Суриков: картины, биография. работы василия ивановича сурикова

Имя Василия Ивановича Сурикова широко известно не только в мире изобразительного и декоративно-прикладного искусства, его картины видел и знает почти каждый русский человек.

Родился художник в Красноярске, в 1868 году приехал в Санкт-Петербург, где стал учиться. В 1875 году он смог окончить Академию художеств и получить звание классного художника первой степени.

За время своей деятельности живописец написал немало шедевров. В нашей статье вы сможете узнать о самых знаменитых картинах Сурикова с фотографиями и названиями работ.

10. Меншиков в Березове

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича Сурикова

Трагическая судьба фаворита Петра I – князя Александра Меншикова поразила художника и стала сюжетом для одной из важнейших его работ. Известная картина «Меншиков в Березове» была написана в 1883 году.

На полотне изображен сам князь в окружении своих детей. Лица всех персонажей картины наполнены грустью, скорее всего, о прошлых временах. Одежда и быт героев соответствует эпохе, в которую они жили. Дети князя символизируют смену поколений (жизнеутверждающее начало).

Интересный факт: Меншиков был выходцем из народа, но был умен, в связи с чем царь Петр I и приблизил его к себе, сделал князем.

В эпоху дворцовых переворотов новая власть невзлюбила князя и отправила в ссылку в сибирский город Березов вместе с семьей, отобрав все имущество.

Тем не менее, Меншиков в ссылке не впал в уныние, построил себе новый дом, был он человеком набожным и серьезным.

Детям своим князь, находясь при смерти, завещал не стремиться к высшей власти. При правлении Анны Иоанновны им было разрешено вернуться в Москву, они даже смогли получить обратно часть былого имущества.

9. Третий Вселенский Эфесский Собор

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича Сурикова

Многие знают Сурикова как мастера масштабных исторических полотен, но, тем не менее, художник в своем творчестве обращался и к религиозным сюжетам. Такой работой стала картина «Третий Вселенский Эфесский Собор», которая была написана в 1876 году.

Полотно является третьей частью из четырех больших фресок, призванных показать историю христианской церкви с 1 по 9 века нашей эры. Данный заказ художник получил в 1876 году, роспись была должна появиться в Храме Христа Спасителя в Москве.

8. Убийство Юлия Цезаря

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича Сурикова

Картина «Убийство Юлия Цезаря» была написана в 1875 году. Знаменитая историческая личность Гая Юлия Цезаря вызывала интерес у многих деятелей искусства, художник В.И. Суриков не стал исключением.

Сведения из учебников и книг говорят о том, что Цезарь стал жертвой заговора сенаторов. При его правлении у сената не было никакой реальной власти, этот факт не нравился многим, заговор против политического деятеля был подготовлен Гаем Кассием Лонгином и Марком Юнием Брутом.

Исследователи сообщают, что Цезарь получил не менее 23 ножевых ранений, прежде чем умереть. Сцена его убийства не раз проскальзывала в искусстве.

Живописец Суриков изобразил Цезаря, сидящим на троне в окружении тех, кто собирался его предать. Все знают, что готовится убийство, тем не менее, некоторые сенаторы подобострастно глядят на правителя, ожидая его скорую смерть. Цезарь же ничего не подозревает, продолжая говорить, обращаясь к слушателям.

7. Переход Суворова через Альпы

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича Сурикова

Данное полотно «Переход Суворова через Альпы» было создано для того, чтобы прославить подвиг русского полководца Суворова и его армию за победу в битве с французами.

Для справки: работа над полотном началась в 1895 году, картина была закончена в 1899 году, в тот год как раз исполнилось 100 лет со дня похода полководца.

Чтобы одержать победу Суворов решил добраться до врага самым быстрым, но очень трудным путем, именно это событие и отражает картина Сурикова.

На полотне живописца армия движется через горный перевал Сен-Готард. Полотно было приобретено императором Николаем II.

6. Царевна

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича Сурикова

Художник знал, что судьба царских дочек может на самом деле оказаться не такой радужной, какой себе ее представлял обычный человек.

С детства царевн воспитывали в строгости, не разрешали выходить за пределы дворцовых палат, редко обучали грамоте. Большую часть времени царские дочки отдавали молитвам и вышиванию, вырастая, часто уходили в монастырь.

Портрет «Царевна» Суриков написал в 1911 году, исследователи считают, что он писал его с 12-летней девочки.

На картине изображена юная девушка, несмотря на богатые одежды и украшения, ее лицо имеет скорбное выражение, глаза подернуты влагой, губы сжаты, как будто девочка изо всех сил сдерживает слезы. Во всем образе сквозит печаль и серьезность, которые редко свойственны детям ее возраста.

5. Степан Разин

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича Сурикова

Работа над картиной «Степан Разин» началась в 1900 году.

Интересный факт: идея о создании этого полотна зародилась у художника в 1887 году.

  • Сюжет для своего полотна живописец взял из старинной легенды, рассказывающей о Степане Разине и персидской княжне.
  • По реке Волге плывет челн с казаками и их предводителем, он невесел, лицо его мрачное.
  • На картине нет изображения княжны, хотя на первоначальном эскизе, как говорят исследователи творчества художника, она присутствовала.
  • Бытует мнение, что княжна писалась с жены живописца, но она вскоре умерла, поэтому первоначальный сюжет полотна был переписан.

Само же скорбное выражение Степана Разина сильно схоже с фотографиями Сурикова тех лет. Некоторые исследователи предполагают, что картина «Степан Разин» стала эмоциональным автопортретом художника.

4. Покорение Сибири Ермаком

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича Сурикова

Картина «Покорение Сибири Ермаком» была закончена в 1895 году. На ней изображена битва 1579 года войск Ермака с ханом Кучумом, в том месте, где сливались две могучие реки.

Для того чтобы персонажи полотна были более правдоподобны, Суриков какое-то время жил в Сибири, где изучал быт и нравы местных жителей.

3. Посещение царевной женского монастыря

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича Сурикова

Картина «Посещение царевной женского монастыря» писалась с 1908 по 1912 годы. Сюжеты для ее создания возникли в голове художника после прочтения книги «Домашний быт русских цариц в XVI-XVII веках».

Русские царевны воспитывались строго, в теремах, под присмотром няней и другой прислуги женского рода.

Выйти замуж они могли только за жениха из царского рода, простые люди или иностранные вельможи не годились для роли мужа русской царевны, поэтому многие из них отправлялись в монастыри.

На своем полотне живописец изобразил юную царевну, посещающую монастырь, послушницей которого она скоро станет. За ней пристально следит настоятельница и монахини, большинство которых также были девушками из знатного рода, но не сумели выйти замуж и отправились в стены монастыря.

2. Боярыня Морозова

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича Сурикова

Данную знаменитую картину можно назвать одной из самых драматичных работ живописца. «Боярыня Морозова» создавалась несколько лет, была продана в 1887 году.

Согласно историческим фактам, боярыня Феодосия Морозова была верна старообрядчеству, что не нравилось царю Алексею Михайловичу. За это она не раз подвергалась различным наказаниям, но веру свою не оставляла.

Биография этой женщины вызвала интерес у Сурикова, поэтому он написал картину, на которой боярыня изображена на розвальнях, скользящих по дороге, вокруг нее собралась толпа, большинство людей из которой сочувствуют Морозовой. Высоко поднятая вверх рука боярыни символизирует прощание со старой Русью.

1. Утро стрелецкой казни

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича Сурикова

Самая известная в мире картина «Утро стрелецкой казни» была написана в 1881 году. Сюжетом послужила расправа над стрельцами после неудачного бунта, происшедшего в 1698 году.

Предпосылкой к мятежу стали слова царевны Софьи о подмене царя Петра I. На Москву пошли более 2000 стрельцов, чтобы возвести на трон царевну. Но царь и его войско быстро расправились с бунтовщиками, многих из которых впоследствии казнили.

Источник: https://top10a.ru/samye-izvestnye-kartiny-surikova.html

Василий Суриков

Василий Суриков – российский художник, автор картин «Боярыня Морозова», «Степан Разин», «Утро стрелецкой казни». Российский художник Василий Суриков родился в Красноярске.

Родственники мужчины относились к казачьему сословию. Один из них значился атаманом Енисейского казачьего полка. Иван Васильевич Суриков, отец художника, трудился коллежским регистратором.

Прасковья Федоровна Торгошина, мать, слыла домохозяйкой.

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича СуриковаПортрет Василия Сурикова

Когда Сурикову исполнилось 8 лет, семья переехала в Сухой Бузим Красноярского края. Парня отдали в приходскую школу при Всехсвятской церкви. Позже Василий поступает в уездное училище, оставив родителей в Красноярском крае. Через год скончался отец, из-за туберкулеза. У матери не было выхода, поэтому женщина собрала детей и вернулась в Красноярск.

Семья в те годы владела двухэтажным домом. Из-за недостатка денег Прасковья Федоровна решила сдавать второй этаж в аренду, для получения дохода. Любовь к рисованию у Сурикова проявилась в раннем детстве. Еще в красноярском уездном училище Василий Иванович начал брать уроки. Первым учителем пригласили Николая Васильевича Гребнева.

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича СуриковаАвтопортрет Василия Сурикова

Первую осознанную картину Суриков написал в 1862 году. Это была работа, созданная акварелью. Подросток назвал шедевр «Плоты на Енисее». Сейчас полотно находится в музее-усадьбе В.И. Сурикова в Красноярске.

Завершив обучение, парень попадет на службу в губернское управление. Василию Ивановичу досталась работа писца.

К сожалению, дальнейшая учеба оказалась не по карману семейству Суриковых, которые жили скромно после смерти отца.

Однажды рисунки художника увидел енисейский губернатор П.Н. Замятнин. Благодаря стараниям чиновника у талантливого автора появился меценат, который заплатил за обучение Сурикова в Академии художеств. Первая попытка поступления в учебное заведение провалилась, но Василий Иванович не отчаивался. Он прошел курс рисования в санкт-петербургской школе Общества поощрения художников.

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича СуриковаПамятник Василию Сурикову

Осенью, сдав вновь экзамены в Академию художеств, стал вольнослушателем. Еще год потребовался, чтобы талантливого парня перевели в основную группу. Суриков стал старательным учеником П.П. Чистякова. За 6 лет учебы молодого человека награждали медалями и денежными призами. Василий Иванович много работал над композицией. Из-за этого студенты прозвали Сурикова Композитором.

Живопись

Творческая биография художника началась с работы «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». Картину Суриков написал в 1870 году, а после продал П.И. Кузнецову. Интересно, что первый вариант полотна сейчас располагается в Красноярском государственном художественном музее, которому присвоено имя Василия Ивановича.

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича СуриковаКартина Василия Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге»

Через 4 года Суриков отправляется в гости к Кузнецову, на золотые прииски, находящиеся в Хакасии. Благодаря смене обстановки родилась картина «Милосердный самаритянин». Работа стала подарком радушному хозяину, но отметили полотно и специалисты. Василию Ивановичу вручили Малую золотую медаль.

Портреты на заказ не вдохновляли художника, поэтому Суриков отказывался от такой работы. Но за основу подобные картины брал регулярно. В числе произведений Василия Ивановича значатся графические портреты московского гитариста Ф.Ф. Пелецкого.

