йорке. Она написана маслом по дереву, размер — 119×162 см.

Описание: Картина «Жатва» принадлежит к циклу картин Брейгеля, известных под общим названием «Времена года». Считается, что она соответствует позднему лету (августу) или двум месяцам (июлю — августу или августу — сентябрю). Действие происходит в жаркий летний день.

На картине изображено пшеничное поле на холме. У края поля часть скошенной пшеницы уже сложена в копны и скирды. С холма открывается идиллический вид на дальние поля, деревья и дома. На горизонте виден морской берег.

«Жатва» является одной из немногих картин Брейгеля, на которых царит умиротворённость и спокойствие. Наиболее интересны изображённые на переднем плане фигуры крестьян-жнецов. Некоторые из них продолжают работу, а другие едят и отдыхают у дерева.

Один работник утомился и спит, раскинув руки и ноги. Его поза напоминает лежащего человека в другой известной картине Брейгеля — «Страна лентяев».

Описание картины Питера Брейгеля «Жатва»

Автором картины «Жатва» является художник Питер Брейгель, родом из Нидерландов. Полотно увидело свет в1565 году. Сегодня оно выставлено в Нью-Йорке, в музее Метрополитен.

Согласно классификации искусствоведов эта картины входит в серию «Времена года». Художник каждому месяцу года посвящал отдельное полотно.

Картина «Жатва» повествует о работе, проводимой крестьянами в августе, – уборка зерновых.

На полотне художника изображен жаркий день, он как бы подчеркивает тяжесть работы сельских тружеников, связанной с жатвой. Работа изнуряющая, серп с каждой минутой становится все тяжелее, а работы еще непочатый край. Немного в стороне уже стоит несколько снопов.

Их крестьяне заботливо уложили возле деревьев, но поле бесконечное, жать еще много. Поля пшеницы, которую предстоит убрать крестьянам, расположены и на холме. Если смотреть с него на окрестности, то можно увидеть, какая красота вокруг.

Во время работы можно видеть бескрайние просторы, а вдали раскинулось серо-голубое море.

Пшеница выросла большая, такая, что сами крестьяне в ней порой не видны. Зрителю, рассматривающему картину, можно заметить только силуэты жнецов, выполняющих трудную, изнурительную работу.

А передний план картины показывает другой вид уборки урожая. Крестьяне убирают фрукты. От лучей палящего солнца одни из них спрятались в тени оливковых деревьев, другие успевают утолить голод и жажду. Часть крестьян обозревает открывшиеся перед ним картины родной природы.

Солнце печет неимоверно, но крестьяне спасаются от него широкополыми шляпами из соломы, есть и те, головы которых не покрыты. В своей картине автор использовал светлые, пастельные тона: золотисто-коричневый, песочный, льняной, персиковый и шафранный цвета. Они передают неимоверный зной, при котором работу все равно оставлять нельзя.

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Jatva5/

Описание картины Жатва Лето – Питер Брейгель

Известно пять картин Брейгеля, посвященных временам года, и одна из них – находящаяся в музее Метрополитен “Жатва”. Она, как и остальные, была выполнена по заказу многолетнего патрона художника Никласа Йонгелинка для его дома под Антверпеном.

В этой серии нашла свое отражение средневековая традиция украшать календари изображениями человеческих занятий, относящихся к определенному месяцу года. “Жатве”. как считается, соответствует август. В то же время это уже чисто ренессансное произведение, в нем заметно влияние итальянской живописи Возрождения, богатство которой Брейгель мог видеть во время своего путешествия.

Однако все воспринятое было им сильно переработано, и на первый план выступает уже его собственное, брейгелевское, восприятие мира. Взять хотя бы то, что никто из его современников не создавал таких пейзажей и панорамных картин крестьянского труда.

Привольно раскинувшийся пейзаж – золотое море пшеницы, деревня и желтые поля вдали – уходит в туманную дымку, к далекому озеру. Это пространство обжито людьми, которые жнут, вяжут снопы, везут огромный воз пшеницы, едят и спят под деревом и там, в деревне, тоже занимаются хозяйственными делами.

Неизвестно, где родился Брейгель, но он часто бывал в сельской местности и хорошо знал крестьянскую жизнь. Она была для него постоянным источником вдохновения, за что он и получил прозвище “Мужицкий”. Умевший беспощадно обнажать дурные стороны человеческой природы, Брейгель изображал крестьян с симпатией и любованием их трудом и отдыхом.

Здесь, как и в остальных произведениях цикла, подчеркнуто то равновесие природы и человека, которое достигается только достойной жизнью. К выводу о том, на каком договоре между человеком и природой – читай Богом – держится мир, Брейгель ненавязчиво подводит своей картиной.

(No Ratings Yet) Loading…

Еще картины:

  1. Сенокос – Питер Брейгель Картина “Сенокос” из серии пейзажей “Времена года” художника Питера Брейгеля посвящена летним месяцам июню и июлю. Сохраняя всеобъемлющий характер своих……
  2. Притча о сеятеле – Питер Брейгель Перед нами открывается просторный вид с холма. По холму можно спуститься в деревню. Дорога ведет к деревенской церкви, острый шпиль……
  3. Шествие на Голгофу – Питер Брейгель У картин Брейгеля есть одна примета, роднящая их с иконами: совмещение временных и пространственных пластов. В работах, подобных представленной, библейские……
  4. Самоубийство Саула – Питер Брейгель Картина “Самоубийство Саула”, предположительно, была написана в Антверпене, поскольку Питер Брейгель проживал в этом городе с 1556 года, пока не……
  5. Военно-морское cражение в заливе Неаполя – Питер Брейгель Работая над рисунками для мастерской Кока, Брейгель не забывал и о живописи. Хотя в картинах, созданных Брейгелем на родине, мало……
  6. Перепись в Вифлееме – Питер Брейгель Созданная следом за “Временами года”, в 1566 году, картина “Перепись в Вифлееме” на известный библейский сюжет, означала рождение искусства, главной……
  7. Детские игры – Питер Брейгель В этой картине действие также происходит в городе. Перед нами городские дома и уходящая вдаль длинная прямая улица. Но город……
  8. Калеки – Питер Брейгель Самым крупным нидерландским мастером середины XVI века считается Питер Брейгель Старший, прозванный “мужицким”. Происходил он из крестьянской семьи, а о……
  9. Изгнание падших ангелов – Питер Брейгель 1562 год. Брейгель использует этот библейский сюжет как предлог для изображения демонов и чертей, которых его современники считали вполне реальными……
  10. Крестьянский танец – Питер Брейгель Картина “Крестьянский танец”. В 1567-1569 годах Питер Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни. По всей видимости, Брейгелю удалось……
  11. Возвращение стада – Питер Брейгель В этой картине художник показал переходный период от осени к зиме. Летом стадо паслось на холмах, и теперь группа людей……
  12. Алхимик. Гравюра – Питер Брейгель В 1555 ведущий антверпенский издатель печатной графики Иеронимус Кок выпустил серию пейзажных гравюр Брейгеля; их совместное сотрудничество продолжалось до самой……
  13. Осел в школе – Питер Брейгель У населения Нидерландов был высокий уровень образования. Некий итальянский путешественник даже высказал мнение что все умели читать и писать. Брейгель……
  14. Живописец и Покупатель – Питер Брейгель В этом забавном эскизе Брейгель прокомментировал отношения между художником и покупателем. Живописец с кистью в руке пристально смотрит на картину……
  15. Нидерландские пословицы – Питер Брейгель Обращаясь к национальной традиции, к фольклору и народным пословицам, Брейгель философски переосмысляет их и – подобно Эразму Роттердамскому – создает……
  16. Битва Масленицы и Поста – Питер Брейгель Тема картины называется “Перевернутый мир”. Перед нами – площадь средневекового города с церковью, трактиром, домами с островерхими крышами. На первом……
  17. Триумф Смерти – Питер Брейгель Брейгель не придумывает этот сюжет. Еще готическое средневековье разработало довольно тщательно дифференцированную иконографию плясок смерти, триумфов смерти, искусства умирать. Это……
  18. Путь на Голгофу – Питер Брейгель Картина входит в число шестнадцати полотен Брейгеля Старшего, включенных в инвентарный список богатого антверпенского коллекционера Никласа Йонгелинка, составленный в 1566…….
  19. Сорока на виселице – Питер Брейгель Сорока на виселице – картина Питера Брейгеля Старшего. Написана в 1568 году маслом по дереву. Хранится в музее земли Гессен……
  20. Падение Икара – Питер Брейгель “Падение Икара” – одна из самых известных картин нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего. Это единственная картина, написанная Брейгелем на мифологический……

Описание картины Жатва Лето – Питер Брейгель.

Источник: https://art.goldsoch.info/zhatva-leto-piter-brejgel/

Питер Брейгель Старший

  • Питер Брейгель Старший / Новелла Матвеева /
  • Хула великого мыслителя угоднее Богу,чем корыстная молитва пошляка.
  • (Ренан)

Питер Брейгель Старший. “Художник и знаток”.( Исследователи предполагают, что изображение художника может являться автопортретом самого Брейгеля)

  1. В палаццо и храмах таятся,Мерцая, полотна и фрески.Зажгла их рука итальянцаИ скрылась в их царственном блеске…Даль в дымке, одежды цветущи,
  2. Фигуры ясны, но не резки.
  3. На ликах огня и покояСлиянием – кто не пленится!И все же (строка за строкою)Всегда (за страницей страница)Я Питера Брейгеля буду
  4. Злосчастная ученица.
  5. Ах, лучше бы мне увязатьсяВослед за классическим Римом!Не так-то легко и солидноБрести по пятам уязвимым,Ранимым… За Брейгелем-старшим,
  6. За Брейгелем неумолимым.
  7. Прозренья его беспощадны,Сужденья его непреложны.Его дураки безупречны,Его богомольны – безбожны,Его отношения с вечной
  8. Бессмертной Гармонией – сложны.
  9. Его плясуны к небосводуПудовую ногу бросают,Как камень из катапульты…Старухи его потрясаютЛица выражением тыльным
  10. На пиршестве жизни обильном.

…Однажды за ветками вязов,Меж сонных на солнышке хижин,Увидел он пир деревенский.И понял, что пир – неподвижен.И только, пожалуй, бутыли

На этом пиру не застыли.

Увидел детину-танцора.И красками в памяти выжглось,Что фортелей в танце – изрядно,Но главное в нем – неподвижность.А с публикой тоже неладно,

  • И главное в ней – неподвижность
  • Питер Брейгель Старший. “Крестьянский танец”

Молчанье росло, невзираяНа стук деревянных бареток.Был танец такой деревянный -Как пляска хмельных табуреток!И ста языков зеплетанье…

  1. И все это – разве не тайна?
  2. И молния быстрой догадки,Что некий мясник мимолетен,Как перышко, как сновиденье!Хотя предостаточно плотен,
  3. И нет на лице трепетанья.
Читайте также:  Скульптура «девушка с веслом»: авторы, история скульптуры, фото

Не странность ли это? Не тайна?!Сплошной, носовой, анонимныйИ ханжеский гомон волынокЗудел, обволакивал танецВолной звуковых паутинок…Но странным молчанием тянет

От гульбищ на этих картинах.

И слышу: как музыка листьев -(Тишайшая!) – голос пронесся:“Те фортели были недвижныЗадолго до их переносаНа Брейгелевы полотна!

То, плотное – было бесплотно!..

  • _____
  • Симпатией приятнойК художнику влеком,Хохочущий Заказчик
  • Бряцает кошельком.
  • Он ехал из Брабанта, -Звенели стремена,Позвякивали шпоры,
  • Как звякает казна.
  • Звенела вся лошадка:Ступив на поворот,Копилочною щелью
  • Ощеривала рот.
  • Он ехал из Брабанта, -Пунцовый от вина…И нес весенний ветер
  • С деревьев семена…

… Он смотрит на картину.Он пятится назад.Он бьет себя по ляжкам

  1. (И ляжки вдруг звенят).
  2. Он мастера находит,В простой беседе с ним,То Брейгелем Мужицким,
  3. То Брейгелем Смешным…
  4. ______
  5. Воистину, зрелища явны:Кто стал бы скрывать показное?На публике зрелища зреют,
  6. Как рожь под ударами зноя.
  7. Тем более дорого стоит,Кто тайное в явном откроет.

О, каверзный Брейгель!Простейшие пьянки и пляски,Как жуткую тайну, открыл он.Как заговор, предал огласке.И взгляд уловил моментально,

  • Что это действительно – тайна.
  • Не тайна – пещеры драконовИ пропасти черной Гекаты.Таинственен подслеповатый,Приплюснутый, тусклый, бессвязный,Создания перл компромиссный,
  • Творенья венец безобразный.

Таинственно все, что ничтожно.Таинственно, невероятно!Понятьем объять невозможно.И, значит, оно необъятно!Великое измеримо.

  1. Ничтожное необъятно!
  2. Бессмертие вовсе не странно,Но смерть изумляет, ей-Богу!… Прогнать ее тщась, неустанноНазванивал Брейгель тревогу:Веревки на всех колокольнях,
  3. Звоня, оборвал понемногу…
  4. Как блики на пряжках башмачных,Как срезки мертвецкой фланели,Как сыр, – у натурщиков жуткихСтвороженно бельма тускнели,В последней картине “Слепые”,
  5. Застыв на последнем пределе.
  6. С тех пор, подвернувшись попутно,“Слепых” принимает канава:Извечно, ежеминутно…Но где же Гармония, право?Где длинные трубы-фанфары,

Звучащие так величаво?!

  • Питер Брейгель Старший. “Слепые”
  • ______

Ступает Гармония ровно,Нигде не сбивается с шага.Один ее взор, безусловно,Для нас наивысшее благо!А плащ ее – ветер весенний

Для целого Архипелага.

Верна, постоянна, урочнаКак Разум, Душа и Святыня.Но жаль: не указано точно,Где именно эта богиняСлоняется? Лес? Катакомбы?

Край пропасти? Пустошь? Пустыня?

Я карту дорог раскатаю,Я путь ее, в шутку, размечу…А спросят: “Гармония – сказка?”“Чистейшая правда!” – отвечу,Но я-то пока не питаю

Надежды на личную встречу.

А есть же на свете – ей-Богу! -Счастливчики, вещие люди:Они ежедневно, помногу,По их показаниям судя,Гармонию зрят! И свободно

Об этом калякают чуде!

Ну что же! К юродивым частоНисходит святой в ореоле.По-свойски: с какой-нибудь пастойИль мазью от мелочной боли…А вместо святого явиться

  1. Не может Гармония, что ли?
  2. Но даже прохвосты (обычноПричастные каждой святыне,А им-то уж точно и личноИзвестны приметы богини!)Не чаю, когда разобяжут
  3. И где ее встретить – подскажут.
  4. Гармония! В мире не мирном,Скрипящем, наморщенном, сложном,Готовом низвергнуться в безднуПри слове неосторожном, -Дурак, ограниченный малый —
  5. Один гармоничен, пожалуй.

Гармония? Сладко мечтая,На древних руинах ЭлладыОдин восседал бы. ДругиеСидеть на сегодняшних рады,В развалинах греясь привычно,Вписав себя в них гармонично,Публично крича от придуманной боли

  • В действительно трудной юдоли.
  • ______

Антверпен покидаетЗаказчик-пилигрим.Занятных две картиныСлуга везет за ним.На будущей неделеЗаказчик будет самПотешные картины

  1. Показывать гостям.
  2. … Боярышник пушистыйСиял ему в глаза…А где-то за холмами
  3. Невнятно шла гроза,
  4. И тщетно пилигримуШептал вечерний зной,Что Брейгель – не Мужицкий,
  5. Что Брейгель – не Смешной,
  6. Что, может быть, не стоитГостей-то приглашать?Что в мир приходит гений
  7. Не тешить, а мешать,

Что страшно он смеется.(Не там ли, за холмом,Он, кашляя, смеется,Как сумеречный гром,Большие бочки смехаКуда-то вдаль катя?..)Но ты дремли! Не бойся,

  • Усатое дитя!
  • Закат поджарил рощиНа бронзовой золе…Спи телом, спи душою,
  • Спи дома, спи в седле…
  • ______
  • … При мысли о душах несложных,Разгадывать кои не надо:К раскрытию коих подходятКлючи от амбара и склада, -Всегда ли резонно – не знаю,
  • Но Брейгеля я вспоминаю.

При мысли о лицах недвижных,В тугом напряженье покоя(На задней стене мыловарниВсегда выраженье такое!На брусьях, на дубе стропильном…);При мысли о каменно-мыльном,О твердо-подошвенном взореАсфальтовых глаз Примитива;О пальце картофельно-беломНа кнопке вселенского взрыва;О судьбах, скользящих по краю, -Я Брейгеля вспоминаю.При мысли о логике нищей,О разуме задремавшем,О стоптанном ухе, приникшемК железным чудовищным маршам, -О Брейгеле я вспоминаю! —

  1. О Питере Брейгеле-старшем.
  2. 1967-1968

Питер Брейгель старший — южнонидерландский живописец, самый известный из всех, кто носил эту фамилию. Родился предположительно между 1525 и 1530 г в городе Бреда (северный Брабант) Первоначально фамилия художника писалась Brueghel, и так же она писалась у его детей; однако с 1559 г. он начал подписывать свои картины Bruegel.

Питерт Брейгель старший — отец Питера Брейгеля младшего (Адского) и Яна Брейгеля (Райского). Питера Брейгеля старшего называли Брейгелем мужицким, потому что персонажи его произведений — простые люди: крестьяне и горожане, бедняки.

Даже святые в его живописи теряются в толпе проходимцев и обывателей…

В результате этого некоторые источники сообщают, что живопись Брейгеля старшего связана с передачей деталей быта простых людей того времени, и ценна именно тем, что являет собой некий исторический архив.

  • Но это не так.
  • Речь идёт не о передаче деталей человеческого быта того времени, а о том, что через демонстрацию каких то бытовых сцен, может быть даже подчёркнуто бытовых — передаются глобальные философские концепции, например о том, как порок в человеке переплетается с естественным и природным, и как естественное и природное — с возвышенным и идеальным, и о том как всё это странно и фантастически сочетается в человеке.
  • И ещё мне кажется, что многие картины об обмане.

Смерть везде, за ней последнее слово, люди умирают там и тут, но словно даже не замечают этого, и продолжают бегать, суетиться, набивать кашей рты…Кажется, что вся эта суета — и есть жизнь, но нет, это обман. Как не хватает красоты, как беспомощны и жалки попытки людей притворяться живыми без красоты, как тиха и покойна Мария, проезжая на ослике через заснеженную площадь…

И всё же красота у Брейгеля чаще всего побеждает в целом, работает закон Толкиеновской снежинки: когда озлобленный Мелькор захотел исказить мир, сковать воду морозом — Илуватар преобразил его намерение, и мороз породил снежинки…

Люди Брейгеля старшего инфантильны и беспечны, они словно не ведают что творят, весёлые, неунывающие, безжалостные, словно заведённые тряпичные куклы они исполняют ежедневные свои дела и так балаганчик вертится…

Квинтесенция этого сюжета — последняя картина художника «Сорока на виселице» или «Пляска под виселицей», где в бесконечно прекрасном пространстве мироздания — огромные ворота виселицы и пляшущие под ними беззаботные крошечные крестьяне. И сорока. Сорока — символ трикстёрства, непостоянства. Сегодня ты здесь — завтра там…

Почему бы не начать пост с последней картины?

