Танец жизни, эдвард мунк, 1899

Автор знаменитого «Крика» Эдвард Мунк был человеком нервным: он боялся природы, всю жизнь его самого и его близких преследовала смерть и болезни, а отношения с женщинами приводили художника к депрессии. И, конечно, все это не могло не отражаться в его картинах

Мунк и природа

Танец жизни, Эдвард Мунк, 1899 Эдвард Мунк. Крик. 1893 годNasjonalmuseet for kunst, arkitektur og design

Эдвард Мунк. Крик. 1893 годNasjonalmuseet for kunst, arkitektur og design

Мунк воспринимал природу как нечто драматичное и опасное: природные явления вызывали у него сильнейшие переживания.

На знаменитой картине «Крик» (на берлинской персональной выставке 1893 года картина носила название «Крик природы») чудовищное существо олицетворяет кричащий закат.

Кроваво-красный заход солнца вызывал у художника ужас и отчаяние, о которых он пишет в знаменитой дневниковой заметке от 22 января 1892 года:

«Я гулял по дороге с двумя товарищами. Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем. Я остановился и прислонился к забору, смертельно усталый. Над сине-черным фьордом и городом лежали кровь и языки пламени. Мои друзья продолжали гулять, а я остался позади, трепеща от страха, и я услышал бесконечный крик, пронзающий природу».

Никакой благодатности Мунк в природе не видел и воспринимал ее как мощную губительную силу.

Что касается людей, то, по словам одного из биографов Мунка, Рольфа Стенерсена, художник считал их не хозяевами природы, но «вол­­­нами духа и материи», способными дематериализо­ваться, приняв другую форму.

Мунк верил в призраков и интересовался спиритизмом, и телесная оболочка была для него условностью: не случайно вокруг фигур на его картинах нередко можно увидеть волнообразные линии, как от камней на воде.

Мунк и смерть

Previous

Танец жизни, Эдвард Мунк, 1899
Танец жизни, Эдвард Мунк, 1899

Next1 / 2Эдвард Мунк. Смерть в комнате больного. 1893 годNasjonalmuseet for kunst, arkitektur og design2 / 2Эдвард Мунк. Больная девочка. 1885–1886 годыNasjonalmuseet for kunst, arkitektur og design

Семью Мунка преследовали беды: когда ему было пять лет, от туберкулеза умерла его мать, а через десять лет он потерял любимую сестру. Позже другая сестра оказалась в клинике для душевнобольных (1894), а его брат умер в воз­расте 30 лет (1895).

Эти события потрясли Мунка, и в своих работах (начиная с «Больной девочки», написанной в 1885–1886 годах) художник постоянно воз­вращался к темам болезни и потерь.

В его мастерской всегда находился тот же стул, что фигурировал на этой картине (там виден край сиденья), и, по свиде­тель­ству друга Мунка Йенса Тииса, Мунк говорил, что на нем «мы все сидели, болели и умирали», связывая предмет с травматическими событиями.

Кресло с высокой спинкой и гнутыми ручками, изображенное на картине «Смерть в ком­нате больного» (1893), встречается на нескольких картинах мастера (самая известная из них — автопортрет «Больной испанкой» 1919–1920 годов). При этом несчастья были и источником вдохновения: «Без страха и болез­ней моя жизнь была бы лодкой без руля»  .

Более оптимистичными его картины стали после лечения в психиатрической клинике Даниэля Якобсона в Копенгагене в 1908–1909 годах, однако прежних напряжения и мощи в них уже не было.

Мунк и женщины

Previous

Танец жизни, Эдвард Мунк, 1899
Танец жизни, Эдвард Мунк, 1899
Танец жизни, Эдвард Мунк, 1899
Танец жизни, Эдвард Мунк, 1899

Next1 / 4Эдвард Мунк. Вампир (Любовь и боль). 1893 годMunchmuseet2 / 4Эдвард Мунк. Ревность. 1895 годBergen Kunstmuseum3 / 4Эдвард Мунк. Пепел. 1894 годNasjonalmuseet for kunst, arkitektur og design4 / 4Эдвард Мунк. Саломея, или Автопортрет с Евой Мудоччи. 1903 годChristie's

Эдвард Мунк пользовался успехом у женщин, но постоянно ввязывался в ужа­саю­щие любовные истории.

Одна из его муз, Дагни Юль, была настоящей роко­вой женщиной 1890-х годов: творческая непредсказуемая личность, сводив­шая многих с ума (среди ее поклонников был также драматург Август Стриндберг).

Другая — Тулла Ларсен — требовала свадьбы и, как считал Мунк, преследовала художника. Во время одной из ссор, случившейся в 1902 году, он был ранен из пистолета в левую руку — один из пальцев навсегда остался искалеченным.

Этот неудачный роман был одним из факторов, приведших к депрессии, сопровождавшейся параноидальными идеями и алкоголизмом. Во время восьмимесячного лечения в клинике Якобсона Мунк написал очень страшную сказку об Альфе и Омеге.

Омега изменяет Альфе с животными, порождая от них детей, и он убивает ее, после чего гибнет от мести диких зверей.

Такие женщины-губитель­ницы — частые героини его картин («Вампир» из Музея Мунка в Осло, «Ревность» из коллекции Расмуса Мейера в Бергене, «Пепел» из Национального музея искусства, архитектуры и дизайна в Осло), гравюр («Саломея, или Автопортрет с Евой Мудоччи») и дневниковых записей.

Мунк и его картины

Previous

Танец жизни, Эдвард Мунк, 1899
Танец жизни, Эдвард Мунк, 1899

Next1 / 2Эдвард Мунк. Расставание. 1894 годMunchmuseet2 / 2Эдвард Мунк. Ножная ванна. 1912–1913 годыMunchmuseet

Стенерсен пишет, что свои произведения художник воспринимал как собст­венных детей: рассердившись, он их наказывал.

Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудав­шееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно. Из-за этого многие работы — например, «Расставание» (1894) — плохо сохранились и нуждаются в реставрации.

По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей мато­вой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель. Слу­чайно появившиеся подтеки, например следы птичьего помета, становились частью картины — как в «Ножной ванне» (1912–1913).

Мунк был неутомимым экспе­римента­тором: он сильно разбавлял масляные краски, добавлял туда мел, использовал яичную темперу, пробовал в качестве связующих веществ казеин и костный клей.

Мунк и луна

Previous

Танец жизни, Эдвард Мунк, 1899

Next1 / 2Эдвард Мунк. Лунный свет. 1895 годNasjonalmuseet for kunst, arkitektur og design2 / 2Эдвард Мунк. Танец жизни. 1899 годNasjonalmuseet for kunst, arkitektur og design

Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь. Луна завораживала его, ее образ можно встретить на многих картинах: «Лун­ный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее. И всегда это изображение только полной луны: художник был убежден, что луна бывает только круглой, и отказывался признавать, что месяц — тоже луна.

На его картинах сияние лунной дорожки на воде напоминает колонну, увенчанную золотым шаром. Некоторые исследователи   не без влияния фрейдизма считают, что это сек­суальный символ: вертикальная лунная полоса — мужчина, а вода и извилистая береговая линия — женщина.

Вполне вероятно, что это так: сцены с любовно-сексуальным подтекстом на картинах Мунка происходят ночью в присутствии странной колонны-луны.

https://arzamas.academy

Источник: https://vitas1917.livejournal.com/621103.html

Мунк Эдвард

Другие известные живописцы

Норвежец Эдвард Мунк, по праву считается пионером экспрессионизма в области живописи. В Европе еще в молодости, Мунк был признан создателем новой эпохи. Его живопись становится известной в 1890-х гг, но и последние работы норвежца постоянно привлекают огромное внимание, вдохновляя начинающих художников. 

Эдвард Мунк вырос в норвежской столице, Кристиании (ныне Осло). Его отец, Кристиан Мунк — брат известного историка П. А. Мунка — служил военным врачом, зарабатывая небольшие деньги. Он был очень религиозным человеком.

Его жена, которая была моложе своего мужа на 20 лет, умерла от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Сестра будущего живописца, Софи, также скончалась от этой болезни в 15 лет. Сам Мунк, был болезненным ребенком.

 

Впоследствии, в своем творчестве Мунк снова и снова возвращался к воспоминаниям о болезнях, смерти, печали. После года учебы в художественной школе, Эдвард Мунк становится как никто другой преданным искусству.

Он изучал творчество старых мастеров, посещал курсы Королевской Школы Рисования. Заметное влияние на него оказал видный норвежский художник Кристиан Крог. Ранние работы Мунка были основаны на французском реализме.

 

Танец жизни, Эдвард Мунк, 1899

Эдвард Мунк в 1912 году

В 1885г Эдвард Мунк уехал учиться в Париж. В том же году он написал картину «Больной ребенок», которая явилась его первым серьезным творческим прорывом. Эта работа порывала прежнюю связь Мунка с реализмом, и традициями Кристиана Крога.

Картина была написана художником о своей сестре. Перед ее написанием, Мунк долго искал мотив для первого впечатления, способного выразить личный болезненный опыт. Критика, последовавшая вслед за публичным представлением картины, носила ярко негативный оттенок.

 

Его следующие работы, менее провокационны по своей форме. «Ингер на пляже» (1889), раскрывает способность Мунка к изображению лирической атмосферы в духе нового романтического направления. Картина нарисована в Эсгердстранде, маленьком городке, на побережье близ Хортона. Именно характерные мотивы этих мест, можно найти в качестве лейтмотива многих картин Мунка. 

В 1889г он написал портрет лидера столичной богемы, Ханса Ёгера. Изображение Мунком Егера, радикального анархиста, послужило поворотной точкой в жизни норвежского экспрессиониста, и в источнике его внутреннего вдохновения.

В то время он начинает работать над большим проектом, который он продолжал в течение всей жизни. Целью Мунка, было представить правдивую жизнь человека с ее тоской и агонией — он хотел изобразить его собственную жизнь.

 

Танец жизни, Эдвард Мунк, 1899

Молодой Эдвард Мунк с сестрой Ингер

Осенью 1889г Эдвард Мунк представил свою выставку в Кристиании, за что вскоре был награжден государственным грантом. Естественно, он отправляется в Париж. Пребывая во Франции, Мунк учился некоторое время у Л.

Бонната, однако куда большее вдохновение он почерпнул из художественной жизни города. То время, в искусстве, было временем постимпрессионизма. Все это раскрепощающе повлияло на Эдварда Мунка.

«Камера не может соревноваться с кистью и полотном», писал он «покуда их можно использовать на небесах и в аду». 

Осенью первого года жизни во Франции, пришло известие о смерти отца Мунка. В результате картину «Ночь», символизирующую одиночество и меланхолию, можно рассматривать как ответное состояние художника на постигшее его несчастье.

Танец жизни, Эдвард Мунк, 1899

«Больная девочка»

«Крик» часто рассматривается, как первый опыт Мунка в качестве художника экспрессиониста. Эта картина дает отличное представление о типичном творчестве Мунка. Выражение лица во многом зависит от динамики красок.

Пейзаж, и в особенности фигура на переднем плане, намеренно искажены и переданы при помощи красок не характерных для реальной жизни. Исходящая из » внутреннего ада» художника, картина олицетворяет собой тревогу и Апокалипсис.

 

Берлин 

Осенью1892г Мунк представляет выставку своих картин, куда были включены плоды его пребывания во Франции. В результате, его приглашают показать эти же работы в Берлине. Выставка обернулась скандальным успехом. Респектабельная публика и мастера классической художественной школы, посчитали Мунка анархистом. Работа выставки была прекращена. 

Эти события принесли славу норвежскому художнику, а потому он решает остаться в Германии. Он вступает в общество литераторов, артистов и интеллектуалов, в котором было много представителей Скандинавии.

Среди них были: норвежский скульптор Густав Вигеланд, датский писатель Хольгер Дракман, польский поэт Станислав Пржебежевски, германский историк Юлиус Мейер-Графе. Наиболее значимыми для Мунка, были встречи со шведским драматистом Аугюстом Стриндбергом.

Они обсуждали философию Ницше, оккультизм, психологию, сексуальность человека. 

Танец жизни, Эдвард Мунк, 1899

«Меланхолия» (1894-96)

В декабре 1893г Мунк представил очередную выставку своих работ, среди которых были шесть картин, положивших начало циклу «Фриз Жизни — Поэма о Жизни, Любви и Смерти». Цикл включает в себя такие произведения как, «Роза и Амелия», «Вампир» — мотивы навеяны ночной стороной любви. В основе нескольких картин лежит тема смерти.

В качестве примера — «Комната умирающего», нарисованная резкими, но бесцветными красками. На картине изображена финальная сцена, разыгравшейся драмы. Сюжет полотна базируется на воспоминаниях Мунка о смерти его сестры. Представлена вся семья художника, а фокус произведения направлен на фигуру, представляющую самого Мунка.

Читайте также:  Пьета, или ночная революция, макс эрнст - описание

В следующий год, «Фриз Жизни» был пополнен картинами «Тревога», «Прах», «Мадонна» — в основе которых, лежит дух Символизма. 

Вместе с Мейром-Графе, Пржебежевски опубликовывает статьи о Мунке, характеризуя его творчество, как «психологический реализм». 

XX век 

В конце 19 века Эдвард Мунк пытался закончить «Фриз». Он нарисовал ряд картин, некоторые из них — большого формата. Он также написал картину «Метаболизм» (1898).

Вместо обычного полотна Мунк использовал деревянный щит со специально вырезанным рельефом. Первоначально эта картина называлась «Адам и Ева», работа раскрывает тему грехопадения, интересовавшую Мунка.

Возможно, что на эти картины Мунка, повлияла любовная интрига, захватившая его в то время. 

Танец жизни, Эдвард Мунк, 1899

«Танец жизни» (1900)

Начало нового века, было временем неустанных экспериментов. Большую популярность приобретает новый красочный декоративный стиль, который демонстрируется Морисом Дэнисом. В 1899г Мунк нарисовал «Танец Жизни», работу, которая рассматривается в качестве смелого проекта, написанного в этом новом стиле. 

Эдвард Мунк также писал и пейзажи. Его представления побережья Осло-фьорда, заслужили репутацию северного символизма. Именно там, летом 1901г близ Эсгердстранда, была написана известная картина «Девушки на мосту». 

Успех и неудачи 

Настоящая слава приходит к Эдварду Мунку, с началом нового века. В 1902г на выставке в Берлине, он впервые демонстрирует все готовые работы из цикла «Фриз». В 1905г была проведена выставка картин в Праге. 

Но творческий успех норвежского художника сопровождался личными конфликтами. Настоящей проблемой для него стал алкоголь, и вообще, психологический настрой Эдварда Мунка оставлял желать лучшего.

Его мучили воспоминания о трагической любовной интриге, конец которой был драматичен и связан с револьверной сценой в Эсгердстранде, осенью 1902г. Он не показывал, что думает об этом, в течение нескольких лет, но за это время инцидент превратился в навязчивую идею.

В 1907г он написал картину «Смерть Марата» (в двух вариантах). Ее сюжет он, видимо, взял из своей жизни. Тема картины — «борьба между мужчиной и женщиной, называемая любовью». 

Танец жизни, Эдвард Мунк, 1899

«Крик» — одна из работ Мунка

В мае 1906г умирает Хенрик Ибсен. Этот норвежский писатель занимал важное место в сознании Мунка. «Портрет самого себя с бутылкой вина» (1906г), изображает безжизненную, сутулую фигуру, сидящую за столиком в кафе, — трагическая сцена связанная с Освальдом из драмы Ибсена. 

Мунк также нарисовал портрет Ницше, а после нескольких визитов в Веймар, — и его сестры, Элизабет. 

В то время проблемы с алкоголем достигли критической точки, и Мунк решает пройти 8-месячный курс лечения в Копенгагене. Норвегия, наконец-то поворачивается лицом к своему таланту, и во время пребывания в клинике Мунк был награжден орденом Святого Улафа. 

Возвращение в Норвегию 

С 1909г и до конца жизни Эдвард Мунк поселяется в Норвегии. Сначала он жил в Крагерё, — городок на юго-восточном побережье Норвегии.

Там он написал несколько зимних пейзажей, и получил возможность заниматься росписью актового зала («Аула») столичного университета. В Крагерё он создал художественную студию, где несколько лет работал над дизайном для Аулы.

После некоторых колебаний и противоречий, проект Мунка был принят и осуществлен в 1916г. 

Согласно замыслу автора, роспись Аулы символизирует неисчерпаемые силы жизни. На заднем плане изображен рассвет над фьордом — такой, каким его видел Мунк у себя, в Крагерё. Палитра ярких цветов подразумевает символ безграничного животворящего света. В Ауле также находятся два больших холста: «История» и «Альма Матер».

На одном из них изображен старик, сидящий под большим дубом, на фоне грубого и некрасивого пейзажа. На второй картине пейзаж наоборот, — элегантен. Здесь нарисована женщина, сидящая на берегу моря и кормящая грудью ребенка, в то время как дети постарше исследуют близлежащие окрестности. Эти картины показывают две противоположности — мужчину и женщину.

Данная тема оставалась одной из главных на протяжении всей жизни Эдварда Мунка. 

Мунк проявлял интерес к зарождавшемуся Рабочему Движению. В 1913-15гг. им была написана картина «Рабочие на пути домой». В 1916г Мунк покупает собственность Экели, в пригороде Кристиании. Ландшафт, люди в гармонии с природой, жизнь в деревне — вот мотивы, которые теперь изображает Мунк, использую четкие и яркие краски. 

 

В Экели художник жил изолировано, независимо от кого-либо, окруженный лишь своими картинами. Из-под его кисти выходило много картин, значительная часть которых экспонировалась на международных выставках. В поздние годы, Мунк нарисовал несколько картин с использованием моделей. Он также продолжил работу над графикой, включая литографические портреты… 

Перед смертью, Мунк завещал свою обширную коллекцию картин, биографических и литературных заметок столице Норвегии.

Впоследствии, созданный в 1963г Музей Мунка, вместил в себя уникальную коллекцию картин и других материалов, отображающих различные периоды творчества знаменитого норвежца.

В Национальной Галерее в Осло можно также увидеть изящные полотна, преимущественно ранних лет художника. Много картин находится в Бергене. 

Источник: https://tunnel.ru/post-munk-ehdvard

Эдвард Мунк «Танец жизни»

Эдвард Мунк разительно отличается от предшествующих ему художников и будущих в том числе. Его нездоровое видение мира и обострённая чувствительность сформировались ещё в далёком детстве, оставив отпечаток на творческой деятельности и личной жизни гения.

Художник родился в 1863 году в многодетной семье, которая в 1864 перебралась из маленького норвежского городка в Христианию (современный Осло). Вскоре его матушка скончалась от туберкулёза, а ещё через десять лет — его старшая любимая сестра Софи.

Две болезненные потери близких указали Мунку его собственный путь, путь художника, запечетлевающего события и ощущения.

Становление художника

Весна. 1889. Холст, масло. Национальная галерея, Осло.

В 1880-х гг. впервые совершил поездку в Париж, после которой он встал на путь становления «привычного» для нас Мунка. В картине «Весна» (1889) он расстался с мечтательной неопределённостью.

Прототипы мунковских мотивов отчаяния, одиночества и грёзы предстают в очаровании деталей и приглушённой атмосфере.

Позднее на художественных выставках он вдохновлялся импрессионизмом (Клод Моне, Эдуард Мане, Джеймс Уистлер), постимпрессионизмом (Поль Гоген, Ван Гог), неоимпрессионизмом (Жорж Сёра, Поль Синьяк), а также живописью Тулуз-Лотрека.

1892 год Мунк провёл в Германии, где познакомился с многими художниками и литераторами, больше ценивших скандинавское искусство, нежели их французские коллеги.

В работах Мунка этого периода образуется странная смесь символизма и социализма, идей гуманизма и мировой боли, но говорить об экспрессионизме ещё рано. В тот год смерть (а точнее самоубийство) ещё одного близкого человека способствовала резкому толчку в развитии художника.

Норвежка Даньи Жюэль, или Душа, как прозвал её широчайший круг знакомых, заставила Мунка ревновать к её друзьям, что отразилось в его одноимённой работе «Ревность» (1894-1895).

1892-1902 гг. — прорыв Мунка к собственному персональному стилю, о чём свидетельствуют такие шедевры как «Крик» (1893) и «Мадонна» (1894-1895). Этот прорыв осуществился по принципу «три шага вперёд — два назад»: в результате экспериментов картины кардинально отличаются друг от друга по характеру, стилю и исполнению. Теперь новые работы художника относятся к раннему экспрессионизму.

Я пишу не то, что вижу, я пишу то, что видел.

Экспрессионизм — это

Понятие экспрессионизм в то время использовали в основном для обозначения деятельности немецких писателей и художников. Пауль Кассирер (1871-1926), берлинский арт-дилер, обозначал «экспрессионизмом» творчество Эдварда Мунка, чтобы показать разницу между его творчеством и импрессионизмом.

Я считаю ошибочным относить всего Мунка к чистому экспрессионизму, поскольку это направление получило широкое распространение и развитие лишь в 1910-20-е. В это время Эдвард страдал манией преследования, много болел и уже отошёл от экспрессионистских работ.

То, что Мунк стоял у истоков экспрессионизма — это да, согласна.

Но всё же, что такое экспрессионизм? В первую очередь, это выражение внутренних чувств, эмоций и переживаний. Это не стиль, а направление и тенденция, поскольку манера выражения чувств у каждого художника индивидуальна (сравните для примера картины Эрнста Кирхнера, Оскара Кокошки и Отто Дикса).

Внутренняя эмоциональная сила отражается с помощью ярких цветов, «грубо» упрощенных форм и отказа от пассивного импрессионистского изображения природы. Законы перспективы, анатомии, естественности, цвета ни к чему.

Для большинства экспрессионистов также свойственна высокая степень напряжения и увлечение эстетикой грубости и уродства.

Черты экспрессионизма воплощены в главном цикле работ Мунка о жизни, любви и смерти под названием «Фриз жизни», над которым он  работал на протяжении тридцати лет с 1888 года.

В нём также ярко выделяются черты символизма: стремление к преображению натуры, широкое образное мышление и метафоричность.

В образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека, его судьба и смысл бытия.

картина «Танец жизни»

Танец жизни. 1899-1900. Холст, масло. Национальная галерея, Осло

Исследователи творчества Мунка придерживаются разных теорий об источнике вдохновения художника на создание этой картины. Мне больше импонирует своей трагичностью история, рассказанная Рольфом Стенерсеном, тесно дружившим с норвежским художником.

Ещё в юности в него влюбилась одна дама из кружка писателя Ханса Йегера, в котором состоял художник. Та дама была богачкой, сходившей с ума по художникам, но не их произведениям. Ей захотелось завоевать Мунка. Сутками напролёт она крутилась вокруг него, а он сбегал, чтобы спокойно поработать.

Однажды через общего друга она передала, что лежит при смерти и Эдвард обязан приехать. Как только он вошёл в комнату, она вскочила с кровати с криками, что он всё-таки любит её. Поссорились. Женщина заявила, что застрелится, чему Мунк конечно же не поверил, положив свою руку на её.

Дамочка откуда-то достала пистолет и прострелила художнику указательный палец на левой руке. После этого случая он начал носить перчатку, чтобы скрыть увечье, и стал ещё более нелюдимым.

Стенерсен говорит и о другой любовной истории. Даже из прошлой ситуации явно, что Мунк имел огромную власть над женщинами, многие искали его любви. Однако сам художник не стремился жениться, а стоило любовной истории начаться, как он сразу убегал от неё.

Когда он был ещё беден, он мог жениться на одной богатой женщине, которая фигурирует в нескольких его картинах о любви. Но поскольку она отвлекала его от работы, он ушёл от неё. И до конца жизни боялся её.

Нам остаётся лишь догадываться: кто та женщина? не та ли это сумасшедшая дама? какие именно картины посвящены ей? нет ли в их числе «Танца жизни»?

Своё название «Танец жизни» получила не от своего создателя, а от критиков и торговцев картинами. Мунк часто позволял им это делать — ему нравился книжный характер этих названий. Среди них можно выделить «Комната умирающего», «Встреча», «Поцелуй», «Вампир» и т.д.

«Танец жизни» — основная картина знаменитого цикла о жизни, любви и смерти. Ночью в полнолуние на поляне близ озера или моря в быстром темпе танцуют пары: мужчины в чёрных смокингах, а дамы в жёлтовато-белых нарядах.

На переднем плане по сторонам стоят две женщины: слева — в белом платье, справа — в чёрном. Между ними в танце застыла влюблённая пара, держащаяся за руки. Люди представляют одно целое с пейзажем, сливаются с ним.

Они качаются летней ночью как ветви на ветру.

Три возраста женщины (Сфинкс). Около 1894. Холст, масло. Собрание Расмуса Мейера, Берген, Норвегия.

Читайте также:  «персей освобождающий андромеду», пьеро ди козимо — описание картины

Если мы присмотримся к двум дамам по левую и правую сторону полотна, то заметим их сходство: обе рыжие с округлым овалом лица, одинакового роста и телосложения. Разница лишь в их возрасте и настроении.

Похожих дам мы встречаем на полотне «Три возраста женщины (Сфинкс)» (1894), эскизы которого показывают, что три дамы — не портреты разных женщин. С помощью них художник воплощает различные ипостаси Женщины.

Та, что слева, отвергает мужское внимание, по центру — приковывает своей тревожностью, а крайняя напоминает труп и извещение о смерти. Цветы в руках молодой девушки намекают о её невинности и предположительном подарке мужчине.

Сам Мунк комментировал эту работу так: «… Три женщины — Одна в белом, Ирена, мечтает о своём будущем — Обнажённая, Майя, полна радости жизни — Печальная женщина с застывшим лицом, бледная, как смерть, стоит между деревьями — Это судьба Ирены: пестовать больных. Три такие женщины появляются в пьесах Ибсена при разных обстоятельствах — также как и в моём фризе».

Действительно, подобие этих женщин мы встречаем в «Танце жизни».

Здесь юная красавица в белом улыбается танцующей паре в центре и тянется к цветку, чтобы услышать прекрасный аромат любви и ощутить его на себе.

В отличие от неё женщина постарше создаёт впечатление отчуждённости, а сомкнутыми руками она словно говорит: «Не подходите ко мне, умоляю».

Её уничтожительный взгляд на танцоров и сжатые губы ужасают своей жестокостью и хладнокровностью. Что могло способствовать поразительному перевоплощению?

Всё дело в парах, заполонивших поляну. Обратите внимание, что все они безлики, а силуэты расплывчаты в движении. Не имеет значения кто танцует. Главное, что они страстно влюблены и для них никого более не существует. На переднем плане выделяются две пары: центральная и чуть позади ближе к даме в чёрном.

При взгляде на картину моментально обращаешь внимание на неё — ярко выделяющуюся пару по центру. Влюблённые застыли в танце, нежно взявшись за руки, и не отрывают друг от друга глаз. Очертания их лиц неявны и питают нас одними догадками об их мыслях. Они признаются друг другу в вечной любви? Навряд ли. По жёлтому цвету лица создаётся впечатление усталости, печали и тошноты.

Все женщины связаны с Мужчиной, его желаниями, опытом и разочарованием. Если понять эмоции мужчины из центральной пары практически невозможно, то в паре за дамой в чёрном можно с уверенностью заявить: он получает большое наслаждение.

Его лицо полно восторга, жажды и анимализма. Только посмотрите на еле заметные волосы, вытянутые уши и ноздри-дырки. Он обхватывает партнёршу за талию так, будто бы вот-вот съест её.

Попав в капкан любви, партнёрша никак не может вырваться из его цепких лап.

Обратите внимание и на розовато-жёлтую луну. Для Мунка луна — всегда полнолуние. Будучи гением в живописи, он не отличался выдающимся умом: он не принимал других фаз луны, считая, что луна должна быть обязательно круглой.

Так, мунковская луна с её отражением в воде повторяется в картинах «Голос» (1893), «Лунный свет» (1895). Всё внимание художника сосредоточено не на изображении мужских и женских фигур. Его интересует твёрдый лунный столб и мягкая водная поверхность как символы мужского и женского начала.

В «Лунном свете» даже нет мужчины и женщины, но их присутствие ясно ощущается.

На мой взгляд, Мунк как художник полностью раскрылся именно в этой картине, «Танец жизни». Даже знаменитый «Крик» не показывает нам многогранности внутреннего мира художника, спектра его переживаний и мыслей.

На одном полотне соединились нелюдимость, мрачность, подозрительность, мягкость и обидчивость, сомнение, ирония — все самые яркие черты характера Эдварда Мунка. Именно они прославили его и уничтожили одновременно. Его искусство трагично, полно символизма и таинственности.

Он сумел выразить острейшие духовные коллизии рубежа веков, когда всё новое представлялось тревожным и неясным, а крушение старого было неизбежно. В этом-то и скрывается гениальность Эдварда Мунка.

Источники на русском языке:

  1. Норберт Вольф «Экспрессионизм», 2006. — 96 с.
  2. Ульрих Бишофф «Эдвард Мунк. 1863-1944. Картины о жизни и смерти», 2003. — 96 с.
  3. Жан Сельц «Эдвард Мунк», 1995. — 95 с.
  4. М.И. Безрукова «Зарубежное искусство XX века. Эдвард Мунк», 1984. — 64  с.
  5. Рольф Стенерсен «Эдвард Мунк», 1972 — 251 с.

Источник: http://artanablog.com/art/edvard-munch-dance-of-life/

Танец жизни

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Эдварда Мунка.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Эдварда Мунка на натуральном  холсте.

Эдвард Мунк — норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства.

Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка. Он был вторым ребенком в семье: у него была старшая сестра, Юханна София, две младших — Ингер и Лаура, и брат Андреас.

Когда Эдварду было 5 лет, умерла от туберкулеза его мать. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза». Под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада.

Талант к рисованию проявился уже тогда.

Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулеза и старшая сестра Софи. Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток.

Несчастье постигло и другую его сестру, Лауру: в её поведении появились странности, со временем становившиеся всё более заметными, и спустя некоторое время ей была диагностирована шизофрения.

В 1879 году Эдвард поступил в технический колледж, где показал прекрасные успехи в физике, химии и математике. В следующем году, однако, он принял решение оставить колледж и стать художником.

В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в столице Норвегии.

В 1883 году состоялся публичный дебют Мунка — он представил на выставке промышленных товаров и произведений искусства в Дворцовом парке картину под названием «Этюд головы» Осенью того же года он представляет на Осенней выставке картину «Девушка, разжигающая огонь в печи».

В конце 1884 года художник получил стипендию, которая позволила ему поехать весной во Францию. Любимым местом во Франции станет Осгорстранн, в этом городе Мунк приобретет собственный дом.

В 1886 году на осенней выставке в Париже была представлена картина Мунка «Больная девочка»

В ее основу легли воспоминания о болезни и смерти Софи.

Все явления жизни он пропускал через себя. Мысли о смерти, страх перед жизнью, проявления чувственности и ощущение ее как греха, зла; борьба с религиозными запретами — все это причудливо переплелось в его душе и не могло не отразиться в его творчестве.

  • Смерть отца от инсульта заставит заново переосмыслить жизнь: после долгой депрессии Эдвард придет к выводу:
  • «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают…»
  • В его творчестве появляется жажда жизни.
  • Творчество Мунка оказало значительное влияние на развитие искусства XX века, особенно на такие направления, как экспрессионизм и фовизм.

Самая известная работа Мунка — картина «Крик». Существует четыре её экземпляра, написанных между 1893 и 1910 годами. Первоначально картина называлась «Отчаяние». Охваченный ужасом человек с этой картины стал одним из самых узнаваемых образов в искусстве.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Эдварда Мунка не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

Источник: https://bigartshop.ru/painters/munk-edvard/tanec-zhizni

Сочинение по картине Танец жизни — Эдвард Мунк

Значительное число произведений норвежского художника Э. Мунка представлено в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна в Осло. Наряду со знаменитым «Криком», в стенах музея можно увидеть и не менее значимый цикл полотен «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». Центральное место в цикле отведено самой крупной работе Мунка — «Танец жизни».

Летняя лунная ночь. На берегу моря в танце кружатся пары. При первом же взгляде на картину внимание привлекают три женские фигуры в платьях белого, красного и черного цветов.

Девушка в белом — стоит одна, чуть поодаль от танцующих. Легкая грусть коснулась ее лица — ведь в этот вечер она на празднике одна. Но вместе с тем девушка полна надежд на будущее и в нетерпении ждет начала танца своей жизни. Она нерешительно протягивает руку к растущему подле нее цветку на длинном тонком стебле.

Светлая девушка олицетворяет собой чистоту, непорочность и невинность.

В центре — женщина в ярко-красном платье — танцует с мужчиной, в чертах лица которого угадывается портретное сходство с самими Мунком. Это зрелая женщина. Ее танец уже давно начался, нетерпеливая юность осталась позади, и сейчас женщина спокойно и размеренно наслаждается настоящим, понимая, что старость не заставит себя долго ждать.

Она стоит тут же, неподалеку, облачившись в темные одежды и приняв образ печальной женщины в черном платье. У старости, как и у юности, нет партнера по танцам в этот вечер. Молодость, счастье, легкость и свобода остались лишь в ее воспоминаниях.

Переплетенные худые руки бессильно опущены, она глядит на танцующих пустым и даже несколько отпугивающим взглядом, лишенным всяческой надежды.

Своим сюжетом картина «Танец жизни» перекликается с другой работой норвежского художника — «Три возраста женщины». Юная дева в белом, обнаженная красавица и скорбная фигура в траурных одеждах — три ипостаси, в которых на ней была изображена женщина. Первоначально именно последнюю картину Мунк планировал поместить на «Фриз…», но в итоге остановил выбор на «Танце жизни».

Источником вдохновения к написанию картины для художника, по одной из версий, была пьеса датского символиста Х. Роде «В вихре вальса».

По другой — в основу «Танца…» легла реальная история из жизни Мунка, связанная с его первой любовью Милли Таулов. По словам норвежца, именно воспоминания о ней подтолкнули его к работе над картиной.

И третья версия, которой придерживаются биографы Мунка, связывает возникновение полотна с отношениями между художником и Туллой Ларсен.

Каждая из женских фигур в равной степени напоминают портрет девушки, написанный Мунком в начале их романа. Девушка в белом — это молодая Тулла, питавшая надежды на силу своей любви, способной исцелить художника, а погрустневшая и утратившая веру женщина в черном — Тулла, признавшая свое поражение.

Помимо женских и мужских фигур, на картине есть интересная деталь, увидеть которую удается не сразу. За спинами танцующих, по морской глади протянулась лунная дорожка. Стремясь начать свой собственный танец, она соединяется с луной, и вместе они образуют человеческую фигуру с раскрытыми для объятий руками.

Луна желает слиться с людьми и пережить те чувства и эмоции, которые испытывают они, проживая каждые мгновения своего короткого танца жизни.

Источник: https://kartiny.rus-lit.com/munk-edvard/tanec-zhizni-edvard-munk/

Читать онлайн Эдвард Мунк страница 37. Большая и бесплатная библиотека

Стремясь к широкому охвату всех наиболее острых проявлении жизни и человеческих страстей, Мунк принимается за создание цикла картин, который он назвал «Фризом жизни». Над этим фризом он работал более тридцати лет, но так и не закончил его.

Читайте также:  Большой канал: вид на северо-восток на мост риальто, каналетто

Когда в 1918 году Мунк экспонировал в Христиании картины этого цикла, он писал: «Я работал над этим фризом, с долгими перерывами, в течение 30 лет. Первая дата 1888–1889 годы. Фриз включает Поцелуй, Барку юности, мужчин и женщин, Вампира, Крик, Мадонну. Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни.

В этих картинах за извилистой, линией берега всегда волнующееся море, и под кронами деревьев развертывается своя жизнь с ее причудами, все ее вариации, ее радости и печали».

Если несколько нарушить хронологию создания живописных и графических произведений Мунка, то в них можно проследить шаг за шагом все этапы развития какой-либо из тем страстей человеческих. Например, темы любви. Эту сюиту можно открыть цветной гравюрой на дереве 1899 года, названной «Двое».

Извилистая линия разделяет море и сушу. Как листья кувшинок причудливо рассыпана прибрежная галька. На берегу, спиною к зрителю, — двое. Мужчина и женщина. В фигуре женщины — тревожное ожидание. Мужчина делает первый робкий шаг, чтобы приблизиться к ней.

Это символ нарождающегося чувства, начала любви.

«Поцелуй» — тема, варьировавшаяся Мунком много раз в разных техниках от масла и акварели до гравюры на дереве. Литография 1895 года.

На фоне окна, за отдернутой шторой которого видны дома и спешащие прохожие, две слившиеся в поцелуе обнаженные фигуры. Они забыли обо всем на свете — это символ одной из вершин любви.

Как всегда Мунк, постепенно развивая один и тот же мотив, приходит к упрощению.

В одноименной гравюре на дереве, созданной двумя годами позднее (1897), исчезают детали и остаются лишь два черно-белых пятна — фигуры влюбленных, очерченные мягким контуром.

Безмятежный покой и счастье не были знакомы Мунку, поэтому мы тщетно будем искать у него их изображения. По складу характера он воспринимал жизнь трагически. Вслед за страстью зачастую следует разочарование, и Мунк создает еще один образ-символ. Эта картина была названа «Пепел» (1894: Осло, Национальная галерея).

В левом углу, срезанная рамой, видна сгорбленная фигура мужчины, схватившегося за голову. Лица его не видно. Нижний край полотна срезает фигуру женщины в полурасстегнутом платье. В отчаянии вцепилась она руками в свои распущенные волосы. Ее широко открытые глаза пусты — это конец любви, конец всему.

Фигура женщины не в центре полотна, а чуть сдвинута вправо. И это создает неустойчивое равновесие. И опять действие развертывается на морском берегу, но на сей раз мы не видим моря, оно за передним краем полотна.

Чувство безысходности усиливают громоздящиеся за участниками драмы тяжелые прибрежные камни, прямые стволы деревьев начинающегося здесь леса, того леса, который, по выражению Мунка, «своими корнями высасывает соки жизни».

Как обобщение темы любви возник у Мунка замысел «Танца жизни» (1899–1900; Осло, Национальная галерея). То в медленном, то в резком и быстром ритме движутся в танце пары. Полная луна освещает лужайку. Вглядевшись, мы видим, что танцует одна и та же женщина как бы на разных стадиях жизни.

Этот жизненный танец-круговорот начинается с фигуры молодой девушки в белом платье, полной светлых надежд и ожидания. Пройдя круг, мы встречаем ее вновь — погасшую, одинокую, в черном платье. Волосы ее в беспорядке, ей незачем следить за собой, круг замкнулся, это ее последние па танца жизни.

Она закончила путь, замкнувшись в своем одиночестве.

Как и Стриндберга, Мунка привлекает и пугает женщина. Как отражение этой двойственности отношения к ней он создает «Вампира» — крылатую женщину с полузакрытыми в страсти глазами над трупом мужчины. Таков для Мунка финал.

В 1893 году была создана одна из известнейших картин Мунка — «Крик» (Осло, Национальная галерея). Пожалуй, ни в каком другом произведении новые тенденции не проявились с такой яркостью и силой.

На примере «Крика» можно увидеть, как уже в начальный период становления стиля «модерн» в нем зарождаются элементы экспрессионизма. Резко изменилась манера письма Мунка.

На фоне норвежского фьорда юноша на мосту закрыл руками уши, чтобы не слышать крика, рвущегося не только из его широко открытого рта, но, кажется, из глубины всего его существа. — Это вопль страха и отчаяния. За перилами моста расстилается пейзаж, напоминающий застывшую лаву.

Всполохи желтого и красного пронизывают кое-где пробивающуюся синеву неба. Эти чередующиеся полосы желтого и красного тяжело нависают над заливом. Волнообразная, лишь отличающаяся окраской линия разделяет море и сушу. Это волнообразное движение материи как бы является переведенным в линии и краски выражением крика.

Все линии изгибаются. Прямыми остаются лишь вертикали перспективно сокращающихся досок настила и перил моста. Лицо юноши — маска с пустыми глазницами, весь он — широко отверстый рот. Контрастом его одиночеству и отчаянию даны двое мирно беседующих мужчин, идущих по мосту. Картина состоит из мощных красочных пластов, наложенных широко и сильно.

  • «Крик» Мунка можно считать началом экспрессионизма в европейском искусстве XX века.
  • Выставки в Христиании и в Берлине, вызвавшие возмущение публики, не понимавшей той дерзкой смелости и обнаженности, с которой Мунк изображал человеческие страдания, страсти и саму природу, заставили его искать пути для более широкого общения с теми, кто его не принимал, не понимал и не желал понять.
  • И он нашел этот путь в графике как наиболее массовом виде искусства.
  • Мунк понял, что чем теснее общение с публикой, тем больше возможностей заставить ее понять себя.

И он достиг цели. Именно графика, несмотря на то, что в ней воплощены те же острые, разоблачающие, а иногда и шокирующие сюжеты, что и в его живописи, способствовала успеху Мунка как художника.

Мунк начал заниматься гравюрой в 1894 году, и в течение менее чем десятилетия его гравюры становятся очень популярными у коллекционеров.

В 1895 году Юлиус Мейер-Грефе издал девять офортов Мунка в папке, в 1896 году известный французский коллекционер и торговец картинами Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов».

В 1904 году немецкие торговцы произведениями искусства Арпольд Литауэр и Пауль Кассирер подписали договор на продажу гравюр Мунка. В 1906 году был издан первый том каталога графических работ Мунка, составленного Густавом Шефлером, насчитывавший около 300 названий.

На протяжении нескольких лет Мунк постепенно овладел всеми графическими техниками: черно-белой и цветной литографией, разновидностями офорта, тоновой и цветной гравюрой на дереве.

Он начал с офорта и литографии.

В ранних литографиях — таких, как «Девочка у окна» (1894, сухая игла), «Богема Христиании» (1894, акватинта и сухая игла), — штрих тонкий, тени легки и нежны, нет резких границ между светом и тенью.

В «Богеме Христиании» лица сидящих за столом строго индивидуализированы, возможно, что это портреты конкретных людей, в листе много света и воздуха, лишь в правой его стороне появляется тень-двойник.

В гравюрах на дереве «Страх» (1896), «Поцелуй» (1897–1899) прозрачная легкость исчезает, появляются волнообразные линии и та густая чернота, из которой выступают лица-маски (вспомним сюиту комнат больных и умирающих).

Уже в эти годы Мунк начинает экспериментировать в графике и создает ряд работ в смешанной технике, где литография используется как основа для печати и к ней добавляются фрагменты гравированной деревянной доски («Вампир»).

Комбинирование техник дает возможность Мунку добиться наибольшей остроты и выразительности. Большинство своих живописных работ Мунк начинает переводить в графику, и то, что вызывало возмущение в живописи, неожиданно начинает пользоваться успехом в различных видах гравюры. Цветные и тоновые графические варианты живописных работ вызывают широкий спрос.

Источник: https://dom-knig.com/read_155862-37

Эдвард Мунк

Выставка «Эдвард Мунк» – совместный проект Третьяковской галереи и Музея Мунка, при участии ГМИИ им. Пушкина. На ней представлено 70 живописных и 30 графических работ из Munch Museum Oslo.

Выставка Эдварда Мунка продолжает серию показов в Третьяковской галерее произведений именитых европейских художников, творчество которых, в той или иной степени, послужило «ориентиром» для отечественных мастеров. В их числе «Уистлер и Россия» (2006), «Пит Мондриан. Путь к абстракции» (2013), «Джорджо де Кирико» (2017).

Эдвард Мунк (Edvard Munch, 1863-1944) – норвежский гений, оказавший огромное влияние на развитие искусства ХХ века. В своем творчестве он предвосхитил и обозначил центральные темы, трагические настроения и живописные открытия экспрессионистов и их последователей.

Трудно найти другого такого художника, чьи работы оказывали бы настолько сильное эмоциональное воздействие на зрителей: от животного ужаса – до радостного восхищения.

«Реестр» творческого наследия Эдварда Мунка, оставленного для Осло, просто таки поражает – как один человек смог создать такое количество произведений искусства? Коллекция Музея Мунка включает 1150 картин, около 18000 гравюр с изображением примерно 700 различных мотивов, 7700 рисунков и акварелей, 13 скульптур. Кроме того, существует 500 печатных форм, 2240 книг, тетрадей, документов, фотографий, художественных инструментов, аксессуаров и предметов мебели.

Центральный раздел экспозиции выставки – цикл картин «Фриз жизни», объединяет знаковые произведения художника: Крик, Танец жизни, Вампир, Поцелуй, Пепел и другие. Эдвард Мунк называл эти картины «поэмой о жизни, любви и смерти».

Ему не интересно было писать картины, которые просто украсят стены в чьем-то доме или в каком-то музее. «Я не верю в искусство, созданное не по зову сердца. Мои картины – это мой дневник. Я все это пережил сам. Искусство дало смысл моей жизни.

Я верю в картины, написанные кровью сердца», – пояснял Эдвард Мунк. Он работал над циклом более 30 лет. «Фриз жизни» был задуман, как серия работ, вместе «создающих картину жизни».

«В них петляет извилистая береговая линия, рядом раскинулось море, всегда в движении, а под кронами деревьев бурлит многообразная жизнь с ее радостями и печалями».

Пейзажи Мунка приковывают взгляд разнообразием колористических решений и завораживают динамическим движением кисти. В своих полотнах Мунк стремился воссоздать вечный круговорот бытия.

Слепящие лучи восходящего Солнца, холодная лунная ночь, первый снег, волны, набегающие на прибрежные камни, весенний вязовый лес, клубящийся дым паровоза – это «образы души – образы на внутренней стороне глаза».

Мунка всегда интересовал портрет. Первыми его работами были портреты отца, тети и сестер. Будучи известным художником, он брался за заказ, только если видел возможность создания выразительного художественного образа.

Модели на портретах Мунка предстают как типажи, сохраняя индивидуальную выразительность. Автопортреты занимают в творческом наследии Мунка особое место.

Художник писал их в течение всей жизни, фиксируя изменения внешности и своего внутреннего состояния.

Мунк занялся печатной графикой в середине 1890-х годов. Он оставил колоссальное графическое наследие, по своей художественной значимости не уступающее его живописным произведениям.

Многие графические работы варьируют сюжеты и образы «Фриза жизни». К ним художник возвращался неоднократно, в разные годы, в разных печатных техниках.

На выставке также представлены графические портреты поэтов, писателей и драматургов, с которыми он встречался и дружил.

В 1900-е годы Эдвард Мунк увлекся фотографией. И хотя он утверждал, «что фотоаппарат не может конкурировать с кистью и палитрой, поскольку его нельзя использовать в аду или на небесах», Мунк снимал пейзажи, портреты друзей и знакомых, делал постановочные автопортреты. В экспозиции было 14 оригинальных фотографий, сделанных художником, из Музея Мунка в Осло.

Источник: http://www.visit-city.com/exhibitions/edvard-munch/

Ссылка на основную публикацию