«вавилонская башня», питер брейгель старший — описание картины

Городов вавилонские башни,Возгордясь, возносим снова,А Бог города на пашни

Рушит, мешая слово.

В. Маяковский     

Что такое Вавилонская башня – символ единства людей всей планеты или знак их разобщенности? Вспомним библейское сказание. Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес.

По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного».

И он положил конец дерзкому деянию: смешал языки, чтобы строители перестали понимать друг друга, и рассеял людей по свету.

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картиныСтроительство Вавилонской башни. Мозаика в капелле Палатина. Палермо, Сицилия. 1140-70 гг.

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картиныЗиккурат Этеменанки. Реконструкция. 6 в. до н.э.

Эта история выглядит в библейском тексте, как вставная новелла. В 10-й главе книги «Бытие» подробно излагается родословная потомков Ноя, от которых «распространились народы по земле после потопа». Глава 11 начинается с рассказа о башне, однако с 10-го стиха возобновляется прерванная тема родословной: «вот родословие Сима».

Драматичная, полная концентрированной динамики легенда о вавилонском столпотворении словно разрывает спокойное эпическое повествование, кажется более современной, чем последующий и предшествующий ей текст.

Однако это впечатление обманчиво: исследователи Библии считают, что сказание о башне возникло не позднее начала 2-го тысячелетия до н. э., т.е.

почти за 1000 лет до того, как древнейшие пласты библейских текстов были оформлены письменно.     .

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картины Строительство Вавилонской башни. Мозаика  собора в  Монреале, Сицилия. 1180-е гг.

Так существовала ли в действительности Вавилонская башня? Да, и даже не одна! Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии. Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э.

существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). Его жители возводили в честь своих богов храмы-зиккураты – ступенчатые кирпичные пирамиды со святилищем на вершине. Построенный примерно в ХХI в. до н. э. трехъярусный зиккурат в Уре высотой 21метр был для своего времени поистине грандиозной постройкой.

Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания.

Спустя много столетий после того как Фарра и его родичи покинули Ур и отправились в землю Ханаанскую, далеким потомкам Авраама суждено было не только увидеть зиккураты, но и участвовать в их строительстве. В 586 г. до н. э. царь Вавилонии Навуходоносор II покорил Иудею и угнал     в свою державу пленников – почти все население иудейского царства.

Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий, и среди них — зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку.

Семиярусный храм высотой 90 метров строили пленники вавилонского царя из разных стран, в том числе и иудеи.

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картиныСтроительство Вавилонской башни. Мозаика в соборе Сан-Марко, Венеция. Кон.12-нач.13 вв.

Историки и археологи собрали достаточно доказательств, чтобы с уверенностью утверждать: зиккурат Этеменанки и другие подобные постройки вавилонян стали прообразами легендарной башни.

Окончательная редакция библейского сказания о вавилонском столпотворении и смешении языков, которая оформилась после возвращения иудеев из плена на родину, отразила их недавние реальные впечатления: многолюдный город, разноязыкая толпа, строительство исполинских зиккуратов.

Даже название «Вавилон» (Бавель), которое происходит от западносемитского «баб илу» и означает «врата божьи», иудеи переводили как «смешение», от сходно звучащего древнееврейского слова балал (смешивать): «Посему дано ему имя Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли».

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картиныМастер «Часослова Бедфорда». Франция. Миниатюра «Вавилонская башня». 1423-30 гг. 

В европейском искусстве Средневековья и Ренессанса мы не найдем значительных произведений на интересующий нас сюжет: в основном это мозаики и книжные миниатюры — жанровые сценки, интересные сегодняшнему зрителю как зарисовки средневекового быта. Тщательно, с милой наивностью изображают художники причудливую башню и старательных строителей.

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картиныГерард Хоренбоут. Нидерланды.»Вавилонская башня» из Бревиария Гримани. 1510-е гг.

Достойного интерпретатора сказание о Вавилонской башне получило лишь на исходе эпохи Возрождения, в середине XVI в., когда библейский сюжет привлек внимание Питера Брейгеля Старшего. О жизни великого нидерландского художника известно очень мало. Исследователи его творчества «вычисляют» биографию мастера, изучая косвенные свидетельства, вглядываясь в каждую деталь его картин.

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картиныЛукас ван Фалькенборх. Нидерланды.Вавилонская башня. 1568 г.

Работы Брейгеля на библейские темы говорят о многом: он не раз обращался к сюжетам, которые редко выбирали художники того времени, и что самое примечательное, интерпретировал их, опираясь не на устоявшуюся традицию, а на собственное, оригинальное понимание текстов. Это дает основание предполагать, что Питер Брейгель, выходец из крестьянской семьи, достаточно хорошо знал латынь для того чтобы самостоятельно читать библейские истории, и среди них – сказание о Вавилонской башне.

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картиныНеизвестный немецкий художник. Вавилонская башня. 1590 г.

Легенда о башне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы. Самая ранняя из них не сохранилась. Известно лишь, что это была миниатюра на слоновой кости (ценнейшем материале!),   принадлежавшая прославленному римскому миниатюристу Джулио Кловио. Брейгель жил в Риме во время своего итальянского путешествия в конце 1552 — начале 1553 гг.

Но была ли миниатюра создана именно в этот период по заказу Кловио? Возможно, художник написал ее еще на родине и привез в Рим как образец своего мастерства.

Этот вопрос остается без ответа, равно как и вопрос о том, какая из двух следующих картин была написана раньше – малая   (60х74см), хранящаяся в Роттердамском музее Бойманса ван Беннингена, или большая   (114х155см), самая знаменитая, из Картинной галереи Художественно-исторического музея в Вене.

Одни искусствоведы весьма остроумно доказывают, что роттердамская картина предшествовала венской, другие не менее убедительно утверждают, что сначала была создана венская. Во всяком случае, Брейгель вновь обратился к теме Вавилонской башни примерно через десять лет после возвращения из Италии: большая картина написана в 1563 г., малая – несколько раньше или чуть позднее.

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картиныПитер Брейгель Старший. «Малая» Вавилонская башня.  Ок. 1563 г.

В архитектуре башни роттердамской картины явственно отразились   итальянские впечатления художника: сходство постройки с римским Колизеем очевидно. Брейгель, в отличие от своих предшественников, изображавших башню прямоугольной, делает грандиозную ступенчатую постройку круглой, подчеркивает мотив арок. Однако отнюдь не сходство брейгелевской башни с Колизеем поражает зрителя прежде всего.

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картиныРимский Колизей.

Друг художника, географ Абрахам Ортелиус, сказал о Брейгеле: «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать».

Слова Ортелиуса можно в полной мере отнести к картине из Роттердама: художник изобразил не просто высокую мощную башню — ее масштаб запределен, несопоставим с человеческим, он превосходит все мыслимые мерки.

Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении   с окружающим пейзажем – городом, гаванью,   холмами – представляется какой-то кощунственно огромной. Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию.

Но нет гармонии и в самой башне.

Похоже, что строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд? Даже в нижних ярусах соседние ячейки отличаются друг от друга, и чем выше башня, тем заметнее разнобой.

А на заоблачной вершине царит полный хаос. В трактовке Брейгеля, Господне наказание – смешение языков – настигло людей не в одночасье; непонимание с самого начала было   присуще строителям, но все же не мешало работе, пока не достигло какого-то критического предела.

Питер Брейгель Старший. «Малая» Вавилонская башня. Фрагмент..

Вавилонская башня на этой картине Брейгеля никогда не будет завершена. При взгляде на нее вспоминается выразительное слово из религиозно-философских трактатов: богооставленность.

Еще копошатся тут и там муравьишки-люди,   еще пристают в гавани корабли, но ощущение бессмысленности всего начинания, обреченности усилий человеческих не покидает зрителя.

От башни веет заброшенностью, от картины – безнадежностью: гордый замысел людей вознестись до небес не угоден Богу.

Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. 1563 г.

Обратимся теперь к большой   «Вавилонской башне». В центре картины — все тот же ступенчатый конус со множеством входов. Облик башни существенно не изменился: мы снова видим разнокалиберные арки и окна, архитектурную несуразицу на вершине.

Как и на малой картине, слева от башни раскинулся город, справа – порт. Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу.

Ее громада вырастает из прибрежной скалы, она высится над равниной, словно гора, но ведь гора, какой бы высокой она ни была, остается частью привычного земного ландшафта.

Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. Фрагмент.

Башня отнюдь не выглядит заброшенной – напротив, здесь кипит работа! Повсюду деловито снуют люди, подвозятся материалы, вращаются колеса строительных машин, тут и там расставлены лестницы, на уступах башни примостились сарайчики-времянки. С удивительной точностью и истинным знанием дела изображает Брейгель современную ему строительную технику.

Картина полна движения: живет город у подножия башни, бурлит порт.

На переднем плане мы видим волне актуальную, истинно брейгелевскую жанровую сценку: ударную стройку всех времен и народов посещает начальство — библейский царь Нимрод, по заказу которого, по преданию, возводилась башня. Ему спешат освободить дорогу, каменотесы падают ниц, свита трепетно ловит выражение лица чванливого владыки…        

Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня.Фрагмент. Царь Нимрод со свитой.

Впрочем, это единственная сцена, проникнутая иронией, тонким мастером которой был Брейгель. Работу строителей художник изображает с большой симпатией и уважением.

Да и как может быть иначе: ведь он — сын Нидерландов, страны, где, по выражению французского историка Ипполита Тэна, люди умели «без скуки делать самые скучные вещи», где обыденный прозаический труд чтили не менее, а может быть даже более, чем возвышенный героический порыв.

Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. Фрагмент.

Однако каков же смысл этого труда? Ведь если посмотреть на вершину башни, становится очевидным, что работа явно зашла в тупик. Но заметим – стройка охватывает нижние ярусы, которые, по логике вещей, должны были быть уже завершены. Кажется, что отчаявшись возвести «башню высотою до небес», люди занялись более

конкретным и посильным делом – решили получше обустроить ту ее часть, что ближе к земле, к реальности,

к повседневности.     

А может быть, одни «участники совместного проекта» отступились от строительства, а другие продолжают работу,и смешение языков им не помеха.

Так или иначе, возникает ощущение, что Вавилонской башне на венской картине суждено строиться вечно. Так испокон веков, преодолевая взаимное непонимание и вражду, возводят люди Земли башню человеческой цивилизации.

Читайте также:  «внутренний вид избы», василий максимович максимов — описание картины

И не перестанут возводить, пока стоит этот мир, «и не будет для них ничего невозможного».

Источник: https://history-of-art.livejournal.com/829192.html

Вавилонская башня

27 Октября 2015

Вы наверняка слышали про Вавилонскую башню и знаете, в общих чертах, о чем повествует эта легенда, пришедшая к нам из «Бытия», первой книги иудейского Пятикнижия (Торы). Но, на всякий случай освежим.

Потомки Хама, сына Ноя, ведомые Нимродом, вместо того, чтобы оставаться рабами у потомков двух прочих сыновей Ноя, организовали сильное государство и возгордились, пожелав потягаться в силах с самим Яхве. Но, их планам, как известно, не было суждено случиться. В процессе строительства огромной башни, которая должна была достичь небес, Яхве устроил «Вавилонское столпотворение» — разделил сообщество строителей на множество языковых групп, представители которых не понимали друг друга и не могли продолжать сообща работать над возведением башни, а в последствии и вовсе разбрелись кто куда. Это притча про эгоизм, гордыню, тщеславие. С реальной историей она имеет мало общего, кроме того, что представители еврейского народа, будучи насильно вывезены в Вавилон, видели на территории этой древней империи величественные зиккураты, которые и могли стать прообразом Вавилонской башни. Крупнейший зиккурат, кстати, располагался как раз в самом Вавилоне и назывался Этеменанки, что можно перевести, как «дом, где сходятся небеса с землёю». Спустя тысячелетия, в религиозной Европе эпохи Возрождения, переживающей все более активное развитие искусств, история Вавилонской башни превратилась в крайне популярный художественный сюжет. Живописцы с энтузиазмом демонстрировали свое мастерство на грандиозных полотнах со множеством деталей, несших в себе также послание: «Не возгордись». «Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картины Питер Брейгель Старший, 1563 (Вена)   «Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картины

Питер Брейгель Старший, 1563 (Роттердам)  

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картины

Неизвестный фламандский мастер, 1587  

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картины

Лукас ван Валькенборх, 1594  

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картины

Лукас ван Валькенборх, 1595  

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картины

Хендрик III ван Клеве, 1580  

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картины

Йоос де Момпер и Франс Франкен Младший, ок. 1620  

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картины

  • Мартин ван Фалькенборх Старший, ок 1600  
  • «Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картины
  • Мартин ван Фалькенборх Старший, ок 1600  

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картины

Мартин ван Фалькенборх Старший, 1595  

Ян Брейгель Бархатный и Тобиас Верхахт, ок. 1610  

Хендрик III ван Клеве, 1563

Ну и современная интерпретация:

Источник: https://estetico.me/posts/view/vavilonskaja-bashnja

Вавилонская башня .П.Брейгель.(1563г.)Это символ единства людей или знак их разобщённости? | Волшебная сила искусства

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картины

   Питер  Брейгель Старший..Вавилонская башня.1563г.

       Вспомним библейское сказание. Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес. По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли».

       Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного».

И он положил конец дерзкому деянию: смешал языки, чтобы строители перестали понимать друг друга, и рассеял людей по свету. Эта история выглядит в библейском тексте, как вставная новелла.

В 10-й главе книги «Бытие» подробно излагается родословная потомков Ноя, от которых «распространились народы по земле после потопа».

        Так существовала ли в действительности Вавилонская башня? Да, и даже не одна! В древнем Шумере в конце 3 тысячелетия до н.э. его жители возводили в честь своих богов храмы-зиккураты – ступенчатые кирпичные пирамиды со святилищем на вершине.

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картины

Зиккурат в Уре.Восстанавливался несколько раз.

          Легенда о башне привлекла внимание нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего.(1525-1569гг).Он посвятил ей три работы,одна из них не сохранилась.

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картины

  •        Точная дата написания этой картины- неизвестна.
  •   Никогда ранее не удавалось художникам передать так живо чудовищную величину башни, размах строительства, превосходящего все ранее известное человеку.
  • Несколько слов о самом художнике.

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картины

               Мало найдется в истории искусства личностей столь загадочных и неоднозначных. В течение всей своей жизни Брейгель оставался «немым». Он не писал статей и трактатов, не оставил переписки и за исключением двух-трех близких по духу лиц не знал друзей. Брейгель не оставил портретов ни своей жены, ни детей, ни друзей.

             Брейгель женился на дочери своего учителя Питера КукаЗа 6 лет до своей смерти.У них было двое сыновей.Когда Брейгель умер,они были ещё очень маленькими.Оба стали известными художниками:Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Старший.

    Что же касается документов, относящихся к Брейгелю непосредственно, то их обнаружено было всего три. Это справка о принятии в Гильдию живописцев в Антверпене (1551 г.), регистрация его брака (1563 г.) и сведения о его смерти и погребении (1569 г.).

               Уникальность Брейгеля как художника заключается в том, что он совмещает приемы панорамной живописи и миниатюры. Гармоничность его картин вытекает из уравновешенности целого и его частей. Для Брейгеля каждая деталь значима — Клод-Анри Роке в своей книге «Брейгель» так передает свои впечатления от «Вавилонской башни».

             «Невозможно представить ничего более громадного под небом, на морях или на земле, чем эта башня: даже гора служит всего лишь опорой, вокруг которой обвиваются ее стены, — а между тем я различаю на одной из самых дальних строительных площадок желтую птичку, которую рабочий кормит с руки крошками хлеба.»

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картины

               В центре картины – все тот же ступенчатый конус со множеством входов. Облик башни существенно не изменился: мы снова видим разнокалиберные арки и окна, архитектурную несуразицу на вершине.

                  На первой картине, слева от башни раскинулся город, справа – порт. Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу. Ее громада вырастает их прибрежной скалы, она высится над равниной, словно гора, но ведь гора, какой бы высокой она ни была, остается частью привычного земного ландшафта.

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картины

              Башня отнюдь не выглядит заброшенной – напротив, здесь кипит работа! Повсюду деловито снуют люди, подвозятся материалы, вращаются колеса строительных машин, тут и там расставлены лестницы, на уступах башни примостились сарайчики-времянки.  

              С удивительной точностью и истинным знанием дела изображает Брейгель современную ему строительную технику. Картина полна движения: живет город у подножия башни, бурлит порт.

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картины

             На переднем плане мы видим волне актуальную, истинно брейгелевскую жанровую сценку: ударную стройку всех времен и народов посещает начальство – библейский царь Нимрод, по заказу которого, по преданию, возводилась башня.

                    Ему спешат освободить дорогу, каменотесы падают ниц, свита трепетно ловит выражение лица чванливого владыки… Впрочем, это единственная сцена, проникнутая иронией, таким мастером которой был Брейгель. Работу строителей художник изображает с большой симпатией и уважением.

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картины

    Но заметим – стройка охватывает нижние ярусы, которые, по логике вещей, должны были быть уже завершены. Кажется, что отчаявшись возвести башню высотою до небес, люди занялись более конкретным и посильным делом – решили получше обустроить ту ее часть, что ближе к земле, к реальности, к повседневности.

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картины

                  А может быть, одни «участники совместного проекта» отступились от строительства, а другие продолжают работу, и смешение языков им не помеха.

Так или иначе, возникает ощущение, что Вавилонской башне на картине суждено строиться вечно. Так испокон веков, преодолевая взаимное непонимание и вражду, возводят люди Земли башню человеческой цивилизации.

И не перестанут возводить, пока стоит этот мир, «и не будет для них ничего невозможного». 

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картины

                    К уступам башни и ее галереям успели прилепиться, подобно птичьим гнездам, деревни. Город, готические крыши которого виднелись далеко внизу, сквозь дымку тумана, стал для этих людей чужим.

            Теперь их отдаляет от этого места огромное расстояние… Башня была гигантским олицетворением тщеты. Все это рано или поздно исчезнет. Вся эта конструкция из камня, такая прочная и так умело построенная, когда-нибудь уподобиться песку на морском дне. 

Метафора этой тщетной погони за ветром, которая и есть наша жизнь…

    … Башня — это сама История, цикл ее веков. Она подобна дереву, возраст которого определяют по годовым кольцам, каждый ее этаж есть итог определенного этапа в развитии человечества, однако, пока мы строим новые этажи, приходится постоянно переделывать или обновлять то, что подтачивает и разрушает время…»

         В трактовке Брейгеля, Господне наказание – смешение языков – настигло людей не в одночасье; непонимание с самого начала было присуще строителям, но все же не мешало работе, пока его степень не достигла какого-то критического предела. Вавилонская башня на этой картине Брейгеля никогда не будет завершена. При взгляде на нее вспоминается выразительное слово из религиозно-философских трактатов: богооставленность.

      Творчество Питера Брейгеля Старшего — величественный итог сложной и противоречивой эволюции нидерландского искусства XV-XVI веков, одна из высочайших вершин европейской культуры Позднего Возрождения. Брейгель был чутким свидетелем и бурного экономического расцвета своей страны и той напряженнейшей борьбы, которую она вела против испанского владычества, феодального и церковного гнета.

  1. Картины художника были высоко оценены современниками.
  2. Городов вавилонские башни,Возгордясь, возносим снова,А Бог города на пашни
  3. Рушит, мешая слово.
  4. В. Маяковский

 

http://smallbay.ru/article/bruegel01.html

http://www.ikleiner.ru/lib/brueghel/brueghel-0015.shtml

http://muzei-mira.com/kartini_gollandia/1036-vavilonskaya-bashnya-piter-breygel-starshiy.html

http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-pitera-brejgelya-vavilonskaya-bashny

Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/3351464

Картина "Вавилонская башня" Питера Брейгеля :

Питер Брейгель-Старший — это последний нидерландский художник эпохи Возрождения. Его относят к категории великих мастеров, а среди людей его называют не старшим, а «мужицким». Знаменитой работой этого художника является картина «Вавилонская башня», о которой пойдет речь в нашей статье.

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картины

Краткая биография Питера Брейгеля-Старшего

Питер Брейгель-Старший — художник эпохи Возрождения, живший в XVI веке. Точной даты рождения мастера нет, но его биограф склонялся к 1525 году.

Мнение биографов, историков и искусствоведов расходятся, касательно места рождения Питера.

Одни считают, что художник провел свое детство в городе Бреда, а другие утверждают, что его родной дом находится в маленькой деревушки Брегел. Однако мы знаем точно, что Питер Брейгель-Старший родом из Нидерландов.

В своих работах Питер вкладывает образы сатирического эпоса, быта деревни и природы. У художника много знаменитых картин на библейскую тему и древнюю римскую мифологию. К примеру, популярна картина «Вавилонская башня», о которой и пойдет речь в данной статье.

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картины

Сюжет

Картина Питера Брейгеля-Старшего «Вавилонская башня» не единственная в своем роде. Существует два экземпляра, написанных художником. Большую картину относят к 1563 году, а насчет маленькой до сих пор ведутся споры.

Читайте также:  Что сделал для лувра наполеон

В библейской мифологии существует легенда, которая рассказывает о происхождении различных языков и народов. По преданию, после великого потопа на земле жили только потомки Ноя, которые стали владеть землями Сеннаара. Люди эти всегда стремились возвыситься до Бога, для этого они решили построить высокую башню до небес.

Бог был против, чтобы люди взошли до уровня Создателя, и Он послал на них кару.

В одно утро потомки Ноя снова отправились на строительство, но уже перестали друг друга понимать, так как каждый из них говорил на абсолютно другом языке.

Из-за этого произошел хаос, строительство Вавилонской башни прекратилось, а люди в надежде найти тех, кто бы их понял, разбрелись по всему миру и создали новые государства и народы.

Контекст

Картина «Вавилонская башня» наполнена десятками важных исторических фрагментов, которые лаконично изобразил Питер Брейгель-Старший.

Если присмотреться, то первое, что бросается в глаза — это небольшая группа людей в левом нижнем углу. Здесь изображен царь Нимрод — жестокий и воинственный герой Ближнего Востока. Он же и возглавлял строительство башни. Нетрудно догадаться, что царь прибыл на место строительства, чтобы проверить ход работы.

Сомнений нет, что это Нимрод, так как простой люд падал ниц перед ним. Искусствоведы эпохи Возрождения утверждают, что эта деталь является отсылкой на короля Карла V — деспота и императора Римской империи. Также Питер старался детально передать культуру тех времен: ручной труд, земледелие, скотоводство.

Главная особенность картины — это величественная башня неприличных размеров, которую возвести с помощью рук было невозможно, поэтому художник изобразил строительные каменные и деревянные машины.

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картины

«Большая Вавилонская башня»

«Вавилонская башня» — картина Брейгеля-Старшего, созданная в середине XVI века. Масштабы этой картины поражают. Здесь сосредоточено большое количество жителей, их общее дело и, конечно, огромная башня.

Основой для создания картины стал визит художника в Рим (1553 год), поэтому на картине присутствует большое сходство с Колизеем. Главное отличие картины — это сложная структура Вавилонской башни. Если первые этажи напоминают римскую культуру, то верхние состоят из сложной строительной техники.

Сам же Брейгель-Старший неоднократно отмечал, что Вавилонскую башню можно было достроить, если бы не ошибки, допущенные в процессе возведения здания. Поэтому художник изобразил неравномерно строящееся, асимметричное здание, где некоторые этажи не достроены, расположены неровно, а другие и вовсе рушатся и кренятся вбок.

Картину можно наблюдать в Музее истории искусств (Вена).

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картины

«Малая Вавилонская башня»

«Малая Вавилонская башня» — картина Питера Брейгеля-Старшего, которая является противоположностью первой версии. Среди историков и искусствоведов ведутся споры касательно даты написания этой иллюстрации притчи. Мнения раскололись на два фронта: одни считают, что эта работа является первой черновой и была написана до 1563 года, другие относят картину к началу XVII века.

Если присмотреться, то стройка уже приостановлена, людей на картине нет, города и поля пустынны. Сама же «Малая Вавилонская Башня» выполнена в более темных и мрачных тонах, что вызывает ощущения тревоги, хаоса и разрухи. Сейчас эта картина находится во владении музея Байманса-ван Бёнингена в Роттердаме.

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картины

Интересные факты

Описание картины «Вавилонская башня» скрывает множество секретов и тайн, которые может увидеть только искусствовед или поклонник Брейгеля. Все потому, что его картины — это колоритная работа, включающая десятки мельчайших деталей. Давайте рассмотрим некоторые из них.

1. Это не просто изображение эпохи Возрождения, а красочный графический рассказ не о библейской притче, а о жизни людей 2 тыс. лет назад. На картине можно увидеть каменщиков, которые вытесывают ровные блоки для строительства, грузчиков, которые возводят эти самые блоки на носилках.

2. Картина «Вавилонская башня» отображает бурлящую жизнь тех времен. У кого-то разбиты огороды, кто-то вспахивает землю, а кто-то занимается детьми. 3. Башня окружена большим и массивным каменным ограждением. Судя по картине, такой «забор» не менее 3–5 метров высоту, может и больше.

4. Вокруг Вавилонской башни расположен целый город с многочисленными домами (одно- и двухэтажными), реками, мостами и огромными полями, площадями. С первого взгляда оценить масштаб города — невозможно.

Особые детали

«Вавилонская башня» — картина Брейгеля-Старшего содержит интересные факты, которые удивляют многих искусствоведов и историков. Например, художник создал еще одну картину из серии «Вавилонская башня», которая имеет очень маленький формат. Картина, как и две предыдущих, нарисована маслом в 1565 году.

Сейчас третья работа Питера находится в Дрезденской картинной галерее. Интересно и то, что, по словам личного биографа, художник создал не три картины, а целую серию работ, которые, к сожалению, не сохранились.

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картины

Вдохновением для Питера Брейгеля-Старшего были визиты в Италию и знакомство с Джулио Кловио (миниатюрист). Главная идея художника — изобразить не просто быт человека, его культуру, интересы и мифологию, а передать истинную историю человечества. Каждая работа наполнена смыслом.

Художник передает единство судьбы, удачно переплетает жизнь и смерть, а также углубляется в быт каждого человека.

Чтобы понять суть и смысл работ Брейгеля-Старшего, нужно неоднократно смотреть и изучать его работы. Здесь требуется особое понимание мира и вселенной в целом, о чем так яро пытался рассказать нам художник.

Источник: https://www.syl.ru/article/307205/kartina-vavilonskaya-bashnya-pitera-breygelya

История одного шедевра: «Вавилонская башня» Брейгеля-старшего

Питер Брейгель-старший как верный последователь идей Иеронима Босха зашифровал в своем произведении, которое можно смело назвать хитом, антикатолические взгляды и политическую сатиру. Что изображено на полотне помимо библейской легенды, рассказывает Снежана Петрова.

Сюжет

Вавилонская башня — один из самых популярных библейских образов в искусстве. Ее эксплуатируют кто во что горазд: в кино, театре, живописи, литературе. Но картина Брейгля является, пожалуй, самым известным визуальным воплощением.

Согласно библейскому сказанию, потомки Ноя — те самые, что выжили после всемирного потопа, — разбрелись по земле Сеннаар. И в какой-то момент пришла им идея возвести высоченную башню: объединив усилия, люди хотели вознестись до небес, то есть до уровня бога.

Но не тут-то было. Бог явно не ждал людей в гости, поэтому, чтобы помешать построить башню, он наслал страшную кары — многообразие языков. Внезапно люди утратили возможность коммуницировать. Мало того, что бог устроил языковой хаос, он еще и рассеял людей по миру.

Так библия объясняет мультикультурность нашего мира.

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картины

«Вавилонская башня». Питер Брейгель-старший, 1563 (изображение увеличивается по клику)

На переднем плане мы видим царя Нимрода, кто, собственно, и объявил тендер на строительство башни. Деньги выделены — надо проинспектировать (не было же тогда веб-камер и всех этих технологий, чтобы заказчик мог удаленно наблюдать за строителями и подрядчиками). И вот Нимрод приехал на стройку, простые люди, естественно, падают ниц.

Брейгель начал писать библейские сюжеты после знакомства с Босхом

Нимрод был жесток и горд. То, что на картине Брейгеля библейский персонаж похож на человека из XVI века, не случайно. Живописец намекает на Карла V, отличавшегося деспотизмом.

Обратите внимание на то, как композиционно расположены мастеровые: на переднем плане — ручной труд, далее — использование длинных жердей для перемещения каменных плит, на уровне первого этажа — применение блока, далее — все более мощные краны.

По одной из версий, таким образом Брейгель показал развитие строительной техники.

Башня выглядит огромной до неприличия. А чтобы лучше это понять, напрягите немного зрение и вглядитесь в детали, которые выписаны меленько-меленько (кстати, здесь каждый из элементов показан подробно). Сама башня уже достала облака — того и гляди заденет бога за пятку.

Сооружение выглядит как нагромождение уровней и элементов. Задумывалось оно, судя по всему, как объект, похожий на Колизей, но с каждым новым этажом сложнее проследить логику строителей. По задумке Брейгеля, кара господня настигла мастеров: люди перестали понимать друг друга и начали строить кто в лес кто по дрова. В итоге материал кладется неровно, очевидно, что кажущаяся прочной башня вот-вот рухнет и погребет под своими обломками возгордившихся людей.

Кстати, образ Колизея использован не случайно. Изначально он был символом гонений на христианство, ведь именно там казнили первых последователей Иисуса. Брейгель же Колизеем считал империю Габсбургов, где насаждалось католичество и жестоко преследовались протестанты, сторонником которым был сам художник.

Вавилонская башня у Брейгеля — аллегория Габсбургской монархии

Идея эта подкрепляется еще одним образом — замком Святого Ангела в Риме. Похожая на него постройка находится внутри Вавилонской башни. Замок в Средние века служил резиденцией римских пап и воспринимался как символ могущества католической веры Заходящие в порт корабли изображены с убранными парусами — символом безысходности и обманутых надежд.

Контекст

Брейгель очень любил легенду о Вавилонской башне. Сохранилось две его картины на эту тему — малая (хранится в Роттердаме) и большая (о которой идет речь в этом тексте, хранится в Вене). Была еще миниатюра на слоновой кости, но она не сохранилась.

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картины

«Вавилонская башня», Питер Брейгель-старший. Малый вариант

До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. Однако после 1500 года ситуация изменилась. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. Одна из возможных причин — экономический расцвет Голландии и урбанизация.

Например, Антверпен (который изображен на полотне Брейгеля) был наводнен иностранцами. По сути, город был той самой разноязыкой Вавилонской башней. Людей уже не объединяла одна церковь: католики, протестанты, лютеране и анабаптисты жили вперемешку.

Чувство суеты, незащищенности и тревоги охватило несчастных жителей Нидерландов. Как тут не вспомнить библейский сюжет.

В образе Нимрода Брейгель зашифровал Карла V

Брейгель же был не так прост. В образе Вавилонской башни он зашифровал свое представление о судьбе Габсбургов. При Карле V в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. Однако в 1556 году Карл отрекся от короны, и это огромное государство под собственным весом начало распадаться.

Судьба художника

Довольно скудны сведения о жизни художника, который, между прочим, считается последней звездой угасающего Возрождения в Нидерландах. В зрелой юности его буквально огорошил Босх. После знакомства с его творчеством Брейгель начал писать на библейские сюжеты, причем выбирал темы, которые его современники в основном игнорировали.

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картины

Портрет Брейгеля работы Доминика Лампсония, 1572

Брейгель очевидно был политически заряженным художником. В своих полотнах он старался выразить критику и власти, и церкви. При этом писать портреты или обнаженку он отказывался, несмотря на заманчивые заказы. Его главными героями был безликие жители голландских провинций. По тем временам это был вызов трендам.

Последние годы жизни Брейгеля прошли в атмосфере религиозного террора

Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель, где жил художник. Последние годы жизни художника прошли в атмосфере религиозного террора и в цветах крови.

Русские земли находились в зависимости от Монгольской империи два с половиной века. Ордынское иго оказало существенное влияние на экономическое развитие страны.

Нашли ошибку или опечатку ? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter Open modal

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62623 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.07.2015 При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Дилетант» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Дилетант» — diletant.media. Разработанно в notamedia

Главный редактор: Снежана Петрова

Источник: https://diletant.media/articles/30171786/

«Вавилонская башня» картина Питера Брейгеля Старшего

«Вавилонская башня» — одна из самых знаменитых картин великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (1525-1569). Полотно было написано в 1563 году (дерево, масло). В настоящее время находится в Музее истории искусств в Вене.

В искусстве этого живописца существует большое количество шедевров мирового значения, но вот «Вавилонская башня» пользуется особым почётом. Наверняка, многие из вас, услышав про Вавилонскую башню, представляют её именно такой, какой она представлена на картине Брейгеля.

Читайте также:  Жак луи давид, картины и биография

Всё потому, что это полотно публикуется практически везде и всюду, начиная от книг библейского содержания и заканчивая учебниками для детей младших классов.

Сюжет причти о Вавилонской башне повествует о том, что люди вознамерились достичь небес и сравниться с Богом. Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал языки людей, в результате чего они перестали понимать друг друга, и строительство не могло продолжаться дальше. Люди с разными языками рассеялись по миру, а башня явилась символом, который говорит от всякой тщетности сравниться с Богом.

Картина Питера Брейгеля Старшего в полной мере охватывает грандиозность задумки человека. Башня построена уже так высоко, что достигает облаков. Рядом раскинулся город, а на строительстве работает большое количество людей. Картина очень реалистична и повествовательна.

При изучении картины было выяснено, что за основу Вавилонской башни Брейгель взял Колизей в Риме, который он видел во время одной из своих поездок. Равнина, море, постройки вокруг башни напоминают больше его родные Нидерланды.

Маленькие рабочие, которые трудятся на постройке, больше похожи на муравьёв, которые вознамерились построить самый большой в мире муравейник, и не для того, чтобы в нём жить, а для того, чтобы потешить собственную гордыню и показать своё исключительное превосходство.

На картине изображён и инспектор Нимрол, который считался руководителем строительства башни. Здесь Брейгель попытался показать немного другую сторону неудачи строительства.

Башня была провалена вовсе не из-за того, что все языки смешались, а из-за того, что были допущены роковые ошибки в проектировании.

Всё здание построено неровно, нижние этажи начинают рушиться, а сама башня начинает крениться в сторону и в скором времени готова обрушиться полностью.

Существуют две картины Питера Брейгеля Старшего на сюжет Вавилонской бани. Ту, что представлена здесь, называют Большой Вавилонской башней. Вторая выполнена в меньшем размере и потому названа Малой. Малая Вавилонская башня выполнена в мрачных цветах и при полном отсутствии людей, так как стройка уже приостановлена.

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картины

Питер Брейгель Старший — Вавилонская башня

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший — описание картины

???? Блинцов | 2014-05-29, 11:38 | ???? 385

Источник: https://art-assorty.ru/6064-vavilonskaya-bashnya-breygel.html

Картина «Вавилонская башня»

Дата создания: 1563 год. Питер Брейгель Старший. Тип : масло, деревянная панель. Жанр: религиозная историческая живопись.

Местонахождение: Художественно-исторический музей, Вена.

Интерпретация Вавилонской башни

Данная картина была второй из трех интерпретаций видения Вавилонской башни, написанных Питером Брейгелем. Первая работа, ныне утерянная, представлял собой миниатюру на слоновой кости.

Она была указана в описи итальянского миниатюриста Кловио, с которым художник сотрудничал в Риме. Последняя версия написана маслом в 1564 году, в настоящее время хранится в музее Бойманса-ван Бёнингена.

Предшествующая ей венская «большая башня» почти в два раза больше по размеру.

Все три работы основаны на одном и том же сюжете (Бытие 11: 1-9), в котором люди начинают стоить башню высотою до небес, чтобы достигнуть уровня создателя. За гордыню Бог сделал так, что строители башни стали говорить на разных языках. Невозможность коммуникации поставила под удар совместную работу над величественным строением.

Основа башни

Изображение башни в форме огромного объекта со спиралевидными подъемами было довольно распространенным явлением в Северном искусстве эпохи Возрождения, но вдохновлялся Брейгель не имеющимися моделями и картинами, а увиденным в Риме Колизеем.

В то время это сооружение считалось символом гордыни, а Рим, задуманный как Вечный город, после разрушения олицетворял скоротечность и бессилие земных амбиций и трудов человека. На «фундаменте» этого символизма Брейгель и строит свою Вавилонскую башню.

Достаточно странным является то, что структура башни заметно пострадала и выглядит неустойчиво. Кажется, что в конечном итоге сооружение рухнет из-за инженерных проблем и трудностей в строительстве, а не по решению Бога, пытавшегося усмирить родившуюся в людских сердцах гордыню.

Строительство происходит на прибрежном ландшафте, возле реки, что, возможно, демонстрирует актуальность водных грузоперевозок в 16-м веке, в частности, для Антверпена. Таким образом, картина может служить аллегорическим предупреждением для властей города о том, что быстрое развитие торговли и денежный поток может принести и ряд проблем.

Тема того, что человек не имеет никакой власти над окружающим его миром и установленными законами, появляется в различных работах мастера (в том числе, в картине «Охотники на снегу»). В этой картине безумные усилия рабочих, каменщиков и инженеров показывают бессмысленность человеческой деятельности, тщетность людских амбиций.

Вавилонская башня демонстрирует невероятно скрупулезную работу, показывая множество мелких деталей. Можно до бесконечности наблюдать за связями на столь глобальной стройке и тем, как еще более высокие рампы наслаиваются на уже имеющуюся конструкцию.

Несмотря на то, что подробный анализ обоснования действий отдельных персонажей еще не проведен, гротескная неадекватность средств, траты ресурсов и общее безрассудство предприятия очевидны.

«Трудолюбивые муравьи» вступают в гонку со временем, возводя новые и новые уровни, в то время как нижние этажи уже начинают подвергаться разрушению.

Картина «Вавилонская башня» обновлено: Октябрь 26, 2017 автором: Глеб

Историческая живопись (архив)

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/bruegel/kartina-vavilonskaya-bashnya.html

«Вавилонская башня»

?

Previous Entry | Next Entry

dm_kalashnikov«Вавилонская башня» — известная картина художника Питера Брейгеля. В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал их языки, так что они больше не могли понимать друг друга и рассеял их по всей земле, таким образом строительство не было завершено. Мораль сей картины — бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом.

Венская версия

Вавилонская башня Брейгеля вполне отвечает традициям живописного изображения этой библейской притчи: налицо потрясающие воображение масштабы строительства, присутствие огромного количества людей и строительной техники.Известно, что в 1553 г. Брейгель побывал в Риме. В его «Вавилонской башне» легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Башня окружена строительными бараками, кранами, подъёмниками, использовавшимися в те времена, лестницами и строительными лесами. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Местность, где возводится Вавилонская башня, своими равнинами и морем очень напоминает Нидерланды.Изображённые на картине люди — рабочие, каменотёсы — кажутся очень маленькими и напоминают своим усердием муравьёв. Гораздо крупнее фигуры инспектирующего строительный объект Нимрода — легендарного завоевателя Вавилона во II тысячелетии до н. э., по традиции считавшегося руководителем строительства башни, и его свиты в левом нижнем углу картины. Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду — дань происхождению притчи.Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь «масштабный проект», повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. На первый взгляд огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само здание кренится в сторону города, и перспективы всего проекта весьма печальны.

Роттердамская версия

Предположительно тем же 1563 годом датирована и меньшая картина из музея Бойманса-ван Бёнингена, так называемая «Малая Вавилонская башня». У историков искусства нет единого мнения о том, написана эта картина несколько позднее или несколько раньше «Большой Вавилонской башни».

Здесь стройка уже приостановлена: людей на ней вообще не видно. В отличие от «Большой Вавилонской башни», картина выполнена в тёмной цветовой гамме и выглядит довольно мрачной.Аллюзией на «Вавилонскую башню» Брейгеля является изображение города Минас Тирит в фильме «Властелин колец».А это здание Европарламента в Страсбурге. Ну вы поняли 🙂

Вот и другие версии Вавилонской башни и аллюзии на неё. Оказывается в то время (и после) её рисовали все кому не лень, но лишь брейгелевские версии узнал весь мир.

Источник: https://dm-kalashnikov.livejournal.com/280628.html

Вавилонская башня. Сочинение по картине Питера Брейгель Старшего

От картин всемирно известных художников всегда все приходят в восторг, они вызывают у тысячи или же миллионов людей восхищение. Часто, об этих картинах говорят, что они бессмертны. Искусство всегда являлось главнейшем из источников вдохновения, эстетического вкуса, а так же культурного воспитания человека, что уж говорить о творческом.

Таких картин существует огромное множество. Сейчас вы рассмотрите картину всемирно известного южно-нидерландского живописца и графика, а также мастера пейзажа и жанровых сцен — Питер Брейгель Старший.

Этот никем не известный в то время человек, начинал свою творческую деятельность с графики. После многих путешествий в 1563 году он переселился со своей семьей в Брюссель, где и написал свою знаменитейшую картину «Вавилонская башня», именно о ней и хотелось бы вам рассказать.

Питер Брейгель Старший — художник, сотворил две схожие картины на эту тематику, но хотелось бы остановиться именно, на той которая была созданной в 1563 году.

В основу этой картины был заложен сюжет из книги, как вы уже, наверное, догадались — Моисея, где рассказывается о строительстве Вавилонской башни. С истории этой книги, вы знаете, что люди, тогда еще говорили на одном языке и хотели построить башню, чтобы достичь самой вершины неба.

Но Бог, чтобы потушить пыл людей перепутал их языки и они перестали понимать друг друга и понятно, что из-за такой преграды строительство не могло бы быть завершено.

Вавилонская башня

Но приближаясь к мнению, художника этой картины, можно сказать, что по его мнению в неудаче затеявшегося строительства виноваты непременно, сами люди, ведь они допустили множество ошибок при строительстве Вавилонской башни. Ведь, если присмотреться к картине, то заметно станет, как ярко показано, что все ярусы положены не ровно, самые нижние этажи недостроенные, а в некоторых местах и вовсе уже начали рушиться.

Автор, передал на своей картине, что на первый взгляд башня, кажется, крепкой и могучей, но её наклон в сторону города, показывает, что ярусы построенные людьми совершенно не ровные и это предает зданию ненадежности.

А как известно, то что не может стать надежным изначально обречено на провал.

По-этому мы можем точно говорить о том, что Питер Брейгель Старший не считал внезапно возникший языковой барьер преградой завершение этой великолепнейшей постройки.

Безусловно картина заденет чувства любого человека, ведь на переднем плане показано Вавилонская башня во всей своей красоте и могуществе, это вызывает восторг, но приглядевшись, можно почувствовать и страх, ведь такой величины здание, склоняется в сторону города, где проживают тысячи людей, а картина показывает неустойчивость этого здания. Именно, эта картина сможет дать вам испытать различные чувства. Сейчас она хранится в Вене, в Музеи истории искусств.

Автор сочинения: Стася Романова

Источник: http://design-kmv.ru/opisanie-kartin/vavilonskaya-bashnya-sochinenie-po-kartine-pitera-brejgel-starshego.html

Ссылка на основную публикацию