«Сорока на виселице».

Живопись Брейгеля старшего так же передаёт представление о человечестве как о величественном множестве ничтожно малых величин.

«Игры детей»

Инфантильность, незрелось. Люди — как дети, но могли бы стать взрослее, мудрее… Когда же дети поумнеют? Когда станут человечнее, когда жизнь их станет осмысленнее?

«Сенокос»

Сенокос Брейгеля очарователен и напоминает мне Ван Гога.

  1. «Фламандские пословицы»

Картина с изображением нидерландских пословиц — «энциклопедия всей человеческой мудрости, собранной под шутовским колпаком», — включает более 100 сцен-метафор, посредством которых народное остроумие высмеяло тщеславие и глупость многих человеческих начинаний.

  • «Крестьянская свадьба»

Об этой картине спорили много и долго. По одной версии на полотне представлен «Брак в Кане Галилейской» во время которого Иисус превратил воду в вино, таким образом позволяя вновь и вновь наполнять кувшины, по другой на полотне изображена «Тайная вечеря». Ни одна из версий не была подтверждена.

  1. «Триумф смерти»

Скелеты убивают людей, и те напрасно пытаются найти убежище в гигантской мышеловке, отмеченной знаком креста. Не означает ли это того, что… (шёпотом даже сегодня: что Брейгель не считал Церковь спасением для человечества).

  • «Битва масленицы с постом».

Считается что это противоборство Добра и Зла, где Масленица — Зло, а пост — Добро. Но судя по картине ничего такого не имелось в виду. Обе стороны выглядят ужасно, Масленица — бессмысленное эпикурейство, а пост — немощь и истощение. Картина достаточно трагична, полный тупик. Убога форма без содержания.

  1. «Крестьянский танец».

В 1567-1569 Когда писалась эта картина, было только что подавлено сильнейшее восстание народных масс — иконоборчество. Отношение к нему Брейгеля неизвестно.

Но это движение было от начала до конца народным, оно потрясло современников очевидностью своего классового характера, и, надо полагать, стремление Брейгеля сконцентрировать в своей картине главные, отличительные черты народа стоит с этим фактом в прямой связи (показательно, что перед смертью он уничтожил какие-то рисунки, имевшие, видимо, политический характер). Связано с иконоборчеством и другое произведение Брейгеля — «Крестьянская свадьба»

  • «Притча о слепых».

Здесь всё очевидно: духовная слепота предсказуема, особенно в купе с умственной недалёкостью, когда слепой позволяет себя вести слепому же. Поучительно во все времена.

Восхитительны зимние сюжеты Брейгеля старшего. Кисть мастера подарила нам истинное сокровище.

«Перепись в Вифлееме».

Между прочим, на здании, где проводится перепись — герб Габсбургов, к роду которых относился правивший в Нидерландах Филипп II Испанский.

Святое семейство расстворяется в толпе, и неизвестно что в этом мире главное, а что второстепенное.

  1. «Охотники на снегу»

Является частью серии из шести картин, изображающих времена года (пять из них, включая картину «Охотники на снегу», сохранились)

Здесь истинное отображение снежинки Толкиена.

  • «Пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц».

В необъятном прекрасном мире есть ловушка для птиц. Птицы и люди — где граница? На всякую душу свой ловец, но мы его не видим, его на картине нет.

  1. «Мизантроп»

На картине «Мизантроп» размещены слова: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен молодой злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика.

http://smallbay.ru/bruegel.html

http://www.wga.hu/frames-e.html?/html/g/ghirland/ridolfo/index.html

  •  Village Street by Piter Brueghel the Elder
  • Поклонение волхвов в зимнем пейзаже
  1. Иосиф и Мария
  2. Калеки

Страна лентяев

 Сумрачный день, 1565, Музей истории искусств, Вена

  • Путь на Голгофу
  • Возвращение стад
  • Падение Икара
  • Жатва

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43922233252/prev

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector