Художник Ян Стен/ Jan Steen (около 1626—1679), знаменитый голландский живописец, непревзойденный мастер бытового жанра. Родился в Лейдене приблизительно в 1626 году в семье пивовара. Окончательно же развил свой талант и манеру письма Стен под руководством художника Яна ван Гойена в Гааге. Работал, как живописец, в Лейдене, а также в Делфте, Вармонде, Харлеме, Гааге.
Стен считается одним из самых остроумных мастеров голландской жанровой живописи, он прибегал в своём творчестве и к острой социальной сатире.
Ян Стен с долей изрядного юмора подходил к изображению библейских сцен, но большей частью он писал картины, изображавшие представителей среднего и нижнего слоёв бюргерства, в которых изящество и разнообразие стиля сочетаются с грубоватым, фривольным юмором .
Ему нравилось вкладывать в свои отличавшиеся обилием персонажей работы морализаторские идеи или своеобразно иллюстрировать своими картинами общеизвестные пословицы .Риторики в окне 1662-1665 Проживая в последнем из названных городов и занимаясь живописью, Стен в то же время держал на аренде пивоварню в Делфте. В 1661 году Стен переселился в город Харлем, ставший в дальнейшем ареной самой блестящей творческой деятельности художника. И, наконец, после смерти своего отца, в 1669 году, Стен окончательно поселился в Лейдене, где в 1672 открыл корчму с гостиничными номерами.Стен писал портреты, пейзажи, библейские композиции , но отдавал предпочтение бытовому жанру.
Жители Делфта, 1655
Рейксмузеум, АмстердамПекарь Аствард и его жена Катарина1658, Рейксмузеум, Амстердам
Веселое общество 1660
Девушка с устрицами 1658-1660, Маурицхейс, Гаага
Гуляки, 1660 Эрмитаж, Санкт-Петербург
Портрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт, 1660, Маурицхейс, Гаага
Туалет женщины, 1660Рейксмузеум, Амстердам
Беспутный дом 1661-1664
Больная и врач 1660-еВеселье в семье художника 1663-1665Школьный учитель 1663 Старинные биографы Стена — Хоубракен и Кампо Вейерман — представляют Яна Стена отчаянным кутилой и беспросыпным пьяницей; но их повествования и хроники о художнике не заслуживают доверия и обязаны своим происхождением, по всей вероятности, тому, что живописец нередко изображал кабацкие и не совсем приличные сюжеты, причем иногда выводил на передний план в жанровых сценах своих картин самого себя в неприглядном виде. Как бы то ни было, Ян Стен — один из самых талантливых и характерных представителей голландского бытового жанра 17 века.
Ян Стен. Автопортрет.
(Судя по этому автопортрету,я склонна верить старинным биографам Стена.Видимо всё же он был кутила и пьяница)
Пьяницы.1660г.
В 1660-1670-х годах художник Ян Стен был самым популярным из всех голландских жанристов. Произведения Яна Стена в высшей степени оригинальны, проникнуты глубокой правдивостью, искренностью и юмором.
Рисунок в картинах художника иногда не отличается безусловной правильностью, но весьма выразителен и уверен; колорит — теплый и гармоничный; письмо — широкое, а иногда, особенно в изображении одежд и человеческого тела, тонкое и деликатное.
Перечисленные достоинства присущи, однако, не всем работам Стена; некоторые из них — небрежны по рисунку и суховаты по письму.
Ян Стен черпал сюжеты для своих картин из быта всех слоев современного ему голландского общества и изображал в своих произведениях крестьянские пирушки, сцены в шинках и тавернах, модниц зажиточного класса, знатных голландских бюргеров.
Аргумент в карточной игре,1660-еПразднование крестин 1664Мнимая больная девушка, 1665Течение жизни 1665-1667Веселая компания 1668Клетка с попугаем 1670Встреча с гуляками 1679
Игроки в трик-трак 1667Гулянка в день рождения принца Вильгельма III
Картины Стена на библейские темы имеют также жанровый характер, не чуждый юмораЯн Стен является, пожалуй, самым жизнерадостным и остроумным живописцем Голландии 17 столетия и самым известным художником-жанристом, благодаря юмористическим бытовым сценам в своих картинах, наполненных теплой сердечностью, добродушием и беззлобной иронией, в которых художник рассматривает жизнь как обширную комедию нравов.Безусловно, что картины и многие другие работы художника вдохновлены сценами веселья, свидетелем и участником которых был сам живописец.
У Яна Стена не было никаких зарегистрированных учеников (за исключением Рихарда Брэкенберга), но работам художника широко подражали многие голландские живописцы еще при жизни мастера. Точная дата кончины Яна Стена (как и причина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3 февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена.
Источник: https://maxpark.com/community/4563/content/1793923
Старые мастера. Ян Стен
Ян Стен (1626-1679) родился в городе Лейдене в семье пивоваров, которой принадлежала таверна «Красная алебарда»Живописи Ян Стен обучался в мастерской известного немецкого художника Николауса Кнюпфера, в городе Утрехте.В 1646 г. Ян Стен поступил в Лейденский университет, а в 1648 г.
вместе с Габриэлем Метсю основали в Лейдене Гильдию художников Святого Луки.В 1649 г. художник переехал в Гаагу и поступил учеником в мастерскую известного пейзажиста Яна ван Гойена.В 1656 г. художник перебрался в городок Вармонд, а в 1661 г.
– переселился в город Харлем, где в полной мере проявился его талант живописца.В 1674 г. художник стал главой Лейденской Гильдии художников Святого Луки.Ян Стен умер в 1679 г.Ян Стен создал около 800 картин, из которых сохранилось примерно 350.
Работы живописца высоко ценились современниками и служили источником вдохновения для многих художников.
Несомненно, Ян Стен является самым жизнерадостным и остроумным живописцем Голландии XVII в. и одним из самых известных художников-жанристов. Его бытовые сцены отличаются добродушием и мягкой иронией, в которых человеческая жизнь предстает в виде комедию нравов.
Baker Arent Oostwaard and his Wife, Catharina Keizerswaard (Пекарь Аствард и его жена Катарина, 1658). Rijksmuseum-Amsterdam
Girl eating oysters (Девушка с устрицами, ок.1658). Mauritshaus
The Morning Toilet (Туалет женщины, 1663). Rijksmuseum-Amsterdam
As the Old Sing, so Pipe the Young (Как старики поют, так молодые играют, 1663-1665). Mauritshuis
The Doctor's Visit (Посещение врача, 1666-1668). Mauritshuis
The Merry Family (Весёлая семейка, 1668). Rijksmuseum-Amsterdam
Self-portrait (Автопортрет, ок.1670). Rijksmuseum-Amsterdam
The Lute Player Лютнистка, ок.1670). Wallace Collection
- The Merry Threesom (Веселое общество, 1670-1672). Private collection
- Работы Яна Стена, проданные на Sotheby's
A riotous schoolroom with a snoozing schoolmaster (Разгулявшийся класс с вздремнувшим учителем, 1672). 341 000 британских фунтов (Sotheby's, 06.07.2016)
Источник: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/13956600/
Ян Стен Мир Наизнанку
Мир наизнанку 1, 2, 3, 4, 5, 6 сезон смотреть онлайн
В каждой из которых внимание привлечено чем-то одним – будь то наливание напитка под возгласы одобрения Участники окружающих изображения разбиваются на небольшие группы или дружный смех, раскуривание трубки, вызванный веселой шуткой.
О чем уже было сказано ранее, большинства Интимности сцен способствует не только ограниченное число участников, как будто отрешенное состояние, но и их особенное. работы А. Брауэра, А. ван Остаде).
Сравнивая «героев» картин Стена и Вермеера между собой, прежде всего замечаешь, что количество действущих лиц в жанровых сценах художников отличается. По сравнению с тем, Вермееровская живопись, кажется более целомудренной изображает что Стен.
Рассказывающая о попытках первого восхождения на самую высокую гору в мире, Экранизация книги Джефри Арчера Тропы славы, а второе звучит Джомолунгма, первое наименование и которой вынесено в название киноленты.
Первое, очевидное отличие картин Стена от живописи Вермеера – в степени цвето- и световой насыщенности среды, в которую помещено действие. У Вермеера мы не найдем той массовой праздности, которую так нравилось изображать Стену.
Quotмир наизнанку» откушает в виртуальном рыбном ресторане с вполне реальными и деликатесами смешными ценами.
Но не исчезает вовсе и проявляется в картинах художников последующих поколений, с течением времени подобная откровенность жанровой живописи но смягчается, лишь с меньшей силой.
Не осуждающего забавы, Чувствуется мудрая позиция самого художника, но который прекрасно осознает все их пагубные последствия, о чем говорит его собственное них в участие.
Ставшим жертвами насилия, проект Этот посвящен женщинам, религиозного и политического экстремизма, грабежа.
Чтобы понять, Так, нужно быть знакомым с символическим языком голландской жанровой живописи, как на плече священника оказалась утка на известной картине Стена «Мир наизнанку», в которой часто утка выступала одним из мотивов «vanitas», напоминая о конце всего сущего. Документальный сериал Мир наизнанку вышел на экраны в декабре 2010 года.
Рассказывая об эксперименте, «Каждый второй не мог ответить на мой вопрос. » – ликовал художник. Обращенный на нас, Мы в редких случаях заметим взгляд, они не включают в свой круг зрителей, между взаимодействуя собой, предпочитая либо расположиться в профиль, либо же вовсе повернуться к нам спиной.
Где нам доверили роль индийского короля, Ну а – вечером культурная программа в индийском театре.
Первые две были неудачными, а третья 8212 трагической. Таким образом, его картины можно понимать и как ребусы с «говорящими» частями изображения. Художники как будто «смакуют» ситуации, в которых человеческая природа выступает не в лучших своих проявлениях, если не сказать в отвратительных.
Затем JR расклеил огромные портреты поваров, учителей и инженеров из обеих стран рядом, «лицом к лицу», на стенах различных зданий. Совсем иных людей мы видим на картинах Вермеера. В ходе которых погибли мирных сотни жителей, Пару лет назад в ее городе проводили спецоперации по борьбе с наркомафией.
Во втором – путешествие в Индию, в первом сезоне телесериала Мир наизнанку зрителям предлагается с знакомство таинственной Камбоджа, в третьем сезоне вас ожидает Африка.
Он побывает там, Руководитель проекта боится не наиболее экстремальных условий и покажет вам необычайную красоту этих мест, куда прежде не ступала нога путешественника.
Где туристам вместо магнитов на холодильник, Сходим на раритетных выставку-продажу сувениров, предлагают купить древнюю карету или списанные храмовые ворота. Их интересуют более благородные занятия, требующие сосредоточенной вдумчивости. Вся съемочная бригада состоит из 2 человек.
Так, чтобы понять, как на плече священника оказалась утка на известной картине Стена «Мир наизнанку», нужно быть знакомым с символическим языком голландской жанровой живописи, в которой утка часто выступала одним из мотивов «vanitas», напоминая о конце всего сущего.
Возвышающейся на более чем 8 километров, Альпинист Джордж Мэллори в 20-х годах прошлого века предпринял три попытки неприступной покорения горы.
Самое горькое. Проводящих время в том безудержном веселье, у Делфтского мастера мы не людей, увидим которому предаются веселые компании на стеновских картинах.
Снявший Идентификацию Борна и Мистера миссис и Смит, За режиссуру и сценарий отвечает Даг Лайман. Невинными жертвами оказались и ее дети.
Находя представителей одних и тех же профессий, Вместе со своей командой он объехал восемь городов стран, обеих чтобы запечатлеть их внешнее сходство.
Разнообразными уникальными традициями и ритуалами народов, редчайших Вам предстоит знакомство с полинезийскими и африканскими аборигенами. Где присутсвует намек на Даже неблагопристойность, в тех сюжетах, герои сохраняют свое достоинство и отличаются аристократическими манерами.
Это помещения постоялого двора, Затемненность интерьерных картин Стена вполне соотствует реальной обстановке, где весело проводили время представители самых социальных простых слоев, питейного заведения – в которых происходили события.
Где лодка заменяет мопед, Вместе с индийскими христианами отпразднуем Пасху и побываем в индийской Венеции — гигантской сети живописных каналов в джунглях, мускатный орех кокосы и а в огороде растет корица.
Вы сможете познакомиться с каждой страной так близко, что у нас создастся ощущение – вы уже не зритель, а турист, который которому удалось совершить пусть и виртуальное, но очень реалистичное путешествие в самые уникальные уголки света. Вы сможете узнать о том, Совершив теле-поездку по экзотическим местам, что прежде недоступно было туристам.
Вы сможете узнать изнанку жизни всех во вышеперечисленных странах, Посмотрев Мир наизнанку. Команда JR развернула его в Африке, Бразилии, Индии и Камбодже. Гротескностью изображаемых сцен (см, Зарождающаяся в первой трети семнадцатого века жанровая голландская живопись была отмечена крайне брутальным характером.
Замечаешь общую рассредоточенность действия, Возвращаясь персонажам к массовых сцен картин Стена. Таких как бокал лимонада в руках девушки, о пикантных коннотациях нам подсказывает лишь язык символов, говорящий далеко о не благородных наклонностях стоящего рядом кавалера.
Каждый из нас должен узнать не окружающий таким, По мнению Комарова, каким его обычно принято представлять туристам.
Кто именно изображен на том или ином снимке – палестинец или израильтянин, просил Он прохожих определить. Но даже в том случае, когда действие происходит на открытом воздухе, персонажи как будто «приносят» с собой ту атмосферу душных трактиров, которая присутствует и в интерьерных картинах.
Намеки на непристойность происходящего на картинах Стена повсюду, о чем «говорят» нам не только взгляды персонажей их вальяжные, манеры, не совсем приличествующие благородным кругам, но и язык символов, к которым так часто прибегает Стен (таким, к примеру, как лютня, стакан лимонада, курительная трубка, говорящие о беспутстве персонажей, которое не знает границ).
Сравнивая интерьеры типичных помещений, в которых происходят действия большинства жанровых картин Вермеера и Стена, замечаешь, что обстановка изображенная на картинах последнего значительно плотнее «заселена» различными предметами.
Чтобы поделиться с нами своими переживаниями, Персонажи сколько не обращены к зрителю, сколько погружены в себя и в свое занятия. Как трудно матери возвращаться вместо своего дома в развалины и собирать в них кусочки собственных тела детей, «Знаете.
Последнему доводилось становиться наблюдателем ее довольно часто, Судя по всему, так как одним из источников дохода его семьи было содержание постоялого двора.
«Каждый второй не мог ответить на мой вопрос. » – ликовал художник, рассказывая об эксперименте. Один из первых проектов Out Inside – Face2Face – в 2007 году вошел в историю как самая большая нелегальная выставка. И список стран постановщик проекта подобрал не совсем – традиционным все они никогда не относились к самым популярным туристическим маршрутам, Кроме того.
Документальный телесериал Мир наизнанку открывает нам различные с страны самой необычайной точки зрения. Интересным моментом повествования является соперничество героя австралийским с альпинистом Джорджем Финчем. Тем не менее, морализаторские «послания» Стена мне не кажутся столь убедительными, чтобы отвратить зрителей от подобных человеческих радостей.
Отметим, что приключение создателя проекта по Индии было внесено в «Книгу рекордов Украины». Который помимо всего прочего еще украинский журналист и фотограф, Багаж Дмитрия Комарова, рядом африканских стран, Камбоджой представлен и Индией, а также Бирмой и Непалом. Не покидая дома, Этот уникальный сериал позволит вам в окунуться жизнь новых и уникальных стран.
JR затеял ее в разгар конфликта между Израилем и Палестиной. Комарову удалось преодолеть 20 000 километров за 90 дней «своим ходом», то есть за минимальный срок осуществить максимальный пробег.
При рассматривании отдельных частей, «подсюжетов» картины, почти ощущается шумная атмосфера, порожденная хлопотливыми движениями персонажей их непосредственными выкриками. Это самое горькое для любой женщины.
Но Стен не оставался безучастным к веселью своих постояльцев, а сам часто становился одним из самых безудержный балагуров и «гуляк».
Что Дмитрий выступает там в роли руководителя, Помимо того и сценаристом, он также и является автором и режиссером и ведущим. Которые до тех пор были не доступны простому путешественники, Вам будет показано огромное количество мельчайших деталей.
Эти аллегорическое «дополнение» смысла происходящего служит, безусловно, цели порицания подобного поведения людей. Мы вряд усомнимся в нравственной главных чистоте героев Вермеера, Не зная значений подобных знаков.
Стартовавшим на телеканале 11, Этот многосерийный является фильм авторским проектом журналиста Дмитрия Комарова.
Женские штучки или Мир наизнанку
Источник: http://art.bluvelvet.net/wdr/201601/yan-sten-mir-naiznanku/
Ян-Хавикс Стен картины с названиями, работы художника Яна-Хавикса Стена
Ян Стен (Jan Havickszoon Steen, ок. 1626, Лейден — 3 февраля 1679, там же) — художник Золотого века Голландии, мастер жанровых сцен. По популярности уступает лишь Рембрандту ван Рейну, Яну Вермееру и Франсу Хальсу.
Особенности творчества Яна Стена.
Художник знаменит своими энергичными юмористическими жанровыми сценами, в которых рассматривает жизнь как обширную комедию нравов. В голландском языке есть выражение «дом Стена», обозначающее шумное и неряшливое хозяйство, изображённое на многих его картинах.
Маленькие фигурки в ранних пейзажах Стена говорят о влиянии Адриана и Исаака ван Остаде, но в более поздних произведениях образы крупнее и в большей степени наделены индивидуальными чертами. Живописец мастерски передавал тонкости мимики, особенно у детей.
Будучи сыном пивовара и сам хозяином пивоварни и таверны, он часто изображал постоялые дворы. И хотя с цветом Стен работал не всегда ровно, его лучшие картины демонстрируют виртуозную технику и изящные сочетания в палитре.
Известные картины Яна Стена. «Как старики поют, так молодая дудка и играет», «Распутное семейство», «В поисках богатства (Кавардак)», «Танцующая пара», «Крестьяне у таверны», «Праздник святого Николая».
Искусный рассказчик
Художник и искусствовед Арнольд Хоубракен (1660 — 1719) писал, что «картины Стена похожи на его стиль жизни, а его стиль жизни — на его картины», и в биографии живописца подчёркивал «шутовскую» сторону его работ.
Но это ошибочно односторонний взгляд на этого неординарного мастера, поскольку у его творчества есть множество других аспектов.
Стен был искусным рассказчиком, писал портреты (1, 2, 3), картины на исторические (1, 2), мифологические (1, 2) и религиозные темы (он был католиком), а по детализации зверей, птиц и натюрмортов его произведения соперничают с работами любого из его современников.
Более того, даже его самые комичные картины зачастую содержат серьёзную подоплёку, раскрывая человеческую глупость или порочность. Его любимые темы — это различные формы неумеренности, включая чрезмерное употребление алкоголя, небрежное отношение к деньгам, похоть или гнев. Многие работы содержат надписи, поясняющие или подчёркивающие смысл.
Лейден, Гаага, Гарлем
Хотя Ян Стен родился и умер в Лейдене, в течение жизни он много переезжал, и значительная часть его карьеры прошла в Гааге и Гарлеме. Будущий художник появился на свет в 1626 году и был старшим из восьми детей Хавика Стена и дочери секретаря городского совета Элизабет Капитейн.
Первоначально его отец торговал зерном, однако позже открыл пивоваренный завод под названием «Красная алебарда». В своих завещаниях супруги назначили друг друга наследниками капитала в 10 тысяч гульденов, так что можно уверенно сказать, что Стен был выходцем из среднего класса.
Считается, что педагогами Стена были исторический живописец Николаус Кнюпфер в Утрехте, а затем Адриан ван Остаде в Гарлеме и Ян ван Гойен в Гааге. Впрочем, это предположение пока что окончательно не подтверждено.
18 марта 1648 года Стен зарегистрировался как мастер-художник в недавно созданной Гильдии святого Луки в Лейдене (по другим данным, он был одним из её основателей вместе с Габриелем Метсю). Такие объединения традиционно называли в честь евангелиста, который, по легенде, нарисовал портрет Девы Марии.
Чуть более года спустя Стен обосновался в Гааге, где помогал своему бывшему учителю Ван Гойену. Уже упомянутый биограф Арнольд Хоубракен подробно и с юмором описывает, как молодой человек соблазнил и оплодотворил Маргрит, дочь наставника, которого потом поставил в известность. У того не было иного выбора, кроме как дать паре благословение. Свадьба состоялась 3 октября 1649 года.
«Привкус пива»
В 1654 году отец Яна Стена поставил его руководить арендованной пивоварней в Дельфте, но предприятие не увенчалось успехом. В октябре того года значительная часть города была разрушена взрывом на пороховом складе, экономика и рынок искусства пришли в упадок.
Тем не менее, спустя 18 лет он вновь решил заняться бизнесом и открыл таверну в Лейдене, не оставляя живописи. Из-за этих попыток «с привкусом пива» художник часто воспринимается как пьяница и транжира, но нет ни одного достоверного факта, подтверждающего эту репутацию.
Напротив, помимо сцен в кабаках в его творчестве есть картины на тему безупречного благородства и набожности (1, 2, 3, 4).
А, судя по количеству работ, созданных за довольно короткую карьеру (Стену приписывается около восьмисот произведений), живописец был предан своей первой профессии.
Возможно, на его решение заняться производством и продажей пива могло повлиять падение интереса к искусству во время Первой англо-голландской войны. Но, к сожалению, конфликт также отрицательно сказался и на пивоваренной отрасли, и вскоре Стен и его семья столкнулись с серьёзными финансовыми трудностями.
Несмотря на то, что срок аренды пивоварни истекал только 1 ноября 1657 года, он называл себя «бывшим пивоваром» ещё за четыре месяца до этой даты. Его тесть Ян ван Гойен умер годом ранее, завещав имущество дочери и зятю.
Однако хозяйство настолько погрязло в долгах, что его пришлось пустить с молотка, а вырученной суммы едва хватило на удовлетворение претензий многочисленных кредиторов.
Авторитетный, уважаемый, нищий
После краха дельфтского предприятия Стен на короткий период вернулся в Лейден, прежде чем переехать в близлежащий Вармонд, где платил деревенский налог до 1660 года. Дом, в котором жил художник, сохранился и поныне.
Следующим местом жительства стал Гарлем, годы в котором стали самыми плодотворными в его карьере.
С началом Второй англо-голландской войны в марте 1665 года арт-рынок пережил очередной кризис, и мастерская Стена столкнулась с огромными финансовыми сложностями.
Положение ухудшилось со смертью жены в 1669 году — живописец вынужден был сам заботиться о семерых детях. По свидетельству биографов, он так и не установил контроль над своим домом.
В 1670 году Стен вернулся в Лейден в третий раз и присоединился к местной Гильдии живописцев уже как авторитетный и уважаемый мастер. Его немедленно избрали старостой (этот пост он занимал трижды), а затем деканом. К сожалению, эти должности не оплачивались, долги росли и кредиторы выстроились в очередь к двери художника.
В 1672-м, названном Годом Бедствий, Франция напала на Нидерланды и разразилась война, положившая конец Золотому веку Голландии. Художественный рынок пережил свой худший кризис. Городской совет выдал Стену лицензию на управление постоялым двором под названием «Мир» [De Vreede].
Он стал своеобразным клубом, где регулярно собирались живописцы, среди них — Франц ван Мирис, который часто и много выпивал с хозяином.
Весной 1673 года Стен женился на вдове разорившегося книготорговца Марии ван Эгмонд, которая родила ему ещё одного сына. У неё тоже был небольшой бизнес — она продавала на рынке отваренные дома овечьи ноги и головы. Но скудные доходы новой жены не смогли облегчить финансовое бремя семьи. Художник умер в 1679 году, оставив вдову со множеством детей и большими долгами.
Утончённый колорист
Как уже упоминалось, историки нашли свидетельства тому, что Ян Стен за свою карьеру создал более восьмисот картин, из которых удалось отследить триста пятьдесят.
Его лучшие работы отличаются исключительной техникой и богатством характеров, а композиции весьма изобретательны.
Первый президент британской Королевской академии художеств Джошуа Рейнольдс высоко отзывался о «решительных и смелых» мазках голландца, чья сноровка подчас напоминает Хальса, но с более тщательной проработкой деталей.
Картины Стена, написанные в последние годы, предвосхитили стиль рококо XVIII века. Они становились всё более изящным и несколько менее энергичным, демонстрировали сильное влияние французов и отличались особой яркостью. Один из примеров тому — «Ночная серенада» (ок. 1675) из коллекции Национально й галереи в Праге.
Как колорист Ян Стен был одним из самых утончённых художников своего времени, с особой манерой использования розового, лососево-красного, бледно-жёлтого, свето-серого и сине-зелёного цветов. У него не было ни одного известного ученика, но творчество вдохновило многих живописцев. Одним из последователей Стена считается известный жанрист Рихард Бракенбург.
Влад Маслов
Источник: https://artchive.ru/jansteen
Читать онлайн "Рейксмузеум Амстердам" автора Кравченко И. — RuLit — Страница 9
Ян Стен (1626–1679) Больная. Около 1663–1666. Холст, масло. 76×63,5
Лейденский художник Ян Стен, испытывавший интерес к эпизодам из жизни обычных людей, изобразил на этой картине вроде бы простую сценку: сидящая в кресле девушка прилегла на подушку, лежащую на столе, а мужчина, по-видимому, врач, считает ее пульс. Но Стен был насмешливым живописцем и проявил остроумие и на этот раз.
Хорошенькое личико «больной» не болезненно разрумянилось, глаза смотрят хитро, а ротик улыбается. На девушке — нарядные жакет и юбка, а врач одет для своего времени старомодно: на нем костюм театральных актеров, игравших в комедиях неумелых лекарей.
На ножной грелке, из которой вытащена плошка с углями, стоит колба с мочой: исследуя ее, пытались определить, не беременна ли женщина, причем во времена Стена считалось, что этим методом пользуются шарлатаны.
На стене висит лютня, символизирующая любовь, а стоящие на заднем плане ночной горшок и свеча, будучи изображенными в комнате, где находятся мужчина и женщина, — плотскую страсть. Еще не остывшие угли жаровни могут быть истолкованы как намек на сердечный пыл.
Таким образом, речь должна идти о мнимой больной, а вся сценка является одной из столь популярных в живописи голландских художников XVII века иллюстраций к пословице «Там лекарство не поможет, где замешана любовь». Известно, что Стен написал около полусотни картин о любовной горячке, занимавшей, кстати, ученые умы того времени и даже ставшей темой не одной докторской диссертации в Университете Лейдена.
Ян Стен (1626–1679) Праздник Святого Николая. Около 1665–1668. Холст, масло. 82×70,5
В этой картине Ян Стен проявил свои способности рассказчика, бытописателя и наблюдателя человеческих характеров. Он изобразил сценку из жизни бюргерской семьи, которая встречает праздник Святого Николая, отмечающийся католиками, к коим принадлежал художник.
Мать, сидящая в центре, простерла руки к весело смеющейся девочке: малышка получила в подарок куклу и ведерко со сладостями. Рядом мальчик радуется подаренным клюшке и мячику, а его брат, стоящий левее, плачет: он обнаружил в своем башмаке розги «в награду» за непослушание.
Сестра-подросток показывает остальным этот башмак, а бабушка, видимая на заднем плане, добродушно улыбаясь и маня бедолагу пальцем, отдергивает штору: за ней, наверное, спрятан подарок, который понравится внуку.
Стоящий возле очага парень держит на руках малыша (у того в ручках — фигурный пряник, изображающий святого Николая) и показывает ему на дымоход, через который к детям попадают подарки от их небесного покровителя. Тут же, славя святого, поет мальчик лет шести.
Отец семейства погрузился в свои мысли, видимо, вспоминая собственное детство.
Слева Стен написал праздничный натюрморт: имбирные пряники, медовые лепешки, вафли, орехи и яблоки в корзине. Справа, на стуле, также лежат всякие вкусности и монетки и стоит прислоненный к стулу праздничный, глазированный шоколадом хлеб в виде ограненного алмаза.
Ян Стен (1626–1679) Дети, учащие кошку танцевать (Урок танца). Около 1660–1679. Холст, масло. 68,5×59
Воспринимавший окружающий мир юмористически художник представил на этой картине смешную сценку: в компании собравшихся за столом детей мальчик, взяв кошку за передние лапы, учит ее танцевать. Девочка играет на флейте, животное мяукает, двое сорванцов хохочут, а мужчина, заглядывающий в окно, ругается на озорников.
Но нестройный хор — лишь первый пласт изображенного. Не зря на стене висит лютня, часто присутствующая в картинах с музицирующими дамами и кавалерами. Данный инструмент символизировал любовь, которой вторят его небесные звуки.
Выходит, что «концерт», разыгрываемый персонажами, — это пародия не только на полотна тогдашних голландских художников, в которых проповедовались идеалы возвышенной любви и семейной гармонии, но и тонкая насмешка над теми из собратьев Стена по кисти, кто придавал совместному музицированию влюбленных фривольный оттенок, то есть был не прочь пошутить в своих работах.
Ян Вермер Делфтский (1632–1675) Женщина, читающая письмо. Около 1660. Холст, масло. 45,5×41
Источник: https://www.rulit.me/books/rejksmuzeum-amsterdam-read-435741-9.html
Ян Стен, «Мир вверх тормашками». Что бы это значило?
В центре картины — цветущая молодуха с кувшином в правой руке и с полной рюмкой в левой. На ее колене лежит нога молодого усача. Правая рука ухажёра лежит на талии девицы, а в левой он держит розы, которые в приступе страсти забыл вручить (цветы, вероятно, символизируют невозможность скрыть их связь, хотя и скрывать нечего, всё очевидно). Оба пьяненькие и очень довольны жизнью.
Слева от молодухи сидит женщина в возрасте. Она порядком поднабралась и дремлет. Её детки разошлись: младшенький сбросил на пол миску, старшенький изображает курильщика трубки. Он же посадил на стол пса, чтобы тот поел мясной пирог. А дочка постарше строит глазки скрипачу, который не столько играет, сколько с ней переговаривается.
На заднем плане справа две фигуры довольно пожилых людей, которые кажутся совершенно чужими на этой развесёлой пирушке. Оба в чёрном и заняты чтением какой-то пухленькой книги.
Справа у обреза картины — горящий камин, а на переднем плане — поросёнок.
А что наверху, под потолком? На одной полке — какая-то кухонная утварь, к полке подвешены кастрюля типа котелка с крышкой (символ того, что всё идет не так, как надо) и кошелёк с деревянной рукояткой. Это кошелёк небедного человека, ему приходится носить довольно много монет разного достоинства, и для каждого номинала — своё отделение.
Справа под потолком висит корзина, в которой лежат несовместимые с пирушкой веши: трость, карты, пучок каких-то веточек (если это метла, то она намекает на сожительство без брака), шпага, рог. Ещё правее — обезьянка сидит на вешалке и играет с настенными часами.
Как бы все веселы, жизнерадостны (кроме двух персонажей в чёрном), веселятся от души. Но в этой картине есть несколько странностей.
Первое — фигуры в чёрном. И не просто персонажи — они что-то нашли в книге, и женщина пытается донести это до молодого весельчака. Почему-то у мужчины на плече сидит утка (в словарях пишут, что утка символизирует обман, значит, эта пара — лжецы?).
Второе — странный набор предметов в подвешенной к потолку корзине перекликается с предметами «суетных» натюрмортов (это натюрморты, основная идея которых — «суета сует, всё суета»).
Третье — играющая часами обезьянка. Часы — тоже непременная принадлежность «суетных» натюрмортов.
Казалось бы, развесёлая картина! На самом деле это — иллюстрация фламандских пословиц. У Питера Брейгеля-старшего есть аналогичное полотно. Оно намного замысловатее, знатоки увидели на нём изображение более 100 пословиц (а некоторые до сих пор не расшифрованы). Вот как они соотносятся с работой Яна Стена.
- «Здесь что-то не так» — на стене висит горшок.
- «Упущенного не вернёшь» — из сосудов выливается содержимое.
- «Сожительство без брака» — метла, торчащая из окна.
- «Беспечность ведет к потерям» — свиньи убегают из открытого свинарника.
- Картина Яна Стена естественнее и явно намекает на изречение «Memento mori» (помни о смерти): обезьянка подняла гирю часов, как бы останавливая ход времени и отодвигая момент ухода в иной мир…
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/74502/