Тишина, левитан, 1898

4 августа 1900 года скончался знаменитый русских пейзажист Исаак Левитан. Он не гнался за эффектными видами и яркими красками, он видел откровение в простом, в ясном. Левитановский пейзаж — это особый настрой, чистый и проникновенный.

Тихая обитель (1890)

Тишина, Левитан, 1898

Один из самых знаменитых шедевром Левитана. Был написан им вскоре после возвращения из-за границы. После появления картины на передвижной выставке имя Левитана было «на устах всей интеллигентной Москвы». Тихое спокойствие, которое источает картина заставляло людей снова и снова приходить на выставку. «Тихая обитель» говорит о чём-то сокровенном и близком, о чём-то родном, но в то же время непостижимо, недостижимо-далёком.

Вечер. Золотой Плёс (1889)

Тишина, Левитан, 1898

Часть дома с красной крышей, который изображён на картине, Левитан одно время снимал. В Плёсе, маленьком городке на берегу Волги, художник работал три года. Картина передаёт предзакатное ощущение, марево тумана над рекой плавно стелется, штиль, пастельных тонов небо готовится принять яркие краски закатного солнца. Тишина и гармония, покой и целостность.

Осень. Туман (1896)

Тишина, Левитан, 1898

То, чего достигал Левитан в своих осенних пейзажах — поражает, но вместе с тем восторг сразу уступает место молчанию. Настроение этого шедевра настолько неуловимо и зыбко, что хочется затаить дыхание и целиком уйти в созерцание. Казалось бы — всё просто, бери краски, простую акварель, и нарисуй так же… но нет, в картинах Левитана — сердце и боль, мудрость и тишина, чуткое восприятие красоты, спокойствие и Бог.

Над вечным покоем (1894)

Тишина, Левитан, 1898

Об этой картине сам Левитан писал Павлу Третьякову: «В ней — я весь. Со всей своей психикой, со всем своим содержанием…» Эту картину Левитан писал под звуки Траурного марша из «Героической симфонии» Бетховена. Это одна из самых монументальных, трагических, но вместе с тем светлых картин художника. Почти полная симметрия неба и земли, церковь между ними, картина полна смыслами и глубиной.

Осень  (1897)

Тишина, Левитан, 1898

Хочется запахнуть пальто, поднять воротник и смотреться в осеннюю даль, перебирать  листья под ногами, дышать свежим осенним воздухом, немного прелым от пожухлой листвы, но кристально чистым. Осенняя тавтология неслучайна. В этой картине Левитана всё пропитано ощущением осени, той осени, про которую писал ещё Пушкин, той осени, когда в каждом человеке просыпается художник и мыслитель.

Сумерки. Луна (1899)

Тишина, Левитан, 1898

В поздних картинах Левитан всё чаще обращается к сумрачным ночным пейзажам. Тишина, едва ощутимое дыхание ночного ветра, различимого лишь по лёгкой ряби воды, неизвестные шорохи в невысоких береговых зарослях и луна, как маяк, как связующее звено между мирами, отражается в воде и освещает пейзаж.

Сумерки (1899)

Тишина, Левитан, 1898

Ещё одна сумеречная картина Левитана. Мир в предверии ночного отдыха, контуры размываются, предметы словно растворяются в наступающем сумраке. При этом — непостижимое ощущение покоя и смирения, которым наполнена картина, в ней нет ни одной лишней детали, композиция её лаконична и мудра предвечным покоем.

Источник: https://russian7.ru/post/7-meditativnyx-poloten-levitana/

Сочинение по картине Левитана Тишина

Тишина, Левитан, 1898

Пейзаж “Тишина” написан великим русским художником Исааком Левитаном в 1898 году. Картина относится к позднему периоду его творчества. В это время Исаак Левитан посвятил несколько своих произведений вечерним сумеркам, которые особенно характеризуются тишиной.

На его полотне “Тишина” передана красота природы в сумеречное время. На переднем плане изображена извилистая река с пологим и обрывистым берегами. Пологий берег кажется продолжением реки. Левый обрывистый берег песчаный, кое-где зарос густой травой.

Оттенки жёлтого цвета песчаного берега тёмные от приближения ночного времени. На берегу видна тропинка, которая ведёт к деревне. Всё в пышной зелени от левого берега. Среди деревьев особенно выделяется одиноко стоящая берёзка возле тропинки.

Тёмные оттенки зелёного цвета, отблески свинцового неба с сияющей луной подчёркивают приближение ночи.

Естественная тишина удивляет. Молчание природы перед наступлением ночи ощущается в каждом мазке мастера. Ночное время пока полностью не господствует над небом и землёй.

Когда смотришь на картину, создаётся впечатление, что всё перед тобой замерло. Гладь воды в реке неподвижна. В ней отражается луна и свинцовое небо с пушистыми облаками. Луна как будто наблюдает за тем, как ночь вступает в свои права над затихающей деревней. Утомлённый речной берег уже готовится к спокойному сну.

На заднем плане изображены деревенские дома, роща, пашня, густая зелень леса. Яркая и сочная гамма цветов не выделяется деталями. Они скрыты подходящей ночной мглой. Такой художественный приём создаёт неподвижность, молчание природы, ожидающей приход ночи. Создаётся впечатление, что она медленно окутывает землю и приносит умиротворённость, тишину и спокойствие.

Исаак Левитан смог передать мгновение смены вечера ночью, подчеркнуть неуловимую красоту природы в этот период времени. Рассматривая картину,

душа отдыхает от тревог. Покой и тишина разлиты в воздухе опускающейся ночи над маленькой деревней.

Картина “Тишина” является одним из шедевров позднего творческого периода работ Исаака Левитана.

Описание для 4 класса

Описание настроения картины Тишина

Тишина, Левитан, 1898

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Осень. Веранда Жуковского 6 класс
    На картине изображен один из дней уходящей золотой осени. Тихо и почти безветренно. Светит яркое солнце, но оно уже не такое теплое, как летом. В центре картины – большая, просторная и ухоженная веранда с белым столом
  • Сочинение по картине Саня Маликов Пластова 6 класс
    Живописец Николай Аркадьевич Пластов – «певец советского крестьянства». Знаменитый русский художник Пластов создал много пейзажных картин, портретов, сюжетных картин (о жизни и работе сельских жителей).
  • Сочинение по картине Возвращение блудного сына Рембрандта эссе 6, 7, 9, 11 класс
    Многие европейские художники писали картину на религиозную тематику. На Руси больше было принято писать иконы и религиозных картин не так много, так как они относятся все-таки больше к искусству, а не к религии
  • Сочинение по картине Осенняя песня Борисова-Мусатова
    В.Э. Борисов-Мусатов – российский художник, писавший свои картины на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Его полотна отличает необыкновенная чувственность и эмоциональность
  • Сочинение по картине Сурикова Утро стрелецкой казни
    Картину Утро стрелецкой казни В.И. Суриков написал на исторический факт истории России. На картине можно выделить два главных плана: собор Василия Блаженного и народ. Купола и сам собор слегка скрыты утренней дымкой, поэтому не выглядят ярко

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/levitan/tishina-4-klass

Левитан И.И

Тишина, Левитан, 1898

Для увеличения — нажмите на изображение

Автопортрет. 1880-е

Вот это идеал пейзажиста — изощрить свою психику до того, чтобы слышать «трав прозябанье». Какое это великое счастье!

Левитан И.И.

Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси — реки разлились, оживает все… Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист.

Левитан И.И.

 Левитан Исаак Ильич (1860–1900) родился 30 августа (18 по старому стилю) в Сувалкской губернии Литвы. Его родители, евреи, были весьма бедны, хоть и неплохо образованы. У будущего великого художника был брат и две сестры, и чтобы дать детям хорошее образование, Левитаны переехали в Москву.

Там Авель, старший ребенок в семье, начал обучаться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а еще через пару лет, в 1873 году, в это же училище поступил и Исаак. Надо сказать, что 13-летнему начинающему художнику несказанно повезло, поскольку его учителями стали такие мэтры, как Поленов, Саврасов и Перов.

Вскоре родители умерли, и дети их оказались на краю настоящей нищеты – и в этот момент Исаака взял в свой «пейзажный» класс А. Саврасов. За короткое время юный живописец достиг некоторого мастерства, так что даже был награжден за две выставочные работы малой серебряной медалью и денежной премией, которая позволила ему продолжить учение.

Читайте также:  Виды залов зимнего дворца. кабинет императрицы александры федоровны, эдуард гау, 1858

Как истинному гению, 16-летнему Исааку курс давался достаточно легко, однако он не успокаивался на этом и продолжал работать тем упорнее, чем лучше и «живее» становились его полотна. 

Увы, счастье долгим быть не могло… За чужие прегрешения, за покушение на царя-освободителя Александра II, в 1879 году все евреи были в срочном порядке выселены из второй столицы и ему пришлось заниматься самообразованием.

Несмотря на то, что закончить обучение Исааку не удалось, практически все его работы последующих лет, вплоть до 1884 года, выполнены на вполне профессиональном и очень чувственном уровне – он писал пейзажи Останкино и Звенигорода (Саввинская слобода), к этому периоду относятся картины «Дуб», «Сосны», «Последний снег» и некоторые другие. Однако достаточно часто его одухотворенные пейзажи вызывали раздражение зрителей, которые считали, что русские пейзажи может и должен писать только русский… Происхождение сыграло с Левитаном недобрую шутку – он все же закончил в 1885 году училище, однако ему не выдали диплом художника – словно в насмешку над здравым смыслом, начальство посчитало достаточным обозначить его статус словами «учитель чистописания».

И, само собой, у бездипломного живописца совершенно не было средств к существованию, ему пришлось уехать в забытую богом деревню Максимовку – и на сей раз судьба ему улыбнулась: по соседству в гостях бывали иногда Чеховы, Антон и Михаил, с которыми Левитан познакомился. Тогда же стали покупать некоторые его полотна, что упрочило материальное положение Исаака Ильича, однако у него в таком молодом возрасте обнаружилась вдруг сердечная болезнь. В 1986 году поездка в Крым не только помогла ему поправить здоровье, но и вдохнула новые силы, и художник даже организовал выставку своих живописных работ, а еще через год он изыскал возможность отправиться на берега Волги, о чем давно уже мечтал, тем более что волжские пейзажи изумительно писал его учитель Саврасов, и ездил после этого еще неоднократно.

На высоких волжских откосах и в городе Плёс он написал около двухсот прекрасных картин – к слову, после этого небольшой сонный городок стал настоящей Меккой для пейзажистов.

А в самом конце 80-х годов художник смог, наконец, побывать в Италии и Франции и лично познакомиться с работами импрессионистов и мастеров барбизонской пейзажной школы.

Видимо, именно после этого путешествия и полученных впечатлений Левитан стал задумываться о «пейзаже настроения», как особом жанре живописи.

После возвращения в Россию Исаак Ильич вошел в знаменитое Товарищество передвижников, собравшее лучших представителей различных художественных школ и жанров и финансируемое Сергеем Морозовым, известным меценатом и ценителем искусства. Именно он, кстати, дал Левитану возможность работать в Москве в прекрасно подготовленной мастерской. В 1892 году на двадцатой Передвижной выставке он экспонировал свои картины «Лето», «Октябрь», «Осень» и «У омута».

Но империя жила по своим правилам, и в этом же году художника в очередной раз вынудили покинуть Москву как «некрещенного еврея», ему пришлось жить в окрестных губерниях – и продолжать писать.

К данному времени относится его знаменитая «Владимирка», цепляющая душу какой-то унылой серой безнадежностью, что не странно, если вспомнить, что именно по этому тракту гнали в Сибирь этапы кандальников… Вскоре стараниями друзей Исаак Ильич смог вернуться.

В следующие годы живописец несколько раз проживал в усадьбах у своих друзей в Тверской губернии – видимо, именно там и возникла у него идея «самой русской его картины», как писали критики, говоря о полотне «Над вечным покоем».

Однако там же случилась у него и любовная драма – в него влюбилось сразу несколько женщин, и эти непростые отношения отравляли все последние годы его жизни. По сути, любовь, которая должна окрылять, «помогла» ему уйти из жизни раньше времени.

К слову, Левитан, как и многие творческие люди, был влюбчив, и это даже несколько охладило его дружеские отношения с А.П. Чеховым, который некоторые личные нюансы его отношений с женщинами использовал в своих рассказах (впрочем, через несколько лет друзья помирились).

Сам художник об этом писал так: «Почему я один? Почему женщины, бывшие в моей жизни, не принесли мне покоя и счастья? Быть может потому, что даже лучшие из них – собственники. Им нужно все или ничего. Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой бесприютной музе, все остальное – суета сует…»

В 1895 году живописец снова побывал в Европе, а по возвращении написал еще одну блистательную свою картину – «Март».

Однако сложности с женщинами, болезнь сердца и общий настрой постоянно приводили его к депрессии, так что он даже пытался покончить с собой, хотя многие это приняли как театральный жест.

После этого его навестил Чехов и, будучи под сильнейшим впечатлением от встречи, написал «Чайку» и «Дом с мезонином», что снова вызвало у Исаака Ильича сильнейшую обиду.

В этом же году он написал картину, которая стала настоящей жемчужиной среди его работ, «Золотую осень». Поистине, и одной этой картины хватило бы, чтобы навсегда вписать имя Левитана в историю, как имя настоящего гения. Это полотно, а также «март» и «Ненюфары» приобрел для своей галереи П.М. Третьяков.

В следующем Левитан побывал в Финляндии, где продолжал писать – в это время он завершил работы «Крепость», «Скалы» и еще несколько столь же сильных работ в открытом им жанре «пейзаж настроения».

И тогда же переболел тифом, что еще больше усугубило его и без того некрепкое здоровье, болезнь стала прогрессировать и перешла в стадию неизлечимой, что подтверждается письмами Чехова, который осматривал своего друга.

Однако проделанная художником гигантская работа принесла все же свои плоды и заслуженную славу – в 1898 году Исаак Ильич стал академиком и преподавателем в училище, которое закончил лишь 13 лет назад.

Тогда он мечтал создать для русских пейзажистов большую мастерскую и назвать ее «Дом пейзажей», однако по состоянию здоровья был вынужден выехать в Ялту, где в это же время находился и Чехов – жаль говорить, но былая дружба к ним уже не вернулась… Так и не поправившийся Левитан вернулся в Москву, все время проводил в мастерской – а в это время в Париже на Всемирной выставке с огромным успехом проходила выставка его лучших картин.

Художник умер, так и не успев узнать, какой успех принесла ему эта экспозиция.

А в мастерской остались недописанными около сорока его картин, в том числе «Озеро», которая вполне могла бы стать его лучшим творением – и, тем не менее, оно было показано публике в следующем году на посмертной выставке живописца. А много позже, весной 1941 года, прах Левитана перенесли на Новодевичье кладбище и захоронили рядом с его другом Чеховым.

  • Умер Алексей Иванович в Петербурге 18 октября 1894 года.
  • *   *   *
  • Галерея (255 изображений)

*   *   *

 Историко-биографический фильм «Исаак Левитан. Постижение любовью» (Из коллекции «Тайники русского музея» видеостудии «Кварт»)

Год выпуска: 2008

Продолжительность: 00:26:01Формат: aviРазмер: 174 Мб

  1. Режиссер: Г. Иванова
  2. Невозможно представить себе русскую живопись без полотен Левитана, Россию без поэтического воплощения ее красоты и печали великим художником.
  3. Этот фильм о жизни и судьбе Исаака Левитана, о постижении любовью русской природы.
  4. Скачать для ознакомления: Исаак Левитан. Постижение любовью

Источник: http://gorenka.org/index.php/levitan-i-i

Описание картины Тишина – Исаак Левитан

Еще при жизни Левитана современники и ценители искусств отмечали, что картина “Тишина” наиболее явно ассоциируется с музыкальными произведениями. В композиционном плане полотно представляет собой сочиненный пейзаж. Созданию его предшествовала напряженная этюдная работа, в результате чего живописец сумел добиться обобщенного смысла в передаче настроения покоя и умиротворения, которым дышит летняя ночь, опустившаяся на полноводную реку и небольшую деревеньку, застывшую на крутом берегу.

Читайте также:  Преображение, рафаэль санти

Элементы композиции имеют четкую внутреннюю соотнесенность.

Утонченная цветовая гамма, в которой выдержан колорит всей картины в целом, можно сравнить со звучанием симфонического оркестра, который великолепно исполняет произведение из репертуара музыкальной классики.

Мнения о произведении Насколько труден, сложен и чреват опасностями был этот путь использования современных новых течений, показывает картина “Тишина” . В отличие от большинства работ Левитана с их цельностью она производит впечатление какой-то двойственности.

Построенная на больших цветовых пятнах обобщенно трактованной сероватой, сумеречной деревни в глубине, свинцовой воды и коричневых берегов, картина кажется в известной мере декоративной и слишком резкой в своей цветовой гамме. Она…

Из монографии А. А. Федорова-Давыдова Не пользующаяся широкой известностью, прекрасная картина “Тишина” – шедевр позднего периода творчества из собрания Русского Государственного музея. “Видишь телегу – рисуй телегу, видишь корову, рисуй так, как видишь, старайся передать то, что чувствуешь, то настроение, которое создается у тебя при виде той или другой картины природы.”

(No Ratings Yet) Loading…

Еще картины:

  1. Саввинская слобода – Исаак Левитан Работы Исаака Левитана, в том числе и картина “Саввинская слобода под Звенигородом” полны художественной чувственности и лиричности. Каждое из более……
  2. Избушка на лугу – Исаак Левитан Левитана называют “художником настроения” и “певцом русской природы”, и достаточно посмотреть на его картины, чтобы всем сердцем почувствовать, почему это……
  3. Папоротники в бору – Исаак Левитан В ранний период творчества, Исаак Ильич Левитан находился под влиянием своих учителей Алексея Саврасова и Василия Поленова. Со временем художник……
  4. Перед грозой – Исаак Левитан После смерти Левитана картина была определена братом художника как этюд. Однако внимательный зритель может увидеть в этой композиции вполне законченное,……
  5. Цветущие яблони – Исаак Левитан Левитан, как это верно выразил Бенуа, “чувствовал в природе то, что живет и хвалит Создателя; слышал своим чутким ухом, как……
  6. Сумерки – Исаак Левитан В 1897-1900 годах художник продолжал создавать свои удивительные пейзажи, но только теперь в них больше не было надежды или радости…….
  7. Одуванчики – Исаак Левитан Картина “Одуванчики” была написана художником в 1889 году. Она является одной из самых знаменитых произведений Левитана, считающимся настоящим мастером натюрмортов…….
  8. Берег Средиземного моря – Исаак Левитан Известного и любимого многими художника Левитана Исаака Ильича знают по его прекрасным пейзажам. Он с необычайной чувственностью и любовью изображал……
  9. В лесу осенью – Исаак Левитан Исаака Левитана можно назвать истинным мастером пейзажей, так как большая часть их является шедеврами, по словам даже самых строгих критиков…….
  10. Березовая роща – Исаак Левитан Эту картину, художник начал рисовать в 1885 году, а закончил в 1889 году, когда был в Плесе на Волге. Эта……
  11. Околица. Летний вечер – Исаак Левитан Картины Левитана всегда отличались простотой идей, и мотивов. Своими картинами он заставляет нас увидеть в простых вещах нечто новое. Картина……
  12. Золотая осень – Исаак Левитан На переднем плане полотна “Золотая осень” изображена березовая роща, раскинувшаяся по обе стороны неширокой глубокой речки, обрывистые берега которой поросли……
  13. Мостик. Саввинская слобода – Исаак Левитан Тихая и спокойная, овеянная теплом и уютом – такова картина “Мостик. Саввинская слобода”, написанная И. Левитаном в 1884 году. Своей……
  14. Лето (Июньский день) – Исаак Левитан На картине изображено привычный для Левитана легкий лесной пейзаж: природа, лес – знакомый образ с детства. Вот и автор попытался……
  15. Март – Исаак Левитан На картине этого художника нарисована весна, а судя по названию произведения, весна ранняя. Также на полотне изображена лошадка, которую запрягли……
  16. У омута – Исаак Левитан Картина “У омута” была написана автором в 1892 году, сейчас она принадлежит Третьяковской галереи. Многие считают это произведение мрачным и……
  17. Владимирка – Исаак Левитан Знаменитая картина под названием “Владимирка” отличается многозначительной глубиной смыслового наполнения и особенной поэтичной грустью. На сегодняшний день это полотно –……
  18. Осень. Дорога в деревне – Исаак Левитан Этого художника многие называют певцом природы, причем, что он очень любил изображать родные края. Не зависимо от времени года, и……
  19. Вечер на Волге – Исаак Левитан Картина “Вечер на Волге” привлекает зрителя своей лаконичностью. На ней изображен ранний летний закат, тучи закрыли солнце, но еще светло…….
  20. Сумерки. Луна – Исаак Левитан Эта картина была написана автором в тот период, когда его произведения зависели от эмоций и настроения художника. В последние свои……

Описание картины Тишина – Исаак Левитан.

Источник: https://art.goldsoch.info/tishina-isaak-levitan/

Читать

С. ПРОРОКОВА

Левитан

I

ЧЕЛОВЕК, ПОМОГАЙ СЕБЕ САМ!

СОЖЖЕНЫЕ ПИСЬМА

Ночь была особенно тяжелой. Больной страдал. Сердце так болело, что казалось, будто сквозь него протягивают тугие веревки.

Рядом — доктор, близкий, родной человек. Он непрерывно слушает угасающий пульс Левитана. Дает лекарства, делает уколы и вновь слушает. Удары более различимы, сильнее, дыхание ровнее.

Еще раз доктор Трояновский вырвал Левитана у смерти. Но каким напряжением сил, какой точностью врачебных мер!..

— Спасибо, дорогой Иван Иванович, — скорее угадывает по губам, чем слышит Трояновский.

Сколько таких тяжких ночей выдержит измученное сердце?

Доктор ушел. Левитан подозвал брата.

Адольф Ильич склонился над изголовьем больного. Левитан просил принести все письма, присланные ему за многие годы, и сжечь их.

Возражать бессмысленно. Да Адольф Ильич и сам поступил бы так же. Замкнутость характера, редкая сдержанность были фамильными чертами. Двери в личную жизнь у них обоих всегда плотно закрыты.

Он исполнил суровый приказ брата.

Пачки писем летели в огонь. На фоне почерневших от копоти стенок камина мелькали страницы, освещенные пламенем.

Левитан смотрел на борьбу красок: черной, желтой, оранжевой. В памяти возникали имена людей, связанных с ним долгие годы. Он видел, как языки пламени листали страницы с мудрыми, добрыми, а порой озорными строками, обращенными к нему лучшим другом всей жизни — Антоном Чеховым. Больше ста писем великого писателя поглотил огонь.

А вот и маленькая пачка скупого на слова, сдержанного, но так умеющего ценить человека Валентина Серова…

Мало мы знаем писем этого замечательного художника. Их стало еще меньше в трагический миг, когда Левитан прощался с жизнью.

Маленькие, изящные конверты, от которых пахнет духами: терпкими, острыми или тонкими, едва ощутимыми. Поклонницы, подруги, любимые… Короткие записочки, назначенные свидания. Счастье и упреки.

Все — в огонь. Он последний неистово полистал эти исповеди сердец, полистал и превратил в пепел.

И снова письма друзей. Нестерова, с которым прошел всю жизнь рядом, кто знал его суровую юность, делил тревоги зрелости, с кем был близок сердцем и един в стремлениях. Касаткин и Переплетчиков, Коровин и Хруслов, Виноградов и Светославский, Степанов и Аладжалов.

В письмах близких друзей — похвалы, упреки, изредка — острый укол ревности. В письмах — жизнь, которая окружала и питала талант.

Они полетели в огонь вместе с деловыми записками Третьякова и Остроухова, отзывами меценатов о картинах и вестями от родных, напоенными скорбью. Много из-за них было пережито, порой выстрадано, выпито унижения.

Все — в огонь, безжалостно, ни о чем не сожалея. Сердце скоро сдаст. Левитан больше не верит в то, что поднимется.

Когда от последней пачки осталась горсть тёмно-серого пепла, похожая на какую-то фантастическую фигуру, больной облегченно вздохнул.

Левитан оставил нам свое искусство — наследство художника, он уничтожил письма — наследство человека. Но в этой богато одаренной личности так тесно переплелся путь художника и человека, что картины Левитана позволят нам дополнить кропотливый труд исследователей и проникнуть в его жизнь.

Читайте также:  «смерть прокриды», пьеро ди козимо — описание картины

После смерти Левитана в его столе нашли завещательную записку: «Письма все сжечь, не читая по моей смерти. Левитан».

Считалось, что родные исполнили это завещание и уничтожили все эпистолярное наследие художника.

Но недавно в архиве М. П. Чеховой было обнаружено письмо Адольфа Левитана, резкое, даже грубоватое. Предпринимая первое полное издание писем А. П. Чехова, его сестра собирала их у всех друзей, знакомых писателя. Обратилась она с подобной просьбой и к брату художника. Получила такой ответ:

«Посылаю Вам строчки моего брата, посылаю не для того, чтобы реабилитировать себя в чьих-либо глазах: я в этом не нуждаюсь, а только для того, чтобы это решение брата было известно всем. Пусть ничего не ждут.

Судачить по поводу уничтоженной переписки не придется ни устно, ни печатно. Увы и ах! Написаны эти строчки братом на случай внезапной кончины и найдены мною в письменном столе уже после его смерти.

Сожжены письма, как я уже и раньше передавал Вам, мною еще при жизни его по его приказу и на его глазах.

Сделано это мною охотно, так как я мысленно вполне одобрил его решение и сам бы поступил так же, даже и теперь».

Обычное, чем кончаются официальные письма, «примите уверение» и т. д., не могло смягчить раздраженности, сквозящей в каждом слове, обращенном к лучшему другу Левитана и сестре великого писателя.

Адольф Левитан в свое время ничего не рассказал биографам о жизни брата. Он молчал, упорно, хладнокровно и стойко. На все обращения к нему отвечал отказом.

Старший брат на тридцать три года пережил младшего и провел последние годы в Ялте. Неясная надежда на то, что в старости он изменил своей замкнутости и оставил какие-то воспоминания о Левитане, вовлекли меня в Ялту.

Но прошло свыше двадцати пяти лет со дня смерти Адольфа Левитана. Большие события видела маленькая Ялта в эти годы. Долгие месяцы там хозяйничали немцы; и казалось, трудно найти след художника, доживавшего свой одинокий век.

Многие местные жители помнили высокого человека с черной бородой, одетого в темное пальто, клетчатый шарф и старую фетровую шляпу. Его часто видели на улицах Ялты. Странную приметность придавала ему и черная маленькая собачка, которую он всегда вел на длинном поводке. Знали, что этот высокий человек с глубокой проседью в волосах, одинокий и замкнутый, — брат великого художника.

Он давал уроки рисования детям, получал маленькую пенсию и все дни проводил в ялтинской библиотеке, где у него даже было свое постоянное место. Там привыкли к его молчаливости, замкнутости, отстраненности.

Нет, он не написал никаких воспоминаний о брате, ничего о нем не рассказывал, даже уничтожил его документы. Он не нарушил молчания.

Так рухнула моя слабая надежда дополнить живыми воспоминаниями биографию Левитана.

Тереза — старшая сестра художника — была откровеннее, рассказала исследователям о детстве и юности младшего брата.

Но долгие годы не была точно установлена даже дата рождения Левитана. Под его картинами во всех музеях стоял 1861 год, ошибочно названный одним из биографов.

  • Недавно нам удалось найти в материалах Училища живописи, ваяния и зодчества воинский документ, по которому с точностью метрики можно установить, когда в семье Левитанов появился младший сын.
  • Итак, Исаак Ильич Левитан родился 18(30) августа 1860 года в посаде Кибарты, близ станции Вержболово Ковенской губернии.
  • ОЧАГ

Самым ранним впечатлением были поезда, снующие круглые сутки мимо маленькой пограничной станции. Поезда и отец в форме станционного служащего, свистки паровозов и лязг тормозов.

Было также острое чувство постоянной неустроенности. Казалось, что семья Левитанов всегда в пути. То начинались лихорадочные сборы, приготовления к отъезду, то судорожное устройство на новом месте. Жизнь неуверенная, бивачная.

Отец Левитана был человеком беспокойным, нетерпеливым. Свою короткую жизнь он провел в поисках лучшего. А шел все время от жизни безбедной к самой непроходимой нищете.

Переводчик во французской фирме, строившей мост через реку Неман. Перемена службы. Дети видят отца уже в окошечке билетной кассы станции Ковно. Но не пройдет и нескольких месяцев, как адрес изменен: семья перекочевала в посад Кибарты возле пограничной станции Вержболово.

Отец мечется. Дети подрастают, способные, смышленые. Им мало уроков отца, пришедшего усталым со службы. Они уже не довольствуются занятиями с матерью, для которой книги заслонили весь мир.

Она могла подать на стол остывший суп, но зато с жаром рассказывала детям о недавно прочитанной книге и жизни вымышленных героев. Нужны школы, культура большого города.

И семья Левитанов потянулась в Москву.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=195824&p=50

Сочинение по картине Левитана «Тишина»

Картина под названием «Тишина», написанная Исааком Левитаном в 1896 году не может похвастаться тем, что пользуется широкой славой, однако несмотря на это, данное полотно признано многими художниками, как шедевр позднего периода жизни мастера «пейзажа настроения». Так не раз называли русского художника.

В этот период жизни Исаак Левитан часто прибегал к «сумеречной» теме в своих работах и картина «Тишина» также была посвящена тому загадочному времени, когда ночь ещё не началась, а день уже умер.

Прежде чем написать данную картину, художник потратил немало времени на работу с этюдами, что немало повлияло на процесс написания «Тишины».

На полотне удивительно точно воспроизведены настроение тишины, спокойствия и умиротворённости.

Художник или даже писатель в данном случае, рассказывает нам о преисполненном мудрости молчании матери природы, которая пребывает в спокойном и тягучем ожидании ночи.

Но на картине этого ещё не произошло. Ночь лишь частично вступила в свои права, и светлый день ещё не скрылся за горизонтом. Ночь.

До безобразия медленно она касается земли, а за ней по пятам следуют её спутницы – покой и нега.

Недвижима и речка, что отражает в себе потемневшее сумеречное небо, по которому плывут косматые облака и над всем этим – жёлтая луна. Вдалеке, на противоположному берегу, виднеется пашня и рощица, а слева от них застыла обездвиженная деревенька.

В картине присутствует достаточно насыщенная гамма и одни краски сливаются с другими. Некоторые могут решить, что полотно чересчур декоративно в своём сочетании ярких сочных красок, которые использовал художник. Деревенька имеет чётко выраженный коричневый цвет, вода, налитое свинцом небо и берега – рыжий.

Левитан использовал множество художественных приёмов, в числе которых широкий, свободный и мягкий мазок, переходы цвета и резкие тончайшие оттенки.

Всё это наделяет полотно жизнью и оно буквально дышит на глазах зрителя. Но есть во всём этом нечто скрытое занавесом.

Художник избегает подробных описаний предметов – они будто укрыты ночной мглой и явственно просматривается стремление не усложнять мотив написанного.

Приёмы, к которым прибегнул художник, помогают добиться ясности и сплочённости картины и выражают пожалуй самое главное, что есть в жизни – природу. Картина «Тишина» – шедевр своего рода.

Если в очередной раз провести аналогию с литературой, то можно говорить о том, что данное полотно – это книга или как минимум рассказ, пронизанный глубиной и своей сложностью, повествование, рассказывающее о жизни природы, которая не любит спешить и не терпит шума.

(No Ratings Yet)

Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-levitana-tishina.html

Ссылка на основную публикацию