Цветы в стеклянной вазе и фрукты, ян давидс де хем

             Пришло время взглянуть на работы Яна Давидса де ХЕМА.Он был учеником Бальтазара ван дер Аста.  Де Хема многие признают величайшим мастером натюрморта в Голландии. В третьей четверти ХVII века Ян Давидс де Хем является центральной фигурой в живописи фруктов и цветов.                    

Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем

Ян Давидс де Хем 1606-1684гг.Автопортрет.    

              Детальность изображения  он соединял с блистательным выбором цветовой гаммы и утончённым вкусом в построении композиции.

Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем

Натюрморт с цветочной вазой. Ок. 1645.

  •              Он писал цветы в букетах и вазах, в которых часто порхают бабочки и насекомые, цветочные венки в нишах окна , гирлянды фруктов, натюрморты с наполненными вином бокалами, виноградом и другими фруктами и продуктами.
  • Иногда цветы и фрукты свисают гроздьями и подвязаны лентой.
  • Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем
  • Букет цветов и фруктов.

                 Хем мастерски использовал возможности цвета и добивался высокой степени прозрачности, его изображения неодушевлённой природы отличаются полной реалистичностью. Полотна его кисти находятся в почти всех крупных картинных галереях.

Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем

 Богато накрытый стол и попугай

             Нидерландский живописец. Родился в Утрехте.Работал в Лейдене, Антверпене, в Утрехте. Картины де Хема крупного горизонтального формата с изображением праздничных столов, архитектуры и условного пейзажа заставлены дорогой утварью и предметами щедрой трапезы.

  1. Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем
  2. Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем
  3. Гирлянда цветов и фруктов с портретом князя Вильгельма III Оранского 
  4.         Типичное для голландских мастеров натюрморта понимание единства светотеневой и живописной среды (Питер Клас, Виллем Хеда) соединилось в творчестве Яна Давидса де Хема с чисто фламандским тяготением к изобилию и роскоши земных благ.Одними из лучших натюрмортов считаются:
  5. Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем
  6. «Натюрморт с десертом», 1640, Музей Лувр, Париж;

Этот натюрморт очень нравился Анри Матиссу. Он сделал из него две копии.

      Изобилие фруктов и экзотических угощений перемежается с набором богато украшенных кубков, кувшинов, винных бутылок на пышно накрытом столе. Это роскошное зрелище светится расточительными, щедрыми, чувственными красками и хотя и выглядит случайным, в действительности скомпоновано с великим тщанием.

  •                          Эта картина являет чистое празднество чувств.
  • Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем
  • «Натюрморт с лобстером», 1634, Городской музей, Штутгарт;
  • Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем
  • «Натюрморт с ветчиной, омаром и фруктами», около 1660, Амстердам, Рейксмузеум).
  • ДРУГИЕ НАТЮРМОРТЫ:
  • Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем
  • Натюрморт с фруктами и омаром.
  • Ваза с цветами.

Гирлянда из фруктов и цветов.Деталь.

  1. Ваза с цветами.
  2. Фрукты.

        Его натюрморты наполнены воздухом и диагонально струящимся светом.Он любил изображать пышные букеты или шикарные композиции из цветов и фруктов. 

  • Цветочный букет в стеклянной вазе,
  • Большой натюрморт с птичьим гнездом.
  •                Наделенные тонким чувством колорита, роскошные букеты де Хема не только дарили эстетическое наслаждение, но и погружали современного  зрителя в мир многозначных символических образов, связанный с идеей бренности, скоротечности всего земного, цветения и увядания, жизни и смерти
  • Натюрморт
  • Натюрморт с попугаями, цветами и фруктами
  •       Натюрморты художника впечатляют своим изобилием и роскошью, гармонично сочетающейся со светотеневым единством живописной среды. 
  • Натюрморт с цветами и  фруктами.
  • Стеклянная ваза с цветами, включая розы, тюльпаны, и репейник,  улитку, бабочки и гусеницы.
  • Фруктовая кмпозиция
  •  Натюрморт с музыкальными инструментами  

            Соединив фламандскую точность с  геометрической  строгостью  голландцев,  Хем  создал  оригинальный стиль, выделяющийся в традиции антверпенской школы.

Работавший вместе со своими сыновьями Яном и Корнелисом,  а  также своим внуком Давидом Корнелисом и большой мастерской, он оказал  влияние на таких художников как А.  Миньон, Я. Б.

Луст, Иорис и Ян ван Сон, Гиллеманс, Косеманс, Ян ван ден Хеке.

Источники

http://www.liveinternet.ru/users/teanika/post116714510/

http://mholland.ucoz.ru/index/jan_davids_de_khem/0-23

http://www.bibliotekar.ru/slovar-impr4/163.htm

Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/3273787

Голландская живопись — Ян Давидс де Хем

  •     Ян Давидс де Хем  ( 1606 — 1684 ) голландский
  •    живописец натюрморта родился в Утрехте. Он
  •    ученик Бальтазара ван дер Аста. Начинал рабо-
  •    тать в Лейдене, где изучал сдержанные и прос-
  •    тые работы таких мастеров, как Питер Клаас и

   Виллем Клаас Хеда. В 1636 г.

Ян Давидс де Хем

  1.    переезжает в Антверпен, где и работал продол-
  2.    жительную часть своей жизни в том же жанре
  3.    натюрморта. На его натюрмортах изображались
  4.    раскошные букеты цветов и большие, изящные
  5.    накрытые столы.
  6.          Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем

       Занимающийся студент.                           1628г.

         Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем

       Книжный натюрморт.                                1628г.

         Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем

       Цветочный натюрморт с Распятием.     1630г.

  •          Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем
  •        Натюрморт  с  омаром  и  чашкой  наутилус.
  •                  1634г.
  •         Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем

      Стол десертов.                                           1640г.

        Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем

      Натюрморт.                                                 1642г.

        Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем

      Ваза с цветами.                                          1645г.

       Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем

     Натюрморт с фруктами и омаром.1648-1649г.г. 

      Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем

    Натюрморт с цветами и фруктами.           1650г. 

      Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем

    Фрукты и цветочный натюрморт.              1650г.

    Натюрморт с очищенным лимоном.          1650г.

    Натюрморт с фруктами.                               1652г.

    Натюрморт.                                                     1653г.

    Фрукты и ваза с цветами.                            1655г.

    Натюрморт  с  фруктами,  цветами,  очками  и

    омаром.                                                            1660г.

    Натюрморт с цветами и фруктами.             1660г. 

    Букет из цветов и фруктов.                         1660г.

    Букет из цветов и фруктов.                         1660г.

    Натюрморт с цветами в стекляной вазе и с

    фруктами.                                                        1665г.

   Ваза с цветами.                                               1670г. 

                    Продолжение просмотра

Источник: https://mholland.ucoz.ru/index/jan_davids_de_khem/0-23

Художник Ян Давидс де Хем (Jan Davidsz de Heem)

Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем

Художник Ян Давидс де Хем (Jan Davidsz de Heem) родился в Утрехте в 1606 году в семье великого художника Давида де Хема.

Известно, что художник некоторое время работал в Лейдене, в 1635 году стал членом Антверпенской гильдии художников и через некоторое время стал и гражданином города Антверпена. Через 22 года Jan Davidsz de Heem вернулся в свой родной город Утрехт, но через 5 лет был вынужден вернуться в Антверпен, поскольку французские войска взяли его родной город.

Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем

Автопортрет художника

Художник Ян Давидс де Хем ещё при жизни прославился своими натюрмортами. У него получались, просто великолепно, цветы и фрукты, которые были выписаны до малейших деталей, до лучика света и тени от этого лучика.

Утонченный вкус и умение построить композицию, выбор цветовой гаммы… Так и получается – великий художник, картины которого хранятся во всех крупных галереях мира. Сегодня Яна Давидса де Хема называют одним из величайших мастеров голландского натюрморта.

  • Картины художника Jan Davidsz de Heem (Яна Давидса де Хема)
  • Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем
  • Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем
  • Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем
  • Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем
  • Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем
  • Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де ХемЦветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем
  • Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем
  • Источник
Читайте также:  Рерих николай константинович, картины и биография

Источник: https://obiskusstve.com/1478193761919437333/hudozhnik-yan-davids-de-hem-jan-davidsz-de-heem/

Ян Давидс де Хем — нидерландский живописец

Ян Давидс де Хем (нидерл. Jan Davidsz. de Heem; апрель 1606, Утрехт — 1683/1684, Антверпен) — нидерландский художник и сын художника Давида де Хеема. Предположительно ученик Бальтазара ван дер Аста.

Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем

Некоторое время художник работал в Лейдене, в 1635 г. вступил в антверпенскую гильдию художников и в следующем году стал гражданином Антверпена. Около 1667 г. он вернулся в Утрехт, откуда и был родом, а в 1672 г. бежал в Антверпен от французов, захвативших город.

Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем

Де Хем получил всеобщее признание благодаря своим великолепным изображениям цветов и фруктов. Детальность изображения вплоть до мельчайших деталей он соединял с блистательным выбором цветовой гаммы и утончённым вкусом в построении композиции.

Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем

Он писал цветы в букетах и вазах, в которых часто порхают бабочки и насекомые, цветочные венки в нишах, окна и изображения мадонн в серых тонах, гирлянды фруктов, натюрморты с наполненными вином бокалами, виноградом и другими фруктами и продуктами.

Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем

Хем мастерски использовал возможности цвета и добивался высокой степени прозрачности, его изображения неодушевлённой природы отличаются полной реалистичностью. Полотна его кисти находятся в почти всех крупных картинных галереях.

Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем

Сын Яна де Хема Корнелис, родившийся в апреле 1631 г. в Лейдене, учился живописи у своего отца, работал в Гааге и Антверпене, умер в мае 1695 г. Он писал натюрморты с цветами и фруктами в стиле своего отца.

Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем
Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем
Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем
Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем
Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем

Источник: http://dosoaftor.ru/2017/01/09/yan-davids-de-hem-niderlandskiy-zhivopisets/

Ян Давидс де Хем (Jan Davidsz. de Heem, 1606-1683|84, Dutch) — Роскошь голландского натюрморта 1

?

Category: Автор — lomovolga. Это цитата этого сообщенияЯн Давидс де Хем (Jan Davidsz. de Heem, 1606-1683|84, Dutch) — Роскошь голландского натюрморта 1

lomovolga

Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем

Ян Давидс де Хем (нидерл. Jan Davidsz. de Heem; апрель 1606, Утрехт — 1683/1684, Антверпен) — нидерландский художник и сын художника Давида де Хеема, самый значительный представитель семейства де Хемов.

Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем

Натюрморт (Still Life) 49 х 64_д..м.

Мадрид, музей Прадо

Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем

Натюрморт с серебренным бокалом 1648_46 х 65

Вена, Музей Лихтенштейн

Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем

Учился у Бальтазара ван дер Аста в Утрехте. Работал в Лейдене (1625—1636), Антверпене, где жил в 1636—1658 годах и после краткого пребывания в Утрехте в 1669—1672 годах и вторично в 1672—1684 годах.

Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем

Гирлянда фруктов и цветов в каменной нише (a festoon of fruit and flowers in a marble niche) 1675_67 х 82.5_х.,м.

Частное собрание

«>

Цветы в стеклянной вазе и фрукты, Ян Давидс де Хем

Натюрморт с рыбой, креветками, луком, лимоном, вишней и др объектами 1653_33 х 49.5_д.,м.

Частное собрание

Восприимчивый к воздействию различных художественных течений, де Хем создавал картины первоначально в духе тщательно выписанных архаичных цветочных и фруктовых натюрмортов Бальтасара ван дер Аста, затем в Лейдене обратился к жанру натюрмортов Vanitas (аллегория бренности) в манере группы художников, находившихся под влиянием Рембрандта. В Антверпене, завоевав широкую известность, сблизился с традициями фламандского натюрморта Франса Снейдерса и создателя цветочных гирлянд Даниэля Сегерса.

Натюрморт с устрицами и виноградом (Still Life with Oysters and Grapes) 1653_36.2 x 53_д.,м.

  • Лос-Анджелес, музей LACMA

Банкет (A Banqueting Scene) 1640_1641_135,3 х 185,4_х.,м.

  1. Нью-Йорк, музей Метрополитен

Гирлянда с фруктами (Garland of Fruit and) 1650-1660_60,3 x 74,7_х.,м.

  • Гаага, Королевская галерея Маурицхёйс

Роскошный фруктовый натюрморт (Sumptuous Fruit Still Life) 1650-1660_94,7 x 120,6_х.,м.

Гаага, Королевская галерея Маурицхёйс

Картины де Хема крупного горизонтального формата с изображением праздничных столов, архитектуры и условного пейзажа заставлены дорогой утварью и предметами щедрой трапезы. Типичное для голландских мастеров натюрморта понимание единства светотеневой и живописной среды соединилось здесь с чисто фламандским тяготением к изобилию и роскоши земных благ  .

  1. Натюрморт с ветчиной, омаром и фруктами 1653 (ок)_75 х 105
  2. Роттердам, музей Бойманса ван Бёнингена

Jan Davidsz. de Heem UTRECHT 1606 — 1683/4 ANTWERP STILL LIFE WITH A WHOLE AND A HALVED PEACH ON A PEWTER PLATE, TOGETHER WITH GRAPES, LEMONS AND CHERRIES, ALL ON A TABLE DRAPED WITH A GREEN CLOTH signed upper right: J. De. heem f oil on panel, the reverse branded with the panel maker's mark of François de Bout

26.2 x 38.5 cm.; 10 1/4  x 15 1/4  in.

Накрытый стол с попугаем 1650 (ок)_150.5 x 116.2

  • Вена, галерея Академии художеств

Натюрморт с лимоном, устрицей, сливами, бокалом вина и др объектами 40.1 х 52.4_д.,м.

  1. Частное собрание
  2. Натюрморт с фруктами на столе (Still Life with Lemons Pomegranates and Grapes on a Table)
  3. Частное собрание
  4. Натюрморт с десертом 1640
  5. Париж, Лувр

Jan Davidsz. de Heem UTRECHT 1606 — 1683/4 ANTWERP STILL LIFE OF FRUIT ON A PEWTER PLATE AND IN A WAN-LI KRAK PORCELAIN BOWL, A PARTIALLY PEELED LEMON AND A SPRIG OF CHERRIES ON A TABLE DRAPED WITH A GOLD-HEMMED CLOTH signed lower right on the edge of the table: J. D. de Heem f. oil on panel

11 7/8  by 16 3/4  in.; 30.3 by 42.7 cm.

Натюрморт с омаром, фруктами, стеклянными бокалами, серебряной таццей и др объектами 72.4 х 101.8_х.,м.

  • Частное собрание
  • Follower of Jan Davidsz. De Heem, 18th Century A STILL LIFE WITH A KNIFE, A PARTLY-PEELED LEMON, A COMPASS, AN OYSTER, A SWORD, SHELLS, WINE LEAVES AROUND A ROEMER OF WINE AND THE JAWBONE OF AN ASS ON A PEWTER PLATE, ALL ON A PARTLY-DRAPED TABLE, A LANDSCAPE BEYOND oil on canvas

69.4 by 109.2 cm.; 27 3/8 by 43 in.

  1. Фрукты и богато сервированный стол (Fruits et riche vaisselle sur une table) 1640_149 х 203
  2. Париж, Лувр
  3. Jan Davidsz. de Heem  (1606–1683/1684) Vanitas   1628
  4. Musée des Beaux-Arts de Caen

Jan Davidsz. De Heem UTRECHT 1606 — 1683/4 ANTWERP STILL LIFE WITH PEACHES, FIGS, PLUMS, GRAPES AND OYSTERS UPON A WOODEN TABLE TOP bears initials upper left: C.D.H.f., and with traces of signature upper right oil on oak panel

21.7 by 27. 4 cm.; 8 1/2  by 10 3/4  in.

Натюрморт с устрицами, лимоном, оловянными тарелками, опрокинутым рёмером и др объектами 1629_37.7 х 63.6_д.,м.

  • Частное собрание
  • Jan Davidsz de Heem Nachfolger Blumen und Früchtestilleben mit Hummer
  • Aschaffenburg  Schloss Johannisburg, Staatsgalerie,

 Интерьер сарая с хозяйственным инвентарем (A barn interior) 37.3 x 50.4_д.,м.

  1. Частное собрание

Натюрморт с ракушками, устрицами, фруктами, ветчиной, позолоченным кубком и др объектами 31 x 46_х.,м.

  • Частное собрание
  • After Jan Davidsz. De Heem, 17th Century A STILL LIFE WITH A LOBSTER, CRABS AND SHRIMPS ON SILVER PLATES, LEMONS, APRICOTS, BLACK AND WHITE GRAPES, PRUNES, A HAM IN A BASKET, AND A BUN TOGETHER WITH A BERKEMEIER ON A BOX AND A FLUTE, ALL ON A WOODEN TABLE DRAPED WITH A GREEN TABLECLOTH oil on canvas
Читайте также:  Пьета, или ночная революция, макс эрнст - описание

78.3 by 110 cm.

  1. Jan Davidsz. de Heem, Sumptuous still life with fruit, pie and goblets
  2. Jan Davidsz. de Heem  (1606–1683/1684)  Student in his Study   1628   oil on panel 60 cm х 81 cm
  3. Ashmolean Museum
  4. Jan Davidsz. de Heem  (1606–1683/1684)  Student in his Study (detail)   1628   oil on panel 60 cm х 81 cm
  5. Ashmolean Museum
  6.  Jan Davidsz. de Heem, Utrecht- Antwerpen 1683 oder 1684 Breakfast still life
  7. 1606
  8. Da Jan Davidsz de Heem, secolo XIX / XX NATURA MORTA CON FRUTTA, OSTRICHE E UN PAPPAGALLO (detail) olio su tela
  9. 115 x 169 cm

Накрытый стол с попугаем (деталь) 1650 (ок)_150.5 x 116.2

  • Вена, галерея Академии художеств
  • Jan Davidsz. de Heem, Utrecht 1606 — Antwerpen 1683 oder 1684 Festoon with fruit and flowers (detail) (1660 — 1670)
  • Rijksmuseum, Amsterdam

Натюрморт (Still Life) 49 х 64_д..м.

  1. Мадрид, музей Прадо
  2. ALL COLLECTION

Серия сообщений «Цветы старинный натюрморт (4)»: Часть 1 — Художник Йорис ван Сон (Joris van Son, 1623-1667, Flanders) — Натюрмортный вернисаж 1Часть 2 — Йорис ван Сон (Joris van Son, 1623-1667, Flanders) — Still Life 2…

Часть 13 — Герман Хенстенбург (Herman Henstenburgh, 1667-1726, Dutch) — Цветы, птицы и насекомые

Часть 14 — Исаак Соро (Isaak Soreau, 1604-ca.1645, Germany) — немецкий живописец Золотого века, мастер натюрморта.Часть 15 — Ян Давидс де Хем (Jan Davidsz. de Heem, 1606-1683|84, Dutch) — Роскошь голландского натюрморта 1

Часть 16 — Ян Давидс де Хем (Jan Davidsz. de Heem, 1606-1683|84, Dutch) — Роскошь голландского натюрморта 2

Часть 17 — Ян Давидс де Хем (Jan Davidsz. de Heem, 1606-1683|84, Dutch) — Роскошь голландского натюрморта 3…

Часть 32 — Художник Отто Дидрик Оттезен (Otto Didrik Ottesen, 1816-1892, Danish) — Цветочно-фруктовый натюрморт

Часть 33 — Мастер цветочных натюрмортов Франц Ксавьер Пилер (Franz Xaver Pieler, 1876-1952, Austrian)Часть 34 — Натюрморт в живописи Старых Мастеров (аукцион Sotheby's)

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/19869645.html

Маркова Наталия | Сквозь призму иносказаний | Журнал «Искусство» № 16/2006

Наталия МАРКОВА, заведующая отделом графики ГМИИ им. А,С, Пушкина Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей. Спиноза В предметах нет ничего, лишенного смысла Румер Висхер Натюрморт — это искусственно созданная человеком реальность: и потому, что он составлен из рукотворных предметов, и потому, что даже природные объекты в нем вырваны из естественных связей и поставлены в новые соотношения. Как бы естественно ни выглядела композиция, она — плод творчества художника. Некоторые вопросы наталкивали на мысль, что не все так просто с картинами голландцев. Давно было замечено, что в букетах соседствуют цветы, которые распускаются в разное время года. Если в одних случаях накрытый стол выглядит как совершенно естественно сервированный завтрак, то в других — сочетание селедки с орехами и виноградом не кажется нам столь аппетитным. Увидев нагромождение из военных доспехов, книг, скульптур и музыкальных инструментов, мы гадаем, по какой же логике объединены эти предметы и где они могли оказаться сразу все вместе: в мастерской художника? в лавке антиквара? в богатом бюргерском доме? И совсем озадачивает зрелище группы предметов, увенчанных черепом.

Ян Давидс де Хем. Фрукты и ветчина на столе. 1646. Музей искусств, Толедо

Усилиями искусствоведов многих стран в 1950–1970-е гг удалось убедительно раскрыть те идеи и аллюзии, тот утраченный для современного зрителя смысл, что содержат голландские натюрморты. Теологический принцип Средневековья, на котором основывался «скрытый символизм» нидерландских картин XV в., гласит: «всякое творение мира подобно книге и картине» ( Omnis mundi creatura Quasi liber et pictura ), и в нем содержится божественное откровение. В светской культуре Возрождения и XVII в. этот принцип не исчез, но распространился на другой круг предметов и понятий и усложнился. Реальность — при мастерском и полнокровном ее воплощении в живописи — воспринималась сквозь призму иносказаний и всевозможных символических ассоциаций. Однако принципиальное отличие от Средневековья и XV столетия заключалось в неизмеримо возросшей свободе художника и зрителя индивидуально выбирать и комбинировать толкования. Одним из ярких и характерных проявлений такой игры ума были сборники эмблем, получившие в XVI – XVII вв. необычайно широкое распространение в европейских странах, что дало основание одному из историков искусства назвать их ранней формой массовой культуры.

Герард Доу. Натюрморт в нише. 1660. Картинная галерея, Дрезден

Эмблема представляет собой своеобразный синтез искусства и литературы и имеет трехчастное строение. Во-первых, это гравированное изображение, и в качестве такового может быть выбран любой объект из окружающего мира: он призван воплотить некое высшее, сверхчувственное понятие. Во-вторых, эмблема включает краткую надпись, наподобие девиза, связанную с изображением и подающую предмет с неожиданной стороны. И в-третьих, под изображением помещается более или менее пространное пояснение, прозаическое или стихотворное; оно часто включает цитаты из античных авторов (Цицерона, Вергилия, Овидия, Горация) и из Библии. Сборники эмблем — эмблематы — были распространенным чтением образованных горожан в Голландии. Эмблематическим мышлением были пронизаны литература, поэтическое творчество — в частности, любимого поэта голландцев Якоба Катса, чьи книги также находились в каждом доме. Определение эмблемы и ее назначения, данные Катсом в предисловии к его сочинениям, помогают понять, как воспринимали эмблемы сами голландцы в XVII в.: «эмблема… это немая картина, но тем не менее способная говорить; пустяковые вещи обретают в ней немалую важность, смешные предметы оказываются при ближайшем рассмотрении не лишенными глубокой мудрости… Также скажу, что в них удается больше прочитать, чем разглядеть. И более того — больше домыслить, чем прочитать дословно. Это полезное средство для воспитания наших чувств».

Ян Ливенс. Книга, скрипка, череп и песочные часы. 1627

Следствием распространенности эмблематического мышления явилось то обстоятельство, что не только литература, но и живопись, в частности натюрмортная, стала эмблематичной. Картина могла быть прочитана, как текст. В одном из натюрмортов Питера Класа («Натюрморт с черепом», 1630–1640-е) на столе изображены погасший светильник, опрокинутый пустой стакан, открытые карманные часы, книги и лежащий на них череп. На обращенном к зрителю краю каменной столешницы вырезана стихотворная строка: Het glas is legh . De tyd is om . De keers is uyt . Den Mensch is stom , в переводе с нидерландского означающая: «Стакан опустел. Время прошло. Свеча сгорела. Человек онемел». Натюрморт предстает великолепной живописной эмблемой, говорящей о бренности жизни таким образом, что предметы буквально повторяют надпись!

Питер Клас. Натюрморт с черепом. 1630-1640- е Королевская художественная галерея, Гаага

Включение надписей в изображение — распространенный прием в голландском натюрморте, имеющий давнюю традицию: мы встречались с ним в ранненидерландских картинах, где рукописные Библии были раскрыты на страницах с повествованием об изображаемых событиях или с аллюзиями на них. Теперь тексты становятся разнообразнее, в круг цитируемых попадают современные авторы. Надписи сочиняют и сами художники и находят изобретательные приемы включения их в картину.

Яна Давидс де Хем. Натюрморт с букетом цветов и распятием. 1630-е. Старая Пинакотека, Мюнхен

В натюрморте Яна Давидса де Хема («Натюрморт с букетом цветов и распятием», 1630-е) мы долго любуемся пышным букетом в вазе, затем видим помещенное рядом бронзовое настольное распятие и замечаем прижатый им листок бумаги, на котором гусиным пером, оставленным на бумаге, кажется, только что выведена надпись: «Но на самый прекрасный цветок никто не смотрит» ( Maer naer d ’ alderschoonste Bloem — daer en siet men niet naer om ). В ней — укор и предостережение от забвения жизни во Христе за мирскими соблазнами. Под «самым прекрасным цветком» подразумевается Христос; букет является символом бренности, скоротечности человеческой жизни (воплощением библейских цитат, уподобляющих жизнь человека хрупкому, быстро увядающему цветку: «Как цветок, он выходит, и опадает; убегает, как тень…» (Кн. Иова, 14: 2); «Всякая плоть — трава» (Кн. Исайи, 40:6). Незаконченная строчка на будто случайно забытом листке бумаги подтверждает содержание изображения как аллегории суетности. Наиболее явно аллегорическое значение выступает в натюрмортах « vanitas ». В композиции Юриана ван Стрека в центре стола высится шлем, увенчанный эффектным плюмажем, из-под него выглядывает рукоять сабли, вместе они символизируют воинскую доблесть и славу. В глубине свет выхватывает страницу раскрытой книги — это перевод трагедии Софокла «Электра», сделанный самым известным голландским поэтом XVII века Йостом ван ден Вонделом. Книга — символ поэтического искусства, мудрости, интеллектуальных достижений. Слева со стола соскальзывает лист бумаги с рисунком (средствами живописи великолепно сымитирован рисунок сангиной): голова юноши в профиль — возможно, просто подготовительная штудия, возможно, подразумевается автопортрет художника в юности. Этот листок придерживает лежащий на нем череп, обвитый хлебным колосом. Он — ключ к расшифровке смысла натюрморта. Череп — символ смерти, бренности земной жизни. Его присутствие обесценивает все достижения земной славы, приводя на память слова Екклесиаста, познавшего, что в мире без Бога — «суета сует, все — суета!». Суета — по-латыни « vanitas »; слова библейского проповедника и дали название натюрморту этого вида. Однако окруженный колосом череп, или кости, через которые прорастают колосья, есть эмблема «Надежды на другую жизнь», то есть на воскресение из мертвых. Таким образом, натюрморт не только говорит зрителю о тщете земной славы, но и указывает путь спасения — грядущую вечную жизнь души во Христе. Тема бренности и скоротечности жизни была одной из самых распространенных в голландском натюрморте и воплощалась в разнообразных, часто неожиданных обличьях. Так, в сдержанном и лаконичном «Натюрморте с бокалом и курительными трубками» Питера Класа (1638) символами бренности плоти выступают курительные принадлежности.

Питер Клас. Натюрморте с бокалом и курительными трубками. 1638. Частная коллекция

Аналогичный образ встречается и в голландской поэзии. В «Эпитафии» В.Г. Фоккенброха мы читаем: Да, как дымок, его душа взлетела. Но на земле лежать осталось тело,Как отгоревший пепел табака.

В противоположность им бокал с виноградным вином (виноградная лоза — символ Христа) — намек на таинство причастия, приобщающее христианина к вечной жизни.

Помимо антитезы «земное — небесное», «суетное — вечное», один и тот же натюрморт мог прочитываться в морально-назидательном контексте. В таком ракурсе натюрморт Класа предстает эмблемой двух социальных пороков — курения и пьянства, сурово осуждавшихся протестантской моралью.

Кроме того. предметы в натюрморте могут расшифровываться как знаки четырех стихий или первоэлементов, из которых состоит мир, то есть в контексте научных знаний того времени.

Угли означают огонь, табачный дым — воздушную стихию, вино — принадлежность к стихии воды, а камень столешницы и глина, из которой сделаны переносная жаровня и изящные модные табачные трубки, производившиеся в Гоуде, символизируют землю.

Помимо символики первоэлементов предметы в натюрморте, (например, в больших композициях «банкетов» или « vanitas ») могли расшифровываться как аллегория пяти чувств, где музыкальные инструменты воплощали слух, цветы — обоняние, сочные фрукты — вкус (иногда их ест обезьяна или попугай), драгоценные сосуды — зрение, скульптурные фигуры или бюсты — осязание. Сочетание в картине изображений жаровни с огнем, цветов, плодов и колосьев могло означать четыре времени года — зиму, весну, лето и осень. При этом один и тот же предмет в разных смысловых контекстах часто имел различное и даже прямо противоположное значение.

Одна из характерных примет голландского натюрморта — изображение наполовину очищенного лимона с кожурой, завитками свисающей со стола.

Он очищен не случайно, а чтобы мы видели, что он «приятный со всех сторон», как толкует его одна из эмблематических книг, уподобляя истинному христианину.

Однако в другой книжке лимон означает «ложный друг» (радующий глаз снаружи и горько-кислый на вкус); в этом значении фрукт присутствует в композициях на тему «суета сует».

Эта система иносказаний, сложных смысловых отношений между предметами может показаться современному зрителю искусственной, но в XVII столетии разгадывание ребусов и шарад, зашифрованных в произведениях искусства, было обычным заполнением досуга в образованных кругах и рекомендовалось в воспитательных трактатах. При этом очень ценилось собственное творчество в том же направлении — подбор сравнений и цитат, добавление новых значений, расцвечивающих первообраз новыми оттенками смысла.

Источник: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200601604

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector