Жак-Луи Давид (1748-1825) – знаменитый французский художник, оказавший большое влияние на развитие классицизма.
Жак-Луи Давид родился в парижской состоятельной семье. Когда ему было около девяти лет, его отца убили на дуэли. Его мать обеспечила ему прекрасное образование в одной из лучших школ, но Давид учился плохо: он всегда был больше поглощен рисованием.
Его дядя (известный архитектор) и мать хотели видеть его архитектором, но Жак-Луи хотел быть художником. Давид настоял на своем и обратился за помощью к Франсуа Буше, известному художнику, приверженцу стиля рококо.
Давид поступает на обучение в Королевскую академию живописи и скульптуры (современный Лувр).
В последующем Давид пять раз претендовал на грант, для того чтобы поехать в Рим. Но каждый раз комиссия Академии отказывала ему в стипендии. Однажды он даже устроил голодовку в знак протеста. И, наконец, в 1774 году Давид получил этот грант и в 1775 он отправился в Италию.
За то время, что он проживал в Италии, Давид изучал руины Древнего Рима и античные произведения искусства. Жак-Луи сделал 12 альбомов эскизов, этот материал он будет использовать на протяжении всей своей творческой жизни.
В Риме он познакомился с великолепными художниками раннего классицизма (стоит отметить особое влияние Рафаэля). В 1779 г.
Давид посетил руины древней Помпеи, что его крайне впечатлило: после этого он задался целью произвести революцию в мире искусства, привнеся неумирающие принципы классицизма.
Смерть Сенеки
Антиох и Стратоника
Велизарий, просящий милостыню
После пяти лет работы в Риме Jacques-Louis David вернулся в Париж, где стал членом Королевской Академии. Он представил две картины, и обе в 1781 году были включены в экспозиции, что являлось большой честью для любого художника. Его современники восхищались его новаторскими идеями, но члены Королевской академии считали его выскочкой.
Позже знаменитый французский художник женился на Маргарите-Шарлотте Пиколь. Этот брак принес ему небольшое состояние. Не смотря на востребованность своих работ в Париже, Давид стремится в Рим, считая, что только там он может полностью раскрыться как художник.
В 1784 г. в Риме Давид написал свое знаменитое полотно «Клятва Горациев». Клятва между тремя сыновьями и отцом – это акт сплочения народа с целью усиления государства. Республиканские народные идеи становятся смысловым центром полотна.
Картина разделена на две части, где изображение женщин сильно контрастирует с изображением мужчин: мягкие женские фигуры меньше по размеру в сравнении с мужскими, олицетворяющими силу и абсолютную дисциплину.
Это четкое гендерное разделение было характерно для социальной доктрины того времени.
Устройте фееричное мероприятие вместе с ДИАЛ – студия событий. Любые праздники, от юбилеев до свадьбы по высшему классу.
Клятва горациев
В 1787 году Жак-Луи Давид претендовал на должность директора Французской Академии в Риме, но не получил ее.
В том же году Давид представляет картину «Смерть Сократа», который был приговорен к смерти, но был спокоен, рассуждая о бессмертии души. Знаменитые художники того времени оценили работу по достоинству, сравнивая точность ее образов с изображениями на древних барельефах. Картина была очень созвучна с назревающими политическими течениями.
В то время как в 1789 г. началась Французская революция, Национальная Ассамблея рвалась к власти, а Бастилия пала, Жак-Луи Давид создает картину «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей».
Королевская цензура тщательно отбирала полотна для выставок, дабы избежать народного мятежа. «Портрет Лавуазье» Давида, который был не только химиком и физиком, а также активным членом Якобинского движения, была запрещена властями к показу. «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» — также была запрещена.
Все образы этого полотна – своего рода республиканский символ, и, очевидно, имели огромное значение для Франции. На картине изображен Луций Юний Брут, римский правитель, находящийся в глубокой тоске по своим сыновьям. Они стремились захватить власть, чтобы восстановить монархию.
Отец сам приговорил их к смерти, дабы защитить Республику, даже ценой жизни своих родных сыновей. Брут сидит в одиночестве, отдельно от своей жены и дочерей, зная: его поступок – лучшее, что он мог сделать для своей страны, — но все же напряженные ноги и пальцы на ногах выдают его внутреннее смятение.
Когда сообщили, что правительство не допускает к показу эту картину, люди были возмущены, и члены королевской семьи уступили. Картина была показана на выставке.
Смерть Сократа
Портрет господина Лавуазье и его жены
Ликторы приносят Бруту тела его сыновей
Жак-Луи Давид был преданным сторонником революции, другом Робеспьера и членом Якобинского клуба.
Jacques-Louis David, в отличие от тех, кто уехал из страны от огня революции, остался, чтобы помочь разрушить старое правительство, он отдал свой голос за казнь короля Франции Людовика XVI (это было причиной развода с его женой, придерживающейся других взглядов).
Некоторые полагают, что Давид именно в этот период создал свои лучшие работы в классическом стиле.
Его личность играла здесь не последнюю роль: кипучий темперамент, эмоциональность, неуемный энтузиазм, стремление к независимости – все это было обращено против существовавшего режима, а также против Королевской академии живописи и скульптуры, члены которой не одобряли его работ и республиканских позиций (она была упразднена по инициативе художника).
Портрет графа Станислава Потоцкого
Андромаха у тела Гектора
Портрет доктора Альфонсо Леруа
Любовь Париса и Елены
В 1789 г. Жак-Луи Давид пишет картину «Клятва на поле для игры в мяч» (сохранился лишь эскиз этой картины) — символ национального единства против старого режима — это было попыткой запечатлеть исторический момент в истории будущей республики.
Но герои 1789 г. стали врагами в 1792 г. – произошел раскол между консерваторами и радикальными якобинцами. Художник отрекается от клятвы, данной на теннисном корте. С этих пор Давид оставляет радикальные методы выражения своих взглядов, и стремится к метафоричности.
Клятва на поле для игры в мяч
В 1793 г. Jacques-Louis David пишет картину «Смерть Марата». Марат – член Национальной Ассамблеи, журналист, друг Давида, был убит приверженкой оппозиционной партии Шарлоттой Корде ножом. Художник достаточно быстро выполнил эту картину, но образ убитого республиканца получился простым и мощным.
Смерть Марата
После казни французского короля разразилась война, революция был достаточно кровопролитной. Жак-Луи Давид был арестован и помещен в тюрьму.
Именно там он задумал свою картину «Собинянки, останавливающие битву между римлянами и собинянами» (или «Вмешательство собинянок») – это идея преобладания любви над социальными вооруженными конфликтами.
Давид задумал создать новый стиль для этой картины — «греческий стиль», в отличие от «римского стиля» из его более ранних исторических картин.
Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами (Вмешательство сабинянок)
На закате революционного движения, его бывшей жене удалось добиться освобождения Давида из тюрьмы. Он вновь женился на ней в 1796 году. С этого времени он достаточно много времени проводил у себя в мастерской, занимался с учениками и по большей части ушел из политики.
Портрет маркизы де Сорси де Толлюсон
Портрет Пьера Серизиа
Портрет мадам Аделаиды Пасторе
Портрет тюремщика
Портрет голландского посланника в Париже Якобуса Блаува
Портрет Жан Бон Сент-Андре
Портрет мадам Эмили Серизиа и ее сына
Портрет мадам де Вернинак
Портрет Жоржа Руже
Портрет мадам Рекамье
Отдельной главой творчества Давида было его отношение к Наполеону Бонапарту — художник был его поклонником с их первой встречи. После провозглашения Империи в 1804 г. Жак-Луи Давид стал официальным придворным живописцем.
Наполеон на перевале Сен-Бернар
Император Наполеон в своем кабинете в Тюильри
Зинаида и Шарлотта Бонапарт
Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года
После возвращения Бурбонов к власти, Жак-Луи Давид отказался от работы при дворе, предпочтя изгнание в Брюссель. Там он спокойно прожил остаток своей жизни с женой. В то время он рисовал мифологические сюжеты, портреты граждан Брюсселя и наполеоновских сподвижников. Художник умер в 1825 г., перенеся инсульт.
После его смерти, некоторые работы были выставлены на аукцион в Париже, продаваясь за очень незначительные суммы.
Портрет папы Пия VII
Сафо и Фаон
Портрет Маргариты-Шарлотты Давид
Леонид I при Фермопилах
Портрет графини Вилаин XIII и ее дочери
Портрет Етьена Морриса Герра
Купидон и Психея
Портрет Эммануеля Жозефа Сийеса
Путешествие Телемаха
Марс, обезоруженный Венерой
Гнев Ахилла
Нужно отметить, что Жак-Луи Давид имел глубокую рану на лице, полученную при фехтовании. Это рана прорисована во многих автопортретах художника, она задевает некоторые ветви лицевого нерва.
Эта травма привела к тому, что художник имел трудности в проговаривании некоторых звуков, движении лицевых мышц, к тому же она привела к образованию нароста на щеке.
Это было препятствием в его активной социальной жизни, так как отличительной чертой социальной культуры Франции18 века была ораторское умение.
Не смотря на всю критику, что обрушилась на творчество Жак-Луи Давида после его смерти, его вклад в развитие изобразительного искусства 18 века бесценен.
Художник жил в эпоху перемен и был их непосредственным участником. Jacques-Louis David стал крупнейшим представителем французского классицизма, главной целью которого было выразить идеалы свободы через образы античности.
Не знаете как провести свободное время с удовольствием? В этом вам помогут бесплатные игры для девочек на сайте GirlsPlays. Только здесь огромный выбор игр на любой вкус, где вы обязательно найдёте что-то и для себя.
???? Наташа | 2012-03-12, 11:18 | ???? 1 220
Источник: https://art-assorty.ru/844-zhak-lui-david.html
Жак Луи Давид, картины наполеоновской эпохи
Жак Луи Давид
Жак Луи Давид (Париж, 1748 — Брюссель, 1825) был художником Французской революции и последовавшей затем наполеоновской эпохи. Он находился в Риме в 1775—1780 гг., где его особенно привлекла классическая скульптура. Усвоение сурового духа и отточенности форм сделало его собственные картины наиболее последовательным выражением идей классицизма языком живописи.
Художник революции и наполеоновской эпохи
В 1784 г. Давид написал картину Клятва Горациев, представленную на Салоне 1785 г. Во время революции художник принимал активное участие в общественно-политической жизни; в 1790 г. якобинцы попросили его написать еще одну картину на тему принесения клятвы (Клятва Паллакорды, Версаль), но это произведение так никогда и не было закончено.
В картине Смерть Марата (1793) Давид вновь затронул тему современной истории, передав сцену с откровенным и жестким реализмом.
Клятва Горациев — Жак Луи Давид (1784, Лувр, Париж), была представлена на Салоне в 1785 году
Клятва Паллакорды — Жак Луи Давид (1790, Версаль)
Смерть Марата — Жак Луи Давид (1793, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель)
Заказы Наполеона
В 1799 г. он закончил полотно Сабинянки, построенное согласно канонам идеальной красоты, почти как манифест классицизма. Когда Наполеон пришел к власти, то приблизил к себе Давида, и в 1804 г.
стал первым императорским живописцем внеся свой вклад в наполеоновскую живописную эпопею: это Переход Наполеона через Альпы по перевалу Сен-Бернар, Коронация Наполеона; Император раздает награды; эскиз Появление Наполеона в городском собрании (1805).
Сабинянки — Жак Луи Давид (1799,Лувр, Париж)
Император раздает награды — Жак Луи Давид (1810, Версаль)
Коронация Наполеона — Жак Луи Давид (1805—1807, Лувр, Париж)
Переход Наполеона через Альпы по перевалу Сен-Бернар — Жак Луи Давид (1800, Шарлоттенбург, Берлин)
Портреты
Давид пишет также много превосходных портретов, убедительных по психологическому исследованию личности и изяществу композиции: Мадам Рекамье (1800), Супруги Серизья (ок. 1795), Пий VII (все — Лувр, Париж).
Мадам Рекамье — Жак Луи Давид (1800,Лувр, Париж)
Мадам Серизья — Жак Луи Давид (1795,Лувр, Париж)
Пий VII — Жак Луи Давид (1805,Лувр, Париж)
Портрет Пьера Серизья — Жак Луи Давид (1795,Лувр, Париж)
Битва Марса и Минервы (1771)
Гектор (1778)
Гнев Ахиллеса (1819)
Купидон и Психея (1817)
Любовь Париса и Елены (1788)
Портрет графини Дарю (1810)
Портрет мадам Аделаиды Пасторе (1791 — 1792)
Сафо и Фаон (1809)
Смерть Сенеки (1773)
Источник: https://evivid.ru/zhak-lui-david-kartiny-napoleonovskoy.html
Давид Жак ЛуиКартины и биография
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский живописец. Родился 30 августа 1748 года в Париже. С 1766 по 1774 год учился в Королевской академии живописи и скульптуры у исторического живописца Жозефа-Мари Вьена, в 1775–1780 изучал античное искусство в Риме. В 1780–1790-е годы Жак Луи Давид стал основоположником и признанным лидером так называемого революционного классицизма – направления во французском искусстве конца XVIII века, воспринявшего у рационалистической просветительской философии XVIII столетия культ разума и естественного чувства, выдвинувшего новый тип художника-борца, призванного воспитывать у зрителя высокие моральные качества и гражданские добродетели.
Для произведений художника 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить свободолюбивые героические идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (“Смерть Сократа”, 1787, Метрополитен-музей; “Ликторы приносят Бруту тела его сыновей”, 1789, Лувр, Париж).
Возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, чеканная барельефность композиции, преобладание объемно-светотеневого начала над колористическим особенно ярко воплотились в картине “Клятва Горациев” (1784, Лувр, Париж), воспринятой обществом как призыв художника к революционной борьбе.
Классицистические представления о волевом и деятельном начале как сущностном ядре человеческой личности отразились в портретах Давида этого периода (“Портрет доктора Альфонса Леруа”, 1783, Музей Лувр, Париж).
Воодушевленный событиями Великой французской революции, Жак-Луи Давид стремился к созданию исторической картины на современную тему (“Клятва в зале для игры в мяч”, 1791, картина не закончена, центральная часть в Национальном музее Версаля и Трианонов).
Черты портрета и исторической картины совмещены в картинах “Убитый Лепелетье” (1793, картина не сохранилась, известна по гравюрам Тардье) и особенно “Смерть Марата” (1793, Королевский музей, Брюссель) с их трагическим звучанием, простотой и лаконизмом композиции, суровой сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм.
Давид был активным деятелем революции, членом Конвента, организовывал массовые народные революционные празднества в Париже, создал Национальный музей в Лувре.
Разгоревшийся пожар революции затянул пылкого художника в свой бурный круговорот: Давид выступил в роли политического деятеля, попал в 1793 году в конвент, в качестве его члена участвовал в осуждении короля на казнь, сочинял и предлагал проекты великих национальных празднеств и управлял их декоративной частью и т.п. В это время из-под кисти французского живописца вышли воспроизведения двух кровавых современных сцен – убийства Лепелетье и Марата. После термидорианского переворота, падения и казни Робеспьера был арестован и его друг Давид, и только слава последнего как художника спасла его голову от гильотины. По выходе из тюрьмы Давид снова отдался всецело живописи и написал в 1795-1799 годах одну из лучших своих картин, “Похищение сабинянок” (более верное название этой картины – “Сабинянки, останавливающие битву между сабинянами и римлянами”).
Когда верховная власть над Францией перешла в руки Наполеона, Давид стал привилегированным живописцем императора; но, увековечивая на полотне славные события Консульства и Империи (“Портрет Бонапарта на перевале Сен-Бернар”, “Коронация Наполеона”, “Раздача орлов” и т.п.
), он не переставал интересоваться древней историей и написал, между прочим, “Леонид и спартанцы у Фермопил” – картину, оконченную в 1814 году и проданную в 1819 году вместе с “Похищением сабинянок” за 100000 франков (обе находятся в Музее Лувра).
Несмотря на благорасположение к нему императора Наполеона Бонапарта и на получаемые от него милости, Жак Луи Давид оставался в душе республиканцем.
Источник: http://smallbay.ru/david.html
Давид Жак Луи. Биография, названия, описание картин
Жак-Луи Давид (30.08.1748, Париж — 29.12.1825, Брюссель) — французский художник, основоположник французского неоклассицизма.
Биография Жака-Луи Давида.
Родился 30 августа 1748 г. в Париже в семье богатого буржуа. Мальчик рано обнаружил склонность к рисованию. В 1766 г. его приняли в Королевскую академию живописи и скульптуры, где учителем Давида стал художник Ж. М.
Вьен, создававший картины на античные сюжеты. Закончив Академию, молодой живописец, как тогда было принято, отправился на стажировку в Италию. Там он провёл четыре года (1775—1779 гг.).
По возвращении на родину Давид стал членом академии и регулярно участвовал в её выставках.
Уже в ранних работах мастера утверждалось торжество гражданского мужества и разума над бездумной жестокостью («Бой Минервы и Марса»). Теперь античные сюжеты прочно вошли в творчество художника.
Романтический гражданский дух был характерен для классицизма предреволюционной эпохи во Франции. Первой работой Давида в этом стиле является полотно «Велизарий, просящий подаяние».
Эта подчёркнуто строгая картина, воспевающая стойкость истинного гражданина в невзгодах, сразу привлекла внимание зрителей.
Ещё большей популярностью пользовалось другое полотно Давида — «Клятва Горациев» на сюжет из римской истории. Трое братьев из знатного рода Горациев одолели в битве с городом Альба-Лонга трёх своих противников. И хотя двое из братьев погибли, поединок закончился в пользу римлян, что принесло им быструю и бескровную победу.
Давид работал по государственному заказу: академия поощряла произведения, возбуждающие патриотические чувства. В 1787 г. живописец создал картину «Смерть Сократа», в 1789 г.
— «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей». Последнее полотно было выставлено в революционном Париже уже после штурма Бастилии и сразу стало очень популярно.
На нём изображались такие знакомые парижанам картины — женщины оплакивают погибших.
С этого момента Давид стал признанным художником Французской революции. Картина «Клятва в зале для игры в мяч» не была закончена мастером, так как большинство её героев — депутатов парламента — уже через год либо оказались в эмиграции, либо пали жертвами якобинского террора.
В 1793 г. Давид пишет композиции «Убитый Лепелетье» и «Смерть Марата», совмещая в них черты портрета и исторического полотна. Сам художник являлся депутатом Конвента, участвовал в создании новых революционных праздников.
Именно ему была поручена организация Национального музея в Лувре. После прихода к власти Наполеона I Давид стал главным придворным живописцем. Он оказался необыкновенно плодовит, сделал множество портретов императора («Наполеон при переходе через Сен-Бернар» и др.
), его жены Жозефины, придворных и генералов, а также запечатлел торжественные события.
После поражения Наполеона Давид был вынужден уехать в Брюссель, где и умер 29 декабря 1825 г.
Описание картин Жака Луи Давида:
Источник: https://opisanie-kartin.ru/category/david-zhak-lui/
Жак Луи Давид: жизнь и творчество художника
Жак Луи Давид (фр. Jacques-Louis David) (30.08.1748, Париж, — 29.12.1825, Брюссель) — французский живописец.
Содержание
- Биография Давида Жака-Луи
- Творчество французского художника
- Интересные факты о творчестве Давида Жака-Луи
- Картины Давида Жака-Луи
- Библиография
В сущности, Давид был диктатором для своего поколения.
Уходящее далеко за пределы картин, его влияние направляло стиль моды, дизайн мебели и интерьера, а кроме того отражалось на развитии моральной философии. Искусство на протяжении всей биографии Давида было неожиданным, решительным разрушением традиций. Отсюда берет начало современное направление.
Давид обучался во Французской Академии.
После получения римской стипендии Prix de Rome (четырежды не мог победить, из-за чего пытался совершить самоубийство путем голодания), в 1775 он отправился в Италию.
Его стремление к античному искусству, полученное в Риме, а также обозрение руин Помпеи и Геркуланума, подтолкнуло к возрождению классического направления во французском искусстве. Он заимствовал классические формы и мотивы, преимущественно из скульптур, чтобы демонстрировать чувство достоинства, приписываемое древним римлянам.
Уничтожаемый жаждой безупречности, а также политическими идеями о французской революции, Давид в своих работах наложил жесткое ограничение на выражение чувств. Такое подавление в итоге вылилось в отличительное безразличие и рационализм.
Репутация в биографии Давида была в основном заработана на выставке 1784 года.
Тогда он представил свою величайшую работу «The Oath of the Horatii» (сейчас в Лувре).
Это полотно, также как и «Death of Socrates» (1787, музей «Метрополитен»), «Lictors Bringing to Brutus the Bodies of His Sons», (1780, Лувр), выражало тематику соответствующей политической обстановки.
Работы принесли Давиду большую популярность. В 1780 он был приглашен в Королевскую академию, работал как приближенный художник короля.
Как могучий республиканец, Давид со времен избрания в Конституционный Конвент, поддерживал уход короля и распад Королевской академии во Франции и Риме. В своих картинах революционных страдальцев, особенно в «Marat» (1793, Брюссель), его железный контроль смягчился. Драматическим портретам он придавал лоск. На некоторое время художник был заключен в тюрьму до конца политики террора.
Давид стал первым художником императора, фиксирующим события из жизни Наполеона («Napoleon Crossing the Saint Bernard Pass», 1800–01, «Coronation of Napoleon and Josephine», 1805–07, «The Distribution of the Eagles», 1810).
Также биография Жака Луи Давида была известна как великолепного портретиста («Mme Recamier», 1800, Лувр). В этот период влияние Давида было наибольшим.
Но его картины, более чем когда-либо воплощающие неоклассическую теорию, снова стали статичными и нечувствительными.
Во время реставрации монархии, восстановления Бурбонов, Давид провел свои последние годы в Брюсселе. Тогда он написал серию великолепных портретов. Не смотря на то, что художник недооценивал портретный жанр, в нем он наиболее прославился. Используя живых фигур охотнее, чем скульптуры, он позволял своим спонтанным чувствам раскрываться на рисунке.
Последние полотна в биографии Давида (например «Antoine Mongez and His Wife Angelica», 1812, Лилль, «Bernard», 1820, Лувр, «Zenaide and Charlotte Bonaparte», 1821, музей Гетти) чрезвычайно жизненны. В них четко проявились черты зарождения нового романтизма.
Наполеон пересекает Альпы в Сен-Бернар Пасс
Сестры Зинаида и Шарлота Бонапарт
Творчество французского художника
Давид Жак Луи-французский живописец, выдающийся представитель неоклассицизма.
Учился у Буше, начинал работать в стиле рококо, но после учёбы в Риме и под влиянием искусства Древнего Рима Давид выработал строгую эпическую манеру.
Вернувшись во Францию, Давид оказался во главе течения рококо и стремился выразить героические свободолюбивые идеалы через образы античности, что оказалось весьма созвучно царившим во Франции того времени общественным настроениям.
Создавал полотна, воспевавшие гражданственность, верность долгу, героизм, способность к самопожертвованию.
«Произведения искусства достигают своей цели, не только радуя глаз, но и проникая в душу, оставляя в воображении глубокий след, как нечто реальное; лишь тогда черты героизма и гражданских добродетелей, показанные народу, потрясут его душу и заронят в неё страстное стремление к славе и к самопожертвованию ради блага Отечества», — писал французский живописец Давид.
Жак-Луи Давид стал основоположником так называемого революционного классицизма, выдвинувшего новый тип художника-борца, призванного воспитывать у зрителя высокие моральные качества. Он создавал одновременно и чрезвычайно суровые, строгие по композиции произведений, и блестящие реалистические портреты.
Славу Давиду принесла картина «Клятва Горациев» (1784 г.), изображающая трёх братьев-близнецов, которые, по преданию, победили в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями в споре о могуществе Рима.Картина вызвала огромный успех. «Весь Рим» собрался, чтобы посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу.
Мастерская превратилась в настоящий объект паломничества. Отряд карабинеров постоянно дежурил у мастерской, чтобы наводить порядок в потоке зрителей. Даже Папа Римский увидел детище французского художника. Один из современников писал: «Две недели назад Давид закончил свою картину.
Никакие слова не могут передать её красоту… В Риме он принят везде, всюду на него показывают пальцем. Итальянцы, англичане, немцы, русские, шведы и я не знаю, кто ещё, — все нации завидуют счастью Франции, которой принадлежит этот человек. Картина выставлена для всеобщего обозрения, и поток людей, идущих на неё взглянуть, не иссякает.
Давид ежедневно получает латинские, итальянские, французские стихи». В Парижском Салоне «Клятву Горациев» публика приняла с восторгом, не уступавшим тому, что был в Риме.
Автор изобразил момент, когда трое братьев, подняв руки в римском приветствии, клянутся победить или умереть, а их отец протягивает им боевые мечи. Позы героев говорят о нерушимости их торжественной клятвы. Давид тщательно продумал композицию полотна, персонажей, игру света.
Он усилил воздействие сюжета, объединив фигуры в их мощном троезвучии: три группы персонажей, три руки, три меча, три арки. Благородная простота и совершенство живописного решения произвели настоящую революцию, определившую дальнейшее развитие всего изобразительного искусства первой половины 19 века.
Жак Луи Давид соединил культ античности с политическими идеями, захватившими в ту пору французское общество. В те годы всё громче и отчётливее проявлялось недовольство правлением короля. Многими картина Давида воспринималась как символ борьбы за правое дело.
Трудно сказать, действительно ли Жак собирался призывать своих сограждан к оружию…
Творчество Давида в исторической ретроспекции тесно связано с хронологией Великой Французской революции, её духовными предвестиями… По своим политическим взглядам художник был анархистом, с радостью воспринял начавшуюся революцию.
Однако последние годы жизни мастер провёл в изгнании, так как стал живописцем Наполеона и человеком, разделяющим его взгляды и идеи. Итог оказался печальным. Последние десять лет жизни основоположник классицизма провёл в изгнании.
Жака Луи после смерти погребли в Брюсселе.
Похоронить его на родине власти не разрешили.
Давид не только великий живописец, он проявил себя как высокоодарённый педагог. По собственным подсчётам мастера, только прямых учеников у него было около пятисот. Из его мастерской вышли Гро, Жерар, Энгр.
«Под знаком Давида» французское искусство развивалось вплоть до импрессионизма. Русский критик А.
Прахов писал: «Давид был первым историческим живописцем в истинном смысле этого слова… по натуре же и в характере художественного дарования всегда оставался человеком революции».
Творческие находки и принципы Давида стали манифестом целой эпохи.
Интересные факты о творчестве Давида Жака-Луи
Источник: https://allpainters.ru/david-zhak-lui.html
Несколько интересных историй о творчестве художника Жак-Луи Давида
Французский живописец Жак-Луи Давид знаменит своими работами на античную и библейскую тематику, неприязнью к власти короля и активным участием в Великой французской Революции. Вполне возможно, что истоки революционности Давида проистекали из его личного негативного опыта общения с королевским двором. Вот один характерный пример.
Однажды, ещё до революции, Людовик XVI заказал молодому, но подающему большие надежды Жак-Луи Давиду картину с любым «королевским» сюжетом. Причем размеры полотна были строго оговорены.
И тогда Давид написал свой первый шедевр – величественную «Клятву Горациев».
Здесь изображена античная история о том, как трое братьев из рода Горациев собираются на битву: подняв руки в римском приветствии, они клянутся победить или умереть, а отец протягивает своим сыновьям боевые мечи.
Справа изображена группа скорбящих женщин, которые явно не разделяют патриотический порыв мужчин. Их страдания и сентиментальная слабость автором картины намеренно противопоставлены воинскому долгу и самопожертвованию во имя родины.
Очень сильный сюжет, не так ли!?
Величественное произведение «Клятва Горациев» на первой его выставке вызвало огромный восторг зрителей. Однако картина была больше оговоренного размера.
Поэтому придворный вельможа, курировавший заказ короля, обратился к Давиду с язвительным укором: – Мне очень жаль, но я не вижу основания для выплаты вам вознаграждения за картину.
Вы позволили себе нарушить договор и увеличили размеры полотна.
Жак-Луи пытался возразить, но надменный сановник продолжил отчитывать молодого художника: – Коль уж Вы удостоились чести иметь на своей картине табличку с надписью «По заказу короля», то должны были неукоснительно следовать указаниям!
И тогда Давид усмехнулся и сказал: – Что ж, мне остается только предложить вашему сиятельству отрезать по куску холста с каждой стороны картины.
Гениальное полотно, конечно же, резать не стали. А Жак-Луи Давид прославился на всю Европу. Однако, злые языки впоследствии утверждали, что именно с этого эпизода началось разочарование Давида в монархии.
Источник: http://polzam.ru/index.php/istorii/item/1063-neskolko-interesnykh-istorij-o-tvorchestve-khudozhnika-zhak-lui-davida
Давид Жак Луи (1748 — 1825)
Накануне суровых событий Французской революции и во время самой революции искусство Франции оказалось захвачено новой волной классицизма. Передовой мыслящей части Франции было вполне ясно в эти годы, что монархия Бурбонов окончательно разваливается.
Новые требования жизни вызвали потребности в новом искусстве, новом языке, в новых выразительных средствах. Увлечение античной культурой совпало с самыми насущными требованиями искусства героического, высокогражданственного,создающего образы, достойные подражания.
Классицизм проявил себя во всех областях изобразительного искусства — в архитектуре, живописи, скульптуре.
Наиболее ярко влияние классицизма оказало на живопись.
Вновь в искусстве выдвигается роль разума как главного критерия в познинии прекрасного, вновь искусство призывается прежде всего воспитывать в себе чуство долга, гражданственности, служить идеям государственности, а не быть забавой и наслаждением. Только теперь, в канун революции, это требование приобретает более конкретный, целенаправленный, целенаправленный характер.
В преддверии Великой Французской революции в живописи Франции появляется очень яркий, талантливый художник — Жак Луи Давид. В его творчестве античные традиции, эстетика классицизма слились с политической борьбой, органически сплелись с политикой революции, это и дало новую фазу классицизма во французской культуре — «революционный классицизм».
Давид был сыном парижского негоцианта (оптовый купец, коммерсант), окончил Королевскую академию. В своих ранних работах он близок традициям позднего барокко и даже некоторым элементам рококо.
Получив «римскую премию» как лучший ученик Академии, он попадает в Италию в 1775 году. Там знакомится с памятниками античности, изучает труды итальянских художников.
После этого Давид начинает использовать в своих работах то, что привлекало его в античности, однако, стараясь не подражать, а искать свой путь.
Надо сказать, что накануне революции идеалом французского буржуаазного общества, к которому принадлежал и Давид, была античность, но не греческая, а римская, времен Римской республики. Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия.
В театре с большим успехом разыгрываются трагедии Корнеля, драматурга , который в образах античных героев прославлял гражданские доблести и чувство патриотизма.
Так складывался новый стиль, и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем («Клятва Горациев»).
С началом революционных событий Давид оформляет массовые празднества, занимается национализацией произведений искусства и превращением Лувра в национальный музей.
Национальные праздники устраивались, например, в годовщину взятия Бастилии или провозглашения республики, в честь «Верховного существа» или торжественного перенесения останков Вольтера и Руссо в Пантеон. Большинство из этих праздников готовилось непосредственно Давидом.
Каждое такое оформление являло собой синтез искусств: изобразительного, театрального, музыкального, поэтического, ораторского.
В 1793 году в Лувре открыт Национальный музей, который отныне стал и центром художественной культуры, и художественной школой. Туда и поныне приходят художники для копирования, для изучения шедевров мирового изобразительного искусства.
В 1790 году Давид приступает к большой картине по заказу якобинцев «Клятва в зале для игры в мяч», в которой задумал создать образ народа в едином революционном порыве. К сожалению, картина не была написана, кроме зарисовок, эскизов. Когда был убит «друг народа» Марат, художник пишет по поручению Конвента свою знаменитую картину «Смерть Марата».
С 1793 года Давид входит в Комитет общественной безопасности — и сближается с главой якобинской партии Робеспьером. Но после падения якобинской диктатуры политическая карьера художника обрывается, а его самого ненадолго арестовывают.
Его последующий путь — это путь от первого художника республики до придворного живописца империи. Во время Директории он пишет «Сабинянок». Начинает проявлять интерес к образу Наполеона. И в период империи Наполеона он становится первым живописцем императора. По его заказу пишет огромные картины «Наполеон на перевале Сен-Бернар», «Коронация» и пр.
Низвержение Наполеона и реставрация Бурбонов вынуждают Давида эмигрировать из Франции. Отныне он живет в Брюсселе, где и умирает.
Помимо исторических полотен Давид оставил большое количество прекрасных по живописи и характеристике портретов. Строгим изяществом своего письма Давид предопределил характерные черты того классицизма начала 19-го века, который получил название ампир.
Источник: http://cvetamira.ru/david-zhak-lui-1748-1825
Жак-Луи Давид, Изображений: 118
Жак Луи Давид родился 30 августа 1748 года в Париже. А в 1857 году начал обучение в Коллеже Четырех Наций на курсе риторики.
Но когда Давиду исполнилось 9 лет, его отец – молодой состоятельный коммерсант, погиб на дуэли. Мать забрала Луи из коллежа и отдала своего сына на воспитание родственникам.
Франсуа Бюрон и Жак Демезон сразу заметили художественный талант у ребёнка. Они служили архитекторами и желали передать ему своё ремесло, обеспечивающее хороший доход. Но архитектура племянника не заинтересовала.
Он увлеченно рисовал, а на чертёжи смотрел равнодушно.
Бюрон отвел Луи к знаменитому парижскому художнику Франсуа Буше, а тот, увидев рисунки Давида, сразу дал шестнадцатилетнему юноше рекомендательное письмо к Вьену – главному придворному живописцу.
Большая Римская премия
Давид стал студентом Королевской Академии живописи. Он работал с огромным рвением и стремительно двигался к мастерству. Предмет мечтаний любого студента академии – Большая Римская премия. Получив её, художник имел возможность спокойно работать в Италии, учиться рядом с прославленными мастерами.
Не предупредив Вьена, Давид предоставил свои работы начальству Академии. Через несколько месяцев занятий ему разрешили участвовать в конкурсе. Первая в его жизни картина «Бой Марса с Минервой» принесла Луи только вторую премию. Давид был разочарован.
Четыре раза Давид участвовал в конкурсе. Трижды премию получали другие. От отчаяния спасали упорство и приобретенное с годами мастерство. В 1774 году картина «Антиох, сын Селевка» принесла Давиду долгожданную победу. Он написал картину по–новому: расположил фигуры в ряд, отказавшись от традиционной пирамиды.
Давид постепенно входил в моду. Работы было много. Придворные дамы, высший свет заказывали портреты.
Италия (1775 – 1780)
В Риме Давид получил разрешение на посещение галерей, которые были закрыты для обычных любителей живописи. В Ватикане он изучает картины Караваджо, Рафаэля. Делает карандашные наброски с античных скульптур. В его комнате не оставалось места для законченных работ. Рисунок становился проще и строже. Порой уходил день на то, чтобы точно изобразить мельчайшую деталь фигуры.
Ему нравилось писать сильные, мускулистые торсы. В величественной красоте древних героев художник видел поддержку своим поискам строгой композиции.
Луи много писал на улицах Рима. Его «Триумф Павла Эмиля» (1778) высоко оценила Академия.
Возвращение на родину. «Велизарий»
Пять лет провел Давид в Италии. К возвращению в Академию он подготовил эскизы своей будущей картины «Велизарий».
Для того, чтобы выставлять свои полотна в салонах, Давиду было необходимо получить первое академическое звание, быть «причисленным к академии». Все помыслы художника сосредоточились на картине, где он впервые решил обнародовать идеи, рожденные кропотливым изучением древности. Велизарий на полотне Давида сидит на камне. Он слеп и не видит мира, а лишь прислушивается к нему.
Совет академии единогласно одобрил картину, и Жак Луи стал «причисленным к академии», чего упорно добивался.
В августе 1781 года в залах Лувра открылся художественный салон, где были выставлены восемь работ Давида. Среди них: «Святой Рок», «Похороны Патрокла», «Портрет графа Потоцкого». Впервые картины повествовали не о любовных увеселениях богов, а о печальных дорогах судьбы, доброте, верности. Сам Дидро с восторгом писал о полотнах молодого художника.
Слава живописца росла. Начинающие художники приходили с просьбами стать его учениками.
В 1782 году Луи познакомился с дочерью влиятельного и знатного вельможи месье Пекуля. А в мае состоялось бракосочетание Маргаритты Шарлотты Пекуль и Жака Луи Давида.
«Андромаха» и «Клятва Горациев»
Жизнь Франции изменилась. Центр политических событий переместился из Версаля в гостиные аристократов и буржуа. Давид работает над новым полотном «Андромаха оплакивает смерть Гектора». Картина полностью завладела мыслями художника. Но тут из королевского дворца пришел заказ на серию полотен «Добрые дела королей», отказаться от которого было нельзя.
Давид ищет сюжет, в котором он смог бы, не отходя от заказанной темы, реализовать свои помыслы. Так родилась картина «Клятва Горациев». Три сына в боевом облачении простерли руки к отцу. Старик благословляет клятву сыновей и напутствует их перед боем.
«Андромаха» принесла Давиду звание академика, а «Клятва Горациев» – мировую славу. Весть о необыкновенном полотне мгновенно разнеслась по городу, и толпы поклонников осаждали мастерскую Луи. Слухи о картине дошли до самого Папы Римского, и Пий VI передал просьбу французскому живописцу – привезти «Клятву» в Ватикан.
Художник – революционер
Великая Французская революция захватила Давида. Он активно участвует в революционном движении.
1790 год. Давид становится членом Якобинского клуба и пишет «Клятву в зале для игры в мяч».
1791 год. Он организует торжественное перенесение праха Вольтера в Пантеон.
1792 год. Давид избран членом Национального конвента.
1793 год. Давид голосует за казнь короля и работает над картиной «Смерть Марата».
1794 год. С 5 по 20 января Давид является председателем Конвента.
1794-1795 годы. Художник в заключении. Создание картин: «Зеленщица» и «Вид Люксембургского сада».
1800 год. Создание портрета Наполеона.
1803 год. Награждение Давида Орденом Почетного легиона.
С 1803 – 1807 годы. Давид – первый живописец императора
1815 год. Наполеон встречается с Давидом. Вручение командорского креста Почетного легиона. Изгнание из Франции.
1825 год. Смерть от гипертрофии сердца.
Власти Франции запретили похороны Давида на родине. Его похоронили в Брюсселе. Лишь сердце Давида, благодаря многочисленным просьбам, похоронили на парижском кладбище Пер-Лашез.
Некоторые работы Давида утеряны, но сохранившиеся полотна – это свидетельства яркой жизни живописца, первого в мире прославленного художника, ставшего революционером.
Мистюкова Алла
Источник: https://gallerix.ru/storeroom/2120799558/