Я и деревня, марк шагал — описание картины

Я и деревня, Марк Шагал - описание картины

Марк Захарович Шагал (фр. Marc Chagall; 7 июля 1887, Лиозно, Могилёвская губерния — 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция) — белорусский, российский и французский художник. Марк Шагал очень разносторонен в своём творчестве: он и график, и живописец, и сценограф, и поэт, и иллюстратор, и мастер монументальных и прикладных видов искусства. Марк Шагал – один из самых известных представителей мирового художественного авангарда XX века. Для Марка Шагала характерны ирреальные произведения (часто на фольклорные и библейские темы), отмеченные тонкой красочностью, выразительным живописным рисунком.

Я и деревня, Марк Шагал - описание картины
Можно сказать, что Марк Шагал — один из самых фантасмагорических лиричных живописцев XX века. Он родился в Витебске, в семье, «укорененной» в местечковый быт. Образы детства — облик Витебска и окружающих деревень, приметы провинциального быта прошлого века, национальный фольклор—все это впоследствии займет совершенно особое место в творчестве художника.В 1907 году Марк Шагал приехал в Петербург и поступил в частную школу Е. Н. Званцевой, где учился у Леона Бакста. В 1910 году Марк Шагал уехал в Париж. Здесь молодой художник сблизился с мастерами французского авангарда, поэтами и живописцами, — Г. Аполлинером, М. Жакобом, А. Модильяни и другими. Если до приезда во Францию творчество Шагала перекликалось с живописью Ван Гога и было близко экспрессионизму, то теперь оно впитывает в себя влияние сначала фовизма, а затем кубизма и футуризма. (Наиболее известные произведения десятых годов — «Я и деревня», «Продавец скота», «Пьющий солдат».) Но искусство Марка Шагала с самого начала неповторимо самобытно. Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей. Эти персонажи взяты художником не «с натуры», а из собственного духовного мира — отсюда их парадоксальная и захватывающая свобода и неподчинение законам физического мира. Живопись Шагала тех лет проникнута бунтарским духом, окрашена в эксцентричные и бурлескные тона и вместе с тем неизменно несет в себе ощущение тайны бытия. Мир в его картинах пантеистически одухотворен и целостен, животные уравнены в правах с человеком, но в то время как человек подчеркнуто, активен, в животных воплощено внеличное и жертвенное начало. Так, в картине «Я и деревня» энергичному человеческому профилю противопоставлена загадочная кроткая морда коровы. Уже в этот ранний период шагаловская живопись населена персонажами, которые пройдут через все творчество мастера — радостными и нежными влюбленными, парящими над землей («Прогулка», 1917—1918); акробатами и местечковыми музыкантами, раввинами, напоминающими библейских пророков.После начала первой мировой войны Марк Захарович Шагал возвращается на родину. Он работает в Витебске и Москве, преподает, занимается живописью. В 1922 году Марк Шагал снова уезжает в Западную Европу. С 1923 года он постоянно живет во Франции. Уже в середине двадцатых годов искусство Шагала освобождается от узких стилевых схем и синкопированных ритмов предшествующего периода. Мир в его картинах теперь не ломается на грани, а кажется слитным потоком пространства и времени, как бы рождающим из своих глубин отдельные образы. В двадцатые годы Марк Шагал открывает для себя красоту природы южной Франции — красочные букеты и цветущие деревья, наиболее прямо передающие восхищение художника прелестью мира, отныне становятся неотъемлемой частью его живописи. С начала тридцатых годов, частично в связи с работой над иллюстрированием Библии, в шагаловское искусство входят библейские образы, напоминающие своей интимностью и глубиной персонажей Рембрандта. Накануне второй мировой войны и в сороковые годы в нем постоянно звучат социальные мотивы, темы войны и разрушения, воплощенные в трагических образах страдающих людей и животных, изображении горящих деревень и символических сцен распятия. После войны живопись Шагала становится еще более светоносной, мягкой, утонченной и внутренне свободной. Нежнейшие полутона, неуловимые перетекания краски, ее фактурные наслоения, вибрация и горение света и цвета, исчезающее — малые детали и контуры, прорисованные тонкой линией, — вся эта «органическая химия» шагаловской живописи призвана передавать не выразимые в словах оттенки чувства и интимные движения человеческой души. Именно в тождественности искусства и духовного «я» художника и заключается, пожалуй, главная магия творчества мастера.Его искусство представляет собой поток чистой лирики, поэму в красках и линиях. В этой поэме сплавлены личные и мировые события, воспоминания детства и впечатления текущей жизни, видения Витебска и Парижа или юга Франции; фольклор и собственное «мифотворчество». Живая действительность, сохраняя свои конкретные и характерные черты, превращается во вневременные образы (недаром один из излюбленных персонажей художника — летящие часы, символизирующие «окрыленное» и превращенное в вечность время). Хотя в искусстве Шагала есть общее с волшебной сказкой, оно не уводит зрителя в мир чистого вымысла, а истолковывает в глубоких символах саму реальность. В картинах художника как бы развертывается мистерия жизни, в которой участвуют люди, ангелы, животные и их фантастические гибриды; добро существует рядом со злом, но в итоге всегда одерживает победу. Общая окраска искусства Шагала — жизнеутверждающая; в нем доминируют пасторальные образы, напоминающие персонажей из шекспировского «Сна в летнюю ночь» — влюбленные, которым ангелы дарят цветы, цирковые сцены, олицетворяющие счастливое единение людей и животных, праздник, свободу и само творчество. У Шагала мир спасает, в конечном итоге, любовь и искусство, поэтому центральное место в его живописи, наряду с влюбленными, занимают образы живописцев с палитрой и музыкантов, от местечкового скрипача до играющего на гуслях ветхозаветного царя Давида. Именно художник творит красоту и гармонию и, в некоторых отношениях, сам мир.Искусство Марка Шагала необычайно многогранно. Кроме живописи, он постоянно работает в графике. Им созданы замечательные книжные иллюстрации в технике литографии и офорта (к «Мертвым душам» Гоголя, Библии, сказкам Лафонтена и «1001 ночи», к «Дафнису и Хлое» Лонга и др.). Шагал выполнил ряд монументальных росписей (наиболее известная его работа подобного рода — плафон в парижской «Опере»), мозаик, гобеленов, витражей, театральных декораций и эскизов костюмов. В поздний период он в совершенстве овладел языком керамики и скульптуры. Материал и техника во всех этих жанрах как бы трансформируются в неповторимые шагаловские образы, воплощающие его глубокое и гуманистическое видение мира.

На основе статьи в книге «Художественный календарь 100 памятных дат», М., 1982 г.

 Галерея картин Марка Шагала

Я и деревня, Марк Шагал - описание картины

Прогулка

Я и деревня, Марк Шагал - описание картины

Les Amoureux En Gris huile sur toile

Я и деревня, Марк Шагал - описание картины

Над городом

Я и деревня, Марк Шагал - описание картины

Я и деревня

Я и деревня, Марк Шагал - описание картины

Летящая повозка

Я и деревня, Марк Шагал - описание картины

Солдат

Я и деревня, Марк Шагал - описание картины

Солдаты

Я и деревня, Марк Шагал - описание картины

Продавец скота

Le Saint Cocher de fiacre

La Naissance

Dédié à ma fiancée

De la Lune, Le Village Russe

la marchande de pain

Le Songe

Le Peintre et les Fiancés

Небо Парижа

La Reine du Cirque

Царь Давид

Вечер у окна

La Madonne du village

Bonjour Paris

Aleko, Un champ de blé par un après-midi d'été

Le Village en Feu

Les Mariés de la tour Eiffel

L'Acrobate

Village russe

Les Amoureux

L'Ecuyère de Cirque

Juif à la Torah  Gouache

la Maison bleue

Bella au col blanc

Autoportrait à la Palette

Mania en mangeant Kasher

Le Poète allongé

Le Juif en Rouge

День рождения

Le Violonniste

Le  Marchand de Journaux

Au-dessus de Vitebsk

Автопортрет Марка Шагала

Le violonniste

Источник: http://worldartdalia.blogspot.com/2015/03/blog-post_283.html

Марк Шагал «Я и деревня». Описание картины

Одно из самых поэтических иносказаний художника, отражение раздвоенности его сознания. Название для картины придумал французский друг Шагала Блэз Сандрар.

При всей наивно сказочной условности, разномасштабности здесь просматриваются вполне определенные линии композиции и жизненной геометрии.

Деление на секторы посредством линий, пересекающихся под разными углами, свидетельствует о близости к кубизму.

Нарушение перспективы, несоответствие размеров – приемы фовизма; создание окраски при помощи естественных цветов – воплощение импрессионистских тенденций.

В центре – головы художника и лошади, объединенные едва видимой нитью взгляда. Они – словно в едином круге, своего рода «круге деревенской жизни». Странная общность между человеком и животным (у обоих на шее крестики) поддерживается противопоставлением красного и зеленого цветов. Профиль человека справа с полупрозрачными глазами, устремленными вдаль – своеобразный автопортрет художника.

Читайте также:  «ослепление самсона», рембрандт — описание картины

На заднем плане женщина – символ плодородия – как будто убегает от крестьянина с косой (смерти), при этом она изображена вниз головой, что можно воспринимать как передачу трудностей взаимопонимания полов.

За ними – деревня, в которой разноцветные домики, некоторые перевернуты, символизируют родной для Шагала Витебск. Внизу – древо жизни и луна, заслоняющая солнце. Каждая из сценок на этой картине глубоко символична и вызывает множественные ассоциации.

Это позволяет вообразить и осмыслить всю необычную картину мира художника.

Я и деревня, Марк Шагал - описание картины

1911 г. Холст, масло. 191 x 150,5 см. Нью-Йоркский музей современного искусства, США

Марк Шагал. Картины

Я и деревня, Марк Шагал - описание картины Я и деревня, Марк Шагал - описание картины Я и деревня, Марк Шагал - описание картины Я и деревня, Марк Шагал - описание картины
Я и деревня, Марк Шагал - описание картины Я и деревня, Марк Шагал - описание картины Я и деревня, Марк Шагал - описание картины Я и деревня, Марк Шагал - описание картины
Я и деревня, Марк Шагал - описание картины

Пред. стр.: Художник Марк Захарович Шагал. Биография. Картины След. стр.: Александр Шевченко. Биография и картины.

Источник: http://www.avangardism.ru/mark-shagal-ya-i-derevnya-opisanie-kartiny.html

"Я и деревня" (круговорот постов в природе -1)

occupationalistНа днях Хор дал ссылку на itunes, а там — «Москва-Иерусалим», и я решила поговорить об этом.

В оформлении подарочного издания «Москва-Иерусалим» использована работа Марка Шагала «Я и деревня» (1911г).

Я и деревня, Марк Шагал - описание картиныМарк Шагал вполне мог вырасти на тех песнях, что записаны на диск, но почему всё-таки именно Шагал? Нравится, наверное, кому-то из тех, кто работал над диском.

Я и деревня, Марк Шагал - описание картиныЯ и деревня, Марк Шагал - описание картиныЯ и деревня, Марк Шагал - описание картины

Марк Шагал родился под Витебском (1887г). Уехал учиться петербургскую художественную школу (не сказать, чтобы отец Шагала одобрил выбор профессии, но 27 рублей на первое время выдал). В Петербурге получил стипендию и продолжил образование в Париже. С началом Первой Мировой вернулся в Россию, был призван в армию, служил в канцелярии.

После революции назначен комиссаром искусств в Витебске, успел организовать в городе художественное училище, работал и в Москве. В 20-х годах эмигрировал, жил в основном, во Франции (во время Второй Мировой — в США). В 70-х годах (по приглашению Минкульта) состоялся визит художника в СССР. Марк Шагал прожил почти 100 лет (биография и работы на http://www.marc-chagall.ru/ ).

Картина «Я и деревня» (1911г) написана во время учёбы в Париже.

«Только огромное расстояние, отделявшее мой родной город от Парижа, помешало мне сбежать домой тут же, через неделю или месяц. Я бы с радостью придумал какое-нибудь чрезвычайное событие, чтобы иметь предлог вернуться. Конец этим колебаниям положил Лувр. Бродя по круглому залу Веронезе или по залам, где выставлены Мане, Делакруа, Курбе, я уже ничего другого не хотел.

Россия представлялась мне теперь корзиной, болтающейся под воздушным шаром. Баллон-груша остывал, сдувался и медленно опускался с каждым годом все ниже. Примерно то же думал я о русском искусстве вообще. Нет, в самом деле, всякий раз, как мне приходится размышлять или говорить о нем, я испытываю сложное, невыразимое чувство, замешенное на горечи и досаде.

Как будто русское искусство обречено тащиться на буксире у Запада. Но, при том что русские художники всегда учились у западных мэтров, они, в силу своей натуры, были дурными учениками. Лучший русский реалист не имеет ничего общего с реализмом Курбе. А наиболее близкий образцам русский импрессионизм выглядит чем-то несуразным рядом с Моне и Писсарро.

Здесь, в Лувре, перед полотнами Мане, Милле и других, я понял, почему никак не мог вписаться в русское искусство. Почему моим соотечественникам остался чужд мой язык. Почему мне не верили. Почему отторгали меня художественные круги. Почему в России я всегда был пятым колесом в телеге. Почему все, что делаю я, русским кажется странным, а мне кажется надуманным все, что делают они.

Так почему же? Не могу больше об этом говорить. Я слишком люблю Россию».

(c) Марк Шагал. «Моя жизнь»

Почему корова?

Я и деревня, Марк Шагал - описание картиныСам Марк Шагал писал следующее: «Я много раз говорил: никакой я не художник. А кто же — да хоть корова, не угодно ли? Кому какое дело? Я даже собирался так и изобразить себя на визитной карточке. Похоже, в то время корова была главным действующим лицом в мире. Кубисты рассекали ее на куски, экспрессионисты терзали, кто во что горазд».

(c) Марк Шагал. «Моя жизнь».

И что это за жанр?

«В картине «Я и деревня» Шагал использовал приемы фовизма (нарушение перспективы и несоответствие размеров), кубизма («угловатость» в окраске коровы при помощи естественных цветов, декомпозиция, деление композиции на сектора), импрессионизма (создание окраски коровы при помощи естественных цветов).

Идея же картины передана символически: реальный деревенский быт вдруг оказывается в каких-то сверхъестественных ситуациях… Символы, воплощенные в этих ситуациях, не теряют связи с бытом… Пространство в картине расширено, создана атмосфера не просто деревенской жизни, а деревенской вселенной.

Создается мысль о единстве малой части с целым… Символы присутствуют везде. Символ-форма (круг — древний символ жизни скотовода и земледельца, привязанных к смене времен года, годовому кругу, и имевший раньше практическое магическое значение). Символ-размер (корова – символ деревни – самая большая в картине)…

Шагал использовал размытость форм, нечеткость лиц, символическую недосказанность.

(с) http://www.proza.ru/2010/09/09/652

Можно освежить в памяти «Москва-Иерусалим».

Аудиозаписи с СD1 и СD2 представлены на Яндексе и в itunesВидео с DVD (запись концерта в Большом Зале Консерватории 1992 год) выложено на канале — фирмы грамзаписи «Никитин».А можно посмотреть кино о коллекционерах, картинах, художниках и музее — «Глаз Божий

Источник: https://occupationalist.livejournal.com/130241.html

Шагал Марк. Картины на все времена :

Он прожил длинную, насыщенную, но не всегда простую жизнь. Его имя долгое время было опасно произносить на родине, которую он покинул много лет назад. Его творчество вызывало разную реакцию: от искреннего восторга до полного неприятия.

Шагал Марк, картины которого выставлены в самых престижных музеях, воспринимал окружающий мир очень субъективно, перенося свои впечатления на холст в присущей только ему манере.

Первые шаги в живописи

Захар Сегал был вне себя, когда узнал, что Мойша, один из девяти его детей, решил учиться рисовать. Но сын, поддерживаемый матерью, стоял на своем. Первые в своей жизни мазки Мойша сделал в частной школе художника Пэна.

Никто в провинциальном городке, включая учителя и ученика, не мог тогда представить, что пройдет не так уж много времени, и о Витебске узнает весь мир. А прославит его не кто иной, как Сегал Мойша – Шагал Марк.

Я и деревня, Марк Шагал - описание картины

Картины с улочками родного города он будет писать на протяжении почти всей жизни. На них он воссоздаст повседневный быт многочисленной еврейской общины Витебска в ее безыскусной простоте.

Пока же, в 1907 г., в возрасте 20 лет Мойша отправляется в Санкт-Петербург, где впервые знакомится с течениями в современном ему западном искусстве. Несмотря на то что авангард произвел на него сильное впечатление, все же в его работах тех лет нет слепого подражания, в них уже заметен поиск собственного стиля.

Становление мастера

Лев Бакст, преподававший в школе Званцевой, порекомендовал Мойше ехать на обучение в Париж. Благодаря стипендии, полученной в 1910 г. от мецената Максима Винавера, эта мечта смогла осуществиться. Во Франции начинающий художник придумал себе творческий псевдоним – Шагал Марк.

Картины, написанные им в Париже в последующие 4 года, вобрали в себя приемы модных тогда в изобразительном искусстве течений: фовизма, кубизма, орфизма, футуризма. Но, как всегда, Шагал применил их на свой лад. Здесь он пишет «Скрипача», «Модель», «Голгофу», «Памяти Аполлинера» и проч.

Я и деревня, Марк Шагал - описание картины

Именно в Париже, который он называл своим вторым Витебском, Шагал окончательно сформировался как художник. Позже в автобиографической книге «Моя жизнь» он вспоминал, как велико было расстояние, разделявшее французскую живопись начала XX века, и искусство других европейских стран.

В Россию вернулся уже не начинающий художник, а известный мастер – Шагал Марк. Картины того периода – это отражение переживаемых им эмоций, порой диаметрально противоположных. С одной стороны, лирика «Дня рождения», с другой, боль, вызванная новой волной антисемитизма («Красный еврей»).

Читайте также:  Картина "женщины в саду", клод моне - описание

Белла, всегда Белла

Еще в 1909 году в родном городе Шагал познакомился с Беллой. Дочь богатого еврейского ювелира и сын грузчика у торговца селедкой – с точки зрения общества они, конечно, были не парой. Тем не менее они поженились спустя 6 лет и дружно прожили до смерти Беллы в 1944 году.

Жена невольно оказала огромное влияние на творчество Шагала. Он советовался с ней по поводу своих работ, написал немало ее портретов, и, как отмечают исследователи, вся любовная тема в его живописи связана с Беллой.

Я и деревня, Марк Шагал - описание картины

Создавал Марк Шагал картины с названиями иногда, казалось бы, странными: то «Розовые любовники», то голубые, то зеленые, то серые и на всех изображал Беллу – музу всей своей жизни. Причем изображал в более мягкой манере, сглаживая кубистические приемы.

Даже в его поздних работах, созданных уже после смерти жены, почти во всех женских образах ее черты легко узнаваемы. Однако Белла и сама была не лишена таланта. После смерти вышли ее мемуары, написанные во Франции в 30-е годы. Иллюстрировал книгу и писал к ней послесловие, конечно же, Марк Шагал.

Описание картин

«Над городом» – одна из самых знаменитых картин Шагала. Написанная в тяжелые годы Первой мировой войны, она, тем не менее, оставляет впечатление безмятежности и гармонии.

На полотне художник вместе с женой Беллой летят над Витебском, буквально парят в небе от счастья. Обыденный мир с его заботами остался внизу, он может подождать, пока влюбленные, вопреки физическим законам, парят на крыльях романтики, поглощенные друг другом.

Я и деревня, Марк Шагал - описание картины

Безмятежную жизнь дореволюционного Витебска Шагал изобразил в картине «Я и деревня». Под деревней он подразумевал свой родной город, где так остро чувствовал единение человека с природой. В композиции этого полотна, созданного в 1911 г., заметно влияние кубизма.

Картина разделена на элементы – воспоминания, которые, переходя одно в другое, вызывают различные ассоциации и совершенно необыкновенное восприятие мира.

Марк Шагал картины свои всегда наполнял мифологией, аллегориями и фольклорными мотивами. Он видел мир по-иному, возможно, в этом и состояло его главное искусство.

Источник: https://www.syl.ru/article/291638/shagal-mark-kartinyi-na-vse-vremena

Марк Шагал. Я и деревня. Описание картины. | Русские художники. Russian Artists

Танаис Галерея

Я и деревня, Марк Шагал - описание картины



Марк Шагал.
Я и деревня.

1911.
Холст, масло.
191 x 150,5.

Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

Благодаря финансовой поддержке столичных меценатов в 1910 Шагал оказался в Париже. Молодой художник, покочевав сначала с квартиры на квартиру, вскоре поселился в павильоне под названием «La Ruche», что в переводе означает «Улей».

В этом деревянном здании располагалось более ста грязных, убогих, но дешевых мастерских, которые снимали живописцы и скульпторы, приехавшие во французскую столицу со всего мира.

В ту пору среди соседей Шагала были в дальнейшем известные художники еврейского происхождения, представители так называемой Парижской школы Амедео Модильяни и Хаим Сутин.

Заходил в «Улей» и Бакст, который с удивлением узнал, что его ученик вслед за ним перебрался в Париж. Здесь же Марк познакомился с журналистом Анатолием Луначарским, который в то время писал об авангардном искусстве.

Общаясь с различными творческими людьми, юноша с упоением впитывал в себя все новые веяния в живописи, которые в ту пору господствовали во французском искусстве.

Он часто посещал Лувр, изучал работы Эдуарда Мане, Эжена Делакруа, Густава Курбе и Жана-Франсуа Милле, бывал в Салоне, стараясь уловить новейшие течения в живописи.

Особенно Шагала привлекал кубизм: для него это направление оказалось своеобразным художественным языком, который ярко выражал и одновременно упорядочивал мысли и возникающие образы.

Мастер использовал в своих работах некоторые приемы кубизма, такие как, например, уплощение пространства, наложение друг на друга упрощенных, сведенных практически к знаку форм. Но, несмотря на это, его произведения этого периода можно в большей степени отнести к нео-примитивизму, нежели к кубизму.

Я и деревня, Марк Шагал - описание картины

Я и деревня. 1912.
Холст, масло.
Королевский музей изящных искусств, Брюссель, Франция.

Некоторые элементы кубизма можно увидеть в картине «Я и деревня» (1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк, США; 1912, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). Она имеет радиальное композиционное построение и поделена на секторы пересекающимися диагоналями. Простое название полотна контрастирует с представленными на нем двойственными бытовыми сценами.

Каждая из них населена людьми, животными или растениями, которые окрашены в яркие естественные цвета, что имеет свое смысловое значение. Бело-голубая голова ягненка, находящаяся в левой части композиции, совмещена с изображением традиционной деревенской сцены — дойки коровы.

Это своего рода светлые лирические воспоминания человека с зеленым лицом, который сжимает в пальцах ствол разноцветного деревца. Между представленным профилем — своеобразным автопортретом горожанина Шагала — и животными находится сама деревня, в которой некоторые дома стоят крышами вниз, а мужчина с косой на плече разговаривает с перевернутой вверх ногами женщиной.

Лиризм в произведении соседствует с юмористическими размышлениями о взаимонепонимании полов даже в таком, казалось бы, замкнутом мире.

Как такового повествования в картине нет. Художник использует хаотичное соседство различных мотивов и просвечивание одних фигур сквозь другие для выражения воспоминаний, облеченных в форму своеобразных символов.

Название этой работе придумал друг Марка, поэт Блэз Сандрар, входивший в литературный круг Гийома Аполлинера.

Последний в свою очередь тоже поддерживал Шагала и однажды даже назвал мир его картин «surnaturel — сверхъестественное, а позже «surreal — сюрреализм, придумав, таким образом, имя новому стилевому направлению в искусстве, которое получит свое развитие только спустя десятилетие и в творчестве совсем других художников.

Главная сайта
       

Главная
       

На страницу «Шагал»
       

«Три шедевра»
       

Посмотреть картину

Источник: http://www.tanais.info/art/chagall2more.html

Подскажите пожалуйста описание картины Марк ШАГАЛ моя деревня

Ironie Высший разум (262622) 6 лет назад Марк Шагал. Я и деревня. 1911. Холст, масло. 191 x 150,5. Музей современного искусства, Нью-Йорк, США. Некоторые элементы кубизма можно увидеть в картине «Я и деревня» (1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк, США; 1912, Королевский музей изящных искусств, Брюссель) .

Она имеет радиальное композиционное построение и поделена на секторы пересекающимися диагоналями. Простое название полотна контрастирует с представленными на нем двойственными бытовыми сценами. Каждая из них населена людьми, животными или растениями, которые окрашены в яркие естественные цвета, что имеет свое смысловое значение.

Бело-голубая голова ягненка, находящаяся в левой части композиции, совмещена с изображением традиционной деревенской сцены — дойки коровы. Это своего рода светлые лирические воспоминания человека с зеленым лицом, который сжимает в пальцах ствол разноцветного деревца.

Между представленным профилем — своеобразным автопортретом горожанина Шагала — и животными находится сама деревня, в которой некоторые дома стоят крышами вниз, а мужчина с косой на плече разговаривает с перевернутой вверх ногами женщиной. Лиризм в произведении соседствует с юмористическими размышлениями о взаимонепонимании полов даже в таком, казалось бы, замкнутом мире.

Как такового повествования в картине нет. Художник использует хаотичное соседство различных мотивов и просвечивание одних фигур сквозь другие для выражения воспоминаний, облеченных в форму своеобразных символов. Название этой работе придумал друг Марка, поэт Блэз Сандрар, входивший в литературный круг Гийома Аполлинера.

Последний в свою очередь тоже поддерживал Шагала и однажды даже назвал мир его картин «surnaturel — сверхъестественное, а позже «surreal — сюрреализм, придумав, таким образом, имя новому стилевому направлению в искусстве, которое получит свое развитие только спустя десятилетие и в творчестве совсем других художников.

Наталья Просветленный (25353) 6 лет назад Марк Шагал. Я и деревня. 1911. Музей современного искусства, Нью-Йорк Я и деревня, Марк Шагал - описание картины 1. Из статьи А. Шатских «Благославен будь, мой Витебск» (2000г) …Тема России, тема Витебска появилась одной из первых в парижские годы у Шагала.. .Витебск — город, но город с вполне ощутимыми деревенскими чертами. Деревня же — место идиллического сосуществования человека и природы, человека и животных, безгрешный, счастливый уголок, Аркадия, земной аналог рая.. .Эта.. .традиция, окрашивая многие полотна Шагала первого парижского периода, в наибольшей степени ощущается в полотне «Я и деревня» . Под «деревней» Шагал подразумевал все тот же родной и любимый Витебск… он был безмятежной «деревней» , но в свете значения «Города с Храмом» он приобретал и дополнительные, амбивалентные обертона, наделявшие его функциями райского, небесного Иерусалима.

http://ec-dejavu.ru/c-2/Chagall_Marc.html

2. Александр Каменский. Поэтика Марка Шагала. 1910 — 1914. Выступление на I Всесосюзных Шагаловских днях в Витебске (стенограмма) …В отличие от полотен, где есть зоны небесной и земной сфер, «Я и деревня» суть мир в себе, соединение макро- и микрокосмоса. В центре композиции помещен служащий ее основой и опорой диск наподобие солнечного. Такой же диск, только в виде сегмента, повторяется в голове коровы и на втором плане, и у самого края полотна. Да и вся она кажется медленно вращающейся, медленно вращающимся кругом. Разумеется, это не прямое отражение действительности. Разные оттенки воспоминаний, представлений, образов то соседствуют друг с другом, не вступая ни в какие непосредственные связи, то ясно смыкаются. Но не как часть единого целого, а как одновременно всплывающий в сознании фрагмент жизни, размышлений, мечтаний. Сквозь голову коровы видна сцена доения. Это естественное продолжение жизни данного образа. Дальше крестьянин словно видит самого себя — он с косой на плечах возвращается домой. Тут тоже есть побочная линия. Возвращаясь, он думает о своей жене, и она предстает перед ним вниз головой — ведь это его мысль, внутренний образ, а не конкретный персонаж происходящего действия. На такой же манер видятся герою избы родной деревни и прочее. Цветущая ветка в центре — это еще один символ, декоративный знак красоты и радости жизни. Итак, картина чрезвычайно многозначна, но обладает полной естественностью целого, аналога жизни и мира. Картина не уходит от всех сложностей бытия в нарочито игровое упрощение, но находит для великого множества аспектов действительности новую, всеобъемлющую простоту художественного изложения.. .

http://chagal-vitebsk.com/node/162

3. «Я и деревня» (илл. 429) — кубистская сказка, в которой причудливо сплелись в единое целое похожие на сновидения образы воспоминания русских народных сказок, еврейские поверья и русский пейзаж. Как и во многих более поздних работах, Шагал воссоздает здесь впечатления собственного детства. Детские впечатления были для него настолько важны, что они сложились в его памяти в устойчивые, очень выразительные образы, которые не утратили своей интенсивности, хотя он варьировал их на протяжении многих лет.

http://sbiblio.com/biblio/archive/janson_ist/15.aspx

Источник: https://otvet.mail.ru/question/85920591

Урок литературного чтения на тему: Марк Шагал

  • Тема: Марк Шагал «Синий дом»
  • Цели:-познакомить с картиной М. Шагала «Синий дом»;
  • — развивать умение работать с картиной;
  • — обогащать словарный запас учащихся и воспитывать любовь к литературе и искусству.
  • Ход урока

I. Организационный момент.

II. Беседа о творчестве М. Шагала.

Сегодня мы познакомимся с картиной Марка Шагала «Синий дом».

Марк Захарович Шагал выдающийся художник XX века, родился в 1887 году в г. Витебске, недалеко от границы с Польшей. Он был девятым ребенком в семье. Его отец работал на складе, где коптили селедку, а мама держала собственную лавку, в которой продавалась эта самая селедка.

Сначала Марк учился в школе при церкви, а позже его устроили в светскую гимназию. Первые художественные навыки Шагал преобрел как раз в гимназии. Затем он стал брать частные уроки у профессионального художника-реалиста. В 1910 году Шагал поехал в Париж, там он снял помещение под собственную студию на окраине Парижа, в Ла Руши, гдепроживали художники.

Именно тогда Шагал начал демонстрировать и развивать свою уникальную художественную технику, зачатки которой проявлялись еще в Питербурге.

В 1923 году Шагал с семьей переехал в Париж на постоянное место жительства. В 1977-78 гг вопреки всем правилам, в Лувре (музей в Париже) были выставлены работы еще здравствующего художника. Выставка была преурочена к 90-летию художника. Умер М.

Шагал в марте 1985 года на 98 году жизни. Он считается одним из представителей кубизма. Кубизм -направление в живописи характеризующееся стремлением выделить структуру объема, показать предмет с разных точек зрения. Например картина М.

Шагала «Я и деревня».

III. Работа по картине «Синий дом».

-Посмотрите внимательно. Рассмотрите картину.

-Что увидели? Что заметили?

1.Первое впечатление.

(необычность, привлекает внимание, уютная картина)

-Тревожная с одной стороны, она как бы распадается на две части.

-Что видите вдали? (надо всматриваться).

  1. На переднем плане — разрушения, следы запущенности, одиночества.
  2. Покосившийся от старости дом.
  3. 2.Давайте «войдем» в картину
  4. -Где стоит зритель?
  5. -Откуда видна эта панорама?

-Хочется пройти вглубь? (можно уйти за дом).

В дом невозможно не войти (он заслоняет проход, он главный). А за домом река-граница между мирами, а есть дорожка?

-Посмотрите, куда ведет тропинка?

-А за рекой есть тропинка?

-Какой образ более сказочный? На переднем плане или образ города на заднем плане?

-Почему вы так решили?

-Давайте рассмотрим задний план. Какие цвета использовал художник? (цвета жизни).

-Где фантастический образ? Дом или город? (дом реальный, там кто-то жил, за ним реальная история).

-Как вы думаете оживет ли снова дом или его разрушат?

-Почему?

Дом реальный, а цвет? (фантастический).

Небо не синее, а золотое — ощущается присутствие людей.

-Почему здесь тепло, а здесь холодно? (окошки у дома похожи на глаза, а город живой, но как на открытке).

Дом как выросший, кажется что пустой, но вдруг кто-то вошел. Дом живет своей жизнью.

-Что не дает дому стать мрачным? (кирпичная стена).

-А что это за стена?

-Какое ощущение от этого дома? (он живой, кто-то пытается этот дом подремонтировать, чтобы он не упал).

-Почему он синий?

-Что в литературе обозначает синий цвет? (синяя птица счастья, т.е. цвет мечты, фантазии).

  • То есть дом окрасился в цвета воспоминаний.
  • Здесь можно увидеть три пласта
  • прошлое (синий дом),
  • настоящее (город),
  • будущее (кирпичная стена).

-А давайте снесем дом, уберем его. Лучше станет картина? (нет, не будет смысла, не будет жизни, не будет индивидуальности).

Физминутка.

3.Синтез.

Дом живет, у него есть история, загадка.

-О чем хотел сказать автор?

Это дом, в котором художнику было когда-то хорошо, тепло и уютно. (вообще Марк Шагал очень скучал по родине, он много времени провел вне родины).

Без прошлого не будет будущего. М. Шагал покинул родину в 1923 году, поэтому дом для него это символ Родины. Он начинает думать о Росии (город) и всплывает этот дом, что-то родное.

-Посмотрите какая вода? (это цвет импрешен и блестит и отражает, разноцветное небо).

В XIX веке старались передать реальность, изображение как фотография. В XX веке- старались передать впечатление.

-Почему пишет художник, писатель? (он не может не писать, он исследует душу).

Он так живет, он не может не писать. Художник всегда творит заново мир, он научил нас по-другому видеть. Освежим наш взгляд на мир.

  1. Картина вызывает в памяти такие строчки Сергея Есенина:
  2. Низкий дом мой давно уж ссутулился
  3. Старый пес мой давно издох.
  4. На московских изогнутых улицах
  5. Помереть знать судил мне бог.

IV. Вывод.

-Можно ли по другому назвать картину? Как?

-Понравилась вам картина? Чем?

Хотелось ли вам что-нибудь дорисовать? Если да, то что?

V. Итог урока.

-Что понравилось на уроке?

-Что нового узнали?

Можно предложить детям написать сочинение на тему»Как бы я назвал картину М. Шагала «Синий дом» (доказать почему.)

Источник: https://infourok.ru/urok_literaturnogo_chteniya_na_temu_mark_shagal-489266.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector