«страшный суд», иероним босх — описание картины

«Страшный суд», Иероним Босх — описание картины

Иероним Босх. Страшный суд.1504г дерево,масло.163,7 × 247 см .Академия изобразительных искусств, Вена

            Принято считать, что он выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха.

             Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха. Сюжет не нуждается в пояснениях. Каждый современник Босха, будь то доверчивый безграмотный крестьянин или образованный бюргер, вероятно, понял бы значение почти всех деталей и безоговорочно принял на веру главную идею, хотя некоторые образы по своей новизне, наверное, показались бы ему чересчур пугающими и гнетущими.

           На эту тему было создано немало картин, отличающихся большой силой художественного воздействия, но ни один художник ни до, ни после Босха не обладал такой творческой энергией и способностью воплощать пугающее неведомое в столь фантастические образы.

«Страшный суд», Иероним Босх — описание картины

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ТРИПТИХА.

 Число праведников, взошедших на голубую гладь небес, совсем невелико по сравнению с количеством осуждённых грешников. Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира.

«Страшный суд», Иероним Босх — описание картины

           Явление Христа-Судии на радуге, в сиянии Славы, и Богоматерь, просящая за грешное человечество, — традиционные иконографические признаки этой темы. Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов .

«Страшный суд», Иероним Босх — описание картины

           На блюдце установлен мельничный жернов, приводимый в движение одними грешниками и давящий других. Любопытно, что и в народном сознании с мельницей были связаны, в основном, негативные представления.

«Страшный суд», Иероним Босх — описание картины

             На картинах Босха грешники в аду часто представлены пронзёнными стрелами, копьями или ножами, что соответствует библейскому тексту пророчества Исайи о натянутых луках и заостренных стрелах, которыми будут поражены грешники в день Страшного суда.

  «Страшный суд», Иероним Босх — описание картины«Страшный суд», Иероним Босх — описание картины   «Страшный суд», Иероним Босх — описание картины

«Страшный суд», Иероним Босх — описание картины «Страшный суд», Иероним Босх — описание картины

  Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. В аду за разные грехи предусмотрены различные наказания: гневливых подвешивают на крюках, будто мясные туши; убийц поджаривают на сковороде, скупцов запекают в очаге — и всем этим с явным удовольствием занимаются чудовищные дьяволицы.

  • ЛЕВАЯ СТВОРКА-РАЙ.

            Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. На переднем плане представлено сотворение Евы, а чуть поодаль — сцена искушения первых людей. На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Одновременно с этим в облаках происходит низвержение восставших ангелов, которые в полёте с небес на землю превращаются в демонов.

  1.          В Книге Бытия ничего не говорится о том, как обуянный гордыней Люцифер и его сторонники подняли мятеж против Бога, но это было описано в иудейских легендах и вошло в христианское учение ещё на самых ранних стадиях его формирования. Эти ангелы грешили, и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить
  2. ПРАВАЯ СТВОРКА-АД

            Осуждённых Богом — а по мнению Босха, они составят большую часть рода людского — ожидают адский огонь, муки, стенания и скрежет зубовный. Такова страшная участь, которую Бог уготовил человечеству. На эту тему Босх создал немало впечатляющих картин, но самая сильная по воздействию, пожалуй, та, что на правой створке этого триптиха.

Левая внешняя створка. Святой Иаков Великий. 167×60 см

  • Правая внешняя створка. Святой Бавон
  • . 167×60 см

Источник: https://newsland.com/community/6782/content/ieronim-boskh-strashnyi-sud/5606174

Страшный суд на триптихе Босха, страшные картины ада на artatac

«Страшный суд», Иероним Босх — описание картиныНа полотне «Страшный суд» библейский рассказ о наших прародителях, обитавших в раю, о высшем правосудии, ужасах ада. Тема известная, вечная.

Посмотрев рисунок, мы сразу понимаем, о чем речь. На этот сюжет снято масса разных фильмов, написано рассказов, поэм, театральных постановок.

Каждое произведение — это оригинальное видение предмета.

Есть такая поговорка:

«- Сколько людей столько мнений»

Но можно сказать так:

«- Сколько художников столько разных исполнений сюжета»

Художник постарался детально изобразить райскую жизнь Адама, Евы, и страдания в адском пламени.

«Страшный суд», Иероним Босх — описание картины

На триптихе обилие сцен насилия. Босх хотел не только предупредить о возможном возмездии грешников, но также напугать людей жуткими сценами ада.

Я впервые познакомился с одной из версий живописи через музыку. Группа Deep Purple выпустила одноименный альбом в 1969 году (он еще имеет название April), так вот оформлен он триптихом Босха.

«Страшный суд», Иероним Босх — описание картины

Описание

Приблизительная дата написания полотна 1504 год.

Произведение состоит из трех частей. Читать ее следует слева на право.

Слева это повествование о Адаме и Еве. Мы видим, как Бог из ребра дремлющего Адама воспроизводит Еву. Вот они уже срывают яблоко, после чего их изгнали из рая. Сверху левой створки, видим борьбу светлых ангелов с темными.

«Страшный суд», Иероним Босх — описание картины

Вторая (средина композиции) – это суд Божий. Здесь происходит разделение на праведников и грешников. Можно заметить, что согрешивших гораздо больше. Они терпят муки за свои прегрешения.

Босх уверен – праведников гораздо меньше на земле. Рая достигают самые безупречные в вере.

«Страшный суд», Иероним Босх — описание картины

Третья (правая) часть, это страшные картины мук ада. Отрезанные руки, проткнутые тела, поджаривание на раскаленных сковородках, посажение на кол и перетирание в мельничьих жерновах, все это должно заставить зрителей задуматься о своем жизненном пути.

  • «Страшный суд», Иероним Босх — описание картины
  • «Страшный суд», Иероним Босх — описание картиныФрагмент 1
  • «Страшный суд», Иероним Босх — описание картиныФрагмент 2
  • «Страшный суд», Иероним Босх — описание картиныФрагмент 3
  • «Страшный суд», Иероним Босх — описание картиныФрагмент 4
  • Фрагмент 5

Жизнь конечна. Не так много отпущено человеку. Поэтому он должен достойно выдержать испытания и с верой в сердце предстать перед всевышним.

В этой картине Иероним Босх проявил всю свою фантазию. Такое впечатление, что художник это видел. Так тогда и думали.

У мастера разные картины о рае и аде, но эта самая впечатляющая.

Рисунки профессионалов.

Источник: https://artatac.ru/bloknot/o-polotne-bosha-strashnyiy-sud.html

«Колорит»: Рай и Ад на земле. Смысл триптиха Босха «Сад земных наслаждений»

Иероним Босх – один из самых загадочных живописцев, соединивший в своих картинах элементы религиозного аллегоризма, причудливой фантазии, социальной сатиры и средневековой философии. Concepture публикует разбор его знаменитого триптиха «Сад земных наслаждений».

«Страшный суд», Иероним Босх — описание картины

Мы видим большое количество обнажённых женщин и мужчин, предающихся разнообразным утехам: вкушающих плоды, играющих с животными, занимающихся совокуплением. Если бы Босх был художником эпохи Ренессанса, правомерно было бы считать, что изображенный им «сад» – это олицетворение идиллического «золотого века», в котором люди и животные мирно сосуществуют друг с другом.

«Страшный суд», Иероним Босх — описание картины

Но поскольку Босх все же средневековый художник, вернее предположить обратное, а именно, что «сад земных наслаждений» – это мир, растленный похотью и любодеяньем, поскольку в системе христианской средневековой морали половой акт расценивался как признак падения человека и утраты им первоначальной божественной природы.

Вот, что пишет по этому поводу известный исследователь творчества Босха Шарль де Тольнай: «Главная цель художника – показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники, и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников, иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны».

Надо отметить, что расположение земной юдоли в центре существенно меняет логику изображения традиционных религиозных триптихов.

Как правило, на таких картинах изображалась библейская хронология: Творение мира, жертва Христа, Страшный Суд (если смотреть слева направо), но поскольку у Босха в середине вместо Христа показана человеческая земная жизнь, moralite картины приобретает совершенно иной смысл. Босх рисует историю человеческого грехопадения: от сотворения до конца света.

Разберем каждую из 3 частей отдельно

«Страшный суд», Иероним Босх — описание картины

Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы. Люди еще находятся в догреховном состоянии: они невинны и чисты, и потому между Адамом и Евой нет никакой телесной связи. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии. В центре мы видим некое причудливое сооружение. Это Фонтан Жизни, изливающий чистые голубые воды, из которых появляются на свет различные животные. На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву. Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой, из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение).

«Страшный суд», Иероним Босх — описание картины

Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте. Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво.

Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др.) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. Третий план, где люди летают на крылатых рыбах или на собственных крыльях – это профанация образа бесполых ангелов.

По всей картине размещены символы пола и сексуального влечения: раковина-влагалище, лодка-яблоко в форме женской груди. Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности.

На этой картине то, что было лишь намеком в Раю, приобретает зримую явленность, выпуклую телесность, рельефность греха.

«Страшный суд», Иероним Босх — описание картины

Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. В центре находится гротескная фигура монстра. На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками. Вокруг центра происходит экзекуция падших людей: кого-то распяли, кого-то прибили гвоздями, кого-то пожирают адские твари.

Музыкальные инструменты, которые в земной жизни были средствами получения удовольствий, здесь используются в качестве орудий пыток. Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению).

Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. Гигантские уши разделывают не менее гигантским ножом проклятых. Мужик в правом нижнем углу тщетно борется с любовными приставаниями свиньи, в одежде монахини.

Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. Привычные вещи наделены противоположным жутким смыслом, и большая часть объектов лишена целостности, остались только какие-то ошметки.

Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация). Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами.

Королем карнавала становился нищий или дурак, назначался карнавальный епископ, который во всеуслышание богохульствовал, мужчины надевали маски женщин, а женщины – мужчин, вместо произнесения благочестивых речей люди сквернословили, словом происходила инверсия бинарных оппозиций.

Почему? Потому что в сознании средневековых христиан в отношении урожая по-прежнему были живы языческие представления. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться. Поэтому на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала.

 Принципиальная амбивалентность средневековой культуры может объяснить, почему персонажи картин Босха одновременно похожи на кошмарные образы Апокалипсиса и в то же время – на веселый карнавал людей и демонов.

Общим местом в среде искусствоведов стало говорить о непознаваемой таинственности работ Босха, их неоднозначности и пугающей загадочности.

Босха называют «профессором кошмаров», «мрачным фантастом», некоторые даже считают, что ему удосужилось воочию лицезреть сцены Страшного Суда.

Мы же в свою очередь можем вслед за некоторыми исследователями сказать: «выступая в своем искусстве как мыслитель, Босх смотрел на мир глазами художника».

  1. Тревин Коплстоун «Хиеронимус Босх: жизнь и творчество»
  2. Ксения Егорова «Три картины Босха на тему Мыслитель и Природа»
  3. Цецелия Несельштраусс «История искусства зарубежных стран. Средневековье»

Источник: https://concepture.club/post/rubrika_2021/sad-zemnyh-naslazhdenij

Иероним Босх «Страшный суд»

«Страшный суд», Иероним Босх — описание картины

  • Иероним Босх (Jheronimus Bosch)
    Название: «Страшный суд»
    Год написания: 1504 год
    Место: Академия изобразительных искусств, Вена
  • Направление: Ранняя нидерландская живопись, Возрождение

Страшный суд» Босха – одна из самых впечатляющих его работ, а также одна из самых впечатляющих работ на эту тематику вообще. Она была выполнена по заказу наместника Нидерландов и является самым крупным из сохранившихся творений Художника.

Сюжет триптиха понятен интуитивно любому, кто знаком с христианскими преданиями хоть в какой-то мере. На левой створке изображен Рай – на ней рассказывается самое начало библейской истории. Вот Господь сотворяет Еву из ребра спящего Адама.

Читайте также:  Музей игрушки, прага, чехия

Вот Адам вместе с Евой пробуют запретные яблоки с дерева познания добра и зла. Вот сияющий архангел с мечом в руке изгоняет их из райского сада. В облаках над ними ангелы бьются с падшими ангелами, сбрасывая тех вниз.

А над ними Христос в сиянии славы и силы.

Средняя створка изображает Страшный Суд.

Наверху происходит судилище, трубят трубы последнего часа, ангелы толпятся у трона Спасителя, и праведники стоят у его ног, готовясь взойти в рай – примечательно, что по сравнению с грешниками их очень немного, что может выражать пессимизм художника, считающего, что праведников на земле не так уж и много. А под ними начинается ад. Вращаются мельничные жернова, грешников терзают дьяволы, грешники причиняют боль другим грешникам, и хотя это только картина суда, она уже весьма похожа на ад.

Последняя створка – собственно, ад, и она навевает исключительно неприятные мысли о конечности жизни и о том, что если ад и в самом деле таков, то лучше не грешить.

Фантазия Босха проявляется во всей красе – грешников мучат, протыкают стрелами и лезвиями, сжигают, варят заживо, разрывают на куски, подвешивают, как свиные туши, на крюки.

Насколько пресен рай – настолько же жив и графичен ад, словно он художнику куда ближе.

Если художник и ставил себе какую-то цель, то эта цель – отвратить грешников от ада самым простым способом. Запугав их.

Источник: opisanie-kartin

Источник: https://mirovoeiskusstvo.ru/?p=243

Босх Иероним -прородитель Сюрреализма

«Страшный суд», Иероним Босх — описание картины

Иероним Босх (Иеронимус Антонисзон ван Акен) — выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе.

Творчество этого выдающегося нидерландского живописца остается волнующим, загадочным и удивительно современным. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени… воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья, исполненное волшебства и чертовщины».

В нем видели предшественника сюрреализма, этакого опередившего свое время Сальвадора Дали, черпавшего свои образы в сфере бессознательного; видели психопата, страдающего эдиповым комплексом и одержимого сексом. Предполагали, что он был знаком с практикой алхимии, астрологии, магии, спиритизма, оккультных наук, владел искусством применения галлюциногенов, вызывающих адские видения…

Некоторые из этих гипотез устарели, иные при всей их привлекательности не подтверждаются фактами; есть и такие, что дали ключи к пониманию картин, но часто противоречивые и во всяком случае не всеобъемлющие.

Удивителен подход художника к решению пространственных задач.

В больших фантасмагориях он создает и неопределенное пространство, в котором множество движущихся фигур выстроено в горизонтальные или волнистые цепочки, образующие единый передний план.

В некоторых босховских картинах отсутствует перспектива, но даже там, где она есть, художник смотрит на изображаемый мир сверху, как наблюдатель.

Мир Босха так и остаётся неразрешенной загадкой.

Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена — одного из четырех главных городов герцогства Брабант. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх.

Иероним родился около 1460 г. в большой семье потомственных художников.

Живописью занимались дед Босха Ян ван Акен и его брат, двое дядей, отец — Антонис ван Акен и брат Гооссен, который в 1478 г. унаследовал отцовскую мастерскую. Mать происходила из семьи резчика по дереву.

Иероним был с детства окружен художественной средой, приобщился к семейным художественно-ремесленным традициям.

Затем последовало обучение в нидерландских городах Харлеме и Делфте, где молодой художник познакомилея с искусством Рогира ван дер Вейдена, Дирка Боутса, Гертгена тот Синт Янса, влияние которых ощущалось потом в разные периоды его творчества. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем.

В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Эта девушка из богатой и знатной семьи принесла в приданое мужу солидное состояние, предоставив ему право распоряжаться им по своему усмотрению.

Брак Иеронима не был особо счастливым (супруги не имели детей), но он дал художнику материальное благополучие, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, он мог себе позволить писать так, как хотел.

Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим. Поэтому, предположительно, первые известные его картины, носившие сатирический характер, относятся к середине 1470-х гг. Созданные в 1475-1480гг.

картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.

Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Здесь еще чувствуется неуверенность штриха молодого художника, он использует лишь отдельные элементы символического языка, которые позже заполнят все его произведения.

Немногочисленны они и в картинах «Операция глупости» и «Фокусник», высмеивающих людскую наивность, которой пользуются шарлатаны, в том числе и в монашеском одеянии

Еще острее Босх. высмеял церковников в картине «Корабль дураков» (1490-1500гг.), где подвыпившие монашкa и монах горланят песню в компании простолюдинов на утлом суденышке, управляемом шутом.

Резко осуждавший развращенность духовенства, Босх все же вряд ли являлся еретиком, как утверждал современный немецкий искусствовед В. Френглер. Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви.

В 1486-1487гг. художник вступил в Братство Богоматери в Хертогенбосе, основанное группой светских и духовных лиц.

Это религиозное братство было создано в 1318 году, на основе культа Девы Марии; его члены много занимались благотворительной и просветительской деятельностью.

Босх состоял почетным членом Братства и выполнил ряд работ по его заказу: цветной витраж для капеллы в церкви Святого Иоанна, роспись и позолоту алтаря, картину с сюжетом «Распятия» и др.

Как член Братства Богоматери Босх был, несомненно, знаком с богословской литературой, знал жития Святых, описания их видений.

Кроме того, он был осведомлен о достижениях современных ему наук, интересовался алхимией, астрологией, народной медициной, имел понятия об инженерном и строительном деле.

Но самое главное — он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч. Одним словом, Иероним Босх был образованным человеком своего времени.

Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена».

(внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, воз сена-центральная часть, ад-правая створка) Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир,— стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может».

Это было первое крупное произведение мастера зрелого периода, в котором он выступает великолепным рассказчиком, объединяющим основной темой множество занимательных эпизодов и символов.

Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг.

), (внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, сад любви-центральная часть, ад-правая створка)в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства.

Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.

Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии.

  • Первый исследователь работ Босха Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри»…
  • Особенно подходит это определение для произведений зрелого и позднего периодов творчества художника («Иоанн Креститель в размышлениях», «Молитва Св.Иеронима», «Святой Иоанн на Патмосе»,«Искушение Святого Антония», «Страшный суд») ( изгнание из рая-левая створка, Сцена Страшного Суда отделение праведников от грешников-центральная часть, ад-правая створка)

Новаторство живописной техники Босха приводило современников в восхищение не меньше, чем изобретаемые им образы. На фоне суховатой живописи большинства фламандских и голландских художников того времени его картины выглядели живыми и динамичными, краски — сочными, а мазок — быстрым и выразительным.
Он умел писать нежными, прозрачными оттенками, создавая тончайшие колористические сочетания и блестяще используя удары ярких красок.

Особенно хороши босховские фоны с изображением пейзажей и архитектурных сооружений. Чаще всего это реальные нидерландские ландшафты, которые художник писал в окрестностях своего земельного владения в Оиршоте, полученного им в 1484 г.

в наследство от родственников жены. Созданные с большим мастерством и достоверностью, они являются такими же «действующими лицами» его композиций, как и персонажи.

Мастерское изображение ландшафтов сделало Босха одним из основоположников европейской пейзажной живописи.

В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»).

В них он уходит от изображения фантастических чудовищ преисподней, но пришедшие им на смену реальные образы палачей и свидетелей трагедии — злобных или равнодушных, жестоких или завистливых — гораздо страшнее босховских фантазий.

В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Это было последнее произведение Босха…

( Обратите внимание на лица людей, окружающих Христа, с каким мастерством они выполнены. Перекошенные злобой и ненавистью, они тем не менее своеобразны и не повторимы. Как то слышал выражение «Босховские лица». Действительно такие лица иногда встречаются и в наше время.)

Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью.
Hаибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии. Там сложились самые большие коллекции его полотен. Фантастические, страшные сцены картин Босха были близки и интересны преисполненному религиозных чувств испанскому зрителю.

Серьезное изучение творчества Босха началось на рубеже XIX и ХХ веков. К этому времени он был практически забыт, его имя почти не упоминалось ни в энциклопедиях, ни в учебниках. Cобратья-художники как бы не замечали его, и в истории искусства фигуру этого мастера долгое время обходили молчанием или снабжали противоречивым комментарием.

Источник: http://art-blog.uz/archives/539

Босх. Страшный суд

Босх. Страшный суд: чудовища и мистика, тайна и загадочность, диковинные человекозвери и химеры окружают имя великого художника.

Босх. Страшный суд в образах художника очень сильно отличается от русских, византийских, украинских и других икон Страшного суда, но тем интереснее сравнивать его западную трактовку с восточной.

Иеронимус Босх жил во второй половине XV века и начале XVI, в период перехода от средневековья к Возрождению, перехода из одного века в другой. Переходный период всегда связан с ломкой стереотипов, сменой идеологий и картин мира. Босх, как художник, стоящий между двумя мирами и двумя веками, не исключение.

Родился Босх в 1460 году, хотя о точной дате его рождения до сих пор существует несколько легенд, но зато точно известно место его рождения – город Хертогенбос, Герцогство Бургундия в Нидерландах. Умер он в 1516 году.

Достоверно также известно, что он женился на богатой патрицианке, которая дала ему возможность покончить с зависимостью от заказчиков и заняться свободным творчеством. Он поселяется в родовом имении жены, в деревне, и проводит там основную часть жизни. Но детей у них так и не появилось.

В это же время он вступает в религиозную общину «Братство Богородицы» при соборе св. Иоанна родного города, которая много занималась благотворительной деятельностью и милосердием. Община давала ему заказы и устроила торжественные похороны художника, что подтверждает факт его членства.

Время, в которое жил художник, было очень напряженным, неспокойным, пропитанным ожиданием конца света. Страшный суд, предсказания и пророчества буквально витали в  воздухе. Называлась даже точная дата наступления Страшного суда – 1505 год

Читайте также:  Люди ничего не узнают, макс эрнст - описание картины

Жизнь общества делилась на два лагеря: в первом — наука и античная философия, во втором – алхимия, астрология и магия. Последнее — общая черта любого переходного времени, сближающая время Босха с нашим, тоже пропитанным магией, экстрасенсами и астрологией, разве что алхимии не хватает.

От средневековья, в котором жил Босх, человечеству досталась очень богатая символика,  мало понятная современному человеку. Например, в народной среде рыба ассоциировалась с постом, сова – с грехом, закрытая книга – с глупостью, тюльпан – с обманом, свинья у корыта – с проституцией и нечистотой, петух, который копошится в навозе, – с похотью и так далее.

Художник широко использовал  язык карнавала и смеха, дававший возможность народу на какое-то время освободиться и уйти из-под официального церковного давления. Надо сказать, что на западе высмеивание церковной идеологии было скорее нормальным явлением, чем ненормальным, особенно в карнавальные дни, и не вызывало такой острой негативной реакции, как в православной среде.

Негативная реакция православной среды на любое смеховое поведение в ее адрес всегда, и мы свидетели тому, болезненна, что говорит скорее о ее слабости, чем о силе. Примером достаточно большой свободы высказываний по отношению к религии и католичеству, является тот, с кем часто сравнивают Босха — Франсуа Рабле.

В книге «Гаргантюа и Пантагрюель» он остроумно и с сарказмом высмеивал церковников, прославляя простой народ с их незатейливыми, но живыми и естественными поступками, слабостями и пороками. За это некоторые относят Босха, как и Рабле, к еретикам и веселым пересмешникам.

Широкая фольклорная основа картин Босха имела свое продолжение в другом нидерландском художнике Питере Брейгеле Старшем, что дает основание считать: все чудовищные образы, которые смотрят на нас с картин Босха, всего лишь карнавальные маски, такие же маски, какие мы видим в русской традиции рождественских колядок.

Карнавализация — защитная функция человеческой природы, позволяющая в определенное время проявиться запретному, не накапливаясь в подсознании человека и не разрушая его.

Страшный суд для Босха — одна из главных и очень созвучных его мироощущению тем. Она проходит через все его творчество.

Страшный суд для него – это мировая катастрофа, ночь, озаряемая всполохами пожарищ, от которого спасется только небольшая группка людей, большинство же попадет в ад, где грешники истязаются монстрами и страдают от физических мучений.

Во время острого ожидания конца света на стыке веков, Босх пишет для алтарных дверок храма свой знаменитый триптих «Страшный суд».

Он состоит из левой створки – рая, правой – ада и центральной – Самого  Суда. В триптихе очень много реалистических изображений и картин природы, с прямой перспективой, живыми образами, особенно в картине рая.

Но все-таки больше завораживает не рай, а картины ада и суда, в которых показаны все страхи, столкновение добра и зла в самом человеке, изначальная греховность человека, пораженного первородным грехом, но показаны они в таком отпугивающем виде, что не сразу поймешь, о чем идет речь.

Бросается в глаза четкая разделенность трех пространств по горизонтали, соседствующих, но не пересекающихся миров.

В православной иконе «Страшного суда» ад, рай, суд и Новое Небо находятся в одном двумерном пространстве, разделенном по вертикали: земля с адом и раем на нижнем уровне, Страшный суд – в средней части, Новое небо с Горним Иерусалимом – в верхней. Чем чище пространство, тем оно выше, тем самым задавая систему координат восприятия.

У Босха – иначе. У него движение происходит слева направо. Правая створка триптиха — рай.  Здесь Босх  излагает рассказ Книги бытия о сотворении мира, животных и людей. Повествование разворачивается снизу вверх.

В нижней части находится самая благостная картина, чем выше, тем она становится мрачнее и катастрофичнее, двигаясь от сотворения мира до изгнания людей из рая и низвержения на землю ангелов тьмы.

На первом плане – картины животных, потом мы видим Адама, скучающего без друга, потом — картину сотворения Евы: Бог держит ее за руку, благославляя правой рукой. Эта сцена сменяется сценой совращения Адама и Евы змеем.

Так происходит грехопадение и грех входит в мир. Это начало, которое будет иметь продолжение в двух других частях.

Дальше в картине Рая мы видим, как ангел изгоняет мечом людей из Эдема, чтобы навсегда затворить перед ними его врата и встать у входа с огненным мечом.

Завершается картина Рая мрачной бойней ангелов света и ангелов тьмы,  разворачивающейся на небесах. Результат  —  изгнание черных ангелов и их низвержение на землю. На это огромное поле битвы  смотрит Господь Саваоф.

Так в одной картине рая соединяются сотворение мира, геенский коридор, Рай Затворенный (Эдем) и изгнание из Рая первого человека. «Рай»  Босха — только прелюдия к тому, что будет разворачиваться в следующих двух частях. Все началось в раю.

Центральная часть триптиха по цветовой гамме сильно отличается от райской. Босх смотрит на спасение людей и мира очень пессимистично. В число спасающихся попадают совсем немногие: они стоят в светлом облаке перед Господом, за них ходатайствует Богородица и Иоанн Креститель.

С этого же облака трубят ангелы, возвещая о Новом времени и Новом Небе. Но эта часть – Новое Небо – занимает очень незначительное пространство. С его белоснежностью резко контрастирует земля, которую лучше назвать преисподней, в таких мрачных тонах она выполнена, фактически в тех же тонах, что и правая створка с изображением Ада.

В земной преисподней (в верхней части) видны всполохи пожарищ, напоминающие костры инквизиции и предвещающие адский огонь. Пожарища становятся неотъемлемой частью всех картин Босха, где он сталкивается с темой Страшного суда, так же, как и неотъемлемыми становятся виселица (вверху и сбоку центральной части «Страшного суда») и колесо (в центре картины).

Такая мрачная картина связана не в последнюю очередь с тем, что в это время начинает постепенно набирать обороты инквизиция с ее кострами и охотой на ведьм. Даже животных начинают подозревать в нечистоте, как, например, кошек.

Террор инквизиции порождает такие страшные картины изуверств, изображенные на картинах Босха. Но самое ужасное, что они были недалеки от реальных пыток в тюрьмах. Но первопричину всех земных нестроений Босх видит в первородном грехе, с которого он и начинает триптих «Страшный суд».

В центральной части триптиха, в центре ее, мы видим огромную мясорубку, в которую попадают люди. Одни из них крутят ручку колеса мясорубки, другие попадают в нее, как живое мясо.

На крыше дома слева, и внизу на земле мы видим голые тела, которых совращают монстры. На других телах верхом восседают какие-то чудища. Везде режут, давят, насилуют, убивают.

Ножи, острые палки и мечи —  символы мучений — наполняют картину земных страданий.

Фрагмент центральной части триптиха

И это наводит на мысль, грешников ли изображает Босх или это протест против инквизиции, получающей все больший и больший размах? Глядя на земную жизнь в изображении Босха, кажется, что она есть ни что иное, как дорога в ад. Здесь нет нормальных людей: есть демоны в виде гибридов птиц, насекомых, крыс, жаб, есть те, кто властвует, и те, кто страдает от них, не в состоянии от них освободиться.

Ад предстает у Босха как большая кухня или огромная строительная площадка, в которой повара делают свою работу: мучают грешников, режут, варят в котлах, жарят их  на сковородках, выполняют всю технологию адских мучений. И опять огонь и пожарища в верхней части, острые и колющие предметы.

Так  земная жизнь у Босха сливается с адом, ничем от него не отличаясь. Но в то же время, мрачная картина жизни с элементами  карнавала очень похожа на театральную постановку и можно было быть оптимистом, если бы все это не было  так похоже на настоящую жизнь.

  • Три века имя художника было в забвении и только в XX веке к нему приходит успех: сюрреалисты провозглашают себя его последователями, а Босх становится их предтечей и первым сюрреалистом.
  • Тина Гай

coded by nessus

Источник: http://sotvori-sebia-sam.ru/bosx-strashnyj-sud/

Страшный суд (триптих Босха) — это… Что такое Страшный суд (триптих Босха)?

«Страшный суд» (нидерл. Het Laatste Oordeel) — триптих Иеронима Босха. Принято считать, что он выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха.

Сюжет триптиха

Сюжет не нуждается в пояснениях.

Каждый современник Босха, будь то доверчивый безграмотный крестьянин или образованный бюргер, вероятно, понял бы значение почти всех деталей и безоговорочно принял на веру главную идею, хотя некоторые образы по своей новизне, наверное, показались бы ему чересчур пугающими и гнетущими.

На эту тему было создано немало картин, отличающихся большой силой художественного воздействия, но ни один художник ни до, ни после Босха не обладал такой творческой энергией и способностью воплощать пугающее неведомое в столь фантастические образы. Это особенно видно по изображению преисподней.

Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики.

Центральная часть — «Страшный Суд»

Число праведников, взошедших на голубую гладь небес, совсем невелико по сравнению с количеством осуждённых грешников. Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира. Явление Христа-Судии на радуге, в сиянии Славы, и Богоматерь, просящая за грешное человечество, — традиционные иконографические признаки этой темы.

Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей; он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Например, на блюдце установлен мельничный жёрнов, приводимый в движение одними грешниками и давящий других. Любопытно, что и в народном сознании с мельницей были связаны, в основном, негативные представления.

На картинах Босха грешники в аду часто представлены пронзёнными стрелами, копьями или ножами, что соответствует библейскому тексту пророчества Исайи о натянутых луках и заострённых стрелах, которыми будут поражены грешники в день Страшного суда. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций.

В аду за разные грехи предусмотрены различные наказания: гневливых подвешивают на крюках, будто мясные туши; убийц поджаривают на сковороде, скупцов запекают в очаге — и всем этим с явным удовольствием занимаются чудовищные дьяволицы.

Левая створка — «Рай»

Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. На переднем плане представлено сотворение Евы, а чуть поодаль — сцена искушения первых людей. На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема.

Одновременно с этим в облаках происходит низвержение восставших ангелов, которые в полёте с небес на землю превращаются в демонов.

В Книге Бытия ничего не говорится о том, как обуянный гордыней Люцифер и его сторонники подняли мятеж против Бога, но это было описано в иудейских легендах и вошло в христианское учение ещё на самых ранних стадиях его формирования. Эти ангелы грешили, и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить.

В более поздних преданиях приводится иная версия — Бог для того и сотворил Адама и Еву, чтобы их потомки заняли освободившиеся места падших ангелов. На этой картине Босх запечатлел пришествие греха в мир, тем самым объяснив необходимость Страшного суда.

Правая створка — «Ад»

Осуждённых Богом — а по мнению Босха, они составят большую часть рода людского — ожидают адский огонь, муки, стенания и скрежет зубовный. Такова страшная участь, которую Бог уготовил человечеству. На эту тему Босх создал немало впечатляющих картин, но самая сильная по воздействию, пожалуй, та, что на правой створке этого триптиха.

Читайте также:  Портрет княгини юсуповой, серов, 1902

Здесь наличествует характерная для Босха образность, хотя общее впечатление несколько разрозненное. Тем не менее, в деталях художник и тут проявляет удивительную фантазию.

Внешние створки

Левая внешняя створка. Святой Иаков Великий. 167×60 см

Правая внешняя створка. Святой Бавон. 167×60 см

Апостол Иаков изображён на фоне угрюмого, внушающего беспокойство пейзажа. Ни это панно, ни парный к нему образ Святого Бавона не могут подготовить зрителя к восприятию апокалиптических сцены, разворачивающихся на трёх внутренних досках, где показана вся история человечества, начиная с грехопадения.

См. также

  • «Страшный суд» (триптих Мемлинга)

Библиография

  • Тревин Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.
  • Девитини А. Босх: Пер. с итал./А. Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
  • Баттилотти Д. Босх: Пер. с итал./Д. Баттилотти — М: «Белый город», 2000.
  • Вальтер Бозинг. Босх: Пер. с нем./В. Бозинг — М: Арт-Родник, 2001.
  • История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
  • Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1336539

Иероним Босх Триптих «Страшный суд», 1504

Левый ставень «Рай» или «Райские кущи» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. На переднем плане представлено сотворение Евы, а чуть поодаль — сцена искушения первых людей. На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема.

Одновременно с этим в облаках происходит низвержение восставших ангелов, которые в полете с небес на землю превращаются в демонов.

В Книге Бытия ничего не говорится о том, как обуянный гордыней Люцифер и его сторонники подняли мятеж против Бога, но это было описано в иудейских легендах и вошло в христианское учение еще на самых ранних стадиях его формирования. Эти ангелы грешили, и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черед согрешить.

В более поздних преданиях приводится иная версия — Бог для того и сотворил Адама и Еву, чтобы их потомки заняли освободившиеся места падших ангелов. На этой картине Иероним Босх запечатлел пришествие греха в мир, тем самым объяснив необходимость Страшного Суда.

Собственно, вторая и третья части ветхозаветной Книги Бытия — традиционный рассказ о том, как грех пришел в мир (сотворение Евы, искушение первых людей дьяволом и изгнание их из Рая). Две другие части триптиха Босха очень сильно отличаются от структуры алтарей на тему Страшного суда.

Центральная створка, где главное внимание традиционно отводилось небесам и самому процессу Суда Божьего, свидетельствует о глубоком пессимизме Босха, уделившего немногочисленным праведникам лишь малую часть пространства, окруженную мраком преисподней. Идея Страшного суда и окончательного и бесповоротного разделения людей на избранных и проклятых, была одной из основ учения средневековой Церкви.

Правый ставень «Ад» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха изображает грешников, осужденных Богом. По мнению Босха большую часть рода людского ожидает адский огонь, муки, стенания и скрежет зубовный. Такова страшная участь. которую Бог уготовил человечеству.

На эту тему Босх создал немало впечатляющих картин, но самая сильная по воздействию, пожалуй, та, что на правой створке этого триптиха. Здесь наличествует характерная для Босха образность, хотя общее впечатление несколько разрозненное. Тем не менее, в деталях художник и тут проявляет удивительную фантазию.

Неотвратимость Судного дня осознавалась всеми верующими, но все ли могли надеяться на спасение от ужасающих мук, которые ожидают закоренелых грешников? Венский «Страшный суд» Босха рисует удел человеческий в самых мрачных красках.

Вполне в духе Фомы Кемпийского, воскликнувшего в своем «Подражании Христу»: «Если любовь к Богу не удерживает тебя от греха, то пусть, по крайней мере, удержит страх перед Адом». По утверждениям писателей-мистиков, грешные души в Аду более всего будут страдать от сознания того, что они навсегда лишены счастья лицезреть Бога.

Однако для Босха, как и для большинства его современников, неизбежная адская кара выражалась прежде всего в физических мучениях. Многие наказания напрямую связаны с определенными грехами и почерпнуты из средневековых литературных источников.

В этой традиции лентяев черти расплющивают на наковальне, убийц варят в котле на медленном огне, скупцов нанизывают на вертел, обжор заставляют пить омерзительное пойло, а гордецов — вечно вращать колесо. В день Второго Пришествия мертвые восстанут из гробов своих и Христос будет судить всех, воздавая каждому «по делам его».

Праведники унаследуют Царство, уготованное им от создания мира, и пойдут в жизнь вечную, а грешники пойдут в огонь и муку вечную, уготованные Сатане и приспешникам его. И фантазия Босха вновь проявляет себя поистине беспредельной. Земля у него становится неотличимой от Ада, откуда навстречу грешникам надвигаются дьявольские полчища Сатаны. Картины мучений земных кажутся даже более пугающими, чем картины мучений адских.

Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха. Сюжет не нуждается в пояснениях.

Каждый современник Босха, будь то доверчивый безграмотный крестьянин или образованный бюргер, вероятно, понял бы значение почти всех деталей и безоговорочно принял на веру главную идею, хотя некоторые образы по своей новизне, наверное, показались бы ему чересчур пугающими и гнетущими.

На эту тему было создано немало картин, отличающихся большой силой художественного воздействия, но ни один художник ни до, ни после Босха не обладал такой творческой энергией и способностью воплощать пугающее неведомое в столь фантастические образы. Это особенно видно по изображению преисподней.

Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Центральная часть.

Число праведников, взошедших на голубую гладь небес, совсем невелико по сравнению с количеством осуждённых грешников. Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира. Явление Христа-Судии на радуге, в сиянии Славы, и Богоматерь, просящая за грешное человечество, — традиционные иконографические признаки этой темы.

Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей; он использует, собственно, прием «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир.

На блюдце установлен мельничный жернов, приводимый в движение одними грешниками и давящий других. Любопытно, что и в народном сознании с мельницей были связаны, в основном, негативные представления.

На картинах Босха грешники в аду часто представлены пронзёнными стрелами, копьями или ножами, что соответствует библейскому тексту пророчества Исайи о натянутых луках и заостренных стрелах, которыми будут поражены грешники в день Страшного суда. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. В аду за разные грехи предусмотрены различные наказания: гневливых подвешивают на крюках, будто мясные туши; убийц поджаривают на сковороде, скупцов запекают в очаге — и всем этим с явным удовольствием занимаются чудовищные дьяволицы.

Правый ставень «Ад» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха изображает грешников, осужденных Богом. По мнению Босха большую часть рода людского ожидает адский огонь, муки, стенания и скрежет зубовный. Такова страшная участь. которую Бог уготовил человечеству.

На эту тему Босх создал немало впечатляющих картин, но самая сильная по воздействию, пожалуй, та, что на правой створке этого триптиха. Здесь наличествует характерная для Босха образность, хотя общее впечатление несколько разрозненное. Тем не менее, в деталях художник и тут проявляет удивительную фантазию.

Неотвратимость Судного дня осознавалась всеми верующими, но все ли могли надеяться на спасение от ужасающих мук, которые ожидают закоренелых грешников? Венский «Страшный суд» Босха рисует удел человеческий в самых мрачных красках.

Вполне в духе Фомы Кемпийского, воскликнувшего в своем «Подражании Христу»: «Если любовь к Богу не удерживает тебя от греха, то пусть, по крайней мере, удержит страх перед Адом». По утверждениям писателей-мистиков, грешные души в Аду более всего будут страдать от сознания того, что они навсегда лишены счастья лицезреть Бога.

Однако для Босха, как и для большинства его современников, неизбежная адская кара выражалась прежде всего в физических мучениях. Многие наказания напрямую связаны с определенными грехами и почерпнуты из средневековых литературных источников.

В этой традиции лентяев черти расплющивают на наковальне, убийц варят в котле на медленном огне, скупцов нанизывают на вертел, обжор заставляют пить омерзительное пойло, а гордецов — вечно вращать колесо. В день Второго Пришествия мертвые восстанут из гробов своих и Христос будет судить всех, воздавая каждому «по делам его».

Праведники унаследуют Царство, уготованное им от создания мира, и пойдут в жизнь вечную, а грешники пойдут в огонь и муку вечную, уготованные Сатане и приспешникам его. И фантазия Босха вновь проявляет себя поистине беспредельной. Земля у него становится неотличимой от Ада, откуда навстречу грешникам надвигаются дьявольские полчища Сатаны. Картины мучений земных кажутся даже более пугающими, чем картины мучений адских.

Если в изображении «Земного Рая» в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним Босх показывает нормальные, естественные взаимосвязи, пусть и не всегда гуманные, то в «Аду» — все перевернуто. Самые безобидные существа превращены в монстров, обычные вещи, разрастаясь до чудовищных размеров, становятся орудием пытки.

Огромный кролик тащит свою жертву — человечка, истекающего кровью; один музыкант распят на струнах арфы, другой — привязан к грифу лютни. Место, которое в композиции Рая отведено источнику жизни, здесь занимает трухлявое «древо смерти», вырастающее из замерзшего озера — вернее, это человек-дерево, наблюдающий за распадом собственной оболочки.

Босх неистощим в своих описаниях наказаний за различные прегрешения. Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. Змеи обовьют тех, кто нецеломудренно обнимал женщин, а стол, за которым азартные игроки играли в кости и карты, превратится в западню.

В этом чудовищном мире властвует птицеголовый монстр, который заглатывает человеческие тела и, пропустив их сквозь свою утробу, низвергает в сточную яму, вокруг которой представлены кары за всевозможные грехи. При сравнении с доской «Семь смертных грехов», где в изображении Ада подписано, какие грехи чем наказываются, можно догадаться, за что грешники несут кару здесь.

Внизу слева гневливец пригвожден монстром к доске, чуть выше завистника терзают две собаки,- гордыня смотрится в зеркало на заду черта, чревоугодник извергает содержимое желудка, а алчный испражняется монетами.

Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» — и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. А грех лени, видимо, символизирует грешник справа внизу с бумагой на коленях, которому гомункулус в рыцарском шлеме протягивает перо и чернильницу.

Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа.

В «железные ботинки» зажимали ноги — степень сжатия зависела от суровости приговора; в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. Можно с уверенностью сказать, что все изображенное художником — это иносказание. А вот о том, в чем оно состоит, возникает множество толкований.

Так же как у большинства нидерландских, а затем и голландских мастеров, символика Босха очень разнообразна, один общий ключ ко всем его картинам подобрать невозможно.

Символы, используемые Босхом, меняют значение в зависимости от контекста, да и происходить они могут из самых разных, порой далеких друг от друга источников — от мистических трактатов до практической магии, от ритуальных представлений до фольклора.

Как художнику, находящемуся на полпути от Средневековья к Возрождению, Босху свойственны рассудочность, эротическая символика, увлечение загадками, желание перевести в зрительные образы каламбуры и фразеологические обороты, стремление к морализаторству и назидательности. История искусства.

Источник: https://studbooks.net/1086611/kulturologiya/ieronim_bosh_triptih_strashnyy_1504

Ссылка на основную публикацию