Святой себастьян, андреа мантенья

04.07.2008

Публикации

Андреа Мантенья, один из ведущих мастеров Раннего Возрождения, жил и работал в Северной Италии. Он родился в Падуе, входившей в состав Венецианской республики, в десятилетнем возрасте поступил в мастерскую местного второстепенного живописца Франческо Скварчоне.

В девятнадцать лет получил звание мастера и первый большой заказ, расписав фресками капеллу Оветари падуанской церкви Эремитани.

Уже в этом первом фресковом цикле, погибшем в 1944 году во время бомбардировки Падуи англичанами, он проявил себя как полностью сложившийся мастер, имеющий неповторимый, несколько жесткий стиль, великолепно владеющий рисунком, перспективой, композицией, обладающий незаурядной архитектурной фантазией, склонностью к холодному, суровому величию. В 1453 году Мантенья женился на Николозии Беллини, дочери основоположника ренессансной венецианской школы Якопо Беллини и сестре уже начавших свою художественную карьеру живописцев Джентиле и Джованни Беллини.

Святой Себастьян, Андреа Мантенья

Поклонение волхвов. 1462

В 1457 году молодой художник стал придворным живописцем правителя Мантуи Лудовико Гонзага, и с этим городом была связана вся его дальнейшая жизнь.

Святой Себастьян, Андреа Мантенья

Алтарь Сан Дзено. 1457—1460

Творчество Мантеньи сформировалось в чрезвычайно благоприятной для молодого художника среде. Падуя была университетским городом, и атмосфера учености распространялась далеко за пределы университетских стен. Здесь зародился, видимо, интерес художника к античности, глубоким знатоком которой он впоследствии стал. В молодости он даже участвовал в археологических раскопках.

Вероятно, он держал в руках книги, украшенные миниатюрами североитальянских художников и научился ценить драгоценную красоту деталей. С другой стороны, еще подростком он познакомился с искусством флорентийских мастеров — в 1400-х годах в Падуе работал крупнейший скульптор Флоренции Донателло, одним из помощников которого был Паоло Уччелло.

Породнившись с семьей Беллини, Мантенья, видимо, получен доступ к прославленным книгам рисунков Якопо Беллини и изучил разработанные этим мастером принципы построения сложных многофигурных композиций. В Ферраре, которую он посетил в начале 1450-х годов, он мог познакомиться с работами нидерландских мастеров.

Наконец, Мантуя, где он прожил почти полвека, была в это время одним из видных центров итальянского гуманизма.

Святой Себастьян, Андреа Мантенья

Мадонна Тривульцио. 1497

Мантенья равно успешно работал как монументалист и мастер станковой живописи, писал фрески, большие алтарные картины и маленькие, напоминающие драгоценные миниатюры, композиции, одним из первых в Италии освоил технику резцовой гравюры, пробовал силы в архитектуре, построив в Мантуе собственный дом с необычным круглым двором.

Святой Себастьян, Андреа Мантенья

Мертвый Христос. Ок. 1500

Искусство Мантеньи проникнуто суровостью, величием, героическим пафосом, даже в небольших его композициях всегда присутствует монументальное начало.

Но одновременно он унаследовал от своих североитальянских предшественников вкус к деталям, любовь к декоративности и нарядности.

Нередко его композиции так насыщены декоративными элементами, изображениями фруктовых гирлянд, мраморных рельефов с тончайшими орнаментальными узорами, мозаик, что вызывают в памяти расточительное богатство форм архитектуры и пластики Северной Италии.

Святой Себастьян, Андреа Мантенья

Моление о чаше. 1455

Стремление к обобщенности, монументальность соединяется у него с филигранной проработкой мельчайших деталей.

Так, в одной из ранних станковых работ Мантеньи — «Молении о чаше» (1455, Лондон, Национальная галерея), повторяющем мотивы рисунка Якопо Беллини, действие происходит на фоне величественного и сурового скалистого пейзажа с поднимающимися к небу каменными пиками скал фантастического облика, от глаза художника не ускользает засохшее дерево с полусодранной корой и вывороченный с корнями ствол с обнажившимся рисунком древесины.

Святой Себастьян, Андреа Мантенья

Святой Георгий

Особенно поражают сочетанием монументального начала и тончайшей передачи деталей, как бы увиденных сквозь увеличительное стекло, небольшие композиции 1460-х годов — «Святой Себастьян» (Вена, Музей истории искусства) и «Святой Георгий» (Венеция, Галереи Академии).

Святой Георгий в сияющих серебристых латах и пронзенный стрелами Святой Себастьян изображены на этих миниатюрных композициях крупным планом, на фоне далекого, увиденного как бы сверху пейзажа, детали которого вплоть до россыпи камешков на горной дороге, выписаны тончайшей кисточкой со скрупулезной точностью. Так же тщательно выписаны детали пустынного пейзажа со странной, похожей на гигантскую друзу минералов скалой и каменоломней в миниатюрной композиции «Мадонна каменоломен» (Мадонна делле каве, 1489, Флоренция, Галерея Уффици).

Святой Себастьян, Андреа Мантенья

Мадонна каменоломен (Мадонна делле каве). 1489

В пейзажах Мантеньи обычно господствует камень — слоистые скалы, напоминающие причудливые башни, бесплодные каменистые почвы; в «Святом Себастьяне» даже облако превращается в рельеф с фигурой всадника.

Тяготение Мантеньи к пластической выразительности каменных масс нашло выражение и в ряде живописных композиций, имитирующих мраморные рельефы («Самсон и Далила», 1490-е, Лондон, Национальная галерея).

Святой Себастьян, Андреа Мантенья

Самсон и Далила. 1490-е

В этой эстетизации пластического начала особенно полно проявляется преклонение Мантеньи перед античностью, которая предстает в его воображении как мир величественных статуй и великолепной архитектуры, героических подвигов и торжественных триумфов. Оттенок холодной строгости присущ даже самой гармонической из его мифологических композиций — картине «Парнас» (1497, Париж, Лувр) с музами, танцующими у причудливой скалы, на которой стоит счастливая любовная пара — Марс и Венера.

Святой Себастьян, Андреа Мантенья

Триумф Цезаря. Несущие ювелирные изделия, трофеи и короны. 1486—1495

Масштабной попыткой воскресить величественный и суровый облик Древнего Рима стал грандиозный живописный цикл «Триумф Цезаря» (1486—1495, Лондон, Хемптон Корт).

Девять больших полотен, входящих в этот цикл, должны были, по замыслу Мантеньи, составить единый, длиной около 25 метров фриз, предназначенный для одного из залов обширной резиденции правителей Мантуи — Палаццо Дукале.

На современников Мантеньи этот фриз, где к стенам Рима на фоне холмов торжественным маршем подходили несущие военные трофеи легионеры, вздымался лес копий и боевых штандартов, поднимали к небу свои трубы музыканты, двигались всадники и боевые слоны, проезжал на своей колеснице Юлий Цезарь, должен был произвести ошеломляющее впечатление и поразить их достоверностью созданной картины. К сожалению, в наши дни в галерее Хемптон Корта эти полотна выставлены как отдельные картины, что нарушило композиционное единство грандиозного фриза.

Святой Себастьян, Андреа Мантенья

Росписи Камеры дельи Спози. Двор Гонзага. 1465—1474

Росписи Камеры дельи Спози. «Окулус» плафона. 1465—1474

Вторым, не менее великолепным и прекрасно сохранившимся монументальным циклом Мантеньи, созданным в Мантуе, являются росписи одного из залов в старой части огромного дворца мантуанских правителей — Кастелло ди Сан Джорджо, выполненные в 1464—1475 годах.

Название этого покоя — Камера дельи Спози (Комната новобрачных) — восходит к XVII веку; первоначальное назначение его неизвестно. В начале XVI века здесь хранились раритеты и произведения искусства, собранные семьей Гонзага. Росписи Камеры дельи Спози — одна из вершин творчества Мантеньи и итальянской монументальной живописи.

Довольно большое помещение с высотой стен около восьми метров, перекрытое очень невысоким, со стрелой подъема всего лишь около одного метра зеркальным сводом и разномасштабными, асимметрично расположенными окнами и дверями было превращено им, благодаря иллюзорной архитектуре и тонко рассчитанным перспективным эффектам, в прекрасное, полное гармонии и упорядоченности центрическое здание. Умело применив приемы перспективного сокращения, Мантенья придал этому своду облик купола, украшенного рельефами с портретами римских императоров и прорезанного наподобие купола римского Пантеона большим круглым окном, в просвете которого сияет голубое небо. Через ограждающую его балюстраду в зал заглядывают головки любопытных дам, рядом с ними резвятся пухлые младенцы-путти. Столь же иллюзорно решены и росписи стен. Две из них «затянуты» написанными художником драпировками из парчовой ткани, на другой, как на театральной сцене, предстает вся многочисленная семья Гонзага. Преобладание красных и золотистых тонов придает этой сцене должное великолепие. И в то же время торжественность соединяется здесь с непринужденностью — сам герцог тихо беседует со своим секретарем, по лестницам ведущим на возвышениям, где сидят члены семьи Гонзага, непринужденно спускаются и поднимаются пажи.

Стена напротив окон уподоблена Мантеньей двум большим проемам, в которых сияет голубизна неба, расстилаются широкие пейзажные панорамы.

В одной из двух украшающих ее вертикальных композиций — сцена встречи правителя Мантуи и его сына-кардинала на фоне далекой панорамы Рима.

В другом простенке на фоне фантастического скалистого пейзажа — два пажа, держащие под уздцы лошадь; в ее изображении Мантенья использовал любимый художниками Возрождения эффект — под каким бы углом зритель ни смотрел на эту лошадь, ее голова всегда повернута к нам.

В этих росписях особенно полно и блистательно раскрылась многогранность дарования Мантеньи, органическое соединение острой, почти резкой натурной достоверности, героической значительности, декоративного богатства, его виртуозное владение рисунком и перспективой, выдающийся дар колориста.

Мантенья оказал огромное влияние на искусство Северной Италии, на формирование в Ломбардии и Ферраре новых ренессансных школ. Влияние Мантеньи также сказывается в ранних работах крупнейшего венецианского живописца XV века Джованни Беллини.

Ирина Смирнова

Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=511

Святой Себастьян

Святой Себастьян — «римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик» — известен по многочисленным картинам живописи, его больше всего рисовали — Амико Аспертини, Бенедетто Бонфильи, Джованни Больтраффио, Андреа Мантенья, Антонелло да Мессина, Антонио дель Поллайоло, Витторе Карпаччо, Ганс Бальдунг, Тициан Вечеллио, Жорж де Латур, Чима да Конельяно, Камиль Коро, Гвидо Рени, Сальвадор Дали, Антонио де ла Гандара, Эль Греко и многие другие. Говорят, что художники тренировались в гомоэротизме.Вот Эль Греко:Святой Себастьян, Андреа Мантенья

Часто изображали женоподобным. Джованни Больтраффио. Св. Себастьян. Ок. 1500.

Святой Себастьян, Андреа МантеньяА вот современная интерпретация образа:Святой Себастьян, Андреа МантеньяО самом Святом Себастьяне известно очень мало, никаких подтверждений нет, и всё это, скорее всего, легенда. Вернее, может, кто-то и был на самом деле и, может, кого-то действительно казнил император, но совсем при других обстоятельствах.Родился Себастьян в Риме в 288 г., в эпоху правления Диоклетиана, но вырос в Милане и был начальником преторианской гвардии (т.е. был военнослужащим). Однако никаких чудес типа воскрешения умерших он не совершал, разве что сделал однажды так, что одна глухонемая женщина заговорила (это была Зоя, жена одного высокопоставленного госчиновника). Вместе с двумя другими своими братьями (Марком и Маркеллином) он тайно исповедовал христианство. На двух братьев из-за этого завели уголовное дело, их отдали под суд, те испугались высшей меры наказания, которая им грозила, хотели уже отречься от веры, но Себастьян убедил их сохранить верность христианству.Согласно легенде, Себястьян произнес пламенную проповедь:

«Доблестные воины Христовы, — обратился к заключенным Севастиан, — не бросайте знамени ваших побед ради женских слез [язычников] и не давайте ослабления низложенному под ваши ноги врагу, дабы он, получив опять силу, не начал с вами борьбу…».

Читайте также:  Портрет даниэля анри канвейлера, пикассо, 1910

В то время когда он говорил о сладости рая и благах жизни вечной, присутствующие увидели, как лицо Севастиана просветилось, затем явились семь Ангелов, которые облекли его в светлую одежду, а Прекрасный Юноша благословил проповедника и сказал: «Ты всегда будешь со Мною».

Святой Себастьян, Андреа МантеньяАрест Святого Себастьяна.За поддержку своих осужденных братьев Себастьян по указанию Диоклетиана был арестован и вывезен в пригород Рима, где его привязали к дереву и истыкали спицами. Правда, не произошло никаких повреждений жизенно важных органов. За ним пришла его жена Ирина и забрала домой. Его подлечили. Посоветовали эмигрировать из Древнего Рима. Однако Себастьян отказался уезжать и стал вновь доказывать имератору Диоклетиану правильность своей веры. За что император приказал убить его (это совершили на городском ипподроме), а тело сбросить в канализацию. Братьев Себастьяна и Зою казнили.

Сам император Диоклетиан (245-313) известен тем, что внедрил авторитарное правление, любил пышность, осуществлял амбициозные проекты.

Он родился в поселке Дукля в Черногории в бедной крестьянской семье и сделал карьеру военнослужащего, став в конце концов императором. (Вообще поразительно, что простой югославский крестьянин, т.е.

нетитульной нации, смог сделать в Римской империи такую карьеру!)

Святой Себастьян, Андреа Мантенья«Диоклетиан был талантливым правителем, но в то же время являлся фанатичным приверженцем языческих богов. Он устроил одно из жесточайших гонений на христиан. Так 23апреля 303 года в Никомедии (современный город Измит в Турции), во время правления императора Диоклетиана, после восьмидневных тяжких мучений был обезглавлен христианский святой, великомученик Святой Георгий». В год смерти Диоклетиана христианство стало официальной религией Рима, так что его гонения были последними и тщетными попытками сохранить язычество.Интерес представляет дворец Диоклетиана в Сплите (Хорватия). Поначалу он построил свою столицу и дворец в Никомедии/Измите (Турция), но тот дворец не сохранился. Дворец в Сплите (по-итальянски Спалато) строился с 295 по 305 г.г. Дворец Диоклетиана считается наиболее сохранившимся дворцом периода Римской империи.Святой Себастьян, Андреа МантеньяСтроительство было завершено как раз незадолго до отречения императора в 305 году. После отречения Диоклетиан удалился из большой политики и остаток жизни – восемь лет — прожил в своём дворце, занимаясь садоводством.Дворец в настоящее время:Святой Себастьян, Андреа МантеньяКонечно, дворец с тех времен неоднократно перестаривался, строительный материал растаскивался. Перед Второй мировой войной английская писательница Ребекка Уэст, путешествовавшая по Югославии, отмечала, что в домах, выстроенных в границах дворцовых стен, обитало 9 000 человек, пятая часть населения города. Сейчас дворцовый комплекс занимает большую часть исторического центра Сплита, внутри него расположены жилые здания, рестораны, магазины и отели.Святой Себастьян, Андреа Мантенья///

Bring Stats

Источник: https://procol-harum.livejournal.com/454511.html

Мантенья, Андреа (1431 — 1506). Картины художников

Святой Себастьян, Андреа Мантенья

Мадонна с Иоанном, Елизаветой и Иосифом. А. Мантенья Масло. Около 1498—1499 гг.

Тем, кто неравнодушен к искусству раннего Возрождения следует посетить места, связанные с творчеством художника А.Мантенья. Картины художника привлекают к себе внимание зна­чительностью и внутренней силой созданных образов.

Талант мастера был признан и широко известен еще в пору его ученичества. Мир идей и образов определился уже в первый, падуанский, период его творчества.

Культур­ная и художественная жизнь Северной Италии в первой половине XV века отличалась разнообрази­ем.

Творчество Мантеньи вобрало в себя:

  • традиции народ­ного искусства;
  • одухотворенность образов готики;
  • достижения нового ис­кусства Нидерландов;
  • гуманизм ренессансного искусства Тосканы, в центре внимания которого стояла по-новому осмысленная лич­ность человека.

Все это обогатило образный строй картин художника.

Святой Себастьян, Андреа Мантенья

Поклонение волхвов. А. Мантенья. 1462 г.

Пейзажи Мантеньи вызывают ощущение бескрайней протяженности пространства

Она выражается то – струящимися лентами рек и дорог, как в «Поклоне­нии волхвов» из нью-йоркского музея Метрополи­тен, то – серебристой гаммой простирающейся водной глади в как в «Успении Марии». Чуть «жестковатый» на­турализм образов волхвов в первой картине, вероятно, связан с влиянием живописной традиции Нидерландов.

В «Успе­нии Марии» изображение апостолов напоминают образы ренессансной деревянной скульптуры. В «Святом Себастьяне», найденном в мастерской Мантеньи уже по­сле его кончины, средства выражения продиктованы готической традицией: смятенность и ломкость форм ощущается в заостренных складках развевающейся дра­пировки.

Но, несмотря на это, картина представляет образ ренессансного чело­века. Сила его духа превозмогает физические страда­ния.

В «Поклонении волхвов» ос­новной тон задает образ мадонны, фигура которой является центром композиции. Даже пейзаж Мантеньи проникнут характерным для ренессанса, духом величия.

Святой Себастьян, Андреа Мантенья

Св. Себастьян. А.Мантенья. 1480 г.

В Падуе прошли годы ученичества и начальный период творчества Мантеньи

Это был один из центров развития гуманизма — распространившегося в Италии XV века мировоз­зрения, рассматривавшего человека как совершеннейшее из творений. Способствовал тому и Падуанский университет, один из старейших в Италии. Любители древностей соби­рался в доме жившего в Падуе флорентийца Палла Строцци.

Дружеские отношения связывали Мантенью с Джованни Маркановой и Феличе Феличиано. Марканова изучал и копировал древние надписи, делал зарисовки с античной архитектуры, с римского ору­жия и доспехов. Феличиано был антикваром, поэтом, алхимиком. Он посвятил Мантеньи, сборник скопированных им антич­ных надписей.

А в 1464 году они совершили поездку по озеру Гарда для изучения и зарисо­вок памятников античной архитектуры.

Мантенья был тонким знатоком антич­ности. Широта его познаний видна уже в самом раннем из дошедших до нашего времени произведений – фресках капеллы Оветари падуанской церкви Эремитани. Изображенное на них пространство организовано колоннада­ми, триумфальными арками и руинами древних зда­ний.

Архитектура украшена медальонами с портре­тами римских императоров и сценами из античной жизни, круглой скульптурой. В этих композициях Мантеньи стремился создать образы императорского Рима, изобразив сцены из жизни и гибель мучеников раннего христианства — Св.Иакова и Св.Христо­фора.

 Достоверность изображаемой истории была одной из важных составляющих гуманистической теории искус­ства, основоположником которой был Леон Батиста Альберти, выдающийся архитектор и мыслитель Раннего Возрож­дения. В трактате «О живописи» он писал: «История будет волновать душу лишь тогда, когда изображенные в ней люди будут всячески проявлять движения собственной души».

Мантенья наглядно проиллюстрировал этот принцип в композиции «Св.Иаков изгоняет демонов», построенной на контрасте спокойной фигуры святого с подчеркнуто экспрессивной жестикуляцией и мимикой остальных персонажей.

Эмоциональную атмосферу Мантенья создавал не только посредством действий и эмоций персона­жей, но и с помощью перспективного построения композиции

Так, в «Шествии Св.Иакова на казнь» художник использовал перспективную систему с нескольки­ми точками схода. Благодаря этому, пространство начало тяготеть к центру, где происходит главное действие, еще более усиливая ощущение напряженности.

Мантенья часто изображал человеческие фигуры в разных ракурсах, предварительно выпол­няя целые циклы зарисовок натуры с верхней и ниж­ней точек зрения.

В результате, на фресках возникало безупречно правильное изображение фигур в разно­образных положениях.

Святой Себастьян, Андреа Мантенья

Успение Марии. А. Мантенья. Масло. 1459—1464 гг.

Рисунков художника сохранилось немного.Как пра­вило, они выполнены пером на тонированной бумаге. Шедевром графического искусства считается знаме­нитая «Юдифь». Мантенья был не только прекрасным рисовальщиком, но и одним из крупнейших граверов Возрождения.

С его именем связаны произ­ведения такого вида графики, как гравюра на меди, которая также способствовала распространению его известности. Мантенья работал и как скульптор. Пластика фи­гур в его композициях свидетельствует о незауряд­ном даровании ваятеля.

Его развитию способство­вало то, что в 1443—1448 годах в Падуе работал Дона­тело, один из крупнейших скульпторов Раннего Возрождения. Его учеником был знакомый Мантеньи — Никколо Пиццоло, работавший вместе с ним в капелле Овётари.

Влияние Донателло обнаруживается у Мантеньи в особенностях перспективных построений, сход­ных с теми, что Донателло использовал в релье­фах алтаря для главного собора в Падуе. Главное, что внес флорентийский мастер в раз­витие ренессансного искусства, был синтез скульптуры и архитектуры.

В готическом искусстве скульптура и живопись име­ли подчиненное значе­ние по отношению к архитектуре. В кафедрах для певчих, созданных Донателло для флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре и собора в Прато, архитектура подчеркивает ценность произведения самого по себе. Изящные ко­лоннады органично включаются в общую пластическую ком­позицию. Принцип равной значимости скульптуры и архитектуры наиболее полно воплощен Дона­телло в большом алтаре для Санто.

В росписи капеллы Оветари Мантенья и Пиццоло продолжили начинание Донателло

Святой Себастьян, Андреа Мантенья

Мадонна со святыми и сцены из жизни Христа. А. Мантенья. Алтарный образ в церкви Сан Дзено, Верона. Масло. 1456—1459 гг.

Имитируя с помощью живописи архитектурные и скульптурные элементы, они преобразили готическую по конструкции капеллу в ренессансный интерьер. Арки готического свода были украшены росписью, изо­бражающей лепной рельеф.

Композиции на стенах – заключены в рельефные обрамления, имитирован­ные живописью. Реальное и изображенное во фре­сках пространство как бы переходит в капелле одно в другое.

Весь ансамбль оказался органично сформирован архитектурными элементами, рисованной скульптурой и живописью.

В алтаре для церкви св. Зиновия в Вероне Манте­нья использовал конструктивное реше­ние алтаря Донателло. Он создал античный портик, задуманный как синтез рисованных архитектурных элементов с обрамлением алтаря. Благодаря этому, пространство алтарных композиций начало восприниматься как продолжение интерьера.

Святой Себастьян, Андреа Мантенья

Росписи Камеры дельи Спози. «Окулус» плафона. Мантенья А. 1465—1474 гг.

Самостоятельное решение задачи син­теза искусств Мантенья представил в  росписи Камеры дельи Спози

Фрески одного из залов дворца мантуанского герцога стали одной из самых значительных работ Мантеньи. Замкнутый и плохо освещенный интерьер художник представил в виде открывающегося в пей­зажное пространство павильона. В центре плафона было изображено круглое окно (люнет), которое словно открывалось в небо.

В сложной для построения пер­спективе, художник изобразил изящную ограду, которой окно обнесено снаружи, и загля­дывающих через него вниз амуров и членов герцог­ского дома. Поверхность каждой стены была раз­делена на три части. Свод, зрительно облегченный окном, воспринимался так, словно его поддержи­вают лишь эти опоры.

Пространство между столба­ми на двух стенах закрыли искусно напи­санные портьеры. С двух других сторон, завесы изображены откинутыми. С запада в их просветы от­крывается пейзаж с фигурами, а с северной сторо­ны — лоджия, где собиралось семейство герцога Гонзага.

 Живопись Камеры дельи Спози была выполнена художником между 1471 и 1474 годами.

Идея росписи (прославление семьи Гонзага) прослеживается во всех фресках где последо­вательно раскрываются многочисленные добродетели герцога. «История» на северной стене представляет, как Лодовико получает письмо с сообщением о при­бытии сына. Послание вручается в присутствии чле­нов семьи и придворных.

Эта композиция стала од­ним из первых групповых портретов в итальянской ренессансной живопи­си. Торжественность атмосферы выражена нарядным цвето­вым строем работы с преобладанием синей краски и золота, величественностью изображенных образов, и соответствующей им композицией, в которой движения персонажей из глубины завер­шается на переднем плане.

Читайте также:  Картина "дорога из версаля в лувесьенн", 1870, писсарро

Лодовико показан просвещенным государем, покровительствующим развитию наук и искусств, в окружении состоящих при его дворе гуманистов.

Святой Себастьян, Андреа Мантенья

Встреча герцога Л. Гонзага с сыном. Фреска. А. Мантенья. Замок Сан-Джорджо, Мантуя. 1471 —1474 гг.

Композиция на западной стене, представляющая встречу Лодовико с сыном, является монументаль­ным групповым портретом. Кроме самого Лодовико и Франческо, здесь представлены реальные персона­жи, в частности, Мантенья изобразил здесь себя со своим сыном. Композиция в центре свода посвящена супруге маркиза – Барбаре Бранденбургской.

В Камере дельи Спози Мантенья  создал «па­вильон славы» Гонзага

Его идеальное простран­ство способствует изме­нению восприятия реальной конструкции интерьера. Для этого, Мантенья также использовал возможности архитек­туры, скульптуры и живописи. Зритель, стоящий под «окном в небо», находится как бы в идеальной, ак­тивно воздействующей на него среде.

Иллюзорное пространство фресок визуально «врастает» во внут­реннее пространство Камеры. Идея художника состояла во введении зрителя в художественный мир создаваемого пространства и активизации его духовных сил, с целью приближения их к идеалу,  соответствующему гуманистической ренессансной традиции.

Принципы декора Камеры дель Спози Мантенья использовал и в росписи капеллы в Ватикане, к сожа­лению, не дошедшей до нашего времени. Судить о ней можно лишь по сохранившимся описаниям XVIII века.

Но важно то, что следующее поколение мастеров Высокого Возрож­дения, среди которых были Микеланджело и Рафаэль, по всей вероятности, были знакомы с достижениями Мантеньи в области синтеза искусств и могли использовать их в своем творчестве.

Мантенья был одним из наиболее сложных и разно­сторонних художников Раннего Возрождения. Его живописные и графические произведения совершенны по исполнению и им сопутствуют высокие нравственные идеи. Он работал как скульптор и архитектор, построивший и свой дом по собственному проекту.

На службе у мантуанского герцога ему приходилось оформлять праздники и спектакли, рисовать эскизы костюмов, ковров, ювелирных изделий. Однако, главным в его творчестве стало развитие идеи синтеза искусств, сформулированной Донателло.

Именно оно стало связующим звеном между искусством Раннего и Высокого Возрождения.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи
«Андреа Мантенья» Н. Николаевой, М.1981 г.

Источник: https://www.5arts.info/andrea-mantegna_1431-1506/

Базилика Святого Себастьяна за городскими стенами и катакомбы Святого Себастьяна

Святой Себастьян, Андреа Мантенья Базилика Святого Себастьяна (Basilica di San Sebastiano fuori le mura)  — еще одна из семи церквей Рима, которые должен обойти каждый паломник. Она находится за городскими стенами над христианскими катакомбами Святого Себастьяна, недалеко от пересечения переулка Семи Церквей (Sette Chiese) и Древней Аппиевой дороги (Appia Antica). Святой Себастьян, Андреа Мантенья

Базилика построена на месте, где согласно преданиям, во второй половине III века, в годы преследований, первые христиане сохраняли останки  Апостолов Петра и Павла. В начале IV века мощи Святых были перенесены в базилики, посвященные этим Апостолам.

Базилика Святого Себастьяна своей историей тесно связана с  раннехристианскими катакомбами, которые впоследствии стали носить имя мученика Святого Себастьяна.

Святой Себастьян, Андреа Мантенья

О жизни Святого Себастьяна известно, что он родился и получил образование в Милане. Мужественный и честный молодой человек получил расположение императора Диоклетиана и  был назначен начальником императорской стражи. Он тайно исповедовал христианство.

Согласно жизнеописанию Святого, вера его обнаружилась, когда двое его друзей были осуждены на смерть за христианскую веру, родственники умоляли их отречься и остаться в живых. Когда осужденные стали колебаться, пришел Себастьян, чтобы поддержать их. Его речь вдохновила и укрепила их в вере.

В этот момент всем присутствующим было видение Ангелов.

После этого Себастьян был арестован и казнен за городскими стенами. Во время казни стрелы пронзили тело Себастьяна, но не затронули ни одного жизненно важного органа. Ночью после казни женщина по имени Ирина пришла, чтоб похоронить его и обнаружила, что он жив.

Она вылечила его, после чего многие стали уговаривать Себастьяна бежать из Рима. Себастьян остался и стал христианским проповедником. Во второй раз, по приказу императора Диоклетиана, он был схвачен и забит камнями. Тело его было сброшено в Большую Клоаку.

Вскоре он явился во сне христианке Лучии и велел похоронить его тело в катакомбах.

Слева: Базилика Святого Себастьяна. История,  убранство. Качественный видеоматериал от World site guides.com.

Особенности базилики

 

Святой Себастьян, Андреа Мантенья

Интерьер базилики прост и скромен. На потолке из дерева, по рисунку Васанцио, видна фигура Святого Себастьяна и гербы кардинала Шипионе Боргезе и папы Григория XVII. В первой справа капелле – Реликвий (1625 год), хранятся отпечатки ступней Христа, относящихся к эпизоду “Domine quo vadis?”, описанному в Библии и произошедшему в этих местах. Здесь же хранятся одна из стрел, поразивших Святого Себастьяна, и колонна, к которой он был привязан во время казни.

Святой Себастьян, Андреа Мантенья

Капелла Альбани (1712) посвящена папе Святому Фабиану. На входе в капеллу находится уникальная кованая ограда из бронзы и железа (1714), над алтарем — картина “Святой Фабиан и ангелы”.                   

В главном алтаре находится эдикола работы Фламинио Понцио (1610 г.). Четыре колонны поддерживают свод, под ним распятие и фрески художника Таккони (1610 г.), по сторонам бюсты святых Апостолов Петра и Павла работы скульптора Николаса Кордиера.

Третья капелла слева посвящена Святому Франциску, работы в ней проводились под руководством Джироламо Муциано. Примечательна  она тем, что содержит шедевр работы Антонио Джиорджетти (1672 г.), выполненная по эскизу Джан Лоренцо Бернини. Это погребальный монумент, который находится под алтарем капеллы. Интересны также многие элементы капеллы, которые были перенесены из древних катакомб.

 

 

 

Катакомбы Святого Себастьяна

Святой Себастьян, Андреа МантеньяКатакомбы Святого Себастьянадостойны посещения. Они являются подземным христианским захоронением. Поскольку в христианстве исповедуется воскресение, первые христиане старались сохранить целиком тела усопших (в отличии от обычаев того времени, когда тела усопших сжигались). В пластах подземной породы туфа, который был мягок и легок в обработке (после соприкосновения с воздухом он затвердевал), первые христиане прокладывали коридоры с углублениями для тел, называемые кубикулы, и замуровывали в них усопших. Рядом с телами усопших святых или мучеников первые христиане старались поместить своих близких. О масштабах этих захоронений говорят цифры: в Риме насчитывается более 500 км различных катакомб.

Катакомбы Святого Себастьяна стали так называться в XI веке, поскольку были расположены под базиликой Святого Себастьяна, в них ранее хранились мощи святого. Они хранились в крипте, которая в данный момент отреставрирована. Здесь на части античной колонны находится бюст Святого Себастьяна работы скульптора Бернини.

Святой Себастьян, Андреа Мантенья

В катакомбах хорошо сохранились фрески разных периодов, они являются ярким картинами раннего христианского творчества и свидетельством представлений первых христиан. Богатством росписей славятся три мавзолея II века, находящиеся на маленькой площадке.

Образ Святого Себастьяна был многократно использован в живописи. Ему посвятили свои полотна такие известные художники, как Антонелло да Мессина, Марко Пальмеццано, Джованни Больтраффио, Андреа Мантенья, Тициан, Гвидо Рени, Сальвадор Дали и др.

Источник: http://www.rivitalia.com/content/bazilika-svyatogo-sebastyana-za-gorodskimi

Андреа Мантенья «Святой Себастьян» — Русская историческая библиотека

читайте также статью Андреа Мантенья – краткая биография

Крупнейший итальянский художник эпохи Возрождения Андреа Мантенья не раз обращался в своём творчестве к теме мученичества святого Себастьяна. Этот святой первых веков христианства очень популярен на католическом Западе.

По древнему сказанию, святой Себастьян был офицером полка лучников. Приняв христианство, он деятельно распространял его среди подчинённых.

Узнав об этом, известный гонитель веры Иисуса, римский император Диоклетиан, приказал солдатам Себастьяна расстрелять его. Получив множество ран, Себастьян, тем не менее, выжил: по одному известию, его выходила жена, по другому, – святая Ирина.

Выздоровев, мученик вновь стал проповедовать религию Христа и не побоялся предстать перед Диоклетианом. Тот вторично издал приказ о его казни. На сей раз Себастьяна забили до смерти бичами.

Почти четыре столетия спустя, в конце VII века, города Италии подверглись сильной эпидемии чумы. Один из граждан получил свыше знамение, что для умилостивления Бога нужно выстроить часовню в память святого Себастьяна. Сразу после того как она была возведена, мор прекратился. С тех пор святой Себастьян считается на Западе защитником людей от чумы.

Житие святого Себастьяна многократно отображалось в произведениях европейского искусства. Три картины на эту тему создал и прославленный итальянский живописец Андреа Мантенья.

Наиболее известна из них самая ранняя – та, что была написана мастером в 1457-1458 гг. На ней Мантенья изобразил Себастьяна привязанным к обломку древней греко-римской колонны. Ногами святой попирает языческие руины.

Эти важные детали символизируют победу христианства над старой религией, добытую не насильственным путём, а кровью мучеников.

Святой Себастьян, Андреа Мантенья

  • Святой Себастьян. Картина Андреа Мантеньи, 1457-1458
  • Источник изображения 
  • Вертикальная надпись слева от святого Себастьяна – греческая подпись Мантеньи.

Другое изображение Себастьяна создано Мантеньей около 1480.  Это часть композиции алтаря Сан Дзено в Вероне.

Святой Себастьян, Андреа Мантенья

Святой Себастьян. Картина Андреа Мантеньи, ок. 1480

Выполненная в тусклых цветах, с избытком красных и жёлтых мазков на фигурах лучников, эта картина демонстрирует любовь Мантеньи к античным руинам и свойственную ему точность в детальном изображении человеческого тела.

И позже Андреа Мантенья вновь обращался к теме мученичества святого Себастьяна, ибо она объединяла в себе религиозный сюжет с шансом представить зрителю атлетичное мужское тело. В версии, созданной около 1506, впечатляющая фигура святого, с почти скульптурными очертаниями, драматично и резко оттеняется тёмным фоном.

Святой Себастьян, Андреа Мантенья

Святой Себастьян. Картина Андреа Мантеньи, ок. 1506

Этот необычайно волнующий тип святого Себастьяна был создан для епископа мантуанского Людовико Гонзаги. К моменту смерти Мантеньи данная картина ещё оставалась в его мастерской.

Источник: http://rushist.com/index.php/world-art/2267-andrea-mantenya-svyatoj-sebastyan

Святой Себастьян (100 картин)

Новый адрес страницы:Тысяча святых Себастьянов

Образ Святого Себастьяна в искусстве

Согласно жизнеописанию святого, Себастьян вырос в Милане и был начальником преторианской стражи при императорах Диоклетиане и Максимиане.

Он тайно исповедовал христианство, что обнаружилось, когда двое его друзей — братья Марк и Маркеллин — были осуждены на смерть за свою веру.

Родители, друзья и жёны осуждённых умоляли их отречься от веры и спасти свои жизни, но, когда Марк и Маркеллин стали колебаться и готовы были уступить близким, Себастьян пришёл поддержать осуждённых и его речь вдохновила братьев и убедила их сохранить верность христианству.

Читайте также:  Музей хоккея в москве, зал хоккейной славы - открытие в 2015

Себастьян был арестован и допрошен, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами.

Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов не был повреждён стрелами (деталь, не всегда учитываемая художниками), и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. Вдова по имени Ирина пришла ночью, чтобы похоронить его, но обнаружила, что он жив, и выходила его.

Многие христиане уговаривали Себастьяна бежать из Рима, но он отказался и предстал перед императором с новым доказательством своей веры. На сей раз по приказу Диоклетиана он был забит камнями до смерти, а тело его было сброшено в Большую Клоаку.

Образ святого Себастьяна широко использовался в живописи, начиная с V века.

Картины с его изображением писали Амико Аспертини, Бенедетто Бонфильи, Джованни Больтраффио, Андреа Мантенья, Антонелло да Мессина, Антонио дель Поллайоло, Витторе Карпаччо, Ганс Бальдунг, Тициан Вечеллио, Жорж де Латур, Чима да Конельяно, Гвидо Рени, Сальвадор Дали, Антонио де ла Гандара, и др.

Повесть «Фабиола» Вестминстерского архиепископа Уайзмена изображает Себастьяна и как почитаемого центуриона, и в дни мученичества. Джордж Оруэлл отсылает к истории святого в романе «1984»: «истычет стрелами, как святого Себастьяна», Томас Гарди — в романе «Возвращение на родину»: «отдельные капли вонзались в Томазин, как стрелы в святого Себастиана».

В романе «Исповедь маски» Юкио Мисимы картина Гвидо Рени впервые вызывает сексуальные чувства у главного героя, после чего тот пишет о Себастьяне поэму в прозе. Святому Себастьяну целиком посвящена повесть Лоры Бочаровой «Сок Оливы».

О жизни святого снято несколько фильмов, в том числе — «Себастьян» Дерека Джармена, полностью снятый на латинском языке, и короткометражная лента «Святой» Баво Дефюрна. В книге Владимира Дудинцева «Белые одежды» герои рассматривают картину Антонелло де Мессина Св. Себастьян и проводят параллели с описываемыми там событиями.

Русский художник М. К. Соколов написал цикл картин, посвященных Св. Себастьяну (1921—1922). (Источник)  

Святой Себастьян, Андреа МантеньяАнтонио Джиоржетти «Святой Себастьян» (1665)

Под редакцией Tannarh’a, 2012-2014 гг

Живопись2012-11-06201975

Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые

Источник: http://tannarh.narod.ru/publ/iskusstvo/zhivopis/svjatoj_sebastjan_30_kartin/25-1-0-146

Мантенья, Андреа — это… Что такое Мантенья, Андреа?

  • Мантенья Андреа — Мантенья, Андреа Работы на Викискладе Фреска в Камере дельи Спози. 1474. Мантуя Андреа Мантенья (итал. Andrea Mantegna, ок …   Википедия
  • Мантенья Андреа —         (Mantegna) (1431 1506), итальянский живописец и гравёр эпохи Раннего Возрождения. Представитель падуанской школы. Учился у своего приёмного отца Ф. Скварчоне в Падуе (1441(?) 48). Испытал влияние Донателло, Андреа дель Кастаньо и живописи …   Художественная энциклопедия
  • Мантенья Андреа — (Mantegna) (1431 1506), итальянский живописец и гравёр. Представитель Раннего Возрождения. Искусство Мантеньи, с героическим пафосом утверждающее силу и достоинство человека, отличается строгой архитектоникой композиции, чеканностью форм,… …   Энциклопедический словарь
  • Мантенья, Андреа — Андреа Мантенья. Моление о чаше . МАНТЕНЬЯ (Mantegna) Андреа (1431 1506), итальянский живописец и гравер. Представитель Раннего Возрождения. Искусство Мантеньи, с героическим пафосом утверждающее силу и достоинство человека, отличается строгой… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь
  • Мантенья Андреа — Мантенья (Mantegna) Андреа (1431, Изола ди Картуро, Венето, ‒ 13.9.1506, Мантуя), итальянский живописец и гравёр Раннего Возрождения. Представитель падуанской школы. Учился у своего приёмного отца Ф. Скварчоне в Падуе [1441(?) ‒ 1448]. Испытал… …   Большая советская энциклопедия
  • МАНТЕНЬЯ Андреа — (Mantegna, Andrea) (ок. 1431 1506), один из крупнейших живописцев эпохи Возрождения в Северной Италии. Мантенья сочетал в себе главные художественные устремления ренессансных мастеров 15 в.: увлечение античностью, интерес к точной и тщательной,… …   Энциклопедия Кольера
  • Мантенья, Андреа — (1431 1506) ит. живописец и гравер, представитель Раннего Возрождения. Родился в Изола ди Картура (близ Падуи) в семье плотника, учился живописи у приемного отца, живописца Франческо Скварчоне, знатока античности, археолога. Пробыл в его… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  • Мантенья Андреа — (Mantegna, 1431 1506) знаменитый итал. живописец и гравер, главный представитель падуанской школы раннего Возрождения. Он был приемный сын и ученик Фр. Скварчоне; подготовившись под его руководством, развился далее под влиянием произведений… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  • Мантенья А. — Мантенья, Андреа Работы на Викискладе Фреска в Камере дельи Спози. 1474. Мантуя Андреа Мантенья (итал. Andrea Mantegna, ок …   Википедия
  • Мантенья — фамилия. Известные носители: Мантенья, Андреа (ок. 1431, Изола ди Картуро, Венето 13 сентября 1506, Мантуя) итальянский художник, представитель падуанской школы живописи. Мантенья, Джо Джозеф Энтони «Джо» Мантенья мл. (род. 13 ноября 1947, Чикаго …   Википедия

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/45801

Мантенья андреа

Мантенья андреа — итальянский жи­во­пи­сец.

С 1442 года уче­ник па­ду­ан­ско­го жи­во­пис­ца Ф. Сквар­чо­не (впо­след­ст­вии усы­но­вив­ше­го Мантенья), зна­то­ка и кол­лек­цио­не­ра ан­тич­ных па­мят­ни­ков, обу­чив­ше­го Мантенья латинскому язы­ку и при­вив­ше­го ему ин­те­рес к римским древ­но­стям.

Дру­гим оп­ре­де­ляю­щим фак­то­ром в ху­дожественном ста­нов­ле­нии Мантенья ста­ло зна­ком­ст­во с на­хо­дя­щи­ми­ся в Па­дуе и Ве­не­ции про­из­ве­де­ния­ми мас­те­ров фло­рен­тий­ской шко­лы: До­на­тел­ло (с его бывшим ас­си­стен­том Ник­ко­ло Пиц­цо­ло Мантенья свя­зы­ва­ли парт­нёр­ские от­но­ше­ния), Фи­лип­по Лип­пи, Пао­ло Уч­чел­ло, Ан­д­реа дель Кас­та­ньо. По­ки­нув в 1448 году мас­тер­скую Сквар­чо­не, он по­пал и в круг влия­ния ве­не­ци­ан­ско­го се­мей­ст­ва Бел­ли­ни, в осо­бен­но­сти Джо­ван­ни (в 1452 или 1453 году Мантенья же­нил­ся на его се­ст­ре Ни­ко­ло­зии).

Уже рос­пи­си ка­пел­лы Ове­та­ри в церкви Эре­ми­та­ни в Па­дуе (1448-1457 годы, раз­ру­ше­ны в 1944 году, сохранились час­тич­но) со сце­на­ми из жиз­ни свя­тых Иа­ко­ва и Хри­сто­фо­ра де­мон­ст­ри­ру­ют ху­дожественную про­грам­му Мантенья: «ля­гу­ша­чья пер­спек­ти­ва» («di sotto in su») с точ­кой схо­да за ниж­ним кра­ем кар­ти­ны при­да­ёт осо­бую мо­ну­мен­таль­ность фи­гу­рам и их ар­хитектурному ок­ру­же­нию, слож­ные и раз­но­об­раз­ные ра­кур­сы фи­гур на­де­ля­ют ком­по­зи­цию мощ­ной ди­на­ми­кой, ан­тич­ные со­ору­же­ния, ста­туи, рель­е­фы и над­пи­си вос­про­из­ве­де­ны с ар­хео­ло­гической точ­но­стью. Эти приё­мы ста­нут ха­рак­тер­ны­ми для даль­ней­ших про­из­ве­де­ний Мантенья, в ко­то­рых еван­гель­ские сю­же­ты бу­дут по­ме­ще­ны в сре­ду, на­пол­нен­ную ан­тич­ны­ми ци­та­та­ми: «Мо­ле­ние о ча­ше» (около 1459 года, Национальная га­лерея, Лон­дон), «Святой Се­ба­сть­ян» (1459 год, Ху­дожественно-ис­то­рический му­зей, Ве­на), «Святой Се­ба­сть­ян» (Лувр, Па­риж).

Мантенья по­ло­жил на­ча­ло раз­ви­тию ре­нес­санс­но­го ал­тар­но­го об­раза в северной Ита­лии.

Ес­ли в «Ал­та­ре святого Лу­ки» (1453-1454 годы, Пи­на­ко­те­ка Бре­ра, Ми­лан) Мантенья пре­об­ра­зу­ет тра­диционную фор­му ве­не­ци­ан­ско­го по­лип­ти­ха с зо­ло­тым фо­ном, вво­дя рит­мическое че­ре­до­ва­ние чёр­ных и ро­зо­вых одея­ний свя­тых, объ­е­ди­няя фи­гу­ры ниж­не­го ре­ги­ст­ра мра­мор­ной плат­фор­мой, по­ка­зан­ной в пер­спек­тив­ном со­кра­ще­нии, и пред­став­ляя по­лу­фи­гу­ры верх­не­го ре­ги­ст­ра с точ­ки зре­ния сни­зу вверх, то в «Ал­та­ре Сан-Дзе­но» (1456-1459 годы, церковь Сан-Дзе­но-Мад­жо­ре, Ве­ро­на) он соз­дал но­вый тип ал­тар­но­го об­раза. Его фор­ма и струк­ту­ра, ве­ро­ят­но, вос­хо­дят к брон­зо­во­му ал­та­рю До­на­тел­ло в па­ду­ан­ской ба­зи­ли­ке Св. Ан­то­ния. Ра­ма в фор­мах клас­сической ар­хи­тек­ту­ры вклю­че­на в жи­во­пис­ную ком­по­зи­цию; все час­ти ал­тар­но­го об­раза объ­е­ди­не­ны об­щим пей­заж­но-ар­хи­тек­тур­ным про­стран­ст­вом, а за раз­ме­щён­ны­ми в нём фи­гу­ра­ми про­чи­ты­ва­ют­ся мно­го­численные де­та­ли, пе­ре­не­сён­ные из ан­тич­ных рель­е­фов. Ещё один но­вый жи­во­пис­ный тип ре­лигиозной ком­по­зи­ции — в фор­ме по­лу­фи­гур­ной по­ве­ст­во­вательной сце­ны — Мантенья соз­да­ёт в «При­не­се­нии во храм» (около 1455 года, Государственный му­зеи, Бер­лин): фи­гу­ры пред­став­ле­ны в по­яс­ном сре­зе и на аб­ст­ракт­ном фо­не, как в ал­та­рях, но в то же вре­мя, по­доб­но рель­е­фу, объ­ём­но вы­сту­па­ют в про­стран­ст­во зри­те­ля.

С 1460 года Мантенья — при­двор­ный ху­дож­ник гер­цо­гов Гон­за­га в Ман­туе.

Здесь вы­пол­нил ряд порт­ре­тов: кар­ди­на­ла Лу­до­ви­ко Тре­ви­за­на (Мед­за­ро­та, 1459 год, Государственные му­зеи, Бер­лин), Фран­че­ско Гон­за­га (1461 год, му­зей Ка­по­ди­мон­те, Не­аполь), «Муж­ской порт­рет» (га­ле­рея Пит­ти, Фло­рен­ция), ко­то­рым при­дал по­зы и ве­ли­чие древнеримских порт­рет­ных бюс­тов.

Круп­ней­шим про­ек­том, осу­ще­ст­в­лён­ным в Ман­туе, ста­ли рос­пи­си «ка­ме­ры де­льи Спо­зи» («ком­на­ты суп­ру­гов») — па­рад­ной спаль­ни в зам­ке Сан-Джорд­жо (1465-1474 годы), скром­ный ин­терь­ер ко­то­рой пре­об­ра­зо­ван сред­ст­ва­ми ил­лю­зио­ни­стической жи­во­пи­си.

Свод, ук­ра­шен­ный порт­ре­та­ми римских це­за­рей, в цен­тре рас­кры­ва­ет­ся ил­лю­зор­ным оку­лю­сом, в ко­то­ром вид­но не­бо и за­гля­ды­ваю­щие внутрь зри­те­ли.

На северной сте­не над ка­ми­ном — иде­аль­ный порт­рет гер­цо­га, ок­ру­жён­но­го до­мо­чад­ца­ми и слу­га­ми; на западной сте­не — сце­на встре­чи гер­цо­га Ло­до­ви­ко с сы­ном, кар­ди­на­лом Фран­че­ско Гон­за­га, на фо­не городского пей­за­жа, со­став­лен­но­го из ан­тич­ных зда­ний.

Мно­го­численные ил­лю­зио­ни­стические де­та­ли сти­ра­ют гра­ни­цы ме­ж­ду ре­аль­ным и жи­во­пис­ным про­стран­ст­вом, пред­вос­хи­щая рос­пи­си Кор­ред­жо. Северо-итальянская тра­ди­ция свет­ских рос­пи­сей об­ре­та­ет здесь но­вую жизнь бла­го­да­ря ре­нес­санс­ным ху­дожественным сред­ст­вам. По за­ка­зу Гон­за­га бы­ла вы­пол­не­на так­же се­рия «Три­ум­фы Це­за­ря» (около 1486-1505 годов, ко­ро­лев­ская кол­лек­ция, Хэмп­тон-корт, Лон­дон) — 9 хол­стов на те­му за­вое­ва­ния Гал­лии Юли­ем Це­за­рем, на­пи­сан­ная на ос­но­ве древнеримских литературных ис­точ­ни­ков, ко­то­рые до­пол­не­ны во­об­ра­же­ни­ем ху­дож­ни­ка.

Мо­ну­мен­таль­ная ма­не­ра пись­ма ус­ту­па­ет ме­сто тон­ко­му ри­сун­ку и юве­лир­ной изо­щрён­но­сти ис­пол­не­ния в ра­бо­тах со слож­ной гу­ма­ни­стической про­грам­мой, соз­дан­ных для сту­дио­ло Иза­бел­лы д’Эсте: «Пар­нас» (1495-1497 годы) и «Афи­на, из­го­няю­щая по­ро­ки из са­да доб­ро­де­те­ли» (1499-1502 годы, обе — Лувр). Эти­ми же ка­че­ст­ва­ми от­ли­ча­ет­ся и «Ма­дон­на по­бе­ды» (1495-1496 годы, Лувр), на­пи­сан­ная в честь по­бе­ды Фран­че­ско Гон­за­га над французскими вой­ска­ми при Фор­но­во, — мо­ну­мен­таль­ный ал­тар­ный об­раз вы­пол­нен с тща­тель­но­стью ми­ниа­тю­ры.

На­пи­сан­ные в позд­ний пе­ри­од твор­че­ст­ва ре­лигиозные об­ра­зы от­ли­ча­ют­ся дра­ма­тиз­мом, ко­то­рый дос­ти­га­ет­ся ги­пер­тро­фи­ей отдельных приё­мов: рез­ки­ми пер­спек­тив­ны­ми со­кра­ще­ния­ми, на­ту­ра­лиз­мом пер­со­на­жей и другим («Мёрт­вый Хри­стос», Пи­на­ко­те­ка Бре­ра, Ми­лан; «Се Че­ло­век», му­зей Жак­мар-Ан­д­ре, Па­риж, обе — 1490-е годы, и другое).

Мантенья внёс свой вклад в раз­ви­тие гра­вю­ры: по­ми­мо ра­бот, соз­дан­ных рез­чи­ка­ми по его ри­сун­кам, со­хра­ни­лись соб­ст­вен­но­руч­но вы­пол­нен­ные мас­те­ром про­из­ве­де­ния в но­вой тех­ни­ке рез­цо­вой гра­вю­ры на ме­ди не­обык­но­вен­но круп­но­го фор­ма­та («Бит­ва мор­ских бо­гов», «Вак­ха­на­лии», «По­ло­же­ние во гроб» и другое), ко­то­рые ко­пи­ро­ва­лись уже при жиз­ни ху­дож­ни­ка. Гу­ма­ни­стическая об­ра­зо­ван­ность, зна­ние ан­тич­но­сти, сме­лые экс­пе­ри­мен­ты с пер­спек­ти­вой оп­ре­де­ля­ют зна­че­ние Мантенья как од­но­го из круп­ней­ших ре­нес­санс­ных ху­дож­ни­ков Северной Ита­лии.

Литература

  • Tietze-Conrat E. Mantegna: paintings, drawings, engravings. L., 1955
  • Fiocco G. L’ar­te di A. Mantegna. Venezia, 1959
  • Зна­ме­ров­ская Т.П. А. Ман­те­нья — ху­дож­ник се­вер­о­итальянско­го кват­ро­чен­то. Л., 1961
  • Ла­за­рев В.Н. А. Ман­те­нья // Ла­за­рев В. Н. Ста­рые италь­ян­ские мас­те­ра. М., 1973
  • Lightbown R. Man­tegna. Oxf., 1986
  • Camesasca E. Man­tegna. Firenze, 1992
  • A. Mantegna. Сat. / Ed. J. Mar­tineau. L., 1992
  • De Nicolò Salmazo A. A. Man­tegna. Mil., 2004
  • Manca J. A. Man­tegna et la Renaissance italienne. N. Y.; P., 2005
  • A. Mantegna. Firenze, 2009

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/mantienia_andriea

Ссылка на основную публикацию