Мало кто знает, но Айвазовский Иван Константинович рисовал не только море. За всю жизнь художник создал около 6000 работ, среди которых можно найти изображение Пушкина, живописные пейзажи стран Востока, приморских портов, прекрасные портреты. Но самые известные картины Айвазовского написаны на морскую тематику. Бескрайние водные просторы – неиссякаемый источник вдохновения живописца армянского происхождения, творившего в XIX веке.
Девятый вал, 1850 г.
Шедевр, признанный королями и критиками, коллекционерами и обычными зрителями. Бесподобная картина, в которой талант мариниста раскрылся в полной мере. Девятый вал – огромная волна на пике своего величия, которая обрушилась во время ночного шторма на корабль, и, всё, что от него осталось – это горстка измученных людей и пара досок.
Все еще беспокойные волны качают моряков, чудом спасшихся от погибели. Но уже брезжит рассвет, небо проясняется, и шансы вернуться в гавань увеличиваются. Большая часть полотна отдана природе, розово-красному небу, зелено-черным огромным волнам, люди – хрупкие, беззащитные. Но тем значительнее подвиг, который совершают мореплаватели, борясь со стихией.
Хаос или Сотворение мира, 1841 г.
Религиозная тема – редкость в творчестве Айвазовского, тем заметнее это произведение, которым заинтересовался сам Папа Римский. Понтифик сначала наградил художника медалью, а позже выразил желание приобрести. Но сделка не получилась – Иван Константинович взял и подарил «Хаос» бесплатно, чтобы картина висела в музее Ватикана.
Мир был сотворен из хаоса и основой основ было море, водная среда, что и изображено на полотне. Сильные чувства вызывает образ Бога, изображенного в виде сотканного из света силуэта человека с распростертыми над темными водами руками.
Чесменский бой, 1848 г.
Морские баталии не единожды изображались самыми разными художниками, но мрачная, красочная битва кораблей турецкого флота с русскими, произошедшая в 1770 году, написанная рукой Айвазовского, является эталоном.
Всё смешалось, и царствует разгул двух стихий – огня и воды. Кажется, будто картина, как и корабли на ней, охвачена пламенем. Моряки десятками гибнут в черном тумане, не способные разглядеть врага. Атмосферу ужаса военных действий усиливает выбор красок: все красное и черное, лишь бледно-желтая луна проглядывает среди туч, с безразличием наблюдая за дрязгами смертных.
Среди волн, 1898 г.
Написанная 80-тилетним академиком работа известна двумя фактами: это самая большая картина и у нее имеется интересная истории создания. Изначально сюжет задумывался, как размышление на одну из излюбленных тем – борьба человека со стихией.
На огромных иссиня-черных волнах качалась маленькая лодка с людьми. Но случайный зритель, некий родственник с инженерным образованием, раскритиковал выбор судна, выразив мнение, что оно тотчас бы потонуло на таких волнах. Разгневанный художник на следующий день представил переделанную работу, с которой лодка исчезла без следа, можно сказать, что и вправду, потонула.
Вид Константинополя, 1849 г.
Образ Константинополя романтизирован, воспет в картинах Айвазовского, благодаря тесной дружбе с турецким султаном, который заказал более 40-ка работ, посвященных Турции.
Выставки и частые визиты художника могли бы поспособствовать развитию отношений между турками и армянами в положительном ключе. Но после погромов в 1890 г.
, которые устроили турки над армянами, Айвазовский выбросил все подаренные турками ордена в море и отрекся от серии тематических картин.
Тем не менее, «Вид Константинополя» – невероятно нежное, приятное взгляду произведение, которое передает признание автором красоты этих мест.
Вид Константинополя и Босфора, 1856 г.
Самая дорогая в денежном значении и самая любимая автором картина из турецкой серии, изображающая прекрасный турецкий город, ныне Стамбул. Масштабное полотно повествует о мирной повседневной жизни турецких подданных, рыбаков, готовых отправиться порыбачить с рассветом.
Спокойную ярко голубую гладь воды не нарушает ни одно дуновение ветерка, а солнце щедро делится теплом и светом с просыпающимся древним городом. Силуэт главной мечети овеян ореолом романтичности, как и прекрасный парусник, скрывающийся в предрассветном тумане на горизонте.
Тонущий корабль, 1854 г.
Бушует буря, огромные стальные волны не щадят опасно накренившееся парусное судно, которое вот-вот налетит на риф. Тревожное, невероятно эмоциональное полотно нарисовано в серо-белых цветах карандашом и сильно выделяется среди произведений мариниста.
Чувствуется безысходность разворачивающейся трагедии, которая передается через крики чаек, окруживших судно, шум волн и ветра, качающих мореплавателей. Сам корабль напоминает корабль-призрак с порванными парусами. Автор не оставляет и шанса на спасение: на первом плане видны остатки корабля предшественника, значит там риф. И название говорящее.
Радуга, 1873 г.
Эта картина – одно из самых известных полотен Айвазовского, создание которого ознаменовало новую веху в его творчестве. Казалось бы, сюжет знакомый: моряки терпят бедствие, отдавшись на волю судьбы, без возможности хоть как то управлять маленькой лодкой, которую качают огромные волны.
Они покинули свой корабль, тонущий на заднем фоне. Но цветовая гамма нова для автора. Море больше не пугает своей чернотой и бездонностью, спасшимся светит солнце, создавая ореол радуги – символа надежды. Небо сливается с океаном, но люди будут жить, поэтому один из них молится, подняв руки к небу.
Чёрное море, 1881 г.
Апофеоз гения Айвазовского, способного увлечь зрителя, изобразив лишь море и небо реалистично, но с легким налетом романтики.
Морской пейзаж совершенно не скучно разглядывать: он живой, и, кажется, чудом удалось перенести на полотно еле уловимый миг подвижных вод Черного моря.
Вдали виднеется маленький клочок суши, который снова, на контрасте, дает понять зрителю, насколько велика и значительная водная стихия.
Поразительно, но маринист рисовал исключительно по памяти. Особенно удивительно, как ему удавалось создать столько схожих по теме полотен, но каждый раз совершенно разных.
Море, 1898 г.
Кораблик, лазурные воды, светлый день. Пейзаж, тщательно прорисованный, идеальный, колоритный, был создан всего за пару часов прямо на глазах изумленных студентов. Так мастер дал наглядный урок начинающим пейзажистам в свои 80 лет.
Полотно – прекрасный пример, демонстрирующий с какой скоростью мог работать мастер, выдающий по 100 картин в год. Скорость не сказывалась на качестве, и работы Айвазовского разлетелись по мировым галереям и коллекциям любителей искусства, проданные за баснословные деньги.
Источник: http://wings-of-inspiration.ru/samye-izvestnye-kartiny-ajvazovskogo-top-10/
Иван Айвазовский. Тонущий корабль. Описание картины. | Русские художники. Russian Artists
Танаис Галерея
|
Иван Айвазовский. Тонущий корабль.
1854. Папье пелле, графитный карандаш, цветной карандаш, процарапка.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
- Говоря о творчестве Айвазовского, нельзя не остановиться на большом графической наследии, оставленном мастером.
- Одной из лучших графических работ художника является картина Тонущий корабль.
В течение своей долгой жизни Айвазовский совершил ряд путешествий: несколько раз побывал в Италии, Париже и других европейских городах, работал на Кавказе, плавал к берегам Малой Азии, был в Египте, а в конце жизни, в 1898 году, совершил далекое путешествие в Америку. Во время морских плаваний он обогащал свои наблюдения, а в его папках накапливались рисунки.
Айвазовский всегда много и охотно рисовал. Его рисунки представляют широкий интерес как со стороны артистического их выполнения, так и для уяснения творческого метода художника.
Среди карандашных рисунков выделяются своим зрелым мастерством работы, относящиеся к сороковым годам, ко времени его академической командировки 1840-1844 годов и плавания у берегов Малой Азии и Архипелага летом 1845 года.
В 1840-е годы Айвазовский много работал на юге России, главным образом в Крыму. Там им была создана графическая серия морских видов в технике сепии.
Художник делал лёгкий набросок пейзажа графитным карандашом и затем писал сепией, коричневатый цвет которой тонко варьировался от насыщенного к лёгкому, совсем прозрачному.
Для передачи блеска водной глади или морской пены художник часто применял белила или процарапывал верхний слой специально грунтованной бумаги, что создавало дополнительный световой эффект. Одна из таких работ Вид города Николаева находится в Государственном Русском музее в Санкт Петербурге.
Рисунки этой поры гармоничны по композиционному распределению масс и отличаются строгой проработкой деталей. Крупные размеры листа и графическая законченность говорят о большом значении, которое Айвазовский придавал рисункам, сделанным с натуры. Это были в основном изображения прибрежных городов.
Острым твердым графитом Айвазовский рисовал лепящиеся по уступам гор, уходящие вдаль городские постройки или отдельные, понравившиеся ему здания, вкомпоновывая их в пейзажи. Самыми простыми графическими средствами — линией, почти не пользуясь светотенью, он достигал тончайших эффектов и точной передачи объема и пространства.
Рисунки, сделанные им во время путешествия, всегда помогали ему в творческой работе. В молодости он часто пользовался рисунками для композиции картин без всяких изменений. Позднее он свободно перерабатывал их, и часто они служили ему только первым толчком для выполнения творческих замыслов.
Ко второй половине жизни Айвазовского относится большое количество рисунков, выполненных в свободной широкой манере. В последний период творчества, когда Айвазовский делал беглые путевые зарисовки, он стал рисовать свободно, воспроизводя линией все изгибы формы, часто едва касаясь мягким карандашом бумаги.
Его рисунки, утратив былую графическую строгость и отчетливость, приобрели новые живописные качества.
По мере того как выкристаллизовывался творческий метод Айвазовского и накапливались огромный творческий опыт и мастерство, в процессе работы художника произошел заметный сдвиг, сказавшийся на его подготовительных рисунках. Теперь он создает набросок будущего произведения по воображению, а не по натурному рисунку, как он это делал в ранний период творчества.
Не всегда, разумеется, Айвазовский сразу удовлетворялся найденным в эскизе решением. Имеются три варианта эскиза к последней его картине «Взрыв корабля». Он стремился к лучшему решению композиции даже в формате рисунка: два рисунка сделаны в горизонтальном прямоугольнике и один в вертикальном. Все три выполнены беглым штрихом, передающим схему композиции.
Подобные рисунки как бы иллюстрируют слова Айвазовского, относящиеся к методу его работы: «Набросав карандашом на клочке бумаги план задуманной мною картины, я принимаюсь за работу и, так сказать, всею душой отдаюсь ей». Графика Айвазовского обогащает и расширяет наше привычное представление о его творчестве и о его своеобразном методе работы.
Для графических работ Айвазовский пользовался разнообразными материалами и техническими приемами.
К шестидесятым годам относится ряд тонко написанных акварелей, сделанных одним цветом — сепией.
Пользуясь обычно легкой заливкой неба сильно разжиженной краской, едва наметив облака, чуть тронув воду, Айвазовский широко, темным тоном прокладывал передний план, прописывал горы второго плана и рисовал лодку или корабль на воде глубоким тоном сепии.
Такими простыми средствами он иногда передавал всю прелесть яркого солнечного дня на море, накат прозрачной волны на берег, сияние легких облаков над глубокой морской далью. По высоте мастерства и тонкости переданного состояния природы такие сепии Айвазовского далеко выходят за рамки обычного представления об акварельных эскизах.
В 1860 году Айвазовский написал подобного рода прекрасную сепию «Море после бури». Этой акварелью Айвазовский был, видимо, удовлетворен, так как послал ее в подарок П.М. Третьякову. Широко пользовался Айвазовский мелованной бумагой, рисуя на которой он достиг виртуозного мастерства.
К таким рисункам относится «Буря», созданная в 1855 году. Рисунок сделан на бумаге, тонированной в верхней части теплым розовым, а в нижней — серо-стальным цветом. Различными приемами процарапывания тонированного мелового слоя Айвазовский хорошо передал пену на гребнях волны и блики на воде.
Виртуозно рисовал Айвазовский также пером-тушью.
![]() Иван Айвазовский. Вид города Николаева. 1843. Фрагмент. Бумага, сепия, белила, графитный карандаш. Государственный Русский Музей. |
![]() Иван Айвазовский. Открытое море. 1874. Бумага, тушь, карандаш. Частное собрание. |
![]() Иван Айвазовский. Взволнованное море. Бумага, тушь, карандаш. Национальная галерея Армении, Ереван, Армения. |
Источник: http://www.tanais.info/art/aivazovsky17more.html
Описание картины Айвазовского Тонущий корабль
Содержание статьи:
- 1. История создания
- 2. Стиль написания
- 3. Сюжет
Тонущий корабль – картина Ивана Айвазовского, написанная в 1854 году.
Принадлежит к редкой школе негатива – используются при создании работы только темные цвета, основной поход делается на черном цвете, и белом. Писалась картина ровно два месяца, так как, основную долю времени пришлось потратить именно на написание тонущего судна.
После, картина попала в частную коллекцию автора, через пять лет была продана за границу.
История создания
Картина была написана в 1854 году, когда Айвазовский уже вернулся на родину. Отношения с Российской Империей пока что, уже были испорчены, но власти не спешили обрубать последние мосты. Нужно было испробовать мужчину на прочность, и галереи еще позволяли покупать работы дарования, ставя их в основные коллекции.
При этом, Айвазовский работал над полотном в перерывах между основными картинами, стараясь перенять опыт французских коллег. Многие смелые эксперименты автора появлялись именно тогда, когда художник смотрел за развитием романтизма в других странах.
Россия позже всех вошла в то время, когда стиль написания пейзажей уже устоялся во всех других уголках мира.
Стиль написания
Картина писалась в два этапа. Сначала, Айвазовский принялся рисовать фигуру корабля, которая находилась на переднем плане. Именно по этой причине, ее нужно было практически детализировать больше всей остальной картины. Нельзя было скрасить неудачные моменты, и оставить их в стороне. Поэтому, корабль прорисовывался с помощью шпателя, и неудачные мазки тотчас же удалялись, чтобы не портить основной образ. Были выбраны специально негативно серые тона, при этом, холодная палитра была задействована только на пару процентов. Нужно было показать, что даже без ярких цветов, пользуясь только правилами жанра, можно создать неплохую работу, выполнив основную задачу. Второй этап состоял из всей остальной картины. Айвазовский часто рисовал и море, и небо уже в финальной стадии, выбирая даже одинаковые стили нанесения краски. Подобное было связано в первую очередь с тем, что мужчина старался изобразить именно единство природы, в какой бы момент времени зритель со стороны не смотрел на картину.
Сюжет
Работа изображает корабль, который медленно, но, верно, идет ко дну. Людей на нем, уже не осталось. Матросы покинули судно, и теперь, в непогоду, под свет луны, корабль идет ко дну.
Источник: https://wpainting.ru/ajvazovskij/opisanie-kartiny-tonushhij-korabl.html
Описание картины Ивана Айвазовского «Тонущий корабль» (Кораблекрушение)
Описание картины Ивана Айвазовского «Тонущий корабль» (Кораблекрушение)
Айвазовский известен как профессиональный маринист. Он оставил большой след в морской живописи. Художник лично изучал корабельную жизнь и видел море воочию. Впечатляющая визуальная память позволяла ему воспроизвести на холсте различные состояния природы. На каждой своей картине он сохранял запоминающуюся красочность и яркость, передавал обаяние искренней теплоты и света. И именно это цепляет всех поклонников творчества Ивана Константиновича.
В картине «Тонущий корабль» отчетливо видно мастерство художника. Он смог изобразить сильные волны и интенсивный ветер с помощью карандаша и гуаши. Этот величественный и эмоциональный шедевр был написан в 1854 году.
Кораблекрушение настолько реалистично, что заставляет переживать за всех членов экипажа корабля. Огромные волны угрожают кораблю. Мощные и большие волны с легкостью могут опрокинуть такое маленькое судно. Эти холодные и пенящиеся волны как будто пронизывают тебя изнутри.
Серые грозовые тучи, буянящее море с громадными волнами швыряют небольшой корабль. Они передают волнение, в связи с возможностью смертельной опасности, но в то же время чувствуется романтический подъем. Чайки, летающие над кораблем, создают небольшое чувство, что надежда еще не потеряна. Ощущается тихая грусть перед мощной силой, неподчинимой человеку стихии.
Вы можете увидеть кропотливо зарисованные детали, которые никого не оставят равнодушным. Море очаровывает любого человека своей пленительной красотой. Глядя на картину просто растворяешься в морских пучинах.
Серое небо и брызги от волн усиливают впечатление бушующего урагана. Картина выполнена в одном цветовом стиле: серые и черные оттенки. Каждый мазок художника предает все больший драматизм.
Успех Айвазовского заключается в его умении передать шокирующую реалистичность происходящего.
(7 votes, average: 4.00
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-ivana-ajvazovskogo-tonushhij-korabl/
14 ноября 1854
?
Previous Entry | Next Entry
d_b_maleyevВряд ли кто из нас на вскидку вспомнит событие, произошедшее в этот день. А англичане помнят – Балаклава!
|
Всякое случается. Случаются и на «самом синем в мире», таком теплом и ласковом в летнюю пору, Черном море — зимние штормы. А раз в несколько лет, с неизменным постоянством, происходит явление, называемое «экстраординарный ноябрьский шторм».А в Крыму тогда шла Крымская война (Восточная, как называют её на западе). Севастополь в осаде. Русский флот лежит на дне севастопольской бухты, своей смертью преградив вход в город вражескому флоту. А он – англо-франко-турецкий флот властвует в Черном море безраздельно. И базируется в захваченных Евпатории и Балаклаве.
Фото тех лет: военные и транспортные суда союзников в Балаклаве.
|
Утром 14 ноября 1854 года мирное величавое спокойствие кораблей, стоявших на якорях в гавани и на внешнем рейде Балаклавы нарушил сильнейший ураган, прокатившийся над всем Черным морем. «…Моряки, подвергавшиеся опасностям во всех морях, не помнят, чтобы им приходилось быть свидетелями подобной бури, — писал командир уцелевшего британского корабля. — Представьте себе страшный ветер, угрожающий опрокинуть горы, потоки дождя, наводняющие атмосферу, частый град, с ожесточением ударяющий во все, что встречается на пути, и, наконец, взволнованное море, валы которого равняются горам, — и вы будете иметь еще не полное представление об ужасном урагане, свирепствовавшем 14 ноября…» писал потом один из очевидцев.
А другой очевидец, английский художник Уильям Симпсон, создал литографию «Шторм в Балаклавской бухте». «14 ноября, всего через девять дней после Инкерманской битвы, ужасной силы ураган, длившийся с неослабевающей яростью несколько часов, посетил берега Крыма и нанес непоправимый ущерб союзникам, как на море, так и на суше», писал Симпсон.
|
Шторм, пройдя узкой в 150 км полосой, нанес союзникам такие потери, которые сравнимы с проигранной морской битвой. Было разбито в порту и утонуло на внешнем рейде более 53 кораблей (из них 25 транспортов). Дополнительно, под Евпаторией потерпели крушение два линейных корабля (французский 100-пушечный «Генрих IV» и турецкий 90-пушечный «Пеики-Мессерет») и 3 паровых корвета. Всего по официальным данным погибло около 500 человек.
|
Легендарная буря оставила след и в творчестве Айвазовского. Он посвятил этому событию полотна: «Буря. Крушение иностранного корабля (Эпизод Крымской войны)». 1855. Картина ныне хранится в доме памяти поэта Рубена Севака (Чилингиряна). Ницца. Франция.
|
«Тонущий корабль». 1854.
|
«Буря у мыса Айя». 1875. (Мыс Айя – восточная оконечность Балаклавского залива, скалистый выступ берега длиной 13 километров. 80-метровые скалы и некуда высадиться, некуда, даже чудом, выбраться из воды). Обе картины из Государственного Русского музея. Санкт-Петербург.
Дмитрий Малеев, альбом: Галерея И. К. Айвазовского |
Да и многие другие картины навеяны этим страшным штормом. Их можно посмотреть в альбоме сообщества: http://foto.mail.ru/community/i.k._ayvazovskiy/1
И вместо постскриптума.
Еще не закончилась война, а по всему миру уже расползлись слухи, будто у берегов Крыма погиб английский паровой фрегат «Черный Принц» с грузом золота, предназначавшегося для выплаты жалованья войскам.
Корабль, о котором идет речь, никогда не назывался «Черным Принцем». Название этого судна с момента, когда его спустили на воду на реке Темзе в Блэкуолле в 1853 году, было «Принц».
|
Почему корабль стали называть «Черным Принцем», сказать трудно. Может быть, в романтическом эпитете «черный» повинны неутомимые охотники за его золотом или английские солдаты, не получившие очередного денежного довольствия?Он привез зимнюю одежду, продовольствие, медикаменты и боеприпасы для армии, и был в щепки разбит о прибрежные скалы, что стало тоже ощутимой потерей в преддверии надвигающейся зимы. Но молва поселила на его борт и несколько бочонков с золотом, суммой от 500 тысяч до 6 миллионов фунтов стерлингов. Золото «Чёрного принца» безрезультатно искали десятки лет экспедиции из России, Италии, Японии, Франции и Германии. Но ни когда не искали сами британцы. Зато, пока остаётся хотя бы призрачная надежда, что золото всё-таки затонуло у Балаклавы — десятки отчаянных дайверов всё равно будут нырять в морские глубины…
Источник: https://d-b-maleyev.livejournal.com/11249.html
Описание картины Тонущий корабль – Иван Айвазовский
Серо-ультрамариновая палитра пасмурного, штормового дня врывается плеском косматых волн в реальность. Критически накренившийся корабль несется на нас, но мы понимаем, что в глазах команды – острые рифы, уже погубившие не одно судно. Остатки корабля, шедшего впереди, виднеются на первом плане картины.
Рваные паруса на сломанной мачте сливаются с сизо-стальными волнами. Ждет ли та же судьба корабль под отчаянно рвущимся флагом? Этот флаг – единственная цветная деталь на карандашном рисунке Айвазовского “Тонущий корабль”.
Этот цветной штрих символизирует крохотный шанс надежды среди буйства стихии. Все остальное монохромно – желто-серое небо, графитовые черные тучи, свинцовое море и даже силуэт корабля. Эта картина пронизывающе-эмоциональна.
Кажется, что в реальность врываются крики чаек и грохот кипящих волн.
Морская стихия бунтует, клокочет, вздымает валы. Ветер в клочья рвет пену и гонит корабль на береговые скалы. От картины веет холодом, и, кажется, что до нас долетают брызги.
Невероятное ощущение присутствия – будто раскрыто окно в мир, где над судьбой человека властвует безжалостный шторм.
(No Ratings Yet) Loading…
Еще картины:
- Корабль у берега – Иван Айвазовский Тема моря, как и само море, казалось бы, бесконечна. Нет человека, который видел его и остался бы к морю безразличен…….
- Корабль “Императрица Мария” во время шторма – Иван Айвазовский Живопись Айвазовского – это, по преимуществу, живопись штормов и бурь; морская стихия в его работах бурлит и ярится, крушит корабли,……
- Корабль среди бурного моря – Иван Айвазовский Прославленный художник-маринист и баталист Иван Константинович Айвазовский, армянин по происхождению, большую часть жизни работал в России. Его творческое наследие огромно,……
- Черное море ночью – Иван Айвазовский Иван Айвазовский. “Черное море ночью” Своеобразным культом в творчестве Ивана Айвазовского является изображение моря. Художник вырос в Феодосии рядом с……
- Корабль дураков – Иероним Босх Картина “Корабль дураков” относится к зрелому периоду творчества Босха. Центральная тема “Корабля дураков” проходит через все творчество художника. Это осмеяние……
- Шторм – Иван Айвазовский Айвазовский – художник, больше всего на свете ценивший и любивший море, его певец, на картинах которого оно всегда выступает главным……
- Бурное море – Иван Айвазовский Один из лучших художников-маринистов всех времен – Иван Константинович Айвазовский в 1844 году написал картину “Бурное море”. Все его произведения……
- Чесменский бой – Иван Айвазовский Картина Ивана Айвазовского “Чесменский бой” была написана в 1848 году. Она посвящена историческому событию 1770 года. В ночь с 25……
- Ледяные горы в Антарктиде – Иван Айвазовский В 1870 году художником И. Айвазовским была написана картина “Ледяные горы в Антарктиде”. Живописец хотел отобразить на полотне великое событие……
- Неаполитанский залив в лунную ночь – Иван Айвазовский В Италии Айвазовский состоялся как оригинальный художник, в Италии к нему пришла громкая слава. “Мое начало озарено этой страной”, –……
- Везувий – Иван Айвазовский Иван Айвазовский имел необыкновенный талант от природы. Среда, в которой он воспитывался и рос, а также некоторые обстоятельства способствовали быстрому……
- Бухта в Одессе, Черное море – Иван Айвазовский К эпохе Нового времени основные жанры живописи вполне сформировались: портрет в его нескольких разновидностях, натюрморт, картины на бытовые и исторические……
- Берега Далмации – Иван Айвазовский Айвазовский Иван Константинович был художником-путешественником. Вся его жизнь с самого рождения была связана с морем. Он его очень сильно любил,……
- Девятый вал – Иван Айвазовский Картина И. Айвазовского “Девятый вал” – одна из самых известных его картин. Я вижу, что на ней художник изобразил бушующий……
- Дарьяльское ущелье – Иван Айвазовский Родившийся в живописном крымском городе Феодосии на берегах Черноморья, Иван Айвазовский привык к раздолью волн и к шуму прибоя. В……
- Лунная ночь. Купальня в Феодосии – Иван Айвазовский Великий русский живописец Иван Константинович Айвазовский написал картину “Лунная ночь. Купальня в Феодосии” в середине 18 века. На картине я……
- Георгиевский монастырь – Иван Айвазовский Художник Айвазовский известен всему миру за множество картин с морской тематикой. Предпочтение он отдавал написанию картин, посвященных Черному морю. Одной……
- Море – Иван Айвазовский Море, это друг или противник? Смотря на картину И. К. Айвазовского “Море”, невольно задаешь себе этот вопрос. Я не раз……
- Бриг “Меркурий” после победы над двумя турецкими судами – Иван Айвазовский В период русско-турецкой войны 1828-29 гг. отряд кораблей ЧФ, состоящий из фрегата и двух бригов, находился в районе Босфора. 26……
- Коломенское – Иван Айвазовский Федор Алексеев – известный живописец 19 века, достигший больших высот в пейзаже и ведуте – изображении повседневной жизни. Самыми известными……
Описание картины Тонущий корабль – Иван Айвазовский.
Источник: https://art.goldsoch.info/tonushhij-korabl-ivan-ajvazovskij/
Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО) по теме: Жизнь и творчество Ивана Айвазовского | Социальная сеть работников образования
Слайд 1
Айвазовский Иван Константинович
Слайд 2
Айвазовский Иван Константинович Год рождения: 29 июля 1817 Дата смерти: 5 мая 1900 г Страна: Россия Мальчик любил рисовать с детства, но семья была бедной, и не видать бы России великого художника, если бы не градоначальник Феодосии А.И. Казначеев.
Именно с его помощью Айвазовский был принят сначала в гимназию в Симферополе, а затем — в петербургскую художественную Академию. Судьбой Айвазовского стало море . Первые морские этюды художник написал еще в Академии, некоторые из них были премированы.
Но биография русского художника, возможно, была бы совсем другой, если бы в 1838 году Иван Константинович Айвазовский не отправился бы на два года в Крым. В это время Айвазовский знакомится с будущими морскими героями России — Нахимовым, Лазаревым, Корниловым.
Знакомство накладывает отпечаток на творчество: теперь это не просто морские этюды, а картины-баталии.
В 1840 году Айвазовский уезжает за границу, где настолько плодотворно трудится, так ярко раскрывает свой талант, что награждается золотой медалью французской художественной академии и становится кавалером Ордена Почетного легиона. В 1844 году Айвазовский возвращается в Россию и становится академиком.
Однако жизнь Петербурга пришлась не по душе , поэтому, женившись на Юлии Гревс , художник купил участок земли в Феодосии и переехал туда. В этом браке родились четыре дочери, но через 11 лет супруги разошлись. Для Феодосии Айвазовский стал не только символом, но и настоящим отцом: при его участии были построены порт, железная дорога, решена проблема со снабжением города питьевой водой. Умер Айвазовский в 1900 году, в окружении родных и близких людей.
Слайд 3
Айвазовский И. К. Девятый вал . 1850. Холст, масло. 221х332 см Русский музей. Санкт-Петербург Созданная в 1850 картина «Девятый вал» сразу же стала самой знаменитой из всех картин Ивана Айвазовского и была приобретена Николаем I. Известный коллекционер П. М. Третьяков стал интересоваться успехами Айвазовского, отслеживал его произведения на выставках и посещал мастерскую живописца в Феодосии.
В одном из восторженных писем художнику Третьяков писал: « … дайте мне только Вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передавала Ваш бесподобный талант! … уж очень хочется поскорее иметь Вашу картину в своей коллекции! ». Изображенное после ночной бури море, едва переведя дух, должно встретиться с девятым валом. По легенде, именно он — апогей штормов.
За обломки мачт корабля цепляются выжившие изнемогающие мореплаватели. Озаренное рассветным солнцем небо словно сулит им победу. Такие произведения создаются в счастливые моменты творческого подъема. Вслед за картиной Айвазовский написал целую серию «бурь» (Корабль среди бурного моря, Радуга).
Они чередуются с изображениями спокойного элегического моря, выдающего в их авторе последнего представителя живописи эпохи романтизма.
Слайд 4
Айвазовский И. К. Корабль среди бурного моря .1887. Холст, масло. 97×62,5 Эрмитаж В картине «Корабль среди бурного моря» ясно читается романтический характер работы. Прошедшая буря нанесла непоправимый ущерб кораблю, его канаты перепутались и безвольно повисли среди мачт.
Судно скрипит и стонет, еще держится на плаву, но жестокие волны постепенно сломят сопротивление и увлекут его ко дну. Осиротевший корабль в спешке покидают сидящие в шлюпке люди, отчаянно гребущие к берегу.
Грозовое небо не до конца распогодилось, чуть проблескивают лучи солнца, озаряя холодную и пенящуюся поверхность морской глади. Зритель видит сквозь безбрежные просторы голубых волн обломки погибших кораблей. С каждым мазком мастера полотно становится все более драматичным.
Айвазовский — подлинный художник, влюбленный в природу и бескрайнее море.
Слайд 5
Мотив радуги — один из излюбленных в искусстве романтизма. Радуга, вставшая над штормовым морем, весьма завораживающее зрелище, особенно когда под ее дугой уходит под воду корабль, будучи не в силах противостоять разбушевавшимся волнам. Высокий вал скрыл горизонт, и люди, спасающиеся с корабля, борются со стихией.
Здесь радуга является не просто редким природным явлением, в изображении которого художник может продемонстрировать свое мастерство живописца. Она становится символом грядущего спасения этих несчастных, их последней надеждой, она словно библейский символ прощения человечества Айвазовский И. К. Радуга.1873 . Холст, масло.
102 x132 Третьяковская галерея. Москва
Слайд 6
Серо-ультрамариновая палитра пасмурного, штормового дня врывается плеском косматых волн в реальность. Критически накренившийся корабль несётся на нас, но мы понимаем, что в глазах команды – острые рифы, уже погубившие не одно судно.
Остатки корабля, шедшего впереди, виднеются на первом плане картины. Рваные паруса на сломанной мачте сливаются с сизо-стальными волнами. Ждёт ли та же судьба корабль под отчаянно рвущимся флагом? Этот флаг – единственная цветная деталь на карандашном рисунке Айвазовского » Тонущий корабль».
Этот цветной штрих символизирует крохотный шанс надежды среди буйства стихии. Всё остальное монохромно – жёлто-серое небо, графитовые чёрные тучи, свинцовое море и даже силуэт корабля. Эта картина пронизывающе-эмоциональна. Кажется, что в реальность врываются крики чаек и грохот кипящих волн.
Морская стихия бунтует, клокочет, вздымает валы. Ветер в клочья рвёт пену и гонит корабль на береговые скалы. От картины веет холодом, и, кажется, что до нас долетают брызги. Невероятное ощущение присутствия – будто раскрыто окно в мир, где над судьбой человека властвует безжалостный шторм.
Айвазовский И. К. Тонущий корабль 1854. 19,5х28,8. Карандаш Русский музей. Санкт-Петербург
Слайд 7
Закатный миг на скалистом берегу запечатлён в картине « Море. Коктебель». Скалы подступают к самой кромке волн, и за одной из них только что скрылось солнце. Лишь сияющий край светила ещё заливает небо и волны жидким золотом вечерней зари.
Море волнуется, ветер играет с волнами, и всей картине свойственная лёгкая задумчивость закатного часа, когда мягкие минорные ноты и мажорные золотые нити сплетают удивительное полотно. Талант Айвазовского донёс до нас атмосферу опускающегося на Коктебель вечера.
Море волнуется пока не сильно, но в его игре уже слышны предупреждающие отголоски грозной стихии. Философское настроение вечера сплетается с восторга перед таящейся в волнах силой. Этот контраст подчёркивает оппозиции кораблей, борющихся с волнами, и спокойно лежащей на берегу лодки.
Противоречива красота природы! В ней есть и тихая грусть, и мощная сила, и порой между ними нет границы, как на картине Айвазовского Море. Коктебель. Айвазовский И. К. Море. Коктебель. 1853. 83х117,5. Холст, масло. Картинная галерея им. Айвазовского (Феодосия)
Слайд 8
Бурное море и яркая луна в просвете туч – необыкновенное сочетание, определяющее колорит этой картины Айвазовского. Ночная буря, захватившая корабль, грозна, но прекрасна. Природная стихия опасна для человека, но мы всё равно восхищаемся удивительной красотой её дерзкой силы.
«Буря на море ночью» – образец эмоциональной живописи, передающей характер и темперамент морской стихии. Она подобно живому существу, разбушевавшемуся на бескрайнем просторе. Палитра картины восхищает сочетанием золотистых оттенков и тёмных, лилово-фиолетовых. Сияние ночного светила выхватывает из темноты центр волнующейся стихии, покрывает волны дрожащим золотом.
Кажется, что луна разорвала густой покров туч только для того, чтобы торжественно осветить дикую и прекрасную игру морской бури. Корабль кажется чужим среди этой буйной красоты. Его силуэт тёмен, он вторгается в нерукотворную красоту моря и неба. Судно стремится вырваться из этой живописной ловушки, из этой Ding an sich , которой не нужен сторонний наблюдатель.
Айвазовский И. К. Буря на море ночью. 1849. Холст, масло. 89х106 Петергоф (музей-заповедник)
Слайд 9
Умиротворённость, спокойствие, безмятежность разливается в воздухе чудесного дня, уже клонящегося к закату. Подсвеченные розовым облака свидетельствуют о приближении тёплого, тихого вечера. Итальянское побережье спокойно и задумчиво; лёгкая рябь пробегает по глади моря, но ветерок почти не заметен.
В такое время приятно неспешно прогуливаться на лодке по штилевому морю, любуясь на живописные берега Италии! В картине Айвазовского «Итальянский пейзаж.
Вечер» доминирует мягкая сине-голубая гамма, в которую внесена нежно-розовая пастель и немного золотистых оттенков – отблесков скрывшегося солнца на стенах прибрежного города, на парусе рыбацкой шхуны и на морской глади. Лёгкие розовые и лиловые оттенки делают романтичней горизонт с туманными очертаниями гор.
Ближе к левому краю краски полотна насыщенней, гуще: подступает вечер. Но гуляющие в лодке ещё ловят отблески уходящего дня, любуясь с моря на восхитительный пейзаж Апеннин. Айвазовский И. К. Итальянский пейзаж. Вечер. 1857. Холст, масло. 108х160 Картинная галерея Айвазовского (Феодосия)
Слайд 10
Картина «Парусник у берегов Крыма в лунную ночь» написана масляными красками на холсте Иваном Константиновичем Айвазовским в 1858 году. В середине композиции трёхмачтовый парусник. Море без движения, спокойное, тихое, не предвещающие бури – только лёгкое колебание водной поверхности, выдающее в нём жизнь.
На корабле спущены паруса. Он, так же как и море, недвижим. Кажется, будто природа и человек уже не соперничают друг с другом, а, напротив, сливаются в одно целое. Статичность картины подчёркнута горной грядой, расположенной на дальнем плане – прямо за кораблём.
Горы, разрушающие линейность горизонта, как бы говорят о том, что не всё в мире так просто и гладко, даже если на первый взгляд выглядит именно так. Цвета на картине – все оттенки синего: от нежно голубого до чуть ли не переходящего в чёрный, почти смоляной.
Что удивительно, многообразие оттенков одного цвета, символизирующего чувственную сторону жизни всего сущего, доносят до зрителя простую истину: у любви множество граней независимо от того, способен человек воспринимать их или нет.
В настоящий момент картина хранится в Государственном музейном объединении Художественная культура Русского севера. Айвазовский И. К. Парусник у берегов Крыма в лунную ночь. 1858. Холст, масло. 47х64 Художественная культура русского Севера
Слайд 11
Полотно отражает решающий момент ночного боя, когда турецкий флот оказался наголову разбит. Это чудовищное и пугающее зрелище — огромные корабли горят и тонут, как щепки, а за остатки мачт и такелажа с трудом цепляются уцелевшие моряки.
Невероятную мощь и ужас этого сражения подчеркивают высоко вздымающиеся столбы пламени, так что кажется, что адским пламенем полыхает само море. Вспышки огня выписаны настолько мастерски, что создается ощущение пышущей жаром картины. Глубину перспективы и объемность картине придает использование контрастных цветов.
Общая колористическая гамма очень темная и мрачная, что не только соответствует трагичности события, но и обуславливается тем, что бой проходил ночью, а дым и гарь от погибающих в огне кораблей в буквальном смысле закрыли горизонт.
Неба как такового на полотне не видно, оно затянуто плотной завесой черного траурного дыма, на фоне которого четко выделяются огненные всплески красок горящих кораблей и желтая луна, едва видная под покрывалом дымных клубов. На переднем плане картины видна переполненная людьми шлюпка, которые только что подорвали один из турецких кораблей при помощи своего брандера.
От этого взрыва и случился грандиозный пожар, который вскорости и погубил почти весь линейный турецкий флот. С другой стороны полотна на остатках своего затонувшего судна пытается спастись горстка уцелевших в битве турок. Вся их надежда на выживание заключена в том, что их возьмут в плен, не дав утонуть в мрачных водах Эгейского моря.
Эта историческая битва позволила русским войскам не только помешать туркам свободно передвигать свои суда по этому району Эгейского моря, но и установить блокаду Дарданелл, помешавшую основным силам турецкого флота проникнуть в Черное море. Айвазовский И. К. Чесменский бой. 1848. Холст, масло. 193 х 183 Картинная галерея имени Айвазовского, Феодосия
Слайд 12
https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/703-ayvazovskiy-ivan-konstantinovich-biografiya.html https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/525-kartina-devyatyy-val-ayvazovskiy.html https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/525-kartina-devyatyy-val-ayvazovskiy.html https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/502-korabl-sredi-burnogo-morya-ivan-konstantinovich-ayvazovskiy.html https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/275-raduga-ivan-konstantinovich-ayvazovskiy.html https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1254-tonuschiy-korabl-ayvazovskiy-1854.html https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1256-burya-na-more-nochyu-ayvazovskiy-1849.html https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1262-kartina-italyanskiy-peyzazh-vecher-ayvazovskiy-1857.html https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1257-parusnik-u-beregov-kryma-v-lunnuyu-noch-ayvazovskiy-1858.html https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/2005-chesmenskiy-boy-ayvazovskiy-opisanie-kartiny.html
Источник: https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2017/05/19/kartiny-ayvazovskogo-i-k