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича СуриковаКартины Василия Сурикова «Портрет Е.К. Дерягиной» и «Портрет княгини С.А. Кропоткиной»

Один из рисунков представлен на всеобщее обозрение в Третьяковской галерее. Суриков признавался, что увлечение музыкой, в частности оперой, помогало в творчестве. Более того, художник обучался игре на гитаре у Пелецкого.

Читайте также:  Голубая комната (ванна), пабло пикассо - анализ картины

Наступает время известных полотен. «Утро стрелецкой казни» Василий Иванович писал на протяжении 3 лет. Эта картина стала пропуском в мир большой живописи. Итогом многолетней работы стало включение в Товарищество передвижных художественных выставок.

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича СуриковаКартина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»

Ради дальнейшего развития Суриков собирается поехать в зарубежное путешествие. Но отсутствие денег не позволяло художнику мгновенно отправиться в путь.

Чтобы решить материальные проблемы, Василий Иванович продал П.М. Третьякову картину «Меншиков в Березове».

Благодаря этому автор полотна посетил Италию, Германию, Францию и Австрию, воочию рассмотрел полотна признанных мастеров, размещенные в Лувре и Дрезденской галерее.

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича СуриковаКартина Василия Сурикова «Меншиков в березове»

В 1881 году Суриков начал трудиться над картиной «Боярыня Морозова». Любовь к композиции привела к тому, что каждая работа начиналась с эскиза. Иногда Василию Ивановичу требовалось несколько лет для создания идеальной зарисовки. Только после этого мастер переносил ее на полотно.

Личность боярыни захватила Сурикова после рассказа тетки Ольги Матвеевны Дурандиной. Но работа долго не клеилась из-за отсутствия требуемого типажа. И вот перед Василием Ивановичем предстает еще одна тетка — Авдотья Васильевна Торгошина.

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича СуриковаКартина Василия Сурикова «Боярыня Морозова»

Первыми рассмотреть «Боярыню Морозову» смогли посетители XV Передвижной выставки, которая проходила в 1887 году. Сразу же после этого Суриков перебрался на лето в Красноярск. Художник находит вдохновение в солнечном затмении, произошедшем 8 августа. Теперь посмотреть на этюд можно в Тверской картинной галерее.

Портреты не увлекали Сурикова, но в 1887 году в сознании творца случился переворот. Мужчина запечатлел на полотне мать, позже появился «Мой брат». После смерти супруги, в 1888 году Василий Иванович с детьми перебирается на несколько месяцев в родной Красноярск, где начал создавать картину «Взятие снежного городка». Работу завершил автор через два года.

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича СуриковаКартина Василия Сурикова «Взятие снежного городка»

Суриков на полотна переносил случаи из жизни. Так случилось и с этой работой. На картине представлена одноименная игра. Идея создания принадлежит младшему брату, которого Василий Иванович изобразил стоящим в кошеве. Позже эксперты оценили работу Сурикова и наградили полотно именной медалью. Это событие произошло на международной выставке в Париже.

Василий Иванович отправился в Сибирь, где произошло знакомство с бытом вогулов, хакасов, остяков. Изучение жизни народов привело к созданию картины «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Работа была кропотливой, завершилась в 1895 году. Таким образом, Суриков трудился над полотном в Сибири, на реке Оби, на Дону.

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича СуриковаКартина Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»

По возвращении в Красноярск у художника возникает идея написания «Перехода Суворова через Альпы». Образ военачальника Василий Иванович писал с отставного казачьего офицера Ф.Ф. Спиридонова.

Мужчина работал над родословной семьи Суриковых. Через три года родился этюд, но многие увидели в нем не Спиридонова, а преподавателя гимназии Григория Николаевича Смирнова.

Позже Суриков отправляется в Швейцарию для написания эскизов.

К вековому юбилею итальянского похода Суворова Василий Иванович представляет законченную картину. Полотно демонстрировали в Москве и Санкт-Петербурге, а потом оно отправилось в императорскую коллекцию.

Два варианта картины Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы»

Картина Сурикова «Зима в Москве» создавалась в течение трех лет. Официально завершена работа была в 1887 году, незадолго до возникновения у Василия Ивановича идеи создания полотна «Степан Разин». Почти 3 года художник писал этюды в Сибири и на Дону, искал прототипа.

В это время в работе у Сурикова находилась еще несколько картин. В 1901 году мастер познакомился с Красноярским бунтом, в котором участвовали предки Василия Ивановича. Вдохновившись этим периодом, художник создал полотно «Красноярский бунт 1865 года». В 1907 году Сурикова включают в Союз русских художников, но в то же время Василий Иванович покидает Товарищество передвижников.

Картина Василия Сурикова «Степан Разин»

Мужчина слушает оперу и читает книги. После знакомства с «Домашним бытом русских цариц XVI-XVII веков» авторства Забелина в голове у Сурикова возникает идея создания картины «Посещение царевной женского монастыря». Вдохновлялся Василий Иванович для этого образами внучек.

Поездка на озеро Шира сподвигла Сурикова на написание картины «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». К сожалению, эта работа осталась лишь задумкой автора.

Картина Василия Сурикова «Посещение царевной женского монастыря»

В академических кругах творчество Василия Ивановича вызывало резкую критику. Мастера не понимали «скученности» композиции, размазанных лиц на полотнах. Но среди экспертов были люди, оценившие художественные замыслы Сурикова. Современные творцы могут изучать картины Василия Ивановича по фото и оригиналам.

Личная жизнь

Долгое время Василий Суриков приглядывался к внучке декабриста Свистунова. Прекрасную девушку с большими темными глазами звали Елизавета Августовна Шаре.

Устоять перед красотой дамы художник не смог, поэтому 25 января 1878 года молодые люди заключили брак. В этом же году у супругов родилась дочь Ольга, а через два года – Елена.

Талантливый художник с музой проживали в небольшой квартире, расположенной на Зубовском бульваре.

Портрет жены Василия Сурикова

Счастье было недолгим. Через 10 лет Елизавета Августовна скоропостижно скончалась. Убитый горем муж постоянно посещал супругу на кладбище, забросил творчество. Желание работать пропало у Сурикова. Но в какой-то момент картины вновь вернули к жизни Василия Ивановича.

Василий Суриков с дочерью Ольгой

Дочь Ольга подарила отцу внучку Наталью Кончаловскую. В свою очередь, девушка родила двух известных в современной России людей – кинорежиссера и сценариста Андрея Кончаловского и режиссера Никиту Михалкова.

Смерть

Здоровье Василия Ивановича Сурикова в конце жизненного пути оставляло желать лучшего. Несмотря на это, художник отправляется с П.П. Кончаловским в Испанию, для поиска творческого вдохновения. В это же время в Красноярске распахнула двери рисовальная школа. Состояние Сурикова оставалось плохим, но художник уезжает на родину для создания пейзажей.

Могила Василия Сурикова

Через год из-за ухудшения Василий Иванович вынужден поехать в Крым, на лечение.

В марте 1916 года художественные круги облетела страшная новость – ишемическая болезнь сердца погубила талантливого Сурикова.

Могила российского художника находится рядом с местом захоронения супруги, на Ваганьковском кладбище. В память о Василии Сурикове в 1959 году сняли историко-биографический фильм.

Произведения

  • 1876 – «Вид на Кремль»
  • 1881 – «Утро стрелецкой казни»
  • 1884 – «Венеция. Собор Св. Марка»
  • 1887 – «Боярыня Морозова»
  • 1891 – «Взятие снежного городка»
  • 1895 – «Покорение Сибири Ермаком»
  • 1899 – «Переход Суворова через Альпы»
  • 1900 – «Степан Разин»
  • 1908 – «Крым. Ай-Петри»
  • 1910 – «Девушка с косами»
  • 1910 – «Севилья. Альказар»

Источник: https://24smi.org/celebrity/4709-vasilii-surikov.html

Художник Василий Иванович Суриков | Картины и биография

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича Сурикова

Портрет В. И. Сурикова работы И.Е. Репина

Художник Василий Иванович Суриков родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске, в казачьей семье.

В возрасте восьми лет Василия определили в приходскую школу при Всехсвятской церкви, потом была учеба в уездном училище. Именно в уездном училище Суриков начинает серьезно заниматься живописью — его первым учителем стал Николай Васильевич Гребнев.

После окончания училища Василия Сурикова принимают  на работу писцом в губернское управление – после смерти отца будущего художника семья оказалась в тяжелом материальном положении и средств на оплату учебы в гимназии просто не было.

И тут помог случай – Енисейский губернатор П.Н. Замятин увидел рисунки молодого писца и нашел для молодого человека мецената. В роли мецената выступил золотопромышленник П.И. Кузнецов, который и оплатил учебу Сурикова в Академии художеств.

В декабре 1868 года Суриков отправился вместе с купеческим обозом из Красноярска в Петербург. Однако, в Академию Василия не приняли – экзаменаторы не нашли у него явного таланта. Но, Василий Иванович не сдался – пошел учиться в рисовальную школу Общества поощрения художников и уже через полгода сдал вступительные экзамены, и стал вольнослушателем, а через год – воспитанником Академии.

  • В 1875 году Суриков успешно заканчивает Академию со званием классного художника первой степени.
  • Нужно сказать, что Василий не забыл своего благодетеля и мецената – ещё во время обучения в Академии он подарил Кузнецову несколько своих картин.
  • В 1878 году  Суриков женится на Елизавете Августовне Шаре – это был счастливый брак, в котором у художника родилось две дочери: Ольга и Елена.

Нужно сказать, что при негативном отношении к творчеству художника критиков, ещё при жизни Василий Иванович был признан великим мастером исторического полотна, пейзажа и портрета.  Он всегда очень много работал, хотя был в жизни художника период, когда он полностью отошел от живописи. Это случилось после смерти любимой жены.

Она умерла так внезапно, что эта смерть стала для живописца страшным ударом. Он перестал писать. И невозможно себе представить, чтобы было дальше, если бы не дочери – они его окружили такой любовью и заботой, что сердце его оттаяло. Оттаяло хотя бы для того, чтобы снова взять в руки кисти. Именно в тот тяжелый для художника период появилось полотно «Взятие снежного городка».

Потом ещё были работы, которые прославили имя художника.

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича Сурикова

Взятие снежного городка

  1. Критики и академики от живописи очень долго порицали автора за «скученность композиций», а его полотна презрительно именовали «парчовыми коврами». И публика не всегда понимала автора – после написания «Взятия снежного городка» на автора вылили просто море критических замечаний – нет, не то мы ожидали от Сурикова, мы ждали чего-то потрясающего, а он написал что-то несуразное…
  2. Это потом и критики, и публика вдруг поняли, что это не просто сюжет – это гимн русской душе, русскому характеру, удали и веселью.
  3. Умер художник в 1916 году. Его последними словами перед кончиной были слова:

«Я исчезаю…»

Что хотел сказать великий художник? Может быть, он боялся, что с его смертью будет предано забвенью и его творчество? Очень хорошо, что его страхи оказались напрасными.

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию такие знакомые, но такие действительно великие полотна художника.

Картины художника Василия Сурикова

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича Сурикова

Утро стрелецкой казни

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича Сурикова

Боярыня Морозова

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича Сурикова

Переход Суворова через Альпы

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича Сурикова

Степан Разин

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича Сурикова

Покорение Сибири Ермаком

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича Сурикова

Меньшиков в Берёзове

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича Сурикова

Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича Сурикова

Посещение царевной женского монастыря

Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста

Сибирская красавица. Портрет Е.А. Рачковской

Портрет молодой женщины

Портрет Е.К. Дерягиной

Монах

Сцена из римского карнавала

Портрет Н.Ф. Матвеевой

С гитарой. Портрет княгини С.А. Кропоткиной

Читайте также:  «жатва», питер брейгель старший — описание картины

Источник: https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/vasilij-surikov-kartiny-i-biografiya.html

Биография Сурикова. Русский художник Суриков Василий Иванович :

Василий Суриков (1848-1916) – русский художник, известный своими выдающимися картинами исторического жанра. Он знаменит также своими портретами.

Его монументальные полотна, на которых он воплотил различные, в основном трагические эпизоды из истории России, перевернули вверх дном все каноны подобной живописи. Вместо пышных театрализованных сцен на зрителя взирала беспощадная реальность прошлого.

Многих такой подход шокировал. Но именно так навсегда вошел в историю искусства этот художник. Биография Сурикова и будет представлена ниже.

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича Сурикова

Предки

Известно, что живописец происходил из казачьего рода. Его предки пришли в Сибирь вместе с ее первым покорителем, Ермаком. Родом они были с Дона, и есть сведения, что Суриковы упоминаются среди основателей Красноярска, где и родился художник. Биография Сурикова неотъемлема от истории России.

В честь двоюродного деда живописца был назван Атаманский остров на Енисее. Другой предок Сурикова служил сотником в Туруханске. Это был его родной дед. Отец художника, Иван Васильевич, работал коллежским регистратором, а девичья фамилия матери — Торгошина. Это известная с семнадцатого века семья.

Она тоже была родом из казачьей станицы.

Детство в Красноярске

В этом городе родился будущий художник. Когда мальчику исполнилось восемь лет, его отца переводят на службу в акцизное управление села Сухой Бузим, недалеко от Красноярска. Там Василий оканчивает приходскую школу и поступает в уездное училище.

Но буквально через год отец художника скоропостижно умирает от туберкулеза. Мать с сыном и остальными детьми возвращается в Красноярск. Семья живет очень бедно, денег им постоянно не хватает, и они вынуждены сдавать часть деревянного дома квартирантам.

Способности мальчика заметил учитель рисования Красноярского уездного училища Николай Гребнев. Он давал ему копировать работы старых мастеров.

После смерти отца мальчик подрабатывал писарем в канцелярии, но рисовал в часы досуга. Его работы видели сотрудники. Они также попались на глаза губернатору края – Замятину. Биография Сурикова как художника решилась в этот момент. Чиновник подал прошение в Императорскую Академию художеств о принятии юноши.

Пришел ответ, что его могут зачислить без выплаты стипендии. Тогда губернатор обратился к меценату, золотопромышленнику Кузнецову, который не только согласился финансировать обучение молодого человека, но и взял его с собой в Петербург, куда отправлялся по делам. Однако поступить в Академию Суриков не смог.

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича Сурикова

Отрочество и юность в Санкт-Петербурге

Василий Иванович Суриков не относился к людям, которые привыкли отступать. Он пошел учиться в Художественную школу, которую окончил за три месяца. А в 1869 году вновь попробовал стать студентом Академии. На этот раз его попытка завершилась успешно.

Биография Сурикова говорит нам о том, что его учителями были как не слишком одаренные художники (зато неплохие педагоги), как Павел Чистяков, так и известные мастера, как Врубель и Серов. За годы учебы молодой живописец получил за свои работы четыре серебряные медали и несколько денежных премий.

Дипломная картина художника, посвященная эпизоду из жития апостола Павла, уже несла элементы будущих драматических столкновений разных исторических лиц. Но консервативным преподавателям она не понравилась, и золотой медали Суриков не получил.

Поэтому он не смог поехать за границу и стал расписывать храм Христа Спасителя фресками на тему Вселенских соборов. Работа продолжалась около двух лет. Среди первых картин художника были и портреты его благодетелей.

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича Сурикова

Личная жизнь и столичный период

Исследователи биография Сурикова пишут о том, что он в 1877 году переехал жить в Москву. Через год после этого он женился на Елизавете Шаре, внучке декабриста Свистунова. Брак принес ему небольшое состояние, что позволило живописцу не работать по заказам, а сделаться вольным художником. Этот статус он сохранял за собой до конца жизни.

Тем не менее еще долгие годы Суриков не имел приличной мастерской, а работал в небольших комнатах. В одно из таких тесных помещений наведался Петр Третьяков, будущий основатель знаменитой галереи, который собирал полотна русских художников. Он часто покупал картины мастера.

На полученные от Третьякова деньги художник также смог обеспечить себе относительную финансовую независимость.

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича Сурикова

Первые шедевры

Московский период жизни сделался поворотным в жизни живописца. Именно в это время Василий Иванович Суриков создает одну из своих самых значительных картин – «Утро стрелецкой казни». Она посвящена одному из страшных эпизодов семнадцатого века, когда молодой Петр Первый, узнав о восстании стрелецких полков, беспощадно с ними расправился и даже сам рубил им головы.

Не желая пугать зрителей сценами казни, художник показывает ее преддверие. Первого стрельца вывели на плаху, а на заднем плане видно лицо молодого царя, готового убивать. Прекрасно и подробно расписана разномастная толпа зрителей. Особенно выделяются семьи и дети несчастных стрельцов, которых выволокли смотреть, как будут умирать их близкие.

И все это происходит на фоне могучего и зловещего пейзажа Москвы.

К петровским временам художник Василий Суриков обращается и в 1881 году. В дождливые дни он находился с семьей у станции «Люблино». Там он внезапно задумался о ссылке князя Меньшикова. На эту идею его натолкнула тесная крестьянская изба.

Он подумал о сильном человеке, взлетевшем на вершину власти и все утратившем. Княжну, завернутую в шубу, он рисовал с собственной жены, которая в это время сильно заболела.

На деньги, которые Суриков получил от приобретения картины Третьяковым, он смог съездить за границу и своими глазами увидеть собрания музеев в разных странах.

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича Сурикова

Картины Василия Сурикова 80-х — начала 90-х годов девятнадцатого века

Одновременно с «Меньшиковым в Березове» художник начал делать эскизы «Боярыни Морозовой». Работа над этой картиной растянулась на несколько лет. Суриков писал ее кусками, выискивая натурщиков и нужные предметы.

Он часто говорил о том, что если бы ему пришлось рисовать ад, он бы сажал моделей в огонь и сам бы писал в нем. Таково было его желание правды, а не виртуозной фантастики. Сам типаж восставшей против церковной власти боярыни художник нашел в своей тете.

Сильная и страстная женская натура, верная своим убеждениям и вызывающая различные чувства у собравшейся толпы – от ненависти до преклонения – стала одной из лучших в творчестве Сурикова. Гармонирует картина с пейзажем, светом и архитектурными деталями.

Современники отнеслись к этому полотну восторженно, оно участвовало в Передвижной выставке.

В 1888 году умерла жена художника. Он очень горевал, практически отошел от живописи и уехал из Москвы в Красноярск. Там через несколько лет он излечился от скорби и даже создал жизнерадостную картину «Взятие снежного городка».

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича Сурикова

Возвращение в Москву

Творчество Василия Сурикова после переезда из Сибири словно получает второе дыхание. В 1895 году он завершает работу над картиной «Покорение Сибири Ермаком». Здесь он воспевает казацкое войско, где служили его предки.

Основное внимание сосредоточено на фигуре Ермака, но и к противостоящим ему войскам Кучума он относится с уважением. Солдаты разбитой армии отличаются особенной, самобытной красотой.

Это столкновение двух стихий, каждая из которых имеет свою правду.

Через четыре года художник создает похожую по типу картину – «Переход Суворова через Альпы». Начал он работать над ней сразу же после «Покорения Сибири», а многие эскизы были написаны во время пребывания в Швейцарии. Здесь живописец проявил себя как прекрасный пейзажист, одновременно показывая массу воинов, исполняющих приказ полководца и преодолевающих горы.

В начале двадцатого века Суриков работает над одной из своих самых сложных картин – «Степан Разин». Здесь тоже можно наблюдать характерный для художника потрясающий водный пейзаж, написанный перламутровыми красками, контрастирующий с тяжелыми раздумьями мятежного атамана. Живописец также известен многочисленными портретами, которые он никогда не писал по заказу.

Последние годы жизни

В 1910 году художник путешествует по Испании. Картины Василия Сурикова этого периода тоже относятся к исторической тематике. Он рисует такую сильную личность, как Емельян Пугачев, перед казнью, в клетке.

К таинственной затворнической жизни аристократок высшего сословия живописец обращается в «Посещении царевной женского монастыря». В 1914-15 годах художник начал болеть и переехал на лечение в Крым. Но его преследовали сердечные расстройства.

Он так и не смог исцелиться и умер в Москве в марте 1916 года. Суриков был похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.

Источник: https://www.syl.ru/article/327935/biografiya-surikova-russkiy-hudojnik-surikov-vasiliy-ivanovich

Художник Василий Суриков: картины, биография

Суриков: картины, биография. Работы Василия Ивановича Сурикова

Автопортрет Сурикова

Василий  Суриков родился в 1848 году в Красноярске. Семья его принадлежала к старинному казачьему роду: предки Сурикова вместе с Ермаком пришли «воевать Сибирь», и художник очень гордился этим.

  • Во время учения в Академии художеств Суриков, пробует создать произведения на темы из русского исторического прошлого, однако только после окончания академии, с 1878 года, он принимается за создание своих могучих исторических полотен.
  • В 1881 году он заканчивает «Утро стрелецкой казни», в 1883 году — «Меншикова в Березове»; в 1887 году — «Боярыню Морозову» (первый эскиз относится к 1881 году).
  • В 1895 году он завершает «Покорение Сибири Ермаком», а в 1899 году — «Переход Суворова через Альпы».
  • Таковы главнейшие произведения Сурикова, созданные им на исторические сюжеты.
  • Известно много картин на сюжеты из прошлого, написанных большими, известными художниками, но действующие лица на них — словно собрание статистов в исторических костюмах, а сами картины — словно иллюстрации.

Картины Сурикова поражают нас удивительным проникновением в «живое прошлое», и не только обликом зданий, одежд, убранства, но и воссозданием типов, чувств и переживаний людей той эпохи. Это свойство у Сурикова необычайно.

Его исторические полотна не произведения «по поводу», не иллюстрации к событиям, это картины-драмы, картины-трагедии, которые показывают всю сложность, «многоголосье» событий.

Впечатление это обусловлено в значительной мере тем, что главным действующим лицом его картин выступает народ как решающая историческая сила, живой вершитель судеб истории.

Хотя Суриков и изображал на своих полотнах сцены из далекого исторического прошлого, но проблемы, которые он выдвигал в своих произведениях, были подсказаны ему современной русской жизнью. Не мудрено, что произведения эти, созданные с необычайной силой, волновали и до настоящего времени волнуют зрителей.

В 1877 году Суриков поселился в Москве и прожил там до конца жизни. Неоднократно он ездил к себе на родину, в Сибирь, и эти поездки всегда вдохновляли его на дальнейшую работу.

Умер он в 1916 году в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Биография Сурикова

Творчество Василия Ивановича Сурикова принадлежит к высшим достижениям русской культуры 19 века и сопоставимо по значению с наследием таких ее гигантов, как А.Иванов, М.Мусоргский, Л.Толстой, Ф.Достоевский.

Читайте также:  Музей футбольного клуба «барселона», испания

Глубина человековедения соединилась в нем со стихийной мощью и красотой художественного воплощения.

В совершенстве овладев живовописным мастерством, сопрягая в образах своих картин целые пласты и эпохи жизни народа, Суриков сумел создать подлинные шедевры отечественного искусства, достичь высот «исторического ясновидения».

Цельность, отличающая натуру Сурикова, проникающий его творчество напряженный историзм могут быть в какой-то степени объяснены обстоятельствами судьбы художника.

Уроженец Красноярска, он принадлежал к старинному казачьему роду и с детских лет усвоил многие черты вольнолюбивого характера земляков, впитал яркие впечатления от сохранившего многие древние традиции быта.

«В Сибири народ другой, чем в России, — вольный, смелый», «краснояры — сердцем яры», — любил повторять он впоследствии.

И когда в 1869 году юный художник поступил в петербургскую Академию художеств, контрасты и противоречия жизни и истории «Двух России» — почвенной народной и государственной «петербургской» оказали на него сильнейшее воздействие, стали во многом и личной проблемой.

Уже в 1870 году Суриков — одареннейший воспитанник тогдашней Академии (он учился у П.

Чистякова), завоевавший славу «композитора», создал высокохудожественную картину «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге», в которой отразились личные переживания, вызванные восприятием молодым сибиряком неумолимой поступи «кумира на бронзовом коне».

Окончательно же определились основы мировосприятия Сурикова, его художественные устремления, когда он, окончив Академию художеств с золотой медалью, переехал в 1878 году в Москву.

Здесь, попав в атмосферу всеобщего увлечения отечественной историей, вопрошая, по его воспоминаниям, даже старые московские стены («вы видели, вы слышали!»), художник приступил к созданию своих главных работ, первой из которых стала показанная на IX передвижной выставке картина «Утро стрелецкой казни» (1881).

В ней уже в полную меру проявилось уникальное дарование Сурикова — художника «шекспировских» страстей, живописца-симфониста, способного воплотить на холсте не только облик, но и самый дух, «основные энергии» исторических событий.

Изобразив последние минуты перед началом казни стрельцов, выступивших в 1698 году на стороне царевны Софьи против петровских реформ, Суриков создал поистине масштабную картину-трагедию о судьбе народа на одном из изломов его истории.

При этом многофигурная и многоцветная «полифоническая» композиция, подчиненная сопоставлению противоборствующих сторон: могучих, но и обреченных стрельцов — представителей «почвы», московской Руси — и рационально организованной непреодолимой силы петровского государства, — начисто лишена примет академической «театрализоваиности». Первым из художников, обращавшихся к прошлому России, Суриков «прорывается» в своей картине в реальное историческое пространство-время, насыщая при этом великолепную живопись своего полотна напряженным чувством «живой жизни», все покрывающей красоты бытия.

В следующей картине Суриков, продолжая размышлять о трагической диалектике русской истории, обратился к судьбе одного из «птенцов гнезда Петрова» — » полу державного властелина» Александра Даниловича Меншикова, низвергнутого после смерти Петра с государственных высот и Заброшенного вместе с детьми в далекую сибирскую ссылку («Меншиков в Березове», 1883). В отличие от предыдущей картины, где действие происходило в «сердце России» — на Красной площади, Суриков изображает здесь своих героев томящимися в тесной бревенчатой клети с замерзшим оконцем. Но композиция картины, подчеркивающая «матерость», мощь и в то же время беспомощность опального князя, контраст убогой обстановки и хранящих следы былой роскоши одежд детей Меншикова, само «драгоценное месиво» суриковской живописи выводят мысль и чувство к общим категориям жизни, сообщают и этой картине подлинную масштабность.

В 1884-87 годах Суриков, как всегда создавая множество эскизов и этюдов-типов (он следовал методу горячо любимого им А.Иванова), был поглощен работой над картиной «Боярыня Морозова».

В ней он запечатлел эпизод из истории 17 века — момент, когда верную сподвижницу «огнепального» протопопа Аввакума раскольницу Федосью Прокопьевну Морозову провозят по Москве «на позорище», перед тем как обречь на медленную смерть в земляной тюрьме.

Чтобы оценить не только живописные достоинства этой картины, но и мужественную волю художника к воплощению правды истории, стоит вспомнить, что в 1880-е годы реакционная историография особенно усердно насаждала представления, что времена «тишайшего» царя Алексея Михайловича были «золотым веком», эпохой торжества «истинно русских начал», когда «царь шел рука об руку с народом и народ ему верил». Благонамеренные живописцы (например, К.Маковский и др.) на основе подобных фальшиво-благостных мифов изображали боярские свадьбы, выборы царских невест, даже бояр, играющих в жмурки. Раскол же, на деле бывший многомиллионной народной оппозицией власти и духовному гнету «толстобрюхих», объявлялся преступным инакомыслием и преследовался и в 19 веке как «потенциальная пугачевщина». И вот Суриков, взрывая «сладкие грезы» и ложь, сделал зрителей словно свидетелями и соучастниками действительных бедствий и страданий, накала страстей «бунташного века».

Проклиная «никониан», скованная, но полная огромной духовной силы, обреченная боярыня исступленно воздевает раскольничье двоеперстие, призывая народ держаться старой веры.

И каждый из многочисленных персонажей, стоящих по сторонам саней на заснеженной улице, — персонажей, издевающихся, равнодушных, открыто или тайно сочувствующих, представляет здесь какую-то грань характера народа в его противоречиях и «полюсах».

Прошлое предстает здесь воистину не как действия «кукол в порфире» (Л.Толстой), а как жизнь людей, наделенных душой, страстями и интересами.

При этом, передавая движение толпы, пестрое узорочье старинных одежд, достигая почти импрессионистического эффекта в изображении атмосферы зимнего дня, Суриков в то же время как бы «останавливает» и распространяет в «большое время» это мгновение, вобравшее в себя черты и отношения, типичные для всей русской истории.

Пережив вскоре после создания «Боярыни Морозовой» душевный кризис, связанный со смертью жены, Суриков, пожалуй, больше не создал образов, равномасштабных «трилогии» 1880-х годов. Но и позднейшее его творчество поражает мастерством, сочетанием драматизма и мощного жизнеутверждения.

В картине «Взятие снежного городка» (1891) он сообщил изображению старинного сибирского праздничного игрища мощное, мажорное «историческое» звучание. Верой в народ проникнуты и другие большие картины Сурикова 1890-х годов: «Покорение Сибири Ермаком» и «Переход Суворова через Альпы в 1799 году».

Не реакционно-охранительская, но бунтарская природа горячего патриотизма художника ярко отразилась в картине «Степан Разин», над которой художник работал в годы первой русской революции.

Носитель истинной народности, Суриков был при этом в корне чужд националистическим тенденциям. В своем искусстве он опирался на достижения глубоко почитаемых им старых итальянских и испанских мастеров, очень высоко отзывался о современной французской живописи.

Отзывчивость и широта мировоззрения художника ярко выразились в замечательных живописных и графических работах, исполненных им во время поездок по Италии и Испании, а также посвященных жизни малых народов Сибири.

Открыт был Суриков и новым веяниям и поискам искусства начала 20 века, до последних дней жизни сочувственно следя за устремлениями молодежи, в свою очередь горячо почитавшей великого Мастера.

Статья В. Петрова из книги «Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год».

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/786-surikov.html

Василий Суриков биография

Суриков Василий Иванович (1848-1916) – выдающийся русский художник, специализировавшийся на исторических полотнах. Среди остальных живописцев его выделял пугающий реализм, который зачастую шокировал современников.

Биография Сурикова Василия Ивановича складывалась весьма удачно, и он в полной мере смог реализовать свой талант.

Будущий великий живописец появился на свет 12 (24) января 1848 года в Красноярске, в семействе, принадлежавшем казачьему сословию.

После ранней смерти отца семье пришлось несладко, и мать Василия была вынуждена сдавать в аренду второй этаж их дома. Денег едва хватало на самое необходимое, однако мудрая женщина, заметив страсть сына к рисованию, умудрялась оплачивать уроки живописи. Первым учителем Василия был Н. В. Гребнев, преподававший рисование в Красноярском уездном училище.

Самой ранней работой Сурикова, дошедшей до наших времен в целости и сохранности, стала акварель «Плоты на Енисее», написанная им в возрасте 14 лет.

После окончания училища у матери не было возможности оплачивать дальнейшее обучение Василия, и он был вынужден устроиться на должность писца в губернское управление. Однако судьба была милостива к талантливому юноше. Случайно увидев работы подчиненного, губернатор П. Замятин отыскал мецената, который смог оплатить обучение Сурикова в петербургской Академии художеств.

В учебном заведении Василий постигал тонкости живописи под руководством П. Чистякова. Очень быстро он стал одним из лучших его учеников, регулярно получал денежные призы и медали за свои работы.

Первой картиной, которой молодой Суриков заявил о себе как мастер масштабных композиций, стал «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». Он продал ее своему меценату, П. Кузнецову, крупному золотопромышленнику. Спустя несколько лет, побыв в гостях у своего покровителя, молодой художник написал ему в дар картину «Милосердный самаритянин».

Из краткой биографии Сурикова известно, что он крайне неохотно соглашался писать портреты на заказ. Однако был вынужден делать это, чтобы быть финансово свободным.

Источником вдохновения для талантливого живописца служила музыка, в особенности, опера. Кроме того, он сам с удовольствием обучался игре на гитаре.

На написание одного из самых известных своих полотен – «Утро стрелецкой казни» – Суриков потратил около трех лет. Но именно эта работа открыла перед художником двери в мир большого искусства. Его талант был безоговорочно признан, и он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.

Василий Иванович давно мечтал о путешествии по Европе, чтобы воочию увидеть полотна выдающихся живописцев. Выгодно продав одну из своих работ, он осуществил давнишнюю мечту и побывал в знаменитых европейских галереях и художественных музеях.

В 1881 году Суриков приступил к работе над своей знаменитой картиной «Боярыня Морозова». Он настолько трепетно относился к этому произведению, что в поисках идеальной композиции мог потратить не один месяц на бесконечные эскизы и зарисовки.

К наиболее важным полотнам Сурикова также следует отнести «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин». Для детей знакомство с творчеством художника можно начинать уже с 3 класса – все картины мастера отличает высокая художественная ценность и разнообразие образов.

Первой и единственной любовью живописца стала его супруга – Елизавета Августовна Шаре. Молодые люди обвенчались в 1878 году, и спустя время у них родились две дочери – Ольга и Елена.

Однако семейное счастье было недолгим – спустя 10 лет любимая супруга скончалась, оставив художника в глубочайшей депрессии. Вернуться к жизни он смог лишь благодаря творчеству.

В последние годы жизни здоровье Василия Ивановича значительно ухудшилось. Он отправился в Крым на лечение, однако оно не помогло. 6(19) марта 1916 года великий художник скончался от ишемической болезни сердца.

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Источник: https://obrazovaka.ru/surikov-vasiliy.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector