«внутренний вид избы», василий максимович максимов — описание картины

  • «Внутренний вид избы», Василий Максимович Максимов — описание картины
  • Художник, передвижник, живописец-жанрист
  • «Внутренний вид избы», Василий Максимович Максимов — описание картины
  • «Внутренний вид избы», Василий Максимович Максимов — описание картины 
  • Автопортрет.
  • «Внутренний вид избы», Василий Максимович Максимов — описание картины

Василий Максимов родился 29 января 1844 года в деревне Лопино Новоладожского уезда Петербургской губернии. 
Его родители были государственными крестьянами, и до десяти лет Максимов рос в деревне. Как у большинства русских художников, круг его ранних художественных впечатлений стал определяющим. Максимова окружали устоявшийся веками уклад крестьянской жизни, красочные обряды свадеб и земледельческих праздников, избы с красивой резьбой, костюмы, домашние ткани, вышивки на них. В мальчике рано проснулась поэтическая чуткость и умение видеть красоту. В своих «Автобиографических записках» Максимов восхищался чудесным видом на противоположный берег Волхова с Георгиевской крепостью в Старой Ладоге, Успенским девичьим монастырем, садами усадьбы помещика А.Г.Томилова. Позднее Максимов побывал в его доме, где впервые увидел живопись А.П.Лосенко, В.Л.Боровиковского, О.А.Кипренского и удивился живости нарисованный людей.
Отец и мать Максимова были единственными грамотными людьми в деревне. Прадед Василия также славился в деревне как грамотей. Отец рано стал учить сына читать. Столь же рано мальчик начал рисовать. Мать поощряла эту его склонность. Благоприятные для развития юного художника моменты — семейная грамотность, твердые нравственные устои и обычаи трудовой крестьянской семьи — очень скоро сменились противоположными, пытающимися сломать поэтическую душу мальчика. В шесть лет Василий пережил смерть отца, а в десять — смерть матери. Но мать успела определить сына в монастырскую школу, а затем в послушники Николаевского монастыря. В доме иеромонаха Антония Бочкова протекала вся его «монастырская духовная жизнь». Послушников, кроме пения, ничему не учили, и Максимов решил самовольно уйти из монастыря, уехал в Петербург и поступил в иконописную мастерскую Пошехонова, где столкнулся с невиданной жестокостью в обращении с учениками. Он убежал из этой мастерской к иконописцу К.А.Ярыгину, который преследовал его за чтение, сжигал книги, но Максимов оставался у него пять лет, поскольку на второй год работы разрешалось поступать в рисовальную школу при петербургском Технологическом институте. Мальчик жил мечтой учиться в Академии художеств. Чтобы заработать деньги на одежду, он успевал писать иконы и портреты местных мелких торговцев. Чтобы выстоять в таких условиях и не затеряться, Максимову нужно было обладать огромным упорством и внутренней устремленностью.
Осенью 1862 года Максимов сдал вступительные экзамены в Академию художеств, получив за рисунок отличную оценку, а 7 января 1863 года Максимов в качестве вольнослушателя (поскольку не имел отпускной от сельского общества) начал занятия в Академии. К занятиям Максимов приступил с благоговением и восторгом. Для него началось время стремительных успехов. Сначала за рисунок в головном классе он получил последний 69 номер, но уже в ноябре 1863 года первым номером за рисунок «Бойцы» был переведен из класса гипсовых фигур в натурный. Затем, в продолжение всего обучения, среди талантливых соучеников, среди которых были Савицкий, Поленов и Репин, Максимов был одним из самых первых.
18-20 декабря 1863 года Максимов написал автопортрет, показанный на выставке 1877 года. Этот холст был многоплановым по своему содержанию. Он знакомил зрителей с личностью автора, вводил их в мир художника, говорил о его взаимоотношениях с миром. Луч света делал различимыми во тьме лицо и фигуру сидящего художника. Свет скользил и словно запутывался в копне его непокорных кудрей, создавая свечение вокруг юного с мягкими чертами лица. Динамика светового построения, подвижный мазок, незамкнутая объемная форма сообщали образу эмоциональную взволнованность. Осанка юноши была горделива, голова в смелом полуобороте смотрела на зрителя, в выражении лица были чистота и открытость. Небрежно запахнутый халат и не застегнутый ворот рубашки дополняли характеристику романтической раскованности. Художник был молод. С автопортрета на зрителей смотрел человек, осознающий свою внутреннюю незаурядность, натура которого тянулась ко всякого рода творчеству. 
Максимов увлекался офортом, самозабвенно занимался столярной работой — мастерил стулья, блюда и чаши. Наряду с романтической приподнятостью в его портрете присутствовала интимность. Художник не скрывал мягкость своего характера, открывал уязвимость легко ранимой натуры. В этой несколько намеренной демонстрации независимости и уверенности в себе был виден момент самоутверждения и желание скрыть беззащитность перед миром, судьбой и жизнью.
Создание автопортрета совпало с «бунтом четырнадцати». В ноябре группа выпускников Академии, осознав устарелость многих академических норм для русского искусства, во главе с И.Н.Крамским отказалась от условий конкурса на золотые медали и вышла из Академии, основав Артель свободных художников по типу бытовой коммуны. Как подтверждение широкого устремления к обновлению художественной жизни весной 1864 года в Петербурге появилась еще одна артель художников, руководимая П.А.Крестоносцевым. В эту артель входил юный Максимов. Артель Крестоносцева просуществовала немногим более года и не имела большого значения как идейное и организационное объединение. Молодые художники начала 1860-х годов, осваивая эстетику революционных демократов, впервые обратились к воспроизведению русской жизни, к поискам прекрасного в реальной действительности. Молодое поколение живописцев в обстановке общедемократического подъема прониклось гражданственными идеалами, уверилось в своем общественном и нравственном призвании. Максимов был непосредственным свидетелем всех этих событий. 
В своей первой картине «Больное дитя», написанной через полтора года пребывания в Академии и удостоенной золотой медали, Максимов использовал взволновавший его подлинный факт. Проводя первые каникулы летом 1863 года в родной деревне, художник оказался свидетелем того, как скоропостижно скончалась его десятилетняя племянница. Интерьер избы, предметы крестьянского быта, лица крестьян — все было им написано с натуры. Картина известна лишь по офорту, но и он позволял отметить, что в этой работе Максимов — пока лишь добросовестный ученик Академии. Академическая условность — идеальность лиц, предметная иллюстративность, полог у кровати, как торжественная академическая драпировка — снижала значительность жизненного факта. Сюжет из крестьянской жизни наметил главную тему его искусства, но художнику предстояло еще выработать художественное мышление, противоположное академическому. Этот процесс шел неразрывно с гражданственным возмужанием художника. О том, как трудно было Максимову преодолеть нормы академической эстетики, свидетельствовали картины «Крестьянская девочка» в 1865 году и «Бабушкины сказки» в 1867 году.

«Крестьянская девочка». 1865 год.

«Внутренний вид избы», Василий Максимович Максимов — описание картины

«Больное дитя». 1864 год.

«Внутренний вид избы», Василий Максимович Максимов — описание картины

«Заслушались». 1864 год.

В формировании нового художественного видения нельзя недооценивать пребывание совсем юного Максимова в артели Крестоносцева, когда в квартиру для совместной работы и жизни съехались помимо Максимова Н.А.Кошелев, А.А.Киселев, В.А.Бобров, А.К.Дамберг, А.Ф.Калмыков, а позднее А.И.Шурыгин. Некоторые из них были запечатлены Максимовым в групповом не законченном портрете 1864 года, написанном в близкой манере к автопортрету. В артели, в среде единомышленников, впервые появилась мысль, отрицающая традиционность пути художников-выпускников Академии. Художники артели потянулись к жанровым сюжетам.

«Внутренний вид избы», Василий Максимович Максимов — описание картины

Автопортрет и портреты товарищей. 1864 год.

Как и другие артельщики, Максимов писал сценки из быта людей среднего достатка: «Маленькая кокетка» в 1864 году, «По примеру старших» в 1864 году, «Семейный чай» и «Дед-судья» в 1865 году. Такие сюжеты были в то время в новинку для русской публики. Названия этих работ говорили о том, что бытовые картины артельщиков были пассивно-созерцательными, отличными от критической направленности московской школы. Петербургский жанр расширял тематику и осваивал сюжеты обыденности. В работах Максимова проявлялись отголоски поэтического реализма 1830-х и 1840-х годов. Художник легко вел бытовой рассказ. Он обращал внимание зрителя на выразительность жестов и лиц, рассматривал предметы, населяющие интерьер: сбитые коврики на полу, обои, картинки в рамах на стенах, столы и кресла. 

«Внутренний вид избы», Василий Максимович Максимов — описание картины

«По примеру старших». 1864 год.

Самую значительную картину из своей серии городского жанра Максимов написал в 1868 году — «Мечта о будущем». В ней забавный бытовой рассказ картин периода артели перерастал в мягкое поэтическое переживание повседневности. Молодая женщина приостановила шитье, задумалась, отключившись от будничного, уходила в свои мысли и чувства. Зрителей пленяло ее юное, но уже женственно очаровательное лицо. Приближение к традиции поэтического реализма проявлялось в том, как любовно был написан интерьер и предметы. Неяркий свет лился сквозь прозрачные занавески, выявляя зеленый ажур цветка, наполняя уютным полусумраком петербургскую квартиру. В глубине стоял комод с зеркалом в резной овальной раме; мягко поблескивали полированное дерево и подсвечники, на резные ножки столика, стоящего против света, падали светлые блики, а кожаная обивка стула отливала голубоватыми отсветами. Рассказ был достаточно подробен, но не было ощущения натуралистического перечисления, все было словно освещено и приподнято лирическим настроем молодого, влюбленного художника. Отсутствие цветовых контрастов в колорите картины соответствовало состоянию счастья, покоя и тихого проникновенного ожидания радости. Из этой темы вытекало любование «вещной» красотой, сказавшееся в трактовке формы и фактуры предметов быта. Соединение белого и желтовато-серого в костюме не совсем удалось художнику, но в живописи картины жило трогательное стремление к красоте и поэтизация повседневности. Этой картиной художник подводил к концу тему городского жанра в своем творчестве, чувствуя ее второстепенность и неактуальность для русской живописи второй половины 1860-х годов.

Читайте также:  «жатва», питер брейгель старший — описание картины

«Внутренний вид избы», Василий Максимович Максимов — описание картины

«Шитье приданого». 1866 год.

«Внутренний вид избы», Василий Максимович Максимов — описание картины

«Мечты о будущем». 1868 год.

  1. «В комнатах».

«Материнство». 1871 год.
Развивая одну из главных тем искусства передвижников — крестьянскую, Максимов не изменил себе, сохранив присущее ему дарованию поэтическое чутье. В последние годы пребывания в Академии у него появлялось все больше рисунков и небольших живописных этюдов из деревенской жизни. Максимов окунулся в деревенский быт, зажив одной жизнью с крестьянами. Это произошло после решения покинуть Академию, отказа от конкурса на золотую медаль и поездки за границу. Решения эти созревали давно. Лето 1866 года Максимов провел в Шубино Тверской губернии, проработав там домашним учителем рисования в доме П.П.Голенищевой-Кутузовой. Максимов завел знакомства среди дворовых и земледельцев, присматривался и раздумывал. Шубино — заметная веха в творческом становлении художника. Там зародились темы всех его значительных картин, и был получен толчок к нравственному мужанию. По его словам, ему больше не хотелось писать портреты городских дам в шелковых платьях, мундирных тружеников и прочих мало знакомых людей. Отныне свое творчество Максимов посвящал русскому крестьянству.

«Крестьянская девочка». 1865 год.

«Девочка». 1866 год.

  • «Старик-крестьянин».

«Голова крестьянина».
«Портрет старика».
Осенью 1866 года Максимов получил аттестат со званием художника 3-й степени и чин 14-го класса, после чего поселился в родной деревне. Он жил в избе, носил русскую рубаху и шаровары, брат-портной шил ему дубленый полушубок с вышивкой. Крестьяне приняли Максимова, он стал для них своим. Авторитет художника был так велик, что крестьяне шли к нему за советом, его приглашали на семейные разделы, со многими крестьянами он переписывался потом долгие годы. Жизнь в деревне и написание крестьянских картин стало настоящим подвижничеством глубоко убежденного и сильного духом художника.
Знаменитая картина Василия Максимовича «Бабушкины сказки» была закончена в ноябре 1867 года, но ее эскиз был сделан в Шубине по воспоминаниям детства — когда-то в их избе долгими вечерами собирались соседи послушать сказки матери Максимова. В центре деревенской избы, освещенной лучиной, сидела старушка и рассказывала сказки. Ее заслушались деревенские ребятишки. Выражение открытой увлеченности и нетерпеливого ожидания событий у ребят, сидящих слева, оттенялось задумчивым переживанием рассказанного у мальчика и девочки. Находящиеся с другой стороны от рассказчицы две молодые женщины уравновешивали и одновременно усугубляли это состояние погруженности в обдумывание, в теплое и задушевное воспоминание. Тихая сосредоточенность в лицах была видна у приостановивших работу мужчин. Переживание услышанного оправдывало отключенность от будничного и бездействие героев. В картине был поставлен акцент не на действии, а на состоянии, причем длительном – художником создавалось впечатление, что люди надолго останутся в одном настрое.

«Бабушкины сказки». 1867 год.

В картине «Бабушкины сказки» присутствовал предметный натюрморт. Это было видно в том, как добросовестно художником были перечислены полка с посудой, хомут с седелком, жердь для зыбки, связки сушеных грибов, одеяло у печи и шаль, ощущается не поэтическая, а скорее прозаическая тенденция грядущего аналитического искусства передвижников, когда предметы быта выступали как знак конкретной социальной среды. Стремясь к бытовой достоверности, художник все писал с натуры – избу и ее убранство. Ему позировали племянники, деревенские ребятишки, брат Алексей, невестка Варвара, а рассказчицу сказок он написал со старушки Юдишны. Он хотел отразить различные характеры детей, но хотя он и работал с натуры, в их лицах была заметна некоторая идеализация и одинаковость черт. Максимов находился в процессе перехода от одного периода искусства к другому, и было видно взаимодействие и противодействие различных методов искусства. 
Новой важной работой стала работа 1869 года «Сборы на гулянье». В ней на праздник наряжались две крестьянские девушки, что-то обсуждая между собой. В их действиях не было суеты, сценка была наполнена светлым лиризмом. В лицах девушек была видна целомудренная несмелость и тихая радостность, в жестах и пластике фигур — мягкость и неспешность движений, истинно русская напевная грация. 

«Сборы на гулянье». 1869 год.

Максимов внутренне был почти готов к исполнению большого замысла, у него было радостное состояние, выразившееся в тематике картин 1869 года. Сказался ряд удач в жизни художника. За выставленную в начале 1868 года в Обществе поощрения художников картину «Бабушкины сказки» Максимов получил премию, а Академия художеств продлила ему стипендию. Но главное — ее купил П.М.Третьяков для своей галереи. С этого времени между ними установились близкие дружеские отношения. В ноябре 1870 года Академия художеств за картину «Мечта о будущем» присудила Максимову звание классного художника первой степени. И произошло еще одно радостное событие – женитьба на Лидии Александровне Измайловой, ставшей его большим другом. 26 ноября 1872 года Максимов был единогласно принят в Товарищество передвижных художественных выставок. Все это наполнило его желанием работать, наделило уверенностью в себе и на несколько лет обеспечило творческой энергией.

«Внутренний вид избы». 1869 год.

«Внутренний вид избы». 1869 год.

    «Красный угол в избе». 1869 год.
    «Крестьянская изба». 1869 год.
    «Мальчик-механик». 1871 год.

    «Девушка у амбара». 1874 год.

    Официальной датой написания картины «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» считается период 1871-1875 годов, но работа фактически была начата в 1868 году. С весны этого года, поселившись в деревне Чернавино, Максимов напряженно работал над этюдами, накапливал материал и творчески преображал его. Чтобы окончательно созреть для написания эпического полотна и отойти от некоторой камерности предшествующего периода, художнику нужно было проехать по России, ощутить ее просторы и увидеть ее народ. И весной 1871 года Максимов с В.М.Васнецовым отправился в Киев. Художники наблюдали собравшийся со всех сторон на богомолье люд, ездили по деревням, изучая типы и характеры, слушали пение, смотрели танцы, зарисовывали костюмы.

    «Новая Ладога. Успенский монастырь». 1875 год.

    Источник: https://maxpark.com/community/5920/content/6219184

    Василий Максимов: картины, биография

    «Внутренний вид избы», Василий Максимович Максимов — описание картины

    Портрет В. М. Максимова (1878, И. В. Крамской)

    «Крамской — человек громадного ума, непоколебимо убежденный в значении национального в нашем искусстве, всегда, как только приносили на выставку картины Максимова, надевал пенсне, приседал на корточки перед картиной, еще не повешенной на стену, и долго не мог прервать своего наслаждения этим подлинным свидетельством о жизни народа.

    Читайте также:  «мадонна с младенцем», джотто ди бондоне — описание картины

    — Да, да, сам народ написал свою картину.., — говорил Иван Николаевич Крамской глубоко растроганный». Этот отрывок из воспоминаний И. Е.

    Репина достаточно красноречиво характеризует творчество Василия Максимовича Максимова, одного из типичнейших представителей «передвижничества» Товарищество передвижных выставок долгие годы являлось оплотом всего честного, передового, демократического в русском искусстве. А Максимов и по рождению и по всем симпатиям своим в жизни и искусстве был близок народу.

    Крестьянский сын, рано пристрастившийся к рисованию, он, кажется, принял на себя добровольно мытарства жизни, полной нужды и лишений ради служения искусством родному народу. Еще мальчиком изведал он удел монастырского послушника, потом ученика иконописца.

    Только собственному упорству, да таланту был он обязан приемом в 1862 году в Петербургскую Академию художеств. Юный вольнослушатель окончил курс с присвоением звания классного художника.

    От заграничного пенсионерства Максимов отказался, чувствуя непреодолимую тягу к изображению русской народной жизни.

    В Обществе поощрения художников в Петербурге в начале 1868 года он выставил свою картину «Бабушкины сказки» и получил за нее премию, продление академической стипендии и еще нечто гораздо большее — П. М. Третьяков приобрел это полотно для своей галереи.

    Второе значительное произведение Максимова «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875) полностью оправдало надежды, возлагаемые на молодого живописца передовой художественной общественностью того времени.

    «Внутренний вид избы», Василий Максимович Максимов — описание картины

    Картина была принята очень хорошо, в 1878 году ее автор (получил звание академика, хотя идея «Прихода колдуна» — показ достоинства и глубины чувств простых людей, естественно, была не по сердцу академическим «чиновникам от искусства».

    Следующей заметной вехой на творческом пути Максимова была картина «Семейный раздел» (1876) с изображением весьма типичного явления в жизни пореформенной русской деревни.

    «Внутренний вид избы», Василий Максимович Максимов — описание картины

    В 80-х годах у Максимова было много начинаний. Он ездил на Волгу, делал зарисовки, этюды, приступал к жанровым композициям, написал несколько небольших картин. Выделялось среди них полотно «Больной мужик» (1881).

    «Внутренний вид избы», Василий Максимович Максимов — описание картины

    Нелегкая крестьянская доля воплощена и в других произведениях Максимова, таких как «Заем хлеба» (1882), «Слепой хозяин» (1884), «У своей полосы» (1891), «Пережил старуху» (1896), «Лихая свекровь» (1893).

    В 1889 году художником была закончена картина «Все в прошлом». Комизм, сатира, элегия угасающей жизни — все слилось в образах старухи помещицы и ее прислуги, бывшей крепостной, не оставившей барыню. Вот сидят они у крылечка старого флигеля, где теперь живут обе. На заднем плане виден обветшалый, с заколоченными окнами барский дом.

    Барыня погрузилась в сладостные воспоминания, а на лице пожилой крестьянки застыла усталость. Передавая русская критика справедливо усматривала социальное начало в картине. «…Это тема, чудесно взятая и чудесно представленная… Максимов не потух и не стушевался.

    В нем еще добрый запас ощущения русской жизни»,— писал по поводу ее известный критик В. В. Стасов,

    Судьба однако не баловала художника. Всю жизнь его преследует бедность. Но он всегда был неподкупен в своих убеждениях, стойко встречал трудности и был до конца своих дней верен идейно-реалистическому искусству.

    Картины Максимова

    Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1291-maksimov.html

    Художник Василий Максимович Максимов.

    Художник Василий Максимович Максимов родился 17(29) января 1844 года в деревне Лопино,близ Новой Ладоги в крестьянской семье.Рано остался сиротой,после чего в 1855 году пошел обучаться в иконописную мастерскую в Петербурге,где получил первые уроки живописи.В 1863 году Максимов поступил в Петербургскую Академию Художеств.С 1864 года стал членом Художественной артели П.А.Крестоносцева,которая просуществовала немногим более года.В этот период Максимов написал картину «Больное дитя»(1864),которая была удостоена золотой медали Академии Художеств «за экспрессию.Окончив Академию в 1866 году,художник отказался от конкурса на большую золотую медаль,получив звание классного художника 3-й степени.Максимов отправился в Тверскую губернию в деревню Шубино.Там он устроился на должность домашнего учителя рисования в имение Голенищевых-Кутузовых.Летом 1866 года совершил путешествие по Волге,которое оставило массу ярких впечатлений от  русской деревни.Его картина «Бабушкины сказки»,написанная в 1867 году,показанная на выставке ОПХ,была премирована и куплена Третьяковым для картинной галереи.Наиболее ярко талант художника раскрылся в картине «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу»,написанной в 1875 году.После художник продолжил близкую для него тему быта русской деревни.В 1872 году Максимов принят в ряды Товарищества передвижных художественных выставок.На первой передвижной выставке художник все свое творчество посвятил изображению простого народа.Среди наиболее значительных произведений Максимова стоит отметить картину «Все в прошлом»,написанную в 1889 году.Картина имела большой успех и много раз была повторена художником.

    После этого в жизни Максимова наступает период угнетающей нужды и лишений.Художник продолжал рисовать сцены крестьянского быта и почти не находил заказчиков и покупателей.

    Незадолго до смерти Максимов начал картину «Прощенное воскресенье»,но так ее и не успел закончить:бедность и болезни сломали художника.Он умер 18 ноября(1 декабря)1911 года .

    Однако в истории русской живописи навсегда займет достойное место как «летописец» крестьянской жизни.

    Шитье приданного.1866 год

    С дипломом .1890 год

    Все в прошлом .1889 год

    Семейный раздел. 1876 год

    Примерка ризы .1878 год

    Бабушкины сказки. 1867 год

    Аукцион за недоимки. 1880-1881 год

    Бедный ужин .1879 год

    Крестьянская изба .1869 год

    Внутренний вид избы .1869 год

    Приход колдуна на крестьянскую свадьбу 1875 год

    У ограды скита.

    Лесной сторож .1896 год

    После обедни .1891 год

    Сад при доме Третьяковых .1877 год

    У своей полосы. 1891 год

    Добредет ли?1896 год

    Мечты о будущем .1868 год

    Залом ржи.1903 год

    Красный угол в избе.1869 год

    По примеру старших.1864 год

    Заслушались.1864 год

    В комнатах.

    Мальчик-механик.1871 год

    Пережил старуху.1896 год

    Кто там?1879 год

    Девушка у амбара.1874 год

    Материнство.1871 год

    Больной муж.1881 год

    Слепой хозяин.1884 год

    Сборы на гулянье.1869 год

    Цитата сообщения Валентина_ШиенокПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Художник Максимов Василий Максимович(1844-1911)

    Источник: https://wyrnal.livejournal.com/70972.html

    оценка и покупка антиквариата онлайн. Высокие цены, бесплатная экспертиза

    Российский художник, передвижник, живописец-жанрист. Сын крестьянина. Был учеником у иконописцев, позже поступил в петербургскую Академию художеств. С 1878 г. — академик.

    Родился В. М. Максимов в крестьянской семье. Рано лишившись родителей, был отдан в учение в иконописную мастерскую, где получил первые уроки живописи. В 1863 г. Максимов поступил в Петербургскую Академию Художеств вольнослушателем, а в 1864 г. стал членом Художественной артели, возглавляемой П. А. Крестоносцевым.

    Артель была организована «для совместной работы и жизни», подобно артели И. Н. Крамского, но просуществовала немногим более года. Написанная Максимовым в то время картина «Больное дитя» (1864) была удостоена золотой медали АХ «за экспрессию».

    Пройдя весь академический курс за три года, художник отказался от конкурса на большую золотую медаль, как некогда отказалась группа «четырнадцати» во главе с И. Н. Крамским.

    «Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс, — говорил он, — я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя». Получив в 1866 г.

    звание классного художника 3-й степени, Максимов покинул стены АХ и отправился в деревню Шубине Тверской губернии, в имение Голенищевых-Кутузовых, на должность домашнего учителя рисования. Летом того же года совершил поездку по Волге, которая оставила массу ярких впечатлений о жизни народа. Позднее он говорил П. М.

    Третьякову, что «не писал городских дам в шелковых платьях, мундирных тружеников и прочих малознакомых людей и перешел навсегда к деревенской жизни». Его произведение «Бабушкины сказки» (1867), показанное на выставке ОПХ, было премировано и тогда же куплено Третьяковым для картинной галереи.

    Читайте также:  Радость жизни, анри матисс - описание картины

    Однако наиболее полно талант Максимова раскрылся в картине «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875). Это эпическое полотно из народной жизни, с обилием персонажей, создающих «хоровое начало», отмечено глубоким знанием деревенского быта.

    Поэтические образы жениха и невесты, ястребиный профиль колдуна, выразительные типы стариков написаны с конкретных людей и отличаются большой жизненной правдой. Сами крестьяне, позировавшие Максимову, говорили ему: «Ты наш, если и напишешь, то не для смеху».

    В картине «Больной муж» (1881) художник продолжил близкую для него тему, изобразив больного деревенского мужика на лежанке, в избе, где у икон склонилась скорбная женская фигурка.

    В эти годы Максимов создал целую серию картин, посвященных жизни бедняков, тяжелой крестьянской доле: «Бедный ужин» (1879), «Аукцион за недоимки» (1880), «Заем хлеба» (1882), «Слепой хозяин» (1884), «У своей полосы» (1891), «Лихая свекровь» (1893). О подобных работах художника И. Н. Крамской сказал: «Да, да, сам народ написал свою картину. Вот, жанристы, у кого учитесь».

    Атмосферу пореформенной деревни, разложение патриархального быта показал Максимов в произведении «Семейный раздел» (1876), изобразив дележ имущества между двумя братьями. Корыстолюбие и алчность, с одной стороны, и беззащитность и кротость — с другой.

    Эта вечная тема особенно сильно выразилась в женских образах: обездоленную и обманутую младшую невестку, в чьем облике сказалась традиция поэтических женских типов Венецианова, художник противопоставил жадной и вздорной жене старшего брата. «Кремень передвижничества», «самый несокрушимый камень его основания» — так называл Максимова И. Е. Репин.

    Участник I передвижной выставки, единогласно принятый в ноябре 1872 г. в ряды ТПХВ, художник все свое творчество посвятил изображению народа. Среди значительных произведений Максимова стоит несколько особняком от центральной темы его творчества картина «Всё в прошлом» (1889). Проникнутая ностальгией по ушедшим временам, она продолжает мотив тургеневских вымирающих «дворянских гнезд». Художник изображает сцену в старом поместье, с заколоченным барским домом, пережившим некогда лучшие времена, а теперь лишь напоминающим о них бывшей владелице, переехавшей в крестьянский домик и отдыхающей в кресле под его окнами. Немощная, но величественная фигура старой дамы, погрузившейся в воспоминания, становится еще более красноречивой от противопоставления ее трогательному облику компаньонки — старой крестьянки, уныло коротающей дни возле барыни. Картина имела большой успех и много раз была повторена художником. Последние два десятилетия жизни Максимова оказались полны горькой нужды и лишений. Переживший свои темы (на смену передвижникам пришли художники новых направлений), он почти не находил покупателей и заказчиков; по-прежнему писал сюжеты из крестьянского быта, а незадолго до смерти начал картину «Прощеное воскресенье», но не закончил ее. Бедность, истощение, болезни свели художника в могилу. Однако в истории русского искусства Максимов занял достойное место как бытописатель и знаток народной жизни.

    • Название : Все в прошлом
    • Год создания : 1890-е
    • Материал : Холст, масло
    • Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
    1. Название : Залом ржи
    2. Год создания : 1903
    3. Материал : Холст, масло

    Собрание : Николаевский художественный музей имени В.В. Верещагина

    • Название : Будущий художник
    • Год создания : 1899
    • Материал : Холст, масло
    • Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
    1. Название : Пережил старуху
    2. Год создания : 1896
    3. Материал : Холст, масло
    4. Собрание : Львовская государственная картинная галерея
    • Название : Русская крестьянка
    • Год создания : 1896
    • Материал : Холст, масло
    • Собрание : Национальная галерея республики Коми
    1. Название : Добредет ли?
    2. Год создания : 1896
    3. Материал : Холст, масло

    Собрание : Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева

    • Название : Лесной сторож
    • Год создания : 1893
    • Материал : Холст, масло
    • Собрание : Одесский художественный музей
    1. Название : У своей полосы
    2. Год создания : 1891
    3. Материал : Холст, масло
    4. Собрание : Одесский художественный музей
    • Название : После обедни
    • Год создания : 1891
    • Материал : Холст, масло

    Собрание : Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

    1. Название : С дипломом
    2. Год создания : 1890
    3. Материал : Холст, масло
    4. Собрание : Полтавский областной художественный музей
    • Название : Все в прошлом
    • Год создания : 1889
    • Материал : Холст, масло
    • Размер : 72 x 93.5
    • Собрание : Государственная Третьяковская галерея
    1. Название : Мужской портрет
    2. Год создания : 1888
    3. Материал : Холст, масло
    4. Собрание : Вологодская областная картинная галерея
    • Название : Вид города Рыбинска
    • Год создания : 1886
    • Материал : Холст, масло
    • Собрание : Государственный Русский музей
    1. Название : Слепой хозяин
    2. Год создания : 1884
    3. Материал : Холст, масло
    4. Собрание : Государственный Русский музей
    • Название : Больной муж
    • Год создания : 1881
    • Материал : Холст, масло

    Размер : 70.8 x 88.6

    Собрание : Государственная Третьяковская галерея

    1. Название : Старик
    2. Год создания : 1881
    3. Материал : Холст, масло
    4. Собрание : Государственная Третьяковская галерея
    • Название : Аукцион за недоимки
    • Год создания : 1880—1881
    • Материал : Холст, масло

    Собрание : Бердянский художественный музей имени И.И. Бродского

    1. Название : Портрет задумавшейся девушки
    2. Год создания : 1880
    3. Материал : Холст, масло
    4. Собрание : Государственный художественный музей Алтайского края
    • Название : Кто там?
    • Год создания : 1879
    • Материал : Холст, масло

    Собрание : Рязанский государственный областной художественный музей имени И.П. Пожалостина

    1. Название : Примерка ризы
    2. Год создания : 1878
    3. Материал : Холст, масло

    Собрание : Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых

    • Название : Сад при доме Третьяковых
    • Год создания : 1877
    • Материал : Холст, масло

    Размер : 33.7 x 28.5

    Собрание : Государственная Третьяковская галерея

    1. Название : Семейный раздел
    2. Год создания : 1876
    3. Материал : Холст, масло
    4. Размер : 106 x 43
    5. Собрание : Государственная Третьяковская галерея
    • Название : Приход колдуна на крестьянскую свадьбу
    • Год создания : 1875
    • Материал : Холст, масло
    • Размер : 116 x 188
    • Собрание : Государственная Третьяковская галерея
    1. Название : Приход колдуна на крестьянскую свадьбу (эскиз)
    2. Год создания : 1874
    3. Материал : Холст, масло
    4. Собрание : Государственная Третьяковская галерея
    • Название : Девушка у амбара
    • Год создания : 1874
    • Материал : Холст, масло
    • Собрание : Пермская государственная художественная галерея
    1. Название : Мальчик-механик
    2. Год создания : 1871
    3. Материал : Холст, масло
    4. Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
    • Название : Материнство
    • Год создания : 1871
    • Материал : Холст, масло
    • Собрание : Таганрогская картинная галерея
    1. Название : Внутренний вид избы
    2. Год создания : 1869
    3. Материал : Холст, масло
    4. Собрание : Государственный Русский музей
    • Название : Мечты о будущем
    • Год создания : 1868
    • Материал : Холст, масло
    • Собрание : Государственный Русский музей
    1. Название : Бабушкины сказки
    2. Год создания : 1867
    3. Материал : Холст, масло
    4. Собрание : Государственная Третьяковская галерея
    • Название : Шитье приданого
    • Год создания : 1866
    • Материал : Холст, масло
    • Собрание : Государственная Третьяковская галерея
    1. Название : Девочка
    2. Материал : Холст, масло
    3. Собрание : Государственный Русский музей
    • Название : Крестьянская девочка
    • Год создания : 1865
    • Материал : Холст, масло
    1. Название : По примеру старших
    2. Год создания : 1864
    3. Материал : Холст, масло

    Собрание : Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева

    • Название : Автопортрет и портреты товарищей
    • Год создания : 1864
    • Материал : Холст, масло
    • Собрание : Государственная Третьяковская галерея

    Название : Все в прошлом

    Материал : Холст, масло

    1. Название : Мужской портрет
    2. Материал : Холст, масло
    3. Собрание : Челябинская областная картинная галерея
    • Название : Старик-крестьянин
    • Материал : Холст, масло
    • Собрание : Полтавский областной художественный музей
    1. Название : Портрет старика
    2. Материал : Холст, масло
    3. Размер : 36 x 27
    4. Собрание : Государственный музей искусств имени А. Кастеева Республики Казахстан

    Название : В комнатах

    Материал : Холст, масло

    Собрание : Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского

    • Название : У ограды скита
    • Материал : Холст, масло
    • Собрание : Луганский областной художественный музей

    Название : Голова крестьянина (этюд)

    Материал : Холст, масло

    Собрание : Севастопольский художественный музей имени П.М. Крошицкого

    Название : Единственный учитель

    Материал : Холст, масло

    Собрание : Херсонский областной художественный музей имени А.А. Шовкуненко

    1. Название : Бедный ужин
    2. Год создания : 1879
    3. Материал : Холст, масло
    4. Размер : 81 х 117

    Собрание : Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева

    Источник: https://artpriced.ru/biografiya/maksimov_vasiliy_maksimovich

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector