Урок анатомии, рембрандт, 1632

«Урок анатомии доктора Тульпа» (1632) — картина Рембрандта.

Сюжет

Личности двух человек на этом портрете известны. Один из них — доктор Николас Тульп, который показывает собравшимся устройство мускулатуры руки человека.

Другой — труп: Арис Киндт по прозвищу Младенец, настоящее его имя было Адриан Адрианзон. В своё время он тяжело ранил в Утрехте тюремного охранника и в Амстердаме избил и ограбил человека.

За это 31 января 1632 года он был повешен и передан для публичной аутопсии амстердамской гильдии хирургов.

Подобные открытые анатомические уроки были обычным явлением не только в Нидерландах но и по всей Европе. Они проходили только раз в году, обычно в зимние месяцы, чтобы тело лучше сохранялось, носили торжественный характер и длились как правило несколько дней. Зрителями были коллеги по цеху, студенты, уважаемые граждане и простые горожане.

Групповой портрет гильдии

Урок анатомии, Рембрандт, 1632

Глаза обоих хирургов говорят о жгучем интересе к устройству человеческого тела.

Урок анатомии, Рембрандт, 1632
Анатомический театр в Лейдене

Аутопсии проходили в анатомических театрах, имевших круглую форму с поднимающимися кверху рядами. Стол с телом, стоящий в центре театра, был хорошо виден с любого места. Об амстердамском Teatrum Anatomicum известно немного, Рембрандт лишь обозначил его на своем полотне. Наполненное зрителями помещение можно представить на месте наблюдателя.

Тульп обладает более высоким саном в сравнении с остальными персонажами, он один изображен на картине в шляпе. Скорее всего остальные собратья по цеху не имеют академического образования. Может быть они совместно финансировали эту картину — групповой портрет служил прославлению изображённых на нем и украшением резиденции гильдии.

Рембрандт изобразил на своем полотне персонажи иначе, чем его предшественники. Как правило, они изображались сидящими рядами и смотрящими не на тело, а прямо на зрителя. Художник изобразил хирургов в профиль или полуоборот и сгруппировал их в форме пирамиды, причем главный персонаж расположен не на ее вершине.

Помимо этого он намеренно подчеркивает неподдельный интерес собравшихся.

Два человека наклонились вперед, их осанка и взгляды указывают на то, что они непременно хотят все увидеть как можно ближе и точнее, при этом с трудом верится в то, что оба хирурга действительно увлеклись происходящим церемониальным действом и пытаются утолить свой научный интерес. Маловероятно, чтобы собравшиеся сидели так близко к месту действа, Рембрандт сконцентрировал происходящее на узком пространстве, окружив мертвеца напряжённым вниманием и жизнью.

Аутопсия

Урок анатомии, Рембрандт, 1632

Так же, как сухожилия управляют рукой, управляет бог людьми

Удивительно, что аутопсия начата с руки. Обычно хирурги сначала вскрывали брюшную полость и вынимали внутренние органы. 24 года спустя Рембрандт написал полотно «Лекция по анатомии доктора Деймана», на котором изображено тело с открытой брюшной полостью — по существующим тогда канонам.

Это могло объясняться двумя причинами. Первая — дань Андреасу Везалию, основоположнику современной анатомии, ставшему известным благодаря исследованию анатомии руки. Вторая — изобразив руку, художник мог легче привнести религиозное послание на картину. Так же, как сухожилия управляют рукой, управляет бог людьми. Наука должна была доказывать людям могущество бога.

Доктор Николас Тульп

Урок анатомии, Рембрандт, 1632

В помещении иметь привилегию носить головной убор всегда было признаком принадлежности к высшему обществу.

Доктора Николаса Тульпа на самом деле звали Клаусом Пиетерзоном, он родился в 1593 и умер в 1674 году. Фамилия Тульп берет свое начало из родительского дома, где когда-то был аукцион по продаже цветов.

Тульп принадлежал к верхушке амстердамского общества, несколько раз он был амстердамским бургомистром. Во время написания полотна он входил в городской совет и был прелектором (президентом) гильдии хирургов.

Тульп был практикующим врачом в Амстердаме, анатомия была одной из областей, в которых он специализировался. Рембрандт подчеркнул его особое положение тем, что изобразил его в стороне от сидящих плотно друг к другу хирургов.

Кроме того художник изобразил Тульпа единственного в шляпе — в помещении иметь привилегию носить головной убор всегда было признаком принадлежности к высшему обществу.

Тело Ариса Киндта

Урок анатомии, Рембрандт, 1632

Рембрандт изобразил лицо Ариса Киндта наполовину покрытое тенью, как будто в полумраке видна ombra mortis — тень смерти.

Художники до Рембрандта обычно изображали лицо покойного прикрытым платком или стоящим перед ним человеком. Наблюдатели должны были забыть о том что перед ними находится человек, которого расчленяют на их глазах.

Рембрандт придумал промежуточное решение — он изобразил его лицо наполовину покрытое тенью. Типичная для Рембрандта игра на контрасте света и тени, как будто в полумраке видна ombra mortis — тень смерти.

Хотя Доктор Тульп и является центральным персонажем, тело Ариса Киндта занимает б́ольшую площадь на полотне.

На него падает также основной свет, его нагота и окоченелость отличают его от изображенных на картине людей.

Кажется что Рембрандт лишь затем так близко изобразил хирургов и придал такую динамику полотну, чтобы подчеркнуть тем самым неподвижность тела, сделать осязаемой его мёртвость.

Интересные факты

Скорее всего, первоначально на картине были изображены шесть человек, а крайний слева и самый верхний дописаны художником позднее. Также список с именами собравшихся, находящийся в руках одного из зрителей, появился позже — сегодня он облегчает идентификацию.

Картина подписана Rembrandt f[ecit] 1632. Первый раз подписывает Рембрандт картину своим именем а не инициалами RHL (Рембрандт Хармезон из Лейдена) что является признаком его растущей известности.

Последние исследования голландских ученых показывают несколько несоответствий в изображении рассечённой руки на картине Рембрандта и рассечением руки проведенным учеными. [1]

Ссылки

Литература

Галерея

Урок анатомии, Рембрандт, 1632

«Урок анатомии доктора Виллема ван дер Меера», 1617

Урок анатомии, Рембрандт, 1632

«Царь Камбиз и судья Сизамн», фрагмент, Жерар Давид, 1498

Урок анатомии, Рембрандт, 1632

«Лекция по анатомии доктора Деймана». Рембрандт, 1656

Урок анатомии, Рембрандт, 1632

«Анатом», Габриэль фон Макс, 1869

«Клиника Гросса», Томас Икинс, 1875

Wikimedia Foundation. 2010.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1157850

Картина недели: «Урок анатомии» Рембрандта

Итак, люди обожают трупы. Идеально, если трупы ещё и ходят — фильмы про зомби сдают лучшую кассу и в категории ужасов, и в категории комедии. Кого-то смех разбирает на похоронах, и это естественная реакция удивлённого организма на пугающее осознание собственной смертности.

Зрелище смерти увлекало и Рембрандта ван Рейна.

Ни инфернальный, но декоративный Босх, ни избегавший прямых заявлений Брейгель, ни другие герои рубрики «Картина недели», не высказывались на тему получения чувственного и умственного удовольствия столь радикально.

Удовольствие Рембрандта многосоставно и человечно, и сейчас речь пойдёт именно о нём. Об остальном Рембрандте, и об этой работе в частности, написаны тома, ведь он самый обласканный вниманием живописец-революционер классической грядки.

Урок анатомии, Рембрандт, 1632Картина написана в 1632 году, её заказали амстердамские врачи. Успешные торговцы и богачи по праву рождения заказывали натюрморты и обнажёнку, а люди, умевшие что-то делать, предпочитали изображения себя в процессе производства.

Справка о смерти

Полное название полотна — «Урок анатомии доктора Тульпа». Это не единственная картина Рембрандта с таким сюжетом: тогда писать уроки и групповые портреты было страшно модно. Врач Николас Тульп здесь главный. Долгие годы он был главным лектором и анатомом Гильдии врачей города Амстердама и очень любил, когда его писали.

Современный практикующей медик ivroz рассказывает о своём опыте общения с мертвецами и рассказ его превращается в полноценный культурологический очерк, из которого пытливый читатель, если не испугается объёма трактата, узнает почти всё о голландской медицине того времени и том, какую характеристику она получила от Рембрандта:

«Для меня, человека XXI века, выбравшего ремесло врача, этот первый «визит» вызвал глубокое душевное потрясение.

Я и большинство моих однокашников-неофитов ожидали почти мистического события: переступив через себя, мы готовились увидеть ту тонкую грань которая отделяет живое, мыслящее и чувствующее существо от бездыханной уже материи… Но с таким волнением ожидаемое это действо произошло гораздо проще, чем мы ожидали.

Не было ни экзальтированных возгласов, ни гримас отвращения, ни обмороков. Профессор несколько мрачновато и довольно сально шутил, показывая нам на наглядном примере основы строения различных органов. Осмысливая потом произошедшее, я понял, что то, первое, вскрытие явилось для меня моментом одновременного уверования и разочарования.

Вера в высшее предназначение человека – потому что уже само тело его удивительно тонко и сложно устроено, как точнейший научный прибор. И разочарования ибо тело тленно, и достаточно одного маленького сбоя, чтобы эта сложная машина перестала работать.

В королевской галерее Маурицхейс, что в Гааге, где-то между «Смеющимся мальчиком» Франса Халса, «Быком» Паулюса Поттера и «Девушкой с жемчужной сережёкой» Яна Вермера, хранится немалый холст кисти великого Рембрандта, который своей цветопередачей и композицией сразу выделяется среди всех прочих картин галереи. Картина эта, названная «Урок анатомии доктора Тульпа», совсем не похожа на радостные пасторали и светящиеся драгоценными украшениями и слезинками глаз портреты светских особ жизнеутверждающего искусства позднего Ренессанса…»


Урок анатомии, Рембрандт, 1632«Урок анатомии доктора Деймана» написан 24 года спустя, в 1656-ом

Почему вам будет легко понять Рембрандта

– на картине происходит многоступенчатый акт наслаждения. Ученики Тульпа вкушают плод от древа познания, они прокачивают головы, наслаждаясь собственной крутостью, и получают чувственное удовольствие от общения с мертвецом. Если выражаться рафинированным языком, тут имеет место незамутнённое удовлетворение одновременным торжеством эроса и танатоса;

– собравшиеся на урок доктора узнают закон, по которому функционирует тело, с одной стороны, и работу смерти с другой.

Строго говоря, вы пятилетний, отрывающий лапки жуку или голову пупсу, делали ровно то же и с тем же результатом для развития вашей личности.

И да, к садизму такие детские занятия пока не имели отношения — тревогу нужно бить, когда человеку уже 10, а не 5, и он перешёл на живность покрупней;

– на «Уроке анатомии» впервые открыты порнографические, на вкус обывателя, детали, которые были немыслимы до Ренессанса.

Анатомические театры были закрыты для широкой публики, доступ имела только элита: члены профессионального сообщества и извращённые мыслящие богачи, котором продавали билеты за очень большие деньги.

На картине человеческий труп стал предметом поп-культуры, а это большой подарок Рембрандта обществу, начинающему шевелиться в сторону сотворения богопротивного культа из человека;

– это безбожное высказывание, опять же, недопустимое во времена Лихого Средневековья. Европейцы впервые отказываются от концепции безграничного и вездесущего Бога, он больше не объясняет всего на свете.

Читайте также:  «вагон третьего класса», оноре домье — описание и видео картины

Публика начинает мыслить критически и познавать эмпирически, единая истина перестаёт существовать. И этот нарисованный труп рецидивиста Ариса Киндта очень помогает рядовому европейцу думать своей головой.

Действующие лица и их выражения

Урок анатомии, Рембрандт, 1632

Главарь сборища доктор Тульп приподнимает мышцы рассеченной руки мертвеца Киндта, бывшего при жизни преступником и много натворившего этими самыми руками. Пальцы трупа сгибаются от манипуляций с мышцами! Задача консилиума — полное разоблачение этой магии.

Урок анатомии, Рембрандт, 1632

У всех слушателей Тульпа одинаковый имидж. Ощущение такое, что их стригут в одном и том же барбершопе — прямо как принято сейчас у московских модников. Физиономии при этом отличаются разнообразим реакций: человеку справа откровенно дурно, судя по взгляду он, собственно, в гробу видел эти уроки. Левый испытывает благоговейный страх.

Урок анатомии, Рембрандт, 1632

А вот страх не тупой, а любопытный. Мужчина с рыжеватой бородой и красноватым лицом заинтересован уроком, но, похоже, мучается с перепоя, и его, конечно, посещают мысли о вечном.

Человек, которого мы видим выше, позирует Рембрандту. Рембрандт вообще первый из коллег, кто отказался от маханического изображения людей, ценного в котором было разве что портретное сходство.

Вместе с людьми он писал своё отношение к ним.

Урок анатомии, Рембрандт, 1632

Доктор явно фаворит Рембрандта. Он изображён на удивление не противным: человек, увлечённый своим делом, настоящий профессионал, просто душка, словом. И да, вы уже, наверное догадались, что Тульп — это тюльпан. Фамилия досталась врачу от древних голландских цветочников.

Урок анатомии, Рембрандт, 1632

Имя этого человека тоже известно. Его зовут Якоб Блокк и он явно самый прилежный слушатель урока, получивший от Рембрандта самую лестную характеристику. Он напряжённо следит за движениями мёртвых пальцев и чувствуется, что сознание его полностью во власти голоса Тульпа. Блокк отдувается за всех похмельных и тщеславных моделей.

Урок анатомии, Рембрандт, 1632

Если верить знатокам, перед собранием в правом углу с точки зрения наблюдателя, расположился раскрытый том атласа доктора Андреаса Везалия. Это удалось определить по фрагментам изображенного на видимой странице разъяснительного текста.

Урок анатомии, Рембрандт, 1632Anonimous/LiveJournal Media, 2016 год

Источник: https://www.livejournal.com/media/46974.html

Рембрандт .Урок анатомии доктора Тюльпа. | Волшебная сила искусства

                      Сегодня познакомимся с одной их нетрадиционных и необычных работ Рембрандта  Урок  анатомии  доктора  Тульпа ,1632 год. Картина находится в Королевском собрании картин Маурицхейс, в Гааге.

              Работа поражает не только виртуозностью исполнения и мастерством композиции… Особенностью этой картины является также документальная подлинность запечатленных на ней событий и реальность существования всех изображенных персонажей… Известны даже их имена и факты биографии.

          Это был первый крупный заказ, полученный Рембрандтом после переезда в Амстердам. На полотне (1632) запечатлено вскрытие, проведенное доктором Николасом Тульпом. Выделяющийся простым воротником, широкополой шляпой и ясным, открытым взглядом, Тульп держит щипцами сухожилия руки; другой рукой он показывает, как сухожилия сгибают пальцы — основные инструменты художника и хирурга.

          Такого рода групповые портреты были популярны среди разных товариществ и гильдий; обычно на них члены группы позировали, усевшись в один ряд.

         Сцена у Рембрандта более живая: ученики сгрудились в тесный кружок, и пока один из них держит в руках список присутствующих, а другие смотрят на раскрытый том знаменитого трактата доктора Андреаса Везалия, находящегося в правом нижнем углу, все они внимательно вслушиваются в слова доктора Тульпа. Их бледные лица и кожа трупа яркими пятнами выделяются на темном фоне.         

       Вскрытия  проходили только раз в году, обычно в зимние месяцы, чтобы тело лучше сохранялось, носили торжественный характер и длились как правило несколько дней. Зрителями были коллеги по цеху, студенты, уважаемые граждане и простые горожане.

  •            Этот групповой портрет предназначался для резиденции гильдии, где и прошел урок анатомии, расположенной в Весовой Палате,где уже находилось три подобных групповых портрета, выполненных в 1603, 1619 и 1625 годах.
  •             Следующий вклад в коллекцию гильдии Рембрандт сделает в 1656 году, когда напишет «Урок анатомии доктора Деймана» (доктор Дейман сменит Тульпа в качестве президента гильдии в 1653).      
  • В Лейдене был даже специальный анатомический театр.
  • Урок анатомии, Рембрандт, 1632
  • Анатомический театр в Лейденском университете.
  • Урок анатомии, Рембрандт, 1632

Рембрандт. Урок анатомии доктора Тульпа ,1632год.

  1. ПЕРСОНАЖИ КАРТИНЫ      .
  2. НИКОЛАС ТЮЛЬП.
  3. Урок анатомии, Рембрандт, 1632
  4.            Николаус Питерзоон (1593-1674), прозванный «доктор Тульп» из-за тюльпана, украшавшего фронтон его особняка на Кайзерграхт),был широко известен в городе и принадлежал к верхушке амстердамского общества.
  5.           Он с отличием окончил университет в Лейдене, в 1622 году был избран в городской совет Амстердама и несколько раз был даже бургомистром… В 1628 году доктор Тульп назначается прелектором (президентом) гильдии хирургов города

            В обязанности прелектора входило проведение ежегодных анатомических уроков, материалом для которых служили тела публично повешенных преступников. В то время в европейских городах аутопсия была законной, если проводилась над телами казнённых преступников-мужчин.

          Анатомические уроки проводились с согласия городского совета, и средства от сбора шли в городской фонд для совещаний и торжественных ужинов. Для членов городского советы и членов гильдии это было обязательное мероприятие, которое они должны были посещать и оплачивать входной билет.

  •                         Обратите внимание.
  •         Художник изобразил Тульпа единственного в шляпе — в помещении иметь привилегию носить головной убор было признаком принадлежности к высшему обществу.
  •          Рембрандт подчеркнул его особое положение тем, что изобразил его в стороне от сидящих плотно друг к другу хирургов.
  • ТРУП-преступник Адриен Адриензоон, по прозвищу Арис Киндт («Малыш»)…
  • Урок анатомии, Рембрандт, 1632
  • Обратите внимание.

               Хотя Доктор Тульп и является центральным персонажем, тело Ариса Киндта занимает бо́льшую площадь на полотне. На него падает также основной свет, его нагота и окоченелость отличают его от изображенных на картине людей.

           Кажется что Рембрандт лишь затем так близко изобразил хирургов и придал такую динамику полотну, чтобы подчеркнуть тем самым неподвижность тела, сделать осязаемой его мёртвость.

             Раньше художники обычно изображали лицо покойного прикрытым платком или стоящим перед ним человеком. Наблюдатели должны были забыть о том, что перед ними находится человек, которого расчленяют на их глазах. Рембрандт придумал промежуточное решение — он изобразил его лицо, наполовину покрытое тенью.

  1.           Типичная для Рембрандта игра на контрасте света и тени, как будто в полумраке видна -тень смерти.
  2.               Этот «Малыш» был родом из Лейдена… За нападение на тюремного стражника в Утрехте, разбой и избиение жителя Амстердама он был приговорен к повешению… Приговор был приведен в исполнение 31 января 1632 года…
  3.        После публичной казни палач немедленно снял тело с виселицы… Во-первых, для того чтобы избежать разложения или нападения хищных птиц, а во-вторых, чтобы защитить его от людей, которые приписывая целебные и магические силы останкам приговоренного, могли «приватизировать» части его тела…
  4. ДРУГИЕ ПЕРСОНАЖИ
  5.           Также на картине присутствуют старшины Адриан Слабран  (второй слева), Якоб де Витт  (склонился над трупом, вглядываясь в мышцы руки); лекари Якоб Колевелт  (первый слева), Маттейс Калкун (рядом с Витом), Франс ван Лунен  (наверху), Якоб Блок (перед ним), Харман Харманс  (с листком в руке)
  6. На листке написаны имена всех присутствующих.
  7. Урок анатомии, Рембрандт, 1632
  8. Глаза хирургов говорят о жгучем интересе к устройству человеческого тела.
  9.          Обычно вскрытие начиналось с брюшной полости, но Рембрандт (исходя из художественных соображений) попросил Тульпа начать с кисти руки…
  10. Урок анатомии, Рембрандт, 1632
  11.             Аутопсия на полотне изображена не реалистично — типичное вскрытие начиналось с извлечения желудка, печени и селезёнки.

         Рентгеновское исследование картины показало, что кисть руки была дорисована позднее: вместо нее на первоначальной картине была культя, так как ворам перед казнью отрубали правую руку. Левая рука не соответствует размерам тела и, вероятно, тоже была пририсована позже.Правая рука короче левой.

    Возможно, изобразив руку, художник мог легче привнести религиозное послание на картину: так же, как сухожилия управляют рукой, управляет Бог людьми. Согласно представлениям того времени, наука должна была доказывать людям могущество Бога.  

ОСОБЕННОСТИ КАРТИНЫ.

            Картина подписана Rembrandt f1632. Первый раз подписывает Рембрандт картину своим именем, а не инициалами RHL (Рембрандт Харменс из Лейдена) что является признаком его растущей известности.

  •           Первоначально у Франса ван Лунена, стоящего сзади, была шляпа, но потом шляпу убрали, возможно по просьбе Тульпа, от неё осталась лишь тень.
  •            Скорее всего, первоначально на картине были изображены шесть человек, а крайний слева и самый верхний дописаны художником позднее.
  •            Список с именами собравшихся, находящийся в руках одного из зрителей, появился позже, изначально на нем был набросок мускулов руки .                            
  • СУДЬБА КАРТИНЫ

                 Двести лет картина висела в Весовой Палате Амстердама. В 1817 году директор Рейксмузеума Корнелис Апостол обратился к властям с предложением переместить картину из сырого, плохо подходящего помещения в Рейксмузеум. В результате его усилий она в 1828 году была продана в собственность Королевства Нидерландов.

            Финансирование сделки было осуществлено в том числе и за счет продажи картин из Рейксмузеума. Однако старания Апостола оказались напрасными. Король Вильям I решил, что «Урок анатомии» будет находиться в Гааге, в основанном в 1822 году Маурицхёйсе.

Источники.

http://www.antik-forum.ru/forum/showthread.php?t=16701

http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-rembrandta-urok-anatomii-doktora-tulpa/

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1157850

https://ru.wikipedia.org/wiki/%            

Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/3470956

Рембрандт и медицина: Урок анатомии доктора Тульпа, Урок анатомии доктора Деймана

Заказ на групповой портрет – самый почетный и выгодный, какой мог выпасть на долю голландского художника XVI-XVII в.

Читайте также:  Картина «последний день помпеи», 1833, брюллов

Рембрандт получил задание изобразить лекцию по анатомии руки популярного в Амстердаме врача, доктора Тульпа, прочитанную в конце 1631-го года перед членами амстердамской гильдии хирургов, с демонстрацией на трупе казненного преступника Ариса Кинтда (тяжело ранил в Утрехте тюремного охранника и в Амстердаме избил и ограбил человека. За это 31 января 1632 года он был повешен и передан для публичной аутопсии амстердамской гильдии хирургов).

Урок анатомии, Рембрандт, 1632

Подобные открытые анатомические уроки были обычным явлением не только в Голландии, но и по всей Европе. Они проходили только раз в году, обычно в зимние месяцы, чтобы тело лучше сохранялось, носили торжественный характер и длились как правило несколько дней.

В Голландии того времени подобная анатомическая демонстрация служила общественным развлечением. Ей предшествовала публичная казнь преступника, чей труп поступал в анатомический театр, а позже, вечером, гильдия хирургов устраивала банкет и факельное шествие.

Стремясь зафиксировать все индивидуальные особенности портретируемых, художники точно следовали натуре и давали несколько застывшее изображение с тщательной реалистической передачей черт лица и костюмов, единственным украшением которых были белые воротники. Главное, что интересовало художников – достигнуть портретного сходства. Таким образом, эти мастера изображали своих героев механически, ничего в них не изменяя, подобно современным фотографам.

По-иному подошел к раскрытию темы Рембрандт, внесший в нее активность самого способа изображения. Картина Рембрандта “Урок анатомии” (длина двести семнадцать, высота сто шестьдесят три сантиметра), решена в скупой черно-белой гамме, слегка расцвеченной оттенками желтовато-коричневого цвета.

Поток света от зрителя, как бы проникая сквозь прозрачную пленку изобразительной поверхности картины, вливается в полутемную аудиторию. В глубине виднеются очертания слабо освещенной внутренней арки помещения, сдвинутой от главной вертикальной оси изображения влево.

Еще сильнее влево сдвинута группа семерых врачей на первых планах; они слушают лекцию.

Полукольцом, изгибающимся вглубь левой половины картины, эти бородатые медики с обнаженными головами, окаймленными снизу белоснежными жабо (роскошными кружевными воротниками), обступили стоящий по диагонали, направленной из правого нижнего угла картины, невысокий дощатый стол, накотором лежит на спине обнаженный труп.

Его бедра слегка прикрыты белой тряпкой. Рембрандт изобразил персонажи иначе, чем его предшественники. Как правило они изображались сидящими рядами и смотрящими не на тело, а прямо на зрителя. Художник изобразил хирургов в профиль или полуоборот и сгруппировал их в форме пирамиды, причем главный персонаж расположен не на ее вершине.

У Рембрандта аутопсия начата с руки, хотя обычно хирурги сначала вскрывали брюшную полость и вынимали внутренние органы. Это могло объясняться двумя причинами.

Первая — дань Андреасу Везалию, основоположнику современной анатомии, и его исследованию анатомии руки. Вторая — религиозное послание: так же, как сухожилия управляют рукой, управляет Бог людьми.

Наука должна была доказывать людям могущество Бога.

Урок анатомии, Рембрандт, 1632

Единым чувством объединены слушатели доктора Тульпа, стоящего справа от главной вертикали картины, за ногами трупа, и демонстрирующего сухожилия и мускулы на препарированной левой, дальней от зрителя, руке свежего покойника.

Оттянув похожим на ножницы металлическим пинцетом, который он зажал в пальцах правой руки, ярко-желтую мышцу, которая управляет движениями пальцев, другой рукой он показывает, как действует эта мышца – и действительно, сейчас растопыренные ярко-красные пальцы мертвеца согнутся.

Заинтересованные действиями и словами ученого доктора, слушатели сравнивают вскрытую ниже локтя руку Ариса Киндта с рисунками из громадного анатомического атласа Везалия, раскрытого на нужной странице. Атлас – толстая книга – находится рядом с нами, в правом нижнем углу картины, в ногах покойника.

Корешком книга опирается на правую часть рамы, а рисунками повернута к медикам, поэтому нам видны не рисунки, а только часть разъяснительного текста на соседней странице.

Итак, все семеро участников демонстрации изображены слева от главной вертикали полотна; все они одеты и пострижены по единой моде – короткие, зачесанные назад волосы, усы, бородка клинышком.

Но физиогномические опыты ранних лет помогли Рембрандту показать своеобразную реакцию каждого из врачей.

Подчеркивая напряженное внимание слушателей и обособляя фигуру ученого, Рембрандт как бы героизирует и участников портретной группы, и само объединившее их событие, придавая ему оттенок героической значимости.

Урок анатомии, Рембрандт, 1632

И, однако, Рембрандту и здесь еще не удается окончательно добиться цели. Стремясь создать иллюзию полной реальности, художник делает участником события самого зрителя. Мы как бы входим в аудиторию во время лекции, и двое из слушателей – первый и пятый от Тульпа, оба на дальнем плане – оглянулись в нашу сторону.

Застыл в центре заднего плана в искусственной позе, как бы привставая с загороженного другими сидения, ближайший к доктору персонаж – Гартман Гарманс; он приподнимает руку с зажатым в нем листом бумаги, демонстрируя нам список врачей, изображенных на картине.

Порывисто наклонился вправо, поближе к трупу, третий от Тульпа врач, Якоб де Витт, но его взгляд говорит о размеренной, спокойной задумчивости, никак не соответствующей положению его подавшегося вперед туловища.

Отсутствующим взглядом взирает на нас Франс ван Лунен – пятый ученик, если считать влево от доктора; Лунен, находящийся позади и выше всех, по-видимому, не стоит, а сидит на верхней скамье.

Зато во втором от доктора слушателе при внимательном взгляде уже с полной ясностью обнаруживается та отдаленная перспектива, тот оттенок чего-то живого и неуловимого, неопределенного и пламенного, что составляет сущность гения Рембрандта.

Мы видим только его голову.

Все остальное серо, затушевано, да и само лицо превосходно построено без видимых контуров, оно как бы вылеплено изнутри и насквозь проникнуто той особенной, бесконечно тонкой жизнью, которую один Рембрандт умел открыть под внешней оболочкой вещей.

Урок анатомии, Рембрандт, 1632

Этого персонажа зовут Якоб Блокк. Он очень живо, остро реагирует на рассказ Тульпа, зорко, пытливо следит его тревожный взгляд за движением руки профессора, выдавая цепкую работу мысли и остроту восприятия.

Это единственный в картине до конца удавшийся образ.

Именно выразительное лицо Блокка, помещенное Рембрандтом немного левее самого центра изображения, создает впечатление той общей увлеченности аудитории, которая возникает при первом взгляде на картину.

Другая, безусловно живая фигура картины, одна из самых реальных – это доктор Тульп. В нем, насколько известно, лучше всего передано и сходство.

Доктор Николас Тульп выделяется среди героев картины своим широким силуэтом, свободным, изящным, профессионально уверенным жестом рук. На нем широкополая темная шляпа – символ, возвышающий его над окружающими; у него красивое лицо с закрученными темными усиками и остроконечной бородкой.

И воротник у него не такой, как у остальных – не пышное жабо, доходящее до плеч, но сравнительно узкий прямоугольный отложной воротничок с таким же четким контуром, как и такие же ослепительно белые отложные манжеты. Тульп деловит, сдержан, предельно точен и в то же время оживлен и уверен.

Но даже доктор Тульп, несмотря на его внешнюю оживленность, несмотря на одухотворенность, которую легко прочесть в его широко раскрытых карих глазах, даже он несколько противоречит психологии картины – он не смотрит ни на слушателей, ни на труп, ни на вошедшего зрителя, ни на свои руки.

Урок анатомии, Рембрандт, 1632

До Рембрандта художники обычно изображали лицо покойного прикрытым платком или стоящим перед ним человеком. Наблюдатели должны были забыть о том что перед ними находится человек, которого расчленяют на их глазах. Рембрандт придумал промежуточное решение — он изобразил его лицо наполовину покрытое тенью. Как будто в полумраке видна ombra mortis — тень смерти.

Хотя Доктор Тульп и центральный персонаж, тело Ариса Киндта занимает большую площадь на полотне. На него падает также основной свет, его нагота и окоченелость отличают его от изображенных на картине людей. Кажется что Рембрандт лишь затем так близко изобразил хирургов и придал такую динамику полотну чтобы подчеркнуть тем самым неподвижность тела, сделать осязаемой его мертвость.

Принесший славу Рембрандту “Урок анатомии” был во многом произведением новаторским. Рембрандт впервые задумывает групповой портрет как некое драматическое событие, основанное на полном единстве переживаний и тесном взаимодействии всех действующих лиц.

Картина воспринимается не как тщательно задуманный по композиции групповой портрет, а как убеждающий непосредственностью жизненный эпизод.

“Урок анатомии” одним ударом проливает на талант Рембрандта полный свет, подобный тому, каким Рембрандт осветил действующих лиц этой картины.

Трагичной была судьба другого заказа, полученного Рембрандтом. В 1656-ом году он написал второй “Урок анатомии” для анатомической школы в Амстердаме.

Но в 1723-ем году, немногим более чем через полстолетия после смерти художника, пожар уничтожил всю верхнюю часть картины; уцелевший фрагмент хранится теперь в Амстердаме (его длина сто тридцать четыре, высота сто сантиметров). Этого фрагмента достаточно, чтобы судить о том, как далеко ушел Рембрандт от своей ранней “Анатомии доктора Тульпа”.

Он производит страшное впечатление. На заднем плане мы видим одетого во все черное профессора Деймана, лицом к нам; между Дейманом и нами распростерт, к нам ногами, ужасный труп, на который смерть наложила свою зеленовато-синюю печать.

Урок анатомии, Рембрандт, 1632

Труп лежит в резком ракурсе, перпендикулярно к изобразительной поверхности картины, головой в глубину; ракурсом в искусстве называется перспективное сокращение фигур или предметов.

Этот термин применяется для обозначения особенно сильных сокращений, возникающих при рассматривании фигур или предметов с необычных, как правило, очень близких точек зрения, когда какая-нибудь сторона предмета оказывается гораздо ближе к зрителю, чем другая.

В этих случаях вид предмета, рассматриваемого даже в фас, фронтально, не имеет ничего общего с ортогональной проекцией, то есть с контурами его сечения плоскостью.

В соответствии с очень близким расстоянием от зрителя передние части предмета непропорционально увеличиваются; так с очень близкой точки зрения передние ножки стола оказываются во много раз больше, чем задние. Так и во втором варианте “Урока анатомии”.

Из-за специально выбранной художником точки зрения, при которой труп лежит почти на уровне глаз зрителя, и его ступни слева и справа от нас находятся так близко, что, кажется, прикасаются к изобразительной поверхности изнутри, получается впечатление, что каждая из этих ужасных ступней по размерам больше, чем видимая в глубине между ними голова. Другим следствием этой точки зрения является иллюзия, что длина трупа в глубину почти такая же, как и его ширина.

Читайте также:  Картина "дорога из версаля в лувесьенн", 1870, писсарро

С безжалостной откровенностью художник фиксирует внимание зрителя на огромных, нескладных, пальцами вверх, ступнях трупа. На небрежно прикрытой простыней красной дыре его живота, из которого удалены внутренности.

На перевернутой ко лбу коже его черепа, подчеркивая полную застылость этого красно-рыжего от вытекшей крови мертвого куска материи. Но Дейман приподнял над трупом его голову и, работая внутри нее хирургическими ножницами,обратил ее лицом к зрителю, как на портрете.

Если мы присмотримся внимательнее к лицу трупа, на котором обнажены бледные полушария головного мозга, а по бокам вместо волос свисает снятая с черепа кожа, если мы вглядимся в его глубоко запавшие, словно взирающие пристально на нас глаза, в его крепко сжатые губы, то мы с содроганием прочитаем в них выражение упорства и страдания.

Этот контраст мертвого тела и живого духа человека, незаметный для профессора и стоящего слева участника демонстрации, но хорошо видимый зрителю, был сознательно задуман Рембрандтом.

Жестокая физиология смерти отступает перед ее духовным смыслом – философским и моральным. Это позволяет художнику в таком мотиве, как исследование хирургами трупа казненного преступника и сецирование его черепа, выявить его человечность, а, следовательно, и этическую значимость.

webhnd.com по следам medicusamicus.com

Источник: http://webhnd.com/hnd/rembrandt-i-medicina-urok-anatomii-doktora-tulpa-urok-anatomii-doktora-dejmana/

Урок анатомии доктора Тульпа. Рембрандт Харменс ван Рейн

Исследователи ломают копья, рассуждая, почему доктор Тульп вопреки традиции рассек не брюшную полость, а левое предплечье. Вполне возможно, что в действительности прозектор начал, как и было заведено, с извлечения внутренних органов, но Рембрандт сделал выбор в пользу художественности.  

Бытовой жанр появился в живописи еще с античных времен, причем изначально художники уделяли внимание не только веселым жанровым сценкам с танцами, застольями, сватовством, бобовыми королями, вдовушками и гусарами, но и ЗОЖу с его спортом, диетами, булимией, термам с гетерами, врачам, больным и даже прозекторам.

Наверное, самая известная работа на медицинскую тему, с ходу приходящая на ум, — это «Урок анатомии доктора Тульпа» Рембрандта Харменса ван Рейна. О ней и поговорим.

Рассечение и изучение человеческого тела долгое время было под запретом, кто-то тренировался на свиных тушах, кто-то уходил в ночь копать гробы, а кто-то ждал зимы, чтобы купить билет и насладиться анатомической демонстрацией, проходящей в торжественной обстановке на глазах у почтенной публики. Чаще всего такие представления давались в анатомических театрах сразу после публичной казни осужденного преступника, после чего зрители, порадовав себя видом кишок, отправлялись гулять по городским улицам, заканчивая долгий день плотным ужином.

Голландия, 17 век. Молодая независимая страна, избавившаяся от протектората Испании и принявшая протестантизм.

Что творится в художественном мире при этом? Церковь как основной заказчик уходит, с аристократией в Голландии туго, основной класс в стране — буржуазия, поэтому художники из «служителей истины путем красоты» становятся обычными работягами, не хуже мясников, барберов, коучей и бьюти-блоггеров. Уже не восторженный покровитель платит мастеру, а художник начинает писать для рынка, и рынок диктует свои условия.

Урок анатомии, Рембрандт, 1632

Уроки анатомии доктора Тульпа. Рембрандт Харменс ван Рейн.

Но есть и исключения: заказные портреты, парные и групповые, причем групповой портрет как жанр получает развитие только в Голландии. Запечатлеть огромное количество людей, объединив их друг с другом да еще и со зрителем, не упустив портретных черт, — художники других стран просто боялись брать такие заказы.

Это было дорогим удовольствием, поэтому их обычно заказывали члены гильдий. Одетые в одинаковую одежду, с одинаковыми стрижками или бородками эти профсоюзные работники кажутся родными братьями. Фирменный стиль 17 века выделял лишь руководителя гильдии.

Орлиный коготь, как в работе Дирка Якобса, шляпа – как на голове доктора Тульпа.

Доктор Клас Питерсзон, сменивший имя на доктор Тульп, врач-«тюльпан», и возглавлявший Амстердамскую гильдию хирургов, среди многочисленных портретистов города, выбрал неизвестного тогда еще художника, за год до этого приехавшего из родного Лейдена в столицу.

Молодой живописец, запросивший, по-видимому, небольшие деньги за столь престижную работу, должен был запечатлеть процедуру публичной аутопсии 1632 года. Об этой картине, обеспечившей Рембрандта крупными заказами и сделавшей его популярным, написано довольно много.

Исследователи ломают копья, рассуждая, почему доктор Тульп вопреки традиции рассек не брюшную полость, а левое предплечье. Вполне возможно, что в действительности прозектор начал, как и было заведено, с извлечения внутренних органов, но Рембрандт сделал выбор в пользу художественности.

В правом нижнем углу картины трактат Андреаса Везалия, современника Парацельса и основоположника анатомии. Известен его портрет, созданный Яном Стефаном ван Калькаром, учеником Тициана. На нем Везалий рассекает кожу предплечья, обнажая мышечную ткань. Может быть, именно поэтому Рембрандт и изобразил то же самое, отдавая дань первому анатому.

Кроме того, он не только отказался от сложившегося канона в изображении подобных сцен, когда сидящие рядами хирурги смотрели на зрителя, а не тело, но и несколько изменил свой собственный первоначальный замысел.

Так, он добавил двух дополнительных персонажей, убрал шляпу, символ респектабельности, на лист бумаги в руках одного из хирургов вместо анатомических штудий поместил список участников, благодаря которому мы можем назвать имена всех изображенных на полотне.

Еще он дописал правую кисть, хотя ее отрубали у преступников, осужденных за воровство.

Урок анатомии, Рембрандт, 1632

Уроки анатомии доктора Деймана. Рембрандт Харменс ван Рейн.

Интересно сравнить работу молодого мастера с его же полотном на ту же тему, но созданным 24 года спустя. Это тоже «Урок», но теперь его проводит преемник Тульпа – доктор Дейман.

К сожалению, говорить об этом произведении сложно – картина сильно пострадала во время пожара, но сохранившийся фрагмент даже словно выиграл от этого. Доктор, сам оставшись без головы, проводит трепанацию черепа, ассистент держит в руках крышку черепной коробки, брюшина тела мертвого висельника рассечена.

Более реалистично – да, но при этом сколько динамики появляется в работе благодаря ракурсу.

Пламя уничтожило остальных участников картины, но расположение тела вдоль вертикальной оси, попросту говоря, пятки, сунутые прямо под нос зрителю, роднят заказной портрет с «Мертвым Христом» Андреа Мантеньи, художника эпохи Возрождения.

Форумы пестрят обсуждениями из серии: «Как так можно? Где квадратный пронатор, локтевой пучок, карпальный канал? При таком натяжении сухожилий пальцы и кисть неизбежно бы согнулись». Но, обсуждая живопись, важно помнить, что картину не нужно препарировать, картиной нужно наслаждаться.

Источник: https://ihospital.ru/ru/media/117/

Урок анатомии доктора Тульпа

  • Рембрандт — Урок анатомии доктора Тульпа.
  • Год создания: 1632
  • Холст, масло.
  • 169,5 х 216,5 см
  • Маурицхёйс, Гаага

«Урок анатомии доктора Тюльпа» (1632) — картина Рембрандта. Центральная фигура картины — доктор Николас Тульп, который показывает собравшимся устройство мускулатуры руки человека.

Труп — Адриаан Адриаанс по прозвищу Арис Киндт (Малыш). В своё время он тяжело ранил в Утрехте тюремного охранника и в Амстердаме избил и ограбил человека. За это 31 января 1632 года он был повешен и передан для публичной аутопсии амстердамской гильдии хирургов.

Также на картине присутствуют старшины Адриан Слабран (Adraen Slabran) (второй слева), Якоб де Витт (Jacob de Witt) (склонился над трупом, вглядываясь в мышцы руки); лекари Якоб Колевелт (Jacob Koolvelt) (первый слева), Маттейс Калкун (Mathijs Kalkoen) (рядом с Витом), Франс ван Лунен (Frans van Loenen) (наверху), Якоб Блок (Jacob Blok) (перед ним), Харман Харманс (Hartman Hartmansz.) (с листком в руке).

Подобные открытые анатомические уроки были обычным явлением не только в Нидерландах, но и по всей Европе. Они проходили только раз в году, обычно в зимние месяцы, чтобы тело лучше сохранялось, носили торжественный характер и длились как правило несколько дней. Зрителями были коллеги по цеху, студенты, уважаемые граждане и простые горожане.

Почти два столетия картина провисела там, где и была написана, в Весовой Палате Амстердама. В 1817 году директор Рейксмузеума Корнелис Апостол обратился к властям с предложением переместить картину из сырого, плохо подходящего помещения в Рейксмузеум.

В результате его усилий она в 1828 году была продана в собственность Королевства Нидерландов. Финансирование сделки было осуществлено в том числе и за счет продажи картин из Рейксмузеума. Однако старания Апостола оказались напрасными.

Король Вильям I решил, что «Урок анатомии» будет находиться в Гааге, в основанном в 1822 году Маурицхёйсе.

Описание картины Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа»

Вскрытие трупов и их анатомическое изучение было очень распространенным действием в Европе в первой половине XVII века.

Это действо собирало большое количество докторов и хирургов, иногда к ним присоединялись простые горожане. Именно такое публичное ознакомление с анатомией человеческого тела стало сюжетом картины Рембрандта.

Медики столпились у стола анатома, на котором расположено тело, их внимание сосредоточено на препарированной руке.

Год создания картины 1632. Доктор анатомии Николас Тульп стал центральной фигурой. Коллеги доктора, имена которых сохранились в истории: Слабран, де Витт, Колевелт, Калкун, ванн Лунен, Блок и Харманс также изображены на холсте. Не кануло в лету и имя того человека, тело которого лежит на анатомическом столе. Это Адриан Адрианс, вор и грабитель.

Его приговорили к казни через повешение, после чего и была проведена аутопсия — патологоанатомическая процедура, посмертное вскрытие и исследование тела. В Амстердамской гильдии хирургов такие публичные вскрытия проходили раз в год, все желающие могли присутствовать.

Художники приглашались отдельно – их задача состояла в том, чтобы запечатлеть искусность работы медиков.

Особенно тщательно Рембрандт прорисовал исследуемый труп, указывая этим на интерес, с которым доктора изучают анатомию, внутренние органы тела человека. Доктор Тульп сосредоточил свое внимание на руке трупа, максимум света на холсте именно здесь.

Сейчас стало известно, что художник впоследствии доработал картину, дорисовав руку. Изначально кисти руки на холсте не было, ее отрубили вору перед казнью по заведенному в те времена порядку.

Основными на картине являются темные краски, но фигуры и лица выписаны четко.

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Urok_anatomii_doktora_Tulpa/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector