Тициан — итальянский художник, чей вклад в мировую живопись невозможно переоценить. Творчество Тициана нередко ставят в один ряд с картинами Рафаэля и Микеланджело, а подробности биографии художника до сих пор интересуют и искусствоведов, и просто ценителей прекрасного.
Тициан. Автопортрет (фрагмент)
Уже к 30 годам живописец заслужил славу самого талантливого творца в Венеции, а через некоторое время стал известен и на весь остальной мир как непревзойденный мастер.
Детство и юность
Тициан Вечеллио — таково полное имя художника — родился в итальянском городке Пьеве-ди-Кадоре.
О точном годе рождения мастера до сих пор идут споры: исходя из разных источников, Тициан появился на свет в период с 1488 по 1490 годы.
Кроме того, сохранилось письмо Тициана испанскому монарху Филиппу II, в котором уже пожилой художник называет годом своего рождения 1474-й. Однако наиболее вероятными датами признаны 1488 и 1490 годы.
Тициан. Автопортрет
Талант Тициана проявился с раннего детства, а уже в 10-летнем возрасте отец отправил сына в Венецию на обучение к Себастьяно Цуккато, именитому мастеру-мозаичисту. Через некоторое время юноша перешел на обучение в мастерскую семьи живописцев и скульпторов Беллини, где и познакомился с талантливыми мастерами того времени, а также постепенно начал оттачивать собственный стиль живописи.
Дом, где родился Тициан Вечеллио
Известно, что близким другом и вдохновителем для Тициана в тот период стал художник Джорджоне, и первые серьезные работы (речь идет о фресках для венецианского дворца Фондако-деи-Тедески) молодой человек выполнил совместно с ним. К сожалению, от этих фресок в сохранности остались только небольшие фрагменты.
Живопись
С самых ранних работ Тициан много внимания уделял церковным и мифологическим сюжетам. Наиболее известными произведениями начального периода творчества мастера стали «Портрет Джероламо Барбариго» и «Мадонна с младенцем и святыми Антонием Падуанским и Роком». Обе картины написаны в промежутке с 1509 по 1511 годы.
Тициан, «Мадонна с младенцем, святые Рок и Антоний Падуанский»
Святые для «Мадонны с младенцем» были выбраны не случайно — Антоний Падуанский и Рок, по убеждению современников художника, оберегали от чумы. В 1510 году из-за этой страшной болезни умер Джорджоне, друг и наставник Тициана. После его смерти Тициан несколько месяцев дописывал картины, которые не завершил Джорджоне.
Творчество Тициана того периода посвящено женской красоте: художник написал десятки мадонн и портретов симпатичных горожанок. Дамам с полотен мастера присущи спокойствие и внутренняя умиротворенность.
Из особенностей стиля искусствоведы отмечают чистоту красок и пространственную глубину картин.
Самыми известными работами середины 1510-1520 годов до сих пор остаются «Цыганская мадонна», «Женщина с зеркалом», «Любовь земная и Любовь небесная».
Тициан, «Цыганская мадонна»
Со смертью Джорджоне, который считался лучшим венецианским живописцем, это звание перешло к Тициану. К тому времени художник окончательно выработал собственный стиль.
Тициан по-прежнему оставался верен сюжетам библейской мифологии, однако в его картинах постепенно стала проявляться монументальность, «широта размаха», которая по сей день восхищает знатоков искусства.
Композиции некоторых полотен мастер расположил по диагонали, что также придавало картинам жизненную мощь, а зрителям — ощущение «движения» образов. Таковы «Вознесение Богоматери», «Вакх и Ариадна», «Мадонна Пезаро».
Тициан, «Вакх и Ариадна»
В 1533 году Тициан удостоился дворянского звания графа Палатинского. В это время художник писал в основном портреты. Мастер не отказывался от заказов обыкновенных горожан и знати, однако рисовал и по собственному выбору.
Тициану с легкостью удавалось ухватить главное в образе человека — характер, настроение, доброту или, напротив, лживость и лицемерность. Художник не щадил никого, показывая правду на своих полотнах.
Помимо одиночных портретов, Тициан брался и за групповые работы, заменявшие в то время фото — такие полотна особенно нравились зажиточным горожанам и знати.
Тициан, «Бегство в Египет»
Особенностью «тициановских» портретов искусствоведы называют тщательную работу с цветами. Именно при помощи ярких красок, резких или плавных переходов между оттенками, светом и тенью Тициан достигал психологизма картин.
Каждый герой полотен мастера кажется одушевленным, художнику удавалось передавать даже мимолетные эмоции людей.
Самыми выдающимися портретными работами Тициана считаются «Портрет Федерико Гонзага», «Портрет архитектора Джулио Романо», «Портрет Карла V с собакой», а также картины «Красавица» и «Кающаяся Магдалина».
Тициан, «Флора»
Талант Тициана позволил мастеру много путешествовать: художник побывал во многих итальянских городах. Приглашения знатных людей, желавших получить портрет кисти Тициана, стали постоянными. Также мастер выезжал и в другие страны. Так, в 1545-м художник удостоился чести писать портрет папы Павла III, а тремя годами позднее, в 1548-м, отправился в Германию, чтобы увековечить облик Карла V.
Сохранилась легенда, что во время работы над портретом этого монарха Тициан однажды неловко повернулся и выронил кисть. Тогда император Карл V сам нагнулся, чтобы подать кисть художнику и сказал, что считает честью услужить самому Тициану.
Тициан, «Аллегория благоразумия»
Середина 1540-х считается периодом расцвета зрелого творчества художника. Именно в это время Тициан создает шедевры «Коронование терновым венцом», «Се человек». Также из-под кисти мастера появляется несколько различных вариантов «Данаи».
Библейские мотивы по-прежнему доминировали в работах художника, однако главным мотивом стала красота человеческого тела — такого, каким его задумал бог. Тициану удавалось передавать жизнелюбие, эмоциональность и душевную красоту в чертах лица, одухотворенных позах, застывших жестах.
Даже самые сложные характеры легко читаются на полотнах мастера.
Тициан Вечеллио, «Даная»
1550-1560 годы в творчестве Тициана отмечены картинами «Аллегория благоразумия», «Портрет мужчины в военном костюме», «Девушка с веером», мифологическими сюжетами «Венеры и Адониса» и «Дианы и Актеона», а также библейскими «Кающаяся Мария Магдалина» и «Несение креста». В эти же годы художник нарисовал и автопортрет, на котором изобразил собственный образ с кистью в руке.
Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» (фрагмент)
Главной чертой поздних картин художника искусствоведы называют колористический хроматизм. Тициан придавал значение оттенкам цвета, их смешению, плавным или контрастным переходам.
С помощью ювелирной работы с цветами мастер передавал то, что хотел сказать зрителю: эмоции изображенных людей, погоду, настроение сюжета картин. Интересный факт: в конце жизни Тициан попробовал новый способ нанесения краски на холст. Художник отказался от привычных кистей и стал переносить краску руками и шпателем.
Такие мазки ложились неровно, кое-где оставался виден чистый холст, однако эта техника помогала мастеру создавать картины, полные драмы и эмоций.
Тициан, «Венера Урбинская»
Самыми известными творениями того периода стали «Положение во гроб», «Венера, завязывающая глаза Купидону», «Коронование терновым венцом» и, конечно, «Пьета».
Последняя названная картина стала и последней работой в жизни великого живописца. Композицию и игру цвета, которые продемонстрировал Тициан на этом холсте, до сих пор ставят как пример живописи «тициановской» эпохи.
К сожалению, «Пьета» так и осталась неоконченной из-за смерти художника.
Личная жизнь
О личной жизни Тициана известно немногое. Художник был женат, супругу мастера звали Чечилия Сольдано. Женщина подарила возлюбленному двоих сыновей и двоих дочерей. К сожалению, во время четвертых родов, в 1530-м, Чечилия скончалась.
Смерть
Чума, свирепствовавшая в то время в Европе, не щадила никого. В 1576 году «страшный мор» унес жизнь сына Тициана. Вскоре мастер понял, что и сам заразился этой болезнью, ухаживая за сыном. 27 августа 1576 года художника не стало. Считается, что мастера нашли на полу мастерской с кистью, зажатой в руке.
Тициан, автопортрет
Несмотря на закон, который предписывал предавать тела умерших от чумы огню, Тициана похоронили в земле. Могила художника находится в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари, в родной Венеции. На надгробном камне увековечена надпись: «Здесь лежит великий Тициан Вечеллио — соперник Зевсов и Апеллесов».
Собор Санта-Мария деи Фрари. Гробница Тициана
Работы художника сильно повлияли на творчество последующих поколений европейских мастеров. Необычность его поздней техники не нашла отклика у современников, однако позднее на десятилетия стала популярной во многих художественных школах.
Австрийский писатель Гуго фон Гофмансталь настолько проникся творениями мастера, что написал пьесу, получившую название «Смерть Тициана». Кроме того, в литературе нашла отражение и картина «Динарий кесаря», под впечатлением от которой Федор Достоевский написал главу в романе «Братья Карамазовы».
Произведения
- 1515 «Женщина перед зеркалом»
- 1516 — «Динарий кесаря»
- 1520 — «Венера Анадиомена»
- 1533 — «Портрет Карла V с собакой»
- 1538 — «Венера Урбинская»
- 1542 — «Коронование терновым венцом»
- 1543 — «Се человек»
- 1556 — «Девушка с веером»
- 1562 — «Похищение Европы»
- 1565 — «Несение креста»
Источник: https://24smi.org/celebrity/16146-titsian.html
Тициан Вечеллио
Продолжая христианскую тему, около 1530 Тициан приступил к полотну «Ужин в Эммаусе» (Лувр, Париж) с традиционным евангельским сюжетом.
За столом, покрытым белоснежной скатертью, сидит воскресший Христос вместе с двумя своими учениками.
За этим чудесным явлением наблюдают, вероятно, хозяин заведения и официант, любезно подающий кушанья, которые Иисус благословляет жестом руки. Композиция очень лирична, выдержана в нежных тонах и написана легкими свободными мазками.
Положение во гроб. 1523–1526
Портрет Федерико II Гонзага. Около 1525–1529
«Портрет императора Карла V с собакой» (1532–1533, Музей Прадо, Мадрид) — первое произведение Тициана, в котором герой изображен в полный рост. Во время многочасовых позирований между художником и императором завязались очень дружественные отношения, Тициан многое узнал о его жизни и о нем самом.
Это был бесконечно уставший от власти человек, жизнь которого полна бездушной официальности и формальности. Неслучайно живописец изобразил его в простой одежде, а не роскошном парадном костюме, раскрывая тем самым в своем герое, прежде всего, человека. Единственное преданное существо в его жизни — это собака.
По словам свидетелей, Карлу V очень понравилась картина, он был восхищен мастерски выполненной работой.
Переполненный чувств, император крепко обнял художника, в ответ послышались восхищенные возгласы его присутствующей на тот момент свиты, от которой впоследствии мастер получил большое количество заказов, что очень его радовало.
Ужин в Эммаусе. Около 1530
Невосполнимая утрата
После рождения второго сына у Чечилии началось сильное кровотечение. Это известие стало большим ударом для Тициана и он, боясь худшего, решил незамедлительно обвенчаться. Несмотря на то, что усилиями лучших врачей женщина пошла на поправку, художник жениться не передумал.
Поскольку он был очень известным человеком, эта новость быстро разлетелась по всей Венеции. Однако в 1525 состоялось очень скромное венчание, в домашней обстановке и в кругу самых близких и родных людей.
Тициан некоторое время побыл с семьей, но как только супруга поправилась, он все же уехал в Венецию, где его ждали многочисленные дела и незаконченные заказы.
Время летело быстро, и в один ужасный день ему сообщили, что Чечилии снова плохо и она лежит при смерти. Тициан мчался к ней изо всех сил, но едва успел… Чечилия изменилась до неузнаваемости.
После рождения третьего ребенка у нее снова началось кровотечение. Тициан провел бессонную ночь у ее постели. Несмотря на все старания спасти Чечилию, 5 августа 1530 она умерла.
Новорожденную назвали Лавинией.
Живописец переживал эту утрату очень тяжело. Он жил, как во сне, что-то делал, с кем-то встречался, но никого не слышал и ничего не видел. Все мысли были заняты любимой Чечилией, которая была его верным другом, преданной супругой, любящей матерью.
Только сейчас, потеряв ее, он понял, как много света привнесла в его жизнь эта женщина, как она была скромна и благородна. Чечилия наполнила его дом уютом и теплом, а его самого окружила бесконечной заботой.
Ничто не мешало ему рисовать, потому что она создавала все условия, чтобы ее мастер мог спокойно творить.
Он бродил по дому, убитый горем, не находя себе места, и вдруг наткнулся на холст, который давно ждал заказчик, — «Мадонна с кроликом» (около 1530, Лувр, Париж). У Тициана навернулись слезы на глазах — в женском образе слева была изображена сама Чечилия!..
Портрет императора Карла V с собакой. 1532–1533
Шло время, дети росли. Два брата были очень разными: старший Помпонио — эгоистичным и ленивым, младший Орацио — спокойным и покладистым. Маленькая Лавиния напоминала чертами лица мать.
Тициан с каждым днем яснее понимал, что больше не может находиться в доме, где каждый угол напоминает ему о невосполнимой потере. Но он также очень устал от Венеции и не хотел туда возвращаться.
Художник долго искал себе новое жилье, пока, наконец, не нашел его в тихом, уединенном, почти безлюдном месте — на окраине Бири-Гранде. 1 сентября 1531 он арендовал двухэтажный дом с мезонином и широкой террасой.
Спустя время умерла мать Тициана, что еще более усугубило его депрессивное состояние. Только дети и их радостный смех в доме помогли мастеру воспрянуть и жить дальше.
Творческая зрелость
Несколько лет художник жил в своем доме почти затворником, сутками не выходя из мастерской. Он много работал, а в свободные часы общался с детьми. Все это время сестра Тициана Орса помогала ему по ведению хозяйства и в воспитании детей.
Прошло время, и вот однажды кто-то заметил, что каждый день ближе к вечеру к дому живописца подплывала гондола с молодой женщиной, которая, стараясь быть незамеченной, быстро поднималась на второй этаж по наружной лестнице.
Конечно, никто не упрекал художника, напротив, родные надеялись, что ее появление как-то скрасит уединение Тициана и успокоит его душу.
Мадонна с кроликом. Около 1530
Девушка в меховой накидке. Около 1535–1537
Очень скоро из-под его кисти стали выходить полотна с изображением прекрасной незнакомки — это картины «Девушка в меховой накидке», «Портрет молодой женщины в шляпе с пером», а также знаменитая «Венера Урбинская».
Заказная работа «Девушка в меховой накидке» (около 1535–1537, Художественно-исторический музей, Вена) являет собой аллегорию брака. Перед нами юная девушка игриво прикрывает меховой накидкой одну грудь, оставляя при этом обнаженной другую. Смысл картины как раз в этом эротическом сопоставлении женской плоти и пушистого меха. Взгляд ее робок, на щеках играет нежный румянец.
На «Портрете молодой женщины в шляпе с пером» (около 1536, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) также обнажены правое плечо, грудь и рука модели. Под плащом, отороченным мехом, виднеется сползшая полупрозрачная белая сорочка.
На голове — шляпка с перьями, украшенная камнями. Художник не скрывает своего вожделенного любования красивым женским телом.
Белая кожа героини, выписанная легкими, почти прозрачными мазками, контрастирует с темным фоном, благодаря чему ее образ кажется еще более хрупким и нежным.
В 1538 по заказу правителя Гвидобальдо делла Ровере, который впоследствии станет постоянным заказчиком Тициана, было создано полотно «Венера Урбинская» (Галерея Уффици, Флоренция). Живописец работал над свадебным подарком герцога как раз в тот момент, когда писал «Любовь небесную и Любовь земную».
Златокудрая Венера лежит в грациозной позе на белых простынях, исполненная неги, держа в правой руке ветку шиповника. Она смотрит на зрителя спокойным, скорее, уверенным, нежели смущенным взглядом. Прекрасное тело тонко выписано легкими мазками, отчего кожа словно светится.
В ногах Венеры вместо амурчиков трогательно спит маленькая собачка. Комната на заднем плане залита ярким светом солнечного утра. На подоконнике стоит горшок с миртом — символом супружества и верности. Возле сундука суетятся две служанки, подбирая наряд для утреннего туалета хозяйки.
Венера Тициана — не небожительница, а реальная земная женщина, представленная перед зрителем в откровенно-нагой красоте.
Коронование терновым венцом. 1542
Портрет молодой женщины в шляпе с пером. Около 1536
Венера Урбинская. 1538
Портрет дожа Андреа Гритти. 1545
Среди работ, над которыми Тициан работал в это время, стоит особо отметить «Коронование терновым венцом», которая существует в двух вариантах — одна хранится в Лувре (1542), другая — в Старой Пинакотеке Мюнхена (1572–1576). Композиционно картины похожи.
На обеих изображена фигура истязаемого Христа в окружении пяти мучителей и все те же три ступени, ведущие к месту бичевания. Однако в парижской работе (Лувр) жестокая сцена издевательства над Христом происходит на фоне ярко освещенной мощной каменной арки, в глубине которой стоит бюст императора Тиберия.
Христос смиренно терпит боль и жестокость от людей, набросившихся на него с копьями. Согласно Евангелию, Он уже простил их за это, что придает Его образу истинное величие.
Одной из ярчайших работ является «Портрет дожа Андреа Гритти» (1545, Национальная картинная галерея, Вашингтон), в котором запечатлен правитель с суровым жестким взглядом, выдающим его деспотичный характер. Насыщенно красного цвета одежда лишний раз подчеркивает его лидерство и харизму. На теле — накидка из дорогой светящейся ткани в коричнево-золотистых тонах, такой же головной убор.
Источник: https://nemaloknig.com/read-337308/?page=4
Тициан. Коронование терновым венцом
День распятия Иисуса Христа насыщен различными значимыми моментами и один из них было поругание Спасителя перед самой казнью Перед тем, как вести Мессию на Голгофу и взвалить на его плечи тяжелый крест, на котором его собирались распять, палачи совершили варварский поступок -возложили на его голову терновый венец.
Эта тема будоражила воображение многих живописцев и не могла обойти стороной итальянского художника Тициана Вечеллио.
Этот сюжет переосмысливался автором и он написал несколько вариантов одного и того же полотна. Ранняя картина Тициана называется «Увенчание терновым венцом».
В ней больше движения, тела римских легионеров динамичнее, сильнее и более жестокие. Сверху над главным действием, происходящим под аркой, изображен бюст римского императора как аллегория власти, совершившей преступление над сыном Господним.
Второе полотно – более глубокое и драматичное – написано Тицианом тридцатью годами позже и в несколько другой манере. Картина называется «Коронование терновым венцом» и она оставалась с великим итальянским живописцем эпохи позднего Возрождения до самой его смерти.
Иисус Христос именовал себя Царем Иудейским, что вызывало недовольство римского наместника, верхушки иудейской церкви и многих приверженцев правящего режима.
В насмешку над Мессией его надзиратели и палачи решили короновать «царя», сплетя для него особую корону из терновника. Удерживая Христа, они при помощи палок возлагают на его голову венец, чтобы потом протащить через весь город и насладиться насмешками толпы о царе, осужденном на смерть.
Действие происходит в темном, вероятно подвальном, помещении. Действующие лица находятся на самом верху ступенек перед полукруглой аркой.
Сверху над ними горит яркими огнями люстра и озаряет огромные каменные глыбы, из которых построено здание, и пять фигур римских легионеров, обступивших Спасителя человечества. Это могучие и сильные мужчины, но они полны жестокости, ярости и бесчеловечности.
При помощи двух длинных кольев двое мужчин насильно одевают на голову Христа терновый венок, а остальные наблюдают с интересом и готовы прийти на помощь, если затея не удастся.
Поза Спасителя спокойная и уставшая. Он принял свою судьбу и не сопротивляется надруганию над своей плотью, демонстрируя, что он не собирается ни вырываться, ни противится. Но его дух не сломлен и никакие действия его мучителей и палачей не смогут унизить его.
Примечательным в это картине является и множественное перекрещение линий, диагоналей и несколько визуальных крестов. Колья, коронующие Христа, образуют два символа, идущие от головы Спасителя по направлению к арке. Также скрещены и руки сына Господнего.
Автор сочинения: Ирина Шастова
Источник: http://design-kmv.ru/opisanie-kartin/tician-koronovanie-ternovym-vencom.html
Тициан
Подборка картин Тициана.Будьте осторожны, под катом очень много картин)
Спасибо bolivar_s за пост Тициан.
Итальянский живописец венецианской школы эпохи Возрождения — Тициан.
Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, — 27.8.1576, Венеция), итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
Приехал в Венецию в юношеские годы. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты).
Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536-37), Урбино (1542-44), Риме (1545-46) и Аугсбурге (1548 и 1550-51). Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я.
Сансовино и др.), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения.
Адам и ЕваАллегория возрастовПохищение ЕвропыЕго искусство, пронизанное мужественным жизнеутверждением, отличается многогранностью, широтой охвата жизненных явлений, глубоким раскрытием драматических конфликтов эпохи. Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг. («Христос и грешница», Художественная галерея, Глазго; «Христос и Магдалина», Национальная галерея, Лондон; так называемая «Цыганская мадонна», Художественно-исторический музей, Вена, и др.), обнаруживают близость искусству Джорджоне, чьи незаконченные картины он в это время дописывал. Их роднят с произведениями Джорджоне интерес к пейзажу, поэтичность замысла, черты лирической созерцательности, тонкий колорит. К середине 1510-х гг., после внимательного изучения работ Рафаэля и Микеланджело, Т. вырабатывает самостоятельный стиль. Его образы в этот период спокойны и радостны, отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, печатью внутренней просветлённости. Любовь небесная и любовь земнаяВакханалияМажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок («Любовь земная и небесная», около 1515-16, Галерея Боргезе, Рим; «Флора», около 1515, Галерея Уффици, Флоренция; «Динарий кесаря», 1518, Дрезденская картинная галерея). К этому же периоду относится и ряд портретов, которым свойственны спокойная строгость композиции, тонкий психологизм («Мужской портрет», Национальная галерея, Лондон; «Юноша с перчаткой», около 1520, Лувр, Париж).Диана и Актеон Конец 1510-х-1530-е гг. — новый период в творчестве Тициана, во многом связанный с общественным подъёмом в Венеции, превращающейся в 1520-30-е гг. в один из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции. В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям, исполненным пафоса и динамики («Вознесение Марии», около 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция)ФлораЮдифь с головой ОлофренаОн создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен («Празднество Венеры», 1518, Прадо, Мадрид; «Вакх и Ариадна», 1523, Национальная галерея, Лондон; «Положение во гроб», 1520-е гг., Лувр, Париж). Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы архитектурные фоны и бытовые детали («Введение во храм», 1534-1538, Галерея Академии, Венеция; «Мадонна семьи Пезаро», 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция; «Венера Урбинская», 1538, Галерея Уффици, Флоренция).Чудесное исцеление ногиБахус и АриаднаКонец 1530-х-1540-е гг. — время расцвета портретного искусства Тициана. С удивительной прозорливостью изображал художник современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство, подозрительность, лицемерие, лживость и т.д. Наряду с одиночными он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображенных, драматизм ситуации.Аллегория бренности (Ванитас)С редким искусством Тициан находил для каждого портрета наилучшее композиционное решение, выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. С 1530-х гг. в каждой картине Т. находил неповторимо индивидуальное колористическое решение. Колорит складывался из тончайших тональных оттенков, причём тщательно дифференцировались ведущие и подчинённые краски, слагающиеся из еле уловимых нюансов. Этот развитый колоризм Т. в немалой степени определяет глубочайший психологизм и эмоциональность тициановских портретов. Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека.Венера с зеркаломВенера на леопардовой шкуреВенера, завязывающая глаза АмуруВенера и АдонисДоминирующий цвет повторялся в перекликающихся с ним оттенках тела, фона, предметов обстановки. Среди лучших портретов Тициана — «Ипполито Медичи» (1532-33), так называемый «Ла белла» (около 1536), «Пьетро Аретино» (1545) — все в Галерее Палатина, Флоренция, «Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1545-46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь), «Карл V» (1548, Старая пинакотека, Мюнхен), «Карл V в сражении при Мюль Берге» (1548, Прадо, Мадрид) и др.Диана и КаллистоДанаяС середины 16 в. начался поздний период творчества Тициана. В эти годы художник достиг не только вершин живописного мастерства, но и величайших глубин в истолковании мифологических и религиозных тем. Работая последние десятилетия жизни в обстановке усиливающегося политического кризиса в Италии, Тициан нашёл в себе силы противостоять нараставшей волне клерикализма, отстаивая гуманистические идеалы Возрождения. Драматическое начало, усилившееся в ряде поздних произведений художника, явилось откликом на острые конфликты современной действительности.Мать Cкорбящая (Dolorosa)Святой СебастьянСвятой СебастьянСизифСвятой Иоан Баптист в отшельничествеМученичество святого Лаврентия
Святой Иероним
Жизнеутверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали в этот период главной темой многих работ Т.
, отличающихся богатством колористического и композиционного решений («Даная», около 1554, Прадо, Мадрид, и Эрмитаж, Ленинград; «Венера и Адонис», 1554, Прадо, Мадрид; «Воспитание амура», около 1565, Галерея Боргезе, Рим; «Венера перед зеркалом», 1550-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон; «Похищение Европы», около 1559, Музей Гарднер, Бостон) и др.
Венера УрбинскаяСвятая Мария МагдалинаНаписанные в поздний период творчества картины Тициана на религиозные темы выражают сокровенные мысли художника о человеке, жизни, трагических жизненных коллизиях. Действующим лицам этих картин, исполненных глубокого трагизма, присущи цельные характеры, стоическое мужество, непоколебимая воля к жизни («Св.
Иероним», около 1552, Лувр, Париж; «Положение во гроб», 1559, Прадо, Мадрид; «Кающаяся Мария Магдалина», 1560-е гг., Эрмитаж, Ленинград; «Св. Себастьян», Эрмитаж, Ленинград; «Коронование терновым венцом», Старая пинакотека, Мюнхен; «Оплакивание Христа», 1573-76, Галерея Академии, Венеция, и др.).
Венера с кавалером, играющим на органеПодношение Филиппа IIТроица во славеОтличительное свойство поздних работ Тициана — их тончайший красочный хроматизм. Мастер строит колористическую гамму, подчинённую приглушённому золотистому тону, на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блёкло-зелёного.
Поздние картины Тициана переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Манера письма художника обретает исключительную свободу. И композиция, и форма, и свет строятся с помощью красочной лепки.
БлаговещениеБлаговещениеБлаговещение МадонныМадонна с кроликомМадонна ГипсиМадонна и дитяМадонна с младенцемМадонна с младенцемМадонна с младенцемМадонна во славеК концу жизни Т. выработал новую технику живописи. Он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами.
Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалёвка, обнажая местами зернистую фактуру холста. Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как бы обнажающих творческий процесс художника, рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма.
Изобретённая Тицианом свободная манера письма оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи. Работы Т. тщательно изучали художники различных стран и эпох — Веронезе, Тинторетто, Эль Греко, Н. Пуссен, П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Э. Делакруа, Э. Мане, В. И. Суриков и др.
Христос в ЭммаусеДинарий кесаряНе тронь меняХристос и грешницаВзятие ХристаСе человекНесение крестаНесение крестаБичевание ХристаКоронование терновым венцомКоронование терновым венцомРаспятиеРаспятие ХристаХристос и Вор на ГолгофеОплакивание ХристаПоложение Иисуса во гробПоложение Иисуса во гробВоскресение Иисуса ХристаВоскресение Иисуса ХристаТициан выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой. Фигуры и пейзажи изображены на них с помощью беглых, уверенных линий и мягких светотеневых контрастов.Аллегория времени,управляемого разумом
;
АвтопортретТициан Вечеллио да Кадоре — один из величайших художников всех времен и народов, являющийся — наряду с Леонардо, Рафаэлем и Микеланджело — одним из четырех титанов итальянского Возрождения. «Королем живописцев и живописцем королей» называли Тициана еще при жизни. Открытия Тициана в области живописи — цветовая лепка формы, нюансировка краски, изумительное богатство колорита — оказали огромное воздействие на мастеров последующего времени. Трудно назвать другого, кроме Тициана, художника, который оказал бы столь сильное влияние на других творцов.Портрет Федерико Гонзага, герцога МантуаПортрет Пьетро АретиноПортрет инквизитора, дожа Андреа ГриттиПортрет мужчины в платье с синими рукавамиПортрет мужчины в красной шапкеПортрет мужчины с перчаткойКардинал Александро ФарнезиПортрет музыкантаПортрет Якобо СтрадоПортрет молодого англичанинаПортрет Папы Юлия ВторогоПортрет Папы Павла ТретьегоПапа Павел III с кардиналом Алессандро Фарнезе и герцогом Оттавио Фарнезе (не завершена)Портрет Марка Антонио ТревисаниПортрет Томазо Винченцо МостиПортрет Филиппа ВторогоПортрет славянкиПортрет Клариссы Строцци с собачкой Франциск I, король ФранцииДон Фернандо Альварес де Толедо, великий герцог АльбаИмператрица Изабелла ПортугальскаяИзабелла д'ЭстеДевушка в шубке
http://www.liveinternet.ru/users/4723908/post215478184/
http://www.liveinternet.ru/users/4723908/post215485013/
Источник: https://mar-amirchanyan.livejournal.com/365087.html
Итальянский живописец венецианской школы эпохи Возрождения -Тициан
Итальянский живописец венецианской школы эпохи Возрождения -Тициан
Тициан
Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, — 27.8.1576, Венеция), итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
Приехал в Венецию в юношеские годы. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты).
Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536-37), Урбино (1542-44), Риме (1545-46) и Аугсбурге (1548 и 1550-51). Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я.
Сансовино и др.), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения.
Адам и Ева
- Аллегория возрастов
Похищение Европы
Его искусство, пронизанное мужественным жизнеутверждением, отличается многогранностью, широтой охвата жизненных явлений, глубоким раскрытием драматических конфликтов эпохи. Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг.
(«Христос и грешница», Художественная галерея, Глазго; «Христос и Магдалина», Национальная галерея, Лондон; так называемая «Цыганская мадонна», Художественно-исторический музей, Вена, и др.), обнаруживают близость искусству Джорджоне, чьи незаконченные картины он в это время дописывал.
Их роднят с произведениями Джорджоне интерес к пейзажу, поэтичность замысла, черты лирической созерцательности, тонкий колорит. К середине 1510-х гг., после внимательного изучения работ Рафаэля и Микеланджело, Т. вырабатывает самостоятельный стиль.
Его образы в этот период спокойны и радостны, отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, печатью внутренней просветлённости.
- Любовь небесная и любовь земная
- Вакханалия
Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок («Любовь земная и небесная», около 1515-16, Галерея Боргезе, Рим; «Флора», около 1515, Галерея Уффици, Флоренция; «Динарий кесаря», 1518, Дрезденская картинная галерея). К этому же периоду относится и ряд портретов, которым свойственны спокойная строгость композиции, тонкий психологизм («Мужской портрет», Национальная галерея, Лондон; «Юноша с перчаткой», около 1520, Лувр, Париж).
Диана и Актеон
Конец 1510-х-1530-е гг. — новый период в творчестве Тициана, во многом связанный с общественным подъёмом в Венеции, превращающейся в 1520-30-е гг.
в один из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции.
В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям, исполненным пафоса и динамики («Вознесение Марии», около 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция)
- Флора
Юдифь с головой Олофрена
Он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен («Празднество Венеры», 1518, Прадо, Мадрид; «Вакх и Ариадна», 1523, Национальная галерея, Лондон; «Положение во гроб», 1520-е гг.
, Лувр, Париж).
Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы архитектурные фоны и бытовые детали («Введение во храм», 1534-1538, Галерея Академии, Венеция; «Мадонна семьи Пезаро», 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция; «Венера Урбинская», 1538, Галерея Уффици, Флоренция).
- Чудесное исцеление ноги
Бахус и Ариадна
Конец 1530-х-1540-е гг. — время расцвета портретного искусства Тициана.
С удивительной прозорливостью изображал художник современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство, подозрительность, лицемерие, лживость и т.д.
Наряду с одиночными он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображенных, драматизм ситуации.
Аллегория бренности (Ванитас)
С редким искусством Тициан находил для каждого портрета наилучшее композиционное решение, выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. С 1530-х гг. в каждой картине Т. находил неповторимо индивидуальное колористическое решение.
Колорит складывался из тончайших тональных оттенков, причём тщательно дифференцировались ведущие и подчинённые краски, слагающиеся из еле уловимых нюансов. Этот развитый колоризм Т. в немалой степени определяет глубочайший психологизм и эмоциональность тициановских портретов.
Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека.
- Венера с зеркалом
- Венера на леопардовой шкуре
Венера, завязывающая глаза Амуру
Венера и Адонис
Доминирующий цвет повторялся в перекликающихся с ним оттенках тела, фона, предметов обстановки.
Среди лучших портретов Тициана — «Ипполито Медичи» (1532-33), так называемый «Ла белла» (около 1536), «Пьетро Аретино» (1545) — все в Галерее Палатина, Флоренция, «Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1545-46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь), «Карл V» (1548, Старая пинакотека, Мюнхен), «Карл V в сражении при Мюль Берге» (1548, Прадо, Мадрид) и др.
- Праздник на Андросе
- Диана и Каллисто
Даная
С середины 16 в. начался поздний период творчества Тициана. В эти годы художник достиг не только вершин живописного мастерства, но и величайших глубин в истолковании мифологических и религиозных тем.
Работая последние десятилетия жизни в обстановке усиливающегося политического кризиса в Италии, Тициан нашёл в себе силы противостоять нараставшей волне клерикализма, отстаивая гуманистические идеалы Возрождения.
Драматическое начало, усилившееся в ряде поздних произведений художника, явилось откликом на острые конфликты современной действительности.
- Мать Cкорбящая (Dolorosa)
Святой Себастьян
Святой Себастьян
Сизиф
Святой Иоан Баптист в отшельничестве
Мученичество святого Лаврентия
Жизнеутверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали в этот период главной темой многих работ Т.
, отличающихся богатством колористического и композиционного решений («Даная», около 1554, Прадо, Мадрид, и Эрмитаж, Ленинград; «Венера и Адонис», 1554, Прадо, Мадрид; «Воспитание амура», около 1565, Галерея Боргезе, Рим; «Венера перед зеркалом», 1550-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон; «Похищение Европы», около 1559, Музей Гарднер, Бостон) и др.
- Воспитание Амура
- Венера Урбинская
Святая Мария Магдалина
Написанные в поздний период творчества картины Тициана на религиозные темы выражают сокровенные мысли художника о человеке, жизни, трагических жизненных коллизиях.
Действующим лицам этих картин, исполненных глубокого трагизма, присущи цельные характеры, стоическое мужество, непоколебимая воля к жизни («Св. Иероним», около 1552, Лувр, Париж; «Положение во гроб», 1559, Прадо, Мадрид; «Кающаяся Мария Магдалина», 1560-е гг., Эрмитаж, Ленинград; «Св.
Себастьян», Эрмитаж, Ленинград; «Коронование терновым венцом», Старая пинакотека, Мюнхен; «Оплакивание Христа», 1573-76, Галерея Академии, Венеция, и др.).
- Венера с кавалером играющим на органе
- Подношение Филиппа II
Троица во славе
Отличительное свойство поздних работ Тициана — их тончайший красочный хроматизм.
Мастер строит колористическую гамму, подчинённую приглушённому золотистому тону, на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блёкло-зелёного.
Поздние картины Тициана переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Манера письма художника обретает исключительную свободу. И композиция, и форма, и свет строятся с помощью красочной лепки.
Благовещение
Благовещение
Благовещение Мадонны
Мадонна с кроликом
Мадонна Гипси
Мадонна и дитя
Мадонна с младенцем
Мадонна с младенцем
Мадонна во славе
К концу жизни Т. выработал новую технику живописи. Он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами. Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалёвка, обнажая местами зернистую фактуру холста.
Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как бы обнажающих творческий процесс художника, рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма. Изобретённая Тицианом свободная манера письма оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи. Работы Т.
тщательно изучали художники различных стран и эпох — Веронезе, Тинторетто, Эль Греко, Н. Пуссен, П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Э. Делакруа, Э. Мане, В. И. Суриков и др.
Христос в Эммаусе
Динарий кесаря
«Не тронь меня «
Христос и грешница
Взятие Христа
Се человек
Несение креста
Несение креста
Бичевание Христа
- «Коронование терновым венцом»
«Коронование терновым венцом «
Распятие
Распятие Христа
Христом и Вор на Голгофе
Оплакивание Христа
Положение Иисуса во гроб
Воскресение Иисуса Христа
Воскресение Иисуса Христа
Тициан выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой. Фигуры и пейзажи изображены на них с помощью беглых, уверенных линий и мягких светотеневых контрастов.
Аллегория времени,управляемого разумом
http://www.bibliotekar.ru/Ktician/
http://titian.ru/titian-jesus/tizian4.php
Серия сообщений «Религиозная живопись»: Часть 1 — Рождество Христово ! Самый светлый праздник !!!Часть 2 — Вильям — Адольф Бугеро. Часть 5….
Часть 13 — Благовещение в картинах, иконах… разных художников и эпох..
Часть 14 — В этот день самый лучший подарок – Вербных веточек скромный букет..Часть 15 — Итальянский живописец венецианской школы эпохи Возрождения -Тициан
Часть 16 — Немецкий живописец и график эпохи ВозрожденияЛукас Кранах Старший
Часть 17 — Знаменитый фламандский живописец — Антонис ван Дейк….
Часть 22 — Иллюстрации к Библии (Biblische Bilder). Ветхий Завет|Юлиус Шнорр фон Карольсфельд
Часть 23 — Мария Магдалина (живопись)Часть 24 — Ватикан. Сикстинская капелла Серия сообщений «Итальянская»: Часть 1 — Леонардо да Винчи. Часть 3.Часть 2 — Леонардо да Винчи. Часть 2….
Часть 13 — Сандро Боттичелли
Часть 14 — Рафаэль СантиЧасть 15 — Итальянский живописец венецианской школы эпохи Возрождения -Тициан
Часть 16 — Итальянский живописец венецианской школы эпохи Возрождения -Тициан Часть 2.
Часть 17 — Итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт Микеланджело БуонароттиЧасть 18 — Величайший итальянский художник эпохи Возрождения Беллини Часть 1Часть 19 — Величайший итальянский художник эпохи Возрождения Джованни Беллини Часть 2
Источник: https://kolybanov.livejournal.com/6512909.html