Половина императрицы Александры Федоровны (1826–1860)
Императрица Александра Федоровна, поселившаяся в комнатах второго этажа северо-западного ризалита в декабре 1826 г., ежегодно занималась изменением интерьера своих комнат. Работы были разного размаха. Так, в мае 1834 г.
архитектор Шарлемань представил министру Императорского двора два варианта рисунков «паркетному полу из разных дерев, вместо старого в Малой столовой комнате Государыни Императрицы Александры Федоровны».
Работы по замене паркета провели летом 1834 г.[132]
Этим же летом заменили обивку стен в Угловом кабинете Александры Федоровны и одновременно поменяли обивку всей мебели в кабинете. Любопытно, когда выяснилось, что материи на все работы немного не хватает, то хозяйственники предложили министру Императорского двора «сэкономить на императрице».
Они рекомендовали «по недостатку мебельной материи» обтянуть мебель в кабинете «материей, снятой со стен Углового кабинета». Однако князь П.М.
Волконский не согласился с этим, сочтя, что «нехорошо будет, если новая материя, какою предложено обить часть мебели, неодинакова с материею… назначенной на обивку оставшейся мебели»[133].
Все ремонты в северо-западном ризалите закончили к началу октября 1834 г. Осенью 1834 г.
хозяйственники подвели итоги проведенных летом работ: «Подъемная машина у Собственной лестницы совершенно исправна; в Розовой гостиной Государыни Императрицы вычищены обои; в Большом кабинете перетянута вся мебель; в Зеленом кабинете покрыты стены и мебель новой материей, повешены новые занавески из белой прозрачной материи и мебель перетянута и перезолочена; в Почивальне кушетка обита новой материей; в Ванной положен новый ковер; в Желтой столовой сделан новый паркет; в бане Государя все стены выскоблены, исправлены потолки, через которые проходит воздух и под полом залито свинцом».
А. Ухтомский. Кабинет императрицы Александры Федоровны. До 1837 г.
Буквально через два года, в 1836 г., архитектор О.Р. Монферран заново отделал все комнаты императрицы Александры Федоровны, оформленные В.П. Стасовым в 1826 г. За прошедшие десять лет в архитектурной моде произошли ощутимые изменения. Интерьеры, выполненные в классицистической манере, считавшиеся утонченными и изящными в 1820-х гг., к середине 1830-х гг. таковыми уже не являлись.
Жизнь на подсознательном уровне меняла представление о красоте. Кроме этого, империя Николая I находилась в расцвете, и императрицу Александру Федоровну, а точнее самого царя, перестала удовлетворять лаконичная простота ее апартаментов. И Николаю I, и Александре Федоровне требовались роскошные репрезентативные покои, отражавшие своими интерьерами весь блеск николаевского царствования.
В результате работ Монферрана новые помещения императрицы стали более пышными и яркими. Например, он оформил обширную Приемную (на месте нынешнего Малахитового зала) с пристенными яшмовыми колоннами. Монферран переделал и ряд второстепенных помещений. Все эти интерьеры погибли в огне пожара в декабре 1837 г.
План второго этажа Зимнего дворца. Чертеж архитектурного ученика И. Иванова. 1809 г.
После восстановления Зимнего дворца (1838–1839 гг.) половина императрицы Александры Федоровны претерпела естественные изменения, «по определению» включив в себя три группы помещений: парадные залы, личные комнаты и несколько служебных помещений.
Поскольку 1830-1840-е гг. стали временем начала господства историзма, то комнаты императрицы были выдержанны именно в этом стилевом направлении. Под терминами «историзм» или «неостиль» понималось художественное переосмысление и стилизованное воссоздание стилей более ранних эпох. Историзм тогда начал вытеснять привычный ампир.
Во многом распространение нового стилевого направления было связано и с личными пристрастиями правящей четы. Император Николай Павлович, воспитанный на романах Вальтера Скотта, отчетливо тяготел к рыцарской символике и готической архитектуре.
Поэтому в Зимнем дворце появляются интерьеры, образцом для которых стало барокко, рококо, готика, ренессанс и восточное искусство.
К.А. Ухтомский. Малахитовая гостиная. 1865 г.
Э.П. Гау. Большая (Малиновая) гостиная императрицы Александры Федоровны. 1858 г.
Отделанная уже в третий раз половина императрицы Александры Федоровны начиналась тремя парадными гостиными, представлявшими некий переход от парадной Невской анфилады к личным покоям: Малахитовая гостиная (№ 189), Розовая гостиная (№ 187) и Малиновая гостиная (№ 186).
Пожалуй, самой известной гостиной на половине императрицы Александры Федоровны стала Малахитовая гостиная. Название гостиной связано с камнем, преобладающим в деталях ее оформления.
Интерьер Малахитовой гостиной, как и всех остальных помещений на половине императрицы, создан в 1838–1839 гг. архитектором А.П. Брюлловым. Он использовал в качестве доминанты гостиной тончайшие пластинки зеленого малахита, покрывавшие камины и колонны зала.
Материал для этих работ имелся в избытке, поскольку именно в 1830-х гг. открыли залежи малахита на Урале. Для отделки гостиной использовали малахит Меднорудянского месторождения. Всего у заводчика Демидова приобрели 225 пудов малахита (около 3,6 т) по 500 руб. за пуд.
Из него использовали 133 пуда (2,128 т).
Стол с малахитовой столешницей. 1851 г.
Темпы возрождения Зимнего дворца после пожара (17–18 декабря 1837 г.) были таковы, что уже к середине января 1838 г. утвердили и проект гостиной, и решили все организационные вопросы, связанные с ее восстановлением. Так, 15 января 1838 г.
последовало распоряжение императора, отводившее полтора года мозаичистам Петергофской гранильной фабрики на изготовление колонн и пилястр для гостиной.
Работа мозаичистов была необычайно тонкой, поскольку пластинки малахита тщательно подбирались по рисунку камня, состыковывались на теле колонны, наклеивались и бережно полировались. Всю работу мастера выполнили за пятнадцать месяцев, и обошлась она в 130 тыс. руб.
Камины для гостиной, рисунки которых утвердил лично император, заказали известной фирме «Английский магазин Никольс и Плинке», и обошлись они Кабинету Е.И.В. в 44 тыс. руб. (по 22 тыс. руб. за камин).
Когда состоялось решение о передаче заказа на камины английской фирме, Николай I выразил свое «высочайшее недоумение», поскольку, по его мнению, эти работы вполне могла бы выполнить Петергофская фабрика.
Однако члены Комиссии по восстановлению Зимнего дворца мотивировали свое решение тем, что «по отзыву Вице-президента департамента уделов, в ведомстве коего состоит Петергофская гранильная фабрика, фабрика сия по другим занятиям и по краткости времени, к которому означенные камины готовы быть должны, не может принять на себя изготовление их».
Камин в Малахитовой гостиной и бронзовые базы малахитовых колонн
О том, насколько плотно Николай I контролировал процесс «творческого переосмысления» императорских половин, свидетельствует его резолюция, касающаяся освещения гостиной.
Дело в том, что при подготовке освещения Малахитовой гостиной предполагалось использовать пять люстр: одну большую и четыре малые.
Однако царь распорядился: «Было прежде три, а тогда бывало светло и жарко, довольно и теперь трех»[134].
По приказу царя собрали на пожарище обломки яшмовых колонн погибшей Золотой гостиной. Пожар был столь силен, что сохранившиеся куски яшмы при прикосновении превращались в щебень.
Тем не менее удалось собрать и приспособить к делу 529 кусков яшмы. От погибших каминов осталось всего 47 обломков. Использовали и уцелевшие во время пожара бронзовые базы шести колонн и шести пилястр.
Все они были заново вызолочены и по сей день украшают колонны в Малахитовой гостиной.
Ф. Лист
23 февраля 1839 г. малахитовые колонны и пилястры доставили в Зимний дворец. Везли их из Петергофа на специально приготовленных «роспусках»[135]. 14 апреля 1839 г.
«Английский магазин Никольс и Плинке» выполнил условия контракта, поставив камины для Малахитовой гостиной. Кстати говоря, во всех документах по восстановлению гостиной она по инерции именуется «Золотой гостиной», т. е. так, как она именовалась до пожара.
Название «Малахитовая гостиная» появилось само, уже после того, как гостиную ввели «в строй».
В Малахитовой гостиной Александра Федоровна устраивала интимные музыкальные вечера (большие устраивались в Концертной зале или Ротонде). Именно в Малахитовой гостиной Ференц Лист играл для избранного общества 5 апреля 1842 г., приехав с концертами в Петербург.
Малахитовая гостиная. Заседание Совета по призрению семей лиц, призванных на войну, и семей раненых и павших воинов (Ольгинского комитета)
В Малахитовой гостиной происходило официальное представление дам императрице. Там же проходил обряд одевания великих княжон, выходивших замуж и навсегда покидавших семью. В ней обряжали в коронные бриллианты немецких невест, выходивших замуж за русских великих князей.
В Малахитовой гостиной собирались члены императорской фамилии перед очередным Большим выходом. С начала 1840-х гг. в Малахитовой гостиной стали проходить семейные праздники – разговение на Пасху. В 1915 г.
в Малахитовой гостиной проходили заседания благотворительных обществ, которые возглавляли великие княжны Ольга Николаевна (Совет по призрению семей лиц, призванных на войну, и семей раненых и павших воинов) и Татьяна Николаевна (Комитет по оказанию помощи пострадавшим от военных действий).
При Временном правительстве А.Ф. Керенский сделал Малахитовый зал местом проведения заседаний правительства.
Э.П. Гау. Белая (Розовая) гостиная императрицы Александры Федоровны. 1860 г.
Розовую гостиную императрицы Александры Федоровны создал в 1846–1847 гг. архитектор А.И. Штакеншнейдер. Гостиную украшал гарнитур розового дерева в стиле «второго рококо» или «а ля Помпадур», декорированный фарфоровыми пластинами.
Эти фарфоровые вставки были выполнены на Императорском фарфоровом заводе по рисункам Штакеншнейдера. Фарфоровые вставки этажерки и столиков выполнены с изображениями роз, незабудок, васильков, гвоздик и др. На акварели Э.П.
Гау эти вставки хорошо видны.
Мебель выполнили мастера фирмы братьев Гамбс.
В Розовой гостиной потолок был украшен лепкой в виде ажурной золоченой сетки, стены задрапированы белой узорчатой тканью, повсюду висели зеркала, в кадках на полу и на жардиньерках стояли цветущие растения, живописными группами располагалась изящная мебель, и все это великолепие дополнялось живописью, обилием декоративных предметов: фарфоровыми вазами, статуэтками, посудой, декоративным стеклом. Пол гостиной покрывал огромный ковер.
Поскольку половина императрицы объединяла большую семью, то на ее территории располагались три столовые: Арапская столовая (№ 155), Помпейская, или Малая, столовая (№ 188) и Большая столовая (залы №№ 17, 179, 961). Эти столовые, наряду с гостиными входили в парадную часть покоев.
К.А. Ухтомский. Арапский зал, или Большая столовая. Сер. XIX в.
Подчеркнем, что в интерьерах личных и парадных комнат строго выдерживалось заданное архитекторами стилевое единство. Примером тому служат интерьеры Помпейской столовой, созданной А. Брюлловым.
Появление такой столовой тоже не было случайным, поскольку в Европе все еще продолжалось увлечение Помпеями, открывшими для культурного мира Европы целый мир. Мебельный гарнитур, спроектированный А. Брюлловым для этой гостиной, был выполнен в мастерской П.Г. Гамбса.
Стулья из этого гарнитура выполнены в переработанных формах древнеримских курульных кресел[136]. Резные ножки табуретов, диванов, стола-консоли имеют форму звериных лам, окрашенных под темную бронзу.
Ярко-красный цвет ткани обивки диванов и стульев соответствовал древним помпейским росписям и был согласован с общим цветовым решением всех элементов интерьера.
Названия гостиных, столовых и комнат рождались стихийно в повседневной жизни семьи. Их никто изначально не придумывал. Как правило, за основу брались стилистические особенности декора или то, на чем невольно задерживался взгляд.
Так, название Арапской столовой связано с тем, что у её дверей во время высочайших обедов дежурили дворцовые арапы. Эта столовая постоянно нуждалась в искусственном освещении, поскольку три окна выходили в небольшой внутренний дворик ризалита.
Поэтому небольшую Арапскую столовую украшают две бронзовые люстры с хрустальными подвесками по 72 свечи каждая.
К.А. Ухтомский. Помпейская, или Малая, столовая. 1874 г.
Подбор парадных помещений на половине императрицы, конечно, не был случайным. Дело в том, что «стандартный комплект» помещений, размещенных на тех или иных половинах, недвусмысленно свидетельствовал о совершенно определенном «домашнем» статусе каждого из членов семьи.
Если на половине Александры Федоровны располагались три парадные гостиные, то на половине Николая I их было две, а у великих княжон на первом этаже – одна парадная гостиная на двоих. На остальных половинах гостиных не было.
У наследника Александра Николаевича своя гостиная появилась только после женитьбы в 1841 г. Аналогично обстояло и со столовыми. На этаже императрицы мы перечислили три столовых, на остальных этажах императорской половины столовых не было вообще.
Столовые императрицы служили местом сбора большой семьи императора Николая I.
Личные комнаты императрицы включали: Кабинет (№ 185), Спальню (№ 184), Уборную (№ 183), Будуар (№ 182), Садик (№ 181), Ванную (№ 670). Располагались они между парадными гостиными и Большой столовой. К служебным помещениям относились: Буфет, Бриллиантовая (№ 177) и Проходная комнаты.
Э.П. Гау. Будуар императрицы Александры Федоровны. 1871 г.
Э.П. Гау. Ванная императрицы Александры Федоровны. 1870 г.
Э.П. Гау. Кабинет императрицы Александры Федоровны. 1858 г.
Спальню императрицы (№ 184) А.П. Брюллов отделал в классицистическом духе, с колоннами из белого искусственного мрамора в альковной части, скульптурным барельефным фризом работы И.Г. Германа и легкой орнаментальной росписью потолка. Вся спальня была выдержана в синих тонах.
Эти интерьеры стилистически далеко ушли от канонов классицизма, поскольку он эволюционировал в «многоцветный» и «многовариантный» историзм. Характерной особенностью интерьеров этой эпохи стал упор на предметы декоративноприкладного искусства, которые формировали уютные «вещные» и «мебельные» интерьеры Зимнего дворца.
На смену торжественным и симметричным классицистическим интерьерам пришли уютные выгородки и уголки в гостиных эпохи историзма.
К.А. Ухтомский. Малый зимний сад императрицы Александры Федоровны. 1870-е гг.
К.А. Ухтомский. Малый зимний сад императрицы Александры Федоровны. Сер. XIX в.
Осматривать «стены» этих залов можно и сегодня, поскольку их планировка фактически не менялась. Правда, интерьеры и декор образца 1840-х гг. сохранились только в Малахитовой и Арапской столовой.
В остальных залах это только некие намеки на былое великолепие в виде отдельных предметов мебели, когда-то стоявших в роскошных интерьерах.
В отдельных комнатах сохранилась узнаваемая по акварелям лепнина и роспись потолка.
В последующие годы, в 1840-1850-х гг., капитальных перепланировок в западном крыле практически не было. Менялись только интерьеры и декор жилых покоев. В указанный период этим занимался архитектор А.И. Штакеншнейдер.
Господствующей тенденцией новых интерьерных решений стало стремление к роскоши и комфорту.
Эта 136 подчеркнутая роскошь не била в глаза и уж тем более не казалась вульгарной, поскольку как нельзя лучше отвечала барочной архитектуре Зимнего дворца.
Следующая глава
Источник: https://history.wikireading.ru/124852
Царские интерьеры — Виды залов Эрмитажа и Зимнего Дворца | Эдуард Гау
Мастер архитектурной акварели
Эдуард Петрович (Иванович) Гау (1807-1887)
Известным живописцем-акварелистом середины XIX века был и Эдуард Петрович (Иванович) Гау. Уроженец прибалтийского города Ревеля (ныне Таллина) учился в Академии художеств в Дрездене (1830—1832).В 1838 году Э. Гау получил от Императорской Академии художеств звание неклассного художника.
Стал известным своими строгими акварельными изображениями интерьеров Эрмитажа и Зимнего дворца, которые представляли и представляют большую ценность для истории русской культуры.
Всех ценителей творчества этого художника впечатляет его работа с интерьерами, которые он зарисовывал. Высокая точность прорисовки и проработанная перспектива выделяют в этом художнике особый талант.
Кабинет императрицы Александры Федоровны
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
http://www.liveinternet.ru/users/oksana_mueller/profile |
Источник: https://edwardjournal.livejournal.com/940098.html
Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) — Лучшие картины известных художников 15-20 века
Главная ~ Картины великих ходожников XV — XX века ~ Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) ~ Гау, Эдуард Петрович — Виды залов Зимнего дворца. Кабинет императрицы Александры Федоровны (2)
Полный размер: 1476 х 1264 px. Открыть оригинал | Скачать на диск
Другие картины «Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург)»:
Гау, Эдуард Петрович — Виды залов Зимнего дворца. Кабинет императрицы Александры Федоровны
Гау, Эдуард Петрович — Виды залов Зимнего дворца. Камердинерская императора Александра II
Гау, Эдуард Петрович — Виды залов Зимнего дворца. Малиновый кабинет императрицы Марии Александровны
Гау, Эдуард Петрович — Виды залов Зимнего дворца. Малый Фельдмаршальский зал
Гау, Эдуард Петрович — Виды залов Зимнего дворца. Спальня императрицы Александры Федоровны (2)
Гау, Эдуард Петрович — Виды залов Зимнего дворца. Спальня императрицы Александры Федоровны
Гау, Эдуард Петрович — Виды залов Зимнего дворца. Третий зал Военной галереи
Гау, Эдуард Петрович — Виды залов Зимнего дворца. Третья запасная половина. Четвертая комната
Гау, Эдуард Петрович — Виды залов Зимнего дворца. Третья запасная половина. Спальня
Гау, Эдуард Петрович — Виды залов Зимнего дворца. Третья запасная половина. Гостиная (2)
Гау, Эдуард Петрович — Виды залов Зимнего дворца. Третья запасная половина. Гостиная
Гау, Эдуард Петрович — Виды залов Зимнего дворца. Туалетная комната императрицы Александры Федоровны (2)
Количество просмотров: 79 Количество комментариев: 0
© Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Источник: https://www.beesona.ru/museums/hermitage/18080/
Читать онлайн Государственный Эрмитаж страница 19. Большая и бесплатная библиотека
Иван Никитич Никитин (1680-е-1742) Портрет Елизаветы Петровны ребенком. Между 1712–1713. Холст, масло. 54×43
Ивана Никитича Никитина можно смело назвать основателем русской портретной школы XVIII века.
Его ранние работы, к которым относится портрет дочери Петра I, Елизаветы, обнаруживают следы парсуны, бывшей единственным стилем портрета в России в XVII веке.
Придворный художник Петра I одним из первых русских мастеров отошел от традиционного иконописного стиля русской живописи и начал писать картины с использованием перспективы.
В портрете будущей императрицы ощущается некоторая скованность в изображении фигуры, ярко выступающей на черном фоне — наследие парсунного портрета, плоскостность в передаче костюма. Однако образ трехлетней девочки полон обаяния.
Ясно чувствуется стремление художника показать не только внешнее сходство, но и настроение, раскрыть внутренний мир модели.
Пышный парадный костюм ребенка — тяжелое платье с декольте, горностаевая мантия на плечах и высокая прическа взрослой дамы — дань требованиям времени, которым при дворе должны были следовать даже малые дети.
Портреты Никитина представляют целую галерею людей и типов бурной Петровской эпохи.
Федор Степанович Рокотов (1735–1808) Портрет Екатерины II 1780-е. Холст, масло. 160×121
Федор Степанович Рокотов — один из величайших русских художников-портретистов второй половины XVIII века. Парадный портрет императрицы Екатерины Алексеевны был написан им на основе портрета шведского художника Александра Рослина.
По оригиналу Рокотов воссоздал образ императрицы в молодом возрасте: гладкое белое лицо, отсутствие морщин, глубокое декольте, прикрываемое в зрелом возрасте. У Рокотова Екатерина II — владычица империи и женщина в расцвете лет.
Властно сжимая в руке скипетр, она повелительным жестом указывает в сторону императорских регалий и бюста Петра I с начертанным над ним девизом «Начатое совершает».
Работа исполнена в серебристой гамме, градации цвета подчеркивают белизну и свежесть лица, выделяющегося на темном фоне. Портьеры торжественно-красного цвета указывают на особый статус модели.
До 1918 портрет находился в Романовской галерее Малого Эрмитажа.
Степан Семенович Щукин (1758–1828) Портрет Павла I Начало XIX века. Холст, масло. 154×116
Степан Семенович Щукин — один из крупнейших портретистов России конца XVIII — начала XIX века.
Портрет Павла I примечателен тем, что никто ранее не изображал так императорскую особу. В центре полотна на гладком пустом серо-зеленом фоне изображен царь в мундире Преображенского полка с голубой Андреевской лентой, на голове — большая черная треуголка.
Отказавшись от театральной постановки с многочисленными аллегориями и атрибутами, Щукин выбрал единственно верный путь передачи внутреннего одиночества императора, скрытого под маской «сурового вестника власти».
Сдержанный по исполнению портрет императора был написан в период траура по случаю кончины Екатерины II.
Правление Павла I было недолгим и завершилось 12 марта 1801, когда он был убит в Михайловском замке.
Павел Алексеевич Иванов (1776–1813) Портрет графа М. М. Сперанского 1806. Кость, акварель, гуашь. 7,5×6,3
Искусство портретной миниатюры на кости достигло своего расцвета в XVIII — первой половине XIX века.
Маленькие изображения — прообразы современной фотографии — были настолько популярны, что в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге даже существовал отдельный класс, где обучали этому трудоемкому ремеслу.
Павел Алексеевич Иванов сначала сам учился в Академии, а после почти десять лет возглавлял упомянутый класс.
На портрете изображен Михаил Михайлович Сперанский — юрист, государственный деятель времен Александра I, автор «Плана государственного образования».
Он показан в трехчетвертном повороте на нейтральном голубоватом фоне одетым в черный сюртук.
На ленте висит орден Владимира 3-й степени, в руках Сперанский держит книгу и всем своим немного надменным видом показывает, что оторвался от увлекательного чтения только ради этой работы художника.
При кажущейся простоте искусство портретной миниатюры требовало большой аккуратности и терпеливости, ведь изображение формировалось из сотен тонких, не видимых с расстояния мазочков кисти. Произведения, написанные на пластинке слоновой кости, чрезвычайно хрупки. Возможно, поэтому работ Иванова сохранилось немного.
Василий Семенович Садовников (1800–1879) Арка Главного штаба. Санкт-Петербург 1830. Бумага, акварель. 24×38
Русский акварелист и литограф Василий Семенович Садовников в своих многочисленных работах изображал виды Санкт-Петербурга. Крепостной княгини Н. П. Голицыной, Садовников в числе домашней челяди жил в ее петербургском доме и наблюдал с детства жизнь столичного города.
Акварель «Арка Главного штаба» восхищает точностью, с которой художник запечатлел один из красивейших уголков Петербурга. Он выбрал интересный ракурс, показывающий вид с Большой Морской улицы через арки на Дворцовую площадь с колонной Михаила Архангела.
В этой работе проявились главные особенности творчества мастера: точность и документальность в изображении городского пейзажа, не лишенного, однако, поэтического настроения. Но Садовников интересуется не только архитектурой, в его акварелях Петербург — живой город: прогуливаются нарядно одетые дамы, мчатся запряженные сани, точно переданы люди разных сословий.
Творчество художника — прекрасный исторический документ, он живо и легко показал городскую жизнь эпохи правления Николая I.
Эдуард Гау (1814–1891) Виды залов Зимнего дворца. Кабинет императрицы Александры Федоровны 1858. Бумага, акварель. 27×31,6
Эдуард Гау — русский художник середины XIX века, уроженец Ревеля, прославившийся прекрасными акварельными портретами современников середины XIX века.
Кисти Гау принадлежат и многочисленные акварельные изображения интерьеров Эрмитажа и Зимнего дворца, представляющие большую ценность для истории русской культуры. Работа «Виды залов Зимнего дворца.
Кабинет императрицы Александры Федоровны» поражает легкостью и четкостью передачи всех деталей насыщенного интерьера.
С фотографической точностью изображены росписи голубого потолка с женскими фигурами, обтянутые красным шелком стены с висящими на них копиями картин Рафаэля, замысловатый узор цветастого ковра и обивки мебели. «Кабинет императрицы» — пример частного жилого интерьера середины XIX века, полностью отображающий вкус венценосной хозяйки и модные веяния того времени. Работа художника служит наглядным пособием по оформлению пространства в стиле «бидермайер».
Широко распространившаяся во второй половине XIX века фотография постепенно вытеснила подобные акварельные произведения.
Иван Константинович Айвазовский (1817–1900) Корабль среди бурного моря 1887. Холст, масло. 97×62,5
Прославленный художник-маринист и баталист Иван Константинович Айвазовский, армянин по происхождению (Айвазян), большую часть жизни работал в России.
Его творческое наследие огромно, а популярность произведений лишь растет.
В своих морских пейзажах живописцу удавалось воссоздать величественные картины борьбы кораблей со стихиями, грозные баталии, прелесть штиля и поэтичные ночные морские виды.
В картине «Корабль среди бурного моря» ясно читается романтический характер работы. Прошедшая буря нанесла непоправимый ущерб кораблю, его канаты перепутались и безвольно повисли среди мачт. Судно скрипит и стонет, еще держится на плаву, но жестокие волны постепенно сломят сопротивление и увлекут его ко дну.
Осиротевший корабль в спешке покидают сидящие в шлюпке люди, отчаянно гребущие к берегу. Грозовое небо не до конца распогодилось, чуть проблескивают лучи солнца, озаряя холодную и пенящуюся поверхность морской глади. Зритель видит сквозь безбрежные просторы голубых волн обломки погибших кораблей.
С каждым мазком мастера полотно становится все более драматичным.
Айвазовский — подлинный художник, влюбленный в природу и бескрайнее море.
Источник: https://dom-knig.com/read_188631-19
Царские интерьеры — Виды залов Эрмитажа и Зимнего Дворца | Эдуард Гау (часть 1.)
nevozmozhnoe_imЦарские интерьеры — Виды залов Эрмитажа и Зимнего Дворца | Эдуард Гау (часть 1.)Мастер архитектурной акварели-
Эдуард Петрович (Иванович) Гау (1807-1887)
- ________
Известным живописцем-акварелистом середины XIX века был и Эдуард Петрович (Иванович) Гау. Уроженец прибалтийского города Ревеля (ныне Таллина) учился в Академии художеств в Дрездене (1830—1832).В 1838 году Э. Гау получил от Императорской Академии художеств звание неклассного художника.
Стал известным своими строгими акварельными изображениями интерьеров Эрмитажа и Зимнего дворца, которые представляли и представляют большую ценность для истории русской культуры.
Всех ценителей творчества этого художника впечатляет его работа с интерьерами, которые он зарисовывал. Высокая точность прорисовки и проработанная перспектива выделяют в этом художнике особый талант.
Кабинет императрицы Александры Федоровны
Готическая гостиная великих княжен,в стиле второго рококо
Военная библиотека императора Александра II
Большая гостиная императрицы Александры Федоровны
Пятая запасная половина. Гостиная вел. княжны Марии Александровны
Белая гостиная императрицы Александры Федоровны
Вторая запасная половина. Первый зал
Зал Совета императора Александра I
- Третья запасная половина. Спальня
- Кабинет императора Александра II
- Третья запасная половина. Гостиная
- Третий зал Военной галереи
- Третья запасная половина. Четвертая комната
- Третья запасная половина. Гостиная
- Туалетная комната императрицы Александры Федоровны
- Большая гостиная императрицы Александры Федоровны
- Спальня императрицы Александры Федоровны
- Второй зал Военной галереи
- Спальня императрицы Александры Федоровны (2)
- Вторая запасная половина. Гостиная
- Александровский зал
- Вторая запасная половина. Спальня
- Кабинет императрицы
- Гостиная в стиле второго рококо
- Учебная комната во второй запасной половине дворца
- Бильярдная императора Александра II
- Учебная комната во второй запасной половине дворца
- Большой кабинет императора Николая I
продолжение следует…
Серия сообщений «История»:Часть 1 — «Белые пятна» войны 1812 годаЧасть 2 — Лицо с портрета. Луиза Мария Орлеанская королева Бельгии, вторая жена Леопольда I…
Часть 26 — Цветная Россия в фотографиях Сергея Михайловича Прокудина-Горского.
Часть 27 — Великая Тартария – Империя Русов [2011, Документалный фильм]Часть 28 — Царские интерьеры — Виды залов Эрмитажа и Зимнего Дворца | Эдуард Гау (часть 1.)Серия сообщений «история России»:Часть 1 — «Белые пятна» войны 1812 годаЧасть 2 — Премудрая царевна Софья (окончание)…
Часть 12 — Цветная Россия в фотографиях Сергея Михайловича Прокудина-Горского.
Часть 13 — Великая Тартария – Империя Русов [2011, Документалный фильм]Часть 14 — Царские интерьеры — Виды залов Эрмитажа и Зимнего Дворца | Эдуард Гау (часть 1.)Серия сообщений «Музеи»:Часть 1 — Музей Остапа БендераЧасть 2 — Коты Эрмитажа.
Потрясающие открытки Эльдара ЗакироваЧасть 3 — Царские интерьеры — Виды залов Эрмитажа и Зимнего Дворца | Эдуард Гау (часть 1.)Серия сообщений «Интерьер»:Часть 1 — Стильный дизайн кухниЧасть 2 — Трафареты для росписи детской комнаты и идеи для вдохновения….
Часть 5 — Организуем рабочее место мастерицы.
Источник: https://nevozmozhnoe-im.livejournal.com/24721.html
Жилые покои главной императорской резиденции
Зимний дворец, возведённый в 1754-1762 годах, на протяжении полутора столетий являлся главной императорской резиденцией России. Будучи центром политической жизни страны, он одновременно был и местом проживания царской семьи в холодное время года.
Первыми жильцами Зимнего дворца стали Пётр III и его супруга Екатерина II. В дальнейшем интерьеры дворца преображались в соответствии с потребностями и вкусами сменявших друг друга царственных владельцев, изменялась внутренняя планировка различных частей здания, появлялись новые жилые половины.
Со временем личные апартаменты членов царской семьи начали устраивать и в других зданиях архитектурного комплекса, который в течение столетия складывался вокруг дворца. До 1917 года Зимний дворец оставался главной резиденцией российских монархов. Члены семьи Николая II стали его последними жильцами.
Революционные события начала ХХ столетия и последовавшее превращение бывшей резиденции в музей привели к тому, что отделка большинства жилых комнат была утрачена.
В собрании Государственного Эрмитажа находятся акварели ХIХ века и дореволюционные фотографии, позволяющие увидеть убранство личных апартаментов и представить обстановку, в которой протекала частная жизнь нескольких поколений императорской семьи.
- Гау, Эдуард Петрович. Виды залов Зимнего дворца. Приемная наследника (цесаревича), великого князя Александра Николаевича. 1860-е гг.
- Кабинет императора Николая II в Зимнем дворце. XX в.
- Рабочий кабинет императрицы Александры Федоровны в Зимнем дворце. XX в.
- Гау, Эдуард Петрович. Зимний сад императрицы Александры Федоровны. 1871 г.
- Гау, Эдуард Петрович. Виды залов Зимнего дворца. Кабинет императрицы Александры Федоровны. 1870 г.
- Гау, Эдуард Петрович. Виды залов Зимнего дворца. Кабинет императрицы Александры Федоровны. 1858 г.
- Гау, Эдуард Петрович. Виды залов Зимнего дворца. Будуар великой княгини Марии Александровны. 1850-е гг.
- Гау, Эдуард Петрович. Виды залов Зимнего дворца. Будуар императрицы Марии Александровны. 1861 г.
- Чернецов, Никанор Григорьевич. Виды залов Зимнего дворца. Приемная Александра II. 1837 г.
- Ухтомский, Константин Андреевич. Виды залов Зимнего дворца. Кабинет императрицы Александры Федоровны, до 1837 г.
- Ухтомский, Константин Андреевич. Виды залов Зимнего дворца. Зимний сад императрицы Александры Федоровны. 1860-е гг.
- Ухтомский, Константин Андреевич. Зимний сад императрицы Александры Федоровны. 1870-е гг.
- Кубеш, Карл Карлович. Фотография из серии снимков интерьеров жилых комнат 2 этажа Зимнего дворца конца XIX-начала ХХ вв. XX в.
- Кубеш, Карл Карлович. Рабочий стол императора Николая II в его кабинете в Зимнем дворце. XX в.
- Кабинет императора Николая II. XX в.
Источник: http://academy.hermitagemuseum.org/themes/zhilye-pokoi
Зимний дворец и Эрмитаж, какими их видели цари
sviridenkov Вид Малой церкви в Зимнем дворце
Думаю, для вас не секрет, что сегодня после многочисленных реставраций превращённые в музеи дворцы выглядят не совсем так, а иногда и совсем не так, как в былые эпохи.
Однако в случае с Зимним дворцом и Эрмитажем у нас есть уникальная возможность увидеть многие из их интерьеров в их первозданном виде.
Дело в том, что удивительный художник-акварелист Эдуард Гау в 19 веке по заказу императорской семьи запечатлел интерьеры этих дворцов в своих работах.
При этом акварели Гау настолько наполнены деталями и выполнены с таким мастерством, что они практически неотличимы от фотографий.
И я предлагаю вам полюбоваться их обширной и красивой подборкой, которую я позаимствовал из сообщества Эпоха Белого Ягуара из записи «Интерьеры Зимнего дворца и Эрмитажа в акварелях Э.П.Гау». Впрочем, рекомендую заглянуть под кат и читателям сообщества – в своём посте я расскажу об интересных моментах, которых нет в исходной записи.
Вид Ротонды в Зимнем дворцеКаким образом художнику удалось добиться такой фотографической реалистичности? По школьным урокам рисования мы знаем, насколько скромны возможности акварели. Однако, на самом деле, у профессиональных художников существует техника акварельной отмывки, когда краски наносятся слой за слоем, иногда даже практически сухой кистью.Этот способ позволят достигнуть удивительной выразительности при передаче оттенков и точности в изображении. Правда, следует учесть, что акварель – не масляные краски, а потому работающей с нею художник не имеет права на ошибку. И нам остаётся только поражаться верности руки Эдуарда Гау и тому кропотливому труду, который он вложил в создание своих работ.
Вид Собора в Зимнем дворцеКстати, есть версия, что Гау, как и некоторые другие художники-перспективисты, использовал оптические приборы типа камеры-обскуры. С помощью такого прибора, почти как с фотоаппаратом, можно увидеть необходимое изображение прямо на листе бумаги.
Однако разница в том, что если на фотоплёнке или фотобумаге это изображение запечатлеется само, то в данном случае художник вынужден, ориентируясь на контуры, зарисовывать его своими руками.А потому в случае с акварелями труд всё равно остаётся огромным.
Не случайно, в одном из источников упоминается, что, к примеру, во время работы над гатчинской серией Эдуарду Гау удавалось создавать в среднем всего лишь от 3-4 до 10 акварелей с интерьерами в год.
Виды залов Зимнего дворца. Александровский залТеперь остановлюсь на некоторых моментах биографии Эдуарда Гау. Родился он в 1807 году в городе Ревеле (так тогда назывался Таллин) в семье состоявшего русском подданстве немецкого художника-пейзажиста и театрального декоратора Иоганна (Йоханнеса) Гау.
Возможно, кого-то из вас заинтересует вопрос, почему же тогда отчество Эдуарда Гау порою звучит как Иванович, а ещё более часто как Петрович. Во всяком случае, мне самому это стало любопытно. И, порывшись в интернете, я нашёл примеры, когда в тот же исторический период второе имя (т.е.
отчество) Johannes действительно порою переводилось как Петрович.
Таким образом, рискну предположить, что младший сын Иоганна Гау во всех источниках именуется Владимиром Ивановичем, а старший преимущественно Эдуардом Петровичем исключительно в силу того, что так по-разному были записаны их имена в каких-то изначальных документах.
Впрочем, если кто-то знает больше, то не ленитесь сказать своё слово в х.
Виды залов Зимнего дворца. Аполлонов залДа, важный момент. Раз уж я упомянул младшего брата Эдуарда Гау – Владимира Гау, то стоит подчеркнуть, что это два разных художника, которых почему-то часто путают в интернете, периодически приписывая работы братьев друг другу.Владимир Гау также писал акварелью.
Но он вошёл в историю европейской живописи именно как один из крупнейших мастеров акварельного портрета, запечатлевший облик членов российской императорской фамилии и многих знаменитых современников.
В то время как Эдуард Гау хотя и создал несколько портретов, но основными в его творчестве были акварели интерьеров. Хотя это и не означает, что портреты кисти Эдуарда надо приписывать Владимиру Гау:)
Виды залов Зимнего дворца. Белая гостиная императрицы Александры ФедоровныНо вернёмся к биографии Эдуарда Гау. Он занимался рисованием с детства и в 1830—1832 годах на свои средства обучался живописи в Академии художеств Дрездена.
Когда ему едва перевалило за тридцать, получил от Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств звание свободного художника, а также удостоен серебряной медали.
В 1854 году Эдуарду Гау, уже прославившемуся своими уникальными акварелями интерьеров по заказу императорской семьи, было присвоено звание академика перспективной акварельной живописи.
Виды залов Зимнего дворца. Библиотека императора Александра IIДолгую 80-летнюю жизнь художника (умер он в 1887 году), пожалуй, можно назвать во многом сложившейся удачно. Однако богатств он не нажил, хотя, казалось бы, вполне мог. И после его смерти вдова Емилия Гау с приёмной дочерью были вынуждены просить Санкт-Петербургскую академию об оказании материальной помощи.
Академия выделила единовременная пособие, но в постоянном пенсионе отказала.Впрочем, подобных примеров множество на протяжении всей российской истории. Рекомендую об этом задуматься тем любителям искусств, кто искреннее полагает, что творческий человек должен быть бессребреником.
Однако, так или иначе, акварели Эдуарда Гау пережили многие изображённые на них интерьеры дворцов, а потом не раз помогали реставраторам. Всё-таки правы те, кто говорит, что по-настоящему талантливая живопись позволяет удержать даже убегающее время.
Виды залов Зимнего дворца. Библиотека императора Александра II (2)
- А вам понравилась такая живописная во всех смыслах слова экскурсия в прошедшую эпоху?
Источник: https://sviridenkov.livejournal.com/349367.html