04.07.2008
Публикации
Андреа Мантенья, один из ведущих мастеров Раннего Возрождения, жил и работал в Северной Италии. Он родился в Падуе, входившей в состав Венецианской республики, в десятилетнем возрасте поступил в мастерскую местного второстепенного живописца Франческо Скварчоне.
В девятнадцать лет получил звание мастера и первый большой заказ, расписав фресками капеллу Оветари падуанской церкви Эремитани.
Уже в этом первом фресковом цикле, погибшем в 1944 году во время бомбардировки Падуи англичанами, он проявил себя как полностью сложившийся мастер, имеющий неповторимый, несколько жесткий стиль, великолепно владеющий рисунком, перспективой, композицией, обладающий незаурядной архитектурной фантазией, склонностью к холодному, суровому величию. В 1453 году Мантенья женился на Николозии Беллини, дочери основоположника ренессансной венецианской школы Якопо Беллини и сестре уже начавших свою художественную карьеру живописцев Джентиле и Джованни Беллини.
Поклонение волхвов. 1462
В 1457 году молодой художник стал придворным живописцем правителя Мантуи Лудовико Гонзага, и с этим городом была связана вся его дальнейшая жизнь.
Алтарь Сан Дзено. 1457—1460
Творчество Мантеньи сформировалось в чрезвычайно благоприятной для молодого художника среде. Падуя была университетским городом, и атмосфера учености распространялась далеко за пределы университетских стен. Здесь зародился, видимо, интерес художника к античности, глубоким знатоком которой он впоследствии стал. В молодости он даже участвовал в археологических раскопках.
Вероятно, он держал в руках книги, украшенные миниатюрами североитальянских художников и научился ценить драгоценную красоту деталей. С другой стороны, еще подростком он познакомился с искусством флорентийских мастеров — в 1400-х годах в Падуе работал крупнейший скульптор Флоренции Донателло, одним из помощников которого был Паоло Уччелло.
Породнившись с семьей Беллини, Мантенья, видимо, получен доступ к прославленным книгам рисунков Якопо Беллини и изучил разработанные этим мастером принципы построения сложных многофигурных композиций. В Ферраре, которую он посетил в начале 1450-х годов, он мог познакомиться с работами нидерландских мастеров.
Наконец, Мантуя, где он прожил почти полвека, была в это время одним из видных центров итальянского гуманизма.
Мадонна Тривульцио. 1497
Мантенья равно успешно работал как монументалист и мастер станковой живописи, писал фрески, большие алтарные картины и маленькие, напоминающие драгоценные миниатюры, композиции, одним из первых в Италии освоил технику резцовой гравюры, пробовал силы в архитектуре, построив в Мантуе собственный дом с необычным круглым двором.
Мертвый Христос. Ок. 1500
Искусство Мантеньи проникнуто суровостью, величием, героическим пафосом, даже в небольших его композициях всегда присутствует монументальное начало.
Но одновременно он унаследовал от своих североитальянских предшественников вкус к деталям, любовь к декоративности и нарядности.
Нередко его композиции так насыщены декоративными элементами, изображениями фруктовых гирлянд, мраморных рельефов с тончайшими орнаментальными узорами, мозаик, что вызывают в памяти расточительное богатство форм архитектуры и пластики Северной Италии.
Моление о чаше. 1455
Стремление к обобщенности, монументальность соединяется у него с филигранной проработкой мельчайших деталей.
Так, в одной из ранних станковых работ Мантеньи — «Молении о чаше» (1455, Лондон, Национальная галерея), повторяющем мотивы рисунка Якопо Беллини, действие происходит на фоне величественного и сурового скалистого пейзажа с поднимающимися к небу каменными пиками скал фантастического облика, от глаза художника не ускользает засохшее дерево с полусодранной корой и вывороченный с корнями ствол с обнажившимся рисунком древесины.
Святой Георгий
Особенно поражают сочетанием монументального начала и тончайшей передачи деталей, как бы увиденных сквозь увеличительное стекло, небольшие композиции 1460-х годов — «Святой Себастьян» (Вена, Музей истории искусства) и «Святой Георгий» (Венеция, Галереи Академии).
Святой Георгий в сияющих серебристых латах и пронзенный стрелами Святой Себастьян изображены на этих миниатюрных композициях крупным планом, на фоне далекого, увиденного как бы сверху пейзажа, детали которого вплоть до россыпи камешков на горной дороге, выписаны тончайшей кисточкой со скрупулезной точностью. Так же тщательно выписаны детали пустынного пейзажа со странной, похожей на гигантскую друзу минералов скалой и каменоломней в миниатюрной композиции «Мадонна каменоломен» (Мадонна делле каве, 1489, Флоренция, Галерея Уффици).
Мадонна каменоломен (Мадонна делле каве). 1489
В пейзажах Мантеньи обычно господствует камень — слоистые скалы, напоминающие причудливые башни, бесплодные каменистые почвы; в «Святом Себастьяне» даже облако превращается в рельеф с фигурой всадника.
Тяготение Мантеньи к пластической выразительности каменных масс нашло выражение и в ряде живописных композиций, имитирующих мраморные рельефы («Самсон и Далила», 1490-е, Лондон, Национальная галерея).
Самсон и Далила. 1490-е
В этой эстетизации пластического начала особенно полно проявляется преклонение Мантеньи перед античностью, которая предстает в его воображении как мир величественных статуй и великолепной архитектуры, героических подвигов и торжественных триумфов. Оттенок холодной строгости присущ даже самой гармонической из его мифологических композиций — картине «Парнас» (1497, Париж, Лувр) с музами, танцующими у причудливой скалы, на которой стоит счастливая любовная пара — Марс и Венера.
Триумф Цезаря. Несущие ювелирные изделия, трофеи и короны. 1486—1495
Масштабной попыткой воскресить величественный и суровый облик Древнего Рима стал грандиозный живописный цикл «Триумф Цезаря» (1486—1495, Лондон, Хемптон Корт).
Девять больших полотен, входящих в этот цикл, должны были, по замыслу Мантеньи, составить единый, длиной около 25 метров фриз, предназначенный для одного из залов обширной резиденции правителей Мантуи — Палаццо Дукале.
На современников Мантеньи этот фриз, где к стенам Рима на фоне холмов торжественным маршем подходили несущие военные трофеи легионеры, вздымался лес копий и боевых штандартов, поднимали к небу свои трубы музыканты, двигались всадники и боевые слоны, проезжал на своей колеснице Юлий Цезарь, должен был произвести ошеломляющее впечатление и поразить их достоверностью созданной картины. К сожалению, в наши дни в галерее Хемптон Корта эти полотна выставлены как отдельные картины, что нарушило композиционное единство грандиозного фриза.
Росписи Камеры дельи Спози. Двор Гонзага. 1465—1474
Росписи Камеры дельи Спози. «Окулус» плафона. 1465—1474
Вторым, не менее великолепным и прекрасно сохранившимся монументальным циклом Мантеньи, созданным в Мантуе, являются росписи одного из залов в старой части огромного дворца мантуанских правителей — Кастелло ди Сан Джорджо, выполненные в 1464—1475 годах.
Название этого покоя — Камера дельи Спози (Комната новобрачных) — восходит к XVII веку; первоначальное назначение его неизвестно. В начале XVI века здесь хранились раритеты и произведения искусства, собранные семьей Гонзага. Росписи Камеры дельи Спози — одна из вершин творчества Мантеньи и итальянской монументальной живописи.
Довольно большое помещение с высотой стен около восьми метров, перекрытое очень невысоким, со стрелой подъема всего лишь около одного метра зеркальным сводом и разномасштабными, асимметрично расположенными окнами и дверями было превращено им, благодаря иллюзорной архитектуре и тонко рассчитанным перспективным эффектам, в прекрасное, полное гармонии и упорядоченности центрическое здание. Умело применив приемы перспективного сокращения, Мантенья придал этому своду облик купола, украшенного рельефами с портретами римских императоров и прорезанного наподобие купола римского Пантеона большим круглым окном, в просвете которого сияет голубое небо. Через ограждающую его балюстраду в зал заглядывают головки любопытных дам, рядом с ними резвятся пухлые младенцы-путти. Столь же иллюзорно решены и росписи стен. Две из них «затянуты» написанными художником драпировками из парчовой ткани, на другой, как на театральной сцене, предстает вся многочисленная семья Гонзага. Преобладание красных и золотистых тонов придает этой сцене должное великолепие. И в то же время торжественность соединяется здесь с непринужденностью — сам герцог тихо беседует со своим секретарем, по лестницам ведущим на возвышениям, где сидят члены семьи Гонзага, непринужденно спускаются и поднимаются пажи.
Стена напротив окон уподоблена Мантеньей двум большим проемам, в которых сияет голубизна неба, расстилаются широкие пейзажные панорамы.
В одной из двух украшающих ее вертикальных композиций — сцена встречи правителя Мантуи и его сына-кардинала на фоне далекой панорамы Рима.
В другом простенке на фоне фантастического скалистого пейзажа — два пажа, держащие под уздцы лошадь; в ее изображении Мантенья использовал любимый художниками Возрождения эффект — под каким бы углом зритель ни смотрел на эту лошадь, ее голова всегда повернута к нам.
В этих росписях особенно полно и блистательно раскрылась многогранность дарования Мантеньи, органическое соединение острой, почти резкой натурной достоверности, героической значительности, декоративного богатства, его виртуозное владение рисунком и перспективой, выдающийся дар колориста.
Мантенья оказал огромное влияние на искусство Северной Италии, на формирование в Ломбардии и Ферраре новых ренессансных школ. Влияние Мантеньи также сказывается в ранних работах крупнейшего венецианского живописца XV века Джованни Беллини.
Ирина Смирнова
Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=511
Святой Себастьян
Святой Себастьян — «римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик» — известен по многочисленным картинам живописи, его больше всего рисовали — Амико Аспертини, Бенедетто Бонфильи, Джованни Больтраффио, Андреа Мантенья, Антонелло да Мессина, Антонио дель Поллайоло, Витторе Карпаччо, Ганс Бальдунг, Тициан Вечеллио, Жорж де Латур, Чима да Конельяно, Камиль Коро, Гвидо Рени, Сальвадор Дали, Антонио де ла Гандара, Эль Греко и многие другие. Говорят, что художники тренировались в гомоэротизме.Вот Эль Греко:
Часто изображали женоподобным. Джованни Больтраффио. Св. Себастьян. Ок. 1500.
А вот современная интерпретация образа:
О самом Святом Себастьяне известно очень мало, никаких подтверждений нет, и всё это, скорее всего, легенда. Вернее, может, кто-то и был на самом деле и, может, кого-то действительно казнил император, но совсем при других обстоятельствах.Родился Себастьян в Риме в 288 г., в эпоху правления Диоклетиана, но вырос в Милане и был начальником преторианской гвардии (т.е. был военнослужащим). Однако никаких чудес типа воскрешения умерших он не совершал, разве что сделал однажды так, что одна глухонемая женщина заговорила (это была Зоя, жена одного высокопоставленного госчиновника). Вместе с двумя другими своими братьями (Марком и Маркеллином) он тайно исповедовал христианство. На двух братьев из-за этого завели уголовное дело, их отдали под суд, те испугались высшей меры наказания, которая им грозила, хотели уже отречься от веры, но Себастьян убедил их сохранить верность христианству.Согласно легенде, Себястьян произнес пламенную проповедь:
«Доблестные воины Христовы, — обратился к заключенным Севастиан, — не бросайте знамени ваших побед ради женских слез [язычников] и не давайте ослабления низложенному под ваши ноги врагу, дабы он, получив опять силу, не начал с вами борьбу…».
В то время когда он говорил о сладости рая и благах жизни вечной, присутствующие увидели, как лицо Севастиана просветилось, затем явились семь Ангелов, которые облекли его в светлую одежду, а Прекрасный Юноша благословил проповедника и сказал: «Ты всегда будешь со Мною».
Арест Святого Себастьяна.За поддержку своих осужденных братьев Себастьян по указанию Диоклетиана был арестован и вывезен в пригород Рима, где его привязали к дереву и истыкали спицами. Правда, не произошло никаких повреждений жизенно важных органов. За ним пришла его жена Ирина и забрала домой. Его подлечили. Посоветовали эмигрировать из Древнего Рима. Однако Себастьян отказался уезжать и стал вновь доказывать имератору Диоклетиану правильность своей веры. За что император приказал убить его (это совершили на городском ипподроме), а тело сбросить в канализацию. Братьев Себастьяна и Зою казнили.
Сам император Диоклетиан (245-313) известен тем, что внедрил авторитарное правление, любил пышность, осуществлял амбициозные проекты.
Он родился в поселке Дукля в Черногории в бедной крестьянской семье и сделал карьеру военнослужащего, став в конце концов императором. (Вообще поразительно, что простой югославский крестьянин, т.е.
нетитульной нации, смог сделать в Римской империи такую карьеру!)
«Диоклетиан был талантливым правителем, но в то же время являлся фанатичным приверженцем языческих богов. Он устроил одно из жесточайших гонений на христиан. Так 23апреля 303 года в Никомедии (современный город Измит в Турции), во время правления императора Диоклетиана, после восьмидневных тяжких мучений был обезглавлен христианский святой, великомученик Святой Георгий». В год смерти Диоклетиана христианство стало официальной религией Рима, так что его гонения были последними и тщетными попытками сохранить язычество.Интерес представляет дворец Диоклетиана в Сплите (Хорватия). Поначалу он построил свою столицу и дворец в Никомедии/Измите (Турция), но тот дворец не сохранился. Дворец в Сплите (по-итальянски Спалато) строился с 295 по 305 г.г. Дворец Диоклетиана считается наиболее сохранившимся дворцом периода Римской империи.
Строительство было завершено как раз незадолго до отречения императора в 305 году. После отречения Диоклетиан удалился из большой политики и остаток жизни – восемь лет — прожил в своём дворце, занимаясь садоводством.Дворец в настоящее время:
Конечно, дворец с тех времен неоднократно перестаривался, строительный материал растаскивался. Перед Второй мировой войной английская писательница Ребекка Уэст, путешествовавшая по Югославии, отмечала, что в домах, выстроенных в границах дворцовых стен, обитало 9 000 человек, пятая часть населения города. Сейчас дворцовый комплекс занимает большую часть исторического центра Сплита, внутри него расположены жилые здания, рестораны, магазины и отели.
///
Bring Stats
Источник: https://procol-harum.livejournal.com/454511.html
Мантенья, Андреа (1431 — 1506). Картины художников
Мадонна с Иоанном, Елизаветой и Иосифом. А. Мантенья Масло. Около 1498—1499 гг.
Тем, кто неравнодушен к искусству раннего Возрождения следует посетить места, связанные с творчеством художника А.Мантенья. Картины художника привлекают к себе внимание значительностью и внутренней силой созданных образов.
Талант мастера был признан и широко известен еще в пору его ученичества. Мир идей и образов определился уже в первый, падуанский, период его творчества.
Культурная и художественная жизнь Северной Италии в первой половине XV века отличалась разнообразием.
Творчество Мантеньи вобрало в себя:
- традиции народного искусства;
- одухотворенность образов готики;
- достижения нового искусства Нидерландов;
- гуманизм ренессансного искусства Тосканы, в центре внимания которого стояла по-новому осмысленная личность человека.
Все это обогатило образный строй картин художника.
Поклонение волхвов. А. Мантенья. 1462 г.
Пейзажи Мантеньи вызывают ощущение бескрайней протяженности пространства
Она выражается то – струящимися лентами рек и дорог, как в «Поклонении волхвов» из нью-йоркского музея Метрополитен, то – серебристой гаммой простирающейся водной глади в как в «Успении Марии». Чуть «жестковатый» натурализм образов волхвов в первой картине, вероятно, связан с влиянием живописной традиции Нидерландов.
В «Успении Марии» изображение апостолов напоминают образы ренессансной деревянной скульптуры. В «Святом Себастьяне», найденном в мастерской Мантеньи уже после его кончины, средства выражения продиктованы готической традицией: смятенность и ломкость форм ощущается в заостренных складках развевающейся драпировки.
Но, несмотря на это, картина представляет образ ренессансного человека. Сила его духа превозмогает физические страдания.
В «Поклонении волхвов» основной тон задает образ мадонны, фигура которой является центром композиции. Даже пейзаж Мантеньи проникнут характерным для ренессанса, духом величия.
Св. Себастьян. А.Мантенья. 1480 г.
В Падуе прошли годы ученичества и начальный период творчества Мантеньи
Это был один из центров развития гуманизма — распространившегося в Италии XV века мировоззрения, рассматривавшего человека как совершеннейшее из творений. Способствовал тому и Падуанский университет, один из старейших в Италии. Любители древностей собирался в доме жившего в Падуе флорентийца Палла Строцци.
Дружеские отношения связывали Мантенью с Джованни Маркановой и Феличе Феличиано. Марканова изучал и копировал древние надписи, делал зарисовки с античной архитектуры, с римского оружия и доспехов. Феличиано был антикваром, поэтом, алхимиком. Он посвятил Мантеньи, сборник скопированных им античных надписей.
А в 1464 году они совершили поездку по озеру Гарда для изучения и зарисовок памятников античной архитектуры.
Мантенья был тонким знатоком античности. Широта его познаний видна уже в самом раннем из дошедших до нашего времени произведений – фресках капеллы Оветари падуанской церкви Эремитани. Изображенное на них пространство организовано колоннадами, триумфальными арками и руинами древних зданий.
Архитектура украшена медальонами с портретами римских императоров и сценами из античной жизни, круглой скульптурой. В этих композициях Мантеньи стремился создать образы императорского Рима, изобразив сцены из жизни и гибель мучеников раннего христианства — Св.Иакова и Св.Христофора.
Достоверность изображаемой истории была одной из важных составляющих гуманистической теории искусства, основоположником которой был Леон Батиста Альберти, выдающийся архитектор и мыслитель Раннего Возрождения. В трактате «О живописи» он писал: «История будет волновать душу лишь тогда, когда изображенные в ней люди будут всячески проявлять движения собственной души».
Мантенья наглядно проиллюстрировал этот принцип в композиции «Св.Иаков изгоняет демонов», построенной на контрасте спокойной фигуры святого с подчеркнуто экспрессивной жестикуляцией и мимикой остальных персонажей.
Эмоциональную атмосферу Мантенья создавал не только посредством действий и эмоций персонажей, но и с помощью перспективного построения композиции
Так, в «Шествии Св.Иакова на казнь» художник использовал перспективную систему с несколькими точками схода. Благодаря этому, пространство начало тяготеть к центру, где происходит главное действие, еще более усиливая ощущение напряженности.
Мантенья часто изображал человеческие фигуры в разных ракурсах, предварительно выполняя целые циклы зарисовок натуры с верхней и нижней точек зрения.
В результате, на фресках возникало безупречно правильное изображение фигур в разнообразных положениях.
Успение Марии. А. Мантенья. Масло. 1459—1464 гг.
Рисунков художника сохранилось немного.Как правило, они выполнены пером на тонированной бумаге. Шедевром графического искусства считается знаменитая «Юдифь». Мантенья был не только прекрасным рисовальщиком, но и одним из крупнейших граверов Возрождения.
С его именем связаны произведения такого вида графики, как гравюра на меди, которая также способствовала распространению его известности. Мантенья работал и как скульптор. Пластика фигур в его композициях свидетельствует о незаурядном даровании ваятеля.
Его развитию способствовало то, что в 1443—1448 годах в Падуе работал Донатело, один из крупнейших скульпторов Раннего Возрождения. Его учеником был знакомый Мантеньи — Никколо Пиццоло, работавший вместе с ним в капелле Овётари.
Влияние Донателло обнаруживается у Мантеньи в особенностях перспективных построений, сходных с теми, что Донателло использовал в рельефах алтаря для главного собора в Падуе. Главное, что внес флорентийский мастер в развитие ренессансного искусства, был синтез скульптуры и архитектуры.
В готическом искусстве скульптура и живопись имели подчиненное значение по отношению к архитектуре. В кафедрах для певчих, созданных Донателло для флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре и собора в Прато, архитектура подчеркивает ценность произведения самого по себе. Изящные колоннады органично включаются в общую пластическую композицию. Принцип равной значимости скульптуры и архитектуры наиболее полно воплощен Донателло в большом алтаре для Санто.
В росписи капеллы Оветари Мантенья и Пиццоло продолжили начинание Донателло
Мадонна со святыми и сцены из жизни Христа. А. Мантенья. Алтарный образ в церкви Сан Дзено, Верона. Масло. 1456—1459 гг.
Имитируя с помощью живописи архитектурные и скульптурные элементы, они преобразили готическую по конструкции капеллу в ренессансный интерьер. Арки готического свода были украшены росписью, изображающей лепной рельеф.
Композиции на стенах – заключены в рельефные обрамления, имитированные живописью. Реальное и изображенное во фресках пространство как бы переходит в капелле одно в другое.
Весь ансамбль оказался органично сформирован архитектурными элементами, рисованной скульптурой и живописью.
В алтаре для церкви св. Зиновия в Вероне Мантенья использовал конструктивное решение алтаря Донателло. Он создал античный портик, задуманный как синтез рисованных архитектурных элементов с обрамлением алтаря. Благодаря этому, пространство алтарных композиций начало восприниматься как продолжение интерьера.
Росписи Камеры дельи Спози. «Окулус» плафона. Мантенья А. 1465—1474 гг.
Самостоятельное решение задачи синтеза искусств Мантенья представил в росписи Камеры дельи Спози
Фрески одного из залов дворца мантуанского герцога стали одной из самых значительных работ Мантеньи. Замкнутый и плохо освещенный интерьер художник представил в виде открывающегося в пейзажное пространство павильона. В центре плафона было изображено круглое окно (люнет), которое словно открывалось в небо.
В сложной для построения перспективе, художник изобразил изящную ограду, которой окно обнесено снаружи, и заглядывающих через него вниз амуров и членов герцогского дома. Поверхность каждой стены была разделена на три части. Свод, зрительно облегченный окном, воспринимался так, словно его поддерживают лишь эти опоры.
Пространство между столбами на двух стенах закрыли искусно написанные портьеры. С двух других сторон, завесы изображены откинутыми. С запада в их просветы открывается пейзаж с фигурами, а с северной стороны — лоджия, где собиралось семейство герцога Гонзага.
Живопись Камеры дельи Спози была выполнена художником между 1471 и 1474 годами.
Идея росписи (прославление семьи Гонзага) прослеживается во всех фресках где последовательно раскрываются многочисленные добродетели герцога. «История» на северной стене представляет, как Лодовико получает письмо с сообщением о прибытии сына. Послание вручается в присутствии членов семьи и придворных.
Эта композиция стала одним из первых групповых портретов в итальянской ренессансной живописи. Торжественность атмосферы выражена нарядным цветовым строем работы с преобладанием синей краски и золота, величественностью изображенных образов, и соответствующей им композицией, в которой движения персонажей из глубины завершается на переднем плане.
Лодовико показан просвещенным государем, покровительствующим развитию наук и искусств, в окружении состоящих при его дворе гуманистов.
Встреча герцога Л. Гонзага с сыном. Фреска. А. Мантенья. Замок Сан-Джорджо, Мантуя. 1471 —1474 гг.
Композиция на западной стене, представляющая встречу Лодовико с сыном, является монументальным групповым портретом. Кроме самого Лодовико и Франческо, здесь представлены реальные персонажи, в частности, Мантенья изобразил здесь себя со своим сыном. Композиция в центре свода посвящена супруге маркиза – Барбаре Бранденбургской.
В Камере дельи Спози Мантенья создал «павильон славы» Гонзага
Его идеальное пространство способствует изменению восприятия реальной конструкции интерьера. Для этого, Мантенья также использовал возможности архитектуры, скульптуры и живописи. Зритель, стоящий под «окном в небо», находится как бы в идеальной, активно воздействующей на него среде.
Иллюзорное пространство фресок визуально «врастает» во внутреннее пространство Камеры. Идея художника состояла во введении зрителя в художественный мир создаваемого пространства и активизации его духовных сил, с целью приближения их к идеалу, соответствующему гуманистической ренессансной традиции.
Принципы декора Камеры дель Спози Мантенья использовал и в росписи капеллы в Ватикане, к сожалению, не дошедшей до нашего времени. Судить о ней можно лишь по сохранившимся описаниям XVIII века.
Но важно то, что следующее поколение мастеров Высокого Возрождения, среди которых были Микеланджело и Рафаэль, по всей вероятности, были знакомы с достижениями Мантеньи в области синтеза искусств и могли использовать их в своем творчестве.
Мантенья был одним из наиболее сложных и разносторонних художников Раннего Возрождения. Его живописные и графические произведения совершенны по исполнению и им сопутствуют высокие нравственные идеи. Он работал как скульптор и архитектор, построивший и свой дом по собственному проекту.
На службе у мантуанского герцога ему приходилось оформлять праздники и спектакли, рисовать эскизы костюмов, ковров, ювелирных изделий. Однако, главным в его творчестве стало развитие идеи синтеза искусств, сформулированной Донателло.
Именно оно стало связующим звеном между искусством Раннего и Высокого Возрождения.
При подготовке публикации были использованы материалы статьи
«Андреа Мантенья» Н. Николаевой, М.1981 г.
Источник: https://www.5arts.info/andrea-mantegna_1431-1506/
Базилика Святого Себастьяна за городскими стенами и катакомбы Святого Себастьяна
![]() |
Базилика Святого Себастьяна (Basilica di San Sebastiano fuori le mura) — еще одна из семи церквей Рима, которые должен обойти каждый паломник. Она находится за городскими стенами над христианскими катакомбами Святого Себастьяна, недалеко от пересечения переулка Семи Церквей (Sette Chiese) и Древней Аппиевой дороги (Appia Antica). | ![]() |
Базилика построена на месте, где согласно преданиям, во второй половине III века, в годы преследований, первые христиане сохраняли останки Апостолов Петра и Павла. В начале IV века мощи Святых были перенесены в базилики, посвященные этим Апостолам.
Базилика Святого Себастьяна своей историей тесно связана с раннехристианскими катакомбами, которые впоследствии стали носить имя мученика Святого Себастьяна.
О жизни Святого Себастьяна известно, что он родился и получил образование в Милане. Мужественный и честный молодой человек получил расположение императора Диоклетиана и был назначен начальником императорской стражи. Он тайно исповедовал христианство.
Согласно жизнеописанию Святого, вера его обнаружилась, когда двое его друзей были осуждены на смерть за христианскую веру, родственники умоляли их отречься и остаться в живых. Когда осужденные стали колебаться, пришел Себастьян, чтобы поддержать их. Его речь вдохновила и укрепила их в вере.
В этот момент всем присутствующим было видение Ангелов.
После этого Себастьян был арестован и казнен за городскими стенами. Во время казни стрелы пронзили тело Себастьяна, но не затронули ни одного жизненно важного органа. Ночью после казни женщина по имени Ирина пришла, чтоб похоронить его и обнаружила, что он жив.
Она вылечила его, после чего многие стали уговаривать Себастьяна бежать из Рима. Себастьян остался и стал христианским проповедником. Во второй раз, по приказу императора Диоклетиана, он был схвачен и забит камнями. Тело его было сброшено в Большую Клоаку.
Вскоре он явился во сне христианке Лучии и велел похоронить его тело в катакомбах.
Слева: Базилика Святого Себастьяна. История, убранство. Качественный видеоматериал от World site guides.com. |
Особенности базилики
Интерьер базилики прост и скромен. На потолке из дерева, по рисунку Васанцио, видна фигура Святого Себастьяна и гербы кардинала Шипионе Боргезе и папы Григория XVII. В первой справа капелле – Реликвий (1625 год), хранятся отпечатки ступней Христа, относящихся к эпизоду “Domine quo vadis?”, описанному в Библии и произошедшему в этих местах. Здесь же хранятся одна из стрел, поразивших Святого Себастьяна, и колонна, к которой он был привязан во время казни.
Капелла Альбани (1712) посвящена папе Святому Фабиану. На входе в капеллу находится уникальная кованая ограда из бронзы и железа (1714), над алтарем — картина “Святой Фабиан и ангелы”.
В главном алтаре находится эдикола работы Фламинио Понцио (1610 г.). Четыре колонны поддерживают свод, под ним распятие и фрески художника Таккони (1610 г.), по сторонам бюсты святых Апостолов Петра и Павла работы скульптора Николаса Кордиера.
Третья капелла слева посвящена Святому Франциску, работы в ней проводились под руководством Джироламо Муциано. Примечательна она тем, что содержит шедевр работы Антонио Джиорджетти (1672 г.), выполненная по эскизу Джан Лоренцо Бернини. Это погребальный монумент, который находится под алтарем капеллы. Интересны также многие элементы капеллы, которые были перенесены из древних катакомб.
Катакомбы Святого Себастьяна
Катакомбы Святого Себастьянадостойны посещения. Они являются подземным христианским захоронением. Поскольку в христианстве исповедуется воскресение, первые христиане старались сохранить целиком тела усопших (в отличии от обычаев того времени, когда тела усопших сжигались). В пластах подземной породы туфа, который был мягок и легок в обработке (после соприкосновения с воздухом он затвердевал), первые христиане прокладывали коридоры с углублениями для тел, называемые кубикулы, и замуровывали в них усопших. Рядом с телами усопших святых или мучеников первые христиане старались поместить своих близких. О масштабах этих захоронений говорят цифры: в Риме насчитывается более 500 км различных катакомб.
Катакомбы Святого Себастьяна стали так называться в XI веке, поскольку были расположены под базиликой Святого Себастьяна, в них ранее хранились мощи святого. Они хранились в крипте, которая в данный момент отреставрирована. Здесь на части античной колонны находится бюст Святого Себастьяна работы скульптора Бернини.
В катакомбах хорошо сохранились фрески разных периодов, они являются ярким картинами раннего христианского творчества и свидетельством представлений первых христиан. Богатством росписей славятся три мавзолея II века, находящиеся на маленькой площадке.
Образ Святого Себастьяна был многократно использован в живописи. Ему посвятили свои полотна такие известные художники, как Антонелло да Мессина, Марко Пальмеццано, Джованни Больтраффио, Андреа Мантенья, Тициан, Гвидо Рени, Сальвадор Дали и др.
Источник: http://www.rivitalia.com/content/bazilika-svyatogo-sebastyana-za-gorodskimi
Андреа Мантенья «Святой Себастьян» — Русская историческая библиотека
читайте также статью Андреа Мантенья – краткая биография
Крупнейший итальянский художник эпохи Возрождения Андреа Мантенья не раз обращался в своём творчестве к теме мученичества святого Себастьяна. Этот святой первых веков христианства очень популярен на католическом Западе.
По древнему сказанию, святой Себастьян был офицером полка лучников. Приняв христианство, он деятельно распространял его среди подчинённых.
Узнав об этом, известный гонитель веры Иисуса, римский император Диоклетиан, приказал солдатам Себастьяна расстрелять его. Получив множество ран, Себастьян, тем не менее, выжил: по одному известию, его выходила жена, по другому, – святая Ирина.
Выздоровев, мученик вновь стал проповедовать религию Христа и не побоялся предстать перед Диоклетианом. Тот вторично издал приказ о его казни. На сей раз Себастьяна забили до смерти бичами.
Почти четыре столетия спустя, в конце VII века, города Италии подверглись сильной эпидемии чумы. Один из граждан получил свыше знамение, что для умилостивления Бога нужно выстроить часовню в память святого Себастьяна. Сразу после того как она была возведена, мор прекратился. С тех пор святой Себастьян считается на Западе защитником людей от чумы.
Житие святого Себастьяна многократно отображалось в произведениях европейского искусства. Три картины на эту тему создал и прославленный итальянский живописец Андреа Мантенья.
Наиболее известна из них самая ранняя – та, что была написана мастером в 1457-1458 гг. На ней Мантенья изобразил Себастьяна привязанным к обломку древней греко-римской колонны. Ногами святой попирает языческие руины.
Эти важные детали символизируют победу христианства над старой религией, добытую не насильственным путём, а кровью мучеников.
- Святой Себастьян. Картина Андреа Мантеньи, 1457-1458
- Источник изображения
- Вертикальная надпись слева от святого Себастьяна – греческая подпись Мантеньи.
Другое изображение Себастьяна создано Мантеньей около 1480. Это часть композиции алтаря Сан Дзено в Вероне.
Святой Себастьян. Картина Андреа Мантеньи, ок. 1480
Выполненная в тусклых цветах, с избытком красных и жёлтых мазков на фигурах лучников, эта картина демонстрирует любовь Мантеньи к античным руинам и свойственную ему точность в детальном изображении человеческого тела.
И позже Андреа Мантенья вновь обращался к теме мученичества святого Себастьяна, ибо она объединяла в себе религиозный сюжет с шансом представить зрителю атлетичное мужское тело. В версии, созданной около 1506, впечатляющая фигура святого, с почти скульптурными очертаниями, драматично и резко оттеняется тёмным фоном.
Святой Себастьян. Картина Андреа Мантеньи, ок. 1506
Этот необычайно волнующий тип святого Себастьяна был создан для епископа мантуанского Людовико Гонзаги. К моменту смерти Мантеньи данная картина ещё оставалась в его мастерской.
Источник: http://rushist.com/index.php/world-art/2267-andrea-mantenya-svyatoj-sebastyan
Святой Себастьян (100 картин)
Новый адрес страницы:Тысяча святых Себастьянов
Образ Святого Себастьяна в искусстве
Согласно жизнеописанию святого, Себастьян вырос в Милане и был начальником преторианской стражи при императорах Диоклетиане и Максимиане.
Он тайно исповедовал христианство, что обнаружилось, когда двое его друзей — братья Марк и Маркеллин — были осуждены на смерть за свою веру.
Родители, друзья и жёны осуждённых умоляли их отречься от веры и спасти свои жизни, но, когда Марк и Маркеллин стали колебаться и готовы были уступить близким, Себастьян пришёл поддержать осуждённых и его речь вдохновила братьев и убедила их сохранить верность христианству.
Себастьян был арестован и допрошен, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами.
Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов не был повреждён стрелами (деталь, не всегда учитываемая художниками), и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. Вдова по имени Ирина пришла ночью, чтобы похоронить его, но обнаружила, что он жив, и выходила его.
Многие христиане уговаривали Себастьяна бежать из Рима, но он отказался и предстал перед императором с новым доказательством своей веры. На сей раз по приказу Диоклетиана он был забит камнями до смерти, а тело его было сброшено в Большую Клоаку.
Образ святого Себастьяна широко использовался в живописи, начиная с V века.
Картины с его изображением писали Амико Аспертини, Бенедетто Бонфильи, Джованни Больтраффио, Андреа Мантенья, Антонелло да Мессина, Антонио дель Поллайоло, Витторе Карпаччо, Ганс Бальдунг, Тициан Вечеллио, Жорж де Латур, Чима да Конельяно, Гвидо Рени, Сальвадор Дали, Антонио де ла Гандара, и др.
Повесть «Фабиола» Вестминстерского архиепископа Уайзмена изображает Себастьяна и как почитаемого центуриона, и в дни мученичества. Джордж Оруэлл отсылает к истории святого в романе «1984»: «истычет стрелами, как святого Себастьяна», Томас Гарди — в романе «Возвращение на родину»: «отдельные капли вонзались в Томазин, как стрелы в святого Себастиана».
В романе «Исповедь маски» Юкио Мисимы картина Гвидо Рени впервые вызывает сексуальные чувства у главного героя, после чего тот пишет о Себастьяне поэму в прозе. Святому Себастьяну целиком посвящена повесть Лоры Бочаровой «Сок Оливы».
О жизни святого снято несколько фильмов, в том числе — «Себастьян» Дерека Джармена, полностью снятый на латинском языке, и короткометражная лента «Святой» Баво Дефюрна. В книге Владимира Дудинцева «Белые одежды» герои рассматривают картину Антонелло де Мессина Св. Себастьян и проводят параллели с описываемыми там событиями.
Русский художник М. К. Соколов написал цикл картин, посвященных Св. Себастьяну (1921—1922). (Источник)
Антонио Джиоржетти «Святой Себастьян» (1665)
Под редакцией Tannarh’a, 2012-2014 гг
Живопись2012-11-06201975
Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые
Источник: http://tannarh.narod.ru/publ/iskusstvo/zhivopis/svjatoj_sebastjan_30_kartin/25-1-0-146
Мантенья, Андреа — это… Что такое Мантенья, Андреа?
- Мантенья Андреа — Мантенья, Андреа Работы на Викискладе Фреска в Камере дельи Спози. 1474. Мантуя Андреа Мантенья (итал. Andrea Mantegna, ок … Википедия
- Мантенья Андреа — (Mantegna) (1431 1506), итальянский живописец и гравёр эпохи Раннего Возрождения. Представитель падуанской школы. Учился у своего приёмного отца Ф. Скварчоне в Падуе (1441(?) 48). Испытал влияние Донателло, Андреа дель Кастаньо и живописи … Художественная энциклопедия
- Мантенья Андреа — (Mantegna) (1431 1506), итальянский живописец и гравёр. Представитель Раннего Возрождения. Искусство Мантеньи, с героическим пафосом утверждающее силу и достоинство человека, отличается строгой архитектоникой композиции, чеканностью форм,… … Энциклопедический словарь
- Мантенья, Андреа — Андреа Мантенья. Моление о чаше . МАНТЕНЬЯ (Mantegna) Андреа (1431 1506), итальянский живописец и гравер. Представитель Раннего Возрождения. Искусство Мантеньи, с героическим пафосом утверждающее силу и достоинство человека, отличается строгой… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
- Мантенья Андреа — Мантенья (Mantegna) Андреа (1431, Изола ди Картуро, Венето, ‒ 13.9.1506, Мантуя), итальянский живописец и гравёр Раннего Возрождения. Представитель падуанской школы. Учился у своего приёмного отца Ф. Скварчоне в Падуе [1441(?) ‒ 1448]. Испытал… … Большая советская энциклопедия
- МАНТЕНЬЯ Андреа — (Mantegna, Andrea) (ок. 1431 1506), один из крупнейших живописцев эпохи Возрождения в Северной Италии. Мантенья сочетал в себе главные художественные устремления ренессансных мастеров 15 в.: увлечение античностью, интерес к точной и тщательной,… … Энциклопедия Кольера
- Мантенья, Андреа — (1431 1506) ит. живописец и гравер, представитель Раннего Возрождения. Родился в Изола ди Картура (близ Падуи) в семье плотника, учился живописи у приемного отца, живописца Франческо Скварчоне, знатока античности, археолога. Пробыл в его… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях
- Мантенья Андреа — (Mantegna, 1431 1506) знаменитый итал. живописец и гравер, главный представитель падуанской школы раннего Возрождения. Он был приемный сын и ученик Фр. Скварчоне; подготовившись под его руководством, развился далее под влиянием произведений… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
- Мантенья А. — Мантенья, Андреа Работы на Викискладе Фреска в Камере дельи Спози. 1474. Мантуя Андреа Мантенья (итал. Andrea Mantegna, ок … Википедия
- Мантенья — фамилия. Известные носители: Мантенья, Андреа (ок. 1431, Изола ди Картуро, Венето 13 сентября 1506, Мантуя) итальянский художник, представитель падуанской школы живописи. Мантенья, Джо Джозеф Энтони «Джо» Мантенья мл. (род. 13 ноября 1947, Чикаго … Википедия
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/45801
Мантенья андреа
Мантенья андреа — итальянский живописец.
С 1442 года ученик падуанского живописца Ф. Скварчоне (впоследствии усыновившего Мантенья), знатока и коллекционера античных памятников, обучившего Мантенья латинскому языку и привившего ему интерес к римским древностям.
Другим определяющим фактором в художественном становлении Мантенья стало знакомство с находящимися в Падуе и Венеции произведениями мастеров флорентийской школы: Донателло (с его бывшим ассистентом Никколо Пиццоло Мантенья связывали партнёрские отношения), Филиппо Липпи, Паоло Уччелло, Андреа дель Кастаньо. Покинув в 1448 году мастерскую Скварчоне, он попал и в круг влияния венецианского семейства Беллини, в особенности Джованни (в 1452 или 1453 году Мантенья женился на его сестре Николозии).
Уже росписи капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе (1448-1457 годы, разрушены в 1944 году, сохранились частично) со сценами из жизни святых Иакова и Христофора демонстрируют художественную программу Мантенья: «лягушачья перспектива» («di sotto in su») с точкой схода за нижним краем картины придаёт особую монументальность фигурам и их архитектурному окружению, сложные и разнообразные ракурсы фигур наделяют композицию мощной динамикой, античные сооружения, статуи, рельефы и надписи воспроизведены с археологической точностью. Эти приёмы станут характерными для дальнейших произведений Мантенья, в которых евангельские сюжеты будут помещены в среду, наполненную античными цитатами: «Моление о чаше» (около 1459 года, Национальная галерея, Лондон), «Святой Себастьян» (1459 год, Художественно-исторический музей, Вена), «Святой Себастьян» (Лувр, Париж).
Мантенья положил начало развитию ренессансного алтарного образа в северной Италии.
Если в «Алтаре святого Луки» (1453-1454 годы, Пинакотека Брера, Милан) Мантенья преобразует традиционную форму венецианского полиптиха с золотым фоном, вводя ритмическое чередование чёрных и розовых одеяний святых, объединяя фигуры нижнего регистра мраморной платформой, показанной в перспективном сокращении, и представляя полуфигуры верхнего регистра с точки зрения снизу вверх, то в «Алтаре Сан-Дзено» (1456-1459 годы, церковь Сан-Дзено-Маджоре, Верона) он создал новый тип алтарного образа. Его форма и структура, вероятно, восходят к бронзовому алтарю Донателло в падуанской базилике Св. Антония. Рама в формах классической архитектуры включена в живописную композицию; все части алтарного образа объединены общим пейзажно-архитектурным пространством, а за размещёнными в нём фигурами прочитываются многочисленные детали, перенесённые из античных рельефов. Ещё один новый живописный тип религиозной композиции — в форме полуфигурной повествовательной сцены — Мантенья создаёт в «Принесении во храм» (около 1455 года, Государственный музеи, Берлин): фигуры представлены в поясном срезе и на абстрактном фоне, как в алтарях, но в то же время, подобно рельефу, объёмно выступают в пространство зрителя.
С 1460 года Мантенья — придворный художник герцогов Гонзага в Мантуе.
Здесь выполнил ряд портретов: кардинала Лудовико Тревизана (Медзарота, 1459 год, Государственные музеи, Берлин), Франческо Гонзага (1461 год, музей Каподимонте, Неаполь), «Мужской портрет» (галерея Питти, Флоренция), которым придал позы и величие древнеримских портретных бюстов.
Крупнейшим проектом, осуществлённым в Мантуе, стали росписи «камеры дельи Спози» («комнаты супругов») — парадной спальни в замке Сан-Джорджо (1465-1474 годы), скромный интерьер которой преобразован средствами иллюзионистической живописи.
Свод, украшенный портретами римских цезарей, в центре раскрывается иллюзорным окулюсом, в котором видно небо и заглядывающие внутрь зрители.
На северной стене над камином — идеальный портрет герцога, окружённого домочадцами и слугами; на западной стене — сцена встречи герцога Лодовико с сыном, кардиналом Франческо Гонзага, на фоне городского пейзажа, составленного из античных зданий.
Многочисленные иллюзионистические детали стирают границы между реальным и живописным пространством, предвосхищая росписи Корреджо. Северо-итальянская традиция светских росписей обретает здесь новую жизнь благодаря ренессансным художественным средствам. По заказу Гонзага была выполнена также серия «Триумфы Цезаря» (около 1486-1505 годов, королевская коллекция, Хэмптон-корт, Лондон) — 9 холстов на тему завоевания Галлии Юлием Цезарем, написанная на основе древнеримских литературных источников, которые дополнены воображением художника.
Монументальная манера письма уступает место тонкому рисунку и ювелирной изощрённости исполнения в работах со сложной гуманистической программой, созданных для студиоло Изабеллы д’Эсте: «Парнас» (1495-1497 годы) и «Афина, изгоняющая пороки из сада добродетели» (1499-1502 годы, обе — Лувр). Этими же качествами отличается и «Мадонна победы» (1495-1496 годы, Лувр), написанная в честь победы Франческо Гонзага над французскими войсками при Форново, — монументальный алтарный образ выполнен с тщательностью миниатюры.
Написанные в поздний период творчества религиозные образы отличаются драматизмом, который достигается гипертрофией отдельных приёмов: резкими перспективными сокращениями, натурализмом персонажей и другим («Мёртвый Христос», Пинакотека Брера, Милан; «Се Человек», музей Жакмар-Андре, Париж, обе — 1490-е годы, и другое).
Мантенья внёс свой вклад в развитие гравюры: помимо работ, созданных резчиками по его рисункам, сохранились собственноручно выполненные мастером произведения в новой технике резцовой гравюры на меди необыкновенно крупного формата («Битва морских богов», «Вакханалии», «Положение во гроб» и другое), которые копировались уже при жизни художника. Гуманистическая образованность, знание античности, смелые эксперименты с перспективой определяют значение Мантенья как одного из крупнейших ренессансных художников Северной Италии.
Литература
- Tietze-Conrat E. Mantegna: paintings, drawings, engravings. L., 1955
- Fiocco G. L’arte di A. Mantegna. Venezia, 1959
- Знамеровская Т.П. А. Мантенья — художник североитальянского кватроченто. Л., 1961
- Лазарев В.Н. А. Мантенья // Лазарев В. Н. Старые итальянские мастера. М., 1973
- Lightbown R. Mantegna. Oxf., 1986
- Camesasca E. Mantegna. Firenze, 1992
- A. Mantegna. Сat. / Ed. J. Martineau. L., 1992
- De Nicolò Salmazo A. A. Mantegna. Mil., 2004
- Manca J. A. Mantegna et la Renaissance italienne. N. Y.; P., 2005
- A. Mantegna. Firenze, 2009
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/mantienia_andriea