Состоявшаяся в 1886 году Восьмая выставка импрессионистов, стала последним собранием художников этого жанра, и живописцы понимали, что разногласия в их среде достигли апогея.
Писсарро, принявший в ней участие, выставил свою картину «Вид из моего окна». Полотно экспонировалось в отдельном зале, и соседствовало с работами Синьяка и Сёра, что должно было подчеркнуть приверженность автора неоимпрессионизму – направлению, только начавшему пускать корни в мире живописи.
Писсарро создал полотно с использованием техники дивизионизма и, по мнению критика Ревалда, пятна различных цветов, образованные из маленьких мазков округлой формы, соответствовали определенным элементам, таким как свет, цвет, тень.
При рассмотрении картины, соединение всех элементов происходило у зрителя на глазах.
В произведении прослеживается кардинальный отход Писсарро от импрессионизма, наделенного его индивидуальными авторскими деталями, но, специалисты также заметили, что художник максимально сблизился с живописью Сёра. Куда девался его инстинктивный дар чувствовать природу.
Работа представляет одну из немногих картин строго пуантилистского направления; этот метод не принесет ему удовлетворения, и он вскоре вернется к своей старой импрессионистической манере.
1888 г. Холст, масло. 81 x 65 см. Музей Ашмола, Оксфорд, Великобритания.
Источник: http://www.hudojnik-impressionist.ru/pic_pis17.htm
Камиль Писсарро
Камиль Писсарро – известный художник, родоначальник и приверженец импрессионизма, являлся одним из создателей парижского общества «отвергнутых» живописцев. Будучи одновременно учеником и учителем, мастер перенимал опыт предшественников и передавал полученные навыки потомкам.
Художник Камиль Писсарро
Став творческим «отцом» Жоржа Сера, Поля Сезанна, Винсента Ван Гога и Поля Гогена, пейзажист проповедовал новое искусство. В глазах коллег и соратников талантливый француз был предметом восхищения, а критикам и публике казался примитивным дилетантом. Время расставило все по местам, и величие Писсарро признало большинство ценителей настоящего искусства.
Детство и юность
Жакоб Абраам Камиль Писсарро родился на одном из островов в Вест-Индии 10 июля 1830 года. Отец Абрам Писсарро был португальским евреем с французским гражданством, а мать, коренную доминиканку, звали Рашель Мансано. До 1842 года семья с четырьмя детьми проживала на острове Сент-Томас, принадлежавшем Дании, а затем переехала во Францию и обосновалась неподалеку от столицы.
Камиль Писсарро
Камиль учился в интернате, по окончании которого поступил в Академию Савари. Юноша рано начал ценить искусство и в студенческие годы брал уроки рисования и живописи у преподавателей учебного заведения. В 17-летнем возрасте Писсарро увлеченно писал с натуры, а отец, не принимавший творчество за профессию, заставлял сына работать на семейном предприятии.
В 1951 году Камиль ушел из родительского дома и переехал в Венесуэлу, где некоторое время работал художником-ремесленником. Собирая портфолио, молодой человек рисовал все, что видел, включая деревенские пейзажи и бытовые сцены, а через 2 года, вернувшись во Францию, устроился помощником в мастерскую датского живописца Антона Мельбе.
Автопортрет Камиля Писсарро
В Париже Писсарро посещал частные уроки и курсы мастеров Академии Сюиса, больше других предпочитая занятия Жан-Батиста Коро. Его дебютными работами стали множественные пейзажи Сент-Томаса, а также портреты его обитателей: «Залив на Сент-Томас», «Прачки на берегу реки», «Пейзаж с фигурами у реки» и др.
Творчество
В период раннего творчества Писсарро ценил точность передачи первозданной красоты природы.
Художник покидал душные городские улицы, выходил работать на сельские просторы и рисовал пейзажи за один присест.
Не принимая требований салонов, Камиль нашел единомышленников в лице Клода Моне, Армана Гийомена и Поля Сезанна и начал писать простые работы, не воспринимавшиеся публикой и не выставлявшиеся в галереях.
Картина Камиля Писсарро «Бульвар Монмартр весной»
Первой демонстрацией картин этого периода стала экспозиция, размещенная в помещении для «отверженных» мастеров в 1863 году. Переезд в Англию в 1870-м благоприятно повлиял на биографию художника. Писсарро пересмотрел негативное отношение к работе в студии, и его картины стали приобретать спонтанный вид.
В 1870-1871 годах художник написал 12 работ маслом, самыми знаменитыми из которых стали «Церковь всех святых в Норвуде» и «Кристал Палас в Лондоне». Живописец до конца жизни оставался под влиянием британских пейзажей и неоднократно возвращался в Туманный Альбион, чтобы вновь и вновь запечатлеть на холсте любимые места.
Картина Камиля Писсарро «Церковь всех святых в Норвуде»
По возвращении во Францию Писсарро с ужасом узнал, что из 1,5 тыс. картин, оставленных в Париже, уцелели всего 42, а остальные полотна была испорчены или уничтожены солдатами. Предполагается, что утраченные работы автор писал в манере зарождающегося импрессионизма, документируя первые шаги этого уникального творческого явления.
Камиль пережил трагедию и, переехав в деревню, написал серию лирических работ, одной из которых являлась зарисовка «Въезд в деревню Вуазен». В 1873 году он сыграл главную роль в создании художественного общества, объединившего мастеров-изгоев, собрав вместе Поля Сезанна, Клода Моне, Эдуарда Мане, Пьера Огюста Ренуара и Эдгара Дега.
Картина Камиля Писсарро «Въезд в деревню Вуазен»
Вскоре группа организовала первую выставку творчества импрессионистов, шокировавшую критиков, способных понимать лишь религиозные, исторические и мифологические полотна. Картины нового общества сочли вульгарными и обыденными, а стиль живописи назвали слишком схематичным по сравнению с традиционной художественной манерой.
Использование ярких и выразительных мазков наряду с тенями от призрачных объектов братья по ремеслу сочли дилетантством и издевательством над уважаемой профессией художника.
В начале 1980-х годов Писсарро устал от импрессионизма и начал исследовать новые приемы и методы живописи. Художник хотел открыть глаза общественности на некоторые простые вещи, рисуя людей за привычными повседневными занятиями. Такой картиной стал «Портрет мадам Писсарро за вышивкой перед окном», написанный в 1879 году.
Картины Камиля Писсарро «Улица Эписери, Руан» и «Портрет мадам Писсарро за вышивкой перед окном»
Через 5 лет мастер увлекся неоимпрессионизмом и научным подходом к живописи, подразумевавшим использование на картине крохотных пятен чистых цветов, смешивавшихся при затенении и созерцании издалека.
До 1888 года Камиль практиковал этот кропотливый и трудозатратный метод письма и создал ряд работ, появившихся в особом разделе на выставке импрессионистов в 1886 году, среди которых выделялись «Цветущая яблоня в Эраньи», «Жизор», «Стадо овец» и «Иль Лакро Руан эффект тумана».
Картина Камиля Писсарро «Цветущая яблоня в Эраньи»
В конце 1980-х Писсарро вернулся к раннему стилю, заявив, что точечная система слишком неестественна. Художник вновь занялся любимыми сельскими видами и сценами из жизни простого человека и написал около 100 пейзажей, портретов и бытовых зарисовок: «Мост Морет», «Сборщики яблок», «Парк в Кью», «Птичий рынок» и т.д.
В преклонном возрасте живописец начал страдать от хронической глазной инфекции, которая исключала пребывание и работу на улице. Глядя в зеркало, Писсарро нарисовал ряд автопортретов и по памяти создал серию картин на тему деревни.
Картина Камиля Писсарро «Оперный проезд в Париже. Эффект снега. Утро»
На закате жизни Камиль написал непревзойденный цикл видов парижских улиц, бульваров и площадей, состоявший из 30 работ.
Из окон верхних этажей художник наблюдал за жизнью города и воспроизводил увиденное на холстах. «Бульвар Монмартр в Париже», «Оперный проезд в Париже. Эффект снега.
Утро» и «Улица Эписери, Руан (эффект солнечного света)» стали величайшими творениями импрессиониста и попали в коллекции лучших музеев мира.
Современники не оценили мастерство живописца и не горели желанием покупать его картины. Слава и коммерческий успех пришли к Писсарро спустя много лет после безвременной кончины художника, чьи работы стали оцениваться в миллионы долларов и выставляться в знаменитых залах и галереях России, Европы и США.
Личная жизнь
Вопреки воле родителей в 1871 году Камиль взял в жены служанку матери по имени Джули Вэллей, которая была дочерью виноградаря и родила художнику 8 детей. Семья жила за пределами Парижа, где Писсарро мог наслаждаться деревенскими пейзажами и спокойно работать.
Камиль Писсарро и его жена Джули
Лишенный наследства из-за любви к простолюдинке, живописец едва сводил концы с концами, финансовое положение немного улучшилось лишь в конце жизни, когда в одной из галерей провели выставку-ретроспективу его картин. После начала Франко-прусской войны, не имея возможности вступить в армию из-за отсутствия французского гражданства, Писсарро перевез родных в Англию, а через 2 года вновь вернулся в предместья Парижа.
Камиль Писсарро с женой и детьми
Сыновья много времени проводили в мастерской отца и постепенно приобщались к творческому процессу. Самым талантливым продолжателем традиций художника стал Люсьен Писсарро, посвятивший себя живописи, ксилографии и графике.
Жорж-Анри, бывший третьим ребенком Джули и Камиля, также был одаренным ребенком. Выбрав профессию художника, он, в отличие от отца и брата, увлекся модернизмом и создавал полотна под влиянием творчества Гогена.
Смерть
Подробности и причины смерти Камиля Писсарро неизвестны. Дожив до 73 лет, 12 ноября 1903 года художник скончался в гостиничном номере в Париже.
Могила Камиля Писсарро
Импрессиониста похоронили на знаменитом кладбище Пер-Лешез, расположенном в восточной части французской столицы.
Картины
- 1864 – «Повозка с деревьями»
- 1869 – «Пейзаж в Лувесьен»
- 1871 – «Нижний Норвуд»
- 1874 – «Улица в эритаж Понтуазье»
- 1877 – «Поля»
- 1883 – «Пастушка»
- 1887 – «Яблоня в Эраньи»
- 1889 – «Стога»
- 1891 – «Косари на отдыхе»
- 1893 – «Улица Сент Лазар»
- 1897 – «Бульвар Монмартр утренний свет и туман»
- 1899 – «Портрет Поля Эмиля»
- 1902 – «Мост Нев в туман»
- 1903 – «Автопртрет»
Источник: https://24smi.org/celebrity/24708-kamil-pissarro.html
Камиль Писсарро. Часть 1
«Я почувствовал, что с тех пор, как
открылись мои глаза, моё сознание начало обретать свободу».
Камиль Писсарро
«Я никогда не сомневался, что было основой
пути, которым мы инстинктивно шли. Изображение воздуха».
Камиль Писсарро
«Работая, я забываю все горести и печали.
Я даже просто их не знаю. Страдание подчиняет себе только бездельников».
- Камиль Писсарро
-
«Человек должен быть уверен в успехе до
конца, даже тогда, когда кажется, что надежды больше нет». - Камиль Писсарро
Камиль Писсарро. Автопортрет
Камиль Писсарро (1830-1903) – самый
старший в плеяде импрессионистов. По возрасту он принадлежал к «поколению 1830
года», но прочно связал свою творческую судьбу с новым течением.
«Камиль Писарро был единственным из
группы основателей, кто не покинул поле боя ни разу. В наиболее мрачные годы,
когда самые стойкие откалывались, он один оставался на посту, обрекая себя на
самую крайнюю нищету». (Л. Волынский, «Зелёное дерево жизни»).
ВРЕМЕНА ГОДА
Писсарро. Огород и деревья в цвету 1877.
«Небо тоже кажется цветущим».
Л. Вентури
Камиль Писсаро. Красные крыши.
«В пейзаже всё подчинено передаче
эффекта солнечного света и трепетности воздуха. Общее настроение определяется
изображенными на первом плане тонкими деревьями. Они купаются в неярком зимнем
солнце, их ветви, написанные небольшими зелеными и желтыми мазками,
переплетаясь, образуют нежное золотистое кружево».
Д. К. Самин
«Будучи художником «тонких
состояний» природы, Писсарро отдавал предпочтение переходным сезонам —
весне и осени с их частыми переменами погоды. Удивительно, что он, уроженец
Антильских островов, где контрасты света и тени отчаянно ярки, нашел себя
именно в холодноватых, неброских осенне-весенних пейзажах Франции.
Чудесно
передает он и сумрачность весеннего пасмурного дня в «Пейзаже в
Лувесьене», 1870, и влажно-морозную дымку над тронутыми снегом полями в
«Эраньи, эффект снега», 1894, и «первоначальное увядание» в
поздней картине «Осеннее утро в Эраньи. Облачно», 1901. Пейзажи
Писсарро способны более очаровать, нежели восхитить».
«Художественная галерея.
Писсарро», №111, 2006 г.
Камиль Писсарро был вместе с Клодом
Моне организатором первой выставки импрессионистов и единственным, кто
участвовал во всех восьми. …Моне и Писсарро связывала большая творческая
близость, вместе они работали на пленэре в окрестностях Парижа, некоторые их
пейзажи тех лет неопытному глазу даже трудно различить.
Оба
стремились схватить летучий момент в его динамике, передать атмосферу, свет и
воздух. Но у Писсарро не было романтических наклонностей Моне. Он строже, как
будто бы прозаичнее; не пренебрегает конструктивностью, ясным чередованием
планов, перспективной глубиной – что можно видеть в «Оперном проезде».
Недаром
многому научился у Писсаррро Сезанн, считавший себя более всего обязанным
именно этому художнику.
Клод Моне.
Бульвар Капуцинок.
Улица видна с высоты. Мелькание, движение, мерцание. Половина видимого утопает в
свете вечернего солнца, половина погружена в холодноватую серо-лиловую тень. Нет
предметов – есть жизнь города.
(Вспомним: ещё Делакруа говорил, что хочет
написать не саблю, а блеск сабли.) Нет традиционного центра или стержня
композиции, схвачено мимолётное зрительное впечатление.
Справа видны
полуобрезанные рамой фигуры людей, стоящих на верхнем балконе, — они смотрят
вниз. Картина города – это то, что они видят оттуда.
Камиль Писсарро. Оперный проезд в Париже.
Серенький облачный день. Крыши слегка запорошены снегом, мостовая мокрая.
Всё объемлется единым тоном – розовато-пепельным с сиреневым холодком. Ощутима
особая «окраска воздуха», влажного, равномерно окутывающего улицу.
Если подойти близко к полотну, видна мозаика мелких, прилегающих
друг к другу, но не сплавленных мазочков – характерные «запятые»
импрессионистов. Писсарро привлекает не столько чудесная фантасмагория света,
как у Моне, сколько «обыкновенное чудо» воздушной атмосферы.
Мир у
него тоже как бы развеществлён: глядя на «Оперный проезд», мы не чувствуем ни
каменности зданий, ни строений экипажей и человеческих фигур, — всё смотрится
лёгкими пятнами и кажется сотканным из единой материи…
Необычайная динамика пейзажей художника рождается из
той смелости и экономной точности, с какой он пользуется своей свободной
живописной техникой.
Для
изображения фигуры человека с зонтиком ему достаточно двух мазков кисти –
одного на человека, одного – на зонт.
И ни на секунду не исчезает полная
убеждённость, что это не два пятна серой краски, а человек под зонтом, —
настолько движение мельчайших мазков строго следует форме и движению
человеческой фигуры.
ГОРОДСКИЕ ВИДЫ
Особое место в творчестве Писсарро
занимают полотна, посвященные Парижу.
Мастер страстно любил
Париж, поэтому большинство полотен он посвятил именно ему.
Как женщины Ренуара, как лондонские туманы
Моне, так городские бульвары Писсарро – художественное открытие.
Камиль Писсаро. Бульвар Монмартр во второй половине дня. Дождь. 1897.
Камиль Писсаро. Бульвар Монмартр ночью.
Камиль Писсаро. Бульвар Монмартр туманным утром.
«Писсарро Париж пленяет непрекращающимся
и всеобщим движением – ходьбой пешеходов и бегом экипажей, течением потоков
воздуха и игрой света. Город Писсарро не перечень достопримечательных домов,
попавших в поле зрения художника, а живой и беспокойный организм. Захваченные
этой жизнью, мы не осознаем банальности строений, составляющих бульвар
Монмартр.
Неповторимое очарование находит художник в неугомонности Больших
бульваров. Утренним и дневным, вечерним и ночным, залитым солнцем и посеревшим
запечатлел Писсарро бульвар Монмартр, рассматривая его из одного и того же
окна. Вся серия состоит из тринадцати полотен.
Ясный и простой мотив уходящей
вдаль улицы создает четкую композиционную основу, не меняющуюся от холста к
холсту».
А. Д. Чегодаев
Писсарро. Площадь Французского театра в
Париже. 1898
Писсарро. Эрмитаж в Понтуазе.
Любимым местом работы Писсарро долгие годы был холмистый Понтуаз, городок на
реке Уазе. «Безоблачное небо, сочная зелень, яркое солнце – таким предстает лето
в картине «Понтуаз» (1867). Короткие, интенсивные по цвету и, кажется, очень
подвижные тени от фигурок и деревьев.
Большие массы зеленого цвета,
уравновешенные голубым, создают ощущение чистого и прозрачного воздуха.
Эффекты
ослепительного солнца, жаркого дня достигнуты сопоставлением контрастных
цветов: среди холодных вкраплены горячие красные в фигурках людей, черепичных
крышах»
Г.
Абеляшева
.
Если Эдуард Мане был вдохновителем, а Клод
Моне – лидером, то Писсарро называли мозгом импрессионистического движения. С
не меньшим правом он мог считаться и его совестью. «Папашу Писсарро не просто
любили, его обожали… — вспоминал его младший современник Таде Натансон.- Он
всегда один из первых, если не первый, различал и защищал всё новое и
интересное.
Что только появлялось в искусстве». «В нём всё было благородно:
мысли, чувства, характер, — вспоминал Жорж Леконт. – Никогда он не произносил
горьких слов или слов зависти и мелочной злобы… Бедняк, с трудом содержавший
семью, он находил возможность делать добро – для него это было совершенно
естественно – и помогать другим не только подбадривающим словом.
Но и делом».
Часть 2 здесь: http://obiskusstve.com/546906492861418473/kamil-pissarro-chast-2/
Источник: https://obiskusstve.com/546894698854484968/kamil-pissarro-chast-1/
Писсарро Камиль
Другие известные живописцы
Камиль Писсарро родился 10 июля 1830 года в портовом городе Шарлотта-Амелия на маленьком острове Сен-Тома в Антильском архипелаге. Его отец был торговцем скобяным товаром.
В 1841 году родители послали Камиля учиться во Францию. В Париже мальчик оказался в пансионе Пасси. Возглавлявший его Савари заметил у Камиля талант рисовальщика и рекомендовал ему развивать свое дарование.
В семнадцать лет Камиль вернулся на остров Сент-Тома. Отец, не понимая истинного призвания сына, определил его на работу в свою лавку, где целых пять лет он занимался нелюбимым делом, пытаясь совместить торговлю с рисованием.
В начале пятидесятых годов Камиль подружился с датским художником Фрицем Мельби, тот был всего двумя годами старше его, но обладал серьезными навыками в живописи. Под влиянием Мельби Камиль бросает ненавистную торговлю и едет с датчанином в 1852 году в Венесуэлу. Позднее он писал «Я был в 1852 году хорошо оплачиваемым клерком в Сен-Тома, но я не смог там выдержать.
Не раздумывая долго, я все бросил и удрал в Каракас, чтобы сразу порвать связь с буржуазной жизнью. То, что я претерпел, невообразимо, то, что мне приходится терпеть сейчас, — ужасно, и переносить это труднее, чем когда я был молод и полон сил и энтузиазма, а теперь я уверен, что у меня нет будущего.
Однако если можно было бы начать сначала, я думаю, я не стал бы колебаться и пошел бы по тому же пути».
Фотопортрет (около 1900 года)
В августе 1854 года Писсарро вернулся на Сент-Тома, но через год окончательно уехал во Францию. Здесь Камиль поступил учиться в парижскую Школу изящных искусств. Школа, дав ему ряд профессиональных навыков, тем не менее не оказала на него существенного влияния.
Писсарро много работает самостоятельно делает этюды в живописных окрестностях Парижа, пишет первые картины. Более всего его интересует пейзаж. Настоящим его кумиром становится Коро, который разрешил дебютанту именоваться в каталогах салонов его учеником.
В это же время он испытал влияние Курбе, позднее заимствовал у К. Моне принцип разложения цвета.
Картины молодого художника довольно регулярно принимались в салоны. К сожалению, до сегодняшнего времени дошло немного ранних картин Писсарро — большинство их погибло во время франко-прусской войны.
Официальный дебют Писсарро состоялся в Салоне 1857 года, где он представил «Пейзаж в Монморанси», картина имела успех. В дальнейшем отношения с жюри Салона у Писсарро не сложились, несмотря на быстрый рост мастерства художника.
На один из его пейзажей в Салоне 1865 года обратил внимание Золя. Он писал, что картина Писсарро доставила ему «полчаса наслаждения и отдыха».
Начиная с 1866 года, Писсарро постепенно освобождался от влияния Коро, его палитра становилась светлее, исчезают нейтральные тона.
Постепенно вырабатываются черты позднейшей импрессионистической живописной техники, он работает теперь шпателем большими, светящимися мазками, которые становятся все более пластичными.
«Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно» (1897)
Любимым местом работы Писсарро на долгие годы становится холмистый Понтуаз, городок на реке Уазе. Безоблачное небо, сочная зелень, яркое солнце — таким предстает лето в картине «Понтуаз» (1867). «Короткие, интенсивные по цвету и, кажется, очень подвижные тени от фигурок и деревьев.
Большие массы зеленого цвета, уравновешенные голубым, создают ощущение чистого и прозрачного воздуха. Эффекты ослепительного солнца, жаркого дня достигнуты сопоставлением контрастных цветов среди холодных вкраплены горячие красные в фигурках людей, черепичных крышах», — пишет Г. Абеляшева.
С 1868 по 1870 год Писсарро жил в Лувесьенне. Появляются пейзажи этих мест — «Дорога из Версаля в Лувесьенн» (1870), «Дилижанс из Лувесьенна»(1870).
После начала войны с пруссаками в 1870 году художник уехал в Англию. Вернувшись во Францию, Писсарро вновь поселился в Понтуазе. По совету Сезанна он начинает писать натюрморты. Влияние Сезанна чувствуется в автопортрете Писсарро (1873).
Семидесятые годы — время расцвета художника. О творчестве Писсарро 70-х годов дает яркое представление луврское собрание. В «Дороге в Лувесьенне» (1870) разрабатывается любимый художником мотив уходящей вдаль дороги.
Все полно сдержанной гармонии неярких голубовато-зеленых тонов, великолепно передающих сырой и прохладный осенний вечер. Лишь розовый дом выделяется на общем фоне, заставляя интенсивнее звучать соседствующие с ним цвета.
Писсарро выступает достойным продолжателем Коро, умевшего одним мазком, пятнышком краски оживить колористическую гамму, построенную на градациях одного-двух тонов.
Фруктовый сад в Понтуазе, 1877
«Въезд в деревню» (1872) напоминает по композиции «Дорогу в Лувесьенне». Только краски стали светлее, так как картина передает погожий день ранней весны. Весело зеленеет молодая трава, тонкие серо-желтые стволы деревьев отбрасывают на землю густо-зеленые тени. Воздух прозрачен настолько, что очертания домов вдали выступают со всей отчетливостью.
Проходит еще несколько лет, и в 1876 году Писсарро пишет «Жатву». Все части пейзажа неразрывно связаны друг с другом. Связь эта не только колористическая, пространственная, ритмическая. Она в самой манере письма, в плотных, сильных мазках, ложащихся по форме предметов. Способы художественной выразительности подчинены одной задаче — показать щедрость, изобилие родной земли.
«Красные крыши» (1877) производят иное впечатление, чем «Жатва». В пейзаже нет крупных живописных масс и пятен, все подчинено передаче эффекта солнечного света и трепетности воздуха.
Общее настроение определяется изображенными на первом плане тонкими деревьями.
Они купаются в неярком зимнем солнце, их ветви, написанные небольшими зелеными и желтыми мазками, переплетаясь, образуют нежное золотистое кружево.
Красные крыши в углу деревни зимой, 1877
Если в ранних работах Писсарро человеческие фигуры играют подчиненную роль в картине (как пример можно привести «Малый мост» (1875) и «Красные крыши»), то со временем они занимают в ней все более важное место. В 1879 году Писсарро пишет картину «Отец Мелон за распиливанием дров (1879).
История жизни Камиля Писсарро
Писсарро с упорством добивался признания движения импрессионистов и много сделал для этого. Он принимал участие на всех выставках, начиная с первой. Официальная критика называла его пейзажи «непонятными».
Художник писал в 1878 году «Эту неделю я обегал весь Париж в тщетных поисках чудака, который купил бы картины импрессиониста». Ничего не изменилось и через несколько лет «Я убежден, что, увидя мои работы, любители забросают меня гнилыми яблоками. Для Парижа мы еще шантрапа, сброд.
Нет! Невозможно, чтобы искусство, которое нарушает столько старых убеждений, нашло бы одобрение. Нет! Буржуа есть буржуа с головы до ног!»
Его доходы едва могли обеспечить большую семью. Писсарро был отцом семерых детей, которые появились на свет с 1863 по 1884 год. Женился же на их матери, бывшей служанке Жюли Веллей, он только в 1870 году. Интересно, что все пять сыновей «Папаши Писсарро», как ласково обращались к нему друзья и коллеги, стали художниками.
Однако постоянная беготня за франками никак не отражалась на его картинах. Его искусство серьезно, но не печально, оно излучает неизменный оптимизм. Вот, к примеру, картина «Крестьянка с прутиком» (1881). Здесь солнышко приласкало девочку-пастушку, которая, забывшись на миг, прилегла на бугорке.
Крестьянка с тележкой, 1874(Дом Рондес, Понтуаз). Стокгольм,Национальный музей Швеции.
В 1884 году Писсарро переехал в Эраньи-сюр-Эпт, который до конца жизни оставался его пристанищем. В 1885 году он познакомился с Сера и заинтересовался его теориями пуантилизма.
Художник считает, что разложение тона на маленькие, положенные рядом друг с другом пятнышки цвета придает красочной поверхности большую светосилу «Я уверен, что это направление представляет собой большой прогресс и однажды продемонстрирует необычайные результаты».
В этой технике Писсарро, в частности, исполняет картины, показанные на Восьмой выставке импрессионистов 1886 года.
Но довольно скоро художник меняет точку зрения. В сентябре 1888 года он пишет сыну Люсьену «Здесь я обдумываю, как обойтись без точки. Я надеюсь достичь этого, но пока еще не могу додуматься, как передать чистый тон, чтобы не было жестко.
Как сохранить чистоту и простоту точки и вместе с тем пастозность, гибкость, свободу мазка, непосредственность и свежесть ощущения нашего импрессионистического искусства Этот вопрос меня очень беспокоит точка жидка, бестелесна, не имеет содержания, прозрачна, скорее однообразна, чем проста, даже у Сера, особенно у Сера…» В итоге Писсарро возвращается в стан импрессионистов.
Начиная с 1890 года, материальное положение художника заметно улучшилось. Так в мае того же года на аукционе два его пейзажа были проданы за 3500 франков. В последующие годы Писсарро неоднократно посещал Англию, Бельгию, Голландию, Бургундию, Руан и Гавр.
Большую роль в творчестве художника девяностых годов играют городские пейзажи. Художник обращается к видам Руана, Дьеппа, Парижа. Особое место занимает в творчестве позднего Писсарро столица Франции. Художник постоянно жил за городом, но Париж настойчиво притягивал его.
Каштаны в Лувесьене, vers 1870
«Писсарро Париж пленяет непрекращающимся и всеобщим движением — ходьбой пешеходов и бегом экипажей, течением потоков воздуха и игрой света, — пишет А.Д. Чегодаев. — Город Писсарро — не перечень достопримечательных домов, попавших в поле зрения художника, а живой и беспокойный организм.
Захваченные этой жизнью, мы не осознаем банальности строений, составляющих бульвар Монмартр. Неповторимое очарование находит художник в неугомонности Больших бульваров. Утренним и дневным, вечерним и ночным, залитым солнцем и посеревшим запечатлел Писсарро бульвар Монмартр, рассматривая его из одного и того же окна.
Вся серия состоит из тринадцати полотен.
Ясный и простой мотив уходящей вдаль улицы создает четкую композиционную основу, не меняющуюся от холста к холсту. Совершенно иначе строился цикл холстов, написанных в следующем году из окна Луврского отеля.
В письме к сыну во время работы над циклом Писсарро подчеркивал отличный от Бульваров характер этого места, то есть площади Французского театра и прилегающего района. Действительно, там все устремляется вдоль оси улицы.
Здесь — площадь, служившая конечной остановкой нескольких омнибусных маршрутов, пересекается в самых различных направлениях, и вместо широкой панорамы с обилием воздуха нашим глазам предстает замкнутое пространство переднего плана».
Урожай, Понтуаз, 1880
Работал Писсарро также и как рисовальщик, акварелист и гравер — в технике офорта и литографии. Наибольших достижений он добился в графике. Из всех импрессионистов он лучше всех смог перенести в офорт и литографию атмосферу мимолетного и изменчивого.
Последние годы принесли Писсарро долгожданный успех и материальное благополучие. Художник по-прежнему много пишет, но все больше сил отнимает у него не работа, а, по его собственному выражению, борьба со старостью.
Умер Писсарро 13 ноября 1903 года.
Источник: https://tunnel.ru/post-pissarro-kamil
По стопам импрессионистов: Изучаем Париж по картинам Камиля Писсарро
Писсарро привил импрессионистам любовь к свету и воздуху. Его пастельные картины, наполненные солнечными лучами, стали примером для младших на 10 лет Моне, Ренуара и Дега.
Писсарро рисовал сельские пейзажи, натюрморты и сцены размеренной жизни 19 века. Но больше всего художник прославился городскими пейзажами Парижа — именно они украшают сувенирную продукцию уже больше сотни лет.
Вы видели картины Писсарро, даже если слышите его имя впервые.
Камиль Писсарро родился на маленьком тропическом острове Сент-Томас с голубой водой, тропиками и ничтожными шансами стать великим художником. Сегодня остров стал главным направлением для отдыха знаменитостей (туда ездят сестры Кардашьян и весь Голливуд), а тогда был тихим местом, где обеспеченные французы искали спокойствия от европейских революций.
Мать художника была доминиканкой, отец — евреем. Юный Писсарро готовился пойти по его стопам и стать торговцем, пока не бросил все и не уехал в Венесуэлу учиться живописи вместе с датским художником Фрицем Мельби. После этого Писсарро получает одобрение отца и посвящает свою жизнь искусству. А где, как не в Париже, можно стать великим художником?
“Оперный проезд”, 1898. Опера Гарнье стала символом перестройки Парижа времен Наполеона III. Племянник великого революционера мечтал сделать из города современную столицу культуры. Эклектичное здание построено в стиле боз-ар, продолжающем традиции итальянского ренессанса.
Как раз тогда во французской столице началась основательная перестройка, так повлиявшая на творчество импрессионистов. До середины 19 века город был средневековым: хаотичная застройка центра, мосты с жилыми домами, антисанитария и тесные улицы, не предназначенные для езды на автомобилях и конных повозках.
К концу 1800-х годов в Париже построили широкие авеню, зеленые парки по примеру лондонских и все то, за что мы сегодня любим Париж. Появилась улица Риволи и десятки широких бульваров, вдоль улиц были высажены каштаны, а площадь Звезды и современные здания обновили вид столицы.
“Сады Тюильри”, 1900-е. Еще в 15 веке на месте сада была свалка и добыча глины, из которой делали черепицу (с французского tuile переводится как «черепица»). Екатерина Медичи начала строить здесь парк и дворец в 1564 году, а после этого границы Парижа расширили за стены луврской крепости. Дворец сожгли во времена Парижской коммуны в 1871 году и с тех пор не восстанавливали.
Обновленный город пришелся по вкусу парижанам: прогуливающихся по улицам французов назвали “фланерами”, а художники начали работать на пленэре. Этому способствовали не только красивые виды, но и модернизированная канализационная система, которая больше не загрязняла воздух. Монмартр стал частью города и одновременно любимым местом импрессионистов.
Монмартр стал Меккой для художников и писателей Парижа — творческую богему он привлекал деревянными мельницами, холмистой местностью и невысокими ценами на жилье. Именно там находится кабаре «Мулен Руж» и собор Сакре-Кер.
В Париже Писсарро знакомится с Камилем Коро, Гюставом Курбе и Жаном-Франсуа Милле, учится в академии Сюисса и Школе изящных искусств, становится наставником для юных импрессионистов. Сам Писсарро был учеником пейзажиста Коро, что во многом определило его творчество. Он уходит от нейтральной палитры и четких линий Коро, добавляя в свои картины света и теплых оттенков.
“Мост Пон-Неф”, 1901-1902. Старейший мост Парижа был построен в 1607 году, а его название буквально означает “новый мост”. Все потому, что для 17 века его дизайн был первым в своем роде. Мост соединяет остров Сите — исторический центр города — с левым берегом Сены.
В Париже художник прожил недолго: почти сразу же он переехал в пригород Лувесьенн. Не потому, что любил сельскую местность. Жилье там было дешевле, чем в центре, а финансовую стабильность Писсарро получил только в последние 10 лет своей жизни.
Он был единственным участником всех восьми выставок импрессионистов и не терял веры в новое искусство. Художник был убежденным анархистом: он финансировал деятельность анархистов и поддерживал их идеи. Правда, на его творчество это никак не повлияло — кроме разве что попыток отвергнуть академизм и создать новые нормы в живописи.
“Улица Сен-Лазар, солнечная погода”, 1893. На улице расположен одноименный вокзал, рядом с которым жили Клод Моне, Гюстав Кайботт и Эдуард Мане. В 1998 музей Орсе даже открыл выставку под названием “Мане, Моне и вокзал Сен-Лазар”.
Писсарро вырос в тропиках, учился живописи в Венесуэле, жил в Лондоне и парижском пригороде. Неудивительно, что Париж, с его широкими бульварами и обновленной архитектурой, покорил сердце художника (и продолжает покорять миллионы туристов).
Серию пейзажей Парижа он написал в самый расцвет города и своего творчества. В последние годы жизни, когда его зрение серьезно ухудшилось, он создает главные в своей карьере городские пейзажи. Писсарро рисовал их прямо из окон гостиничных номеров, изменяя импрессионистским принципам работы на пленэре.
“Улица Сент-Оноре. Полдень. Дождь”, конец XIX века. Сегодня здесь расположены бутики модных домов, антикварные магазины и художественные галереи, а еще Елисейский дворец — главная резиденция президента. Здесь же находятся главные государственные учреждения.
Писсарро не получил такого признания, как его коллеги Моне, Ренуар и Дега. Но именно его “открыточные” виды Парижа стали визитной карточкой города и влюбили в него миллионы ценителей прекрасного.
Паризький арт-маршрут. Куди піти, якщо ви вже обійшли Лувр
Источник: https://officiel-online.com/news?id=15732
Французский живописец, один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма ками
kovlam (kovlam) wrote, 2015-09-02 22:09:00 kovlam kovlam 2015-09-02 22:09:00 Пятница, 11 Июля 2014 г. 20:39 + в цитатник Ada_Peters все записи автораДесятого июляродился талантливый французский живописец,
один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма Камиль Жакоб Писсарро
Камиль Писсарро. Автопортрет. 1903
Камиль Жакоб Писсарро (10.7.1830–13.10.1903) появился на свет за тысячи километров от Франции, в далекой датской колонии, на небольшом скалистом острове Сен-Тома, расположенном неподалеку от Пуэрто-Рико.
Его отец, Абраам Писсарро, французский еврей из Бордо, занимался торговлей скобяными товарами и содержал собственный магазин, мать же была креолкой из небольшого островного государства, вдовой, и потому еврейская община острова возражала против брака молодого Писсарро.Все четыре сына его считались незаконными и были вынуждены посещать начальную школу для черных.
По достижении сыном двенадцати лет отец отсылает его учиться во Францию, в пансион Савари местечка Пасси недалеко от Парижа, где Камиль набирался знаний шесть лет вплоть до 1847 года.
Перед возвращением Камиля директор коллежа Савари советовал ему как можно больше рисовать с натуры, однако на родине молодого любителя рисования ожидала скучная и рутинная работа конторщиком в магазине отца. Пытаясь совместить несовместимое, он целыми днями добросовестно трудится на ниве коммерции, а в свободное время отдается увлечению.
Однажды, поддавшись искушению, он убежал из дома вместе с датским художником Фрицем Мельби. Потом уже, спустя годы и годы, пройдя через полосу страданий и унижений, многое пережив и поняв, он все-таки без тени сожаления вспоминал об этом судьбоносном поступке
:
«Я был в 1852 году хорошо оплачиваемым клерком в Сен-Тома, – писал он в письме к одному из знакомых, – но я не смог там выдержать. Не раздумывая долго, я все бросил и удрал в Каракас… То, что я претерпел, невообразимо, то, что мне приходится терпеть сейчас, ужасно… а теперь я уверен, что у меня нет будущего.
Однако если можно было бы начать сначала, я думаю, я не стал бы колебаться и пошел бы по тому же пути».
Два года Писсарро вместе с Мельби прожил в Венесуэле, в Каракасе, учился, наблюдал, с наивностью прилежного ученика старательно переносил на холсты песчаные проселочные дороги, кустарники, одинокие пальмы, осликов, негров, матросов, темнокожих женщин, несущих корзины.
Его упорство и энтузиазм трогают, по-видимому, сердце отца, он смягчается и в 1855 году отправляет его в Париж, в столицу мирового искусства, учиться в Академии у лучших французских художников.В Париже Писсарро бродит, очарованный, среди роскошных павильонов затеянной Наполеоном III знаменитой Всемирной выставки.
Вся роскошь французского искусства, [его «тяжелая артиллерия» были представлены здесь с ошеломляющим блеском и в изобилии.Недоступные мэтры Салона Кабанель и Жером, гениальный Энгр с его классической Турецкой купальщицей, капризный Мейссонье и его маленькие жанровые картиночки, сводившие с ума непостижимой виртуозностью исполнения, а рядом вдохновенный, трагичный Делакруа с его неистовым темпераментом и любовью к Востоку.
Курбе, кипевший от ярости на жюри, которое не пропустило в Салон две его последних, самых сильных работы, выстроил свой собственный «Павильон реализма» и в отместку всем негодяям, засевшим в Салоне, выставил пятьдесят своих лучших полотен, среди которых были такие шедевры, как Мастерская художника.
Похороны в Орнане1849–1850
Музей Орсэ, Париж
Источник: https://kovlam.livejournal.com/1915932.html