«старые сосны», ларс хертервиг — описание картины

17.08.2008

Публикации

Андо Хиросигэ — наиболее известный и талантливый представитель последнего этапа развития японской гравюры на дереве направления укиё-э, пейзажист. Подобно старшему современнику Хокусаю, Хиросигэ жил и работал в японской столице Эдо (современный Токио).

Испытав на раннем этапе влияние этого великого мастера, он сумел преодолеть его и создать свою неповторимую творческую манеру. Творчеству этих двух крупнейших мастеров сопутствовали большие перемены в японской гравюре XIX века. Благодаря их деятельности искусство гравюры пережило еще один высокий подъем, связанный с расцветом жанра пейзажа.

Природа, занимавшая в средневековом искусстве Японии важнейшее место, в японской гравюре XVII—XVIII веков как бы оставалась вне поля зрения художников. В графических сериях, посвященных быту, занятиям и развлечениям горожан, она почти не изображалась, а скромные пейзажные мотивы служили лишь эмоциональным дополнением.

Хокусай, а следом за ним и Хиросигэ сумели вновь открыть и передать людям красоту японской природы. По-разному осмысляя ее эстетические качества, каждый из них создал образ своей страны, определивший целую эпоху в истории укиё-э. По-разному сложились и судьбы мастеров.

Хокусай создал свои лучшие работы, когда ему было за шестьдесят лет, Хиросигэ стал на самостоятельный путь уже к тридцати пяти годам. Однако присущая Хиросигэ индивидуальная творческая манера и особенности его эстетического восприятия мира сложились далеко не сразу.

«Старые сосны», Ларс Хертервиг — описание картины

Ирисы в Хорикири

Оставшись в тринадцатилетнем возрасте сиротой, Хиросигэ, с детства увлекавшийся живописью, уже в пятнадцать лет поступил учеником в мастерскую графика Утигава Тоёхиро (1773 — 1828), чья мягкая живописная манера соответствовала темпераменту молодого художника.

В 1812 году он получил диплом художника, но до самой смерти Тоёхиро продолжал работать в его мастерской, копируя его произведения в жанрах «бидзин-га» (красавицы) и «якуся-э» (портреты актеров).

В соответствии с модой времени Хиросигэ на раннем этапе своей творческой деятельности сам пробовал свои силы в наиболее популярных жанрах: исторических и театральных сценах, портретах обитательниц веселых домов Ёсивара.

После смерти учителя основной темой гравюр Хиросигэ, увлеченного творчеством Хокусая, стали виды японской столицы Эдо. Но в отличие от Хокусая с его величественными, исполненными мощной жизненной силы пейзажами Хиросигэ привлекала поэтичность и задушевность природы его небольшой страны.

«Старые сосны», Ларс Хертервиг — описание картины

Прогуливающиеся около вишневого дерева. Из серии «Десять видов восточной столицы». Ок. 1834—1835

Выпущенная в 1827 году серия из десяти листов «Десять видов восточной столицы» стала новым и важным этапом в жизни мастера. Она привлекла внимание горожан своим живым и эмоциональным видением мира, новизной перспективных решений, проявляющихся в любви к асимметрии композиции, умении уловить гармонию жизни природы.

«Старые сосны», Ларс Хертервиг — описание картины

Тростник под снегом и дикая утка. 1832—1834

1830-е годы стали временем яркого расцвета таланта мастера. В это время он полностью отдается новым темам — пейзажу и изображению природы в жанре «цветы—птицы». В них во всей полноте проявилось стремление художника показать особенности японской природы, ее камерность и живописность.

Он любуется причудливыми скалами и водопадами, стремится передать красоту ночной тиши, яркость полной луны и молодого месяца, выплывающего из-за скал (серия «Двадцать восемь видов луны», 1832), находит очарование в засыпанных снегом цветах («Воробьи над покрытой снегом камелией»), насыщает свои произведения характерной для японской поэзии идеей одиночества и заброшенности.

«Старые сосны», Ларс Хертервиг — описание картины

Китайская сорока на ветке цветущей вишни. 1830—1844

Наряду с работой над серией «цветы—птицы» Хиросигэ продолжает развивать свое понимание городского пейзажа. В созданной им серии «Виды восточной столицы» Хиросигэ предстает замечательным мастером композиции, которая приобретает особую четкость.

Виды города, показанные им, основаны на острых контрастах крупных архитектурных форм, например, направленных по диагонали в глубь листа арочных деревянных мостов и маленьких строений, приютившихся у воды.

Так, мощные балки моста в гравюре «Луна из-под моста Рёгёку» как бы служат обрамлением тихого ночного пейзажа с выплывающей в небо огромной луной. В изображении видов столицы Эдо Хиросигэ чрезвычайно многообразен.

Через полет журавлей, через цветение вишни он открывает красоту мира, любуется тем, что видит перед собой, давая зрителям возможность насладиться по-новому увиденным зрелищем его любимых мест.

«Старые сосны», Ларс Хертервиг — описание картины

Скалы над озером Хаконэ. Вид на озеро. Из серии «Пятьдесят три станции дороги Токайдо. Ок. 1833—1834

Виртуозно используя технику тиснения и раската, Хиросигэ добивался передачи зыбких, преходящих состояний природы, атмосферных эффектов — снега, тумана, закатного неба.

Хиросигэ много путешествовал по Японии. В результате его поездок родились многочисленные пейзажные серии. Наибольшую славу из них ему принесла серия «Пятьдесят три станции дороги Токайдо» (1833—1834), со всей полнотой и достоверностью запечатлевшая разнообразные виды японской провинции.

Восточно-приморский тракт Токайдо, соединивший две столицы — Эдо и древний Киото, был самой оживленной дорогой Японии. Путь был не близкий, и для церемониального кортежа самураев, к которому присоединился Хиросигэ, он длился более двух недель.

Во время путешествия художник зарисовывал все, что видел: крестьян, работающих на рисовых полях, рыбаков на реке, паломников, синтоистские храмы. Но главное — его внимание привлекала природа Японии, представшая перед ним во все своем многообразии.

В беспрерывно меняющихся видах, в оттенках синих, белых, красных и коричневых красок, во всей полноте раскрылся его талант колориста и рисовальщика. С исключительным мастерством воссоздает Хиросигэ туманную атмосферу раннего утра в листах, где изображен отъезд путешественников из святыни Мисима.

Здесь постепенные переходы цвета от более темного к более светлому в сочетании с четкой линейностью первого плана создают ощущение пространственной глубины. С удивительной достоверностью и мягким лиризмом изображает мастер занесенную снегом деревушку Камбаре, ее притихшую улицу и запоздалых путников, укрывающихся от снега зонтами.

Примечательно, что Хиросигэ часто изображает переходное состояние природы, движение стихий. Так, в листе «Ливень в Сёно» он показывает внезапно обрушившиеся на землю косые потоки, сквозь которые едва проглядываются пригнувшиеся ветки деревьев, молодые поросли бамбука, полускрытые стеной дождя. Застигнутые бурей путники бегут по склону, с трудом преодолевая ветер. Весь пейзаж пронизан чувством напряженности, а сама буря воспринимается мастером как живое дыхание жизни.

«Старые сосны», Ларс Хертервиг — описание картины

На территории святилища Тэндзин в Камэйдо

После выхода в свет серии гравюр о дороге Токайдо Хиросигэ завоевал широкое признание горожан.

Обретенная слава вдохновила его на создание многих новых блестящих работ, таких, как серия «Восемь видов провинции Оми» (1832—1834) и «Виды Киото» (1834), которые также явились результатом путешествия художника в старую столицу.

Восхищение Хиросигэ жизнью Киото сказалось в поэтизации обыденных сцен, запечатленных на фоне природы. Цветущие вишни, старые сосны, храмы под снежным покровом — основные мотивы его гравюр. За свою жизнь Хиросигэ создал несколько тысяч пейзажных листов.

В них отразились присущая японцам тонкость восприятия природы, чувство неразрывного родства с ней. Вместе с тем искусство Хиросигэ связало многовековую художественную традицию и с современным творчеством, сделало ее живой и понятной для людей конца XIX — XX столетий. Оно помогло многим европейским художникам по-новому увидеть красоту жизни.

«Старые сосны», Ларс Хертервиг — описание картины

Селения Минова, Канасуги и Микавасима. Из серии «100 знаменитых видов Эдо». 1857

Надежда Виноградова

Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=626

Шишкин «Рожь» описание картины

«Старые сосны», Ларс Хертервиг — описание картины

История и описание картины художника Ивана Шишкина «Рожь».

Иван Иванович Шишкин (1832-1898) является одним из самых известных художников прошлого, одним из самых замечательных пейзажистов и одним из самых известных передвижников. В его творчестве немало картин, которые сегодня считаются настоящими шедеврами, прославляющими искусство русских художников. Одной из таких картин является великолепная по содержанию «Рожь».

Работа, которую мы здесь рассмотрим, была написана в 1878 году. Холст, масло. Размеры: 107 × 187 см. В настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва. Считается одной из тех картин, которые в лучшей манере отражают невероятную красоту и глубину искусства художника.

Идея для картины появилась у Ивана Шишкина после посещения Елабуги, где он побывал в 1877 году. Здесь, на Лекаревском поле, он увидел засеянное поле, посреди которого стоят величественные сосны.

Увиденное так вдохновило художника, что он написал картину, которая поразила зрителей своей удивительной красотой. После написания картина была представлена на VI передвижной выставке, и вскоре была куплена П. М. Третьяковым для своей коллекции.

С тех пор работа находится в Третьяковской галерее.

На картине мы можем увидеть красивый пейзаж с полем, соснами и голубым небом. На переднем плане поле, сквозь которое ведёт дорога.

Дорога, которая начинается на переднем плане и витиевато уходит вглубь чего-либо, характерна как для живописи Ивана Шишкина, так и для живописи многих других художников-пейзажистов. Такой приём предназначен для того, чтобы уводить взгляд зрителя вглубь картины.

Таким образом зритель может спокойно путешествовать по изображению, при этом не кидаясь взглядом из одной стороны картины в другую. Дорога — как указатель для следования по картине взглядом.

Жёлтую рожь оттеняют величественные зелёные сосны. Старые сосны выглядят мудрыми, пожившими, повидавшими на своём веку. Их ветви склонились будто под тяжестью лет. Деревья стоят вдоль дороги, также провожая взгляд зрителя вглубь картины, вплоть до одинокой сосны вдалеке, которая стоит в центре.

Также стоит обратить внимание на сухое, погибшее дерево, от которого остался только ствол и сухие сучья. Есть две версии, почему художник изобразил здесь засохшее дерево.

По одной версии, таким образом художник хотел сделать более натуральным этот идеальный пейзаж, приблизить его к реальности. По другой версии, засохшим деревом И. И.

Шишкин изобразил свои страдания, которые пережил после потери своего отца, жены и двух детей.

Картина прописана очень детализировано, так что можно рассмотреть каждую травинку на земле, каждую веточку на деревьях.

На картине ясный день, но художник подчеркнул, что собирается дождь. Вдалеке можно увидеть, как надвигаются грозные кучевые облака, которые несут с собой ливень и буйство стихии. Также можно обратить внимание на ласточек, которые летят низко к земле, почти у самой дороги. Как известно, низко летающие ласточки — к дождю.

Сам художник так охарактеризовал эту картину, сделав запись на одном из эскизов: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья благодать. Русское богатство».

«Старые сосны», Ларс Хертервиг — описание картины

По теме: великие русские художники, великие художники, искусство, история картины, картины, описание картин, пейзажи, русские художники, Третьяковская галерея, художники, шедевры, Шишкин

???? Блинцов | 2019-03-13, 18:11 | ???? 2 176

Источник: https://art-assorty.ru/30458-shishkin-rozh-opisanie-kartiny.html

«Осенний день. Сокольники» – неожиданный успех Исаака Левитана

Именно с этой картины началось признание Левитана как художника, несмотря на печальные обстоятельства написания.

Осенний день. Сокольники. Исаак Ильич Левитан, 1879

В тот 1879-й год, когда написан «Осенний день. Сокольники», в Москве запретили жить евреям. Гонения связывали с покушением народовольца Соловьёва на Александра II, и царская администрация особо усердствовала с выселением «неблагонадёжных».

Студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества Исаак Левитан вместе с братом Авелем и сестрой Терезой был вынужден покинуть Москву и поселиться в подмосковной дачной местности Салтыковка, а позже перебраться в находящееся за чертой города Останкино.

С утра неприкаянный Левитан уходил бродить в Сокольнический парк. Прислушивался к шуму ветра, гнущему деревья на одну сторону, всматривался, стараясь уловить, как с похолоданием меняются краски. Еще 300-400 лет назад на месте парка был густой и дремучий лес, тянувшийся далеко на север.

В шестнадцатом веке тут любил охотиться Иван Грозный, в семнадцатом – фанатичный любитель псовой и соколиной (отсюда – название Сокольники) охоты Алексей Михайлович, родитель Петра I. Левитан и сам был страстным охотником, мог пропадать в лесах по нескольку дней, питаясь одними ягодами.

Однажды друзья даже обращались в полицию: Левитан исчез! А он явился спустя три с половиной дня – еще более исхудавший, с ввалившимися щеками и единственной застреленной уткой. Наедине с природой Левитан, мучительно ранимый, нежный и нервный, с трудом, но всё-таки находил душевное равновесие.

Но в те осенние дни 1879 года он брал с собой не ружьё, а этюдник: близилась отчётная ученическая выставка, а Левитану всё еще нечего было показать.

Осенние листья. Этюд для картины Осенние листья. Этюд для картины «Осенний день. Сокольники».Исаак Ильич Левитан, 1879

Высокое небо с обрывками туч в Сокольниках не грозило ненастьем, но и не обещало солнца. Порывы ветра старались проредить жёлтые листья на клёнах вдоль аллеи. А позади них, тёмно-изумрудные и несравненно более высокие, тянулись к небу старые сосны.

Они как будто внушали мелким деревцам: вы, посаженные весной человеческими руками, тут – лишь временные гости, но мы-то – древние, вечные. Еще зеленевшая трава вперемешку с пожухлой листвой производила странное впечатление, как сосуществование рядом жизни со смертью.

Левитан выполнял этюды, писал уходящую вдаль охристую дорожку парка, сместив перспективную точку схода влево, и испытывал радость: похоже, к выставке у него будет картина – лирический пейзаж, вся ценность которого не в фотографической «похожести», а в силе переданных эмоций, как и учил его любимый наставник Алексей Саврасов.

Откуда в пейзаже женщина?

После десятка дней, целиком отданных захватившему его пейзажу, Левитан, как всегда, с утра пришёл в Сокольники и не узнал их: за ночь от заморозков облетели все листья, а ветки и хвойные иглы покрывал иней. Воздух и само соотношение красок совершенно переменились.

Левитан испытал облегчение: хорошо, что он успел закончить свой пейзаж, последние доработки можно будет внести и в помещении, по памяти. А вечером к нему на огонёк заглянул товарищ по Училищу Николай Чехов, старший брат будущего писателя.

Читайте также:  Джотто ди бондоне — биография и картины

«Мне кажется, по аллее не мешало бы пустить красивую одинокую женщину в чёрном платье!» — не удержался от совета не очень вникавший во все эти пейзажные лирические «антимонии» Николай.

Заросший пруд. Василий Дмитриевич Поленов, 1879

Пожалуй, мы можем даже предположить, что именно сподвигло Николая Чехова на это вмешательство. На Передвижной выставке 1879 года немалым успехом пользовались «Бабушкин сад» и «Заросший пруд» еще одного любимого учителя Левитана, Василия Поленова. И в той, и в другой работах пейзаж оживляли небольшие женские фигурки.

А, может быть, вовсю подрабатывающий журнальными карикатурами, неизбежно огрубляющими вкус, Николай совсем разучился воспринимать всё, что лишено человеческого присутствия.

В конце концов, романтическая «женщина в чёрном» могла быть предметом его личных лирических грёз: подобную как раз можно увидеть на одной из немногих картин самого Николая Чехова «Молодая вдова на могиле мужа».

Молодая вдова на могиле мужа. Николай Павлович Чехов

Но, как бы то ни было, а в тот момент не до конца уверенный в собственных силах Левитан уступил. Женскую фигурку на его законченной картине дописал Николай Чехов. Он был доволен собой и уверял, что только благодаря женщине и можно понять, что тема пейзажа – неприкаянность и одиночество.

«Осенний день. Сокольники» на судьбоносной выставке

В Училище «Осенний день» понравился. Его живописная поверхность, испещрённая дробными разноразмерными мазками, сама по себе, и без женской фигурки, вызывала эмоции, будила тревогу.

Под выставку, на которую ждали «всю Москву», картине выделили в старом здании на Мясницкой отдельную стену. И свет, что немаловажно, тоже оказался выгодным для пейзажа. У Левитана от волнения совсем расходились нервы и дрожали руки.

К тому же ему, несколько лет проходившему в единственном клетчатом пиджаке и коротких брюках, не в чем было идти на встречу с потенциальными заказчиками.

Тогда он придумал взять сюртук напрокат в маскарадной лавке цирюльника Мокея Петухова, и долго рылся среди боярских кафтанов и камзолов опереточных вельмож, силясь найти хоть что-то отдалённо подходящее. И это тоже в горячечной от волнения голове Левитана добавляло ирреальности происходящему.

Антон и Николай Чеховы

На выставку явились оба Чеховых: Николай – разделить возможный успех, а Антон, начавший учиться в Москве медицине, – поддержать вконец расклеившегося Левитана. Третьяков потребовал от автора назначить за его картину цену и «не дорожиться».

Левитан, совершенно не представлявший тогда расценок на художественном рынке и не очень-то верящий, что на его картину нашёлся покупатель – и какой! – наотрез отказался. И чуть не удрал с выставки, не в силах справиться с эмоциями.

Третьяков настаивал: он, дескать, никогда не назначает цену за картины сам, да и Левитану пора бы учиться себя продавать. В хорошем, коммерческом, смысле.

Но, видя растерянность художника, смягчился: ладно-де, попросим назначить цену ваших профессоров, они-то цены на картины выставлять умеют (в итоге картина была куплена за 100 рублей).

Едва не последним, сильно опоздав, на выставку явился Алексей Кондратьевич Саврасов. Любимый учитель Левитана, тончайший пейзажист и уже тогда безнадёжно пьющий человек, он был, как обычно, прямолинеен и полупьян.

Раздав развешенным по стенам пейзажам определения вроде «Дрянь!» и «Этой мазнёй только кадушку с огурцами накрывать», Саврасов добрался до картины «Осенний день. Сокольники». «Где Исаак? – зычно взревел Саврасов.

На кой черт ненужную женщину влепил в пейзаж?!» Чутью и вкусу Саврасова Левитан доверял безоговорочно. Больше чем себе – да ведь и сам он не собирался включать фигуру в пейзаж, в своём видении пейзажа учитель и ученик совпадали.

В дальнейшем, за редчайшими исключениями, людей на пейзажах Левитана не будет. А картина «Осенний день. Сокольники» позволит начинающему художнику поверить в себя и (хоть и на короткое время) поправит его плачевное материальное положение.

Анна Вчерашняя, artchive.ru

Подписывайтесь на наш канал

Артхив в Телеграме

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/595ca3dee86a9e3f7efbc39b/59eb61138651656150d7e138

Сочинение по картине Левитана «Лесистый берег»

Картина Левитана «Лесистый берег», как и другие шедевры этого автора, трогает своей безграничной простотой. Кажется, ничего в этом полотне сверхъестественного нет, но оно способно забраться в самую душу.

На картине показана глубокая и широкая река, которая, петляя между высокими песчаными берегами, убегает вдаль, за край горизонта. Вода в ней темная, с легким зеленоватым оттенком. Берега у реки песчаные и довольно высокие. Они прорисованы желтыми красками так четко, что создается ощущение осыпающегося берега.

С одной стороны реки раскинулся уютный песчаный пляж, который идет широкой полосой и местами глубоко врезается в реку.

Второй берег реки, крутой и обрывистый, весь покрыт деревьями, которые похожи на густой зеленый шатер. На переднем плане видны коряги, которые остались после того, как кто-то срубил вековые деревья.

На заднем плане виднеются старые сосны и стройные березы, которые стеной окружили реку — и охраняют ее не одно столетие.

Река, затерявшаяся среди вековых деревьев, всегда выглядит трогательно и прекрасно. В такие места хочется возвращаться снова и снова — и Левитан нам подарил эту удивительную возможность, за что ему благодарны многие люди.

«Старые сосны», Ларс Хертервиг — описание картины

Что может быть прекрасней русской природы. Пышные вековые сосны, игривые белокурые березки, непроглядные поля, радостные и солнечные поляны, разноцветные полевые цветы.

Все эти виды так и манили творческих людей описывать их. Талантливого художника Левитана Исаака Ильича благодаря его картинам с красотой природы называли мастером русского пейзажа.

Большое впечатление производит на зрителей полотно автора «Лесистый берег».

Мы видим необычайный пейзаж на берегу реки Пекша. Густой лес высокорослых сосен протягивается вдоль реки. Берег немного завышен, отчего переход к реке становится очень обрывистым и даже опасным.

Второй берег пологий и находится на одном уровне с рекой. Такой рельеф можно сравнить с жизнью. В первой половине мы очень активные и стремительные как рослые сосны.

Но пройдя уже половину жизненного пути, случается резкий переход к плавной жизни. Человек как бы плывет по течению.

Вода очень тихая, даже не видно ряби, только сплошная гладь. В ней как в зеркале виднеется весь высокий берег. Песчаный обрыв, поросший молодыми кустами, темные сосны, и спокойное сумеречное небо.

У каждого зрителя возникают свои мысли при взгляде на эту картину. Есть в ней что-то завораживающее и мистическое. Хочется рассмотреть и изучить каждый уголок этого пейзажа, посидеть на обрывистом берегу и просто наслаждаться чистотой и свежестью воздуха.

источник

Исаак Ильич Левитан — известнейший русский художник — реалист. Большинство его работ написаны в путешествиях по России.

В одном из таких путешествий, Левитан остановился во Владимирской области. Выйдя на прогулку просторами данной местности его, заинтересовала река Пекша, подойдя ближе, он увидел необычной красоты берег, который порос лесом. Так в 19 веке была создана картина «Лесистый берег».

Когда смотришь на данную картину, то ощущается двоякое чувство. Чувство легкости от природы, но в тот же момент чувство тревоги. Художник изобразил все до мельчайших деталей. Если долго всматриваться в картину, то кажется что лес живой и слышен тихой шорох листвы.

В верхней части картины изображено вечернее небо. Оно темно-синее, а над макушками деревьев виднеется красное размытое пятно. Это закат солнца. День подходит к концу.

Далее мы видим густой еловый лес. Деревья очень большие и зеленые. Они тянутся высоко в небо. Их столбы ровные. Художник передал красивый темно-зеленый цвет деревьев, который наполнен жизненной энергией.

Эти деревья растут на высоком берегу. На земле растет ярко-зеленая трава. И стоят старые сухие пни. Кто-то давно спилил ели.

Видим высокий обрыв. Это уже не чернозем, а скорее всего глинистый слой земли с песком. Возможно, ранее на этом месте был песочный карьер или люди добывали глину. Именно этот момент притягивает к себе большое внимание. Цвет, который использовал художник для передачи обрыва, существенно выделяется на общем фоне картины.

В конце картины, на обрыве растет молодняк деревьев. Они своими молодыми, но уже сильными корнями удерживают обрыв от оползней во время дождя. Так же не дают реки размыть этот берег.

Чуть ниже художник изобразил реку, которая простирается через всю картину. Вода – как зеркало, отражает в себе прекрасный лес. Художник изобразил ее в синем цвете, а отражение деревьев зеленым.

Исаак Ильич Левитан любил изображать природу, но в то же время просил людей не калечить ее. Как видно из картины в этом месте природа уже пострадала от человеческих рук. Поэтому художник старался запечатлеть на холсте всю красоту российской природы.

Источник: http://porusskomu.net/sochinenie-po-kartine/levitan/po-kartine-548

Сочинение по картине Шишкина «Ручей в лесу»

И.И. Шишкин — выдающийся русский художник, кисти которого принадлежат великолепные пейзажи. Созерцая красоту и великолепие родного края, художник переносил увиденное на полотно, и в результате этого мы можем наслаждаться необыкновенными картинами.

Огромное впечатление на меня произвела картина «Ручей в лесу. Сиверская». На полотне изображен старый сосновый лес, а центральное место в нем занимает маленький лесной ручеёк. С обеих сторон его обступили старые сосны-великаны. Их ровные высокие стволы, словно пики, вонзаются в небо.

В пушистых верхушках гуляет веселый ветер, и сосны шепчутся между собой, касаясь друг друга зелеными ветками. Молоденькие сосенки как будто встали на цыпочки, стараясь разглядеть хоть кусочек неба между лохматых голов старших сестер. Каждая веточка, каждая иголочка нарисованы так искусно, что выглядят совершенно реально.

Кажется, протянешь руку и почувствуешь легкое покалывание зеленых колючек.

«Старые сосны», Ларс Хертервиг — описание картины

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Ручеёк крошечный, его легко перешагнуть, но силой он обладает поистине могучей. Живительная влага дарит жизнь всему живому вокруг ручья. Птицы и звери пьют её в жаркий день, корни деревьев жадно впитывают её, а ручеёк не иссякает. Он весело журчит, переливаясь разноцветными брызгами под редкими лучами солнца, которым нелегко пробиться в чащу лохматых сосновых шапок.

Чуть дальше сосны расступились, и яркие солнечные лучи залили поляну, словно огромный солнечный зайчик замер в старом бору. И ручей жадно подставляет холодные бока под ласковые лучи, согревающие его кристально чистую воду.

Не все так легко и беззаботно в жизни ручейка, но он не унывает. Дорогу ему преграждают камни, корни деревьев, а он всё равно умудряется найти себе путь, неся свою воду к лесному озеру, чтобы и его напоить всласть.

Эта картина поражает тем, что самая маленькая травинка, каждая иголочка, листочек или камушек нарисованы очень четко и выразительно.

Глядя на неё, можно легко представить себя сидящим на берегу ручейка, услышать журчание воды, шёпот вековых сосен, звонкое пение лесных птиц.

Кажется, вдохнешь полной грудью воздух и ощутишь запах хвои и грибов, шапки которых выглядывают из травы. А за старыми пнями словно спрятались сказочные гномы, охраняя покой родного леса.

Лесной ручеёк, несмотря на свой крохотный размер, является центром этого мира, его жизнеутверждающим началом. Если бы не он, не было бы ни густых кустов папоротника, ни сосен-великанов, ни всего этого лесного великолепия.

Картина «Ручей в лесу. Сиверская» символизирует постоянное обновление и природы, и жизни человека.

Как исчезают в лесу старые деревья, оставляя после себя лишь только пни, покрытые мхом, и освобождая место молоденьким тоненьким росткам, так и в человеческой жизни старые события и впечатления уходят, забываются, а их место заполняют новые ощущения и познания. Важно только найти для себя такой же маленький ручеёк, который поможет выстоять в любой ситуации, преодолеть любые невзгоды и неприятности.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/02/sochinenie-po-kartine-shishkina-ruchej-v-lesu.html

Обучающее сочинение по картине в.д.поленова «золотая осень»

Обучающее сочинение по картине В.Д.Поленова

«Золотая осень».

Задачи деятельности учителя: создать условия для составления и записи текста по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».

  • Тип урока: решение частных задач.
  • Планируемые результаты обучения:
  • Предметные:научатся составлять текст по репродукции картины (рассматривать и описывать содержание репродукции картины, обсуждать содержание предстоящего рассказа по репродукции картины, выделять части в содержании рассказа), записывать составленный текст.
  • Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
  • Познавательные: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
  • Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
  • Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
  • Личностные:владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют эстетические чувства.
  • Образовательные ресурсы:

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Толковый словарь.

  1. 3. Интернет-ресурсы:
  2. Наглядно-демонстрационный материал: слова для орфографической подготовки, записанные на доске.
  3. Сценарий урока

I. Сообщение темы урока.

– Сегодня урок по развитию речи.

– На уроке будем составлять текст по репродукции картины Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень»: рассматривать и описывать содержание репродукции картины, обсуждать содержание предстоящего рассказа по репродукции картины, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст.

II. Знакомство с творчеством художника.

– Поленов Василий Дмитриевич – выдающийся русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи (учитель демонстрирует репродукции картин: «Бабушкин сад» (1878), «Московский дворик» (1878), «Первый снег» (1891), «Заросший пруд» (1879), «Русская деревня» (1889), «Березовая аллея в Абрамцеве» (1880)), педагог. Родился 20 мая 1844 г. в Петербурге, в старинной дворянской семье. Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, был известным историком, археологом и библиографом. Мать художника, Мария Алексеевна, была детской писательницей и художницей-любительницей.

Читайте также:  «обращение савла», микеланджело буонарроти — описание

III. Освоение нового содержания и его применение: работа по учебнику (с. 37).

1. Рассматривание и описание содержания репродукции кар-тины.

– Рассмотрите репродукцию картины (учитель демонстрирует репродукцию картины при помощи интерактивной доски).

– Что изобразил художник на картине? (Художник изобразил раннюю осень.)

– Почему вы так думаете? (Художник при написании картины использовал мягкие желтые, голубые и зеленые тона.)

– Осень – любимое время года художника.

– Создалось ли у вас впечатление, что вы видите осенний пейзаж как бы сверху? (Да. Художник, наверное, забрался на возвышенность и долго выбирал место, откуда он будет рисовать.)

– Что вы видите в центре картины? (Реку.)

– Следует отметить, что Поленов использовал в картине прием, характерный для его манеры: организация пространства при помощи дуги. На полотне в роли этой дуги выступает изображение реки Оки, которое уравновешивает и завершает картину в целом. Река тянется, разделяя картину на две части. Ока – любимое место Поленова.

«Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку. Ведь мы с Вами первые открыли ее красоту. Вам тогда почему-то показалось, что в этой красоте и гармонии нет-нет, да и проскользнет гармоника. Вот я живу здесь теперь двадцать два года и ни разу ее не слыхал, а красота и гармония все те же». (Из письма художника К. Коровину.

)

– Какими вы увидели реку, ее берега? (Она – зеркало всего пейзажа. В ней отражаются деревья, которые растут вдоль реки, и голубое небо. Берег усыпан чистым, как будто просеянным, песком. Летом там играет и купается деревенская детвора.)

– Какими вы увидели заливные луга, уходящие к горизонту? (На охристо-желтой траве видны зеленые островки.)

– Какими вы увидели деревья и их осенний наряд, землю? (В гуще золотистых деревьев сквозят молодые зеленые сосенки, а три растущие рядом старые сосны возвышаются над ними. Тропинка, вытоптанная местными жителями, ведет в густой лес. Там они собирают грибы и лесные ягоды. В правом нижнем углу картины видна тень от большого дерева.)

– Каким вы увидели небо? (На голубом небе, по которому плывут воздушные облака, не видно туч, серости и других признаков плохой погоды.)

– Что вам запомнилось в картине? (От картины веет прохладой и тишиной. Хочется раствориться в нежной красоте и гармонии, подумать о плавном и неторопливом течении жизни. Видно, что часть души автора навсегда застыла в произведении, наполняя его теплотой и мягким внутренним светом.)

2. Составление рассказа.

– Сколько частей будет в рассказе? (Три части: вступительная, основная, заключительная.)

– О чем вы напишете в первой части? (О художнике, его картине.)

– О чем напишете в основной части? (Дадим описание природы, изображенной на картине.)

– Как вы закончите свой рассказ? Какими словами начнете предложения, в которых выразите свое мнение, свои впечатления о картине? (Высказывания учащихся.)

3. Пересказ составленного рассказа.

– Что расскажете во вступительной части? (О художнике, его картине.)

– Сколько предложений для этого потребуется? (Два или три предложения.)

– А теперь подумайте, о чем расскажете в основной части? (О содержании картины.)

– Сколько для этого потребуется предложений? (Не менее пяти предложений.)

– О чем расскажете в заключении? (О том, почему нравится картина.)

– Сколько предложений для этого потребуется? (Одно-два предложения.)

– Перескажите текст. (1–2 ученика пересказывают составленный текст.)

– Соответствует ли содержание рассказа теме?

– Сколько частей получилось в рассказе? (3.)

Физкультминутка

4. Лексико-орфографическая подготовка.

Слова для орфографической подготовки на доске: картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубые, река, желтые, перелески, золотые, березки, словно, танцуют, легком, хоровод, возвышается, зелень, деревья-великаны, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, стремительно, бежит, зовет, горизонт, заливные, веет, прохлада, тишина.

– Прочитайте орфографически первое слово. (Картина.)

– Что надо знать, чтобы правильно записать это слово? (Это словарное слово. Написание его надо запомнить, а именно: безударную гласную в корне слова – букву «а».)

Аналогично проводится работа с другими словами.

5. Запись предложений в тетради.

–Запишите предложения по репродукции картины.

Вариант 1

На картине ранняя осень. Осенний пейзаж мы видим как бы с высоты. Спокойно катит свои голубые воды река. Всюду желтые перелески. Золотые березки словно танцуют в легком хороводе. Над ними возвышается густая зелень деревьев-великанов. На земле пожелтевшая трава. Дорожка стремительно бежит и зовет нас вдаль. К горизонту уходят заливные луга.

От картины веет прохладой и тишиной.

Вариант 2

На уроке русского языка учитель представил картины художника Василия Дмитриевича Поленова. Больше всего меня поразила его картина «Золотая осень».

На картине ранняя осень. Осенний пейзаж мы видим как бы с высоты. Картина выполнена в мягких желтых, голубых и зеленых тонах. В гуще золотистых деревьев сквозят молодые зеленые сосенки, и три старые сосны, растущие рядом, возвышаются над ними. На охристо-желтой траве видны зеленые островки. На голубом небе, по которому плывут воздушные облака, не видно туч.

Река – зеркало всего пейзажа. На речной глади отражаются деревья, которые растут по берегам, и голубое небо. Река тянется, разделяя картину на две части. Берег усыпан чистым, как будто просеянным, песком. Летом там играет и купается деревенская детвора. Вытоптанная тропинка ведет в густой лес. Там местные жители собирают грибы и лесные ягоды.

В правом нижнем углу картины видна тень от большого дерева.

Видно, что часть души художника навсегда застыла в произведении, наполняя его теплотой и мягким внутренним светом.

6. Взаимопроверка.

7. Чтение записанных предложений.

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Какой урок сегодня провели? (Урок по развитию речи.)

– Что составляли и записывали? (Текст по репродукции картины.)

–Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Источник: https://infourok.ru/obuchayuschee-sochinenie-po-kartine-vdpolenova-zolotaya-osen-1205144.html

Сочинение-описание по картине Корабельная роща Шишкина 5 класс

Ивана Ивановича Шишкина не напрасно называют «певцом русского леса». Именно он, как никто иной, умел наглядно представить всю красоту, великолепие, изящество и мистичность этого явления. Причем, сделано сие было с неимоверной естественностью и реалистичностью.

  • Картина «Корабельная роща» принадлежит к числу самых известных и удачных работ автора, который достаточно скрупулезно и вдумчиво изображает каждую мелочь: и листок, и каплю, и травинку.
  • Данное полотно настолько притягивает взгляд, что кажется живым – пред нашими глазами искрится ручей, огромные валуны наполнены теплом, а стволы сосен, кажется, источают легко ощутимый запах смолы.
  • Иногда кажется, что художник невольно связывает представителей флоры с людьми разных поколений: величественные старые сосны с их мудростью и опытом, старая трухлявая ветка, что упала на землю, подразумевает увядание,  а невысокие деревца являются тем зеленым молодым поколением, которому предстоит еще многое увидеть и узнать.

Вероятно, это действительно так. Ведь картины Шишкина порой подразумевают и переносный смысл: трава не всегда только лишь трава, а кроны не всегда только лишь кроны.

Хотя…  Для обычного человека, возможно, все проще. Но не для творца. Для него лес словно особый мир со своими законами, правилами жизни, а также тайнами и приятными неожиданностями.  Кажется, что кисть мастера заставляет оживать все вокруг – он видит то, что не видят остальные.

Природа на картинах пейзажиста нередко ассоциируется с людским бытом, что делает его холсты еще более интересными, волшебными и чарующими.

Как и в большинстве своих работ, художник умело играет оттенками, светом и тенью. Он остается верен себе – душа и реалистичность, как и прежде, на первом месте.

От «Корабельной рощи» практически невозможно оторвать глаз, а если подобное и удается, то зритель невольно ловит себя на мысли, что возможно, пред ним вовсе не холст, а самая настоящая фотография – настолько живыми кажутся обитатели леса.

Естественно, это далеко не так – но мастерству Шишкина действительно можно позавидовать. Подобных ему мастеров пейзажа достаточно мало, даже в наше время. Сложно сказать, как автор мог настолько реалистично изображать то, что находится в зоне его досягаемости – чудеса да и только!

Светлые краски, густая зелень, приятные взгляду оттенки – вышеупомянутые компоненты делают данное полотно поистине восхитительным!

Сочинение 2

Кто не знает картины русского пейзажиста Ивана Шишкина? «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Среди долины ровныя», «Корабельная роща». Последнее полотно было написано художником незадолго до смерти. Можно с уверенностью сказать, что, рисуя картину, Шишкин применил весь свой опыт. Поэтому это одна из самых красивых, интересных и сложных работ живописца.

Год создания шедевра – 1898 (это год смерти художника). Место, изображённое на картине – сосновый бор близ Елабуги.

Кстати, окрестности Елабуги довольно часто изображались Шишкиным на картинах – это его любимый край, с которым он знаком с детства. Символично, что именно родной край художника изображён на его последней картине.

Полотно довольно большое – 165 на 252 сантиметра, удивительно, что Шишкин успел закончить его.

Сосна – это одно из любимейших деревьев пейзажиста. Она присутствует на большинстве картин Шишкина. Одинокое дерево или сосновая роща – главные герои картин. Так и в «Корабельной роще» художник написал её.

Почему «корабельная»? Потому что сосны на картине крепкие, большие и прямые – именно такие использовались в те времена в кораблестроительстве в качестве досок или мачт. Видны и искривлённые стволы, но это как раз и придаёт «натуральность» изображению.

Так и чувствуется сосновый аромат, глядя на картину.

Рядом с большими деревьями расположились маленькие сосенки – будущие корабельные деревья. На переднем плане небольшая речушка, она вытекает откуда-то из глубины рощи. Воду художник тоже довольно часто изображал на полотнах, не стало исключением и последнее полотно живописца. Вода в ручье коричневая, возможно в ней много железа. Через ручей проходит изгородь, возможно, недалеко живут люди.

На картине солнечный день – могучие великаны отбрасывают тени. Тени не длинные, значит, полдень.  Так и хочется прогуляться там, вдоль ручья на опушке соснового бора. Нет буйства цветов, в основном — это оттенки зелёного и коричневого, но художник так мастерски использует палитру, что картина всё равно яркая, солнечная, живая. Сразу виден сорокалетний опыт.

Полюбоваться полотном можно в Санкт-Петербурге. Последняя работа выдающегося художника стоит этого.

Другие темы:

← Рожь↑ ШишкинЛесные дали →

`

Источник: http://SuperSochinenie.ru/sochineniya/po-kartinam/shishkin/korabelnaya-roshcha

В европе нашли самую старую сосну

Боснийская сосна

Европейские ученые обнаружили на континенте самую старую сосну, которой, по подсчетам специалистов, 1075 лет. Вид дерева – сосна Гельдрейха, или боснийская (Pinus heldreichii). Она растет в горах северной части Греции. Этот район является густозаселенным, а сосны, как правило, в таких условиях не могут долго расти.

Поисками дерева занимались ученые из Майнциского (Германия), Стокгольмского и Аризонского университетов. Сосна была названа в честь древнегреческого божества умирающей и воскресающей каждую весну природы – Адониса.

Рядом с Адонисом есть еще несколько сосен-долгожителей – все они были обнаружены экспедицией в горах Пинд на Балканах.

В мире есть еще более старые сосны – в США некоторым по 3,5-5 тыс. лет. Среди долгожителей также примечательна 2000-летняя маслина, растущая в Иерусалиме на Елеонской горе.

«Если возраст сосны в Греции точный, ее можно считать реликтовой и старейшей на континенте, – комментирует эксперт по лесному хозяйству Михаил Сумин. – В России бывали экземпляры хвойных пород, ель и сосна, по 500-600 лет. Однако, в основном, в зависимости от климатической зоны и состояния почв до 200-300 лет».

________________________________________________________

В Калифорнии рухнула секвойя с тоннелем внутри

Точный возраст дерева, диаметр ствола которого составлял почти 10 метров, специалисты назвать не могут. При этом известно, что возраст похожих секвой в этом парке превышает тысячу лет.

Тайна имени. Как произошли названия деревьев

Названия деревьев часто имеют очень интересную историю происхождения. Нередко они образовываются от фамилии или имени известного человека.

Источник: https://givoyles.ru/novosti/samaya-staraya-sosna/

Сосна. Болезни и вредители, меры борьбы

Главная
Уход за садом
Защита растений
Болезни и вредители хвойных
Сосна. Болезни и вредители, меры борьбы

Источник вредителей и болезней хвойных — в ближайших лесах и парках, а также в привозной почве и самом посадочном материале.

Ослабленное дерево — отличная приманка для многочисленных вредителей и патогенов. Первые быстро отыскивают «слабака» по специфическому запаху и набрасываются на него, чтобы погрызть хвою или внедриться в древесину.

Патогены, вызывающие заболевания, попадают на растение с помощью ветра, дождя, птиц, насекомых и человека.

СОСУЩИЕ ВРЕДИТЕЛИ

Большинство сосущих вредителей Северо-запада — это насекомые: кокциды (щитовки, ложнощитовки, червецы), тли, цикадки, клопы. Кроме того, к этой группе относятся паутинные и галловые клещи. Все они питаются соками растений, тем самым угнетая их и подчас приводя к гибели.

  • На хвое сосны обыкновенной или горной сидят рядами продолговато-яйцевидные, сильно волосистые, сероватые насекомые – ТЛЯ СОСНОВАЯ. Она высасывает соки, от чего хвоя сохнет и опадает. Яйца зимуют на нижней поверхности хвои.

Меры борьбы.  Бороться с тлями можно, смывая их сильной струей чистой воды. Помогает мыльная вода: концы побегов с тлями полощут в ведре с водой, но перед этим надо прикрыть почву, чтобы мыльная масса в большом количестве не попала на корни. Процедуру надо повторить не один раз с промежутком в 6–10 дней. Опрыскивание инсектицидами проводят весной.

  • Хвоя укорачивается и светлеет. Под белым пушком расположены тли длиной около 1мм, темно-красные. Часто тут же находятся ржаво-желтые яйца. Это сосущие насекомые ХЕРМЕСЫ. Вслед за ними на липких сахаристых подтеках поселяются сажистые грибы, портящие внешний вид дерева. Деформированные побеги и хвоя чаще других заражаются грибными инфекциями.
Читайте также:  Когда же замуж, поль гоген - описание картины

Меры борьбы.  Через пух не проникают аэрозоли инсектицидов, поэтому воздействовать на хермес лучше всего через сок растения системными инсектицидами. 

  • Хвоя желтеет и скручивается. На веточках появились мелкие насекомые с белыми волокнистыми щитками на спине, которые защищают их от хищников. Это родственники тлей — ХВОЙНЫЕ ЧЕРВЕЦЫ. В сухие годы  они размножаются в таком количестве, что ветви кажутся покрытыми инеем. Обнаружить этих вредителей можно также на пихтах и елях. Как и все остальные сосущие насекомые,  червецы являются основными переносчиками вирусов.

Меры борьбы. Опрыскивание настоем табака три раза с недельным интервалом. При сильном поражении следует прибегнуть к «системным» инсектицидам, они проникают в сок обработанного растения и на время делают его ядовитым для вредителей.

  • Хвоя засыхает и опадает. Нередко происходит опадение ветвей и гибель растений. Самки и личинки СОСНОВОЙ ЩИТОВКИ питаются соками на хвое и побегах. Щитовки являются трудноискоренимыми вредителями, так как самки развиваются под щитком, а также скрыты под хвоей.

Меры борьбы.  Надеть на стволы ловчие пояса из  мешковины, соломы. На первых стадиях, когда колонии щитовок небольшие, можно просто счистить со стволов щитки зубной щеткой, тупым ножом. Если вредителей много, до распускания почек проводят опрыскивание инсектицидными препаратами.

  • Хвоя по периферии крон желтеет и засыхает, кора растрескивается, сосны хиреют — КЛОП СОСНОВЫЙ ПОДКОРНЫЙ является коварным вредителем молодых сосен, растущих на бедных песчаных почвах. Вредны как взрослые клопы, так и их личинки. Рано весной, когда вокруг еще лежит снег, плоские мелкие бескрылые клопики выходят с мест зимовки из приствольных кругов и поднимаются по стволам. Добравшись до участков с пластинчатой корой, они забираются под пластинки и сосут соки все лето и осень. С наступлением холодов взрослые клопы и личинки снова уходят на зимовку. Одно поколение вредителя развивается 2 года.

Меры борьбы. Клеевые пояса. Обработка насаждений осенью и ранней весной инсектицидами во время миграции клопов по стволу. Привлекать в сад естественных врагов клопов: это жуки-наездники, рыжие муравьи, поползни, пищухи, малые пёстрые дятлы.

  • Ветви молодых сосен покрываются липкой паутиной, хвоя впоследствии погибает и осыпается. ПАУТИННЫЕ КЛЕЩИ распространяются в сухую жаркую погоду.

Меры борьбы. Профилактически опрыскивать растения холодной водой для повышения влажности. Обрезка поврежденных побегов. Опрыскивание  настоями и отварами  инсектицидных растений. Обрабатывать хвою препаратами, содержащими коллоидную серу. Если же пораженный участок занимает значительную площадь, то примените акарициды.

ХВОЕГРУЗУЩИЕ ВРЕДИТЕЛИ

  • В кронах сосен издали можно заметить желтые пятна, вблизи видно, что хвоя обкусана с боков, скрутилась и пожелтела. Это РЫЖИЙ СОСНОВЫЙ ПИЛИЛЬЩИК. Он проникает в сады из окружающих лесов. Грязно-зеленые личинки с черными плоскими головами держатся группами, при малейшей опасности делают отпугивающие резкие движения передней частью тела. Личинки уничтожают только старую хвою, поэтому полного оголения крон не происходит, они выглядят ажурными, так как концы побегов остаются охвоенными.

Меры борьбы. Перекапывать приствольные круги. Уничтожать гнезда и личинок при низкой численности вредителя. Опрыскивание  настоями и отварами  инсектицидных растений.

Опрыскивание инсектицидными препаратами.

  • На больших сосновых массивах за короткое время съедается вся хвоя гусеницами СОСНОВОГО ШЕЛКОПРЯДА. Это один из самых серьезных вредителей чистых сосновых насаждений, способный вызывать их гибель на больших площадях. Если рядом с вашим участком сосновый лес, вредитель может перейти и на ваши сосенки. Чаще всего поражает сосну обыкновенную, которая является его основной кормовой породой. На других хвойных встречаются очень редко.

Меры борьбы. Опрыскивание инсектицидными препаратами.

Меры борьбы.  Если повреждений немного, пораженные почки и побеги удаляют с дерева и сжигают. В случае массового поражения в конце апреля опрыскивают инсектицидными препаратами.

  • Объедена хвоя и почки многочисленными гусеницами СОСНОВОЙ ПЯДЕНИЦЫ, бабочки, которая откладывает яйца рядами на старую хвою. Это вредитель сосны обыкновенной, иногда повреждает ель и кедр. В конце июня появляются гусеницы и кормятся в кронах до конца сентября или октября. При этом сосне грозит усыхание. Окукливаются в почве.

Меры борьбы.  Перекапывание поздней осенью приствольных кругов для уничтожения куколок. Опрыскивания против молодых гусениц инсектицидными и биопрепаратами.

  • Обгрызены майские побеги и почки, молодая хвоя, что приводит насаждения к усыханию, особенно в засуху. СОСНОВАЯ СОВКА, несмотря на короткий период пребывания в стадии гусеницы, является серьезным вредителем сосновых насаждений. Поврежденные совкой насаждения заселяются стволовыми вредителями, ускоряющими их гибель.

Меры борьбы.  Пищевые приманки с бродильными добавками. Эти приманки хороши тем, что действуют все лето. При перекопке или рыхлении уничтожение коричневых куколок. Обработка насаждений инсектицидными и биопрепаратами в период распускания почек.

  • Хвоинки оплетены паутиной и за счет этого держатся на дереве. При порывах ветра хвоя облетает, и крона оголяется. Малюсенькие гусенички минируют хвоинки, делая круглые отверстия в основании хвои. СОСНОВАЯ МИНИРУЮЩАЯ МОЛЬ вредит соснам. Диагностировать бывает сложно, если не потрогать хвою руками.

Меры борьбы. Пораженные побеги надо многократно обработать раствором жидкого мыла или удалить. Сухую хвою можно счесать маленькими веерными граблями, постелив под деревом полиэтилен или другой материал, и собранную хвою сжечь. При большом распространении вредителя применять пестициды системного действия, которые проникают в растительную ткань и переносятся по сосудам по всему растению.

ВРЕДИТЕЛИ, ПОВРЕЖДАЮЩИЕ ШИШКИ

  • В июне-июле, обычно по вечерам происходит лет бабочек. Это ШИШКОВАЯ ОГНЕВКА, гусеницы которой  грызут шишки и выедают семена. На поверхности шишек висит буроватая масса экскрементов, местами натеки смолы. Шишковая огневка заселяет шишки корейской кедровой сосны, обыкновенной, восточной и сибирской ели, кавказской пихты, сибирской лиственницы. Это один из главнейших вредителей семян хвойных пород.

Меры борьбы.

 Обработка системными инсектицидами в период выхода гусениц.

  • В мае-июне происходит лёт жуков. СМОЛЁВКА ШИШКОВАЯ – жук-долгоносик, развивается в шишках сосны. Вначале жуки питаются на однолетних шишках, выгрызая мякоть их чешуек.  Уколами хоботка они вызывают истечение живицы, затем самки откладывают в шишку несколько яиц. За месяц личинки сильно разрушают внутреннюю часть шишек и здесь же окукливаются. При массовом повреждении шишек урожай семян снижается более чем вдвое. В неурожайные годы смолевка может откладывать яйца на майские побеги молодых сосен. В этом случае личинки развиваются внутри побегов и вызывают их усыхание.

Меры борьбы. Если дерево небольшое, то ночью можете осветить его фонарем, потрясти и собрать всех жучков на расстеленную подстилку.

ПОДКОРОВЫЕ И СТВОЛОВЫЕ ВРЕДИТЕЛИ

В большинстве случаев короеды живут под корой, прокладывая ходы, задевающие луб и заболонь, короеды-древесинники делают ходы в древесине. Лет разных видов короедов происходит с апреля до июня.

Заселенное короедами дерево спасти удается крайне редко, а если жуки заселили его по всей окружности ствола, то единственная мера — срочное уничтожение дерева, пока молодое поколение жуков не вышло из-под коры. На участках, где растут деревья, не должно быть неокоренных бревен или досок с остатками коры.

Именно на них поселяются вредители, а потом переходят на живые деревья.  Борьбу с короедом при помощи феромонных ловушек на садовом участке проводить нельзя, так как ловушки привлекут жуков со всех окружающих лесных насаждений.

  • На стволе образуется смоляная воронка. Если аккуратно ее снять, можно увидеть входное отверстие в ствол. Под кронами деревьев лежат молодые побеги. Внутри такие побеги пустые, а иногда там находится и сам жук, который выедает сердцевину побега. В нижней части ствола ползают жуки, на стволе и под деревом буровая мука; постоянно светлеющая, а позже желтеющая и опадающая хвоя, матовый цвет коры (по сравнению с глянцевой корой здоровых сосен). Это БОЛЬШОЙ и МАЛЫЙ СОСНОВЫЙ ЛУБОЕД. Они заселяют сосны в нижней и средней частях ствола. Их называют садовниками или стригунами — они как бы стригут кроны. Ослабив дерево, лубоеды заселяют его. Если у вас на участке растут старые сосны, внимательно следите за их состоянием. 
  • По стволу ползают жуки, их отличительная особенность — вытянутое тело и характерные для этих насекомых усы, которые могут закидываться на спину. СОСНОВЫЙ УСАЧ внедряется в ствол дерева и делает там многочисленные ходы. Усачи при откладке яиц оставляют на коре характерные засечки, как если бы на кору надавили ногтем. Обычно усач попадает к нам из питомников вместе с зараженным посадочным материалом.
  • Жуки темно-синего цвета с металлическим блеском, длина тела до 13 мм. Иногда можно увидеть личинок, они  белые, с бурой головой, плоские, безногие, длиной до 25 мм. Это СОСНОВАЯ ЗЛАТКА. Личинки вгрызаются в кору и проделывают под ней извилистые ходы, заполненные бурыми экскрементами. Зимует в стадии личинки под корой, или в древесине. В результате кора отмирает. При сильном повреждении деревья погибают.
  • Весной масса жуков устремляются на сосновый молодняк. Выгрызая участки коры на молодых побегах, они могут полностью погубить молодые деревца. Это ЖУК-ДОЛГОНОСИК или СОСНОВЫЙ СЛОНИК —  достигает в длину 10-12 мм, бурый с неясным светлым рисунком из желтоватых чешуек, образующих две поперечные полосы на надкрыльях.
  • На стволиках сосны небольшие отверстия, через которое выделяется смола. Это СМОЛЕВКА ТОЧЕЧНАЯ − во время питания жук погружает хоботок в глубокие слои коры. Личинки смолевок, в отличие от личинок большого соснового слоника, развиваются хотя и на слабых, но вполне жизнеспособных деревьях, приводя их к гибели. Они выгрызают в коре расширяющиеся ходы, заканчивающиеся камерой, где личинка окукливается.

Меры борьбы.  От короедов и лубоедов необходимо оберегать первые два-три года все свежие посадки сосен так как, когда они уже находятся под корой, дерево удается спасти в редких случаях.

Для уничтожения зимующих жуков обрабатывают нижнюю часть стволов и подстилку вокруг дерева инсектицидами. В период вылета жуков (июне — июле) опрыскивают кроны деревьев контактными инсектицидами.

Если обнаружили буровую муку, удалите ножом кору в месте её появления и соскребите белых личинок, поедающих камбий.

БОЛЕЗНИ СОСНЫ

Сосны, как и все хвойные, страдают больше от неинфекционных заболеваний, вызванных неблагоприятными условиями окружающей среды, и ошибок садоводов при посадке и уходе.

  • Посадка с сильным ЗАГЛУБЛЕНИЕМ.
  • Пожелтение хвои, в большинстве случаев причиной является недостаток питательных веществ.
  • СИЛЬНЫЕ МОРОЗЫ могут повредить молодым посадкам.
  • Тяжелая масса СНЕГА приводит к облому ветвей.

Сосны обладают определенным иммунитетом к инфекционным заболеваниям, хотя при некоторых условиях страдают от них достаточно сильно. Однако стойкость к болезням повышается по мере взросления растения.

И, наоборот, снижается при старении дерева или воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды (например, стройка). Распространенные болезни сосны вызваны грибами.

Грибные болезни провоцируют плотная посадка, недостаток освещенности и избыток влаги в воздухе и почве.

  • На хвоинках в нижней части кроны появляются оранжевые пузырьки, наполненные спорами. Это РЖАВЧИНА. Некоторые формы ржавчинных грибов имеют сложные циклы развития, которые проходят на двух разных растениях. Например, ржавчина черной смородины и крыжовника развивается на сибирском кедре и веймутовой сосне.

Меры борьбы.  Рядом не должны расти смородина и крыжовник, являющиеся промежуточным хозяином. Если в предыдущие годы наблюдались симптомы ржавчины, то необходимо проводить профилактическую обработку кроны, особенно при избыточной влажности. Для этого используют медьсодержащие препараты.

  • На хвое и молодых побегах появляются золотисто-желтого цвета продолговатые вздутия. Побег искривляется, принимая форму английской буквы S. На нем появляются ранки, они затекают смолой. СОСНОВЫЙ ВЕРТУН — заболевание сосны, вызываемое ржавчинным грибом. Заражаются молодые сосны. Гриб зимует в коре дерева и развивается на листьях тополя и осины.

Меры борьбы.  Помогает применение иммуностимуляторов и микроудобрений, уборка и сжигание опавшей листвы. Опрыскивание системными фунгицидами или инъекции в ствол дерева.

  • На ветвях и стволах сосны кедровой и особенно часто на с. Веймутова растрескивается кора, из трещин появляются оранжево-желтые пузырьки, наполненные спорами. После спороношения остаются некрозные раны с обильным смолотечением. Это хроническое заболевание РЖАВЧИННЫЙ РАК (смоляной рак серянка), приводящее чаще всего к гибели дерева, особенно если повреждены стволы.

Меры борьбы.  В некоторых случаях на начальной стадии заболевания лечение дает положительный результат. Необходимо тщательно очистить рану до здоровой ткани, обработать ее крепким (3–5%-м) раствором медного купороса и наложить защитный состав. Пораженные инфекцией ветки обрезают и срезы дезинфицируют.

  • На побегах сосны отмирает верхушечная почка, погибшая хвоя повисает, повреждается значительная часть побега, и впоследствии заболевание охватывает всю ветку. Это СКЛЕРОДЕРРИОЗ, или «зонтичная болезнь». Часто встречается на кедровой, веймутовой и горной соснах. Во влажные сезоны, особенно во время затяжной теплой осени, заболевание может быстро прогрессировать, если не следить за состоянием кроны и не проводить вовремя обрезку.

Меры борьбы.  Необходимо проводить санитарную обрезку отмерших побегов до живой почки и повторять ее в течение всего сезона.

  • На молодых растениях (до 8- летнего возраста) сразу после схода снега хвоя приобретает красно- бурую окраску. На пораженных хвоинках образуются черные точки — спороношение гриба. Это ШЮТТЕ, грибное заболевание. Ранней весной на хвое появился белый налет — СНЕЖНОЕ ШЮТТЕ. Поражает разные виды сосны, ели, можжевельника, пихты, лиственницы. При массовом поражении возможна гибель сеянцев и саженцев.

Меры борьбы.  Уборка опавшей хвои — источника инфекции. Опрыскивание саженцев медьсодержащими препаратами и фунгицидами не менее двух раз — в мае и во второй половине лета.

  • Отмирание коры, ветвей, пожелтение и усыхание коры. На отмерших побегах группами образуются грибные высыпания. Это НЕКРОЗ КОРЫ сосны. Болезнь развивается, как правило, на фоне ослабления засухами, морозами, повреждения животными и т.д. Заражение происходит в конце лета – начале осени, а первые симптомы обнаруживаются весной.

Меры борьбы.  Соблюдение агротехники. Опрыскивание саженцев медьсодержащими препаратами и системными фунгицидами не менее двух раз — в мае и во второй половине лета. Перед опрыскиванием снять грибы тампоном, смоченным фунгицидом. Санитарная обрезка отмерших побегов до живой почки в течение всего сезона. Нужны обработки фунгицидами 3 раза за сезон — весной, в начале лета и осенью.

© Сады Северо-Запада.
Это экологический проект.
Помогите ему стать доступным каждому.
При цитировании помещайте активную ссылку

http://sadsevzap.ru

Источник: http://sadsevzap.ru/uxod-za-sadom/zashhita-rastenij/bolezni-i-vrediteli-xvojnyix/sosna.-bolezni-i-vrediteli-meryi-borbyi.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector